Творческая работа по рассказу А.И. Солженицына: сочинение

сочинение А. Солженицыну
творческая работа учащихся (11 класс) на тему

Письмо отражает личное отношение к писателю, анализируются его произведения “Костёр и Муравьи”, “Матрёнин двор”.

Скачать:

ВложениеРазмер
pechatnyy_variant_nosakin.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

Субъект Российской Федерации:

Город (населенный пункт):

Полное название образовательной организации:

Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус»

Класс (курс) обучения участника: 11

Тематическое направление: «Он хороший писатель. И прежде всего-гражданин»

Тема сочинения: «Не по лжи»

Жанр сочинения: сочинение-письмо

Уважаемый Александр Исаевич, здравствуйте!

Не посчитайте моё обращение к Вам каким-то вежливым штампом. Я счи-

таю, что Вы, действительно, тот, кто достоин уважения и памяти потомков.

Моё впечатление о Вас как человеке, писателе складывалось не один год. Спросите: «Почему?». Сейчас объясню.

Первые строки из Вашего сборника «Крохотки» я прочитал ещё в пятом

классе. Меня сразу заинтересовало название. Что такое «крохотка»? Тогда

считал, что это просто маленькое произведение, зарисовка, миниатюра. Сей-

час я уже знаю такой жанр, как стихотворение в прозе, и то, что главное в

произведении не объём, а содержание. Особенно запомнилась миниатюра

«Костёр и муравьи». Мне кажется, Вы специально брали простой, незатей-

ливый сюжет, чтобы мы, читатели, сами смогли определить, что же тут

главное. Признаюсь, после первого прочтения я понял только то, что му-

равьи не только трудолюбивые, но и бесстрашные, поскольку возвращались

на сгорающее брёвнышко, ставшее для них домом. Через время я намного

больше увидел в Ваших строках. Насекомые преподнесли нам, людям, урок

преданности. Когда твой дом (страна) в опасности, ты не можешь уехать и

искать лучшей доли на чужбине. А ведь так было и после революции семнад-

цатого года, и после перестройки…

Я знаю, что Вам также пришлось уехать из СССР. Вас просто выслали. Что

Вы чувствовали в тот момент? А Вы не боялись последствий после письма в

июле 1966 года Л. И. Брежневу: «Если писателю не дано выразить обществу

боль и тревогу. то такой писатель не нужен…» 1 Считаю, что Вы написали

не просто точно, честно, Вы сказали сердцем, душой, что так присуще

Вашим героям. Я сейчас говорю о Матрёне, чей светлый образ никогда не

сотрётся из памяти. Матрёна- добрый, открытый человек, истинный правед-

ник, «без которого…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» 2

1 Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия- «Дон», 1999, №3, стр. 127

Знаю, что у героини произведения был прототип: ваша квартирная хозяйка

Мария Васильевна Захарова, у которой Вы жили в деревне Мальцево Влади-

мирской области в 1956 году. В газете «Труд» я видел фотографии, читал

статьи о Вашем визите в эти места в 1994 году. А что Вами двигало? Говорят,

что человек всегда возвращается туда, где его понимают, любят, ждут. И у

Вас так? Знаете, о чём я жалею? Если бы в современном мире было поболь-

ше таких, как Матрёна, то и жизнь была бы другой. Терпение, самоотдача,

трудолюбие, бескорытие, любовь к окружающим… Думаю, что ещё много

прекрасных качеств этой женщины можно перечислить. Если бы каждый

брал что-то ценное из её характера для себя, то многое изменилось. Вы со-

ласны со мной? А кто для Вас был идеалом? Кого вы считаете своим учите-

лем? Понимаю, Александр Исаевич, что Вы человек сильный, выносливый,

способный жертвовать собой ради других. Но для себя я выделил у Вас глав-

ное качество: умение не озлобляться на тех, кто причинил тебе боль, умение

не уподобляться их подлости. Профессор литературы Жиляев Г.Е. писал, что

Вы «художник, по-своему, взглянувший окрест себя» 3 . Поэт А. Жаров обви-

нял Вас в «клеветнической стряпне», в службе «зарубежным темным лицам» 4

Я понимаю, что второе высказывание Вам очень больно слышать. Но ведь

завистники, недоброжелатели есть всегда. Ваша Нобелевская премия многим

не давала покоя. Из этой вашей жизненной ситуации я для себя сделал вывод:

правда всё равно восторжествует. Ведь в своих произведениях о Родине, о

перегибах в её правлении Вы хотели показать исторический ошибки, которые

мы исправляем до сих пор.

Я, воспитанник казачьего кадетского корпуса, будущий военный, понимаю,

что жить надо по определённым правила. Мой принцип: «Жить- Родине слу-

жить». Не посчитайте мои слова пафосом, просто я считаю, что настоящий

2Солженицын А. И. Матрёнин двор.- М.:»Детская литература», 2011, стр. 204

3,4 Жиляев Г. Е. Художественный мир А. И. Солжеицына- Армавир, АГПИ,

мужчина- это всегда защитник. А защищать можно и мечом, и словом, как

это делали Вы и Ваши герои. Вот Иван Денисович Шухов не просто заклю-

чённый, это человек с русскою душой, способный терпеть, любить, верить,

жить на зоне. Мой прадед тоже воевал, был в плену у немцев, под арестом у

своих. К сожалению, о нём знаю больше по рассказам своих близких, по фо-

тографиям, письмам- «треугольничкам», бережно хранящимся в нашей семье

Произведения о войне, память о героях тех лет никогда не сотрутся из нашей

памяти. А«обнажение» правды тех лет, думаю, поможет избежать ошибок в

будущем. Именно поэтому я сейчас начал читать «Архипелаг ГУЛАГ». Реп-

рессии, адская жизнь заключенных особых лагерей. Знаете, реалистичность

Ваших произведений позволяет нам чувствовать боль и страх и претерпе-

вать все те испытания, через которые Вы прошли сами. В годы Великой Оте-

чественной Вы, Александр Исаевич, воевали совсем молодым человеком. Я

посчитал, что на момент ареста 9 февраля 1945 года Вам было всего 27 лет.

До Победы оставалось немного, когда Вас прямо на передовой, под Кёниг-

сбергом, в звании капитана арестовали органы СМЕРШ за критику Сталина.

Было страшно и ли боль, разочарование, ведь, наверное, догадались, кто на

Вас донёс? А что испытывали, когда слушали приговор, вынесенный Особым совещанием по статье 58? Я думаю, что это происходило из-за того, что Вы

человек, который не может лицемерить, обманывать, подстраиваться под

ситуацию. Вы жили «не по лжи», по-другому просто не могли. И убедитель-

ным доказательством этому служит Ваш сборник «Как нам обустроить Рос-

сию». Впервые я взял его в руки на уроке литературы в начале года. Неболь-

шая брошюра с пожелтевшими страницами. Издана в 1990 году «Комсомоль-

ской правдой». Первые строчки сразу же заставили задуматься: «Часы ком-

мунизма своё отбили. Но бетонная постройка всё ещё не рухнула. И как бы

нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами.» Я соби-

раюсь сдавать историю, поэтому такие материалы всегда вызывают интерес.

А некоторые строчки, на мой взгляд, можно считать пророческими. Например, Ваши слова об «ослаблении связи с землёй». За время существо-

вания нашего государства многое менялось, но земля всегда была, есть и бу-

дет кормилицей, опорой русскому человеку.

Вы пишете: «Семья- основное спасение нашего будущего». Точнее не ска-

жешь. Действительно, если ты чувствуешь любовь близких, если у тебя

взаимопонимание с родными, то и по жизни идёшь легко, уверенно. Я знаю,

что Вы ещё до рождения потеряли отца. Но любовь, забота Вашей матушки

Таисии Захаровны помогли Вам стать именно таким, каким мы Вас знаем. И

поверьте мы Вас не забываем: ведь каждый год в декабре одиннадцатиклас-

сники пишут итоговое сочинение по литературе. Уже не один год действует

этот проект, предложенный Вашей женой Натальей Дмитриевной и утверж-

дённый президентом России. Не буду лукавить, что кому-то это не нравится.

Но мне кажется, что это сочинение стало для каждого нового поколения вы-

пускников какой-то отправной точкой, которая помогает приблизиться к

родному слову, корням.

Александр Исаевич, в работах учеников постепенно накапливается то, что

поможет со временем в душе каждого школьника зажечь любовь к литературе, истории, людям. Спасибо Вам за всё…

Сочинение по рассказу Матренин двор Солженицына рассуждение

«Матренин двор» Солженицына повествует о судьбах простых людей, о тех кто остался как бы вне рамок строящегося молодого мира. Автор ведет повествование от лица рассказчика. Рассказчик человек образованный, интеллигентный. Судьба его схожа с судьбой автора. Еще не старый, нужный для общества человек оказывается у обочины жизни. Он бесконечно устал, нет больше никаких амбиций, и в чем его вина, кто скажет?! Человек неравнодушный, любящий свою родину, вынужден скитаться по углам, и, без метафор, искать дневное пропитание. Как тяжело жить с сознанием своей неприкаянности, не имея особых надежд на будущее.

Несмотря на постигшую его участь, рассказчик рад, что вернулся на Родину, в Россию. В глухой деревне надеется он позабыть о прошлом, привыкнуть к настоящему, ведь нужно жить дальше. В деревне Тальново, в доме одинокой старухи Матрены, и поселяется бедный скиталец.

Матрена бедная одинокая женщина, к тому же она болеет. Рассказчик сообщает нам, что Матрена даже поросенка не держит, что совсем уж редкость для сельских жителей. Всего-то у нее добра, что колченогая кошка. Зато Матрена всегда готова услужить всем, каждому готова помочь. Люди бессовестно ее используют, насмехаясь над ее бесхозяйственностью.

Рассказчика приняли на работу учителем. Днем он работает, а вечерами беседует с Матреной. Судьба нового в деревне человека интересует всех, и Матрену расспрашивают о нем. Рассказчик не скрывает, что сидел в тюрьме. Прошедшая жизнь Матрены поначалу не очень интересует его. Да и чем может быть примечательна жизнь простой деревенской женщины.

Но постепенно и рассказчику и читателям становится понятным, что Матрена женщина необыкновенная. Само ее нестяжательство сродни святости. Вообще, как-то умеет Солженицын показать самую суть жизни человеческой, которая не от изобилия имений зависит. Матрена предстает перед нами женщиной сильной духом. Никто из мужчин не осмелился остановить напуганного коня, а Матрене это оказалось под силу. В то же время женщина очень трогательна в своей боязни поезда. Добивается Матрена и пенсии. Ей приходится ездить в разные инстанции, расположенные в довольно отдаленных местах. Это тоже доказывает, что Матрена волевая и выдержанная. С назначением пенсии Матрене стало легче жить, в первую очередь, морально. Ей отрадно сознавать, что о ней проявило заботу государство.

В лице этой женщины я как бы вижу всех простых женщин России, родившихся вначале двадцатого века. Сколько их ушло в вечность с израненными душами. Все они пережили столько, что не описать всем книгам мира. Они оставались без женихов и мужей, отнятых войнами, хоронили детей, много и тяжко работали. Затем, в старости вынуждены были доказывать свое право на пенсию. Трагичность судьбы Матрены не чужда им. Но не все эти женщины отличались той широтой души, которая была присуща Матрене.

Вначале автор дал произведению название «Не стоит село без праведника». Солженицын на примере простой русской женщины Матрены открывает нам пример жизни по Евангелию. Он открыто называет Матрену праведницей. Люди, подобные ей, – соль земли. В посланиях апостолов говорится: «Те, которых не был достоин весь мир, скрывались в пещерах и горах». Жизнь праведника прикровенна, она не для показа. Так, вся полнота души прекрасного человека открылась для знавших Матрену лишь после ее смерти.

2 вариант

Произведение «Матренин двор» написано А.И. Солженицыным в 1959 году. Рассказ ведется от лица автора, который после освобождения из лагеря приехал работать учителем в русскую глубинку и снимает жилье у крестьянки Матрены Васильевны.

Матрена – главное действующее лицо. Сюжет рассказа развивается вокруг нее. Образ Матрены дается в восприятии рассказчика. Живет она бедно, пенсию не получает, никто ей не помогает. Много Матрене пришлось пережить в своей жизни: потеря шестерых детей в раннем возрасте, невозвращение с войны мужа, тяжелый труд в деревне, болезнь. Была она обижена на колхоз, который оставил ее без пенсии, хотя и проработала Матрена в колхозе всю свою жизнь.

Но, несмотря ни на что, Матрена не утратила человечности, ни на кого не держит зла. Героине присущи такие черты, как доброта, трудолюбие. Рассказчик отмечает ее добрую улыбку, говоря, что лекарством от всех бед для Матрены была работа. Она всегда вызывалась помочь людям. Односельчане пользуются ее бескорыстием и добротой и сами же осуждают, что она работает на других бесплатно, не склонна накапливать добро и презирают ее сердечность и простоту. Ее не ценят и даже не пытаются понять.

И погибает Матрена, помогая другим, но при этом никого не укоряя, смиренно – вызвалась помочь мужикам перетащить через железнодорожный переезд часть своего дома, горницу, что была завещана приемной дочери Кире, и попала под поезд.

С горечью автор рассказывает, как слетелись делить ее убогое наследство сестры. Эти люди не способны понять Матрену, видеть доброту и искренность. Как не способен был понять Фаддей – человек, которого она любила и которого не дождалась с фронта, вышла замуж за другого. И он не смог с этим примириться. Вместе с Матреной погиб сын Фаддея, зятю грозит заключение, а он думает о том, как спасти горницу от огня и от сестер Матрены.

К сожалению, констатирует автор, Фаддей был в деревне такой не один. Людьми движет жадность, зависть, озлобленность, материальные ценности превозносятся над человеческой душой. Матрена отличается от остальных деятельной любовью к ближним, желанием быть нужной. С ее уходом из жизни уходит что-то очень ценное и важное.

В бескорыстии и кротости Матрены автор усматривает долю праведности. А эта праведность идет из глубины ее души – была она «в ладах с совестью своей». Сам автор только после смерти героини понял, что такие, как Матрена, – основа всей России.

Сочинение 3

Александр Исаевич Солженицын величайший писатель двадцатого столетия. Он в свое время осмелился изложить все пороки советского режима, за что был депортирован. Всю сознательную жизнь он страдал из-за того, что отчаянно хотел рассказать правду обычным людям. Остальной мир сумел по достоинству оценить его подвиг и присудил ему Нобелевскую премию по литературе.

Рассказ «Матренин двор» Солженицына является довольно известным его произведением. Любопытно, что описанные в нем события реальные, Солженицын написал рассказ в 1959 году после того, как вернулся из ссылки. Своим творением автор хотел наглядно показать читателям быт русской глубинки, русский быт во всех его красках. Кроме того, были подняты темы добра, человеческих взаимоотношений.

Солженицын старался во всех подробностях описать нелёгкую жизнь и судьбу главной героини Матрены Васильевны. Всю жизнь она помогала другим людям, причем безвозмездно. Вся деревня знала прекрасно, что если нужна помощь в хозяйстве, то можно попросить Матрену, ведь она никогда не откажет в помощи, к сожалению, многие именно, что пользовались ее безвозмездной помощью, никто по настоящему не ценил ее, как человека. Жила она довольно бедно, не смогла заработать даже на пенсию, ведь работала без документов, подтверждающих стаж работы. В любви тоже героине не везло, она из жалости вышла замуж за брата жениха, ведь на тот момент погибла их мать, ей захотелось помочь семье. Она родила много детей, но, к несчастью, никто из них не выжил, все умерли в младенчестве от болезней. В старости из богатств у Матрены Васильевны был кот и несколько горшков с фикусами.

В дальнейшем героиня трагически погибает, она попала пожалуйста колеса поезда. Самое ужасное было то, что никто не скорбил по ней, никто не плакал на похоронах, ближайшие родственники прямо на похоронах лишь обсуждали как бы поделить все то, что осталось от Матрены. Для них единственной ценностью в жизни были лишь материальные блага.

Главная проблема рассказа заключается в том, что окружающие люди полны непонимания, они черствые и хладнокровные. Им совершенно нет дела до бед Матрены. Она каждый день борется с собой, со своими ошибками прошлого. Героиня каждый день ощущала душевную боль от ошибок юности, далее пришла и физическая боль, ведь она начала часто болеть из-за плохого питания, но поговорить ей было не с кем, всем лишь нужна была от нее безвозмездная помощь.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье

Кошки – удивительные животные. Иногда они бывают ласковыми и нежными, а порой дикими и агрессивными. У каждой кошки характер формируется уже с раннего детства.

На протяжении всего романа «Герой нашего времени» можно встретить удивительно точные и поэтичные пейзажные зарисовки. Образ природы в произведении помогает автору не только создать необходимую атмосферу, но и раскрыть характеры персонажей.

История очень важна в жизни каждого человека. Она обогащает и духовную, и моральную сторону жизни. В историческом прошлом родной страны и города можно найти много интересного и познавательного

Тыбурций и судья – два персонажа одного и того же произведения, в котором они предстают перед читателем как некие образы людей, которые готовы практически на всё ради людей которых они любят

Творческая работа по рассказу А. И. Солженицына

Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?

“Не стоит земля без праведника”.

Произведение А. И. Солженицына “Матренин Двор” дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа “Матренин Двор” – сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей.

При резкой и даже порой грубой реальности изображения рассказ построен музыкально, как стихи. Всего несколько энергичных строк зачина,

Вернувшись из дальних мест, учитель будто просит времени оглядеться, сосредоточиться, подумать и, захватив полные легкие воздуха, отойти душой в тишине от тяжких переживаний прошлого. Игнатич свыкается понемногу с избой, где встречают его колченогая кошка, толпа фикусов у окна, а на стене плакат о книжной торговле, и сама

Матрена приветлива, но без искательства, неприхотлива, почти неряшлива. У Матрены Васильевны непростая трагическая судьба. Ее “дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый”. Деревня решила, что в ней – порча.

Десять лет женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Жизнь нелегкая, “густая заботами”, – Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Автор будто предвидел, какие перетолкования и превращения ожидают в критической литературе ее Матрену, и в своем рассказе заранее дал высказаться людям стороннего и недоброжелательного о ней суда. Золовка Матрены уже после смерти по разным поводам вспоминала умершую, и все отзывы ее были неодобрительны: “И нечистоплотная она была; и за обзавозом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно . И даже о сердечности к простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.”

Я считаю, что Матрена – жертва, жертва событий и обстоятельств. В ней действительно немало привлекательных черт: нравственная чистота. бескорыстие, трудолюбие. Хворая, в преклонном возрасте, она лечит и душевные и физические недуги свои.

Казалось бы, труд составляет счастье, цель. ради которой она живет. Но если внимательно присмотреться к образу жизни Матрены, то можно заметить, что Матрена – рабыня труда, а не хозяйка. Поэтому односельчане, особенно родственники, бессовестно эксплуатировали ее, а она покорно несет свой тяжкий крест.

Матрена. по мысли автора, – идеал русской женщины, первооснова всего бытия. “Все мы, – завершает свое повествование о жизни Матрены рассказчик, – жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Похожие сочинения:

В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”) В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”) Как и многие другие, рассказ Солженицына “Матренин двор” основан.

Система образов рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Матрена – одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было.

Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: “Праведник – человек, живущий во всем по закону Божьему”. То есть безгрешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его.

Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор” Рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор” имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типичным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положение деревни, испытавшей страшные.

Анализ рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор” “Не стоит село без праведника” – таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX.

“Не стоит село без праведника” (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”) В настоящее время мы имеем возможность восхищаться произведениями А. И. Солженицына, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”.

Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” …Есть она тот самый праведник, Без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе “Матренин двор” А. И. Солженицын выступает преемником.

“Тема праведности в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Несколько лет назад довелось мне побывать на выставке работ известного художника Ильи Глазунова. Сразу же привлекла внимание картина “Мистерия ХХ века” (1978 г.). Подчиняясь строгой логике авторской композиции, в правом.

Жанровые особенности рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином.

Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите разницу между образами рассказчика, повествователя и автора в художественном произведении. Подчеркните.

Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор” Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор” План I. Значение слова “праведник”. II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены. 2. Смерть Матрены. 3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

Национальный характер в произведениях А. Солженицына Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее.

Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына Матренин двор В рассказе “Матренин двор” Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных.

ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА “МАТРЕНИН ДВОР” В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре­ди них женщины и дети.

Идейно-тематическое содержание рассказа “Матренин двор” А. И. Солженицына Бывший зэк, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. Они сразу находят.

ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Александр Исаевич Солженицын является одним из тех писате­лей, которые жили и творили в трудные годы Советской России. Это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола власти. Страдания.

ПРОБЛЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны работал учителем математики. Во время Великой Отечественной войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регу­лярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь.

Образ многострадальной женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена.

Рецензия на рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор” Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу.

БЕЗ ПРАВЕДНИКОВ НЕТ РОССИИ (рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”) Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными проницательными глазами, будто заглядывают в душу.

Сочинение на тему: Что важнее семья или работа? Как мне кажется, семья важнее работы. Семья – это не просто слово, не просто обозначение того, что мужчина и женщина женаты и у них есть дети. Семья – это нечто.

Описание трудового процесса. Моя работа в мастерской План 1. В столярной мастерской. 2. Изготовление детской лопатки. 3. Задание выполнено. 4. Чему я научился на уроке труда. Терпенье и труд все перетрут. Пословица “Трудом славен человек”, – так.

Жизнь Грибоедова и его работа над комедией “Горе от ума” Дата рождения Грибоедова до сих пор не известна – это или 1790 или 1795 год. От этого зависит наш взгляд на личность писателя. В любом случае, родился и воспитывался он.

Женские образы в творчестве А. И. Солженицына Так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями – они чаще становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических. Но наша.

Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет по себе ничего, кроме архивов. С. Дали Дали как-то сказал: “Если ты из тех, кто считает, что современное искусство.

Жизнь и творчество А. И. Солженицына Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать – дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын закончил в Ростове-на-Дону.

Слесарь – творческая профессия Творческий подход к делу может преобразить любую профессию. Все зависит от нас самих, от того, как мы относимся к труду. Мы много слышим о людях разных профессий – скромных и.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы . Исторические события, происходящие в течение действия.

Творческая работа по рассказу А. И. Солженицына

“МАТРЕНИН ДВОР”.
Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?
“Не стоит земля без праведника”.
Пословица
Произведение А. И. Солженицына “Матренин Двор” дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа “Матренин Двор” – сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей.
При резкой и даже порой грубой реальности изображения рассказ построен музыкально, как стихи. Всего несколько

Автор и его герой в одном из произведений А. И. Солженицына 2 А. И. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее.

Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисович” Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. Александр Исаевич родился в декабре 1918 года. После средней школы.

Человек в тоталитарном государстве Закурим, друг. Под этот вой Не спится что-то, не поется. Сейчас февраль. А нам с тобой И март ничем не улыбнется. Лев Платонович Карсавин Александр Исаевич Солженицын стал известен в.

“Поэзия – баба капризная”(В. В. Маяковский и Вознесенский о назначении поэта и поэзии) Я шагну Через лирические томики, Как живой С живыми говоря, В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и.

Тема Гулага в произведениях Солженицына Условия, описанные в романе “В круге первом”, еще не самые страшные из тех, в которых порой суждено существовать человеку. Но эта “шарашка” – не пересылка, не тюрьма, не лагерь –.

Способ изображения истории в “Архипелаге гулаг” Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признал: “Эту.

Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и.

Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”) Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать.

О творчестве А. И. Солженицына А. И. Солженицын появился в “официальной” советской литературе в эпоху хрущевской “оттепели”, когда на фоне процессов развенчания культа личности Сталина, посмертной реабилитации погибших жертв репрессий, освобождения из тюрем и лагерей.

Идейно-тематическое содержание рассказа “Матренин двор” Бывший зэк, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глу­хом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. Они сразу находят.

История создания повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в “самиздате” как прозаик и беллет­рист. Слава обрушилась на писателя после опубликования в 1962-1964 годы. в “Новом мире” повести “Один.

Один день и целая жизнь русского человека в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” На дню у него выдалось сегодня много удач. А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Повесть А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” была написана в 1959 году за удивительно короткий.

Интересные подробности жизни и творчества А. И. Солженицына Слово “ГУЛАГ”, присутствующее в названии книги “Архипелаг ГУЛАГ”, является сокращенным обозначением Главного управления лагерей, которому подчинялась система тюрем, концлагерей, пунктов ссылок репрессированных граждан. Эта разветвленная на разные “острова”, но единая.

Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Эпоха сталинизма исковеркала судьбы многих людей, в том числе и писателей, рассказывающих горькую правду “о самой счастливой и свободной стране”. В феврале 1945 года Солженицына арестовали за критику в адрес.

Иван Денисович – характеристика литературного героя ИВАН ДЕНИСОВИЧ – герой повести-рассказа А. И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” (1959-1962). Образ И. Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже.

Страшная правда о России ХХ века (А. И. Солженицын. “Архипелаг ГУЛАГ”) Имя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения, открывшего правду о событиях, которые имели место в нашем государстве во время правления.

История создания рассказа “Матренин двор” Рассказ “Матренин двор” был напечатан в 1963 г. в “Новом мире”. Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведников”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было.

Палачи и жертвы Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сейчас заняло свое место в истории русской литературы советского периода. В 1989 году в нашей стране был опубликован цикл произведений “Архипелаг ГУЛАГ”.

Великий сын России А. И. Солженицын Несомненно, большим несчастьем любого народа является отсутствие героев. Тяжел и бесконечен путь такого государства, и страшно представить, что ждет его в конце этого пути. В XX в. на долю России.

Характерисика образа Тюрина Андрея Прокофьевича Тюрин Андрей Прокофьевнч – заключенный, бригадир. От бригадира в зоне многое зависит, потому что в его руках процентовка, а от нее жизнь зэка зависит больше, чем от работы. Какая процентовка.

Сейчас вы читаете: Творческая работа по рассказу А. И. Солженицына

Творчество Солженицына

Писатель является одним из выдающихся русских литераторов и общественных деятелей, признанный советской властью диссидентом, в результате чего много лет провел в местах лишения свободы, а после хрущевской оттепели был вынужден эмигрировать за рубеж под давлением органов безопасности, угрожающим его жизни, вернувшись лишь в конце двадцатого века по приглашению Президента России Бориса Ельцина.

Творческая деятельность писателя условно подразделяется три периода, первый из которых приходится на 50-е годы 20 столетия и представляет собой тайное писательство в виде беллетристских рассказов. Второй период творчества писателя представляет собой создание публицистических и автобиографических произведений и захватывает временной промежуток с середины 60-х годов XX века и до начала 70-х. При этом публицистика писателя включает в себя художественно-повествовательную прозу, литературно-критические и политические сочинения, а также позитивно-рекомендательные произведения. Третьим творческим периодом, начавшимся с 70-х годов и закончившимся уходом писателя из жизни, является время написания эпического романа под названием «Красное колесо».

Художественными методами, используемыми писателем при создании собственных сочинений, являются формы реализмоцентризма и гносеологоцентризма, выражающиеся в изображении реальности происходящего и крайней степени соответствия историческим фактам, которые с точки зрения писателя подчеркивают адекватную форму постижения жизненной правды.

Литературная деятельность писателя во многом посвящается глубоко интересовавшей его тематике об истории Октябрьской революции, Первой и Второй мировых войнах, а также описанию периода репрессий в стране, который он переживает и в собственной жизни. Наиболее яркими и значимыми произведениями по данной проблематике являются роман «Архипелаг ГУЛаГ», роман-эпопея «Красное колесо», повести «Люби революцию», «В круге первом», рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Творческие работы писателя характеризуются отличительной особенностью в виде изображения масштабных эпических сцен, а также использования в качестве персонажей произведений реально живших людей, скрытых под вымышленными именами.

За многочисленные заслуги в области литературной деятельности писатель имеет разнообразные награды, а также становится обладателем Нобелевской премии по литературе.

Вариант 2

Наверняка, каждый человек, старше 14 лет, слышал о писателе Александре Солженицыне. Он появился в русской литературе в эпоху «оттепели», когда в стране началась реабилитация жертв политических репрессий. Сам Александр Исаевич тоже прошел через лагеря и тюрьмы, а 8 лет провел в самом известном – ГУЛАГе. Да, в 1956 году он был реабилитирован, но опыт исправительно-трудовых работ в местах не столь отдаленных оставил отпечаток на его личной и творческой жизни. Именно Солженицын, своими повестями, открыл «дверь» в новую литературу 60х годов XX века.

Творчество писателя начинается с рассказа «Один день Ивана Денисовича». Уже с первых строк становится понятно, что в произведении речь пойдет о жизни заключенных и репрессированных. Солженицын ведет повествование о самом обычном дне «зека». Писатель описывает все до мельчайших подробностей, да так, что после прочтения, можно почувствовать даже каким был тот лагерный воздух. Александр Исаевич в красках рассказывает о питании лагерных заключенных, об их одежде и быте в целом. Шухов хорошо относится к соседям по «шконкам», ведь многие заключенные – это образованные люди, были в его окружении даже профессора. Но вся «соль» в том, Иван Денисович тот человек, который получит несправедливое политическое обвинение и отбывает срок «ни за что». Именно этот рассказ первым раскрыл глаза советских людей на «закулисье» репрессий.

Солженицын не останавливается на одном произведении и продолжает тему лагерей. Он пишет роман «В круге первом. Действие происходит на «объекте номер 8», автор описывает жизнь заключенных Марфинской подмосковной «шарашки».

Но одним из главных шагов в творчестве Александр Исаевич делает тогда, когда начинает писать главное произведение своей жизни – «Архипелаг ГУЛАГ». Автор ассоциирует название книги с маленькими лагерями-островками, разбросанными по всему Союзу. Чтобы произведение получилось правдивым, Солженицын лично встречался с заключенными и репрессированными. Он по крупицам собирал историю, описанную в трех томах. Юристы, писатели, искусствоведы, даже те, кто когда-то лично знали «вождя» – вставали и ложились по приказу надзирателя, становились робами. Но они адаптировались, чтобы выжить. Автор не стеснялся и не боялся рассказывать обо всех ужасах Сталинского террора.

Именно это произведение стало рукописным памятником всем тем, кто смог одержать победу над репрессией и тем, кто навсегда остался на лагерной земле. Солженицын изучал документы и статистику двадцатилетней давности, записывал все рассказы очевидцев. Можно сказать, что это не просто художественное произведение, но еще и историческое.

Но были у Александра Исаевича произведения, не затрагивающие «тюремные» темы. Одним из таких был рассказа «Матренин двор». Автор повествовал о судьбе женщины, ведущей размеренную и праведную жизнь. Матрена Григорьевна старалась помогать всем жителям деревне, иногда даже в ущерб личным потребностям. Всё, что у нее было – это коза, кошка, несколько комнатных цветов и тараканы за печкой. Солженицын раскрывает детального портрета героини. Он показывает тонкости ее характера. В отличие от своих односельчан она была не скупа, не думала день и ночь о благосостоянии и деньгах.

Если говорить в общих чертах, то Солженицын писал о народе. Он анализировал социум и исследовал особенности русского характера. Александр Исаевич писатель, который не терпел лжи. Солженицына не возможно было подкупить, а нравственная сторона его личности была на высоте. В его прозе сплетаются документальные и автобиографические моменты, из которых складывается все творчество писателя, основанное на правдивых фактах.

Творчество Солженицына

Несколько интересных сочинений

Владимир Никонов является практически нашим современником, он родился в начале второй половины предыдущего века и работал художником, в основном создавал миниатюры

Разные культуры чтят старшее поколение разными способами. Например, в восточных странах, таких как Китай, Япония, Корея до сих пор принято уважать старших и безоговорочно им подчиняться

Многим известна поговорка: Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу

Жадность – это качество человека, которое характеризуется скупостью и корыстолюбием человека. Это качество негативно принимается обществом, ведь жадный человек ничем не делится

В поэме Слово о полку Игореве природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве

Сочинение по рассказу А. Солженицына «На изломах»

Закончилось XX столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней. Век революций, войн, изломов, катаклизмов — так по праву может быть охарактеризован век XX. Многие писатели напористо вступали в литературу в конце 70-х—начале 80-х годов, но мало кто остался. Хотя есть и ныне живущие современные литераторы, вошедшие в историю отечественной словесности второй половины прошлого века. Их присутствие в литературе по-прежнему ощутимо, даже если их произведения не часто появляются на страницах периодики и не часто выходят отдельными изданиями. Эти писатели прошли через испытания нынешнего социального излома без ущерба для творческой воли.

Ситуация в обществе и состояние умов сегодня таковы, что даже А. Солженицын оказался оттесненным на второй план. В 1994 году он возвратился в Россию из вынужденной эмиграции. Его творческий путь — особенно в жанре публицистики — продолжается. Сейчас он явно очень многое уточняет на пути самопознания, раздумий о грядущем обустройстве родины. Писатель иначе подходит к трактовке судеб своих героев. Время разрушения исторических устоев России под любыми лозунгами прошло.

Солженицын никогда не был просто писателем, он был еще и гражданином, и философом, и историком, и «пророком-проповедником» (как он сам себя всегда называл). Все его произведения неразрывно связаны с судьбой страны, с болями ее и невзгодами, все пронизаны гражданской тревогой. И мы не ждем от него остросюжетного детектива или любовного романа, а ждем солженицынского углубленного анализа, куда неразъемно вплавлено раздумье, что, несомненно, важнее прямого ответа на любой вопрос.

Мое внимание привлек «двухчастный» рассказ Солженицына «На изломах», напечатанный в журнале «Новый мир» в 1996 году. В нем автор сумел дать ответ на вопросы читателей о смысла бытия, вторгнувшись в нервный эпицентр действительности, реально оценив происходящее.

Солженицын называет рассказ «На изломах», что значит: в момент самых крутых социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного и общественного существования. Так, неожиданно одним из героев произведения становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила, сумевший устоять не только во времена былые, но и во времена новые, он не дал погибнуть своему детищу — заводу.

Другой герой — более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он глава крупного провинциального банка, который задумали повалить конкуренты, используя любые средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В прошлом этот разносторонне одаренный Толковянов «вздорил» с государством, а теперь вынужден идти просить у него защиты. Найдет ли?

Оба персонажа для Солженицына — воплощение национальной талантливости и упорства, непоказной любви к стране, которую они могли бы и покинуть, потому что нигде не пропали бы, да только не лежит сердце к «загранице». Хочется, чтобы было хорошо именно здесь, да и честолюбия достаточно, чтобы не мириться с унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых трудных условиях, в которых вынуждены — в силу извечной российской нескладицы — самореализоваться, поэтому и держатся друг за друга.

Похоже, на них и уповает Солженицын, на эту элиту, плоть от плоти народной. И что характерно, на прошлое своего «вэпэкашника» он закрывает глаза: ведь не уронил национальной гордости, не уступил никому первенства.

Но и новоиспеченного банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке народные, что тот богатеет, когда население нищает. Солжени цын понимает одно: как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской разворотливости не обойтись. Его надежда — в том, что все нормализуется, обретет цивилизованные формы, и обретет их именно трудами и усилиями таких вот молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы неразрывно связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в родной стране.

Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других современных писателей — произведениях В. Астафьева, В. Распутина. Но «На изломах» стоит особняком, решая эту проблему в ином ключе.

Рассказ современен и достаточно легок для восприятия. В нем Солженицын в доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения страны и уважения к человеческой личности.

Будет ли Россия домом для живущих в ней? В этом, как мне кажется, нерв раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога. Но и мы часто задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира сего.

По-своему размышляет о судьбах русской деревни А.И.Солженицын. Писателю не просто интересна жизнь народа в глубинке, эта тема тесно связана для него с идеей преемственности, с верностью традициям, с нравственными проблемами. Солженицын уверен, что «линия, разделяющая добро и зло, … проходит через каждое человеческое сердце…». Рассказ «Матренин двор» дает своеобразный ответ на поставленные вопросы.

Само название произведения заставляет вспомнить ряд других: «Вишневый сад» Чехова, «Лес» Островского, «Дом» Абрамова. Двор Матрены становится для Игнатича – рассказчика, тем самым местом в поисках «нутряной России», где ему хотелось «затесаться и затеряться» после долгих лет лагеря и ссылки в «пыльной горячей пустыни». В «серединную» деревенскую Русь ведет Игнатича потребность (возможно, даже неосознанная) вернуться к «вечному истоку», найти духовную опору. Поэтому героя не устраивает поселок под названием Торфпродукт. «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худооштукатуренные бараки, над поселком дымила фабричная труба». Зато «ветром успокоения» потянуло от названий Часлицы, Овинцы, Спудни, Шеверти. «Они обещали мне кондовую Россию», – замечает автор. Деревня Тальново – «две-три ивы, избушка перекособоченная, и по пруду плавали утки…» – приглянулась Игнатичу. Он с удовольствием слушает певучую деревенскую речь: «к ужоткому», «картовь», «молонья».

Но нет в этом прекрасном сельском мире гармонии, а есть и природная человеческая жадность, корысть, зависть, и приобретенные в годы советской власти безответственность, обман, леность. По мысли Солженицына, колхозная жизнь уничтожила деревню, поэтому в школе дети не хотят учиться, зная, что их в любом случае переведут из класса в класс; люди не хотят работать на колхоз, т.к. вынуждены воровать торф, потому что «топливо не было положено и спрашивать о нем не полагалось».

Читайте также:  Суровая правда жизни в произведениях Солженицына: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×