Поэзия К. Ваншенкина: сочинение

Поэзия К. Ваншенкина

Константин Яковлевич Ваншенкин родился в 1925 году в Москве в семье инженера. Стихи писал с детства. В 1942 году из 10 класса ушел в армию.

В 1951 году, учась в Литературном институте им. М. Горького, выпустил первый сборник стихотворений “Песня о часовых”. С тех пор им опубликовано много поэтических сборников.

Среди них “Воины” 1957 г., “Солдатская судьба” 1960 г., “Характер” 1979 г., “Поздние яблоки” 1980 г., “Жизнь человека” 1983 г. Излюбленный жанр поэта – лирическая миниатюра. Лауреат Государственной премии РСФСР.

Стучит по крыше монотонно,

Беззвучно льется по

стеклу, Бурлит в канаве из бетона.

Бормочет в кадке на углу.

В полночной мгле свистит над полем,

Шуршит по листьям мокрых рощ…

Когда б я был собой доволен,

То как бы спал под этот дождь!

И сразу вспомнилось, высветлилось удивительными этими строчками: кто-то принес новый, только что вышедший сборник К. Ваншенкина

Потом я все-таки достал эту книжку с обложкой цвета морской волны. Прочел несколько раз, сделав в ней для себя еще много открытий. Не только поэтических, но и житейских. Перечитывая сборник, я спрашиваю себя: почему и чем мне и моим сверстникам стали так близки и необходимы стихи человека, много старше нас, прошедшего тяжелейшие испытания войны?

Да, вероятно, этим-то и задел наши сердца недавний солдат-десантник: судьбой своей, кровной причастностью к делам героическим. Тревожный и радостный свет, в котором слились огни пожарищ и сверкание победного салюта, его стихи – сдержанные, простые, ясные, лишенные традиционных “украшательств”. Душа отозвалась на них памятью о еще не отболевшем прошлом.

И еще мы, мальчишки, готовящиеся стать филологами, педагогами, рабочими, сумели понять значительность того, что писали поэты, прошедшие войну и заслужившие высокое право, говоря о себе, говорить от имени поколения. Они делали это без высокопарности и пустозвонства. В их строчках победа сплавилась с состоянием духа.

Их лирика была нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно. Они боялись фальши и нравоучительных прописей. Они воспитывают нас заботливо и строго, вовсе не претендуя на роль учителей…”

Я вижу, что уже тогда, в середине 50-х годов, К. Ваншенкин сформулировал принципы, которые стали для него определяющими. Бот один из них:

Не кто-то другой, Не лирический некий герой –

С разбитой ногой, Это я ночевал под горой.

И ждал я рассвета И верил солдатской судьбе…

Я счастлив, что это Могу написать о себе.

Критики не без оснований считают эти строки поэтическим кредо Ваншенкина.

Десять лет спустя после выхода “Волны” издательство “Молодая гвардия” выпустило книжку избранной лирики Ваншенкина. Составил ее Борис Слуцкий. Он же написал короткое, но емкое предисловие, в котором есть слова, определяющие творчество поэта:

“Слог у Ваншенкина – неторопливый, основательный, степенный. Как в жизни, так и в литературе. В редком стихотворении – более 30 строк. Разглагольствовать он не любит.

Врать в стихах не то что не привычен, а попросту не обучен. В поэзии Ваншенкина есть качества хорошей прозы: ясность, содержательность, внимание не только к себе, но и к остальному человечеству. Однако в лучших его стихах – доподлинная поэзия…”

“Излюбленный жанр К. Ваншенкина – лирическая миниатюра, стихотворение в 8-12 строк. У этого жанра свои законы, в частности, особые требования к форме, которая в миниатюре должна быть не только безукоризненно отточенной, но и хранить живую естественность лирического голоса – иначе в четырех строчках не передать.

Биенье жилки у виска, Секундной стрелки трепетанье,

И как под окнами войска Идут – и слышно их дыханье.

В любом стихотворении ощутима смысловая нагрузка каждой строки, каждого стиха.

Похожие сочинения:

Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”? Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”? Размышляя над тезисом Вл. Ф. Ходасевича, обратитесь к биографическим сведениям из жизни поэта: изгнанию, клевете, унижениям.

Поэзия Поэзия – это стихотворная, т. е. ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Первоначально под поэзией понималось искусство слова вообще, а прозой считались все.

Поэзия Марины Цветаевой – дневник ее души Марина Цветаева – одна из талантливейших поэтов первой половины XX в. Илья Эренбург писал: “…Цветаева была человеком больщой совести, жила чисто и благородно, почти всегда в нужде, пренебрегая внешними благами.

Поэзия начала века Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных.

Поэзия, живопись и музыка в лирике А. А. Блока В лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам и фразам характера плавно льющегося потока. “Его стихи как бы.

Поэзия и судьба Осипа Мандельштама. “Мне на плечи бросается век-волкодав…” Сегодня стихи Мандельштама уже нерасторжимо связаны со всей русской поэзией, XX век немыслим без царапающей, задевающей за живое лирики бесприютного поэта, не имеющего даже могилы. Его трагическая судьба стала отражением.

Поэзия Ю. В. Друниной Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 1924 году. В 1941 году она добровольцем ушла на фронт и до конца войны служила батальонным санитарным инструктором. В 1952 году окончила Литературный.

Сочинение на тему: “Поэзия Ходасевича” Владислав Фелицианович Ходасевич вступил в литературу рано, в 1908 году, выпустил свою первую книгу стихов “Молодость”. Через шесть лет, в 1914 году, вышла вторая – “Счастливый домик”. На него обратили.

Поэзия Анны Ахматовой А. А.Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось.

“Пора вам знать: я тоже современник” (поэзия О. Э. Мандельштама) “Пора вам знать: я тоже современник” (поэзия О. Э. Мандельштама) Осип Эмильевич Мандельштам – создатель и виднейший поэт литературного течения – акмеизма, друг Н. Гумилева и А. Ахматовой. Воспоминания Мандельштама.

Поэзия и проза Поэзия и проза Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Проза – устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки – стихи. В отличие от.

Поэзия Булата Окуджавы Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке… Б. Окуджава В шестидесятые годы во время так называемой “хрущевской оттепели” поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник.

Поэзия Эдуарда Асадова Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении, в г. Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта были участниками революции и гражданской войны. В мирные дни они стали школьными.

Классическая поэзия Китая В первой половине VII в. Китайское государство представляло собой феодальное государство, главными правителями, которого были Императоры династии Тан (. На VIII и IX вв. приходится необычайно большой взлет китайской поэзии.

Поэзия родной природы План 1. Природу невозможно не любить. 2. Красота жизни в поэтических пейзажах: А) любовь к родному краю и природе в лирике С. Есенина; Б) пейзажные зарисовки в лирике поэтов XIX.

Поэзия М. Цветаевой – напряженный монолог – исповедь Исповедальность свойственна произведениям многих поэтов серебряного века. Из всех стихов мы часто узнаем о конкретных чертах их облика, об обстоятельствах жизни. Ахматовская челка и шаль, есенинские белокурые волосы и голубые.

Чем мне близка поэзия В. Высоцкого? Мне очень близко творчество Владимира Семеновича Высоцкого, к сожалению, ушедшего из жизни на пике своего творческого расцвета. Близко темами, идеями, мотивами, но больше всего – жизненной правдой. Не имея возможности.

Поэзия прозы Не надо размазывать манную кашу по чистому столу. И. Бабель В небольшом шедевре И. Бабеля “Конармия”, написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое предложение.

Поэзия в жизни человека План 1. Литература в жизни человека. 2. Хорошие стихи – это тайна. А) Нужна ли поэзия? Б) “Любовь прекрасна и грустна”. 3. Значение поэзии для человека. Когда поэзия есть, она.

Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи” Иван Алексеевич Бунин – один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы “Танька”, “На край света”, “Вести с родины” и другие. В 1898.

Ранняя поэзия его загадочна Нет ничего удивительного в том, что ранняя поэзия С. Я. Маршака не исследовалась, ведь она не была собрана полностью. Публикуемые стихи позволяют восполнить этот пробел и вместе с тем дают.

Поэзия и живопись слились Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Живопись – один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и.

ПОЭЗИЯ БУНИНА – “ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ” ПОЭЗИЯ БУНИНА – “ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ” Поэзия И. А. Бунина – яркое явление русской литературы конца XIX – начала XX века. Когда вышел сборник И. А. Бунина “Листопад”, М. Горький так.

Поэт и поэзия в лирике Маяковского Многие поэты задумывались о цели творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Переломная эпоха в истории неизбежно должна была породить поэта, которому надо было бы пересмотреть старое отношение к.

Китайская поэзия древнего мира 中国古代世界的诗歌 Китайская поэзия древнего мира Признана находкой для мировой культуры. Из-за некоторых факторов и особенностей, западный мир долгое время почти ничего не знал о прекрасной китайской поэзии. Но возможность насладится.

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой) Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже.

Поэзия А. Ахматовой Час мужества пробил на наших часах, Анна Андреевна Ахматова вошла в русскую поэзию в те годы, когда жесточайшая политическая реакция, наступившая после поражения первой русской революции, сменилась новым подъемом революционного.

“Поэзия серебряного века” Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, организатор и “идеолог” символистского движения.

Читайте также:  Отзыв на повесть А. Л. Слонимского Юность Пушкина: сочинение

“Жизнь и поэзия – одно” Жизнь и поэзия – одно… И в мире все постигнул он – И ничему не покорился. К. Батюшков Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом созидания. Русские поэты осваивали богатый.

ПОЭЗИЯ ЦВЕТАЕВОЙ – ПОВЕСТЬ О СЕБЕ ПОЭЗИЯ ЦВЕТАЕВОЙ – ПОВЕСТЬ О СЕБЕ Творчество М. Цветаевой – одно из самых своеобразных явлений литературы Серебряного века. Оно отмечено прежде всего глубинным единством жизни и слова о ней, напряженной.

Неожиданный Ваншенкин

Неожиданный Ваншенкин

Сегодня о творчестве замечательного поэта-фронтовика размышляет не критик, не коллега-стихотворец, а издатель. Нечасто сейчас встречаются энтузиасты, готовые выпускать действительно художественную современную литературу, и в частности поэзию. Один из них – автор публикуемого материала. Правда, он известен ещё и как автор интересных книг об архитектуре Москвы, о которых не раз писала «ЛГ».

Предлагая Константину Яковлевичу Ваншенкину издать его новую книгу «Шёпот. Интимная лирика», я был уверен, что эти стихи нужны не только ему, мне, но и многим любителям поэзии. Читая Ваншенкина, не раз удивлялся совпадению моих чувств и впечатлений с тем, о чём пишет поэт. Если бы не знал, сколько лет автору, – никогда бы не подумал, что в его возрасте могут приходить такие строки, во время чтения которых «душа поражена помимо вашей воли».
Начинается книга стихотворением «Купающаяся девушка», которое в своё время подвергалось критике за чрезмерную откровенность. А что в нём, собственно, откровенного по сегодняшним-то меркам? Нынче изображениями обнажённых женщин в разных ракурсах напичкан любой газетный киоск. Но как пишет об этом Ваншенкин! Читаешь стихотворение, пребывая в плену тонкого лиризма автора. Девушка «разделась суетливо», затем пошла «тревожно, торопливо, стыдясь своей же наготы». А в это время «спокойно и невозмутимо природа смотрит на неё». Невозмутимость природы и стыдливость девушки как бы противопоставляются друг другу, подчёркивая смущение купающейся.
В последние годы поэзия Ваншенкина наполнилась подробностями, которые могли бы повергнуть советских цензоров в шок. Таковы, например, стихотворения «Поездка», «Ученица», «С французского», «Благодарность». Но и ранее поэт не чуждался Эроса. Так, в давнем «Возвращении» («Вернулся муж с большой войны») жена солдата «Шинели тронула рукав, Щекой припала, вся зарделась, Потом прошла за старый шкаф, Свет погасила и разделась». Зарделась – в одном только слове сколько сосредоточено воспоминаний о прошлой, довоенной жизни! В нём и любовь, и несбывшиеся, перечёркнутые войной надежды, и планы на будущую жизнь, теперь-то уж точно счастливую и безоблачную.
«Воспоминанья ощущений – они нам душу бередят». Бередит душу память о войне, запечатлённая и на пожелтевших фотоснимках. Автор смотрит на старое фото «чуть со стороны»:

Той давней, той немыслимой весной,
В любви мужской почти
не виноватая,
У низенькой земляночки штабной
Стоишь ты, фронтовая,
франтоватая.

(«К портрету»)

Через много лет поэт замечает в облике когда-то любимой им женщины и неестественную стройность ног, «как в удлинённом кадре телевизора», «и две твои медали на груди почти в горизонтальном положении» и «тихий взгляд, и в нём оттенок вызова».
И совсем другой образ женщины, от которой поэт «услышал в первый раз: «Война всё спишет» – фразу ходовую», также остался в его памяти:

Мы с ней расстались на исходе дня.
Нет, не запричитала, не завыла,
А через день она уже меня
Легко и так естественно забыла.

Любовь на войне – тема, нашедшая в поэзии Ваншенкина новое, необычное воплощение. После войны некоторые её участники привезли с фронта кто аккордеон, кто машину, а кто-то и новую жену. Но многих фронтовых подруг постигла незавидная участь – они оказались ненужными – «и они сошли со сцены, и отнюдь не под венец». Такая вот драма.
Интимная лирика – это ещё и лирика семейных отношений. Отношений, ограниченных стенами квартиры. Иногда из-за этих стен доносятся звуки чужой, скрытой от нас жизни. Это своеобразные позывные семейного счастья или его отсутствия. О том, что несчастливые семьи несчастливы по-своему, писал ещё Л.Н. Толстой. А вот как об этом пишет Ваншенкин в стихотворении «Сцены»:

Ты слышишь? Я не виновата! –
И утверждению вослед,
Как если б то была граната,
Метнула чашку на паркет.

Гранату обычно бросают, чтобы поразить противника. А здесь женщина кинула её так, что осколками и себя задеть может. Она этой самой гранатой-чашкой хотела подорвать и себя, и его. Значит, желала она уничтожить и их отношения. Но какими средствами удалось поэту передать накал страстей! Неудивительно, что в следующем четверостишии между героями происходит прощание.
Горечью утраты пронизаны стихотворения, посвящённые жене Константина Яковлевича – поэту и прозаику Инне Гофф. Потеря эта невосполнима, и для автора заслонила многие драматические события начала 1990-х годов. Память о ней – в стихах, «растравляющих душу». Эти стихи выходят за рамки отдельной человеческой трагедии, тревожащих воспоминаний о потере близкого человека: «Скажи: скорбящею невестою из нашего угла к какому ангелу небесному ты от меня ушла» или: «Но для меня с твоим уходом жизнь потеряла интерес». Поэт убеждён: «Только любовь верит в загробную встречу».
Как драгоценные жемчужины бережно и аккуратно нанизывает поэт слова на тонкую нить повествования, где «проявляются полною мерой такт, изящество, тонкость и вкус». Многие стихи написаны в безличной форме. Но от этого, пожалуй, они ещё более выигрывают:

Заупрямилась, не пожелала,
Подбородок склонила к плечу:
«Моего объяснения мало?
Было, да! А сейчас не хочу».
(«Отказ»)

Лапидарность стиля позволяет нам яснее постигнуть смысл написанного – в этой связи вспоминаются слова критика Ал. Михайлова о «щеголеватой, фирменной короткой строке» К. Ваншенкина. В стихотворении «Расставание» нет ни одного глагола, обозначающего, как известно, действие. Но стихотворение тем не менее очень живое:

Маленький городок.
Северный говорок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.

Рябь тёмно-серых вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.

Динамичность достигается здесь образными средствами: подразумевается, что музыка звучит, теплоход плывёт, воды текут. Читаешь, и представляешь девушку, провожающую парня. Куда? Может, в другой город, а может, на большую войну. Но и тогда ещё есть надежда на встречу. А может быть, они расстались навсегда.
У Инны Гофф есть дневниковая запись, что у мужчин-поэтов стихи рождаются от женщины, как дети. Сказано прежде всего о Ваншенкине. Женщина в его стихах – «золотая частица пейзажа». Героини поэта – это женщины, исполненные решительности: «Начала раздеваться с перчаток»; «Всё сняла с себя – и даже обручальное кольцо»; «Обняла его сама и поцеловала»; «И всегда при ней была инициатива»; «Его любила целый год захватническою любовью»; «Я хочу уже давно от тебя родить ребёнка». Почему именно женщине отдаёт поэт такое право – может, от того, что «женщина гораздо чаще не только хочет получить, но и доставить наслажденье».
Из сравнительно недавних произведений хочется особо выделить своеобразные стихотворные новеллы: «На балконе», «Лейтенант молоденький», «Баллада о слуге», «Сёстры». Очаровательно стихотворение «Арагви». 1964». Прежде всего живостью деталей – характерным свойством лирики Ваншенкина. Это хорошо известное читателю свойство с годами только усиливается. Стихи становятся более концентрированными, наполняются оттенками и штрихами, позволяющими автору идеально точно выразить свои чувства. А для этого и существует поэзия.

Александр ВАСЬКИН , генеральный директор издательства «Компания Спутник+»

Сочинение на тему Современные поэты – Поэзия к. ваншенкина.

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-20

Константин Яковлевич Ваншенкин родился в 1925 году в Москве в семье инженера. Стихи писал с детства. В 1942 году из 10 класса ушел в армию. В 1951 году, учась в Литературном институте им. М. Горького, выпустил первый сборник стихотворений “Песня о часовых”. С тех пор им опубликовано много поэтических сборников. Среди них “Воины” 1957 г., “Солдатская судьба” 1960 г., “Характер” 1979 г., “Поздние яблоки” 1980 г., “Жизнь человека” 1983 г. Излюбленный жанр поэта – лирическая миниатюра. Лауреат Государственной премии РСФСР.
Вот что о его творчестве говорят критики и рецензенты: “Недавно, разбирая свои студенческие бумаги, в тетрадке по истории дипломатии наткнулся я на стихи, не имеющие никакого отношения к предмету, обозначенному на обложке.
Стучит по крыше монотонно,
Беззвучно льется по
стеклу, Бурлит в канаве из бетона.
Бормочет в кадке на углу.
В полночной мгле свистит над полем,
Шуршит по листьям мокрых рощ.
Когда б я был собой доволен,
То как бы спал под этот дождь!
И сразу вспомнилось, высветлилось удивительными этими строчками: кто-то принес новый, только что вышедший сборник К. Ваншенкина “Волны”. Небольшая эта книжечка путешествовала по столам.
Потом я все-таки достал эту книжку с обложкой цвета морской волны. Прочел несколько раз, сделав в ней для себя еще много открытий. Не только поэтических, но и житейских. Перечитывая сборник, я спрашиваю себя: почему и чем мне и моим сверстникам стали так близки и необходимы стихи человека, много старше нас, прошедшего тяжелейшие испытания войны? Да, вероятно, этим-то и задел наши сердца недавний солдат-десантник: судьбой своей, кровной причастностью к делам героическим. Тревожный и радостный свет, в котором слились огни пожарищ и сверкание победного салюта, его стихи – сдержанные, простые, ясные, лишенные традиционных “украшательств”. Душа отозвалась на них памятью о еще не отболевшем прошлом. И еще мы, мальчишки, готовящиеся стать филологами, педагогами, рабочими, сумели понять значительность того, что писали поэты, прошедшие войну и заслужившие высокое право, говоря о себе, говорить от имени поколения. Они делали это без высокопарности и пустозвонства. В их строчках победа сплавилась с состоянием духа. Их лирика была нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно. Они боялись фальши и нравоучительных прописей. Они воспитывают нас заботливо и строго, вовсе не претендуя на роль учителей. ”
Я вижу, что уже тогда, в середине 50-х годов, К. Ваншенкин сформулировал принципы, которые стали для него определяющими. Бот один из них:
Не кто-то другой, Не лирический некий герой –
С разбитой ногой, Это я ночевал под горой.
И ждал я рассвета И верил солдатской судьбе.
Я счастлив, что это Могу написать о себе.
Критики не без оснований считают эти строки поэтическим кредо Ваншенкина.
Десять лет спустя после выхода “Волны” издательство “Молодая гвардия” выпустило книжку избранной лирики Ваншенкина. Составил ее Борис Слуцкий. Он же написал короткое, но емкое предисловие, в котором есть слова, определяющие творчество поэта:
“Слог у Ваншенкина – неторопливый, основательный, степенный. Как в жизни, так и в литературе. В редком стихотворении – более 30 строк. Разглагольствовать он не любит. Врать в стихах не то что не привычен, а попросту не обучен. В поэзии Ваншенкина есть качества хорошей прозы: ясность, содержательность, внимание не только к себе, но и к остальному человечеству. Однако в лучших его стихах – доподлинная поэзия. ”
“Излюбленный жанр К. Ваншенкина – лирическая миниатюра, стихотворение в 8-12 строк. У этого жанра свои законы, в частности, особые требования к форме, которая в миниатюре должна быть не только безукоризненно отточенной, но и хранить живую естественность лирического голоса – иначе в четырех строчках не передать.
Биенье жилки у виска, Секундной стрелки трепетанье,
И как под окнами войска Идут – и слышно их дыханье.
В любом стихотворении ощутима смысловая нагрузка каждой строки, каждого стиха.

Тема сочинения: Поэзия К. Ваншенкина

Константин Яковлевич Ваншенкин родился в 1925 году в Москве в семье инженера. Стихи писал с детства. В 1942 году из 10 класса ушел в армию. В 1951 году, учась в Литературном институте им. М. Горького, выпустил первый сборник стихотворений «Песня о часовых». С тех пор им опубликовано много поэтических сборников. Среди них «Воины» 1957 г., «Солдатская судьба» 1960 г., «Характер» 1979 г., «Поздние яблоки» 1980 г., «Жизнь человека» 1983 г. Излюбленный жанр поэта — лирическая миниатюра. Лауреат Государственной премии РСФСР.

Вот что о его творчестве говорят критики и рецензенты: «Недавно, разбирая свои студенческие бумаги, в тетрадке по истории дипломатии наткнулся я на стихи, не имеющие никакого отношения к предмету, обозначенному на обложке.

Стучит по крыше монотонно,

Беззвучно льется по

Стеклу, Бурлит в канаве из бетона.

Бормочет в кадке на углу.

В полночной мгле свистит над полем,

Шуршит по листьям мокрых рощ.

Когда б я был собой доволен,

То как бы спал под этот дождь!

И сразу вспомнилось, высветлилось удивительными этими строчками: кто – то принес новый, только что вышедший сборник К. Ваншенкина «Волны». Небольшая эта книжечка путешествовала по столам.

Потом я все – таки достал эту книжку с обложкой цвета морской волны. Прочел несколько раз, сделав в ней для себя еще много открытий. Не только поэтических, но и житейских. Перечитывая сборник, я спрашиваю себя: почему и чем мне и моим сверстникам стали так близки и необходимы стихи человека, много старше нас, прошедшего тяжелейшие испытания войны? Да, вероятно, этим – то и задел наши сердца недавний солдат – десантник: судьбой своей, кровной причастностью к делам героическим. Тревожный и радостный свет, в котором слились огни пожарищ и сверкание победного салюта, его стихи — сдержанные, простые, ясные, лишенные традиционных «украшательств». Душа отозвалась на них памятью о еще не отболевшем прошлом. И еще мы, мальчишки, готовящиеся стать филологами, педагогами, рабочими, сумели понять значительность того, что писали поэты, прошедшие войну и заслужившие высокое право, говоря о себе, говорить от имени поколения. Они делали это без высокопарности и пустозвонства. В их строчках победа сплавилась с состоянием духа. Их лирика была нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно. Они боялись фальши и нравоучительных прописей. Они воспитывают нас заботливо и строго, вовсе не претендуя на роль учителей. »

Я вижу, что уже тогда, в середине 50 – х годов, К. Ваншенкин сформулировал принципы, которые стали для него определяющими. Бот один из них:

Не кто – то другой, Не лирический некий герой —

С разбитой ногой, Это я ночевал под горой.

И ждал я рассвета И верил солдатской судьбе.

Я счастлив, что это Могу написать о себе.

Критики не без оснований считают эти строки поэтическим кредо Ваншенкина.

Десять лет спустя после выхода «Волны» издательство «Молодая гвардия» выпустило книжку избранной лирики Ваншенкина. Составил ее Борис Слуцкий. Он же написал короткое, но емкое предисловие, в котором есть слова, определяющие творчество поэта:

«Слог у Ваншенкина — неторопливый, основательный, степенный. Как в жизни, так и в литературе. В редком стихотворении — более 30 строк. Разглагольствовать он не любит. Врать в стихах не то что не привычен, а попросту не обучен. В поэзии Ваншенкина есть качества хорошей прозы: ясность, содержательность, внимание не только к себе, но и к остальному человечеству. Однако в лучших его стихах — доподлинная поэзия. »

«Излюбленный жанр К. Ваншенкина — лирическая миниатюра, стихотворение в 8—12 строк. У этого жанра свои законы, в частности, особые требования к форме, которая в миниатюре должна быть не только безукоризненно отточенной, но и хранить живую естественность лирического голоса — иначе в четырех строчках не передать.

Биенье жилки у виска, Секундной стрелки трепетанье,

И как под окнами войска Идут — и слышно их дыханье.

В любом стихотворении ощутима смысловая нагрузка каждой строки, каждого стиха.

Поэзия К. Ваншенкина

Константин Яковлевич Ваншенкин родился в 1925 году в Москве в семье инженера. Стихи писал с детства. В 1942 году из 10 класса ушел в армию. В 1951 году, учась в Литературном институте им.

М. Горького, выпустил первый сборник стихотворений “Песня о часовых”. С тех пор им опубликовано много поэтических сборников. Среди них “Воины” 1957 г., “Солдатская судьба” 1960 г., “Характер” 1979 г., “Поздние яблоки” 1980 г., “Жизнь человека” 1983 г. Излюбленный жанр поэта – лирическая миниатюра. Лауреат Государственной премии РСФСР. Вот что о его творчестве говорят критики и рецензенты: “Недавно, разбирая свои студенческие бумаги, в тетрадке по истории дипломатии наткнулся я на стихи, не имеющие никакого отношения к предмету, обозначенному на обложке.

Стучит по крыше монотонно, Беззвучно льется по стеклу, Бурлит в канаве из бетона. Бормочет в кадке на углу. В полночной мгле свистит над полем, Шуршит по листьям мокрых рощ… Когда б я был собой доволен, То как бы спал под этот дождь!

И сразу вспомнилось, высветлилось удивительными этими строчками: кто-то принес новый, только

что вышедший сборник К. Ваншенкина “Волны”. Небольшая эта книжечка путешествовала по столам. Потом я все-таки достал эту книжку с обложкой цвета морской волны. Прочел несколько раз, сделав в ней для себя еще много открытий. Не только поэтических, но и житейских.

Перечитывая сборник, я спрашиваю себя: почему и чем мне и моим сверстникам стали так близки и необходимы стихи человека, много старше нас, прошедшего тяжелейшие испытания войны? Да, вероятно, этим-то и задел наши сердца недавний солдат-десантник: судьбой своей, кровной причастностью к делам героическим. Тревожный и радостный свет, в котором слились огни пожарищ и сверкание победного салюта, его стихи – сдержанные, простые, ясные, лишенные традиционных “украшательств”. Душа отозвалась на них памятью о еще не отболевшем прошлом. И еще мы, мальчишки, готовящиеся стать филологами, педагогами, рабочими, сумели понять значительность того, что писали поэты, прошедшие войну и заслужившие высокое право, говоря о себе, говорить от имени поколения.

Они делали это без высокопарности и пустозвонства. В их строчках победа сплавилась с состоянием духа. Их лирика была нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно.

Они боялись фальши и нравоучительных прописей. Они воспитывают нас заботливо и строго, вовсе не претендуя на роль учителей…” Я вижу, что уже тогда, в середине 50-х годов, К. Ваншенкин сформулировал принципы, которые стали для него определяющими. Бот один из них:

Не кто-то другой, Не лирический некий герой – С разбитой ногой, Это я ночевал под горой. И ждал я рассвета И верил солдатской судьбе… Я счастлив, что это Могу написать о себе.

Критики не без оснований считают эти строки поэтическим кредо Ваншенкина. Десять лет спустя после выхода “Волны” издательство “Молодая гвардия” выпустило книжку избранной лирики Ваншенкина. Составил ее Борис Слуцкий. Он же написал короткое, но емкое предисловие, в котором есть слова, определяющие творчество поэта: “Слог у Ваншенкина – неторопливый, основательный, степенный.

Как в жизни, так и в литературе. В редком стихотворении – более 30 строк. Разглагольствовать он не любит. Врать в стихах не то что не привычен, а попросту не обучен. В поэзии Ваншенкина есть качества хорошей прозы: ясность, содержательность, внимание не только к себе, но и к остальному человечеству.

Однако в лучших его стихах – доподлинная поэзия…” “Излюбленный жанр К. Ваншенкина – лирическая миниатюра, стихотворение в 8-12 строк. У этого жанра свои законы, в частности, особые требования к форме, которая в миниатюре должна быть не только безукоризненно отточенной, но и хранить живую естественность лирического голоса – иначе в четырех строчках не передать. Биенье жилки у виска, Секундной стрелки трепетанье, И как под окнами войска Идут – и слышно их дыханье.

В любом стихотворении ощутима смысловая нагрузка каждой строки, каждого стиха.

Похожие топики по английскому:

Поэзия Эдуарда Асадова Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении, в г. Мары, в армянской семье. Родители будущего поэта были участниками революции и гражданской войны. В.

Поэзия родной природы План 1. Природу невозможно не любить. 2. Красота жизни в поэтических пейзажах: А) любовь к родному краю и природе в лирике С. Есенина; Б) пейзажные.

Поэзия для детей в русской литературе Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е годы и перед русской поэзией. Они вытекали из требования воспитывать в юном поколении качества нового человека. Чтобы.

Что такое поэзия? Поэзия, как и проза – один из основных типов искусства слова, который имеет важное значение в мировой литературе разных эпох и поколений. С давних времен.

Русская поэзия XIX века Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой.

Поэзия и живопись слились Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Живопись – один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета.

Поэзия эпохи барокко В странах Европы XVII столетия поэзия переживает бушующий расцвет, находится на гребне литературной жизни, порождает необозримое количество талантливых, незаурядных творческих личностей, среди которых Гонгора, Кеведо.

Брюсов В. Я. “Поэзия серебряного века” Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов – поэт.

Поэзия начала века Ощущение приближающейся катастрофы: возмездие за прошлое и надежда на великий перелом витала в воздухе. Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения.

Поэзия послевоенного времени После войны для русской поэзии наступили тяжелые времена. Постановление ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” (1946) буквально парализовало ее. Грубая, глубоко несправедливая оценка деятельности.

Русская поэзия середины-конца 20 века (А. Вознесенский, Е. Евтушенко) Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает.

Средневековая народная поэзия Установление в X – XI вв. феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы привело к разделению общества на два антагонистических класса – феодалов и крепостных.

Поэты и поэзия на рубеже 50-60-х годов ХІХ века В 40-х годах поэзия явно уступала место прозе. Однако в следующий период поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении эпохи, в ряде случаев даже.

Что такое лирическая поэзия? Лирическая поэзия получила свое название от греческого слова “лира”. Это музыкальный инструмент, игрой на котором древние греки аккомпанировали себе, когда пели. Самое название лирической поэзии.

“Поэзия – баба капризная”(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии) ..Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря… В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань.

Поэзия родной природы Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, бьющих в глаза экзотических. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня.

Классическая поэзия из “серебряного века” В основном классическая поэзия пришла в литературу 20-50-х годов из “серебряного века”. Но И. Бродский (впрочем, духовный “внук”. серебряного века”) доказал возможность высокой культуры стихотворного.

“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века) “Поэзия – форма любви”… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко чувствовал поэзию, потому что умел.

Современная российская рок-поэзия Говоря о российской рок-поэзии, следует отметить ее востребованность современными людьми. Действительно, сейчас поклонников русского рока, рок-поэзии огромное количество. Что же способствует такой ее популярности? Думаю.

Поэзия лирико-эпических романсов Именно по образцу так называемых “старых романсов” на эпические темы (например, о Сиде), возникших в XIV – XV вв. из разложившихся эпических поэм или параллельно.

Константин Ваншенкин

Константин Ваншенкин

Порой стихи случалось мне встречать –
Поэты в них с волненьем говорили,
Что, если б жизнь пришлось прожить опять,
Они б свою дорогу повторили.

Ну, что же. Сквозь сумятицу годов,
Где дальний гром и тишина скупая,
И я по жизни вновь пройти готов,
Но все ж не так, не в тот же след ступая…..
Константин Ваншенкин

Константин Ваншенкин – советский и российский поэт, прозаик, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша», «Вальс расставания» и других. За долгий творческий путь (1951–2010 гг.) у него вышло более трех десятков книг. Простая и такая близкая обычному человеку философия поистине народных стихотворений позволяет, творчеству поэта оставаться актуальным и по сей день.

Константин Яковлевич Ваншенкин – родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье заводского инженера-химика Якова Борисовича Ваншенкина и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны Ваншенкиной-Шварц. Творческий путь Ваншенкина начался довольно рано благодаря родителям, которые очень любили поэзию и привили эту любовь сыну. Маленькому Косте едва исполнилось девять, когда он написал свои первые стихи о полярниках.

После начала Великой Отечественной войны, в 1942 г., Константин Ваншенкин ушел на фронт. В отличие от многих деятелей литературы, он не работал военным корреспондентом, а служил в десантных войсках. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлеченный поэзией, перешел в Литературный институт имени А. М. Горького который окончил в 1953 г. Первое стихотворение опубликовал сразу после Великой Отечественной войны, оно посвящалось освобождению Венгрии от фашистских захватчиков. Во время обучения женился на сокурснице Инне Гофф (автор текста песни «Русское поле»), с которой прожил в браке более 40 лет.

Стихи Константина Ваншенкина довольно быстро набрали популярность, критики также благосклонно приняли их. В 1951 г. вышел его первый сборник – «Песня о часовых». Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность. Затем последовали сборники стихов – «Подарок» (1952), «Лирические стихи» (1953), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (1960).

Как и все поэты военного поколения, Ваншенкин часто обращался в своем творчестве к военной тематике. Поэзия Ваншенкина, простая и незамысловатая по стилю, ясная по мысли и близкая по содержанию лирике «военных» поэтов его поколения. Поэт чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия. Эпическая жизнь изображается не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стихотворениях, имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся.

Особенно успешными были, конечно, те стихи Ваншенкина, которые становились текстами песен. Наиболее известны песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала визитной карточкой поэта), «Мы вас подождем. », «За окошком свету мало» (музыка Э. Колмановского), «Женька» (музыка Е. Жарковского), «Я спешу, извините меня», «Вальс расставания», (музыка Я. Френкеля) и многие другие. Особая судьба сложилась у песни «Алеша» (музыка Э. Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.

Уже с 1960-х гг, не прекращая писать стихи, Ваншенкин все больше обращался к прозе. В этом виде литературы он не достиг таких высоких успехов, как в поэзии, однако написал целый ряд повестей и рассказов, многие из которых были в той или иной степени автобиографическими. Сборники рассказов «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962) ,«Любовь по переписке» (1988), повести «Большие пожары» о борьбе с огнем в лесах Сибири (1964), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977). Во всех произведениях ведется повествование о военном поколении, шагнувшем из юности в войну, о сверстниках автора и народном подвиге, о честных и чистых людях, истинной дружбе, подлинном героизме и светлой первой любви.

Особое место в их ряду занимает одна из последних поэтических книг Ваншенкина «Ночное чтение» (1994), в котором остро выражена боль от потери жены, поэтессы Инны Гофф.

Практически вся жизнь Константина Яковлевича прошла в Москве. С 1995 г. Ваншенкин получал специальную пенсию президента Российской Федерации. Скончался 15 декабря 2012 г.,не дожив лишь двух дней до своего восемьдесят седьмого дня рождения. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Последняя книга вышла в печать за два года до смерти поэта, в 2010 г.

Стихи Константина Ваншенкина

Я люблю тебя, Жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, Жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.

Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, Жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.

Мне немало дано –
Ширь земли и равнина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.

В звоне каждого дня,
Как я счастлив, что нет мне покоя!
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое.

Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете.
И вершина любви –
Это чудо великое – дети!

Вновь мы с ними пройдем,
Детство, юность, вокзалы, причалы.
Будут внуки потом,
Все опять повторится сначала.

Ах, как годы летят,
Мы грустим, седину замечая,
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?

Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя, Жизнь,
И надеюсь, что это взаимно!

Едва вернулся я домой,
Как мне сейчас же рассказали
О том, что друг любимый мой
Убит на горном перевале.

Я вспомнил длинный ряд могил
(Удел солдат неодинаков!),
Сказал: – Хороший парень был,–
При этом даже не заплакав.

И, видно, кто-то посчитал,
Что у меня на сердце холод
И что я слишком взрослым стал.
Нет, просто был я слишком молод.

Ты добрая, конечно, а не злая,
И, только не подумавши сперва,
Меня обидеть вовсе не желая,
Ты говоришь обидные слова.

Но остается горестная метка, –
Так на тропинке узенькой, в лесу,
Товарищем оттянутая ветка
Бывает, вдруг ударит по лицу.

Зимний лес! От края и до края
Он застыл смолистою стеной,
Сердце беспокойное смущая
Неправдоподобной тишиной.

Он меня гнетет своим величьем,
Полным отрешеньем от всего
И высокомерным безразличьем
К жизни за пределами его.

Будто нет веселого сиянья
Городов, затерянных вдали,
Будто нет ни счастья, ни страданья,
Будто нет вращения Земли.

Лишь порой взлетает ворон круто,
Потревожив царственную ель,
И бушует целую минуту
Маленькая тихая метель.

Читайте в Публичке!

Ваншенкин, К. Я. Собрание сочинений : в 3 т. / К. Я. Ваншенкин. – Москва : Худож. лит., 1983.

Т. 1: Стихотворения, 1945–1967. – 1983. – 622 с.
Место хр. ОЧЗ 84Р6 В 176 К-327894
Т. 2: Стихотворения, 1967–1983. – 1984. ­­– 783 с.
Место хр. ОЧЗ 84Р6 В 176 К-339569
Т. 3: Проза. – 1984. – 606 с.
Содержание: Армейская юность ; Андрюшин и Егорычев ; Во второй половине дня ; Лейтенант Коретников ; Повезло ; Случай ; Графин с петухом ;Разговор о птицах ; Как соловей лета ; Воспоминание о дороге.
Место хр. ОЧЗ 84Р6 В 176 К-345026

Материал подготовлен Екатериной Черепановой,
библиографом ИБО

Ссылка на основную публикацию
×
×