Роман А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Сочинение: Петр Первый роман Толстого

Роман А.Н.Толстого ” Петр Первый ” А.М.Горький назвал ” первым

в нашей литературе настоящим историческим романом “, ” книгой –

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России –

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого ” Петр Первый”

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII –

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. ” Петр Первый “- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего – это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ ” День Петра ” был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа ” Петр Первый ” – в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

” На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, – писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане “.

Об этом свидетельствуют и его рассказ ” День Петра “, и тра-

гедия ” На дыбе ” (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха – время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе ” День Петра ” Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. ” Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? ” Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе ” На дыбе ” дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой ” живота не жалел “; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих ” птенцов “: Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье – ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии ” На дыбе ” (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой – отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как

у Пушкина в поэме ” Медный всадник “.

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал “превосходный”, по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого “Петр Первый”.

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год – год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

“когда трещит и рушится старый мир”, с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА “ПЕТР ПЕРВЫЙ”

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

“становление личности в эпохе”. Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала “Смена”: “Становление личности

в исторической эпохе – вещь очень сложная. Это одна из задач

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого “выявление

двигающих сил эпохи” – разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

“Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории. Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, – композиция, архитектоника произведения. Что это такое –

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника. В моем романе центром является фигура Петра I.”

Итак, в центре повествования Толстого – Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи – на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце –

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, – в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами – Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. ” И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов .

кислые столетние сумерки – нищета , холопство, безделье” ( после

победы Милославских ); но вот победили Нарышкины – “. стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось”

Это понимает и сам народ: “Что Василий Голицын , что Борис –

одна от них радость”.

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. “Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились

перемен, “ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

“Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат. Не живут –

торопятся. В бездну катимся. ” Сопротивлялся и народ – “мало

было прежней тяготы – волокли на новую непонятную работу – на

судостроительные верфи в Воронеже”. Бегство в леса дремучие,

на Дон – ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:”Всю зиму были пытки и

казни. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.

Вторая книга, по словам самого Толстого “более монументальна,

более психологична”, она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь – начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал “нарвская конфузия”, лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами – взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

“Птенцы гнезда Петрова”, люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству – Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить ” по воле, а не по указу государеву”, люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда –

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель – Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

” Третья книга – писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени – Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части.”

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, ” ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы.” Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу – Пе-

Третья книга – это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт – рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

” Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени –

можно понять только диалектически – в движении, в борьбе, в противоречии”.

Так он изображает Петровскую эпоху – в движении, в борьбе нового со

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как ” представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад”.

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: ” Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, – это живое движение живых людей. -это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа”.

Сочинение по роману А.Н. Толстого «Петр Первый»

«Петр Первый»

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» — центральное про­изведение в раскрытии петровский темы в творчестве писате­ля. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шед­шая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибу­тами европейской цивилизации. И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки наса­дить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укореня­лись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от ли­ца автора. В произведении действуют как вымышленные пер­сонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диало­ги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. Толстой подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушисто­хвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взо­ром, — не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует пре­жде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической герои­ни: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страш­нее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе». В этом лаконичном описании простой рус­ской женщины, по сути, раскрывается нелегкая судьба чело­века допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Васи­лии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков с бо­лью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Кукуй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, лю­ди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементар­ной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого раз­влечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь пред­ставителей царского двора все глубже входят европейские ма­неры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме — французская и итальянская изысканная мебель. Голи­цын подумывает об освобождении крестьянства, создании ака­демий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопиче­скую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддержи­вающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спас­ские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущает­ся имущественная пропасть в положении между высшей зна­тью и народом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со сво­им родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол- Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круг­лощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и вла­стный русский царь Петр впервые предстал перед своими под­данными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их мане­ры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфениг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя не­мецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся ус­тои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать.

Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчерки­вают напыщенную неестественность данной ситуации. Символичны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполага­лось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боят­ся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна, чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во вре­мя венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из послед­них уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились…» — пишет

А.П. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева госу­даря, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Пет­ра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой — не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную го­сударственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам…». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на каза­ков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Тол­стой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощни­ков — Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые чи­татель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоин­ство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему само­дельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра

— это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности под­стерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что по­ка царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

Российской хозяйственной разрухе в романе противопос­тавлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Мо­скве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает постро­ить новый город — истинный парадиз.

Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова по­нимает его желания. Этот герой обладает в романе незауряд­ным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», — скажет про Ле­форта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Неко­торые называли его «проклятым чужеземцем».

Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрят­ность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестоко­стью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красно­речиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки преврати­лась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немец­кое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могу­щества и экономического процветания.

«Сочинение по роману Толстого «Петр Первый»»

Исторический роман «Петр 1″ это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни. Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни.
Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя,
писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени.
Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись,
создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность
Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на
эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил,
оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством
и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и
он сам искал применения своим силам. Здесь было взаимодействие.
Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались
силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это
Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до
Урала, это и европейские города, где побывал Петр.

Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В
романе изображены основные события того времени: восстание в
Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым,
бегство Петра в ТроицеСергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за
Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со
шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя
определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы
вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая
неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных
изменений .в жизни. Этоощущается прежде всего в глухом
недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких
отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места
вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни
Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки
зрения художественного раскрытия роли личности в истории,
противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный
мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном
государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи
Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель
рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в
глухом уголке загородного Преображенского дворца.

Писатель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические
обстоятельства формируют те качества его личности, которые
необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов
общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы,
раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского
времени доживают под пером замечательного художника. Центром
своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники:
князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин,
Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя
не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает
творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны
никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской
эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни
труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях
раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте
многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из
народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое
художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали
первые сваи для будущей российской столицы.
Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который
чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями.
На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи
шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках
воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое:
ропща и осуждая царя «мироеда», «антихриста», простые люди видят в
нем необыкновенного царяреформатора, не поцарски трудолюбивого,
пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно
писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и
разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему
собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в
авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России
эпохи Петра 1 ощущается позиция писателярассказчика, который
говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа.
Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о
Петре и его времени в романе эта справедливый и объективный суд
народа над историей.

Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся
портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают
неповторимую картину петровской эпохи. Художественным
мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое
широкое признание в нашей стране.

Сочинение «Петр Первый» Толстой

Исторический роман «Петр 1″ это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается

Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В
романе изображены основные события того времени: восстание в
Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым,
бегство Петра в ТроицеСергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за
Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со
шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя
определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы
вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая
неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных
изменений. в жизни. Этоощущается прежде всего в глухом
недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких
отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места
вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни
Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки
зрения художественного раскрытия роли личности в истории,
противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный
мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном
государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи
Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель
рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в
глухом уголке загородного Преображенского дворца.

Писатель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические
обстоятельства формируют те качества его личности, которые
необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов
общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы,
раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского
времени доживают под пером замечательного художника. Центром
своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники:
князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин,
Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя
не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает
творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны
никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской
эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни
труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях
раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте
многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из
народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое
художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали
первые сваи для будущей российской столицы.
Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который
чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями.
На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи
шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках
воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое:
ропща и осуждая царя «мироеда», «антихриста», простые люди видят в
нем необыкновенного царяреформатора, не поцарски трудолюбивого,
пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно
писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и
разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему
собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в
авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России
эпохи Петра 1 ощущается позиция писателярассказчика, который
говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа.
Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о
Петре и его времени в романе эта справедливый и объективный суд
народа над историей.

Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся
портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают
неповторимую картину петровской эпохи. Художественным
мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое
широкое признание в нашей стране.

Роман А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Роман Алексея Николаевича Толстого “Петр I” повествует о далекой эпохе конца XVII &#151 начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 год.

Алексей Толстой мог бы сказать о себе словами Белинского: “Для меня Петр &#151 моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России”. В романе “Петр I” продолжены традиции русской классической литературы, крупнейших представителей которой &#151 Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого &#151 неизменно волновал образ великого реформатора.

Писатель воссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит, нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картины народной жизни представлены и в конкретных образах. Это &#151 Федька Умойся Грязью, один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, для которых что “колокол лить”, что “шпагу калить”, что “пистолет делать” &#151 все играет в их талантливых руках. Это и кузнец Жемов &#151 “редкой умелости человек”, мечтающий о воздушном полете. Не обходит автор и толпы нищих и “ярыжек” (беспутных людей, пьяниц), бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состоянии.

Над этой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженного места Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, его деяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерь противников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешней монументальностью: величественная осанка и “поступь” Софьи, недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их среде подчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.

Образ Петра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказной простотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волей Петра, убыстряет свое течение.

Военные походы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они очень изнуряли государство, вести их приходилось вследствие исторической необходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками, преградившими путь России к Черному морю.

Выход к Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражения только закалили молодого царя. “От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали &#151 другой человек: зол, упрям, деловит”.

В Воронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр берет Азов: “. в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву”. Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приеме послов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дыму баталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны со шведами Петр “не умывался, ел на ходу”. С лицом, обожженным солнцем, с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане &#151таким предстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, за столом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестной Анхен.

Третья книга романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображен несколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным, зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишенная резких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царя по-прежнему “строгие, страшноватые”, у него еще случаются вспышки необузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характерной для государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, даже жестокого.

На страницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет “грозное величие” монарха, вдохновленного высокой государственной целью: “Дело было европейское: шутка ли &#151 штурмом взять одну из неприступнейших крепостей в свете”. Свежий ветер с Балтики рвет паруса петровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы под Юрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними и внутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.

С большим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели: Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья.

Но центром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образ Петра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуре воплощены основные противоречия того времени. Петр Первый &#151 национальный деятель большого масштаба. После “Полтавы” Пушкина роман Алексея Толстого &#151 это самая большая удача в создании образа Петра в русской литературе.

Писатель не идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимается за ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству над людьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он с издевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикие шутовские шествия по улицам Москвы. Но по отношению к родовитым боярам, недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царя вполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых, чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старых порядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный и вялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированного сословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельные представители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков, семья Бровкиных, сделали головокрутельную карьеру, став близкими сподвижниками царя.

Высоко оценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстой указал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян, холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов и притеснений.

В роман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи. И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическое и драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периода жизни России.

Замечательно, что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором. Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов и ремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большим эпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество исторических документов: “пыточные” записи, старинные судебные акты, так называемые материалы “Слова и дела”, фольклорные источники. Все это помогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIII века.

Роман Алексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личности великого преобразователя России и самом российском государстве той поры. Это художественный памятник великому императору Петру I и его эпохе.

Образ Петра 1 по роману Пётр Первый (Толстой А. Н.)

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.» А.С. Пушкин

Да, читая отрывок стихотворения , написанного замечательным поэтом А.С.Пушкиным , нам понятно, о ком говорят эти строки -о Петре 1. Личность русского царя Петра I и время его правления привлекали внимание многих литераторов. Одним из лучших произведений на эту тему является роман Алексея Толстого «Петр Первый».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это просто ценный материал, собранный Алексеем Толстым и преобразовавшим его в «личный дневник царя». Там мы можем увидеть и интересные исторические события, и увлекательные факты об этой личности, и просто насладится и погрузится в атмосферу той эпохи, которую переживала Россия.

Люди видят Петра впервые совсем ещё мальчиком «в пестром узком кафтанчике», которого передали Наталье Кирилловне на руки, чтобы она показала его народу для доказательства, что он жив. Необычно, по-смешному, смотрится на нем съехавшая набок Мономаховая шапка. «Круглощёкий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу.» Вот таким перед нами предстаёт великий царь, а пока ещё маленький, но активный ребёнок. Именно этот момент жизни, стал для Петра переложным в его дальнейшей судьбе. Страх, который был вызван «бунтом», отложится в памяти героя на всю жизнь и это мы увидим позднее.

С чего началось детство Петра? Он был выбран правителем государства, как и его брат Иван. Но так как они были ещё детьми, всеми верховными правами обладала их старшая сестра Софья. « В Москве стало два царя – Иван и Петр, и выше их-правительница, царевна Софья». В следующий раз, мы Петра уже видим повзрослевшим, но таким же активным и непоседливым ребенком в Преображенском. Его голос был глуховат, а немигающие глаза похожи на совиные. В этих эпизодах появляется очень важный герой – Алексашка Меньшиков, который в будущем станет другом, помощником и фаворитом царя. А пока что Алексашка обучает Петрушу хитрости и ловкости. Важной деталью всего детства Петра является его страсть к военным «штучкам». Герой безумно любил бегать по двору Преображенского дворца, играя в войну.

Из вроде бы, обычного мальчишки, который любил играть и уклонялся от учебы вырастет такая личность, которая должна стать активным творцом судьбы народа. На своих ошибках, на ошибках других людей, впитывая , как губка, он учится, строит, делает новое и ломает старое. Его главный учитель по жизни- его жизнь, которую он провёл в накал. Нет ни одного спокойного дня, где бы этот человек мог отдохнуть. И его труды на лицо.

В Петре проявляются черты русского характера. Но проявляются у него по особенному, так как в нём сочетается несочетаемое: В одно и то же время он был вспыльчивым и хладнокровным, щедрым и бережливым, иногда жестоким, а порой и милосердным, требовательным и доброжелательным, грубым и нежным, страстным и безразличным. Все это создавало какой-то эмоциональный фон, на котором протекала вся деятельность Петра. Но главное-он был настойчивым в достижении цели, в основе его характера лежала твёрдость и решительность, сильная воля, рискованность, любовь к труду и огромная терпеливость. Он умел принимать достойно поражения, трезво оценивать ситуацию и признавать ошибки. Петр не боится подчиняться более умным и знающим военачальникам. Он жадно учится морскому,кузнечному и плотницкому делу. И его талант и обычное, « не царское» отношение к простому народу имело огромное значение в жизни страны. Он составил своих сподвижников не из тех заседевшихся Московских бояр, а из обычного крестьянского народа, неиспорченного народа. Он умел найти подход к людям, понимал обычных крестьянский мужиков и в портретной характеристике явно проявляется внешнее сходство с ними уже с малых лет: «все бегает, как простой», «весь в пыли, земле, потный, как мужичок», долговязый, неуклюжий, с косолапыми ступнями.

Петр говорил: «В России все нужно ломать — все заново». Он понимал, что дальше так жить нельзя . А дальше пошло то, чего давно ждала «заплесневелая Россия»- время перемени реформ. Но сначала ,история героя начинается с Кукуя.

Огромную роль на взгляды Петра сыграл Лефорт-глава немецкой колонии ка Кукуе, человек, имеющий большой опыт в хозяйственной жизни, хорошо понимающий политическое экономическое состояние России.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54864

Читайте также:  Русский характер (по Рассказам Ивана Сударева): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Петр Первый роман Толстого
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 19:37:34 12 сентября 2005 Похожие работы
Просмотров: 1987 Комментариев: 17 Оценило: 11 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать