Стриндберг поэт драматург писатель: сочинение

«Стриндберг поэт драматург писатель»

Стриндберг является автором пятидесяти восьми пьес, пятнадцати романов, свыше сотен рассказов и трех поэтических сборников. Его гений драматурга признавали Дж.Б. Шоу, который отдал свою Нобелевскую премию, чтобы оплатить перевод произведений Стриндберга на английском языке, а Ю. О’Нил был убежден, что Стриндберґ «до сих пор остается наиболее современным из современников, величайшим толкователем театра характерных духовных конфликтов, которые составляют драму – кровавую драму – нашей настоящей жизни».

Круг научных интересов Стриндберга был основанием для сравнения его с Й.В. Гете: он изучал китайский язык, писал работы по тематекам лингвистика, этнография, история, биология, астрономия, астрофизика, математика. Вместе с тем занимался живописью, отдавал должное и увлекался мистическими доктринами, прежде всего Э. Сведенборга, перевел шведскую книгу Э. Гартмана о психологии несознательного, которое постоянно интересовало писателя, и этот интерес обозначился на его произведениях. Был знаком с Ф. Ницше, и его идеи о сильной личности оказывали содействие становлению стриндберговской концепции об аристократии духа.

Само представление Стриндберга о состоянии общества является весьма своеобразным: он разделял людей на представителей «высших» и «низших» классов, но к «высшим» классам у него большей частью принадлежали женщины, которые, по его теории являются угнетателями мужчин, а к «низшим» – лишенные женщинами самостоятельности, угнетенные мужчины. Здесь ярко сказалось убеждение Стриндберґа в том, что жизнь является обычной борьбой двух статей, победительницами в которой благодаря многочисленным проискам и обманам выступают женщины. Но он также не пренебрегал и социальными отличиями для характеристики «высших» и «низших» классов, тем не менее, к т.н. «высшим» классам всегда относился с большим недоверием.

Стриндберґ особенно остро ощущал переходность своей эпохи.

Имея очень неустойчивую психику – он даже был предрасположенным к психическим заболеваниям, – Стриндберг имел сложный характер, тяжело сходился с людьми, а нередко и порывал с ними отношения без любых на то оснований. Мания преследования и мания величия развили у него, вероятно, через особую впечатлительность натуры, которые иногда доходили вплоть до галюцинаций. Сложность личности в значительной мере была обусловлена и его происхождением: отец Стриндберга был аристократом, просвещенным светским мужчиной, а мать – служанкой. Родители вступили в брак незадолго до рождения писателя, хотя к тому времени у них уже было трое детей. Таким образом, положение пребывания между двумя мирами, между двумя классами и двусмысленность своего происхождения Стриндберг ощутил еще с малых лет. Закончив школу, Стриндберґ вступил в Упсальский университет, где изучал филологию, философию и химию, тем не менее после разрыва с отцом в 1968 г. покинул университет. Был школьным учителем, репетитором, журналистом, телеграфистом. Став помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке (1874-1882), Стриндберг серьезно занялся историей, литературой и театром.

В 1871 г. Стриндберг написал кандидатскую диссертацию « Хакон-Ярл, или Идеализм и реализм», где выдвинул мысль о необходимости для искусства соотноситься с «правдой действительности». Развивая эту идею в цикле «Перспективы» («Perspektiver», 1872), Стриндберґ возразил «болезненный, фальшивый идеализм прошлых десятилетий».

Литературным дебютом Стриндберґа можно считать драму «Местер Улуф»(«Master Olof», 1872), посвященную одному з важнейших для Швеции периодов – эпоса Реформации. Автор старался показать борьбу за общее равенство и выступил против т.н. «высших» классов. «Местер Улуф» имел три редакции: 1872 – прозаичная; 1874 – сценическая и 1877 – стихотворная. Деятель Реформации Улуф (Олаус) Петре, который осуждает защита дворянских привилегий и притеснения анабаптистов, – сильная личность, тем не менее, противоречивая: он не только «идеалист», а и «отступник» от общего дела бунтарей. Рядом с Улуфом Стриндберґ ставит печатника Йерда, человека волевого и целенаправленного. Будто проводя аналогию между прошлым и современностью, драматург видит в истории постоянную борьбу между моральным и интеллектуальным прогрессом, с одной стороны, и политическими пережитками – со второго. Драма возникает и как широкое историческое полотно (картины национальной жизни), и как произведение глубокого социально-философского и психологического планов. Роман «Красная комната» («Roda rummet», 1879) стал своеобразным манифестом шведского реализма.

Перед нами возникает формирование личности главного героя – Арвида Фалька, который не может оставаться чиновником, так как понимает бестолковость своей работы. В гротескной форме автор описывает многочисленные канцелярии, где полным-полно мелких чиновников, которые более всего боятся, чтобы кто-нибудь из них не занялся настоящим делом. Высшие же чиновники вообще не появляются на службе, им даже жалованье приносят домой. Все эти канцелярии ничем не отличаются одна от друой, везде просят соблюдать тишину, «народ обзывают быдлом» и считают, что при соответствующих обстоятельствах он пригоден для того, чтобы стать пушечным мясом. Чиновники, журналисты, коммерсанты, художники, обыватели пестрой толпой проходят перед нами, будничная жизнь становится материалом для писателя. Стриндберґ-Романист писал в статье по случаю дежурного юбилея Г. К. Андерсена: «У меня было много учителей: Шиллер и Гете, Виктор Гюґо и Диккенс, Золя и Палудан (Ф. Палудан-Мюллер – датский писатель XIX ст.), но я подписываю свою статью как Август Стриндберґ, ученик Г. К. Андерсена». Андерсена, который создавал сказки о современности, он ценил выше всего В «Красной комнате» Стриндберґ выступает также как последователь Марка Твена, Ч. Диккенса и Палудана-Мюллера, хотя андерсеновское влечение к прекрасному и вера в его триумф постоянно пробиваются сквозь грязь и бездуховность изображенного в романе мира.

70-80 гг. исследователи считают периодом реалистического творчества Стриндберґа. В начале 80-х гг. особенно оживился интерес писателя к жизни народа, его больших творческих сил. Конфликт с обществом все больше обострялся и достиг апогея после статьи «Новое государство» («Det nya riket», 1882), когда писателю в 1883 г. пришлось эмигрировать. Эмиграция фактически будет длиться до 1899 г. Статьи Стриндберґа свидетельствуют о его увлечении социализмом. Цикл новелл «Утопии в действительности» («Utopier и verkligheten», 1885) отражает ожидание автора возможности социальной справедливости и социального мира. Первый автобиографический роман «Сын служанки» («Tjanstekvinnans son», 1886-1887) связанный с близкой для автора в те года темой положения простого люда, раскрывает особенности психологии самого автора.

Стриндберг пребывал в Германии, Швейцарии, Австрии, Англии и особенно долго во Франции, тесно познакомился с видными писателями, общественными деятелями и философами в свое время: норвежйцем Б. Бйорнсоном, датчанином Г. Брандесом, французом Э. Золя, немцем Ф. Ницше. Их личное влияние обозначилось на его взглядах и творчестве уже в конце 80-х гг. Идеи духовной элитарности Ницше у Стриндберга приобрели особую остроту (при его полнейшей бескомпромиссности и мании величия); натуралистическая теория Золя испытывает изменения, оклоняясь во внимании к будничности, подробных исследовании разнородных влияний среды на человека, подчеркнутому вниманию к тем отличиям, что обусловлены положением. У писателя возникает убеждение, что мужчины и женщины находятся в состоянии обычной борьбы между собой, даже любовь он интерпретирует лишь как постоянное противостояние в любви-ненависти. В конце 80-х гг. сформировался натурализм Стриндберґа, что объединяется с символистичными элементами. Этот период включает и начало 90-х гг. Наиболее заметными произведениями этого периода стали драмы «Отец» («Fadren», 1887) и «Фрекен Юлия» («Froken Julie», 1888).

Предисловие к последней драме стала манифестом шведского натурализма, который справил значительное влияние на многих писателей Европы, а более всего – на К. Гамсуна. Автор сообщает о том, что он избирает «мотив, который … далекий от современных политических конфликтов»; при этом он утверждает, что тема «социального восхождения или падение, конфликт высокого или низкого … конфликт между мужчиной и женщиной были, есть и будут порождать постоянный интерес». Он же у «Фрекен Юлии» изображает «гибель целого рода» – так выходит на поверхность натуралистическая идея биологического развития человека.

4. Драматургия а. Стриндберга.

Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг (18491912) — шведский писатель-прозаик, драматург и живописец, основоположник современной шведской литературы и современного театра. Родился в Стокгольме. Стриндберг в сущности выступил создателем натуралистической драмы, заложив её важнейшие структурные элементы, в т. ч. предельную концентрацию действия, «неправильный», естественный диалог, и тем самым сделал громадный – шаг вперёд в обновлении драматургии.

Пьесу Стриндберга можно определить как монодраму, изображающую отношения единственного героя с миром, космосом, Богом, его путь к истине, к обретению себя. Трудно отыскать писателя более разностороннего, универсального и в то же время более противоречивого и неуравновешенного. За ним прочно закрепляется репутация «великомученика индивидуализма», женоненавистника, декадента и мистика. Человек глубоко пристрастный, нередко несправедливый к окружающим, он часто подавал эти факты весьма субъективно и тенденциозно. Август рос робким и замкнутым ребенком, но за тихой внешностью скрывалась своевольная и вспыльчивая натура.

Автобиографический роман «Сын служанки».

С юных лет в Стриндберге боролись, с одной стороны, религиозное призвание, мечта о проповедничестве, с другой — вкус к земным удовольствиям: балам и застольям, пению, флирту. в двадцатилетнем возрасте Стриндберг берется за перо и пишет первые свои юношеские пьесы,

Тезис«войны полов» ложится в основу трагедии «Отец» и многих других его пьес, романа «Слово безумца в свою защиту».

Характернейшая черта стриндберговской драмы — максимальная иллюзия действительности, отсутствие всякой искусственности, «театральности». Сцена превращается во «фрагмент жизни». Персонажи «бесхарактерны», непоследовательны, сотканы из противоречий, как реальные современные люди.

В основу «всенаучного» проекта классика легло, в первую очередь, учение о «монизме», популярное в Европе во второй половине XIX века, приверженцами которого, среди прочих, были Эрнст Гаккель и Артур Шопенгауэр. Монизм, провозглашенный «соединяющим звеном между религией и наукой», утверждал наличие духовной жизни и способности к эволюции у всех созданий, включая растения и камни, а также единую природу всей материи. писатель стремился доказать связь, сходство и гармонию всего со всем. Особого внимания заслуживают опыты работы Стриндберга с фотографией. Начав их в середине 1880-х серией невероятно резких гиперреалистических портретов, писатель в течение последующих десятилетий стремился добиться натурализма изображения и совместить литературу и фотоискусство.

Как о смелом теоретике и экспериментаторе заявляет о себе в «новой драме» и Август Стриндберг (1849-1912), выступая, подобно Ибсену, провозвестником драматургии XX в. «Оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, — пишет Т. Манн, — Стриндберг всех их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм. и вместе с тем является первым сюрреалистом. »

В художественном развитии Стриндберга-драматурга можно наметить несколько периодов. Его ранняя драматургия относится к 1869-1871 гг. В пьесах «Вольнодумец» (1869), «Гермион» (1870), «В Риме» (1871), «Изгнанник» (1871), написанных под сильным влиянием Ибсена, Стриндберг изображает героя-бунтаря, резко противопоставляющего себя другим людям и стремящегося всегда «оставаться самим собой». На втором этапе творческого пути Стриндберг создает историческую драму «Местер Улуф» (первый вариант — 1872, второй — 1875, третий, стихотворный, — 1878). В образе исторического деятеля шведской Реформации Олауса Петри, возглавившего борьбу со старым миром, но не сумевшего довести ее до конца, Стриндберг осуждает половинчатость, склонность к компромиссам, политическое ренегатство.

Третий период стриндберговской драматургии приходится на конец 1870-х — начало 1880-х годов. В это время вдохновленный идеями Г. Брандеса Стриндберг становится вождем радикально-демократического движения в Швеции. В художественной прозе он обращается к острозлободневным проблемам общественной жизни, резко критикует институты государственной власти (роман «Красная комната», 1879), в драматургии продолжает разрабатывать историческую тему, особое внимание уделяя психологии героев.

С середины 1880-х годов начинается четвертый период в драматургии Стриндберга. За короткий срок создаются социально-критические драмы «Товарищи» (1887), «Отец» (1887), «Фрекен Жюли» (1888), «Кредиторы» (1890). Их тема — современная действительность, а в проблематике важную роль играют взаимоотношения между мужчиной и женщиной, во многом обусловленные различием полов. Стриндберг называет эти драмы натуралистическими, подчеркивая их верность действительной жизни.

Читайте также:  Творчество братьев Стругацких: сочинение

Конец 1890-х — начало 1900-х годов — период наивысшей творческой активности Стриндберга-драматурга. В это время он пишет множество пьес на историческую тему («Густав Васа», 1899; «Эрик XIV», 1899; «Густав Адольф», 1900; «Кристина», 1901, и др.), сохраняющих, как и его первая историческая драма «Местер Улуф», верность реализму, и почти одновременно — пьесы философско-символические «Путь в Дамаск», 1898-1904; «Пасха», 1901; и др., в условно-обобщенной форме воссоздающих крайне субъективную картину мира. Все они проникнуты верой в высшую субстанцию, в сверхъестественные, управляющие человеком силы, не подвластные рациональному знанию. В этих пьесах Стриндберг выходит за рамки реалистической эстетики. Внешнему сходству и правдоподобию он противопоставляет абсолютную свободу авторской фантазии. По своему внутреннему строю его философско-символические пьесы более всего напоминают сон или грезу.

Всего за годы творческой деятельности Стриндберг написал свыше пятидесяти пьес. Среди них решающую роль в создании западноевропейской «новой драмы» сыграли социально-критические и философско-символические пьесы.

Манифест «натуралистической» «новой драмы» Стриндберга — его «Предисловие к «Фрекен Жюли» (1888). В нем он характеризует свою пьесу как «пьесу современного театра для современного зрителя». «Фрекен Жюли», считает Стриндберг, — это психологическая драма, поскольку в ее основе — глубокий внутренний конфликт, а не внешнее действие. Старый театр «основывается на статическом изображении характеров» и на «искусственно сконструированном диалоге». Стриндберг же предлагает «сценический характер пропустить сквозь призму художника-натуралиста», отдающего себе отчет в том, «насколько сложен душевный комплекс современного героя», у которого «порок может быть похож на добродетель». Персонажам следует во всем походить на живых людей и не казаться ни героями, ни злодеями. Может быть, им даже следует быть «почти бесхарактерными», потому что они «живут в переходное время, охвачены сомнениями, переживаниями, духовно расщеплены, в них с легкостью уживаются черты старого и нового». Точно так же Стриндберг призывает отказаться и от «строго симметричного диалога», чтобы персонажи могли высказываться так, как они это делают в жизни, когда «ни одна тема в беседе не исчерпывается до дна». Диалог в пьесе должен «блуждать», «уже в первых сценах следует наметить то, что потом получит свое развитие, повторится, прозвучит вновь, словно тема музыкальной композиции». Для усиления иллюзии жизнеподобия Стриндберг предлагает «сконцентрировать действие пьесы, устранив в ней деление на акты», сделать все для того, чтобы «возбудить фантазию зрителя и не дать ему ускользнуть от магнетического воздействия драматурга».

«Фрекен Жюли» Истинное содержание драмы о надменной, капризной, неуравновешенной аристократке, которая из прихоти, почти случайно, отдалась своему внешне лощеному, а по сути вульгарному и эгоистичному лакею? Воспринимая сказанное в предисловии слишком буквально, то следует равнодушно, если не с удовлетворением, наблюдать за падением и гибелью старого и отжившего — аристократии, уступающей место идущим на смену новым силам.

Если Стриндберг и исходил из подобной схемы, то в процессе работы он наполнил ее подлинно человеческими чувствами и страстями, вдохнул в нее истинную жизнь.

Август Стриндберг. Полное имя – Стринберг Юхан Август (22.01.1849 – 14.05.1912)

Август Стриндберг. Полное имя – Стринберг Юхан Август

Романы «Красная комната», «Жители острова Хемсе», «Слово безумца в свою защиту»; пьесы «Местер Улоф», «Отец», «Фрекен Жюли», «Путь в Дамаск», «Пляски смерти», «Игра грез», «Соната призраков», «Кристина»; автобиографическая книга «Сын служанки»; сборники рассказов «Судьбы и приключения шведов», «Браки»; новеллы «Франт», «Муки совести», «Кукольный дом», «Поединок» и др.

Многие факты из жизни и творчества Августа Стриндберга зачастую толковались критиками и биографами в духе фрейдовского психоанализа. При этом имелся в виду не столько сложный психологический мир героев его произведений, сколько неприятие писателем всяких кодексов, прописных истин, раздвоенность его натуры и даже антифеминизм. Да и сам Стриндберг называл свои сочинения не иначе как «словом безумца», не желающим принимать мещанское благополучие, бездуховность и внешнюю упорядоченность современной действительности.

Определенный отпечаток на сознание Юхана Августа наложили семья (он был сыном служанки и коммерсанта), школа и учеба в Упсальском университете, который он так и не закончил – круг его подлинных интересов оказался далеким от академических наук. Вначале юного Стриндберга заинтересовала медицина, затем театр, литература, живопись, скульптура. Он работал школьным учителем, журналистом, телеграфистом, и только служба в Королевской библиотеке упорядочила круг интересов бывшего студента. Стриндберг вплотную занялся журналистикой и историей, постепенно приближаясь к основному виду будущей деятельности – писательству.

Первым литературным опытом Стриндберга стала историческая пьеса «Местер Улоф», в которой нашли свое отражение важные события национального прошлого Швеции, связанные с эпохой реформации XVI в. С конца 70-х годов он обратился к новым для себя жанрам и темам – социальному роману и современной драматургии. Уже первый роман «Красная комната» принес ему известность и признание, поставив Стриндберга вровень с крупнейшими европейскими романистами конца XIX в. Молодой автор пытается понять сложные процессы духовной жизни 60-х годов, стремясь, как он писал, «дать резюме истории нашего времени». Подзаголовок «Красной комнаты» – «Очерки о жизни художников и литераторов», а эпиграфом довольно неожиданно были выбраны слова Вольтера: «Ничего нет хуже, чем быть повешенным втихомолку». Смысл эпиграфа постепенно раскрывался из повествования, которое велось от лица автора. Главный герой, молодой чиновник Фальк стремится вырваться из обстановки мещанства и в то же время мечтает о литературной славе. «Красная комната» – один из клубов стокгольмской молодежи, где собираются молодые актеры, художники, журналисты, научные работники. Они грезят о свободе, возрождении искусств, но все их стремления каждый раз наталкиваются на суровую действительность, в которой царит атмосфера стяжательства, лжи и лицемерия. Иллюзии постепенно утрачиваются, а радикальные лозунги теряют юношеский задор. Смысл финала романа заключался в преодолении Фальком замкнутого пространства, перехода от символов к живому человеку, вере в будущее, в котором главную роль будут играть уже совсем новые социальные группы.

Изображенные в романе социальные слои – интеллигенция, чиновники, буржуа, рабочие – представляют собой как бы единый общественный организм, но они же находятся и в антагонистических отношениях. Сатирические портреты представлены людьми деловой сферы – бюрократами и политиками. Здесь Стриндберг показал себя блестящим мастером иронии и даже карикатуры.

Сам писатель считал «Красную комнату» произведением документальным. Многие факты и события были взяты из газетных хроник, протоколов заседаний риксдага, свидетельств современников. Они органично вплетались в структуру свободной прозы, в которой автор отходил от традиционных форм европейского романа. Мастерство поэта и журналиста сказалось и в дальнейших произведениях Стриндберга.

Духовные и творческие интересы писателя в 80-е годы во многом совпадали с проблематикой жизни шведского общества того времени. Однако к ним прибавились и другие воззрения, связанные, в частности, со знакомством Стриндберга с учением Ницше. Со знаменитым философом писатель долгое время состоял в личной переписке. Влияние Ницше сказалось и на творчестве Стриндберга. Индивидуализм его героев становится все более агрессивным, противопоставляющим личность обществу. Подобная трансформация взглядов писателя сказалась, прежде всего, на драматических произведениях.

Описанная когда-то в драме «Местер Улоф» неудовлетворенность женщины своим неравноправным положением имеет теперь совершенно иной, гротесково-сатирический характер. Как писал ранее Стриндберг, феминистское движение женщин высшего общества в итоге становится «надежной опорой реакции». Своеобразным манифестом антифеминизма и даже женоненавистничества стала трагедия «Отец». Ненависть ее героини Лауры к мужу Адольфу не знает границ. Муж хочет дать дочери нормальное, естественное воспитание и стремится оградить ее от влияния религиозных фанатиков, но Лаура не только препятствует этому, но и поселяет в душе Адольфа сомнения относительно его отцовства, распространяет слух о его психическом заболевании. Мятежный и величественный Адольф, чей характер описан поистине по-шекспировски, протестует против отсталости и мещанства, но все же гибнет как жертва невыносимых условий жизни. А сама Лаура становится мрачным символом своего времени.

Ницше высоко оценил эту трагедию, хотя она и не стала идейным знаменем его теории «сверхчеловека» и апологией преступления. Сам же Стриндберг говорил, что даже мысль о том, что идеалом может служить преступник, представляется ему безумной.

Тему сложных отношений между мужчиной и женщиной продолжила драма «Фрекен Жюли». Ее сюжет прост: молодая графиня Жюли в минуту душевных переживаний, вызванных размолвкой с женихом, вступает в любовную связь с лакеем Жаном, но, убедившись в его ничтожестве, начинает чувствовать себя униженной и оскорбленной. Страдания Жюли настолько сильны, что она даже подумывает о самоубийстве. Однако простота сюжета не исчерпывает всего конфликта драмы и ее глубокого психологизма. Во вступлении к пьесе Стриндберг писал: «Фрекен Жюли – уцелевший осколок старой военной аристократии, не выдержавшей натиска новой, эмоционально и интеллектуально развитой элиты. Жан создаст новый вид, в котором будут явственны социальные контрасты. Он получил достаточно самообразования, чтобы стать господином… Он уже пробрался наверх и достаточно силен, чтобы роль лакея его уже не ранила. Его комплекс неполноценности возникает оттого, что он ощущает случайность своего пребывания в социальной среде, из которой может вырваться, сняв с себя ливрею».

В конце 80-х годов Стриндберг снова вернулся к прозе. Крестьянский роман «Жители острова Хемсе» повествует о жителях одного из островов Стокгольмского архипелага, об их нехитрых заботах, но достаточно сложных взаимоотношениях. Герой романа батрак Карлсон приезжает на остров, чтобы подработать в зажиточной крестьянской семье. Благодаря своей предприимчивости, оборотистости он вскоре становится настоящим хозяином острова.

Следующий крупный роман «Слово безумца в свою защиту» Стриндберг написал «под занавес» уходящего XIX в. Это была исповедальная проза, которая носила, условно говоря, характер защитной речи. Писатель поставил себя в равное положение со всеми персонажами, откровенно признав собственный «кризис мужского сознания». Это произведение стало одним из выдающихся романов о любви. Любовь Акселя к баронессе Марии, которая после тягостного развода с мужем становится его женой, – это и великая радость и страдание. Мария, ставшая для героя божеством, предстает как новый миф, тайну которого раскрыть непросто. Препятствия, возникающие на пути любви Акселя и Марии, способны не только породить горечь, но и разжечь страсть, заставить забыть о конфликтах и разладе.

Начало ХХ в. Стриндберг встретил на родной земле. Он был преисполнен творческого подъема, смело экспериментировал в прозе и драме, словно оправдывая слова Томаса Манна, писавшего, что Стриндберг, «оставаясь вне школ и течений, возвышаясь над ними, все их вобрал в себя. Натуралист и столько же неоромантик, он предвосхищает экспрессионизм».

В своем позднем творчестве писатель вернулся к историческим драмам. Перед читателем предстала история Швеции во всем многообразии судеб исторических персонажей. Основной конфликт строился на различии нравственных и социальных принципов героев, противоречии их характеров и поступков. Наиболее наглядно такой подход к истории прослеживается в драмах «Эрик XIV» и «Энгельбрект».

Последнее десятилетие творческой жизни Стриндберг посвятил поиску новых сценических форм, хотя и продолжал работать в разнообразных литературных жанрах. Особенно интересны его «пьесы игры грез», где проявилось давнее увлечение писателя мистикой, оккультизмом, буддизмом и, в частности, учением знаменитого шведского мистика XVIII в. Эммануэля Сведенборга. В пьесах «Пляски смерти», «Соната призраков» игра грез идет на каком-то подсознательном, импровизационном уровне, с отказом от внешнего правдоподобия. Герои Стриндберга живут и вступают друг с другом в конфликты в полном соответствии с эстетикой символизма и экспрессионизма, которые в ХХ в. стали творческим кредо многих выдающихся писателей и поэтов.

Читайте также:  Философская фантастика Стругацких: сочинение

Писатель и драматург огромного дарования и мощного духа Стриндберг был, по словам того же Томаса Манна, «по универсальности сравним только с Гете». А в устах выдающегося немца это есть высшая оценка писательского гения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Стриндберг и русская литература

В последней трети XIX в. шведская литература, равно как норвежская и датская, находилась на подъеме. Создается писательское объединение «Молодая Швеция», представители которого, будучи сторонниками разных художественно-эстетических течений — ратовали за развитие национальной самобытности в словесном искусстве. На исходе века наблюдается взлет поэзии, получивший название «шведского Ренессанса».

Виднейшими поэтами были Вернер Хейденстам и Эрик Карлфельд: нобелевские лауреаты соответственно 1916 и 1934 г.

И все же наиболее выдающимся шведским прозаиком в эту эпоху была Сельма Лагерлёф (1858-1940). Художник реалистического склада, знаток культуры и истории своей страны, любовно живописавшая ее природу, Лагерлёф в своих романах («Сага о Йёсте Берлинге», «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» и др.), искусно стилизованных под саги, запечатлела само течение бытия крестьянина. Она стала первой женщиной — членом Шведской академии наук (1914), первым шведским писателем — нобелевским лауреатом (1909).

Но особой известностью и симпатией в России по праву пользовался Август Стриндберг (1849—1912), драматург и прозаик, исключительно яркий и как художник слова, и как неординарная личность. Себя он называл «великомучеником индивидуализма»: так назвал статью, ему посвященную, А.В. Луначарский. В его творчестве с большой отчетливостью сказался автобиографический элемент. Всеевропейский резонанс получили пьесы Стриндберга, а сам он остался в истории мировой литературы как один из наиболее оригинальных представителей «новой драмы» в ее шведском варианте. Его пьесы многогранны в жанровом отношении: они соединили в себе черты символизма, натурализма и реализма, данные в психологическом наполнении. Согласно его концепции «интимного театра» сценическое внимание сосредотачивалось на внутрисемейных коллизиях, зачастую экстремальных, сильных трагических переживаниях персонажей.

Первым, кто познакомил русского читателя со Стриндбергом, была уже упоминавшаяся Софья Ковалевская, свободно владевшая шведским языком. Она акцентировала национальную самобытность Стриндберга, называла его «родоначальником новой литературной школы в Швеции», даже использовала по отношению к нему эпитет «гениальный». Как беллетрист он начал переводиться в России с 1880-х гг., причем не с оригинала, а французских и немецких изданий.

Постепенно, во многом благодаря усилиям 77. Ганзена, переводы Стриндберга, первоначально неточные и сыроватые, заметно совершенствовались. Вслед за С. Ковалевской на фоне быстро растущей критической литературы о Стриндберге стали выделяться работы В.Э. Фирсова, который обратил внимание, в частности, на глубокие симпатии Стриндберга к России и ее культуре. По мысли критика, «русофильство» Стриндберга имело серьезные основания: это «поразительное сходство» в русском и шведском национальном характере и менталитете; приверженность к истине; широта натуры; морально-этический максимализм; искренность, душевность, жажда справедливости.

Названные черты привлекали в Стриндберге и Толстого. Что до самого Стриндберга, то он — «фанатический поклонник правды» и «один из полезнейших писателей нашего времени» (В.Э. Фирсов).

Известная бескомпромиссность Стриндберга вызвала резкие нападки на него охранительной критики; вокруг его сочинений не угасали горячие споры: его и восхваляли, и ниспровергали. В период же его творческого становления на Стриндберга значительное влияние оказал Толстой. Прошедший сложный творческий путь, отмеченный менявшимися идейно-художественными увлечениями, Стриндберг на разных этапах своих исканий с присущей ему уверенностью отзывался на разные стороны творчества Толстого.

В 1880-е гг. его «бунтарским» настроениям были созвучны социально-философские взгляды русского писателя: он писал, что «обрел мощного союзника в лице Толстого, который теперь в России проповедует (руссоистские) взгляды и оставил свое блестящее творчество, чтобы стать крестьянином». В другом месте он признавался: «. Я — ученик Руссо, Толстого, и меня можно назвать аграрным социалистом». Вместе с тем, разделяя неприязнь Толстого к «верхним десяти тысячам», осуждая буржуазную культуру, Стриндберг, вообще склонный к крайностям, начинал идеализировать патриархального крестьянина, не испорченного «цивилизацией», а «культуру», вообще, пытался полностью отрицать.

Ознакомившись с художественными сочинениями Толстого, Стриндберг высказал не только восхищение; он открыл для себя совершенно новый мир. В статье «Что такое Россия?» он советовал: «Прочтите произведения Толстого, романы Достоевского, если вы уже не прочитали их, то откроете там некую нацию, новую и целомудренную страну».

Когда в 1901 г. Шведская академия присудила Нобелевскую премию по литературе не Толстому (он так и не получил ее), а французскому поэту-символисту, отнюдь не первого ряда, Сюлли Прюдо- му, — представители шведской интеллигенции, возмущенные подобным сомнительным вердиктом, отправили в Ясную Поляну адрес с выражением своего протеста. В нем, в частности, говорилось: «Мы видим в вас не только чтимого патриарха современной литературы, но также одного их тех могучих и проникновенных поэтов, о котором в данном случае вспомнить, прежде всего. Это решение не представляет ни точки зрения писателей, художников слова, ни общественного мнения». Подданным адресом стояли, в частности, имена Сельмы Лагерлёф и Стриндберга.

Некоторое время спустя Стриндберг опубликовал в газете «Свен- ска Дагбладет» заявление, в котором с присущей ему резкостью охарактеризовал членов Шведской академии как «недобросовестных ремесленников и дилетантов в литературе», отвергнувших Толстого, исходя из того что «поэзией» надо считать то, что написано стихами, а изобразитель человеческих судеб, если он создатель исторических фресок, не считается поэтом, потому что не был версификатором. Его вывод был решительным и резким: «Давайте же избавимся от магистров, в особенности таких, которые не понимают искусства, берясь судить о нем. А если нужно, давайте откажемся от нобелевских денег, динамитных денег, как их называют». Стриндберг имел в виду, что Нобель, создатель фонда, составил состояние как успешный предприниматель и изобретатель динамита.

Заметим, что это был далеко не единственный пример явной несправедливости: помимо Толстого нобелевскими лауреатами не стали такие бесспорные кандидаты как Марк Твен, Максим Горький, Драйзер, Грэм Грин, Эмиль Верхарн, Джеймс Джойс и ряд других. Но были и те, кто, получив награду, сегодня почти забыты. Стриндберг отозвался на смерть Толстого двумя статьями: «Демократизм Толстого» и «Просвещенный господствующий класс». Особенно интересна первая. В ней идет речь о том, как потомственный аристократ, граф, офицер, состоятельный помещик стал демократом. Стриндберг объяснял это накопленным богатейшим жизненным опытом и «врожденными чувствами стыда и справедливости». Пребывая в высшем обществе, он безошибочно обнаруживал его пороки, безделье, воровство и чиновничье казнокрадство, знакомство с его крестьянами убедило в наличии у них добрых черт, которых лишены власть имущие. При этом был чужд «демагогии», не «льстил» народу, высказывал правду о всех его слабостях и недостатках. Его целью было улучшение жизни народа, он стремился к этому со всей страстью, предлагая рецепты, возможно, неосуществимые. Он был убежден: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Был «радикальным демократом», в «Войне и мире» разоблачал «тайные пружины войны».

Правда, сам Толстой нелестно отзывался о Стриндберге, имея в виду его необузданный темперамент, говорил что он «не скромный писатель, не сдержанный, а, напротив, необузданный, безрассудный, неуравновешенный». Страсти иногда захлестывали Стриндберга. С этой, видимо, несправедливой оценкой не соглашался Чехов. Автор «Чайки» видел в Стриндберге художника, который, как и он, участвовал в борьбе за реформу театра. Он читал сочинения Стриндберга «с большим удовольствием», содействовал их публикации, хотя не одобрял его антифеминизма. В мае 1899 г. поблагодарив Е.М. Шаврову-Юст за присланный ему перевод драмы «Фрёкен Юлия», он писал: «Вот если бы вы перевели рассказы Стриндберга и выпустили в свет целый томик! Это замечательный писатель. Сила не совсем обыкновенная». При различии стилистической манеры двух драматургов у них были общие эстетические принципы; это их приверженность к реализму, отказ от внешней театральности, прямолинейности, умение обнаружить драматический элемент в самой жизни, наконец, желание расширить возможности жанра. Чехов даже сравнивал Стриндберга с Горьким (имя шведского писателя не раз возникало в их переписке), что вызвало удивление Горького. А между тем у Стриндберга и молодого Горького также очевидны точки соприкосновения.

Героико-романтические произведения молодого Горького 1890-х гг. были созвучны некоторым аспектам творчества Стриндберга, с его бунтарскими настроениями, неординарными, сильными личностями. Последнее объяснимо: молодой Горький, как и Стриндберг, пережил увлечение некоторыми сторонами философии Ницше. В атмосфере живых дискуссий вокруг творчества шведского писателя Горький также включался в них, когда писал Чехову в 1899 г., называя Стриндберга «чудесным бунтарем». «Это большой человек, сердце у него смелое, голова ясная, он не прячет своей ненависти, не скрывает любви. Большой души человек». Не все в Стриндберге, в частности его индивидуалистические «перекосы», находило одобрение у Горького. Едва ли не каждая прочитанная им книга Стриндберга «возбуждала желание спорить с ним, противоречить ему». И в то же время, чем больше узнавал он Стриндберга, тем чувство уважения и любви к нему «становилось глубже и крепче». Горький обращался часто к Стриндбергу, особенно в первое десятилетие XX столетия, когда драматургия заняла столь значимое место в его собственном многожанровом творчестве. Развернутую характеристику Горький дает ему в статье «Август Стриндберг», относя писателя к тем художникам, которые, начав с индивидуализма, «дружно приходят к социализму». Последнее, конечно, достаточно спорно. Он сравнивает Стриндберга со своим известным персонажем Данко, который вырвал сердце из груди, чтобы «осветить людям, запутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе». Когда в 1912 г. шведский писатель скончался, Горький в телеграмме писал: «Никто никогда не имел на меня такого сильного влияния, как Стриндберг». В краткой статье памяти Стриндберга Горький писал: «Он стоял перед явлениями жизни, точно полководец, и ничто не ускользало от его орлиного взгляда, все исторгало из души его созвучный отзвук или гордый крик протеста».

В начале 1900-х гг., в пору расцвета Серебряного века, увлечение скандинавскими писателями достигло, наверно, своего пика, что может стать предметом специальных размышлений. Выходили собрания сочинений многих из них, а споры же вокруг Стриндберга все не угасали. Правда, символисты, например Белый, Бальмонт, а также Леонид Андреев уже выказывали к нему равнодушие. Этого нельзя, однако, сказать об Александре Блоке, который, напротив, относил знакомство со Стриндбергом к числу событий, «особенно сильно повлиявших на его жизнь». Он даже сравнивал его с тем впечатлением, которое произвел на него Шекспир. Это было время увлечения Блока новейшими течениями в западноевропейском театре, в частности Метерлинком, Гауптманом, Ибсеном. Он даже сделал набросок оставшейся незавершенной рукописи «От Ибсена к Стринд- бергу». А на кончину драматурга отозвался статьей «Памяти Августа Стриндберга» (1912). Он писал о нем с нескрываемой теплотой, называя «рабочим» со «страдальческим лицом», «демократом», наконец, просто «товарищем».

Стриндберг был для Блока, как наверное и для Горького, художником, вдохновленным поиском «нового человека». Эта тема оказалась востребованной в русских демократических кругах; в известной мере прообраз подобного «нового человека» виделся Блоку в книгах самого Стриндберга. Стриндберговские мотивы и темы звучали в ряде стихов Блока, написанных в канун Первой мировой войны. В них слышен, по словам самого Блока, «северный жесткий голос Стриндберга, которому остался всего год жизни». Это сказано о поэме «Возмездие» (1911). Начальные строки пролога из этой поэмы. «Жизнь без начала и конца, // Нас всех подстерегает случай» — это почти дословная цитата из драмы Стриндберга (книга «Ад»). Тема обреченности старого мира у Стриндберга, его «омертвелости» также была близка Блоку. И он подспудно ощущал неотвратимую гибель «страшного мира».

Читайте также:  Творчество братьев Стругацких: сочинение

В условиях нападок на шведского драматурга, в том числе у него на родине, даже в пору его тяжелой болезни, Блок утверждал: «Стриндберг утро, тотчас, когда начинается большая работа. Он — менее всего конец, более всего — начало. Благоговейное изучение его есть тот труд, который молодит усталые души».

Пьесы Стриндберга появились на русской сцене с начала 1900-х гг. Среди наиболее удачных постановок стала драма «Преступление и преступление» в любительском театре в Териоках в режиссуре В.Э. Мейерхольда. Блок, оказавшийся в числе зрителей, суммировал свои впечатления: «Спектакль был весь праздничный, и, несмотря на некоторые частные неудачи, был настоящий. Я поразился: простота доведена до размеров пугающих. Стриндберг говорил исключительно языком молний; мир, окружающий его тогда, был, как грозовая июльская туча. » Пьесы Стриндберга ставились не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных театрах, среди исполнителей были такие мастера сцены, как Л. Яворская, Мамонт Дальский. Но особенно памятной страницей в истории российского театра стало исполнение великим Михаилом Чеховым заглавной роли в пьесе «Эрик XIV», шедшей на сцене 2-го МХАТа в 1920-е гг. [1]

Стриндберг поэт драматург писатель: сочинение

Отец писателя был негоциантом из аристократического рода, мать — служанкой. В 1867—1872 учился в Уппсальском университете. В 1872 написал свою первую драму «Местер Улуф». Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра и др.).

Стриндберг был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века он был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.

Дочь писателя, Карин Стриндберг, вышла замуж за российского революционера Владимира Мартыновича Смирнова.

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Библиография

Романы

  • «Красная комната» — роман, 1879
  • «Сын служанки» — роман, 1886—1887
  • «Жители острова Хемсё» — роман, 1887
  • «Исповедь безумца» — роман, 1888
  • «На шхерах» — роман, 1890
  • «Ад» — автобиогр. книга, 1897
  • «Легенды» — автобиогр. книга, 1897
  • «Путь в Дамаск» — трилогия, 1898—1904
  • «Одинокий» — роман, 1903
  • «Готические комнаты» — роман, 1904
  • «Чёрные знамёна» — роман, 1905

Повести и рассказы

  • «Новое царство» — повесть, 1882
  • «Рассказы о браке» — сборник, 1884—1886
  • «Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885
  • «Чандала» — повесть, 1889

Пьесы

  • «Местер Улуф» — пьеса, 1872, 1874, 1877
  • «Отец» — пьеса, 1887
  • «Товарищи» — пьеса, 1887
  • «Фрёкен Жюли» — пьеса, 1888
  • «Густав Васа» — пьеса, 1899
  • «Кредиторы» — пьеса, 1889
  • «Эрик XIV» — пьеса, 1899
  • «Карл XII» — пьеса, 1901
  • «Пляска смерти» — пьеса, 1901
  • «Энгельбрект» — пьеса, 1901
  • «Игра снов» — пьеса, 1902
  • «Кристина» — пьеса, 1903
  • «Соната призраков» — пьеса, 1907
  • «Синяя книга» — публицистика, 1907—1908
  • «Открытые письма Интимному театру» — публицистика, 1909
  • «Речи к шведской нации» — публицистика, 1910

Библиография

  • Стриндберг А. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1986.
  • А. Стриндберг. Красная комната.. — Москва.: «Правда», 1989 г.. — 640 с.
  • Август Стриндберг. Слово безумца в свою защиту.. — «Удмуртия», 1990 г.. — ISBN 5-7659-0039-9
  • Стриндберг А. Игра снов: Избранное. М., 1994.
  • Август Стриндберг. На круги своя. Повести и рассказы. — Москва.: «Текст», 2002 г.. — ISBN 5-7516-0319-2
  • Август Стриндберг. Серебряное озеро. Повести и рассказы. — Москва.: «Текст», 2002 г.. — ISBN 5-7516-0320-6
  • Август Стриндберг. Густав Ваза. Карл XII. На пути в Дамаск. — Москва.: «Индрик», 2002 г.. — ISBN 8-85759-222-4
  • Август Стриндберг. Интимный театр. — «Совпадение», 2007 г.. — ISBN 978-5-903060-28-3
  • Юхан Август Стриндберг. Собрание сочинений в 5 томах. — «Книжный Клуб Книговек», 2007 г.. — ISBN 978-5-4224-0010-2

Библиография литературы об Августе Стриндберге

  • Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.];
  • Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923;
  • Блок А. Статьи о Стриндберге, Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936;
  • Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245;
  • Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961;
  • История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970;
  • Шарыпкин Д. М. А. Стриндберг и Г. Ибсен в русской литературе // Шарыпкин Д. М. Скандинавская литература в России. М., 1980.
  • Ерхов Б. А. Август Стриндберг. Биоблиографический указатель. М., 1981.
  • К. Ясперс. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина.
  • В. Максимов. Проект драматической эпопеи Августа Стриндберга // Стриндберг А. Интимный театр. М.: Совпадение, 2007.
  • Бальзамо Е. Август Стриндберг: лики и судьба. М.: Новое литературное обозрение, 2009
  • Анатолий Ливри. Dr. Anatoly Livry, «August Strindberg : de Rhadamanthe à Busiris et l’Etna de Zarathoustra», Nietzscheforschung, Berlin, «Akademie Verlag», 2011, p. 123 — 135

Примечания

Ссылки

Стриндберг, Юхан Август на Викискладе ?
  • Стриндберг, Юхан Август в энциклопедии «Кругосвет»
  • пьесы «Соната призраков», «Эрик XIV»
  • пьеса Кто сильней (1889)
  • Strindbergssällskapet (швед.)
  • The Strindberg Society (Strindbergssällskapet) In English
  • музей Стриндберга
  • Strindberg in Österreich
  • Strindberg & Helium
  • August Strindberg Society of Los Angeles
  • Август Стриндберг на сайте журнала «Сеанс»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Стриндберг, Юхан Август” в других словарях:

Стриндберг Юхан Август — (Strindberg) (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы «Местер Улоф» (1872, стихотворная редакция 1877), «Густав Ваза», «Эрик XIV» (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма социально критический роман «Красная комната» (1879),… … Энциклопедический словарь

Стриндберг Юхан Август — Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, ‒ 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867‒72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации… … Большая советская энциклопедия

СТРИНДБЕРГ Юхан Август — СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849—1912), шведский писатель. Натуралистич. драмы «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (с предисл. «Натуралистическая драма», 1888), символико экспрессионист. драмы «Путь в Дамаск» (ч. 1—3, 1898—1904) … Литературный энциклопедический словарь

Стриндберг, Юхан Август — Ю.А. Стриндберг. Портрет работы Р. Берга. 1906. СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872; стихотворная редакция 1877), Густав Ваза , Эрик XIV (обе о народоправстве, 1899); в русле… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СТРИНДБЕРГ Юхан Август — (Strindberg, Johan August) АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (портрет Э.Мунка). (1849 1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной… … Энциклопедия Кольера

Стриндберг, Юхан Август — (Strindberg, Johan August) (22.01.1849, Стокгольм 14.05.1912, Стокгольм) шведский писатель драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын комиссионера торговца дворянского происхождения и служанки. С 1867, с перерывами, изучал литературу и философию … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Юхан Август Стриндберг — Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 Место рождения: Стокгольм Дата смерти: 14 мая 1912 Место смерти: Стокгольм Гражданство: Швеция … Википедия

СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август — (1849 1912) шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872 77), Густав Ваза , Эрик XIV (обе 1899); роман Красная комната (1879); сборники рассказов Браки (т. 1 2, 1884 86) и Утопии в действительности (1885); натуралистические драмы Отец… … Большой Энциклопедический словарь

Стриндберг — Стриндберг, Юхан Август Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 … Википедия

Август Стриндберг

Краткая биография

Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг (швед. Johan August Strindberg, 22 января 1849 года, Стокгольм — 14 мая 1912 года, там же) — шведский писатель и публицист. Основоположник современной шведской литературы и театра.

Отец писателя был негоциантом (предпринимателем) из аристократического рода, мать — служанкой. В 1867—1872 годах учился в Уппсальском университете. Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра, телеграфиста, и другие). В начале 1870-х годов дебютировал как писатель с драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Мес­тер Улоф» («Mäster Olof», 1872). Опубликованный в 1879 году социально-критический роман «Красная комната» (1879) принёс ему широкую известность.

С 1872 года работал в Стокгольме журналистом. В 1874 году стал помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.

В течение 1890-х годов он провёл значительное время за границей, занимаясь научными экспериментами и исследованиями оккультизма. Серия психотических эпизодов между 1893 и 1897 годами (называемая им «Кризис Инферно», швед. Infernokrisen), привела его к возвращению в Швецию и к госпитализации в клинику. Затем, под влиянием идей шведского мистика Эммануила Сведенборга, он решил стать «Золя оккультизма» (англ. «The Zola of the Occult»), и в своём «оккультном дневнике» собирал различные эзотерические материалы.

«Галлюцинации, фантазии и мечты для меня очень реальны. Если я вижу, что моя подушка принимает различные человеческие формы, тогда эти формы есть; и если кто-то скажет мне, что она существуют только в (моём) воображении, тогда я скажу: — Только вы говорите! — То, что видит моё внутреннее око, для меня является более важным!»

Оригинальный текст (швед.)
Hallucinationer, fantasier, drommar synas mig ega en hog realitet. Om jag ser min hufvudkudde antaga menskliga former, sa finnas dessa former der, och sager nagon att de endast (!) danas i min fantasi, sa svarar jag: — Ni sager endast? — Hvad mitt inre oga ser ar mig mer!

— Стриндберг в письме в 1897 году

В 1898 Стриндберг опубликовал автобиографическую книгу на французском «Инферно» (фр. «Inferno»). Впоследствии это произведение цитировалось некоторыми исследователями как доказательство психического нездоровья Стриндберга, один из диагнозов — параноидный психоз.

Заболел пневмонией на Рождество 1911 года, от которой так и не оправился. Скончался от пневмонии и рака желудка в 1912 году.

Стриндберг был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.

Дочь писателя, Карин Стриндберг, была замужем за российским революционером Владимиром Мартыновичем Смирновым.

Выдающийся русский поэт Александр Блок написал некролог «Памяти Августа Стриндберга», заканчивающийся словами:

Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей, потому что он… демократ. Наследие демократа — идейно, оно не может служить поводом ни для чьей корысти. Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это — лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг — утро, тот час, когда начинается большая работа. Он — менее всего конец, более всего — начало. Благоговейное изучение его — есть тот труд, который молодит усталые души.

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Ссылка на основную публикацию
×
×