Образы народа в романах Вальтера Скотта: сочинение

Сочинение «Образы народа в романах Вальтера Скотта»

Образы народа, , в романах Вальтера Скотта — явление постоянное; для доказательства можно сослаться не только на «шотландские романы», но и на другие его произведения. Через два года после «Роб Роя» писатель создал в «Айвенго» целую галерею народных образов английской средневековой деревни, возглавленных Робином Гудом — этим «героем английского простонародья», по определению А. М. Горького. В романе «Квентин Дорвард» (1823) выведен смелый, свободолюбивый бродяга-цыган, вызывающе ведущий себя перед лицом смертельной опасности, грозящей ему. В романе «Карл Смелый» (1829) рассказано о страшном поражении, которое нанесла швейцарская крестьянская рать блестящему рыцарскому войску Карла Бургундского.

Но ни в одном из произведений Вальтера Скотта образ вожака непокорных, протестующих простых людей не был показан так полно, во весь рост, как в «Роб Рое». Чем это можно объяснить? Видимо, так отразился в творчестве Скотта начинавшийся подъем общественного движения в Англии. К 1817 г., вслед за недавними событиями движения луддитов, поднималась новая волна общественного недовольства, отмеченная и новыми стачками, и новыми 1 волнениями среди демократических масс города, и новыми попытками освободительной борьбы в колониях Англии.

Важно отметить, что Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии», говоря о растущем протесте рабочих масс против эксплуатации, указывает на особую политическую активность ткачей Глазго и приводит факты, относящиеся как раз к 1815 — 1816 гг. Так, на новом и более высоком этапе развивалась освободительная традиция шотландского народа, который вместе с английскими рабочими поднимался на борьбу против капитализма.

Живо откликаясь на этот подъем, передовые поэты Англии — Байрон и Шелли — именно в том же 1817 г. создали ряд произведений, в которых социальная тема, осуждение торийской олигархии, прозвучала с новой силой. В 1817 г. Байрон написал «Песню для луддитов» один из лучших образцов его политической лирики, а Шелли — ряд стихотворений с острым общественным содержанием. К тому же времени относится начало работы Шелли над поэмой «Возмущение Ислама», в которой тема вооруженного восстания народных масс прозвучала сильнее и резче, чем в его предыдущих произведениях.

Эти произведения великих революционных поэтов Англии нельзя, конечно, ставить в один ряд с романом «Роб Рой». Но и в «Роб Рое» отразился подъем общественной борьбы — он сказался прежде всего в самом образе главного героя, в острой, постановке темы, в истории горского вожака, наводящего страх на местную знать и неуловимого. для нее. Тема активности народных масс звучит в этом романе Вальтера Скотта со всей противоречивостью, специфической для этого писателя, но и со значительной силой.

Энгельс, характеризуя шотландский клан и вспоминая историю его гибели, отметил достоинства «шотландских романов» Скотта — их правдивость. «В романах Вальтера Скотта, — писал он, перед нами как живой встает этот клан горной Шотландии»1.

Эти слова Энгельса целиком могут быть отнесены к правдивому, подробному, точному изображению жизни клана в «Роб Рое». Скотт дает читателю и статистические – данные о клане, И его экономическое положение,, и характеристику социальных отношений, господствующих в нем.

Русская революционно-демократическая критика — Белинский, Герцен — настойчиво указывала на значительные реалистические элементы в творчестве Вальтера Скотта.

Но все же нельзя говорить о целостном реалистическом методе Скотта — даже в применении К лучшим его романам. Черты консервативного романтизма Скотта явственно обнаруживаются в «Роб Рое». Писатель, показывая, как развитие капитализма разрушает вековой уклад экономических, социальных и культурных отношений, пишет об уходящей старине с глубоким сожалением, нередко оплакивает ее, хотя далеко не все в ней идеализирует.

Герои многих его романов — в том числе и Роб Рой — безуспешно защищают патриархальные устои, разрушаемые ходом исторического развития. Скотт не видел, что противоречия побеждавшего буржуазного строя ведут к новому этапу освободительной борьбы народных масс, на котором выдвинутся новые, подлинные герои, борцы за лучшее будущее человечества.

Вальтер Скотт поэтизирует старого заговорщика графа Мара. И он, и его дочь окружены той романтической атмосферой тайны, которая мешает писателю рассказать о графе так же резко и насмешливо, как говорит он о собачниках и пьяницах — молодых Осбальдистонах. Романтически демоничен вездесущий, неуловимый Рашлей; романтические преувеличения в его трактовке мешают тому, чтобы этот интересно задуманный образ, служащий разоблачению феодальной реакции, был до конца правдоподобен.

Условно поэтичен и не разработан тот набросок, которым ограничился писатель, намечая образ Дианы Верной. Достаточно сравнить этот романтический эскиз с запоминающейся фигурой Елены Мак-Грегор, чтобы ощутить, как противоречив Скотт-художник, как в одном случае он остается в плену литературных условностей, а в другом ярко отображает суровые и резкие черты действительности.

Даже сам Роб Рой, по существу правдоподобный и естественный, иногда становится подчеркнуто необычным, экзотическим. Это особенно относится к тем сценам романа, где он показан в кругу своей семьи, на фоне старинной шотландской обстановки, старательно переданной Вальтером Скоттом, романтически дисгармонируя с обыденными личностями современности — с купцом Джарви и Фрэнком.

Черты романтической условности особенно настойчиво дают себя знать в тех искусственных ситуациях, которые попадаются чуть ли не в каждой главе романа. Случай, стечение обстоятельств, удивительно счастливое для героев разрешение самых сложных положений производят впечатление неестественности, разрушают цельность изображения жизни в романе, звучат диссонансом по отношению к наиболее правдивым моментам романа.

Немало романтических подробностей связано с замком Осбальдистонов: таинственно светящиеся в неурочный час окна, оживающие старые портреты, загадочные происшествия — все это получает свое объяснение, вполне прозаическое и далекое от какого бы то ни было мистицизма, но все это и вводит в роман тот элемент романтического литературного штампа, от которого свободны лучшие его страницы.

Неверно было бы видеть в романтических особенностях творчества Вальтера Скотта только слабые его стороны. Надо помнить, что в романтической форме выразились не только консервативные черты мировоззрения писателя, но и его критика возникавших буржуазных отношений, — а без нее не было бы и ценных сторон романа, не было бы и изображения шотландской вольницы.

«Роб Рой» относится к числу наиболее значительных произведений Вальтера Скотта. Свободолюбие, мужество и благородство народных масс Англии и Шотландии ни в каком другом его романе не нашли себе такого полного и сочувственного выражения, как в «Роб Рое».

«Образы народа в романах Вальтера Скотта»

Образы народа, , в романах Вальтера Скотта — явление постоянное; для доказательства можно сослаться не только на «шотландские романы», но и на другие его произведения. Через два года после «Роб Роя» писатель создал в «Айвенго» целую галерею народных образов английской средневековой деревни, возглавленных Робином Гудом — этим «героем английского простонародья», по определению А. М. Горького. В романе «Квентин Дорвард» (1823) выведен смелый, свободолюбивый бродяга-цыган, вызывающе ведущий себя перед лицом смертельной опасности, грозящей ему. В романе «Карл Смелый» (1829) рассказано о страшном поражении, которое нанесла швейцарская крестьянская рать блестящему рыцарскому войску Карла Бургундского.

Но ни в одном из произведений Вальтера Скотта образ вожака непокорных, протестующих простых людей не был показан так полно, во весь рост, как в «Роб Рое». Чем это можно объяснить? Видимо, так отразился в творчестве Скотта начинавшийся подъем общественного движения в Англии. К 1817 г., вслед за недавними событиями движения луддитов, поднималась новая волна общественного недовольства, отмеченная и новыми стачками, и новыми 1 волнениями среди демократических масс города, и новыми попытками освободительной борьбы в колониях Англии.

Важно отметить, что Энгельс в своей работе «Положение рабочего класса в Англии», говоря о растущем протесте рабочих масс против эксплуатации, указывает на особую политическую активность ткачей Глазго и приводит факты, относящиеся как раз к 1815 — 1816 гг. Так, на новом и более высоком этапе развивалась освободительная традиция шотландского народа, который вместе с английскими рабочими поднимался на борьбу против капитализма.

Живо откликаясь на этот подъем, передовые поэты Англии — Байрон и Шелли — именно в том же 1817 г. создали ряд произведений, в которых социальная тема, осуждение торийской олигархии, прозвучала с новой силой. В 1817 г. Байрон написал «Песню для луддитов» один из лучших образцов его политической лирики, а Шелли — ряд стихотворений с острым общественным содержанием. К тому же времени относится начало работы Шелли над поэмой «Возмущение Ислама», в которой тема вооруженного восстания народных масс прозвучала сильнее и резче, чем в его предыдущих произведениях.

Эти произведения великих революционных поэтов Англии нельзя, конечно, ставить в один ряд с романом «Роб Рой». Но и в «Роб Рое» отразился подъем общественной борьбы — он сказался прежде всего в самом образе главного героя, в острой, постановке темы, в истории горского вожака, наводящего страх на местную знать и неуловимого. для нее. Тема активности народных масс звучит в этом романе Вальтера Скотта со всей противоречивостью, специфической для этого писателя, но и со значительной силой.

Энгельс, характеризуя шотландский клан и вспоминая историю его гибели, отметил достоинства «шотландских романов» Скотта — их правдивость. «В романах Вальтера Скотта, — писал он, перед нами как живой встает этот клан горной Шотландии»1.

Эти слова Энгельса целиком могут быть отнесены к правдивому, подробному, точному изображению жизни клана в «Роб Рое». Скотт дает читателю и статистические – данные о клане, И его экономическое положение,, и характеристику социальных отношений, господствующих в нем.

Русская революционно-демократическая критика — Белинский, Герцен — настойчиво указывала на значительные реалистические элементы в творчестве Вальтера Скотта.

Но все же нельзя говорить о целостном реалистическом методе Скотта — даже в применении К лучшим его романам. Черты консервативного романтизма Скотта явственно обнаруживаются в «Роб Рое». Писатель, показывая, как развитие капитализма разрушает вековой уклад экономических, социальных и культурных отношений, пишет об уходящей старине с глубоким сожалением, нередко оплакивает ее, хотя далеко не все в ней идеализирует.

Герои многих его романов — в том числе и Роб Рой — безуспешно защищают патриархальные устои, разрушаемые ходом исторического развития. Скотт не видел, что противоречия побеждавшего буржуазного строя ведут к новому этапу освободительной борьбы народных масс, на котором выдвинутся новые, подлинные герои, борцы за лучшее будущее человечества.

Вальтер Скотт поэтизирует старого заговорщика графа Мара. И он, и его дочь окружены той романтической атмосферой тайны, которая мешает писателю рассказать о графе так же резко и насмешливо, как говорит он о собачниках и пьяницах — молодых Осбальдистонах. Романтически демоничен вездесущий, неуловимый Рашлей; романтические преувеличения в его трактовке мешают тому, чтобы этот интересно задуманный образ, служащий разоблачению феодальной реакции, был до конца правдоподобен.

Условно поэтичен и не разработан тот набросок, которым ограничился писатель, намечая образ Дианы Верной. Достаточно сравнить этот романтический эскиз с запоминающейся фигурой Елены Мак-Грегор, чтобы ощутить, как противоречив Скотт-художник, как в одном случае он остается в плену литературных условностей, а в другом ярко отображает суровые и резкие черты действительности.

Даже сам Роб Рой, по существу правдоподобный и естественный, иногда становится подчеркнуто необычным, экзотическим. Это особенно относится к тем сценам романа, где он показан в кругу своей семьи, на фоне старинной шотландской обстановки, старательно переданной Вальтером Скоттом, романтически дисгармонируя с обыденными личностями современности — с купцом Джарви и Фрэнком.

Черты романтической условности особенно настойчиво дают себя знать в тех искусственных ситуациях, которые попадаются чуть ли не в каждой главе романа. Случай, стечение обстоятельств, удивительно счастливое для героев разрешение самых сложных положений производят впечатление неестественности, разрушают цельность изображения жизни в романе, звучат диссонансом по отношению к наиболее правдивым моментам романа.

Немало романтических подробностей связано с замком Осбальдистонов: таинственно светящиеся в неурочный час окна, оживающие старые портреты, загадочные происшествия — все это получает свое объяснение, вполне прозаическое и далекое от какого бы то ни было мистицизма, но все это и вводит в роман тот элемент романтического литературного штампа, от которого свободны лучшие его страницы.

Неверно было бы видеть в романтических особенностях творчества Вальтера Скотта только слабые его стороны. Надо помнить, что в романтической форме выразились не только консервативные черты мировоззрения писателя, но и его критика возникавших буржуазных отношений, — а без нее не было бы и ценных сторон романа, не было бы и изображения шотландской вольницы.

«Роб Рой» относится к числу наиболее значительных произведений Вальтера Скотта. Свободолюбие, мужество и благородство народных масс Англии и Шотландии ни в каком другом его романе не нашли себе такого полного и сочувственного выражения, как в «Роб Рое».

Образы народа в романах Вальтера Скотта

Образы народа, , в романах Вальтера Скотта – явление постоянное; для доказательства можно сослаться не только на “шотландские романы”, но и на другие его произведения. Через два года после “Роб Роя” писатель создал в “Айвенго” целую галерею народных образов английской средневековой деревни, возглавленных Робином Гудом – этим “героем английского простонародья”, по определению А. М. Горького. В романе “Квентин Дорвард” (1823) выведен смелый, свободолюбивый бродяга-цыган, вызывающе ведущий себя перед лицом смертельной

История Англии глазами выдающегося романиста Вальтера Скотта “Айвенго” – роман о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII веке, точнее – в 1190-ые годы, на которые приходится окончание царствования Ричарда Львиное Сердце.

Айвенго АЙВЕНГО (англ. Ivanhoe) – герой романа В. Скотта “Айвенго” (1819). Действие романа происходит в конце XII”Шв., в эпоху короля Ричарда Львиное Сердце, когда завоевание Англии норманнами было еще очень свежо.

Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене Роман “Айвенго” (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил обратиться к английскому и европейскому материалу. “Айвенго” также открывает.

Читайте также:  Образ русской земли (по Слову о полку Игореве): сочинение

О лучших произведениях Вальтера Скотта Вальтер Скотт (1771 – 1832) – один из замечательных английских писателей XIX в., создатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе. Его исторические романы принесли ему мировую известность. Творчество Вальтера Скотта.

Сюжет романа Айвенго Айвенго роман из эпохи средневековья. Вальтер Скотт обращается в нем к периоду завоевания англосаксов норманнами (XII в.). Он рисует картины кровавой борьбы саксонских феодалов и крестьян с норманнскими завоевателями, создает.

Любимые герои Вальтера Скотта Роман английского писателя Вальтера Скотта – произведение о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII столетии, когда в Англии был королем Ричард Львиное Сердце. Именно.

Особенность сюжета в романе Вальтера Скотта “Айвенго” От музейных экспонатов – рыцарского оружия и предметов быта – веет тайнами, легендарными историями о рыцарской доблести и чести и о вечной любви. Вальтер Скотт был не только писателем, а.

Приключенческие интриги в романе В Скотта “Айвенго” Английский писатель Вальтер Скотт (1771-1832) еще в детские года проявил интерес к истории своей родины, народных баллад, семейных легенд. Позднее детально изучал историю Шотландии, Англии, других стран Европы. Интересовался фольклором.

Сочинение по мотивам произведений В. Скотта и Стивенсона Своеобразность изображения главного героя в романе В. Скотта “Айвенго”. Вальтер Скотт – известный шотландский писатель, основатель жанра исторического романа. В его произведениях фантастично переплетаются история и выдумка, наука и фантазия.

Мои впечатления о романе Вальтера Скотта “Айвенго” “Айвенго” – это исторический роман. Но изучать по нему историю, наверное, не стоит. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не самих событий. А воспоминания всегда в какой-то мере.

Характеристика героев в романе “Роб Рой” Граф Мар, фанатик дела Стюартов. Образ старого роялиста с его манерами рыцаря, с его чувством чести, не позволяющей ему воспользоваться даже для восстания деньгами, которые мошеннически выманил Рашлей у дядюшки-купца.

Заслуги Скотта для развития мировой литературы Для Скотта седая старина была окутана романтикой. Англия в эпоху крестовых походов, Шотландия, еще сохраняющая свою вольность, пока англичане не осквернят ее обетованную землю,- во многом условный, рожденный воображением мир.

Герои Вальтера Скотта. по роману “Айвенго” В романе Вальтера Скотта “Айвенго много положительных героев. Это и вольный стрелок Локсли (Робин Гуд) со своими друзьями, и Седрик Сакс, и его верные слуги Вам-ба и Гурт, и дочь.

Сочинение об Айвенго Вальтер Скотт – известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и.

Баллады в сборниках Томаса Перси и Вальтера Скотта Вначале Баллады произносилось как – “танец” – и обозначало песню, которой сопровождаются танцы. Часто баллада исполнялась под аккомпанемент какого-нибудь музыкального инструмента, но часто и без него, однако припев, музыкальный повтор.

Почему мне нравится мужество человека Из всех сюжетных линий романа Вальтера Скотта “Айвенго” меня больше всего тронула история старого еврея Исаака и его дочери Ревекки. Те испытания, которые выпали на их долю, они смогли мужественно.

Сравнение образов Ровены и Ребекки в романе “Айвенго” “Айвенго” – исторический роман. Но изучать по нему историю не следует. Этот роман является воспроизведением памяти о событиях, а не самих событий. А воспоминания всегда в какой-то мере искривлены. И.

Вальтер Скотт “Роб Рой” Исторический роман (1818) Джарви Никол – шотландский купец и финансист, имеющий контору на Соляном рынке в Глазго и связанный деловыми отношениями с торговой фирмой отца рассказчика, Фрэнка Ос-бальдистона; олдермен, т. е. старший советник.

Сравнительная характеристика Айвенго и Ричарда I Айвенго” – роман о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII столетии, точнее – в 1190-те года, на которые приходится окончание царствования Ричарда Львиное Сердце.

Образ Ребекки в романе “Айвенго” Я листаю страницы романа, который только что прочитала, и снова в своем воображении вижу Ребекку. Она привлекала внимание каждого, кто смотрел на нее и навсегда запомнел ее блестящие глаза, белые.

Сейчас вы читаете: Образы народа в романах Вальтера Скотта

Образы народа в романах Вальтера Скотта

Образы народа, , в романах Вальтера Скотта – явление постоянное; для доказательства можно сослаться не только на “шотландские романы”, но и на другие его произведения. Через два года после “Роб Роя” писатель создал в “Айвенго” целую галерею народных образов английской средневековой деревни, возглавленных Робином Гудом – этим “героем английского простонародья”, по определению А. М. Горького. В романе “Квентин Дорвард” (1823) выведен смелый, свободолюбивый бродяга-цыган, вызывающе ведущий себя перед лицом смертельной опасности, грозящей ему. В романе “Карл Смелый” (1829) рассказано о страшном поражении, которое нанесла швейцарская крестьянская рать блестящему рыцарскому войску Карла Бургундского.
Но ни в одном из произведений Вальтера Скотта образ вожака непокорных, протестующих простых людей не был показан так полно, во весь рост, как в “Роб Рое”. Чем это можно объяснить? Видимо, так отразился в творчестве Скотта начинавшийся подъем общественного движения в Англии. К 1817 г., вслед за недавними событиями движения луддитов, поднималась новая волна общественного недовольства, отмеченная и новыми стачками, и новыми 1 волнениями среди демократических масс города, и новыми попытками освободительной борьбы в колониях Англии.
Важно отметить, что Энгельс в своей работе “Положение рабочего класса в Англии”, говоря о растущем протесте рабочих масс против эксплуатации, указывает на особую политическую активность ткачей Глазго и приводит факты, относящиеся как раз к 1815 – 1816 гг. Так, на новом и более высоком этапе развивалась освободительная традиция шотландского народа, который вместе с английскими рабочими поднимался на борьбу против капитализма.
Живо откликаясь на этот подъем, передовые поэты Англии – Байрон и Шелли – именно в том же 1817 г. создали ряд произведений, в которых социальная тема, осуждение торийской олигархии, прозвучала с новой силой. В 1817 г. Байрон написал “Песню для луддитов” один из лучших образцов его политической лирики, а Шелли – ряд стихотворений с острым общественным содержанием. К тому же времени относится начало работы Шелли над поэмой “Возмущение Ислама”, в которой тема вооруженного восстания народных масс прозвучала сильнее и резче, чем в его предыдущих произведениях.
Эти произведения великих революционных поэтов Англии нельзя, конечно, ставить в один ряд с романом “Роб Рой”. Но и в “Роб Рое” отразился подъем общественной борьбы – он сказался прежде всего в самом образе главного героя, в острой, постановке темы, в истории горского вожака, наводящего страх на местную знать и неуловимого. для нее. Тема активности народных масс звучит в этом романе Вальтера Скотта со всей противоречивостью, специфической для этого писателя, но и со значительной силой.
Энгельс, характеризуя шотландский клан и вспоминая историю его гибели, отметил достоинства “шотландских романов” Скотта – их правдивость. “В романах Вальтера Скотта, – писал он, перед нами как живой встает этот клан горной Шотландии”1.
Эти слова Энгельса целиком могут быть отнесены к правдивому, подробному, точному изображению жизни клана в “Роб Рое”. Скотт дает читателю и статистические – данные о клане, И его экономическое положение,, и характеристику социальных отношений, господствующих в нем.
Русская революционно-демократическая критика – Белинский, Герцен – настойчиво указывала на значительные реалистические элементы в творчестве Вальтера Скотта.
Но все же нельзя говорить о целостном реалистическом методе Скотта – даже в применении К лучшим его романам. Черты консервативного романтизма Скотта явственно обнаруживаются в “Роб Рое”. Писатель, показывая, как развитие капитализма разрушает вековой уклад экономических, социальных и культурных отношений, пишет об уходящей старине с глубоким сожалением, нередко оплакивает ее, хотя далеко не все в ней идеализирует.
Герои многих его романов – в том числе и Роб Рой – безуспешно защищают патриархальные устои, разрушаемые ходом исторического развития. Скотт не видел, что противоречия побеждавшего буржуазного строя ведут к новому этапу освободительной борьбы народных масс, на котором выдвинутся новые, подлинные герои, борцы за лучшее будущее человечества.
Вальтер Скотт поэтизирует старого заговорщика графа Мара. И он, и его дочь окружены той романтической атмосферой тайны, которая мешает писателю рассказать о графе так же резко и насмешливо, как говорит он о собачниках и пьяницах – молодых Осбальдистонах. Романтически демоничен вездесущий, неуловимый Рашлей; романтические преувеличения в его трактовке мешают тому, чтобы этот интересно задуманный образ, служащий разоблачению феодальной реакции, был до конца правдоподобен.
Условно поэтичен и не разработан тот набросок, которым ограничился писатель, намечая образ Дианы Верной. Достаточно сравнить этот романтический эскиз с запоминающейся фигурой Елены Мак-Грегор, чтобы ощутить, как противоречив Скотт-художник, как в одном случае он остается в плену литературных условностей, а в другом ярко отображает суровые и резкие черты действительности.
Даже сам Роб Рой, по существу правдоподобный и естественный, иногда становится подчеркнуто необычным, экзотическим. Это особенно относится к тем сценам романа, где он показан в кругу своей семьи, на фоне старинной шотландской обстановки, старательно переданной Вальтером Скоттом, романтически дисгармонируя с обыденными личностями современности – с купцом Джарви и Фрэнком.
Черты романтической условности особенно настойчиво дают себя знать в тех искусственных ситуациях, которые попадаются чуть ли не в каждой главе романа. Случай, стечение обстоятельств, удивительно счастливое для героев разрешение самых сложных положений производят впечатление неестественности, разрушают цельность изображения жизни в романе, звучат диссонансом по отношению к наиболее правдивым моментам романа.
Немало романтических подробностей связано с замком Осбальдистонов: таинственно светящиеся в неурочный час окна, оживающие старые портреты, загадочные происшествия – все это получает свое объяснение, вполне прозаическое и далекое от какого бы то ни было мистицизма, но все это и вводит в роман тот элемент романтического литературного штампа, от которого свободны лучшие его страницы.
Неверно было бы видеть в романтических особенностях творчества Вальтера Скотта только слабые его стороны. Надо помнить, что в романтической форме выразились не только консервативные черты мировоззрения писателя, но и его критика возникавших буржуазных отношений, – а без нее не было бы и ценных сторон романа, не было бы и изображения шотландской вольницы.
“Роб Рой” относится к числу наиболее значительных произведений Вальтера Скотта. Свободолюбие, мужество и благородство народных масс Англии и Шотландии ни в каком другом его романе не нашли себе такого полного и сочувственного выражения, как в “Роб Рое”.

Сочинение по литературе на тему: Образы народа в романах Вальтера Скотта

Другие сочинения:

О лучших произведениях Вальтера Скотта Вальтер Скотт (1771 – 1832) – один из замечательных английских писателей XIX в., создатель жанра исторического романа в западноевропейской литературе. Его исторические романы принесли ему мировую известность. Творчество Вальтера Скотта складывалось и развивалось в эпоху, богатую бурными историческими событиями. Современник Read More .

Роман Вальтера Скотта “Айвенго”. Анализ В романе “Айвенго” описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т. е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. Read More .

Образ Роб Роя в романе Вальтера Скотта Образ Роб Роя привлекал Вальтера Скотта давно. Во время своих этнографических экскурсий по Шотландии он уже и раньше слышал о Роб Рое, в старых юридических документах находил важные сведения о его жизни. Выпуская свой роман, Скотт снабдил его введением, в Read More .

Приключения, приключения, приключения (по роману Вальтера Скотта “Айвенго”) Вальтер Скотт – это известный английский поэт, романист, родившийся в Шотландии. Вальтер Скотт получил образование правоведа, но его увлечением является история родного края, легенды, традиции, древние культурные памятники. Он приобретает славу выдающегося краеведа, историка. В. Скотт собрал и опубликовал сборник Read More .

Анализ исторического произведения Вальтера Скотта “Айвенго” Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей – ростовщик и его обаятельная дочь – наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и Read More .

История Англии глазами выдающегося романиста Вальтера Скотта “Айвенго” – роман о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII веке, точнее – в 1190-ые годы, на которые приходится окончание царствования Ричарда Львиное Сердце. Со времени битвы при Гастингси (в 1066 г.), в результате Read More .

Любимые герои Вальтера Скотта Роман английского писателя Вальтера Скотта – произведение о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII столетии, когда в Англии был королем Ричард Львиное Сердце. Именно тогда в стране точилась острая борьба между норманнами и саксами, Read More .

Баллады в сборниках Томаса Перси и Вальтера Скотта Вначале Баллады произносилось как – “танец” – и обозначало песню, которой сопровождаются танцы. Часто баллада исполнялась под аккомпанемент какого-нибудь музыкального инструмента, но часто и без него, однако припев, музыкальный повтор почти всегда входит в балладу. Наиболее старинные из английских и Read More .

Черты романтизма и историзма в романе В. Скотта “Айвенго”

Понятие и особенности романтизма как литературного направления. Анализ романа В. Скотта “Айвенго”, определение его классификационных характеристик с точки зрения английского романтизма. Анализ признаков исторического романа в исследуемом произведении.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.08.2017
Размер файла24,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Реферат на тему:

Черты романтизма и историзма в романе В. Скотта «Айвенго»

Читайте также:  Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве: сочинение

Вальтер Скотт (1771-1831) – знаменитый английский романист и поэт. Его приключенческие романы воплотили в себе практически все важнейшие элементы романтизма: интерес к родной старине и народному творчеству, к патриархальному быту и цельному, непосредственному чувствованию, любовь к сильным страстям и стойким характерам. Все это Вальтер Скотт нашел воплощенным в шотландском средневековьи. Он начал с трехтомного сборника, в котором было помещено несколько оригинальных баллад и множество обработок южно-шотландских сказаний. Затем последовала серия поэм, воспевавших в романтическом духе рыцарский быт старинной Шотландии. Наиболее знамениты исторические романы Вальтера Скотта, в которых изображаются выдающиеся драматические моменты шотландской, английской и общеевропейской истории и дана широкая и захватывающая картина прошлого. Лучшие из них: “Айвенго”, “Веверлей”, “Квентин Дорвард”.

Целью настоящего исследования является анализ романа В. Скотта «Айвенго» с точки зрения роматизма и историзма. Конечным итогом реферата должно стать определение классификационных характеристик романа, согласно которым его можно отнести именно к романтическим произведениям. романтизм роман айвенго исторический

Романтическое искусство, ярким представителем которого и является автор «Айвенго» всегда ориентировано на обостренное внимание к неповторимому и индивидуально-ценностному в человеке, в его творческих и нравственных исканиях, на живописание тайных движений, на воплощение мимолетных состояний, трудновыразимых переживаний человеческой души.

Романтизму свойственно обращение к прошлому – настоящее слишком банально для него, он его презирает. Именно В. Скотт впервые в литературе показал, что биография героя зависит от движения истории. Центральный персонаж его романов вначале занимает промежуточную позицию в политическом конфликте, будь то борьба норманнов с англосаксами в «Айвенго» или конфликт католиков и протестантов в «Пуританах». Но нейтралитет невозможен, герой обязан сделать свой выбор, от этого зависит его последующая биография. Таким образом именно у В. Скотта романтические черты соединяются с историческими и формируется новый тип индивидуально-авторского типа художественного сознания, особенно громко заявившего о себе в последующих манифестах романтиков.

1. Романтические черты романа «Айвенго»

Романтизм, – писал Стендаль, – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение.

Софокл и Еврипид были в высшей степени романтичны; они давали грекам, собиравшимся в афинском театре, трагедии, которые соответственно нравственным привычкам этого народа, его религии, его предрассудкам относительно того, что составляет достоинство человека, должны были доставлять ему величайшее наслаждение.

Действие анализируемого романа относиться почти к самому началу английской истории. Англичане тогда только еще формировались как единая нация, как народ, различие между коренным англосаксонским населением и пришельцами-завоевателями, норманнами, чувствовалось сильно. На других рубежах Вальтер Скотт продолжал разработку все той же проблемы — столкновение местного и общегосударственного, патриархальности и современности. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, — таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в том числе народного заступника Робина Гуда, выведенного под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который все же с мощной силой пробивается в эпизодах рыцарских турниров, баронского самоуправства, народных волнений

Переиздавая «Айвенго» в 1830 году, Вальтер Скотт писал в предисловии: «Ради многочисленных читателей, которые, надеюсь, будут жадно поглощать это произведение, я объяснил на современном языке наши старые нравы и разработал характеры и чувства персонажей с такой полнотой, что современный читатель не почувствует сухости чистой археологии. В этом я, осмелюсь утверждать, нисколько не переступил за пределы свободы, предоставляемой автору».

«Силой своего разумения, — писал Скотт, — автор отделяет черты индивидуально-характерные от общих, видовых, а его воображение воссоздает эпоху и ее героев, показывая, как они мыслили и говорили». Иными словами, цель состоит в том, что бы показать, почему «люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением обстоятельств и политических страстей».

Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, В. Скотт, а за ним и другие представители романтизма стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далёких стран и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие её сферы: религию, искусство, философию.

Для английского романтизма, к которому и принадлежит роман «Айвенго», характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. Неприятие современного промышленного общества, идеализация старины, добуржуазных, патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естественных чувств — основной мотивы поэтов «озёрной школы»: У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути. Не веря в возможность разумного переустройства мира, они утверждали христианское смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает и творчество Скотта, основоположника жанра исторического романа в европейской литературе, о чем будет сказано далее.

Хорошо известно, что «Айвенго» представляет собой средневековый роман времен Ричарда Львиное Сердце, и само действие происходит на ее просторах, соблюдая принцип единства времени и пространства. Скотт живописует пейзажи того времени: дремучие леса, деревни и величественные замки. Повествование идет неспешно, рассказывая о героях романа, их одежде, манерах поведения, мыслях и устремлениях. Нередко автор углубляется в детали, чтобы воссоздать наиболее полную картину происходящего и атмосферу того времени.

Детализация предметного мира в романтических произведениях и, в частности, в «Айвенго», не просто интересна, важна, желательна, – она неизбежна; говоря иначе, это не украшение, а суть романтического образа. Ведь воссоздать предмет во всех его особенностях (а не просто упомянуть) писатель не в состоянии, и именно деталь, совокупность деталей «замещают» в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.

Довольно замысловато построен ход романа. Скотт выбирает сюжетную линию, доводит ее до определенного момента, затем переключается на другую, которая в итоге пересекается с первой в каком-либо масштабном событии (например, осада замка Торкилстон, в которой подробно описаны главные и второстепенные герои и пути, которыми они попали сюда). Интересен также прием описания характерных черт неизвестных героев без названия их имен, позволяющий читателю догадаться об их личностях и именах. Таким образом Ричард Львиное Сердце появляется в романе довольно рано (первая треть), но читатель может догадываться о его личности только ближе к концу, где и раскрывается его тайна.

В романе присутствуют и народные герои того времени, воспетые в балладах, но одушевленные и очеловеченные здесь. Это сам король Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд, монах Тук. При этом неоднократно они доказывают свою доблесть, храбрость, честность и доброту. Атмосфере соответствуют и песни, приведенные в тексте, которые поют сами герои за «доброй чашей вина и куском оленины». Также необходимо отметить высокую точность эпиграфов из известных произведений того времени. При этом автор ссылается на использованные им источники английской истории.

Несмотря на название романа, у читателя в конечно итоге складывается впечатление, что роман повествует скорее об отношениях между побежденными саксами и победившими норманнами, нежели о судьбе рыцаря Айвенго. Конечно, сюжет тесно переплетен с его приключениями, но акцент сильно смещен в сторону исторических событий того времени.

2. Черты историзма в «Айвенго»

В первом же романе Вальтера Скотта «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» появляется персонаж вроде бы малозаметный. Это рассказчик, почти безликий, однако постоянно присутствующий в повествовании и выполняющий весьма важную роль. Рассказчик в прямом смысле передает прошлое, служит связующим звеном между стариной и современностью. Это не участник событий, поскольку события описываются давние, но это наследник, хранитель живой преемственности, сохраняющий сведения о далеких временах. Даже в «Айвенго», где действие происходит в XII столетии, то есть отнесено на шесть веков назад по отношению ко времени создания романа, Вальтер Скотт несколькими «предисловиями», серией постепенных приступов к повествованию стремился поставить читателя в непосредственное соприкосновение с отдаленным прошлым. Если же повествование, например, из шотландской истории, как в «Уэверли» или «Роб Рое», отнесено от современности на пятьдесят — сто лет, оно преподносится читателю как изустная, из поколения в поколение передаваемая правда о прежних днях. Пусть рассказчик сам не видел и не помнит, как все было, но он по крайней мере видел и слушал тех, кто являлся свидетелем совершавшегося или же знал участников давнего дела.

Воспроизводя прошлое, рассказывая, «как было», Вальтер Скотт избегает прямых параллелей с нынешними событиями, не пользуется аналогиями, или, как выражался Пушкин, аллюзиями — намеками, иносказаниями, превращающими историю в переодетую современность. Конечно, Вальтер Скотт воспроизводит прошлое не ради него самого, но в связи с современностью. Эту связь он и воспроизводит, показывая прошлое как источник современности. У него не условная притча для современников, а старательное выявление отдаленных причин совершающегося сегодня.

Шекспир, – отмечал Стендаль, – был романтиком, потому что он показал англичанам 1590 года сперва кровавые события гражданских войн, а затем, чтобы дать отдых от этого печального зрелища, множество тонких картин сердечных волнений и нежнейших оттенков страсти. Сто лет гражданских войн и почти непрекращающихся смут, измен, казней и великодушного самопожертвования подготовили подданных Елизаветы к трагедии такого рода, которая почти совершенно не воспроизводит искусственности придворной жизни и цивилизации живущих в спокойствии и мире народов. Англичане 1590 года, к счастью, весьма невежественные, любили видеть на сцене изображение бедствий, от которых они недавно были избавлены в действительной жизни благодаря твердому характеру их королевы. Те же самые наивные подробности, которые были бы с пренебрежением отвергнуты нашим александрийским стихом, но в настоящее время так ценятся в “Айвенго” и “Роб Рое”, надменным маркизам Людовика ХIV показались бы лишенными достоинства.

По мнению многих исследователей, исторический роман в том виде, в котором он сейчас известен (собственно говоря, единственно возможном) создан Вальтером Скоттом. Суть художественного открытия Вальтера Скотта в том, что фабула романа органически увязывает персонажей исторически реальных и вымышленных, причем последние выступают не статистами, а настоящими творцами истории, наряду с известными историческими деятелями. Читатель В. Скотта остается в убеждении, что не будь у Ричарда Львиное Сердце верного рыцаря Айвенго, история могла бы в самом деле пойти иным путем. В. Скотт впервые включил в исторический процесс “частного человека”, и сделал это художественно убедительно и исторически оправданно. Художественные открытия В. Скотта чрезвычайно сильно повлияли на эстетическое сознание XIX века, особенно первой его половины.

Время действия романа В. Скотта “Айвенго” – последние годы правления английского короля Ричарда I Плантагенета (1189 – 1199). Ричард, наделенный за храбрость прозвищем Львиное Сердце, взошел на трон, свергнув считавшегося тираном Генриха II. Король Филипп Французский и королева-мать Элеонора Аквитанская с благословения Святой Церкви поддержали этот мятеж. Взойдя на престол, Ричард, известный искатель приключений, тут же отправился в Крестовый поход, забрав с собой английское войско и казну.

За сто с лишним лет в Англии сложилась особая “культура норманнских замков” – замкнутых мирков, чьи обитатели не особенно любят покидать каменные стены своих цитаделей. Они все еще чувствуют себя завоевателями в усмиренной, но непокоренной стране; привыкли полагаться на собственные силы, а не на королевскую власть. Оттого и не приемлют новые веяния, вроде королевского войска и суда, хотя и не прочь попировать за королевским столом и повоевать под королевским знаменем. Старые добрые времена Вильгельма Завоевателя и его сыновей, когда каждый барон был королем в своем поместье – их идеал, раздел королевских земель, где, под присмотром шерифов, живут пока еще вольные иомены – их цель, междоусобные войны – любимое развлечение. К делу освобождения Гроба Господня, как и к религии в целом, относятся прохладно, уважая, при этом, прелатов из знатных родов, как верных советников и крепких собутыльников.

Англосаксы, или саксонцы – это и есть собственно англичане. На севере Англии, где еще помнят о вольностях “датского права” викингов и только полвека назад завершилось последнее большое восстание против норманнского владычества, они представлены не только вилланами, но и вольными иоменами (war-man), подлежащими мобилизации в королевскую пехоту, и Франклинами – “свободными владетелями”, потомками “тэнов” – десятников саксонских дружин, владеющими землей по старинному родовому праву, а не за службу королю. Среди них можно найти даже потомков саксонских королей Альфреда Великого (леди Ровена) и Эдуарда Исповедника (Ательстан).

Таков он, мир старой доброй Англии времен Ричарда Анжуйского: великие герои, коварные злодеи, тонкие стратеги, весёлые разбойники и люди. Люди, которые возводят на троны и свергают владык. Люди, которые укрывают бандитов и свято веруют в бога. Люди, которые решают всё.

В целом, «Айвенго» является наиболее известным произведением Вальтера Скотта. В основу романа положено традиционное для автора переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюблённая пара – рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной. Какие поступки, соответствующие рыцарскому кодексу чести, совершает Айвенго? Под маской паломника-пилигрима – он единственный, кто, сжалившись над слабым стариком ростовщиком Исааком, уступает ему место у очага; анонимно вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого Буагильбера; заступается за честь сына Седрика (то есть за свою собственную, но опять же анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении романа не изменяя рыцарским понятиям чести.

В заключении перечислим еще раз черты, присущие романтическому произведению. Отмечаем, что основной особенностью этого литературного направления является субъективное отношение писателя к изображаемому миру. Как видим данный признак очень ярко проявляется в романе «Айвенго», где симпатии автора на стороне шотландцев, к коим принадлежаит и сам В. Скотт. Симпатии автора безусловно на стороне главного героя и прекрасной Ревекки, нет беспристрастного описания событий.

Читайте также:  Образы князей в Слове о полку Игореве: сочинение

Размышляя над другими признаками романтизма в романе, можно отметить исключительные характеры главных героев, исключительные обстоятельства, в которых они действуют. Образ Ревекки, например, автор сделал воплощением душевной красоты и гуманности.

В целом одчеркнем еще раз, что в романе «Айвенго» налицо все основные признаки романтизма: мировая скорбь, противопоставление себя и общества, исключительный (тонко чувствующий) герой в исключительных (страшных, безвыходных) обстоятельствах действительности.

Отдаленные времена интересны новым поколениям постольку, поскольку между далеким и близким связь обнаруживается: становится видно, как прошлое привело к нынешнему, оказывается, что современность — это следствие давних причин. Вот это было и осталось самым интересным в романах Вальтера Скотта. Разумеется, приметы давних веков, дамы и рыцари могут привлекать сами по себе, как яркое и необычное зрелище, но для зрелого восприятия исторические романы интересны именно тем, что позволяют уяснить, как давно началось совершающееся сегодня, как все запутывалось, обрастая, усложняясь на протяжении веков все новыми конфликтами. Художественно цельное воспроизведение того или иного давнего конфликта дает возможность, нет, не разрешить конфликт, но хотя бы понять его причины и суть.

Открытый и освоенный Вальтером Скоттом повествовательный способ создания атмосферы и обстановки отдаленных эпох, совершенствуясь, использовался и последующим романом XIX века. В известном смысле роман XIX столетия по способу воссоздания «времени» какого бы то ни было, прошлого, текущего пли будущего, оставался «историческим».

1. Балакин Ю. Исторический роман в современном своем выражении// Пилигрим, Омск, Омск. Госуниверситет, 2002. Вып. 4

2. Дьяконова Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. – М., 1970

3. Рейсер С. А. Основы текстологии. – Л., 1978

4. Стендаль. Собрание сочинений в 15 томах. – М.: Правда, 1959

5. Урнов Д. М. «Сам Вальтер Скотт», или «Волшебный вымысел». – М., 2002

Анализ исторического произведения Вальтера Скотта “Айвенго”

Роман “Айвенго” – одно из лучших произведений Вальтера Скотта (1771 – 1832). Этот роман был создан более ста шестидесяти лет назад (1820), а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако и в наши дни “Айвенго” вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

“Время действия – царствование Ричарда 1, не только богато героями, – имена которых способны привлечь общее внимание, но отмечено еще глубокой враждой между саксами, обрабатывавшими ту землю, которой норманы владели по праву – победителей”, – говорится в авторском предисловии к роману. Решив изобразить в своем произведении проблему норманского завоевания, конфликт двух племен, населяющих страну – победителей и побежденных, Скотт сам подчеркивает, что здесь на первом плане художественная, а не историческая правда, власть художественного воображения, а не логика фактов.

Обратившись к английской истории конца XII века, Скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований.

Авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в анналах богатого английского фольклора. Герой этого произведения не исторически существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким хотел бы видеть властителя угнетенный народ. Король старинной английской баллады миролюбив и скромен. Его природная жизнерадостность, доступность и простота помогают ему в общении с народом – он весело охотится в Шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и строго блюдет интересы подданных. Именно так представлен в “Айвенго” Ричард “Черный Рыцарь”.

Изображен смутный период английской истории – период двоевластия, междуцарствия, время, когда “законный” английский король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его возвращения из долговременного плена, почти утратили надежду на это.

Скотт указывает на политический разброд в стране. Состояние анархии и растерянности, притеснение слабого сильным стало системой. Мелкопоместные дворяне или Франклины подпали под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к экономическим формам угнетения прибавилось еще национальное угнетение саксов со стороны норманских завоевателей.

Определяя характер быта, условия жизни смутной и переходной эпохи XII века, Скотт отмечает в самом начале романа, что “английский народ терпел великие бедствия”.

Жестокое угнетение народа стимулировало рост побегов крестьян и йоменов. Скотт осознает причины роста и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и неправды английских законов.

Разбойники были большей частью йомены и простые крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения суровостью законов о “сохранении лесов и охотничьих угодий”, а потому и избравшие такой отчаянный и бродячий образ жизни.

Неудивительно, что крестьянин – раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен считать “разбойников” своими врагами. По словам Гурта, он убедился твердо в том, что “настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете”.

Люди английского народа с ненавистью говорят о принце Джоне, норманских феодалах; ненависть простонародья Англии к угнетателям и тиранам – чужим и своим – подчеркивается в произведении многократно.

Скотт рисует нападение на замок узурпатора феодала Реджинальда Фрон де Бефа как бы “со стороны” – о нападении и всех обстоятельствах последнего рассказывает раненому Айвенго сочувствующая нападающим Ревекка. Нападающие и защитники замка уподобляются Ревеккой грозному столкновению морских стихий. Во главе осажденных Бриан Буагильбер и де Браси, во главе осаждающих – Чёрный рыцарь и Локсли. Красное знамя, появившееся на западной башне замка, служит сигналом для осаждающих к общей атаке. Мужество Локсли и его товарищей решает исход сражения. Захватив замок, Локсли обращается к нападающим йоменам с характерной речью: “Йомены! Жилища тирана более не существует. Великий подвиг мщения свершен”.

Данная сцена, являющаяся одной из самых ярких в сюжете романа, подчеркивает величие восставшего народа, но в то же время говорит и о политической ограниченности взглядов писателя – во главе восстания Черный рыцарь – английский король, которому в верности готовы поклясться и Локсли и его вольные стрелки.

Представителем разрушительных антигосударственных тенденций, королем, оторванным от народа, является в романе Скотта принц Джон – Иоанн Безземельный, младший брат Ричарда, король-деспот, щедро раздававший направо и налево королевские земли, потворствовавший произволу норманских феодалов, ожесточивший как англо-саксонских феодалов, так и простой народ.

В противоположность Джону с его децентралистской тенденцией, Ричард Львиное сердце – собиратель и организатор английского государства. Деятельность его объективно прогрессивна, она преследует интересы нации и государства; она оправдана вдвойне и потому что, как представляется Скотту, Ричард I не только “законный король” по праву престолонаследия, но и “народный” король в том смысле как представляет себе институт королевской власти шотландский автор. Идеализация образа монарха, имевшая место в английском фольклоре, усилена автором романа.

Ричард Львиное сердце – опора государства, защитник подданных. Вся его деятельность направлена на благо Англии и благо народа. “Едва ли найдется человек, которому страна и жизнь каждого подданного была бы дороже, чем мне”, – говорит в романе король.

Он – заступник обиженных и гонимых, защитник справедливого дела; он бескорыстен и честен, смел и решителен, силен и мудр, отважен и весел, отзывчив к беде любого и великодушен к врагам и побежденным. Он добывает победу честным путем-с помощью меча и копья.

Справедливый и гордый, он человечен и прост в обращении с подданными. Он не гнушается дружбы с монахом, запросто беседует с йоменом, играет на арфе, без предрассудков вступает в общение с разбойниками, ведет на приступ замка крестьян и лесных стрелков.

Ричард романа – это герой легенды, в ином случае рыцарского романа. Идеализацию образа сознавал и сам автор, не терявший чувства трезвого политического чутья в оценке деятельности “короля-героя”.

Политическая проблема – становление мощного английского государства – решается в романе на примере показа острой борьбы за власть трех претендентов на английский королевский престол – Ательстана, принца Джона, Ричарда I Плантагенета.

Историческая обреченность первого подчеркивается в романе многократно. Ательстан Конигсбурский – потомок последних королей саксонской династии в Англии, равнодушен к чести своей родины (отказывается к огорчению почтительного Седрика взяться за копье в индивидуальном единоборстве), прожорлив, беспомощен и пассивен. Он не способен защитить интересы государства и народа, а потому его общественная значимость ничтожна.

Несостоятелен и обречен на поражение и другой претендент на королевский престол Англии – принц Джон, хотя и по другим причинам. В противоположность Ательстану он энергичен, смел, заносчив, честолюбив, цели его определены, и он настойчиво добивается их реализации, но деятельность его – есть деятельность в личных корыстных целях. Он враждебен народу; жизнь и быт подданных, его не интересуют, английская земли рассматривается им как вотчина, все его поведение диктуется личными интересами. Он – разрушитель, носитель децентралистских тенденций; его деятельность общественно вредна и опасна. .

Враждебность народу этого короля подчеркивается в романе путем прямых авторских замечаний, характеристикой его окружения (Мальвуазен, Фрон де Беф и др.) и даже описанием его внешности – предельно расточительной и крикливой.

Жизнь и быт Англии XII столетия раскрыты путем введения в роман разнообразных типов и характеров. Здесь действуют, борются, радуются или страдают десятки людей, каждый из которых типичен для своего класса и рода занятий.

“Одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса, – пишет Мэгрон, – насколько старинный французский роман является аристократическим, настолько роман Скотта имеет тенденции демократические: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ”.

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей – ростовщик и его обаятельная дочь – наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача – изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение.

Скотт – на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь – Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия – Айвенго – Ровена. Последняя – бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

“Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, – писал Белинский, – будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу”.

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его – деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго – сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта – классовый, а не расовый персонаж. Он – ростовщик и его – ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака – отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть – так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными “героями” романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае – это – Айвенго, во втором рыцарь храма – Буагильбер. Характерно – и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты – психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки – противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями – храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

Ссылка на основную публикацию
×
×