Образы князей в Слове о полку Игореве: сочинение

Образы князей в «Слове о полку Игореве»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Одно из самых талантливых произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже 12-13 веков, незадолго до татаро-монгольского нашествия. Страна, которая на тот момент была разрознена, являлась легкой добычей для воинствующих кочевников:
Сказал брат брату:
«Это мое, и то мое же».
И стали князья про малое
«это великое» говорить
И сами на себя крамолу ковать.
Автор рассказывает в своем произведении о неудачном походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками. Если говорить о месте этого Игоря в русской истории, то в политической жизни Руси он занимал третьестепенное место по сравнению с другими князьями. Однако автор «Слова о полку…» придает огромное значение описываемым событиям. Это настоящий богатырь, который не боится половецких сил. И даже когда происходит затмение, он говорит своей дружине:
Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонян!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону».
Это очень сильный, любящий свою родину человек. Несмотря на то, что русское войско было разбито, а сам Игорь попал в плен, он остается героем, так как не отделяет свою жизнь от жизней других русичей, не мыслит своего существования без родного края.
Уж погасли зори. Игорь спит.
Дремлет Игорь, но не засыпает.
Игорь к Дону мыслями лежит.
Еще один персонаж в произведении, князь Всеволод, на мой взгляд, очень схож с образами былинных богатырей:
Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь.
Описывая один из самых трагических моментов сражения, когда Всеволод был ранен, и его дружина потерпела поражение, автор внезапно прерывает повествование. Его мучает вопрос: в чем причина неудач славного смелого Игоря? На мой взгляд, создатель «Слова о полку Игореве» не только талантливый поэт, но и мудрый человек. Он понимает, что причиной поражения Игоря является раздробленность государства. Вина лежит на всех русских князьях, которые своими раздорами и междоусобицами разоряли русскую землю:
И куют крамолу брат на брата
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
В это время в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого он узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить половцам за «раны Игоревы» и прекратить междоусобицы. По моему мнению, «золотое слово» Святослава занимает важное место в произведении. Автор изображает его как человека мудрого и понимающего причины всех неудач родной земли. Святослав – настоящий патриот, он гордится землей Русской.
Я думаю, что через образ Святослава автор призывает всех князей к объединению, ибо только так государство русское будет неуязвимым:
Ярослава все внуки и Всеслава,
Склоните стяги свои,
Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
Ибо лишились вы славы дедов.
Князья были слишком увлечены властью и стремлением во что бы то ни стало оказаться в Киеве, каждый заботился о своем благополучии, об обогащении, и именно поэтому государство начало слабеть.
По мнению автора, именно князья могут спасти русскую землю от бедствия. Они изображены как русские богатыри, истинные патриоты, люди сильные и мужественные. Они не отступят перед надвигающейся бедой. Их бесстрашие может быть примером для людей других поколений и для нас в том числе. Только вместе, только общим стремлением к могуществу и процветанию русской земли можно было достичь истинных успехов.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

СПАДИЛО.РУ

Отношение автора

Все княжеские образы «Слова о полку Игореве» подчинены главной авторской идее — необходимости объединения Русских земель. Летописец с большим уважением относится к личным качествам русских князей, как воинов: доблести, мужеству, храбрости. При этом он справедливо упрекает своих героев в том, что их жажда личной славы приводит к эгоизму, а в конечном счете, к бесконечным раздорам.

Князья в «Слове» — трагические порождения своей эпохи. Они по-своему любят свою родную землю, но честолюбие в их душах одерживает верх над трезвым расчетом. Роковая феодальная формула «Мы собе, а ты — собе» оборачивается для всей Руси бесконечными бедами и страданиями.

Игорь

Князь Игорь — центральный герой «Слова». В начале повествования он выглядит настоящим защитником Русской земли против половцев. Игорь мужественно обращается к дружине: «Луцу жъ бы потяту быти [зарубленным в битве], неже полонену быти». Смелый князь прав: бесконечные половецкие набеги можно было прекратить лишь мощным ответным ударом.

Страстному желанию Игоря одержать над врагом победу не могут помешать даже грозные предзнаменования. Игнорируя явные зловещие приметы, честолюбивый князь, с точки зрения автора, уже совершает большую ошибку.

Победа над передовым отрядом половцев совсем вскружила голову Игорю. Захватив вражеские боевые знаки («стягъ», «хорюговь», «чолка», «сребрено стружие»), он уже не сомневается в своей окончательной победе.

Накануне решающей битвы предзнаменования становятся еще более грозными, но князь рвется в бой. Слепое безрассудство Игоря приводит к его унизительному поражению и пленению половцами. Он сам виноват в том, что пересел «изъ сҍдла злата, а въ сҍдло кощиево [рабское]». Через Святослава Киевского автор обвиняет Игоря с братом Всеволодом в забвении общерусских интересов ради собственной славы. Поход был изначально обречен на поражение, потому что многочисленному половецкому войску могли противостоять только объединенные русские дружины.

Несмотря на весь вред, который повлек за собой неудачный поход, автор испытывает искреннее сочувствие к Игорю. Князь совершил большую ошибку, но продолжает оставаться одним из главных защитников Руси. Именно поэтому бегству Игоря из плена помогает бог и вся природа. Вернувшегося из плена князя автор сравнивает со светящимся на небе солнцем, при виде которого ликует вся Русская земля: «страны ради, гради весели».

Всеволод

Князь Всеволод дополняет образ своего брата. Он с радостью соглашается принять участие в походе, не заручившись поддержкой остальных русских князей. Главным для Всеволода является также принадлежность к одному роду: «Одинъ братъ… ты, Игорю! оба есвҍ Святъславличя!».

Очень характерной чертой Всеволода является его упоение битвой, затмевающее перед князем все на свете. «Яръ туре Всеволодҍ» в пылу сражения забывает не только о ранах, но даже о феодальных обязанностях, своем княжестве и любимой жене. Такое безрассудное поведение может быть характерно для рядового воина, но никак не для князя.

Всеволоду приходится разделить участь брата. Оба храбрых Святославича слишком поздно понимают, что для победы над сильным врагом нужно прежде всего забыть о личных амбициях и покончить с внутренними разногласиями между русскими князьями.

Зачинатели междоусобиц

Автор с осуждением отзывается о виновниках феодальной раздробленности. Одним из них он считает родоначальника Ольговичей — Олега Святославича, который «мечемъ крамолу коваше и стрҍлы по земли сҍяше». Имеется в виду печально известная битва на Нежатиной Ниве между потомками Ярослава Мудрого. В ней принимали активное участие наемные половецкие отряды. Называя Олега иронически Гориславичем, автор с горечью отмечает, что в те времена произошло небывалое запустение русских земель: «рҍтко ратаевҍ кикухать» (редко пахари погоняли лошадей).

К зачинателям усобиц, по мнению автора, относится и родоначальник полоцких князей — Всеслав. Добыв киевское княжение силой, этот князь навлек на себя божественную кару и был вынужден всю жизнь «влъкомъ рыскаше».

«Золотое слово»

В горькой речи умудренного жизненным опытом Святослава Киевского автор выражает свою главную мысль. «Золотое слово» Святослава содержит справедливое обвинение Игорю и Всеволоду в том, что они проступили вопреки его воле. Святослав прославился победами над половцами, но сейчас лишен необходимой поддержки: «Княже ми непособие» (князья мне не помогают). Отсутствие единства на Русской земле уже привело к первым гибельным последствиям: поражению Игоря и нападению половцев на Переяславль Русский.

Остальные князья

Ко всем удельным князьям автор обращается со страстным призывом постоять за Русь. В этих образах намеренно преувеличены могущество и слава. Всеволод Юрьевич может веслами расплескать Волгу; дружина Рюрика и Давида Ростиславичей «рыкаютъ акы тури»; Ярослав Владимирович Галицкий подпирает венгерские горы и т. д.

Вся эта сила и мощь ничего не будут стоить, пока на Руси продолжаются кровавые междоусобицы. Крамолы лишают нынешних могучих князей славы предков («выскочисте изъ дҍдней славҍ») и помогают половцам безнаказанно грабить и разорять русские земли.

Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д. Можно сказать, что разбитная молодость конкурирует со «старой закалкой» и рождает некий конфликт. Однако невооруженным глазом видно, что автор более тяготеет к точке зрения Святослава.

Игорь представляется отважным в бою. Ему не чужды патриотизм и любовь к своему народу. Чувствуется в князе и целеустремленность – ведь даже дурное предзнаменование в виде затмения не смогло остановить его, заставить пересмотреть свои планы. Что же касается корысти, нельзя сказать, что герой к ней тяготеет – если в нем и есть некая доля тщеславия, то его скорее интересуют военные подвиги, нежели золото.

Но нельзя сказать, что в князе Игоре нет отрицательных черт – он честолюбив, эгоистичен – потому, порой не замечает, что его личные решения могут приносить не только пользу, но и весомый вред государству.

Читайте также:  Образ русской земли (по Слову о полку Игореве): сочинение

Тем не менее, Игорь – не отрицательный герой. Да, он ошибается в своих действиях главы государства, но имеющиеся в нем положительные качества все же вселяют веру в то, что это неплохой человек со своим уникальным мировоззрением, по своему старающийся привести Киевскую Русь к счастливой жизни.

Что же касается Всеволода, он изображен великим воеводой, основной интерес которого – дружина. В бою ему равных нет – князь с легкостью расправляется с любым противником, источает героизм и бесстрашие. Он чем-то напоминает былинного богатыря. Но, тем не менее, Всеволод также может быть верным товарищем, любящим братом, ему не чуждо ничто человеческое. Хоть война и закалила его тело и душу, он не потерял главного, что должно быть у человека – души, умения любить и ценить близких.

Однако видно, что автору куда ближе князь Святослав – он изображен как рассудительный зрелый мужчина, опытный и справедливый правитель всего государства, который ставит интересы державы выше своих собственных. В отличие от молодого, своевольного Игоря, данный герой умеет различать пользу и вред своих поступков, не лишен способности к анализу, умеет разработать правильные стратегию и тактику.

Стоит отметить, что Святослав защищает интересы государства бескорыстно. Бояре очень уважают его. Вполне вероятно, что автору хотелось бы, чтобы и молодые князья, по прошествии лет, остепенились и стали похожими на этого героя. Опытный князь предлагает всем объединиться в интересах земли Русской – он видит ошибки правления Игоря, но не серчает на него – главное, спасти ситуацию.

Святослав – неплохой дипломат. Его можно назвать умом Руси того времени. Его поступки, как правило, логичны и последовательны. В речах всегда присутствует рациональное зерно. Хотя, нетрудно догадаться, что так происходит ввиду его опытности – ведь возраст также играет большую роль. Молодость, как правило, слепа и немного глупа. И лишь только жизненный опыт способен правильно расставить приоритеты, заставляет многое переосмыслить и понять.

2 вариант

Образы русских князей в произведении «Слово о Полку Игореве» описаны очень точно и осмысленно. По произведению можно сказать что, конкуренция молодых князей и князей со строй закалкой приводит к конфликту. Но заметно, что сам автор сильнее приближен к точке зрения князя Святослава.

Князь Игорь описал автором как патриот, он очень любит свой народ. В бою он выглядит очень отважно. В нем была такая целеустремленность, которой многие могли только позавидовать. Его ни что не могло остановить на пути к достижению желаемого. Даже затмение и дурным предзнаменованием не удержало князя идти вперед. Этого героя скорее всего интересовали не золото, а подвиги, которые он совершал. Его очень тяжело назвать корыстным, скорее он был тщеславным в плане славы, нежели золота.

В Игоре так же присутствуют и отрицательные черты, такие как эгоизм и честолюбие. Он не замечает, что его личные решения могут нанести огромный вред государству. Но нельзя назвать этого персонажа отрицательным героем. Его ошибки и неправильные действия не говорят о том что он плохой человек. По своему он старался, чтобы привести Киевскую Русь к лучшей жизни.

Великий воевода Всеволод. Единственное что интересовало этого человека это его дружина. Он был бесстрашным, в бой он шел с легкостью, ему не находилось равных. Он мог справиться практически с любым соперником. Несмотря на то что он походил больше на старинного русского богатыря, он оставался верным другом и хорошим братом. Несмотря на то, что он пережил многое, но войне, он остался душевным, искренним человеком. Всеволод очень ценил своих близких и умел любить.

Святослав-герой который был очень близок самому автору. Он изобразил его как зрелого, справедливого и опытного мужчину. Святослав был правителем государства, и интересы своей страны он ставил выше своих собственных интересов. В отличие от других он умел расценивать правильно свои поступки. Он понимал какие решения, и действия могут принести пользу, а какие нет. Святослав хорошо умел анализировать и всегда точно разрабатывал стратегии.

Святослава считали умом Руси. Каждый его поступок отличался последовательностью. Все эти качества он обрел благодаря своему опыту и зрелому возрасту. В отличие от более молодых и неопытных, он всегда точно знал что будет лучше и какие решения будут правильны для блага государства. Благодаря своему жизненному опыту он умело расставлял все на свои места.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Каждый герой комедии Д. И. Фонвизина Недоросль сыграл определенную роль в обнажении, высмеивании общественных недостатков, связанных с воспитанием, образованием людей.

Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом – он умел передать всю красоту природы на холст

Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» – известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта

Анна Каренина – героиня одноименного романа Л.Н. Толстого. Это молодая, необычайно красивая женщина, полная энергии.

Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова

Образ князей в «Слове о полку Игореве» (ЕГЭ по литературе)

Одно из важнейших произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано незадолго до татаро-монгольского нашествия.

Разоренная страна была легкой добычей для кочевников.

В данном произведении повествуется о походе князя Игоря Святославича на половцев, в котором Новгород-Северский князь и его брат Всеволод потерпели поражение от «рук поганых полонёну». Несмотря на то, что в истории князь Игорь не имел даже второстепенного значения, авторская позиция заключается в том, что именно Игорь Святославич является героем в истории Руси. Несмотря на солнечное затмение, предостерегающее Игоря, и незнание самого князя, что ему «сулит судьбина», он говорит своей дружине:

Лучше быть убиту от мечей,

Чем от рук поганых полонёну!

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону!

Также в Игоре бушует жажда власти, он хочет, не смотря ни на что, оказаться в Киеве, а потому жертвует благополучием своей страны, дабы достичь большего величия:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

Автор обращает внимания на честь Игоря.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

При победе над половцами, несмотря на несметные богатства, князь берет себе немногое:

А червленый стяг с хоругвью белой,

Челку и копье из серебра

Взял в награду Святославич смелый,

Не желая прочего добра.

Кроме того, Игорь заботится о своей родине даже будучи в плену у половцев. Он не может мыслить ни о чем другом, кроме судьбы своей страны:

Уж погасли зори. Игорь спит –

Дремлет Игорь, но не засыпает.

Игорь к Дону мыслями летит,

До Донца дорогу измеряет.

Второй же князь Всеволод, брат Игоря Святославича, представляет собой образ типичного русского богатыря. Во время боя с половцами, автор говорит о славе князя в бою:

Славный яр-тур Всеволод! С полками

В обороне крепко ты стоишь,

Прыщешь стрелы, острыми клинками

О шеломы ратные гремишь.

Всеволод в бою не может думать ни о чем, кроме победы:

И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,

Если жизнь не ценишь ты свою!

Если ты на ратном этом поле

Позабыл о славе прежних дней,

О златом черниговском престоле,

О желанной Глебовне своей!

Как и Игорь, Всеволод страдает от своей жажды власти. Автор указывает на то, что причиной поражения Игоря является именно стремление каждого князя урвать себе больший клочок земли, чем у других:

А князья дружин не собирают,

Не идут войной на супостата,

Малое великим называют,

И куют крамолу брат на брата.

А враги на Русь несутся тучей,

И повсюду бедствие и горе.

В отличие от младших князей, Святослав желает спокойствия на Руси:

А давно ли, мощною рукою,

За обиды наших покарав,

Это зло великое грозою

Усыпил отец их, Святослав!

Именно Святослав заботится о благополучии всей русской земли, а не о своих владениях и обогащении, что мы видим в его призыве отомстить «За Русскую землю, за Игоревы раны». Через образ Святослава автор говорит о необходимости объединения русских князей:

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовом кричат

Русичи под саблей половецкой!

Именно князья, не желающие думать о всеобщем благополучии, могли предотвратить поражение Игоря, а вместе с тем и нашествие половцев на Русь. Смелые воины, любящие русскую землю, могут спасти ее лишь объединив свои усилия и направив их на общее благо.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63747

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также:  Образы народа в романах Вальтера Скотта: сочинение

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Образы князей в Слове о полку Игореве: сочинение

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

83.3(2Рос=Рус)я7

Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М. : Высш. шк., 2003. – 334 с. : ил.

Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания. С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону. Хощу бо,рече,копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

«Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов. Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны. Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.

«Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца». «Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна». «Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили». И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича. уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин. Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей. Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков. Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован. Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени. Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

«Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он. «Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле. Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!». Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г., когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп. (гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями». Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота. Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

Читайте также:  Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве: сочинение

Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину. Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам. Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Фигуры старославянских князей в литературной работе “Слово о полку Игореве” показаны очень хорошо: юные и быстрые Игорь и Всеволод, много повидавший на своем веку Святослав, который сохраняет общерусские задачи и цели и многие другие. Можно смело говорить, что живой подростковый возраст соперничает со «старой закалкой» и возникает некоторые разногласия. Но в то же время сразу становиться ясно, что писатель больше стремится к позиции Святослава.

Игорь изображается бесстрашным в сражениях. Для него не в новинку преданность своей родине и неравнодушие к собственным людям. Ощущается в правителе и сила воли – так, что даже плохой знак в форме затмения не сумел задержать его, изменить собственные цели. К вопросу о корыстолюбии, не следует утверждать, что главный персонаж к нему стремится – если в нем и существует какая-то часть стремления к почестям, то его больше волнуют боевые похождения, чем богатство.

Но не следует утверждать, что в правителе Игоре нет плохих качеств – он амбициозен, заносчив – благодаря чему, в ряде случаев не видит, что его собственные поступки могут давать не всегда благо, но и причинять тяжелый ущерб стране.

Как бы то ни было, Игорь – не плохой персонаж. Безусловно, он заблуждается в своих поступках правителя, но находящиеся у него хорошие черты, как бы то ни было, создают надежду на то, что это добрая личность со своим неповторимы мировидением, по-своему стремящийся создать в Киевской Руси радостную и счастливую действительность.

Всеволод представлен эпохальным военачальником, главная страсть которого – рать. В схватке он всех побеждает – правитель легко учиняет расправу со всяким врагом, проявляет мужество и решительность. Он в некотором роде похож на легендарного воина. Но, как бы то ни было, Всеволод также может быть преданным другом, уважаемым братом, ему близко все людское. Хоть сражения и укрепили его плоть и дух, он не лишился основного, что должно быть у личности – внутреннего мира, способности любить и дорожить близкими.

Но в то же время, становиться ясно, что писателю гораздо роднее правитель Святослав – он представлен как мудрый, взрослый человек, зрелый и заслуженный царь всех земель, который преподносит задачи и цели государства превыше своих. В противоположность к юному, своенравному Игорю, этот персонаж может определять благоприятные последствия и ущерб от собственных деяний, обладает талантом к правильно оценке ситуации, может выработать верный план и правильные действия к его реализации.

Святослав. Необходимо заметить, что Святослав борется за интересы страны безвозмездно. Дворяне достаточна ценят его. По всей видимости, что писателю охота было, чтобы и юные князья, впоследствии, взялись за ум и стали как этот персонаж. Мудрый правитель говорит всем, что нужно сплотиться ради Родины – он видит просчеты руководства Игоря, но не гневается на него – первостепенное, прийти к согласию.

Святослав – хороший политик. Его можно охарактеризовать главным интеллектом Руси той поры. Его деяния, в подавляющем большинстве, последовательны и обоснованы. В фразах постоянно звучит разумный подход. Правда, легко понять, что так получается вследствие его опыта – поскольку возраст тоже немаловажен. Молодость, в подавляющем большинстве, бессознательна и слегка глуповата. И только лишь мудрость может верно поставить амбиции, подталкивает практически все пересмотреть и увидеть.

2 вариант

Слово о полку Игореве» – литературная работа, изображающая вошедший в историю артефакт стародавней письменности: не обращая внимания на маленький размер, произведение состоит из описания подвига Игорева полчища, красочной репродукции стародавней Руси и изображения князей, властвовавших в 12 столетии.

В своем литературном труде писатель остерегается показывать внешний вид и основные черты действующих лиц, однако мы отчетливо рисуем сами себе их облики, и деяния князей для нас ясны. В числе основных героев в «Слове» представляется Игорь, ему писатель, очевидно, относится с симпатией. Князь Новгород-Северский предстает перед нашими глазами в образе благородного витязя, который может принести в жертву многое для спасения своей родной земли. Игоря не удерживает даже солнечное затмение, которое в стародавние времена являлось плохим предзнаменованием, сулящее опасность или погибель. Однако, помимо хороших особенностей главного героя писатель еще подчеркивает и такие особенности Игоря, с помощью которых князь потерпел поражение в битве. Он знает себе цену и амбициозен, он не пытается искать поддержки у остальных князей, и направляется на половцев только с братом Всеволодом, так как не намерен разделять лавры и присвоенные ценности с другими.

Но войск двух моложавых князей не хватает для победы, и они терпят поражение в ночном сражении с половцами, потеряв практически все свои войска. Внешность Игоря оказывает на нас двойственное впечатление: мы восторгаемся им в ходе столкновения, одновременно с этим порицая его эгоистические поступки, вырисовывающиеся в некоторых событиях при прочтении всего произведения.

Писатель вдобавок одаривает и брата Игоря, Всеволода, храбрыми качествами. Бесстрашие и героизм князя буй-тур Всеволода не способны не поразить читателей: в ходе столкновения он, как настоящий витязь, посылает стрелы в своих недругов – спасает отчизну, не обращает внимания о собственные раны и страх. Можно считать, что писатель, отражая поступок Всеволода в схватке, использует способ утрирования, к которому нередко прибегают в народных литературных трудах. Одаривая князя атлетическими чертами, писатель с помощью контраста заостряет внимание на его эгоцентризме и гордости, присущие брату.

Но в произведении «Слово о полку Игореве» как бы то ни было существует один герой, изображающийся безукоризненным, по представлению писателя, – князь Киевский, Святослав. Автор «Слова» отображает его правителем всех земель русских. Только Святослав собирает воедино все русские земли и думает о их развитии: его очень огорчает поступок Игоря и Всеволода, тогда Святослав собирает князей с обращением о поддержки очутившимся в опасности братьям. Его «золотое слово, со слезами смешанное» представляется значимым местом всего произведения, потому что именно оно описывает весь замысел писателя об сплочении русских князей перед угрозой гибели.

Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

Несколько интересных сочинений

Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много – крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины

Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.

Тарас Бульба, яркий персонаж повести Н.В. Гоголя показывает личность, в которой воплощены все главные качества запорожского казака. Он был старым воином, какой весь свой путь был в набегах и боях.

В осеннее время пейзажи природы так прекрасны и наполненными многими оттенками, что поэты посвятили осени свои стихи, художники отражают ее внешний облик в красках своих полотен

Вера Ростова, героиня романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», является одним из наиболее интересных второстепенных персонажей произведения.

Ссылка на основную публикацию
×
×