Право на суд… (Сочинение — критическая статья): сочинение

Право на суд… (Сочинение — критическая статья): сочинение

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: Литература и русский язык

Право на суд. (Сочинение – критическая статья)

Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.

Для того чтобы отличать хорошее от дурного, истинное от ложного, правдоподобное от неправдоподобного, надо иметь основание, то есть надо знать, что вообще для данного случая можно считать хорошим, истинным или правдоподобным. Например, критик какого-либо художественного произведения должен знать, что вообще составляет достоинства таких произведений; критик какого-либо научного сочинения по истории должен принимать во внимание общие условия человеческой природы, общий характер того времени и тех людей, о которых идет речь.

Так, историк Соловьев, критикуя летописное сказание о крещении Ольги, сильно сомневается в сватовстве греческого императора к русской княгине, которой было во время пребывания ее в Царьграде около 60 лет: допущение этого сватовства противоречило бы человеческой природе. Великие почести, будто бы оказанные Ольге в Византии, тоже кажутся историку сомнительными: они противоречили бы общему характеру отношений, которые могли существовать тогда между гордой всем своим прошлым Греческой империей и полудиким Киевским княжеством.

С недоверием относится историк и к тому соображению летописца, что Ольга уехала креститься в Царьград потому, что боялась принять христианство в Киеве: это противоречит тому, что нам вообще известно о характере Ольги.

Таким образом, можно сказать, что критика есть не что иное, как оценка частного факта на основании общего положения. Это общее положение называется критерием. Например, условия художественности должны служить критерием при оценке художественных произведений; условия достоверности или возможности должны служить критерием при оценке сочинений по истории. Отсюда видно, что всякое критическое рассуждение в полном своем виде должно состоять из трех частей: изложение общего закона; изложение частного факта; заключение о том, подходит или не подходит данный факт к общему закону, то есть удовлетворяет он или не удовлетворяет требованиям критики.

При разборе литературного произведения можно рассматривать или его форму, то есть стройно ли изложены мысли, соразмерны ли части сочинения, удовлетворителен ли слог и т.п., или содержание, то есть ука зать согласие или несогласие его с действительностью, правильность или неправильность сделанных автором выводов и т.п. Критика первого рода называется эстетической, второго — исторической.

Известнейший литературный критик – В.Г.Белинский. В двенадцати томах его сочинений даны отзывы о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Кольцове и многих других русских писателях. Из других критиков замечательны Вяземский, Григорьев, Дудышкин, Добролюбов, Майков, Писарев, Страхов, Чернышевский.

Литературная критика имеет очень важное общественное значение: она обращает внимание общества на выдающиеся литературные произведения, разъясняет их значение для общественного развития, развивает вкус читателей, нередко является руководительницей для самих творцов художественных произведений.

Во мне два человека. В чем сложность и противоречивость натуры Печорина0 грн
Пасхальный рассказ как жанр русской литературы0 грн
Вечерние новости0 грн
Прапороносці0 грн
Толстой О Шекспире и о драме1 грн
Допрос во дворце Ирода Великого0 грн
Путешествия Гулливера Дж. Свифта в критике0 грн
Останній дюйм0 грн
В воскресенье мать-старушка.0 грн
Смоленская поэтическая школа с позиций Адриана Владимировича Македонова0 грн
Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне0 грн
Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина “Евгений Онегин”0 грн
Царь Федор Иоаннович0 грн
Пророчество Платонова в повести «Котлован»0 грн
Пелагея Опальные рассказы0 грн
Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.0 грн
Лермонтов – наш современник 20 грн
Песня судьбы0 грн
Москва в Париже0 грн
Нравственный выбор героев в повести В.Быкова “Сотников”0 грн
«Чистый понедельник»: горькая дума о России0 грн
Гуманизм в произведениях Томаса Мора “Утопия” и Евгения Замятина “Мы”0 грн
Гаршин В.М.0 грн
Ранняя лирика Есенина0 грн
Правда Евгения и правда Петра по поэме Пушкина Медный всадник0 грн
Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни 40 грн
Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX век0 грн
Русский характер (по А. Т. Твардовскому и М. А. Шолохову)0 грн
Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого Война и мир.0 грн
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя0 грн
Что за прелесть эти сказки0 грн
Мастерство Крылова-баснописца0 грн
Путешествия0 грн
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться0 грн
Тема маленького человека в романе Федора Достоевского Преступление и наказание0 грн
Хрустальный свет поэзии, или картины, которые я представляю, читая стихотворения о природе0 грн
Отзыв на повесть Пушкина Пиковая дама0 грн
Тема деревни в современной литературе0 грн
Биография и творчество Ф. И. Тютчева0 грн
“Византийский миф” в Истории одного города0 грн
Анализ Джейн Эйр Ш. Бронте0 грн
Особенности жанра сказки у М.Е.Салтыкова-Щедрина0 грн
Переход подростка в мир взрослых (По роману Дж. Селинджера “Над пропастью во ржи”)0 грн
Кроткая0 грн
Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Тютчева и Мандельштама0 грн
Лирический герой в поэзии А. А. Блока0 грн
И все-таки наш0 грн
Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “Живые” души в поэме Гоголя0 грн
Патриотическая лирика Михаила Лермонтова0 грн
Сатира в творі Булгакова Майстер і Маргарита0 грн
/ Главная / / Продать работу / / Заказать работу / / Блог / / Контакты / / Оплата / / О нас / / Как мы работаем / / Регистрация / / Вход в кабинет /

Уважаемые пользователи! Некоторые работы были запаролены из-за хакерских атак. Пароль к работам: serg_0 и номер папки в архиве. Например: serg_0456, 456 – номер папки которая находится в архиве купленной работы. Если же выбивает ошибку при вводе пароля, попробуйте тот же пароль только русскими буквами. Если не получится, обращайтесь по форме обратной связи!

СтудБаза – студенческий файлообменник студенческого материала и софта. Есть возможнось зарабатывать с нами реальные деньги, добавляя при этом студенческий материал на продаж. Многие студенты ищут чертежи, расчетные работы, дипломные работы, разные задачи, лабораторные, практические работы, рефераты и даже диссертации и магистерские работы. Мы рады будем видеть Вас среди наших клиентов или сотрудников!

У нас каждый день растет база клиентов и сотрудников, присоеденяйтесь к нам.

Право на суд. (Сочинение – критическая статья)

Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.
Для того чтобы отличать хорошее от дурного, истинное от ложного, правдоподобное от неправдоподобного, надо иметь основание, то есть надо знать, что вообще для данного случая можно считать хорошим, истинным или правдоподобным. Например, критик какого-либо художественного произведения должен знать, что вообще составляет достоинства таких произведений;

Климат и природа Канады Канада занимает северную часть Севере – Американского континента. Страна омывается Тихим океаном на западе, Атлантическим океаном на востоке и Северным Ледовитым океаном и его морями на севере. Поэтому климат и.

Антуан Беккерель – французский физик Антуан Беккерель – французский физик, родился 15 декабря 1852 года, родился в Париже. Сын Александра Эдмонда Беккереля, прославившегося своими исследованиями фосфоресценции. Беккерели: отец, сын и дед – жили в доме.

Семья – ковчег спасения Семья – ковчег спасения. спасения от чего? скорее всего от жизненных бурь и стихий, а самое, как мне кажется, главное – это от одиночества, страха. Семья это люди, которым мы.

Сочинение на тему будущая профессия Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В давние времена люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, знал средства лечения болезней. В русской литературе.

Искусство зрелого итальянского Возрождения Искусство зрелого итальянского Возрождения называют Высоким Ренессансом. Это был трудный период борьбы итальянских городов за независимость. Поэтому в искусстве на первый план вышли проблемы общественного долга, высоких моральных качеств, подвига.

Кого бы вы в своем классе, школе назвали интеллигентом Считаете ли вы интеллигентом себя? Самый неутешительный вывод, который возникает после прочитанного, заключается в том, что интеллигентность, к сожалению, перестала быть модной в современном обществе, особенно в молодежной среде. Жизнь.

Древнерусская литература: Сюжет повести “Горе – Злосчастие” Создана в середине XVII века. Проблематика тесно связана с теми изменениями, которые произошли в русской жизни XVII века: с общим подъемом культуры, тягой к просвещению, протестом против косного домостроевского быта.

Дружба или деньги Хочу рассказать об одном событии, которое оставило глубокий след в моей душе и вынудило признать, что некоторые люди не являются такими, кем стараются казаться. Есть у меня знакомая девушка Света.

Сочинение на тему красота мира Наша планета земля удивительна и неповторима. Красота нашего мира просто очаровывает, нельзя не восхищаться ее. Яркое голубое небо над головою, так и хочется вспарить вверх, подняться высоко над землею, чтобы.

Книга правды, любви и добра (по роману “Мастер и Маргарита”) Раскрой мои книги, В них сказано все, что случится. А. Блок Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго вместе с главными героями нахожусь в самой гуще.

Наперекор стихии Буря мглою небо кроет. А. Пушкин Я стою у огромного окна, за которым бушует метель, порывистый ветер бросает снег в стекло, завывает пронзительно и жалобно. Кажется, смешались земля и небо.

“Честно хочется прожить.” (5) В современном мире существует масса проблем, касающихся всего человечества. С каждым годом таких проблем становится все больше и больше. Порой из-за житейской суеты мы не замечаем или не придаем должного.

Детская литература начала ХХ века В первой половине XIX века произошли два наиболее важных события в истории России, оказавшие серьезное влияние на развитие всей общественной и духовной жизни страны. Одно из них – Отечественная война.

“Нет не тебя так пылко я люблю”. Анализ стихотворения В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: “Нет, не тебя так пылко я люблю.” Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: “я люблю”. Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой.

Музей Шерлока Холмса Сочинение-описание с элементами рассказа В 1880-х молодой доктор сидел, ждал новых пациентов, которые так никогда и не пришли. Чтобы скоротать время, он писал рассказы о человеке, который очень хорошо раскрывал.

Моя мамочка самая лучшая Мою маму зовут Наталья. Мы с нею никогда не ссоримся. Мамочка очень вкусно готовит. Особенно пироги и пирожки. У нее волшебные руки. Она прекрасно вяжет носки и шарфики. Когда мы.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев), поэт серебряного века русской поэзии Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: “Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты”. Проходят годы, происходят великие события.

Сочинение по русскому лето Лето время отдыха и необычных событий в этой дивной жизни. Данная пора предназначена для отдыха. Именно летом нужно как следует отдохнуть, набраться сил на весь год. Прогуливаясь по лесопарку летом.

Мой ровесник в двадцать пятом веке Здравствуй, дорогой друг. Мне семнадцать лет. Я учусь в одиннадцатом классе обычной школы. Живу в удивительно красивом месте: вокруг дремучие леса, смотрящиеся в голубые воды Волги, просторные поля, покрытые пестрым.

Проза в русской литературе второй половины XIX века В первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во.

Сейчас вы читаете: Право на суд. (Сочинение – критическая статья)

Право на суд. Сочинение – критическая статья

Критика есть суждение о каком-либо произведении человеческого ума. Она имеет своей целью показать как достоинства, так и недостатки того произведения, которое подвергается критической оценке.

Для того чтобы отличать хорошее от дурного, истинное от ложного, правдоподобное от неправдоподобного, надо иметь основание, то есть надо знать, что вообще для данного случая можно считать хорошим, истинным или правдоподобным. Например, критик какого-либо художественного произведения должен знать, что вообще составляет достоинства таких произведений; критик какого-либо научного сочинения по истории должен принимать во внимание общие условия человеческой природы, общий характер того времени и тех людей, о которых идет речь.

Так, историк Соловьев, критикуя летописное сказание о крещении Ольги, сильно сомневается в сватовстве греческого императора к русской княгине, которой было во время пребывания ее в Царьграде около 60 лет: допущение этого сватовства противоречило бы человеческой природе. Великие почести, будто бы оказанные Ольге в Византии, тоже кажутся историку сомнительными: они противоречили бы общему характеру отношений, которые могли существовать тогда между гордой всем своим прошлым Греческой империей и полудиким Киевским княжеством.

С недоверием относится историк и к тому соображению летописца, что Ольга уехала креститься в Царьград потому, что боялась принять христианство в Киеве: это противоречит тому, что нам вообще известно о характере Ольги.

Таким образом, можно сказать, что критика есть не что иное, как оценка частного факта на основании общего положения. Это общее положение называется критерием. Например, условия художественности должны служить критерием при оценке художественных произведений; условия достоверности или возможности должны служить критерием при оценке сочинений по истории. Отсюда видно, что всякое критическое рассуждение в полном своем виде должно состоять из трех частей: изложение общего закона; изложение частного факта; заключение о том, подходит или не подходит данный факт к общему закону, то есть удовлетворяет он или не удовлетворяет требованиям критики.

При разборе литературного произведения можно рассматривать или его форму, то есть стройно ли изложены мысли, соразмерны ли части сочинения, удовлетворителен ли слог и т.п., или содержание, то есть ука зать согласие или несогласие его с действительностью, правильность или неправильность сделанных автором выводов и т.п. Критика первого рода называется эстетической, второго — исторической.

Известнейший литературный критик – В.Г.Белинский. В двенадцати томах его сочинений даны отзывы о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Кольцове и многих других русских писателях. Из других критиков замечательны Вяземский, Григорьев, Дудышкин, Добролюбов, Майков, Писарев, Страхов, Чернышевский.

Литературная критика имеет очень важное общественное значение: она обращает внимание общества на выдающиеся литературные произведения, разъясняет их значение для общественного развития, развивает вкус читателей, нередко является руководительницей для самих творцов художественных произведений.

Сочинение Миняевой Марии Васильевны Моя встреча с храмом ерная дорога, белые полосы. За окном мелькают огни домов, машины, фонари. В машине жарко и душно, прокуренный воздух щиплет глаза. Пьяный голос «муми троля» что-то орет в наушниках. Мимо пронесся «новый русский» в черном шестисотом мерседесе с затемненными окнами.

Сочинение-рассуждение В Украине проживают люди 134 национальностей. Каждая имеет свою самобытную культуру, историю, традиции. Но всем нам следует быть толерантными по отношению друг к другу.

Сочинение-рассуждение Мне кажется, что благородство – это постоянное состояние души человека. Оно или есть, или его нет. И формируется оно в детские года. Тяжело и, наверное, не следует ждать благородных поступков от человека, который в детстве мог унизить одноклассника, обидеть девочку, свалить свою вину на другого, отказаться от своих слов и не выполнить обещания.

Сочинение-рассуждение в художественном стиле Я очень люблю как современную, так и классическую музыку, люблю петь песни. Трудно вообразить свою жизнь без них. Я долго думала, какую же из песен назвать любимейшей? И пришла к заключению, что это «Колыбельная» Моцарта. Так, именно это произведение я люблю превыше всего.

Сочинение-рассуждение Существует много разновидностей рукоделия: макраме, плетение из бисера, обычное плетение, шитье, вязание спицами или крючком. Любое рукоделие нуждается во внимательности и терпении, а также фантазии. Заниматься этим делом очень интересно, это помогает сделать разнообразным жизнь, или развлечь человека, который скучает.

Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода – это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.

Сочинение по картине В.В. Мешкова “Золотая осень в Карелии” Автор: Разное Передо мной репродукция картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». На ней изображен осенний пейзаж. На переднем плане картины расположены камни-валуны, лежащие по кругу. И лишь один из них лежит на некотором расстоянии от остальных.

Казаки Сочинение-рассказ Слово «казак» означает «свободный воин». Казаки были объединением воинов-крестьян. Они жили в южных степях России и Украины возле больших рек – Дона и Днепра.

Сочинение-рассказ Мой дядя очень умный! Когда он приходит к нам в гости, часто рассказывает разные истории. Вчера снова так было. Как только взрослые поели и вышли в сад, мы с братом примчались к дяде и попросили ответить на вопрос: «Всегда ли добро побеждает зло?»

Осень Сочинение-описание Разные поры года несут разный настрой. Кто-то восхищается белым снегом, кто-то цветущими деревьями весной, кто-то желает дождаться жаркого лета с купанием в речке. А я люблю осень.

Сочинение-рассуждение Для чего нужны человеку деньги? Вопрос это простой, но ответ на него сложный. Деньги во все времена играли большую роль в социальной жизни. Но люди относятся к ним по-разному. Для кого-то деньги – это счастье, а для кое-кого – средство существования.

Сочинение-рассказ Мои родители работают архитекторами, и часто задерживаются на работе допоздна. Тогда моя старшая сестра греет ужин и мы вместе едим.

Шпаргалка Сочинение-исследование От чего произошло слово «шпаргалка»? Как появилось слово шпаргалка, наука точно не знает. Возможно, за основу был взят корень -, от «шпарить быстро, без запинки». Вторая версия — шпаргалка происходит от санскритского «shoargalle», что означает «секретный, тайный документ».

Сочинение-описание природы Заканчивались суровые морозы, везде ощущалось дыхание весны. В лесу уже растаяли последние островки снега. Под весенними лучами солнца выделяла пар земля. Солнечные зайчики заиграли на лужайке, они будто хотят рассказать всему живому в лесу, что время просыпаться.

Сочинение-размышление Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать работу, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Поэтому они стараются убеждать нас, что надо быть честными: «Честность – лучшая добродетель».

Сочинение по картине С.В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.

Описание картины Ф.П. Решетникова “Опять двойка!” Автор: Разное В данном сочинение я хотел бы высказать свои впечатления о репродукции картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!».

Сочинение по картине А. М. Васнецова “Северный край” Автор: Разное Аполлинарий Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник, которого вдохновляла природа родной страны. Объехав полстраны со своим этюдником, Васнецов обосновался в Москве,

Мини-сочинение “Обломов и его окружение” Автор: Гончаров И.А. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени.

“Последний дюйм” (сочинение-отзыв) Автор: Зарубежная литература Сюжет произведения прост. Два человека — отец и сын — попадают в экстремальную ситуацию.

Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова “Золотая осень” Автор: Разное В художественной школе нашему классу дали задание: нарисовать осенний пейзаж. В пример преподаватель представил нам иллюстрации нескольких картин. Больше всего меня поразила картина Поленова Василия Дмитриевича «Золотая осень».

Сочинение по картине В. Мешкова “Золотая осень в Карелии” Автор: Разное Передо мною репродукция картины замечательного художника В.В. Мешкова “Золотая осень в Карелии” На холсте изображена полная ярких красок осень, прекрасная в своей простоте. Я думаю художник полностью сумел передать осеннюю атмосферу, царившую в Карелии на холст, вместе с тем передав и частичку своей души.

Мини-сочинение “В городе Калинове” (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) Автор: Островский А.Н. Город Калинов – провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места – так и останется под слоем пыли и паутины невежества.

Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.

6-А класс, школа № 99, г. Днепропетровск Тематическая аттестация №1 по теме: «Устное народное творчество» сочинение – описание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ на тему: МОЯ МАМА САМАЯ ЛУЧШАЯ Белевская средняя школа № 1 подготовил учащийся 10 «Д» класса Толстов Александр Белев 2002 год. Моя мама самая лучшая.

Сочинение–миниатюра, в котором анализируются темы стихотворения.

Сочинение-миниатюра с элементами биографии Известный композитор, пианист и дирижер Исаак Осипович Дунаевский родился на Украине, в Полтавской области, учился в Харькове, работал в драматическом театре заведующим музыкальной частью.

Сочинение-описание природы Осень заметно сдает свои права зиме. Утром совсем холодно, кое-где лежит изморозь. Днем солнышко будто и старается нагреть воздух, но, наверное, не хватает уже у него силы. Везде ощущается ледяное дыхание зимы. Начинаются короткие дни и наиболее длинные ночи. Солнце ниже опускается над небосклоном.

Сочинение-миниатюра по роману “Преступление и наказание” Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского ” Преступление и наказание” – это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.

Помощники из шестого “Б” (сочинение-рассуждение) Автор: Сочинения на свободную тему Шестиклассники нашей школы взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.

Автор: Сочинения на свободную тему Наступила весна. Снег еще не везде сошел, но в воздухе уже носится предчувствие тепла. Вчера мы ходили в Ботанический сад, наблюдали, как просыпается природа, какие птицы первыми прилетают ранней весной из южных стран. А сегодня на уроке нам задали написать сочинение по картине Саврасова “Грачи прилетели”.

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова “Опять двойка” Автор: Разное Передо мной картина Ф.П. Решетникова “Опять двойка”. Главной фигурой является мальчик Митя.

Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова “Охотники на привале ” (с прямой речью) Автор: Разное Как-то раз три друга Николай, Федор и Иван собрались на охоту. Долго они ходили по полю в поисках дичи. Подстрелив несколько гусей и уток, решили сделать привал. Как всегда во время обеда друзья, начали рассказывать охотничьи байки.

Священник при церкви св.Василия Кесарийского в Москве (с 1896 г.), профессор истории церковного пения В московской консерватории (с 1901 г.), преподаватель Синодального училища церковного пения (с 1895 г.).

Сочинение на областной конкурс о судебной системе: «Суд как инструмент для разрешения конфликтов в цивилизованном обществе»

Прежде чем говорить о роли суда, как инструмента для разрешения конфликта в цивилизованном обществе, давайте узнаем, что же это такое – цивилизованное общество. Считается, что когда человеческое общество достигает определенного состояния социального, культурного, политического, экономического развития – сформировалась цивилизация. А то, что сформировало цивилизацию и называется цивилизованным обществом, вполне может характеризоваться рядом особенностей:

· гуманизм и человеколюбие, высокая ценность человеческой жизни,

· нравственность, высочайшие моральные и нравственные устои отдельных людей и общества в целом,

· образованность, отсутствие безграмотности, малообразованности,

· соблюдение прав и свобод граждан,

· обеспечение порядка и равенства,

· свобода слова и самовыражения,

· равные возможности и развитая конкуренция,

· достойный уровень жизни,

· отсутствие дискриминации и насилия,

Так можно ли сказать, что мы живем в цивилизованном обществе? Или мы только стремимся к нему? Потому что, всегда найдутся люди совершенно не желающие соблюдать общественные правила. Можно сделать вывод, что абсолютно цивилизованных обществ в настоящее время не существует, потому что, в каждом из них, не хватает какой-либо части. Но все-таки человечество стремится к достижению высшей ступени своего развития.

Как было описано ранее, одним из пунктов цивилизованного общества являются соблюдение прав и свобод граждан, обеспечение порядка и равенства. Чтобы права людей не нарушались, справедливо разрешались конфликты, а конфликты начали происходить с момента возникновения человека, существует суд. Правосудие в Российской Федерации осуществляется судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Именно суды помогают нам разрешить конфликтные ситуации. Почему? Потому что перед законом все равны и бедный и богатый, и чиновник, и простой человек. Все наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

Обращаясь в суд, люди ждут, что решение будет справедливым и свершится правосудие. Правосудие – это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.

Богиня Юстиция — изображает правосудие, как обладательницу трех символов: меча, символизирующего принудительную власть суда; чаши весов в каждой руке, взвешивающие людские дела; с завязанными глазами – символом беспристрастного вынесения решений.

На несколько мгновений, только представим, что судов нет. Что произойдет с обществом? Кто сильнее тот и прав? У кого больше денег, тот купит всё? Хаос? Кровопролитие? Месть? Война? Все это, несомненно, погубит общество. Мы вернемся на сотни лет назад в своем развитии. Вернемся к тому, что было раньше? Вспомним про всеобщую воинскую повинность, про то как правительство взимало налоги тогда, когда не имело на это права, про большое количество безработных и бездельников, про презрительное отношение к низшим сословиям в школах, практически во всех учебных заведениях учителя на самом деле были недостойны звания учителей, про наличие рабства; рабство – это позор общества. Про дискриминацию тех, кто в меньшинстве, отсутствие равноправия полов, отсутствие веротерпимости. Наверное, такое уже и представить страшно.

И все же, время идет, и мы меняемся к лучшему. Но от споров и конфликтов никуда не денешься. Как бы мы самостоятельно могли решить спор между работником и организацией? Если есть установленные рамки, в которых должна действовать организация, то суд в соответствии с законом примет правильное решение, тем самым защитив права простого работника. С каждым годом все больше обращений в суд. По тем же алиментам. Если раньше должника не возможно было найти и наказать, взыскать с него долг. То в настоящее время масса способов заставить должника платить, тем самым защитить права ребенка. Как одинокая мама с малышом смогла бы воздействовать, если бы не было суда?Да ни как.

Взять кредитные споры между банком и заемщиком. Все чаще банки для решения конфликта прибегают к помощи коллекторов, которые, как мы знаем, используют очень негуманные способы выплаты по кредиту. Считаю, что более цивилизованным способом было бы обращение банком в суд. Это сэкономило бы нервы, время, деньги обеих сторон. Это лишь не многие примеры, когда стоит обращаться в суд.

Решение проблем быстро и эффективно – это хорошо. Но почему же люди не торопятся обращаться в суд? Есть несколько причин, как я считаю. Во-первых, менталитет – просто нет обычая, решать все в судебном порядке. Надо признать, что россияне – далеко не законопослушная нация. Причем, нормальным, как раз считается решение вопросов без участия государства – между собой. Представить ситуацию, когда мужчина в ответ на удар будет писать заявление в суд, а не даст в ответ, сложно. И окружающие будут считать это правильным, а вот если он обратится в суд, сочтут поступок “не мужским”. Во-вторых, многие считают, что это дорого. В-третьих, боятся выглядеть глупо, потому что не смогут заполнить какие- либо документы. В-четвертых, думают, что это бесполезно. Но ведь, не попробуешь, не узнаешь.

Считаю, что свои права нужно отстаивать в любом случае. Изложив выше написанное, можно сделать вывод, что суд помогает решить споры и конфликты. Суд – это цивилизованный способ разрешения спора. И мало кто с этим не согласится, потому что решение суда выносится именем Российской Федерации, суд ссылается на статьи законов, действующих в России. Он не зависит от исхода конкретного дела. Таким образом, суд является основным и самым главным инструментом для разрешения конфликтов в цивилизованном обществе.

Право на суд… (Сочинение — критическая статья): сочинение

Одним из этапов овладения навыками грамотного написания сочинений по литературе является необходимость учиться осваивать и применять приёмы работы над критической статьёй для раскрытия темы. Лучше всего связать данный этап с изучением романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», воспользовавшись для данной цели статьёй Виссариона Григорьевича Белинского.

Основной недостаток использования критического материала в сочинениях учеников заключается в том, что он в большинстве случаев привлекается механически, вне связи с общей оценкой произведения и взглядами критика. Но при первом знакомстве с трудами критика необходимо усвоить направленность его публицистики в связи с демократическими тенденциями литературного процесса этого периода. Как это сделать? Разумеется, надо сначала продумать и прочувствовать мысли критика, чтобы использовать их последовательно, органически, в соответствии со своими авторскими предположениями. Что же касается статей Белинского о Пушкине, то, как известно, никто ни до, ни после критика не сказал о нём лучше. Возьмём для начала тему: «Евгений Онегин — представитель передовой дворянской молодёжи двадцатых годов девятнадцатого века».

Первая стадия работы и будет состоять в анализе текста имеющихся отрывков статьи, посвященных непосредственно образу Онегина.

Порядок работы такой. Материал необходимо перечитать с попутными пояснениями. После каждого раздела необходимо отметить в книге или записать в тетради важные для характеристики героев и романа мысли. По окончании разбора выделенные места перечитать.

Затем связать отмеченные выражения в определённые последовательные суждения (тезисы), отбрасывая всё второстепенное, частное и повторяющееся, так сказать, сгущая материал. Иногда придётся в целях убедительности и экономии объединить отдельные мысли разных разделов статьи. Ход работы в данном случае определятся вопросами, которые поставлены учителем при объяснении темы. В результате содержание хрестоматийных отрывков будет передано в таких примерно тезисах, выраженных в основном словами Белинского:

  1. Как Белинский определяет общественно-историческое значение романа «Евгений Онегин»?
    «В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития» (20-е годы девятнадцатого века), почему «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле этого слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица».
  2. Какие задачи в романе ставил перед собою Пушкин?
    Пушкин решил «представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия. он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».
  3. Каковы основные особенности реализма Пушкина?
    «Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всей её прозою и пошлостью».
  4. Каковы положительные задатки Онегина?
    «Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек». Он «так умён, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце. натура его была слишком хороша, если её не убило совсем такое воспитание . ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
  5. Почему Онегин не мог заняться разумной деятельностью?
    «Бездеятельность и пошлость жизни душат его», так как «что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей, указываемых самой действительностью, а не теорией, но что бы стал делать Онегин в сообществе с такими прекрасными соседями, в кругу таких милых ближних?»
  6. Как сказалось на Онегине влияние светской среды?
    «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только. отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному».
  7. В чём заключалось мучительное противоречие, которое испытывал Онегин?
    «Видеть вокруг себя и веселье, и печаль, и смех, и слёзы, видеть всё это и чувствовать себя чуждым всему этому — это страдание не всем понятное, но оттого не менее страшное».
  8. На что обречены люди, подобные Онегину?
    «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла. Онегин — страдающий эгоист. Его можно назвать эгоистом поневоле».
  9. Какими положительными качествами обладала Татьяна?
    «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»; она «осталась естественно простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая её действительность».
  10. Какая черта развилась в Татьяне под воздействием среды и французского чтения?
    «Соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки» развило в ней «дикую фантазию».
  11. Как сказались на Татьяне эти недостатки воспитания?
    В силу этого «создание страстное, глубоко чувствующее», Татьяна осталась «неразвитой, наглухо запертой в тёмной пустоте своего интеллектуального существования», отсюда и её «страсть всё-таки не могла не проявиться немножко по-книжному».
  12. Каков результат первого жизненного опыта Татьяны?
    После первого жизненного опыта и серьёзной работы над собой Татьяне, наконец, «открылся мир иной», в ней «совершился акт сознания: ум её проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви».
  13. Какое воздействие на русское общество ока¬зала творческая личность Пушкина?
    Таким образом, «личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною. он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру. русского общества».
  14. Какое значение имел роман для своего времени?
    Это творение Пушкина было «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперёд для него. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным».
  15. В чём заключается непреходящая ценность романа?
    «Евгения Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», поэтому, «как бы далеко (общество) ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму».

Такая работа является хорошим упражнением в последовательном выделении всех существенных мыслей статьи (первая стадия анализа текста), которое облегчается этой предварительной работой. Кроме того, вы сможете уловить смысл некоторых историко-литературных понятий, связанных с темой по творчеству Пушкина, и основную намётку плана будущего сочинения.

К числу наиболее существенных положений Белинского, помогающим осознать важность произведения, можно отнести следующие:

  • каждое выдающееся литературное произведение отражает определённый этап в развитии общества;
  • полезной деятельностью можно назвать только ту, которая возникает на основе общественных потребностей;
  • характер человека формируется воспитанием и средой;
  • каждое истинно художественное произведение способствует поступательному движению общества;
  • для этого писатель должен сказать правду о жизни, не утаивая и отрицательных её сторон;
  • так как Пушкин охватил все стороны жизни русского общества своего времени в свете этого движения вперёд, его можно назвать национальным поэтом, а роман «Евгений Онегин» народным произведением.

В результате подобной работы можно составить план сочинения:
1. В романе «Евгений Онегин» отражён этап развития русского общества, непосредственно предшествовавший декабрьскому восстанию.
2. Характеристика Евгения Онегина:

  • положительные задатки;
  • влияние на характер воспитания и светской среды;
  • внутренняя опустошённость Онегина и жизненный итог.

3. Вывод Пушкина о социальной неполноценности людей типа Онегина.

Развёртывая эту схему на основе предшествующей работы над романом, вы можете составить более подробный тщательный план:

I. Замысел Пушкина в отношении Онегина в связи с передовыми веяниями эпохи.

II. Образ Евгения Онегина.

  • Положительные данные:
    • оригинальный ум;
    • прогрессивные взгляды;
    • критическое отношение к светскому обществу;
    • благородство.
  • Пагубное влияние на Онегина воспитания и среды:
    • происхождение и семейная обстановка;
    • поверхностность образования и воспитания;
    • светский образ жизни.
  • Отрицательные черты:
    • отрыв от национальной почвы;
    • отсутствие серьёзных идеалов и целей в жизни;
    • раннее пресыщение;
    • равнодушие и чёрствость к окружающим;
    • боязнь светской молвы;
    • эгоизм;
    • разлад с собой и противоречия в отношениях с Ленским и Татьяной

III. Заключение. Осуждение в Онегине отрыва от народа как явления, типичного для культурной прослойки дворянства.

Далее, предлагаем разверстать по указанному плану материал, подобранный из статьи Белинского. Эта работа будет выглядеть примерно так (в табличном виде):

План.

Мысли Белинского.

I. Вступление. Замысел Пушкина при создании романа «Евгений Онегин»

«В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития» (годы, предшествовавшие декабрьскому восстанию).

II. Образ Евгения Онегина.

Пушкин решил «представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия».

А. Положительные данные:

«Онегин — . недюжинный человек»

1) Оригинальный ум

Он «так умён, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце»

2) условия, окружающие Онегина;

«Что-нибудь делать можно только в обществе, на основании общественных потребностей, указываемых самой действительностью, а не теорией, но что бы стал делать Онегин в сообществе с такими прекрасными соседями, в кругу таких милых ближних?»

3) критическое отношение к светскому обществу;

«Ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность»

4) известная доля благородства.

«Онегин — добрый малый. Это не холодный и сухой, не бездушный человек»

Б. Пагубное влияние на Онегина воспитания и среды:

1) происхождение и семейная обстановка.

«Натура его была слишком хороша, если её не убило совсем такое воспитание».

III. Значение романа Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру . русского общества!»

Роман «Евгений Онегин» был «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперёд для него! Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным».

Из высказываний Белинского надо взять только самое незаменимое и наиболее нужное для подтверждения своих мыслей, иногда это будет всего одно-два характерных слова критика. Всё же остальное явится опорным материалом для ваших суждений, даст общее направление и подскажет правильное решение тех или иных вопросов в сочинении.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НА КРИТИКИ
И ЗАМЕЧАНИЯ
НА СОБСТВЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Будучи русским писателем, я всегда почитал долгом следовать за текущей литературою и всегда читал с особенным вниманием критики, коим подавал я повод. Чистосердечно признаюсь, что похвалы трогали меня как явные и, вероятно, искренние знаки благосклонности и дружелюбия. Читая разборы самые неприязненные, смею сказать, что всегда старался войти в образ мыслей моего критика и следовать за его суждениями, не опровергая оных с самолюбивым нетерпением, но желая с ними согласиться со всевозможным авторским себяотвержением. К несчастию замечал я, что по большей части мы друг друга не понимали. Что касается до критических статей, написанных с одною целью оскорбить меня каким бы то ни было образом, скажу только, что они очень сердили меня, по крайней мере в первые минуты, и что следственно сочинители оных могут быть довольны.

«Руслана и Людмилу» вообще приняли благосклонно. Кроме одной статьи в «Вестнике Европы», в которой ее побранили весьма неосновательно, и весьма дельных «вопросов», изобличающих слабость создания поэмы, кажется, не было об ней сказано худого слова. Никто не заметил даже, что она холодна. Обвиняли ее в безнравственности за некоторые слегка сладострастные описания, за стихи, мною выпущенные во втором издании:

За вступление, не помню которой песни:

и за пародию «Двенадцати спящих дев»; за последнее можно было меня пожурить порядком, как за недостаток эсфетического чувства. Непростительно было (особенно в мои лета) пародировать, в угождение черни, девственное, поэтическое создание. Прочие упреки были довольно пустые. Есть ли в «Руслане» хоть одно место, которое в вольности шуток могло быть сравнено с шалостями, хоть, например, Ариоста, о котором поминутно твердили мне? Да и выпущенное мною место было очень, очень смягченное подражание Ариосту (Orlando, canto V, o. VIII).

«Кавказский пленник» — первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил; он был принят лучше всего, что я ни написал, благодаря некоторым элегическим и описательным стихам. Но зато Николай и Александр Раевские и я — мы вдоволь над ним насмеялись.

«Бахчисарайский фонтан» слабее «Пленника» и, как он, отзывается чтением Байрона, от которого я с ума сходил. Сцена Заремы с Марией имеет

драматическое достоинство. Его, кажется, не критиковали. А. Раевский хохотал над следующими стихами:

Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно, как мелодрама.

Не помню кто заметил мне, что невероятно, чтоб скованные вместе разбойники могли переплыть реку. Все это происшествие справедливо и случилось в 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле.

О «Цыганах» одна дама заметила, что во всей поэме один только честный человек, и то медведь. Покойный Рылеев негодовал, зачем Алеко водит медведя и еще собирает деньги с глазеющей публики. Вяземский повторил то же замечание. (Рылеев просил меня сделать из Алеко хоть кузнеца, что было бы не в пример благороднее.) Всего бы лучше сделать из него чиновника 8 класса или помещика, а не цыгана. В таком случае, правда, не было бы и всей поэмы, ma tanto meglio 1) .

Наши критики долго оставляли меня в покое. Это делает им честь: я был далеко в обстоятельствах не благоприятных. По привычке полагали меня все еще очень молодым человеком. Первые неприязненные статьи, помнится, стали появляться по напечатанию четвертой и пятой песни «Евгения Онегина». Разбор

1) но тем лучше (итал.)

сих глав, напечатанный в «Атенее», удивил меня хорошим тоном, хорошим слогом и странностию привязок. Самые обыкновенные риторические фигуры и тропы останавливали критика: можно ли сказать стакан шипит вместо вино шипит в стакане? камин дышит вместо пар идет из камина? Не слишком ли смело ревнивое подозрение? неверный лед?

Как думаете, что бы такое значило:

Критик догадывался, однако, что это значит: мальчишки бегают по льду на коньках.

и справедливо замечал, что недалеко уплывешь на красных лапках.

Некоторые стихотворческие вольности: после отрицательной частицы не — винительный, а не родительный падеж; времян вместо времен (как, например, у Батюшкова:

приводили критика моего в великое недоумение. Но более всего раздражил его стих:

«Так ли изъясняемся мы, учившиеся по старым грамматикам, можно ли так коверкать русский язык?» Над этим стихом жестоко потом посмеялись и в «Вестнике Европы». Молвь (речь) слово коренное русское. Топ вместо топот столь же употребительно, как и шип

вместо шипение 1) (следственно, и хлоп вместо хлопание вовсе не противно духу русского языка). На ту беду и стих-то весь не мой, а взят целиком из русской сказки:

«И вышел он за врата градские, и услышал конский топ и людскую молвь».

Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают.

критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный глагол, управляемый отрицательною частицею, требует уже не винительного, а родительного падежа. Например: я не пишу стихов. Но в моем стихе глагол ссорить управляем не частицею не, а глаголом хочу. Ergo 2) правило сюда нейдет. Возьмем, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать. стихи, а уж конечно не стихов. Неужто электрическая сила отрицательной частицы должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в существительном? Не думаю.

Кстати о грамматике. Я пишу цыганы, а не цыгане, татаре, а не татары. Почему? потому что все имена существительные, кончающиеся на анин, янин, арин и ярин, имеют свой родительный во множественном на ан, ян, ар и яр, а именительный множественного на ане, яне, аре и яре. Все же существительные, кончающиеся на ан и ян, ар и яр, имеют во множественном именительный на аны, яны, ары и яры, а родительный на анов, янов, аров, яров.

1) Он шип пустил по-змеиному. «Древние русские стихотворения» (Прим. Пушкина.)

2) Следовательно (лат.)

Единственное исключение: имена собственные. Потомки г-на Булгарина будут гг. Булгарины, а не Булгаре.

У нас многие (между прочими и г. Каченовский, которого, кажется, нельзя упрекнуть в незнании русского языка) спрягают: решаю, решаешь, решает, решаем, решаете, решают вместо решу, решишь и проч. Решу спрягается как грешу.

Иностранные собственные имена, кончающиеся на е, и, о, у, не склоняются. Кончающиеся на а, ъ и ь склоняются в мужеском роде, а в женском нет, и против этого многие у нас погрешают. Пишут: книга, сочиненная Гетем, и проч.

Как надобно писать: турков или турок? то и другое правильно. Турок и турка равно употребительны.

1. остановлял взор на отдаленные громады

2. на теме гор (темени)

4. был отказан вместо ему отказали

5. игумену вместо игумну.

Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже и почти так, как пишет Г. **.

Многие пишут юпка, сватьба, вместо юбка, свадьба. Никогда в производных словах т не переменяется на д, ни п на б, а мы говорим юбочница, свадебный.

Двенадцать, а не двѣнадцать . Две сокращенно из двое, как тре из трое.

Пишут: тѣлега, телѣга . Не правильнее ли: телега (от слова телец — телеги запряжены волами)?

Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком.

Московский выговор чрезвычайно изнежен и прихотлив. Звучные буквы щ и ч пред другими согласными в нем изменены. Мы даже говорим женшины, нослег (см. Богдановича).

Шпионы подобны букве ъ. Они нужны в некоторых только случаях, но и тут можно без них обойтиться, а они привыкли всюду соваться.

Пропущенные строфы подавали неоднократно повод к порицанию. Что есть строфы в «Евгении Онегине», которые я не мог или не хотел напечатать, этому дивиться нечего. Но, будучи выпущены, они прерывают связь рассказа, и поэтому означается место, где быть им надлежало. Лучше было бы заменять эти строфы другими или переправлять и сплавливать мною сохраненные. Но виноват, на это я слишком ленив. Смиренно сознаюсь также, что в «Дон Жуане» есть 2 выпущенные строфы.

Г-н Федоров в журнале, который начал было издавать, разбирая довольно благосклонно 4 и 5 главу, заметил, однако ж, мне, что в описании осени несколько стихов сряду начинаются у меня частицею уж, что и называл он ужами, а что в риторике зовется единоначатием. Осудил он также слово корова и выговаривал мне за то, что я барышень благородных и, вероятно, чиновных назвал девчонками (что, конечно, неучтиво), между тем как простую деревенскую девку назвал девою:

Шестой песни не разбирали, даже не заметили в «Вестнике Европы» латинской опечатки. Кстати: с тех пор как вышел из лицея, я не раскрывал латинской книги и совершенно забыл латинский язык. Жизнь коротка; перечитывать некогда. Замечательные книги теснятся одна за другою, а никто нынче по-латыни их не пишет. В 14 столетии, наоборот, латинский язык был необходим и справедливо почитался первым признаком образованного человека.

Критику 7-ой песни в «Северной пчеле» пробежал я в гостях и в такую минуту, как было мне не до Онегина. Я заметил только очень хорошо написанные стихи и довольно смешную шутку об жуке. У меня сказано:

Критик радовался появлению сего нового лица и ожидал от него характера, лучше выдержанного прочих. Кажется, впрочем, ни одного дельного замечания или мысли критической не было. Других критик я не читал, ибо, право, мне было не до них.

NB. Критику «Северной пчелы» напрасно приписывали г. Булгарину: 1) стихи в ней слишком хороши,

Вероятно, трагедия моя не будет иметь никакого успеха. Журналы на меня озлоблены. Для публики я уже не имею главной привлекательности: молодости и новизны литературного имени. К тому же главные сцены уже напечатаны или искажены в чужих подражаниях. Раскрыв наудачу исторический роман г. Булгарина, нашел я, что и у него о появлении Самозванца приходит объявить царю кн. В. Шуйский. У меня Борис Годунов говорит наедине с Басмановым об уничтожении местничества, — у г. Булгарина также. Все это драматический вымысел, а не историческое сказание.

Прочитав в первый раз в «Войнаровском» сии стихи:

Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною. Но в описании Мазепы пропустить столь разительную историческую черту было еще непростительнее. Однако ж какой отвратительный предмет! ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость. Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня. «Полтаву» написал я в несколько дней, долее не мог бы ею заниматься и бросил бы все.

Между прочими литературными обвинениями укоряли меня слишком дорогою ценою «Евгения Онегина» и видели в ней ужасное корыстолюбие. Это хорошо говорить тому, кто отроду сочинений своих не продавал или чьи сочинения не продавались, но как могли повторять то же милое обвинение издатели «Северной пчелы»? Цена устанавливается не писателем, а книгопродавцами. В отношении стихотворений число требователей ограничено. Оно состоит из тех же лиц, которые платят по 5 рублей за место в театре. Книгопродавцы, купив, положим, целое издание по рублю экземпляр, все-таки продавали б по 5 рублей. Правда, в таком случае автор мог бы приступить ко второму дешевому изданию, но и книгопродавец мог бы тогда сам понизить свою цену и таким образом уронить новое издание. Эти торговые обороты нам, мещанам-писателям, очень известны. Мы знаем, что дешевизна книги не доказывает бескорыстия автора, но или большое требование оной или совершенную остановку в продаже. Спрашиваю: что выгоднее — напечатать 20 000 экземпляров одной книги и продать по 50 коп. или напечатать 200 экземпляров и продавать по 50 рублей?

Цена последнего издания басен Крылова, во всех отношениях самого народного нашего поэта (le plus national et le plus populaire 1) ), не противоречит нами сказанному. Басни (как и романы) читает и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети. Но стихотворение лирическое читают токмо любители поэзии. А много ли их?

Шутки наших критиков приводят иногда в изумление своею невинностию. Вот истинный анекдот: в лицее один из младших наших товарищей, и, не тем будь помянут, добрый мальчик, но довольно простой

1) самого национального и самого народного (франц.)

и во всех классах последний, сочинил однажды два стишка, известные всему лицею:

Каково же было нам, Дельвигу и мне, в прошлом 1830 году в первой книжке важного «Вестника Европы» найти следующую шутку: Альманах «Северные цветы» разделяется на прозу и стихи — хи, хи! Вообразите себе, как обрадовались мы старой нашей знакомке! Сего не довольно. Это хи хи показалось, видно, столь затейливым, что его перепечатали с большой похвалой в «Северной пчеле»: «хи хи, как весьма остроумно сказано было в Вестнике Европы» etc.

Молодой Киреевский в красноречивом и полном мыслей обозрении нашей словесности, говоря о Дельвиге, употребил сие изысканное выражение: «Древняя муза его покрывается иногда душегрейкою новейшего уныния». Выражение, конечно, смешное. Зачем не сказать было просто: «В стихах Дельвига отзывается иногда уныние новейшей поэзии»? — Журналисты наши, о которых г. Киреевский отозвался довольно непочтительно, обрадовались, подхватили эту душегрейку, разорвали на мелкие лоскутки и вот уже год, как ими щеголяют, стараясь насмешить свою публику. Положим, все та же шутка каждый раз им и удается; но какая им от того прибыль? публике почти дела нет до литературы, а малое число любителей верит наконец не шутке, беспрестанно повторяемой, но постоянно, хотя и медленно, пробивающимся мнениям здравой критики и беспристрастия.

Ссылка на основную публикацию
×
×