Размышление над произведениями А. И. Солженицына: сочинение

Сочинение «Размышление над произведениями А. И. Солженицына»

Творческий путь Александра Солженицына чрезвычайно сложный. Его фамилия возникла в конце 60-х, во время хрущевской «оттепели», вспыхнуло, испугав сторонников «негласности» времен «застоя», и исчезла на долгие годы. Солженицын состоялся как писатель, когда ему было больше сорока: в 1962 году в «Новом мире» была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича». Его восхождение проходило очень трудно. Повесть вызвало большое количество критики. Его даже обвиняли в очернительстве советской власти и распространении антигероя. И только с помощью немаловажного мнения А.Т.Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир», повесть напечатали, таким образом, она заняла надлежащую ей нишу в литературе тех времен. “Жизненный материл, положенный в основу повести А. Солженицына, – писал А. Твардовский, – необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени, хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено, – в правдивом и мужественном постижении до конца его последствий”.

Солженицын описал в повести один день из лагерной жизни «заключенного» Ивана Денисовича Шухова, причем, по его словам, это сравнительно удачный день. Жизнь «заключенного» писатель описывает не как зритель, а изнутри, подробно показывая мелочи быта людей, что живут за колючей проволокой. Автор точно указывает дату событий – январь 1951 года.

Кем же был Иван Денисович? До военных лет он жил в деревне Телпенево, работал в колхозе, кормил жену и детей. Он был ранен в годы Великой Отечественной Войны, а когда возвращался из Медсанбата в часть, он попадает в плен. Ему удалось бежать, из последних сил он добирается до своих, но его обвиняют в предательстве, говорят, что он помогал вражеской разведке. “Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание”.

* “В самом же деле знал Шухов, что если не подпишет – расстреляют, и хотя можно представить себе, что он в те минуты пережил, как внутри горевал, удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удивляться, не хватило бы никаких сил человеческих… Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно, противоестественно. Шухов выбрал жизнь – хоть лагерную, скудную, мучительную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, любой ценой выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к себе”.

Тем ни менее, он никогда и ни при каких условиях не изменил своему характеру, как и прежде он оставался трудолюбивым, совестливым. Но не только Иван Денисович пострадал. Так же как и он были несправедливо осуждены и брошены за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Их попытки добиться справедливости были тщетны. Многие стали понимать, что это не просто ошибка, а хорошо работающая система репрессий. Не удивительно, что у многих возникал вопрос: кто же виноват в этом?

* ? “У иного мелькала дерзкая догадка о “батьке усатом”, другой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли и не находил ответа. Не в том ли и была для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их несчастья ответа не было”.

Таким образом, в трагедии одной судьбы отразилась трагедия целого народа. Поэт призывал людей не забывать, тех, кто был замучен в лагерях, и осудить тех, кто был виновен в этом. В повести «Один день Ивана Денисовича» рассказывается о верности жизненной правде, о глубокой человечности, о достоинстве и духовных силах человека.

Конкурсное очинение на тему “Мои размышления над книгой А.И.Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”
творческая работа учащихся (русский язык, 11 класс) по теме

Данная работа представляет собой конкурсное сочинение по творчеству А.И.Солженицына в рамках программы «Большое чтение», выполнена ученицей 11 класса. Автор работы рассказывает о своём прочтении одной из ключевых книг автора, делится своими мыслями и впечатлениями. Работа удостоена диплома победителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
vchera_byl_interesnyy_urok_istorii.doc420 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Морозовская СОШ

Сочинение на конкурс

по творчеству А.И.Солженицына

в рамках программы «Большое чтение»

Мои размышления над книгой

Хромова Екатерина Александровна,

ученица 11 класса

Гончарова И.И., учитель

русского языка и литературы

  1. Вступление. Мое «открытие» книги.
  1. Основная часть. Мое прочтение книги.

а) Знакомство с автором: взлеты и падения в судьбе писателя;

б) Документализм в создании книги;

в) Главы книги, оставшиеся в памяти.

  1. Заключение. Мое мнение о книге: пафос книги и судьбы

Совсем не уровень благополучия делает счастье людей,

а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь.

И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек

всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может

Недавно был интересный урок истории: учитель попросил назвать нас самые запомнившиеся страницы из жизни России…Просто и сложно одновременно. Кто-то вспомнил Куликовскую битву, кто-то говорил о строительстве Петербурга, кто-то рассказал о разгроме Наполеона в 1812 году.… А у меня перед глазами возникли другие, вовсе не героические, а страшные и трагические страницы истории нашего государства в период тоталитарного режима. Открыла я их для себя совсем недавно, прочитав книгу А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Долго не могла решиться на ее прочтение, не раз брала в руки книгу и откладывала: уж очень объемная по виду и очень сложная по восприятию, по мнению моих знакомых, прочитавших ее.

Но вот я открыла первую страницу «Архипелага …», перевернула вторую, третью и погрузилась в мир, правдивый и страшный, из которого не могла вырваться, не дочитав произведение до конца. А когда перевернула последнюю страницу, очень долго не могла выйти из какого-то оцепенения: настолько неожиданной стороной повернулась ко мне история моей страны. Да, мы говорили на уроках истории об этом периоде, но все это воспринималось как-то иначе: сглажено, отдаленно. А теперь, со страниц «Архипелага», на меня просто обрушилась неприкрытая, жуткая правда во всей ее наготе. От такой правды по телу бегали мурашки, и хотелось куда-нибудь спрятаться от накатившего ужаса: неужели так и было?! Значит было! Ведь то, что описано в этой книге, действительно пережил ее автор! Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

Мне захотелось познакомиться с ним поближе как с одним из очевидцев и участников истории непростого периода нашей страны.

Из разных биографических источников я узнала о нелегкой судьбе писателя. А.И. Солженицын родился в декабре 1918 года в селе Сабля близ Кисловодска в зажиточной семье крестьянского происхождения. Отец, Исай Солженицын, добровольцем ушел на фронт первой мировой войны, стал георгиевским кавалером. Но мальчику суждено было расти без отца, погибшего за шесть месяцев до рождения сына. Мать, Таисия Захаровна, (в девичестве Щербак) после гибели супруга так больше и не вышла замуж, устроилась работать машинисткой, а когда мальчику исполнилось шесть лет, переехала с сыном в Ростов-на-Дону. В 1941году Александр, закончил физико-математический факультет Ростовского университета и заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. Но наступила пора других университетов: Солженицын уходит на войну.

Корреспондент журнала «Советский воин» полковник А. Ключенков провел интересные изыскания, изучив сохранившиеся документы о воинском пути будущего писателя. Из «карточки прохождения службы» следовало, что Солженицын А.И., русский, беспартийный, «не состоящий в троцкистской, правой оппозициях и др. антипартийных, контрреволюционных организациях». Женатый, хорошо владеющий немецким и слабо английским языками, по профессии – преподаватель математики, «вступил на службу в РККА 18 октября 1941 года».

В годы Великой Отечественной войны Солженицын героически сражался за Родину: прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, в январе 1945 года вывел батарею из окружения, получил звание капитана, был награжден орденами. И тут в судьбе этого человека появляется то самое «вдруг», которое и перевернуло всю его жизнь. В феврале 1945 г. Солженицына арестовывают:

цензура обратила внимание на его частную переписку с другом юности Николаем Виткевичем, в письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы.

Далее последовали арест, следствие, тюрьмы, лагеря, «шарашка» (тюремная научная лаборатория) и, наконец, – ссылка. Солженицын был осужден на 8 лет. Тяжкая, но, страшно сказать, нередкая для тех лет доля, постигшая многих наших соотечественников. Кого-то такая доля сломила, а кого-то закалила, Солженицын, многие годы спустя, этот период в своей жизни оценит так: «Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили».

Но даже на этом испытания судьбы для Солженицына не закончились: в 1953 году Александр Исаевич пережил новое сильнейшие потрясение: у него обнаружили рак. Врачи предрекали, что жить ему оставалось не более трех недель. «Это был страшный момент моей жизни,- рассказывает Солженицын в книге воспоминаний « Бодался теленок с дубом», – смерть на пороге освобождения и гибель всего написанного, всего смысла прожитого до тех пор … Однако я не умер (при моей безнадежно-запущенной острозлокачественной опухали это было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная мне жизнь с тех пор – не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель)». Поистине мифологический исход, не случайно сам писатель в своем исцелении усмотрел проявление Божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать. И он рассказал!

Жизнь, вновь подаренная Солженицыну, не катилась по накатанной колее, она преподносила Александру Исаевичу разные «сюрпризы». В феврале 1957 года решением Верховного Суда СССР последовала реабилитация – «первое чудо». В начале 60-х годов – следующее «чудо»: публикация рассказа «Один день Ивана Денисовича» – об одном дне заключенного в советском концентрационном лагере. Выход произведения в свет стал историческим событием, а Солженицын стал известен всей стране: впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда, произведение носило документальный характер. Вслед за этим происходит новое «чудо»: Солженицына приняли в Союз писателей. Но радость была недолгой: в середине 1960-х, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. Сочинения писателя перестали печатать, уже опубликованные изъяли из библиотек, а в ноябре 1969 его исключили из Союза писателей. Зато на Западе деятельность Александра Исаевича была оценена по заслугам: в 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии, что очень затрудняло расправу властей над неугодным писателем-диссидентом. Но все-таки в связи с выходом за рубежом в 1973 году первого тома романа «Архипелаг ГУЛАГ», в 1974 году автор крамольного произведения в течение суток был насильственно выдворен из России, и лишь в мае 1994 года, через 20 лет после изгнания, А.И.Солженицын вернулся на родину.

Так что же испугало тогда, в 1974-м году, советское руководство? Почему книга произвела на общество эффект взорвавшейся бомбы? Наверное, всего лишь потому, что эта была правда, открыто сказанная вслух, правда о человеконенавистнической системе, лживо прикрывающейся гуманистическими лозунгами. Сам автор написал: «В этой книге нет ни вымышленных лиц, вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, – а все было именно так…», – надо ли было фантазировать, придумывать человеку, одиннадцать лет просуществовавшему на островах этого страшного архипелага? Таким образом, «Архипелаг», безусловно, есть главный памятник неизвестному заключенному, с одной стороны, и правдивое обличение не только сталинизма, но и всей государственной системы, подавляющей и разрушающей личность, с другой стороны.

Произведение было задумано автором еще в 1958 году, выработанный тогда план сохранился в основном и в дальнейшем: последовательные главы о тюремной системе и законодательстве, следствии, судах, этапах, лагерях, ссылке и душевных изменениях за тюремные годы. Однако работа прервалась, так как материала на основе одного лишь личного опыта автора и его друзей явно недоставало. Помог выход книги «Один день Ивана Денисовича», после чего Солженицыну хлынул целый поток писем, благодаря которым в течение 1963-1964 годов им был отобран опыт 227 свидетелей, со многими из которых писатель встречался и беседовал лично. Эти письма, пришедшие от узников сталинских лагерей, и позволяли ему вновь взяться за громадный художественно-исторический труд «Архипелаг ГУЛАГ». С 1964 по 1968 годы были созданы три редакции произведения. Название трехтомника автор упрощенно объяснял так: «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, как с архипелагом. Они разрознены друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром».

Итак, я погрузилась в мир книги. Первые страницы «Архипелага» из главы «Арест» я начала читать с неимоверным любопытством: было интересно знать, как «брали» тогда, пятьдесят с лишнем лет назад. Но постепенно любопытство переросло в ужас. Читаю: «При аресте паровозного машиниста Иношина в комнате стоял гробик с его только что умершим ребенком. Юристы выбросили ребенка из гробика: они искали и там». Или вот еще: « Ирма Мендель, венгерка, достала как-то в Коминтерне два билета на Большой театр, в первые ряды. Следователь Клигель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее…прямо на Лубянку». Других слов, кроме как кощунство и бесчеловечность, к этим эпизодам я подобрать не могу.

И так страница за страницей первого тома показывают нам долгое и мучительное скольжение страны по наклонной кривой террора, сметающего все на своем пути, уничтожающего и ломающего человеческие судьбы. Но и в ходе этого драматического повествования, когда душа наша постепенно стекленеет от вида разверзающихся перед нею страданий, у автора находится место для трагической иронии. Солженицын встречает у «вырвавшегося» с Архипелага во время Отечественной войны литературоведа Иванова-Разумника воспоминания о том, как тот в 1938 году оказался в Бутырках в одной камере с бывшим генеральным прокурором страны Крыленко, немало потрудившимся над отправлением в ГУЛАГ сотен себе подобных, а теперь вынужденным ютиться с ним под нарами. И у писателя невольно вырывается: « Я очень живо это себе представляю (сам лазил): там такие низкие нары, что только по-пластунски можно подползти по грязному асфальтовому полу, но новичок сразу никак не приноровится и ползет на карачках. Голову-то он подсунет, а выпяченный зад так и останется снаружи. Я думаю, верховному прокурору было особенно трудно приноровиться, и его еще не исхудавший зад подолгу торчал во славу советской юстиции. Грешный человек, со злорадством представляю этот застрявший зад, и во все долгое описание этих процессов он меня как-то успокаивает». Этот трагикомичный образ запечатлевается в памяти не менее ярко, нежели тугие ляжки Наполеона из « Войны и мира» Льва Толстого.

Но все же в большей степени от прочитанного повествования замирает сердце. Так в одной из глав Солженицын перечисляет простейшие приемы, которыми перемалывают волю и личность арестанта, не оставляя следов на его теле: «…заставить подследственного стоять на коленях – не в каком-то переносном смысле, а в прямом : на коленях и чтоб не присаживался на пятки, а спину ровно держал. В кабинете следователя или в коридоре можно заставить так стоять 12 часов, и 24, и 48… кого хорошо так ставить? Уже надломленного, уже склоняющегося к сдаче. Хорошо ставить так женщин. Иванов-Разумник сообщает о варианте этого метода: поставив молодого Лордкипанидзе на колени, следователь помочился ему в лицо! И что же. Не взятый ничем другим, Лордкипанидзе был этим сломлен. Значит, и на гордых хорошо действует…»

Эта натуралистическая картина вызывает у меня глубокое чувство протеста против насилия над личностью.

Самая длинная и гнетущая часть книги – второй том, повествующий об истребительных лагерях. В части «Истребительно-трудовые» мы видим жуткие картины жизни «на дне». Особенно страшными для меня оказались страницы о женщинах и малолетках, прилагерном мире и местах особо строгого заключения. Здесь, на кромешном дне, проверяются до сих пор казавшиеся незыблемыми человеческие понятия и ценности. Пройдя через подобное горнило, они становятся поистине дороже золота. Вот хотя бы определение интеллигенции, которое автор дает именно в этой части, оговорившись, впрочем, что, достанься ему пробыть «на общих» подольше, вряд ли выжило бы и это определение, и его создатель: «С годами мне пришлось задуматься над этим словом – интеллигенция. Мы все очень любим относить себя к ней – а ведь не все относимся… к интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками». Между тем, «если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент – это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент – это тот, чья мысль не подражательна».

И все-таки, несмотря на страшную действительность, показанную в «Архипелаге», в эпопее чувствуется и проблеск надежды на просвет в свинцовой пелене туч, на воскресение, которое обязательно должно прийти вслед за адскими мучениями тех, кто их перенес и не потерял своей человеческой сути. Появляется эта надежда в начале третьего тома (часть «Каторга»), и символом ее служит безмолвная русская старуха, встретившаяся писателю на тихой станции Торбеево, когда их вагон ненадолго замер у перрона: «Крестьянка старая остановилась против нашего окна со спущенной рамой и через решетку окна и через внутреннюю решетку долго, неподвижно смотрела на нас, тесно сжатых на верхней полке. Она смотрела тем извечным взглядом, каким на «несчастненьких» всегда смотрел наш народ. По щекам ее стекали редкие слезы. Так стояла корявая и так смотрела, будто сын ее лежал промеж нас. «Нельзя смотреть, мамаша»,- негрубо сказал ей конвоир. Она даже головой не повела. А рядом с ней стояла девочка лет десяти с белыми ленточками в косичках. Та смотрела очень строго, даже скорбно не по летам, широко- широко открыв и не мигая глазенками. Так смотрела, что, думаю, засняла нас навек. Поезд мягко тронулся – старуха подняла черные персты и истово, неторопливо перекрестила нас». В этом простом образе, на мой взгляд, показана та внутренняя воля, которая сможет привести всех к свободе, нравственной и духовной, свободе ото лжи, порождающей всеохватывающее и разрушающее зло. В следующих главах Солженицын показывает, как внутреннее освобождение влечет за собой и внешнее: перед нами картины, рисующие восстание зэков в лагере. Но свобода эта стихийная, и потому восторжествовать ей не удается. Заканчивается третий том частью «Сталина нет». Нет личности, а «система» продолжает жить, она оказывается сильнее и вновь заколачивает людей в удобные ей рамки и в брежневские «слякотные времена». Но, несмотря ни на что, в писателе жила надежда: «Я сижу и думаю: если первая крохотная капля правды разорвалась как психологическая бомба – что же будет в нашей стране, когда Правда обрушится водопадами! А обрушится, ведь не миновать». Предсказание писателя сбылось, правда вернулась к нам, хотя ей пришлось идти через тернии. И способствовал этому сам Солженицын и правдоискатели, подобные ему.

Чтение романа «Архипелаг ГУЛАГ» мной закончено. Пусть не все мне понятно в размышлениях автора, пусть в каких-то оценках я не согласна с ним, но главное, что на мой взгляд ценно в этом произведении – это ярко выраженная авторская нравственная позиция – «неучастие во лжи», которая в чем-то перекликается с позицией Л. Н. Толстого – «непротивление злу насилием». Казалось бы, какая польза от утопичной идеи разрушить насилие не борьбой с ним, а простым неучастием в его поддержке? Но те перемены, которые начались в нашей стране чуть более десяти лет назад, – разве оказались бы они возможны, если бы в нашем обществе не вызрело за эти годы едва ли не всеобщее презрение и отвращение и к тем, кто олицетворял собою зло и насилие, и к их жалким прислужникам, затопившим страну демагогией и ложью? В создании такой общественной атмосферы, конечно же, сыграли честные книги выдающегося русского писателя Александра Исаевича Солженицына, в том числе «Архипелаг ГУЛАГ». Академик Сахаров, другой протестант нашего времени и борец с советской тиранией, писал: «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости. Эта роль Солженицына ярко проявилась…в великой книге «Архипелаг ГУЛАГ», перед которой я преклоняюсь».

Нужна ли нам эта книга сейчас, в эпоху свободы слова? Думаю, очень нужна! Эпиграфом к сочинению я не случайно взяла размышления Солженицына о счастье, потому что, на мой взгляд, «Архипелаг ГУЛАГ» – это не только правда нашей жизни, это еще и философское раздумье, чем же держится жизнь человека. Оказывается, силой духа, верой в себя, умением выходить из любой ситуации – вот оплот, который помогает удержаться в океане беззакония и насилия. Человек живет, и до последнего вздоха его сопровождает Вера в конечную справедливость, Надежда на ее воплощение, необъяснимая Любовь к самой жизни. Внутренний свет всепобеждающей правды жизни является пафосом не только творчества, но и всей судьбы Писателя.

  1. Александр СОЛЖЕНИЦЫН АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ 1918–1956 ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Издательство «У-Фактория» Екатеринбург, 2006
  1. Латынина, А. Крушение идеократии: (от «Одного дня Ивана Денисовича» к «Архипелагу Гулаг») / А. Латынина // Литературное обозрение.–1990. – № 4. – С. 3 – 8.
  1. Паламарчук П. Москва или третий Рим? Издательство «Современник» – 1991 год

Сочинение по рассказу Матренин двор Солженицына рассуждение

«Матренин двор» Солженицына повествует о судьбах простых людей, о тех кто остался как бы вне рамок строящегося молодого мира. Автор ведет повествование от лица рассказчика. Рассказчик человек образованный, интеллигентный. Судьба его схожа с судьбой автора. Еще не старый, нужный для общества человек оказывается у обочины жизни. Он бесконечно устал, нет больше никаких амбиций, и в чем его вина, кто скажет?! Человек неравнодушный, любящий свою родину, вынужден скитаться по углам, и, без метафор, искать дневное пропитание. Как тяжело жить с сознанием своей неприкаянности, не имея особых надежд на будущее.

Несмотря на постигшую его участь, рассказчик рад, что вернулся на Родину, в Россию. В глухой деревне надеется он позабыть о прошлом, привыкнуть к настоящему, ведь нужно жить дальше. В деревне Тальново, в доме одинокой старухи Матрены, и поселяется бедный скиталец.

Матрена бедная одинокая женщина, к тому же она болеет. Рассказчик сообщает нам, что Матрена даже поросенка не держит, что совсем уж редкость для сельских жителей. Всего-то у нее добра, что колченогая кошка. Зато Матрена всегда готова услужить всем, каждому готова помочь. Люди бессовестно ее используют, насмехаясь над ее бесхозяйственностью.

Рассказчика приняли на работу учителем. Днем он работает, а вечерами беседует с Матреной. Судьба нового в деревне человека интересует всех, и Матрену расспрашивают о нем. Рассказчик не скрывает, что сидел в тюрьме. Прошедшая жизнь Матрены поначалу не очень интересует его. Да и чем может быть примечательна жизнь простой деревенской женщины.

Но постепенно и рассказчику и читателям становится понятным, что Матрена женщина необыкновенная. Само ее нестяжательство сродни святости. Вообще, как-то умеет Солженицын показать самую суть жизни человеческой, которая не от изобилия имений зависит. Матрена предстает перед нами женщиной сильной духом. Никто из мужчин не осмелился остановить напуганного коня, а Матрене это оказалось под силу. В то же время женщина очень трогательна в своей боязни поезда. Добивается Матрена и пенсии. Ей приходится ездить в разные инстанции, расположенные в довольно отдаленных местах. Это тоже доказывает, что Матрена волевая и выдержанная. С назначением пенсии Матрене стало легче жить, в первую очередь, морально. Ей отрадно сознавать, что о ней проявило заботу государство.

В лице этой женщины я как бы вижу всех простых женщин России, родившихся вначале двадцатого века. Сколько их ушло в вечность с израненными душами. Все они пережили столько, что не описать всем книгам мира. Они оставались без женихов и мужей, отнятых войнами, хоронили детей, много и тяжко работали. Затем, в старости вынуждены были доказывать свое право на пенсию. Трагичность судьбы Матрены не чужда им. Но не все эти женщины отличались той широтой души, которая была присуща Матрене.

Вначале автор дал произведению название «Не стоит село без праведника». Солженицын на примере простой русской женщины Матрены открывает нам пример жизни по Евангелию. Он открыто называет Матрену праведницей. Люди, подобные ей, – соль земли. В посланиях апостолов говорится: «Те, которых не был достоин весь мир, скрывались в пещерах и горах». Жизнь праведника прикровенна, она не для показа. Так, вся полнота души прекрасного человека открылась для знавших Матрену лишь после ее смерти.

2 вариант

Произведение «Матренин двор» написано А.И. Солженицыным в 1959 году. Рассказ ведется от лица автора, который после освобождения из лагеря приехал работать учителем в русскую глубинку и снимает жилье у крестьянки Матрены Васильевны.

Матрена – главное действующее лицо. Сюжет рассказа развивается вокруг нее. Образ Матрены дается в восприятии рассказчика. Живет она бедно, пенсию не получает, никто ей не помогает. Много Матрене пришлось пережить в своей жизни: потеря шестерых детей в раннем возрасте, невозвращение с войны мужа, тяжелый труд в деревне, болезнь. Была она обижена на колхоз, который оставил ее без пенсии, хотя и проработала Матрена в колхозе всю свою жизнь.

Но, несмотря ни на что, Матрена не утратила человечности, ни на кого не держит зла. Героине присущи такие черты, как доброта, трудолюбие. Рассказчик отмечает ее добрую улыбку, говоря, что лекарством от всех бед для Матрены была работа. Она всегда вызывалась помочь людям. Односельчане пользуются ее бескорыстием и добротой и сами же осуждают, что она работает на других бесплатно, не склонна накапливать добро и презирают ее сердечность и простоту. Ее не ценят и даже не пытаются понять.

И погибает Матрена, помогая другим, но при этом никого не укоряя, смиренно – вызвалась помочь мужикам перетащить через железнодорожный переезд часть своего дома, горницу, что была завещана приемной дочери Кире, и попала под поезд.

С горечью автор рассказывает, как слетелись делить ее убогое наследство сестры. Эти люди не способны понять Матрену, видеть доброту и искренность. Как не способен был понять Фаддей – человек, которого она любила и которого не дождалась с фронта, вышла замуж за другого. И он не смог с этим примириться. Вместе с Матреной погиб сын Фаддея, зятю грозит заключение, а он думает о том, как спасти горницу от огня и от сестер Матрены.

К сожалению, констатирует автор, Фаддей был в деревне такой не один. Людьми движет жадность, зависть, озлобленность, материальные ценности превозносятся над человеческой душой. Матрена отличается от остальных деятельной любовью к ближним, желанием быть нужной. С ее уходом из жизни уходит что-то очень ценное и важное.

В бескорыстии и кротости Матрены автор усматривает долю праведности. А эта праведность идет из глубины ее души – была она «в ладах с совестью своей». Сам автор только после смерти героини понял, что такие, как Матрена, – основа всей России.

Сочинение 3

Александр Исаевич Солженицын величайший писатель двадцатого столетия. Он в свое время осмелился изложить все пороки советского режима, за что был депортирован. Всю сознательную жизнь он страдал из-за того, что отчаянно хотел рассказать правду обычным людям. Остальной мир сумел по достоинству оценить его подвиг и присудил ему Нобелевскую премию по литературе.

Рассказ «Матренин двор» Солженицына является довольно известным его произведением. Любопытно, что описанные в нем события реальные, Солженицын написал рассказ в 1959 году после того, как вернулся из ссылки. Своим творением автор хотел наглядно показать читателям быт русской глубинки, русский быт во всех его красках. Кроме того, были подняты темы добра, человеческих взаимоотношений.

Солженицын старался во всех подробностях описать нелёгкую жизнь и судьбу главной героини Матрены Васильевны. Всю жизнь она помогала другим людям, причем безвозмездно. Вся деревня знала прекрасно, что если нужна помощь в хозяйстве, то можно попросить Матрену, ведь она никогда не откажет в помощи, к сожалению, многие именно, что пользовались ее безвозмездной помощью, никто по настоящему не ценил ее, как человека. Жила она довольно бедно, не смогла заработать даже на пенсию, ведь работала без документов, подтверждающих стаж работы. В любви тоже героине не везло, она из жалости вышла замуж за брата жениха, ведь на тот момент погибла их мать, ей захотелось помочь семье. Она родила много детей, но, к несчастью, никто из них не выжил, все умерли в младенчестве от болезней. В старости из богатств у Матрены Васильевны был кот и несколько горшков с фикусами.

В дальнейшем героиня трагически погибает, она попала пожалуйста колеса поезда. Самое ужасное было то, что никто не скорбил по ней, никто не плакал на похоронах, ближайшие родственники прямо на похоронах лишь обсуждали как бы поделить все то, что осталось от Матрены. Для них единственной ценностью в жизни были лишь материальные блага.

Главная проблема рассказа заключается в том, что окружающие люди полны непонимания, они черствые и хладнокровные. Им совершенно нет дела до бед Матрены. Она каждый день борется с собой, со своими ошибками прошлого. Героиня каждый день ощущала душевную боль от ошибок юности, далее пришла и физическая боль, ведь она начала часто болеть из-за плохого питания, но поговорить ей было не с кем, всем лишь нужна была от нее безвозмездная помощь.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье

Кошки – удивительные животные. Иногда они бывают ласковыми и нежными, а порой дикими и агрессивными. У каждой кошки характер формируется уже с раннего детства.

На протяжении всего романа «Герой нашего времени» можно встретить удивительно точные и поэтичные пейзажные зарисовки. Образ природы в произведении помогает автору не только создать необходимую атмосферу, но и раскрыть характеры персонажей.

История очень важна в жизни каждого человека. Она обогащает и духовную, и моральную сторону жизни. В историческом прошлом родной страны и города можно найти много интересного и познавательного

Тыбурций и судья – два персонажа одного и того же произведения, в котором они предстают перед читателем как некие образы людей, которые готовы практически на всё ради людей которых они любят

«Размышление над произведениями А. И. Солженицына»

Творческий путь Александра Солженицына чрезвычайно сложный. Его фамилия возникла в конце 60-х, во время хрущевской «оттепели», вспыхнуло, испугав сторонников «негласности» времен «застоя», и исчезла на долгие годы. Солженицын состоялся как писатель, когда ему было больше сорока: в 1962 году в «Новом мире» была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича». Его восхождение проходило очень трудно. Повесть вызвало большое количество критики. Его даже обвиняли в очернительстве советской власти и распространении антигероя. И только с помощью немаловажного мнения А.Т.Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир», повесть напечатали, таким образом, она заняла надлежащую ей нишу в литературе тех времен. “Жизненный материл, положенный в основу повести А. Солженицына, – писал А. Твардовский, – необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени, хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено, – в правдивом и мужественном постижении до конца его последствий”.

Солженицын описал в повести один день из лагерной жизни «заключенного» Ивана Денисовича Шухова, причем, по его словам, это сравнительно удачный день. Жизнь «заключенного» писатель описывает не как зритель, а изнутри, подробно показывая мелочи быта людей, что живут за колючей проволокой. Автор точно указывает дату событий – январь 1951 года.

Кем же был Иван Денисович? До военных лет он жил в деревне Телпенево, работал в колхозе, кормил жену и детей. Он был ранен в годы Великой Отечественной Войны, а когда возвращался из Медсанбата в часть, он попадает в плен. Ему удалось бежать, из последних сил он добирается до своих, но его обвиняют в предательстве, говорят, что он помогал вражеской разведке. “Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание”.

* “В самом же деле знал Шухов, что если не подпишет – расстреляют, и хотя можно представить себе, что он в те минуты пережил, как внутри горевал, удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удивляться, не хватило бы никаких сил человеческих… Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно, противоестественно. Шухов выбрал жизнь – хоть лагерную, скудную, мучительную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, любой ценой выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к себе”.

Тем ни менее, он никогда и ни при каких условиях не изменил своему характеру, как и прежде он оставался трудолюбивым, совестливым. Но не только Иван Денисович пострадал. Так же как и он были несправедливо осуждены и брошены за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Их попытки добиться справедливости были тщетны. Многие стали понимать, что это не просто ошибка, а хорошо работающая система репрессий. Не удивительно, что у многих возникал вопрос: кто же виноват в этом?

* ? “У иного мелькала дерзкая догадка о “батьке усатом”, другой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли и не находил ответа. Не в том ли и была для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их несчастья ответа не было”.

Таким образом, в трагедии одной судьбы отразилась трагедия целого народа. Поэт призывал людей не забывать, тех, кто был замучен в лагерях, и осудить тех, кто был виновен в этом. В повести «Один день Ивана Денисовича» рассказывается о верности жизненной правде, о глубокой человечности, о достоинстве и духовных силах человека.

Сочинение размышление над романом Солженицына “Архипелаг Гулаг”

Солженицын у некоторых из нас перекликается с наименованием творения, открывшего истину о происшествиях, происходящих в нашей стране в период правления грандиозного деспота. Деспота, который увековечил всю свою сущность в шестидесяти шести миллионах истерзанных и убитых и навечно остался самым таинственным и безжалостным субъектом, когда-нибудь находившейся у власти на Руси. “Архипелаг ГУЛАГ” – творение не просто о темницах и лагерях, это сложный разбор эпохи в истории державы Российской, которая позже стала называться “эпоха

Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын – замечательный русский писатель, воевал, с 1943 – 1945 год командовал батареей, а затем был осужден за ведение дневников, что в действующей армии было запрещено. В 1962.

Система образов повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына В центре изображения простой человек, ни­чем не примечательный зэк Иван Денисович Шухов. Крестьянин и фронтовик, Шухов оказался “государственным преступником” и “шпионом” и попал в один из сталинских лагерей. Он ушел.

Проблема нравственного выбора в романе А И Солженицына “В круге первом” Творчество А. И. Солженицына – это целая эпоха. Его произведения – это документальные свидетельства трагических фактов советского времени. Он писал о том, о – чем боялись писать многие в тот.

Характерисика образа Шухова Ивана Денисовича Иван Денисович Шухов – заключенный. Прообразом главного героя послужил солдат Шухов, воевавший с автором в Великую Отечественную войну, однако никогда не сидевший. Лагерный опыт самого автора и других узников послужил.

Неведомый прежде Архипелаг Времена не выбирают, В них живут и умирают. А. Кушнер Двадцатый век закончился. Наверное, это было самое стремительное и неповторимое столетие за всю историю человечества. Какие только события не заставляли.

Повесть “Матренин двор” соединяет в себе признаки очерка и сказа Примером подобных очерков можно считать “Записки охот­ника” И. С. Тургенева: мы знаем, что герои произведений не вы­мышлены, что они реально жили и были участниками описанных событий. Очерк анализирует, главным образом.

Страницы книги А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” Я думаю, верховному прокурору было трудно приноровить­ся, и его еще не исхудавший зад торчал во славу совет­ской юстиции”. Во втором томе тоже две части: 3-я “Истребительно – трудовые” и 4-я.

Сочинение по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать.

Не стоит село без праведника Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров.

“Настоящий писатель – то же, что древний пророк”. А. П. Чехов Памятник запытанным на следствии, растрелянным в подвалах, умерщвленным на этапах и в лагерях – создан. Л. Чуковская Общеизвестна истина: каждая эпоха творит своего героя, наиболее полно воплотившего ее проблемы, противоречия.

Характеристика образа Руськи (Ростислав Вадимович Доронин) Руська (Ростислав Вадимович Доронин) – самый молодой зэк на шарашке. Красавец с пышной шевелюрой и веселым, плутоватым, располагающим лицом. Попал на Лубянку, едва поступив в Московский университет, по подозрению в.

Тема свободы в произведениях Солженицына В 1960-е годы получили распространение “Крохотки” Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию “Мы еще повоюем!” Солженицын писал: “Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно.

Образ рассказчика в рассказе Солженицына “Матренин двор” А. И. Солженицын – свидетель многих трагиче­ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Герои “Ракового корпуса” А. И. Солженицына В “Раковом корпусе” на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально – психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как.

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “Вся суть в одном-единственном завете.” Многообразие, глубина и конкретность поэтического отклика не действительность сделали творческое наследие Твардовского своеобразной энциклопедией народной жизни и времени в котором он творил. Вобрав в себя опыт всей предшествующей русской литературы.

Рецензия на рассказ А. Солженицына “На изломах” Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судь-бы живущих в ней. Век революций, войн, изломов, катаклизмов, так по праву может быть.

Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи (по повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына) В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе.

Образ главного героя в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал. А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Главным героем повести “Один день Ивана Денисови­ча” А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного.

Художественный мир Солженицына Солженицын несколько раз высказывал недоверие к романному жанру с его обширной системой персонажей, разветвленной сюжетной структурой, значительной временной протяженностью. Он говорил, что в его прозе должно быть тесно, имея в.

Суровая правда в рассказе “Матренин двор” Редактор журнала “Новый мир” А. Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа “Матренин двор” с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына.

Сейчас вы читаете: Сочинение размышление над романом Солженицына “Архипелаг Гулаг”

Размышление над произведениями А. И. Солженицына

Творческий путь Александра Солженицына чрезвычайно сложный. Его фамилия возникла в конце 60-х, во время хрущевской «оттепели», вспыхнуло, испугав сторонников «негласности» времен «застоя», и исчезла на долгие годы. Солженицын состоялся как писатель, когда ему было больше сорока: в 1962 году в «Новом мире» была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича». Его восхождение проходило очень трудно. Повесть вызвало большое количество критики. Его даже обвиняли в очернительстве советской власти и распространении антигероя. И только с помощью немаловажного мнения А.Т.Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир», повесть напечатали, таким образом, она заняла надлежащую ей нишу в литературе тех времен. “Жизненный материл, положенный в основу повести А. Солженицына, – писал А. Твардовский, – необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени, хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено, – в правдивом и мужественном постижении до конца его последствий”.

Солженицын описал в повести один день из лагерной жизни «заключенного» Ивана Денисовича Шухова, причем, по его словам, это сравнительно удачный день. Жизнь «заключенного» писатель описывает не как зритель, а изнутри, подробно показывая мелочи быта людей, что живут за колючей проволокой. Автор точно указывает дату событий – январь 1951 года.

Кем же был Иван Денисович? До военных лет он жил в деревне Телпенево, работал в колхозе, кормил жену и детей. Он был ранен в годы Великой Отечественной Войны, а когда возвращался из Медсанбата в часть, он попадает в плен. Ему удалось бежать, из последних сил он добирается до своих, но его обвиняют в предательстве, говорят, что он помогал вражеской разведке. “Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание”.

* “В самом же деле знал Шухов, что если не подпишет – расстреляют, и хотя можно представить себе, что он в те минуты пережил, как внутри горевал, удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удивляться, не хватило бы никаких сил человеческих… Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно, противоестественно. Шухов выбрал жизнь – хоть лагерную, скудную, мучительную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, любой ценой выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к себе”.

Тем ни менее, он никогда и ни при каких условиях не изменил своему характеру, как и прежде он оставался трудолюбивым, совестливым. Но не только Иван Денисович пострадал. Так же как и он были несправедливо осуждены и брошены за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Их попытки добиться справедливости были тщетны. Многие стали понимать, что это не просто ошибка, а хорошо работающая система репрессий. Не удивительно, что у многих возникал вопрос: кто же виноват в этом?

* ? “У иного мелькала дерзкая догадка о “батьке усатом”, другой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли и не находил ответа. Не в том ли и была для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их несчастья ответа не было”.

Таким образом, в трагедии одной судьбы отразилась трагедия целого народа. Поэт призывал людей не забывать, тех, кто был замучен в лагерях, и осудить тех, кто был виновен в этом. В повести «Один день Ивана Денисовича» рассказывается о верности жизненной правде, о глубокой человечности, о достоинстве и духовных силах человека.

Читайте также:  Национальный характер в произведениях А. Солженицына: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×