Роль эпизода: сочинение

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII – XV)».
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вместе с ребятами в форме эвристической беседы пытаемся распознать «тайный смысл» одного эпизода. Помогает нам в этом и собственная сценическая версия: театр – это «наше все».

В издании 1842 года смысл последней сцены уточняется эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Но зеркало – это и сама гоголевская комедия. Учтем, что слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» – едва ли не могут быть обращены к чиновникам, так же они поражены, «обесточены» известие о появлении ревизора. Гоголь хочет, чтобы зритель, увидев в комедии, как в зеркале всю неправедность своей жизни, сделал шаг к правде о себе самом: «Разве все, до малейшей, излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека?

Разве все это накопление низостей, отступления от законов и справедливости, не дает уже ясно знать, что требует от нас закон, долг, справедливость?» («Театральный разъезд», Н.В. Гоголь).

При мысли о хлестаковщине уже не смехом, а печально светятся глаза зрителей и читателей: чиновники и сегодня стоят между верховной властью и народом, они правят Россией. Страх перед наказанием со стороны верховной власти обладает огромной силой. Но трагедия России в том, что чиновничеству недоступен иной страх – перед наказанием свыше, перед нравственным воздействием.

«Да благословит вас Бог, а я не виноват!» – вот жизненное кредо Хлестаковых и Городничих.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII – XV)».

Класс: 8 класс с углубленным изучением литературы

1). Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М. «Просвещение», 1992.;

2). Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.

  1. На примере одного эпизода комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» показать учащимся неразрывное единство событий драматического произведения;
  2. Научить учащихся самостоятельно ориентироваться в художественном пространстве отдельного эпизода как части целого и самостоятельной художественно-смысловой единицы;
  3. Помочь учащимся целенаправленно выделять ключевые детали в характере персонажа в пределах эпизода, способствующие более глубокому проникновению в идейное содержание произведения в целом (от Хлестакова к хлестаковщине как социальному явлению);
  4. Подготовить учащихся к творческой письменной работе на тему: «Анализ эпизода». Значение в раскрытии характера».
  1. На примере инсценировки силами самих учащихся (в сравнении с кинофильмом 1952 года) показать «многогранность прочтения образа – кладезь неиспользованных возможностей». (И. Ильинский);
  2. Выявить творческие способности учащихся в сценической интерпретации образов (инсценировка, действие IV, явл. XII – XV, «Ревизор»);
  3. Помочь учащимся в создании образов (костюмы, декорации, музыкальное оформление, постановка сценической речи, мизансцены).
  1. Постараться убедить учащихся в актуальности проблем, поднятых автором «Ревизора», и в наше время.

Необходимые атрибуты урока:

  1. Дидактический материал, специально разработанный к уроку;
  2. Текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;
  3. Оформление «сцены» соответственно эпизоду, реквизит (силами учащихся);
  4. Сценические костюмы (готовят учащиеся);
  5. Аудиозапись увертюры к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь»;
  6. Портреты Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского Н.Г. Чернышевского, А.С. Грибоедова.
  1. Ответить на вопросы № 3, 4,5 (по дидактическому материалу);
  2. Согласны ли вы с высказыванием К.А. Фадина о Гоголе? Почему?
  3. № 2,4 (по плану) устно – по эпизоду (персонажи по выбору).

Учитель: обратимся к дидактическому материалу. Перед вами два портрета Н.В. Гоголя: А.Г. Венецианова (автолитография) и А.А. Иванова (рисунок 1847 г.).

  1. Сравните два изображения.
  2. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы знаете. Чей, на ваш взгляд, портрет доносит до нас облик автора известных вам произведений?
  3. Что, по вашему мнению, стремился подчеркнуть в гоголевском облике каждый из художников?

Первый портрет: «официальный», «светский» – говорит о знатном происхождении, о высоком социальном положении; фрак, глухой воротник, прическа – стриженные волосы уложены по моде: «денди лондонский» одет по последней моде: «острижен по последней моде, как денди лондонский одет – и наконец увидел свет» – непривычный для нас внешний облик писателя – сходство с А. Грибоедовым – дипломатом и писателем.

Второй портрет: традиционный с точки зрения восприятия образа писателя Н.В. Гоголя, внешний облик более демократичный, располагающий к сближению; глаза с прищуром, улыбка «с хитрецой», длинные волосы – признак – примета вольнодумия – свободы мысли («кудри русые до плеч»); отложной воротник рубашки и сюртука; даже длинный нос кажется острее («везде свой нос сует»).

Таковы взгляды двух художников на одно и то же «лицо», только на первом портрете мы действительно можем разглядеть лишь «лицо», «внешний облик», «официальную оболочку» – своеобразный «футляр», за которым скрыта душа (на лицо, пожалуй, благородство – прямой, проникновенный взгляд), а на втором – воплощенная в рисунке душа, совесть, простота, умудренность жизненным опытом.

Н.Г. Чернышевский (известный русский политический деятель, критик, писатель) считал, что «Гоголю многим обязаны те ,которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое…».

  1. Кто нуждается в защите? – «Униженные и оскорбленные» своим бесправным положением крепостные крестьяне – «простой русский народ», мелкие городские служащие, нищие, обездоленные, беззащитные люди.
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что в известных вам произведениях писателя он отрицает «злое и пошлое»?
  1. Гоголь грустит о России, ее нравах, порядках, образе жизни. Ему горько, от того, что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве.
  2. Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводит в ужас.
  3. Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе. И заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии.
  4. Гоголь грустит о России и за Россию. Становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, казнокрадства, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею.
  5. В комедии «ревизор» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», то есть реалистическое отображение действительности (реализм) и смелую беспощадную критику действительности. Автор смеется и грустит над «героями своего времени» – «мертвыми душами», нравственными уродами.

Все, что мы сейчас говорим, вспоминая прочитанное и размышляя над образом самого писателя, очень важно для понимания его творчества. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что сколько людей, столько и мнений. Это очевидно: перед нами – две абсолютно разные интерпретации «образа» самого Николая Васильевича Гоголя. (А что уж тогда говорить о понимании, интерпретации бессмертных образов его книги?!). И все же наше читательское право – попытаться понять художественный замысел Мастера слова. А значит – будем читать! Хочешь узнать душу писателя – читай его книги. (Сравнить: «А душу можно ль рассказать?», «Мцыри», М.Ю. Лермонтов).

  1. Итак, мы читаем и обсуждаем «Ревизора». И поговорим мы сегодня о значении одного эпизода и роли сценической интерпретации в раскрытии образа (характера персонажа) пьесы.

Как вы думаете, если мы будем обсуждать один эпизод, понадобится ли нам знание текста всего произведения? Почему?

Эпизод – лишь «часть от числа», составной компонент единого целого.

Результатом нашего разговора должна стать ваша письменная работа по анализу эпизода, примерный план которой я предлагаю вашему вниманию заранее (см. дидактические материалы). В предстоящей своей работе вы можете изменить его по своему усмотрению (дополнив или исключив ненужное, на ваш взгляд).

Этому плану предпослан эпиграф: «сжатая формула» – идея нашего анализа.

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир…» (А.С. Грибоедов).

Как вы его понимаете? Выделите главное?

  1. Каждый эпизод – «важное звено» – «сильное звено» единой цепи событий, без которого сложно понять произведение в целом.
  2. Каждый эпизод – «замкнутый в самом себе мир», я бы предложила уточнение: «это пьеса в пьесе».

А это значит, что эпизод основан на значительном (в плане идейного содержания и развития действия) событии, которое, в свою очередь, также представлено в развитии.

  1. Итак, мы выбираем с вами эпизод: действие IV, явления XIII – XV и постараемся определить его «смысловую нагрузку» и значимость для художественного воплощения идеи (главной мысли пьесы).
  1. Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в структуре произведения в целом (в его композиции)? Назовите главные структурные эпизоды, по вашему усмотрению. Обоснуйте свой ответ.

До сих пор в литературоведении нет единства в определении завязки, кульминации и развязки: одни говорят об одной завязке, другие – о двух. Мнения разделялись и в отношении кульминационной сцены и развязки.

Наше право – интерпретировать текст по-своему. Вот и попытаемся это сделать.

  1. Озаглавьте, пожалуйста, рассматриваемый эпизод (можно цитатой).

Возможные варианты: «Сватовство», «Мнимое сватовство Хлестакова», «Благослови вас Бог, а я не виноват!», «Что за чорт! Полный жених», «Вона как дело-то пошло», «Я могу от любви свихнуть с ума», «Не могу верить, ваше превосходительство!», «Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас Иван Александрович», «Что за ветреность такая».

Что вы заметили, придумывая эти заголовки?

С помощью заголовка – названия эпизода – можно целенаправленно расставить акценты в интерпретации эпизода в зависимости от нашего интереса к конкретному действующему лицу.

А кто «действует» в данном эпизоде? (Хлестаков, Городничий, жена и дочь Городничего).

А кто «действует» ярче, активнее, выразительнее?

И снова мнения разделились! Такова «участь» или неотъемлемое условие интерпретации.

Остановимся на Хлестакове. Не будем пока спорить и примем пока за основу нашего разговора, что данный эпизод – кульминация в развитии действия и в «развитии» образа Хлестакова (тезис нашего будущего рассуждения).

Попытаемся убедиться в этом.

  1. Что дает кульминация для понимания характера Хлестакова (и других действующих лиц)?
  2. Как характеризуют Хлестакова сцены «объяснения в любви»?
  1. Я просила вас подготовить небольшие тезисы к характеристике Хлестакова на основе высказываний о нем других персонажей пьесы, при этом особое внимание обратить на те оценки, которые проявятся в нашем эпизоде.

Думаю, что это будет наш личный вклад в «Замечания для господ актеров» (можно что-то позаимствовать и у господина Гоголя – автор «ревизора» обладал даром при помощи одной детали дать исчерпывающую, полную характеристику).

На первый план выступает яркая гротескная деталь (более выразительная, чем гипербола – типичная особенность гоголевской сатиры и юмора).

По меткому замечанию А.С. Пушкина, Гоголь умел очертить так «пошлость пошлого человека, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

В качестве эксперимента можно добавить и характеристики «от себя» (на правах «соавтора»).

Примерные варианты таких характеристик (Гоголь, авторские замечания):

  1. Молодой человек лет 23, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове.
  2. Говорит и действует без всякого соображения;
  3. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли;
  4. Речь его отрывиста и слова вылетают совершенно неожиданно;
  5. Чем больше исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет;
  6. Одет по моде;

Следует обратить внимание на аллегоричность говорящей фамилии:

  1. От «хлестать» (наказывать, бичевать): у Гоголя находим: «Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым» (в значение «хлыстом»);
  2. Ухлестывать, волочиться;
  3. Хлестать водку (напиться) – в переносном значении.
  1. «Инкогнито проклятое»;
  2. Вот что, нахальство, заманчиво! (в значении «чертовщина», «ложь» или «лесть»)
  3. Литературовед Манн: Он как вода принимает форму любого сосуда;
  4. Он «хамелеон» («Хам ли он?» – аллитерация).
  5. Бодрится;
  6. Стучит кулаками (по столу или себя в грудь);
  7. Лживость, смешанная с трусостью;
  8. Грубость (к Осипу, к слуге – трактирщику, к Городничему);
  9. Пошлый человек – «низкий в нравственном отношении», он очень быстро забыл о своем действительном положении – гостя в доме Городничего и ведет себя вызывающе грубо, даже «хамит» хозяину дома – грозит «под суд отдать».

Кульминационный момент: он раскрывает еще одну грань своей пошлости:

  1. Бездумно волочится, не собираясь жениться (пародия на любовь);
  2. Волочится за обеими – «куда случай выведет» (как при игре в вист), в который он играет почему-то впятером, его цель – «к дочке какой-нибудь хорошенькой подкатиться»;
  3. Вкусить истинные плоды просвещения ему, видимо, лень было – перед нами «эдакий Недоросль» (Сравнить с комедией Фонвизина); убивает наповал своей репликой: «с Пушкиным на дружеской ноге», и тут же: «Зачем же писать? Я и так их знаю» (о стихах собственного сочинения): «О ты, что в горести напрасно…»
  4. Поднимает руку на самого Городничего, угрожает судом.
  1. Представим вам нашу сценическую интерпретацию.

Обратите внимание на детали, на игру наших «господ актеров».

  1. Понравилась ли вам наша интерпретация данного эпизода?
  2. Сравнить с тем, что вы увидели при просмотре кинофильма («своя интерпретация» при этом исключается)?
  3. Соответствуют ли ваши представления о героях комедии Гоголя в нашей интерпретации? (Почему?)
  1. Думаю, вы заметили, что так же как и Гоголь, символический характера финала эпизода мы попытались подчеркнуть при помощи немой сцены (заставив своих «актеров» окаменеть как минимум на полторы минуты – на чем автор строго настаивал).

Он подчеркнул, что его герои теперь, пораженные репликой жандарма как «электрическим потрясением», находятся во власти иных законов жизни, иной действительности. (Вспомнить: «Но есть и Бог – Он не простит!», «Маскарад», М.Ю. Лермонтов).

В нашем эпизоде:

Финал – антитеза последующей очень скоро развязке (письмо Хлестакова – «всех высекло!») – дает такое простое объяснение всему случившемуся, что в этот момент оно представляется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии – финал эпизода: высшее счастье- породниться со «значительным лицом» парализованы «счастьем» – «продлись, продлись очарованье».

Финал пьесы – парализованы страхом: «Что за черт! В самом деле!» – сказал Городничий, протирая глаза (д. IV, явл. XV) – он «словно дурак сделался» («пустейший человек» Хлестаков, «очень неглупый по своему человек» Городничий будто поменялись ролями – парадокс!).

«Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум», «Дурака ему, дурака, старому подлецу!» (грозит сам себе кулаком).

Всех, по словам Артемия Филипповича Земляники, «точно туман какой-то ошеломил, черт попутал!».

  1. Почему пересказ художественного текста не может сохранить силу воздействия самого текста?
  1. Не всегда правильно может быть понятна идея произведения;
  2. При пересказе трудно сохранить все авторские выразительные средства;
  3. Художественный текст, как самый «мягкий», позволяет его по-разному интерпретировать.

Особенно трудно пересказать поэтическое и драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно.

В издании 1842 года смысл последней сцены уточняется эпиграфом: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Но зеркало – это и сама гоголевская комедия. Учтем, что слова Городничего: «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» – едва ли не могут быть обращены к чиновникам, так же они поражены, «обесточены» известие о появлении ревизора. Гоголь хочет, чтобы зритель, увидев в комедии, как в зеркале всю неправедность своей жизни, сделал шаг к правде о себе самом: «Разве все, до малейшей, излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека?

Разве все это накопление низостей, отступления от законов и справедливости, не дает уже ясно знать, что требует от нас закон, долг, справедливость?» («Театральный разъезд», Н.В. Гоголь).

При мысли о хлестаковщине уже не смехом, а печально светятся глаза зрителей и читателей: чиновники и сегодня стоят между верховной властью и народом, они правят Россией. Страх перед наказанием со стороны верховной власти обладает огромной силой. Но трагедия России в том, что чиновничеству недоступен иной страх – перед наказанием свыше, перед нравственным воздействием.

«Да благословит вас Бог, а я не виноват!» – вот жизненное кредо Хлестаковых и Городничих .

Роль эпизода

” Воина и мир”- роман – эпопея. Одно из значений слова эпопея – изображение жизни народа в национально – исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди. Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение “мысль народная”, возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем.

Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой – народ.

Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем – нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион.

Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушин много и действительно каждый настоящий воин в душе не много Тушин, с другой же стороны можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый. Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других.

На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья – мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, “чувствуется скрытая теплота патриотизма”. До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа.

Но вот начало сражения “земля как будто ахнула от страшного удара”. После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель – победить. У всех лица говорят: “Началось!

Вот оно! Страшно и весело!” так думают и Тушин и Болконский. Тушин и Багратион в чем – то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, “пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре”, а глаза полководца тусклы, безжизненны. Так же Тушин напоминает Кутузова, когда “робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку”.

Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.

Твір на тему: Роль эпизода

Related posts:

Анализ эпизода из романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (князь Андрей накануне Бородинского сражения) В данном отрывке из романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир” князь Андрей Болконский предстает перед нами накануне Бородинского сражения. Андрей Болконский – один из самых любимых героев Толстого. Высокое.

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. I, ч. 2, гл. XX.) Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет.

Капитан Тушин и его роль в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой глубоко верил в это.

Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме “Мертвые души”) В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь.

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 3, глава 19) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой.

Роль эпизода “Разговор Аркадия и Кати в саду” (роман “Отцы и дети”) Разговор Аркадия с Катей… Когда приступаешь к чтению данного отрывка, не сразу понимаешь, какую роль играет он в развитии сюжета произведения или в развитии отношений между героями. Это не дуэль.

Роль эпизода “Тильзитский мир”. в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Встреча двух императоров в Тильзите 25 июня 1807 г. Гравюра Куше-сына с рисунка Свебаха. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на.

Анализ эпизода “Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением” (Л. Н. Толстой “Война и мир”) Бородинское сражение – кульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого “Война и мир”. Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению писателя, помогло русскому народу победить Наполеона. Именно в описании Бородино.

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 23, часть третья, том второй) Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого “Война и мир”. Необходимо напомнить, что к моменту объяснения между Андреем.

Роль пейзажа (по роману “Война и мир”) Лев Николаевич Толстой – большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории.

Философия истории в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” роль личности и роль массы В романе-эпопее “Война и мир” Льва Николаевича Толстого особенно занимал вопрос о движущих силах истории. Писатель считал, что даже выдающимся личностям не дано решающим образом влиять на ход и исход.

Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева – мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских.

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл.11.) По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод – это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой.

Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.) Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, – один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает.

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом – перелом.

Анализ эпизода “Наташа у раненого князя Андрея” (том 3, часть3, гл. 31-32 романа Толстого “Война и мир”) В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” изображено множество человеческих судеб. В стремлении определить единые критерии в оценке поступков и характеров персонажей писатель определяет нравственные законы, которые существуют независимо.

Античные мотивы и их роль в “Войне и мире” Л. Толстого Во многих произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить античные мотивы. Не исключение и “Война и мир” Толстого. По композиции “Война и мир” напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов, одновременно.

“Война и мир”. Анализ эпизода (главы XV – XVII, часть 3, том 2). Первый бал Наташи Ростовой В начале XIX века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, Одним из главных событий в жизни молодой девушки-дворянки был ее первый выход.

Анализ эпизода “Первый бал Наташи Ростовой” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Первый бал Наташи Ростовой” – значимый эпизод во втором томе романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является важным сюжетным “узлом”, глубже раскрывает характеры участвующих в нем героев, дает.

Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (том 3, часть2, глава 20) Данный эпизод в романе Толстого “Война и мир” относится к числу “предбородинских”. Он описывает впечатления Пьера Безухова по дороге в штаб русских войск накануне Бородинского сражения – главной, по мнению.

Князь Андрей Болконский в романе эпопеи “Война и мир” Л. Н. Толстого Герои романа-эпопеи “Война и мир” Льва Николаевича Толстого весьма разнообразны. Они отличаются друг от друга характером, целью жизни и своим поведением. Пьер Безухов на протяжении всего романа развивается духовно. Он.

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”) К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. 8 сентября 1941 года германское верховное командование.

Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все светское общество. Эта свадьба не скрывалась, а, напротив, афишировалась. Настасья.

Анализ эпизода “Тимохин и Долохов во время боя” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Эпизод “Тимохин и Долохов во время Шенграбенского сражения” повествует о том, как русские войска во время одного из ключевых сражений в войне 1805 года, под давлением французов, начали паническое отступление.

Именины Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. I, ч, I, гл. XV-XVII.) “Война и мир” – одна из тех книг, которую нельзя забыть. “Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота – надо как.

Аустерлиц князя Андрея (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Аустерлицкое сражение является одним из центральных эпизодов в романе Толстого “Война и мир”. Композиция этого эпизода традиционна для военных фрагментов романа. Автор дает небольшое вступление к предстоящей битве. Он описывает.

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического.

Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Роман Ф. М. Достоевского “Идиот” – произведение, в котором воплотились творческие принципы писателя. Удивительное владение сюжетом и мастерство слова достигают у него подлинного расцвета. Яркая история несчастного князя Мышкина, неистового.

Сцены Шенграбенского сражения и их значение в романе “Война и мир” Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала.

Анализ последнего эпизода из рассказа И. А. Бунина “Чистый понедельник” Рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник” входит в знаменитый цикл “Темные аллеи”, посвященный теме любви. Рассказ повествует о роковой любви и расставании двух людей в первый день Великого поста –.

Роль эпизода

” Воина и мир”- роман – эпопея. Одно из значений слова эпопея – изображение жизни народа в национально – исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.

Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение “мысль народная”, возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать,

Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой – народ. Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение.

Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые на поле боя князь

Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья – мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, “чувствуется скрытая теплота патриотизма”. До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно.

Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа. Но вот начало сражения “земля как будто ахнула от страшного удара”. После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель – победить.

У всех лица говорят: “Началось! Вот оно! Страшно и весело!” так думают и Тушин и Болконский. Тушин и Багратион в чем – то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, “пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре”, а глаза полководца тусклы, безжизненны.

Так же Тушин напоминает Кутузова, когда “робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку”. Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.

“Ціною життя” Мета. Розширити знання учнів про трагедію віку – вибух на ЧАЕС, розвивати пам’ять, мислення, вміння виразно читати. Виховувати чуйність, патріотизм. Чорнобиль…Минуло 26 років Тепер це слово знає весь світ. Чорнобиль.

День из жизни сына феодала Я сижу в кухне и разговариваю с главным поваром. Люблю это теплое место. Тут готовится мясо и 3 разных сорта хлеба к сегодняшнему обеду. Да-да, не удивляйтесь 3 сорта: ситный.

Образ многострадальной женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена.

Консект урока технологии для 1 класса “Репка на грядке” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 “Золотой ключик” Республики Татарстан Консект урока технологии для 1 класса ” Репка на грядке” Подготовили воспитатели Ильичева Лариса Александровна, Юнусова Айзира Радиковна.

Урок алгебры в 9 классе “Построение графика квадратичной функции” Учитель: Рогачева Татьяна Викторовна Место работы: ГОУ СОШ №103, Санкт-Петербург Должность: Учитель математики Урок алгебры в 9 классе ” Построение графика квадратичной функции” Тип урока: урок усвоения новых знаний. Технология.

“Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди” “Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди” . “Поэт в России больше, чем поэт”, эта мысль давно уже привычна для нас. Действительно, русская литература.

Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” “Один день Ивана Денисовича” – первое произведение А. И. Солженицына, увидевшее свет. Именно этот рассказ принес автору не только всенародную, но и, по сути, мировую известность. Значение этого произведения не.

Изменчивость организмов Вопрос 1. Что такое изменчивость организмов? Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Изменчивость затрагивает все свойства организмов: черты строения, окраску, физиологию.

Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье, вспыхнувшем в прологе? Одна из основных тем творчества Николая Алексеевича Некрасова является тема народа и их трудная, несчастная жизнь. Основное произведение творчества этого писателя, посвщенное этой теме, – “Кому на Руси жить хорошо.”.

Роль фантастики в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть “Собачье сердце” стала откликом М. Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов 20 века. Научный эксперимент, изображенный в повести, – это картина пролетарской.

Житийный жанр Житийный жанр занимает особое место в русской литературе. Жития – это жизнеописания людей, причисленных к лику святых. Как правило, жития писали близкие друзья святого с целью “поведать миру” о жизни.

Преграды на пути награды В 2003 году мы, в согласии с традициями нашей газеты всемерно поддерживать филологически одаренных учеников, учредили для участников Всероссийской олимпиады школьников по литературе диплом нашей газеты и Издательского дома “Первое.

Тема русской природы в лирике Н. Рубцова Тематика лирических произведений Николая Рубцова широка. Он размышляет над философскими проблемами, пишет о дружбе, о ремесле поэта, о родной природе. Чувство родины – главное для Николая Рубцова. Оно определило и.

Мое отношение к Печорину Мое отношение к Печорину. Почему он герой своего и нашего времени? Уже более полутора веков живет в русской литературе роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Не устарел ли он.

Трагедия любви в провинциальном мире Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет.

Пейзажная лирика Лермонтова Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения.

Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова В романах Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и Л. Н. Толстого “Война и мир” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, не.

Анализ стихотворения А. Ахматовой “Творчество” Это стихотворение называется “Творчество”, и взято оно из цикла А. Ахматовой “Тайны ремесла”. Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том.

Русский национальный характер в повести А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Повесть А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” была напечатана в журнале “Новый мир” в 1962 году. Это произведение о советских лагерях, о том, как система уничтожала тысячи жизней. Но оно.

Покупка растения Где можно купить комнатные растения Комнатные растения приобретают все большую популярность. Их можно купить в специализированных магазинах и центрах, где вам расскажут о том, как правильно за ними ухаживать. Вы.

Сейчас вы читаете: Роль эпизода

Обучение сочинению “Анализ эпизода прозаического текста на уроке литературы в 11-м классе”

Разделы: Литература

Цели:

  • формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;
  • развитие читательской культуры и понимания авторской позиции.
  • 1.Образовательная:

    • повторить и обобщить изученное по теме “Анализ эпизода”;
    • знать строение сочинения-рассуждения, сюжетные и внесюжетные элементы, определение эпизода, роль эпизода в тексте; схему анализа эпизода;
    • уметь анализировать эпизод из романа “Пётр Первый”, определять его роль в романе, интерпретировать текст.

    2.Развивающая:

    • обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи;
    • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать.

    3.Воспитательная:

    • воспитание гражданской позиции;
    • формирование гуманных отношений.

    Урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков.

    Организационные формы обучения:

    1.Наглядный материал.

    • Плакат “Схема анализа эпизода прозаического текста.
    • План сочинения – рассуждения”,
    • “Роль эпизода в тексте”.
    • Опора “Средства художественной изобразительности”.

    2.Дидактический материал.

    • Карточки “Строение сочинения – рассуждения”, “Сюжетные элементы.
    • Внесюжетные элементы”, “Определение эпизода”, “Роль эпизода в тексте”, “Схема анализа эпизода прозаического текста.
    • План сочинения-рассуждения”, “Роль эпизода в тексте”.

    3.Раздаточный материал..

    • Ксерокопии главы романа “Пётр Первый” (книга 3 глава 2 (5).
    • Ксерокопии статьи из книги М. Свердлова “По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра”. – М.,2004, с. 78-79.

    Подготовка к уроку

    Письменный сжатый пересказ главы (книга 3 глава 2 (5), план, название.

    Строение сочинения – рассуждения. Роль эпизода в тексте. Анализ эпизода из романа А.Н. Толстого “Пётр Первый”.

    I Мотивация познавательной активности.

    Найдите ошибки в эпизодах из известной вам книги.

    Найдите ошибки в эпизодах

    1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась:

    Женить тебя хочу:

    Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой:

    Большие ступни повернулись носками внутрь.

    2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне. Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр – слабоумный, больной, вей из него верёвки:Что предпочесть? Кого?

    Сегодня мы два урока посвящаем разбору эпизода из романа А.Толстого, готовимся к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер.

    III Актуализация знаний, умений, навыков. Опрос (с использованием дидактического материала).

    В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте.

    Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

    Эпизод – часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

    Что объединяет эти определения? В чём различие?

    Запишите любое определение.

    Назовите синонимы к слову “эпизод”

    (отрывок, фрагмент, часть)

    2.Роль эпизода в тексте.

    Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

    Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте.

    Роль эпизода в тексте

    Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

    Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

    Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

    Автор даёт характеристику персонажа или события.

    Определите функцию таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

    Приведите свои примеры.

    3.Эпизод как часть сюжета.

    Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов.

    Сюжетные элементы

    1. Экспозиция
    2. Завязка
    3. Развитие действия
    4. Кульминация
    5. Падение действия
    6. Развязка
    7. Эпилог

    В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера?

    Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор.

    1. Описание:

    • пейзаж
    • портрет
    • интерьер

    2. Авторские отступления.

    3. Вставные эпизоды.

    Приведите примеры таких фрагментов.

    Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.

    Строение сочинения – рассуждения

    I. Тезис (основная мысль сочинения).

    Потому что, так как.

    II. Обоснование: аргументы и примеры.

    Что из этого следует?

    Поэтому, следовательно, итак, таким образом.

    Перекликается с тезисом.

    5 .Схема анализа эпизода.

    Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения

    “Роль эпизода в тексте”.

    Вступление

  • Что такое эпизод? Дать определение.
  • Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).
  • Основная часть (аргументы и примеры).

    1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

    2. Место эпизода в композиции текста.

    Почему этот эпизод именно здесь расположен?

    Какие эпизоды до и после?

    Какая связь с другими фрагментами?

    3.Место эпизода в сюжете произведения.

    Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

    4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

    5. Расстановка персонажей в данном фрагменте.

    Новое в характерах героев.

    6. Каков предметный мир произведения?

    Пейзаж, интерьер, портрет.

    Почему именно это в данном эпизоде?

    7. Мотивы эпизода.

    Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.

    Библейские, фольклорные, античные.

    8. От чьего имени ведется повествование?

    Автор, рассказчик, герой. (От 1 или 3 лица).

    9. Организация речи.

    Повествование, описание, монолог, диалог.

    10. Языковые средства.

    1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

    2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

    3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

    А теперь переходим к конкретному эпизоду.

    IV.Формирование умений и навыков.

    Составить план эпизода (простой или цитатный).

    Придумать несколько названий эпизода (отражают тему или идею).

    2. Проверка домашнего задания

    Несколько человек читают сжатый пересказ

    Что можно изменить?

    3. Проверка задания у доски.

    4. Анализ эпизода (по “Схеме анализа эпизода”).Книга 3 глава 2 (5).

    Каким может быть вступление?

    Предложите тезис рассуждения.

    (Новая Россия строится, но какая страшная цена. Сложные отношения царя и народа)

    А может быть и другой тезис.

    Прочитайте статью литературоведа М.Свердлова о романе “Пётр Первый”.

    Вопрос о смысле жизни

    Что же занимает место нравственных исканий в “Петре Первом”?

    Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?

    Да, в профессиональной области.

    Смысл жизни для героев “Петра Первого” в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы – лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).

    В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или “пушечное мясо”. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье – роль профессионального шута.

    А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя (“отца народов”), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.

    Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев “Петра Первого” не нравственный, а “технический” вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

    Какую роль играет этот эпизод?

    (Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны).

    Основная часть начинается со сжатого пересказа.

    Какое место занимает эпизод в композиции текста?

    Что происходит в 4 главке?

    (Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII).

    Что происходит в 6 главке?

    (Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход).

    Как связаны все эти эпизоды?

    (Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей – государственная потребность).

    Какое место занимает эпизод в сюжете?

    Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?

    (Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра).

    Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?

    (Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; “бородатый” независимый, мудрый ).

    Почему у “бородатого” нет имени?

    Каков предметный мир фрагмента?

    Зачем они здесь нужны?

    (Детали создают образ эпохи).

    Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.

    (Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя).

    Какие ассоциации возникают?

    Работа в группах или в парах.

    Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.

    Кто уже может сделать вывод?

    Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.

    Какие темы развиты здесь?

    Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?

    Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.

    Написать черновик сочинения по теме урока.

    Литература:

  • Белова А. В. Лекции в ЧГУ (г. Череповец)
  • Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. – М., 2004
  • Сидорова М. “Не убий”. Анализ эпизода из романа М. Шолохова “Тихий Дон” – Русский язык и литература для школьников, 2003, № 4
  • Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. – М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
  • Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. – М., 2003
  • Роль эпизода

    » Воина и мир»- роман — эпопея. Одно из значений слова эпопея — изображение жизни народа в национально — исторических масштабах. Основным событием 1805-1807 гг. была война, начатая императором, но участвовали в ней простые люди.

    Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно в наиболее ярком аспекте, а так же он чрезвычайно важен, и потому что все линии сюжетные линии героев сходиться в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинный герой. Это не Долохов, который рассказывает о своем ранении и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем подвиге. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности как Тушин, даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше.

    Истинный герой — народ. Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель еще мало знающий о них открывает для себя довольно интересные черты персонажей.

    Впервые на поле боя князь Андрей, грезящий о своем Тулоне и Николай Ростов простой юнкер и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от все, наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем — нибудь: будь это простой солдат или князь Багратион. Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана.

    Создается впечатление, что Тушин много и действительно каждый настоящий воин в душе не много Тушин, с другой же стороны можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый. Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: те солдаты и их командир братья друг другу. Но семья — мирное начало, здесь на войне каждый стоит за всех, а все за одного, «чувствуется скрытая теплота патриотизма». До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно.

    Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, очевидно, что ему в душе философу интересно знать, что думает представитель народа. Но вот начало сражения «земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора услышанного князем Андреем кажется, что это оживление земли происходит под влиянием Тушина, более того, он даже пушку назвал любя по имени Матвеевна. Сразу же казавшиеся разрозненные люди сплачиваются, у всех есть общая цель — победить.

    У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» так думают и Тушин и Болконский.

    Тушин и Багратион в чем — то противопоставлены, особенно это заметно при появлении Багратиона на месте сражения тушинской роты. Тушин оживлен, «пищит, старается придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны. Так же Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением, как благословляют священники, прикладывает 3 пальца к козырьку».

    Таким образом, Толстой подчеркивает робость Тушина, но, несмотря на это, он и его солдаты берут оружие и идут защищать землю.

    Роль эпизода

    Другие сочинения по теме:

    Изложение эпизода: Бородинская битва в романе «Война и мир» 26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого — это момент.

    Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у.

    Капітан тушин і його роль у романі Л. Н. Толстого «Війна й мир» Твір по літературі: Капітан тушин і його роль у романі Л. Н. Толстого «Війна й мир» Справжнім героєм роману «Війна.

    Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Данный эпизод в романе Толстого «Война и мир» относится к числу «предбородинских». Он описывает впечатления Пьера Безухова по дороге в.

    Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль пейзажа Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение.

    Роль народа в истории на примере Аустерлицкого и Бородинского сражений Роль народа в истории убедительно раскрыта на примере Аустерлицкого и Бородинского сражений. Битва под Аустерлицом была проиграна русскими войсками не.

    Роль персонажа в романі «Війна й мир» Капітан Тушин Справжнім героєм роману «Війна й мир» є російський народ. Захищаючи рідну землю від наполеонівської навали, росіяни виявили винятковий героїзм, мужність.

    Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире» ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу.

    Характеристика Капитана Тушина в романе Толстого «Война и мир» Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины.

    Філософія історії в романі Л. Н. Толстого «Війна й мир» роль особистості й роль маси Війна й мир Толстої Л. Н Філософія історії в романі Л. Н. Толстого «Війна й мир» роль особистості й роль маси У романі-епопеї «Війна й мир».

    Перелом в мировоззрении князя Андрея в эпизоде в Брюнне Толстой продолжал переделывать эпизод в Брюнне. Он был очень важен для предстоящего перелома в мировоззрении князя Андрея. Сначала дана предпосылка.

    Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Повесть «Капитанская дочка» была написана в очень сложный для Пушкина период жизни — 1833-1836 годы. Ей предшествовала статья «История Пугачева».

    Описание-изложение эпизода смерти Ленского в романе «Евгений Онегин» Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев. Можно снисходительно относиться к.

    Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый.

    Мой любимый герой в романе Л. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом произведении, наряду с.

    Литература и попытки переписать роль нашего народа в победе над фашизмом На книжном рынке появилось немало милитаристских сочинений, клевещущих на героическую Советскую армию, на СССР и прославляющих мнимые доблести гитлеровских вояк.

    Анализ эпизода «В погоне за Верой» в романе «Герой нашего времени» Сочинение анализ отрывка «В погоне за Верой» (со слов «Солнце уже спряталось в черной туче.. .» до слов «. .

    Жизнь и судьбы действующих лиц романа «Война и мир» Жизнь и судьбы действующих лиц романа «Война и мир» теснейшим образом связаны с историческими событиями. Вместе с героями романа читатель.

    Три эпизода полемики о старом и новом слоге в зеркале трех сочинений А. Е. Измайлова В 1810 году полемика о старом и новом слоге, после периода некоторого затишья, вступила в наиболее острую фазу. Бурные события.

    Роль эпизода: сочинение

    Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Чичиков у Ноздрёва»

    Николай Васильевич Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он сам говорил – “с одного боку”.

    В этой поэме показывается отдельный помещик Чичиков, русское общество, русский народ, хозяйство (хозяйство помещиков).

    Название “Мёртвые души”, я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны – это “Мёртвые души” помещиков. Писатель показал здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков.

    В повести о капитане Копейкине показывается отношение чиновников к простому народу, то что государство не уважает людей, отдавших своё здоровье, а во многих случаях и жизнь за него; что государство, за которое они воевали в войне 1812 года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях.

    В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило в четвёртой главе.

    Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник – зять Межуев.

    Авторская характеристика Ноздрёва:

    Потом пошли в кабинет. Там у них произошла размолвка из-за нехотения нашего героя играть в карты. Чичиков до размолвки предложил купить у Ноздрёва “мёртвые души”. Ноздрёв начал ставить свои условия, но Чичиков ни одно из них не принимал.

    Чичиков после разговора остался наедине с собой.

    На следующий день они начали играть в шашки на условии: если наш герой выиграет, то души его, если он проиграет, то “на нет и суда нет”. Автор характеризует Ноздрёва так: “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными приятными щеками, с белыми ,как снег, зубами и чёрными , как смоль, букенбардами. Свеж он был, как кровь с солоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.”

    Нодрёв присоединился к нашему герою, рассказал о ярмарке, что продулся там в пух и прах. Затем Чичиков, Ноздрёв и зять Межуев поехали к Ноздрёвую После ужина зять Межуев удалился. Чичиков и Ноздрёв, по своему обыкновению, начал “мухлевать”. Чичиков заметил это и возмутился, после чего завязалась ссора, начали махать друг на друга руками. Ноздрёв позвал своих слуг Павлушу и Порфирия и начал кричать им: “Бейте его, бейте!” Чичиков пбледнел, душа его “ушла в пятки”. И если бы не капитан-исправник, который вошёл в комнату, чтобы объявить Ноздрёву, что он находится под стражей по поводу нанесения личной обиды розгами в пьяном виде помещику Максимову; быть нашему герою сильно покалеченным. Во время того, когда капитан объявлял извещение Ноздрёву, Чичиков скорее взял шапку, спустился вниз, сел в бричку и велел погонять Селифану лошадей во весь дух.

    Мнение автора сочинения:

    Я думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению,
    Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому.

    Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды.

    Впечатления автора сочинения:

    Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрёва, – это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость.

    Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке.

    В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях.

    В этом эпизоде автор показывает художественные детали, такие как описание трактира (в начале эпизода), описание поместья Ноздрёва. Рассмотрим эти два описание подробнее.

    Сначала посмотрим, как автор описывает трактир: “Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”.

    Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва: “В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено.

    Внутренний мир героя в этом эпизоде:

    Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?”

    В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства: “Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек – дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.”

    Мнение автора сочинения:

    Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой.

    По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не всё так просто, как хочется. Что если с Коробочкой всё вышло нормально, то с Ноздрёвым всё прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и чёрные полосы.

    Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться. Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздрёву насчёт “мёртвых душ”, а Ноздрёв его предал, рассказав всем про это дело.

    Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрёва все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи.

    Мнение автора сочинения может
    не совпадать с вашим мнением.

    Автор сочинения: Декалин Сергей, г. Ульяновск.

    Теги: Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» «Чичиков у Ноздрёва». Сочинение Литература

    Читайте также:  Протасов: сочинение
    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×