Историческая память в русской литературе (по роману Петр Первый): сочинение

Историческая память в русской литературе (по роману “Петр Первый”)

Скачать сочинение

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия “На дыбе” и, конечно же, роман “Петр I”.
Роман Толстого — это” монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, е*го реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.
Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.
Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личности в эпохе. Как и Лев Толстой в романе “Война и мир”, автор “Петра Г” считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.
Роман Толстого многопланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга — это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.
Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов — между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.
Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантазировал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути. В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.
Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности.
Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.
Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.
Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее. в которых завязывался русский характер”. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

5433 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой А.Н. / Петр Первый / Историческая память в русской литературе (по роману “Петр Первый”)

Смотрите также по произведению “Петр Первый”:

Cочинение «Историческая память в русской литературе (по роману “Петр Первый”)»

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия “На дыбе” и, конечно же, роман “Петр I”.
Роман Толстого — это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, его реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.
Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.
Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личности в эпохе. Как и Лев Толстой в романе “Война и мир”, автор “Петра Г” считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.
Роман Толстого многопланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга — это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы.
Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.
Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов — между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.
Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути. В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики.

Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.
Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности.
Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.
Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.
Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее. в которых завязывался русский характер”. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Читайте также:  Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»: сочинение

Историческая память. Проблема сохранения исторической памяти (ЕГЭ по русскому)

Тема войны всегда играла немаловажную роль в литературе, человечество всегда задумывалось и будет задумываться над этим страшным, пожалуй, страшнейшим явлением. Даниил Гранин, писатель-фронтовик, во фрагменте из своего произведения о городе-герое Ленинграде, пережившем эти страшные блокадные дни, ставит перед читателем проблему сохранения исторической памяти. Историческая память есть незыблемое понятие, без которого не может быть как настоящего, так и будущего человечества.

Раскрывая суть проблемы, автор утверждает, что все, «…кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха…», ведь этот жуткий военный контраст изменил их взгляд на окружающую красоту: теперь городские достопримечательности «…не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью…» Этим примером Даниил Гранин хочет показать, что война уничтожает человека, как физически, так и морально.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Только лишь сильный духом способен стойко перенести все невзгоды и превратности судьбы.

Продолжая рассматривать проблему сохранения исторической памяти, автор приводит рассказ человека, встретившего блокаду в одиннадцатилетнем возрасте, то есть будучи еще ребенком. Взору юноши представился страшный военный мир в облике «затаившегося зверя». Отныне он уже не может воспринимать людей такими, какими они являются: в его воображении всплывает образ готовых пойти на любые крайности людей. Это блокадное мировоззрение отягощает душу рассказчика. Необходимо продолжительное время для того, чтобы «…стряхнуть с себя ипохондрию». Пожалуй, невозможно сохранить чистый, прозрачный взгляд на мир, встретившись однажды со смертью, которая была в дни войны повсюду.

Эти два примера из произведения Даниила Гранина дополняют друг друга, раскрывают проблему сохранения исторической памяти: памяти Великой Отечественной войны, погубившей миллионы судеб, человеческих жизней. Войны, которая доказала необходимость в поддержании мира и противодействии любым губительным событиям.

Автор утверждает своим текстом, что история всегда преподносит суровые жизненные уроки в виде войны. Помнить эти уроки — значит не совершать ошибок в будущем, то есть всегда стремиться к становлению мира, к избавлению человечества от бесконечных войн, таких кровопролитных и губительных.

Размышляя над прочитанным, трудно не согласиться с мнением писателя по этому поводу. Действительно, история научила людей тому, что путем военных конфликтов невозможно достичь цели без огромных, катастрофических потерь. Сохранение исторической памяти есть сохранение нравственных уроков: уроков мира, уроков гуманности и социальной стабильности.

Литература знает немало примеров сохранению исторической памяти. Примером тому может послужить памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» — поучительная поэма, дошедшая до наших дней через многие века. Исторические события, описанные столько лет назад, не теряют актуальности и не уходят из памяти по сей день, ведь в них заложены те уроки, которые актуальны и по сей день. Описывая неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году, автор, чье имя не сохранилось, рассказывает читателю об ошибках полководца и стимулирует новое поколение не совершать их впредь. Таким образом, история позволяет людям не совершать неверных шагов, а всегда полагаться на опыт прошлого.

Другим примером, иллюстрирующем важность сохранения исторической памяти, является повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…» Рассказ о девушках зенитчицах, защищавших под командованием коменданта крепости Федота Васкова далекие уголки своей необъятной Родины, несет в себе историческую основу — рассказ о военных действиях времен Великой Отечественной войны. Благодаря описанным событиям читатели помнят и будут помнить о том, какую силу имела вера в правое дело, целеустремленность и отвага на пути к высокой цели. Память о подвиге былых лет позволяет и в настоящем времени использовать драгоценный опыт, основанный на высших нравственных качествах человека.

Приведенные аргументы убеждают в важности сохранения исторической памяти как инструмента, позволяющего, основываясь на опыте прошлых лет, принимать грамотные решения, чтить подвиги героев. Известная истина гласит: без прошлого нет будущего.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65717

«Историческая память в русской литературе (по роману “Петр Первый”)»

Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия “На дыбе” и, конечно же, роман “Петр I”.
Роман Толстого — это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге говорится о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную деятельность Петра, его реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил перед собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.
Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.
Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личности в эпохе. Как и Лев Толстой в романе “Война и мир”, автор “Петра Г” считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.
Роман Толстого многопланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга — это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы.
Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.
Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов — между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.
Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути. В основе романа лежит современный русский литературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся элементы архаики.

Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.
Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности.
Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.
Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.
Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее. в которых завязывался русский характер”. Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Читайте также:  Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»: сочинение

Тема исторической памяти в русской литературе ХХ века
статья по истории (10, 11 класс)

В статье рассказывается, как тема исторической памяти раскрывается в русской литературе ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_istoricheskoy_pamyati_v_russkoy_literature_hh_veka.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема исторической памяти в русской литературе XX века»

«Связь, внутренняя связь с предками, с родиной, со всем священным есть всегда связь с творческим динамическим процессом, обращенным к грядущему, к разрешению, к исполнению, к созданию нового мира, новой жизни, к соединению этого нового мира со старым прошлым миром»

Николай Александрович Бердяев считал, что в трагические времена у людей обостряется понимание истории, обостряется восприятие времени, происходит возврат к исторической памяти. И действительно, в роковые для нашей страны 30-40-ые годы появилось особенно много произведений, где незримо присутствует историческая память. Человеку необходимо чувствовать, что он не одинок, что есть нечто сильное, древнее, великое, что даст сил и уверенности. Что же это может быть, как не память о великих предках, как не гордость за их победы, как не ощущение их крови в своих жилах?

В 30-ые годы на людей обрушились коллективизация и ГУЛаг, а в 40-ые – война. И никто из оставшихся в живых никогда не забудет об этом: ни о лагерях, ни о войне.

Что же не дает им забыть обо всем? Наверно, чувство вины перед теми, кто пострадал еще больше. Это чувство подтолкнуло Александра Трифоновича Твардовского написать поэму «По праву памяти». Это попытка искупить свою вину перед близкими за то, что не попал с ними в ссылку. Сказать правду о коллективизации, о памяти, отнявшей покой, о совести. И погибшие в ссылке, память о них не дадут ему покривить душой. Об этом пишет он такие слова:

«Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, –

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой»

Но даже если нет чувства вины, страх за арестованных близких, пережитый в тюремных очередях, никогда не забудется. Анна Андреевна Ахматова, испытавшая этот смертный ужас, боль, пишет об этом леденящем душу, мертвящем отчаянии:

«Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…»

Такую же боль и муку пережили многие, но не все могли передать это так, чтобы для тех, кто будет читать, стало понятно состояние матери, у которой арестован сын. Ахматова сделала это в своей поэме «Реквием». Своими строками она хочет воздвигнуть памятник тем, кто стоял с нею в тюремных очередях, чьи страдания не должны быть забыты. Ее поэма кричит о них. Жестоко, резко, но она говорит эту горькую, страшную правду:

«Звезды смерти сияли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь»

Свою страну в такой момент она называет именно Русью, обращаясь к старинному звучанию. Здесь слышится и причитания всех русских женщин, терявших сыновей. А еще она словно призывает вспомнить о чем-то древнем, извечном… Может быть, о том, что на Руси всегда ценилось, и всегда было главным – милосердии, прощении?

Каждое слово выстрадано ею. Во-первых, она сама пережила все, о чем писала, во вторых, чтобы рассказать людям обо всем, поэт должен помнить об испытаниях, с каждой строкой переживать их заново. Для этого требуется много душевных сил, но все же она написала об этой трагедии целой страны. Она хотела, чтобы память об этом сохранилась, потому забыть все значило бы предать и обесценить и жертвы и подвиг.

В своем романе «Погружение во тьму» Олег Васильевич Волков пишет о другой стороне драмы, о тех, кто был арестован. В этом автобиографическом произведении он рассказывает о тех, кто окружал его в лагерной жизни. Это раскулаченные крестьяне, кто попал сюда, так и не поняв, в чем их вина, и борющиеся за независимость родного Кавказа, муссаватисты, высокообразованные интеллигенты из «бывших» и даже коммунисты, неугодные новой власти. И у каждого из них свой источник жизненных сил, который помогает им выстоять в невозможных для человека условиях.

У священников – Бог, и все выпавшие на их долю страдания они воспринимают как волю божью, которую нужно принять и через это стать сильнее. Они хранят веру предков и не отступают от нее, несмотря на издевательства охранников и уголовников. И своим терпением, убежденностью в то, что сила добра и человечности выше лагерной жестокости и грязи, поддерживают и помогают не пасть духом окружающим. Пока монахи там, Соловки продолжают оставаться святой обителью, что бы ни происходило. И только после их отъезда это место начинает восприниматься как каторга.

Раскулаченных крестьян поддерживает труд и уважение к нему. Пусть каторжный и подневольный, но это то, что всегда на Руси вызывало уважение. И герой рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» даже в этих ужасных условиях трудится на совесть, ответственно. Как русский мужик он вкладывает душу в работу, и никакие лагеря не отнимут у него почтительного отношения к своему делу. Такова судьба всего трудолюбивого крестьянства, но здесь социальные проблемы уходят на второй план, а первоочередной становится цель сохранения чести и достоинства. И Иван Денисович с крестьянскими корнями гордится собой и хорошо выполненной работой.

Для самого Олега Васильевича источником силы было стремление сохранить свое человеческое достоинство, уважение к себе. У него как у интеллигентного образованного человека, было прекрасное знание истории, он постоянно ощущал связь с прошлым своего народа. Оказавшись в лагере, он вспоминает те великие исторические события, которые происходили здесь, как героически оборонялись монахи от врагов в начале XVII века, кто из великих людей в разные времена жил в этом монастыре. Он чтит исконно русские святыни Соловков, и для него даже превращенное в лагерь это место остается святым. Ведь долгие века оно было таким. Осознание себя русским человеком с глубокими корнями и великой историей не дает ему пасть духом, опуститься до лагерной злобы, грязи, грубости. Это было действительно «погружение во тьму» бездуховности, злобы, невежества, фальши, насилия. Но у Волкова жива вера в возможность «восхождения к свету». И путь к нему – в знании истории, в связи со своими корнями, своими предками. Автор пишет: «И может быть, вкладом в эти поиски путей является рассказ о прошлом, отдельными крупицами которого воспользуются – кто знает? – те, кому будет открыто, как вывести на путь спасения… И если хоть у одного читателя содрогнется сердце при мысли о крестном пути русского народа … – это будет означать, что и мною заложен кирпичик в основание памятника его страданиям». Снова речь идет о памятнике. Волков стремится его поставить в умах и сердцах потомков.

Следующей еще более трагической страницей истории стала война. Поколение, чья юность закончилась в сорок первом, никогда не забудет этого. У этих тогда еще мальчишек были совершенно другие планы, другие стремления, идеалы.

Владимир Росляков в повести «Один из нас» с любовью и восторгом пишет об этих ребятах, исполненных веры в социализм и величайшего патриотизма, несмотря ни на что. Его герой, Коля Терентьев, в свою первую студенческую ночь читает «Капитал», чтобы «прикоснуться к великому», ему больно за раскулаченных родителей, он любит их, но все равно свято верит комсомолу. Он по-мальчишески мечтает о подвиге, пишет стихи о красном комиссаре. Он и его друзья молоды, талантливы. Они мечтают о светлом будущем, о великих свершениях, верят в справедливость и надежность строя, в котором живут. И эта вера, наличие чего-то святого в душе, юношеская романтика, светлые мечты так привлекают к ним автора. Но вот в их жизнь врывается война. Рушится все, но память автора сохраняет слова, мысли чувства друзей ушедших на фронт.

Человеческая память хранит не только доброе и светлое, но и трудное, тяжелое, болезненное, трагическое и страшное. То, что, казалось бы, хочется забыть.

Герои Константина Воробьева «Убиты под Москвой» оказываются безоружными перед вооруженным до зубов врагом. Их посылают на смерть, как пушечное мясо. И кто? Те, кому они верили, кого считали самыми мудрыми и справедливыми! А что должны испытывать эти мальчишки, когда оказавшись на фронте, они остаются со старыми винтовками и считанным количеством гранат против танков, а за полчаса до этого в тылу у себя встречают заградотряд, вооруженный автоматами и пулеметами против них же? Горечь, растерянность и досаду. А первый бой вызывает у главного героя чувство омерзения. Как человек он не может принять смерть и кровь. Пока он не стал солдатом в полном смысле этого слова. И только после боя, ставшего первым и последним для его товарищей, после самоубийства капитана Рюмина, который считает себя виновным в их трагедии, Алексей Ястребов становится настоящим солдатом. Невольно он возвращается к своим корням, истокам, вспоминая детство, деда Матвея, родную деревню. Разумеется, что пережив все это, осознав, что надеяться можно только на свое мужество и выдержку, Алексей никогда больше не поверит государству, обманувшему его, пославшему на смерть. Но как русский солдат он продолжит воевать за эту землю, потому что это Родина. Потому что обида и разочарование в советской власти – это временно и суетно, а вот твоя земля и твой народ – они вечны, они были всегда, и можно жизнь положить, чтобы защитить это сейчас.

Вообще, человека, осознавшего свою связь с предками, ответственность перед потомками, невозможно заставить слепо повиноваться кому бы то ни было. Он всегда будет анализировать свои поступки, оценивать их с позиции своей причастности к истории.

Поэтому для того, чтобы подчинить народ, система старается в первую очередь уничтожить память, порвать связь между поколениями. Воплощением этой связи с предками являются могилы отцов и дедов. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» стараясь сломать, подавить народ, чеченцев, разоряют их кладбище. Священными для них надгробными плитами мостят дорогу. Куда может привести она? Только в бездну. Но этого мало. Людей увозят с родных мест; увозят с семьями, с детьми, чтобы те не узнали своей земли, своих предков. На их место привозят детей – сирот. Они тоже не пустят здесь корней, эта земля, эти горы не станут им Родиной. Так сознательно в людях уничтожалась память.

Александр Твардовский пишет о невозможности этого:

«Забыть, забыть велят безмолвно.

Велят в забвенье утопить

Живую боль. И чтобы волны над ней сомкнулись. Боль – забыть!

Забыть родных и близких лица

Все то, что сном давнишним будь,

Дурною, дикой небылицей,

Так и ее – поди забудь»

И не имеет значения, специально это делается, или бездумно и безответственно уничтожают память, но результат такого отношения к истории один – несчастье.

Так происходит в произведении Валентина Распутина «Прощанье с Матерой». Во время строительства ГЭС затапливается небольшая деревенька на острове. Да, это необходимо, да, жителей в ней осталось мало, да, им всем дают новое благоустроенное жилье. Но их срывают с родных мест. Разделяют, разобщают, разоряют святые для них могилы у них на глазах, чтоб не смущать туристов. Нет сильнее оскорбления для человека, чтящего память предков. Эти люди так привязаны к этим лесам, лугам, домам, традициям и порядкам, друг к другу. Но они должны проститься с Матерой. И, прощаясь с ней, они прощаются с тем лучшим, что в них было: с нравственными устоями, традициями, уважением к самим себе. Остается тоска, одиночество и неприкаянность. Пустота.

Кто-то, как Иван Петрович, герой повести «Пожар», переехав, и вдали от родины сохраняет в себе человечность, достоинство, совесть. Многие же, оторвавшись от родных мест, теряют человеческий облик. В их сердцах пылает разрушительное пламя злобы и корысти, они готовы опуститься даже до мародерства. Потеряв связь с предками, они ни перед кем не ответственны, им не перед кем не стыдно.

Проблема потери связи со своими истоками тесно связана с проблемой нравственности, с проблемой национального самосознания и самоуважения.

Все эти произведения заставляют нас вспомнить о своей истории, о народе, который все это пережил и выстоял, о том, что все мы являемся частью этого народа, этой страны.

Что же дает человеку это понимание? В душе рождается гордость за своих предков, за их мужество, трудолюбие и выносливость, за их победы и достижения, за испытания, которые были ими пройдены. И эта гордость придает человеку сил для движения вперед, для решительных шагов, для поступков, которыми потом будут гордиться его дети. Кстати, именно появление своих детей часто заставляет людей вспоминать и начинать интересоваться своими корнями. Хочется рассказать ребенку, чем известен и славен его род. И не обязательно иметь в роду великих и известных героев. Наша страна так много всего пережила, так много достигла, так много преодолела, что каждый ее гражданин причастен ко всей ее истории, каждые является ее частичкой, каждый посильно внес свои силы, труд, знания в ее успехи. И чем больше человек знает историю своей страны, тем больше у него есть причин для гордости, уверенности в себе.

Историческая память в русской литературе – по роману “Петр Первый”

Тема Петра волновала творческое фантазерство Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия «На дыбе» и, конечно же, роман «Петр I».

Роман Толстого — это» монументальное произведение, состоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху правления Петра. В первой книге пишется о событиях, связанных с восшествием Петра на престол, о борьбе за политическая элита с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описывает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В третьей книге, которая была написана в 1944 году, автор показал законодательную дело Петра, е*го реорганизации, поездки царя за рубеж. Таким образом, автор ставил перед собой задачу вручить объективную оценку бурных событий Петровского времени.

Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю вероятность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.

Собираясь писать роман об историческом деятеле, Толстой хотел показать становление личностти в эпохе. Как и Лев Толстой в романе «Война и мир», автор «Петра Г» считает, что личность не является силой, движущей историю. Личностью является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесенного вклада.

Роман Толстого многоглланов. В конечном варианте произведение выстроено так: первая книга — это картина допетровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завершается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это начало молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвердилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не 1 та после строительства новой столицы. Автор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нарвы. Таким образом, роман исследует жизнь России от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.

Толстой объективен в своих оценках. Изображая жестокие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских классов — между старым боярством и сторонниками Петра, между г господствующим классом и народом и между русским государством и иноземными захватчиками.

Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославских и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, i позволяют нам понять поведение Петра во час казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимаемые в это час, оказались неудачными. Голицын больше фантази повал о великих подвигах, чем способен был их совершить. А тем временем в своих потешных играх в Преображенском мужает царь Петр. Автору не безразличны движения души его героев.

езразличны движения души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизненным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмором. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисович Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-детали и картины-обобщения. И это придает повествованию глубину и объемность. Удивителен и ослепительный, образный, передающий особенности времени язык романа. Роман исторический, и это ответственное условие. Толстой идет по своему особенному пути. В основе романа лежит современный русский литературный язык. В тот самый язык очень осторожно вводятся элементы архаики. Их так мало, что автору нет необходимости одаривать их объяснения в сносках. Зато он прибегает порой к другим приемам: в этом месте же рядом он дает пояснения.

Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, угнетенным, но создающим все материальные ценности.

/>Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказывает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.

Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.

Завершая рассказ о великом произведении великого мастера, можно привести слова самого Толстого: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, надобно хорошо и сильно узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее… в которых завязывался русский характер». Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему реальности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.

Ссылка на основную публикацию
×
×