Русская литература конца 19 начала 20 века: сочинение

Сочинение на тему: “Русская литература конца XIX – начала XX века. Кризис”

“Если есть идеи времени, то есть и формы времени”, – писал В. Г. Белинский. Эти слова выражают мысли критика по поводу изменения литературы. Как и в зависимости от чего она меняется? На этот вопрос искали ответ многие критики, писатели и поэты. Для этого они тщательно изучали прошлое, пытались разобраться в настоящем и угадывали будущее.

Действительно, ответить на выше поставленный вопрос непросто. Но ясно одно, что литература менялась, меняется и будет меняться. Читатели постоянно хотят видеть что-то новое, их желания зависят от эволюционного

Конечно же, человек меняется. Но в любое время и в любой стране люди всегда будут любить, мечтать, трудиться, надеяться, страдать, верить, радоваться, бороться. В зависимости от времени меняется только проявление человеческих чувств, желаний и эмоций. Литература же пытается угадать эти желания и чувства и выразить, отобразить

Так составляется литература и искусство в целом. Новый вид русской литературы появился в восемнадцатом веке. Новым было то, что в ней изображался человек как личность, индивидуальность. Произведения были посвящены человеческим чувствам, их проявлениям, а также человеческой личности в целом. Центральной фигурой литературы этого времени становится человек, его внутреннее богатство и изучение сокровенных глубин личности.

Все писатели, сотворившие в то время великие произведения, являются выдающимися личностями, и это неудивительно. Писатели двадцатого века отличались от своих предшественников тем, что показывали все того же человека, его внутренний мир, но уже на фоне картин реального мира и исторических событий. Главной частью, составляющей образ героя произведений двадцатого века, было изображение исторических событий.

Действительно, невозможно вспомнить ни одно произведение, где создание образа героя было бы не связано с историей. В доказательство вышесказанным словам вспомним В. Г. Белинского, назвавшего “Евгения Онегина” А. С. ПушкинА “энциклопедией жизни”. “Война и мир”, “Преступление и наказание” являются такими же. Вспомним, как бродил по улицам Петербурга Родион Раскольников, разве это не реальное изображение действительности. Дом Ростовых в Москве, описание которого мы читаем на страницах романа Льва Николаевича Толстого. А описание его можем увидеть на Поварской улице в Москве.

Все это еще раз подтверждает, что для писателей двадцатого века изображение исторических событий было просто неотъемлемой частью произведения. Ведь именно с его помощью так ярко показаны образы героев, авторы раскрывают перед нами их душу, внутренний мир.

Похожие сочинения:

Общественно-историческая ситуация в России конца XIX – начала XX века Начало нового этапа в российской истории и Культурной жизни отсчитывают с 1881 года. Это год убийства Александра ІІ, воцарения Александра III, начала жестокой реакции – эпохи безвременья. В стране наблюдается.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА В русской литературе XVIII век – это время интенсивного развития на основе освоения достижений западноевропейской культуры – пре­жде всего классицизма. Классицизм (от лат. classicus – образцовый).

Сочинение на тему: “Русская драматургия. А. Н. Островский, И. С. Тургенев” Многообразие русской литературы двадцатого века очень удивляет своей необычностью и красками. Произведения А. С. ГрибоедовА, А. Н. Островского являлись лишь началом этого этапа. Но основную массу драматургии двадцатого века можно.

Русская литература в кинематографе Литература и кинематограф – очень близкие виды искусства. И поэтому многие литературные произведения со временем становятся основой для фильмов. Режиссеры, вдохновившись тем или иным творением писателей, снимают свои картины. Некоторые.

Рассказы, пьесы, повести Л. Н. Толстого конца XIX века Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, Толстой создает ряд народных рассказов, близких по стилю к фольклорным произведениям – притчам, сказкам, легендам. Толстой рассматривал свои народные рассказы как.

Эволюция темы свободы в русской поэзии начала xix века Тема свободы во все времена занимала значительное место в поэтическом творчестве. Я думаю, это происходит из-за того, что свобода есть естественное проявление человеческой души, а поэт всегда выступает исследователем внутренней.

Сочинение на тему “Украинская литература” Украинская литература – значимая составляющая культуры нашего народа. Поэты, писатели, драматурги – воплощали свое мировоззрение, раскрывали важные проблемы человеческой личности и жизни вообще. Традиции украинского художественного слова берут свое начало.

БЫТ И НРАВЫ НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин) Роман “Евгений Онегин” – реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не.

Сочинение на тему: “Литература и ее влияние на личность” Литература – один из весьма важных составляющих компонентов в жизни человека. Не зря же даже в школе есть такой предмет, и на уроке литературы изучают наиболее важные произведения. Никто не.

ПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА (Чацкий и Онегин) В произведениях Пушкина “Евгений Онегин” и Грибоедова “Горе от ума” изображен один и тот же период в жизни русского общества – годы накануне восстания декабристов. В то время дворянское общество.

Зарубежная литература XX века Западноевропейская и американская литературы в течение первой половины ХХ века развивались под знаком двух мировых войн, связанного с ними кризиса культуры и моральных устоев западного общества. Предчувствие кризиса появилось уже.

ИДЕАЛ КРАСОТЫ И ЛИТЕРАТУРА ОТ “ГАЛАНТНОГО” ВЕКА К “БУРЖУАЗНОМУ” ИДЕАЛ КРАСОТЫ И ЛИТЕРАТУРА ОТ “ГАЛАНТНОГО” ВЕКА К “БУРЖУАЗНОМУ” Обращаясь к произведениям классиков мировой литературы, мы невольно выстраиваем в своем сознании ценностную шкалу, определяющую мировоззрение того или иного писателя или.

Сочинение на тему: “человек и история в фольклоре, древнерусской литературе 18 века” Фольклор, древнерусская литература и литература 18-го века в той или иной мере содержат жизнеописаниями человека в условиях соответствующего исторического периода. Это и неудивительно, ведь жизнь человека очень сильно зависит от.

Сочинение на тему: “Дети двадцать первого века” Как часто вы слышите: “Что за молодежь пошла”, “А вот в наше время… “, “Сейчас дети не такие уже… “? Лично я практически каждый день сталкиваюсь с людьми, которые говорят.

Сочинение на тему: “Николай Гумилев – поэт Серебряного века” Серебряный век в русской литературе начался в 1892 году, но это достаточно условно. Эпоха подарила России поэтов, которые глубоко осмысливали происходящие в стране перемены. К одному из представителей модернистической школы.

Городская литература. Светская латинская литература XI-XIII вв. Поэзия вагантов Тема 5. Городская литература. Светская латинская литература XI-XIII вв. Поэзия вагантов Выходи в привольный мир! К черту пыльных книжек хлам! Наша родина – трактир, Нам пивная – божий храм! Неизвестный.

Кризис античного мира и зарождение средневековой литературы Тема 1. Кризис античного мира и зарождение средневековой литературы Сердца, Христу навеки посвященные, Для Феба затворяются. Павлин Поланский ПЛАН 1. Кризис античного мира и его выражение в культуре, искусстве и.

Литература в моей жизни сочинение Когда я была маленькой, мама охотно читала мне сказки на ночь. Смелые и отважные рыцари, прекрасные принцессы, мудрые колдуньи и почти всегда добрая концовка – именно это формировало мой детский.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ –.

E. В. Ермилова “Быть ли песне?” (Что такое “кризис поэзии”) История русской литературы E. В. Ермилова “Быть ли песне?” (Что такое “кризис поэзии”) В беззвучный ужас погрузиться И лиру растоптать пятой. (Вл. Ходасевич) И все-таки струны рванулись, Бессмысленным счастьем звуча.

РАССКАЗ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО “ЛЯГУШОНОК” (сочинение-отзыв, вариант 2) – ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В рассказе Эдгара Аллана По “Лягушонок” говорится о судьбе несчастного карлика по имени Лягушонок и его подруги Трипетты, которая тоже была лилипуткой. Их обоих захватил в плен один из генералов.

РАССКАЗ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО “ЛЯГУШОНОК” (сочинение-отзыв, вариант 1) – ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Великий американский писатель Эдгар Аллан По известен своими рассказами ужасов. Он считается основателем этого жанра в литературе. Но его новеллы – это не простые “ужастики”. Это еще и поучительные истории.

Анализ стихотворения Блока “О, весна без конца и без краю…” (2) Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако.

Возвращенная литература Термины “возвращенная литература”, “возвращенные писатели”, “скрытая”, даже “потаенная” литература появились в начале 90-х годов ХХ века, когда в результате начавшейся перестройки рухнул “железный занавес”, прочно отделявший нашу страну от западного.

Литература древней Руси С древних времен люди преклонялись перед героями, в одиночку восстававшими против сил зла. Их свершения увековечивались в мифах, легендах и героических песнях, передававшихся из уст в уста многими поколениями. К.

Что такое художественная литература, и что она нам дает Художественная литература дает человеку возможность представить фантастические стороны жизни. Дарит наслаждение в познании невозможного, знакомит читателя с путешествиями во времени, с встречами с необыкновенными существами и явлениями. Рассказ “Призраки” написанный.

Анализ стихотворения Рубцова “До конца Не секрет, что многие поэты наделены даром предвидения, и могут с удивительной точностью предсказать собственную судьбу. Николай Рубцов – из их числа, так как он знал, что умрет “в крещенские.

ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО А. БЛОКА (стихотворение “О, весна без конца и без краю..”) Стихотворение А. А. Блока “О, весна без конца и без краю” можно назвать переломным в мировоззрении и творчестве поэта. Оно было написано 24 октября 1907 года и вошло в цикл.

Анализ стихотворения Блока “О, весна без конца и без краю…” (1) Стихотворение А. Блока “О, весна без конца и без краю…” было написано 24 октября 1907 года, оно входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение наполнено оптимизмом, имеет символическое значение.

Сочинение на тему “Что несет война человечеству?” Когда я была маленькой девочкой и узнала, что нашему Солнцу осталось жить всего несколько миллиардов лет, мне было так жаль. Я прибежала домой и плакала, представляя, что люди вымрут, как.

Литература конца 19 – начала 20 века. Литературные течения (Литература XIX века)

Экономическая и политическая тряска в конце 19, в начале 20 века (зарождение буржуазии, отмена крепостного права) способствовала появлению новых литературных течений. Реализм сменяется пролетарской литературой, появляется модернизм (современный).

К модернизму относятся: символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм — первое самое крупное течение, возникшее в России.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Начало ему положили: Дмитрий Мережковский и Валерий Брюсов. Представители этого течения центральное значение в своем творчестве отдавали символу.

В 1912 году выходит первый сборник стихотворений русских символистов. Затем вышел второй сборник и третий. Предполагалось, что в этих сборниках печатались различные поэты. Но вскоре выяснилось, что автором всех стихотворений в этих сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, который подписывал стихи различными псевдонимами. Его уловка удалась и на символистов обратили внимание. И вскоре стали появляться новые авторы- символисты.

Символисты делятся на:

– младосимволистов — Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Александр Блок.

– старших символистов — Валерий Брюсов, Соловьев, Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб.

Они проповедовали искусство для искусства. Но между ними возникали споры. Старшие отстаивали приоритет религиозно филосовских поисков, а младосимволистов считали декодентами.

Декоденство (в переводе с фр. — упадок) — в литературе это кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия. Поэтому у представителей этого течения много уныния, печали.

Акмеизм — возник в 1910 году и генетический связан с символизмом. Представителями этого течения являются: Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Николай Гумелев, Алексей Толстой. Вскоре они объединились в кружок “Цех поэтов”, к которому присоединились Анна Ахматова, Зинкейвич, Миндельшпам. Акмеисты в отличии от символистов выступали за показ ценностей жизни, отказавшись от не целомудренного стремления символистов познать непознаваемое. По мнению акмеистов, предназначение поэзии в художественном освоении окружающего нас многообразного мира.

Футуризм (будущее) – интернациональное литературное явление. Самое крайнее по эстетическому радикализму, возникшему в Италии и и практически сразу же возникшее в России после выхода в свет футуристического общества “Садок Судей”. Авторами- футуристами были: Дмитрий Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский. Футуристы делились на три группы:

эго-футуристы — Игорь Игнатьев, Олимпов, Гнедов, и др.

куба-футуристы — Ивнев, Крисанф.

центрифуга — Борис Пастернак, Бобров, Агеев, Большаков и т. д.

Представители футуризма призывали отсечь все старое и создать новую литературу, способную преобразить мир.

” С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество”

Так они говорили о Горьком, Гумилёве и Блоке.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8921

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА общая характеристика

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Более восьмидесяти лет назад Александр Блок высказал на­дежду на внимание и понимание своих будущих читателей. Пят­надцать лет спустя другой поэт, Владимир Маяковский, подво­дя итоги своей литературной работы, впрямую обратится к «уважаемым товарищам потомкам». Людям будущего доверяют поэты самое главное: свои книги, а в них — все то, к чему стремились, о чем думали, что чувствовали люди, жившие в «прекрасном и яростном» XX веке. И сегодня, когда мы стоим на пороге нового тысячелетия, «вам, из другого поколенья», самой историей дана возможность увидеть уходящее столетие в исторической перспективе и открыть для себя отечественную литературу XX в.

Одна из наиболее ярких и загадочных страниц русской куль­туры — начало столетия. Сегодня этот период называют «сереб­ряным веком» русской литературы вслед за «золотым» XIX, когда царили Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Тол­стой. Но правильнее называть «серебряным веком» не всю лите­ратуру, а прежде всего поэзию, как это делали сами участники литературного движения той эпохи. Поэзия, активно искавшая новые пути развития, впервые после пушкинской поры в нача­ле XX в. выдвинулась на первый план литературного процесса. Надо помнить о том, что термин «серебряный век» условен, но показательно, что самим выбором этой характеристики отдава­лась дань предшественникам, в первую очередь А.С. Пушкину (подробнее об этом — в главах, посвященных поэзии).

Однако на рубеже XIX и XX в. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово кризис. Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Как на­пишет в начале 20-х годов Е. Замятин, «точная наука взорвала самую реальность материи», «сама жизнь — сегодня перестала быть плоско-реальной: она проектируется не на прежние не­подвижные, но на динамические координаты», и самые извес­тные вещи в этой новой проекции кажутся незнакомо-знако­мыми, фантастическими. А значит, продолжает писатель, и пе­ред литературой замаячили новые маяки: от изображения быта — к бытию, к философии, к сплаву реальности и фантас­тики, от анализа явлений — к их синтезу. Справедливо, хотя и непривычно на первый взгляд, заключение Замятина о том, что «у реализма нет корней», если иметь в виду под реализмом «одно голое изображение быта». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который бу­дет существенно отличаться от классического реализма предше­ственников своей «модерностью» (определение И. Бунина). Обо­значившуюся тенденцию к обновлению реализма еще в конце XIX в. проницательно подметил В.В. Розанов. «…После натура­лизма, отражения действительности, естественно ожидать иде­ализма, проникновения в смысл ее… Вековые течения истории и философия — вот что станет, вероятно, в ближайшем будущем любимым предметом нашего изучения… Политика в высоком смысле этого слова, в смысле проникновения в ход истории и влияния на него, и Философия как потребность гибнущей и жадно хватающейся за спасение души — такова цель, неудер­жимо влекущая нас к себе…», — писал В.В. Розанов ( курсив мой. — Л. Т.).

Сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX в. все больше стал испыты­вать на себе влияние безрелигиозных и, что поистине страш­но, безнравственных идей, ибо, как предсказывал еще Дос­тоевский, если Бога нет, то «все дозволено». Культ чувствен­ных наслаждений, апология Зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернув­шееся террором, — все эти черты, свидетельствующие о глу­бочайшем кризисе сознания, будут характерны отнюдь не только для поэзии модернистов.

В начале XX в. Россию потрясли острейшие социальные кон­фликты: война с Японией, первая мировая война, внутренние противоречия и, как итог, размах народного движения, рево­люции. Обострялось столкновение идей, формировались поли­тические движения и партии, которые стремились повлиять на умы людей, на развитие страны. Все это не могло не вызвать ощущения неустойчивости, зыбкости бытия, трагического раз­лада человека с самим собой. «Атлантида» — такое пророческое название даст кораблю, на котором развернется драма жизни и смерти, И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», подчеркнув трагический подтекст произведения описанием Дьявола, наблюдающего за людскими судьбами.

Каждая литературная эпоха имеет свою систему ценнос­тей, центр (философы называют его аксиологическим, ценно­стным), к которому так или иначе сходятся все пути художе­ственного творчества. Таким центром, определившим многие отличительные особенности отечественной литературы XX столетия, стала История с ее небывалыми социально-истори­ческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех — от конкретного человека до народа и государ­ства. Если еще В.Г. Белинский называл свой XIX век по пре­имуществу историческим, то это определение тем более спра­ведливо по отношению к веку XX с его новым мироощущени­ем, основу которого составила идея все убыстряющегося исторического движения. Само время вновь выдвинуло на пер­вый план проблему исторического пути России, заставило ис­кать ответ на пророческий пушкинский вопрос: «Куда ты ска­чешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?» Начавшийся XX век был наполнен предсказаниями «невиданных мятежей» и «неслыханных пожаров», предчувствием «возмездия», как пророчески скажет А. Блок в своей незавершенной поэме с од­ноименным названием. Известна мысль Б. Зайцева о том, что все были задеты («ранены») революционностью, вне зависи­мости от политического отношения к событиям. «Сквозь рево­люцию как состояние души» — так определил современный исследователь одну из характерных особенностей «самочув­ствия» человека того времени. Будущее России и русского на­рода, судьба нравственных ценностей в переломную истори­ческую эпоху, связь человека с реальной историей, непости­жимая «пестрота» национального характера — от ответа на эти «проклятые вопросы» русской мысли не мог уйти ни один ху­дожник. Так в литературе начала века не только проявился традиционный для русского искусства интерес к истории, но сформировалось особое качество художественного сознания, которое можно определить как историческое сознание. При этом совершенно не обязательно искать во всех произведени­ях прямых обращений к конкретным событиям, проблемам, конфликтам, героям. История для литературы прежде всего ее «тайная дума», она важна писателям как толчок для размыш­лений о загадках бытия, для постижения психологии и жизни духа «исторического человека».

Но русский писатель вряд ли считал бы себя выполнившим свое предназначение, если бы не искал сам (порой трудно, даже мучительно) и не предложил человеку кризисной эпохи свое понимание выхода.

Без солнца были бы мы темными рабами,

Вне понимания, что есть лучистый день.

Человек, потерявший цельность, в ситуации глобального кризиса духа, сознания, культуры, общественного устройства, и поиски выхода из этого кризиса, стремление к идеалу, гар­монии — так можно определить важнейшие направления худо­жественной мысли порубежной эпохи.

Литература конца XIX — начала XX в. — явление чрезвы­чайно сложное, остроконфликтное, но и единое в основе сво­ей, поскольку все направления отечественного искусства раз­вивались в общей социальной и культурной атмосфере и по- своему отвечали на одни и те же трудные вопросы, выдвинутые временем. Так, например, идеей неприятия окружающего мира проникнуты не только произведения В. Маяковского или М. Горького, видевших выход из кризиса в социальных пре­образованиях, но и стихи одного из родоначальников русского символизма Д. Мережковского:

Так жизнь ничтожеством страшна,

И даже не борьбой, не мукой,

А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна.

Лирический герой А. Блока выразил смятение человека, ухо­дящего из мира привычных, устоявшихся ценностей «в сырую ночь», разуверившегося в самой жизни:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Как страшно все! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять!

Если в оценке настоящего художники были в основном единодушны, то на вопрос о будущем и путях его достижения писатели-современники отвечали по-разному. Символисты уходили в созданный творческим воображением «Дворец Кра­соты», в мистические «миры иные», в музыку стиха. Надежду на разум, талант, деятельное начало человека возлагал М. Горький, который воспел в своих произведениях могуще­ство Человека. Мечта о гармонии человека с миром природы, об исцеляющей силе искусства, религии, любви и сомнения в возможности воплощения этой мечты пронизывают книги И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева. «Голосом улицы безъязы­кой» ощущал себя лирический герой В. Маяковского, взявший на свои плечи всю тяжесть бунта против основ мироздания («долой!»). Идеал Руси — «страны березового ситца», мысль о единстве всего живого звучит в стихах С. Есенина. С верой в возможность социального переустройства жизни и призывом собственными руками ковать «счастия ключи» выступили про­летарские поэты. Естественно, что свои ответы литература да­вала не в форме логической, хотя необыкновенно интересны и публицистические высказывания писателей, их дневники, воспоминания, без которых невозможно представить русскую культуру начала века. Особенностью эпохи стало параллельное существование и борьба литературных направлений, объеди­нивших писателей, близких представлениями о роли творче­ства, важнейшими принципами постижения мира, подходами к изображению личности, предпочтениями в выборе жанров, стилей, форм повествования. Эстетическое многообразие и рез­кое размежевание литературных сил стало характерной чертой литературы начала века.

  1. Как вы понимаете смысл определения «серебряный век»? Есть ли общие черты в литературе XIX в. и в литературе начала века XX? Тождественны ли понятия «литература “серебряного века”» и «лите­ратура рубежа веков»?
  2. Расскажите об условиях, в которых развивалась литература рубе­жа XIX—XX в. Как вы понимаете термин «историческое сознание» ли­тературы?
  3. Получила ли, на ваш взгляд, развитие в литературе «серебряно­го века» гуманистическая тема «маленького человека»? Подтвердите свою мысль конкретными примерами. Вспомните произведения А. Куприна (например, «Гранатовый браслет», «Белый пудель», «Гамбринус»), М. Горького («Коновалов», «На дне») и др.
  4. Подберите материал для сочинения «Дума о России» в произве­дениях писателей начала XX в.»
  5. Дайте характеристику двух основных литературных направлений начала XX в. — реализма и модернизма. В подготовке этого задания вам поможет материал следующих глав.

Русская поэзия конца 19-начала 20 века Символизм

Русская поэзия конца 19-начала 20 века (Символизм).
Явлением русской поэзии на рубеже 19-20 вв. был символизм. Символизм – это литературно-художественного направление. Оно оформилось первоначально во Франции. Русский символизм воспринял от западного многие эстетические установки – ориентация на идеалистическую философию; взгляд на творчество, как на культово-обрядовый акт; искусство – интуитивное постижение мира; выдвижение музыкальности как проосновы искусства; предпочтение стихотворным и лирическим жанрам; обращение к классическим произведения античности и средневековья.
Трактат Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) явился началом символистического движения. Его сборник стихотворений «Символы», книги Минского «При свете совести» и А.Волынского «Русская критика» – продолжили развитие нового литературного движения. В 1894-95 гг. выходят три сборника «Русские символисты», в них печатались преимущественно стихотворения Валерия Брюсова. На эту же тему печатал свои стихи Константин Бальбомонт в своих книгах «Под северным небом», «В безбрежности».
Огромное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев. Он предложил учение, идущее от древнегреческого Платона – представление о существовании двух миров: земного, обыденного и высшего, потустороннего. Опираясь на это учение, Брюсов писал: «Создания искусства – это приотворенные двери в Вечность».
Религиозную основу искусства признавали все символисты. Особенно отчетливо это проявилось у младосимволистов. Андрей Белый утверждал: «Смысл искусства только религиозен». У Мережковского тоже была своя теория «нового религиозного сознания», теория «Третьего завета», которая соединяла античное язычество и христианство.
У символистов, как и в любом течении искусства происходили частые перемены. Приход «второй волны» символистов привел к многим противоречиям. Именно поэты «второй волны», младосимволисты (Белый, Вячеслав Иванов, Блок, С. Соловьев), стали развивать свои идеи, которые не устраивали старшее поколение (Брюсова, Бальмонта, Минского, Мережковского, Сологуба). В 1910 г. между ними произошел раскол, что и привело к падению символистического движения.
В.Брюсов
Любовь
Был тихий час.
У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
Мы встретимся… До нового свиданья…
То был обман. И знали мы с тобой,
что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса
Над морем крики чаек раздавались.
Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.
И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.
К.Бальмонт
Туманы
Туманы таяли и вновь росли над лугом,
Ползли, холодные, над мертвою травой,
И бледные цветы шепталися друг с другом,
Скорбя застывшею листвой.
Они хотели жить, блистая лепестками,
Вздыхать, дышать, гореть, лелеять аромат,
Любиться с пчелами, дрожать под мотыльками,
Из мира сделать пышный сад…
Николай Минский
Бездействие
К престолу божества, покинув дольний мрак,
Избранники в лучах бессмертья подходили.
И каждый вкруг чела носил избранства знак:
Победный лавр иль терн, иль снег безгрешных линий.
И только дух один – печальный, без венца
(Хотя сама печаль светлей, чем диадема),
Храня следы от слёз вдоль бледного лица,
Стоял вдали от всех, пред стражами эдема.
Кто ты, печальный дух?
Свершил ли ты дела,
За что бессмертие должно служить наградой?
Я жил в бездействии, боясь добра и зла.
Я в тишине сгорел забытою лампадой.
Любовью к сну во сне вся жизнь моя была,
Любовь – страданием, страдание – отрадой.

Н.Мережковский
НА РАСПУТЬЕ

Жить ли мне, забыв мои страданья,
Горечь слез, сомнений и забот,
Как цветок, без проблеска сознанья,
Ни о чем не думая, живет,
Ничего не видит и не слышит,
Только жадно впитывает свет,
Только негой молодости дышит,
Теплотой ласкающей согрет.

Но кипят недремлющие думы,
Но в груди – сомненье и тоска;
Стыдно сердцу жребий свой угрюмый
Променять на счастие цветка.
И устал я вечно сомневаться!
Я разгадки требую с тоской,
Чтоб чему бы ни было отдаться,
Но отдаться страстно, всей душой.
Эти думы – не мечты досуга,
Не созданье юношеских грез,
Это – боль тяжелого недуга,
Роковой, мучительный вопрос.
Мне не надо лживых примирений,
Я от грозной правды не бегу;
Пусть погибну жертвою сомнений, –
Пред собой ни в чем я не солгу!
Испытав весь ужас отрицанья,
До конца свободы не отдам,
И последний крик негодованья
Я, как вызов, брошу небесам!

З.Гипиус
Часы остановились. Движенья больше нет.
Стоит, не разгораясь, за окнами рассвет.
На скатерти холодной неубранный прибор,
Как саван белый, складки свисают на ковёр.
И в лампе не мерцает блестящая дуга.
Я слушаю молчанье, как слушают врага.
Ничто не изменилось, ничто не отошло;
Но вдруг отяжелело, само в себя вросло.
Ничто не изменилось, с тех пор как умер звук.
Но точно где-то властно сомкнули тайный круг.
И всё, чем мы за краткость, за лёгкость дорожим,
– Вдруг сделалось бессмертным, и вечным – и чужим.
Застыло, каменея, как тело мертвеца.
Стремленье – но без воли. Конец – но без конца.
И вечности, безглазой беззвучен строй и лад.
Остановилось время. Часы, часы стоят!

Ф.Сологуб
Ах, лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Как пастушке с ними быть?
Как бежать под влажной мглою,
Чтобы голою ногою
На лягушку не ступить?

Хоть лягушки ей не жалко,—
Ведь лягушка — не фиалка,—
Но, услышав скользкий хруст
И упав неосторожно,
Расцарапать руки можно
О песок или о куст.

Сердце милую торопит,
И в мечтах боязни топит,
И вперед ее влечет.
Пусть лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,—
Милый друг у речки ждет.
А.Белый
посвящается
современным арлекинам

Мы шли его похоронить
Ватагою беспутно сонной.
И в бубен похоронный бить
Какой-то танец похоронный
Вдруг начали. Мы в колпаках
За гробом огненным вопили
И фимиам в сквозных лучах
Кадильницами воскурили.
Мы колыхали красный гроб;
Мы траурные гнали дроги,
Надвинув колпаки на лоб.
Какой-то арлекин убогий –
Седой, полуслепой старик,-
Язвительным, немым вопросом
Морщинистый воскинул лик
С наклеенным картонным носом,
Горбатился в сухой пыли.
Там в одеянии убогом
Надменно выступал вдали
С трескучим, с вытянутым рогом –
Герольд, предвозвещавший смерть;
Там лентою вилась дорога;
Рыдало и гремело в твердь
Отверстие глухого рога.
Так улиц полумертвых строй
Процессия пересекала;
Рисуясь роковой игрой,
Паяц коснулся бледноалой –
Камелии: и встал мертвец,
В туман протягивая длани;
Цветов пылающий венец
Надевши, отошел в тумане: –
Показывался здесь и там;
Заглядывал – стучался в окна;
Заглядывал – врывался в храм,
Сквозь ладанные шел волокна.
Предвозвещая рогом смерть,
О мщении молил он бога:
Гремело и рыдало в твердь
Отверстие глухого рога.
“Вы думали, что умер я –
Вы думали? Я снова с вами.
Иду на вас, кляня, грозя
Моими мертвыми руками.
Вы думали – я был шутом.
Молю, да облак семиглавый
Тяжелый опрокинет гром
На род кощунственный, лукавый!”
В.Иванов
Горная весна
Весна вошла в скит белый гор,
В глухих снегах легла.
Весь наг и черен мой бугор.
Из глуби дышит мгла.

Жизнь затаил прозрачный лес.
О, робкий переклик!
О, за туманностью завес
Пленительность улик!

О, переклик певучих душ,
Протяжный, томный свист.
И пусть дубов рыжеет сушь, —
Вот, вот младенец-лист.
А.Блок
Балаганчик
Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.
Мальчик …

Ночь холодна и ненастна была.
Ночь холодна и ненастна была,
Буря со свистом деревья рвала:
Ветра порывы на дом налетали,
Ставни в ответ им дрожали, стонали.
Целую ночь пролежал я без сна,
В час предрассветный глядел из окна.
Жуткой толпою по серой дороге,
Криком петушьим гонима в тревоге,
В тусклом сияньи ночного серпа,
К лесу неслась вурдалаков толпа.
Быстро бежали ужасные гости,
Лечь поскорее на ближнем погосте.
Бледно и тускло смотрели луга,
В жуткой дремоте стояли стога.
Только над лесом, в тумане ненастном,
Встала заря, будто заревом красным.

Поэты символисты оставили свой след в литературном движении: Бальмонт – певучесть, Брюсов – реалистическую направленность, Иннокентий Анненский – тонкую психологичность, Блок – светлую любовь и печаль, Сологуб – музыкальность.
С символизмом связано понятие «серебряный век» русской поэзии, который пришел на смену времени Пушкина, «золотому веку». Эти два периода литературы дополняют друг друга и нельзя их противопоставлять.
Символизм был не единственным литературным течением на рубеже веков. Другим мощным поэтическим движением был «акмеизм», который возник на отрицании мистических устремлений символистов. Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, воспевали этот мир в многоцветности и силе. Сжатость слов, строгость строфы, любовное обращение с эпитетом, зримая конкретность и пластика – характерны для их поэзии. В 1911-14 гг. акмеисты были объединены в групп «Цех поэтов». У них были свои журналы – «Аподдон», «Гиперборей». Организаторами группы явились Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Ядро «Цеха поэтов» составили поэты – Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зинкевич и Владимир Нарбут. Наиболее характерными для акмеизма считают А. Ахматову и О. Мандельштама. Слава Ахматовой в это время опиралась на ее любовную лирику. Магической красотой стиха отличалось творчество О. Мандельштама, который искал эллинскую звуковую стихию в русской поэтической речи. Гумилеву характерна волевая мужественная интонация, с яркими и четкими красками в чеканных стихах.
Особое место в русской поэзии в последнем десятилетии занимает творчество Ивана Алексеевича Бунина, который не принадлежал ни одному творческому объединению. Его поэзия многоцветна, глубока, стройна и мудра.
Было еще несколько литературных течений. Футуристы вышли на литературную арену с эпатирующими манифестами – «Садок судей» (1910). «Только мы – лицо нашего времени, – заявляли они. Футуристы предлагали « сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Владимир Хлебников предлагал новую поэзию – «Боэоби, пелись губы, Вээоми пелись взоры…». Русский футуризм сравнивали с искусством авангардизма. Футуристы, в свою очередь, делились на эгофутуристов, «Мезонин поэзии», «Центрифуга». Все эти группировки отчаянно боролись друг с другом. Лицо футуризма определяла группа кубофутуристов («Гилея») – В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, Е. Гуро. Группу эгофутуристов возглавлял Игорь Северянин, которому была присуща склонность к неологизмам, дух новаторства. На своих концерта, которые имели большой успех у зрителей, он восхвалял ее не меньше Маяковского. Владимир Маяковский с первых своих шагов в литературе явился глашатаем бунта и протеста против серой действительности. В его стихах тех лет был огромный заряд экспрессии. Поэт вводил в свои произведения окрашенный напряженной лиричностью лексикон. В это время появилась группа «крестьянских поэтов». Старейшиной этого объединения стал олонецкий крестьянин Николай Клюев. Его первые стихи были напечатаны в 1904 г. в альманахе «Новые поэты». Вскоре к нему присоединились поэты Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Павел Радимов и Сергей Есенин. Большое влияние н Клюева и Есенина было творчество А. Блока. Зинаида Гиппиус тонко отметила дарование э тих художников: «Есенин весь – веселее, и у него тон голоса другой. Клюев в своих стихах многомудр, красочно-ярок…». Устами этих поэтов говорила Крестьянская Россия.
Н.С.Гумилев
Венеция
Поздно. Гиганты на башне
Гулко ударили три.
Сердце ночами бесстрашней.
Путник, молчи и смотри.
Город, как голос наяды,
В призрачно-светлом былом,
Кружев узорней аркады,
Воды застыли стеклом.
Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне
— Тысячи огненных пчел.
Лев на колонне, и ярко
Львиные очи горят,
Держит Евангелье Марка,
Как серафимы, крылат.
А на высотах собора,
Где от мозаики блеск,
Чу, голубиного хора
Вздох, воркованье и плеск.
Может быть, это лишь шутка,
Скал и воды колдовство, Марево?
Путнику жутко,
Вдруг. никого, ничего?
Крикнул. Его не слыхали,
Он, оборвавшись, упал
В зыбкие, бледные дали
Венецианских зеркал.

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.
Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый.

А.Ахматова
Любовь покоряет обманно.
Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.
И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.
Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.

И.Бунин
Цыганка
Впереди большак, подвода,
Старый пес у колеса, –
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
Но притворщица отстала,
Ловко семечки грызет,
Говорит, что в сердце жало,
Яд горючий унесет.
Говорит… А что ж играет
Яркий угольный зрачок?
Солнцем, золотом сияет,
Но бесстрастен и далек.
Сколько юбок! Ногу стройно
Облегает башмачок,
Стан струится беспокойно,
И жемчужна смуглость щек…
Впереди большак, подвода,
Старый пес у колеса,
Счастье, молодость, свобода,
Солнце, степи, небеса.
1889

В.Маяковский
Люблю
Обыкновенно так
Любовь любому рожденному дадена, –
но между служб,
доходов
и прочего
со дня на; день
очерствевает сердечная почва.
На сердце тело надето,
на тело – рубаха.
Но и этого мало.

В.Хлебников
Я и ты были серы…
;;Я и ты были серы…
Возникали пенные женщины из тины.
;;В них было более истины,
;;Чем… меры.

С.Есенин
Другу
Сей стих тебе напомнит обо мне,
Когда я буду от тебя далёко.
Я написал его тебе
С слезами и тоской глубокой.
Ты радостью дышишь весь,
Ты ведь скоро будешь на воле,
А я останусь опять здесь
Мне в ненавистной этой школе.
Не забывай ты про меня
Среди друзей иного круга.
Во мне таятся для тебя
Искры преданного друга.
Чтобы в глуши я не затих,
Чтобы другом был твоим при этом,
Я написал тебе сей стих,
Хотя и не слыву поэтом.
1911

И.Северянин
Весенний день горяч и золот,-
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова – я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на “ты”.
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

Н. Клюев
Вылез тулуп из чулана
С летних просонок горбат:
«Я у татарского хана
Был из наряда в наряд.

Полы мои из Бухары
Род растягайный ведут,
Пазухи — пламя Сахары
В русскую стужу несут.

Помнит моя подоплека
Желтый Кашмир и Тибет,
В шкуре овечьей Востока
Теплится жертвенный свет.

Мир вам, Ипат и Ненила,
Печь с черномазым горшком!
Плеск звездотечного Нила
В шорохе слышен моем.

Я — лежебок из чулана
В избу зазимки принес.
Нилу, седым океанам
Устье — запечный Христос».

Кто несказанное чает,
Веря в тулупную мглу,
Тот наяву обретает
Индию в красном углу.

О. Мандельштам
Актер и рабочий
________________________________________
Здесь, на твердой площадке яхт-клуба,
Где высокая мачта и спасательный круг,
У южного моря, под сенью Юга
Деревянный пахучий строился сруб!

Это игра воздвигает здесь стены!
Разве работать — не значит играть?
По свежим доскам широкой сцены
Какая радость впервые шагать.

Поэзия конца 19 – нач. 20 вв. открыла широкую дорогу поэтам в новое время. Н. Тихонов, Эд. Багрицкий, Вс. Рождественский были продолжателями символизма.

Литература
1. Библиотека Всемирной Литературы. М. 1971.

Направления русской литературы конца XIX начала XX века

Автор: Ирина Нестерова ✔ 28.03.2019

Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых

Русская литература конца XIX начала XX века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце XIX – начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.

Особенности литературы конца XIX начала XX века

В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняются не столько борьбой литературных группировок и школ, сколько возникновением в литературе противоположных представлениях о задачах искусства и соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это приводит к развитию реализма в литературе.

Конец XIX начало XX века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце XIX века вместе с быстрым развитием капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране. Это нашло отражение в литературе. В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели.

Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи составили рассказы и “эпизоды” из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и “эпизоды” из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана “Летопись народного разорения”, в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].

В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией “серебряного века”. В начале 20 столетия зародился социалистический реализм. Его родоначальником стал Максим Горький.

В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.

Течения в литературе конца XIX начала XX вв.

Как ранее уже упомянуто в особенностях литературы конца XIX начала XX вв., на фоне изменений в политике и обществе сформировались и функционировали следующие направления в русской литературе:

Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].

В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.

Сравним два появившихся в начала XX века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба “Маленький человек” и поэма представителя реализма М. Горького “Человек”.

У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него “человек” является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.

Поэма М. Горького “Человек” насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.

Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.

Однако не только реализм правит балов в литературе конца XIX начала XX вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.

Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].

Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе” которая увидела свет в 1892 году. Течение “символизм” берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.

В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.

Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.

Очень важен для литературы конца XIX начала XX вв. модернизм.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]

Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.

  1. Пруцков Н. Литература конца XIX – начала XX века – Л.: Наука 1983
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов – М.: Паритет, 2009

Русская литература конца 19 – начала 20 века

Поэзия конца 19 века получила название “поэтического ренессанса” или “серебряного века”. Постепенно термин “серебряный век” стали относить к той части художественной культуры России, которая была связана с символизмом, акмеизмом, “неокрестьянской” и частично футуристической литературой. Литературные направления : 1.Реализм – продолжает развиваться 2.Модернизм – от фр. слова “новейший, современный”.Модернисты верили в божественную преобразующую творящую роль искусства.

В русском символизме принято выделять 2 основных группы поэтов : “старшие” символисты и “младшие” символисты . В издательской жизни символистов существовали

Петербургская отстаивали приоритет религиозно-филосовских поисков в символизме. Они считали себя подлинными символистами и своих оппонентов считали декадентами. Символ : центральная эстетическая категория символизма. Характерно: многозначность полноценная значимость предметного плана образа сосредоточение абсолютного в единичном Музыка : вторая по значимости эстетическая категория символизма Отношения между поэтом м его аудиторией : поэт обращался не ко всем, а к читателю-творцу. Акмеизм – модернистское течение .Это течение декларировало конкретно чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального не символического смысла.

Вначале своег пути акмеисты были близки к символистам, затем появились объединения : 1911 год – Цех поэтов.

План-конспект урока по математике “Признаки делимости” 6 класс Перепелова Надежда Владимировна МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8” Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Учитель математики ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Признаки делимости натуральных чисел План-конспект урока математики в 6 классе по теме.

Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Основная задача бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль” – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей. Очень яркой представительницей класса помещиков является.

Образ Лары в романе Пастернака “Доктор Живаго” Роман “Доктор Живаго” стал своеобразным откровением, поскольку в нем Б. Л. Пастернак впервые открыто и смело заговорил о революции и гражданской войне в России. В своем произведении писатель дает собственную.

Если бы я стала призедентом Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и селах не было бедных. Я бы повысила пенсию пожилым, потому что пенсионерам не.

Тема ответственности и памяти в лирике А. Твардовского Никто не забыт, ничто не забыто… Тема ответственности и памяти получила особое значение в наше время. Возникают тенденции оставить прошлое за бортом истории, жить только настоящим, не отягощая себя традициями.

Какова идея повести М. Горького “Детство”? Повесть “Детство”, первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В “Детстве” он пытается осмыслить этот период жизни, истоки человеческого характера.

Рецензия на рассказ Б. Зайцева “Аграфена” Тема рассказа Б. Зайцева – это вечное обретение себя, очищение через земные муки. Перед нами возникает целая история жизни крестьянки, познавшей страдания, горечь утрат, крушение надежд, но принявшей в конечном.

Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами? На мой взгляд, Печорин – это человек с очень глубокими душевными качествами, но в то же время не лишенный самых серьезных пороков человека. Его умение анализировать свои поступки и окружающий.

Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо”? Произведения Ивана Сергеевича Тургенева 50-х годов ХIХ века имели огромное нравственное значение для русского общества. Нужно было сохранить и пронести “душу живу” сквозь долгие годы растлевающего человека “рабского общества”, и.

Дневник Раскольникова В самом начале, наверное, стоит представиться. Зовут меня Петр Карпатников, я бедный студент, зарабатывающий себе на хлеб всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Я приехал в Петербург из небольшого городка, чтобы.

Основные мотивы поэзии С. А. Есенина Самой главной темой в творчестве Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою “малую” родину – село Константиново и его окрестности.

Конспект урока на тему “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” Конспект урока на тему “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” Труд – одно из первых и основных условий жизнедеятельности человека, характеризующее его как существо разумное. Трудовая деятельность человечества.

Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от.

Как решает Пушкин проблему “социальное и человеческое” в “Капитанской дочке” В конце двадцатых – начале тридцатых годов Пушкин обращается к изучению русской истории. Писателя интересовали переломные моменты в судьбе России, а также великие личности, которые влияли на ход исторического развития.

О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина “Дубровский”? Повесть “Дубровский” – одно из лучших произведений А. С. Пушкина. Герои этого произведения – Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними.

Конспект урока на тему “Сердцу милый край родной” Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Акименко Ольга Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ “Детский сад №4 “Солнышко” Город Урюпинск Волгоградской области Тема занятия: “Сердцу.

“Что лучше – истина или сострадание?” Человек – вот правда! Надо уважать человека! М. Горький Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький – гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в.

Смысл названия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать “русский Инсаров”. Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с.

Стихотворение Анчар Стихотворение “Анчар” один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем. В отличие от многих.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” В 20-е годы XIX столетия завершилось самоопределение А. С. Пушкина как первого в истории русской литературы национального поэта. В это время он создает целый ряд стихотворений, посвященных осмыслению автором своей.

Сейчас вы читаете: Русская литература конца 19 – начала 20 века

Ссылка на основную публикацию
×
×