Князь Серебряный: сочинение

Рецензия на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Скачать сочинение
Тип: Рецензия

Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» – замечательное произведение, стоящее в одном ряду с лучшими русскими историческими романами. И это совсем не случайно, я думаю.
Роман очень увлекателен, читается на одном дыхании. Очень важна его основная тема – борьба с деспотизмом. «Князь Серебряный» пронизан любовью к своему отечеству, идеями добра, справедливости, чести и достоинства человека.
Действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Царь ведет борьбу за власть с боярством. Из-за этого в стране творятся произвол, жестокости и бесчестья.
Все герои романа делятся на две группы: те, кто находится на стороне царя (Борис Годунов, опричники Малюта Скуратов, Василий Грязной, Хомяк, отец и сын Басмановы, князь Вяземский), и те, кто выступает за права боярства (князь Серебряный, боярин Морозов, Колычевы, разбойник Иван Перстень со своей шайкой, Максим Скуратов).
Главный герой романа, князь Никита Романович Серебряный, не может не вызывать симпатию. Он находится на службе у государя, К моменту действия в романе князь Серебряный возвращается в Москву из Литвы, где пробыл пять лет по государственным делам.
В наружности князя отразились черты его характера: простосердечие, откровенность, решительность, честность, твердость, добродушие, благородство. В общем, «общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются».
Сам того не желая, князь Серебряный оказывается в центре борьбы за власть. Подъезжая к Москве, он наталкивается на опричников, бесчинствующих в деревне Медведевке. Позже он узнает от боярина Морозова обо всех ужасах, творимых этими слугами царя.
Князь Серебряный – доблестный воин, он силен, ловок, храбр и опытен. Герой честно бился с напавшими на него опричниками во главе со Скуратовым. Однако все-таки попал в тюрьму, где его морили голодом и угрожали пытками.
В этих эпизодах Серебряный выступает как обычный человек. Он испытывает страх и даже ужас: «Сердце Серебряного болезненно сжалось, и перемена в Годунове показалась ему тяжелее самой смерти». Но, несмотря ни на что, князь Никита Романович Серебряный остается честным и порядочным человеком, преданным своей Родине. В конце романа мы узнаем, что он решает служить отчизне, не желая больше служить государю Иоанну. Князь погибает на форпостах к Жиздре, воюя с татарами.
Перечисляя моих любимых героев в романе, обязательно нужно сказать о Максиме Скуратове, сыне Малюты Скуратова. Живя в семье опричника, он не может выносить преступлений своего отца. «Не житье мне здесь, батюшка, не житье! Не по силам дома оставаться! Невмоготу слышать вой да плач по вся дни, невтерпеж видеть, что отец мой. Что отец мой – палач!». Максим уезжает из дома, чтобы попасть в дружину к князю Серебряному. Он хочет жить, защищая правое дело, как и Никита Романович. Попав к князю, Максим становится его ближайшим другом и самым лучшим собеседником.
Я назвал лишь несколько любимых мною героев в романе «Князь Серебряный». На самом деле, нужно еще обязательно упомянуть о Ваньке Перстне, «положительном разбойнике», о царском шуте боярине Морозове, о блаженном провидце Ваське, о Елене Дмитриевне Морозовой.
Читая «Князя Серебряного», невозможно остаться равнодушным к этой книге, ее героям. Кого-то из них ты любишь и сопереживаешь им, другие же вызывают у тебя антипатию, презрение и даже ненависть. Это происходит, на мой взгляд, благодаря мастерству А. К. Толстого, сумевшего сделать близким и понятным нам жизнь людей 16 столетия.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой А.К. / Князь Серебряный / Рецензия на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Смотрите также по произведению “Князь Серебряный”:

Сочинение: Князь Серебряный

Автор: Толстой Алексей Константинович .

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, — и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застает там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его.

В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает.

Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово,— но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами».

Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашенный князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино.

Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращенный князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощен — до следующей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашенного рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных.

Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны.

Перстень рассказывает о знакомце своем, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, плененного Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный дает ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашенный ради такой радости Серебряный.

Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчетом.

Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощечину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои.

Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи.

Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники.

Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношерстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царева приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле.

Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побежденный будет казнен. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застает, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину.

Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка.

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашенному к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернется Иоанново правление.

Читайте также:  Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»: сочинение

Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не дает убить блаженного.

После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди «кромешников».

Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника.

Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась. Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омраченной совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермакове посольство. Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб еще семнадцать лет назад.

На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покоренной Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьет в его память. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несет за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Сочинение по роману «Князь Серебряный»

Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» — замечательное произведение, стоящее в одном ряду с лучшими русскими историческими романами. И это совсем не случайно, я думаю.

Роман очень увлекателен, читается на одном дыхании. Очень важна его основная тема — борьба с деспотизмом. «Князь Серебряный» пронизан любовью к своему отечеству, идеями добра, справедливости, чести и достоинства человека.

Действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Царь ведет борьбу за власть с боярством. Из-за этого в стране творятся произвол, жестокости

Все герои романа делятся на две группы: те, кто находится на стороне царя (Борис Годунов, опричники Малюта Скуратов, Василий Грязной, Хомяк, отец и сын Басмановы, князь Вяземский), и те, кто выступает за права боярства (князь Серебряный, боярин Морозов, Колычевы, разбойник Иван Перстень со своей шайкой, Максим Скуратов).

Главный герой романа, князь Никита Романович Серебряный, не может не вызывать симпатию. Он находится на службе у государя, К моменту действия в романе князь Серебряный возвращается в Москву из Литвы, где пробыл пять лет по государственным делам.

В наружности князя отразились

Сам того не желая, князь Серебряный оказывается в центре борьбы за власть. Подъезжая к Москве, он наталкивается на опричников, бесчинствующих в деревне Медведевке. Позже он узнает от боярина Морозова обо всех ужасах, творимых этими слугами царя.

Князь Серебряный — доблестный воин, он силен, ловок, храбр и опытен. Герой честно бился с напавшими на него опричниками во главе со Скуратовым. Однако все-таки попал в тюрьму, где его морили голодом и угрожали пытками.

В этих эпизодах Серебряный выступает как обычный человек. Он испытывает страх и даже ужас: «Сердце Серебряного болезненно сжалось, и перемена в Годунове показалась ему тяжелее самой смерти». Но, несмотря ни на что, князь Никита Романович Серебряный остается честным и порядочным человеком, преданным своей Родине. В конце романа мы узнаем, что он решает служить отчизне, не желая больше служить государю Иоанну. Князь погибает на форпостах к Жиздре, воюя с татарами.

Перечисляя моих любимых героев в романе, обязательно нужно сказать о Максиме Скуратове, сыне Малюты Скуратова. Живя в семье опричника, он не может выносить преступлений своего отца. «Не житье мне здесь, батюшка, не житье! Не по силам дома оставаться! Невмоготу слышать вой да плач по вся дни, невтерпеж видеть, что отец мой… Что отец мой — палач!». Максим уезжает из дома, чтобы попасть в дружину к князю Серебряному. Он хочет жить, защищая правое дело, как и Никита Романович. Попав к князю, Максим становится его ближайшим другом и самым лучшим собеседником.

Я назвал лишь несколько любимых мною героев в романе «Князь Серебряный». На самом деле, нужно еще обязательно упомянуть о Ваньке Перстне, «положительном разбойнике», о царском шуте боярине Морозове, о блаженном провидце Ваське, о Елене Дмитриевне Морозовой.

Читая «Князя Серебряного», невозможно остаться равнодушным к этой книге, ее героям. Кого-то из них ты любишь и сопереживаешь им, другие же вызывают у тебя антипатию, презрение и даже ненависть. Это происходит, на мой взгляд, благодаря мастерству А. К. Толстого, сумевшего сделать близким и понятным нам жизнь людей 16 столетия.

Сочинения по темам:

Краткое содержание «Князь Серебряный» Толстого Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, ее нравов, понятий, верований, и потому он.

О чем думал перед сражением князь Андрей Бородинское сражение — кульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого «Война и мир». Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению.

Краткое содержание «Князь мира» «Премного лет тому будет назад» жил в Чертухине мужик Михаила Иванович Бачура по прозвищу Святой. На старости лет умерла у.

Сочинение по роману «Дубровский» Читая произведение А. С. Пушкина » Дубровский», я познакомился с главным героем романа — Владимиром Дубровским, который по воле судьбы.

Краткое содержание «Серебряный» Дойля К Шерлоку Холмсу обращается за помощью полковник Росс, у которого похитили жеребца по кличке Серебряный, первого фаворита скачек на кубок.

Анализ стихотворения Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер» В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта.

«Серебряный век» русской поэзии: представители и художественные достижения Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по.

Отзыв к книге «Князь Серебряный»

Автор: Толстой Алексей Константинович
Опубликовано: Сибирская Благозвонница
ISBN: 5-9758-0220-2
Количество просмотров: 2

Действие повести писателя Алексея Константиновича Толстого “Князь Серебряный” происходит в годы правления царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Боярские заговоры и разгул опричнины, набеги крымских татар и тяжелая ливонская война, – такова историческая канва повествования. И в это непростое для Русской земли время выпало жить молодому боярину князю Никите Романовичу Серебряному, который служит Родине на ратном поприще. Прямодушие, справедливость, честь и отвага князя выручают его в самых невероятных ситуациях. На поле боя и перед судом царским, среди опричников или разбойников князь Никита Серебряный неизменно остается верным строгим понятиям долга, в которых он был воспитан и которые свято хранит в своем сердце. Вот уже полтора века книга А.К.Толстого пользуется неизменным успехом у читателей, интересующихся историей России. Безукоризненный литературный слог автора, глубокое знание описываемой им эпохи, динамично развивающийся сюжет повести делают “Князя Серебряного” настоящим подарком для всех любителей русской исторической прозы!

Положительный отзыв на книгу: Князь Серебряный

Прекрасная книга Алексея Константиновича Толстого “Князь Серебряный” была создана для того, чтобы показать читателям общий характер эпохи Ивана Грозного, её нравов, понятий, верований. Именно поэтому она неизменно входит в школьный курс классической литературы.
У этой замечательной книги можно действительно многому научиться. Но самый главный её плюс в том, что она заставляет думать, по-настоящему думать, чего многие в наше время – увы – не умеют.
Книга повествует об одном из самых странных и удивительных периодов в истории Руси – о царствовании Ивана Грозного. И царь-тиран, царь-сумасброд здесь не просто дает фон для событий, он одно из главных действующих лиц. Толстому удалось показать “царя-батюшку” с разных сторон, напомнить, что он живой человек. Помимо того – удачными красками нарисовать ответ на вопрос почему люди в основной массе его слушали, почему не перечили, не бунтовали.
Сюжет разворачивается вокруг князя Никиты Романовича Серебряного, посла в Литовском королевстве. Молодой, благородный красавец с пылким, преданным сердцем и чистой душой. Никакие интриги царских прихвостней ему не страшны. Он словно возводит между собой и ними незримую стену. В начале романа Никита Романович всей душой предан Ивану IV – Грозному, но беспредел опричников его выводит из равновесия – он начинает против них борьбу.
Очень ярко автор нарисовал портрет Малюты Скуратова. Это бездушный палач, для которого нет ничего святого: ему хоть дворового пытать, хоть знатного князя – всё едино.
Мне очень импонирует в этом романе образ боярина Дружины Андреевича Морозова, который, не смотря на свой почтенный возраст, не боится высказать в глаза царю всю правду о зверствах его опричнины.
Елена Дмитриевна, юная боярыня, которая безумно любит красавца князя. Но судьба горько смеётся над влюблёнными. По вине боярина Афанасия Вяземского, который питает к Елене животную страсть, она сначала выходит замуж за Дружину Андреевича, который спас её от позора, а к конце книги постригается в монахини.
Мне показалось, что весь роман построен как бы на противопоставлениях: Малюте Скуратову, зверю и нелюдю, как бы в противовес, автор рисует портрет его сына, Максима, честного, смелого, благородного юноши, которому не страшны ни гнев отца, ни татарская стрела, ни пытки разбойников. Преданность царю князя Серебряного противостоят лживые лицемерные выходки его недругов – Фёдора Басманова и Афанасия Вяземского.
Роль Бориса Годунова в романе – второстепенная, но мне он показался человеком благородным, человеком слова.
Главный плюс произведения – в живой и наглядной демонстрации быта, обычаев, суеверий и прочего в народе. И это делается не путем нудных описаний, а сочно и ярко. Очень гармонично вплетены в сюжет жилые помещения деревенских домов и царские палаты, холопские кафтаны и боярские платья, манеры в поведении знати, опричников, разбойников и даже колдун здесь имеется.
События в романе развиваются стремительно, и мы можем увидеть, так сказать воочию, всю актуальность проблемы взаимоотношений человека и власти, которая была и будет во все времена.
Для меня самая трогательная и в то же время – самая сильная сцена в романе – сцена последней встречи Никиты Серебряного и инокини, уже Евдокии. Теперь стены монастыря навечно разлучили влюблённых. Никита опоздал, не дошёл вовремя до своей Елены. Она со слезами на глазах, отдаёт любимому свой последний поцелуй и крестит его.
– Прощай, Никита Романович, – говорит Елена. – Более мы с тобой не увидимся. Я буду молиться за тебя, а ты должен защищать Родину.
– Родину? Какую Родину?! – С возмущением восклицает Серебряный.
И этими словами сказано всё его отношение к ненавистному режиму.
В завершение, призываю всех: не обделяйте вниманием великую русскую классику. Читайте. Читайте. Читайте.

Галя, ты так хорошо всё рассказываешь! Мне хочется только добавить немного. Алексей Константинович Толстой – один из трёх великих писателей Толстых, и несомненно гений, как и оба его четвероюродных брата. Стихи, баллады, драмы, мистические повести и поэмы, и наконец великолепный исторический роман “Князь СеребряныЙ” Русской стариной и русским духом веет от этого романа. Действие его происходит в одну из самых трагических эпох – в царствование Иоанна Грозного. Великолепное перо Алексея Константиновича сделало это произведение на века. Одно из лучших исторических и художественных произведений русской литературы.
С теплом

Витенька!
Спасибо тебе большое, что присоединился к немногочисленным любителям чтения.
Да, замечательный роман, именно – на века. И произведения таких великих писателей
выбрасываются на помойку. Возродится ли когда-нибудь любовь россиян к чтению
хорошей, достойной литературы?

Замечательный роман. Спасибо, Галочка, за то что написала о нём отзыв.
Какие яркие запоминающиеся образы! Язык настоящий, русский. читается легко.
Всем рекомендую прочитать, кто ещё не читал.
А ещё помню фильм, который вышел в августе 1991 года, ” Царь Иван грозный”
Игорь Тальков в роли Серебряного. Какой типаж!

Спасибо, Глеб, за поддержку!
Рада, что ты тоже книгочей.
Фильм тяжёлый, но очень люблю Талькова. Я с ним была немного знакома.

Закрываю глаза и вижу четырехтомник А.К.Толстого, который стоял на полочке в моей девичьей комнате. Я-то обычно перечитывала его “ужастики”. Но князя Серебренного помню, особенно (как всякую девушку) поразила невозможность соединиться с любимой – ей пришлось спасать честь браком со стариком.

Образ князя Серебряного в одноименном романе А. К. Толстого

В современном литературоведении до сих пор не утихают споры относительно главного героя сочинения А.К.Толстого «Князь Серебряный». С помощью художественного текста автор статьи стремился определить особенности этого образа, выяснить его направленность. При проведении исследования было установлено: Никита Серебряный выступал в романе олицетворением нравственных человеческих начал, писатель связывал с ним патриотическое содержание своего произведения. Данный образ явился воплощением основной идеи романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», несущей глубокий антисамодержавный смысл.

Ключевые слова: текст, образ, роман, идея, антисамодержавный смысл.

Образ князя Срібного у одноіменному романі О.К. Толстого

У сучасному літературознавстві все ще не затихають сперечання відносно головного героя твору О.К.Толстого «Князь Срібній». За допомогою матеріалу художнього текста автор статті намагався з’ясувати особливості цього образу, визначити його направлення. У наслідку проведеного дослідження було встановлено: Микита Срібний виступав у названому романі уособленням моральних людських якостей, письменник пов’язував з цим персонажем патріотичний зміст свого твору. Розглянутий образ виявився втіленням основної ідеї роману О.К. Толстого «Князь Срібний», мавшей глибокий антисамодержавний зміст.

Ключові слова: текст, образ, роман, ідея, антисамодержавний зміст.

Prince Serebryany’s image in the novel of the same name by A.K. Tolstoy

In modern literature studying there are still arguments as for the main character of A.K. Tolstoy’s work «Prince Serebryany». With the help of belles – lettres text the author of the article tries to determine peculiarities of this character to find out its trend. During carrying out the investigation it was determined that Nikita Serebryany appeared in the novel as an embodiment of moral principles, the writer connected with him a patriotic contents of this work of literature. A given character is an embodiment of the main conception of A.K. Tolstoy’s novel «Prince Serebryany» which contains a deep antiautocracy sense.

Key words: text, character, novel, conception, antiautocracy sense.

Из заглавия произведения А.К.Толстого следует, что его главный герой – князь Никита Романович Серебряный.

Читайте также:  Анализ стихотворения А. Толстого Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость: сочинение

Этот образ вызывал интерес многих исследователей. Однако их оценки нередко носили противоположный характер. Согласно В.И Корецкому, при обрисовке Серебряного писатель «использует приемы внешних характеристик и не дает глубокого психологического развития образа»[1,342]. О высокой гражданственности поступков князя писал Г.И. Стафеев [2,199]. И.Г. Ямпольский считал, что мировоззрение героя выдает в нем человека XIX, а не XVI столетия[3,38]. По словам Ю.Г. Русаковой, в данном образе отразился «нравственный идеал Толстого» [4,424].

Несмотря на ряд интересных замечаний, этот вопрос все еще недостаточно исследован в литературоведении. Данным обстоятельством и объясняется необходимость в настоящей статье, цель которой – подробное рассмотрение особенностей образа князя Серебряного в одноименном романе А.К.Толстого.

В основе конфликта романа лежит столкновение преступной деспотии Ивана Грозного с гуманистическим началом в лице князя Серебряного. Взаимоотношения с царем играют первоочередную роль в показе внутреннего мира героя, раскрываемого автором по ходу всего повествования.

Отличительными чертами князя были «простосердечие и откровенность». Не умея хитрить, он срывает переговоры с королем Жигимонтом, тем самым не выполнив своей дипломатической миссии. И только приказ Иоанна возобновить военные действия с литовцами спасает Серебряного от опалы.

Ту же черту характера Никита Романович проявляет при первом столкновении с новыми порядками в деревне Медведевке. Князь вступает в бой с опричниками, не веря, что они «по царскому указу душегубствуют». Заступившись за крестьян, Серебряный не пытается укрыться от монаршего гнева. «Нечестно русскому боярину прятаться от царя своего», – говорит он и едет в Александрову слободу. В своих действиях Никита Романович руководствуется соображением, согласно которому «Жизнь наша в руке божией… Не пригоже стараться продлить ее хитростью боле, чем богу угодно»[5,200].

Ослепленный подозрительностью, Грозный берет с князя обещание во всем повиноваться царской воле. Серебряный остается верен своему слову. Попав в тюрьму, он отказывается от предложения атамана станичников спастись бегством. Вначале в груди князя «запылала радость», «он вспрянул с земли, уже готов был следовать за Перстнем, как вдруг вспомнил данную царю клятву, и кровь его отхлынула к сердцу.

– Не могу! – сказал он, – не могу идти за тобою. Я обещал царю не выходить из его воли и ожидать, где бы я ни был, суда его!»[5,319].

Иоанн IV испытывает к князю двойственные чувства. С одной стороны, Грозному ясно, что Серебряный никогда не выступал против него преднамеренно. Однако Иоанн осознает, что князь не оставался в стороне, сталкиваясь с той или иной несправедливостью царя. Не сомневаясь в правоте своих действий, Грозный дважды выносит Серебряному смертный приговор: Иоанн IV был искренне проникнут сознанием собственной непогрешимости, верил в божественное начало своей власти и охранял ее от всех посторонних посягательств. Посягательством же царю казалось «всякое, даже молчаливое осуждение». Вместе с тем он испытывает невольное уважение, видя «неподкупное прямодушие» и неспособность князя преследовать личные выгоды. Стремясь приблизить боярина, Грозный предлагает ему место своего оружничего: «Никита, у тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства; таких-то слуг мне и надо»[5,419]. Однако князь не только отвергает предложение Иоанна вписаться в опричнину, но просит не зачислять в царское войско станичников. Отдавая отчет, к каким последствиям может привести его откровенность, Серебряный смело заявляет Грозному, что станичники «…правда, люди худые, а всё же лучше твоих кромешников!»[5,415].

Князь не хочет идти по пути измены, но и произволу царя-тирана служить не намерен: « – Кабы не был он царь, … я знал бы, что мне делать; а теперь ничего в толк не возьму; на него идти бог не велит, а с ним мыслить мне невмочь; хоть он меня на клочья разорви, с опричниной хлеба-соли не поведу!» [5,409]. Серебряный не может найти себя в обществе, где господствует самодержавный деспотизм. Тем самым он перекликается с борцами за демократию, ставшими лишними в царстве Александра ІІ. Это придавало роману «Князь Серебряный» оппозиционный характер по отношению к существующей в России монархической форме государственного правления.

Никита Романович горячо любит родину, он настоящий патриот своей страны. Когда Серебряный узнает о вторжении татарского войска хана Шахмата, он становится во главе станичников и ведет их защищать русские земли. Даже фаворит Иоанна Басманов, известный своей циничностью, отмечает доблесть князя. В ответ на презрение «царской Федоре» опричник заявляет: «… кабы на меня кто другой так посмотрел, я, видит бог, не спустил бы ему, но с тобой ссориться не хочу; больно хорошо татар рубишь!»[5,354]. Для изображения патриотических чувств героя Толстой использует пейзажную зарисовку: «Весело было теперь князю и легко на сердце возвращаться на родину. День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто бы душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке.

Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью»[5,164].

Очень ярко сила и отвага героя проиллюстрирована А.К.Толстым в 14 главе романа, повествующей о похищении царевича Иоанна. Для описания этих событий писатель воспользовался народной песней, опубликованной в сборнике И.П. Сахарова «Песни русского народа» (1838-1839) «Когда зачиналась каменна Москва» (другой, наиболее известный вариант – «Гнев Грозного на сына»). Эта песня дает представление о народном понимании политической жизни на Руси 1560-1570 годов. Как отмечал Б.Н. Путилов, «Эпоха правления Ивана IV раскрывается здесь через картины жестоких дел опричнины, … преследований людей по первому наговору, через повествование о драматических коллизиях, определяющих отношения даже в царской семье»[6,197]. В песне приводится вымышленная история о нападении на царевича Малюты с отрядом опричников. «Поплечник государев» похищает царевича Иоанна и везет на Поганую Лужу, чтобы там расправиться с ним. Однако об этом узнает боярин Никита Романович Захарьин и вовремя останавливает Скуратова-Бельского:

Никита Романыч…
Садится на лошадь водовозную,
Скоро скачет на болото жидкое,
Что на ту ли Лужу Поганую.
Он ударил Малюту по щеке:
«Ты, Малюта, Малюта Скурлатович!
Не за свой ты кус принимаешься,
Ты этим кусом подавишься. »[5,255]

Не ограничиваясь простой цитацией, Толстой органически вплетает текст песни в ткань произведения, значительно расширив этот эпизод. В былинно-сказочном стиле он строит из него целую сцену, используя гиперболизированные сравнения и постоянные эпитеты русского эпоса: «Но князь уже вскочил и полетел в погоню за Малютой…

Торопит Малюта опричников, серчает на коней, бьет их плетью по крутым бедрам.

Вдруг слышит Малюта за собою:

– Стой, Григорий Лукъяныч! Серебряный был у Скуратова за плечами. Не выдал его старый конь водовозный.

– Стой, Малюта! – повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударилего в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романыча. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья, бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы…»[5,254–256]. Во время боя с опричниками князь не думает о том, что может погибнуть. Он сокрушается о том, что «придется живот положить, не спася царевича». Князь ни на минуту не оставляет Иоанна и «заслоняет его собою». Воспроизведение событий песни в романе, а также совпадение имени и отчества героя А.К. Толстого дает нам все основания предполагать, что прототипом князя Серебряного явился живший во времена Ивана Грозного боярин Захарьин-Юрьев. И.Г. Ямпольский писал по этому поводу: «Личность Захарьина издавна привлекала к себе симпатии Толстого; черты его отразились отчасти в образе главного героя романа “Князь Серебряный” »[7,671].

Серебряный – человек, который не терпит несправедливости. «Благородство, дышащее в каждой черте его», делает очень привлекательным образ князя. В связи с этим очень интересен эпизод о поимке татарина в главе 24. Станичники хотели убить пленного, но Серебряному удается это предотвратить. Расспросив татарина о расположении войск противника, князь велит взять его с собой. Обращает на себя внимание приказ, отданный им станичникам, как нельзя лучше характеризующий гуманную натуру Серебряного: «Теперь перекусите, братцы, накормите татарина, да тотчас и в поход!»[5,341].

Желая подчеркнуть достоинства персонажа, Толстой ставит Серебряного в один ряд с юродивыми, издавна почитавшимися на Руси вестниками небесной воли. При встрече с Никитой Василий Блаженный так говорит о нем: «Ты мне брат. я тотчас узнал тебя. Ты такой же блаженный, как и я. И ума-то у тебя не боле моего, а то бы ты сюда не приехал. Я все твое сердце вижу. У тебя там чисто, чисто, одна голая правда; мы с тобой оба юродивые!»[5,186]. Зная, что Елена, невеста Серебряного, вышла замуж за Морозова, блаженный не хочет помогать ему найти боярина. Он отказывается отвечать на вопрос князя, где живет Дружина Андреевич, мотивируя тем, что не хочет посылать Никиту на «недоброе дело». Серебряный все-таки находит Морозова, жестоко раскаиваясь об этом впоследствии. В данном случае автором был использован прием художественного предварения – предупреждение блаженного подготавливает развитие дальнейших событий в романе.

Встретив Елену в доме Морозова, Серебряный не верит своим глазам. Князь часто вспоминал любимую на чужбине, ее нежный голос не заглушил «ни стук мечей, ни гром литовских пищалей». «Светлый, как солнце, образ Елены» является Серебряному, когда он освобождается из царского плена. Известие о ее замужестве побуждает Никиту Романовича оставить боярыню.

Но услышав исповедь любимой, «жалость зашевелилась в его сердце», и князь простил Елену: «Боярыня, … видно на то была воля божия… и ты не так виновата… я не кляну тебя, … видит бог, я по-прежнему люблю тебя!»[5,192].

Узнав о намерении Серебряного ехать к царю после происшествия в Медведевке, Елена хочет уговорить его остаться в доме Морозова. Неподдельное горе любимой глубоко трогает князя, он старается утешить боярыню: «Елена, прости! … прости, душа, радость дней моих! Уйми свои слезы, бог милостив, авось еще увидимся!»[5,202]. «Сердце Серебряного надрывалось», он колебался. Однако чувство долга побуждает князя уехать: «Нет, – подумал он, – да будет мне стыдно, если я хотя мыслию оскорблю друга отца моего! Один бесчестный платит за хлеб-соль обманом, один трус бежит от смерти!»[5,201].

Елена предпочла Серебряному боярина Морозова. Несмотря на это, узнав о нападении опричников, князь стремится спасти не только любимую, но и человека, которому она принадлежит по праву. Ни секунды не колеблясь, Никита первым вступает в бой и пытается предупредить боярина: «Дружина Андреич! – раздался голос [Серебряного – А.Ч.] снизу, – измена! Предательство! Опричники врываются к жене твоей! Остерегись, Дружина Андреич!» [5,274].

Последняя сцена, в которой мы видим Серебряного, – его прощание с любимой. Расставаясь с князем, Елена объясняет свой уход в монастырь смертью мужа. Боярыня называет себя виновницей его гибели, поэтому считает, что они с Серебряным «не могли быть счастливы». Известие о том, что Елена «отошла от мира», явилось страшным потрясением для князя. «Черты Никиты Романыча так изменились», он стал «так бледен», что даже стремянный Михеич не узнает его. Князя охватывает отчаянье, он понимает, что любимая потеряна для него навсегда. Трагическая тональность сцены подчеркивается писателем при помощи риторического вопроса и риторических восклицаний героя: «Зачем, – сказал с мрачным видом Серебряный, – зачем не сложил я голову на татарскую саблю! Зачем не казнил меня царь, когда я ему повинную принес! Что мне теперь осталось на свете?»[5,430].

Однако именно Елена возвращает князю утраченные душевные силы. Любимая женщина призывает Серебряного служить родине, защищая ее от врагов Русской земли. Признавая правоту Елены, князь прощается с ней и уезжает в сторожевой полк. Несмотря на «всю тяжесть своего несчастия», Серебряный осознавал, что «…среди мрачных дум, среди самой безнадежности светило ему, как дальняя заря, одно утешительное чувство. То было сознание, что он в жизни исполнил долг свой, насколько позволило ему умение, что он шел прямой дорогой [выделено нами – А.Ч.] и ни разу не уклонился от нее умышленно. Драгоценное чувство, которое, среди скорби и бед, как неотъемлемое сокровище, живет в сердце честного человека и пред которым все блага мира, все, что составляет цель людских стремлений, –есть прах и ничто!»[5,432].

Читайте также:  Историческая память в русской литературе (по роману Петр Первый): сочинение

Таким образом, можно сделать вывод: движущим центром является в романе сильная личность, способная противостоять самодержавной тирании. Решение данного вопроса было реализовано в образе Никиты Серебряного. Герой А.К.Толстого – благородный человек, настоящий патриот своей родины. Писатель изобразил в нем непримиримого борца за вечные ценности – независимость и справедливость.

Литература

  1. Корецкий В.И. Опричнина и роман А.К.Толстого «Князь Серебряный»// Толстой А.К. «Князь Серебряный». – М.,1959. – С.328 – 344.
  2. Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К.Толстого. – Тула,1973. – 320с.
  3. Ямпольский И.Г. А.К.Толстой// Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.1. – М.,1963. – С. 5 – 52.
  4. Русакова Ю.Г. «И вот миновалися годы…»// Толстой А.К. Избранные произведения. – М.,1988. – С. 423 – 428.
  5. Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.3. – М.,1964. – 599с.
  6. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков .– М. – Л.,1960. – 300с.
  7. Ямпольский И.Г. Примечания// Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.2. – М.,1963. – С. 663-694.

Ключевые слова: Алексей Толстой,А К Толстой,критика,творчество,произведения,читать критику,онлайн,рецензия,отзыв,поэзия,Критические статьи,проза,русская литература,анализ,князь,Серебряный

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Опричнина Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Подробности Категория: Историческая проза Опубликовано 26.07.2017 15:00 Просмотров: 2946

Исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины был опубликован в 1863 г.

Главный герой романа – легендарный отважный заступник за правду молодой боярин князь Никита Романович Серебряный. Что известно об этом человеке? Был ли он историческим лицом или создан фантазией автора?

Из истории

Оболенские – русский княжеский род (Рюриковичи), отрасль князей черниговских. Ветвь князей Оболенских происходила от Дмитрия Семёновича Оболенского, по прозвищу Щепа, а двое его сыновей стали основателями двух других ветвей: князь Иван Дмитриевич прозвался Золотым-Оболенским, а князь Семён Дмитриевич – Серебряным-Оболенским. Другие потомки Дмитрия Семёновича назывались Щепины-Оболенские.

Опричнина времён Ивана Грозного

Опричнина – государственная политика террора на Руси в конце XV в. (1565-1572) во время правления Иоанна IV (Грозного).

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек. Опричники (или избранные) должны были во время езды иметь заметное отличие: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны.

Какая была необходимость во введении опричнины?
Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 г. царь начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, но ход войны пошел не так, как того хотелось государю. Грозный был недоволен недостаточной решимостью бояр, а когда один из военачальников предал его, царь и вовсе перестал доверять своей свите.

Иван Грозный начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти, поэтому он решил создать себе новое окружение, способное защитить его. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, но часто они злоупотребляли своими полномочиями и совершали самоуправство. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников. В результате этих бесчинств их стали ненавидеть.

В Александровской слободе (Владимирская область) царь создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану IV в его беззаконии, вскоре погибали.

В 1569 г. царь совершает террор в Новгороде, т.к. подозревает, что там совершён заговор против него. Его опричники грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома.

Следующая цель – Псков. После Пскова – Москва. Здесь был апогей опричнины: страшные многочисленные казни, террор, зверства, вседозволенность опричников, которые не щадили никого, даже приближённых царя. Их ненавидели и боялись. Когда появлялись опричники, люди старались поскорее спрятаться или убежать.

Н. В. Неврев «Опричники». Изображено убийство боярина И. П. Фёдорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал

Конец опричнины

В 1571 г. на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и, по некоторым сведениям, просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась от опричнины. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Опричнина задумывалась как средство единения государства, целью опричнины была защита царя и государства и уничтожение феодальной раздробленности. Но привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался нищим и не верил в справедливость государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Сюжет романа

После окончания Ливонской войны 5 лет провёл в Литве князь Никита Романович Серебряный в попытках подписать мир. И вот он возвращается домой. Подъехав к деревне Медведевка, князь увидел, что там проходит праздничное застолье. Вдруг среди веселья появляются опричники. Они начинают зверствовать: рубят мужиков, ловят девушек и жгут деревню. Князь, отсутствовавший на родине в течение нескольких лет, принимает опричников за разбойников, связывает их и велит высечь, а сам отправляется дальше.

Иллюстрация И. Глазунова

У князя есть любимая девушка – Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, сирота. Князь Афанасий Вяземский любит её, хочет приблизить к себе приворотными травами, но она любит Серебряного и даже дала ему слово верности. Но он в Литве, а Вяземский упорен в своих домогательствах, и Елена выходит замуж за нелюбимого и старого боярина Морозова, давнего друга семьи князя Серебряного.
Но царь Иоанн Грозный покровительствует Вяземскому, поэтому объявляет Морозова опальным, унижает его. Вернувшись в Москву, князь Серебряный понимает, кто такие опричники – это дерзкие, пьяные и разбойные люди, называющие себя «царскими слугами». Князь Серебряный отправляется к Морозовым, объясняется с Еленой и выслушивает рассказ Морозова об опричниках, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу. Князь тут же хочет отправиться туда и понять, что же происходит в стране, что случилось за время его отсутствия. Он понимает, что в стране творится что-то неладное. Морозов предупреждает его, что это смертельно опасно, но князь уезжает. Во время своего пути князь видит, что в стране произошли страшные перемены, а в Слободе стоят виселицы и плахи для казни. Царя окружают страшные люди, а сам царь совершает страшные поступки: на своих пирах подаёт отравленное вино, глумится над людьми и позволяет это делать своим опричникам.
Тут появляется Матвей Хомяк, бывший с опричниками в Медведевке, и рассказывает царю про поступок Серебряного, требуя его казни. Князя тут же хотят казнить, но за него заступается Максим Скуратов, сын Малюты Скуратова. Князь прощён, но до времени.
Князь Серебряный вступает в бой с опричниками, борется за Елену, но Вяземский похищает её. Когда ослабевший от ран Вяземский теряет сознание, Елену конь приносит к мельнику, тот прячет девушку. Серебряный попадает в тюрьму, где Малюта Скуратов с Годуновым допрашивают его.
Много приключений, измен, подлостей, предательств описаны в романе А.К. Толстого – это были реалии того времени.

Иллюстрация И. Глазунова

После того как царь сделал Морозова шутом, а тот предупреждает его о том, к каким бедствиям приведёт страну его правление, на Красной площади начинаются казни. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, мельник и многие другие.
После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичникови и поначалу приходит к Годунову, а тот приводит его к царю. Князь рассказывает царю о битве с татарами и о своём желании служить отечеству, но не в опричнине. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.

Н.В. Неврев «Иоанн и Малюта Скуратов»
Елена ушла в монастырь, князь едет туда, чтобы проститься с ней, и она объясняет, что между ними кровь Морозова, и они не могли бы быть счастливы. Серебряный со своим отрядом бросает царский двор и уезжает биться с татарами, и только сознание выполняемого долга и ничем не омраченной совести помогает сохранить для него какой-то смысл жизни.
Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Князь Серебряный погибает. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несет за них ответственность. От имени Ивана Грозного было совершено множество преступлений, о которых царь даже не догадывался. Но автор говорит, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Работа автора над романом

Алексей Константинович Толстой

А. К. Толстого всегда интересовала эпоха Ивана Грозного: сначала он обращался к историческим песням о тех временах, а затем захотел написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. При работе над книгой (в течение 10 лет) Толстой использовал материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа». За два года до публикации автор читал свой роман в Зимнем дворце. За это он получил от императрицы Марии Александровны золотой брелок в виде книги: на одной стороне славянским шрифтом было выведено имя «Мария», а на другой – «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах, помещены миниатюрные фотографии слушательниц.
В Предисловии к первому изданию А.К. Толстой объясняет отступления от некоторых исторических фактов: «В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознается, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжелое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более 10 лет тому назад, окончен только в настоящем году. В заключение автор полагает нелишним сказать, что чем вольнее он обращался со второстепенными историческими происшествиями, тем строже он старался соблюдать истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии. Если удалось ему воскресить наглядно физиономию очерченной им эпохи, он не будет сожалеть о своем труде и почтет себя достигшим желанной цели».
Со слов самого автора ясно, что его главной целью было описание атмосферы эпохи царствования Ивана Грозного. В задачи Толстого не входило создание исторического очерка с достоверными подробностями. Автор рассматривает только характеры людей и человеческие отношения, которые мало изменились со времён Ивана Грозного, как ни печально это осознавать. Но в то же время радует то, что люди, подобные князю Серебряному, не перестают появляться на нашей земле в самые необходимые для страны моменты.

Образ князя Серебряного

Иллюстрация И. Глазунова

Молодой князь в романе – воплощение мужества и чести. Он ставит интересы своей родины превыше собственных. Автор пишет: «Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность». Из-за открытости и честности у Серебряного появляется много врагов, самым опасным из которых становится царь. Верность своему государю и чувство долго не покидают князя даже в самых опасных ситуациях. Несмотря на то, что Никита Романович видит явную несправедливость Ивана Грозного по отношению к некоторым подданным, он покорно подчиняется всем приказам своего государя, готов понести наказание, которого не заслужил, и не пытается бежать из тюрьмы при появлении такой возможности.

Образ Ивана Грозного

В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»
Иоанн IV (Грозный) – одна из самых неоднозначных фигур не только в романе, но и в русской истории. В царе-тиране сочеталась чудовищная жестокость и безграничная набожность. Завоевать расположение царя было так же просто, как и возбудить ненависть. Будучи крайне подозрительным, он видел врагов на каждом шагу.
Историки отмечают странную любовь царя к раскаянию. В детстве маленький Иван зверски убивал животных, а затем шёл в церковь и искренне каялся. В романе перед читателем царь предстаёт уже взрослым. Но детские привычки в нём сохранились. Вокруг резиденции царя стоят построенные по его указу церкви и всевозможные орудия казни. При этом Ивану Грозному мерещатся образы убитых по его приказу людей, царя мучает совесть.
Несмотря на все свои недостатки, царь-тиран испытывает уважение к Никите Романовичу. Князь Серебряный не боится говорить то, что думает, оставаясь покорным. Иван Грозный уничтожает даже некогда любимого им Вяземского, но неоднократно прощает Серебряного.

Ссылка на основную публикацию
×
×