Народ в романе А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Народ в романе А.Толстого «Петр Первый»

Скачать сочинение

А. Толстой создал огромное художественное полотно об эпохе Петра I, о судьбе целой нации в один из переломных моментов ее истории. Создавая “Петра Первого”, автор привлек огромное количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записи и письма Петра I и его современников, дипломатическую переписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII— XVIII веков. Но А. Н. Толстой нигде не следует слепо документам, а силой своей фантазии воплощает исторические факты и документы в живые образы и картины далекой от нас эпохи, оставаясь при этом верным правде жизни и истории.
В своем романе А. Толстой постоянно акцентирует внимание на роли народных масс в преобразовательной деятельности царя-реформатора. “Петр Первый” А. Толстого — роман о судьбе народа. Писатель стремился показать, что без творческого гения народа были бы невозможны никакие государственные преобразования. Не случайно роман открывается сценой, происходящей в скудной, нищей крестьянской избе кабального холопа Ивашки Бровкина. В жизни и трудовой деятельности народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Миллионное население России пахало землю, строило заводы, новый город Петербург, тянуло тяжелую солдатскую лямку. Труды и усилия народа не были бесплодными: именно народ поддержал Петра в его преобразованиях, создал величие могучей и сильной державы Российской. А. Толстой воссоздает в своем романе коллективный образ народа, толпы, массы солдат, крестьян, стрельцов, раскольников, посадского люда.
Галерея образов простого люда богата и разнообразна. В романе показаны и именитые купцы, и предприниматели, вышедшие из народа,— Демидовы, Жорины, Баженины, Свечин, Жигулин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Бывший кабальный холоп Ивашка Бровкин превращается со временем в именитого купца, главного поставщика провианта для петровской армии, владельца крупного полотняного завода. Выдвигаются и его дети. Сын Алексей,— отличный офицер, “персона уже на виду у самого царя”. Второй из братьев Бровкиных, Артамон, владеет тремя иностранными языками. Гаврила Артамонов обучается за границей, а затем становится приближенным царевны Натальи Алексеевны и вместе с ней берется за устройство театра. Санька Бровкина, недавняя деревенская босоногая девчонка, на наших глазах превращается в боярыню Волкову, едет за границу, и за “московской Венус” уже начинает ухаживать сам польский король Август.
Талантливость, трудолюбие и одаренность русского народа подчеркивает автор. Интересен в романе рассказ о судьбе Ивана Жемова, талантливого самородка, изобретателя летательного аппарата. Затем мы видим его среди строителей петровских кораблей. “Знаменитый кузнечного дела мастер” Жемов обучает кузнечному делу самого Петра, а впоследствии на полотняном заводе Ивана Бровкина ставит “невиданную огненную машину, работающую от котла с паром”.
Характерна в романе и фигура живописца-самоучки Андрея Голикова, иконописца из Палеха. Через все тяготы жизни — голод, холод, раскольничество — пронес он беспредельную свою любовь к искусству, веру в то, что есть где-то “светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь”. За талант Петр обещает послать его учиться художеству в Италию. Мечта Голикова осуществилась: он будет художником, не погибнет в нем “чудная сила”.
Величие и сила народа подчеркивается А. Н. Толстым непомерными народными страданиями и непрекращающейся борьбой против гнета бояр и царя. В романе реалистически показано тяжелое положение народа, крепостническая действительность Петровской эпохи: “Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные — плати, по кабальным — плати, кормовые барину — дай, повытошные в казну — плати, мостовые — плати, на базар выехал — плати”.
Вольнолюбивая душа народа раздражена, недовольство крестьян существующими условиями растет. Ненависть к помещикам и боярству проявляется в прямых выкриках посадских людей в сцене чтения царской грамоты на Ильинке, в угрюмом, злом взгляде мужика, в доме которого останавливается князь Буйносов, в отрывочных репликах сердито гудящей толпы в кабаке на Варварке.
Бунтарский дух русского народа живет в атамане разбойников Овдокиме, в беглом холопе Цыгане, в бесноватом мужике Евдокиме. Писатель говорит о том, что народ свято хранит в своей памяти поэтический образ Степана Разина. Его имя много раз упоминается героями романа. “Это время вернется, ребятушки”,— говорит атаман Овдоким о разинском движении. Но и сейчас уже ропщут на Петра и бояр разоренные и замученные поборами, тяжкими повинностями крестьяне. Собираются они в разбойничьи шайки, лесные ватаги. Бунтуют и сжигают себя в скитах раскольники. Бегут заводские “людишки” в поисках желанной воли на далекий Дон.
Суровой и многозначительной картиной заканчивается вторая книга романа. Бывший монастырский холоп, а затем разбойник Федька Умойся Грязью, закованный в цепи за бегство с царской службы, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург: “Открытое море отсюда было — рукой подать. Ветер покрывал его веселой зыбью. На Западе, за парусами шведских кораблей, стояли высокие морские облака, будто дымы другого мира. Федька Умойся Грязью, бросая волосы на воспаленный мокрый лоб, бил и бил дубовой кувалдой в сваи”.
Эта сцена — наглядное подтверждение прямой связи между мучительным трудом и терпением, могучей силой народа-богатыря и буйной, нетерпеливой энергией царя-самодержца. Так изображается в романе многоликая народная Русь, подчеркивается ведущая роль народа в истории, в петровских преобразованиях.
“Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа.

15539 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / Народ в романе А.Толстого «Петр Первый»

Смотрите также по произведению “Петр Первый”:

Сочинение «Россия и русский народ в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Историческая тема, связанная с эпохой Петра I, стала спутником всей творческой жизни А. Н. Толстого. Первые поэтические наброски о Петре были созданы писателем еще в юности. До конца жизни писатель работал над романом «Петр I», стремясь в эпических полотнах воспроизвести трагическую и одновременно творческую эпоху.

Всем ходом романа А. Н. Толстой утверждает прогрессивную роль Петра, который поднял «неповоротливые толщи жизни стародавней Руси». Петр в своей деятельности встречает отчаянное сопротивление стрельцов, опричников, бояр и жестоко подавляет все протесты. Писатель сумел показать закономерность появления такого исторического деятеля, как Петр: «Про Петра ходили разные слухи, и многие полагали на него надежду. Россия – золотое дно – лежала под вековой тиной. Если не новый царь поднимет жизнь, так кто же? »

Феодальная Россия 17-го века представляла жалкое зрелище: отсталое сельское хозяйство, полное отсутствие мануфактур, ничтожный внутренний рынок. Это была буквально страна нищих, где уныло во славу нищеты и смирения звонила церковные колокола. А в начале 18-го века для России характерно совершенно другое: взрыв творческой энергии, предприимчивости, важнейшие преобразования во всех сферах жизни.

Петр осуществил задачи, выдвинутые самой историей. Упорные войны, завоевание Балтийского моря, многочисленные реформы – все это нужно было для национальной независимости и процветания страны. Петр предстает перед нами как творец истории, преобразователь жизни.

И композиционно Петр – центральная фигура романа, потому что с ним связаны основные сюжетные линии. Можно сказать, что в основе_романа «движение» образа Петра – постепенное превращение непослушного, порывистого мальчика, затем подростка, увлеченного своими играми, в гениального реформатора, мудрого дипломата, государственного и политического деятеля.

А. Н. Толстой наделяет своего героя живыми человеческими чувствами, бурным темпераментом, дерзкой волей, крутым нравом и «диким, жадным, встревоженным умом». Образ динамичен, Петр постоянно в процессе развития. Писатель не боится снизить величавый облик своего героя, ставя его иногда в смешные, даже нелепые ситуации. Будущий победитель в Полтавском бою бежит из Преображенского, не успев одеться, когда узнает о восстании стрелецких войск в Москве.

Автор поворачивает своего героя разными гранями, разными сторонами его характера и души. Он жесток с врагами, не прощает измен и обид, подозрителен и придирчив с боярами, но нежен, предупредителен с другом и наставником своим Лефортом. Ласковое добродушие по отношению к Меншикову сменяется у Петра неистовым гневом, когда он узнает о нечестных делах своего предприимчивого помощника.

Противоречивы взаимоотношения царя и народа в изображении А.Н. Толстого. С одной стороны, именно при Петре человек низкого звания мог, благодаря уму, настойчивости, самоотверженности, занять видное положение в обществе. А с другой стороны – имено при Петре ужесточились поборы и оброки. При нем, царе-крепостнике, неимущих засекали батогами, крепостных против воли забирали на верфи строить корабли будущего русского флота. Страшнее всего были уральские рудники, где людей приковывали к литейным печам цепями.

Народное возмущение было неизбежным и принимало самые трагические формы. Характерно, что сваи будущей столицы вбивает кувалдой беглый крестьянин, каторжник по прозвищу Федька Умойся Грязью. Так подчеркивается связь между мучительным терпением, могучей силой народа и буйной энергией царя Петра.

А. Н. Толстому удалось создать панорамную картину России в один из интереснейших периодов ее развития. Действие свободно переносится то в боярскую усадьбу, то в Грановитую палату, то в крестьянскую избу или чинную немецкую слободу. Автор тщательно описывает подробности жизни и быта того времени, причем подробности, например, в описании костюмов – это не самоцель, а средство создания определенного образа, часто связанного с реальным историческим лицом. Так, неуклюжая одежда «золотошубных» бояр подчеркивает косность боярской среды в целом, а голландский костюм самого Петра или французский князя Голицына конкретизируют фигуры этих исторических деятелей.

А. Н. Толстой употребляет архаизмы и историзмы, у него различаются язык книжный, язык господский и язык народный, и все это также служит для создания исторического колорита эпохи.

Перечитывая роман А. Н. Толстого, мы не можем не задумываться над тем, верную ли историческую картину нарисовал автор, потому что последние годы стала популярной иная точка зрения как на личность самого Петра, так и на характер его реформ. Сегодня многие авторы – и историки и публицисты – видят в Петре и его реформах истоки бездуховности, потому что именно во времена Петра I произошел надлом в религиозном сознании русских людей.

Читайте также:  Петр I— исторический роман: сочинение

Очевидно, истина и здесь «никоим крайностям не причастна». Конечно, было бы хорошо, чтобы победоносные войны, создание флота, прогрессивные реформы не сопровождались уменьшением влияния православной церкви, только вряд ли это в порядке вещей. И сам Петр, и его эпоха привлекли А. Н. Толстого в связи с драматическими противоречиями, которые так характерны для русской истории.

Сочинение на тему «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» для 11 класса.

Перед вами сочинение по творчеству А.Н. Толстого, а точнее по его роману «Петр Первый», который не был закончен автором, однако считается одним из лучших исторических романов в русской литературе. Данное сочинение предназначено, в первую очередь, учащимся 11 класса.

«Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»

Выдающийся писатель А.Н. Толстой в своем романе «Петр Первый» затронул вечную проблему России — проблему взаимоотношений государственной власти и народа. Этот вопрос всегда волновал талантливейших писателей нашей страны, потому что такие люди ощущают себя частью своего народа, и его проблемы становятся их личными проблемами.

А.Н. Толстой родился в 1882 году и творить ему пришлось в очень противоречивый период нашей истории: в период коренных изменений в жизни и политике страны. Чтобы как следует разобраться в настоящем, необходимо осмыслить и понять прошлое. Для этого как нельзя лучше подходит интереснейшая эпоха Петровских реформ, которую писатель выбрал для своего знаменитого исторического романа. На первых же страницах романа открывается страшное время безвластия. Царь умер, вокруг престола бушуют дворцовые интриги. Народ в тревоге и ожидании: что-то станется с Россией, в чьих руках она будет, что за судьба ждет впереди. Все народные переживания мы слышим в дорожном разговоре мужиков, и это логично, ведь русский мужик не мыслит себя вне Отечества, будущее страны — его будущее. Грядущие перемены несут неизвестность и пугают людей: за кем идти людям, кому доверить свою судьбу? Люди мечутся в душевных терзаниях, ищут ответы и делают страшные ошибки. Поддавшись влиянию хитрых сторонников царевны Софьи, народ выступает против законного наследника престола, юного Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой неизгладимый след в душе маленького царевича, наглядно показывают всю беспощадность и неразумность людей, измученных неразберихой и страшащихся своего неведомого будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. Не имея решающего голоса в решении своей судьбы, народ вновь обращает свои надежды к другому правителю, надеясь найти в нем своего заступника.

Петр молод, умен, решителен и готов действовать. На пути к преобразованиям Отечества царь-реформатор ищет опору в своем народе. Он любит его и верит в его созидательные силы. Главным помощником и другом царя становится выходец из народа Меньшиков. Из крестьянских детей и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает бурную реформаторскую деятельность. Он действует решительно и даже жестоко, он смело реализует свои замыслы, не учитывая при этом мнения народных масс. Заглядывая далеко в будущее, радея о процветании страны, Петр своей царской властью часто насаждает обычаи, чуждые русскому духу, и народ стихийно протестует против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Народное непонимание замыслов царя, неприятие его методов вылились в восстание. Столкнулись две силы — народ и государство. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит ярким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по- прежнему считает народ слепым орудием в своих руках. Государство, осуществляя свою политику, не испрашивает на то народного согласия и не терпит с его стороны никаких возражений. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жестокостью, кровью.

Но совсем другие взаимоотношения народа с властью предстают перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения, принимая роль простого бомбардира. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

Удивлен фельдмаршал О’Гильви боеспособностью и дисциплинированностью русской армии. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. Взята неприступная крепость Нарва, взята благодаря полному взаимопониманию и доверию. Сцены осады Нарвы демонстрируют полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. Глубоко символично, что именно Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Святая любовь к Отечеству заслоняет на время противостояние патриархального русского народа и революционного царя-реформатора.

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссального напряжения сил русского народа. Основная трагедия в том, что власть вновь видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Прекрасный город растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки -Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.

Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во всем многообразии, во всей сложности. Автор романа «Петр Первый» решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. В творческий период А. Толстого на виду было полное взаимопонимание и удовлетворение друг другом, но внутреннее недовольство, скрытое насилие терзало и мучило страну. Рассматривая в своем романе все многообразие и сложность взаимоотношений народа и государства, Алексей Толстой отрицает решительно всякое насилие государства над своим народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Надеюсь, сочинение «Народ и государство в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» для 11 класса понравилось вам и помогло подготовится к уроку русской литературы.

«Государство и народ в романе «Петр Первый»»

Роман «Петр I» занимает особо значительное место в творчестве . На этом произведении лежит печать большого, зрелого художественного мастерства писателя. Страницы его полны глубоких дум и размышлений автора о прошлом своего народа, о судьбах России.

Место героя в образной системе романа зависит от его участия в основном конфликте произведения: политическом, экономическом, социально-бытовом. Происхождение, воспитание и образование оказываются факторами, играющими незначительную роль в характеристике персонажа. Приобщение к новому может кардинально поменять его облик и судьбу. Главными требованиями при этом являются недовольство прежней жизнью, открытость для восприятия новых веяний, преданность интересам государства, работоспособность.

Представление о труде как о высшем смысле жизни, свойственное народной психологии, является тем обстоятельством, которое позволяет, по логике автора, бывшим «холопам» приобщиться к государственной деятельности, стать царскими соратниками.

Помимо исторических лиц, чья судьба, как, например, Меньшикова, известна благодаря документальным свидетельствам, в романе изображены вымышленные герои, воплощающие те же чудесные превращения. Прежде всего, это семья Бровкиных. Ее история играет важнейшую роль в романе. С Алешки Бровкина, бросившего «труд холопий» ради вольной жизни беглого, начинается путь семьи наверх. Благодаря Меньшикову и своей «барабанной ловкости» Алеша направлен Петром в первую роту барабанщиком. Оказавшись в Преображенском полку потешных петровских войск, он совершенно меняется так, что родной отец его не признает. Помогая друг другу, умело используя каждый рубль и новое положение Алешки («Ивашкин сын… у царя правая рука»), а главное, напряженно работая, Бровкин начинает подниматься. Его дети учатся грамоте, и все, разнясь по характеру, стремятся не только к личной выгоде, но и к общему благу.

Постепенно беспросветное прошлое забывается: Иван Артемич превратился в «купчину». Александра вышла замуж за «бывшего господина» Бровкиных Василия Волкова. Теперь эта семья уже сама могла купить всю его вотчину со всеми хоромами. Жизнь Ивана Артемича Бровкина проходит вблизи царского двора. Три брата Бровкиных — Алексей, Яков, Гаврила — на государевой службе. Они помощники Петра в строительстве новых крепостей, флота, городов. Они могут и поспорить с царем, но преданы ему и его делу всей душой. Иван Бровкин готов отдать последний рубль для петровского войска.

В быту этой семьи, хотя и сохраняется патриархальный уклад, но в целом все заведено по иноземному образцу. Санька едет в Европу, блистает при королевских дворах. Гаврила учится в Гааге, бывает в Париже, о чудесах которого рассказывает Наталье Алексеевне, пригласившей его помочь в устройстве театра.

Они люди, каких мало, за что особенно ценятся царем. Петр приезжает к Бровкиным сватать для Волкова Саньку, намерен взять ее ко двору. Алексей произведен в подполковники, Яков командует кораблем.

В образе других героев из народа — Цыгана, Овдокима, Жемова — подчеркивается противоположная черта петровского времени: ужесточение гнета и закабаление народа. Но, в представлении автора, такая антигуманность оправдана, так как время требует нечеловеческих, кровавых усилий для работы на благо родины. Таким предстает угрюмый каторжник Федька-Умойся-Грязью, вбивший первую сваю в невский берег.

Герои произведения делятся на сторонников и противников прогрессивных начинаний Петра. Но если царевна Софья, Голицын, бояре, европейские монархи враждуют с царем из-за власти, то для людей из народа все же открыт путь к принятию петровских преобразований.

Читайте также:  Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»: сочинение

Показателен в этом отношении образ «иконописца из Палехи» Андрея Голикова. Не находя места в современной действительности или чувствуя себя способным на «воровские дела», Андрей решает искать «тихого пристанища» у раскольников. Чудом спасшись от смерти в горящем скиту, Голиков попадает в солдаты. Увидев его рисунок углем на столе, Петр поручает ему написать портрет императрицы Екатерины.

Народные герои в романе Толстого как бы оттеняют воплощение национального характера — образ Петра. Народу в романе отведено значительное место, показано становление его общественного сознания. В противоположность ревнителям свободы и справедливости для «униженных и оскорбленных» (Овдоким, Нектарий, стрельцы), Петр приносит интересы сегодняшнего дня в жертву будущему России. Трагична судьба всех, кто оказался на стыке двух эпох. Им приходится расстаться с надеждой на мирную спокойную жизнь, на личное счастье.

Но конфликт с историей — удел не только тех, кто не внимает ее голосу. Многие становятся ее жертвами, в то время как для всех есть возможность вершить судьбу страны, внести вклад в мировую историю. Личность в романе трактуется как точка преломления исторических сил, которые иногда действуют наперекор желанию человека. При этом Толстой утверждает, что историю творят личности.

Государство в романе показано как совокупность исторических условий и предпосылок только в самом начале его становления. И здесь огромна роль личности Петра как царя, народного вождя, мирового лидера, исторического деятеля. Вектор развития образа героя из народа, его взаимоотношения с государством определяется глубиной понимания исторического момента в непростой судьбе России.

Народ в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”

Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности выдающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Николаевича Толстого – это не только повествование о самом Петре, но прежде всего о судьбе народа. Именно в жизни народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Роман “Петр Первый” проникнут стремлением показать самое главное – гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования.

Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором

С ним напарником работает сам Петр. Особенно богата образами простых людей третья книга романа. Характерна фигура живописца-самоучки Андрея Голикова. “…Сила чудная во мне пропадает… – говорит он царю. – Могу

В романе ярко показаны купцы и предприниматели Демидовы, Жорины, Жигулин, Бровкин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын. Сила народа оттеняется в произведении Толстого противоречивостью отношений в обществе того времени. Писатель хотел глубже затронуть процессы, происходившие в крестьянской среде. Здесь противоречия наиболее остры.

С одной стороны, народ воюет во имя государства, строит его. С другой стороны, именно народ поднимает бунт под предводительством Булавина как раз в наиболее трагический для государства момент. Интерес писателя вызывает все: леса, полные разбойных шаек, уход в раскол, появление крепостных городских рабочих. Очень реалистично показано тяжелейшее положение народа.

Вторая книга романа заканчивается суровой и многозначительной картиной: бывший монастырский холоп Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург. А Петр в это время пишет указ дать еще людей, “зело здесь болеют, а многие и померли…”. Прошедший сквозь многие беды, но все же сохранивший душевную силу, Федька Умойся Грязью символизирует свободолюбивый народный характер, которыми так богата Россия. Крестьянская революционность, вольнолюбие воплощается не только в образе Федьки, но и в фигурах Овдокима, Цыгана.

Трагичной и в то же время исторически необходимой выглядит в романе расправа с мятежными стрельцами. На лицах идущих на казнь людей не было заметно ни ужаса, ни страха смерти: “Одного из них провожала до плахи жена с детьми, – они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху.

Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: “Посторонись-ка, государь, я здесь лягу…”. Много внимания писатель уделяет раскольническому движению. Под внешней романтикой скрывалась мрачная действительность. Люди бежали от неволи к раскольникам, но попадали под власть еще более тяжкого гнета.

Правдоискатель Голиков с ужасом открывает, что старец Нектарий, пугавший всех ужасами геенны и держащий свою паству в вечном “постном голодании, сам по ночам воровски наслаждался медом. Вдохновитель самосожжения раскольников, он не разделил общей трагической участи и тайно сбежал. Тысячи же людей умирали стойко и мужественно.

Именно острая борьба отдельных людей и классов в романе “Петр Первый” дает ощущение подлинной жизни эпохи. Только в живых столкновениях может свободно и естественно развиваться действие. Без них оно превратилось бы в лишенное исторической правды описание “застывшего” состояния общества.

Толстой нарисовал реальную картину того, как тяжело, сопротивляясь, “кончалась византийская Русь”. Он показал непримиримость общественных противоречий, жестокость и беспощадность той далекой эпохи.

Тестовые задания по теме “Алгоритм. Свойства алгоритмов” Тестовые задания по теме “Алгоритм. Свойства алгоритмов” Алгоритм – это: А) правила выполнения определенных действий; Б) ориентированный граф, указывающий Порядок исполнения некоторого набора команд; В) понятное и точное предписание исполнителю.

Как написать сочинение – рассуждение? Как писать сочинение-рассуждение Каждый из нас когда-либо учился в школе . Все бы ничего – перемены, друзья, общение, столовая… Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Поэтому по закону жанра.

День грамотности 8 СЕНТЯБРЯ Международный день грамотности – один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Грамотность – истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя.

Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина Главные герои рассказа – брат и сестра, Настя и Митраша. Дети остались без родителей. Они – круглые сироты. Другие жители деревни не оставляли их без внимания и всячески старались помочь.

Образ Родины в творчестве А. Блока На мой взгляд, смело можно сказать, что А. А. Блок – поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме и образу Родины – России. Хрестоматийным является.

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого “Война и мир” Наташа Ростова – центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке.

Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План 1) Жанр “Горя от ума” . 2) Критика консервативного дворянства – одна из ведущих тем произведения. 3) Характеристика фамусовского общества: – чинопочитание ; – власть авторитетов ; – карьеризм.

Тема города в “Петербургских повестях” Н. В. Гоголя В “Петербургских повестях” Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния рядового горожанина и бездушного, казенного Петербурга получает дальнейшее развитие. В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет.

Особенности изображения двух миров в поэме Блока “Двенадцать” Поэтический мир Блока – это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в январе 1918 года, поэма “Двенадцать” как бы завершала духовный и.

“Маленькие трагедии” “маленького человека” Я хочу начать свое сочинение известными словами из ” Золотого теленка” И. Ильфа и Е. Петрова: “Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир.

Образ семьи Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. Писарев Д.

Позиции лирических героев в стихотворениях “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова Стихотворения “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов – это совершенно разные писатели.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Анчар” Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора.

Анализ главы “Тамань” Роман Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не.

Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? “Бесприданница” А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в.

Любовь в жизни Онегина, Татьяны и Пушкина Тема любви – одна из ведущих в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Именно способностью искренне и предано любить автор “меряет” человеческую натуру, уровень развития своих героев. Сам Пушкин считал.

Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Повествование о войне 1812 года Л. Н. Толстой начинает с суровых и торжественных слов: “12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому.

Композиция поэмы По композиции части поэмы весьма разнообразны; наиболее широко же представлена форма рассказа встречного в ответ на вопрос странников: главы “Поп”, “Счастливые”, “Помещик”, вся третья часть “Крестьянка”, причем каждая из них.

“Мне дали имя при крещенье – Анна” На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе “женская” поэзия – поэзия.

Жизненный и творческий путь Александра Солженицына Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью.

Читайте также:  Роман А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Сейчас вы читаете: Народ в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”

Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый»

Скачать:

ВложениеРазмер
Obraz_naroda_Tolstoy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый»

Урок литературы в 11 классе

учитель «МОУ СОШ№ 162» г. Омска Мочалина С.Л.

В центре романа А. Толстого, безусловно, образ исторического героя, именем которого и названо произведение. Но писатель не ограничивается изображением Петра, он создаёт в романе многоплановую композицию, которая даёт ему возможность показать жизнь самых различных слоёв населения России, жизнь народных масс.

Все классы, сословия и группы русского общества конца 17-го века: крестьяне, дворяне, бояре, купцы, ремесленники, стрельцы, священники, беглые люди, солдаты – изображены в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Все эти многочисленные персонажи романа важны писателю, без них рухнул бы весь замысел книги, её бы просто не было.

– Почему в романе о жизни русского царя и его окружения так важен и значим образ простого народа?

Ответ на этот вопрос – и есть цель нашей работы на уроке.

II Образ народа в романе «Петр первый»:

Широкая картина жизни допетровской России возникает уже в экспозиции романа. Появляется образ родины, чувством гордости полны авторские размышления о её просторах, богатстве – могучих полноводных реках, бескрайних лесах, плодородной земле. С болью говорится о том, что всё это не реализовано, не используется для развития страны.

1 ) Прочитаем рассуждения крестьянина Ивана Бровкина (кн.1 гл.1 подгл.2)

О том, что преобразования в стране назрели давно, они необходимы. Это понимает даже неграмотный мужик. «Что за Россия заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» – эта фраза выражает горькие чувства людей разных сословий.

– Кто же сдвинет страну с места?

Автор даёт понять, что таким человеком может стать только деятельный Пётр, но опираться он будет на народ России, поэтому судьбу его, нелёгкую жизнь, созидательный труд и героическую борьбу и изображает в романе Толстой.

2) Массовые сцены романа.

а) Сцена казни немца Кульмана (к.1гл.5 подгл.9)

– Как построена сцена? Как изображается народ и какова народная точка зрения на происходящее?

Это массовая сцена, перед нами толпа, но изображается она Толстым не как безликая монолитная масса. Излюбленный приём автора – выделить в ней выпукло несколько фигур. Это делает сцену динамичной и выразительной. Ещё один приём – многоголосие (полифония). Несколько реплик безымянных персонажей дают почувствовать живого человека с его судьбой, атмосферу времени.

В этой сцене народ плохо понимает происходящее, не знает его подоплёки. Князь- кесарь Ромодановский, яростный защитник старых порядков, и патриарх обвиняют немца в распространении ереси, жаждут крови ненавистного еретика с Кукуя. Петру жаль учёного немца, он вспоминает недавний свой разговор с Лефортом в немецкой слободе, «полные достоинства умные лица иностранцев», «вежливое презрение». «У вас боятся иностранцев, но для вас нет опаснее врагов, чем вы сами».

– Почему же царь не вступится за немца?

Пётр Алексеевич недавно начал правление, у него нет единомышленников, и в угоду кровожадному Ромодановскому, патриарху и собственной матери вынужден сдать умного немца, прекрасно понимая, что без помощи иноземцев ему не обойтись ни в торговле, ни в военном деле. Молодой царь слаб, и слабость эта в материальной зависимости от матери и бояр, держащих линию патриарха. Да, он мог бы накричать, заступиться за Кульмана, но тогда ему ни за что не получить денег на «военные да корабельные надобности». Пётр вынужден хитрить: Кивирин Кульман обречён.

В этой жестокой и унизительной сцене народ сочувствует несчастному – «…немец-то немец, а тоже – гореть заживо»- и осуждает власть ( «Людей жгут за веру…Эх, пастыри!») В народе видят стоящую поодаль коляску патриарха, его горящие ненавистью глаза и выносят нравственную оценку происходящему: «Не дело патриарху на казни ездить».

– Какие фигуры выделяются из толпы в сцене казни? Прочитайте, как выглядят эти люди?

«Мужички эти, видимо, были пытанные, мученные. У одного, рябого, подвязана щека тряпкой,- прикрывал клеймо калёным железом. Звали его Иуда. Другой согнут в спине почти напополам, опирался на две короткие клюки, но ходил шибко, выставляя бородку. Глаза весёлые. Поверх заплатанного армяка – рогожа. Зовут Овдоким. Очень понравился Цыгану».

Описание внешности двух воров и разбойников – красноречивое свидетельство отчаянного положения народа, полной безысходности и предельной степени униженности. Стать душегубами для таких, как Овдоким, Цыган, Иуда, – это лучше, чем влачить ярмо презренного раба. Терпеть жизнь, на которую их обрекает власть, они не намерены, именно из уст этих людей, которым нечего терять, мы слышим гневное осуждение власти.

Вывод: люди обречены на низкую долю, но высшим критерием оценки деятельности власти является восприятие её политики народной средой. Вот почему образ народа так значим в романе.

3) Сцена в кабаке на Варварке (кн.2 гл.1 подгл.2).

-Каким здесь вы увидели народ? Охарактеризуйте его оценку событий в стране.

Главный мотив сцены – это, конечно, мотив социального протеста. Кабак и становится своеобразной «протестной территорией», но и тут уже нужно держать ухо востро.

Люди совершенно бесправны, недовольны жестокостью царя. Устами подслеповатого мужика говорит всё многострадальное крестьянство: «Третью шкуру с народа дерут». Сцена свидетельствует о росте противоречий уже между Петром и народом, показывает его жестоким и безжалостным самодержцем, беспощадно подавляющим всякое сопротивление в народе. Железной рукой он осваивает новые формы бытия, поворачивает страну на новый путь и расправляется со всеми, кто ему в этом мешает. Толстой ничего не идеализирует, не закрывает глаза на то, какой жуткой ценой платит народ за преобразования, разрушающие патриархальную Русь: восемнадцать возов с повешенными царём стрельцами, жестокость к тем, кто отказывается их увозить, воющая Палехта, иконописцы которой не могут продать иконы дореформенного письма. У старой Руси есть свои защитники, что и демонстрирует сцена в кабаке. Люди не желают терпеть нововведения царя не только в политике, но и в быту – табак, кофе («У кого дым- то из пасти?»)

Отдельные представители народа.

  1. Образ кузнеца Кузьмы Жёмова (кн.1 гл.5 подгл.10,21, кн.2 гл.1 подгл.10)

-Сделайте свои выводы по характеру этого героя, воплотившего в себя лучшие национальные черты.

Это,безусловно, обобщённый образ пытливого и умелого мастерового человека, умеющего мыслить творчески. Он мечтал соорудить крылья и летать, как птица. Уговорил богатого купца дать ему на это деньги, тот поверил и дал. Но «полёт» у Кузьмы не получился, разозлившийся купец побил кузнеца и отнял у него кузнецу. Кузьма подался к разбойникам, но попался на воровстве и был брошен в тюрьму.

-Что делает участь талантливого человека столь незавидной?

Крепостное право.Именно оно обрекает человека на низкую долю-разбой, воровство.Наверное, Жёмов так и сгинул бы в Сибири, если бы не петровские преобразования страны.

-Как они отразились на судьбе Кузьмы?

Из острога он попадает на оружейный завод дяди Петра, Льва Кирилловича. Проявив себя в работе, которая была едва ли легче тягот заключения, Жёмов был взят на строительство кораблей для флота царя. Такие люди, как Кузьма, нужны Петру, как воздух, он приближает к себе умелых и толковых работников.

Прочитаем в классе выразительную сцену отливки корабельного якоря.

Что она показала?

Царь не гнушается учиться мастерству у простого мужика, приближает к себе не по знатности и богатству, а исключительно по деловым качествам, он трудолюбив, упорен, демократичен и это, без сомнения, заслуга Петр Алексеевича. Мог ли мечтать о таком простой кузнец в иной исторической ситуации? Значит преобразования царя прогрессивны и действительно России нужны, хотя мы видим, как противоречива его деятельность.

В Жёмове запечатлены лучшие черты национального характера: трудолюбие, талантливость, острый ум, упорство и пытливость.

Народ в батальных сценах романа.

1) Эпизод битвы за шведский город Юрьев ( кн. 3 гл. 6 подгл. 2 )

-Каким мы видим народ в военных сценах?

«Шесть дней длилась огненная потеха. Гренадёры Ивана Жидка по колена, по пояс в болоте гатили трясину, прикрывались от неприятельских бомб и пуль переносными фашинами – в виде корзин с землёй. Убитые тут же тонули, раненых вытаскивали на плечах. Шведы поняли грозную опасность, перетащили сюда часть пушек с других башен и с каждым днём усиливали огонь».

Народ предстаёт настоящим героем, и только благодаря его труду, борьбе в невероятно тяжких условиях Пётр осуществляет свои прогрессивные начинания, укрепляет российскую державу. Ребята осознают, что в таких сражениях крепла сила русского оружия, крепла сила духа царя (здесь он не слаб и беспомощен, как в сцене казни Кульмана), растёт его полководческий талант.

-Оцените сцену с царской трубкой.

Тематически она напоминает сцену отливки якоря. Царь – патриот, он и трудится и сражается рядом со своим народом, не гнушается простых солдат, вместе с ними делает одно великое дело – добывает славу России, здесь и намёка нет на высокородную монаршью спесивость. Пётр ценит простого солдата, и, когда на приёме у русского царя шведский фельдмаршал Ольгиви разражается язвительной критикой в его адрес, государь гневно парирует :«…Русский мужик – умён,смышлён, смел…А с ружьём- страшен врагу…За всё сиё палкой не бьют! Порядка не знает? Знает он порядок. А когда не знает – не он плох, офицер плох…А когда моего солдата надо палкой бить, – так бить его буду я, а не ты бить его будешь…»

Штурм Нарвы подтверждает справедливость слов царя.

Вывод: народ – главная, решающая сила во всех преобразованиях, благодаря ему крепнет и развивается государство, он – выразитель нравственной оценки деятельности исторических личностей, близостью к нему государственные люди проверяются на человеческую состоятельность.

Ссылка на основную публикацию
×
×