Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»: сочинение

Сочинение: Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого “Петр Первый”

Проблема взаимоотношений народа и государства – это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А.Н.Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель – всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А.Н.Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого замысла А.Н. Толстого стал исторический роман “Петр Первый”.

Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально на первых страницах романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны – это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра.

Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борьбы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего. Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его помощником. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству. Придя к власти, Петр начинает реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, реализует свои замыслы без учета мнения народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной бунта стало прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жестокая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву на благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией.

Он помогает своим солдатам тянуть пушки и повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ – единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов.

И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О’Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. И глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым противостоянием народа и царя. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины. Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их в многообразии, во всей сложности. Автор романа “Петр Первый” решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие государства над народом,.чем бы оно ни оправдывалось.

«Отношения народа и государства в романе «Петр Первый»»

Проблема взаимоотношений народа и государства – это вечная проблема Рос­сии Конечно же, выдающийся литератор А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель – всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной

А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый пери­од нашей истории, когда проблема взаи­моотношений народа с властью приобре­ла небывалую остроту. В этом плане пра­вомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыс­лить прошлое значит понять и осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха петров­ских реформ коренных преобразований жизни России начала XVIII века как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы. Воплощением творчес­кого замысла А. Н. Толстого стал истори­ческий роман «Петр Первый».

Эта тема возникает буквально на первых страницах романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ рус­ский не мыслит себя отдельно от Отечест­ва, будущее страны – это и его будущее. Все ждут перемен, уверены в их неизбеж­ности но боятся их Народ не знает, с кем и куда ему идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей судьбы Сторонни­ки царевны Софьи умело настраивают про­стых людей против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвее­ва оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность борь­бы задерганных неразберихой людей, страшащихся будущего.

Растет молодой царь, растет и недо­вольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Простолюдин Алексашка Мен­шиков становится главным его помощни­ком. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает реформы. Он действует жестоко даже слишком ре­ализует свои замыслы без учета мнения народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русским, и народ стихийно протес­тует Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной его стало прежде всего не­понимание политики царя неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жес­токая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает ре­форм, проводимых государством, это все­гда оборачивается насилием, жестокос­тью, кровью.

Совсем иная сторона этих взаимоотно­шений предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо­собность принести себя в жертву на благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Петр сливается со своей армией. Он помо­гает своим солдатам тянуть пушки и по­возки во время переходов, находится в са­мой гуще сражения. Царь служит простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы рус­ская армия разбивает непобедимые кор­пуса шведов. И устами царя именно на­род дает гневную отповедь фельдмарша­лу О’Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособнос­ти в русском воинстве. Сцена осады Нар­вы демонстрирует полное единение влас­ти с народом, приведшее к окончатель­ной победе. И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво­лившую взять казавшуюся неприступной крепость.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр ре­шает строить здесь новую столицу. Строи­тельство Петербурга потребовало колос­сальных сил и напряжения всех людей. Ос­новная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь ору­дие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страдани­ями, гибелью сотен людей, новым проти­востоянием. Власть снова не находит ино­го средства реализации своих планов, кро­ме насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против про­извола властей, вседозволенности, отно­шения к людям как к винтикам государст­венной машины.

Отношения между народом и государст­вом в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их в многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему этих взаимоотношений одно­значно — он отрицает насилие государ­ства над народом, чем бы оно ни оправды­валось.

Читайте также:  Народ в романе А.Толстого Петр первый: сочинение

Сочинение на тему: Народ, власть, история в романе «Петр Первый»

Народ, власть, история в романе «Петр Первый».

В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории Рос­сии на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербур­га. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа.

А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев обще­ства. Люди из низов — крестьяне, беглые, холопы, стрельцы, монахи, солдаты — выступают в реалистически жизненных ка­чествах. Даже эскизно данный образ человека из народа настолько схвачен в каких-то колоритных чертах, что запоминается сразу. Отдельные персонажи не сливаются во что-то безличное, они оттеняют, представляют ту или иную черту облика народа.

Федька Умойся Грязью — один из строителей Петербурга, народные мастера братья Воробьевы, пытанный, мученный Июда из шайки Овдокима, убежавший от помещичьей кабалы Цыган и многие другие представляют многоликую народную Русь. А. Толстой подчеркивает, что русский человек умеет кра­сиво работать, он вынослив, добр, отзывчив, иногда плуто­ват, хитер, но долготерпелив. Кузнец Жемов — человек не толь­ко редкого изобретательного ума и мастеровитых рук. Он — мечтатель. Его притягивает к себе свобода небесного простора. Этот русский Икар пытается летать, сделав себе крылья. Из низов выбивается Алексашка Меньшиков, Ивашка Бровкин. Российская земля оказывается способной рождать «собствен­ных Платонов».

Однако народ выступает и как косная сила, не принимаю­щая царские реформы, не желающая никакой новизны в его пусть тяжелой, бесправной, но устоявшейся жизни. Люди живут по патриархальным законам, им кажется, что именно наруше­ние старины приводит к опустошению и оскудению полей, к голоду. При Петре жизнь народа становится еще тяжелее — царь вовсе не ставит целью облегчить состояние народа. Измученные крестьяне бегут в леса, уходят в раскольничьи скиты.

Взаимоотношения народа и власти — одна из основных ли­ний романа. На протяжении всего повествования проводится мысль, что народ — орудие в руках государства, власть пользует­ся его терпеливостью и покорностью.

После смерти царя, в смутное время междуцарствия, народ в растерянности. Он боится грядущего. Эти настроения используют сторонники Софьи в борьбе за власть. Возбужденные подстрекательством против Петра взбунтовавшиеся люди жестоко и бессмысленно убивают других. Они оказываются только ору­дием в достижении власти.

Выросший Петр понимает, что опора в его деятельности — народ. Поэтому он приближает к себе наиболее талантливых про­стых людей. Но, придя к власти, Петр действует так же, как и его предшественники: осуществляет свои замыслы за счет угне­тения и жестокости по отношению к народу.

Власть не берет в расчет желания народа. Когда не прини­мающие петровских реформ стрельцы поднимают бунт, Петр жестоко расправляется с ними, насильно, через виселицы, дыбу, вводя новыя законы и нормы.

В периоды войн патриотизм народа всегда снимал противо­стояние его и власти. Война со Швецией не могла бы окончить­ся победой, если бы Петр не слился со своей армией. Он стал частью народа — тянул пушки, стрелял, испытывал все тяготы походной солдатской жизни. Это воодушевляло солдат, уничто­жало пропасть между царем и народом.

Строительство новой столицы, долженствующей показать могущество власти, снова потребовало рабского труда русского народа. Снова власть видит в народе только средство исполне­ния своих державных замыслов. Петербург растет на костях ты­сяч крепостных, погребенных в невских болотах.

Отношения между народом и властью прослеживаются как противоречивые, сложные. А. Толстой не оправдывает насилие над народом, но, вместе с тем, всем повествованием дает по­нять, что без этого эпохальные преобразования были бы невоз­можны.

Дополнительная литература.

Алпатов А.В. Алексей Толстой — мастер исторического романа. М., 1958.

Крестинский Ю.А. А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. М., 1960.

Крюкова А.М. А.Н.Толстой и русская литература. М., 1990.

Сочинение на тему «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» для 11 класса.

Перед вами сочинение по творчеству А.Н. Толстого, а точнее по его роману «Петр Первый», который не был закончен автором, однако считается одним из лучших исторических романов в русской литературе. Данное сочинение предназначено, в первую очередь, учащимся 11 класса.

«Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»

Выдающийся писатель А.Н. Толстой в своем романе «Петр Первый» затронул вечную проблему России — проблему взаимоотношений государственной власти и народа. Этот вопрос всегда волновал талантливейших писателей нашей страны, потому что такие люди ощущают себя частью своего народа, и его проблемы становятся их личными проблемами.

А.Н. Толстой родился в 1882 году и творить ему пришлось в очень противоречивый период нашей истории: в период коренных изменений в жизни и политике страны. Чтобы как следует разобраться в настоящем, необходимо осмыслить и понять прошлое. Для этого как нельзя лучше подходит интереснейшая эпоха Петровских реформ, которую писатель выбрал для своего знаменитого исторического романа. На первых же страницах романа открывается страшное время безвластия. Царь умер, вокруг престола бушуют дворцовые интриги. Народ в тревоге и ожидании: что-то станется с Россией, в чьих руках она будет, что за судьба ждет впереди. Все народные переживания мы слышим в дорожном разговоре мужиков, и это логично, ведь русский мужик не мыслит себя вне Отечества, будущее страны — его будущее. Грядущие перемены несут неизвестность и пугают людей: за кем идти людям, кому доверить свою судьбу? Люди мечутся в душевных терзаниях, ищут ответы и делают страшные ошибки. Поддавшись влиянию хитрых сторонников царевны Софьи, народ выступает против законного наследника престола, юного Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой неизгладимый след в душе маленького царевича, наглядно показывают всю беспощадность и неразумность людей, измученных неразберихой и страшащихся своего неведомого будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. Не имея решающего голоса в решении своей судьбы, народ вновь обращает свои надежды к другому правителю, надеясь найти в нем своего заступника.

Петр молод, умен, решителен и готов действовать. На пути к преобразованиям Отечества царь-реформатор ищет опору в своем народе. Он любит его и верит в его созидательные силы. Главным помощником и другом царя становится выходец из народа Меньшиков. Из крестьянских детей и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает бурную реформаторскую деятельность. Он действует решительно и даже жестоко, он смело реализует свои замыслы, не учитывая при этом мнения народных масс. Заглядывая далеко в будущее, радея о процветании страны, Петр своей царской властью часто насаждает обычаи, чуждые русскому духу, и народ стихийно протестует против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Народное непонимание замыслов царя, неприятие его методов вылились в восстание. Столкнулись две силы — народ и государство. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по- прежнему считает народ слепым орудием в своих руках. Государство, осуществляя свою политику, не испрашивает на то народного согласия и не терпит с его стороны никаких возражений. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Но совсем другие взаимоотношения народа с властью предстают перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения, принимая роль простого бомбардира. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Удивлен фельдмаршал О’Гильви боеспособностью и дисциплинированностью русской армии. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. Взята неприступная крепость Нарва, взята благодаря полному взаимопониманию и доверию. Сцены осады Нарвы демонстрируют полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. Глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Святая любовь к Отечеству заслоняет на время противостояние патриархального русского народа и революционного царя-реформатора.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссального напряжения сил русского народа. Основная трагедия в том, что власть вновь видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Прекрасный город растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки -Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.

Читайте также:  Князь Серебряный: сочинение

Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во всем многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. В творческий период А. Толстого на виду было полное взаимопонимание и удовлетворение друг другом, но внутреннее недовольство, скрытое насилие терзало и мучило страну. Рассматривая в своем романе все многообразие и сложность взаимоотношений народа и государства, Алексей Толстой отрицает решительно всякое насилие государства над своим народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Надеюсь, сочинение «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» для 11 класса понравилось вам и помогло подготовится к уроку русской литературы.

Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого.

Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной этого бунта послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной,

Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством.

Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во

Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О’Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе.

И глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю.

Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных.

Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины. Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно.

Он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Дайджест:

Как трактуется личность царя в романе А. Толстого «Петр Первый»? Какая проблема является основной в романе А. Толстого «Петр Первый»? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. .

Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Роман «Петр Первый» М. Горький назвал «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России — эпоху коренной ломки патриархального быта и борьбы русского. .

Россия в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Проблема взаимоотношений народа и государства — вечная проблема России. А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр Первый». .

Краткая характеристика произведения «Петр Первый» Толстого А. Н Работа над романом «Петр Первый» началась в 1929 г. и продолжалась до конца жизни писателя в 1945 г. Роман остался незавершенным. Книга о Петре Первом — это широкое историко-эпическое полотно. .

Краткое содержание романа Толстого «Петр Первый» К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и ее любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным. Стало в Москве. .

История создания и анализ романа «Петр Первый» Толстого А. Н. II «Петр Первый» Английский писатель начала XIX века Вальтер Скотт, родоначальник жанра исторического романа, создал тип романа, изображающего «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». .

Критика по роману «Петр Первый» Толстого А. Н Д. Д. Благой: «Пушкин точно определял исторический роман своего времени, роман вальтер-скоттовской традиции, как изображение «исторической эпохи, развитой в вымышленном повествовании» . И в самом деле, в романах вальтер-скоттовской традиции. .

На тему: «Петр Первый» — исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований после­октябрьской России. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое. .

«Петр Первый» — исторический роман Исторический роман «Петр Первый» — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной. .

Проблема роли народа и личности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого » Война и мир » в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821. .

Цыбулько 2017 Вариант 11 по тексту Гранина Однажды весной, проезжая по Васильевскому острову в Петербурге, Петр Первый увидел в саду Сегодня в число наиболее острых проблем вошла проблема, связанная с сохранением лесов и чистоты окружающей среды. Автор текста также озадачился данным вопросом, изначально рассуждая о внимании, которое уделялось этой теме. .

Краткое изложение Петр Первый А. Н. Толстой А. Н. Толстой Петр Первый К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и ее любовником, честолюбивым князем. .

Образ народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Неотъемлемыми качествами русского Народа являются бодрость, смелость, Находчивость, трудолюбие, мудрость, Героизм в борьбе с иноземными Захватчиками. В. Г. Белинский «Война и мир» — одно из величайших произведений гениального русского писателя. .

Петр Первый: тиран или созидатель? Петр Первый — одна из самых величественных и неоднозначных фигур в истории Российского государства — привлекал к себе внимание многих писателей. Алексей Толстой не составил исключения. Он обращался к образу. .

Краткое изложение романа А. Н. Толстого «Петр I» Роман открывается описанием реальных исторических событий. В 1675 году на престол вступил Федор Алексеевич. Но после его смерти начинается борьба за власть. За малолетством Петра государством стала управлять его сестра. .

Самоотверженность и патриотизм русского народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 1. Понятие чувства патриотизма. 2. Самоотверженность русского народа. 3. Патриотизм и героизм дворянства. 4. Антинародное настроение аристократии. 5. Роль Андрея Болконского в романе. Патриотизм — особое чувство, живущее в душе. .

Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения Роман «Петр Первый». Замысел произведения. Особенности композиции и сюжета. Каковы были задачи, стоявшие перед А. Толстым как автором исторического романа? Прежде всего Толстому предстояло определить, что будет для него основным. .

Проблема высказывания Чичерина Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа Суть данного высказывания в том, что любая власть нуждается в поддержке своего народа. И эта необходимость проявляется в двух основных моментах. Во-первых, само государство, то есть власть, должно вникать в. .

НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех. .

На тему: Устройство государства в романе Замятина «Мы» ­Устройство государства Знаменитый роман-антиутопия «Мы» был создан Е. Замятиным в начале 1920-х гг. и отражал сложные, противоречивые события того периода. С одной стороны он предрекал революционные настроения в стране, с. .

Петр Петрович Лужин и его роль в романе «Преступление и наказание» Процесс превращения мещанина в капиталистического хищника в деревне и в городе стал одной из главных тем сатиры Щедрина. Но и в творчестве Достоевского он занял очень большое место. По особенностям. .

Образ и харатер Илья и Петр Артамонов в романе Дело Артомоновых В «Деле Артамоновых» история и повседневная, бытовая жизнь неотделимы друг от друга. С первых же строчек мы заворожены узорной русской речью великого художника, знакомящего нас с городом Дремовым и его. .

Читайте также:  Петр I и его эпоха в романе, А Толстого Петр I: сочинение

На тему: «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Л. Толстой отмечал, что произведение можно счи­тать хорошим только тогда, когда автор любит в нем свою главную мысль. А в романе «Война и мир» это «мысль народная». «Я старался писать. .

Человек и власть. Влияние государства на личную жизнь граждан, на их убеждения и верования Влияние государства на личную жизнь граждан, на их убеждения и верования — вот проблема, над которой рассуждает И. А. Ильин. Размышляя над данным вопросом, автор утверждает, что «.внутренние убеждения человека. .

Характеристика героя Петр 1, Медный всадник, Пушкин Петр 1 Петр I — один из двух противопоставленных героев поэмы «Медный всадник», историческая личность, основатель Петербурга. Петр I выступает олицетворением государства в произведении А. С. Пушкина. Ему противопоставлен бедный. .

Характеристика Петра Первого в одноименном Романе А. Н. Толстого Начиная работу над романом «Петр Первый», Алексей Николаевич Толстой признавался: «На «Петра» я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для. .

Идея бессмертия народа в романе М. Стельмаха «Правда и несправедливость» Экзаменационные сочинения по украинской литературе. Война 1941-1945 годов принесла много горя и страданий нашему народу. Тысячи людей погибли, сотни тысяч остались инвалидами, но все-таки одержали победу. Те, которым удалось вернуться. .

Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького человека». Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему, которую. .

Исторические личности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 1. Значение романа. 2. Восприятие автора и князя Андрея Болконского. 3. Кутузов и Наполеон. 4. Александр и Франц-Иосиф. 5. Мак, Багратион, Сперанский. Роман Л. Н. Толстого имеет огромное значение не. .

Толстой, Краткое содержание романа Петр I Краткое содержание. Роман открывается описанием реальных исторических собы­тий. В 1675 году на престол вступил Федор Алексеевич. Но после его смерти начинается борьба за власть. За малолетством Петра государством стала управлять. .

Чем объясняется неоднозначность отношения Гринева к «злодею» и «самозванцу » Пугачеву? По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ предводителя крестьянской войны Емельяна Пугачева, героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», очень противоречив, поэтому отношение главного персонажа этого произведения Петра Гринева к «злодею» и «самозванцу» неоднозначно. С одной. .

Проблема возникновения Древнерусского государства Проблема возникновения Древнерусского государства Причины возникновения государства у восточных славян делятся на две группы: внутренние — складывание таких общественных отношений, которые не могли регулироваться без государственного механизма ; внешние: необходимость. .

Отдельные исторические характеры в романе Льва Толстого «Война и мир» В романе Льва Толстого » Война и мир » большое значение уделяется не только психологии, но и философии, истории. Толстой хотел показать не, как Достоевский, а человеческую массу и способы. .

На тему: Гражданская война как трагедия народа в романе Тихий Дон, Шолохов Гражданская война как трагедия народа Любая война несет разрушения и страдания. В особенности жестока гражданская война, когда враждуют люди, еще вчера бывшие родными друг другу. В своем романе-эпопее «Тихий Дон». .

«Мысль народная» в романе Льва Толстого «Война и мир» К идее написания величайшего произведения своей жизни — романа-эпопеи «Война и мир» Л. М. Толстой пришел не сразу, а от повести «Декабристы», где рассказывалось о событиях 1856 года, т. е. .

Герой романа Д. С. Мережковского «Петр и Алексей» Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» «) — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана, пытавшегося возродить язычество и уничтожить. .

Истинное и ложное в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Истинное и ложное в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи. .

Судьба народа и человека в романе П. Загребельного «Диво» «Диво» — это судьба таланта. «Смерть в Киеве» — судьба государственной идеи. «Перво-мост» — судьба народного сооружения. «Евпраксия» же — роман о судьбе человека. А судьба человеческая, особенно в трагических. .

Кутузов и Наполеон в романе Толстого «Война и мир» Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их — реальные исторические деятели. .

Стена, отделяющая тоталитарный мир города-государства Дж. Оруэлл сказал в 1932 году о романе Е. Замятина «Мы»: «.Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно. .

“Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I”

Проблема взаимоотношений народа и государства – это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве, ведь каждый талантливый писатель – всегда часть своего народа.

А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое – это значит понять и осмыслить и настоящее,

Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман “Петр I”.

Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц произведения. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу.

Ведь русский народ не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны – это и будущее народа.

Он не имеет голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмысленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся своего будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого. Причиной, например, стрелецкого бунта послужило прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался.

Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством.

Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом.

Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через несколько лет русская армия разобьет непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу ОТильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе.

И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия здесь в том, что власть снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю.

Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме как насилия. Петербург растет на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью.

Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.

Своим романом “Петр I” A. H. Толстой отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Ссылка на основную публикацию
×
×