Творчество братьев Стругацких: сочинение

Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество

Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет

Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» – они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

Столкновение с советской цензурой

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов

С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения

Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность

Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.

Интересные факты

  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие – единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, “Страна багровых туч” – СБТ.
  • Выражение “и ежу понятно” стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести “Страна багровых туч”, а позднее – в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д – тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И – тех, кому один.
Читайте также:  Стриндберг поэт драматург писатель: сочинение

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

5 книг братьев Стругацких, которые стоит прочитать каждому

Теперь книги братьев Стругацких в открытом доступе официально. Лайфхакер собрал основные произведения советских фантастов, прочитать которые должен каждый.

Несколько лет назад книги братьев Стругацких уже были опубликованы в электронном виде и свободно распространялись в Рунете. Потом наследники писателей закрыли библиотеку в качестве протеста против пиратства. А теперь они передумали и вернули тексты в свободный доступ на официальном сайте.

Аркадий и Борис Стругацкие, или АБС, писали отличную социальную фантастику — честную, прямолинейную. Их произведения давно разобрали на цитаты. Начитавшись АБС, вы можете театрально падать на диван, вскрикивая: «Благородный дон поражён в пятку!»

Аббревиатура АБС положила начало традиции присваивать сокращения каждой книге фантастов. Так что ПНС — «Понедельник начинается в субботу», ТББ — «Трудно быть богом».

Многие литературоведы и просто увлечённые люди советуют читать Стругацких в хронологическом порядке. Лайфхакер рекомендует начать с любой книги из этого списка.

1 и 2. Цикл НИИЧАВО

  • Фантастика, сатира.
  • Год издания: 1965–1967.
  • Место и время действия: Россия, 20 век.
  • Возраст читателя: любой.

У цикла о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства всего один недостаток: он состоит только из двух книг. Зато именно с них многие и открывают для себя Стругацких.

Мы тоже рекомендуем вам начать с лёгкого — с повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказке о тройке». Научная фантастика может быть сатиричной. А будни научных работников — увлекательными (пусть в итоге им и приходится сражаться не с наукой, а бюрократией).

3. Трудно быть богом

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: вне Земли, далёкое будущее.
  • Год издания: 1964.
  • Возраст читателя: любой.

Тут уже не до смеха. Повесть «Трудно быть богом» считается одним из знаковых произведений Стругацких — само воплощение социальной фантастики. Представьте себе отдалённую планету, которая застряла в Средневековье. Теперь отправьте на эту планету историков из нашего времени и задумайтесь, как они будут помогать этому обществу достичь светлого будущего.

А теперь представьте, что вы — самый могущественный на планете и выживете, когда мир вокруг рухнет. Но несмотря на всю свою силу, власть и знания, опережающие время, спасти всех вам не дано. Даже самых любимых. Что бы в вас победило — человеческое или социальное?

…мы знаем и понимаем мужчин (…), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети — это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле.

Кстати, это одна из немногих книг Стругацких, в которой есть лидирующий женский персонаж — редкость для книг АБС.

4. Пикник на обочине

  • Приключенческая фантастика.
  • Год издания: 1972.
  • Место и время действия: Земля, 21 век.
  • Возраст читателя: любой.

Тяжёлая, мрачная, пессимистичная книга. Место действия — Земля после вторжения пришельцев. Люди живут жизнью, в которой каждый день над ними нависает смертельная опасность, но все уже так привыкли, что принимают её за рутину.

Что, если пришельцы — это не дружелюбные гуманоиды и не гигантские тараканы, желающие уничтожить пояс Ориона? Что, если на твоей планете возникнут аномальные Зоны, в которые рванут все? Опасно. Страшно. Смертельно. Но почувствовать себя живым можно, только избежав смерти.

Всё правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер». Разработчики на основе него позднее выпустили серию видеоигр S.T.A.L.K.E.R. А теперь и американские представители киноиндустрии делают сериал по мотивам повести.

В книге не больше 180 страниц. Прочтите её перед выходом сериала, чтобы понять, какая пропасть разделяет современные коммерческие проекты от совершенно некоммерческих Стругацких.

5. Град обреченный

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: другой мир, неопределённое время.
  • Год издания: 1989.
  • Возраст читателя: для взрослых.

Именно обрече́нный, а не обречённый. АБС назвали свой роман в честь картины Николая Рериха, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей».

roerich-museum.org

Вы соглашаетесь на эксперимент и отправляетесь в искусственно созданный мир. В этот раз пришелец — это вы. И вокруг вас Вавилон, переполненный такими же людьми, у которых свои пороки, знания и скрытые мотивы. Мир напоминает муравейник, в который изредка кто-то великий тычет палочкой, чтобы расшевелить движение. Что произойдёт, когда эксперимент выйдет из-под контроля? А если это не первый эксперимент?

У братьев Стругацких отлично получается сочетать в одном произведении сложные социально-психологические мотивы и динамичный экшен. Поэтому их одинаково интересно читать и школьнику, и профессору социальной психологии. Но если вы хотите понять, о чём на самом деле книга, повзрослейте. А потом беритесь за «Град обреченный».

Реальная фантастика

Фантастический мир Стругацких — это мир будущего во всех возможных его вариациях, от коммунистической утопии до катастрофической антиутопии. Если отбросить нюансы и отдельные небольшие тексты, то братья Стругацкие всегда писали о будущем, пытались разглядеть его в настоящем, страшились его и в то же время восхищались им. Так считает петербургский писатель Антон Первушин, большой знаток творчества двух великих фантастов. О них разговор “Эхо планеты” с писателем.

Комментировать

Все комментарии (32)

комментирует материал 06.01.2013 #

Стругацкие тоже росли, развивались и в какой-то момент ушли далеко вперед от основной группы последователей, может быть поэтому их поздние творения тяжелее к пониманию, особенно для читателей, не знакомых с изначальной терминологией, не читавших ранних прозведений.
Может быть именно это оттолкнуло тех, кто взялся сразу за их последние книги потому, что читать Стругацких стало модно?
Мыслительный процесс, он ведь тоже требует предварительной подготовки.

комментирует материал 06.01.2013 #

комментирует материал 06.01.2013 #

Очень хороший материал, спасибо!

комментирует материал 06.01.2013 #

Комментарий удален модератором сообщества

Это значит. что все самостоятельно мыслящие, культурно развитые, прогрессивные. просто умные люди подавлены и все их труды сожжены, поэтому и становится возможной ВЛАСТЬ СЕРЫХ, красных, коричневых (нужное подчеркнуть)

Фашизм – это всегда в-превую очередь, как говорят СВП-ники, ПОДАВЛЕНИЕ КВАРТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ!!

То есть звукового и зрительного вектора!!

Когда квартель информации подавлена, то становится возможным вчухать людям любую чушь. просто любую и чем чудовищнее она тем лучше и эфффективней. потому что фаши впадают в своего рода помешательство!!

Это то помешательство фашей и их аффект и позволяет отделить фашей от зомби и чётко определять православный фашизм от религиозного зомбирования.

Второй момент их агрессивность направлена всегда на информационную квартель – поэтому горят книги православного профессора Осипова

которого бегом объявляют еретиком и анафемствуют его труды и жгут их!!

Немного пугала эта идеологическая чехарда, вроде религия же, все эти пляски с национализмом!!

Потом вспомнил как Стругацкие в своих ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ описали аналогичную форму средневекового религиозного фашизма!!

Окончательно дозрел когда подчитал по истории фашизма в новом веке. как итальянского не нацистского фашизма, стало ясно, что не нацизм и не коммунизм, не являются маркирующим, не являются сутью..

ВООБЩЕ ВДУМАЙТЕСЬ В САМУ КРАМОЛЬНОСТЬ ЭТОЙ МЫСЛИ:
НЕ ИДЕОЛОГИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ФАШИЗМ!!

Её по сути вообще нет!! Тот бред, тот набор цитат, которыми одарили человечества Муссолини, Гитлеры, Сталины назвать идеологией рука не подниматца. Все русские исследоваители трудов Сталина. говорят о его страшной примитвнгости, о Гитлере вообще лучше не говорить всуе..

Нет не идеолгия суть фашизма – а ПОДАВЛЕНИЕ КВАРТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ СЕРОСТЬЮ.

А уже второй момент – это деление мира на МЫ И ОНИ он нужен опять же для подавления квартели информации, на уровне беспредела средневековых штурмовиков, на разврывах проектности СВОЕЙ ИДЕОЛОГИИ к ДРУГОЙ, ИНАКОВОЙ!!

Топ-10 лучших книг братьев Стругацких

Братья Стругацкие – советские писатели, соавторы, классики научной и социальной фантастики. Начинать знакомство с авторами рекомендуется с их самых первых произведений, которые называются «Страна багровых туч» и «Понедельник начинается в субботу» (кстати, о них вы можете прочитать здесь). По сравнению с другими повестями, «Понедельник начинается в субботу» более легкая для восприятия.

«Пикник на обочине» – это классика, ее рекомендуется прочитать всем. Читается быстро и взахлеб, скорее всего, вы останетесь довольны, что потратили время на фантастическую повесть.

Примечательно, что многие, кто не являлся поклонниками фантастики, полюбили ее после книг Стругацких. Если вы еще не знакомы с их творчеством и делаете первые шаги в неизведанный мир, мы поможем вам сделать это правильно. В подборке представлен рейтинг топ-10 лучших книг братьев Стругацких – выбирайте, с какой из списка вы начнете свое знакомство с этими успешными писателями!

10. Волны гасят ветер

Год написания: 1984

Главные персонажи книги «Волны гасят ветер» – Максим Каммерер и его ученик Тойво Глумов, который появлялся в эпизодических ролях, будучи еще юным, предыдущих книг Мира Полудня, (научно-фантастическая вселенная Стругацких, названная по книге серии «Полдень, XXII век»). Роман завершает трилогию Стругацких о Максиме Каммерере.

Произведение настолько увлекательное и затягивающее, что перестаешь замечать происходящее вокруг. Оно по-настоящему талантливое, многогранное, в нем есть тонкие философские рассуждения.

Читайте также:  Философская фантастика Стругацких: сочинение

Эпохе «Обитаемого острова» пришел конец, закончилась странная история «Жука в муравейнике». Новые времена предоставляют новые загадки и вопросы, времена, когда «Волны гасят ветер»…

9. Попытка к бегству

Год написания: 1962

«Попытка к бегству» – первое из произведений братьев Стругацких, где пересекаются сразу три времени: Прошлое, Будущее и Настоящее.

Возникла тема этического вмешательства высокоразвитой цивилизации для того, чтобы помочь в развитии нижестоящей цивилизации. 2250 год. Полдень (коммунизм). (“Полдень ХХII века”). Два друга находятся на космодроме, они собираются полетать. Но их планы меняются, потому что перед ними появляется некий Саул, который озвучивает заманчивое предложение – полететь на неисследованную планету «Саула». Друзья прилетают на планету и находят там цивилизацию…

8. Улитка на склоне

Год написания: 1965

«Улитка на склоне» – произведение очень загадочное, полное философских мыслей. В наши дни оно стало еще более актуальным, нужно лишь сместить акценты – переместить их из сатиры на советский строй и направить на разговор о ценностях различных сообществ. С первых страниц читатель окунается в гротескный мир, тотальное сумасшествие.

Стругацкие, вероятно, хотели порассуждать на одну занятную тему – что случается с теми, кто попадает в абсурдные, бредовые ситуации, где не находится выхода?

Главные персонажи книги попадают в безумный мир, где гибнут деревья, исчезают под натиском леса и стервозные «подруги». Человек теряет способность мыслить, причем понимает это в короткие мгновения «просветлений».

7. Страна багровых туч

Год написания: 1959

Произведение «Страна багровых туч» очень сильное, однако не является любимым самими Стругацкими.

Конец XX века. У специалиста по машинам с ядерным приводом – Быкова, появляется возможность отправиться на Венеру, став участником экспедиции. Предыдущие экспедиции не увенчались успехом, с самого начала понятно, что она сложная – физически и морально.

В полете экипаж сталкивается с различными трудностями, но посадка на Венеру проходит удачно. Вместе с командиром Ермаковым, группа начинает исследовать планету, и устанавливает посадочные маяки. В процессе случаются трагедии: погибает Ермаков, куда-то пропадает Спицын. Быков с другими членами группы возвращается на корабль, после чего они прибывают обратно на Землю.

6. Обитаемый остров

Год написания: 1969

«Обитаемый остров» Бориса и Аркадия Стругацких является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Его основная тема – это честь и достоинство человека. В романе рассказывается о человеке, который потерялся в жестоком и чужом мире. Авторы называют человеку все его моральные и нравственный качества, которые проходят череду испытаний.

Землянин Максим Каммерер попадает на планету под названием Саракш, где сталкивается с подлостью, цинизмом и жестокостью. Максиму придется сделать нелегкий выбор между такими противоположными вещами, как правда и ложь, честь и бесчестье, предательство и долг.

5. Трудно быть богом

Год написания: 1963

Действие произведения «Трудно быть богом» происходит в будущем. Средневековая планета. На ней проживают земляне-историки. Антон уже на протяжении 5-ти лет живет в королевстве Арканар, выдавая себя за благородного дона Румата Эсторского. Несмотря на то, что его окружают зверства, Антон хочет отыскать искорки будущего, по знакомому ему расплывчатому образу добродушной коммунистической Земли.

Будучи историком, он знает, что добрые люди, привыкшие к честности, не смогут избежать страданий. Он может спасти, являясь представителем Земли, кое-кого, но не всех. И это его гложет.

4. Понедельник начинается в субботу

Год написания: 1965

Понедельник начинается в субботу“, действие происходит в 60-е годы XX века. Ленинградский программист Александр Привалов путешествует на машине, одновременно с этим выполняя услугу двум сотрудникам института Чародейства и Волшебства, подвозя их. Они устраивают его переночевать в музей института – Избушку на курьих ножках, который находится на улице Лукоморье.

В этом институте происходят странные события, однако Привалов воспринимает их как должное. Его не удивляет, что здесь есть огромный говорящий кот, странные сны, которые не отличаются от реальности и др. Все это только вызывает его любопытство… С помощью сотрудников, которых он решил подвезти, программист попадает в таинственный магический мир.

3. Гадкие Лебеди

Год написания: 1967

События в книге «Гадкие лебеди» происходят в неизвестной стране в неизвестное время. В одной стране в провинциальном городке идет дождь. Он никогда не прекращается. В этой стране живут люди, соответствующие погоде: хмурые, угрюмые. А еще они ничего не чувствуют, равнодушные.

Виктор Банев – писатель, наблюдает за таинственными силами, которые постепенно меняют атмосферу провинциального городка, и незаметно влияют на его жителей. Интеллектуалы-мутанты (второе название – мокрецы) находятся под контролем правительства. Они воспитывают детей городка, создавая из них вундеркиндов. В итоге эти дети выносят приговор взрослым, которые живут в мире лжи и обмана. Они решают покинуть город…

2. Град Обреченный

Год написания: 1972

В антиутопическом романе «Град Обреченный» Стругацких действия происходят на неизвестной планете, где собраны жители Земли XX века. Эти люди добровольно приняли решение стать участниками неизвестного эксперимента, покинув свою родную страну и свое время.

Астроном Андрей Воронин – главный действующий персонаж, прошел путь от честного комсомольца до аполитического государственного деятеля. Инстинкт ученого не дает ему деградировать, и он отправляется в опасную экспедицию для исследования давно покинутых мест обитателями города. Там астроном встречает свою копию, стреляет в нее, убивает себя и оказывается в Ленинграде в то время, в котором жил раньше.

Это одна из самых загадочных книг писателей, жанр и цели которой каждый читатель определяет для себя сам.

1. Пикник на обочине

Год написания: 1971

«Пикник на обочине» была написана спонтанно. Однажды Стругацкие гуляли в лесной чаще и оказались на заброшенном участке, где был раскидан мусор. Из этой картины и возникла идея зоны, которую оставили инопланетные существа. Так, из свалки, получилось произведение небывалой психологической и философской глубины, обращая внимание читателей на, казалось бы, незначительные детали.

«Пикник на обочине» можно перечитывать бесконечно, от этого не почувствуешь пресыщения, потому что с каждым разом открываются все новые смыслы. Читатель окунается не просто в другой мир, но и начинает предаваться размышлениям о мире, обществе, которое его окружает и, конечно же, о себе самом.

20 цитат из произведений братьев Стругацких

Аркадий и Борис Стругацкие — главный литературный дуэт XX века, фантасты, книги которых любит несколько поколений читателей. Их произведения экранизировали Андрей Тарковский, Алексей Герман, Александр Сокуров и другие именитые режиссеры.

Еще до войны старший из братьев, Аркадий Натанович, начал писать фантастическую прозу. К сожалению, повесть «Находка майора Ковалёва» была потеряна во время блокады. Борис Натанович пришел в литературу в начале 50-х годов, а уже в конце десятилетия, в 1959-м, была опубликована первая совместная книга братьев Стругацких — «Страна багровых туч».

Позже Аркадий Натанович вспоминал, что «Страну. » они начали писать только потому, что поспорили с его женой, Натальей Ильиничной. Эта повесть, ее продолжения («Путь на Амальтею» и «Стажеры»), а также рассказы из сборника «Шесть спичек» составили цикл произведений о Мире Полудня — вселенной будущего, жители которой наделены чертами лучших современников Аркадия и Бориса.

Некоторое время произведения братьев-писателей соответствовали канонам соцреализма, но уже в 1963 году вышла их повесть «Далекая радуга», где авторы впервые поставили вопрос о нравственном выборе человека в ситуации, когда на весах судьбы «плохое» и «очень плохое». Сильнее этот мотив развился в произведении «За миллиард лет до конца света».

Вышедшая в 1964-м повесть «Трудно быть богом» стала манифестом поколения шестидесятников и эпитафией Оттепели. В черновиках и письмах братьев, а также в набросках к первому сценарию фильма Алексея Германа видно, как Румата из беспечного весельчака-богатыря превращается в трагического персонажа. Еще одной пророческой вещью стали «Хищные вещи века», где картину радужного будущего Мира Полудня окончательно заменила антиутопическая вселенная, герои которой — типичные представители общества потребления.

Братья шли по пути усложнения своей прозы и отказа от романтических идей молодости. Искрящаяся юмором повесть «Понедельник начинается в субботу» была продолжена едкой сатирической «Сказкой о Тройке». Даже Мир Полудня изменился, в семидесятые его продолжили повести «Обитаемый остров», «Малыш» и «Парень из преисподней». Каждая из них до сих пор актуальна и может многому научить нынешних читателей.

Мы отобрали 20 цитат из повестей и рассказов братьев Стругацких и очень надеемся, что они принесут вам не только удовольствие, но и заставят задуматься о том, не сбылись ли опасения писателей по поводу будущего.

Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные. «Трудно быть богом»

Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник. «Понедельник начинается в субботу»

Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени. «Трудно быть богом»

Я иногда спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся? «Пикник на обочине»

Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. «Трудно быть богом»

Страшное дело, почему это нам нравится, когда нас хвалят? Денег от этого не прибавится. Славы? Какая у нас может быть слава? «Он прославился: теперь о нем знали трое». Ну, скажем, четверо, если считать Бейлиса. Забавное существо человек. Похоже, мы любим похвалу как таковую. Как детишки мороженое. «Пикник на обочине»

. Раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. «Трудно быть богом»

Слушайте, книги, а вы знаете, что вас больше, чем людей? Если бы все люди исчезли, вы могли бы населять землю и были бы точно такими же, как люди. Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие, а также легкомысленные, пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, растлители, дети, унылые проповедники, самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспалёнными глазами. И вы бы не знали, зачем вы. «Улитка на склоне»

Читайте также:  Философская фантастика Стругацких: сочинение

«А чем вы занимаетесь?» — спросил я. «Как и вся наука, — сказал горбоносый. — Счастьем человеческим». «Понедельник начинается в субботу»

Делам надо поклоняться, а не статуям. А может быть, даже и делам поклоняться не надо. Потому что каждый делает, что в его силах. Один — революцию, другой — свистульку. У меня, может, сил только на одну свистульку и хватает, так что же я — говно теперь? «Град обреченный»

Человек — не природа, он не терпит пустоты. Оказавшись в пустоте, он стремится ее заполнить. Он заполняет ее видениями и воображаемыми звуками, если не в состоянии заполнить ее чем-нибудь реальным. «Малыш»

Нет ничего дороже времени, подумал он. Час стоит жизни, день бесценен. «Трудно быть богом»

Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся передо мною кривые глухие окольные пути. «За миллиард лет до конца света»

Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность. «Трудно быть богом»

Детей бить нельзя. Их и без тебя будут всю жизнь колотить кому не лень, а если тебе хочется его ударить, дай лучше по морде самому себе, это будет полезней. «Желание странного»

Никакие открытия не стоят одной-единственной человеческой жизни. Рисковать жизнью разрешается только ради жизни. «Стажеры»

. Тысячи людей, поражённых страхом на всю жизнь, будут беспощадно учить страху своих детей и детей своих детей. «Трудно быть богом»

Глянуть смерти в лицо сами мы не могли, нам глаза завязали и к ней привели. «За миллиард лет до конца света»

Некогда в наше время любить: автобусы переполнены, в магазинах очереди, ясли на другом конце города, нужно быть очень молодым и очень беззаботным человеком, чтобы оказаться способным на любовь. А любят сейчас только пожилые пары, которым удалось продержаться вместе четверть века, не потонуть в квартирном вопросе, не озвереть от мириад всеразъедающих мелких неудобств, полюбовно поделить между собой власть и обязанности. «Хромая судьба»

Знаешь, — сказал он, — в известном смысле предки всегда богаче потомков. Богаче мечтой. Предки мечтают о том, что для потомков рутина. Ах, Шейла, какая это была мечта — достигнуть звезд! Мы всё отдавали за эту мечту. А вы летаете к звездам, как мы к маме на летние каникулы. Бедные вы, бедные! «Полдень, XXII век»

. До чего же в наше время сложно устроиться таким образом, чтобы хоть на неделю, хоть на сутки, хоть на несколько часов остаться в одиночестве! «Отель “У погибшего альпиниста”»

Надо было менять всё. Не одну жизнь и не две жизни, не одну судьбу и не две судьбы — каждый винтик этого смрадного мира надо было менять. «Пикник на обочине»

Увидеть и не понять — это всё равно, что придумать. Я живу, вижу и не понимаю, я живу в мире, который кто-то придумал, не затруднившись объяснить его мне, а, может быть, и себе. Тоска по пониманию. — Вот чем я болен — тоской по пониманию. «Улитка на склоне»

Когда человек что-нибудь делает, он всегда делает это для себя. Может быть, и существуют на свете совершенные эгоисты, но уж совершенных альтруистов не бывает. «Хищные вещи века»

Забавно, однако. Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение. «Далекая радуга»

Топ лучших книг Братьев Стругацких всех времен

Ни один топ самых успешных российских писателей современности не обойдется без присутствия в нем братьев Стругацких. Количество людей, полюбивших фантастику именно благодаря их работам, давно перевалило за сотню тысяч. Если вы не знакомы с их творчеством и лишь планируете окунуться в новый, неизведанный мир, мы поможем сделать это правильно. Встречайте – братья Стругацкие, лучшие книги вне жанров и времени.

№10 — Серия НИИЧАВО

Начинать знакомство с творчеством Стругацких лучше всего с цикла НИИЧАВО, в котором рассказывается о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства из Волшебства. У него лишь один существенный недостаток – в цикле всего две книги. Безусловно, для полного погружения в потрясающий мир, который создали братья хотелось бы хотя бы ещё одного, завершающего, произведения, но для ознакомления с их стилем и этого вполне достаточно. Самым популярным произведением цикла считается повесть «Понедельник начинается в субботу».

№9 — Хромая Судьба

«Хромая судьба» — роман, который был написан в период с 1971 по 1982 год. Однако, впервые его опубликовали лишь спустя четыре года после завершения. Произведение интересно тем, что его сюжет состоит из двух линий. По словам Бориса Стругацкого, огромное влияние на роман оказала царящая во время его создания обстановка. Отношения между братьями и другими писателями в те года были накалены до предела, зачастую это приводило к лицемерию и невозможности выражать свои правдивые мысли на официальных собраниях. Если вы ещё не знакомы с творчеством Стругацких, то с помощью этого романа вы вполне можете исправить сложившуюся ситуацию.

№8 — Попытка к бегству

«Попытка к бегству» — это фантастическая повесть братьев Стругацких, которая была написана и опубликована в 1962 году. События в произведении происходят в 2250 году в дальнем космосе на планете Саула, где царит развитый коммунизм. По словам писателей, с помощью повести они показывают идеализированную гуманность будущего, сравнивая для этого её с эпохой феодальной раздробленности.

«Попытка к бегству» полна литературных и художественных особенностей. Так, одним из самых важных является «отказ от объяснений», суть которого заключается в том, что понимание логики большинства действий персонажей читателю придется формировать самому, без подсказок со стороны автора. Из-за этого многим произведение может показаться непонятным, поэтому лучше начинать с более простых повестей.

№7 — Страна багровых туч

«Страна багровых туч» считается первой крупной работой братьев Стругацких, она была написана в 1952-1957 годах. Основной проблематикой повести является соотношение общественного блага и индивидуальных интересов человека. Немаловажную роль отводится вопросу технического прогресса и покорения человеком космоса.

Столь важные для многих из нас проблемы отлично отражены на страницах произведения. В книге используются популярные для фантастического жанра того времени литературные и художественные приемы. В то же время, это не значит, что неподготовленный человек не получит удовольствия от её прочтения — это потрясающий экскурс в прошлую эпоху, один из лучших образцов советской фантастики.

№6 — Град обреченный

По словам многих читателей, новичкам не стоит начинать знакомство со Стругацкими с «Града обреченного». Дело в том, что несмотря на наличие в нём глубоко философского подтекста и эпичности, он немного потерял актуальность, поскольку создавался в эпоху коммунизма и являлся своеобразным ответом режиму. Однако, к прочтению это произведение однозначно рекомендуется, но только после того, как вы поймете стиль и манеру повествования авторов. Сюжет пестрит таинственными и непонятными событиями, поэтому его довольно трудно описать, лучше всего ознакомиться с ним самостоятельно, но чуть позже.

№5 — Отель «У погибшего Альпиниста»

Данная работа по праву считается одной из самых важных в раннем периоде творчества братьев Стругацких. Произведение написано в 1969 году в жанре фантастического детектива. Главным героем является полицейский средних лет, расследующий таинственное преступление, которое произошло в заснеженном горном отеле, расположенном вдали от цивилизации.

Произведение создавалось в то ужасное время, когда Стругацкие переживали кризис, связанный с конфронтацией с властями. Для того, чтобы заработать хоть какие-то деньги на жизнь, им пришлось отойти от своего фирменного стиля и попробовать себя в жанре детектива, которому оба брата давно симпатизировали. Получилось это или нет – решать вам.

№4 — Отягощенные злом, или 40 лет спустя

В шаге от попадания на призовой пьедестал рейтинга книг Стругацких остановился роман «Отягощенные злом, или 40 лет спустя». Он стал последним совместным произведением братьев и многими был назван самой глубокой по своему философскому содержанию работой. В романе наглядно прослеживается, как авторы переосмыслили свою жизнь и творчество за многие годы, и пришли к твердому убеждению, что в рамках любой системы, будь она политической или просто идеологической, светлое будущее невозможно.

Роман актуален и в 2018 году, именно поэтому он забрался в нашем рейтинге так высоко. Сюжет книги крайне интересен, во многом, благодаря альтернативной библейской истории, кроме того тут реализовано сразу три сюжетных линии, две из которых в конце переплетаются.

№3 — Второе нашествие марсиан

Бронзу нашего топ 10 лучших книг Стругацких получает произведение «Второе нашествие марсиан», которое многие считают одной из лучших работ авторов. Во многом такой эффект достигается благодаря тому, что роман из-за своего содержания будет актуальным во все времена. Основной вопрос сюжета, что лучше – вечный рай и конец истории или же постоянный дискомфорт с надеждой на свободу? Кем лучше быть – рабом у богатого хозяина или же свободной личностью без гроша в кармане? Произведение даёт почву для глубоких размышлений и его однозначно стоит рекомендовать всем, даже для подростков оно будет интересным.

№2 — Пикник на обочине

Многие фанаты Стругацких называют «Пикник на обочине» любимой книгой в библиографии авторов. По её сюжету на планете Земля появляется особенная зона, в которой законы физики работают совсем не так, как на других участках планеты. В ней таятся важные научные сведения и артефакты, однако, просто так попасть туда невозможно. Наверняка, многие по описанию заметят схожесть с игрой и серией книг S.T.A.L.K.E.R, но ничего общего между ними нет. Данная повесть очень интересная и однозначно стоит прочтения в любом возрасте.

№1 — Трудно быть богом

Повесть «Трудно быть богом» написана в 1963, а опубликована в 1964 году. Жанр – научная фантастика. Произведение не только ценится фанатами авторов по всему миру, но и имеет несколько высокобюджетных экранизаций. Правда, в отличие от книги, которая продалась очень хорошо, особого успеха они не сыскали.

«Трудно быть богом» понравится всем фанатам истории средневековья, в особенности западного. Если же вы таковым не являетесь, не стоит расстраиваться. За счёт обилия нестандартных литературных приёмов, увлекательнейшего сюжета и просто красивого слога, данная книга способна заинтересовать человека, далекого от истории.

Ссылка на основную публикацию
×
×