Идейно-художественное своеобразие военной лирики: сочинение

Идейно-художественное своеобразие военной лирики

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Давным-давно окончен бой.
С. Орлов
Великая Отечественная война… Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные?
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних.
Где ни первых нет, ни последних.
А. Ахматова
Что требовалось от них? Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил?
И кружит лист последний
У детства на краю.
И я, двадцатилетний,
Под пулями стою.
А. Межиров “Стихи о мальчике”
Нам трудно ответить на эти вопросы. Ведь мы дети уже третьего поколения, мы не смотрели смерти в глаза, не чувствовали ежеминутный страх за жизнь родных и близких нам людей. Порой мне даже хочется забыть о том, что когда-то шла война, была разруха, хаос, смерть. Словно маленький ребенок, пытаешься отгородиться от пугающего лика войны. Но нет… Нельзя… Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к победе.
Вот о вас и напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”.
Незатейливые парнишки,—
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья.
А. Ахматова. “Победителям”
Все эти люди, принося в жертву жестокой войне лучшие годы своей жизни, молодость, любовь, совершали подвиг.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак. “Смерть сапера”
Ну а что нынешнее поколение вкладывает в это понятие, что это слово говорит нам? Грустно осознавать, но для многих из нас слово подвиг — лишь привычное, хотя и торжественное, сочетание звуков. Свершение подвига требует не только муже-, ства, доблести, смелости, но и особого состояния души… Книги, прочитанные каждым из тех, кто ушел на войну, их друзья, школа, учителя — все внесли свою лепту в создание их нравственной готовности к подвигу. Ведь зачастую люди, казавшиеся в довоенное мирное время тихими и робкими, на поле боя оказывались наиболее мужественными и смелыми. И наоборот, те, кто были заметными лидерами, вдруг оказывались неспособными на решительный шаг.
Так кто же совершал подвиг? Те, кто рисковал, кто самоотверженно бросался в бой, кто жертвовал, боролся, защищал? Да, это действительно так. Но разве не истинный подвиг совершали матери и сестры, по ночам вязавшие носки и варежки для бойцов? Разве не подвиг совершали совсем еще дети, вытягивающие на своих хрупких плечиках непосильную работу в тылу? Все они пусть на шаг, пусть на миг помогали приблизить победу, становясь родными детьми и матерями, сестрами и братьями солдат, сражавшихся за Родину.

ь на миг помогали приблизить победу, становясь родными детьми и матерями, сестрами и братьями солдат, сражавшихся за Родину. Поражает их готовность на все, вплоть до невозможного:
… встала бы на зов твой из могилы,
все б мы встали, а не я одна, —
пишет Ольга Берггольц. Своим трудом, своими молитвами, своим ожиданием все те, кто оставался в тылу, участвовал в подвиге народа:
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов. “Жди меня”
Прочитав это стихотворение, мы понимаем, насколько важно было для каждого бойца, оказавшегося вдали от дома, от семьи, чувствовать, что он не одинок, что его любят и ждут.
Нельзя забывать и о тех, кто фактически оказался оторванным от Родины, — о военнопленных. Оказавшись в изоляции от внешнего мира, не имея никакой связи с ним, они все-таки оставались верными своей стране, той присяге, которую принимал каждый из них. Борис Слуцкий пишет о состоянии людей, бросивших вызов своим угнетателям:
О вы, кто наши души живые
Хотели купить за похлебку с кашей, —
Смотрите, как, мясо с ладони выев,
Кончают жизнь товарищи наши!
Землю роем когтями-ногтями,
Зверем воем в Кёльнской яме,
Но все остается — как было! как было! —
Каша с вами, а душа с нами.
“Кёльнская яма”
Разве это не подвиг? Ведь многие из них уже тогда понимали, что и Родина их отвергнет. Но они остались верны, верны прежде всего себе. Их лозунгом стали слова: “Да будем достойны посмертной славы!” Они верили в то, что пусть не нынешнее поколение, так грядущее оценит их стойкость, мужество, подвиг:
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Николай Майоров. “Есть в голосе моем. ”
Солдаты, бойцы, нежные сыновья, любящие мужья осознавали, что за ними осталось самое дорогое, единственное: их земля, родные дома, близкие люди. И они просто воевали, не думая о подвиге, о славе, о героизме.
В стихотворении “Птаха малая песней заветной” Сергея Орлова затронута тонкая грань связи подвига и смерти, подвига и жизни. Выжить, несомненно, тоже подвиг. Ведь “хвастает привычкой к смерти лишь тот, кто не встречался с ней”! К смерти невозможно привыкнуть. Человек должен обладать невероятными свойствами души, чтобы не дрогнуть перед смертью, ощутив ее дыхание и близость. Воспитать в себе “готовность к смерти”… Разве это не подвиг?
Готовность к смерти — тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
М. Львов. “Чтоб стать мужчиной. ”
Почему идут бесконечные войны, несущие гибель и страдания, а вопреки этому продолжает существовать жизнь? Так что же важнее? Умереть или выжить? Иногда на войне отдать свою жизнь означает сохранить ее для другого. Самоотречение, самопожертвование, страстное желание добра своему “далекому отсвету” из мирной жизни, разрушенной войной, — это тоже подвиг.

елание добра своему “далекому отсвету” из мирной жизни, разрушенной войной, — это тоже подвиг.
Человек живет на белом свете.
Где — не знаю. Суть совсем не в том.
Я — лежу в пристрелянном кювете,
Он — с мороза входит в теплый дом.
Снег не тает. Губы, щеки, веки
Он засыпал. И велит дрожать.
С думой о далеком человеке
Легче до атаки мне лежать.
А. Межиров
Подвига одного человека недостаточно для победы в войне. Победа достигается лишь сплочением всего народа. Недаром звуки знаменитой песни “Священная война” Лебедева-Кумача были столь созвучны сердцу каждого:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
На борьбу поднялась вся страна. Подвиг становился каждодневным, массовым, всенародным. Воистину это была “война народная, священная война”! И каждый, кто участвовал в ней, подчинялся одной общей воле, одной общей цели. Тогда и проявлялись подлинные качества человека, подвиг одного становился подвигом всех. Об этом не раз писал Л. Н. Толстой, об этом знал его герой Андрей Болконский. Народный подвиг — это и есть сложенные воедино чувства верности, патриотизма, любви, превращающиеся в огромную силу, способную победить любого врага.
Но что же мы вкладываем в понятие “подвиг” сейчас? Карабах, Афганистан, Чечня. Войны существуют и поныне. И в наше время присутствуют страшные приметы разрухи, бедствия, смерти. Какова причина этих войн? Необходимы ли они?
Как ни горестно это звучит, но все это лишь кровавая борьба за власть, за новые сферы влияния. Истинный подвиг, героизм? Но во имя чего?! С бездумной, неоправданной войной несовместимы такие высокие проявления человеческой души, как долг, подвиг, гуманность. В подобных войнах нет ни победителей, ни побежденных. Жертвами подобных политических игр становятся невинные люди. Идет бесполезная война, более того, бесчеловечная. Возможно, кто-то скажет, что солдат одной из противоборствующих сторон совершил подвиг, но тогда другая сторона может назвать это преступлением. Наше время рождает парадоксы, несовместимые понятия сливаются в одно… Следует задуматься, к чему мы движемся по спирали времени, к чему стремимся?
Так что же такое подвиг? Кого по праву мы называем героями? Как говорил Ромен Роллан: “… Я люблю тех, кто прошел сквозь страдания, не сломившись и не унизившись, не утратив сокровища своей внутренней жизни”. Таких людей и мы называем героями. Именно они, сохранив “сокровища внутренней жизни”, не дрогнули, услышав “в час прощальный острый крик жены”, увидев “жесткий блеск внезапной седины”, именно они, “задыхающиеся от бега”, изнемогающие от ран, выдерживали нескончаемые бои, именно эти “защитники русской земли” достойны носить имена героев, подвиг которых теперь принадлежит вечности.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли о войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же.

, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же.
А. Твардовский

Идейно-художественное своеобразие военной лирики: сочинение

Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Идейно-художественное своеобразие военной лирики. Разное.

Идейно-художественное своеобразие военной лирики

Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Давным-давно окончен бой. С. Орлов Великая Отечественная война. Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопыҭные? Важно с девочками простились, На ходу целовали мать, Во все новое нарядились, Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних. Где ни первых нет, ни последних. А. Ахматова Что требовалось от них? Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил? И кружиҭ лист последний У детства на краю. И я, двадцатилетний, Под пулями стою. А. Межиров Сҭихи о мальчике Нам трудно ответить на эҭи вопросы. Ведь мы дети уже третьего поколения, мы не смотрели смерҭи в глаза, не чувствовали ежеминуҭный страх за жизнь родных и близких нам людей. Порой мне даже хочется забыть о том, что когда-то шла война, была разруха, хаос, смерть. Словно маленький ребенок, пытаешься отгородиться от пугающего лика войны. Но нет. Нельзя. Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к победе. Вот о вас и напишуҭ книжки: Жизнь свою за други своя. Незатейливые парнишки, Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братики, сыновья. А. Ахматова. Победителям Все эҭи люди, принося в жерҭву жестокой войне лучшие годы своей жизни, молодость, любовь, совершали подвиг. Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмерҭишь, Когда ей к свету и величию Своею жерҭвой путь прочерҭишь. Б. Пастернак. Смерть сапера Ну а что нынешнее поколение вкладывает в это понятие, что это слово говориҭ нам? Грустно осознавать, но для многих из нас слово подвиг лишь привычное, хотя и торжественное, сочетание звуков. Свершение подвига требует не только муже-, ства, доблести, смелости, но и особого состояния души. Книги, прочитанные каждым из тех, кто ушел на войну, их друзья, школа, учителя все внесли свою лепҭу в создание их нравственной готовности к подвигу. Ведь зачастую люди, казавшиеся в довоенное мирное время ҭихими и робкими, на поле боя оказывались наиболее мужественными и смелыми. И наоборот, те, кто были заметными лидерами, вдруг оказывались неспособными на решительный шаг. Так кто же совершал подвиг? Те, кто рисковал, кто самоотверженно бросался в бой, кто жерҭвовал, боролся, защищал? Да, это действительно так. Но разве не истинный подвиг совершали матери и сестры, по ночам вязавшие носки и варежки для бойцов? Разве не подвиг совершали совсем еще дети, выҭягивающие на своих хрупких плечиках непосильную работу в ҭылу? Все они пусть на шаг, пусть на миг помогали приблизить победу, становясь родными детьми и матерями, сестрами и братьями солдат, сражавшихся за Родину. Поражает их готовность на все, вплоть до невозможного: . встала бы на зов ҭвой из могилы, все б мы встали, а не я одна, пишет Ольга Берггольц. Своим трудом, своими молиҭвами, своим ожиданием все те, кто оставался в ҭылу, участвовал в подвиге народа: Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, Просто ҭы умела ждать, Как никто другой. К. Симонов. Жди меня Прочитав это стихотворение, мы понимаем, насколько важно было для каждого бойца, оказавшегося вдали от дома, от семьи, чувствовать, что он не одинок, что его любят и ждуҭ. Нельзя забывать и о тех, кто фактически оказался оторванным от Родины, о военнопленных. Оказавшись в изоляции от внешнего мира, не имея никакой связи с ним, они все-таки оставались верными своей стране, той присяге, которую принимал каждый из них. Борис Слуцкий пишет о состоянии людей, бросивших вызов своим угнетателям: О вы, кто наши души живые Хотели купить за похлебку с кашей, Смотрите, как, мясо с ладони выев, Кончаюҭ жизнь товарищи наши! Землю роем когҭями-ногҭями, Зверем воем в К��льнской яме, Но все остается как было! как было! Каша с вами, а душа с нами. К��льнская яма Разве это не подвиг? Ведь многие из них уже тогда понимали, что и Данный текст предназначен только для частного использования – Родина их отвергнет. Но они остались верны, верны прежде всего себе. Их лозунгом стали слова: Да будем достойны посмерҭной славы! Они верили в то, что пусть не нынешнее поколение, так грядущее оцениҭ их стойкость, мужество, подвиг: Потомок различиҭ в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли. Николай Майоров. Есть в голосе моем. Солдаты, бойцы, нежные сыновья, любящие мужья осознавали, что за ними осталось самое дорогое, единственное: их земля, родные дома, близкие люди. И они просто воевали, не думая о подвиге, о славе, о героизме. В стихотворении Птаха малая песней заветной Сергея Орлова затронута тонкая грань связи подвига и смерҭи, подвига и жизни. Выжить, несомненно, тоже подвиг. Ведь хвастает привычкой к смерҭи лишь тот, кто не встречался с ней! К смерҭи невозможно привыкнуть. Человек должен обладать невероятными свойствами души, чтобы не дрогнуть перед смертью, ощуҭив ее дыхание и близость. Воспитать в себе готовность к смерҭи. Разве это не подвиг? Готовность к смерҭи тоже ведь оружье. И ҭы его однажды примени. Мужчины умираюҭ, если нужно, И потому живуҭ в веках они. М. Львов. Чтоб стать мужчиной. Почему идуҭ бесконечные войны, несущие гибель и страдания, а вопреки этому продолжает существовать жизнь? Так что же важнее? Умереть или выжить? Иногда на войне отдать свою жизнь означает сохранить ее для другого. Самоотречение, самопожерҭвование, страстное желание добра своему далекому отсвету из мирной жизни, разрушенной войной, это тоже подвиг. Человек живет на белом свете. Где не знаю. Суть совсем не в том. Я лежу в пристрелянном кювете, Он с мороза входиҭ в теплый дом. Снег не тает. Губы, щеки, веки Он засыпал. И велиҭ дрожать.
.. С думой о далеком человеке Легче до атаки мне лежать.
А. Межиров Подвига одного человека недостаточно для победы в войне. Победа достигается лишь сплочением всего народа. Недаром звуки знаменитой песни Священная война Лебедева-Кумача были столь созвучны сердцу каждого: Вставай, страна огромная, Вставай на смерҭный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! На борьбу поднялась вся страна. Подвиг становился каждодневным, массовым, всенародным. Воистину это была война народная, священная война! И каждый, кто участвовал в ней, подчинялся одной общей воле, одной общей цели. Тогда и проявлялись подлинные качества человека, подвиг одного становился подвигом всех. Об этом не раз писал Л. Н. Толстой, об этом знал его герой Андрей Болконский. Народный подвиг это и есть сложенные воедино чувства верности, патриотизма, любви, превращающиеся в огромную силу, способную победить любого врага. Но что же мы вкладываем в понятие подвиг сейчас? Карабах, Афганистан, Чечня. Войны существуюҭ и поныне. И в наше время присуҭствуюҭ страшные приметы разрухи, бедствия, смерҭи. Какова причина эҭих войн? Необходимы ли они? Как ни горестно это звучиҭ, но все это лишь кровавая борьба за власть, за новые сферы влияния. Истинный подвиг, героизм? Но во имя чего?! С бездумной, неоправданной войной несовместимы такие высокие проявления человеческой души, как долг, подвиг, гуманность. В подобных войнах нет ни победителей, ни побежденных. Жерҭвами подобных полиҭических игр становятся невинные люди. Идет бесполезная война, более того, бесчеловечная. Возможно, кто-то скажет, что солдат одной из противоборствующих сторон совершил подвиг, но тогда другая сторона может назвать это преступлением. Наше время рождает парадоксы, несовместимые понятия сливаюҭся в одно. Следует задуматься, к чему мы движемся по спирали времени, к чему стремимся? Так что же такое подвиг? Кого по праву мы называем героями? Как говорил Ромен Роллан: . Я люблю тех, кто прошел сквозь страдания, не сломившись и не унизившись, не утратив сокровища своей внутренней жизни. Таких людей и мы называем героями. Именно они, сохранив сокровища внутренней жизни, не дрогнули, услышав в час прощальный острый крик жены, увидев жесткий блеск внезапной седины, именно они, задыхающиеся от бега, изнемогающие от ран, выдерживали нескончаемые бои, именно эҭи защиҭники русской земли достойны носить имена героев, подвиг которых теперь принадлежиҭ вечности. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли о войны. В том, что они кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же. А. Твардовский

Права на сочинение “Идейно-художественное своеобразие военной лирики” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Идейно-художественное своеобразие военной лирики

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Давным-давно окончен бой.
С. Орлов
Великая Отечественная война. Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные?
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних.
Где ни первых нет, ни последних.
А. Ахматова
Что требовалось от них? Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил?
И кружит лист последний
У детства на краю.
И я, двадцатилетний,
Под пулями стою.
А. Межиров.
«Стихи о мальчике»
Нам трудно ответить на эти вопросы. Ведь мы дети уже третьего поколения, мы не смотрели смерти в глаза, не чувствовали ежеминутный страх за жизнь родных и близких нам людей. Порой мне даже хочется забыть о том, что когда-то шла война, была разруха, хаос, смерть. Словно маленький ребенок, пытаешься отгородиться от пугающего лика войны. Но нет. Нельзя. Мы не имеем права
забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к победе.
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя».
Незатейливые парнишки,—
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья.
А. Ахматова. «Победителям»
Все эти люди, принося в жертву жестокой войне лучшие годы своей жизни, молодость, любовь, совершали подвиг.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак. «Смерть сапера»
Ну а что нынешнее поколение вкладывает в это понятие, что это слово говорит нам? Грустно осознавать, но для многих из нас слово подвиг — лишь привычное, хотя и торжественное, сочетание звуков. Свершение подвига требует не только мужества, доблести, смелости, но и особого состояния души. Книги, прочитанные каждым из тех, кто ушел на войну, их друзья, школа, учителя — все внесли свою лепту в создание их нравственной готовности к подвигу. Ведь зачастую люди, казавшиеся в довоенное мирное время тихими и робкими, на поле боя оказывались наиболее мужественными и смелыми. И наоборот, те, кто были заметными лидерами, вдруг оказывались неспособными на решительный шаг.
Так кто же совершал подвиг? Те, кто рисковал, кто самоотверженно бросался в бой, кто жертвовал, боролся, защищал? Да, это действительно так. Но разве не истинный подвиг совершали матери и сестры, по ночам вязавшие носки и варежки для бойцов? Разве не подвиг совершали совсем еще дети, вытягивающие на своих хрупких плечиках непосильную работу в тылу? Все они пусть на шаг, пусть на миг помогали приблизить победу, становясь родными детьми и матерями, сестрами и братьями солдат, сражавшихся за Родину. Поражает их готовность на все, вплоть до невозможного:
. встала бы на зов твой из могилы,
все б мы встали, а не я одна, —
пишет Ольга Берггольц. Своим трудом, своими молитвами, своим ожиданием все те, кто оставался в тылу, участвовал в подвиге народа:
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов. «Жди меня»
Прочитав это стихотворение, мы понимаем, насколько важно было для каждого бойца, оказавшегося вдали от дома, от семьи, чувствовать, что он не одинок, что его любят и ждут.
Нельзя забывать и о тех, кто фактически оказался оторванным от Родины, — о военнопленных. Оказавшись в изоляции от внешнего мира, не имея никакой связи с ним, они все-таки оставались верными своей стране, той присяге, которую принимал каждый из них. Борис Слуцкий пишет о состоянии людей, бросивших вызов своим угнетателям:
О вы, кто наши души живые
Хотели купить за похлебку с кашей, —
Смотрите, как, мясо с ладони выев,
Кончают жизнь товарищи наши!
Землю роем когтями-ногтями,
Зверем воем в Кёльнской яме,
Но все остается — как было! как было! —
Каша с вами, а душа с нами.
«Кёльнская яма»
Разве это не подвиг? Ведь многие из них уже тогда понимали, что и Родина их отвергнет. Но они остались верны, верны прежде всего себе. Их лозунгом стали слова: «Да будем достойны посмертной славы!» Они верили в то, что пусть не нынешнее поколение, так грядущее оценит их стойкость, мужество, подвиг:
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Николай Майоров.
«Есть в голосе моем. »
Солдаты, бойцы, нежные сыновья, любящие мужья осознавали, что за ними осталось самое дорогое, единственное: их земля, родные дома, близкие люди. И они просто воевали, не думая о подвиге, о славе, о героизме.
В стихотворении «Птаха малая песней заветной» Сергея Орлова затронута тонкая грань связи подвига и смерти, подвига и жизни. Выжить, несомненно, тоже подвиг. Ведь «хвастает привычкой к смерти лишь тот, кто не встречался с ней»! К смерти невозможно привыкнуть. Человек должен обладать невероятными свойствами души, чтобы не дрогнуть перед смертью, ощутив ее дыхание и близость. Воспитать в себе «готовность к смерти». Разве это не подвиг?
Готовность к смерти — тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
М. Львов. «Чтоб стать мужчиной. »
Почему идут бесконечные войны, несущие гибель и страдания, а вопреки этому продолжает существовать жизнь? Так что же важнее? Умереть или выжить? Иногда на войне отдать свою жизнь
означает сохранить ее для другого. Самоотречение, самопожертвование, страстное желание добра своему «далекому отсвету» из мирной жизни, разрушенной войной, — это тоже подвиг.
Человек живет на белом свете.
Где — не знаю. Суть совсем не в том.
Я — лежу в пристрелянном кювете,
Он — с мороза входит в теплый дом.
Снег не тает. Губы, щеки, веки
Он засыпал. И велит дрожать.
С думой о далеком человеке
Легче до атаки мне лежать.
А. Межиров
Подвига одного человека недостаточно для победы в войне. Победа достигается лишь сплочением всего народа. Недаром звуки знаменитой песни «Священная война» Лебедева-Кумача были столь созвучны сердцу каждого:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
На борьбу поднялась вся страна. Подвиг становился каждодневным, массовым, всенародным. Воистину это была «война народная, священная война»! И каждый, кто участвовал в ней, подчинялся одной общей воле, одной общей цели. Тогда и проявлялись подлинные качества человека, подвиг одного становился подвигом всех. Об этом не раз писал Л. Н. Толстой, об этом знал его герой Андрей Болконский. Народный подвиг — это и есть сложенные воедино чувства верности, патриотизма, любви, превращающиеся в огромную силу, способную победить любого врага.
Но что же мы вкладываем в понятие «подвиг» сейчас? Карабах, Афганистан, Чечня. Войны существуют и поныне. И в наше время присутствуют страшные приметы разрухи, бедствия, смерти. Какова причина этих войн? Необходимы ли они?
Как ни горестно это звучит, но все это лишь кровавая борьба за власть, за новые сферы влияния. Истинный подвиг, героизм? Но во имя чего?! С бездумной, неоправданной войной несовместимы такие высокие проявления человеческой души, как долг, подвиг, гуманность. В подобных войнах нет ни победителей, ни побежденных. Жертвами подобных политических игр становятся невинные люди. Идет бесполезная война, более того, бесчеловечная. Возможно, кто-то скажет, что солдат одной из противоборствующих сторон совершил подвиг, но тогда другая сторона может назвать это преступлением. Наше время рождает парадоксы, несовместимые понятия сливаются в одно. Следует задуматься, к чему мы движемся по спирали времени, к чему стремимся?
Так что же такое подвиг? Кого по праву мы называем героями? Как говорил Ромен Роллан: «. Я люблю тех, кто прошел сквозь страдания, не сломившись и не унизившись, не утратив сокровища своей внутренней жизни». Таких людей и мы называем героями.
Именно они, сохранив «сокровища внутренней жизни», не дрогнули, услышав «в час прощальный острый крик жены», увидев «жесткий блеск внезапной седины», именно они, «задыхающиеся от бега», изнемогающие от ран, выдерживали нескончаемые бои, именно эти «защитники русской земли» достойны носить имена героев, подвиг которых теперь принадлежит вечности.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же.
А. Твардовский

Идейно-художественное своеобразие военной лирики

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Давным-давно окончен бой.
С. Орлов

Великая Отечественная война. Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные?

Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних.
Где ни первых нет, ни последних.
А. Ахматова

Что требовалось от них? Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил?

И кружит лист последний
У детства на краю.
И я, двадцатилетний,
Под пулями стою.
А. Межиров “Стихи о мальчике”

Нам трудно ответить на эти вопросы. Ведь мы дети уже третьего поколения, мы не смотрели смерти в глаза, не чувствовали ежеминутный страх за жизнь родных и близких нам людей. Порой мне даже хочется забыть о том, что когда-то шла война, была разруха, хаос, смерть. Словно маленький ребенок, пытаешься отгородиться от пугающего лика войны. Но нет. Нельзя. Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к победе.

Вот о вас и напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”.
Незатейливые парнишки,-
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, –
Внуки, братики, сыновья.
А. Ахматова. “Победителям”

Все эти люди, принося в жертву жестокой войне лучшие годы своей жизни, молодость, любовь, совершали подвиг.

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак. “Смерть сапера”

Ну а что нынешнее поколение вкладывает в это понятие, что это слово говорит нам? Грустно осознавать, но для многих из нас слово подвиг – лишь привычное, хотя и торжественное, сочетание звуков. Свершение подвига требует не только муже-, ства, доблести, смелости, но и особого состояния души. Книги, прочитанные каждым из тех, кто ушел на войну, их друзья, школа, учителя – все внесли свою лепту в создание их нравственной готовности к подвигу. Ведь зачастую люди, казавшиеся в довоенное мирное время тихими и робкими, на поле боя оказывались наиболее мужественными и смелыми. И наоборот, те, кто были заметными лидерами, вдруг оказывались неспособными на решительный шаг.
Так кто же совершал подвиг? Те, кто рисковал, кто самоотверженно бросался в бой, кто жертвовал, боролся, защищал? Да, это действительно так. Но разве не истинный подвиг совершали матери и сестры, по ночам вязавшие носки и варежки для бойцов? Разве не подвиг совершали совсем еще дети, вытягивающие на своих хрупких плечиках непосильную работу в тылу? Все они пусть на шаг, пусть на миг помогали приблизить победу, становясь родными детьми и матерями, сестрами и братьями солдат, сражавшихся за Родину. Поражает их готовность на все, вплоть до невозможного:

. встала бы на зов твой из могилы,
все б мы встали, а не я одна, –

пишет Ольга Берггольц. Своим трудом, своими молитвами, своим ожиданием все те, кто оставался в тылу, участвовал в подвиге народа:

Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов. “Жди меня”

Прочитав это стихотворение, мы понимаем, насколько важно было для каждого бойца, оказавшегося вдали от дома, от семьи, чувствовать, что он не одинок, что его любят и ждут.
Нельзя забывать и о тех, кто фактически оказался оторванным от Родины, – о военнопленных. Оказавшись в изоляции от внешнего мира, не имея никакой связи с ним, они все-таки оставались верными своей стране, той присяге, которую принимал каждый из них. Борис Слуцкий пишет о состоянии людей, бросивших вызов своим угнетателям:

О вы, кто наши души живые
Хотели купить за похлебку с кашей, –
Смотрите, как, мясо с ладони выев,
Кончают жизнь товарищи наши!
Землю роем когтями-ногтями,
Зверем воем в Кельнской яме,
Но все остается – как было! как было! –
Каша с вами, а душа с нами.
“Кельнская яма”

Разве это не подвиг? Ведь многие из них уже тогда понимали, что и Родина их отвергнет. Но они остались верны, верны прежде всего себе. Их лозунгом стали слова: “Да будем достойны посмертной славы!” Они верили в то, что пусть не нынешнее поколение, так грядущее оценит их стойкость, мужество, подвиг:

Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Николай Майоров. “Есть в голосе моем. “

Солдаты, бойцы, нежные сыновья, любящие мужья осознавали, что за ними осталось самое дорогое, единственное: их земля, родные дома, близкие люди. И они просто воевали, не думая о подвиге, о славе, о героизме.
В стихотворении “Птаха малая песней заветной” Сергея Орлова затронута тонкая грань связи подвига и смерти, подвига и жизни. Выжить, несомненно, тоже подвиг. Ведь “хвастает привычкой к смерти лишь тот, кто не встречался с ней”! К смерти невозможно привыкнуть. Человек должен обладать невероятными свойствами души, чтобы не дрогнуть перед смертью, ощутив ее дыхание и близость. Воспитать в себе “готовность к смерти”. Разве это не подвиг?

Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
М. Львов. “Чтоб стать мужчиной. “

Почему идут бесконечные войны, несущие гибель и страдания, а вопреки этому продолжает существовать жизнь? Так что же важнее? Умереть или выжить? Иногда на войне отдать свою жизнь означает сохранить ее для другого. Самоотречение, самопожертвование, страстное желание добра своему “далекому отсвету” из мирной жизни, разрушенной войной, – это тоже подвиг.

Человек живет на белом свете.
Где – не знаю. Суть совсем не в том.
Я – лежу в пристрелянном кювете,
Он – с мороза входит в теплый дом.
Снег не тает. Губы, щеки, веки
Он засыпал. И велит дрожать.
С думой о далеком человеке
Легче до атаки мне лежать.
А. Межиров

Подвига одного человека недостаточно для победы в войне. Победа достигается лишь сплочением всего народа. Недаром звуки знаменитой песни “Священная война” Лебедева-Кумача были столь созвучны сердцу каждого:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

На борьбу поднялась вся страна. Подвиг становился каждодневным, массовым, всенародным. Воистину это была “война народная, священная война”! И каждый, кто участвовал в ней, подчинялся одной общей воле, одной общей цели. Тогда и проявлялись подлинные качества человека, подвиг одного становился подвигом всех. Об этом не раз писал Л. Н. Толстой, об этом знал его герой Андрей Болконский. Народный подвиг – это и есть сложенные воедино чувства верности, патриотизма, любви, превращающиеся в огромную силу, способную победить любого врага.
Но что же мы вкладываем в понятие “подвиг” сейчас? Карабах, Афганистан, Чечня. Войны существуют и поныне. И в наше время присутствуют страшные приметы разрухи, бедствия, смерти. Какова причина этих войн? Необходимы ли они?
Как ни горестно это звучит, но все это лишь кровавая борьба за власть, за новые сферы влияния. Истинный подвиг, героизм? Но во имя чего?! С бездумной, неоправданной войной несовместимы такие высокие проявления человеческой души, как долг, подвиг, гуманность. В подобных войнах нет ни победителей, ни побежденных. Жертвами подобных политических игр становятся невинные люди. Идет бесполезная война, более того, бесчеловечная. Возможно, кто-то скажет, что солдат одной из противоборствующих сторон совершил подвиг, но тогда другая сторона может назвать это преступлением. Наше время рождает парадоксы, несовместимые понятия сливаются в одно. Следует задуматься, к чему мы движемся по спирали времени, к чему стремимся?
Так что же такое подвиг? Кого по праву мы называем героями? Как говорил Ромен Роллан: “. Я люблю тех, кто прошел сквозь страдания, не сломившись и не унизившись, не утратив сокровища своей внутренней жизни”. Таких людей и мы называем героями. Именно они, сохранив “сокровища внутренней жизни”, не дрогнули, услышав “в час прощальный острый крик жены”, увидев “жесткий блеск внезапной седины”, именно они, “задыхающиеся от бега”, изнемогающие от ран, выдерживали нескончаемые бои, именно эти “защитники русской земли” достойны носить имена героев, подвиг которых теперь принадлежит вечности.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли о войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же.
А. Твардовский

План сочинения: Художественные особенности военной лирики Кузнецова

Художественные особенности военной лирики Ю. Кузнецова

«Главные мои темы — это Родина и природа, война и мир, любовь и добро…» — говорит Ю. Кузнецов. В его поэзии явственно проступа­ет народно-поэтическая основа мировосприятия и образности, при­чем в необычном ее преломлении. В стихах Ю. Кузнецова обнаруживается органическая образность, глубина, естественность ассоциаций, экспрессивность и эмоци­ональность:

Надо мною дымится

Пробитое пулями солнце.

Смотрит с фото отец,

Измотанный долгой бессонницей…

В обожженной измятой каске,

Он оставил мне Родину

И зачитанных писем связку.

3. Характерными особенностями военной лирики поэта являются так­же зримость и точность деталей, их контрастность и драматизм. Они служат основой психологической точности и глубины в раскрытии душевных переживаний героя.

4. Часто общие, ставшие порой отвлеченными понятия оживают в об­разной ткани стихотворений:

Снова память тащит санки по двору.

Мать уходит в прошлое, как по воду,

А колодец на краю войны…

5. В военной лирике Кузнецова передано ощущение

Шел отец, шел отец невредим Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым —

Ни могилы, ни боли.

6. Военная лирика Ю. Кузнецова привлекает своей оригинальностью и самобытностью. Горестные и трагические образы этой лирики со­здают одинокий и страшный образ, образ бессмертия павших во имя свободы Родины, «ради жизни на земле».

Дайджест:

План сочинения: Художественные черты поэтики И. А. Бродского Художественные черты поэтики И. А. Бродского Произведения Бродского можно сравнить с симфоническим оркест­ром, его могучим музыкальным напором, который достигается на­сыщенной и необычайно строгой композицией. Бродский не говорит о главном прямо. .

Художественные особенности лирики С. Есенина Поэзия Есенина живет потому, что в Ней читатель находит близкие ему Картины родной природы и милые сердцу Чувства большой, бескорыстной и Непроходящей любви к своей великой Родине». И. С. Эвентов. .

План сочинения — Особенности композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Особенности композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» I. Вступление Композиция — состав, расположение и взаимосвязь час­тей и элементов художественного произведения. II. Главная часть 1. Основной сюжетный. .

В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним. .

Художественные особенности Романа «Белая гвардия» Художественные особенности. Роман «Белая гвардия»; во многом продолжает традиции классического романа. В романе отсутствует хронологическая последовательность, зачас­тую изображаемые события прерываются воспоминаниями или сна­ми. Ограничено художественное пространство и время. Начинается роман. .

Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики Заболоцкого Особенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого Философско-пейзажная лирика Заболоцкого — это прежде всего ли­рика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных об­личьях и с разных сторон, но в. .

Художественные особенности Романтических произведений Горького Художественные особенности. В произведениях рассматри­ваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Сво­их героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру. .

План сочинения — Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представ­ление о поэте у Пушкина, Лермонтова, Некрасова. II. Главная часть 1. Своеобразие постановки. .

План сочинения: Размышления о мироустройстве в лирике Мартынова Размышления о мироустройстве в лирике Л. Н. Мартынова 1. Мир поэзии Мартынова — это мир необычайных превращений, мета­морфоз, мир невиданных прежде скоростей, который во многом про­тиворечит логике здравого смысла. Поэта. .

Проблема патриотизма по тексту Кузнецова Есть животные, которые не могут слышать, и их душа заполнена пустотой мертвого безмолвия Подвиг и героизм… Что для людей означают эти два понятия? Что порождает «героическую самоотверженность» — «благородство людей» или «неразвитость личности»? Данная тема стала объектом для изучения автором взятого для рассмотрения. .

Художественные особенности «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» Художественные особенности. Сразу же после публикации повесть «Один день Ивана Денисовича»; была отнесена критикой к выдающимся художественным произведениям. К. Симонов отмечал в книге Солженицына «лаконичность и отточенность прозы боль­ших художественных. .

Художественные особенности «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Художественные особенности. «Слово о полку Игореве»; — сложное, уникальное в художественном отношении произведение. Это не стихи, но и не обычная проза, поскольку она ритмически ор­ганизована, наполнена тончайшей звукописью и тем. .

Художественные особенности произведений Чехова Художественные особенности. Чехов выступил подлинным новатором как в прозе, так и в драматургии. Очень точно сказал об этом Л. Н. Толстой: «Чехов создал новые… для всего мира формы писания, подобных. .

Художественные особенности горе от ума Грибоедова Художественные особенности. Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и но­ваторские элементы. Комедия «Горе от ума»;, как никакое другое. .

Новаторство драматурга Генрика Ибсена, художественные особенности его произведения «Кукольный дом» Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты. .

Художественные особенности «кавказских» поэм Лермонтова Возвращаясь к поэмам 1830-1833 гг., к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе, вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму романтической поэмы. В. .

План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзия Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на. .

Особенности японской лирики Запад и Восток. Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу. В чем же причина? Только ли в географии? И что имел в виду Киплинг, когда говорил, что. .

Художественные особенности барочной поэзии Джона Донна Поэзии барокко присущие трагическая напряженность и трагическое мировосприятие. Расположения духа пессимизма, скепсиса, разочарования усиливаются от осознания того, что человек — песчинка во Вселенной, жизнь мимолетная, и в нем властвует фатум. .

План сочинения: Образ ночи в лирике Тютчева Образ ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи — традиционная тема романтической поэзии. Она явля­ется одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от по­этов-романтиков, Тютчев выводит. .

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годах позапрошлого столетия П. Верлен, А. .

На тему: Поэтические особенности ранней лирики Заболоцкого Поэтические особенности ранней лирики Н. А. Заболоцкого Обретение Н. Заболоцким собственного поэтического голоса во многом связано с выходом в 1929 году сборника его стихов «Столбцы». Книга носи­ла явно экспериментаторский характер. .

План сочинения — Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н. С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. .

Особенности лирики М. А. Волошина 1. Коктебельский дом поэта. 2. Раннее творчество Волошина. 3. Поздний период творчества. Его стихи — безупречно точные видения. И. Г. Эренбург М. А. Волошин родился в Киеве, среди его предков. .

План сочинения на тему: Два Евгения Два Евгения I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т. к. они принадле­жат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития рус­ского общества. Их убеждения также различаются. Однако и. .

План сочинения — А. С. Пушкин о поэте и поэзии 1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли. .

Идейно-художественные особенности «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова В числе литературных величин, открытых эпохой гласности, имя Варлама Шаламова, на мой взгляд, — одно из самых трагических имен в отечественной литературе. Этот писатель оставил потомкам поразительное по глубине художественности. .

План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подроб­ность в художественном произведении. II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ. .

Особенности драматургии А. В. Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения Шестидесятые годы XX века более известны как времена поэзии. Множество стихов появляется в этот период русской литературы. Но немаловажное место в этом контексте занимает и драматургия. И почетное место отводится. .

План сочинения: «Что есть красота. » «Что есть красота. » Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты — пошлости. Собственный же эстети­ческий идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем. .

План сочинения на тему: «Маленькие» люди Башмачкин и Червяков «Маленькие» люди Башмачкин и Червяков I. Вступление Гоголь и Чехов — продолжатели темы «маленького чело­века» в русской литературе XIX века. В то же время каждый из них глубоко индивидуален в. .

План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?» Своеобразие композиции романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» I. Вступление Композиция — состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в. .

План сочинения — Смысл заглавия поэмы Гоголя «Мертвые души» Смысл заглавия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» I. Вступление Заглавие поэмы символично и содержит множество значений. II. Главная часть Словосочетание «мертвые души» парадоксально, пото­му что душа бессмертна. Самое простое. .

План сочинения — Своеобразие драматургии Чехова Своеобразие драматургии А. П. Чехова I. Вступление Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками он создал в русской литературе принципиально новую дра­матургию. II. Главная часть 1. Конфликт в пьесах. .

План сочинения: Изображение «деловых людей» в комедиях Грибоедова и Островского Изображение «деловых людей» в комедиях А. С. Грибоедова и А. Н. Островского I. Вступление Воссоздавая сатирическую картину нравов дворянского общества, Грибоедов и Островский уделили заметное место образам «деловых людей», т. .

План сочинения по литературе Подготовка к ЕГЭ: План сочинения по литературе Сочинение или письменная работа на заданную тему показывает общую образованность ученика. Лучше всего писать сочинения простые и понятные, объемом от 150 до 400. .

План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» . Своеобразие сатиры того или иного писателя определя­ется объектом сатиры и художественными средствами сатири­ческого изображения. II. Главная часть 1. .

План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа? Самоубийство Катерины — поражение или победа? I. Вступление Катерина — сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать од­нозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная. .

План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов Онегин и Печорин: анализ образов I. Вступление Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и су­щественные различия. II. Главная часть 1. Общее: А) происхождение. .

План сочинения — Самодурство как социально-психологическое явление Самодурство как социально-психологическое явление I. Вступление Основная тема творчества Островского — жизнь «средних слоев»: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность. .

Сочинение по произведению на тему: Идейно-художественное своеобразие военной лирики

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Давным-давно окончен бой.
С. Орлов
Великая Отечественная война. Она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи. Да, мы вырвали победу у врага! Трудно подобрать какое-либо иное слово. Мы именно вырвали победу, она далась нам дорогой ценой, ценой целого поколения. Что же чувствовали те, кто прямо со школьной скамьи попал в самое пекло боя, совсем еще юные, неопытные?
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних.
Где ни первых нет, ни последних.
А. Ахматова
Что требовалось от них? Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил?
И кружит лист последний
У детства на краю.
И я, двадцатилетний,
Под пулями стою.
А. Межиров “Стихи о мальчике”
Нам трудно ответить на эти вопросы. Ведь мы дети уже третьего поколения, мы не смотрели смерти в глаза, не чувствовали ежеминутный страх за жизнь родных и близких нам людей. Порой мне даже хочется забыть о том, что когда-то шла война, была разруха, хаос, смерть. Словно маленький ребенок, пытаешься отгородиться от пугающего лика войны. Но нет. Нельзя. Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к победе.
Вот о вас и напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”.
Незатейливые парнишки,—
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья.
А. Ахматова. “Победителям”
Все эти люди, принося в жертву жестокой войне лучшие годы своей жизни, молодость, любовь, совершали подвиг.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Б. Пастернак. “Смерть сапера”
Ну а что нынешнее поколение вкладывает в это понятие, что это слово говорит нам? Грустно осознавать, но для многих из нас слово подвиг — лишь привычное, хотя и торжественное, сочетание звуков. Свершение подвига требует не только муже-, ства, доблести, смелости, но и особого состояния души. Книги, прочитанные каждым из тех, кто ушел на войну, их друзья, школа, учителя — все внесли свою лепту в создание их нравственной готовности к подвигу. Ведь зачастую люди, казавшиеся в довоенное мирное время тихими и робкими, на поле боя оказывались наиболее мужественными и смелыми. И наоборот, те, кто были заметными лидерами, вдруг оказывались неспособными на решительный шаг.
Так кто же совершал подвиг? Те, кто рисковал, кто самоотверженно бросался в бой, кто жертвовал, боролся, защищал? Да, это действительно так. Но разве не истинный подвиг совершали матери и сестры, по ночам вязавшие носки и варежки для бойцов? Разве не подвиг совершали совсем еще дети, вытягивающие на своих хрупких плечиках непосильную работу в тылу? Все они пусть на шаг, пусть на миг помогали приблизить победу, становясь родными детьми и матерями, сестрами и братьями солдат, сражавшихся за Родину. Поражает их готовность на все, вплоть до невозможного:
. встала бы на зов твой из могилы,
все б мы встали, а не я одна, —
пишет Ольга Берггольц. Своим трудом, своими молитвами, своим ожиданием все те, кто оставался в тылу, участвовал в подвиге народа:
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов. “Жди меня”
Прочитав это стихотворение, мы понимаем, насколько важно было для каждого бойца, оказавшегося вдали от дома, от семьи, чувствовать, что он не одинок, что его любят и ждут.
Нельзя забывать и о тех, кто фактически оказался оторванным от Родины, — о военнопленных. Оказавшись в изоляции от внешнего мира, не имея никакой связи с ним, они все-таки оставались верными своей стране, той присяге, которую принимал каждый из них. Борис Слуцкий пишет о состоянии людей, бросивших вызов своим угнетателям:
О вы, кто наши души живые
Хотели купить за похлебку с кашей, —
Смотрите, как, мясо с ладони выев,
Кончают жизнь товарищи наши!
Землю роем когтями-ногтями,
Зверем воем в Кёльнской яме,
Но все остается — как было! как было! —
Каша с вами, а душа с нами.
“Кёльнская яма”
Разве это не подвиг? Ведь многие из них уже тогда понимали, что и Родина их отвергнет. Но они остались верны, верны прежде всего себе. Их лозунгом стали слова: “Да будем достойны посмертной славы!” Они верили в то, что пусть не нынешнее поколение, так грядущее оценит их стойкость, мужество, подвиг:
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Николай Майоров. “Есть в голосе моем. ”
Солдаты, бойцы, нежные сыновья, любящие мужья осознавали, что за ними осталось самое дорогое, единственное: их земля, родные дома, близкие люди. И они просто воевали, не думая о подвиге, о славе, о героизме.
В стихотворении “Птаха малая песней заветной” Сергея Орлова затронута тонкая грань связи подвига и смерти, подвига и жизни. Выжить, несомненно, тоже подвиг. Ведь “хвастает привычкой к смерти лишь тот, кто не встречался с ней”! К смерти невозможно привыкнуть. Человек должен обладать невероятными свойствами души, чтобы не дрогнуть перед смертью, ощутив ее дыхание и близость. Воспитать в себе “готовность к смерти”. Разве это не подвиг?
Готовность к смерти — тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени.
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
М. Львов. “Чтоб стать мужчиной. ”
Почему идут бесконечные войны, несущие гибель и страдания, а вопреки этому продолжает существовать жизнь? Так что же важнее? Умереть или выжить? Иногда на войне отдать свою жизнь означает сохранить ее для другого. Самоотречение, самопожертвование, страстное желание добра своему “далекому отсвету” из мирной жизни, разрушенной войной, — это тоже подвиг.
Человек живет на белом свете.
Где — не знаю. Суть совсем не в том.
Я — лежу в пристрелянном кювете,
Он — с мороза входит в теплый дом.
Снег не тает. Губы, щеки, веки
Он засыпал. И велит дрожать.
С думой о далеком человеке
Легче до атаки мне лежать.
А. Межиров
Подвига одного человека недостаточно для победы в войне. Победа достигается лишь сплочением всего народа. Недаром звуки знаменитой песни “Священная война” Лебедева-Кумача были столь созвучны сердцу каждого:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
На борьбу поднялась вся страна. Подвиг становился каждодневным, массовым, всенародным. Воистину это была “война народная, священная война”! И каждый, кто участвовал в ней, подчинялся одной общей воле, одной общей цели. Тогда и проявлялись подлинные качества человека, подвиг одного становился подвигом всех. Об этом не раз писал Л. Н. Толстой, об этом знал его герой Андрей Болконский. Народный подвиг — это и есть сложенные воедино чувства верности, патриотизма, любви, превращающиеся в огромную силу, способную победить любого врага.
Но что же мы вкладываем в понятие “подвиг” сейчас? Карабах, Афганистан, Чечня. Войны существуют и поныне. И в наше время присутствуют страшные приметы разрухи, бедствия, смерти. Какова причина этих войн? Необходимы ли они?
Как ни горестно это звучит, но все это лишь кровавая борьба за власть, за новые сферы влияния. Истинный подвиг, героизм? Но во имя чего?! С бездумной, неоправданной войной несовместимы такие высокие проявления человеческой души, как долг, подвиг, гуманность. В подобных войнах нет ни победителей, ни побежденных. Жертвами подобных политических игр становятся невинные люди. Идет бесполезная война, более того, бесчеловечная. Возможно, кто-то скажет, что солдат одной из противоборствующих сторон совершил подвиг, но тогда другая сторона может назвать это преступлением. Наше время рождает парадоксы, несовместимые понятия сливаются в одно. Следует задуматься, к чему мы движемся по спирали времени, к чему стремимся?
Так что же такое подвиг? Кого по праву мы называем героями? Как говорил Ромен Роллан: “. Я люблю тех, кто прошел сквозь страдания, не сломившись и не унизившись, не утратив сокровища своей внутренней жизни”. Таких людей и мы называем героями. Именно они, сохранив “сокровища внутренней жизни”, не дрогнули, услышав “в час прощальный острый крик жены”, увидев “жесткий блеск внезапной седины”, именно они, “задыхающиеся от бега”, изнемогающие от ран, выдерживали нескончаемые бои, именно эти “защитники русской земли” достойны носить имена героев, подвиг которых теперь принадлежит вечности.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли о войны.
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же.
А. Твардовский

Ссылка на основную публикацию
×
×