Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, том 1, часть 1, глава 16): сочинение

Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

«Война и мир» – русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов.

Путь Пьера – это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества того времени. Без образа Бориса Друбецкого облик молодого поколения эпохи правления Александра 1 был бы не полон. Если в Пьере раскрыты типичные черты той среды, из которой вышли декабристы, то в Борисе Друбецком воплощен облик той части дворянской молодежи первой четверти века, которую Герцен назвал «дрянью Александровского поколения». Борис был участником войны 1812 года, но положительно на него это не повлияло. Не случайно он впоследствии оказывается в окружении злейшего врага Кутузова – Багратиона.

В романе показаны различия и расхождения между теми, кто был «дрянью Александровского поколения» и прославленными людьми 1812 года.

Сцена встречи Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого больного графа Безухова расположена почти в самом начале романа-эпопеи. К этому моменту мы знаем сравнительно немного о героях этого эпизода, однако уже известные сведения дают некоторое представление о личности каждого из них. Мы знаем Пьера как доброго, искреннего и справедливого, но многое не понимающего в жизни, слабохарактерного, наивного человека. Достаточно вспомнить гулянку у Анатоля Курагина и ее последствия! После этого события Безухов был выслан в Москву за буйство: он участвовал в связывании квартального с медведем. Высланный в столицу, Пьер приезжает в дом своего больного отца. Близкая смерть Безухова-старшего вызвала в светском обществе не сочувствие, а множество сплетен. Все суетились, пытаясь угадать, кому же старый граф оставит свое состояние.

Борис Друбецкой – сын бедной родственницы Ростовых, княгини Анны Михайловны Друбецкой. Борис с детских лет чувствует горечь оттого, что они с матерью бедны, вынуждены жить за чужой счет. Еще мальчиком он готовит себя к тому, что в жизни нужно достичь каких-то целей, сделать карьеру. Его никто не унижал, но он чувствовал себя униженным. В трудном положении ему оставалось только одно: сохранять спокойствие и выдержку, терпеть унизительные хлопоты матери и мечтать о том часе, когда он будет покровительственно смотреть на тех, кто сейчас оказывает ему «благотворительность». Борис горд, но его гордость порождена самолюбием и эгоизмом.

Вместе с матерью Борис приезжает в дом старого графа. Анна Михайловна изо всех сил и любыми возможными путями пытается добиться части наследства Безухова. В доме и происходит встреча Бориса и Пьера.

Безухов-младший в своей комнате выносит приговор Пииту, воображая себя Наполеоном. Пьер не помнит Бориса, ведь он видел его в последний раз четырнадцатилетним мальчиком. И в самом деле, Друбецкой изменился с их последней встречи: стал стройным и красивым офицером. Пьер со свойственной ему быстротой и радушной манерой взял Бориса за руку и дружелюбно улыбнулся. Дальнейшее поведение героев раскрывает основные черты их характеров.

Пьер, как и в большинстве случаев, начинает все путать и сбиваться. Услышав о графе Ростове, он радостно «вспомнил» Бориса: «Так вы его сын, Илья…». На самом деле Ильей зовут самого графа, а его сына – Николаем. Пьер смущен и оттого, что не вспомнил Бориса, и от путаницы, он «замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него». Такое поведение говорит о непосредственности и открытости Безухова.

Борис не испытывает ни малейшего смущения и не торопится представляться. Он разговаривает спокойно, смело и несколько насмешливо, ведь Пьер не «князь Василий», и здесь не нужна почтительность. Эта беседа между героями сыграла очень важную роль в жизни Бориса. Первыми шагами в своей карьере он, в конечном счете, будет обязан Пьеру и этой встрече. Но думал ли об этом Друбецкой в комнате Безухова? Для него Пьер не является таким человеком, говоря с которым, нужно специально обдумывать каждое слово и свое поведение. Борис естественен, искренен, он идет «напролом», говорит четко и ясно, прямо глядя в глаза собеседнику. Спокойно и невозмутимо гость сообщает Пьеру, что они с матерью не претендуют на наследство графа, хотя сам знает, что Анна Михайловна только ради денег беспокоится о больном Безухове.

Гордость и самолюбие Бориса наконец-то удовлетворены. Он сказал те слова, которые хотел бы произнести при матери, при Ростовых, при князе Василии, но там нельзя, а здесь – можно, и он достаточно благоразумен, чтобы понимать это. Вместе с тем, Борис осознает, что только этим гордым и независимым заявлением можно завоевать расположение Пьера, который в недалеком будущем получит по наследству титул графа. В этом проявляется расчетливость и дальновидность Бориса.

Позже, в третьей части 1 тома, мы узнаем, что Друбецкой во время похода познакомился со многими «нужными» людьми, которые могли бы быть ему полезными, и через рекомендательное письмо от Пьера познакомился с князем Андреем Болконским, надеясь с его помощью получить место в штабе главнокомандующего.

В разговоре, который описан в начале романа, виден характер Пьера, но не Бориса. Безухову неловко за своего собеседника, как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Простоватый и доверчивый Пьер почувствовал «беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним». Вот таков был результат разговора Пьера и Бориса. То, чего не могла добиться унижениями и настойчивостью Анна Михайловна, было достигнуто ее сыном без унижений и труда. Борис – спокойный и благоразумный человек, знающий, какое слово надо сказать в нужном месте и в нужное время. Таким он пройдет через весь роман. Но, к сожалению, практичный ум, гордыня и карьеризм – это все, что есть у Бориса.

В этом эпизоде говорится о двух людях, воплощающих собой два мира: честный и бесчестный. У каждого из них своя жизнь: путь Пьера будет полон ошибок, заблуждений и разочарований, но всегда он будет искать истину, добро и справедливость. Борис же будет искать карьеру, положение, деньги – и он добьется всего этого. Однако еще в детстве он был открытым и искренним мальчиком, который впоследствии утерял простое, естественное счастье, способность любить. Главными ценностями для него останутся чины, поместья, ордена. Человеколюбию и простоте не останется места среди корысти и самолюбия.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16)

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Встреча Бориса Трубецкого и Пьера в доме старого графа Безухова. (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы 19 века. Огромное произведение, запечатлевшее переломный момент в жизни русского общества, народа, поставило множество проблем: общественно – политических, нравственных, исторических, философских. Писателю удалось воссоздать подлинную атмосферу начала 19 века, показать настоящее лицо светского общества, определить границу, отделяющую жизнь дворянства от жизни народа.

Эпизод встречи Бориса Друбецкого и Пьера

Старый граф Безухов при смерти. У него огромное состояние, на которое претендуют многие: князь Василий Курагин, три сестры, родственницы графа, княгиня Друбецкая и ее сын Борис. Друбецкие не родственники графа, но Борис — его крестник, он может рассчитывать на какую-часть наследства. Но самый главный претендент на наследство — Пьер, незаконный сын графа. Если, по просьбе умирающего графа, он будет признан законным наследником,

В доме умирающего графа в течение многих дней суетятся те, кто хочет получить наследство. Только Пьер, который отца практически не знал, потому что воспитывался за границей, менее всех думает о наследстве. Пьер еще не испорчен светским обществом, это человек наивный, искренний, простодушный, умный, но бесхитростный и не умеющий распознать лицемерную игру тех, кто готов на все ради денег. Он живет в доме своего отца, но его к отцу не пускают, и ему нечем заняться. Вот в такой момент к нему и приходит Борис Друбецкой. Это молодой человек, воспитывавшийся какое-то время в семье Ростовых, так как был из обедневшего рода. Его мать, княгиня Друбецкая, была готова ради своего сына на все: и унижаться перед Курагиным, чтобы добиться для сына выгодного назначения на службу, и выжидать момент в доме умирающего графа Безухова, чтобы получить от него хоть что-нибудь. Она посылает Бориса к Пьеру, чтобы тот передал ему приглашение на именины в дом Ростовых. Но главная цель прихода Бориса совсем другая.

Пьер не узнает Бориса, он, как пишет Толстой, «решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся». Борис не торопится назвать себя, изначально ставя Пьера, и без того не умеющего себя держать в обществе, в неловкое положение. «Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза». Борис передает приглашение на обед к Ростовым, Пьер принимает его за сына графа Ростова, и только в этот момент Борис называет себя.

Почему так держится Борис? Он умело использует ситуацию, ставя своего собеседника в щекотливое положение, особенно принимая во внимание робость и застенчивость Пьера. С первого же момента встречи он хочет поставить себя в более выгодное положение: он свободно держится, смело разговаривает, так что Пьер боится, как бы Борис не сказал чего-то лишнего, из-за чего Пьеру будет стыдно. Пьер пытается перевести разговор на политику, рассуждает о Булонской экспедиции, но Борис сразу сворачивает эту тему, навязывая Пьеру другую: «Мы здесь, в Москве, больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой….Теперь говорят про вас и про графа.» И дальше Борис говорит о наследстве, о том, кому граф оставит свое состояние. Пьеру слышать все это очень тяжело, весь этот разговор тягостен для него, но он еще не понимает, к чему клонит его собеседник. Наконец-то Борис переходит к сути: «А вам должно казаться, — говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, — вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что-нибудь от богача». Но это не просто должно казаться, как говорит Борис, так оно и есть, и Пьер так и думает в этот момент. Но далее идет неожиданный для Пьера поворот разговора, неожиданный потому, что Пьер и предположить не может столько хитрости и лицемерия в таком молодом человеке. Борис говорит: «Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него». Пьер в первую минуту ничего не понимает, но потом, поняв, испытывает чувство стыда и досады. А Борис «сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен». Пьер принимает слова Бориса за чистую монету, он сам благородный человек и всех остальных считает такими же. «Вы удивительный человек, — говорит Пьер Борису. — То, что вы сказали, очень хорошо, очень хорошо…Я очень рад, что познакомился с вами». Он пожимает Борису руку, начинает рассказывать то, что обычно не говорят не очень знакомым людям: о том, что отец не звал его, что Пьер испытывает к нему жалость, как к человеку. Но Борис прерывает его, переводя разговор на политику. За ним посылает мать, и Борис уходит, видимо, довольный тем, что добился своего. Какова же цель Бориса? Он хотел проявить себя благородным и порядочным человеком, показать Пьеру, что их семейство не претендует на наследство, хотя на самом деле все было наоборот. Сразу после смерти старого графа Безухова, после победы, одержанной за мозаиковый портфель и за письмо к царю, которое находилось в нем, княгиня Друбецкая напомнит Пьеру, что отец его обещал не забыть Бориса. Конечно, добрый Пьер не отказал ей в просьбе. Но после ухода Бориса Пьер улыбался, вспоминая « об этом милом, умном и твердом молодом человеке». Более того, он испытывал к нему «беспричинную нежность». Как ни странно, ни умный и порядочный Пьер, ни в дальнейшем умный и проницательный князь Андрей не смогли увидеть за маской воспитанности и благородства жажду богатства, алчность, лицемерие, бессердечие и умение сыграть на слабых сторонах других людей. Таков Борис, плоть от плоти того лицемерного светского общества, которое не принимают любимые герои Толстого. Разговор Бориса и Пьера нам дает понять и доброту, бескорыстие, порядочность Пьера, и расчетливость, корыстность, лицемерие Бориса. В дальнейшем эти черты героев только усугубятся. Борис добьется всего, чего хотел, женившись по расчету на богатой Жюли Карагиной, и потеряет те хорошие качества, еще оставшиеся в нем. Пьер найдет свое счастье в единении с народом и служении ему, поэтому-то он и является любимым героем Толстого. Каждый персонаж Толстого, будь то главный герой романа Пьер, Борис, или любой другой персонаж показан автором в развитии, в динамике; на протяжении всего романа мы следим за их судьбами, за их характерами, и в этом сказалось огромное мастерство и гений Толстого, сумевшего каждого своего героя наделить индивидуальностью и своеобразием.

Читайте также:  Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»: сочинение

«Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16)»

«Война и мир» — русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов.

Путь Пьера — это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества того времени. Без образа Бориса Друбецкого облик молодого поколения эпохи правления Александра 1 был бы не полон. Если в Пьере раскрыты типичные черты той среды, из которой вышли декабристы, то в Борисе Друбецком воплощен облик той части дворянской молодежи первой четверти века, которую Герцен назвал «дрянью Александровского поколения». Борис был участником войны 1812 года, но положительно на него это не повлияло. Не случайно он впоследствии оказывается в окружении злейшего врага Кутузова — Багратиона.

В романе показаны различия и расхождения между теми, кто был «дрянью Александровского поколения» и прославленными людьми 1812 года.

Сцена встречи Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого больного графа Безухова расположена почти в самом начале романа-эпопеи. К этому моменту мы знаем сравнительно немного о героях этого эпизода, однако уже известные сведения дают некоторое представление о личности каждого из них. Мы знаем Пьера как доброго, искреннего и справедливого, но многое не понимающего в жизни, слабохарактерного, наивного человека. Достаточно вспомнить гулянку у Анатоля Курагина и ее последствия! После этого события Безухов был выслан в Москву за буйство: он участвовал в связывании квартального с медведем. Высланный в столицу, Пьер приезжает в дом своего больного отца. Близкая смерть Безухова-старшего вызвала в светском обществе не сочувствие, а множество сплетен. Все суетились, пытаясь угадать, кому же старый граф оставит свое состояние.

Борис Друбецкой — сын бедной родственницы Ростовых, княгини Анны Михайловны Друбецкой. Борис с детских лет чувствует горечь оттого, что они с матерью бедны, вынуждены жить за чужой счет. Еще мальчиком он готовит себя к тому, что в жизни нужно достичь каких-то целей, сделать карьеру. Его никто не унижал, но он чувствовал себя униженным. В трудном положении ему оставалось только одно: сохранять спокойствие и выдержку, терпеть унизительные хлопоты матери и мечтать о том часе, когда он будет покровительственно смотреть на тех, кто сейчас оказывает ему «благотворительность». Борис горд, но его гордость порождена самолюбием и эгоизмом.

Вместе с матерью Борис приезжает в дом старого графа. Анна Михайловна изо всех сил и любыми возможными путями пытается добиться части наследства Безухова. В доме и происходит встреча Бориса и Пьера.

Безухов-младший в своей комнате выносит приговор Пииту, воображая себя Наполеоном. Пьер не помнит Бориса, ведь он видел его в последний раз четырнадцатилетним мальчиком. И в самом деле, Друбецкой изменился с их последней встречи: стал стройным и красивым офицером. Пьер со свойственной ему быстротой и радушной манерой взял Бориса за руку и дружелюбно улыбнулся. Дальнейшее поведение героев раскрывает основные черты их характеров.

Пьер, как и в большинстве случаев, начинает все путать и сбиваться. Услышав о графе Ростове, он радостно «вспомнил» Бориса: «Так вы его сын, Илья…». На самом деле Ильей зовут самого графа, а его сына — Николаем. Пьер смущен и оттого, что не вспомнил Бориса, и от путаницы, он «замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него». Такое поведение говорит о непосредственности и открытости Безухова.

Борис не испытывает ни малейшего смущения и не торопится представляться. Он разговаривает спокойно, смело и несколько насмешливо, ведь Пьер не «князь Василий», и здесь не нужна почтительность. Эта беседа между героями сыграла очень важную роль в жизни Бориса. Первыми шагами в своей карьере он, в конечном счете, будет обязан Пьеру и этой встрече. Но думал ли об этом Друбецкой в комнате Безухова? Для него Пьер не является таким человеком, говоря с которым, нужно специально обдумывать каждое слово и свое поведение. Борис естественен, искренен, он идет «напролом», говорит четко и ясно, прямо глядя в глаза собеседнику. Спокойно и невозмутимо гость сообщает Пьеру, что они с матерью не претендуют на наследство графа, хотя сам знает, что Анна Михайловна только ради денег беспокоится о больном Безухове.

Гордость и самолюбие Бориса наконец-то удовлетворены. Он сказал те слова, которые хотел бы произнести при матери, при Ростовых, при князе Василии, но там нельзя, а здесь — можно, и он достаточно благоразумен, чтобы понимать это. Вместе с тем, Борис осознает, что только этим гордым и независимым заявлением можно завоевать расположение Пьера, который в недалеком будущем получит по наследству титул графа. В этом проявляется расчетливость и дальновидность Бориса.

Позже, в третьей части 1 тома, мы узнаем, что Друбецкой во время похода познакомился со многими «нужными» людьми, которые могли бы быть ему полезными, и через рекомендательное письмо от Пьера познакомился с князем Андреем Болконским, надеясь с его помощью получить место в штабе главнокомандующего.

В разговоре, который описан в начале романа, виден характер Пьера, но не Бориса. Безухову неловко за своего собеседника, как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Простоватый и доверчивый Пьер почувствовал «беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним». Вот таков был результат разговора Пьера и Бориса. То, чего не могла добиться унижениями и настойчивостью Анна Михайловна, было достигнуто ее сыном без унижений и труда. Борис — спокойный и благоразумный человек, знающий, какое слово надо сказать в нужном месте и в нужное время. Таким он пройдет через весь роман. Но, к сожалению, практичный ум, гордыня и карьеризм — это все, что есть у Бориса.

В этом эпизоде говорится о двух людях, воплощающих собой два мира: честный и бесчестный. У каждого из них своя жизнь: путь Пьера будет полон ошибок, заблуждений и разочарований, но всегда он будет искать истину, добро и справедливость. Борис же будет искать карьеру, положение, деньги — и он добьется всего этого. Однако еще в детстве он был открытым и искренним мальчиком, который впоследствии утерял простое, естественное счастье, способность любить. Главными ценностями для него останутся чины, поместья, ордена. Человеколюбию и простоте не останется места среди корысти и самолюбия.

Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16)

«Война и мир» — русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов.
Путь Пьера — это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества того времени. Без образа Бориса Друбецкого облик молодого поколения эпохи правления

Читайте также:  Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Похожие сочинения:

Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый)Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило.

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)Жизнь великого писателя Л. Н. Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи.

Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (том 3, часть2, глава 20)Данный эпизод в романе Толстого «Война и мир» относится к числу «предбородинских». Он описывает впечатления Пьера Безухова по дороге в.

Смотр под Браунау (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2)«Война и мир» Льва Николаевича Толстого — одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это.

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19)Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы.

Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть вторая, том первый)Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые.

Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 7, часть четвертая, том второй)Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее.

Переправа через Неман (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть первая, том третий)В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные.

Дуэль Пьера с Долоховым (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5)В своем романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность.

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 23, часть третья, том второй)Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого «Война.

Анализ эпизода из гл.2, ч.3, т.2 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»О романе Л. Н. Толстого «Война и мир» можно говорить целую вечность, и все же останется что-то недосказанное. Это глубоко.

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных.

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. II, ч. I, гл. IV, V.)Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко.

Анализ эпизода «Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением» (Л. Н. Толстой «Война и мир»)Бородинское сражение — кульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого «Война и мир». Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению.

Пьер в плену. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. IV, ч.1, гл. XI, XII.)Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь его — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 часть 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)«На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один.

Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью.

Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.)Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира.

Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», т. II, ч. 2, гл. XXI.)В романе-эпопее «Война и мир» есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не.

Война и мир глазами Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через.

«Война и мир». Анализ эпизода (главы XV — XVII, часть 3, том 2). Первый бал Наташи РостовойВ начале XIX века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Одним из.

Духовные вехи Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Толстого «Война и мир» — максимально близкий автору персонаж. Писатель тщательно освещает путь его нравственных.

Образ Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»Пьер Безухов — один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». В этом произведении более пятисот персонажей, но.

Свидание Андрея Болконского с Пьером Безуховым в Богучарове (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)«Война и мир» — одно из тех великих произведений, над которым можно размышлять бесконечно, поскольку Толстой рассматривает жизнь человека в.

Отъезд князя Андрея на войну (анализ 25 главы часть 1 книги 1 романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы.

Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»В период создания «Войны и мира» Л. Н. Толстой разрабатывает главный критерий «положительности» героя, который состоит в том, что герой.

Отъезд князя Андрея на войну (Анализ главы 25 из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», часть первая, том первый)Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя.

Петя Ростов в партизанском отряде (Анализ главы 7 из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», часть третья, том четвертый)Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины,-плаксы… Я.

Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова

“Война и мир” – русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов. Путь Пьера – это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества того времени. Без образа Бориса Друбецкого облик молодого поколения эпохи правления Александра

Если в Пьере раскрыты типичные черты той среды, из которой вышли декабристы, то в Борисе Друбецком воплощен облик той части дворянской молодежи первой четверти века, которую Герцен назвал “дрянью Александровского поколения”. Борис был участником войны 1812 года, но положительно на него это не повлияло. Не случайно он впоследствии оказывается в окружении злейшего врага Кутузова – Багратиона.

В романе показаны различия и расхождения между теми, кто был “дрянью Александровского поколения” и прославленными людьми 1812 года. Сцена встречи Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого

Достаточно вспомнить гулянку у Анатоля Курагина и ее последствия! После этого события Безухов был выслан в Москву за буйство: он участвовал в связывании квартального с медведем. Высланный в столицу, Пьер приезжает в дом своего больного отца.

Близкая смерть Безухова-старшего вызвала в светском обществе не сочувствие, а множество сплетен. Все суетились, пытаясь угадать, кому же старый граф оставит свое состояние. Борис Друбецкой – сын бедной родственницы Ростовых, княгини Анны Михайловны Друбецкой.

Борис с детских лет чувствует горечь оттого, что они с матерью бедны, вынуждены жить за чужой счет. Еще мальчиком он готовит себя к тому, что в жизни нужно достичь каких-то целей, сделать карьеру. Его никто не унижал, но он чувствовал себя униженным. В трудном положении ему оставалось только одно: сохранять спокойствие и выдержку, терпеть унизительные хлопоты матери и мечтать о том часе, когда он будет покровительственно смотреть на тех, кто сейчас оказывает ему “благотворительность”.

Борис горд, но его гордость порождена самолюбием и эгоизмом. Вместе с матерью Борис приезжает в дом старого графа. Анна Михайловна изо всех сил и любыми возможными путями пытается добиться части наследства Безухова.

В доме и происходит встреча Бориса и Пьера. Безухов-младший в своей комнате выносит приговор Пииту, воображая себя Наполеоном. Пьер не помнит Бориса, ведь он видел его в последний раз четырнадцатилетним мальчиком.

И в самом деле, Друбецкой изменился с их последней встречи: стал стройным и красивым офицером. Пьер со свойственной ему быстротой и радушной манерой взял Бориса за руку и дружелюбно улыбнулся. Дальнейшее поведение героев раскрывает основные черты их характеров. Пьер, как и в большинстве случаев, начинает все путать и сбиваться.

Услышав о графе Ростове, он радостно “вспомнил” Бориса: “Так вы его сын, Илья…”. На самом деле Ильей зовут самого графа, а его сына – Николаем. Пьер смущен и оттого, что не вспомнил Бориса, и от путаницы, он “замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него”.

Читайте также:  Значение творчества Толстого для русской литературы: сочинение

Такое поведение говорит о непосредственности и открытости Безухова. Борис не испытывает ни малейшего смущения и не торопится представляться. Он разговаривает спокойно, смело и несколько насмешливо, ведь Пьер не “князь Василий”, и здесь не нужна почтительность.

Эта беседа между героями сыграла очень важную роль в жизни Бориса. Первыми шагами в своей карьере он, в конечном счете, будет обязан Пьеру и этой встрече. Но думал ли об этом Друбецкой в комнате Безухова? Для него Пьер не является таким человеком, говоря с которым, нужно специально обдумывать каждое слово и свое поведение.

Борис естественен, искренен, он идет “напролом”, говорит четко и ясно, прямо глядя в глаза собеседнику. Спокойно и невозмутимо гость сообщает Пьеру, что они с матерью не претендуют на наследство графа, хотя сам знает, что Анна Михайловна только ради денег беспокоится о больном Безухове. Гордость и самолюбие Бориса наконец-то удовлетворены. Он сказал те слова, которые хотел бы произнести при матери, при Ростовых, при князе Василии, но там нельзя, а здесь – можно, и он достаточно благоразумен, чтобы понимать это.

Вместе с тем, Борис осознает, что только этим гордым и независимым заявлением можно завоевать расположение Пьера, который в недалеком будущем получит по наследству титул графа. В этом проявляется расчетливость и дальновидность Бориса. Позже, в третьей части 1 тома, мы узнаем, что Друбецкой во время похода познакомился со многими “нужными” людьми, которые могли бы быть ему полезными, и через рекомендательное письмо от Пьера познакомился с князем Андреем Болконским, надеясь с его помощью получить место в штабе главнокомандующего.

В разговоре, который описан в начале романа, виден характер Пьера, но не Бориса. Безухову неловко за своего собеседника, как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Простоватый и доверчивый Пьер почувствовал “беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним”.

Вот таков был результат разговора Пьера и Бориса. То, чего не могла добиться унижениями и настойчивостью Анна Михайловна, было достигнуто ее сыном без унижений и труда. Борис – спокойный и благоразумный человек, знающий, какое слово надо сказать в нужном месте и в нужное время. Таким он пройдет через весь роман. Но, к сожалению, практичный ум, гордыня и карьеризм – это все, что есть у Бориса.

В этом эпизоде говорится о двух людях, воплощающих собой два мира: честный и бесчестный. У каждого из них своя жизнь: путь Пьера будет полон ошибок, заблуждений и разочарований, но всегда он будет искать истину, добро и справедливость. Борис же будет искать карьеру, положение, деньги – и он добьется всего этого. Однако еще в детстве он был открытым и искренним мальчиком, который впоследствии утерял простое, естественное счастье, способность любить.

Главными ценностями для него останутся чины, поместья, ордена. Человеколюбию и простоте не останется места среди корысти и самолюбия.

Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, том 1, часть 1, глава 16): сочинение

Игорь Олегович Родин

«Л. Н. Толстой. «Война и мир»: Краткое изложение, анализ текста, литературная критика, сочинения

Краткие биографические сведения

Толстой Лев Николаевич

1828. 28.08 (9.09). – родился в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Отец – Н. И. Толстой (1794–1837), участник войны 1812 г., мать – Мария Николаевна, урожденная Волконская (1790–1830). Толстой получил домашнее образование.

1837 – переезд в Москву, смерть отца.

1841 – смерть тетки, переезд в Казань.

1844 – восточный факультет Казанского университета; через год – юридический. Не закончив, бросает университет.

1847 – начинает вести дневник, который ведет до конца жизни.

1850 – служба в канцелярии Тульского губернского правления.

1851 – служба на Кавказе, куда Толстой отправился (в станицу Старогладковская) к месту военной службы старшего брата – Н. Н. Толстого. Начинает писать автобиографическую трилогию, ее первую часть – «Детство» (всего было задумано 4 части, но четвертую, «Молодость», Толстой так и не написал).

1852 – «Детство» опубликовано в «Современнике».

1854 – вторая часть трилогии – «Отрочество».

1851 – Толстой становится прапорщиком Дунайского полка.

1851–1853 – участвует в военных действиях на Кавказе (вначале в качестве волонтера, затем – артиллерийского офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. С началом Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе).

1855 – пишет серию очерков, получивших название «Севастопольские рассказы», все опубликованы в «Современнике» в 1855–1856 гг.

1855 – приезжает в Петербург, сближается с сотрудниками «Современника», знакомится с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. Г. Чернышевским и др.

1856–1859 – работа над рассказами и повестями, попытка найти свой путь и стиль в литературе (напр., рассказы «Утро помещика», «Люцерн», повесть «Казаки», роман «Семейное счастье», опубликованный в «Русском вестнике» Н. М. Каткова и знаменующий отход Толстого от «Современника»).

1857 – третья часть трилогии – «Юность».

начало 60-х – неудовлетворенность своим творчеством, разочарование в светстком и литературных кругах заставляет Толстого оставить литературу и поселиться в деревне. В 1859–1862 гг. он много сил отдает основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей (путешествие 1860–1861), издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную, лишенную строгой программности и казенной дисциплины систему образования и воспитания.

1860–1861 – начало романа «Декабристы» (опубл. в 1884 г.), который ведет Толстого к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».

1862 – женится на Софье Андреевне Берс (1844–1919) и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивающейся семьи.

1868–1869 – работа над романом «Война и мир». Начало 70-х гг. – Толстого снова захватывают педагогические интересы: он пишет «Азбуку» (1871–1872) и позже «Новую азбуку» (1874–1875), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составивших четыре «Русские книги для чтения». На время Толстой возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса (религиозно-философского содержания).

1873–1877 – работает над романом «Анна Каренина».

«Идейный перелом» в отношении Толстого к вере и официальной религии отразился в его произведениях «Исповедь» (1879–1880) и «В чем моя вера?» (1882–1884), где он приходит к выводу, что все существование высших слоев общества, где он родился и воспитывался, строится на ложных основах. Сознание тщеты жизни вообще и в особенности перед лицом неизбежной смерти приводит к усилению религиозных настроений Толстого. К характерной для него и прежде критике материалистических и позитивистских теорий прогресса добавляется теперь резкий протест против государства и казенной церкви. Свои новые социальные взгляды Толстой ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды «Исследование догматического богословия» (1879–1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880–1881) положили основу религиозной стороне толстовского учения, имевшего множество последователей («толстовцы», «толстовские коммуны»). Очищенное от вековых искажений и грубой церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли Толстого, объединить людей идеями любви и всепрощения. Сторонник самой резкой социальной критики, Толстой вместе с тем выступал с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности, отвергал значение политической борьбы и революций. В публицистических работах «Так что же нам делать?» (1882–1886) и «Рабство нашего времени» (1899–1900) дана резкая критика пороков современной цивилизации, выход Толстой видит в нравственно-религиозном воспитании.

1884–1886 – повесть «Смерть Ивана Ильича», в которой Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни.

1887–1890 – повести «Крейцерова соната» и «Дьявол», посвященные теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишенное всякого своекорыстия.

1884—90-е гг. – Толстой активно поддерживает возникшее в 1884 г. издательство «Посредник», руководимое его последователями и друзьями В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения по цензурным соображениям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово». В 1891, 1893, 1898 гг. Толстой участвует в помощи крестьянам голодающих губерний, выступает с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во второй половине 90-х гг. он много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. В письмах Александру III и позднее к Николаю II он протестует против репрессий и произвола самодержавия. Ясная Поляна (особенно в 1890-е гг.) становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.

1886–1890 – Толстой проявляет интерес к драматургии, пишет драму «Власть тьмы» и комедию «Плоды просвещения».

В 90-е гг. Толстой также пытается теоретически обосновать свои взгляды на искусство (трактат «Что такое искусство?»). Главное значение искусства, по Толстому, – «значение объединения».

1899 – окончание работы над романом «Воскресение» (начат в 1889 г.). Роман основан на материалах подлинного уголовного дела. В художественных образах Толстой представляет яркую картину социальной несправедливости, порочности государственных институтов. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» были одной из причин отлучения Толстого святейшим Синодом от православной церкви (1901).

После 1900 г. в творчестве Толстого все актуальнее становится проблема личной нравственной ответственности с неизбежными при этом муками совести, просветлением, моральным переворотом и, наконец, разрывом со своей средой. Типичным становится сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере («Хаджи-Мурат, «Отец Сергий», «Живой труп», «После бала» и др.)

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения и сочувственно относится к таким писателям, как А. П. Чехов, В. Г. Короленко, М. Горький. Всемирно известными стали выступления Толстого за отмену смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908). Последние годы Толстой провел в Ясной поляне в атмосфере постоянных раздоров и интриг между толстовцами, с одной стороны, и С. А. Толстой – с другой.

Ссылка на основную публикацию
×
×