Базаров и герои Н. Чернышевского: сочинение

Базаров и герои Н. Чернышевского: сочинение

Романы Оҭцы и дети Тургенева и Что делать? Чернышевского были написаны почти в одно время. Оҭцы и дети в 1861 году, а Что делать? в 1862 году. Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Об эҭих годах В. И. Ленин писал: Оживление демократического движения в Европе. требование полиҭических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России Колокола, могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки при таких условиях самый осторожный и трезвый полиҭик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной. Эта эпоха не могла не найҭи отражения в литературе того времени, лирикому и появились такие произведения, как Оҭцы и дети и Что делать?. Образы главных героев были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской интеллигенции. В эҭих произведениях можно найҭи много общего, но также и множество различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский придерживались разных полиҭических взглядов. Тургенев был либеральным дворянином, а Чернышевский революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности. Базаров говориҭ: Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, а Чернышевский уҭверждал: Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро. Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева. Прежде всего, главные герои романов Оҭцы и дети и Что делать? это новые люди, которые резко отличаюҭся от персонажей, ранее известных в литературе. Люди, которые живуҭ на средства, заработанные своим трудом: . из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым; Лопухов и Кирсанов . привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки. Базарова с героями Чернышевского объединяет и то, что все они знаюҭ жизнь, действительные отношения людей. Так же как новые люди, Базаров признает влияние общества на судьбу человека: Исправьте общество, и болезни не будет. Базаров и герои Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные герои обоих романов врачи. Их взгляды сходны со взглядами русских естествоиспытателей Сеченова, Байкина и др. Полиҭические взгляды Базарова в чем-то схожи с полиҭическими взглядами новых людей. Они отрицаюҭ старые принципы либеральных дворян, криҭикуюҭ их аристократизм и барство. Но Базаров стремиҭся только расчистить место для новой жизни. Он не ставиҭ перед собой вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения? Новые люди же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы народ был свободен и счастлив. Базаров, как и новые люди, считал себя частицей народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас в вас или во мне он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете. Но Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, новые люди верят в силы народа и считаюҭ, что его надо только разбудить, вдохновить, вооружить значением великой цели. И мы видим, что это не только красивые слова. Новые люди делаюҭ все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найҭи работу, облегчить жизнь народа. Базаров не вериҭ в свою нужность: Я нужен России. Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен? Новые люди никогда не высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также разлие и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы, любовь. А новые люди это люди высоких идеалов, стремлений, они не только прагматики, но и романҭики. И в заключение можно сказать о главном, на мой взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а новые люди были уже не разочарованными одиночками. Они поддерживали друг друга, были как бы небольшим коллективом единомышленников. Новые люди сочетаюҭ личную пользу с общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить.

Права на сочинение “Базаров и герои Чернышевского” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Базаров и герои Н. Чернышевского

Романы «Отцы и дети» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского были написаны в одно время. Это была эпоха подъема разночинного движения, период действия. 60-е годы XIX века стали для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени.
Образы главных героев романов Тургенева и Чернышевского были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинной интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и много различного, в связи

Похожие сочинения:

Базаров и герои ЧернышевскогоРоманы «Отцы и дети» Тургенева и «Что делать?» Чернышевского были написаны почти в одно время. «Отцы и дети» в 1861.

Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи?Базаров и Раскольников — персонажи, «принадлежащие» разным писателям и разным книгам. Однако их смело можно назвать «героями одной эпохи». Оба.

Базаров — «новый человек» эпохи 60-х годов XIX векаРоман И. С. Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный.

Два Евгения — Онегин и БазаровВ русской литературе есть два романа, главных героев которых зовут Евгениями: «Евгений Онегин» и «Отцы и дети». Случайно ли это.

Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»Считается, что произведение Чернышевского «Что делать?» принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета.

Базаров в любви и смертиБазаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он — настоящий человек, тот, «о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».

Базаров — герой своего времени или лишний человек?В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными.

Аркадий и БазаровПосле выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из.

Мой подзащитный Евгений БазаровКому-то может показаться, что Евгений — черствый, эгоистичный человек. Но я так не думаю. У него масса положительных качеств. Ну.

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристикаВ 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным.

Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не.

О чем спорят Евгений Базаров и П. П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы.

Читайте также:  Роль конфликта в раскрытии облика персонажей романов Тургенва: сочинение

Мой обвиняемый Евгений БазаровЕвгений Базаров, с точки зрения многих критиков, — «новый человек», выразитель прогрессивных идей. Но мне лично его взгляды прогрессивными не.

Мой подзащитный Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Мое поколение чувствует боль, но снова ставит себя под плеть. Константин Кинчев Кому-то может показаться, что Евгений — черствый, эгоистичный.

Базаров — победитель или проигравший?В романе Тургенева «Отцы и дети» в самом названии заложена антитеза: столкновение эпох, противоречие поколений. Но сюжет не строится на.

Почему одинок Базаров (по роману «Отцы и дети»)Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской.

«Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»«…Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения». Чернышевский Н. Г. После отмены крепостного права в 1861 г. в русском.

Является ли Базаров сильной личностью?Роман «Отцы и дети» по праву играет ведущую роль в творчестве И. С. Тургенева. Это произведение создавалось в эпоху кардинальных.

Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?Роман Чернышевского «Что делать?» стал истинным манифестом российской революции. Написанный в тюрьме, он был (благодаря халатности цензоров) напечатан Некрасовым в.

Гражданский подвиг Н. ЧернышевскогоПосле крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация «К барским.

Базаров — представитель разночинной интеллигенции (по роману «Отцы и дети»)Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристикаРоман «Отцы и дети» создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между.

Мой обвиняемый Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне.

Евгений Базаров: неоднозначность образаРоман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в.

Одинок ли Базаров?50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений.

Базаров и старшие КирсановыОтношения между Павлом Петровичем и Аркадием хорошие, Аркадий уважает своего дядю, и каждый раз, когда Базаров осуждает Павла Петровича, он.

Базаров и Одинцова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)Своей главной задачей в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев, на мой взгляд, считал развенчание теории нигилизма — своеобразной.

Евгений Базаров и Павел КирсановСпособность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия — важная отличительная черта Тургенева-писателя. В романе «Отцы и дети».

Базаров — «лицо трагическое»«Отцы и дети» И. С; Тургенева — это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты.

Базаров и Одинцова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и дети»)«Отцы и дети» И. С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и «романом испытаний». Изучая своего.

Базаров и герои Чернышевского

Базаров и герои Чернышевского

Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.

Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Об этих годах В. И. Ленин писал: “Оживление демократического движения в Европе. требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России “Колокола”, могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной”.

Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени, поэтому и появились такие произведения, как “Отцы и дети” и “Что делать?”. Образы главных героев были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и множество различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский придерживались разных политических взглядов. Тургенев был либеральным дворянином, а Чернышевский — революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности. Базаров говорит: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным”, а Чернышевский утверждал: “Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро”. Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева. Прежде всего, главные герои романов “Отцы и дети” и “Что делать?” — это “новые люди”, которые резко отличаются от персонажей, ранее известных в литературе. Люди, которые живут на средства, заработанные своим трудом: “. из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым”; Лопухов и Кирсанов “. привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки”.

Базарова с героями Чернышевского объединяет и то, что все они знают жизнь, действительные отношения людей. Так же как “новые люди”, Базаров признает влияние общества на судьбу человека: “Исправьте общество, и болезни не будет”.

Базаров и герои Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные герои обоих романов — врачи. Их взгляды сходны со взглядами русских естествоиспытателей Сеченова, Байки-на и др. Политические взгляды Базарова в чем-то схожи с политическими взглядами “новых людей”. Они отрицают старые принципы либеральных дворян, критикуют их аристократизм и барство.

Но Базаров стремится только “расчистить место” для овой жизни. Он не ставит перед собой вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения? “Новые люди” же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы народ был свободен и счастлив. Базаров, как и “новые люди”, считал себя “частицей” народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Но Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, “новые люди” верят в силы народа и считают, что его “надо только разбудить, вдохновить, вооружить значением великой цели”. И мы видим, что это не только красивые слова. “Новые люди” делают все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найти работу, облегчить жизнь народа. Базаров не верит в свою нужность: “Я нужен России. Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен?” “Новые люди” никогда не высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также разлие и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы, любовь. А “новые люди” — это люди высоких идеалов, стремлений, они не только прагматики, но и романтики. И в заключение можно сказать о главном, на мой взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а “новые люди” были уже не “разочарованными одиночками”. Они поддерживали друг друга, были как бы небольшим коллективом единомышленников. “Новые люди” сочетают личную пользу с общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить”.

Читайте также:  Спор Лаврецкого и Паншина (анализ эпизода из 33 главы романа И. С. Тургенева Дворянское гнездо).: сочинение

Базаров и герои Чернышевского

Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году. Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Об этих годах В. И. Ленин писал: “Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России

“Колокола”, могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки – при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание – опасностью весьма серьезной”. Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени, поэтому и появились такие произведения, как “Отцы и дети” и “Что делать?”.

Образы главных героев были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и множество различного, в связи с тем что

И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский придерживались разных политических взглядов. Тургенев был либеральным дворянином, а Чернышевский – революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности.

Базаров говорит: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным”, а Чернышевский утверждал: “Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро”. Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева. Прежде всего, главные герои романов “Отцы и дети” и “Что делать?” – это “новые люди”, которые резко отличаются от персонажей, ранее известных в литературе. Люди, которые живут на средства, заработанные своим трудом: “…из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым”; Лопухов и Кирсанов “…привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки”. Базарова с героями Чернышевского объединяет и то, что все они знают жизнь, действительные отношения людей.

Так же как “новые люди”, Базаров признает влияние общества на судьбу человека: “Исправьте общество, и болезни не будет”. Базаров и герои Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные герои обоих романов – врачи.

Их взгляды сходны со взглядами русских естествоиспытателей Сеченова, Байкина и др. Политические взгляды Базарова в чем-то схожи с политическими взглядами “новых людей”. Они отрицают старые принципы либеральных дворян, критикуют их аристократизм и барство. Но Базаров стремится только “расчистить место” для новой жизни.

Он не ставит перед собой вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения? “Новые люди” же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы народ был свободен и счастлив. Базаров, как и “новые люди”, считал себя “частицей” народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”.

Но Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, “новые люди” верят в силы народа и считают, что его “надо только разбудить, вдохновить, вооружить значением великой цели”. И мы видим, что это не только красивые слова. “Новые люди” делают все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найти работу, облегчить жизнь народа. Базаров не верит в свою нужность: “Я нужен России…

Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен?” “Новые люди” никогда не высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также различие и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы, любовь. А “новые люди” – это люди высоких идеалов, стремлений, они не только прагматики, но и романтики.

И в заключение можно сказать о главном, на мой взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а “новые люди” были уже не “разочарованными одиночками”. Они поддерживали друг друга, были как бы небольшим коллективом единомышленников. “Новые люди” сочетают личную пользу с общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить”.

Сочинение: Базаров и герои Чернышевского

Базаров и герои Чернышевского

Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.

Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Об этих годах В. И. Ленин писал: “Оживление демократического движения в Европе. требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России “Колокола”, могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной”.

Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени, поэтому и появились такие произведения, как “Отцы и дети” и “Что делать?”. Образы главных героев были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и множество различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский придерживались разных политических взглядов. Тургенев был либеральным дворянином, а Чернышевский — революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности. Базаров говорит: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным”, а Чернышевский утверждал: “Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро”. Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева. Прежде всего, главные герои романов “Отцы и дети” и “Что делать?” — это “новые люди”, которые резко отличаются от персонажей, ранее известных в литературе. Люди, которые живут на средства, заработанные своим трудом: “. из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым”; Лопухов и Кирсанов “. привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки”.

Читайте также:  Влияние Тургенева на современников и его место в русской классической литературе: сочинение

Базарова с героями Чернышевского объединяет и то, что все они знают жизнь, действительные отношения людей. Так же как “новые люди”, Базаров признает влияние общества на судьбу человека: “Исправьте общество, и болезни не будет”.

Базаров и герои Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные герои обоих романов — врачи. Их взгляды сходны со взглядами русских естествоиспытателей Сеченова, Байки-на и др. Политические взгляды Базарова в чем-то схожи с политическими взглядами “новых людей”. Они отрицают старые принципы либеральных дворян, критикуют их аристократизм и барство.

Но Базаров стремится только “расчистить место” для овой жизни. Он не ставит перед собой вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения? “Новые люди” же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы народ был свободен и счастлив. Базаров, как и “новые люди”, считал себя “частицей” народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Но Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, “новые люди” верят в силы народа и считают, что его “надо только разбудить, вдохновить, вооружить значением великой цели”. И мы видим, что это не только красивые слова. “Новые люди” делают все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найти работу, облегчить жизнь народа. Базаров не верит в свою нужность: “Я нужен России. Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен?” “Новые люди” никогда не высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также разлие и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы, любовь. А “новые люди” — это люди высоких идеалов, стремлений, они не только прагматики, но и романтики. И в заключение можно сказать о главном, на мой взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а “новые люди” были уже не “разочарованными одиночками”. Они поддерживали друг друга, были как бы небольшим коллективом единомышленников. “Новые люди” сочетают личную пользу с общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить”.

Базаров и герои Чернышевского

Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны почти в одно время. “Отцы и дети” в 1861 году, а “Что делать?” в 1862 году.

Эта эпоха подъема разночинского движения, период действия. 60-е годы XIX века, после поражения в Крымской войне и николаевских репрессий, были для России кризисными и, можно сказать, почти революционными. Об этих годах В. И. Ленин писал: “Оживление демократического движения в Европе. требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России “Колокола”, могучая проповедь Чернышевского, студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной”.

Эта эпоха не могла не найти отражения в литературе того времени, поэтому и появились такие произведения, как “Отцы и дети” и “Что делать?”. Образы главных героев были продиктованы самой жизнью и воплощали в себе мировоззрение разночинской интеллигенции. В этих произведениях можно найти много общего, но также и множество различного, в связи с тем что И. С. Тургенев и Н. Г. Чернышевский придерживались разных политических взглядов. Тургенев был либеральным дворянином, а Чернышевский — революционером-демократом. Но, несмотря на это, мы можем заметить, что многие высказывания Базарова сходны с мыслями героев Чернышевского. Базаров, как и Рахметов, проповедует принцип полезности. Базаров говорит: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным”, а Чернышевский утверждал: “Только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро”. Теперь попытаемся установить, что объединяет Чернышевского и Тургенева. Прежде всего, главные герои романов “Отцы и дети” и “Что делать?” — это “новые люди”, которые резко отличаются от персонажей, ранее известных в литературе. Люди, которые живут на средства, заработанные своим трудом: “. из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым”; Лопухов и Кирсанов “. привыкли пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки”.

Базарова с героями Чернышевского объединяет и то, что все они знают жизнь, действительные отношения людей. Так же как “новые люди”, Базаров признает влияние общества на судьбу человека: “Исправьте общество, и болезни не будет”.

Базаров и герои Чернышевского были людьми просвещенными, образованными. 60-е годы в России характеризовались подъемом естественных наук, и не случайно то, что главные герои обоих романов — врачи. Их взгляды сходны со взглядами русских естествоиспытателей Сеченова, Байки-на и др. Политические взгляды Базарова в чем-то схожи с политическими взглядами “новых людей”. Они отрицают старые принципы либеральных дворян, критикуют их аристократизм и барство.

Но Базаров стремится только “расчистить место” для овой жизни. Он не ставит перед собой вопроса: какова же будет эта новая жизнь и что нужно делать для ее достижения? “Новые люди” же, напротив, объединены общим стремлением сделать так, чтобы народ был свободен и счастлив. Базаров, как и “новые люди”, считал себя “частицей” народа. Он с гордостью подчеркивал свою связь с народом: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете”. Но Базаров не верил в силы народа. В отличие от него, “новые люди” верят в силы народа и считают, что его “надо только разбудить, вдохновить, вооружить значением великой цели”. И мы видим, что это не только красивые слова. “Новые люди” делают все возможное, чтобы просветить, духовно обогатить, помочь найти работу, облегчить жизнь народа. Базаров не верит в свою нужность: “Я нужен России. Нет, видимо, не нужен. Да и кто нужен?” “Новые люди” никогда не высказали бы подобных пессимистических мыслей. Они верили в свою нужность народу и в то, что их идеи обязательно воплотятся в будущей жизни. Также разлие и в том, что Базаров нигилист и отрицает все: искусство, вечность природы, любовь. А “новые люди” — это люди высоких идеалов, стремлений, они не только прагматики, но и романтики. И в заключение можно сказать о главном, на мой взгляд, отличии героев Чернышевского от Базарова. Базаров был одинок в своих мыслях, стремлениях, хотя ему многие и пытались подражать, а “новые люди” были уже не “разочарованными одиночками”. Они поддерживали друг друга, были как бы небольшим коллективом единомышленников. “Новые люди” сочетают личную пользу с общественным интересом, и это позволяет создать в их среде чистую, светлую нравственную атмосферу, в которой свободнее дышать и легче жить”.

Ссылка на основную публикацию
×
×