Марк Твен (1835—1910): сочинение

Марк Твен (1835—1910): сочинение

«Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы Колумб проплыл мимо». Эту саркастическую максиму мог бы произнести житель европейской страны, страдающей сегодня от засилья заокеанской «технологической культуры», но ее высказал «американец из американцев» Марк Твен, о котором Хемингуэй писал: «Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется „Гекльберри Финн“».

Марк Твен начинал свой поход в литературу юмористом, а завершил его сатириком, как веселое молодое вино с годами превращается в уксус. Он стартовал американским патриотом, противопоставляющим свободу Нового Света «раболепствующей» Европе, по его мнению, исковерканной веками рабства и феодального угнетения, а финишировал атеистом и памфлетистом, написавшим «Соединенные Линчующие Штаты», зловещим предсказателем, утверждающим, что еще до конца XX века в США будет установлена власть инквизиции и наступит «век тьмы», между тем Европа станет республиканской и наука там достигнет процветания. Перечитывая предисловия советского времени к русским изданиям Марка Твена, замечаешь, что именно этот жанр — социально-политического памфлета — становится едва ли не центральным в творческой характеристике писателя. В связи с этим вспоминается вычитанная где-то история.

Однажды Марк Твен побывал в гостях у Гарриет Бичер-Стоу. Когда он вернулся домой, жена ужаснулась: «Как? Ты был без воротничка и галстука?!» Он сложил воротничок и галстук в пакет и отправил его Бичер-Стоу с сопроводительной запиской: «Прошу принять явившиеся к Вам с визитом дополнительные части моей персоны». Так и вся марктвеновская «политика» — это дополнительные части его персоны, а с визитами к каждому новому поколению читателей являются Том Сойер, Гекльберри Финн, Принц и Нищий, другие персонажи его лучших новелл и рассказов.

Настоящее имя Марка Твена — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Он родился 30 ноября 1835 года в захолустной американской деревушке штата Миссури, детство провел в городке Ганнибал (Ханнибал), расположенном на берегу реки Миссисипи. Отец будущего писателя — судья, не сделавший карьеры, — рано ушел из жизни. Осиротевший Сэм Клеменс в подростковом возрасте вынужден был оставить школу и зарабатывал на жизнь учеником наборщика в местных газетах.

Удел рядового рабочего его явно не устраивал: в тех же газетах он начал публиковать свои первые литературные опыты, а восемнадцати лет отправился странствовать в поисках лучшей доли. Эти скитания продлились четыре года, пока наконец он не выучился на лоцмана. Несколько лет Сэм Клеменс водил суда по Миссисипи, здесь и обрел свое литературное имя — Марк Твен, в переводе с английского — «Мерка 2». Это лоцманский термин, обозначающий достаточную глубину для безопасного плавания судов.

Через пару лет Сэм продолжил свою охоту за удачей: в 1861 году уехал на Дальний Запад, работал старателем на серебряных приисках Невады и как репортер сотрудничал с местной газетой; затем перебрался в Калифорнию и стал золотоискателем, но репортерскую работу не оставлял, сразу же проторив дорожки в калифорнийские газетные издания. В юморесках этого периода Марк Твен осваивал приемы народного («дикого») юмора, пока наконец не появился его рассказ на фольклорный сюжет «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865), принесший ему первую известность.

В 1867 году Марк Твен отплыл на пароходе «Квакер-Сити» в Европу и Палестину. Он побывал во Франции, в Италии, Греции, Турции, Крыму, посылая в американские газеты свои юмористические репортажи. Через год издал книгу, куда вошли впечатления от этого путешествия, — «Простаки за границей»; она имела шумный успех. Критика писала о «триумфальном вступлении фольклорного юмора в большую литературу». Однако не только это определило ее популярность — книга была пронизана гордостью представителя Нового Света перед Старым и верой в особую миссию его страны на фоне «раболепствующей» Европы с ее историческим «мракобесием». Надо заметить, что насмешки «простаков» над европейской стариной и культурой нередко грешат утилитаризмом янки. Досталось в этой книге не только Европе, но и Священному писанию. В главах о Палестине, полемизируя с традиционными религиозными представлениями, Марк Твен превращает в бурлеск сюжеты из Библии. Эта линия в его творчестве будет продолжаться на протяжении всей жизни и выразится в воинствующем атеизме.

После возвращения из Европы Марк Твен познакомился с Оливией Ленгдон, дочерью крупного углеторговца, и решил жениться. Богатый клан вряд ли был польщен перспективой иметь такого родственника. Однако молодой писатель, окрыленный успехом первой книги, добился успеха и здесь. В 1870 году брак был заключен, и молодая пара переехала в Хартфорд (штат Коннектикут). Этот союз оказался счастливым и в семейном, и в творческом плане. Среди родственников своей жены Марк Твен нашел и мишени для своих «ядовитых» стрел. Так, героем сатиры «Письмо ангела-хранителя» стал углеторговец Эндрю Ленгдон, черный делец, прикрывающийся лицемерной благотворительностью, к которому обращены такие далеко не родственные строки: «Чего стоит готовность… десяти тысяч благороднейших душ отдать свою жизнь за другого — по сравнению с даром в пятнадцать долларов от самой гнусной и скаредной гадины, обременявшей когда-либо землю своим присутствием!» Рассказ был опубликован много времени спустя после его смерти — в 1946 году.

В 1872 году вышла вторая книга Марка Твена — «Закаленные» (в русском переводе «Налегке»), куда вошли его автобиографические очерки о работе на серебряных и золотых приисках Невады и Калифорнии. В рассказах о жизни старателей, которые также ведутся от лица «простака», черный юмор переплетается с былинностью повествования. Теодор Драйзер расценил эту книгу как «яркую картину фантастической и все же совершенно реальной эпохи американской истории». Действительно, в ту пору начиналась новая для Америки эпоха. Марк Твен писал, что в его бытность в городке Ганнибал богатство не было основным смыслом жизни для американцев и только открытие золота в Калифорнии «породило ту страсть к деньгам, которая стала господствовать сегодня». Этой же теме — о том, как деньги наводят порчу на целые города — посвящен и его поздний рассказ «Человек, который совратил Гедлиберг» (1899).

Большой жанр Марк Твен осваивал сообща с Ч. Д. Уорнером, написав совместный роман «Позолоченный век» (1873) о послевоенном времени (с 1861 по 1865 год между Северными и Южными штатами шла гражданская война) — времени бешеных денег, грандиозных прожектов и обманутых надежд.

И все же малый жанр по-прежнему оставался пока главным в творчестве писателя. В 1875 году Марк Твен издал сборник «Старые и новые очерки», куда вошли рассказы, ставшие хрестоматийными: «Журналистика в Теннесси» (1869), «Как меня выбирали в губернаторы», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» (1870), «Разговор с интервьюером» (1875) и др. Написаны они от лица наивного повествователя, который не вполне представляет себе (вернее, совсем не представляет) дело, за которое берется, что и рождает комичность положений.

Наконец в 1876 году появился первый самостоятельный роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера», принесший ему мировую славу. Писатель не скрывал автобиографические корни этого произведения. В Томе Сойере без труда можно разглядеть «протестантскую» натуру самого писателя, проявлявшуюся с детства. Если попытаться дать характеристику главного героя в нескольких словах, можно сказать: нарушитель запретов и «подрывник» традиций. Американская критика увидела в Томе Сойере «маленького дельца», то есть национальный тип делового американца: мечты Тома разбогатеть, умение извлечь выгоду из окраски забора, махинации с билетиками в воскресной школе…

Любопытно, что Марк Твен задумывал эту книгу как критику на американскую действительность, однако романтизм детских впечатлений, поэтизация жизни, добродушный юмор придали ей эпические черты. «На мой взгляд, — писал Марк Твен, — повесть для мальчиков надо писать так, чтобы она могла заинтересовать… и любого взрослого мужчину, который когда-либо был мальчиком».

«Приключения Гекльберри Финна», которые должны были стать продолжением «Тома Сойера», писались десять лет. В этом романе мягкий юмор уже перерастает в жесткую сатиру, поэтому не случайно автор начал с «Предупреждения»: «Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны». Гек, заскучавший в доме добродетельной вдовы, взявшей его на воспитание, становится бездомным бродягой и видит мир уже в более реалистичных, контрастных тонах, нежели Том. Юный люмпен, путешествующий в компании с чернокожим и борющийся за его свободу, оскорблял американские нравы того времени. Вскоре после издания (1885) роман изъяли из многих библиотек, как «никчемную книжонку, пригодную только для трущоб». Спустя век эту же книгу обвинили в… расизме и унижении достоинства негритянского населения, а некий член школьного совета из Чикаго даже предложил ее сжечь.

Неослабевающий интерес писателя к европейскому средневековью нашел выражение в знаменитой повести «Принц и нищий» (1882). К тому времени гордость «свободного гражданина свободной страны» трансформировалась у Марка Твена в иное чувство: он находил причины расслоения американского общества на угнетателей и угнетаемых — в средневековье, откуда вышли предки современных американцев. Аллегорический рассказ о том, как королевский отпрыск и оборванец поменялись местами, показывает условность любого социального статуса и восходит к притчевой мудрости, которую можно выразить русской поговоркой: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».

К средневековому циклу можно отнести и его роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Эта пародия на средневековые рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола» подарила фантастам нашего века такой неисчерпаемый прием, как путешествие во времени (механик из штата Коннектикут получил удар по голове, потерял сознание и очнулся в далеком прошлом рядом с легендарным Камелотом).

В начале 1890-х годов двадцатилетний хартфордский период жизни Марка Твена, наполненный творческими удачами и семейными радостями, неожиданно завершился крахом. Еще в 1884 году писатель основал собственную издательскую фирму, финансировал изобретателя новой типографской машины, но все больше и больше увязал в долговой зависимости, а в 1894 году предприятие окончательно разорилось. Чтобы поправить дела, Марк Твен отправился в кругосветное путешествие, выступая с лекциями в Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне, в Индии и Южной Африке. После тяжелой поездки его настиг более жестокий удар — умерла любимая дочь Сюзи.

С повести «Простофиля Вильсон» (об осмеянном мудреце; 1894) в творчестве Марка Твена начался период, который можно назвать сменой вех. Он разочаровался в буржуазной демократии, отметив в записной книжке: «Большинство всегда неправо», отверг американский патриотизм, который, по его мнению, отравил сознание многих его соотечественников («…торгашеский дух заменил мораль, каждый стал лишь патриотом своего кармана», — писал Марк Твен), утратил веру в американский прогресс и особую его миссию: «Шестьдесят лет тому назад „оптимист“ и „дурак“ не были синонимами. Вот вам величайший переворот, больший, чем произвели наука и техника. Больших изменений за шестьдесят лет не происходило с сотворения мира».

Подвергая своих «корыстных, трусливых и лицемерных» современников яростной критике, он восхищался «тернистым путем» русских революционеров, о чем сообщал в письме революционеру-народнику Степняку-Кравчинскому.

На пике своих «революционных» эмоций он пишет «Личные воспоминания о Жанне д’Арк» (1896) — о мужестве французской национальной героини. Эту книгу он называл своей самой любимой работой.

С 1901 года Марк Твен начал публиковать дерзкие политические памфлеты: «Человеку, сидящему во тьме», «Моим критикам-миссионерам», «В защиту генерала Фанстона», в которых выступал против американской империалистической политики и военщины. Затем вышли «Монолог царя» (едкая сатира на русское самодержавие; 1905) и «Монолог короля Леопольда» (возмущение бельгийским колониальным режимом в Конго) и др.

«Лирическим» героем позднего Марка Твена становится Сатана, наиболее ярко представленный в повести «Таинственный незнакомец», — в его уста писатель вложил свой злой сатирический смех над человеческими обольщениями и свои мысли. Эту повесть можно считать манифестом Марка Твена, завершающим его творческую жизнь. Еще в 1899 году он писал своему другу, американскому писателю У. Д. Гоуэллсу, что намерен прекратить литературную работу для заработка и взяться за свою главную книгу: «…в которой я ничем не буду себя ограничивать, не буду бояться, что задену чувства других, или считаться с их предрассудками… в которой выскажу все, что думаю… начистоту, без оглядки…» Работа над повестью длилась до конца жизни, сохранились три ее варианта. При жизни опубликована не была.

Вообще дьяволомания была характерна для искусства многих стран на переломе столетий. Литературные Вельзевул, Люцифер, Сатана, Антихрист (имена дьявола) начала XX века ведут свое происхождение от Мефистофеля Гёте («Фауст»; 1831), и свою литературную «задачу» одолжили у него же: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (то есть говорит человеку нелицеприятную правду о нем самом же). К примеру, эти слова Михаил Булгаков взял эпиграфом к своему знаменитому роману «Мастер и Маргарита» о Воланде (еще одно имя дьявола), а задолго до этого, в 1902 году, Зинаида Гиппиус декларировала в стихах: «Я Дьявола за то люблю, / Что вижу в нем — мое страданье».

Свою «дьяволиаду» Марк Твен начал еще с конца 1860-х годов, когда приступил к работе над повестью «Путешествие капитана Стормфилда в рай», где зло высмеивал религиозные чувства и христианские представления о «райских кущах». Повесть была закончена за несколько лет до смерти писателя и опубликована (не полностью) в 1907 году.

Последние годы Марка Твена были омрачены смертью самых близких ему людей: в 1904 году уходит из жизни жена и верный друг Оливия, а в 1909-м внезапно умирает вторая дочь — Джин. Через несколько месяцев, 21 апреля 1910 года, вслед за ней ушел и Марк Твен.

Читайте также:  Тема войны в русской литературе: сочинение

Как-то он написал: «Я приближаюсь к порогу старости; в 1977 году мне стукнет сто сорок два». И почти угадал свой литературный возраст, поскольку до начала 1960-х годов продолжали выходить его не опубликованные при жизни произведения: повесть «Таинственный незнакомец» (1916), памфлеты «Соединенные Линчующие Штаты» и «Военная молитва» (1923), «Записные книжки» (1935) и др. Среди последних публикаций в 1962 году появилась его богоборческая сатира «Письма с Земли». Так что знаменитая фраза Марка Твена «Слухи о моей смерти сильно преувеличены» оказалась пророческой.

Назад Оглавление Далее

МАРК ТВЕН (1835 – 1910)

Этот писатель — настоящее его имя Сэмюэль Ленхорн Клеменс — хорошо известен и детям, и их родителям. Его книги с одинаковым удовольствием читают люди всех возрастов.

Жизнь самого Марка Твена напоминает приключенческий роман. В юности он работал лоцманом на Миссисипи, во время Гражданской войны сражался на стороне конфедератов, а через месяц вместе с братом отправился в Неваду, где заболел «серебряной» лихорадкой. В 1862 году в печати появляются его первые статьи и заметки, и к Твену вскоре приходит известность.

Среди юных читателей наиболее известны два его романа — «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» ( 1884). Первую книгу Марк Твен называл гимном детству, переложенным прозой, а Джон Голсуорси считал обе книги «очаровательным эпосом юности».

Прозе Твена вообще свойственны юмор, улыбка, и в «Приключениях Тома Сойера» мы находим массу тому подтверждений. Главный герой книги — смелый, веселый и озорной мальчишка — не только играет и шалит. Он протестует против скучного мира взрослых, их глупых запретов, лицемерия и «лжи во спасение». Твен не просто создал веселую книгу—он затронул многие важные вопросы, и не только воспитания детей, но и другие гражданские проблемы.

Этот роман относится к раннему периоду творчества писателя, в нем еще закладываются основы того реалистического метода, который станет основополагающим для зрелого Марка Твена.

В «Приключениях Тома Сойера» очень сильны фольклорный элемент и стихия гротеска. В этом романе появляются уже и черты сатиры. Мир маленького городка, описанного Твеном, не только уютен, мил и добр, но и коварен, жаден и эгоистичен. Марк Твен пародирует нравоучительные «воспитательные» романы и повести для детей с их безжизненными персонажами и надуманными сюжетами.

В «Приключениях Гекльберри Финна» писатель обращается к более сложным проблемам.

«Вся современная американская литература, — писал Э. Хемингуэй, — вышла из одной книги Марка Твена, из его «Гекльберри Финна». Лучшей книги у нас нет. И ничего равноценного с тех пор не появилось». Часто «Приключения Гекльберри Финна» считают лишь продолжением «Приключений Тома Сойера», однако это не совсем так. Если первая книга — гимн детству, то «Приключения Гекльберри Финна» — острое критическое произведение, в котором обличаются рабство и социальная несправедливость. Критики отмечали, что тон романа определяет подспудно звучащая тема взаимоотношений свободного белого мальчика и беглого раба-негра.

Основным конфликтом в романе становится противоборство естественной жизни и цивилизации. Гек преступает границы общепринятой морали, помогая беглецу обрести свободу и жестоко страдает при этом. Он идет наперекор всему обществу, но очень хорошо отдает себе отчет в собственных поступках в отличие от Тома Сойера, неутомимого выдумщика и озорника, часто не предвидящего последствий веселых проделок. Сам Твен писал о Геке в одной из своих записных книжек: «Доброе сердце и изуродованная совесть приходят в столкновение, и совесть терпит поражение».

Тем не менее заканчивается роман на мажорной ноте: белый подросток и беглый раб плывут на плоту по Миссисипи, и образ могучей реки выступает символом освобождения, символом величия человеческой души, способной преодолеть все препятствия и победить жестокости реальной жизни.

Образ честного, умного, смелого и доброго Джима совершенно не соответствует образу жалкого, глупого и забитого негра, который был принят в так называемой плантаторской литературе. Не случайно, что впервые роман был опубликован не в США, а в Англии. Книга о Геке неоднократно запрещалась на родине Твена и изымалась из библиотек.

Однако помимо этой дилогии в круг детского чтения входят два произведения Твена — «Принц и нищий» (1882) и сатирический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889). Последний представляет собой фантастическое приключение современных писателю людей во времена короля Артура. При этом было бы неправильно утверждать, что юные читатели могут увидеть в романе лишь его «приключенческую» сторону и не задуматься над содержащейся в книге едкой сатирой на существовавшие и существующие государственные и политические устройства.

«Принц и нищий» — роман исторический по своему содержанию, действие в нем происходит в XVI веке, во времена мрачного средневековья. Книга, обладающая высокой художественной убедительностью, заключает в себе большой познавательный потенциал — так много в ней информации. Юный читатель не только погружается в атмосферу жизни средневековой Англии, но и узнает о ее реалиях. По своему построению и заложенным в нем идеям роман этот просветительский и близок к жанру философской притчи.

Однако в «Янках из Коннектикута» этот просветительский элемент исчезает, уступая место острой сатире.

«Личные воспоминания о Жанне д’Арк сэра Лиу де Конта, ее пажа и секретаря» (1896) завершают исторический цикл Твена и являются последней попыткой писателя изобразить героический характер. Гибель Жанны, по Твену, совершенно объяснима и предсказуема. Таким, как она, — честным, прямым, смелым, верным — в реальной жизни нет места, Жанна обречена из-за людской корысти и продажности.

Марк Твен в своем творчестве затронул многие проблемы, которые после него продолжали волновать умы писателей и читателей. Его уроки бесценны для всей мировой литературы.

Во многом схож с юмором Марка Твена и заразительный смех, а порой и едкая ирония О. Генри (1862—1910), произведения которого тоже столь любимы подростками.

Жизнь самого писателя напоминает одну из его новелл. Настоящее имя О. Генри — У.С. Поттер. Банковский служащий, он был обвинен в растрате казенных денег, бежал в Гондурас, но вернулся домой, когда узнал, что жена его тяжело больна. Будущий писатель был арестован сразу после похорон и посажен в тюрьму. Именно там, боясь, что его несчастная дочь останется без подарка на Рождество, он написал свой первый рассказ. О. Генри стал знаменит сразу же после его выхода в свет.

Хотя очень часто о новеллах О. Генри и его единственном романе «Короли и капуста» видят лишь занимательный и смешной сюжет, тем не менее все они повествуют еще и об униженности маленьких людей, о социальном неравенстве и несправедливости. Читать его произведения интересно и полезно людям любого возраста.

Современным Геком Финном окрестили критики Холдена Колфидда, героя всемирно известной повести «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэллинджера (род. 1919).

Сэллинджер — один из самых известных и самых таинственных из ныне живущих писателей Америки. Все дело в том, что начиная с конца пятидесятых годов он почти безвыездно живет в своем доме в Коннектикуте, где в бетонном бункере в саду каждый день по многу часов работает над очередной книгой. Такова одна из легенд.

В основе повести Сэллинджера «Над пропастью во ржи» — история нервного срыва подростка, которую читатели США восприняли как иносказательный рассказ о деградации нации. «Все напоказ, все притворство или подлость», — убежденно говорит герой повести, рассуждая о мире, в котором живет он сам и окружающие его люди.

Американцы восприняли Холдена как человека, живущего своими чувствами и эмоциями в мире людей, для которых подобных эмоций и чувств не существует. Он как бы абстрагируется от общества и смотрит на происходящее со стороны. Он нисколько не боится высказывать собственное мнение и тем резко отличается от окружающих. Холден — бунтарь в полном смысле этого слова, посмевший заявить, что все в государственной и социальной системе Америки — «липа».

Критики сравнили, как уже было сказано выше, героя Сэллинджера с героем Марка Твена, но между этими героями есть важные различия. Если Гек, как ни тяжело ему это порой дается, поступает по совести и вопреки законам общества, то Колфилд сделать этого не в силах. Он бунтует только на словах и ничем особо не рискует.

Тем не менее в ходе развития сюжета Колфилд меняется, он идет по пути взросления, старается вглядываться в реальную действительность и вместо пустого отрицания начинает понимать людей и тот мир, в котором они живут, — со всеми его хорошими и плохими сторонами.

В романе есть стилистические и композиционные особенности, которые были восприняты многими современными американскими писателями, — стремительный темп развития действия, вве-дение большого количества персонажей по ходу его, отсюда — подвижность сюжета и эпизодическое построение книги. Хронология повествования все время нарушается, в книге довольно заметно влияние натурализма, а язык максимально приближен к юношескому (подростковому) жаргону.

На смену Сэллинджеру в американской литературе пришло поколение «джинсовых» писателей — представителей поколения бунтарей-шестидесятников, пишущих «джинсовую» прозу. Одним из самых ярких представителей этого движения являетсяПауль Зиндель, школьный учитель, получивший в 1968 году Пулетцеровскую премию за роман «Опасные игры». Речь в нем идет о двух подростках, уставших от школы и разочаровавшихся в своих надеждах. Они бесцельно обзванивают город и случайно знакомятся со стариком, мистером Гриззатом, который никак не может смириться со смертью жены, живет в собственном мире грез и тешится собранием фарфоровых поросят. Подростки начинают двусмысленную игру со стариком, в результате которой он умирает. Чтобы хоть как-то искупить свою вину, Джон и Лоррейн решают описать случившееся так, как оно было.

Особенно сильна в романе критика взрослых (в отличие от ^Дйдлинджера, где родителям худо-бедно, но можно доверять, просто в критической ситуации от них нет никакой помощи). Джон однажды ночью смотрит на звезды и говорит: «Я бы предпочел умереть, чем стать таким взрослым, каких я знаю. Не могу понять, как можно жить, когда все смотрят на человека, как на какого-то урода, лишь потому, что он размышляет о Боге и смерти, о Смысле существования и Любви». Но тем не менее у Джона и Лоррейн есть надежда на счастливое будущее, и, пройдя через моральные испытания и нравственное очищение, они вновь возвращаются к нормальной жизни.

В современной Америке выпускается громадное количество книг. Они стали, по образному выражению одного критика, уже не просто потоком, а настоящим потопом, обрушивающимся на головы детей.

Условно их можно разделить на несколько типов: классические книги, о которых мы попытались кратко рассказать; литература о животных и природе; детективы и приключения, написанные специально для детей и подростков; книги в стиле «фэнтези». которые очень популярны у юных американцев и не всегда отличаются высоким качеством; научно-популярные книги и энциклопедии (многие из них слишком американизированы) и громадное количество комиксов.

В большинстве дешевых книг в жанре «фэнтези» мир осаждают силы космического зла, с которыми должен справиться герой-супермен и восстановить тем самым космическое равновесие. В центр внимания таких книг попадает не сам человек с его неповторимым внутренним миром, а макрокосмос. Тем самым на первый план выдвигается «экшен»—действие, и в итоге на рассуждения об этических проблемах просто не остается времени. Все куда-то спешат, кого-то взрывают, спасают, убивают, добивают.

К сожалению, в последние два-три года именно низкопробные детские книги США и переводились на русский язык.

Особняком стоят книжки издательства Уолта Диснея, но лишь первые выпущенные им книги считаются классикой тридцатых— сороковых годов, а вся последующая продукция — чисто коммерческая.

Очень сильна американская фантастика. Лучшие авторы в этом жанре, которые также входят в круг детского чтения, — это Рэй Брэдбери, Гарри Гаррисон, Пол Андерсон, Урсула Ле Гуин.

Рэя Дугласа Брэдбери (род. 1920) называют самым выдающимся из ныне живущих фантастов. Им написано более 800 романов, повестей, статей, рассказов, пьес, сценариев, стихов, рецензий. Одними из самых ярких детских его впечатлений были книги Л. Фрэнка Баума «Страна Оз» и новеллы Эдгара По. Первые пробы пера Брэдбери — готические рассказы-страшилки и страшные истории. С 1942 года он уже целиком отдается писательскому труду, зарабатывая им себе на жизнь.

Его романы и рассказы можно по праву называть научно-фантастическими, ибо писатель всегда уделял большое внимание успехам науки и техники. Во всех его произведениях говорится о конфликте творческого начала и механической тупости и неодухотворенности. В 1950 году появляются «Марсианские хроники», а в 1953 году — «451 градус по Фаренгейту», особенно глубоко разрабатывающие эту тему. На творчество Брэдбери несомненное влияние оказали романы Эдгара Бэрроуза, создателя книг о Тарзане и сериала о полете на Марс. Брэдбери один из самых гуманных фантастов в мире: он неустанно пишет о реальной опасности исчезновения всего человеческого в период наступления машин и электроники. И тем не менее он оптимист, ибо видит реальную сферу применения достижений научно-технического прогресса. Это космос.

В семидесятых годах на весь мир прославилась своей фантастической трилогией Урсула Ле Гуин. Герои ее перемещаются во времени и пространстве при помощи физических сил, подчиненных белой и черной магии. В первой части трилогии «Волшебник» рассказывается о Геде, который приезжает в школу волшебников учиться. Прежде всего ему предстоит понять, что сила, которая ему даруется, должна служить благому делу, а не удовлетворению собственных страстей и низменных желаний. Во втором томе трилогии — «Гробнице Атуана» Гед отваживается пробраться в зловещую гробницу Атуана и спасает жрицу, которую похитили еще в младенчестве. Ей он внушает, что она рождена не для зла, а для добра и должна нести его людям. В последней части — «Самый далекий берег» речь идет о поездке Геда вместе с принцем Арреном к самому дальнему берегу — границе с землями зла, чтобы испытать отвагу принца и сразиться с собственными грехами и темными силами. Фантастика Ле Гуин уходит корнями в книги Толкина и Льюиса. В них идет борьба между добром и злом, жизнью и смертью, тьмой и светом. И спасение можно обрести в знаниях и уверенности в себе и своих силах. Критика называет романы Ле Гуин интеллектуально-морально-философскими, экзотическими и увлекательными, заставляющими подростков задуматься над этическими вопросами. Ее книги свободны от политических лозунгов какого бы то ни было вида пропаганды. Они решают исключительно нравственные проблемы. Таковы основные этапы развития детской и юношеской англоязычной литературы Америки.

Читайте также:  Тема войны в русской литературе: сочинение

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Марк Твен (1835—1910)

Марк Твен любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмюэл Ленгхорн Юкменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.

Родился он в семье провинциального адвоката, детство провёл в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедна, отец умер, когда мальчику было двенадцать лет. Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. С началом Гражданской войны Клеменс из любви к приключениям записался добровольцем в армию южан, но прослужил недолго. Потом он искал серебро в Неваде, но старателем оказался неудачливым и в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже золота не искал, а только писал для газет и своими рассказами начал приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлу Клеменсу исполнилось тридцать.

Затем была репортёрская работа, поездки, выступления с «лекциями» — публичными чтениями собственных юмористических рассказов, первая книга, женитьба на дочери состоятельного предпринимателя, большие литературные успехи, путешествия по всему миру, выход в свет одного романа за другим, большой дом в Хартфорде (штат Коннектикут), мировая слава, два десятилетия благополучия и богатства. В те годы Твен основал приносившее хороший доход издательство, вкладывал немалые деньги в изобретения — парогенератор, наборную машину Пейджа — отчасти из любви к технике, отчасти из стремления стать настоящим капиталистом, разбогатеть, надёжно обеспечить семью.

А после было банкротство издательства, потеря вложенных в изобретения денег, долги, кругосветное путешествие уже немолодого писателя с публичными чтениями, новые книги, смерть дочери, острые политические памфлеты, смерть жены, новые памфлеты, смерть другой дочери.

Марк Твен написал очень много книг самых разных жанров и самого разного литературного достоинства. Начинал с газетных фельетонов с грубоватым, бесшабашным юмором. Потом пошли очерки, путевые заметки — их в наследии Твена больше всего. Они неизменно полны остроумия и тонкой наблюдательности, многие стали классикой жанра. Исторический роман-сказку «Принц и нищий» (1882 г.) знают дети всего мира. По сей день читают и другой его роман, где исторический жанр сплетён с фантастикой, — «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889 г.). Твен публиковал ядовитейшие памфлеты, их мишенью становились и американский генерал Фанстон, бесчинствовавший на Филиппинах, и русский царь, и бельгийский король. Написал биографию Жанны д’Арк (1896 г.) — это сочинение он сам почему-то ценил больше всего остального. Ещё Твен писал философскую прозу: есть у него забавная фантастическая повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (1907—1908 гг.), а есть и глубокомысленная — «Таинственный незнакомец» (опубликована посмертно в 1916 г.). Он сочинял даже философские трактаты. Однако бессмертие Марку Твену принесли две книги — романы «Приключения Тома Сойера» (1876 г.) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.).

А первую литературную славу ему принесла «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865 г.). Сам автор, тогда ещё начинающий калифорнийский журналист, был этим несколько озадачен и смущён — ведь он написал столько хороших рассказов, а публика и издатели почему-то дружно ухватились за какую-то легкомысленную «Лягушку».

Но современники Марка Твена не ошибались — «Скачущая лягушка» действительно маленький шедевр. И дело не в содержании рассказа, а в том, с каким уморительным, искромётным (и, увы, практически непереводимым) юмором рассказана Твеном история о том, как двое побились об заклад, чья лягушка дальше прыгнет, и один из спорщиков потихоньку накормил лягушку другого ружейной дробью.

Две самые знаменитые книги Марка Твена — «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — вполне оправдывают своё название: приключений там и правда много. Вот основные сюжетные ходы, на которых построено повествование: убийство, показания на суде нечаянного свидетеля, бегство убийцы, поиски клада, ночное выслеживание грабителей, погоня, муки голода заблудившихся в пещере, чудесное спасение, первая любовь, озорные школьные проделки, побег из дому, переодевание в женское платье, инсценировка собственной гибели, жизнь на необитаемом острове, кровная вражда, кража мешка с золотом, освобождение невольника, опять погоня.

«Приключения Тома Сойера» — чрезвычайно жизнерадостная книга. Более того, это книга об очень счастливом человеке. На первый взгляд она должна бы быть скучной: о чём писать, в чём конфликт, если уже всё хорошо, всё в порядке? Однако живость сюжету придаёт игра — мальчишки играют в пиратов, в разбойников, в кладоискателей.

В «Томе Сойере» вещи обретают ценность и смысл лишь тогда, когда становятся предметом игры. Причём этот взгляд не осмеян как детский, наивный, — напротив, оказывается, что взрослые разделяют удовольствие от игры. Не только учителю в школе интересно, как гоняют клеща по парте, но и прихожан в церкви очень порадовал пудель, который неосторожно уселся на жука с крепкими челюстями.

В каждой вещи, в каждом деле важна эта привлекательная для души сторона, стоит только её найти. Побелка забора в выходной день из каторжной работы превращается в заманчивое занятие, и уже не надо за плату нанимать приятелей работать вместо себя, можно просто продавать им очередь белить забор. Не менее блестящая сцена в романе — приезд в школу окружного судьи. Все — и ученики, и учителя — стараются щегольнуть, отличиться перед такой знаменитостью. Но и сам судья усердствует в том же, потому что произвести впечатление на окружающих — одна из главнейших целей любой игры.

Игра, однако, привела мальчишек ночью на кладбище, где они оказались свидетелями убийства. Тут уже не до шуток, опасность грозит их собственным жизням. В таком случае литературный обычай подталкивает писателя изобразить, как сердца благородных юношей зажглись отвагой, как они, презирая опасность, смело бросились исполнять свой долг. А Марк Твен не скрывает смертельного ужаса героев. Они клянутся друг другу молчать об увиденном. Когда же выясняется, что невиновному грозит виселица, Том Сойер, испытывая муки совести и умирая от страха, даёт показания на суде. Именно в этом разница между настоящей литературой и обычной приключенческой выдумкой. Книга Твена не только об игре, страхе, детском легкомыслии, но ещё о совести, чести и мужестве.

«Приключения Гекльберри Финна» — произведение ещё более глубокое. Хемингуэй говорил, что вся современная американская литература имеет источником эту книгу и лучшей книги с тех пор не создала.

Для Тома Сойера отношения с миром — увлекательная игра, но у этой игры всегда существуют чёткие правила, почерпнутые из книжек. Кроме того, есть старшие, школа, закон, религия. А Гек Финн — сын городского пьяницы, бездомный, и жизнь чаще поворачивается к нему своей неприглядной стороной. Когда неожиданно привалившее богатство позволяет Геку войти в общество, оказывается, что даже самые обычные житейские нормы — жить в доме, спать в постели, носить чистую одежду, ходить в школу — стесняют его.

Гек Финн живёт в пустой бочке за старой бойней. От усыновившей его богатой вдовы он сбежал: у неё в доме сытно, но уж очень досаждают порядки и приличия. Том Сойер уговаривает друга вернуться: если Гек не станет вести себя прилично, он не примет его в шайку разбойников, которую собирает. Забавная логика: чтобы стать разбойником, надо быть приличным и благовоспитанным.

В романе сквозь современный сюжет часто просвечивает другой, классический; эта литературная игра придаёт книге глубину и объёмность, действительность испытывается классическими образцами, а классические образцы испытываются жизнью.

Вдова читает Геку библейское предание о Моисее, и выбрала она его, вероятно, с умыслом. В Книге Исхода рассказывается, как Моисей был брошен в реку в просмолённой корзинке, а затем найден в тростнике и усыновлён дочерью фараона. Вдова, видимо, надеется, что Геку история приёмыша будет близка и интересна. А тот простодушно удивляется: и чего вдова так носится с этим Моисеем, ведь он ей даже не родня. Если бы Гек дослушал историю до конца, он бы узнал, как спустя годы Моисей вывел из Египта евреев, которые были в рабстве у фараона, отца его приёмной матери. Гек Финн мог бы вспомнить эту историю позже, когда он сам устроил побег чернокожему Джиму, принадлежащему мисс Уотсон, сестре своей приёмной матери.

Продолжает тему и отсылка к классике английской литературы: приключения Гека и Джима на необитаемом острове во многих деталях повторяют историю Робинзона и Пятницы. Только вместо драмы человека, тоскующего по обществу, от которого он оторван из-за кораблекрушения, у Марка Твена — радость спасшегося беглеца, добровольного изгнанника.

Марк Твен — большой и сложный писатель. Но читаются его произведения легко, и миллионы людей, полюбившие книги Твена ещё в детстве, даже не подозревают, что в них осталось что-то непонятое, незамеченное.

Марк Твен (1835–1910)

…Каждый день, прожитый нами вместе, добавляет мне уверенности в том, что мы никогда не расстанемся друг с другом…

Сэмюэль Ленгхорн Клеменс (Марк Твен), знаменитый американский писатель, сатирик, лектор, вырос в Ганнибале, штат Миссури, на реке Миссисипи, которая вдохновляла его на протяжении всей жизни. В четырнадцать лет Клеменс стал работать учеником наборщика в местной газете; тогда же он начал писать свои первые заметки. Он много ездил по стране, получал образование в библиотеках, трудился в разных изданиях и издательствах. В двадцать два года получил должность лоцмана на одном из пароходов Миссисипи и освоил эту опасную, очень нелегкую профессию.

В 1868 году Клеменс влюбился в Оливию (Ливи) Лэнгдон, дочь угольного промышленника. Они поженились в 1870 году.

Клеменс был плодовитым и чрезвычайно успешным автором заметок, очерков, книг о путешествиях и романов (самый, наверное, известный его роман «Приключения Тома Сойера» появился в 1876 году). Он постоянно ездил с лекциями по США и Европе и пользовался необычайной популярностью в Великобритании. В одной из таких поездок он познакомился с Чарльзом Дарвином, которым искренне восхищался. А еще Клеменс был изобретателем-энтузиастом: он зарегистрировал несколько патентов и спустил сотни тысяч долларов на усовершенствование наборного станка Пейджа. Станок поражал всех своим видом, но не действовал. Клеменс хорошо зарабатывал, однако деньгами распоряжаться не умел, и однажды ему пришлось объявить себя банкротом.

Клеменс и Ливи жили очень счастливо. Но судьба их детей трагична: из четверых первый ребенок умер в младенчестве, две дочери скончались, когда им было едва за двадцать. Ливи умерла в 1904 году, оставив мужа безутешным.

Похожие главы из других книг:

1835 Денежные затруднения дошли до предела, но тут внезапно объявился спаситель. Им был господин Бертен, могущественный владелец газеты «Журналь де деба» – официоза Луи-Филиппа, газеты, наиболее читаемой во Франции и наиболее распространенной за ее пределами.Этого

Марк Твен Налегке

Марк Твен Налегке Кэлвину X. Хигби, честному человеку, веселому товарищу и верному другу, посвящает эту книгу автор в память о том удивительном времени, когда мы с ним в течение десяти дней были миллионерами. От автора Эта книга — не исторический очерк и не философский

МАРК ТВЕН

МАРК ТВЕН Меня восхищает ум Марка Твена. Восхищает с детства и по сей день. Когда я был достаточно юн, чтобы считать свой родной континент беспредельно захватывающим и поразительным, и мне казалось, что нет никакого смысла интересоваться людьми из других стран, личность

МАРК ТВЕН

МАРК ТВЕН Настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс(род. в 1835 г. – ум. в 1910 г.) Известный американский писатель, доктор литературы Оксфордского университета (1907).Сэмюэл Лэнгхорн родился 30 ноября 1835 года во Флориде (США, штат Миссури). Вообще, у Джона и Джейн Клеменс было

МАРК ТВЕН

МАРК ТВЕН [36]Может, имя, под которым он творил, и было вымышленным, но вряд ли вы найдете среди писателей второго такого же искреннего и «настоящего», как урожденный Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. «Марк Твен» был всего лишь одним из множества псевдонимов Клеменса. Он также

Читайте также:  Тема войны в русской литературе: сочинение

ТВЕН МАРК

1835 ГОД

1835 ГОД Январь.Выход в свет «Арабесок».Письма к М. П. Погодину и М. А. Максимовичу от 22 января 1835 г. (№№ 234 и 235).Январь.Во время печатания «Миргорода» изъято предисловие к «Повести о том, как поссорился…» и внесены изменения в текст «Вия». Гоголь возобновляет работу над

Марк Твен – Ливи на тридцатилетие (27 ноября 1875 года, Хартфорд)

Марк Твен – Ливи на тридцатилетие (27 ноября 1875 года, Хартфорд) Ливи, дорогая,шесть лет прошло с того момента, как я добился своего первого успеха в жизни и завоевал тебя, и тридцать лет – с тех пор, как Провидение сделало необходимые приготовления к этому счастливому дню,

Марк Твен – Ливи (26 августа 1878 года)

Метка две сажени Марк Твен (Mark Twain) (30 ноября 1835, Флорида — 21 апреля 1910, Реддинг)

Метка две сажени Марк Твен (Mark Twain) (30 ноября 1835, Флорида — 21 апреля 1910, Реддинг) Горько усмехнувшись, Марк Твен однажды напишет в своей записной книжке: «Человеческий род — сборище трусов, и я не только участвую в этой процессии, но и шествую впереди со знаменем в руках». И

Текст к денежному отчету за 1910 г. Комитет помощи каторжанам, основанный в Париже В. Н. Фигнер в январе 1910 года

Текст к денежному отчету за 1910 г. Комитет помощи каторжанам, основанный в Париже В. Н. Фигнер в январе 1910 года 31 декабря 1909 года в Париже, под впечатлением писем, рисовавших ужасные условия жизни политических каторжан в России, несколько лиц, собравшиеся для встречи нового

Год 1835-й

Год 1835-й О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье! Пушкин. 1835 1«Пугачев» вышел

1835 5 января. В день отъезда А. А. Лопухина в Москву Лермонтов послал Е. А. Сушковой анонимное письмо.Сушкова, с. 202–206; Е. А. Ладыженская. Замечания на «Воспоминания» Е. А. Хвостовой. РВ, 1872, кн. 2, с. 652–656;61ср.: «Княгиня Лиговская» (Лермонтов, АН СССР, т. VI, с. 146–147).8 января. Лермонтов

Марк Твен улыбается

90. Марк Твен

90. Марк Твен И всё же был в жизни Николы Теслы человек, которого он называл своим близким другом, которого любил и даже боготворил. Это великий американский писатель Марк Твен.Они познакомились в годы творческого взлёта Николы. Несмотря на огромную разницу в возрасте –

Твен-юморист

Твен-юморист Ранние произведения Твена поражают своим жизнерадостным весельем, насмешливым, озорным тоном. Наивная вера в реальность американской свободы окрашивает эти произведения в оптимистические тона. На этом этапе Твен еще не сомневается в преимуществах

Литературный форум

Форум для любителей литературы
TULULU.ORG

  • Список форумовО литературе по жанрамКлассика
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

Марк Твен (1835-1910)

Марк Твен (1835-1910)

magdalena » 24 фев 2011, 17:08


Достаточно иметь перо и бумагу – и можете молоть все, что приходит в голову. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово “Свинья”. На следующий день в своей газете он поместил ответ: “Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма”.

На одном из приемов Марк Твен беседовал с дамой. У него было веселое настроение, и он сказал:
– Вы очаровательны.
Нелюбезная особа ответила:
– К сожалению, я не могу вас отблагодарить таким же комплиментом.
Писатель засмеялся:
– А вы сделайте, как я: соврите!

В одном обществе зашел разговор о человеческих недостатках. Марк Твен по этому поводу сказал:
– Но ведь человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился.

В редактируемой им газете Марк Твен напечатал очень острую статью об одном проходимце. Статья заканчивалась: “Мистер Н. не заслуживает и того, чтобы ему плюнуть в лицо”. Мистер Н., естественно, обиделся и подал в суд, который постановил, чтобы газета дала опровержение. Выполняя волю суда, Марк Твен напечатал такое объявление: “Что касается статьи о мистере Н., помещенной в нашей газете, то мы изменили свое мнение и заявляем: “Неправда, что мистер Н. не заслуживает того, чтобы ему плюнуть в лицо, наоборот, мистер Н. заслуживает того, чтобы ему плюнуть в лицо”.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: “Лорд Л. с камердинером”. Писатель в свою очередь начертал: “Марк Твен с чемоданом”.

Однажды Марк Твен получил пачку плохих стихов под заголовком “Почему я живой?”. Возвращая рукопись неведомому стихотворцу, Марк Твен написал ему:
“Потому, что послали стихи по почте, а не пришли в редакцию лично”.

На одной из встреч с читателями Марка Твена спросили:
– Как пишутся популярные книги?
– О, это очень просто! – ответил писатель. – Для этого достаточно иметь перо и бумагу, а потом вы без всяких усилий можете молоть все, что вам приходит в голову. Немного хуже обстоит дело с тем, что именно приходит в голову.

К импрессионистской манере художника Уистлера Марк Твен относился несколько иронически. Однажды тот показал писателю новую, только что законченную картину. Критически рассмотрев полотно, Марк Твен ткнул в него пальцем:
– На вашем месте я бы убрал это яблоко!
– Осторожно, – вскрикнул художник, – краска еще не высохла!
– Ничего, – хладнокровно ответил писатель, – я в старых перчатках.

Путешествуя по Франции, Марк Твен ехал поездом в город Дижон. Поезд был проходящим, и он попросил разбудить его вовремя. При этом писатель сказал проводнику:
– Я очень крепко сплю. Когда вы будете меня будить, может быть, я буду кричать. Так не обращайте на это внимание и обязательно высадите меня в Дижоне.
Когда Марк Твен проснулся, было уже утро и поезд подходил к Парижу. Писатель понял, что проехал Дижон, и очень рассердился. Он побежал к проводнику и стал ему выговаривать.
– Я никогда не был так сердит, как сейчас! – кричал он.
– Вы не так сильно сердитесь, как тот американец, которого я ночью высадил в Дижоне, – удивился проводник.

Re: Марк Твен (1835-1910)

–_– » 17 апр 2011, 20:58

Re: Марк Твен (1835-1910)

cchristina » 01 янв 2012, 14:46

Re: Марк Твен (1835-1910)

manon_lescaut » 02 янв 2012, 00:32

Re: Марк Твен (1835-1910)

tyden007 » 22 окт 2012, 02:45

Re: Марк Твен (1835-1910)

zaiats77 » 22 окт 2012, 10:04

Re: Марк Твен (1835-1910)

tyden007 » 22 окт 2012, 13:41

Марк Твен (1835—1910): сочинение

Зарубежная литература XX века: практические занятия

Под редакцией И.В. Кабановой

И.В. Кабанова (Введение, Гюисманс, Уайльд, Джеймс, Конрад, Пруст, Элиот, Джойс, Лоренс, Вулф, Селин, Во, Беккет, Фаулз, Барнс); О.В. Козонкова (Шницлер, Манн, лирика немецкого экспрессионизма, Кафка, Целан, Хандке); С.Ю. Павлова (Рембо, Камю, Роб-Грийе, Турнье); Е.А. Петрова (Сент-Экзюпери); Е.А. Разумовская (Рильке); Е.В. Староверова (Твен, Дикинсон, Фицджеральд, Хемингуэй, Миллер, Фолкнер, Набоков, Беллоу, Оутс)

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 031000 и специальности 031001 – Филология

Предлагаемое пособие может использоваться для практических занятий по курсу истории зарубежной литературы «большого» XX века, который в университетском преподавании обыкновенно делится на две части: литература рубежа XIX – XX веков и литература после 1917 года.

Концепции обеих частей курса в наших учебниках последнего времени находятся в процессе активной трансформации, как и сам предлагаемый к изучению канон. Практикум самим отбором текстов, выносимых на практические занятия, отражает текущие перемены, направление которых можно обозначить как сближение выработанных отечественным литературоведением представлений о литературном процессе на Западе в XX веке с представлениями, сложившимися в национальных критических традициях и принятыми в образовательном процессе западных стран.

Практикум состоит из 35 глав, т.е. предлагает материал для полного годового цикла еженедельных практических занятий. При учебном плане, предусматривающем меньшее число практических занятий, отдельные темы могут быть выбраны по усмотрению преподавателей и студентов. Цель издания – облегчить студентам и преподавателям подготовку к занятиям по сложнейшему, пока не устоявшемуся разделу дисциплины «История зарубежной литературы», приблизить к читателю тексты, которые справедливо считаются наиболее сложными и новаторскими в современной литературе, углубить личное читательское переживание литературы XX века.

Во Введении предлагается общая приблизительная схема развития литературы в странах Запада на протяжении XX столетия. Приводятся основные мнения о своеобразии XX века как культурной эпохи, разбираются философско-эстетические концепции «властителей дум» этого периода, определяются перемены в содержании и статусе литературы как культурного института по сравнению с предшествующим XIX веком. Схематично представлены магистральные линии литературного процесса XX века.

Главы практической части расположены по хронологии выхода в свет крупнейших шедевров литературы XX века, признанных таковыми на Западе и в разной мере известных и любимых в России. Композиция этой части, в принципе, не предусматривает деления литературного процесса на направления, периоды, школы: литература представлена как сплошной поток произведений разных национальных литератур, разных жанров, не расклассифицированный в соответствии с какими-либо заданными концепциями. Отобраны произведения, которые с сегодняшней временной дистанции выглядят наиболее значимыми для литературного процесса в целом.

Каждый раздел практической части посвящен анализу одного произведения и содержит:

• минимально необходимые сведения об авторе;

• информацию об истории публикации русских переводов произведения;

• минимально необходимые сведения об историко-литературном фоне;

• подробный анализ текста произведения, преимущественно по методу «пристального чтения». Прослеживаются основные зоны разноуровневых конфликтов в произведении, которые определяют его внутреннюю энергетику, и тем самым показываются основные особенности поэтики современной литературы разных стилей и направлений. В анализе поэтических текстов особое внимание уделяется соотношению русского перевода с оригиналом;

• конкретные и разнообразные задания по тексту произведения, призванные стимулировать внимание к его смыслу и образной стороне, направленные на выявление в произведении внутренних противоречий, конфликтных зон. Задания помогут организовать обсуждение в аудитории, при написании самостоятельных работ;

• выборочные списки критической литературы на русском языке для углубления понимания данного произведения и проблем творчества его автора, для их дальнейшего самостоятельного изучения либо для использования в письменных работах;

• указания на существующие экранизации произведения, которые (целиком либо во фрагментах) могут быть использованы в ходе практического занятия.

В совокупности главы практической части дают своеобразную панораму литературного развития, которая послужит дополнением к любому учебнику по истории зарубежной литературы XX века.

Стержневой проблемой, обеспечивающей внутреннее единство в изучении самых разных представленных произведений, является проблема релятивизации действительности, т.е. исчезновения в культуре XX века веры в универсальную истину, сомнение в доступности человеческому познанию «объективной реальности» и даже в ее наличии. В литературе эта проблема порождает прежде всего недоверие к слову как к орудию познания и ведет к переосмыслению функций языка, слова вообще как материала литературы, к изменению границ самого поля литературы, глубинных литературных конвенций. При этом закономерно возникают вопросы, поиски ответов на которые занимали практически всех писателей, здесь представленных: до какой степени эти базовые конвенции литературы как вида искусства в принципе могут меняться, где лежат границы литературы? Что, собственно, понимается под словом «литература»? Историко-теоретический комментарий к этим вопросам предлагается ниже во Введении.

Перед вами – составленные англоязычными читателями на исходе XX века списки живой и любимой классики истекшего столетия. Аналогичные списки во Франции и Германии, естественно, выглядят несколько иначе. Бросается в глаза их отличие от стандартных представлений российского читателя; следует учитывать, что они несут на себе следы недавних экранизаций и рекламных кампаний, однако при этом наглядно свидетельствуют о поразительном разнообразии литературной продукции последнего столетия и ее востребованности.

50 лучших книг XX века

Как соотносятся с этими списками не смолкавшие на протяжении всего XX века дискуссии литераторов и критиков о «гибели литературы», «смерти романа», о невозможности поэзии в XX веке?

Оценка западной литературы и, шире, культуры зависит от ответа на кардинальный вопрос: периодом упадка или расцвета был XX век в истории ведущей современной цивилизации Запада[1]? В пользу первой точки зрения говорят массовое безумие двух мировых войн, холокост, паранойя холодной войны, череда экономических кризисов, последовательное нарушение в общественной и частной жизни всех заповедей христианства, лежащих в основе этой цивилизации. В самом деле, литература XX столетия дает достаточное количество примеров обесценивания идеалов, антигуманизма, забвения нравственных норм, она отражает разного рода хвори западной цивилизации. Разговоры об исчерпанности, старческой немощи культуры Запада не новы, они восходят к Ницше и Достоевскому, которые уже культуру Европы XIX века воспринимали как кладбище, полное дорогих, священных могил. Собственно в XX веке эту точку зрения разделяли очень многие литераторы Запада, и все отечественное литературоведение исходило из марксистского тезиса о предсмертных судорогах культуры капиталистического мира в преддверии его неизбежного краха.

Под «Западом» имеется в виду культура стран Западной Европы и континента, заселенного выходцами из Европы, – Америки. Хотя культура Америки, особенно США, обладает многими своеобразными чертами, по типу она относится к европейской.

Ссылка на основную публикацию
×
×