Отзыв на повесть А. Л. Слонимского Юность Пушкина: сочинение

«Отзыв на повесть «Юность Пушкина»»

Повесть «Юность Пушкина» принадлежит перу известного советского пушкиноведа (1881 — 1964). Этот ученый-филолог и преподаватель всю жизнь занимался изучением разных аспектов творчества . Широко известны его научные работы «Народные основы поэзии Пушкина», «Мастерство Пушкина», «Пушкин. Исследования и материалы» и другие.

В 30-ые годы Слонимский был увлечен идеей популяризации имени Пушкина, его произведений среди детей. Писатель создал несколько книг о жизни великого поэта, которые можно причислить к жанру исторической беллетристики. Среди них – и повесть «Юность Пушкина».

Композиционно эта книга делится на две части. Первая часть — «Детство» — рассказывает о семь Пушкина, о той атмосфере, в которой он рос и воспитывался, о становлении характера маленького Александра.

Хронологически эта глава занимает совсем небольшой период времени — с мая 1811 года, когда Саше исполнилось двенадцать лет, по лето того же года, когда он покинул родной дом и отправился учиться в Царскосельский Лицей. Но благодаря ретроспективной композиции этой части повести мы узнаем о почти всей жизни маленького Пушкина, вернее, о самых значимых ее моментах, повлиявших на формирование великого поэта.

Эти моменты обозначены уже в названиях глав «Детства» — «Сказка», «Поэты», «Гувернеры». Слонимский показывает атмосферу в семье Пушкиных, характеризует членов его семьи, их обычаи и традиции. Так, мы узнаем, что мать поэта — Надежда Осиповна — потомок знаменитого арапа Осипа Ганнибала — была женщиной строгой и даже суровой. Шалости маленького Александра, на которые ее сын был очень горазд, вызывали в матери лишь раздражение и недовольство. Поэтому она довольно холодно относилась к сыну, почти никогда не ласкала и не хвалила его.

Отец Пушкина, Сергей Львович, чиновник военного министерства, очень мало внимания уделял детям, их воспитанию. Поэтому самые теплые отношения у юного Александра сложились с бабушкой, сестрой Олей и няней Ариной Родионовной. Но, по большому счету, Пушкин был рад покинуть дом и отправиться учиться в какое-нибудь заведение, как и планировали его родители.

Автор повести подчеркивает, что интерес к литературе, потребность сочинять проявились у Александра очень рано. Они поощрялись и поддерживались отцом и дядей Пушкина — известным поэтом своего времени Василием Львовичем Пушкиным.

В доме юного поэта постоянными гостями были все самые талантливые деятели литературы того времени — Жуковский, Карамзин, Батюшков. Слонимский дает характеристику каждому из них, в нескольких словах передавая их характер, внешние и внутренние особенности. Кроме того, автор знакомит нас и с некоторыми произведениями этих писателей, расширяя тем самым кругозор юных читателей, погружая нас в литературную атмосферу того времени, показывая, кто формировал вкус будущего великого поэта.

Уже в первой части повести выявляются основные особенности характера юного Пушкина, которые в дальнейшем получат свое развитие. Среди них — противоречивость натуры мальчика, его нервность и подвижность, горячий «африканский» нрав. Кроме того, мы видим, что Александр обладал болезненным самолюбием (вспомним, хотя бы, его столкновение с матерью на собственном дне рождения или эпизод с И. Дмитриевым), он всегда и во всем стремился быть первым.

Вторая часть повести — «Лицей» — рассказывает об учебе Пушкина в Царскосельском Лицее. Мы понимаем, что это был очень важный период в жизни юного поэта. Именно в Лицее он обрел верных друзей — Ивана Пущина, Дельвига, Кюхельбеккера. Здесь сформировались вольнолюбивые общественно-политические взгляды поэта, близкие к взглядам декабристов (это произошло под влиянием таких передовых преподавателей, как профессор Александр Петрович Куницын). Здесь произошла встреча Пушкина с философом Чаадаевым, также сильно повлиявшим на его взгляды.

В Лицее Пушкин испытал первое серьезное сильное чувство — к сестре своего однокашника Ольге Бакуниной. Здесь он из мальчика, пробующего писать, превратился в Поэта, признанного самим Державиным. Учась в Лицее, Пушкин начал печататься в литературном журнале — в «Вестнике Европы», под псевдонимом «Александр н.к.ш.п» было опубликовано его стихотворение «Другу стихотворцу».

Ненавязчиво, вплетая в канву художественного изложения, Слонимский знакомит нас с фактами реальной биографии поэта, дает представление о его ранней лирике, о причинах, повлекших за собой написание того или иного стихотворения.

Кроме того, автор рассказывает о том, как создавался Царскосельский Лицей, какая обстановка царила там. Он погружает читателей в бытовые подробности жизни этого заведения: описывает, какую одежду носили лицеисты, что они ели, как развлекались. Все это делает жизнь далеких людей близкой и понятной современному читателю, а значит, заставляет нас сопереживать героям и, в конечном итоге, помогает полюбить Пушкина, его произведения, помогает поддержать интерес к его творчеству.

Повесть заканчивается окончанием Пушкиным Лицея. За это время в жизни юного поэта произошло много событий — Слонимский показывает, что во взрослую жизнь выходит уже вполне сформировавшийся человек и гражданин, обладающий четкой жизненной позиций, зрелыми взглядами. В дальнейшем они будут реализованы в его творчестве.

Но все это не делает портрет Пушкина скучным, унылым, по-академически серьезным. В «Юности Пушкина» он предстает перед нами, прежде всего, человеком, любящим жизнь во всех ее проявлениях — живым, непосредственным, горячим, эмоциональным, преданным своим друзьям и своим убеждениям.

После прочтения этой повести остается светлое ощущение прикосновения к прекрасному. Она не только просвещает нас относительно юных годов Пушкина, его семьи, его жизни в Лицее, но и помогает погрузиться в мир русской литературы, лучше понять и полюбить ее, а, значит, и почувствовать гордость за свою родину, которая способна рождать поистине великих людей.

Поэтому я искренне советую прочитать повесть «Юность Пушкина». Думаю, что проведя время с этой, довольно редкой сейчас, книгой, читатели не только узнают много нового и полезного, обогатят свой багаж знаний и расширят кругозор, но и просто получат большое удовольствие от общения с великим литературным наследием России.

Отзыв на повесть А. Л. Слонимского Юность Пушкина: сочинение

14 октября 1964 г. в Москве скончался член Пушкинской комиссии, один из старейших пушкиноведов нашей страны, писатель Александр Леонидович Слонимский. Литературная деятельность его была весьма плодотворна и продолжалась свыше шестидесяти лет.

А. Л. Слонимский родился 23 мая 1881 г. в Петербурге, в семье видного публициста и критика Л. З. Слонимского, долгие годы близко стоявшего к редакции журнала «Вестник Европы» (с 1878 г. по самый день его смерти в 1918 г.). Литературные интересы Александра Леонидовича возникли и воспитаны в той интеллектуальной атмосфере, которая отличала эту семью, выдвинувшую и других деятелей на поприще литературы и искусства; родным дядей А. Л. (по матери) был С. А. Венгеров, так много сделавший для научного пушкиноведения, теткой — Зинаида Афанасьевна Венгерова — известная переводчица и критик зарубежных литератур; в доме родителей А. Л. в юные годы часто видел многих видных русских литераторов, публицистов, писателей, среди них, в частности; поэта Н. М. Минского, А. Н. Пыпина, В. И. Семевского, В. П. Воронцова и др. Учился А. Л. в 3-й гимназии в Петербурге, затем на славяно-русском отделении Историко-филологического факультета С.-Петербургского университета, по окончании которого в 1904 г. он поступил преподавателем в Екатерининскую гимназию. Педагогическая деятельность А. Л. вскоре прервана была его болезнью (туберкулез), для лечения которой он был отправлен родителями в Швейцарию (Давос); здесь он прожил зиму 1906/07 г.

Печататься А. Л. начал рано, еще на последних курсах университета. Первая опубликованная им статья — о «Душеньке» И. Богдановича — появилась в «Литературном вестнике» (1903, № 1, стр. 46—66); тогда же он стал выступать с рецензиями (без подписи или под псевдонимами) в петербургских журналах. В «Историческом вестнике» (1904, № 6, стр. 970—986) появилась статья А. Л. «Политические взгляды Пушкина». Хотя эта работа, как и предшествующая, основана была еще на студенческом реферате, но в ней впервые достаточно четко и ясно высказано было о мировоззрении Пушкина многое, что сейчас считается общепринятым; в ней доказывалось, например, что Пушкин до конца своей жизни оставался верен декабристам. Этот литературный дебют А. Л. в области пушкиноведения оказался настолько удачным, что С. А. Венгеров поручил молодому исследователю написать для редактировавшегося им собрания сочинений Пушкина (в изд. Брокгауз—Ефрон) статью «Пушкин и декабрьское движение», которая и была здесь напечатана (т. 2, СПб., 1908, стр. 503—528). Это была первая в литературе о Пушкине хорошо аргументированная работа о связях поэта с декабристами, в которой ряд положений статьи А. Л. в «Историческом

вестнике» получил дальнейшее развитие. Многие исторические данные, которыми мы располагаем в настоящее время, тогда еще не были известны; не была, например, расшифрована 10-я глава «Евгения Онегина», не были обнародованы дела следственной комиссии о декабристах. Несмотря на это, в статье намечена в основном правильная схема отношений Пушкина к русской дворянской революции 1825 г.; по позднейшим собственным свидетельствам А. Л., ему для подготовки указанной статьи при посредстве В. И. Семевского удалось отчасти ознакомиться с архивными делами о декабристах, остававшимися тогда еще недоступными для большинства историков.

Пребывание за границей, а затем возобновившаяся педагогическая деятельность отвлекали А. Л. от литературной работы, которая оживилась после 1917 г., когда он вошел в редакционную коллегию Литературно-издательского отдела Наркомпроса и одновременно работал в журнале «Былое» над материалами политических процессов русских революционеров XIX в. В 1919 г. А. Л. уехал в г. Чернигов, где заведовал театральной секцией Губнаробраза и читал лекции в Педагогическом институте.

В 1921 г. А. Л. вернулся в Петроград. С 1921 по 1929 г. он вел преподавательскую работу в Институте народного образования (переименованном впоследствии в Педагогический институт им. Н. К. Крупской). В эти же годы А. Л. был старшим научным сотрудником Гос. института истории искусств и читал лекции по истории и теории драмы на Высших курсах искусствознания при этом институте. Одновременно шла многообразная литературная и научная работа А. Л.: он писал статьи, обзоры и рецензии в журналах «Книга и революция» (1921—1924), «Жизнь искусства», «Рабочий и театр», участвовал в сборниках изд. «Academia» и т. д. Отдельно издана была его книга «Техника комического у Гоголя» (в серии «Вопросы поэтики», Пгр., 1923), послужившая началом его многочисленных работ по изучению творчества Гоголя; с полным основанием он считался впоследствии одним из лучших специалистов в этой области.

Не имея возможности перечислить здесь все печатные работы А. Л., список которых довольно велик, мы вкратце остановимся ниже лишь на тех его статьях и книгах, которые посвящены Пушкину. Изучением биографий и творческой деятельности великого русского поэта А. Л. был занят с небольшими перерывами всю свою жизнь. Он уделял внимание таким вопросам пушкиноведения, которые являлись спорными и плохо разработанными. Назовем такие его статьи, как «Мнимые стихи Пушкина» (журн. «Книжный угол», Пб., 1918, № 2, стр. 4—9), «О композиции „Пиковой дамы“» (в кн.: «Пушкинский сборник памяти С. А. Венгерова». М.—Пгр., 1923, стр. 171—188), комментарий к отрывку из незавершенной комедии Пушкина «Скажи, какой судьбой друг другу мы попались?» (А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 7, Изд. АН СССР, Л., 1935, стр. 665—673), «„Борис Годунов“ и драматургия 20-х годов» (в кн.: «Борис Годунов» Пушкина. Л., 1936, стр. 43—77), «Пушкин и комедия 1815—1820 гг.» («Временник Пушкинской комиссии», т. 2, М.—Л., 1936, стр. 23—42). Нетрудно заметить, что большинство указанных работ связано было с интересами А. Л. к теории и истории русской драматургии и теми лекциями в этой области, какие А. Л. читал в 20-х — начале 30-х годов.

Читайте также:  Стихия Башлачева: сочинение

В связи с приближавшимся столетием со дня гибели Пушкина и оживившимися работами по изданию академического полного собрания его сочинений, интересы А. Л. в области пушкиноведения значительно расширились. Он тщательно изучает «Руслана и Людмилу», (см. его статью «Первая поэма Пушкина» во «Временнике Пушкинской комиссии», т. 3, М.—Л., 1937, стр. 183—202), переходит затем к сказкам Пушкина и задумывает большую работу о Пушкине и фольклоре. В конце 40-х годов А. Л. закончил рукопись большой монографии «Народные основы поэзии Пушкина», которую и представил в Ленинградский университет в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Диссертация была принята Филологическим факультетом, и защита ее состоялась на

заседании совета факультета 26 февраля 1948 г. Официальными оппонентами были профессора Б. В. Томашевский, Б. М. Эйхенбаум, Г. А. Гуковский, С. М. Бонди; диссертант единогласно признан был членами совета достойным искомой научной степени, и решение было утверждено Ученым советом университета 31 мая 1948 г. Несмотря на это, экспертная комиссия ВАК в Москве не согласилась с этими авторитетными решениями и предложила А. Л. внести в его диссертацию исправления, чтобы вновь представить ее непосредственно в экспертную комиссию. Кроме того, ВАК в заседании 1 октября 1949 г. потребовала от А. Л. на основании отзывов о его работе малокомпетентных людей повторной защиты, от чего он, естественно, отказался. Этот беспрецедентный случай получил некоторое отражение даже в официальном органе («Вестник высшей школы», 1949, № 11, стр. 48—49). К сожалению, вопиющая несправедливость, допущенная по отношению к А. Л., исправлена не была, несмотря на несколько ходатайств, направленных в экспертную комиссию группой весьма авторитетных ученых. В силу этого монография А. Л. «Народные основы поэзии Пушкина» напечатана не была. Тем не менее материалом этой работы А. Л. частично воспользовался в целом ряде своих последующих статей о Пушкине, в частности при массовых изданиях поэмы «Руслан и Людмила» (М., 1954, стр. 117—126; Уфа, 1955, стр. 115—126) и «Сказок» Пушкина (М.—Л., 1933, стр. 3—36; Л., 1935, стр. 88—112) и др. Впоследствии своими пояснительными статьями А. Л. снабдил также массовые издания повестей Пушкина «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель» (М., 1958, стр. 7—12), а также «Дубровский» (М., 1955, стр. 185—189, 163— 179). Критико-биографические очерки А. Л. о Пушкине помещены в ряде изданий «Избранных произведений» поэта (М.—Л., 1953, стр. 5—40; М., 1959, стр. 5—36); наиболее интересными из них для пушкиноведения являются «Избранные произведения» Пушкина под ред. А. Л. (т. I, Детгиз, М.—Л., 1949, стр. 7—92) и первый том «Сочинений» в трехтомнике «Библиотеки поэта» (Л., 1940).

В своей автобиографической записке (написанной в 1952 г. и частично использованной в настоящем некрологе) А. Л. писал: «Во время блокады Ленинграда наш дом на Петровском острове был разрушен бомбой, имущество погибло (кое-что вывезено было в Пушкинский дом). В 1942 г. в тяжелой дистрофии перевезен был на самолете в Москву, где и остался». Утрата целого ряда рукописей и заготовленных материалов несколько изменила характер литературной деятельности А. Л. в последний, московский период его жизни; все большее внимание отдавал он художественной прозе и популяризаторской работе. Впрочем, тяготение к работе в области художественной литературы, беллетристики А. Л., по его собственным признаниям, чувствовал с детских лет. Первым печатным опытом явилось описание дня, проведенного в Ясной Поляне вскоре после смерти Л. Н. Толстого (На могиле Толстого. Журн. «Тропинка», 1911, февраль), затем последовали очерки «Картины войны» (описание фронтовых впечатлений 1915—1916 гг., когда А. Л. работал в санитарном отряде Союза городов) — в «Вестнике Европы» (1917, февраль). Встреча в 1924 г. и дружеские связи с С. Я. Маршаком сделали из А. Л. детского писателя; его перу принадлежит ряд рассказов в журнале для детей, историческая повесть о декабристах «Черниговцы» (6 изданий, последнее — в «Школьной библиотеке», 1946). В 30-е годы А. Л. увлечен был задачей популяризации Пушкина среди юных читателей. Так возникли его «Рассказы о лицейской жизни Пушкина» (журн. «Костер», 1937, №№ 2—4), «Лицейские годы Пушкина» (в кн.: Юность поэта. Л., 1937, стр. 11—30) и др., завершившиеся сценарием о Пушкине «Юность поэта», воплощенным в кинокартине под этим заглавием, а также главами из биографической повести (см.: Юность поэта. Литературный сценарий. «Искусство кино», 1937, № 2, стр. 7—23; Юность поэта. Пушкин в лицее. Сценарий. «Юный пролетарий», 1936, №№ 19—20; «Вокруг света», 1937, № 2, и др.). С изучением лицейского периода биографии Пушкина связана была и статья А. Л. «Пушкин и Пущин», предпосланная

отдельному изданию «Записок о Пушкине» И. И. Пущина (Детгиз, М.—Л., 1943, стр. 3—14; 1947, стр. 3—10; 1956, стр. 3—9). Отдельным изданием вышла повесть «Детство Пушкина» (Детгиз, М., 1960).

Отдавая много сил работе исторического беллетриста и популяризатора, А. Л. не оставлял также своих специальных исследований о Пушкине. В кн. «Пушкин. Исследования и материалы» (т. IV, Изд. АН СССР, М.—Л., 1962, стр. 327—335) опубликована статья А. Л. «О каком „возвышенном галле“ говорится в оде Пушкина „Вольность“?». Последние годы творческой деятельности А. Л. много работал над обобщающим трудом «Мастерство Пушкина» (М., 1959, 527 стр.; 2-е изд. — М., 1963), в котором нашли отражение многие из его прежних работ и раздумья А. Л. над текстами великого русского поэта в течение шести десятилетий. Эта прекрасная книга, обнаруживающая в авторе тонкий вкус, глубокое понимание творчества Пушкина, широкую начитанность, была высоко оценена советской критикой (см. рецензии: А. Турков. Книга о мастерстве Пушкина. «Новый мир», 1960, № 11, стр. 263—265; М. Еремин. Мастерство Пушкина. «Вопросы литературы», 1960, № 9, стр. 219—224). «Человек кипучего темперамента, страстно любящий родную литературу, — таким останется в нашей памяти Александр Леонидович Слонимский», говорится в некрологе его, помещенном в «Литературной газете» (1964, 17 октября, № 124).

Критика о повести “Юность” Толстого: отзывы современников

Николенька и его новые товарищи
(глава XLIII).
Художник К. А. Клементьева

Критика о повести “Юность” Толстого: отзывы современников

А. В. Дружинин (письмо к Л. Толстому):

“Задача ваша ужасна, и вы ее выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертить волнующийся и бестолковый период юности. Для людей развитых ваша «Юность» доставит великое наслаждение, и если кто вам скажет, что эта вещь хуже «Детства» и «Отрочества», тому вы можете плюнуть в физиономию.

Поэзии в вашем труде бездна — все первые главы превосходны, только вступление сухо до описания весны и выставления рам. Потом превосходен приезд в деревню, перед ним описание семейства Нехлюдовых, объяснение отца перед вступлением в брак, глава «Новые товарищи» и «Я проваливаюсь!». От многих глав пахнет поэзией старой Москвы, никем еще не подсмотренной, как должно. Кутеж у барона 3. удивителен.

Недостатки. заключаются в следующем. Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым, изображение отношений к Вареньке, и та, где говорится о семейном понимании. Длинна также пирушка у Яра, и перед ней визит Грапа с И линькой. Рекрутство Семенова нецензурно.

Рассуждений не бойтесь, они все умны и оригинальны. Есть у вас поползновение к чрезмерной тонкости анализа, которая может разрастись в большой недостаток. Иногда вы готовы сказать: у такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии! Обуздать эту наклонность вы должны, но гасить ее не надо ни за что в свете.

. все пассажи, писанные с любовью, у вас превосходны, — но чуть вы холодеете, у вас слог путается, и являются адские обороты речи.

Для массы читателей, мало развитых, «Юность» понравится гораздо менее, чем «Детство» и «Отрочество». По замыслу и по сущности труда — ваша Юность будет гастрономическим куском лишь для людей мыслящих и чующих поэзию.”

(письмо А. В. Дружинина к Л. Толстому, 6 октября 1856 г.)

“По совести, “Юность” должна быть несколько хуже “Детства” и “Отрочества”, – я сужу по первой половине, которую прочитал. Но все-таки вещь не дурная.” (письмо Н. Г. Чернышевского к Н. А. Некрасову 5 декабря 1856 г.)

“. будет писать пошлости и глупости, если не бросит своей манеры копаться в дрязгах и не перестанет быть мальчишкою по взгляду на жизнь.
. прочитайте его “Юность” – вы увидите, какой это вздор, какая это размазня (кроме трех-четырех глав). от этого пустословия, в котором 9/10 – пошлость, скука, бессмыслие, хвастовство бестолкового павлина своим хвостом. Жаль, а ведь есть некоторый талант у человека. Но – гибнет оттого, что усвоил себе пошлые понятия, которыми литературный кружок руководится при суждениях своих.” (письмо Н. Г. Чернышевского к к И. С. Тургеневу, 7 января 1857 г.)

“. с расширением сферы рассказа расширяется и взгляд автора. С новыми лицами вносятся и новые симпатии в его поэзию, это видит каждый, припоминая сцены университетской жизни Иртеньева.” (Н. Г. Чернышевский, статья “Рассказы графа Л. Н. Толстого”, 1857 г.)

К. С. Аксаков:

“К. личным рассказам относятся “Детство”, “Отрочество” и “Юность”. Здесь, с самого начала, кроме прекрасных картин окружающей жизни, – впрочем, описание окружающей жизни доходит иногда до невыносимой, до приторной мелочности и подробности, – видим мы анализ самого себя. В “Детстве” и “Отрочестве” анализ имеет несколько объективный характер, ибо автор рассматривает еще не совершенного человека, но в “Юности” этот анализ принимает характер исповеди, беспощадного обличения всего, что копошится в душе человека. Это самообличение является бодрым и решительным, в нем нет ни колебания, ни невольной попытки извинить свои внутренние движения. Нет, автор строго относится к внутреннему миру души, обращается с собой беспощадно и твердо, и видишь, что он хочет одного – правды.

Читайте также:  Поэзия К. Ваншенкина: сочинение

“Анализ гр. Толстого часто подмечает мелочи, которые не стоят внимания, которые проносятся по душе, как легкое облако, без следа; замеченные, удержанные анализом, они получают большее значение, нежели какое имеют на самом деле, и от этого становятся неверны. Анализ в этом случае становится микроскопом. Микроскопические явления в душе существуют, но если вы увеличите их в микроскоп и так оставите, а все остальное останется в своем естественном виде, то нарушится мера отношения ко всему окружающему, и, будучи верно увеличены, они делаются решительно неверны, ибо им придан неверный объем, ибо нарушена общая мера жизни, ее взаимное отношение, а эта мера и оставляет действительную правду.”

Слонимский, Александр Леонидович

Ты – не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: “Истинное обустройство мира”.
http://noslave.org

Александр Леонидович Слонимский ( 23 мая (5 июня) 1881 ( 18810605 ) , Санкт-Петербург — 14 октября 1964, Москва) — русский советский писатель и литературовед, пушкинист. Брат писателя М. Л. Слонимского.

Содержание

Биография

Родился в семье видного публициста и критика Л. З. Слонимского, внук изобретателя Хаима-Зелика Слонимского; его дядей по матери был С. А. Венгеров

После окончания 3-й Санкт-Петербургской гимназии учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, по окончании которого в 1904 году начал преподавать в Екатерининской гимназии. Но по болезни (туберкулез) выехал в 1906 году в Швейцарию (Давос).

Первая научная работа Александра Слонимского появилась под псевдонимом в 1903 году: о «Душеньке» И. Богдановича, — в «Литературном вестнике» (1903. — № 1. — С. 46—66);. В 1904 году он опубликовал в «Историческом вестнике» (1904. — № 6. — С. 970—986) статью «Политические взгляды Пушкина», в которой доказывал, что поэт на всю жизнь остался верен идеалам декабристов. Дальнейшее развитие положения этой работы нашли в статье «Пушкин и декабрьское движение», которая была напечатана в редактировавшемся С. А. Венгеровым собрании сочинений Пушкина (Т. 2. — СПб., 1908. —С. 503—528). Литературная деятельность А. Л. Слонимского возобновилась только после 1917 года, когда он вошёл в редакционную коллегию Литературно-издательского отдела Наркомпроса; был членом редакционной коллегии журнала «Былое». В 1919 году уехал в Чернигов, где заведовал театральной секцией Губнаробраза и читал лекции в педагогическом институте. Возвратился в Петроград в 1921 году.

До 1929 года он преподавал в Институте народного образования, переименованном впоследствии в Педагогический институт им. Н. К. Крупской. В 1923 году была издана его книга «Техника комического у Гоголя», которая стала началом его исследования творчества писателя. В то же время он продолжал заниматься творчеством Пушкина: «О композиции „Пиковой дамы“» («Пушкинский сборник памяти С. А. Венгерова». — 1923. — С. 171—188). К столетию со дня гибели Пушкина появились его работы во «Временнике Пушкинской комиссии»: «Пушкин и комедия 1815—1820 гг.» (Т. 2. — 1936. — С. 23—42); «Первая поэма Пушкина» (Т. 3. — 1937. — С. 183—202).

К 1924 году относятся первые опыты Слонимского в детской литературе. Наиболее значительное его произведение — историческая повесть «Черниговцы» (1928, многократно переиздавалась) о восстании Черниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола.

Во время блокады Ленинграда дом Слонимского на Петровском острове был разрушен бомбой; пропал целый ряд рукописей и заготовленных материалов, сам Слонимский в тяжёлом состоянии был эвакуирован в Москву.

В конце 1940-х годов он закончил рукопись монографии «Народные основы поэзии Пушкина», которую и представил в Ленинградский университет в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. Защита состоялась 26 февраля 1948 года; А. Л. Слонимский был единогласно признан членами совета достойным искомой научной степени и решение было утверждено учёным советом университета 31 мая 1948 года. Однако это решение было оспорено ВАК, которая потребовала повторной защиты, от чего Слонимский отказался. В результате монография не была напечатана.

В последний, московский период его жизни, Слонимский стал всё большее внимание уделять художественной прозе и популяризаторской работе. В 1960 году вышла его повесть «Детство Пушкина» (М.: Детгиз), затем «Лицей» (1964) — позднее они были объединены в книгу «Юность Пушкина» (1966). Работа «Мастерство Пушкина» (М., 1959; 2-е изд. — М., 1963) стала завершением его научных исследований творчества Пушкина.

Похоронен Александр Слонимский на кладбище Донского монастыря в Москве (около Большого собора), рядом с родственниками А. С. Пушкина: его жена, писательница Лидия Леонидовна Слонимская (1900—1965), покоящаяся рядом с мужем — правнучка Ольги Сергеевны Павлищевой [1] , сестры Пушкина. Здесь же, на надгробной плите имя их сына Слонимского Владимира Александровича, погибшего на фронте в 1944 году; с ним пресеклась женская линия потомков Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных.

Напишите отзыв о статье “Слонимский, Александр Леонидович”

Литература

  • [http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v66/v66-1083.htm Некролог] // «Временник Пушкинской комиссии», 1963 / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1966. — С. 108—111.

Примечания

  1. Измайлов Н. В. Воспоминания о Пушкинском доме. 1918—1928 гг. // Пушкиниист Н. В. Измайлов в Петербурге и Оренбурге. — Калуга: «Золотая аллея», 2008. — С. 70.

Ссылки

  • [http://libinfo.org/index/index.php?id=114844 Фонд 281 А. Л. Слонимского]

Отрывок, характеризующий Слонимский, Александр Леонидович

Вера Магдалины цвела в Окситании, как никогда прежде, давно перевалив за её пределы! Это был Золотой Век катаров. Когда их учение мощной, непобедимой волной неслось по странам, сметая любые препятствия на своём чистом и правом пути. Всё больше и больше новых желающих присоединялось к ним. И несмотря на все «чёрные» попытки «святой» католической церкви их уничтожить, учение Магдалины и Радомира захватывало все истинно светлые и мужественные сердца, и все острые, открытые новому умы. В самых дальних уголках земли менестрели распевали дивные песни окситанских трубадуров, открывавшие глаза и умы просвещённым, ну а «обычных» людей забавлявшие своим романтическим мастерством.

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них. Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли.
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души. Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа.
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.

Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим. (Веста, стоявшая над телом своей матери. ) У Светодара зашевелились волосы. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.

Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать.
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.
Они стоят там веками, а вода продолжает свою волшебную работу, делая
их всё ближе и всё более похожими на настоящих.

Позже, чуть отойдя от потрясения, Светодар спросил у Марсилы, знает ли она о том, что он увидел. И когда услышал положительный ответ, его душа буквально «зарыдала» слезами счастья – в этой земле и вправду всё ещё жива была его мать – Золотая Мария! Сама земля Окситании воссоздала в себе эту прекрасную женщину – «оживила» в камне свою Магдалину. Это было настоящим творением любви. Только любящим зодчим была природа.

У меня на глазах блестели слёзы. И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы. и с именем которой древние воины бросались в бой. с именем которой рождалась новая жизнь. именем которой менялся и становился лучше наш мир. Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться. За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно. Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком.
– Ну что ты, мой друг. Тебя ждут другие печали! – удивлённо воскликнул Север. – Прошу тебя, успокойся.
Он ласково коснулся моей руки и постепенно печаль исчезла. Осталась только горечь, будто я потеряла что-то светлое и дорогое.
– Тебе нельзя расслабляться. Тебя ждёт война, Изидора.
– Скажи, Север, учение катаров называлось Учением Любви из-за Магдалины?
– Тут ты не совсем права, Изидора. Учением Любви его звали не посвящённые. Для тех же, кто понимал, оно несло совершенно иной смысл. Вслушайся в звучание слов, Изидора: любовь по-французски звучит – амор (amour) – не так ли? А теперь раздели это слово, отделив от него букву «а». Получится а’мор (а’mort) – без смерти. Вот и получается истинное значение учения Магдалины – Учение Бессмертных. Как я уже раньше тебе говорил – всё просто, Изидора, если только правильно смотреть и слушать. Ну, а для тех, кто не слышит – пусть остаётся Ученьем Любви. оно ведь тоже красиво. Да и истины толика в этом всё же остаётся.
Я стояла совершенно остолбенев. Учение Бессмертных. Даария. Так вот, что являлось учением Радомира и Магдалины. Север удивлял меня множество раз, но никогда ещё я не чувствовала себя столь потрясённой. Учение катаров притягивало меня своей мощной, волшебной силой, и я не могла себе простить, что не говорила об этом с Севером раньше.

Читайте также:  Поэзия К. Ваншенкина: сочинение

Краткое содержание Юность Пушкина Слонимский

Юность Пушкина

Повесть “Юность Пушкина” написал советский писатель Александр Слонимский, который занимался изучением творчества великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Глава рассказа образно делится на две части: “Детство” и “Лицей”.

В первой части рассказывается о семье Пушкина и об атмосфере, которая царила в его доме. Эта глава занимает небольшой период времени – с весны до лета 1811 года. Здесь мы больше узнаем о жизни маленького Пушкина, а если быть точнее, о важных моментах, которые повлияли на формирование поэта. Также в этой части читатели узнают, что мама Саши – Надежда Осиповна – является потомком знаменитого Осипа Ганнибала.

К нему женщина относилась строго и холодно, потому что маленький мальчик часто шалил. Сергей Львович – отец Пушкина – был чиновником военного министерства, из-за чего мало времени уделял воспитанию своих детей. Поэтому самыми родными и любимыми людьми для маленького мальчика были его бабушка, сестра Оля и няня Арина Родионовна. Еще мы узнаем о характере Александра.

подвижным мальчиком, который всегда стремился быть первым. С самого раннего детства Пушкин начинает писать. Его поддерживали отец и дядя Василий Львович Пушкин.

Когда поэту исполняется двенадцать он с радостью едет учиться в Царскосельский Лицей.

Здесь и начинается вторая часть рассказа, в которой автор пишет об учебе Александра в лицее. Этот период в жизни является для поэта самым важным: здесь он обретает верных друзей, у него формируются общественно-политические взгляды к декабристам, а также впервые влюбляется. Его возлюбленной была Ольга Бакунина, которая была сестрой однокурсника поэта. И с этого момента маленький мальчик превратился в Великого Поэта, которого опубликовывают в журнале “Вестник Европы”.

Слонимский также описывает переживания, которые испытал Пушкин за все годы учебы в лицее, а еще знакомит с лирикой поэта. Автор также раскрывает создание Царскосельского Лицея и обстановку, царящая там.

Рассказ “Юность Пушкина” заканчивается тем, что Александр Пушкин заканчивает обучение в лицее. За это время поэт повидал и пережил многое, что помогло ему войти во взрослую жизнь сформировавшимся человеком, который имел свою жизненную позицию и зрелым взглядом, что в дальнейшем повлияло на его творчестве.

Похожие топики по английскому:

Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского (сочинение по картине) Орест Кипренский считается одним из лучших портретистов России начала XIX века. Этот художник, как никто другой, умел отразить душевный мир человека. Кисти Кипренского принадлежит целый.

Биография Пушкина Краткие биографические сведения: 1979, 26мая – родился в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего.

Краткое содержание Юность Толстой Л. Н Юность Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни.

Краткое содержание Арап Петра Великого Пушкин Арап Петра Великого Главным героем неоконченного романа Пушкина “Арап Петра Великого”, является Ибрагим. Автор использовал реальный образ своего предка, который был сыном абиссинского князя. Ибрагим.

Биография А. С. Пушкина на английском языке с переводом Alexander Sergeyevich Pushkin was a famous Russian poet and novelist. Childhood Pushkin was born in Moscow in 1799. In summer he was usually sent to.

Краткое содержание Сочинения Александра Пушкина Белинский В. Г “Онегин” является “самым задушевным произведением Пушкина”. Очень мало произведений, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь.

Краткое содержание К портрету Жуковского Пушкин К портрету Жуковского Свое стихотворение, поэт написал в мае 1818 года. Поводом, для создания произведения послужил портрет Жуковского, который был написан Кипренским. Однако, в стихотворении.

Краткое содержание Когда за городом, задумчив я брожу Пушкин Когда за городом, задумчив я брожу В данной поэзии Пушкин выражает свое отношение к пирам, городской роскошной жизни. В первой части произведения речь идет о.

Краткое содержание По праву памяти Твардовский По праву памяти Произведение является исповедью. Оно во многом отображает биографию поэта, и считается подведением итогов, многолетних раздумий поэта. В первой части поэмы, писатель вспоминает.

Мое восприятие стихотворения А. С. Пушкина “К “ Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин написал много стихотворений о любви, потому что любовь – самое прекрасное чувство на земле. Пушкин сам часто отдавался любви.

Краткое содержание К Языкову Пушкин К Языкову Это дружеское послание, обращенное к талантливому поэту Языкову Николаю Михайловичу. Оно отражает мысли Пушкина на тот момент. Если поэзию разделить на условные 6.

Юность моей мамы в годы Брежнева Сочинение по Истории Росси”Юность моей мамы в годы Брежнева” (Томниковой Ольги Петровны) Каждый отрезок времени, прожитый человеком хорош по-своему. Особенно отличается период, который называется Юностью.

Содержание стихотворений Пушкина “Сожженое письмо” и “Подъезжая под Ижоры” Любовная лирика Пушкина становится нам интересна лет с 15-и. Однажды мы открываем объятия книги и глаза останавливаются на строчках, ранее не замеченных. И снова, в.

Краткая биография Слонимский Александр Леонидович Слонимский Биография Александр Леонидович Слонимский родился 23 мая (5 июня) 1881 года в Санкт-Петербурге. Российский писатель, литературовед, пушкинист. Рожден в семье критика и.

Тема природы в поэзии Пушкина и Лермонтова Тема природы – ведущая тема в мировой поэзии. Разрабатывали ее и такие классики русской литературы, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Очень важна.

Краткое содержание “Повести Белкина: Станционный смотритель” Пушкина Пушкин Александр Сергеевич Повесть А. С. Пушкина “Повести Белкина: Станционный смотритель” Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. Князь Вяземский Автор-рассказчик сочувственно говорит о “сущих мучениках четырнадцатого.

Анализ стихотворения Пушкина “Вольность” Великий русский писатель и поэт, создатель русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин после окончанию Царскосельского Лицея в 1817-ом году начал служить в Петербургской коллегии иностранных.

Анализ произведения Пушкина “Из Пиндемонти” Известно, что “Из Пиндемонти” – оригинальное произведение, а не перевод. Сначала стихотворение было озаглавлено иначе – “Из Пиндемонти” имя этого французского поэта Пушкин вычеркнул, скорей.

Краткое содержание Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали… Фет Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали… Это произведение является воспоминанием о бывших чувствах поэта, и обращено к девушке, которая вызвала большую любовь, заставив трепетать.

Краткое содержание “Пир во время чумы” Пушкина Пушкин Александр Сергеевич Произведение “Пир во время чумы” Из вильсоновой трагедии: The City of the Plague) Улица. Накрытый стол. Несколько пирующих мужчин и женщин Молодой.

Слонимский, Александр Леонидович

Александр Леонидович Слонимский ( 23 мая (5 июня) 1881 ( 18810605 ) , Санкт-Петербург — 14 октября 1964, Москва) — русский советский писатель и литературовед, пушкинист. Брат писателя М. Л. Слонимского.

Содержание

Биография [ править ]

Родился в семье видного публициста и критика Л. З. Слонимского, внук изобретателя Хаима-Зелика Слонимского; его дядей по матери был С. А. Венгеров

После окончания 3-й Санкт-Петербургской гимназии учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, по окончании которого в 1904 году начал преподавать в Екатерининской гимназии. Но по болезни (туберкулез) выехал в 1906 году в Швейцарию (Давос).

Первая научная работа Александра Слонимского появилась под псевдонимом в 1903 году: о «Душеньке» И. Богдановича, — в «Литературном вестнике» (1903. — № 1. — С. 46—66);. В 1904 году он опубликовал в «Историческом вестнике» (1904. — № 6. — С. 970—986) статью «Политические взгляды Пушкина», в которой доказывал, что поэт на всю жизнь остался верен идеалам декабристов. Дальнейшее развитие положения этой работы нашли в статье «Пушкин и декабрьское движение», которая была напечатана в редактировавшемся С. А. Венгеровым собрании сочинений Пушкина (Т. 2. — СПб., 1908. —С. 503—528). Литературная деятельность А. Л. Слонимского возобновилась только после 1917 года, когда он вошёл в редакционную коллегию Литературно-издательского отдела Наркомпроса; был членом редакционной коллегии журнала «Былое». В 1919 году уехал в Чернигов, где заведовал театральной секцией Губнаробраза и читал лекции в педагогическом институте. Возвратился в Петроград в 1921 году.

До 1929 года он преподавал в Институте народного образования, переименованном впоследствии в Педагогический институт им. Н. К. Крупской. В 1923 году была издана его книга «Техника комического у Гоголя», которая стала началом его исследования творчества писателя. В то же время он продолжал заниматься творчеством Пушкина: «О композиции „Пиковой дамы“» («Пушкинский сборник памяти С. А. Венгерова». — 1923. — С. 171—188). К столетию со дня гибели Пушкина появились его работы во «Временнике Пушкинской комиссии»: «Пушкин и комедия 1815—1820 гг.» (Т. 2. — 1936. — С. 23—42); «Первая поэма Пушкина» (Т. 3. — 1937. — С. 183—202).

К 1924 году относятся первые опыты Слонимского в детской литературе. Наиболее значительное его произведение — историческая повесть «Черниговцы» (1928, многократно переиздавалась) о восстании Черниговского полка под руководством С. И. Муравьева-Апостола.

Во время блокады Ленинграда дом Слонимского на Петровском острове был разрушен бомбой; пропал целый ряд рукописей и заготовленных материалов, сам Слонимский в тяжёлом состоянии был эвакуирован в Москву.

В конце 1940-х годов он закончил рукопись монографии «Народные основы поэзии Пушкина», которую и представил в Ленинградский университет в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. Защита состоялась 26 февраля 1948 года; А. Л. Слонимский был единогласно признан членами совета достойным искомой научной степени и решение было утверждено учёным советом университета 31 мая 1948 года. Однако это решение было оспорено ВАК, которая потребовала повторной защиты, от чего Слонимский отказался. В результате монография не была напечатана.

В последний, московский период его жизни, Слонимский стал всё большее внимание уделять художественной прозе и популяризаторской работе. В 1960 году вышла его повесть «Детство Пушкина» (М.: Детгиз), затем «Лицей» (1964) — позднее они были объединены в книгу «Юность Пушкина» (1966). Работа «Мастерство Пушкина» (М., 1959; 2-е изд. — М., 1963) стала завершением его научных исследований творчества Пушкина.

Похоронен Александр Слонимский на Донском кладбище в Москве, рядом с родственниками А. С. Пушкина: его жена, писательница Лидия Леонидовна Слонимская (1900—1965), покоящаяся рядом с мужем — правнучка Ольги Сергеевны Павлищевой [1] , сестры Пушкина. Здесь же, на надгробной плите имя их сына Слонимского Владимира Александровича, погибшего на фронте в 1944 году; с ним пресеклась женская линия потомков Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных.

Ссылка на основную публикацию
×
×