Рецензия на роман А. К. Толстого Князь Серебряный: сочинение

Рецензия на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Скачать сочинение
Тип: Рецензия

Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» – замечательное произведение, стоящее в одном ряду с лучшими русскими историческими романами. И это совсем не случайно, я думаю.
Роман очень увлекателен, читается на одном дыхании. Очень важна его основная тема – борьба с деспотизмом. «Князь Серебряный» пронизан любовью к своему отечеству, идеями добра, справедливости, чести и достоинства человека.
Действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Царь ведет борьбу за власть с боярством. Из-за этого в стране творятся произвол, жестокости и бесчестья.
Все герои романа делятся на две группы: те, кто находится на стороне царя (Борис Годунов, опричники Малюта Скуратов, Василий Грязной, Хомяк, отец и сын Басмановы, князь Вяземский), и те, кто выступает за права боярства (князь Серебряный, боярин Морозов, Колычевы, разбойник Иван Перстень со своей шайкой, Максим Скуратов).
Главный герой романа, князь Никита Романович Серебряный, не может не вызывать симпатию. Он находится на службе у государя, К моменту действия в романе князь Серебряный возвращается в Москву из Литвы, где пробыл пять лет по государственным делам.
В наружности князя отразились черты его характера: простосердечие, откровенность, решительность, честность, твердость, добродушие, благородство. В общем, «общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются».
Сам того не желая, князь Серебряный оказывается в центре борьбы за власть. Подъезжая к Москве, он наталкивается на опричников, бесчинствующих в деревне Медведевке. Позже он узнает от боярина Морозова обо всех ужасах, творимых этими слугами царя.
Князь Серебряный – доблестный воин, он силен, ловок, храбр и опытен. Герой честно бился с напавшими на него опричниками во главе со Скуратовым. Однако все-таки попал в тюрьму, где его морили голодом и угрожали пытками.
В этих эпизодах Серебряный выступает как обычный человек. Он испытывает страх и даже ужас: «Сердце Серебряного болезненно сжалось, и перемена в Годунове показалась ему тяжелее самой смерти». Но, несмотря ни на что, князь Никита Романович Серебряный остается честным и порядочным человеком, преданным своей Родине. В конце романа мы узнаем, что он решает служить отчизне, не желая больше служить государю Иоанну. Князь погибает на форпостах к Жиздре, воюя с татарами.
Перечисляя моих любимых героев в романе, обязательно нужно сказать о Максиме Скуратове, сыне Малюты Скуратова. Живя в семье опричника, он не может выносить преступлений своего отца. «Не житье мне здесь, батюшка, не житье! Не по силам дома оставаться! Невмоготу слышать вой да плач по вся дни, невтерпеж видеть, что отец мой. Что отец мой – палач!». Максим уезжает из дома, чтобы попасть в дружину к князю Серебряному. Он хочет жить, защищая правое дело, как и Никита Романович. Попав к князю, Максим становится его ближайшим другом и самым лучшим собеседником.
Я назвал лишь несколько любимых мною героев в романе «Князь Серебряный». На самом деле, нужно еще обязательно упомянуть о Ваньке Перстне, «положительном разбойнике», о царском шуте боярине Морозове, о блаженном провидце Ваське, о Елене Дмитриевне Морозовой.
Читая «Князя Серебряного», невозможно остаться равнодушным к этой книге, ее героям. Кого-то из них ты любишь и сопереживаешь им, другие же вызывают у тебя антипатию, презрение и даже ненависть. Это происходит, на мой взгляд, благодаря мастерству А. К. Толстого, сумевшего сделать близким и понятным нам жизнь людей 16 столетия.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой А.К. / Князь Серебряный / Рецензия на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный»

Смотрите также по произведению “Князь Серебряный”:

Рецензия на роман А. К. Толстого “Князь Серебряный”

Роман А. К. Толстого “Князь Серебряный” – замечательное произведение, стоящее в одном ряду с лучшими русскими историческими романами. И это совсем не случайно, я думаю. Роман очень увлекателен, читается на одном дыхании. Очень важна его основная тема – борьба с деспотизмом. “Князь Серебряный” пронизан любовью к своему отечеству, идеями добра, справедливости, чести и достоинства человека.

Действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Царь ведет борьбу за власть с боярством. Из-за этого в стране творятся произвол, жестокости

Все герои романа делятся на две группы: те, кто находится на стороне царя , и те, кто выступает за права боярства . Главный герой романа, князь Никита Романович Серебряный, не может не вызывать симпатию. Он находится на службе у государя, К моменту действия в романе князь Серебряный возвращается в Москву из Литвы, где пробыл пять лет по государственным делам. В наружности князя отразились черты его характера: простосердечие, откровенность, решительность, честность, твердость, добродушие, благородство. В общем, “общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться

Сам того не желая, князь Серебряный оказывается в центре борьбы за власть. Подъезжая к Москве, он наталкивается на опричников, бесчинствующих в деревне Медведевке. Позже он узнает от боярина Морозова обо всех ужасах, творимых этими слугами царя. Князь Серебряный – доблестный воин, он силен, ловок, храбр и опытен.

Герой честно бился с напавшими на него опричниками во главе со Скуратовым. Однако все-таки попал в тюрьму, где его морили голодом и угрожали пытками. В этих эпизодах Серебряный выступает как обычный человек. Он испытывает страх и даже ужас: “Сердце Серебряного болезненно сжалось, и перемена в Годунове показалась ему тяжелее самой смерти”. Но, несмотря ни на что, князь Никита Романович Серебряный остается честным и порядочным человеком, преданным своей Родине.

В конце романа мы узнаем, что он решает служить отчизне, не желая больше служить государю Иоанну. Князь погибает на форпостах к Жиздре, воюя с татарами. Перечисляя моих любимых героев в романе, обязательно нужно сказать о Максиме Скуратове, сыне Малюты Скуратова. Живя в семье опричника, он не может выносить преступлений своего отца. “Не житье мне здесь, батюшка, не житье! Не по силам дома оставаться!

Невмоготу слышать вой да плач по вся дни, невтерпеж видеть, что отец мой… Что отец мой – палач!”. Максим уезжает из дома, чтобы попасть в дружину к князю Серебряному.

Он хочет жить, защищая правое дело, как и Никита Романович. Попав к князю, Максим становится его ближайшим другом и самым лучшим собеседником. Я назвал лишь несколько любимых мною героев в романе “Князь Серебряный”. На самом деле, нужно еще обязательно упомянуть о Ваньке Перстне, “положительном разбойнике”, о царском шуте боярине Морозове, о блаженном провидце Ваське, о Елене Дмитриевне Морозовой.

Читая “Князя Серебряного”, невозможно остаться равнодушным к этой книге, ее героям. Кого-то из них ты любишь и сопереживаешь им, другие же вызывают у тебя антипатию, презрение и даже ненависть. Это происходит, на мой взгляд, благодаря мастерству А. К. Толстого, сумевшего сделать близким и понятным нам жизнь людей 16 столетия.

Любимые герои А. П. Чехова – обыкновенные русские люди В творчестве Антона Павловича Чехова, который становится писателем разночинной демократической русской интеллигенции, отразились и лучшие, и слабые стороны этой части интеллигенции. Вместе с ростом художественного мастерства все более углублялся –.

Христианские мотивы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю, что мир живет и изменяется по законам вечности. И как.

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души” Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий.

Мой любимый рассказ Чехова Основную часть ранних произведений А. П. Чехова составляют короткие юмористические рассказы. В них писатель освещал забавные, смешные стороны жизни или то, что требовало осуждения и осмеяния. Одним из моих любимых.

Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных произведений. Но делом всей своей жизни Гоголь все же считал именно.

Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова “Обломов” Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова “Обломов” В центре романа И. А. Гончарова “Обломов” находится фигура Ильи Ильича Обломова – помещика “лет тридцати двух-трех от роду”. В произведении.

Спасительна или губительна ложь? Во все времена философы задумывались над вопросом, что есть правда, а что есть ложь. И на самом деле, эти понятия очень трудно четко разграничить. Еще труднее дать им абсолютную оценку.

Жанровое своеобразие поэмы “Мертвые души” Все главные события, составляющие основу сюжета “Мертвых душ” ,протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными.

“Знак зверя” – роман об афганской войне Реалистические традиции по-разному преломляются в творчестве молодых писателей. К реализму обратились и те прозаики, которые в прежних произведениях ориентировался на нереалистические приемы и были причислены к “другой прозе”. В конце.

Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени”.

Конспект урока физкультуры на тему “За золотым ключиком в лес” Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Протекинская начальная школа-детский сад Д. Протекино, Зарайский район, Московская область Конспект урока физкультуры на тему “За золотым ключиком в лес” Подготовила Аксенова Нина Владимировна Д. Протекино.

Почему мечты сестер о Москве остались лишь мечтами? “Три сестры” Чехов написал специально для Художественного театра, к открытию нового театрального сезона. Премьера пьесы на сцене состоялась 31 января 1901 года. “Три сестры” захватывали зрителей с каждым спектаклем все.

Крылатые слова – можно ли их классифицировать? Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречается много.

Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века – очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его.

Раскольников и Соня Мармеладова О Соне Раскольников слышал от Мармеладова , но увидел ее только тогда, когда ее позвали к умирающему отцу. …Очень бедная проходная комната, через задний угол протянута дырявая простыня, догорающий огарок.

Прием антитезы в стихотворении Пушкина “Деревня” Стихотворение А. С. Пушкина “Деревня” было написано в 1819 году. Это произведение можно отнести к ранней лирике поэта. Оно затрагивает тему свободы, вопрос политического устройства России, положения народа в стране.

Сильвио – романтический герой? Урок является заключительным по повести А. С. Пушкина “Выстрел”. При его подготовке использовались пособие “История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной, С. М. Петрова”;.

Тема греха и покаяния в произведении А. Н. Островского “Гроза” Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие “грех” толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является.

Основные направления в развитии русской поэзии середины XIX в Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении.

Проблема ответственности человека за свою судьбу Рассказ “Ионыч” – еще один пример “футлярной жизни”. Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, “не имея свободного часу”. Его душа.

Сейчас вы читаете: Рецензия на роман А. К. Толстого “Князь Серебряный”

Рецензия на роман А. К. Толстого “Князь Серебряный”

Роман А. К. Толстого “Князь Серебряный” – замечательное произведение, стоящее в одном ряду с лучшими русскими историческими романами. И это совсем не случайно, я думаю. Роман очень увлекателен, читается на одном дыхании. Очень важна его основная тема – борьба с деспотизмом. “Князь Серебряный” пронизан любовью к своему отечеству, идеями добра, справедливости, чести и достоинства человека.

Читайте также:  Иоанн Грозный: сочинение

Действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Царь ведет борьбу за власть с боярством. Из-за этого в стране творятся произвол, жестокости и бесчестья.

Все герои романа делятся на две группы: те, кто находится на стороне царя (Борис Годунов, опричники Малюта Скуратов, Василий Грязной, Хомяк, отец и сын Басмановы, князь Вяземский), и те, кто выступает за права боярства (князь Серебряный, боярин Морозов, Колычевы, разбойник Иван Перстень со своей шайкой, Максим Скуратов). Главный герой романа, князь Никита Романович Серебряный, не может не вызывать симпатию. Он находится на службе у государя, К моменту действия в романе князь Серебряный возвращается в Москву из Литвы, где пробыл пять лет по государственным делам.

В наружности князя отразились черты его характера: простосердечие, откровенность, решительность, честность, твердость, добродушие, благородство. В общем, “общее впечатление было в его пользу и рождало убеждение, что можно смело ему довериться во всех случаях, требующих решимости и самоотвержения, но что обдумывать свои поступки не его дело и что соображения ему не даются”. Сам того не желая, князь Серебряный оказывается в центре борьбы за власть. Подъезжая к Москве, он наталкивается на опричников, бесчинствующих в деревне Медведевке. Позже он узнает от боярина Морозова обо всех ужасах, творимых этими слугами царя.

Князь Серебряный – доблестный воин, он силен, ловок, храбр и опытен. Герой честно бился с напавшими на него опричниками во главе со Скуратовым. Однако все-таки попал в тюрьму, где его морили голодом и угрожали пытками. В этих эпизодах Серебряный выступает как обычный человек. Он испытывает страх и даже ужас: “Сердце Серебряного болезненно сжалось, и перемена в Годунове показалась ему тяжелее самой смерти”.

Но, несмотря ни на что, князь Никита Романович Серебряный остается честным и порядочным человеком, преданным своей Родине. В конце романа мы узнаем, что он решает служить отчизне, не желая больше служить государю Иоанну. Князь погибает на форпостах к Жиздре, воюя с татарами.

Перечисляя моих любимых героев в романе, обязательно нужно сказать о Максиме Скуратове, сыне Малюты Скуратова. Живя в семье опричника, он не может выносить преступлений своего отца. “Не житье мне здесь, батюшка, не житье! Не по силам дома оставаться! Невмоготу слышать вой да плач по вся дни, невтерпеж видеть, что отец мой…

Что отец мой – палач!”. Максим уезжает из дома, чтобы попасть в дружину к князю Серебряному. Он хочет жить, защищая правое дело, как и Никита Романович. Попав к князю, Максим становится его ближайшим другом и самым лучшим собеседником.

Я назвал лишь несколько любимых мною героев в романе “Князь Серебряный”. На самом деле, нужно еще обязательно упомянуть о Ваньке Перстне, “положительном разбойнике”, о царском шуте боярине Морозове, о блаженном провидце Ваське, о Елене Дмитриевне Морозовой. Читая “Князя Серебряного”, невозможно остаться равнодушным к этой книге, ее героям. Кого-то из них ты любишь и сопереживаешь им, другие же вызывают у тебя антипатию, презрение и даже ненависть.

Это происходит, на мой взгляд, благодаря мастерству А. К. Толстого, сумевшего сделать близким и понятным нам жизнь людей 16 столетия.

Твір на тему: Рецензия на роман А. К. Толстого “Князь Серебряный”

Related posts:

Урок – деловая игра по роману А. К. Толстого “Князь Серебряный” Эпоха Ивана Грозного – одна из сложнейших и трагических: именно в ней были заложены истоки Смутного времени, грозившие России гибелью и потерей национальной независимости. Материал этот изучается на уроках истории.

Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве. В.

Князь Серебряный – А. К. Толстой Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель – показать общий характер эпохи, ее нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, – и заключает, что.

Князь Серебряный краткое содержание Толстой А. К. Князь Серебряный Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель – показать общий характер эпохи, ее нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в.

Вопросы и ответы к 31 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный” Почему царь решил обратиться к Божьему суду? Царь решил обратиться к Божьему суду, не рискуя прямо наказать уважаемого народом боярина Морозова. Он думал, что старик не сможет противостоять в бою.

Князь Андрей Болконский в романе эпопеи “Война и мир” Л. Н. Толстого Герои романа-эпопеи “Война и мир” Льва Николаевича Толстого весьма разнообразны. Они отличаются друг от друга характером, целью жизни и своим поведением. Пьер Безухов на протяжении всего романа развивается духовно. Он.

Князь Мышкин – новый Христос (роман Ф. М. Достоевского “Идиот”) Князь Лев Николаевич Мышкин – главный и самый симпатичный герой романа Ф. М. Достоевского “Идиот”. Федор Михайлович в одном из писем утверждал, что “главная мысль романа – изобразить положительного прекрасного.

Анализ сцен “Объяснение в любви князя Андрея к Наталье Ростовой” (роман Л. Н. Толстого “Война и Мир”); “Аркадий Кирсанов делает предложение Катерине Локтевой” (роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Сцена “Объяснение в любви князя Андрея к Наталье Ростовой” является важным эпизодом в романе “Война и мир”. Она намечает важную веху в судьбе Наташи Ростовой и Андрея Болконского, а также.

Рецензия на роман В. П. Астафьева “Печальный детектив” (II вариант) Роман “Печальный детектив” был опубликован в 1985 году, во время перелома в жизни нашего общества. Он был написан в стиле жесткого реализма и поэтому вызвал всплеск критики. В.

Рецензия на роман Ф. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации.

Рецензия на роман А. Житинского “Потерянный дом, или разговоры с милордом” “Иногда, чтобы приблизиться к жизни, нужно довольно далеко отойти от нее. И я не хочу спасательного круга с надписью “Правдоподобие”, когда под рукой реализм в широком понимании этого слова. –.

Почему Пьер и князь Андрей – друзья? (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) В романе Толстого “Война и мир” лишь два героя проходят сложный путь внутреннего развития, претерпевают духовную эволюцию. Это любимые герои писателя – Андрей Болконский и Пьер Безухов. Несмотря на их.

Рецензия на роман В. В. Набокова “Машенька” …Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь… А. С. Пушкин Роман Владимира Набокова “Машенька” – произведение исключительное и необыкновенное. Он отличается от всех написанных им романов и пьес. Я прочла.

Анализ эпизода из романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (князь Андрей накануне Бородинского сражения) В данном отрывке из романа Льва Николаевича Толстого “Война и мир” князь Андрей Болконский предстает перед нами накануне Бородинского сражения. Андрей Болконский – один из самых любимых героев Толстого. Высокое.

Рецензия на роман В. Д. Дудинцева “Белые одежды” Любите ли вы читать? Если вас интересуют не только детективы, криминальные истории, любовные романы, так часто встречающиеся сегодня на книжных развалах, если для вас чтение – не просто способ убить.

Рецензия на роман В. С. Гроссмана “Жизнь и судьба” (II вариант) Природное стремление человека к свободе неистребимо, его можно подавить, но нельзя уничтожить. Человек добровольно не откажется от свободы. В. Гроссман “Рукописи не горят…” Сколько раз уже цитировали эту.

Рецензия на роман Ю. М. Лощица “Дмитрий Донской” Прежде чем рассказывать о выбранной мною книге, я хотел бы объяснить, почему я выбрал именно роман. Я всегда интересовался историческими произведениями, ролью личности в истории. На мой взгляд, читая и.

Роман В. Барки “Жовтий князь” – книга пам’яті жертвам голодомору У 1932-1933 pp. Василь Барка сам був жертвою голодомору. Вдруге він пережив муки голоду у невеличкій кімнаті негритянського кварталу Нью-Йорка, де міг собі дозволити “одну банку риби” і миску дешевого.

“Князь Єремія Вишневецький” – історичний роман І. Нечуя-Левицького Роман “Князь Єремія Вишневецький” був написаний у 1897 р., але за життя письменника так і не опублікований, хоча, судячи з листування автора з редакціями журналів “Київська старовина”, “Діло” та інших.

“Петр Первый” А. Н. Толстого как исторический роман Произведение “Петр I” было задумано как исторический роман-эпопея, в котором великая эпоха осмыслялась с позиции человека советского времени. Это позволило оценить черты национального характера и осветить роль народа в истории.

“Война и мир” Л. Н. Толстого как роман-эпопея Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом “безумного авторского усилия”, увидело свет на страницах журнала “Русский вестник” в 1868-1869 годах. Успех “Войны и мира”, по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский.

Сочинение на тему Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова “Плаха” Рецензия на Роман Ч. Т. Айтматова “Плаха” Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, Чтобы оно объяснило нам наше настоящее И намекнуло о нашем будущем. В. Белинский Роман “Плаха” – один из.

“Петр Первый” А. Н. Толстого – исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое.

Реферат на тему “Устремленность к абсолютным началам бытия: роман Л. Н. Толстого “Война и мир” “Устремленность к абсолютным началам бытия: Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. Эволюция замысла произведения (от истории декабриста до романа-эпопеи о национальной жизни) вызвана.

Революция 1917 года в произведениях А. Толстого (повесть “Похождения Невзорова, или ибикус”) (рецензия) Дзынь – пулька пробила стекло, и засвистал непогодливый ветер… А. Толстой В 20-е годы все, что было напечатано Алексеем Толстым или, как его называли, “третьим Толстым”, подвергалось резкой критике. Повесть.

Роман А. Н. Толстого “Петр Первый” Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева.

Серебряный век Прекрасно, что этот трехтомник теперь есть, да только вдруг вспомнилось. Одна корреспондентка, услышав о поэтической подборке “Женщины Серебряного века” в толстом литературном журнале, спросила главного редактора: “Вот и я хочу.

Почему роман А. С. Пушкина назвается “Капитанская дочка”? Когда я почитала название романа А. С. Пушкина, “Капитанская дочка” я подумала, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец – капитан. Прочитав роман, я задумалась, почему он так.

Что сближает роман Замятина “Мы” и роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”? “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина “Мы” были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: “История одного города” – сатирический роман-хроника, роман.

Три поколения Болконских в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Четырехтомный роман-эпопея “Война и мир” был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал собран за сравнительно короткий срок, в романе великолепно изображены многие.

Рецензия на роман А. К. Толстого “Князь Серебряный”

«Князь Серебряный» читательский дневник

«Князь Серебряный» – историческое произведение, в котором личная драма главных героев разворачивается на фоне деспотичного правления царя Ивана Грозного.

Краткое содержание «Князь Серебряный» для читательского дневника

Название: Князь Серебряный

Число страниц: 352. Толстой А. К. «Князь Серебряный». Издательство «Алтей». 2017 год

Жанр: Роман

Год написания: 1861 год

Время и место сюжета

Действие повести происходит летом 1565 года, в Москве, во времена правления Ивана Грозного, когда все государство оказалось во власти опричнины.

Главные герои

Никита Романович Серебряный – молодой князь, царский воевода, честный, отважный, справедливый.

Елена Дмитриевна – возлюбленная князя Серебряного, ставшая женой боярина Морозова.

Дружина Андреевич Морозов – московский боярин, пожилой, но еще крепкий мужчина, муж Елены Дмитриевны.

Иван IV Грозный – русский царь, деспот и тиран.

Князь Вяземский – глава опричников, любимчик царя.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Князь Никита Романович Серебряный возвращался на родину из Литвы, где провел пять лет. Он должен был выполнить царский указ – подписать грамоту о перемирии двух государств, Руси и Литвы, однако у него ничего не вышло.

Следуя мимо небольшой деревеньки, князь заметил, как на нее неожиданно напали разбойниками. Князь со своей дружиной поспешил на помощь несчастным. К его большому удивлению выяснилось, что пойманные разбойники были царскими опричниками. Серебряный не мог поверить, что подобные бесчинства могли устраивать государевы слуги.

Читайте также:  О сказках Льюиса и Толкина (Сочинение-рецензия): сочинение

Никита Романович продолжил свой путь, и остановился на ночлег у местного чародея. От него князь узнал, что его невеста вышла замуж за другого, но виной тому стали непредвиденные жизненные обстоятельства. Оставшись без защиты и покровительства родных, Елена Дмитриевна оказалась в трудном положении. К ней стал приставать князь Вяземский и, спасая свою честь, девушка вышла замуж за старого боярина Морозова. Вяземский находился у царя на хорошем счету, и по его наущению боярин Морозов сразу впал в царскую немилость.

По приезду в Москву князь Серебряный сразу же нанес визит Морозову, который поведал ему о безобразии, что творили слуги Ивана Грозного. Он посоветовал князю не показываться на глаза царю, поскольку время было очень неспокойным. Однако Никита Романович не хотел прослыть трусом. Переговорив украдкой со своей бывшей невестой, он отправился в царские хоромы.

Тем временем князь Вяземский, привыкший, что все его прихоти исполнялись, стал плести интриги вокруг боярина Морозова. Он мечтал заполучить красавицу Елену, но для этого нужно было устранить его мужа.

Иван Грозный, узнав о том, что князь Серебряный наказал его опричников, был так зол, что даже хотел его казнить. От верной смерти Никиту Романовича спас Максим Скуратов, заступившись за него перед царем.

Вяземскому удалось выкрасть Елену Дмитриевну. Морозов бросился к царю в ноги, умоляя вернуть жену и наказать преступника. Однако Иван Грозный решил по-своему – он приказал казнить и Вяземского, и Морозова.

Елена, считая себя виновной в смерти мужа, приняла постриг и укрылась в монастыре. Князь Серебряный отправился вслед за ней, но она не вняла его мольбам стать его законной супругой – молодая женщина считала, что после всех трагедий она не сможет быть счастливой.

Подавленный Никита Романович попросил государя отправить его на войну, где в одном из сражений с татарами он нашел свою смерть.

Вывод и свое мнение

Пытаясь переосмыслить эпоху правления Ивана Грозного, автор показал, насколько разрушительной для простого народа, и всей страны в целом оказалась опричнина. С бессмысленной жестокостью царь ломал человеческие судьбы, издевался над простым народом с единственной целью – укрепить собственную власть.

Главная мысль

Государство только тогда будет сильным и процветающим, когда в нем живут люди, готовые пожертвовать ради этого собственной жизнью.

Авторские афоризмы

«…Не потому люди губят людей, что одни опричники, другие земские, а потому, что и те и другие – люди. »

«…Бежать от соблазна волен и должен всякий. Но бойся прельститься на лесть врага рода человеческого…»

«…В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся. »

«…Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки…»

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Ратный – военный, боевой.

Хрыч – ругательство, старый человек, старик.

Опричник – телохранитель, человек, состоящий в рядах личной гвардии царя Ивана Грозного.

Дружина – княжеское войско.

Новые слова

Посредник – человек, действующий как агент между сторонами, участвующими в сделке.

Опала – немилость со стороны монарха или иного могущественного лица.

Боярин – в древней Руси до начала XVIII века, представитель высшего, после князей, сословия знати.

Отзыв к книге «Князь Серебряный»

Автор: Толстой Алексей Константинович
Опубликовано: Сибирская Благозвонница
ISBN: 5-9758-0220-2
Количество просмотров: 2

Действие повести писателя Алексея Константиновича Толстого “Князь Серебряный” происходит в годы правления царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Боярские заговоры и разгул опричнины, набеги крымских татар и тяжелая ливонская война, – такова историческая канва повествования. И в это непростое для Русской земли время выпало жить молодому боярину князю Никите Романовичу Серебряному, который служит Родине на ратном поприще. Прямодушие, справедливость, честь и отвага князя выручают его в самых невероятных ситуациях. На поле боя и перед судом царским, среди опричников или разбойников князь Никита Серебряный неизменно остается верным строгим понятиям долга, в которых он был воспитан и которые свято хранит в своем сердце. Вот уже полтора века книга А.К.Толстого пользуется неизменным успехом у читателей, интересующихся историей России. Безукоризненный литературный слог автора, глубокое знание описываемой им эпохи, динамично развивающийся сюжет повести делают “Князя Серебряного” настоящим подарком для всех любителей русской исторической прозы!

Положительный отзыв на книгу: Князь Серебряный

Прекрасная книга Алексея Константиновича Толстого “Князь Серебряный” была создана для того, чтобы показать читателям общий характер эпохи Ивана Грозного, её нравов, понятий, верований. Именно поэтому она неизменно входит в школьный курс классической литературы.
У этой замечательной книги можно действительно многому научиться. Но самый главный её плюс в том, что она заставляет думать, по-настоящему думать, чего многие в наше время – увы – не умеют.
Книга повествует об одном из самых странных и удивительных периодов в истории Руси – о царствовании Ивана Грозного. И царь-тиран, царь-сумасброд здесь не просто дает фон для событий, он одно из главных действующих лиц. Толстому удалось показать “царя-батюшку” с разных сторон, напомнить, что он живой человек. Помимо того – удачными красками нарисовать ответ на вопрос почему люди в основной массе его слушали, почему не перечили, не бунтовали.
Сюжет разворачивается вокруг князя Никиты Романовича Серебряного, посла в Литовском королевстве. Молодой, благородный красавец с пылким, преданным сердцем и чистой душой. Никакие интриги царских прихвостней ему не страшны. Он словно возводит между собой и ними незримую стену. В начале романа Никита Романович всей душой предан Ивану IV – Грозному, но беспредел опричников его выводит из равновесия – он начинает против них борьбу.
Очень ярко автор нарисовал портрет Малюты Скуратова. Это бездушный палач, для которого нет ничего святого: ему хоть дворового пытать, хоть знатного князя – всё едино.
Мне очень импонирует в этом романе образ боярина Дружины Андреевича Морозова, который, не смотря на свой почтенный возраст, не боится высказать в глаза царю всю правду о зверствах его опричнины.
Елена Дмитриевна, юная боярыня, которая безумно любит красавца князя. Но судьба горько смеётся над влюблёнными. По вине боярина Афанасия Вяземского, который питает к Елене животную страсть, она сначала выходит замуж за Дружину Андреевича, который спас её от позора, а к конце книги постригается в монахини.
Мне показалось, что весь роман построен как бы на противопоставлениях: Малюте Скуратову, зверю и нелюдю, как бы в противовес, автор рисует портрет его сына, Максима, честного, смелого, благородного юноши, которому не страшны ни гнев отца, ни татарская стрела, ни пытки разбойников. Преданность царю князя Серебряного противостоят лживые лицемерные выходки его недругов – Фёдора Басманова и Афанасия Вяземского.
Роль Бориса Годунова в романе – второстепенная, но мне он показался человеком благородным, человеком слова.
Главный плюс произведения – в живой и наглядной демонстрации быта, обычаев, суеверий и прочего в народе. И это делается не путем нудных описаний, а сочно и ярко. Очень гармонично вплетены в сюжет жилые помещения деревенских домов и царские палаты, холопские кафтаны и боярские платья, манеры в поведении знати, опричников, разбойников и даже колдун здесь имеется.
События в романе развиваются стремительно, и мы можем увидеть, так сказать воочию, всю актуальность проблемы взаимоотношений человека и власти, которая была и будет во все времена.
Для меня самая трогательная и в то же время – самая сильная сцена в романе – сцена последней встречи Никиты Серебряного и инокини, уже Евдокии. Теперь стены монастыря навечно разлучили влюблённых. Никита опоздал, не дошёл вовремя до своей Елены. Она со слезами на глазах, отдаёт любимому свой последний поцелуй и крестит его.
– Прощай, Никита Романович, – говорит Елена. – Более мы с тобой не увидимся. Я буду молиться за тебя, а ты должен защищать Родину.
– Родину? Какую Родину?! – С возмущением восклицает Серебряный.
И этими словами сказано всё его отношение к ненавистному режиму.
В завершение, призываю всех: не обделяйте вниманием великую русскую классику. Читайте. Читайте. Читайте.

Галя, ты так хорошо всё рассказываешь! Мне хочется только добавить немного. Алексей Константинович Толстой – один из трёх великих писателей Толстых, и несомненно гений, как и оба его четвероюродных брата. Стихи, баллады, драмы, мистические повести и поэмы, и наконец великолепный исторический роман “Князь СеребряныЙ” Русской стариной и русским духом веет от этого романа. Действие его происходит в одну из самых трагических эпох – в царствование Иоанна Грозного. Великолепное перо Алексея Константиновича сделало это произведение на века. Одно из лучших исторических и художественных произведений русской литературы.
С теплом

Витенька!
Спасибо тебе большое, что присоединился к немногочисленным любителям чтения.
Да, замечательный роман, именно – на века. И произведения таких великих писателей
выбрасываются на помойку. Возродится ли когда-нибудь любовь россиян к чтению
хорошей, достойной литературы?

Замечательный роман. Спасибо, Галочка, за то что написала о нём отзыв.
Какие яркие запоминающиеся образы! Язык настоящий, русский. читается легко.
Всем рекомендую прочитать, кто ещё не читал.
А ещё помню фильм, который вышел в августе 1991 года, ” Царь Иван грозный”
Игорь Тальков в роли Серебряного. Какой типаж!

Спасибо, Глеб, за поддержку!
Рада, что ты тоже книгочей.
Фильм тяжёлый, но очень люблю Талькова. Я с ним была немного знакома.

Закрываю глаза и вижу четырехтомник А.К.Толстого, который стоял на полочке в моей девичьей комнате. Я-то обычно перечитывала его “ужастики”. Но князя Серебренного помню, особенно (как всякую девушку) поразила невозможность соединиться с любимой – ей пришлось спасать честь браком со стариком.

Образ князя Серебряного в одноименном романе А. К. Толстого

В современном литературоведении до сих пор не утихают споры относительно главного героя сочинения А.К.Толстого «Князь Серебряный». С помощью художественного текста автор статьи стремился определить особенности этого образа, выяснить его направленность. При проведении исследования было установлено: Никита Серебряный выступал в романе олицетворением нравственных человеческих начал, писатель связывал с ним патриотическое содержание своего произведения. Данный образ явился воплощением основной идеи романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», несущей глубокий антисамодержавный смысл.

Ключевые слова: текст, образ, роман, идея, антисамодержавный смысл.

Образ князя Срібного у одноіменному романі О.К. Толстого

У сучасному літературознавстві все ще не затихають сперечання відносно головного героя твору О.К.Толстого «Князь Срібній». За допомогою матеріалу художнього текста автор статті намагався з’ясувати особливості цього образу, визначити його направлення. У наслідку проведеного дослідження було встановлено: Микита Срібний виступав у названому романі уособленням моральних людських якостей, письменник пов’язував з цим персонажем патріотичний зміст свого твору. Розглянутий образ виявився втіленням основної ідеї роману О.К. Толстого «Князь Срібний», мавшей глибокий антисамодержавний зміст.

Ключові слова: текст, образ, роман, ідея, антисамодержавний зміст.

Prince Serebryany’s image in the novel of the same name by A.K. Tolstoy

In modern literature studying there are still arguments as for the main character of A.K. Tolstoy’s work «Prince Serebryany». With the help of belles – lettres text the author of the article tries to determine peculiarities of this character to find out its trend. During carrying out the investigation it was determined that Nikita Serebryany appeared in the novel as an embodiment of moral principles, the writer connected with him a patriotic contents of this work of literature. A given character is an embodiment of the main conception of A.K. Tolstoy’s novel «Prince Serebryany» which contains a deep antiautocracy sense.

Key words: text, character, novel, conception, antiautocracy sense.

Из заглавия произведения А.К.Толстого следует, что его главный герой – князь Никита Романович Серебряный.

Этот образ вызывал интерес многих исследователей. Однако их оценки нередко носили противоположный характер. Согласно В.И Корецкому, при обрисовке Серебряного писатель «использует приемы внешних характеристик и не дает глубокого психологического развития образа»[1,342]. О высокой гражданственности поступков князя писал Г.И. Стафеев [2,199]. И.Г. Ямпольский считал, что мировоззрение героя выдает в нем человека XIX, а не XVI столетия[3,38]. По словам Ю.Г. Русаковой, в данном образе отразился «нравственный идеал Толстого» [4,424].

Несмотря на ряд интересных замечаний, этот вопрос все еще недостаточно исследован в литературоведении. Данным обстоятельством и объясняется необходимость в настоящей статье, цель которой – подробное рассмотрение особенностей образа князя Серебряного в одноименном романе А.К.Толстого.

В основе конфликта романа лежит столкновение преступной деспотии Ивана Грозного с гуманистическим началом в лице князя Серебряного. Взаимоотношения с царем играют первоочередную роль в показе внутреннего мира героя, раскрываемого автором по ходу всего повествования.

Читайте также:  Эпос и лирика графа А. К. Толстого: сочинение

Отличительными чертами князя были «простосердечие и откровенность». Не умея хитрить, он срывает переговоры с королем Жигимонтом, тем самым не выполнив своей дипломатической миссии. И только приказ Иоанна возобновить военные действия с литовцами спасает Серебряного от опалы.

Ту же черту характера Никита Романович проявляет при первом столкновении с новыми порядками в деревне Медведевке. Князь вступает в бой с опричниками, не веря, что они «по царскому указу душегубствуют». Заступившись за крестьян, Серебряный не пытается укрыться от монаршего гнева. «Нечестно русскому боярину прятаться от царя своего», – говорит он и едет в Александрову слободу. В своих действиях Никита Романович руководствуется соображением, согласно которому «Жизнь наша в руке божией… Не пригоже стараться продлить ее хитростью боле, чем богу угодно»[5,200].

Ослепленный подозрительностью, Грозный берет с князя обещание во всем повиноваться царской воле. Серебряный остается верен своему слову. Попав в тюрьму, он отказывается от предложения атамана станичников спастись бегством. Вначале в груди князя «запылала радость», «он вспрянул с земли, уже готов был следовать за Перстнем, как вдруг вспомнил данную царю клятву, и кровь его отхлынула к сердцу.

– Не могу! – сказал он, – не могу идти за тобою. Я обещал царю не выходить из его воли и ожидать, где бы я ни был, суда его!»[5,319].

Иоанн IV испытывает к князю двойственные чувства. С одной стороны, Грозному ясно, что Серебряный никогда не выступал против него преднамеренно. Однако Иоанн осознает, что князь не оставался в стороне, сталкиваясь с той или иной несправедливостью царя. Не сомневаясь в правоте своих действий, Грозный дважды выносит Серебряному смертный приговор: Иоанн IV был искренне проникнут сознанием собственной непогрешимости, верил в божественное начало своей власти и охранял ее от всех посторонних посягательств. Посягательством же царю казалось «всякое, даже молчаливое осуждение». Вместе с тем он испытывает невольное уважение, видя «неподкупное прямодушие» и неспособность князя преследовать личные выгоды. Стремясь приблизить боярина, Грозный предлагает ему место своего оружничего: «Никита, у тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства; таких-то слуг мне и надо»[5,419]. Однако князь не только отвергает предложение Иоанна вписаться в опричнину, но просит не зачислять в царское войско станичников. Отдавая отчет, к каким последствиям может привести его откровенность, Серебряный смело заявляет Грозному, что станичники «…правда, люди худые, а всё же лучше твоих кромешников!»[5,415].

Князь не хочет идти по пути измены, но и произволу царя-тирана служить не намерен: « – Кабы не был он царь, … я знал бы, что мне делать; а теперь ничего в толк не возьму; на него идти бог не велит, а с ним мыслить мне невмочь; хоть он меня на клочья разорви, с опричниной хлеба-соли не поведу!» [5,409]. Серебряный не может найти себя в обществе, где господствует самодержавный деспотизм. Тем самым он перекликается с борцами за демократию, ставшими лишними в царстве Александра ІІ. Это придавало роману «Князь Серебряный» оппозиционный характер по отношению к существующей в России монархической форме государственного правления.

Никита Романович горячо любит родину, он настоящий патриот своей страны. Когда Серебряный узнает о вторжении татарского войска хана Шахмата, он становится во главе станичников и ведет их защищать русские земли. Даже фаворит Иоанна Басманов, известный своей циничностью, отмечает доблесть князя. В ответ на презрение «царской Федоре» опричник заявляет: «… кабы на меня кто другой так посмотрел, я, видит бог, не спустил бы ему, но с тобой ссориться не хочу; больно хорошо татар рубишь!»[5,354]. Для изображения патриотических чувств героя Толстой использует пейзажную зарисовку: «Весело было теперь князю и легко на сердце возвращаться на родину. День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так легко, как будто бы душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке.

Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью»[5,164].

Очень ярко сила и отвага героя проиллюстрирована А.К.Толстым в 14 главе романа, повествующей о похищении царевича Иоанна. Для описания этих событий писатель воспользовался народной песней, опубликованной в сборнике И.П. Сахарова «Песни русского народа» (1838-1839) «Когда зачиналась каменна Москва» (другой, наиболее известный вариант – «Гнев Грозного на сына»). Эта песня дает представление о народном понимании политической жизни на Руси 1560-1570 годов. Как отмечал Б.Н. Путилов, «Эпоха правления Ивана IV раскрывается здесь через картины жестоких дел опричнины, … преследований людей по первому наговору, через повествование о драматических коллизиях, определяющих отношения даже в царской семье»[6,197]. В песне приводится вымышленная история о нападении на царевича Малюты с отрядом опричников. «Поплечник государев» похищает царевича Иоанна и везет на Поганую Лужу, чтобы там расправиться с ним. Однако об этом узнает боярин Никита Романович Захарьин и вовремя останавливает Скуратова-Бельского:

Никита Романыч…
Садится на лошадь водовозную,
Скоро скачет на болото жидкое,
Что на ту ли Лужу Поганую.
Он ударил Малюту по щеке:
«Ты, Малюта, Малюта Скурлатович!
Не за свой ты кус принимаешься,
Ты этим кусом подавишься. »[5,255]

Не ограничиваясь простой цитацией, Толстой органически вплетает текст песни в ткань произведения, значительно расширив этот эпизод. В былинно-сказочном стиле он строит из него целую сцену, используя гиперболизированные сравнения и постоянные эпитеты русского эпоса: «Но князь уже вскочил и полетел в погоню за Малютой…

Торопит Малюта опричников, серчает на коней, бьет их плетью по крутым бедрам.

Вдруг слышит Малюта за собою:

– Стой, Григорий Лукъяныч! Серебряный был у Скуратова за плечами. Не выдал его старый конь водовозный.

– Стой, Малюта! – повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударилего в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романыча. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья, бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы…»[5,254–256]. Во время боя с опричниками князь не думает о том, что может погибнуть. Он сокрушается о том, что «придется живот положить, не спася царевича». Князь ни на минуту не оставляет Иоанна и «заслоняет его собою». Воспроизведение событий песни в романе, а также совпадение имени и отчества героя А.К. Толстого дает нам все основания предполагать, что прототипом князя Серебряного явился живший во времена Ивана Грозного боярин Захарьин-Юрьев. И.Г. Ямпольский писал по этому поводу: «Личность Захарьина издавна привлекала к себе симпатии Толстого; черты его отразились отчасти в образе главного героя романа “Князь Серебряный” »[7,671].

Серебряный – человек, который не терпит несправедливости. «Благородство, дышащее в каждой черте его», делает очень привлекательным образ князя. В связи с этим очень интересен эпизод о поимке татарина в главе 24. Станичники хотели убить пленного, но Серебряному удается это предотвратить. Расспросив татарина о расположении войск противника, князь велит взять его с собой. Обращает на себя внимание приказ, отданный им станичникам, как нельзя лучше характеризующий гуманную натуру Серебряного: «Теперь перекусите, братцы, накормите татарина, да тотчас и в поход!»[5,341].

Желая подчеркнуть достоинства персонажа, Толстой ставит Серебряного в один ряд с юродивыми, издавна почитавшимися на Руси вестниками небесной воли. При встрече с Никитой Василий Блаженный так говорит о нем: «Ты мне брат. я тотчас узнал тебя. Ты такой же блаженный, как и я. И ума-то у тебя не боле моего, а то бы ты сюда не приехал. Я все твое сердце вижу. У тебя там чисто, чисто, одна голая правда; мы с тобой оба юродивые!»[5,186]. Зная, что Елена, невеста Серебряного, вышла замуж за Морозова, блаженный не хочет помогать ему найти боярина. Он отказывается отвечать на вопрос князя, где живет Дружина Андреевич, мотивируя тем, что не хочет посылать Никиту на «недоброе дело». Серебряный все-таки находит Морозова, жестоко раскаиваясь об этом впоследствии. В данном случае автором был использован прием художественного предварения – предупреждение блаженного подготавливает развитие дальнейших событий в романе.

Встретив Елену в доме Морозова, Серебряный не верит своим глазам. Князь часто вспоминал любимую на чужбине, ее нежный голос не заглушил «ни стук мечей, ни гром литовских пищалей». «Светлый, как солнце, образ Елены» является Серебряному, когда он освобождается из царского плена. Известие о ее замужестве побуждает Никиту Романовича оставить боярыню.

Но услышав исповедь любимой, «жалость зашевелилась в его сердце», и князь простил Елену: «Боярыня, … видно на то была воля божия… и ты не так виновата… я не кляну тебя, … видит бог, я по-прежнему люблю тебя!»[5,192].

Узнав о намерении Серебряного ехать к царю после происшествия в Медведевке, Елена хочет уговорить его остаться в доме Морозова. Неподдельное горе любимой глубоко трогает князя, он старается утешить боярыню: «Елена, прости! … прости, душа, радость дней моих! Уйми свои слезы, бог милостив, авось еще увидимся!»[5,202]. «Сердце Серебряного надрывалось», он колебался. Однако чувство долга побуждает князя уехать: «Нет, – подумал он, – да будет мне стыдно, если я хотя мыслию оскорблю друга отца моего! Один бесчестный платит за хлеб-соль обманом, один трус бежит от смерти!»[5,201].

Елена предпочла Серебряному боярина Морозова. Несмотря на это, узнав о нападении опричников, князь стремится спасти не только любимую, но и человека, которому она принадлежит по праву. Ни секунды не колеблясь, Никита первым вступает в бой и пытается предупредить боярина: «Дружина Андреич! – раздался голос [Серебряного – А.Ч.] снизу, – измена! Предательство! Опричники врываются к жене твоей! Остерегись, Дружина Андреич!» [5,274].

Последняя сцена, в которой мы видим Серебряного, – его прощание с любимой. Расставаясь с князем, Елена объясняет свой уход в монастырь смертью мужа. Боярыня называет себя виновницей его гибели, поэтому считает, что они с Серебряным «не могли быть счастливы». Известие о том, что Елена «отошла от мира», явилось страшным потрясением для князя. «Черты Никиты Романыча так изменились», он стал «так бледен», что даже стремянный Михеич не узнает его. Князя охватывает отчаянье, он понимает, что любимая потеряна для него навсегда. Трагическая тональность сцены подчеркивается писателем при помощи риторического вопроса и риторических восклицаний героя: «Зачем, – сказал с мрачным видом Серебряный, – зачем не сложил я голову на татарскую саблю! Зачем не казнил меня царь, когда я ему повинную принес! Что мне теперь осталось на свете?»[5,430].

Однако именно Елена возвращает князю утраченные душевные силы. Любимая женщина призывает Серебряного служить родине, защищая ее от врагов Русской земли. Признавая правоту Елены, князь прощается с ней и уезжает в сторожевой полк. Несмотря на «всю тяжесть своего несчастия», Серебряный осознавал, что «…среди мрачных дум, среди самой безнадежности светило ему, как дальняя заря, одно утешительное чувство. То было сознание, что он в жизни исполнил долг свой, насколько позволило ему умение, что он шел прямой дорогой [выделено нами – А.Ч.] и ни разу не уклонился от нее умышленно. Драгоценное чувство, которое, среди скорби и бед, как неотъемлемое сокровище, живет в сердце честного человека и пред которым все блага мира, все, что составляет цель людских стремлений, –есть прах и ничто!»[5,432].

Таким образом, можно сделать вывод: движущим центром является в романе сильная личность, способная противостоять самодержавной тирании. Решение данного вопроса было реализовано в образе Никиты Серебряного. Герой А.К.Толстого – благородный человек, настоящий патриот своей родины. Писатель изобразил в нем непримиримого борца за вечные ценности – независимость и справедливость.

Литература

  1. Корецкий В.И. Опричнина и роман А.К.Толстого «Князь Серебряный»// Толстой А.К. «Князь Серебряный». – М.,1959. – С.328 – 344.
  2. Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К.Толстого. – Тула,1973. – 320с.
  3. Ямпольский И.Г. А.К.Толстой// Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.1. – М.,1963. – С. 5 – 52.
  4. Русакова Ю.Г. «И вот миновалися годы…»// Толстой А.К. Избранные произведения. – М.,1988. – С. 423 – 428.
  5. Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.3. – М.,1964. – 599с.
  6. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков .– М. – Л.,1960. – 300с.
  7. Ямпольский И.Г. Примечания// Толстой А.К. Собрание сочинений: в 4т. Т.2. – М.,1963. – С. 663-694.

Ключевые слова: Алексей Толстой,А К Толстой,критика,творчество,произведения,читать критику,онлайн,рецензия,отзыв,поэзия,Критические статьи,проза,русская литература,анализ,князь,Серебряный

Ссылка на основную публикацию
×
×