Петр I— исторический роман: сочинение

1682-1725. Пётр I. Историческое сочинение

Пётр I (годы жизни 1672-1725) вошёл в историю как величайший реформатор. Развёрнутые им преобразования коснулись как государственного устройства, так и всего общественного уклада России. Держава освободилась от многих пережитков ордынского прошлого и пошла по европейскому пути развития.

Это было обусловлено сложившимися в данный период причинно-следственными связями. По выражению С.М. Соловьёва, «необходимость движения по новому пути была осознана; народ поднялся и собрался в дорогу; ждали лишь вождя; и такой вождь появился».

В 1682-1689 гг. малолетний Пётр был лишь номинальным правителем государства: фактически правила его сестра Софья Алексеевна. Но уже в возрасте 17 лет он силой отнял у неё власть, став фактическим главой государства с октября 1689 года.

Главным достижением периода его правления стал выход России на берега Балтийского моря, в результате победы над Швецией в Северной войне, и строительство Санкт-Петербурга. В этот период Россия пошла по имперскому пути развития – как официально (Пётр I провозгласил себя императором), так и фактически.

Основные события внешней политики Петра I

Сущностью внешней политики при Петре I были:

  • во-первых, активная экспансия – стремление к расширению территории создаваемой им империи, по всем географическим направлениям;
  • во-вторых – установление тесных контактов с Европой; внедрение знаний, опыта и технологий европейской цивилизации во всех сферах хозяйствования и общественной жизни.

Результатом Азовских походов 1695 и 1696 годов стало изгнание турок из Приазовья; взятие крепости Азов и основание города-порта Таганрог. Однако неудачная русско-турецкая война 1710-1713 гг. перечеркнула эти достижения.

Следствием Великого посольства царя и его соратников в Европу (1698-1699) стало насаждение европейских традиций, реформирование армии, госаппарата; создание и развитие военно-морского флота.

В результате затяжной Северной войны со Швецией (1700-1721) Россия получила выход к Балтике, присоединив Карелию, Ливонию, южную часть Финляндии. Триумфом русского оружия стала Полтавская битва 1709 года, в которой армия Петра I разгромила непобедимое до той поры войско шведского короля Карла XII.

Результатом Персидского похода Петра I стало включение в состав империи обширных прикаспийских территорий, с городами Дербент, Баку, Решт, Астрабад. Однако уже вскоре после смерти Петра все эти владения были потеряны.

Главные вехи внутренней политики Петра I

В этот период были достигнуты большие экономические успехи. Пётр I реорганизовал все отрасли хозяйства, вооружил экономику современными западными технологиями производства. Были построены более двухсот новых заводов, в том числе десятки металлургических предприятий на Урале; около сотни крупных фабрик и мануфактур; несколько крупных судостроительных верфей.

Большинство реформ во внутренней политике были нацелены на усиление военной мощи страны – её модернизированной армии и новорождённого флота, создателем которого стал Пётр. Обширные преобразования, затрагивавшие все сферы, вплоть до частной жизни, состояли в изменении уклада, отказе от азиатских обычаев в пользу европейских.

Многое было сделано для развития просвещения: открыт ряд учебных заведений (прежде всего, военных и флотских) и типографий. Была проведена всеобщая перепись населения. Основное тягловое население – крестьян – разделили на крепостных (принадлежавших помещику), монастырских и государственных. Все эти разряды были записаны в ревизские сказки и обложены подушной податью.

На усиление повинностей народ отвечал как пассивным сопротивлением (бегством в отдалённые места, в казачество), так и активным (народное восстание под предводительством Кондратия Булавина 1707-1708 гг.)

Историческое значение и оценка правления Петра I

Отечественная историография традиционно ставит Петра в ряд самых выдающихся государственных деятелей России за всю её историю. Период его царствования коренным образом изменил всю страну, на долгие годы вперёд определил направление её развития.

Однако петровские свершения производились путём насилия над населением, усугубления нужды и бедствий народа. Даже Пушкин, который восхищался Петром, отмечал, что большинство его указов являются «жестокими, своенравными, будто они писаны кнутом, и вырвались у нетерпеливого самовластного помещика». Численность населения (в прежних границах, без учёта новых территорий) за годы правления Петра сократилась: много народа было истреблено на войнах и непосильных работах.

Историческое сочинение Петр Первый 1700-1725 ( по критериям ЕГЭ 2017) (ЕГЭ по истории)

Период 1700-1725 относится к времени правления Петра I. Данный отрезок отечественной истории характеризуется активной внешней политикой на Европейском (Северная война) и Азиатском направлениях ( Персидский поход, Прутский поход). Также в этот период произошло много внутренних преобразований, которые были масштабными и распространялись на различные сферы общества ( военные, социальные, экономические, государственно-административные реформы)

Важнейшее событие внешней политики – Северная война 1700-1721 гг. Причиной послужила необходимость получения Россией выхода в Европу через Балтийское море для более успешного развития экономики и отношений с европейскими странами. Сначала действия русских войск были неудачными ( поражение под Нарвой), но после Россия провела несколько успешных сражений (битва у д.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Лесная, у мыса Гангут, у острова Гренгам) и выиграла войну. Большую роль в одном из главных сражений войны – Полтавском – сыграл А.Д. Меншиков. Именно он своевременно известил Петра I о начале наступления шведских войск на русский лагерь, чем лишил шведского короля возможности внезапной атаки. Меншиков лично командовал кавалерией, отдавал приказы войскам, что привело к победе русских войск в этой битве. Следствием Северной войны стало заключение Ништадтского мира в 1721 году (Россия получала территории Прибалтики и выход в Балтийское море) и провозглашение России империей.

Среди социальных реформ Петра I следует выделить указ “о единонаследии” 1714 года, по которому дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами и теперь могли передаваться только одному из сыновей. Причиной издания указа стало стремление Петра пресечь дробление имений и привлечь на службу к государю молодых дворян. Большую роль в этом событии сыграл сам Пётр I. Он разработал содержание реформы и лично подписал этот указ. Следствием этого события стало повышение числа служащих среди дворян.

Немаловажным событием периода стало восстание Кондратия Булавина 1707—1708 гг. Основными его причинами стало усиление повинностей крестьян в ходе Северной войны и указ о сыске беглых крестьян на Дону. Большую роль сыграл предводитель восстания Кондратий Булавин. Он отказался выдавать беглых крестьян, формировал отряды для отражения нападения царских войск. Именно Булавин рассылал «прелестные» письма и призывал защищать права казаков. Восстание было подавлено, следствием стал возврат беглых крестьян владельцам, а Дон потерял свою независимость.

Во внешней политике произошли такие события, как Прутский поход в 1710-1711 гг. (был неудачным, и России пришлось вернуть Азов и уничтожить Азовский флот) и Персидский поход 1723-1724 гг., вследствие которого к России присоединялись прикаспийские территории. Также был учреждён Сенат, создан Святейший Синод, а приказы заменялись коллегиями. Был издан указ о престолонаследии, и теперь монарх мог сам назначать себе наследника. В военной сфере произошли такие изменения как введение рекрутской повинности, перевооружение армии и создание военно-морского флота. Также появились цифирные школы и военные учебные заведения, начала издаваться первая публичная газета “Ведомости”. Но также вводилась новая система налогообложения – подушная подать, которая была тяжела для населения.

Данный период нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, именно при Петре I Россия стала сильной державой, получила выход к Балтийскому морю и приобщилась к европейской цивилизации. Но с другой стороны, были не только неудачные действия во внешней политике ( Прутский поход), но вследствие резких преобразований Петра возникали народные возмущения и вспыхивали народные восстания(восстание Кондратия Булавина). Так или иначе, данный период сильно повлиял на дальнейшую историю России. Так, победа в Северной войне и получение выхода в Балтийское море сильно отразится на внешней политике следующих правителей. Россия будет активно участвовать в европейских событиях, сотрудничать со странами Европы (Семилетняя война 1756-1763 гг., участие в разделах Польши в 1772, 1793 и 1795 гг., попытки противодействовать французской революции в конце 18 века). Также, указ о престолонаследии, изданный в данный период, станет одной из предпосылок к дворцовым переворотам, которые будут длиться с 1725 года, вследствие которого на престоле впервые появятся женщины, будет част фаворитизм, а роль гвардии сильно возрастёт. Именно в период дворцовых переворот сильно возрастут привилегии дворянства, которое станет главной опорой для монархов. Органы власти, созданные при Петре, просуществуют ещё некоторое время. Так, коллегии будут упразднены лишь в начале 19 века, когда начнётся создание министерств. А Святейший Синод просуществует до 1917 года. Рекрутская повинность будет существовать до “великих реформ” Александра II, до введения всеобщей воинской повинности. Данный отрезок истории являлся важной вехой в истории страны и определил многие дальнейшие тенденции.

Читайте также:  Анализ стихотворения А. Толстого Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость: сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id11923

Сочинение: Петр I А. Н. Толстого – исторический роман

«Петр I» А. Н. Толстого – исторический роман

Автор: Толстой А.Н.

Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров аристократов). Прослеживаются также нити, связывающие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную картину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так волнующую умы многих историков, так важную для меня. Проблема взаимоотношений народа и государства — это, без сомнения, вечная проблема России. Конечно же А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него проблемой личной. Толстому довелось жить и творить в очень непростой и противоречивый период нашей истории, когда, по моему мнению, проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. Поэтому правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь и понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить настоящее и будущее (на мой взгляд, это утверждение не требует доказательств). Эпоха петровских реформ, косвенных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.

Тема взаимоотношения народа и государства явственно проступает с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное время. В романе показано волнение народа за свою судьбу и судьбу России. Толстой верно показал, что русский народ не мыслит своей судьбы в отрыве от судьбы Отечества. Правда, по моему убеждению, народ России склонен бояться резких, коренных переустройств как жизни государства, так и переустройств жизни собственной. Возможно поэтому сторонники царевны Софьи, которая хотела безмятежного правления “по-старому”, сумели направить народ против Петра, от которого ждали преобразований. Сцены убийства Матвеева, народных волнений еще раз подчеркивают боязнь народа за свое будущее. Необразованная народная масса не лишена возможности понять необходимость перемен (возможно, этим и вызваны теперешние наши проблемы).

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительством Софьи. Петр начинает обретать поддержку народа. Алексашка Меншиков, выходя из народа, становится его главным помощником. Из крестьянских детей сформированы Преображенский и Семеновский полки, так славно послужившие Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает реформы. Начинает он их жестоко. Но Толстой, на мой взгляд, верно оправдывает эту жестокость. “Темный” люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано насильственное его вовлечение в перемены.

Петр, насаждая обычаи, чуждые русскому образу жизни, вызывает народное недовольство, вылившееся в стрелецкий бунт. Жестокой расправой с бунтовщиками Толстой показывает нежелание государства понять психологию народа. Это, мне кажется, главная проблема отношений власти и народа в России.

Огромная, на мой взгляд, заслуга А. Н. Толстого состоит в том, что он сумел показать не только противостояние народа и власти, но и единение его с государством. Такой пример — сцены сражений со шведами. В этих сценах великолепно показано единение власти с народом, и прежде всего на примере царя. Петр помогает перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет разговоры с солдатами. Тут Толстой показал, как исчезает пропасть, разделяющая власть и народ. Народ единый, народ могучий выступает на первый план. Но в то же время у меня вызывает глубокое чувство горечи то обстоятельство, при котором народ и власть объединились. Неужели это возможно лишь перед лицом внешней опасности? Пока я прихожу к выводу, что да.

Задумав строительство Петербурга на отвоеванном устье Невы, Петр снова начинает прокладывать тот ров, ту пропасть, которая стоит перед народом и властью. Город растет “на костях”. Это служит еще одним подтверждением: единство народа и власти в мирное время недостижимо.

Для меня в романе Толстого “Петр I” отношения народа и власти предстали во всем их многообразии и противоречии, Для себя автор решает проблему однозначно: он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось. Решить для себя этот вопрос должен каждый. Моя точка зрения совпадает с точкой зрения автора. Вряд ли можно оправдать страдания народа благими намерениями.

«”Петр I”— исторический роман»

Исторический роман «Петр I» — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего — это источник образных представлений о давнехонько ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании об эпохе Петра, поэтому сообща с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни.

Продолжая традиции великой русской литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои историй) с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя, писатель наиболее полно и достоверно сообщает дух времени.

Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию полной жизни давнехонько минувшего времени. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам. Здесь было взаимодействие.

Конечно, он один ничего сделать не мог, кругом него накапливались силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа — Петра.

Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за рубеж, стрелецкий бунт, махаловка со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Однако ещё до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси.

Историческая неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных изменений в жизни. Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос, кто же сможет сдвинуть с места вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. Особенно существенно, с точки зрения художественного раскрытия роли личности в истории, противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.

Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского времени оживают под пером замечательного художника. Центром своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя облик Петровской эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни, труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях раскрыта в романе существенно глубже и многостороннее. В тесноте многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников.

Сочинение по произведению на тему: «Исторический роман «Петр первый»»

Пойми, пойми, все тайны в нас,
в нас сумрак и рассвет.
А. Блок

Исторический роман “Петр Первый” — одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно. искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого — в теме России и народа.
В первых опытах писателя— “День Петра”, “На дыбе” — он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. “И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь. Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык. В судебных (пыточных) актах— язык дела, там не гнушались “подлой” речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”.
Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа оказались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобразовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга — такова хронологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода.
В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту, и в деревнях, и на полях сражений, на берегах Азовского моря и Невы, под стенами Кремля и Нарвы, в России и за границей. Во всем своем великом историческом значении предстала теперь перед Толстым преобразовательная деятельность Петра, его титаническая борьба за утверждение основ новой государственности. На место обреченного и трагического царя, каким был Петр у Толстого прежде, теперь встал выдвинутый всем ходом исторического развития России крупнейший государственный деятель. Все мысли и воля его устремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военное могущество, чтобы она могла занять почетное место в ряду других великих государств и противостоять врагам.
С большой художественной силой воссоздал Толстой неукротимую энергию и размах государственной и военной деятельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реакционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство. В то же время Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Тяжкий гнет, царевы поборы, помещичья кабала заставляли крестьян бежать на Дон, Урал, в Сибирь, скрываться в лесах, таиться в скитах, а то и разбойничать на больших дорогах и этим выражать свой протест. В романе не развернуты широкие перспективы крестьянского движения, но бунтарский дух народа нашел свое выражение в таких представителях его, как Овдоким, участник мятежных походов Степана Разина, Цыган, Федька Умойся Грязью. И не зря они говорят: “Скоро ли гиль-то начнется? . Время разинское вернется, ребятишки”.
В романе правдиво показан и творческий гений народа. На него опирался Петр как на главную силу в своих великих реформах. Из среды народа выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в работе и в бою.
Не отступая от исторической правды, А. Толстой отразил в романе и одно из глубочайших противоречий преобразовательной деятельности Петра — его увлечение внешними признаками европейской культуры. Вопреки духу всей своей политики освобождения русского государства от иностранной зависимости, он искусственно прививал корни того низкопоклонства перед заграницей, которое так глубоко вошло в сознание русских людей.
Многогранен и сложен образ Петра. В нем глубоко отражено главное — черты могучего русского характера, национального творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость народа.
В романе Толстой создал редкую по богатству и многообразию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты сподвижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефорта и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боярина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Богатырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробьевых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки-художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого.
Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе. С детства знал писатель “эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гадания, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут. ”
Эпопея Толстого написана великолепным русским языком, свободным от какой бы то ни было нарочитой архаики, излишнего употребления “старых словес”. Он ясен и чист. Это подлинный язык русского народа, красивый и выразительный, со всем его лексическим богатством и красотой музыкального строя. Толстой сумел донести до нас все обаяние живой речи петровской эпохи, обогатив ее опытом современного литературного языка.
“Петр I” — быть может, самый замечательный роман во всем литературном наследии А. Толстого. Это произведение стоит в ряду самых выдающихся и талантливых творений русской классической литературы.

Петр I— исторический роман: сочинение

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: “Сочинение по литературе в декабре”

–>

ЕГЭ. История России. Пётр I. Материал к историческому сочинению. Государственные деятели. Я.В.Брюс

Государственные деятели. Я.В.Брюс

Годы жизни:

Из биографии:

  • Брюс Яков Вилимович (Джеймс Дэниэл)-один из ближайших сподвижников Петра I.
  • Это был видный государственный деятель, дипломат, учёный и инженер.
  • Представитель знатного шотландского рода. Предки Я.В.Брюса жили в России с 1647 года.
  • Детство и юность прошли в Немецкой слободе. Получил хорошее по тем временам образование. Особенно любил математические и естественные науки.
  • В 1683 году был записан в потешные войска Петра I, где его и заметил будущий император.
  • Первым его военным походом был крымский поход князя Голицына в 1687 г.
  • Во время стрелецкого бунта был рядом с Петром I.
  • Начиная с первого азовского похода в 1695 году, был всегда при Петре I.
  • Брюс Я. сопровождал Петра I во время Великого посольства в Европу в 1697 г. В Лондоне он изучал технические заведения и мастерские, оставшись там на некоторое время, переводил книги на русский язык.
  • Во время Северной войны занимался доставлением снаряжения в армию. Затем стал командующим артиллерии, участвовал во взятии Ниеншанца в 1703 г. С 1704- генерал- фельдцейхмейстер русской армии? nо есть главного начальника всей артиллерии армии.
  • Участвовал во многих крупных сражениях Северной войны, в том числе в Полтавской битве в 1709 г. В 1721 году подписал Ништадский мир.
  • Участник Прутского похода Петра 1 в 1711.
  • Одновременно занимался гражданскими делами. Так с 1706 г. он начал заведовать всем книгопечатанием России.
  • С 1717- сенатор и президент Мануфактур-коллегии, а с 1719- президент Берг-коллегии, ведая всеми заводами крепостными сооружениями.

Основные направления деятельности Я.В.Брюса и их результаты

Военная деятельность:

  • Я.В.Брюс, начиная с потешных войск, был всегда при Петре I, участвовал во всех крупномасштабных военных операциях и походах.
  • Именно ему принадлежит заслуга создания русскойартиллерии, полковой, полевой, осадной, которой Пётр I уделял очень большое значение, считая, что этот род войск так же важен, как и пехота и кавалерия. Именно Я.В.Брюс настоял на том, чтобы артиллерию разделить на полевую и осадную.
  • Я.Брюс многое сделал для стандартизации артиллерийского оружия, приведения его к единой системе. Отныне калибр орудий определялся по пересчету в фунты: калибр орудия с массой железного ядра в 1 русский фунт (0,4 кг) равнялся 5 сантиметрам.
  • Он лично следил за производством оружия, за его соответствие стандартам. Все эти мероприятия привели к значительному снижению веса пушки — в 4 раза, что сделало её более маневренной.
  • Изменены и стандартизированы были размеры лафета, приведены были в соответствие с размером калибра орудия. Это была первая вЕвропе удачная попытка создания единой «артиллерийской системы».
  • Совершенствования коснулись всей системы артиллерийского снаряжения: нормы боевого комплекта снарядов, необходимое количество орудий для полков, впервые была использована конная артиллерия.
  • В ходе Северной войны создавались новые виды артиллерийского оружия. Я.В.Брюс поддерживал все передовые идеи. Так, перед битвой при Лесной была создана по проекту инженера Василия Кормина короткоствольная пушка, которая с успехом использовалась в боях.
  • Я.В.Брюс был внимателен к пушкарям, считал их элитой русской армии. «Артиллерия наша зело чудно дело делала…»,- писал он позже .
  • Он заботился о своевременном обеспечении армии всем необходимым.
  • Именно массированные удары русской артиллерии привели к великой победе в Полтавской битве.
  • Я.В.Брюс лично участвовал в сражениях, отличаясь мужеством и храбростью. После Полтавской битвы была пожалована высшая награда – орден Андрея Первозванного.

Таким образом, вклад Я.В.Брюса в развитие российской артиллерии огромен. Всё, созданное им, практически применялось в армии вплоть до 19 века. Артиллерийские войска заняли почётное место в армии, привели к ряду великих побед. Военный деятель, активный участник многих операций и походов,Я.В.Брюс активно принимал участие в проведении удачной внешней политик Петром I.

Вклад в науку и образование:

  • Брюс Я.В. был одним из образованнейших людей своего времени, естествоиспытателем и астрономом, знал шесть европейских языков.
  • Составил русско-голландский и голландско-русский словари
  • Написал первый русский учебник по геометрии
  • В 1696 году составил «Карту земель от Москвы до Малой Азии».
  • В 1701 году по указанию Петра 1 организовал Навигацкую школу- учебное заведение, в котором преподавались математика, астрономия, физика.
  • 1702- под его руководством была открыта первая в России обсерватория в Москве при Навигацкой школе. Он же был её руководителем. Позже были открыт ещё две обсерватории.
  • В 1706 году в Московской типографии был напечатан первый в России календарь.
  • Занимался переводом научных трудов.
  • Составил карту звёздного неба.
  • Всю жизнь собирал «курьёзные вещи», которые после его смерти пополнили знаменитую Кунсткамеру.

Таким образом, вклад Я.В.Брюса в науку и образование России огромен. Как ближайший сподвижник Петра 1, он внёс значительный вклад в развитие математики, астрономии, географии, в создание учебных заведений, в распространение и развитие научных знаний в стране. Многое было сделано в России при нём впервые: календарь, обсерватория, учебник географии, некоторые географические карты и карта звёздного неба.

Материал к историческому сочинению

по эпохе Петра I.

Название: Петр I А. Н. Толстого – исторический роман
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 11:26:37 04 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 17 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Историческая эпохаИсторическое событие, причинно — следственные связи
Эпоха Петра I(1682-1725)Внешняя политика Петра I.Усиление военной мощи государства, повышение обороноспособности страны и международного авторитета.

Причины:

  • Необходимость выхода к Балтийскому и Чёрному морям с целью обеспечения безопасности границ, а также активного ведения международной торговли.
  • Дальнейшее расширение территории.

Следствие:

  • Открыт выход к Балтийскому морю, победоносная Северная война значительно повысила международный авторитет России, расширилась граница на северо-западе, создан мощный Балтийский флот.
  • На юге задача выхода к Чёрному морю не была осуществлена.

Для успешного решения внешнеполитических задач Пётр I окружал себя талантливыми людьми, истинным сподвижниками. Среди них — Я.В.Брюс, который был рядом с ним практически во всех сражениях и походах.

( Далее см. материал выше)

Развитие науки и образования. Причины:

  • Необходимость развития российской науки и образования, так как в этом плане страна отставала от европейских государств.
  • Необходимость подготовки кадров специалистов во всех сферах общества, особенно в военном деле.
  • Дальнейшее развитие научных знаний с целью использования их в многочисленных преобразованиях, проводимых Петром I.

Следствие:

  • При Петре I впервые стали открываться учебные заведения, готовящие специалистов, в том числе для армии.
  • Значительное продвижение в развитии наук, особенно математических и естественных.

Для решения поставленных задач необходимы были сподвижники, которые осуществляли бы планы Петра I. Одним из них был Я.В.Брюс – один из образованнейших людей своего времени. Его вклад в дело развития образования и науки был огромен .

(Далее см. материал выше).

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25- историческому сочинению по эпохе Петра Великого.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию
×
×