Каким я представляю себе автора Слово о полку Игореве: сочинение

Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»

Скачать сочинение

Существует много предположений о том, кем был автор “Слова о полку Игореве”. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор “Слова. ” мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях:

С раннего утра до вечера,

с вечера до света

летят стрелы каленые,

гремят сабли о шлемы.

Трещат копья булатные

в поле незнаемом

среди земли половецкой.

Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Он не только рассказал о событиях Игорева похода, но и дал собственную оценку всему проходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и влечет за собой гибель его войска.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю. Игорева храброго войска не воскресить. Необыкновенная композиция “Слова. ”, удивительные сравнения, своеобразный певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом:

На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: “Полечу,— говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле”.

Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например, сравнение Игоря и брата и их сыновей с четырьмя солнцами:

На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца.

В “Слове. ” ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действий — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:

Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.

Все это ясно говорит о том, что автор “Слова. ” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.

Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова. ” — патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине. Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.

Автор “Слова. ” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор

говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова. ” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:

Сказал брат брату:

“Это мое, и то мое же”.

И стали князья про малое

4это великое” говорить

и сами на себя крамолу ковать.

Автор призывает к прекращению междоусобиц:

Ярослава все внуки и Всеслава,

склоните стяги свои,

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых на землю Русскую,

на богатства Всеслава.

Из-за усобиц ведь настало насилие

от земли половецкой.

Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в “золотом слове” Святослава.

Представляя себе автора “Слова. ”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.

В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.

69931 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Сочинение на тему “Каким я представляю себе автора “Слова о полку Игореве””

Конкурсное сочинение Гридиной Анастасии, ученицы 8 класса на тему “Каким я представляю себе автора “Слова о полку Игореве””

Скачать:

ВложениеРазмер
soch._slovo_o_polku_igoreve.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Красноманычская основная общеобразовательная школа

Ростовская область, Весёловский район, х.Красный Маныч

ул. Центральная, 128

Сочинение на тему:

«Каким я представляю себе автора «Слова о полку Игореве»

Выполнила: ученица 8 класса

Гридина Анастасия Николаевна

09.04.1999 г. рождения

347784 Весёловский район,

х. Красный Маныч,

ул. Центральная, 67

Школа Светлана Иосифовна

х. Красный Маныч

Каким я представляю себе автора «Слова о полку Игореве»

В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является , например, “Слово о полку Игореве” – памятник, написанный вскоре после похода Игоря на половцев. «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Практически все авторы в эпоху Средневековья не подписывали свои произведения. Дело в том, что все они были глубоко верующими людьми, во всем вокруг видевшими Бога. Даже перо и бумага, на которой они писали, считались святыми. Писатели представляли, что сам Бог руководит ими, поэтому они считали свои произведения творениями Бога.

Так что же собой представляет автор «Слова о полку Игореве»?

С одной стороны, автор – простой повествователь, испытывающий все те чувства, что и обычный человек. С другой стороны, он явно не был простым человеком, так как он очень подробно рассказывает нам весь Игорев поход. Этого рядовой воин знать не мог. Поэтому автор мог быть дружинником.

По словам Д. С. Лихачева, “сам автор “Слова …”, скорее всего, был приближенным Игоря Святославича (он ему сочувствует) или Святослава (он сочувствует и ему)”. После принятия христианства на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.

Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что автор – христианин.

Игорь едет по Боричеву

к святой Богородице Пирогощей.

Однако кем бы ни был автор, можно с уверенностью сказать, что он был, несомненно, высокообразованным человеком, который постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.

Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.

Он предстает перед нами как опытный, тонкий в своих суждениях человек. В рассуждениях он полагался не только на факты, свидетельства современников, но и на свой жизненный опыт. Для него было важно показать пагубность поступков князей. По этой причине автор ставит своей целью произнести «слово». Он желает убедить читателей в надобности объединения. Именно поэтому он отказывается слагать хвалу им, как делал великий Боян.

«Начаться же той песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову».

Автор человек чести, он обладает мужеством рассказать всю правду. Он не боится показать взаимной жестокости врагов. Победившие грабят своих врагов, а что не могут унести – топчут.

«Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты».

Описывая князей, он показывает решимость Игоря, одобряя его стремление к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря:

«О, далеко залетел сокол, избивая птиц, – к морю. А Игорева храброго полка не воскресить! Вслед ему завопила Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе людям из огненного рога».

Автор – свидетель событий, он описывает не только сам поход на половцев, но и отношение князей друг к другу. Ему больно осознавать то, что происходит в стране, больно от того, что русские князья, вместо того, чтобы защищать родную землю, враждуют между собой.

«Это мое, и то мое же».

И стали князья про малое

«Это великое» говорить

И сами на себя крамолу ковать.

Поэтому он призывает всех князей объединиться и закончить все эти войны:

Ярослав и правнуки Всеслава!

Преклоните стяги! Бросьте меч!

Вы из древней выскочили славы,

Коль решили честью пренебречь.

Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе и желает для неё блага. Русская земля для него – это не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.

Автор патриот, ради блага Родины он набирается смелости сообщить жестокую правду князьям.

Помимо патриотизма к Родине, автор обладает широкими историческими познаниями, он понимает, что лишь объединение приведет к победе и сохранению свободы. Именно ради этого автор говорит своё взволнованное слово князьям.

«Спев песнь старым князьям, потом – молодым петь! Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине! Аминь».

Несмотря на то, что доподлинно неизвестно имя автора, мы легко можем представить себе этого мудрого, храброго, патриотичного человека с невероятным литературным талантом.

«Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»»

Существует много предположений о том, кем был автор “Слова о полку Игореве”. Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор “Слова. ” мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях и знающего, что такое битвы:

С раннего утра до вечера,
с вечера до света летят стрелы каленые,
гремят сабли о шлемы.
Трещат копья булатные
в поле незнакомом среди
земли Половецкой.

Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени, имеющим здоровые взгляды на сложившуюся на Руси обстановку.
Автор “Слова. ” не только рассказывал о событиях Игорева похода, но и давал свою собственную оценку всему происходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю.
Игорева храброго войска не воскресить.

Необыкновенная композиция “Слова. ”, различные удивительные сравнения, своеобразный певучий язык, слог “Слова. ” свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом:

На Дунае Ярославнин голос слышится,
кукушкою безвестною рано кукует:
“Полечу, — говорит, — кукушкою
по Дунаю, омочу шелковый рукав в
Каяле-реке, утру князю кровавые
его раны на могучем его теле”.

Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например: сравнение Игоря, и брата, и их сыновей с четырьмя солнцами:

На другой день спозаранок
кровавые зори свет возвещают;
черные тучи с моря идут,
хотят прикрыть четыре солнца.

В “Слове. ” ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действия — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:

Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам;
волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом
на кости зверей зовут;
лисицы брешут на червленые щиты.

Все это ясно говорит о том, что автор “Слова. ” сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.
Не оставляет никаких сомнений и то, что автор “Слова. ” является патриотом своей родной земли. Его произведение проникнуто огромным нежным, теплым чувством любви к родине. Это чувство проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Автор “Слова. ” гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, населяющий Русскую землю. Автор говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней.
И именно эта любовь вдохновляла автора “Слова. ” и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:

Сказал брат брату:
“Это мое, и то мое же”.
И стали князья про малое
“это великое” говорить
и сами на себя крамолу ковать.

Автор призывает к прекращению междоусобиц:

Ярослава все внуки и Всеслава,
Склоните стяги свои,
Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
Ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.

Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси. Этот призыв ясно выражается в “золотом слове” Святослава и служит главной мыслью произведения.
Представляя себе автора “Слова. ”, я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.
В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — военачальник, то он — госу- дарственный деятель, то он — белобородый сказитель Бонн. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.
Но в каком бы образе автор “Слова. ” ни появлялся, ему неизменно присущи мудрость, честность, благородство, великолепное знание истории своей родины.
Для того чтобы представить себе автора, не обязательно придумывать конкретный образ человека того времени. Надо лишь внимательно перечитать “Слово. ”, и тогда сквозь древние письмена можно увидеть светлую душу, возвышенные стремления, мудрую заботу о судьбе любимого Отечества.

Каким я представляю себе автора Слова о полку Игореве (Литература XI—XII веков)

Автор “Слова. ” неизвестен. Имя автора не дошло до наших дней, потому что по древнерусскому этикету подписывать свои творения считалось неприличным. Так же неизвестна дата создания и место написания “Слова. “, ведутся споры о его жанре. Сама же рукопись сохранилась только в одном древнерусском сборнике летописей, принадлежавшему одному известному коллекционеру памятников русских древностей, графу Алексею Мусину-Пушкину. С его слов, он приобрел рукопись у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря в конце восемнадцатого века, однако вскоре эта версия была опровергнута. Существует более двадцати гипотез относительно личности автора “Слова. “. Исследователи предполагают, что им мог быть премудрый книжник Тимофей, певцы Митуса или Хотына, летописец Петр Борисович, тысяцкий Рагуил, великий киевский князь Святослав или даже сам князь Игорь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но, несмотря на то, что мы не знаем имя создателя “Слова. “, его образ в произведении очень важен и значим.

С самых первых строк автор говорит, что он, в отличии от Бояна, не будет приукрашивать, а будет излагать достоверно, максимально приближенно к правде. Он не хочет, чтоб эти события были искажены. Потомки должны знать правдивую историю. Сам же автор достаточно образован, хорошо знает историю того времени (по одной из гипотез, являлся монахом). Это мы можем наблюдать в “золотом слове Святослава”: перечисляет всех князей, некоторые их битвы, врагов. В этой же части мы видим автора как тонкого политика. Он понимает положение Руси. Понимает, что князьям нужно объединиться и вместе дать отпор врагу. И он же призывает их сделает это. Возможно, тогда все так считали и хотели этого. Тем самым он может доносить голос народа.

Автор ярко показал связь человека с природой. Он настоящий патриот. Его творение проникнуто ласковой и тёплой любовью к родине. Автор восхищается ею, он убежден в её силе. Русская земля для него – это не только русское естество, русские деревни и города, это прежде всего люди: князья, дружинники, земледельцы и монахи. Он понимает их всех и одинаково горячо любит. Он чувствует беспокойство русского народа за князя Игоря. Он видит грусть людей из-за усобиц князей. Автор отлично понимает, что весь русский народ может победить половцев, но нужно его объединить. И он к этому призывает. Так же автор очень любит русскую природу. Она всегда поддерживала людей. Автор часто использует рефрену: “О Русская земля! Ты уже за холмом.”. Она часто повторяется при описании похода князя Игоря. В них со всей полнотой и огромной эмоциональной силой проявляется любовь автора к своей земле.

События в “Слове. ” описаны очень точно и красочно. Часто создается впечатление, что автор сам был свидетелем или даже участником этих событий.

“На другой день рано утром кровавой зори рассвет возвещают; чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии.”

В этом предложении много средств выразительности: эпитеты (кровавые зори, синие молнии), олицетворение (тучи хотят прикрыть, молнии трепещут). Так же автор сопоставляет князей, принимающих участие в битве, с четырьмя солнцами.

“И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастий. Тоска разлилась по Русской земле, печаль многая рекою протекла среди земли Русской.”

Олицетворения (Киев и Чернигов застонали, тоска разлилась) и метафора (печаль многая рекою протекла) дает нам понять, насколько опечалило людей поражение Игоря. Это был очень сильный удар для Русской земли.

В “плаче Ярославны” нам раскрывается внутренний мир героини. Автор, точно тонкий психолог, раскрывает всю её душу. С помощью её молитв силам природы мы узнаем, насколько она скучает и переживает за Игоря. Это один из самых красивых и трогательных моментов во всем произведении. Она со всей душой и трепетом отнеслась к природе. Пусть она и юна, но внутренней мир у неё очень богатый.

Автор – это новатор, опередивший свое время. Его герои живы и человечны. Мы понимаем их. Мы видим их душевный мир вне сражения. Он не пытается приукрасить свое произведение, но оно получилось очень ярким и эмоциональным. Через героев и силы природы автор показывает нам свою оценку происходящему. Это произведение не посвящено одному герою. Их несколько и всех их мы чувствуем и понимаем.

Сложно точно сказать, кем по моему мнению является автор. Этот человек был образован, видел события и изнутри, и снаружи, был близок с народом. Возможно, этим автором является не один человек. Но кем бы он ни был, мы все ему благодарны за столь чувственный и яркий памятник русскому творчеству.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id12306

Каким я представляю себе автора «Слова. »

Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» – личность удивительная, самобытная, уникальная. На мой взгляд, мы можем назвать его полноценным героем произведения. Ведь именно автор «ведет» нас вслед за князем Игорем и его дружиной на битву с половцами, именно он переносит читателей в хоромы к князю Святославу Киевскому или показывает страдания Ярославны.
Уже с первых строк произведения автор заявляет тему своего произведения:
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
Он называет своих читателей друзьями, говорит, что он поведет с ними задушевную беседу о том, что его действительно волнует.
Кроме того, с самого начала произведения автор выступает как новатор в области литературы:
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Он отдает дань традиции, с большим уважением относится к литературным авторитетам своего времени (к Баяну). Но сам считает, что следует писать по-другому и о другом – о том, что современно, о том, что волнует его современников.
По мере развития своего «Слова» автор знакомит нас с историей Руси, рассказывает про князей, повествует о политической обстановке в стране и так далее. Но кроме этой, масштабной «официальной» картины, автор раскрывает образы своих героев как индивидуальных личностей. Пусть это пока еще только попытки, однако и они весьма существенны. Так, князь Игорь предстает перед нами как молодой и неопытный, но уже очень самоуверенный, амбициозный, эгоистичный человек. Мы понимаем, что его, прежде всего, интересует собственная слава:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
Его брат князь Всеволод – сильный и смелый воин, но он и преданный брат, готовый поддержать Игоря во всех его начинаниях. Князь Святослав Киевский представлен как мудрый владыка, думающий, прежде всего, о благе Руси. Он переживает из-за постоянных княжеских междоусобий, ослабляющих страну, позволяющих кочевникам постоянно совершать набеги и разорять Русь.
Жена Игоря Ярославна в «Слове» – образец женственности и преданности мужу. Именно ее любовь помогает Игорю спастись, как, впрочем, помогают ему и все силы природы, которые стремились вызволить русского князя из половецкого плена.
А как же сам автор относится к своим героям? Мы чувствуем, что он с нежностью, сочувствием и восхищением описывает страдания Ярославны, с большим уважением и жалостью говорит о «буй-туре» Всеволоде, с искренней почтительностью – о киевском Святославе. И к Игорю, на мой взгляд, автор относится с большой любовью и снисходительностью, как к нерадивому сыну, совершившему большую глупость: «Но восходит солнце в небеси – Игорь-князь явился на Руси».
Кроме того, нужно подчеркнуть смелость автора «Слова». В своем произведении он смеет осуждать князя, публично рассуждать о его поступках, указывать на его ошибки. И хотя это автор делает тактично, все же он выступает с критикой:
Игорь-князь и Всеволод отважный,
Святослава храбрые сыны,-
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!
Автор «Слова…» – истинный патриот земли Русской, и его произведение наполнено любовью к отчизне. Все «Слово» пронизано этим чувством, и можно смело сказать, что главная идея произведения – идея патриотическая. Мы понимаем, что речи киевского Святослава близки к мыслям самого автора – он всеми силами души хочет блага Руси, призывает князей к единению и защите их родины.
Таким образом, неизвестный автор «Слова о полку Игореве» представляется мне творческим новатором, человеком воспитанным, образованным, очень чутким и тактичным. Но самое главное – это большой патриот, заботящийся о благе своей родины и в этом видящий свое предназначение. Его, на мой взгляд, можно назвать Автором в полном смысле этого слова.

Каким я представляю автора «Слова о полку игореве»

Кто был автор «Слова о полку Игореве», неизвестно. В летописях также нет о нем никаких сведений. Вся его биография — в его песне о
походе Игоря. Эта песнь свидетельствует, прежде всего, о том, что автор ее был христианин, мирянин, современник Игоря и, быть может,
участник его похода на половцев. Его песнь служит отголоском дум и чувств лучших людей того времени, и самые привлекательные черты
рисуют ее автора, певца Игоря.

Он был христианин; он верил в помощь Божию. В «Слове» он говорит о церковном звоне, о заутрене, о храме Богородицы Пирогощей в
Киеве, куда Игорь по возвращении из плена прибыл принести благодарственное моление за свое спасение. Только на первый взгляд круг понятий автора может представлять смесь языческих верований и христианских воззрений. Языческое мировоззрение автора «Слова» являлось лишь поэтическим образом при изображении им лиц и событий, а не служило предметом его веры.

Он упоминает об языческих божествах, но эти имена встречаются у него в виде эпитетов или сравнений, как достояние поэтического языка. Поэт, приписывающий спасение Игоря из плена Божьей помощи, не мог, конечно, верить в происхождение русских от Даждьбога или Бояна от Велеса. Он был христианин, мирянин, а, судя по интересам и взглядам автора, следует признать, что он был человек светский. С достоверностью можно предположить, что сам автор был воин.

Искренно сочувствуя народному горю от бед войны, он в то же время трепетал при мысли о походе, о добыче. Он одушевлен тем ратным духом, каким живет дружина. Он восхищается звоном славы в Киеве, боевой удалью; он живо и искусно передает звуки битвы, гром победы и стон поражения. Все это — чувства и впечатления, близкие и родные для воина, но чуждые тогдашнему благочестивому бытописателю.

Автор знает всех современных ему русских князей, ясно понимает отношения к ним бояр и дружинников, правдиво передает современные
исторические события. Он обнаруживает знакомство не только с государственным положением русских областей, но и с характером их природы. Он знает южно русскую степь, ее обитателей и их отношение к Русской земле. Ему хорошо известно, что происходило на Руси до Игоря. Только современник мог сказать так: «Почнем же, братие, повесть сию от старого В

адимера до нынешнего Игоря».

Все это побуждает видеть в нем дружинника, принимавшего участие в походе Игоря, в печальном событии, которое он изобразил с такими
подробностями и необыкновенно живо, как бы по личным впечатлениям.ьА глубокое сочувствие к судьбе Игоря, проникающее все «Слово», позволяет предположить, что автор сам находился в дружине Игоря.

Автор «Слова» был одарен сильным поэтическим талантом; был образованный, просвещенный человек. На его «Слове» отразилось несомненное влияние тогдашней византийско-славянской литературы; в его песне встречаются образы и выражения книжного характера, как следы начитанности автора. Будучи близко знаком с книжными светскими произведениями, он хорошо знал и народную поэзию и часто обращался к родным образам народного творчества. Однако он не похож на народного певца. Вместо детской простоты и наивности в его «Слове» мысли человека вполне развитого, представителя и поборника государственной идеи, которую сознавали лишь немногие в то время.

Он был певец-патриот. Все лирические места, отступления, выражающие основную мысль песни, характеризуют и освещают личность
автора, его пламенную любовь к родной земле. Он горько плачет и скорбит о Русской земле. Он глубоко чувствовал все испытания, скорбь и
страдания нашей великой Русской страны. Причина скорби певца есть вместе с тем и причина бед родной страны — это княжеские усобицы и разорение разрозненной Руси врагами-иноплеменниками. Но у вещего поэта, несмотря на печальное настоящее, оставалась надежда на светлoe будущее, на победу над врагом, на славу и величие Русской земли!

По всем перечисленным чертам пред нами встает благородный образ русского национального певца, автора «Слова о полку Игореве». Из
глубины веков он, верный сын родины, завещал всему русскому народу горячо и беззаветно любить свою великую родину и неизменно хранить в своих сердцах идею единства Русской земли.

Имя автора «Слова о полку Игореве» осталось неизвестным, несмотря на все изыскания ученых. Однако, вдумываясь в содержание и в тон
«Слова», можно составить довольно определенное понятие о том, кто был его певец. «Слово» — произведение в высшей степени субъективное, проникнутое глубоким лиризмом, и личность автора ясно отражается в нем.

Уже первый взгляд на тон и содержание «Слова» позволяет определить общественное положение неизвестного автора. Певец, безусловно, лицо светское. На это указывает отсутствие религиозного элемента в его произведении. Если б автор «Слова» был лицом духовным — священником или монахом — зто, несомненно, отразилось бы и на языке его поэмы. Изложение поэмы было бы пересыпано цитатами из Священного Писания и из христианских молитв, и вообще во всем тоне слышалось бы религиозное настроение автора.

Даже идея «Слова» и взгляд автора на исторические события были бы другие, — можно полагать, такие же, как и в летописи Нестора, который волю Господа считает единственным двигателем истории, и во всяком историческом событии видит вмешательство Провидения в человеческую жизнь.

Во всяком случае, в поэме был бы немыслим тот языческий элемент, которым она проникнута от первой строки до последней. В богатстве языческих образов заключается вся поэтическая сила и вся оригинальность «Слова о полку Игореве», но именно эти образы и делают «Слово» произведением светским, и автором его могло быть тоже только светское лицо.

Само содержание «Слова» дает возможность еще ближе определить общественное положение его автора. Певец «Слова о полку Игореве», вероятно, был дружинник и близко стоял к княжеским сферам.

Он обнаруживает близкое знакомство с княжеской родословной и с княжескими отношениями. Он так живо рисует образы князей Игоря и
Всеволода Святославичей и великого князя Святослава, что складывается впечатление, что певец, должно быть, знал их лично.
Певец прекрасно понимал политическое положение современной ему Руси.

Поход Игоря и все его битвы изображены им так ярко, что можно с уверенностью сказать, что он сам принимал в них участие. Наконец, та любовь, с какой певец говорит о дружинной жизни, та нежность, с какой он рисует теплые отношения князя и дружины; та восторженность, с какой он говорит о храбрых курянах, например, — тоже свидетельствуют о том, что певец «Слова» был дружинник.

Но по содержанию можно составить не только понятие об общественном положении автора «Слова». По прекрасной поэме можно судить и о его умственном и нравственном развитии.

Певец «Слова» не мог не быть грамотным человеком. Идея поэмы и отношение автора к лицам и событиям обнаруживают в нем блестящее
умственное развитие.

Эти идеи были еще новы в эпоху, когда жил поэт, и даже весьма немногие князья еще прониклись ими тогда. Если же певец так ясно
проповедовал эти идеи, то само собою разумеется, что он был одним из самых развитых людей своего времени.

Вопрос о религии, к которой принадлежал автор «Слова» долгое время был спорным в литературе, хотя все данные говорят за то, что певец был христианин. Если еще Владимир Святой объявил, что будет считать своим личным врагом каждого русского, который не примет
христианства, то немыслимо было бы, чтобы дружинник и притом такой развитый человек, в XII веке был язычником.

В «Слове» даже встречается несколько выражений, которые могли выйти только из уст христианина. Певец на всем протяжении своего произведения называет половцев «погаными», а «поганый» — оскорбительный эпитет язычника. Наоборот, Богородицу Пирогощую певец называет святою. Наконец, заключительные строки поэмы ярко свидетельствуют о христианстве певца: «Здрави князи и дружина, поборая за христианы на поганые попки!» — восклицает певец, описывая возвращение Игоря из плена и радость, охватившую по этому поводу всю Русь.

То, что поэзия «Слова» проникнута как бы языческим духом, нисколько не может служить доказательством того, что автор был якобы
язычником. Языческий элемент, с одной стороны, отражение глубокого чувства красот природы, которым проникнута вдохновенная душа такого поэта; а с другой стороны — это одно из психологических средств, которыми певец воспользовался для усиления художественной стороны своего произведения. Народные суеверия и языческие образы вообще представляют благодарный материал для романтической поэзии, а «Слово о полку Игореве», по существу своему, произведение романтическое.

Из всего сказанного ясно, что это был человек в высшей степени выдающийся, на целое столетие, можно сказать, опередивший свою эпоху и бывший представителем лучших народных идей, только назревавших в то время.

Читайте также:  Образы народа в романах Вальтера Скотта: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×