Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. («Далекие зимние вечера»): сочинение

Сочинение: Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина

Наиболее современными в искусстве и литературе мне представляются вечные усилия художников, которые отдаются исследованиям души человеческой. Это всегда благородно, всегда трудно.

Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро – практически с самых первых своих произведений. Причем, настолько прочно и определенно, что уже первая его книга дала основание критике говорить обособим, шукшинском герое, потому сто это очень своеобразный и сильный талант. Аннинский пишет о творчестве Шукшина: «По первому впечатлению книги Шукшина – это пестрый мир самобытнейших, несходных характеров, но, вдумавшись, видишь, что Василий Шукшин Писал не множество разных типов, а один психологический тип, вернее одну судьбу, ту самую, о которой говорят: «шукшинская жизнь».»

Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя.

В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст идет война. Здесь, в глухой сибирской деревушке, не слышно её раскатов, но тяжкая её тень легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но автору удается очень убедительно показать, что помогло людям не согнутся, выстоять в ту тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу.

Мы видим, что в душе героя его рассказа живет доброта и чудесная способность радоваться – признак несокрушимой силы духа.

Трудно, тяжело живет семья Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, ребятишки – Ванька и Наташка – весь день предоставлены сами себе. Но – детство! Жизнелюбивое и неунывающее детство! Учебники под лавку и – шумное веселье, игры, драки. Бесшабашно- озорное уличное братство.

Прекрасно, мастерски дан образ Ваньки Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее «шукшинских» характеров. Смышленый, озорной, даже по-крестьянски хитроватый, он в то же врем я сердечен, душевно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, сплясать «Барыню», ни за что «дать по сопатке» товарищу, в суматохе схватить с кона только что проигранные бабки. Но вот он приходит домой, и все меняется. Тут вступает в силу свой закон. Пользуясь правом старшего брата, Ванька снисходительно посмеивается над маленькой сестренкой, подразнивает ее, «пужает», хотя в глубине души и побаивается, что она расскажет о его проказах матери. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо подражая матери, она корит непутевого брата: «Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть- то близко будет, да не укусишь.»

Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, «невыносимо тяжкую и заунывную песню», и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы.

Какими выразительными штрихами должен владеть писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, на первый взгляд, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается!

Ванька, первый встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, и Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату».

С приходом матери в доме появляется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Этот ритм внесен матерью. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, она тоже отдыхает душой с детьми Речь её певуча, сказочна: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы».

Тонко-певучий теплый тон заполняет все пространство рассказа, написанном в раннюю пору писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем, что окружало его, своих героев, своих персонажей. Этот рассказ показал неисчерпаемые возможности писателя – он стал для него шкалой подлинного художественного мастерства. В его героях есть тот «запах доброты», с которым они живут долго и счастливо.

Я убежден, что этим «запахом доброты» обладал сам автор, он очень любил своих героев, показывал свое доброе отношение к ним, именно потому они были так правдоподобны, жизненны.

Л.Н.Толстой писал : «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».

Шукшин любил жизнь, и с этим чувством жили его герои, поэтому так легко и свободно читаешь любое произведение Шукшина. Радости и страдания «шукшинских» героев понятны, потому, что они воплощены с определенной художественной силой.

Сам писатель говорил о своем творчестве: «Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце… Утешить, успокоить, чему-то научить, поделится тем, что самого рассказчика волнует, из души рвется…» И это Шукшину удалось!

Мифопоэтический аспект анализа рассказа В.М. Шукшина “Далекие зимние вечера”

Разделы: Литература

Вопросы и задания для разбора на уроке:

1. Смысл названия рассказа. В произведении описывается один день нелегкого военного детства, а в названии – “зимние вечера”. Почему автор акцентирует внимание на вечере, тогда как действие начинается ранним утром? Для чего в названии употребляется форма множественного числа?

2. Внимательно прочитайте первые строчки рассказа. Докажите, что они построены по принципу контраста.

3. Антитеза – основной композиционный прием в рассказе. Назовите антитетичные пары в произведении.

4. Как война отражается на жизни далекой сибирской деревни? Обратите внимание на детали.

5. В центре рассказа – брат и сестра Колокольниковы. Описанная ситуация очень напоминает русскую народную сказку, в которой мать с отцом покидают дом, а старшему наказывают смотреть за младшим. В. М. Шукшин точно описывает структуру русского дома. Какова она? Почему автор акцентирует внимание на печи? Смысл описания одежды, мебели, посуды, игрушек.

6. Почему при описании дома повторяется эпитет “синий”?

7. Чем заняты дети до прихода матери? Описание времени и пространства.

8. Холод, голод, но нет озлобленности. Каким образом Шукшин подчеркивает взаимопонимание брата и сестры, их добрый нрав?

9. Какие черты характера матери наследует дочь?

10. Докажите, что с приходом матери все меняется: жизнь наполняется движением, звуками, начинается настоящий праздник.

11. С появлением матери усиливается в рассказе и звучание сказочных мотивов. Приведите примеры. С чем это связано?

12. Сказка продолжается и в лесу, куда Ваня с матерью направляется за дровами. Докажите. Какие чувства возникают, когда читаем о березке? Как отразились народные представления о лесе, о березке в рассказе В. М. Шукшина? Какие средства языковой выразительности использует автор, описывая их?

13. Домашний очаг считался в старину священным. В огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть. В печи, по преданию, жили благожелательные, светлые духи. Как огонь в доме Колокольниковых влияет на героев? Найдите переклички с народными представлениями.

14. Печь затоплена. Наташка на коленях у брата. “Голубыми” волнами разливается тепло. Варятся пельмени. Праздники будут и впереди: елка, Новый год… А уже завтра – новая рубаха, сшитая за ночь матерью. “После ужина Ванька стоит перед матерью и спит, свесив голову. Материны теплые руки поворачивают Ваньку: полоска клеенчатого сантиметра обвивает Ванькину грудь, шею – ему шьется новая рубаха. ” Так ассоциативно возникает образ круга. Вспомните значение круга как мифопоэтической символики. Найдите еще примеры в тексте рассказа, попробуйте “расшифровать” смысл этого символа.

15. Исследователь Н. В. Халина в статье “Особенности постижения В. М. Шукшиным техники природы: русская модель мира ушедшего столетия” пишет о том, что писатель в творчестве применяет метод пропорционирования. В архитектуре этот метод обеспечивает стабильность конструкций за счет диагоналей, удерживающих один квадрат в другом квадрате. Древнерусские зодчие так же, как и зодчие готические, применяли ключевую фигуру – квадрат, вписанный в квадрат, и называли это “Вавилон”. Покажите на примерах из текста, что и В.М. Шукшин в своем рассказе использует “Вавилон”. Для чего?

16. Какие символы вы обнаружили в рассказе еще?

Цели урока:

1. Анализ идейно-художественных особенностей рассказа В. М. Шукшина “Далекие зимние вечера”.

2. Выделение в произведении мифологем, константных образов и тем.

3. Формирование умения самостоятельно исследовать художественное произведение, развивать навыки творческого чтения.

4. Нравственное воспитание личности учащихся.

Эпиграфы к уроку:

  • Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью. (В.М. Шукшин)
  • Ведь нельзя писать, если не имеешь в виду, что читатель сам досочинит многое. (В.М. Шукшин)

Материал для учителя.

Первый рассказ “Далекие зимние вечера” из первой книги В. М. Шукшина “Сельские жители” – о детстве. Прозрачно проступающая автобиографичность только усиливает интерес к нему. Позднее В. М. Шукшин напишет целый цикл рассказов “Из детских лет Ивана Попова”.

Все начинается с детства. Детские воспоминания – это “золотой запас впечатлений”. Этот золотой, корневой запас питал творчество многих художников. “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что и дает ему затем право взяться за перо”. Это слова В. Распутина. Но так говорили или могли сказать многие писатели и поэты.

Я счастлив тем, что я оттуда,
Из той зимы, из той избы,
И счастлив тем, что я не чудо
Особой избранной судьбы. (А.Т. Твардовский)

Детство В. М. Шукшина было нелегким, хотя во многом похожим на детство любого крестьянского мальчишки того времени. Отца он не помнил. Мать очень рано осталась с двумя детьми – Васей и Наташей. Перед самой войной она второй раз вышла замуж за человека, как позже вспоминал писатель, редкого сердца – доброго, любящего. … Но скоро началась война. Отчима взяли на фронт, и в 1942 году он погиб. [3]

Мария Сергеевна, мать Василия Макаровича, о своей жизни вспоминала так: “Начала работать в колхозе, где потяжельше, чтобы заработать поболе, и так я всю жисть пласталась, чтобы только довести детей своих до ума. Меня за это иногда сестры осуждали. А я каждый день хотела к детям домой прийти, рассказать им что-нибудь доброе, хорошее”. [1]

Широта души, горячее отзывчивое на чужую боль сердце, доброжелательность – вот то, что привила и передала в наследство своему сыну Мария Сергеевна. Потому в рассказах о детстве Шукшин вспоминает не столько о страданиях и бедах, сколько о своей слиянности с миром, о том, что можно назвать “праздниками детства”. В рассказе “Гоголь и Райка” Василий Макарович писал: “Ах, какие это были праздники! (Я тут частенько восклицаю: счастье, радость! Праздники!. . Но это – правда, так было. Может, оттого, что – детство. А еще, я теперь догадываюсь, что в трудную, горькую пору нашей жизни радость – пусть малая, редкая – переживается острее, чище.) Это были праздники, которые я берегу – они сами сберегаются – всю жизнь потом. Лучшего пока не было”. [8]

Читайте также:  Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение

Название рассказа “Далекие зимние вечера” свидетельствует о том, что речь идет о событиях, давних по времени, далеких от сегодняшнего дня. Самые яркие воспоминания связаны с возвращением матери, с тем теплом, которое она приносила в дом. Форма множественного числа (вечера) указывает на то, что так было не раз. Невольно возникает ассоциация с пушкинскими строчками:

… и вечер длинный
Кой-как пройдет, а завтра тож,
И славно зиму проведешь.

Мифопоэтическая модель мира, пишут известные мифологи Топоров и Мелетинский, характеризуется системой бинарных (двоичных) различительных признаков, набор которых является наиболее универсальным средством описания семантики модели мира и обычно включает в себя 10-20 пар противопоставленных друг другу признаков, имеющих соответственно положительное и отрицательное значение. Это противопоставление связано с характеристикой структуры пространства (верх-низ, земля-небо), с временными координатами (день-ночь, лето-зима), с цветовыми характеристиками, а также с противоречиями, обнаруживающими социальный характер (мужской – женский, старший – младший). Эти двоичные признаки являются эффективным средством усвоения мира. [5]

В рассказе “Далекие зимние вечера” и представлена такая модель мира. Уже первые строчки рассказа фиксируют противоречие: “Под Москвой идут тяжелые бои…

А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки”. Первое предложение напоминает сухую газетную сводку. Второе – ритмически организовано иначе, проникнуто тонким лиризмом, юмором. На антитезе построен весь рассказ. Без особого труда можно выделить пары:

  • Москва – деревня
  • Будни – праздники
  • Холод – тепло
  • Голод – сытость
  • Реальность – сказка
  • Ложь – правда
  • День – вечер
  • Улица – дом
  • Отцы – дети

И, конечно же, война и мир.

Война – великая трагедия. Тяжело всем: и тем, кто воюет (эпитет “тяжелые” (бои), “трудно там”), и тем, кто находится в глубоком тылу. Все трудоспособное мужское население на фронте. Об этом свидетельствуют детали: “Лисы осмелели – некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах”, единственный мужик в колхозе – “Филиппушка – образина косая”, на которого, как выяснилось, надежды большой нет. Все держится на женских плечах. Бабы работают день и ночь: с раннего утра до позднего вечера в колхозе, потом – дома. В деревне – “вынужденный матриархат”. Подчеркивается это ассоциативными цепочками: игра в бабки – Мишкина бабушка-Ванька пляшет “Барыню” и бабьим голоском вскрикивает: “Ух! Ух! Ух ты!”, помахивает над головой воображаемым платочком – около дома на глаза попадается снежная баба – дома ждет сестра, играющая в дочки-матери и поющая песню о несчастной бабьей доле (неспроста, наверное, Ванька просит ее спеть про Хаз – Булата удалого), но снова – бабки, куклы, “Барыня”…

Однако детство остается детством, на какое бы трудное время оно ни приходилось.

В центре рассказа – брат и сестра Колокольниковы. Обиженный несправедливостью, Ванька может дракой закончить игру в бабки, прогулять школьные занятия, но, возвратившись домой, становится главным помощником мамы, “мужчиной в доме”. Дома совсем одна дожидается его возвращения из школы младшая сестра Наташка (Таля). Очень серьёзная и строгая девочка так выговаривает непутёвому Ваньке за “прогул”: “Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть – то близко будет, да не укусишь”. И неожиданная взрослость этих укоризн подчёркивает приметы деревенского детства, где пяти – шестилетняя девочка не только играет во взрослую женщину, но всерьёз, неприметно усвоила мысль, что непутёвого мужика должна постоянно воспитывать женщина, главная опора и хранительница семьи в военную пору. [3] .

В. Шукшин очень точно описывал “структуру” русского дома: сенцы, сама изба с кутью, полати, печь… Совсем не случайно Таля сидит на печи. В. Белов называл печь главным оберегом дома, материально – нравственным центром избы. Печь кормила, поила, лечила и утешала. Около неё давали клятвы, заключали договора, а в подпечье обитал покровитель дома – домовой. В рассказе “Гоголь и Райка” Шукшин писал: “На печке никакая нечистая сила не страшна, на печку они не могут залезть, им не дано, они могут, сколько им влезет, звать, беситься, стращать внизу, но на печку не полезут, это проверено”. [8] Таля боится, вот и сидит на печи. А ещё – “вверху” теплее, можно кукол баюкать там же (традиционно на печи “допаривали” детей). На печи же и посуда, и одежда. Своеобразный “Ноев ковчег”.

А “внизу” – стол пустой, шкаф пустой, миска пустая, ложка используется не по назначению (Таля, наряжая её в разноцветные лоскуты, куклу делает). Не случайно Ванька сидит не за столом, а у стола и смотрит в окно. Полное отсутствие движения: Наташка – на печи, брат – у стола. “Нудно течёт пустое тоскливое время”. “В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно”. Но нет озлобленности! “Ванька смеётся. Наташка тоже смеётся” – лексический повтор подчёркивает взаимопонимание, единство брата и сестры, их добрый нрав.

Возвращается с работы мать, всё меняется. Жизнь наполняется движением: “Заскрипели лёгкие шаги”, “вскочил”, “сломя голову кинулся встречать”, “Наташка запуталась в фуфайке”, “пролетел с крикомашка запуталась в фуфайкетьё меняется. онимание, единство брата и сестры, их добрый нрав. ечье обитал вным помощником мамы, “(”. Жизнь наполняется звуками: “родной веселый голос наполнил всю избу”. Пустоты и холода как не бывало. С приходом матери начинается праздник. Стряпают пельмени сообща, стучат, брякают, переговариваются.

В рассказе усиливается звучание сказочных мотивов. В начале повествования Таля только “настраивала” брата на сказочный лад: то о жарких странах хотела расспросить, то историю о волке в очередной раз услышать. Но у Ваньки не было настроения. С приходом матери все меняется: дети слушают историю о встрече с лисой (“Лежит на дороге, свернулась себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная”). Очень хочется матери отогреть души своих детей, “рассказать им что-нибудь доброе, хорошее”. А потом, стараясь расшевелить засыпающих Ваньку и Наташку, она поведает им о елочке, разукрашенной всякими шишками да игрушками, всякими зайчиками. Все главные персонажи сказок о животных представлены у Шукшина. А. А. Коринфский писал: “Волк, лиса, заяц стоят следом за медведем. Каждый вносит свои, только ему одному присущие черты: волк-яркое воплощение злобного хищничества (может, потому и не захотел тогда Ванька рассказывать и без того напуганной сестре о волке), лиса-сама хитрость, заяц-воплощенная трусость и незлобивость”. [4] Есть и медведь в рассказе – Мишка Босовило – местный воевода, “коренастый малый в огромной шапке”.

Сказка продолжается и в лесу, куда Ванька направляется с матерью за дровами. Невольно возникает аналогия: лес-дом, в котором можно согреться, где всегда ждут. На открытом месте гуляет злой ветер. “В лесу зато тепло и тихо. Удивительно тихо, как в каком-нибудь сонном царстве. Стройные березки молча обступили пришельцев и ждут”. “В стародавние годы лес считался священным местом у всех славянских народов. Быть может, и теперь в сокровенном уголке души суеверного русского человека, испытывающего благоговейное смущение при входе в лес, просыпается еле внятный отголосок-пережиток язычества пращуров, признававших лесные места своими храмами”,- отмечал А. А. Коринфский. [4] С особым чувством описана в рассказе “Далекие зимние вечера” береза. Метафоры, эпитеты, олицетворения создают трогательный образ этой лесной красавицы.

Увязая в снегу, выбиваясь из сил, тащат мать и сын срубленные березы. Здесь стоит обратить внимание на одну деталь: герои неминуемо вспоминают воюющего отца: “Отцу нашему тоже трудно там, – задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердечные… Хоть бы уж зимой не воевали”. В том, как в трудную минуту вспоминает самоотверженная женщина, что близкому человеку приходится, может быть, еще труднее, и в наивном пожелании ее, чтобы хоть зимой прекращалась война, видны щедрые запасы доброты и любви, которых хватит и на детей, и на постоянную тревогу о муже, на все военные трудовые дни и ночи.

Напоминание об отце действует и на Ваньку, который начинает авторитетно рассуждать о положении дел на фронте: “Теперь уж не остановются, – поясняет Ванька. – Раз начали – не остановются, пока фрицев не разобьют”. [3]

Как И. С. Тургенев в рассказе “Бежин луг” любуется детством нации, тем, как зреют ее силы, так и В. М. Шукшин показывает брата и сестру Колокольниковых носителями тех духовных ценностей, которыми обладает русский человек и которые определяют его характер. В “Далеких зимних вечерах” звучит и гимн матери.

Среди холодной, военной зимы герои Шукшина продолжают жить, храня не только тепло домашнего очага, но и тепло души, заботясь друг о друге, помня тех, кто ушел на войну. Тепло души позволяет им дарить друг другу маленькие праздники. Так было и будет всегда.

“Геометрические ассоциации” лишь подчеркивают эту мысль. (Квадрат, как отмечается в “Мифах народов мира”, соотносится с такими понятиями, как простота, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, земля. Круг чаще всего выражает идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства. Квадрат, как и соотносимый с ним круг, образуют горизонтальную плоскость схемы мирового древа). [5]

Список литературы:

1. Ащеулов В. Он похож на свою родину. – Барнаул, 1989.

2. Белов В. Лад. – М. , 1989.

3. Горн В. Василий Шукшин. Личность. Книги. – Барнаул, 1990.

4. Коринфский А. Народная Русь. – Смоленск, 1995.

5. Мифы народов мира. – М. , 1994.

6. Резяпкина Н. Литература двух последних десятилетий XX века. – Барнаул, 2005.

7. Халина Н. Особенности постижения Шукшиным техники природы: русская модель мира ушедшего столетия. – Барнаул, 1999.

8. Шукшин В. Калина красная. – М. , 1999.

Краткое содержание Далекие зимние вечера Шукшин

Далекие зимние вечера

Где-то далеко гремят раскаты войны. А здесь, в удаленной деревушке сибирской, тихий зимний вечер. Эхо военных невзгод и сюда докатилось – в домах голодно, стыло и неуютно.

Колокольниковы, как и все семьи вокруг, живут тяжело. Еще бы, кормилец на фронте, мать днями пропадает на работе. Дома только двое детишек в одиночестве остаются – Ваня и Наташа. Но до тоски ли ребятне, ведь у них самая золотая пора – детство, пусть даже и омраченное тенью от мрачного крыла войны.

После школы брат с сестрой забрасывали учебники, и – сразу же во двор к приятелям, где ждали их игры, веселье, драки, как же без них. Ванька Колокольников сам по себе неплохой мальчишка, добрый и отзывчивый. Да и смышлен не по годам, хоть и озорной очень. Если придется, он способен на все, особенно если товарища надо выручить: сплясать, подраться, схватить мимоходом с кона проигранные деньги.

Но, едва он переступает порог дома, как тут же превращается в старшего брата, который любит в шутку попугать младшую сестренку, немного ее поддразнить. Нет, он, конечно же, опасается, что сестричка нажалуется маме. Но удержаться от подшучиваний он не в силах. Да и сестра очень хорошо может имитировать звучание маминого голоса: “Будешь всю жизнь лоботрясом”. Так мама ругает Ваньку, если он не хочет нормально учиться в школе. Но это только кажется, что брат и сестра ссорятся. На самом деле, они нежно друг к другу привязаны. Наташка куклу спать укладывает и напевает невероятно тоскливую и унылую песню, а у Ваньки слезы наворачиваются, не удержать их почти.

Читайте также:  Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина (Экзамен): сочинение

Мальчик торопится всегда встретить маму, чтобы донести ей узел. И Наташка прекращает свое нытье, старается тоже уцепиться за узел: помочь ей братику своему хочется. Едва только мама шагнет на порог, как в дом возвращается радость и праздник.

Все дела переделаны. Вечереет. Свет делается не такой яркий, как обычно. Как приятно, тихо и спокойно общаться друг с другом. Как замечательно с какой-то тихой радостью слушать рассказы мамы о том, как она провела день, да что случилось с ней, пока домой возвращалась. Такой ритм вечерний заведен мамой: измотанная целым днем работы, она отдыхает в полной мере душой, общаясь со своими детишками.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Далекие зимние вечера Шукшин

Другие сочинения:

Краткое содержание Чудик Шукшин Чудик Главный герой рассказа, Василий Егорыч Князев, работает киномехаником в селе. За свои тридцать девять лет жизни он много раз попадал в нелепые и смешные ситуации. Именно за эту его особенность жена, как и многие знакомые, называет его Чудик. Это Read More .

Краткое содержание Я пришел дать вам волю Шукшин Я пришел дать вам волю Роман “Я пришел дать вам волю” рассказывает о трудном периоде расцвета самосознания русского народа. Событиям, которые описываются в произведение, предшествует длинная история угнетения и унижения русских людей. Главный герой рассказа – Степан Разин, человек который Read More .

Краткое содержание Обида Шукшин Обида Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы купите”, – заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили Read More .

Краткое содержание Охота жить Шукшин Охота жить Центральные герои произведения – старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с “малых лет таскался по тайге” иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, Read More .

Краткое содержание Срезал Шукшин Срезал К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьей долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он – кандидат, жена тоже кандидат, Read More .

Краткое содержание Степан Разин Шукшин Степан Разин “Степан Разин” Василия Шукшина – это целая история крестьянства, которая дала возможность писателю установить связь сегодняшних и вчерашних людей. Если окунуться в историю создания данного романа, главным героем которого является Степан Разин, то можно увидеть, что в произведении Read More .

Краткое содержание Микроскоп Шукшин Микроскоп В произведении “Микроскоп” Василия Шукшина повествование ведется в форме “отзыва на прочитанное произведение”. Главной особенностью рассказа является стилизация под авторскую манеру повествования. Однако про особенности народных характеров писатель также не забывает. В центре произведения изображена обычная семья. Глава семьи Read More .

Краткое содержание Мастер Шукшин Мастер “Мастер” Василия Шукшина поражает читателя своим повествованием. Ведь, для писателя главным передать весь смысл рассказа, показать разнообразие героев и их характеры. В произведении персонажи поражают читателя своей живостью. Так, герой рассказа “Мастер” – Семка Рысь читателя не впечатляет, его Read More .

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»
творческая работа учащихся на тему

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

Скачать:

ВложениеРазмер
Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

МОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.»

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

Выполнила: Михалева Настя,

ученица 7 «Б» класса

Руководитель: Питецкая Е.С,

учитель русского языка и литературы

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

2009-2010 учебный год

2. Особенность антитезы по рассказу Шукшина «Далекие зимние вечера» 4-6

3 Заключение 7 с.

4 Список использованной литературы 8 с.

Актуальность : Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Далекие зимние вечера» носит автобиографический характер. Детство Василия Макаровича пришлось на годы Великой Отечественной Войны. И сегодня, в преддверии 65-ой годовщины со дня победы над фашистской Германией, нам было очень интересно рассмотреть этот рассказ, который повествует о военном детстве писателя. Как сказал сам Шукшин: «Кто-то из детства, я из войны». Шукшина и его маленькую сестренку Наташу воспитывала одна мама, Мария Сергеевна, отца арестовали, а отчим в 1942 году погиб на фронте. Нежнейшую любовь к матери писатель пронес через всю свою жизнь. Сестра вспоминала: «Жизнь нашей семьи в военные годы была очень тяжелой, впроголодь. Мама распродала все, что от отчима осталось, с себя все продала, вплоть до единственного платья».

Цель исследования : выявить на приеме антитезы идейное содержание рассказа.

Предмет исследования : авторская особенность изображения антитезы по рассказу Шукшина «Далекие зимние вечера»

Объект исследования : антитеза как средство постижения смысла

1. Рассмотреть два слоя в рассказе Шукшина: реальный и сказочный;

2. Отследить для чего автор избирает такую манеру повествования.

Методы: общенаучные (синтез, анализ), частные (сравнительно-сопоставительный)

Новизна исследования : рассмотреть рассказ с точки зрения такой стилистической фигуры как антитеза.

Практическая ценность исследования : знакомство с произведением на внеклассном чтении для развития патриотических чувств, любви к родному краю и семье.

Особенность антитезы по рассказу В. М. Шукшина «Далекие зимние вечера»

При интерпретации рассказа я обнаружила в тексте два мира: реальный и сказочный. Предложения, раскрывающие эти два слоя, соседствуют друг с другом. Как часто бывает, сказочный мир вторгается в реальный, но здесь все наоборот, реальный вторгается в сказочный светлый мир людей. В литературоведении существует такие понятия: «роман в романе», «роман в стихах», а здесь «сказка в рассказе». Для каждого из миров Шукшин избирает свою лексику, свою манеру изложения, свой эмоциональный настрой. И все это построено на таком художественном приеме, как антитеза.

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на сопоставлении или противопоставлении контрастных понятий, образов, (словарь литературоведческих терминов), например, война-мир, холод-тепло, голод-сытость.

Начинается рассказ с грустных нот: « Под Москвой идут тяжелые бои…». И тут же интонация меняется и переходит на другую манеру изложения, полной лиризма и юмора: « А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки».

Слово «далекой» – это уже сказочный элемент, который напоминает нам зачин сказки «далеко-далеко», а деревенька нам дана без названия – это тоже является сказочным мотивом, как «В некотором царстве- в некотором государстве». Значит, события такие могут происходить в любой деревне России.

Реальный же мир проходит под знаком бесчеловечья: «В избе было холодно», «Ванька заглянул в миску на шестке, в печку, везде было пусто, кушать нечего», «Нудно течет пустое тоскливое время», слово «пустое» не раз будет повторяться в рассказе.

Но тут же следует новый абзац: «Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверное, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу, пустоты и холода в избе как не бывало». В семье «маленький праздник»- будут стряпать пельмени. Пельмени в годы войны – это действительно настоящий праздник, не зря автор, заканчивая свой рассказ, пишет: «После ужина.. Ванька лезет на полати, едва коснувшись подушки, засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее зажат пельмень . Эта реальность прямо пронзает сказку своей горечью и болью. Мы видим, как дети не доедали в годы войны. И эта фраза «в руке зажат пельмень» трогает за самое сердце, это и есть настоящая шукшинская манера «в малом сказать о многом», это и есть предназначение любого рассказа. В годы войны все пострадали: и мужчины, и матери , и дети, и старики, никого война не обошла мимо.

Но что же все-таки спасает детей, что не дает им ожесточиться? Конечно же, сказка.

Когда вся семья занята изготовлением пельменей, мама рассказывает про наглую лису, героиню многих сказок:

-Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.

Наташка приоткрыла рот – слушает. А Ванька спокойно говорит:

– Это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах.

Когда мама с сыном направляются в лес за дровами, то автор лес называет «сонным царством», «стройные березки обступили пришельцев и ждут». Вся природа очеловечивается. Березка – это уже не дерево, а настоящее живое существо со «звонким крепким телом», которое очень трудно срубить.

И вот, наконец-то, в доме огонь. Он тоже предстает, как живое существо: «огонь весело гудит в печке: пятна света, точно маленькие желтые котята, играют на полу.… По избе голубыми волнами разливается ласковое тепло.… А в чугунке еще только-только начинает «ходить» вода.

Можно сказать, все, что предназначено для жизни, раскрывается в сказке: земля-лес, огонь, вода.

Автор своим произведением хочет нам сказать, что существуют только эти истины, а другим не должно быть. Мама говорит: « Отцу нашему тоже трудно там. Небось в снегу сидят сердешные.… Хоть бы уж зимой не воевали.

– Теперь уж не остановются,- поясняет Ванька.- Раз начали – не остановются, пока фрицев не разобьют.»

Шукшин называет своего маленького героя Ваней, это тоже любимое сказочное имя, а за Ваней – Иваном всегда в сказке встает правда, всегда стоят благородные качества человека, который борется со злом. Ваня в рассказе думает, «где можно достать три полена дров», тяжело ему, когда они несут с матерью срубленную березку домой, но «Ваня молчит. И молчит Ванина гордость».

В. М. Шукшина «Далёкие зимние вечера» учитель литературы гимназии №11 г. Бийска Алтайского края Маркелова Л. П. Многие свои рассказ

Анализ рассказа В.М.Шукшина «Далёкие зимние вечера»

учитель литературы гимназии № 11

г. Бийска Алтайского края

Многие свои рассказы В.М.Шукшин начинал с указания на время, когда происходят описываемые события: «Перед самой войной повез нас отчим в город Б.» («Первое знакомство с городом»), «В войну, с самого её начала, больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод» («Гоголь и Райка»), «Год, наверное, 1942-й. (Мне, стало быть, 13 лет). Лето, страда» («Жатва»), «Пришла весна – добрая и бестолковая, как недозрелая девка» («Степка»).

Указание на время и место действия в произведениях Шукшина наполнено особым смыслом: находится в тесной связи с темой, проблемой рассказа, становится ключом к раскрытию основной идеи текста.

В рассказе «Далекие зимние вечера» время определено так: «Под Москвой идут тяжелые бои…» Это настраивает на серьезное отношение к тому, о чем пойдет повествование. Время военное, тяжелое. Но не о военных событиях поведет речь автор, а отправит читателей в далекую сибирскую деревушку, каких много на русской земле (нет названия деревушки – собирательный образ). Там, глубоко в тылу, война вошла в каждый дом, своей тяжелой рукой коснулась всех, от мала до велика. Тяжкой тенью легла она на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям.

Рассказ начинается зарисовкой беззаботной мирной жизни деревенских ребят, которые, забыв о школе, с раннего утра режутся в бабки. Казалось бы, ничто в их жизни не изменилось: школьные занятия, азартные мальчишеские игры, прогулы уроков, снежная баба во дворе… И если бы писатель привел своего героя Ваньку Колокольникова в жарко натопленную избу, где бы его ждали горячие «аржаные лепешки», приготовленные заботливыми материнскими руками, то это была бы райская жизнь, о которой можно было только мечтать в то время.

Резкое противопоставление суровой действительности военного времени и мирной жизни деревенских ребятишек создает атмосферу трагизма в рассказе. «Полушубок не стал снимать – в избе было холодно». Это предложение обозначило проблему противостояния мирной жизни и суровой действительности военных лет.

Дальнейшее повествование заставляет содрогнуться от мысли, что дети привыкли к холоду, голоду, что выживание стало привычкой, нормой жизни. Дети рано повзрослели: ни каприз, ни слез, ни жалоб. Маленькая Наташка поет не детские веселые песенки, а «на манер колыбельной, но тяжкой и заунывной мелодии «Ой, сказал, мил помер…».

«Голос Наташки, как чистый ручеек», и тяжелая, заунывная мелодия вовсе не детской песни, а, видно, той, какую напевали женщины в тяжелые годы утрат, тоже подчеркивают трагизм времени. Малые дети поют взрослые песни, а вместо куклы – деревянная ложка. Это приметы утраты счастливого, беззаботного детства.

Во время отсутствия матери Ваньке приходится самому заботиться о сестре, и он старается по-мальчишески её отвлечь от ощущения холода, голода, от мыслей о маме: он её дразнит, пугает, пляшет для неё, забавляет рассказами, а в глубине души побаивается, что она расскажет матери о его проказах. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо, подражая матери, она корит непутевого брата: «Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть-то близко будет, да не укусишь». Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, «невыносимо тяжкую и заунывную песню», и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы.

Светом в окошке и счастьем в доме становится мать. Уставшая от работы, она спешит к своим детям с драгоценным узелком в руках, в котором «немного муки и кусок сырого мяса». Она согреет теплым словом, ласковым взглядом осиротевших на время её отсутствия детей. Втроем дружно примутся за приготовление ужина. В этом слаженном ритме домашней работы чувствуется привычка к труду, к заботе друг о друге наперекор враждебным, разрушающим силам войны.

Когда Ванька, первым встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату».
С приходом матери в доме воцаряется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных, любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, мать тоже отдыхает душой с детьми. Речь её певуча: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы».

Ещё одна примета военного времени – пустой очаг . Беспомощны дети и не могут позаботиться о нём. Нет кормильца в доме, добытчика-отца: он на войне. Только мать старается поддержать огонь жизни в печи, чтобы спасти от голода и холода своих детей.

Наивысшим напряжением чувств, состраданием и болью проникнут эпизод рубки берёз и доставки их домой на дрова. Ванька в этой трудной и по-взрослому ответственной ситуации и сын для матери, и помощник-мужичок:

«- Мужичок ты мой маленький, мужичок… Потерпи маленько, Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше.

Ванька молчит. И молчит Ванькина гордость».

Вот так мужали мальчишки, закалялась их воля в трудные годы испытаний.

Тяжёлая доля женщины-матери в годы войны не находит слов для её описания. Шукшин не ищет этих скорбных слов, он не заостряет внимание на трагичности судьбы русской женщины. Она не имеет на это право, она противостоит трагедии времени. Всё внимание на поступки, на речь героини !

Пришла с работы, по дороге в ограде снимает с верёвки стылое бельё, принесла узелок с продуктами, организовывает «маленький праздник» – стряпню пельменей, рубит, тянет с сынишкой берёзки на растопку печи и, чтобы дети не заснули, чтобы поесть успели, рассказывает им чудесные истории, до утра шьёт сыну новую рубашку – в школу.

Ласковое, нежное обращение к детям звучит в её словах: «Никого не бойся, мы сейчас, доченька, мигом сходим», «милая ты моя-то», «Ваня, не балуй!», «притомился?», «ещё малость…», «как теперь наша Талюшка там?».

Скрытый подтекст заставляет удивляться: откуда у этой женщины берутся силы, где в ней скрыт родник душевной доброты и нежности?

Шукшин не усложняет, а упрощает ответ на этот вопрос – сила матери в любви . Этой любовью согреты дети, спасены от страшной действительности войны, этой любовью воспитывается настоящий человек.

Конец рассказа проникнут этим тёплым и нежным чувством материнской любви. Покоем, уютом, миром полон дом, согретый заботой и любовью матери. И этот мир матери противостоит миру войны, он спасает от разрушительной силы зла её детей. В этом великий гуманистический смысл рассказа.

Литература языковедение : Сочинение: Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина

Наиболее современными в искусстве и литературе мне представляются вечные усилия художников, которые отдаются исследованиям души человеческой. Это всегда благородно, всегда трудно.

Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро – практически с самых первых своих произведений. Причем, настолько прочно и определенно, что уже первая его книга дала основание критике говорить обособим, шукшинском герое, потому сто это очень своеобразный и сильный талант. Аннинский пишет о творчестве Шукшина: «По первому впечатлению книги Шукшина – это пестрый мир самобытнейших, несходных характеров, но, вдумавшись, видишь, что Василий Шукшин Писал не множество разных типов, а один психологический тип, вернее одну судьбу, ту самую, о которой говорят: «шукшинская жизнь».»

Рассказы Шукшина звучат как тонкие философско-лирические притчи, несущие в себе вопросы современной духовной жизни. Остановлюсь подробнее на одном на одном из рассказов этого писателя.

В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст идет война. Здесь, в глухой сибирской деревушке, не слышно её раскатов, но тяжкая её тень легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но автору удается очень убедительно показать, что помогло людям не согнутся, выстоять в ту тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу.

Мы видим, что в душе героя его рассказа живет доброта и чудесная способность радоваться – признак несокрушимой силы духа.

Трудно, тяжело живет семья Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, ребятишки – Ванька и Наташка – весь день предоставлены сами себе. Но – детство! Жизнелюбивое и неунывающее детство! Учебники под лавку и – шумное веселье, игры, драки. Бесшабашно- озорное уличное братство.

Прекрасно, мастерски дан образ Ваньки Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее «шукшинских» характеров. Смышленый, озорной, даже по-крестьянски хитроватый, он в то же врем я сердечен, душевно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, сплясать «Барыню», ни за что «дать по сопатке» товарищу, в суматохе схватить с кона только что проигранные бабки. Но вот он приходит домой, и все меняется. Тут вступает в силу свой закон. Пользуясь правом старшего брата, Ванька снисходительно посмеивается над маленькой сестренкой, подразнивает ее, «пужает», хотя в глубине души и побаивается, что она расскажет о его проказах матери. У сестренки тоже свое оружие: уморительно талантливо подражая матери, она корит непутевого брата: «Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть- то близко будет, да не укусишь.»

Но как удается писателю показать, что изо всей этой детской перебрани ярко видна сердечная привязанность этих двух существ! Баюкая куклу, Наташа поет взрослую, «невыносимо тяжкую и заунывную песню», и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестру серьезно, едва сдерживая слезы.

Какими выразительными штрихами должен владеть писатель, чтобы затронуть человеческое сердце таким, на первый взгляд, обычным эпизодом из жизни детей! Но Шукшину это удается!

Ванька, первый встретивший мать, вбегает в избу с материнским узлом, и Наташка «перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату».

С приходом матери в доме появляется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. С этого момента в рассказе возникает особая интонация и, я бы сказал, особое освещение. Свет в лампе убавлен, голоса звучат мягко и чуть-чуть приглушенно. Этот ритм внесен матерью. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами, она тоже отдыхает душой с детьми Речь её певуча, сказочна: «Едем сейчас с сеном, а на дороге лежит лиса, лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы».

Тонко-певучий теплый тон заполняет все пространство рассказа, написанном в раннюю пору писателя, чувствуется его мастерство, его умение видеть во всем, что окружало его, своих героев, своих персонажей. Этот рассказ показал неисчерпаемые возможности писателя – он стал для него шкалой подлинного художественного мастерства. В его героях есть тот «запах доброты», с которым они живут долго и счастливо.

Я убежден, что этим «запахом доброты» обладал сам автор, он очень любил своих героев, показывал свое доброе отношение к ним, именно потому они были так правдоподобны, жизненны.

Л.Н.Толстой писал : «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».

Шукшин любил жизнь, и с этим чувством жили его герои, поэтому так легко и свободно читаешь любое произведение Шукшина. Радости и страдания «шукшинских» героев понятны, потому, что они воплощены с определенной художественной силой.

Сам писатель говорил о своем творчестве: «Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце… Утешить, успокоить, чему-то научить, поделится тем, что самого рассказчика волнует, из души рвется…» И это Шукшину удалось!

Ссылка на основную публикацию
×
×