Великий трагический поэт-драматург Софокл: сочинение

Театроведение. Древнегреческий драматург Софокл

Софокл родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье.

Его отец имел оружейную мастерскую, которая давала большие доходы.

Уже в юном возрасте Софокл проявил свою творческую одаренность.

В 16 лет он руководил хором юношей, которые прославляли победу греков в сражении при Саламине.

Поначалу Софокл сам принимал участие в постановках своих трагедий в качестве актера, но затем из-за слабости голоса ему пришлось отказаться от выступлений, хотя он и пользовался большим успехом.

В 468 году до н. э. Софокл одержал свою первую заочную победу над Эсхилом, которая заключалась в том, что пьеса Софокла была признана лучшей.

В дальнейшей драматургической деятельности Софоклу неизменно везло: он за всю жизнь ни разу не получил третьей награды, а практически всегда занимал первые места (и только изредка вторые).

Драматург активно участвовал в государственной деятельности. В 443 году до н. э. греки избрали знаменитого поэта на должность казначея Делосского союза.

Позднее он был избран на еще более высокую должность – стратега.

В этом качестве он вместе с Периклом принимал участие в военном походе против острова Самос, который отделился от Афин.

Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес.

По сравнению с Эсхилом Софокл несколько поменял содержание своих трагедий.

Если у первого в пьесах действуют титаны, то второй ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.

Человек со своим духовным миром, разумом, переживаниями и свободной волей стал главным действующим лицом в трагедиях.

Конечно, в пьесах Софокла герои ощущают воздействие на свою судьбу Божественного провидения.

Боги у него такие же могущественные, как и у Эсхила, они тоже могут низвергнуть человека вниз.

Но герои Софокла обычно не полагаются безропотно на волю судьбы, а ведут борьбу за осуществление своих целей.

Эта борьба иногда заканчивается страданиями и гибелью героя, но отказаться от нее он не может, так как в этом он видит свой нравственный и гражданский долг перед обществом.

В это время во главе афинской демократии был Перикл. При его правлении рабовладельческая Греция достигла огромного внутреннего расцвета.

Афины стали крупным культурным центром, в который стремились писатели, художники, скульпторы и философы всей Греции.

Перикл начал застройку Акрополя, но закончена она была только после его смерти.

К этой работе были привлечены выдающиеся архитекторы того периода. Все скульптуры были выполнены Фидием и его учениками.

Помимо этого, бурное развитие наступило в сфере естественных наук и философских учений.

Возникла потребность в общем и специальном образовании.

В Афинах появились учителя, которых называли софистами, т. е. мудрецами.

За плату они обучали желающих разным наукам – философии, риторике, истории, литературе, политике – учили искусству выступать перед народом.

Некоторые софисты были сторонниками рабовладельческой демократии, другие – аристократии.

Самым знаменитым среди софистов того времени был Протагор.

Это ему принадлежит высказывание, что не бог, а человек является мерой всех вещей.

Такие противоречия в столкновении гуманистических и демократических идеалов с эгоистичными и корыстными побуждениями были отражены и в творчестве Софокла, который не мог принять утверждения Протагора, потому что был очень религиозен.

В своих произведениях он не раз говорил о том, что человеческие знания очень ограниченны, что по неведению человек может совершить ту или иную ошибку и быть за это наказанным, т. е. претерпеть муки.

Но ведь именно в страданиях выявляются лучшие человеческие качества, которые Софокл описал в своих пьесах. Даже в тех случаях, когда герой погибает под ударами судьбы, в трагедиях чувствуется оптимистическое настроение.

Как говорил Софокл, «судьба могла лишить героя счастья и жизни, но не унизить его духа, могла сразить его, но не победить».

Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие.

На сцене теперь было три персонажа, которые могли вести диалоги и монологи, а также выступать одновременно.

Поскольку драматург отдавал предпочтение переживаниям отдельной личности, то он не писал трилогий, в которых, как правило, прослеживалась судьба целого рода.

На состязания выставлялось по три трагедии, но уже теперь каждая из них была самостоятельным произведением.

При Софокле также были введены расписные декорации.

Самыми известными трагедиями драматурга из фиванского цикла считаются «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона».

В основе сюжета всех этих произведений лежит миф о фиванском царе Эдипе и о многочисленных несчастьях, обрушившихся на его род.

Софокл старался во всех своих трагедиях вывести героев с сильным характером и несгибаемой волей.
Но в то же время этим людям были присущи доброта и сострадание.
Такой была, в частности, Антигона.

Трагедии Софокла ярко показывают, что рок может подчинить себе жизнь человека.

В этом случае герой становится игрушкой в руках высших сил, которые у древних греков олицетворялись с Мойрой, стоящей даже над богами.

Эти произведения стали художественным отображением гражданских и нравственных идеалов рабовладельческой демократии.

В числе этих идеалов были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, патриотизм, служение Родине, благородство чувств и побуждений, а также доброта и простота.

ПРОБЛЕМАТИКА ТРАГЕДИЙ СОФОКЛА

Второй великий трагический поэт Афин V в. — Софокл (родился около 496 г., умер в 406 г.).

Срединное место, которое Софокл занимал в трехзвездии аттических трагиков, отмечено старинным рассказом, сопоставляющим трех поэтов путем соотнесения их биографии с Саламинской битвой (480г.): сорокапятилетний Эсхил принимал личное участие в решительном бою с персами, утвердившем морское могущество Афин, Софокл праздновал эту победу в хоре мальчиков, а Эврипид в этом году родился. Возрастное соотношение отражает соотношение эпох. Если Эсхил — поэт времени зарождения афинской демократии, то Эврипид — поэт ее кризиса, а Софокл продолжал оставаться поэтом расцвета Афин, «века Перикла».

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам

Его произведения пользовались исключительным успехом: он 24 раза получил на состязаниях первый приз и ни разу не оказывался на последнем месте. Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. герои Софокла по большей части действуют вполне самостоятельно и сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Богов Софокл редко выводит на сцену, «наследственное проклятие» не играет уже той роли, которая приписывалась ему у Эсхила.

Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику.

Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Характерным образцом драматургии Софокла может служить его трагедия «Антигона» (около 442 г.). Вопрос был актуальным: защитники полисных традиций считали «неписаные законы» «богоустановленными» и нерушимыми в противоположность изменчивым законам людей. Консервативная в религиозных вопросах афинская демократия также требовала уважения к «неписаным законам».

Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.

Как разрешается конфликт между Антигоной и Креонтом? Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. С наибольшей яркостью эта проблема разработана в трагедии «Царь Эдип. его интерес сосредоточен на личной судьбе Эдипа.

Ни одно произведение античной драматургии не оставило столь значительных следов в истории европейской драмы, как «Царь Эдип». «Неогуманизм» XVIII — XIX вв. видел в нем образцовую античную трагедию и противополагал ее, как «трагедию рока», шекспировской «трагедии характеров». В связи с этим создалось распространенное представление, будто античная трагедия вообще является «трагедией рока». Это — большое преувеличение: в аттической трагедии проблема «рока» разрабатывается сравнительно редко. Но и в самом «Царе Эдипе», где эта проблема безусловно затронута, она отнюдь не выдвинута на первый план. Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости.

нтересно, что Софокл уделяет большое внимание женским образам. Женщина является у него, наравне с мужчиной, представительницей благородной .человечности.

Трагедии Софокла отличаются четкостью драматической композиции. Они обычно начинаются с экспозиционных сцен, в которых разъясняется исходное положение и вырабатывается некий план; .поведения героев. В процессе выполнения этого плана, наталкивающегося на различные препятствия, драматическое действие то нарастает, то замедляется, пока не достигает переломного момента, вслед, за которым, после небольшого замедления, наступает катастрофа, стремительно приводящая к окончательной развязке. В закономерном ходе событий, строго мотивированном и вытекающем из характера действующих лиц, Софокл усматривает скрытое действие божественных сил, управляющих миром.

Хор играет у Софокла только подсобную роль. Его песни являются как бы лирическим сопровождением к действию драмы, в которой он сам уже не принимает значительного участия.

В мировую литературу он вошел как создатель ряда монументальных образов

Эсхил и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. В этой трагедии изображались преимущественно столкновения по существенным вопросам социальной жизни и человеческого поведения. Конфликт между отцовским и материнским правом, государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом, противопоставление прямодушия и хитрости, страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениями человека и объективным смыслом его поступков — таков круг тем, охваченных наиболее яркими трагедиями Эсхила и Софокла.

Софокл были убеждены в том, что мир управляется разумными божественными силами, на фоне действия которых трагическое страдание приобретает нравственный смысл. Божества принимали явное или скрытое участие в ходе драмы.

Вопрос № 16. Нравственная и соц-политическая проблематика трагедии Софокла «Антигона». Герои «Антигоны» — люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта — следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам СофоклаСофокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии “Антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис – “человек – мера всех вещей”). Ошибка Креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон , т.е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами

Вопрос № 17. Образы и композиция трагедии Софокла «Царь Эдип». В трагедии “Эдип-царь” разворачивается подлинно человеческая драма, насыщенная психологическими и общественно-политическими конфликтами. В сравнении с другими произведениями Софокла в “Эдипе-царе” проблеме знания уделено несравнимо больше внимания. ”. Софокл противопоставляет ограниченности человеческого знания божественное всеведение. Согласно представлениям Софокла, власть богов не определяется человеческой мерой. Именно борьбе с богами отдает Эдип свою огромную волю и безмерный ум. Многие исследователи рассматривают “Эдипа-царя” как трагедию рока, в которой непреодолимая сила судьбы губит ни в чем В образах богов, противостоящих Эдипу, драматург отразил все то, что не находило объяснения в окружающем мире, а законы этого мира были еще не познаны. Признавая божественное предопределение, против которого человек бессилен, Софокл показывает человека, стремящегося избежать предначертанного. В судьбе его героя происходит самый страшный и неожиданный поворот: человек, пользовавшийся всеобщим уважением, знаменитый своей мудростью и подвигами, оказывается ужасным преступником, источником несчастий для своего города и народа. В то же время Софокл не оправдывает Эдипа неведением или невольным характером его преступлений.Важно здесь отметить первостепенную роль мотива нравственной ответственности, который отодвигает на задний план тему рока, заимствованную поэтом из древнего мифа. Софокл подчеркивает, что Эдип не жертва, пассивно ожидающая и принимающая удары судьбы. Это энергичный и деятельный человек, который борется во имя разума и справедливости. Он выходит победителем в этой борьбе, сам назначая себе кару, сам осуществляя наказание и преодолевая тем самым свои страдания.Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Это аналитическая драма, т.к. все действие построено на анализе событий, связанных с прошлым героя и имеющих непосредственное отношение к его настоящему и будущему.

КНИГА СТР. 122-133

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Софокл

Краткие содержания

(496-406)

Софокл – один из самых известных греческих драматургов и трагиков. Он родился в феврале 485 года до нашей эры, в предместье Колон. В городе, где родился великий драматург, издревле находились храмы и святилища богов – Посейдона, Афины, Деметры – матери земли, героя Прометея. Свой город поэт воспел в творении «Эдип в Колоне».

Семья Софокла была обеспеченной, поэтому он смог получить достойное образование.

После того, как в 480 году до н.э. прогремела саламинская битва, Софокл участвовал в народном празднике и руководил хором. Поэта два раза избирали военачальником, а также он занимал пост руководителя казны. Афиняне были впечатлены его трагедией «Антигона» и выбрали его вновь военачальником в 440 г. до н.э., во время Самосской войны. Постановка трагедии, таким образом, состоялась в 441 году до нашей эры.

Биография Софокла рассказывает о том, что составлением трагедий для театра он, в основном, занимался в городе Афины. В 469 году до н.э. он составил свою первую тетралогию, которая и принесла ему заслуженную победу над Эсхилом, а также дала ему возможность победить других трагиков на сцене. Аристофан Византийский упоминал, что перу Софокла принадлежат 123 трагедии.

У великого драматурга был веселый и общительный характер, он не чуждался радостей жизни, как он нем рассказывает Кефал из «Государства» Платона. Софокл лично знал великого историка Геродота.

Софокл прожил 90 лет и умер в 405 г. до н. э. в Афинах. Афиняне соорудили поэту жертвенник и ежегодно приносили ему дары, как своему герою. А сын Софокла, Иофон, также стал известным трагиком.

Влияние Софокла на постановку действия

Софокл внес не только значительные изменения в саму трагедию, но и изменил манеру постановки пьес. Им было увеличено число артистов – до трех человек, а также он увеличил хор от 12 до 15 человек. Кроме того, он уделял внимание бутафории спектакля, костюмам, маскам, декорациям, также внес в театр тетралогию, хотя никто толком не знает, как именно. Он первым начал использовать в театре расписанные декорации. У всех перемен была одна цель – усилить эффект движения для зрителей, создать мистерию, усилить впечатления от просмотра спектакля.

Софокл сумел сохранить в трагедии некий вид священнослужения богу Дионису, что и представляли собой первые трагедии, однако он добавил много для очеловечивания всех своих персонажей, что мало удавалось Эсхилу. Поэт стал первым глубоко анализировать души и переживания своих персонажей, очеловечил богов и героев, а также дал зрителям увидеть больше, чем просто внешняя оболочка и простые житейские драмы персонажей пьес. Поэт мастерски передавал внутренний мир полубогов с помощью персонажей простых людей. Отец трагедии Эсхил первым начал обращаться подобным образом с материалами греческих легенд: все помнят его образы Прометея и Ореста; А Софокл смог зайти гораздо дальше, взяв за основу идеи предшественника.

Драматургия Софокла, ее черты и особенности

В произведениях Софокла герои часто сталкиваются и спорят по поводу своих жизненных принципов или противопоставляют друг другу людей с одинаковыми взглядами; но характеры героев должны быть обязательно разные, чтобы подчеркнуть силу одного персонажа и слабохарактерность другого. Софокл часто любил играть эмоциями своих героев, показывал самый пик эмоций героев, которые постепенно переходят в настроение упадка, лишения сил и всяческих эмоций. Подобные переломы характера мы наблюдаем у Эдипа в трагедии «Царь Эдип»; у Креонта, которому сообщили о гибели его семьи; а также у Аякса, который пришел в сознание в трагедии «Аякс». У Софокла диалоги в трагедии отличаются своим мастерством, действия динамизмом и оригинальностью, а драматические узлы порой сложно, но интересно распутывать.

Во всех трагедиях зрителей привлекает не сама сюжетная линия, а переживания героев, которые составляют самую сильную эмоциональную часть любой трагедии. Основное содержание трагедии «Царь Эдип» – это сам момент обнаружения героем своих преступлений, которые он совершил еще до начала основных действий.

Всего до нашего времени дошли семь трагедий великого Софокла, три из которых вошли в его фиванский цикл: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна из цикла о Геракле- «Деянира», и три трагедии троянского цикла: «Эант» – ранняя трагедия автора, а также знаменитые «Электра» и «Филоктет». А также еще 1000 фрагментов трагедий сохранились у различных писателей и современников великого трагика. Кроме основных трагедий Софокл писал также элегии, пеаны, а также рассуждал о хоре в прозе.

Взгляды на этику и религию в трагедиях Софокла мало чем отличаются от взглядов Эсхила; особенность трагедий Софокла – это спиритуализм, которого никогда не было ранее, и противоречили взглядам древнегреческих теологов, творцов теогонии и поэтов.

Мы можем узнать о биографии великого трагика в основном благодаря описаниям его жизни, которые часто помещались перед текстами его трагедий. Самый важный список трагедий Софокла хранится во Флоренции в лаврентийской библиотеке, и относится к 10, либо 11 веку; все другие списки, которые содеражатся в других библиотеках – это лишь копии из основного.

Великий трагический поэт-драматург Софокл: сочинение

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Часть I. Античная литература. Греция и Рим

Прежде, чем мы начнём говорить о самой античной литературе, мы должны с вами разобраться с такой проблемой, как миф. Миф в переводе с греческого означает слово или рассказ. Если так, то миф является одной из существеннейших сторон человеческой природы. Можно сказать, что мы отличаемся от животных именно тем, что обладаем очень сложным языком. Мы общаемся друг с другом не с помощью звуков, а с помощью слов. Эти слова складываются в предложения, предложения – в большие, сложные тексты, которые потом человечество начинает записывать, тем самым создавая память, без которой просто нет самого понятия цивилизации.

Дело в том, что проблемой мифа наука занимается серьёзно уже на протяжении последних ста лет. Даже появилась такая дисциплина – «Мифология», предметом изучения которой стал именно миф. В эпоху позитивизма миф воспринимался так, как это было отражено в знаменитой работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В этой работе классик марксизма утверждает, что миф умер и был полностью заменён пришедшей ему на смену наукой. Мол, миф – это результат отсутствия достоверных научных знаний, когда человек пытался объяснить непонятные ему явления психической жизни, жизни общественной и явлений природы заодно через механизм так называемого олицетворения, то есть очеловечивания. По этой причине Зевс будет зваться громовержцем, Нептун, его брат, будет отвечать за океан и моря, а также за землетрясения, Афродита и Эрос за соответствующие чувства, а бог войны Арес вместе с богиней Победы Никой примет непосредственное участие во всех военных конфликтах. Есть такие боги, как Морфей, который ответственен за сон человека. Богиня Обида, дочь самого громовержца, будет ослеплять людей гневом, а богиня раздора станет причиной знаменитой Троянской войны. Даже Гнев не совсем будет принадлежать человеку. Это будет, скорее, некий демон, вселяющийся в тело героя. Именно такой демон гнева и станет своеобразной завязкой поэмы Гомера «Илиада». Но позитивистский подход к мифу в XX веке отошёл на второй план. В связи с развитием науки антропологии, в связи с появлением психоанализа и учения Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, о шести архетипах, напрямую связанных с мировой мифологией, а также в связи с общим европейским кризисом рациональности и постмодернистской концепцией деконструктивизма и прочее миф стал восприниматься как особое явление культуры, явление, которое не исчезло с развитием науки, а, наоборот, стало приобретать новые и, порой, самые неожиданные формы.

Антропология Леви Стросса оправдала древний мир, показав, как он может по-прежнему уживаться с современным научным мышлением. Работа Ролана Барта «Мифологии» смогла связать древние мифы с современными СМИ и даже рекламой.

Знаменитая книга А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» показала, что синоним сказки, выдумки, лжи никак не подходит к этому непростому и противоречивому явлению. А если учесть философию языка Витгенштейна, то станет ясно, что языковая природа мифа (напомним, что в переводе с греческого миф означает слово или рассказ) приобретает особую философскую актуальность.

Современные западные историки науки неожиданно открыли для себя, что даже так называемая ньютоно-кортезианская парадигма является ничем иным, как интерпретацией древних мифов и напрямую связана с так называемыми герметическими знаниями, инициированными богом Гермесом Трисмегистом, покровителем алхимиков.

До этого казалось, что у мифа нет никакой логики, что он подчёркнуто алогичен. Отечественный исследователь мифологии Голосовкер доказал, что эта логика есть и что она функционирует путем противопоставления двух взаимоисключающих начал. И, наконец, проблема мифа и символа показала учёным, что символы напрямую связаны с древними фантастическими сказаниями. Это оказалось особенно актуальным в связи с семиотикой, современной областью познания мира с помощью дешифровки различных знаковых систем, а знак и символ, как известно, явления очень близкие.

Иными словами, именно миф и новый подход к этой проблеме становятся очень важными животрепещущими проблемами во всей культуре XX века. Да и в XXI веке мы ещё продолжаем жить по схожей парадигме, в которой миф играет огромную роль. И в ближайшей перспективе актуальность этой проблемы никуда не исчезнет. Именно мифологи разных направлений пришли к выводу, что существует неразрывная связь между самой природой человека и мифом.

Эта неиссякаемая актуальность мифа и позволяет нам увидеть и почувствовать всю важность древних сказаний тех же греков и римлян, это и делает изучение античной литературы необходимым. По большому счёту мы никуда от них не ушли и многое нас продолжает объединять, как это не покажется странным.

В мифе действительно очень много сказочного, и эта сказочность сразу заметна. Обыватель ведётся, что ли, на эту сказочность. Но здесь надо учитывать то, что А.Ф. Лосев назвал диалектикой мифа. Напомню, суть диалектики заключается в снятии противоречия между двумя взаимоисключающими понятиями, в результате чего устанавливается, по Гегелю, некое «единство и борьба противоположностей». Это единство достигается механизмом «перехода количества в качество», а затем «отрицанием отрицания», то есть когда и снимается само видимое противоречие и устанавливается некоторое внутреннее единство. Так и в диалектике мифа между сказкой и выдумкой, которые сразу бросаются в глаза при первом знакомстве с мифом, и правдой, истиной, оказывается, противоречие может быть «снято». То есть в результате этой самой диалектики миф вполне может быть правдивым, истинным.

Приведём конкретный пример из истории. Известный археолог-любитель Генрих Шлиман с детства был увлечён сказаниями о Трое. До Шлимана было принято считать, что это плод коллективного воображения древних эллинов. Но вот, проведя необходимые изыскания, Шлиман пришёл к выводу, что Троя действительно существовала и находилась в центральной Азии в районе города Гиссарлык. Начались раскопки, которые поначалу больше походили на авантюру, но через некоторое время Троя буквально всплыла на поверхность подобно затонувшей Атлантиде, и это открытие перевернуло все прежние представления о знаменитой поэме Гомера, с которой, практически, и начинается вся история литературы Западной Европы.

Нечто подобное произошло и с открытием мифологического лабиринта Минотавра на острове Крит во дворце царя Миноса. Это открытие совершил английский археолог-любитель Эванс.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей и купец Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману (из писем обнаружившего их Миноса Калокериноса). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями и скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ этим планам не было суждено осуществиться.

Систематические раскопки территории были начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Хочу отметить, что именно Артур Эванс открыл существование целой минойской цивилизации, которая необычайным образом повлияла на всю цивилизацию древних греков.

Я привёл эти факты только лишь для того, чтобы было яснее утверждение о диалектической природе мифа. Сказка – бесспорно, фантастика, само собой, но это нисколько не умоляет и присутствие истины. В мифе может быть зафиксирована историческая память. Например, всем вам хорошо известно ещё со школьной скамьи сказание о таком греческом герое, как Тесей, который отправился на бой с Минотавром. Минотавр (др. – греч. Μῑνώταυρος, бык Миноса) – критское чудовище, человек с головой быка, живший в Лабиринте и убитый Тесеем.

Софокл

Биография

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл – древнегреческий трагик, чьи произведения сохранились до современных времен: драматург написал более 120 пьес, но только 7 из них в полном объеме доступны современному читателю. На протяжении 50 лет он считался лучшим поэтом Афин: проиграл в 6 из 30 драматических соревнований, при этом не опускаясь ниже 2-го места. Значение творчества трагика не уменьшается по сей день.

Судьба

Софокл родился около 496 года до н. э. в Колоне, районе Афин, в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла. Отец всесторонне развивал сына, но особенно плодотворно у мальчика складывались отношения с искусством. В детстве Софокл изучал музыку, а после победы греков над персами в Саламинской битве 480 года до н. э. возглавил юношеский хор, воспевающий героизм воинов.

Бюст Софокла

Биография поэта связана не только с драматургией, но и с общественно-политической жизнью. Предположительно, в 443-442 годах до н. э. Софокл состоял в коллегии казначеев Афинского союза, а в 440 году до н. э. избран стратегом Самосской войны. В преклонном возрасте грека включили в число пробулов, то есть советников, которые помогали Афинам восстановиться после провальной Сицилийской экспедиции в рамках Пелопоннесской войны.

В труде «Пир мудрецов» Афиней писал, что Софокл испытывал тягу к мужчинам:

«Софокл любил мальчиков так же, как Еврипид любил женщин».

Опровергнуть или подтвердить этот интересный факт из личной жизни трагика невозможно, но доподлинно известно, что у Софокла была жена — Никострата. Из двух детей в законном браке родился лишь один, Иофонт. Второй сын, Аристон, появился на свет от гетеры Феориды Сикионской. Иофонт пошел по стопам отца и стал драматургом.

Прожив 90 лет, Софокл скончался в 406 году до н. э. Существуют 3 версии произошедшей трагедии. Согласно историкам Истру и Неанфу, драматург поперхнулся виноградом. По рассказам писателя Сатира, во время чтения «Антигоны» перед публикой Софокл не рассчитал запаса легких и задохнулся на длинной фразе.

Портрет Софокла

Третья версия предполагает, что причиной смерти стала очередная победа на литературных состязаниях — поэт, возрадовавшись, скончался от сердечного приступа.

Софокла погребли у дороги, которая вела из Афин к городу Декелея. На надгробии написана цитата:

«В этой могиле, в священной обители, прячу останки Трагика, взявшего верх в славном искусстве своем».

Драматургия и театр

Эсхил являлся для Софокла примером для подражания, но более зрелый драматург (Эсхил на 29 лет старше) использовал приемы юного дарования в произведениях. Например, Софокл первый добавил в постановку третьего актера, уменьшив роль хора, затем к тому же прибег Эсхил. Грек изменил количество хоревтов — с 15 на 12 человек, а также исключил автора пьесы из числа выступающих (преимущественно из-за слабости собственных голосовых связок). Благодаря этим нововведениям театр Афин возродился.

Театр Диониса в Афинах

Творчество трагика за считанные годы распространилось за пределы Афин. Иностранные правители часто просили грека выступить для них, но в отличие от Эсхила, умершего в Сицилии, или Еврипида, посещавшего Македонию, Софокл не принял ни одного приглашения. Ему нравилось писать для соотечественников, а те в свою очередь поощряли Софокла аплодисментами и голосами на литературных состязаниях.

Из 30 соревнований драматург выиграл на 18 фестивалях в честь бога Диониса и на 6 праздниках Ленеи. Первая значимая победа состоялась в 469 году до н. э., когда Софокл, представив на суд народа тетралогию (не сохранилась), превзошел Эсхила.

Статуэтка, изображающая Софокла

По подсчетам Аристофана Византийского, Софокл написал 123 произведения, 7 из которых в полном объеме дошли до нашего времени: «Трахинянки», «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне», «Следопыты». Самой известной пьесой считается «Царь Эдип» (429-426 годы до н.э.), которую Аристотель в «Поэтике» назвал идеалом трагического произведения.

В центре сюжета – Эдип, чей отец, царь Лай, испугавшись предсказания, что сын станет его убийцей и женится на своей матери Иокасте, решил избавиться от ребенка. Человек, которому было поручено убить мальчика, смилостивился над беззащитным существом и отдал на воспитание пастуху. Затем Эдипа усыновил царь Полиб.

Иллюстрация к пьесе «Царь Эдип»

Повзрослев, сын Лая узнал о пророчестве и покинул отчий дом, но в дороге наткнулся на колесницу. В драке молодой человек убил старика и троих спутников. Стариком оказался Лай. Далее, став царем Фив, Эдип женился на Иокасте, воплотив в жизнь вторую часть пророчества.

Десятилетие спустя на город обрушилась страшная болезнь. Пытаясь разобраться в причинах напасти, жители обращаются к оракулу, и тот сообщает, что лекарство – в изгнании убийцы царя Лая. Так Эдипу открывается страшная тайна совершенного преступления. Не в силах справиться с горем, Иокаста заканчивает жизнь самоубийством, а Эдип, считая, что недостоин смерти, обрекает себя на слепоту, выкалывая глаза.

Греческий актер в роли Эдипа

Пьеса «Царь Эдип» открывала так называемый фиванский цикл. На Дионисии этот сборник занял 2-е место, уступив произведению, написанному племянником Эсхила – Филоклетом. Тем не менее, британский филолог Ричард Клаверхауз Джебб согласился с Аристотелем, отметив, что пьеса «в некотором смысле является шедевром аттической трагедии». Проанализировав произведение, Зигмунд Фрейд открыл «эдипов комплекс» – сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола.

В продолжение истории об ослепленном царе Софокл написал пьесу «Эдип в Колоне» (406 год до н. э.), которая поставлена уже после смерти поэта – в 401 году до н. э. Произведение повествует о том, как изгнанный из Фив Эдип с дочерью Антигоной скитаются по Греции в поисках нового дома. Они получают известие о том, что сыновья слепца, Полиник и Этеокл, готовятся идти друг на друга войной за фивский престол. Во время встречи с одним из сыновей Эдип проклинает обоих на гибель от рук друг друга. Произведение завершается смертью слепца.

Иллюстрация к пьесе «Эдип в Колоне»

Заключительной трагедией фиванского цикла стала «Антигона» (442-441 год до н. э). Основная проблема пьесы – противостояние государственных и родовых законов. Братья Антигоны сражаются и погибают, согласно проклятию, от рук друг друга. Правящий царь запрещает хоронить тело Полиника, а оставляет его, как предателя, гнить на солнце.

Антигона идет против воли государя и погребает брата по традиционным законам рода, за что царь велит заточить девушку в башне. Не в силах повиноваться, Антигона заканчивает жизнь самоубийством, что порождает еще две смерти – ее возлюбленного и его матери, сына и супруги царя соответственно.

Иллюстрация к пьесе «Антигона»

Ключевая особенность пьес Софокла состоит в том, что герои очеловечены: у них есть страхи и слабости, они поддаются искушению и греху. Так, трагедия «Электра» рассказывает о девушке и ее брате, Оресте, которые хотят отомстить матери и ее любовнику за смерть отца. И если поступок Ореста продиктован пророчеством Аполлона, то Электра действует по зову сердца, руководствуясь глубокими чувствами.

В драматических произведениях грека божественное вмешательство становится менее ценным, а человек – более свободным. И все же в религии Софокл видит спасение, поэт понимает, что возможности людей не безграничны. При этом человечество гибнет, по мнению трагика, из-за собственной надменности. В «Аяксе» сказано:

«Быть благоразумным – это значит не оскорблять богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью».

Стоит отметить, что Софокл – человек верующий, и после смерти его обожествили.

Джанет Эйлбер в роли Антигоны

Проблематика трагедий грека оказалась насколько актуальной для современного общества, что по произведениям Софокла по сей день снимают фильмы. Наиболее популярной считается «Антигона» – по пьесе сняты около 20 экранизаций, в том числе американская драма 1990 года «Антигона: Ритуалы страсти» с Джанет Эйлбер в главной роли.

Цитаты

Одно слово освобождает нас от всех тяжестей и болей жизни: это слово – любовь.

Великие дела не делаются сразу.

Правда – всегда самый сильный аргумент.

Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека, пока жизнь его не завершилась.

НОВАТОРСТВО СОФОКЛА – ДРАМАТУРГА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ТВОРЧЕСТВА

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

НОВАТОРСТВО СОФОКЛА – ДРАМАТУРГА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ТВОРЧЕСТВА.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

СОФОКЛ

АНТИЧНАЯ ДРАМАТУРГИЯ

3. «АНТИГОНА» И «ЭДИП ЦАРЬ» КАК ОБРАЗЦЫ КЛАССИЧЕСКОЙ АНТИЧНОЙ ДРАМЫ.

Литература

1. Трагедии. – М., 1979.

2. Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла // Вестник древней истории, 1957, № 4.

3. Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла // Классическая филология. – М., 1959.

4. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. – М., 1972.

Софокл (496 – 406 до н.э.) – знаменитый древнегреческий драматург, автор трагедий. Родился в предместье Афин, Колоне, позднее прославленном им в трагедии “Эдип в Колоне”. Отец Софокла был владельцем оружейной мастерской, человеком состоятельным, давшим сыну хорошее образование. Рано проявились музыкальные способности Софокла. Известно, что в 480 г. 16-летним юношей он возглавлял хор юношей, выступавших на празднике, посвященном победе при Саламине. Он сам писал музыку к хоровым партиям своих трагедий, участвовал в подготовке хора. Софокл обладал самыми разнообразными дарованиями, которым нашел достойное применение: он выполнял ответственные государственные поручения, занимался дипломатической деятельностью, участвовал в гимнастических состязаниях, писал драмы и музыку. Авторитет Софокла среди современников был столь велик, что он также в течение целого ряда лет выполнял обязанности жреца при храме аттического бога-целителя, а после своей смерти почитался афинянами как герой (полубог) Дексион.

По античным свидетельствам, Софоклом были созданы 123 драмы. С их постановками он выступал перед современниками более 30 раз, при этом одержал 24 победы и ни разу не оказался на третьем месте. До наших дней дошли тексты только семи драм: “Аякс”, “Трахинянки”, “Антигона”, “Эдип царь”, “Электра”, “Филоктет”, “Эдип в Колоне”.

Творчество Софокла содержит несомненные нововведения, способствующие дальнейшему развитию искусства трагедии. Прежде всего, важной заслугой Софокла явилось введение третьего актера, которое значительно обогатило собственно драматическую часть трагедии. Софоклом был также расширен состав хора до 15 человек. Однако, создав выразительные хоровые партии, Софокл при этом не увеличил их объем и роль. Важным обстоятельством является постепенный отказ от принципа трилогии или тетралогии в создании отдельных драм. За этим обстоятельством важные убеждения драматурга. Не отрицая непреложной воли богов, Софокл прежде всего интересуется человеком, его волей, стремлениями, поступками, готовностью и способностью отвечать на них, согласовывать с общественными и божественными установками и т.д. Подобный подход продиктован самим духом “века Перикла”, времени возросшего значения человека, его значительных достижений в самых разных областях и одновременно трагических заблуждений, приведших к началу разложения афинской демократии. Творчество Софокла отмечено прежде всего значительным обогащением внутреннего мира героев, искусства их изображения.

3. «АНТИГОНА» И «ЭДИП ЦАРЬ» КАК ОБРАЗЦЫ КЛАССИЧЕСКОЙ АНТИЧНОЙ ДРАМЫ.

Сюжет “АНТИГОНЫ”связан с фиванским циклом мифов. Действие трагедии начинается вскоре послезакончившегосясражения. Фивы отбили нападение врага, однако во время сражения в междуусобном поединке погибли два брата, сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт одного из них, Этеокла, приказывает похоронить с почестями, а второго, Полиника, как изменника – бросить на съедение псам и хищным птицам. Свое решение Креонт обосновывает государственным долгом. Он гордится тем, что во имя справедливости способен пренебречь родственным чувством. Однако решение его вызывает глубокое страдание у сестер Полиника, прежде всего у Антигоны. Исмена призывает сестру смириться с жестоким положением вещей, как надлежит женщине:

Теперь – подумай – как, одни оставшись,

Погибнет бедственно и мы с тобой,

Закон нарушив и царя веленье?

Мы женщинами рождены, и нам

С мужчинами не спорить. Помни это.

Над нами сильный властвует всегда.

(Пер. С. Шервинского).

Уже в этом первом диалоге проявляется внутренняя сила и убежденность Антигоны. Никакая опасность не способна освободить ее от чувства сестринского долга перед мертвым братом. Преступив закон властителя, героиня совершает символический обряд погребения, но вскорее ее хватают стражи царя.

Диалог Антигоны и Креонта – важнейший фрагмент трагедии. Молодая девушка находит убедительные аргументы, оправдывающие ее поступок. В своей речи она сравнивает два закона: закон одного человека, Креонта, и закон богов, “неписанный, но прочный”, принятый и соблюдаемый не одним поколением людей. Последний закон она находит для себя более важным и обязательным. Во имя долга она выражает готовность погибнуть и уверена, что сограждане способны понять и одобрить ее:

И все они одобрили б меня,

Когда б им страх не сковывал уста.

Одно из преимуществ у царя –

И говорить и действовать как хочет.

(Пер. С. Шервинского).

Что же касается Креонта, то он продолжает оправдывать свою суровость интересами государства и видеть особую доблесть в способности подавить родственную привязанность: “Я со своих спрошу, как и с чужих, коль будут непослушны“. Когда сын Креонта, жених Антигоны, Гемон, пытается образумить отца, ссылаясь на мнение народа, Креонт оценивает его позицию как мужскую слабость, проявление неразумной любви и называет сына “рабом женщины“. Между тем в разговоре с сыном он роняет не одну фразу, свидетельствующую о его тиранических наклонностях: “Правителю повиноваться должно во всем – законном, как и незаконном”, “Но государство – собственность царей!” и т.д.

Гегель, усматривал в трагедии столкновение равно справедливых принципов: интереса государственного и интереса семейного. Гегель полагал, что оба они в равной мере правы иодновременнонеправы в силу своей односторонности. Позже возникла трактовка, согласно которой Креонт у Софокла ни в коем случаене соответствует идеалу государя и всем ходом развития действия Софокл ведет героя к развенчанию и заслуженному возмездию. Он попрал законы жизни и смерти: живую Антигону обрек на заточение в склепе, а мертвому Полинику отказал в погребении. За это в финале Креонт лишается самых дорогих людей: Гемон, не вынося смерти Антигоны, закалывает себя над ее телом; жена Креонта, мать Гемона, при известии о кончине единственного сына также кончает с собой. Креонт подавлен этими потерями, а также известием об осквернении священных алтарей прахом Полиника. Он признает полное свое поражение. После известия о гибели жены Креонт говорит:

Увы мне! Другому, раз я виноват,

Нельзя никому этих бед приписать,

Я тебя ведь убил – я, несчастный, я!

Правду я говорю. Вы, прислужники, прочь

Уводите меня, уводите скорей,

Уводите – молю; нет меня; я ничто!

(Пер. С. Шервинского)

В то время как живой Креонт выглядит посрамленным и духовно погибшим, идущая на смерть Антигона исполнена достоинства и внутреннего величия. В ее лице впервые в драме появился выразительный, высокий образ женщины. Это было достаточно необычно для драмы на первых порах, так как греческая женщина была вынуждена вести сугубо домашний образ жизни на женской половине, а не давать уроки истинного гражданства, тем более мужам. Однако героиня Софокла не лишена также сугубо женских чувств и настроений. Полнее всего они выражаются в ее прощальном плаче. Антигоне нелегко идти на смерть, ощущать собственную беззащитность, неизбежность муки. Она страдает при мысли, что ей суждено умереть молодой, не познав радостей брака, чувства материнства.

Прощающийся с героиней хор прославляет ее достойную гибель.

Песни хора чрезвычайно важны для понимания замысла трагедии и верного истолкования ее конфликта. Особенно широко известен первый стасим хора, в котором прославляется могущество человека и его многообразные таланты:

Муж, на выдумки богатый,

Из веревок вьет он сети

И, сплетя, добычу ловит.

Птиц он ловит неразумных,

Рыб морских во влажной бездне,

И зверей в лесу дремучем

Ловит он в дубравах темных,

И коней с косматой гривой

Укрощает он, и горных

Он быков неутомимых

Под свое ведет ярмо.

Мысли его – они ветра быстрее.

Речи своей научился он сам;

Грады он строит и стрел избегает,

Колких морозов и шумных дождей.

(Пер. С. Шервинского)

Утверждая, что человек “самое чудесное на свете” и “все он умеет“, хор после пространных перечислений человеческих достижений вдруг резко меняет настроение и напоминает, что есть то, перед чем человек бессилен. Это законы богов, прежде всего закон смерти, своей непреложностью требующий смирения, почтения и безусловного уважения. Иное поведение перед лицом смерти хор считает неразумным. Так, уже первой песней хор готовит развитие будущего действия и оценку персонажей.

В трагедии “ЭДИП ЦАРЬ” Софокл прямо сталкивает свободную волю человека с волей богов. Перед нами уже совершенно другой образ правителя: ответственный, распорядительный, искренне озабоченный положением граждан, прислушивающийся к их мнению. Таким предстает Эдип в начале трагедии. Жрец, возглавляющий процессию граждан, пришедших к царю, вспоминает, как однажды Эдип уже спас город, победив сфинкса, и выражает Эдипу от имени народа чувство любви и веры. Народ надеется вновь найти опору и спасение в Эдипе:

О наилучший из мужей, Эдип,

К тебе с мольбой мы ныне прибегаем.

Ты дал нам счастье – дай и ныне!

(Пер. С. Шервинского)

В ответ Эдип сообщает, что уже начал борьбу за спасение города и прежде всего отправил своего шурина Креонта в Дельфы, чтобы узнать от жрецов Аполлона, в чем причина мора и как можно от него избавиться. Когда возвратившийся Креонт объявляет, что страшная болезнь – кара богов за то, что в городе продолжает оставаться неотомщенным убийца прежнего царя, Лая, Эдип проклинает убийцу и принимается за его поиски. В этот момент Эдипу неведомо, что он проклинает самого себя и сам является виновником мора. Он зряч, но в то же время слеп. Истинный смысл многих событий неведом ему. С возмущением встречает он первые предвестники истины, например, слова рассерженного им прорицателя Тиресия, будто убийца он сам. Поначалу в подобном обвинении Эдипу чудятся козни желающих у него отнять власть. Однако полученные вскоре в ходе расследования описания покойного царя и места происшествия вносят тревогу в его сознание, заставляют вспомнить события далекой молодости, когда он в пылу дорожной ссоры убил неизвестного путника.

Софокл мастерски выстроил события в трагедии, чередуя моменты ослабления действия сего все более нарастающим напряжением. Узловую роль в действии играют у него перипетии,сопряженныесо сценами узнавания. Так, в момент, когда впервые появляются у Эдипа страшные подозрения, неожиданно как будто наступает просветление: прибывает из Коринфа вестник, сообщающий о смертиотца и приглашающий его занять престол. В смерти отца у Эдипа есть одно утешающее обстоятельство: отец умер своей смертью. Однако боясь второй части сделанного его некогда предсказания (брака с собственной матерью), Эдип отказывается от престола. Желая успокоить Эдипа, вестник сообщает ему, что Полиб и Меропа – его приемные родители. И таким образом за кратким моментом ослабления тревоги следует этап возрастающего страха. Чем дальше, чем яснее для героя, что проклятый убийца – это он сам.

Несмотря на то, что герой – носитель трагической вины, образ его величественный, монументальный. Герой потерпел поражение в борьбе с роком, с волей богов. Однако он не выглядит жалкой игрушкой в их руках. Свое достоинство Эдип утверждает с новой силой в заключительном акте самонаказания. Он карает себя сам за невольно совершенные преступления, карает жестоко и одновременно символично. Герой выкалывает себе глаза, глаза, которые были слепы и не помогли ему вовремя разглядеть истину. Он также считает для себя невозможным видеть тех, кого он осквернил своим преступлением:

Сойдя в Аид, какими бы глазами

Я стал смотреть родителю в лицо

Иль матери несчастной? Я пред ними

Столь виноват, что мне и петли мало!

Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого счастья.

К сказанию об Эдипе Софокл вновь вернулся в своей последней трагедии “Эдип в Колоне”, в которой показана судьба изгнанного Эдипа

ТАКИМ ОБРАЗОМ, при всем торжестве божественной воли на первом плане у Софокла человек, стремящийся действовать самостоятельно, осмысленно, с сохранением способности отвечать за свои деяния. Лучшие из софокловских героев и в неблагоприятных обстоятельствах стремятся сделать все возможное для выполнения долга, соответствия высоким нравственным законам и нормам. Аристотель в “Поэтике” приводит слова Софокла о том, что в лице своих героев он изображал людей такими, “какими они должны быть“. Примечательна также цельность героев Софокла, в трудных обстоятельствах сохраняющих верность себе, неизменность лучших чувств и намерений. Софокл использует самые разнообразные средства для характеристики персонажей: сравнительное сопоставление, монологи, диалоги, сравнения из мифологии, мира природы и т.д. Выразительна речь героев: короткие, разнообразные по тональности фразы, вопросы, восклицания, многоточия. Все это придает живость, взволнованность и естественность интонациям. Выразительны также монодии (сольные партии) героев, ярко передающие их состояние. Выразительность и цельность героев Софокла, композиционное единство его драм создали Софоклу славу художника ясного, гармоничного, величественного. Не случайно его героев сравнивали с образами современной скульптуры, представляющей идеал спокойного величия и достоинства. Глубина мысли и высокий уровень художественного мастерства способствовали сохранению драм Софокла в сокровищнице мировой драматургии. На сценах театров мира продолжают ставить “Антигону”, “Электру”, “Царя Эдипа” и др., сохраняется важность конфликтов, затронутых Софоклом в столь отдаленные времена.

Дата добавления: 2015-06-28 ; Просмотров: 6375 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
×
×