Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»: сочинение

Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа А. Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.

Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.

А. Толстой отмечал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое — композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра Первого”.

Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым. Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена.

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований (“Все народы живут в богатстве, одни мы нищие” или “. Прорва, — эдакое государство! — разве ее напитаешь?”). После этого А. Толстой поднимает вопрос о том, кто может стать во главе преобразований. Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой доказывает объективность выдвижения на престол именно Петра Первого.

Уже в первой книге большое значение имеют массовые сцены, свидетельствующие в целом о противоречиях между народом и правительством.

Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.

Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой пишет: “В ней будет показана законодательная деятельность Петра Первого, его новаторство в области изменения уклада русской жизни”. Книга начинается с описания Москвы, причем дается оно по принципу контраста с описанием из второй книги: Москва опустевает, затихает, центр жизни перемещается в Петербург. В книге дается много картин Запада: Польши, Голландии, Франции. Описываются победы России над Карлом Двенадцатым, ставится проблема культурного развития страны.

А. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении. Это выражается в показе изменений, происходящих в быте людей, жизни страны. Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины.

Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, чтобы роман Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию. Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций и в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Композиция и сюжет романа “Петр Первый”

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя — Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Действие романа разворачивается на необозримом географическом пространстве: от Черного моря до Архангельска, от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. Вместе с Петром и “птенцами гнезда Петрова” писатель провёл нас во дворцы шведского короля Карла XII и польского короля Августа, курфюрста Саксонского, турецкого султана;

А собственно историческая судьба главного героя определила композицию романа.

В первом томе А. Н. Толстой нарисовал детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта.

Во втором томе воссоздал первый период преобразовательной деятельности Петра, включающий в себя

Третья книга романа написана в последний период творчества и осталась незавершенной.

Алексей Толстой утверждал, что “третья книга — самая главная часть романа”, так как она относится к наиболее интересному периоду жизни героя и в ней должны быть осуществлены все основные задачи, которые писатель ставил перед собой, приступая к созданию “Петра Первого”.

По словам А. В. Алпатова, несмотря на то, что Толстому не удалось реализовать полностью намеченный им план третьей книги, шесть написанных глав развертывают перед нами богатое содержание. В повествовании обозначились новые горизонты, проступили новые сюжетные линии… Гораздо большую завершенность и яркость приобрёл образ Петра.

Основу содержания третьей книги составили темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма русского общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси. Все разнообразные эпизоды, сюжетные линии расположились вокруг этих двух центров, притягивающих к себе материал третьего тома.

Три книги, составляющие роман, связаны воедино и развитием сюжета — постепенное становление нового русского государства и личности Петра — и общими для всех трех книг героями.

Личная судьба царя-реформатора крепко спаяна в романе с исторической судьбой России. Чутко улавливая назревшую потребность коренных изменений жизни Российского государства, царь начал действовать решительно.

Толстой показал, как сама эпоха выбрала Петра, как исторические обстоятельства формировали те качества его личности, которые помогли ему пробудить Россию от вековой спячки, вывести ее на новый этап развития, когда уже не призраки торговых кораблей, а настоящий российский флот вышел в море и русские закрепились на Балтийском побережье, где началось строительство города-крепости.

Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя — показать “становление личности в эпохе”. Этой художественной задаче подчинены все компоненты произведения.

Особенно значительно, с точки зрения художественного раскрытия толстовской концепции роли личности в истории, сопоставление образов Петра и Василия Голицына. Просвещенный мечтатель, Голицын так же, как Петр, осознавал необходимость решительного общественного и государственного преобразования России, но личная слабость, пассивность, нерешительность привели его в лагерь реакционных сил. В систематическом противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра в развитии, в неуклонном движении его личности вперед.

Принцип контраста выдерживался Толстым и в последующих главах романа. Петр постоянно, но ненавязчиво противопоставлялся королю Августу (“шармант и симпатию”), грубому и ограниченному солдафону — Карлу, твердокаменному коменданту Нарвы — Горну, а также ближайшим сподвижникам — Францу Лефорту и Александру Меншикову. Из множества эпизодов и картин складывался достоверный художественный мир, в центре которого царь-преобразователь и его деятельность. Противоречивый образ государя был связующим звеном всех событий и судеб в романе.

В характере Петра и его деятельности ярко проявились главные устремления эпохи, ее сущность. Алексей Толстой сумел дать художественное исследование целой эпохи, правдиво изобразить масштабы деятельности своего героя и оценить его историческое место.

К сожалению, смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершился победой русских войск под Нарвой, хотя первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы.

Темой романа Алексея Толстого была, так прекрасно раскрытая им, одна из ключевых эпох России — Петровская эпоха, которая оказала огромное влияние на всё дальнейшее развитие нашей страны.

Жанровые особенности, проблематика, композиция романа А. Толстого «Петр Первый»

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Возрождается тема исторического романа. К теме Петра Толстой впервые обращается в 1918 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра. Кроме того, для писателя было чрезвычайно важно выявить “двигающие силы эпохи”, т, е. разрешить вопрос о роли народа.

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя – Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет.

Первоначально Алексей Толстой предполагал довести повествование о Петре до Полтавской битвы, но смерть писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой.

Таким образом, историческая судьба главного героя определила композицию романа.

1930 – первая – детство и юность Петра; возвращение из-за границы; казнь стрельцов (1698)

1934 – вторая – поражение под Нарвой; первые победы над шведами; основание Петербурга (1703)

1944 – третья (не окончена в связи со смертью Толстого) – задумывалась, как книга о зрелой деятельности монарха.

Жанр: исторический роман. Черты романа-эпопеи.

Проблема власти и народа. Первая сцена объясняет всю дальнейшую жизнь Петра и реформаторскую деятельность. Психологический посыл. Петр не любил Москву, она ассоциировалась у него с опасностью. Судьбу государства в то время решал народ. Сила народа – стрельцы. Казнены в первой книге – судьбу решает не народ, а государь.

Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится биографией Петра. Толстому интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение. Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Нарве и т. д.

Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр.

Читайте также:  Русский характер (по Рассказам Ивана Сударева): сочинение

Такси образом особенности композиции:

3.Главки становятся единицей повествования

4.Эпизоды появляются без предупреждения

Особенность романа заключается в его динамичности. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым, религиозный конфликт. В основе романа также лежит исторический конфликт – между Петром и Софьей. Софья – патриархальная, старая Русь. Петр – прогрессивное начало.

Завязка: Петр отнимает у Софьи икону во время крестного хода.

Бояре и стрельцы на стороне Софьи.

Кульминация: решение «излечить железом, охваченную гангреной Россию». Петр считает, что надо причинить России боль, чтобы излечить ее.

Развязка: массовая казнь стрельцов.

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований («Все народы живут в богатстве, одни мы нищие»). Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга. В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей.

На пути к преобразованиям свою опору Петр видит как раз в народе. Выходец из народа Алексашка Меншиков становится главным его помощником.

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жестоко, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражений с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг.

Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”

А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа А. Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость.

Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения. А. Толстой отмечал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории… Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое – композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения.

В моем романе центром является фигура Петра Первого”. Итак, в центре повествования у писателя находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не становится

Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени , действие разворачивается в различных местах: в Кремле, избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и пр. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и новым. Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена.

Первая глава романа знакомит нас с бытом и нравами старой Москвы, с настроениями различных групп людей. В экспозиции произведения автор показывает историческую необходимость преобразований . После этого А. Толстой поднимает вопрос о том, кто может стать во главе преобразований. Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой доказывает объективность выдвижения на престол именно Петра Первого.

Уже в первой книге большое значение имеют массовые сцены, свидетельствующие в целом о противоречиях между народом и правительством. Вторая книга, по свидетельству А. Толстого, “более монументальна, более психологична”. Она начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы и заканчивается картиной строительства Петербурга.

В ней меньше описаний исторических событий, больше психологических характеристик. На примере отдельных персонажей, описания жизни отдельных семей, например семьи Бровкиных, автор показывает, как новое врывается в быт русских людей. Третья книга посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. Толстой пишет: “В ней будет показана законодательная деятельность Петра Первого, его новаторство в области изменения уклада русской жизни”. Книга начинается с описания Москвы, причем дается оно по принципу контраста с описанием из второй книги: Москва опустевает, затихает, центр жизни перемещается в Петербург.

В книге дается много картин Запада: Польши, Голландии, Франции. Описываются победы России над Карлом Двенадцатым, ставится проблема культурного развития страны. А. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении. Это выражается в показе изменений, происходящих в быте людей, жизни страны.

Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины. Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, чтобы роман Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию.

Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций и в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый». А. Толстого

Шахбулатов Раджаб Саитасанович,Студент–ОтечественнаяфилологияЧеченскийязыкилитература,русскийязыкилитература.Чеченскогогосударственногоуниверситетаг.Грозный.

Сердюкова Елена Федоровна,

ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; тренер, психологконсультант г.Грозный.hellin33@mail.ru

Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый» А. Толстого

Аннотация.Данная статья написано в ходе исследования пороману «Петр первый». Во многом эта работа и статья нацелены определить Жанровые и композиционные особенности. «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, —композиция, архитектоника произведения. Что это такое —композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. В моем романе центром является фигура Петра I».Ключевые слова:исторический роман об эпохе Петра, композицияи сюжет романа.

ВВЕДЕНИЕАктуальность.Алексей Толстой —один из крупнейших советских писателей, замечательный мастер слова, создатель ряда широко известных у нас и за рубежом литературных произведений. Его обширное творчество, в котором нашли своё воплощение лучшие традиции русской классической литературы, является ценным вкладом в литературу социалистического реализма.Художественный талант А. Толстого был исключительно ярким и разносторонним. Писатель проявил себя как прозаик и как поэт, как публицист и как драматург. Им создавались рассказы, повести, романы, стихи, сказки, пьесы, киносценарии, очерки, публицистические и критические статьи. С равным интересом и живостью рисовал он и современность, и события недавней гражданской войны, и далёкое прошлое нашего народа. Действие его произведений развёртывается то в обстановке русской жизни, то за рубежом. Палитра А. Толстогохудожника была так богата, его творческий диапазон был столь широким, что для него, казалось, не было ничего невозможного в творческомосвоении самой разнообразной тематики.По самому своему мироощущению А. Толстой был художником жизни, писателемреалистом, остро.чувствующим все краски и запахи её. Тяготея всегда к конкретному, зримому, наглядно представимому, Толстой как художник упорно сторонился всякого рода искусственных абстракций в литературе, надуманных декадентских ухищрений и условностей. По словам А. Толстого, подлинное искусство «должно пахнуть плотью», художник должен уметь «по локоть засунуть руки в тесто жизни».С зоркостью взгляда настоящего художникаживописца, с поразительным мастерством литературной формы Алексей Толстой умел сочетать постановку больших, глубоких социальнофилософских проблем, живых актуальных вопросов современности. Лучшие создания А. Толстого —его трилогия «Хождение по мукам» и монументальный исторический роман «Пётр Первый» —характеризуются исключительным богатством и глубинойсвоего идейного содержания.Материалом исследования является роман А. Толстого «Петр Первый», опубликованный впервые 19301934.

Объект роман А. Толстого «Петр Первый».Предмет–жанровые и композиционные особенности на примере романа “Петр Первый” А. Толстого.Цельработы определить жанровые и композиционные особенности романа “Петр Первый” А. Толстого.Для достижении данной цели сформулированы следующие задачи:рассмотреть творчество А.Н. Толстого;изучить жанровую организацию романа “Петр Первый; изучить композиционную организацию романа “Петр Первый”;

проанализировать образную структуру романа “Петр Первый”;выявить и описать авторскую картину мира романа.Цель и задачи определили выбор методовисследования применяются сравнительный метод, предоставляющий возможность изучить жанровую специфику, системный метод, позволяющий выявить идейнохудожественное единство, стилистический анализ произведения.

Основная частьЛичностьПетра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и другие.Прежде чем перейти к теме Петра в творчестве А. Н. Толстого, кратко остановимся на изображении Петра и его эпохи в русской литературе, в частности в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.Пушкин внимательно изучал историю Петра, работал в архивах, составил интересные заметки, но завершить свой труд ему не удалось. Верное понимание истории, свойственное поэту, помогло ему увидеть в великом преобразователе, чей образ он запечатлел в своих поэмах и стихах, глубокие противоречия. Так, он пишет в конспектах «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые —суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые —нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, —вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика»1. Уже в поэме «Медный всадник» поэт показал другую сторону прогрессивной деятельности Петра. Но у Пушкина это дано намеком, а в романе Алексея Толстого, который следовал пушкинской традиции в изображении Петра, развернуто, как справедливо замечает Д. Д. Благой, на «реальном историческом материале. Роман дает нам нагляднейшее представление о тех двух сторонах деятельности Петра, о которых догадывался Пушкин в своих не предназначенных для печати записях о царе».Лев Толстой в течение нескольких лет собирал материал, чтобы создать роман о Петре и его эпохе, но он так и не написал его, хотя и сделал целый ряд предварительных заметок. Толстойне смог написать его потому, что эта эпоха, как он говорил, «слишком удалена от нас». Но настоящие причины были, видимо, другими. Как указывают исследователи (Б. Эйхенбаум, А. Алпатов, Л. Поляк), роман из эпохи Петра не написан был, наверное, потому, что сама личность царя 1Серов С. А. Толстой и русская история // Толстой А. Н. Петр Первый. М: Художественная литература, 1990.С. 12.преобразователя, активно воздействующая на ход исторических событий, вступила в противоречие с толстовской концепцией исторического фатализма, его пониманием роли личности в истории.Свыше двадцати лет волновала и Алексея Толстого тема Петра. Рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа «Петр Первый» —в 1945. Не сразу сумел А. Н. Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, познавать прогрессивный характер петровских преобразований2.«На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, —писал А. Н. Толстой. —Я видел все пятна на его камзоле, —но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Об этом, свидетельствуют и его рассказ «День Петра», и трагедия«На дыбе» (1928), с которыми я рекомендую познакомиться.Сопоставление рассказа «День Петра» и трагедии «На дыбе» с романом «Петр Первый» наглядно показывает, какое значение для идейного и художественного роста Толстого имела марксистсколенинская историческая наука, помогающая правильно раскрыть движущие силы исторического процесса, личность Петра.Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году. В далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха —время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси —воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.Как же рисует Толстой Петра и Петровскую эпоху в рассказе «ДеньПетра»? Петр показан в обстановке повседневных дел и забот, писатель дает почувствовать масштаб его деятельности, его колоссальную волю, неутомимую энергию, направленные на преобразование государства.Но нужны ли эти преобразования России? Нужен ли весь этот перелом, крутая перестройка страны —вот мысль, проходящая через весь рассказ. Отрицая целесообразность резких переломов в развитии страны, Толстой в 1917 году не смог положительно ответить на этот вопрос, не смог показать закономерность петровских преобразований. Более того, он утверждал всем ходом своего рассказа и в авторских отступлениях бесплодность мероприятий Петра, невозможность резко повернуть медленно двигающийся, независимый от человеческой воли ход истории. Поэтому и страна не стала такой, какой хотел ее видеть царь Петр: «. Россия не вошла нарядная и сильная па пир великих держав. А подтянутая им за полосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде —рабою».По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной личной волей Петра. Вся русская земля, все классы, все сословия были против реформ Петра, он один восстал против всей страны: «. сидя па пустошах и болотах, своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю». Мрачно, трагически изображает Толстой противоречия эпохи, показывает жестокость, суровые приемы осуществления реформ.Трактовка Толстым образа Петра близка к трактовке славянофилов, символистов, видевших в Петре разрушителя национальных устоев,привычного, веками сложившегося уклада русской жизни. Он представлен в рассказе жестоким гордецом, есть даже чтото мистическое в описании черных глаз Петра, «словно горевших безумием», душа его «жадная, лихая, голодная». Он одинок и страшен. Толстой преднамеренно снижает образ Петра. 2Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. M: Учпедгиз, 1956. С. 120; Андреев Ю. А. Еще раз о “Петре Первом” // Русская литература, 1958, № 2. С. 123.

Читайте также:  Петр I— исторический роман: сочинение

Определенная творческая концепция автора находит выражение в художественной форме. Сопоставление отрывков из рассказа «День Петра» и романа «Петр Первый», посвященных изображению строящегося Петербурга, дает возможность убедиться в этом.Проанализируем отрывки и постараемся понять, что общего в изображении строительства Петербурга в рассказе и романе, чем отличаются описания, как проявляется в них авторская позиция.

. Сыройветер гнал сильный туман с моря. сдувало гнилуюсолому с изб и клетей, завывало в холодныхпечных трубах. много в то время пустело домов, потому что народ мер до последней степени от язвы, туманов и голода. Лихое,невеселоежитье было в Петербурге.Вздувшаясярека била в бревенчатые набережные; . снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях п улицах. Па черномпожарище выгоревшегов прошлый четверг гостиного двора. торчали четыре виселицы. В грязи, в желтом тумане. возникали каждый день новые амбары, длинные бараки, госпитали, частные дома переселяемых бояр.Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, —народ не знал. (стр. 81—82).

. Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт. С востока потянулись бесчисленные обовы, толпы рабочих и колодников. На берегу стояли шалаши и землянки, дымили костры, стучали топоры, визжали пилы. Сюда, на край земли, шли и шли рабочие люди без возврата. Открытое море отсюда было—подать рукой. Ветер покрывал его веселойзыбью. Не хватало хлеба. Из разоренной Ингрии, где начиналась чума, не было подвоза. Петр писал князюкесарю, прося слать еще людей, —«зело здесь болеют, а многие и померли» (конец второго тома). Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белесом и теплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море. но не равняться им с морем Балтийским—широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.. Здесь и сердце бьется поособенному, и у мыслей распахиваются крылья, и сил прибывает вдвое. Ветер рвет флаг на крепостном бастионе, из топких берегов торчат сваи, повсюду ходят люди в трудахи заботах, и уже стоит город как город, еще не велик, но уже во всей обыкновенности. Рассмотренные отрывки из рассказа «День Петра» п романа «Петр Первый» посвящены одной теме —строительству Петербурга. Как в рассказе, так и в романе Толстой рисует каторжный труд народа, нищету, голод, бесчисленные болезни, косившие рабочий люд, строивший на краю земли город. Тем не менее впечатление от двух отрывков разное.В рассказе «День Петра» Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. «Да, полно, —пишет он ниже, —хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это двор его и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского?»3.И город Петербург —«царский» город, созданный по его прихоти, город, не нужный России, —такова мысль Толстого, которая находит свое выражение в подборе определенной лексики, создающей мрачную картину строящегося Петербурга.Тон отрывков из романа «Петр Первый» жизнеутверждающий, оптимистический. Показывая тяжелые условия жизни рабочих, многие из которых «померли» от каторжного труда и голода, раскрывая социальные противоречия Петровский эпохи, Толстой всем тоном повествования подчеркивает историческую необходимость строительства города Петербурга, от которого Балтийское море —«подать рукой». Это место —желанное, возлюбленное, ибо открывает перед Россией широкие возможности торговли с Западом, дорогу к «дивным городам, богатым странам».Отрицательное отношениек Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как справедливо; утверждают исследователи, с неприятием и непониманием. А. Н. Толстым в 1917 году Октябрьской революции.Одним из лучших произведениисоветской литературы на историческую тему стал «превосходный», по словам А. М. Горького, роман А. Н. Толстого «Петр Первый».Начало работы над этим романом совпадает, как известно, с событиями, имеющими большое историческое значение в жизни нашей страны. 1929 год —год великого перелома. Развертывается решительное наступление на капиталистические элементы города и деревни. На некогда пустых местах в 30е годы строятся новые города, заводы, электростанции. Изменяется облик деревни. Мощный трудовой подъем в стране, пафос социалистической перестройки города и деревни, расцвет культуры не могли не оказать влияния на Толстого4.Именно в эти годы Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского времени, «когда трещит и рушится старый мир», с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами, о чем и пишет в одном из своих конспектов: «. несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно какимто буйством сил, взрывами человеческой энергия и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».Основным в работе над романом стало изучение трудов классиков марксизма, оценка в этих трудах деятельности Петра и его эпохи. Петр перестал быть для художника «загадкойв историческом тумане».Марксизм, как свидетельствовал сам художник, обогатил его искусство, марксистское познание истории дало ему «целеустремленность и метод при чтении книги жизни».Марксистсколенинская историческая наука, социалистическая действительность, поновому осветившая прошлое, помогли писателю понять закономерность и историческую неизбежность крутой ломки старого уклада России в начале XVIII века, прогрессивный характер петровских преобразований и их классовую ограниченность.«Работа над «Петром», —писал сам Толстой, —прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски. Прежде всего —переработка своего художнического ощущения. Результат тот, что история стала раскрывать нетронутые богатства. Под наложенной сеткой марксистского анализа 3Андреев Ю. А. Еще раз о “Петре Первом” // Русская литература, 1958, № 2. С. 109,121.4Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого “Петр Первый” // Филологические науки, 1983, № 1. С. 4.история ожила во всем живом многообразии, во всей диалектической закономерности классовой борьбы».

Мысли А. Толстого особенно упорно обращались к познанию и раскрытию великих исторических судеб нашей родины. Теме родиныи революции, изображению героической борьбы русского народа за своё будущее, раскрытию замечательных свойств русского национального характера, процесса его формирования посвящены лучшие и самые задушевные страницы его произведений.Писатель видел истоки формирования характера нашего народа ещё в его далёком историческом прошлом. Он понимал вместе с тем, как неизмеримо вырос, преобразился наш народ, обогащённый опытом социалистической революции. С восхищением писал он о советских людях, изумивших весь мир своим героизмом, силой сопротивления, обнаруженной в обстановке недавней борьбы с фашизмом. Выступая с яркими публицистическими статьями, А. Толстой находил самые горячие и проникновенные слова для выражения своего чувства любви к родине, преданности ей.Писательпатриот А. Толстой гордился русской литературой, завоевавшей себе мировую славу. Он любил русский фольклор, восхищался созданным нашим народом прекрасным и выразительным языком. В самой работе своей над словом А. Толстой обнаружил удивительную способность глубокого проникновения в богатства народной русской речи.Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» А. М. Горький назвал «первым в пашей литературе настоящим историческим романом», «книгой —надолго». Горький назвал эту книгу настоящим историческим романом, какое значение для писателя, воспроизводящего события давно прошедшей эпохи, имеет марксистсколенинская историческая наука, как помогает она советскому художнику разобраться в движущих силах исторического процесса, в противоречиях изображаемой эпохи.Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России —эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского парода за свою независимость, роман А. Н. Толстого «Петр Первый» всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.Этот роман имеет большое познавательное значение, ибо знакомит нас с жизнью России конца XVII —начала XVIII века, рисует борьбу новой, молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. «Петр Первый» —это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего —это, по словам А. С. Серафимовича, книга о русском характере.Роман Толстого —выдающееся произведение искусства, и это обязывает нас вскрыть его эстетическую ценность, показать высокое мастерство писателя в изображении ярких картин быта и нравов эпохи Петра, в создании живых образов, в умении воспроизвести своеобразие и колорит языка начала XVIII века. Изучение «сочного, музыкального и вместе с тем простого» языка романа поможет выработать художественный вкус, почувствовать, как «велик и могуч» русский язык.Путь работы над романом «Петр Первый», как и над каждым художественным произведением, —от эмоционального восприятия его к углубленному критическому анализу произведения, постижению его во всем художественном своеобразии, в единстве содержания и формы.

Читайте также:  Роман А. Н. Толстого Петр Первый: сочинение

Ссылки на источники1. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. С. 24. 2. Толстой А. Н. Краткая автобиография И Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981. С. 23. 3. Пауткин А. И. Советский исторический роман. М: Знание, 1970. С. 19 20. 4. Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке дореволюционной и советской критике // Художественный мир А. Н. Толстого. Статьи. Сообщения /В. Скобелев/ Куйбышев: Кн. Издательство, 1983. С. 126. 5. Алпатов А. В. Два романао Петре I (1933), Петр I читателюподростку (1933), Образ как бы вырезанный на меди (1934) цит. по Рождественская И. С., Ходюк А. Г. А. Н. Толстой. Семинарий. Л: Учпедгиз, 1962. С. 3542. 6. Векслер И. И. Алексей Николаевич Толстой: жизненный и творческий путь. М: Советский писатель, 1948. С. 337.

.КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

“Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна, прежде всего, как и во всяком художественном полотне, – композиция, архитектоника произведения. Что это такое композиция? Это, прежде всего установление центра, центра зрения художника. В моем романе центром является фигура Петра I.”

Итак, в центре повествования Толстого – Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи – на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кирилловны в Преображенском дворце в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицына; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, – в Архангельск, под Азов, за границу .

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами – Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. ” И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов . кислые столетние сумерки – нищета , холопство, безделье” ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины – “. стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось” Это понимает и сам народ: “Что Василий Голицын , что Борис одна от них радость”. Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр становится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. “Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, “ненавидели быстроту и жестокость ново вводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: “Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат. Не живут – торопятся. В бездну катимся. ” Сопротивлялся и народ – “мало было прежней тяготы – волокли на новую непонятную работу – на судостроительные верфи в Воронеже”. Бегство в леса дремучие, на Дон – ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:”Всю зиму были пытки и казни. Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”. Вторая книга, по словам самого Толстого “более монументальна, более психологична”, она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь – начинается с изображения “неохотно” пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре- одолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал “нарвская конфузия”, лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами – взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Петербург. Большое место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает, как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды России. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Феодосией Скляев, Воробьев. “Птенцы гнезда Петрова”, люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству – Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить ” по воле, а не по указу государеву”, люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционное по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда – подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконно русских земель – Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. ” Третья книга – писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени – Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части.” Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее, жизнь города течет пока по- прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про- изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, ” ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы.” Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу – Петербург.

Третья книга – это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос- сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт – рост противоречий между Петром и народом. Книга осталась, к сожалению, незавершенной. ” Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени – можно понять только диалектически – в движении, в борьбе, в противоречии”. Так он изображает Петровскую эпоху – в движении, в борьбе нового со старым. В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, месяцы, и все-таки движение времени ощущается во всем: в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в частности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бровкиных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется, в общем оживлении жизни страны, в том, как ” представители одних слоев поднимаются быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад”. В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине. А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: ” Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, – это живое движение живых людей. -это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа”.

Ссылка на основную публикацию
×
×