Слово о полку Игореве призыв к единению русской земли: сочинение

«Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли.

«Слово о полку Игореве» — одно из вершинных произведений древнерусской литературы, удивитель­ный памятник прошлого Руси. Оно свидетельствует о высоком уровне культуры и национального самосоз­нания русского народа той эпохи.

Написанное в конце XII века, «Слово» нашло сво­его читателя лишь спустя шестьсот лет. «Слово о пол­ку Игореве» было открыто в 1795 году. Эта заслуга принадлежит графу А. И Мусину-Пушкину, извест­ному и удачливому коллекционеру памятников рус­ской старины.

Подлинная рукопись «Слова» была уничтожена пожаром трагического 1812 года, но благодаря усили­ям ученых первоначальный текст «Слова» был все же почти полностью восстановлен.

«Слово о полку Игореве» оказало значительное влияние на русскую литературу. Его переводами за­нимались В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Н. А. Забо­лоцкий и другие. А. Н. Майков утверждал, что «появ­ление «Слова» в печати сделало эпоху в нашем лите­ратурном мире. ».

Текст «Слова» отличается сжатостью и образно­стью.

В произведении нашли отражение подлинные ис­торические события. Русь начиная с конца XI века страдала от жуткой междоусобицы и набегов половцев. В 1185 году состоялся поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Автор «Слова» с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объеди­нению русичей, которые только совместно могут дать отпор половцам. Он рассуждает о событиях, дает им оценку. Еще Владимир Мономах, известный мудрец, говорил: «Если мы не прекратим междоусобий. то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возь­мут землю Русскую».

Произведение отличает глубокая любовь к родине, острые переживания за ее судьбу.

Вся природа сочувствует участникам похода. В на­чале похода она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери своим поведением обе­щают беду.

Князь Игорь решил пойти в безрассудно смелый поход на половецкого хана Кончака, не взвесив как следует своих сил и не продумав последствий похода.

Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,

Увидел он воев своих, тьмою от него

И рек Игорь дружине своей:

«Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться

Сядем же, друга, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона».

В первом бою одержала дружина Игоря славную победу. Помчала она в плен «красных дев половец­ких, а с ними и злато, и паволоки, и драгие оксамиты. ». Однако недолгим было торжество русичей. Уг­лубившись в степи половецкие, потерпели они пора­жение:

Черна земля под копытами

Костьми была посеяна,

Полита была кровию,

И по Русской земле взошло бедой.

На третий день к полдню

Пали знамена Игоревы.

И снова подчеркивает автор «Слова» сочувствие всей природы к русским воинам: «Поникает трава от жалости», деревья от печали к земле клонятся.

Разбудил Игорь-князь половцев для войны, но не готова была Русь к великому сопротивлению, потому что ее князья друг на друга «крамолу ковали».

Тоска разлилася по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русской.
Принялись разорять половцы землю Русскую,
одерживая одну победу за другой, дань собирали беспощадно.

Гневное обвинение брошено автором «Слова» в ад­рес неблагоразумных князей:

. два храбрых Святославича,

Игорь и Всеволод, пробудили коварство,

Едва усыпил его мощный отец их,

Святослав грозный, великий князь Киевский.

Гроза Святослав! Силу и мужество Святослава, его рассудительность воспевает автор. Огромное значение в произведении имеет «злато слово» Святослава, которым он, горюя о безрассудном поступке своих сыновей, обвиняет рус­ских князей в опасной и бессмысленной раздроблен­ности.

Но горе, горе! Князья мне не в помощь! Времена обратились на низкое! Святослав воспевает достоинства каждого из кня­зей и говорит, что, объединившись, они были бы непобедимой силой. Призывает Святослав русичей к объе­динению, к борьбе за родную землю. Горячей любо­вью к родине наполнены его слова:

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю,

За раны Игоря, буйного Святославича!

Несомненное достоинство «Слова» — плач Яро­славны. Это высокий образец лиризма. Плачет Яро­славна о своем возлюбленном, горюет о нем, взывает о помощи ко всем силам природы. Плач Ярославны и еще тысяч таких, как она,— тоже укор русской меж­доусобице, оставляющей жен вдовами, а детей сиро­тами.

Роль «Слова» трудно переоценить. Оно — нагляд­ный пример истинного патриотизма, истинной любви к родине, свидетельство драматичных событий рус­ской истории. «Слово о полку Игореве» оказало и продолжает оказывать значительнейшее влияние на всю русскую культуру и культуры других народов. Бе­линский сказал о «Слове», что это «прекрасный, бла­гоухающий цветок славянской народной поэзии, дос­тойный внимания, памяти и уважения».

Сочинение: Слово о полку Игореве – призыв к единению русской земли

«Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли

Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя «Слова. » принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. Любитель старины граф Мусин-Пушкин купил в одном из ярославских монастырей рукописный сборник, в котором было несколько произведений: из них были известны почти все. Исключением явилось одно. Находка, конечно, очень заинтересовала историков, филологов, этнографов, просто культурных людей России. Вокруг «Слова» началась работа: перевод, обработка, комментарии и т.д. Возникла версия: «Слово» не подлинник, а ловкая подделка. Спор по этому поводу длился довольно долго. В нем принял участие и Пушкин, горячо отстаивавший подлинность «Слова». Он даже собирался делать стихотворный перевод. Такие переводы были сделаны Жуковским и Майковым. Но еще до этих событий, в 1812 году, во время пожара Москвы, сгорела библиотека Мусина-Пушкина: погиб подлинник «Слова», а также копия, которая была снята для графа. Осталась лишь вторая копия, сделанная для Екатерины II.

Что же легло в основу «Слова»? Русь XII в. Была слабым, раздробленным государством. Киев потерял свое былое могущество, хотя киевский князь все еще назывался Великим. Не было единой экономики, единой сильной дружины. Князья враждовали друг с другом. Этим пользовались кочевники, главным образом половцы и печенеги, которые совершали набеги на Русь. В 1184 году несколько князей, объединились, дали бой половцам и даже взяли в плен половецкого хана Кобяка. Это событие упомянуто в «Слове». Они решили через год, собравшись с силами, повторить поход, тем более что половцы притихли. Однако четыре князя не дождались остальных и решили сами одолеть врага.

«Слово. » состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слова. » стремится рассказать людям суровую правду.

Первая часть «Слова. » — рассказ о походе Игоря.

Вторая часть «Слова. » переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.

Третья часть «Слова. » рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова. ».

Прекрасно нарисованы образы «Слова». Игорь честолюбив, это в нем главное. Он рвется в бой, к славе. Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев.

Всеволод – князь-воин. Автор восхищается его мужеством.

Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».

«На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси, – пишет один из исследователей «Слова. », К.Д.Лихачев. Задачей «Слова. » было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве русской земли». Создатель этого произведения – передовой человек, он понимает, что раздробленность и междоусобные войны приведут к гибели государства.

«Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».

Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».

Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».

Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.

Но не только образная система «Слова» интересна. Оно является по-настоящему художественным произведением, конечно связанным с устным народным творчеством. Автор в самом начале произведения размышляет, как ему писать: «по былям нашего времени», т.е. придерживаясь только фактов, или по «замышлению Бояна», т.е. осмысливая факты художественно, что он и делает.

На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».

«Слово» можно назвать героической песней: в нем много строк, придающих музыкальность: «О, русская земля, ты ужо за холмом. Ища себе чести, а князю славы…»

В «Слове» много лирических отступлений: автор постоянно разговаривает с читателем о том, как начались княжеские усобицы, к чему они привели. «Слово» написано страстно: автор обращается к читателям «братья». Эта разговорная манера очень подкупает, делая «Слово» живым и особенно интересным.

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами, слившись воедино.

Сочинение на 5.Ру

Сочинение по произведению: «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли

Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича. В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек. Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.

В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.

Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.

Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой. В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров. Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства. Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских. В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне. Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.

В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия. Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом. Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.

Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю. В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини. Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев. Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».

Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

Сочиненее на тему: “Слова о полку Игореве” призыв к защите радной земли.

Ответ

“Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.

Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.

Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.

Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.

Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).

Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины.твенно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.

Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.

“Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Прои

Сочинение на тему: ПРИЗЫВ РУССКИХ КНЯЗЕЙ К ЕДИНЕНИЮ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

ПРИЗЫВ РУССКИХ КНЯЗЕЙ К ЕДИНЕНИЮ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Поэма «Слово о полку Игореве» — это не толь­ко рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Это, в первую очередь, поэтическое обобщение чувств и стрем­лений всего русского народа. В XII веке Русь стра­дала от постоянных набегов половецких племен. И, конечно же, все стремились к освобождению своей родины от врага. В то же время в душе каж­дого русского человека заложено стремление к единству всего народа. Поэтому осуждение раз­розненных действий русских князей, которое высказал в своем произведении автор «Слова…», разделяли все люди Древней Руси. Разделяют его и наши современники.

Вся поэма, от первого слова до последнего, проникнута важной идеей — идеей государствен­ного единства Русской земли. И разгром дружи­ны Игоря, и тяжкие страдания и беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горький плач Ярославны, и искреннее раскаяние русского князя — все это показывается автором для того, чтобы убедить русичей в необходимос­ти объединения сил государства. Сама природа откликается на происходящие события. Живот­ные, деревья, цветы, даже городские стены ока­зываются способными сочувствовать добру и не­навидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Затмение солнца перед по­ходом является предвестником неудачи; предос­терегают войско об опасности звери; звезды на­ливаются кровавым светом, предчувствуя вели­кое кровопролитие; чернеют тучи перед битвой, словно становясь неким траурным покровом; Ярославна обращается к силам природы, как к защитникам, а сам Игорь разговаривает с могу­чим Доном.

Но поражение Игоря не было случайной тра­гедией, не было признанием превосходства поло­вецкого войска. Оно стало отражением главного бедствия того времени — отсутствия политиче­ского единства Руси, постоянной вражды князей между собой.

Сказал брат брату:

«Это мое, и то мое тоже».

И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.

Эти горькие слова автора «Слова…» напоми­нают правителям о том, что разрозненность, кня­жеские раздоры и междоусобицы разрушают страну изнутри, делая ее легкой добычей для во­инственных кочевников. Неудачный поход Иго­ря наилучшим образом подтверждает эту мысль.

Из поэмы мы узнаем о великой битве Святос­лава, который, объединив русские дружины, одержал победу над половцами. Игорь в этом сра­жении не участвовал и, руководствуясь стремле­нием к собственной славе, через год организовал свой поход, собрав лишь незначительную по чис­ленности дружину и позвав на помощь только сво­его брата Всеволода. «Вступил Игорь-князь в зо­лотое стремя и поехал по чистому полю», ведя «свои храбрые полки на землю Половецкую за зем­лю Русскую». В первом сражении с половцами русское войско одержало победу, взяв богатую добычу: «Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам». Такая уда­ча укрепила уверенность князя в собственных си­лах, и он решил продолжить наступление. Новое сражение становится самым напряженным мо­ментом в поэме. Бой идет не на жизнь, а на смерть:

С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы.

Трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой.

Силы противника во много раз превосходили силы русского войска, потому во втором сраже­нии русичи довольно быстро были разгромлены, а сам Игорь взят в плен.

Этим походом Новгород-Северский князь, по существу, «отворил ворота» кочевникам на Русь. А вместо славы добился лишь осуждения за беды и страдания, выпавшие по его вине на долю всей Русской земли. Последствия его похода оказа­лись очень тяжелыми для страны: страшные кро­вопролития; напрасная гибель тысяч людей; глу­бокая скорбь русских женщин, потерявших сво­их мужей и сыновей; семьи, лишенные отцов и кормильцев; горе, разорение, страх.

Воплощением мудрости и силы выступает в произведении киевский князь Святослав. Он ви­дит страшный сон, из которого узнает о пораже­нии войска Игоря. Возмущенный и раздосадован­ный опрометчивым поступком князя, скорбящий вместе со всем народом о бессмысленных много­численных жертвах, он произносит свое «золотое слово», в котором, смешивая гнев с болью и сле­зами, несколько раз заклинает соотечественни­ков постоять «за землю Русскую», отомстить «за раны Игоря». Вместе с тем умудренный опытом полководец и государственный деятель горько сетует на своих отважных, но безрассудных млад­ших братьев, которые решили: «Будем одни му­жественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».

Автор поэмы отводит «золотому слову» Свя­тослава центральное место в своем произведении, потому что полностью разделяет его чувства. Вместе с великим князем он призывает русичей к единению перед нашествием татаро-монголь­ских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь, только сплоченная и многочислен­ная дружина сможет дать могучий отпор врагу. Но русские князья не услышали этого призыва, не осознали грозящей им опасности, в результа­те чего Русь была обречена на трехсотлетнее та­таро-монгольское иго.

Захваченный в плен Игорь сознает свою вину. Он бежит из плена, чтобы вернуться на родную землю, чтобы явиться с, повинной к Святославу. Однако насколько запоздалым оказалось это рас­каяние!

И все-таки русские князья, в первую очередь сам Святослав, прощают неудачливого героя. А автор поэмы, больше всего желающий, чтобы русское войско объединилось и сумело дать ре­шительный бой врагу, обращается ко всем кня­зьям, укоряет и стыдит их за бездеятельность, напоминает им о долге перед отчизной. Он при­зывает Всеволода Суздальского, Ярослава Осмомысла Галицкого и других правителей обширных и могучих, но разрозненных киевских княжеств объединиться и всем вместе выступить против половцев, защитить и отстоять Русскую землю, загородить врагам ворота своими острыми стре­лами. «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! — обращается автор к князь­ям. — Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храб­рого Святославича!»

На данный момент русское войско потерпело поражение. Но автор выражает надежду, что это поражение далеко не окончательное, оно лишь начало великой решающей битвы. И в этот бой должна вступить вся единая Русь. В финале по­эмы нет мотива уныния и отчаяния. Здесь — при­зыв к сражению, искренняя забота о великом и славном будущем Руси. Путь к победе, возмож­но, будет долгим и нелегким, еще очень рано тор­жествовать и радоваться, но эта победа непремен­но будет достигнута. А потому всем князьям не­обходимо объединить усилия, собрать войско, вдохновить народ на борьбу за родную землю и смело отправляться в новый поход.

Сюжет, образы, стиль изложения и компози­ция поэмы соответствуют основной авторской идее — идее объединения Руси. Автор «Слова о полку Игореве» постоянно высказывает мысль о том, что как бы ни были храбры русские воины, как бы мужественно они ни сражались, какими бы героями и богатырями ни были их военачаль­ники, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Вся по­следующая русская история подтвердила пра­вильность этой идеи, а победы над монголами, та­тарами и немецкими захватчиками показали, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники родины. Жаль только, что все это не было понято русскими князьями намно­го раньше — тогда бы Русь одержала победу го­раздо меньшими жертвами, не пережила бы столько бед и несчастий.

Слово о полку Игореве призыв к единению русской земли: сочинение

«Слово о полку Игореве» – прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения».

«Слово о полку Игореве» – удивительный памятник Древней Руси.

800 лет отделяют нас от той поры, когда Новгород-Северский князь Игорь Святославович решил самостоятельно совершить поход в Дикой поле, как пращуры некогда называли южные степи, где бродили половцы, совершая разбойничьи набеги на города и веси. Этот поход не был удачным. Войско, оказавшись в земле Незнаемой, страдало от безводья; выиграв первую схватку, Игорь Святославович потерпел поражение; его отважных витязей перебили, полегло почти все «хороброе гнездо»; раненый князь вместе с близкими ему дружинниками оказался в тягостном и позорном плену. Событие имело драматические последствия для юго-восточных русских земель; но о нем едва ли бы долго потомки помнили,- слишком многое повидали на своем веку Киев, Новгород, Чернигов, Владимир Залесский… Не раз на протяжении веков темнели от людской крови Днепр, Волга, Дон, Клязьма. Крупнейшие события запечатлевались историей, оставив, как след в памяти, одну-две летописные строки. Игорю Святославичу невероятно повезло, – его образ оказался запечатленным в замечательном лироэпическом творении XII столетия – в «Слове о полку Игореве».

В основе «Слово о полку игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.

Однако автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба. Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, – говорил Владимир Мономах князьям, – мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Мнение автора «Слова» схоже с Вл. Мономахом, не случайно автор призывает прийти на помощь Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц – войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.

Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей все «Слово». Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в «Слове», она определяет композицию произведения, его язык.

Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах, делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не остаются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах произведения. Призывая к единению, автор также говорит, что природа этого желает, только после объединения может быть достигнут мир, и люди вместо войн будут любоваться этой природой.

Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.

Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь – храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Но, несмотря на все эти благородные качества, Игорь, возможно, несколько эгоистичен, ибо стремиться помимо защиты Родины еще к одной цели – славе себе и своей дружине. Поэтому Игорь не просит помощи у других княжеств, идет на Половцев с одною лишь дружиною и претерпевает поражение, даже попав в позорный плен. Князь Игорь в произведении своеобразный антипример, демонстрирующий то, что может произойти со всей Русью, если не объединиться и не напасть на половцев объединенною дружиною.

Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этим приемом автор подчеркивает народность Ярославны. В целом, этот образ можно рассматривать и как символ русской земли, родины, матери, любви – так много в себе объединяет образ этой русской княгини. Ее устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с ее мужем. Для Ярославны поражение русских воинов – большое личное несчастье, и, так как княгиня – собирательный образ всех русских женщин, их плач это ее «плач».

Нельзя не сказать и еще об одном герое «Слова» – Святославе, который произносит свое «златое слово». Оно выражает основную идею произведения, в этом слове Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь.

Интересным может стать наблюдение за «характером» Русской земли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко. Доброта и надежда на светлое будущее для автора – основа отношения к миру.

«Слово о полку Игореве» – это не воинская повесть в смысле этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории.

Билет 1 Вопрос 2 «Тема любви в поэзии И. А. Бунина». (На примере 1-го рассказа)

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что- то неповторимое, индивидуальное в этой теме. У Бунина любовь не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

Цикл рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» создавался в эмиграционные годы с 1938 по 1949 в очень тяжелое и драматичное для писателя время (Вторая Мировая Война и расставание со своей последней музой, Галиной Кузнецовой). Бунин, будучи уже старым человеком, снова и снова переживает в своих воспоминаниях любовь в очень разных, порой странных проявлениях. Сам Бунин так говорит об этой книге: «Это книга о любви с некоторыми смелыми местами. В общем, она говорит о трагичности и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни»

В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех её проявлениях: когда она остается неузнанной; когда она чуть теплится, но не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Любовь в произведениях писателя не терпит длительности, так как, чтобы она не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.

«Натали» – это рассказ из цикла «Темные аллеи» о роковой любви, которая преследовала героя на протяжении всей жизни.

Герой рассказа приезжает в имение своего дяди с четким намерением, он хочет «нарушить свою чистоту, искать любви без романтики». И такую любовь дает ему его кузина Соня, в которую он когда- то был влюблен. Однако, познакомившись с Натали, молодой человек уже не может забыть эту девушку с «золотыми» волосами и глазами как «черные солнца».

Соня и Натали – два совершенно противоположных человека. Несмотря на то, что девушки одного возраста, Соню Виталий сравнивает с «только что вышедшей замуж молодой женщиной», Натали же «казалась чуть не подростком». Отношение героя к обеим девушкам также различно. Молодого человека терзают противоречивые чувства, он «всё дивился, ужасался: за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней».

Однако, Бунин ясно дает понять, что настоящая любовь бывает только раз в жизни, и у Виталия эта любовь именно к Натали, «одна мысль, о которой уже охватывает его таким чистым любовным восторгом…» Уехав из имения, молодой человек не вспоминает о своей страсти к Соне, о минутах, проведенных с ней, а Натали не может забыть, помнит о ней, и любовь к этой девушке живет в течение всей жизни.

Через много лет влюбленные снова встречаются уже другими, взрослыми людьми, многое изменилось в их жизни, осталось прежним только одно – их неугасающая любовь друг к другу. Они полностью отдаются своему искреннему чувству, наслаждаясь теми недолгими мгновениями счастья, которые подарила им судьба.

Любовь в изображении Бунина всегда трагична, у нее нет будущего. Но, несмотря на это, писатель глубоко убежден, что любовь – это величайшее счастье в жизни. Бунин пишет: «…разве бывает несчастная любовь. разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Любовь в понимании писателя – это таинственная стихия, ослепительная вспышка, озаряющая жизнь человека и наполняющая ее новым особым смыслом.

«Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии».

Мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.

Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляется томящее писателя противоречие: прелесть, мощь жизни – и обреченность краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар (один из рассказов так и называется – «Солнечный удар», 1925), но никогда прочной и долгой. Мелькнуло блаженство, и потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносимая. Герои и героини Бунина гибнут («Дело корнета Елагина», 1925, «Дубки», 1943), изменяют любимым («Ворон», «Пароход «Саратов», 1944), теряют возлюбленных на войне («Холодная осень», 1944), внезапно уходят в монастырь («Чистый понедельник», 1944)… Так или иначе, у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает и губит героев искусственно, хотя за этими неизменно мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.

Советские подростки 60-70-х гг. зачитывались Буниным: их поражала та мера откровенности, с которой писатель говорит о любви, в том числе и о темной, порой неизменной ее стороне. «Разность горячих и прохладных мест ее тела потрясала больше всего» – эта фраза из последней части «Жизни Арсеньева» знаменует новую степень достоверности и точности в описании эротического переживания. Сознание, не привыкшее к изображению любви физической, иногда воспринимало художественную смелость как порнографию. Сам Бунин не отрицал, что в некоторых его рассказах есть «откровенные места». И устами одного из своих героев ответил на обвинения блюстителей морали: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена представлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое в прекрасном или ужасном».

В 1943 г. Бунин опубликовал первое издание книги рассказов о любви «Темные аллеи» (которая вышла в США с помощью его друзей). Он писал эту книгу в тяжелейшее время фашистской оккупации, фактически на грани гибели, и, быть может, оттого очарование любви в ней так смертельно, так остро. Всякое обладание иллюзорно, в том числе и любовное. Прелесть земли тем и мучительна, что мимолетна; закат не унесешь с собой; вечной любви не может быть хотя бы потому, что невозможно жить вечно. Единственное, что удается вырвать у смерти и хаоса, – слово: в нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни.

Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.

Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви. Рассказ «Темные аллеи», давший название циклу, написан в 1938 году.

Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки. Главная героиня – бывшая крепостная крестьянка Надежда. Хозяева дали ей вольную, она смогла устроиться в жизни (стала хозяйкой казенной почтовой станции), благодаря своему умению «хозяйствовать» и уму («Баба – ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост дает»). Она красивая, несмотря на свой возраст. Надежда так и не вышла замуж. Причина этого – ее любовь к Николаю Алексеевичу.

Николай Алексеевич – дворянин, пренебрежительно относящийся к низшему сословию, военный, сделавший хорошую карьеру. Личная жизнь героя не сложилась: жена, которую он «без памяти любил», «оскорбительно» бросила его; сын, которого он обожал, на которого возлагал все надежды, «вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»

В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить». Продолжая любить, она не могла простить ему предательства.

Герои расстаются и во второй раз – навсегда. И страшно звучат слова Надежды о том, что нет в ее сердце прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.

Николай Алексеевич, как и большинство героев-мужчин И. А. Бунина, слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь. Он считает отношения с Надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.

В небольшом лирическом рассказе практически отсутствует сюжет. Все повествование «держится» на описании чувств героев. При этом сам автор остается как бы в стороне – нет его отношения ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию. Бунин не поучает читателя, не читает нотаций. Каждый читатель пытается все понять и решить для себя сам.

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и Мире» Л. Н. Толстого, не было восторженного, неприязненного отношения к женскому началу, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Слово о полку Игореве – призыв к единению русской земли
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 19:26:04 20 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 155 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать