Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне. Там живут люди с разными проблемами, делами и характерами. Не стало исключением произведение Алеша Бесковойный.

В этом произведении имеется простой для восприятия сюжет. Во время всего рассказа автор вспоминает свою жизнь и рассказывает своим зрителям.

Сначала можно понять, что главный герой является бездельником и не любит работать. Но когда начинаешь читать дальше, то понимаешь, что это не так. Главным героем является молодой и очень красивый мужчина по имени Костя, хотя все зовут его Алеша бесконвойный. Он работает каждый день на поле, помогает убирать или сажать урожай. В любой день он готов помогать и никогда никому не отказывает, но когда наступают выходные, то уже работать ему не хочется, а хочется отдохнуть и расслабиться. Но больше всего на свете ему хочется немного заняться собой. А сделать это можно только на выходных. В субботу он может истопить баню и заняться делами, которые ждут его целую неделю.

Алеша встает очень рано и начинает заниматься домашними делами. Сначала он начинает колоть дрова, которые уже давно находятся прямо посреди ограды. Дальше он начинает таскать воду в баню, а потом растапливает ее. Он очень долго занимался этой наукой и набирался опыта и сейчас он уверен в том, что действительно овладел этим навыком. Больше всего на свете ему нравится смотреть на разгоравшийся огонь и в душе у него находится тепло и спокойно.

У него есть жена Таисья, с которой ему нравится разговаривать на разные темы. И вот они сидят за столом и общаются пока топится баня. Раньше жене не нравилось то, что в выходные муж на целый день уходит в баню и наслаждается одиночеством.

Когда мужчина приходит в баню, то вся суета и проблемы отходят на второй план или на мгновенье забываются. И он переключается на огонь, который потихоньку затихает и угасает.

И в этот момент он вспоминает прошлое, в котором он был на войне и был очень сильно ранен. Также у него там была женщина, которой он очень сильно нравился. И она старалась разными способами привлечь его к себе, но у него ничего не получилось. И она обокрала его и исчезла.

После бани он вышел на улицу и на несколько минут задержался на холоде. После этого он заходит обратно в баню и начинает хлестать себя веником и напевать разные частушки, которые только приходили к нему в голову.

А уже после этого он возвращается домой как будто заново родившимся. А тем временем на землю опускается ночь. Потом он ложится на кровать и вспоминается все, что раньше его тревожило и окружало. И опять к нему приходят все проблемы, которые постоянно крутятся вокруг него и которые нужно решать как можно скорее.

Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

Несколько интересных сочинений

В своем произведении «Дети подземелья» Короленко поднимает главную социальную проблему

Жанровая направленность произведения представляет собой лирический очерк, выражающий авторскую манеру описания, заключающуюся в максимальной сжатости повествования, детальной прозе, одушевлении природных зарисовок.

На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях.Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу

Когда я вырасту, то обязательно стану поваром. Это моя самая большая мечта. Мне кажется, что готовить еду – прекрасное занятие. Всем людям нравится вкусно кушать. Когда они сыты, то становятся счастливыми. Все любят хороших кулинаров

«Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»)»

Василий Шукшин – не только писатель, но и выдающийся режиссёр, на счету которого множество отличных фильмов. Основная
тема его творчества – деревня и её жизнь, особенности характера её жителей. Обо всём этом он знал не понаслышке, так как
сам был выходцем из деревни. Рассказы Шукшина небольшие по объёму, в их основе лежит сюжет, характеризующий яркую,
неординарную личность. Я считаю, что самые яркие рассказы Шукшина – это «Срезал» и «Алёша Бесконвойный». Но второё
рассказ мне понравился больше, так как в нём автор уделяет мало внимания сюжету, зато очень ярко характеризует главного
героя – Костю Валикова. Сначала поговорим об особенностях сюжета рассказа.
Сюжет предельно прост, незамысловат. Сначала говорится об Алёше, который пять дней в неделю был добросовестным
работником, а по субботам и воскресеньям ни в какую не хотел трудиться. Далее описывается одна такая суббота, когда он
топит баню. И всё! Можно сказать, что никакого сюжета и нет. Весь рассказ состоит из мыслей и воспоминаний главного
героя. Шукшин специально упростил сюжет, чтобы обратить внимание читателя на внутренний мир Кости Валикова. Что же в
нём такого особенного? Попробуем в этом разобраться.
Вначале у меня Костя ассоциировался с бездельником, лентяем, но это оказалось заблуждением. Оказывается, всю субботу он
топит баню, а потом в ней парится. Причём для него важна сама процедура подготовки бани, он относится к ней с особым
трепетом. Костя осматривает каждое полено перед тем, как положить его в топку, готовит веники. Для Кости подготовка бани
– целый ритуал, установленная традиция, от которой он не может отказаться. Костя живёт не по законам, установленным
коллективом, а по велению своей души. На первый взгляд может показаться, что он очень странный человек, но это не так,
он просто не такой как все, особенный. Попробую объяснить, почему.
Оказывается суббота – не просто день бани, это ещё и день размышлений, день разговора с самим собой и своей душой.
Костя думает о многих вещах: о своих детях, о селе и его обитателях, о природе. Он очень любит своих детей, хотя не
показывает этого людям, поэтому никто об этом и не догадывается. Костя желает своим детям только добра. Когда он
замечает, что старший сын стыдится того, что отец его – пастух и скотник, он не огорчается, не злится на него, наоборот,
даже радуется:«Глядишь, в люди выбьется». Костя хочет, чтобы его дети выучились и уехали в город, он воображает, как
будет нянчиться с внуками. Эти размышления наводят его на мысли о проблеме городских и сельских жителей. Костя считает,
что нет человека зазнавитее, чем деревенский, выучившийся в городе и вернувшийся в деревню, они норовят глядеть выше
людей. Городские же умеют и культуру показать, и никого не унизить. Костя всё время старается думать только о хорошем.
Он не думает о болезнях своих детей, старается не о!
бращать на них внимания. Много Костя Думает о смерти, пытается Постичь её тайну, но у него не очень то это получается,
поэтому он и постоянно об этом думает. Думает о природе, о всём её великолепии, с подробностью вспоминает леса
окружающие село. Хотя Работа пастуха и связана с природой, у кости нет времени на общение с ней во время работы. Это
характеризует его как трудолюбивого человека, в нём есть ответственность, чувство долга. Всё это идёт вразрез с первыми
впечатлениями читателя о Косте. Я думаю, что Шукшин специально создал в начале рассказа ложное впечатление о Косте,
чтобы подчеркнуть его индивидуальность, необычность. Ведь сначала кажется, что он лентяй и бездельник, а на самом деле
он оказывается человеком добросовестным, относящимся к работе с особой ответственностью. Да к тому же он ещё и не
последний философ! Кто бы мог подумать, что в обычной деревне могла жить такая яркая, незаурядная личность! Теперь
поговорим о воспоминаниях главного героя.
Костя вспоминает как ехал с войны домой. По дороге он оказался жертвой мошенницы, которая промышляла тем, что
обворовывала солдат, ехавших домой, подло заманивая их в ловушку. Но Костя не держал на неё зла, он её любил. И скажи
она ему тогда: отдай, Алёша, все свои вещи – всё отдал бы, не задумываясь. Для него не существует материальных
ценностей, они второстепенны. Когда Костя затапливал баню, жена одолжила соседке пятнадцать рублей. Костя на это
отреагировал так: «Заняла, ну и пусть». Он не возмущается, узнав, что без него распорядились деньгами. Для него они
второстепенны.
Можно сказать, что Костя – свободолюбивый человек. Когда он перестал ходить на работу по субботам и воскресеньям, на
него пытались воздействовать, образумить. Жене тоже не нравилось, что целый день он отдавал бане, доходило до скандалов.
Но Костя – ни в какую. Так все от него и отступились, посчитав его неисправимым лентяем. Но Косте всё равно, что о нём
думают другие люди, он выше этого.
Итак, мы выяснили, что Костя Валиков – совершенно необычная, незаурядная личность. Он и философ, и трудиться любит,
материальные ценности для него вторичны. Ему тесно в селе, где таких как он раз, два и обчёлся. Чтобы подчеркнуть всю
его незаурядность, автор делает сюжет предельно простым, да ещё и с первых строк рассказа создаёт ложное впечатление о
главном герое, чтобы впоследствии его рассеять. И у него это прекрасно получилось!
Я считаю, что Шукшин в своих рассказах мастерски описывает жизнь деревни и самых ярких её жителей, рассеивая
заблуждения многих людей о том, что в деревне нет незаурядных личностей. Он сам является доказательством этого, ведь он
– выходец из деревни и, несомненно, является яркой и незаурядной личностью.

«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

По классификации Шукшина, «Алёша Бесконвойный» – «рассказ-характер». В странных поведении и мыслях героя читатель должен увидеть мотивы его поступков и угадать черты характера.

Проблематика

Главная проблема – поиск смысла человеческой жизни. Все второстепенные герои смирились с бессмысленностью своей жизни, кроме главного героя, который нашёл утешение в. бане.

Важная проблема рассказа – проблема одиночества и понимания. Алёша не чувствует близости ни с женой, ни с пятью детьми. Его никто не понимает, но и он не пытается ни объясниться с другими, ни понять их.

Одна из проблем рассказа не лежит на поверхности, потому что смелостью была даже её постановка. Это проблема человеческой индивидуальности. Алёша рассуждает о том, что два человека не могут прожить одинаково, как не могут сгореть одинаково два полена. Читатель сразу понимал, в каком месте хотят, чтобы люди жили одинаково.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с личного местоимения, да ещё и в косвенном падеже – его. А из первого предложения читатель узнаёт, что Алёшу Бесконвойного на самом деле зовут Костя Валиков. Почему героя переименовали в Алёшу, неизвестно. Его прозвище значит «без царя в голове», безответственный, неуправляемый. В экспозиции объясняется, что Алёша не хотел работать ни в субботу, ни в воскресенье. О том, что делал Алёша в воскресенье, Шолохов умалчивает (но преподобным Алёшу обзывает). Зато в субботу герой топил баню.

Сюжет рассказа – история одной такой субботы. Если бы читатель захотел узнать, как правильно топить баню и в ней мыться, рассказ стал бы лучшей инструкцией.

Только парился Алёша 5 часов. Перерывы в мытье (перекуры) заняты размышлениями, ради которых Алёша задумывает баню. Мысли Алёши просты, это житейская философия, но сделанные Алёшей выводы не каждому открываются: люди не могут жить одинаково, перед смертью человек хочет жить и сопротивляется смерти. Алёша задаётся философскими вопросами: когда главное время жизни, какова тайна жизни, «надо жалеть свою жизнь или нет»? Мимоходом Алёша вспоминал важные эпизоды из жизни, играющие роль ретроспективных: войну и возвращение домой, первую умершую жену, рождение детей, общественную баню, которую посетил из любопытства.

Читайте также:  «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все». (В. Набоков). По произведением Василия Шукшина: сочинение

Алёша хочет в баню настолько, что ноет сердце. Есть в отношении Алёши к бане нечто интимное и даже эротическое. Там Алёшу отпускает «всякое вредное напряжение». Жизнь становится понятной. Кульминация рассказа как бы пропущена. Шукшин подводит читателя к тому моменту, когда главное в бане начнётся, но потом сразу переходит к тому, как Алёша из бани пришёл, не слыша своего тела. Словно в бане он пережил встречу с возлюбленной.

После бани, как будто после рюмочки, Алёшу тянет на лирику. Нескладное стихотворение, сочинённое маленькой дочерью – квинтэссенция жизни самого Алёши. Его душа подобна белой берёзке, которая мокнет под дождём жизненных неурядиц. В стихотворении малышки берёзку накрыл лопух, и ей стало тепло и хорошо. Так и Алёша прячется в бане, но можно ли в ней спрятаться от жизни? Ведь и баня, и суббота кончаются.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Алёша Бесконвойный, достойный экспонат в галерее шукшинских «чудиков». Алёша колхозник, пастух. Он хочет отдыхать в субботу и в воскресенье. Скотина два дня не пастись не может, но Алёшу это не волнует. Главная черта, из-за которой Алёшу назвали Бесконвойным – безответственность, которая перечёркивает все положительные черты характера героя: он безотказный, старательный, умелый работник. Алёша любящий отец, хороший сосед (даёт взаймы денег). Он трудолюбив, сам готовит баню, моет её, колет дрова и носит воду.

Алёша доставляет своей жизнью множество неудобств близким. Жене стыдно за его поведение, но она боится с ним ругаться, помня, что его брат застрелился, поссорившись с женой. Старший сын, умный и старательный, стыдится, что его отец пастух. А какой-то колхозник должен делать за Алёшу всю работу в субботу и в воскресенье.

Алёша много думает о жизни, но никому своих мыслей не открывает. Алёша не показывает своих чувств к детям, а к жене равнодушен. Да и любит ли он детей? Он не беспокоится, когда дети болеют. Вся его любовь заключается в том, что сердце ноет от любви и восторга. Герой пытается найти смысл жизни, ждёт озарения «про людей, про их жизнь». Ведь нельзя же считать смыслом жизни работу пастухом?

Вот для детей Алёша смысл жизни находит: они должны выучиться, уехать в большой город и возвыситься там до почета и уважения. Тогда смысл жизни Алёши состоял бы в том, чтобы суетиться возле приехавших на лето детей и их родни. А городские сразу бы заметили, какой Алёша добрый и заботливый.

Так через несобственно-прямую речь Шукшин передаёт сокровенную мечту Алёши – быть человеком значимым, важным. Эту потребность в признании Алёша никогда не реализует, потому что никак не проявляет ни доброты, ни заботы о других, ни любви.

Читатель понимает, что этих качеств у Алёши и нет. Даже собственное имя он утратил.

Единственный раз Алёша почувствовал свою значимость, когда по дороге с войны встретилась ему ласковая Аля, которая потом его обокрала. Теперь смысл жизни для Алёши заменяет баня. Но даже жена не решается указать Алёше на никчёмность его пристрастия. Потому что ранимость души в их роду, видимо, семейное: брат Алёши застрелился после ссоры с женой.

Стилистические особенности

В основе рассказа лежит ирония. Человек слывёт в деревне странным, потому что не работает в субботу и воскресенье, а в сельском хозяйстве так делать нельзя. Получается, что человека обвиняют в том, что он не готов работать без выходных.

Читатель узнаёт главного героя через авторскую характеристику, слова односельчан и жены, скупые разговоры героя на бытовые темы. Но главное средство характеристики героя – его внутренние монологи и несобственно-прямая речь. Просторечные слова в монологах указывают на то, что всё происходящее в субботу читатель видит глазами героя: и уход детей в школу, и то, как жена Таисия «усунулась» в сундук за свежим бельём, и такие детали, как «свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой» дух от берёзовых поленьев.

Анализ произведения Алеша Бесконвойный Шукшина

Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей, у которых есть свои проблемы, много дел и прочее. Подобным и стало произведение «Алеша Бесковойный».

Этот рассказ очень прост для восприятия. На протяжении произведения Шукшин часто вставляет моменты о своей жизни, показывая ее читателям.

Изначально кажется, что герой – полный бездельник, однако, углубляясь в рассказ, начинаешь понимать, что это совершенно ни так. Главный герой – красивый мужчина. Его зовут Костя, хоть всего его и называют Алешей Бесковойным. С утра до вечера мужчина трудиться на поле. Он никогда и никому не откажется в помощи, однако, с приходом выходных он лениться и хочет отдохнуть и заняться собой.

Поднимается Алеша с утра пораньше и хлопочет по дому. Первым делом берётся за дрова, потом растапливает баньку. Мужчина давно занимается этим делом и считает, что владеет этим мастерством идеально.

Алеша женат на прекрасной женщине Таисье, он любит пообщаться с женщиной на разные темы. Им всегда есть о чем поговорить. Часто, пока топиться баня, Алеша и Таисья просто болтают друг с другом. Раньше женщина не была в восторге от того, что на выходных муж пропадает постоянно в бане, наслаждаясь своими мыслями и одиночеством. Для Алеши баня – это отдых. Ведь когда он там, то все, что вокруг просто забывается на некоторое время. Он просто смотрит на огонь и думает о чем-то своем, сокровенном.

Именно в такие моменты мужчина вспоминает прошлое. О том, как прошел войну, о своем ранение. Там он познакомился с девушкой, которая ему очень нравилась. Однако, как бы мужчина не старался, привлечь ее не получилась. Она просто его обокрала и убежала.

Мужчина после баньки часто выходил на улицу, на холод и обратно забегал в помещение. Там он хлестал себя веником и пел частушки. Только после такого «своеобразного «обряда он возвращался в дом. В это время уже была ночь, и он ложился в постель, снова вспоминая о том, что его тревожит. Снова возвращаются все проблемы, переживания и сомнения. Как бы не было хорошо там, в бане, однако, от проблем никуда не деться. Это прекрасно понимал наш главный герой – Алеша Бесковойный. На следующее утро он снова шел на работу, ожидая выходных, чтобы отвлечься от всей этой суеты, от дурных мыслей и просто очиститься.

Вариант 2

Умение наслаждаться жизненным пространством, распоряжаться временем, которое предоставляется человеку на земле, отнюдь не является гедонизмом или чем-то подобным. В действительности такое умение является как бы выходом из времени, способностью преодолеть действительность и обрести некие духовные блага.

Костя Валиков по прозвищу Алеша Бесконвойный, который является главным героем одноименного рассказа, эту тихую радость приобретал при помощи еженедельного посещения бани. Суть всего банного процесса была подобна тому как, например, японцы отправляются наблюдать за цветением сакуры и проводят в этом неспешном занятии целый день. Только Костя занимался баней регулярно, каждую неделю и во многом именно относительно этого события и строился его жизненный цикл.

К слову о жизненном цикле тут весьма актуальным является добавить отношение других людей к поведению Алеши Бесконвойного. Они считали его обязанным работать и в субботу, которая формально является свободным днем, но для работников сельского хозяйства диктует другие условия. Действительно, для скотника, да и любого, кто работает с живым материалом (растениями, животными) требуется довольно пристальное и непрерывное внимание за своим трудом.

Тем не менее, главный герой не собирается отступать от собственного распорядка и в этом заключается его оппозиция обществу. Он регулярно занимается обретением, как об этом пишет автор, маленькой радости – своеобразной формы душевного покоя и равновесия. В этом заключается его духовная работа и на самом деле трудно сказать нечто против такого отношения к действительности, ведь забота о душе является весьма существенным делом.

На протяжении существенной части рассказа описывается как главный герой тщательно готовит баню и занимается парением, как вдумчиво относится к каждому этапу, включает элементы творчества. В этом деле он достиг совершенства и хотя внешне оно во многом попросту бесполезное, для самого героя оно приобретает огромную пользу и значимость. Вероятно, в этом заключена метафора Шукшина, который указывал на потребность исключить себя из социума на некоторый период для того чтобы достигнуть душевного равновесия.

Также Шукшин довольно тщательно описывает потребность отстаивать собственное право на подобное уединение, рассказывает о том, как тяжело было сначала Косте получить согласие и понимание от супруги Таисии. Для примера даже приводятся истории других семейных пар, где отсутствие понимания привело к печальным последствиям. Вероятно, каждому требуется нечто подобное как Алеше Бесконвойному.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Алеша Бесконвойный

Популярные сегодня темы

Роман «Тихий Дон» содержит 4 тома и является первым и лучшим произведением Михаила Шолохова. В романе описывается судьба донского казачества. В романе автор описал самых разнообразных образов.

Наверное, это знакомо каждому человеку, что Анна Каренина является самой главной героиней произведения Толстого. И благодаря этому оно является популярным и знаменитым. Частенько можно увидеть не только спектакли, но и мюзиклы и фильмы.

Когда мы говорим о первом школьном дне, то сразу же представляем себе праздничную линейку, посвящённую Дню Знаний. Девочки в белых бантах и нарядные мальчики радуют взгляд учителей и родителей

Именно речь отличает людей от животных. В частности сознательная речь. Конечно, сейчас и гориллу обучили говорить на языке жестов, ученые исследуют особенности коммуникации морских существ

В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников

статья “Тематика, проблематика и герои в произведениях Шукшина”

статья “Тематика, проблематика и герои в произведениях Шукшина”

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_1.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Среди писателей XX века своей творческой многогранностью выделяется Василий Шукшин, являющийся не только писателем-прозаиком и сценаристом, но и актером и режиссером многих фильмов. Именно это своеобразие таланта и определило многогранность его прозы, существующей на стыке кинематографа и литературы. Шукшин появился в литературе в 60-е годы XX века и сразу обратил на себя внимание своеобразным авторским почерком, структура его рассказов кинематографична: авторское слово в них лишь скрепляет живую разговорную речь диалогов героев, подчеркивая поток жизни, интонацию и жесты героев.

Еще одной особенностью его рассказов стало изображение естественной деревенской жизни, отличное от того, что читатель видел в произведениях классиков деревенской прозы В.Астафьева и В.Распутина. Герои Шукшина – труженики, живущие не в глухих деревенских «углах», они приближены к городским жителям по роду своей деятельности. При этом писателя интересуют социально-психологические и нравственные процессы, протекающие в таких специфических условиях. Естественность жизни просматривается и в особой ориентации на фольклор, в котором, по мнению писателя, нет фальши и «манерности», поэтому словесное изображение всегда живо, подчеркивается интонационно и кажется озвученным, динамичным, а не застывшим на бумаге.

Шукшин, воспроизводя реальную жизнь, поднимает глубокие нравственные проблемы, делая их понятнее и ближе читателю с помощью юмора, разговорной речи, народного мироощущения. Его произведения не воспринимаются как художественные, они насыщены жизнью и немалую роль в этом играют своеобразные герои – «чудики», которые вовлечены в решение интеллектуальных и нравственных проблем, в то же время, не теряя доброты, искренности и простоты взглядов. Комедийный эффект повествования достигается за счет того, что они находят такие выходы в жизненных ситуациях, которые не свойственны привычным стандартам человеческого поведения. Реалистичность представления героев достигается с помощью многоплановости их изображения: каждый имеет свой сложный характер, совершает непоследовательные, противоречивые поступки, поражает своей бесхитростностью.

Рассказы В.Шукшина динамичны и емки, оригинальны и талантливы, и решают поэтому сложные социальные, психологические и нравственные задачи.

Тематика, проблематика и герои рассказов В.Шукшина

Тематика прозы В.Шукшина многообразна, но в центре его художественного мира всегда стоит земля: степь, пашня, родная деревня и родной дом. На фоне земли (дороги, реки, отчего дома) разворачивается размышление и судьбах крестьянства, настоящего и будущего поколения, трагических природных катастрофах, нравственности. Эти философские размышления писатель реализует через изображение своих героев, их переживаний и стремлений, своеобразно преломленных в образах «чудиков», интуитивно стремящихся к познанию смысла жизни.

Писателя волнуют современные ему люди и их будущее. Народ, совершивший революцию, освободивший свою Родину от оккупантов в грозные годы Великой Отечественной войны, отдавший все силы восстановлению, обновлению и расцвету жизни, строил новую жизнь, стремился в будущее. Именно это позволило размышлять писателю о прочности связи поколений, связи прошлого и будущего. Необходимость таких связей для писателя вне всякого сомнения. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин пытается открыть их духовный мир, заботы и радости, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.

В рассказе «Дядя Ермолай» вопрос остается без ответа. Нужно многое взвесить, обдумать, распознать, сопоставить, чтобы понять душу и характер людей старшего поколения. Только без нарочитой снисходительности. Лучше запоздалое прозрение, внезапно появившееся чувство благодарности, лучше совестливое раскаяние по поводу не сказанного вовремя доброго слова, не проявленного сердечного участия!

Раздумья над смыслом жизни старших поколений неизбежно возвращают писателя к извечным и простым истинам, составляющим основу бытия: дом, земля, труд. Да, в этом круге замыкались все интересы и все радости, заботы и огорчения дяди Ермолая, его поколения, его предков и далее – в глубину прошлого – уходили проверенные искомые истины. Но оставалась неразрешимая тайна устойчивости и прочности этих истин. Тайна извечного притяжения дома и земли.

Писатель видит здесь нечто высокое, нравственное, поэтическое, а не только покорность судьбе, не традиция, не консерватизм крестьянского бытия виделись за всем этим. За извечной крестьянской и общечеловеческой тягой к дому, родной деревне – исконная привязанность души к родине, обновляемая у каждого нового поколения. Это все более усложняющееся чувство, которое укреплено сознанием духовной связи отцов и детей, патриотизмом, проявившимся в годы Отечественной войны, и еще многое «неизреченное» осознавал В. Шукшин за таким естественным для каждого человека духовным влечением к родной земле.

Тактично, внимательно и бережно присматривается писатель к своему герою – человеку, улавливая именно моменты духовных исканий, размышлений, нравственного напряжения, в которые освещается личность. Характеры героев обрисовываются в напряженные моменты трагического прощания с жизнью, выбора, разочарования или необычайных открытий, самопознания. При этом внутреннее духовное состояние героя для читателя открыто. Он узнает все о человеке: угадывает несогласие с миром, дисгармонию души, драматизм нравственных поисков.

Одной из основных тем творчества Шукшина становится тема деревни. Причем для многих молодых героев она – мир, уходящий в прошлое. Все, что связано с деревенской жизнью: дом, земля, труд на земле – остаются только в памяти, вырисовываясь в романтических красках. Неизбежность разъединения отцов и детей в деревне определена социально-исторически: влиянием города, техническим прогрессом, урбанизацией и последующим преобразованием деревни, и поэтому неизбежным различием уклада жизни разных поколений. Однако писателя волнует нравственное содержание текущего процесса, его последствия.

В течение всего своего творчества Шукшин пишет своеобразную социальную драму, в которой в единое произведение выстраиваются все рассказы, различные по описываемым сюжетным линиям, но сходные по проблематике. От первых наблюдений, накапливающихся и ставших основой глубоких раздумий и обобщений, эта драма, распадаясь на десятки новых сюжетных ходов, поглощала все новый и новый актуальный жизненный материал. Содержание ее и тематика бесконечно разнообразны. В драме отражаются разногласия отцов и детей, ведут борьбу различные жизненные позиции и взгляды. Преображающийся мир этот укладывается, но тяжело, мучительно и трудно стремясь к гармонии и не всегда находя ее.

Основой размышлений прозаика становится нравственно-этическое начало простого человека, которое сформировалось в трудовых традициях, в коллективизме, в причастности к общему делу, наконец – в творческих возможностях народа. Стремление к гармонии с внешним миром образует сильное течение, которое, противостоя разногласиям, разнообразным социально-семейным противоречиям, обладает созидательным потенциалом.

В постепенном развитии жизни неуклонно идет процесс создания и утверждения преобразуемых человеком социальных отношений. Однако любые преобразования невозможны на пустом месте. Они происходят на почве, опытом старших поколений, предками, и обязательно при условии бережного отношения детей к трудовым и нравственным традициям народа, к труду в целом, чтобы человек «. ничего. не потерял дорогого, что он обрел от традиционного воспитания, что он успел понять, что он успел полюбить; не потерял бы любовь к природе. » – отмечал Шукшин. Разумная воля человека, его рациональное вмешательство в текущий процесс продуктивны: в его возможностях уничтожить постепенно пассивность, бездушие, потребительский эгоизм.

Рассказы В. Шукшина – трагедии прощания с погружающимся в прошлое укладом жизни и связанными с ним обычаями. Еще более сложно и противоречиво, и в деревне, и в городе, происходит установление нового уклада, новых отношений, вбирающих в себя нормы и черты современной жизни. Этот процесс имеет значительный, в конечном итоге общечеловеческий смысл. Неминуемость исчезновения существующих трудовых отношений, изменения их в процессе общественно-исторических преобразований и технического прогресса для Шукшина закономерны. Современный город притягивает огромную массу сельского населения, для которого этот процесс объединен с неизбежными потерями существующих необходимых навыков, семейного уклада, трудовых традиций. Шукшин анализирует и такие же неизбежные отрицательные явления нравственного порядка, которые сопровождают смену старого новым. Изображая порой замысловатое переплетение смешного и драматического, Шукшин предостерегает нас от поверхностного отношения к происходящему, от бездумного смеха.

Нравственно-эстетические идеалы писателя воплощаются художественно убедительно и конкретно в характерах его героев, перенявших от старшего поколения все нравственно ценное, доброе, перспективное, а также в их естественной причастности к жизни всего государства, в котором каждый из героев находит свое призвание и свое место, приложение своим возможностям.

Художественный мир произведений Шукшина критики называют «многошумящим»: многолюдным, динамичным и живописным. Возникает иллюзия его полной естественности, совершенной гармонии с реальностью. А жизнь кажется нескончаемой и вечной.

Интерес к «деревенской теме» в литературе, представляющий тематическое единство литературы 60х -70х годов, проявлялся в творчестве В.Белова, В.Тендрякова, В.Астафьева и конечно В.Шукшина. Последний проявлял интерес более к нравственным, социальным и духовным сторонам жизни деревенского населения. Шукшин размышлял над традиционными нравственными ценностями в стремительно меняющемся мире, преображающихся социальных условиях деревенского существования человека.

При всем многообразии жанровых форм Шукшина – есть то, что их объединяет, – свойственная ему творческая манера и нравственная проблематика. Проза В.Шукшина явление своеобразное, со характерными стилевыми особенностями, проявляющимися в специфических образах героев. Характеры увиденные в жизни, Шукшин развивает, додумывает, расширяет. Писатель всматривается в своих персонажей, занимается их исследованием досконально, как художник, открывая их душевную многогранность, многосложность.

В его рассказах жизнь предстает в удивительном разнообразии, многомерности, неисчерпаемости. Интонация его произведений динамична, богата разнообразными нюансами. В.Шукшин обладает мастерством на нескольких страницах создать собственный человеческий характер и через него показать какой-либо пласт бытия, какую-либо сторону жизни. Писатель обращается к бытовому, казалось бы, малозначительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее осмыслением.

Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.

Шукшин – социальный писатель. Он исследовал новые общественные явления, прокладывая свой путь в искусстве и обращаясь к ранее интересующим писателей пластам жизни. Его внимание привлекала обыденная жизнь обычных людей, где за повседневностью он мог увидеть необычное – те черты, которые в совокупности формировали русский национальный характер, занимавший творческое мышление В.Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

Для литературы 70-х годов характерен интерес к нравственным проблемам, скрытым глубинам человеческой души, его миропонимания, смелость художественных исканий. В этом направлении и развивается творчество В.Шукшина, полное веры в бесконечные возможности человеческой личности. В грандиозном современном споре о человеке и его предназначении он всегда на стороне оптимизма, но это не значит, что он наивен, – он безжалостен ко всему злому, темному, что порочит человеческую душу.

Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

Одна из главных тем его творчества – тема истинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерно размышление над сложными этическими вопросами. Что же такое счастье и как оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, которая помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них – максималисты, не склонные к компромиссам, невмешательству или покорности. Они готовы исправлять всех и все, предлагая личные конструктивные поправки, усовершенствования, программы. Шукшинские герои-философы живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, ценя жизнь, любя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замеченное другими, как, например, художник Саня Неверов («Залетный»), сельский поп («Верую!»), Алеша Бесконвойный, автор-повествователь в рассказе «Дядя Ермолай», Матвей Рязанцев, школьник Юрка.

Поиск истины начинается с постижения окружающего мира. Споры, разногласия возникают, когда речь заходит о роли и предназначении человека, о его нравственных качествах, путях совершенствования. Шукшинские герои – материалисты и гуманисты – раскрывают в своих суждениях конкретность и логику, независимость мышления, стремление постичь все своим умом – от микромира до космоса. В духовных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, свою духовную организацию. Перед нами развертывается список разнообразных, совершенно неповторимых видений, восприятий и мнений. Их личностность, выраженная психологически убедительно, делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия.

Каждая человеческая личность ведет собственную партию независимо от других, но все вместе действующие лица этой духовной драмы образуют удивительный многоголосый хор, утверждающий смысл жизни в гармонии человека с миром.

В чем высший смысл жизни? Герои рассказов находят ответы, самокритично допрашивая себя. В согласии с внешним миром, с людьми человек видит для себя опору, оправдание своего существования. Взаимопонимание, согласие, отзывчивость проявляются только тогда, когда человек раскрывает в себе возможности деятельного добра и любви, дарит людям свои духовные ценности. Это – путь самовоспитания, саморазвития требовательного внимания к себе и людям.

Чудик, Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), Саня Залетный, Степка (одноименный рассказ), убежавший из колонии за три месяца до окончания срока, чтобы повидаться с родными, мастер Семка Рысь, размышляющий над тайнами старинного храмового зодчества – характеры-опровержения. Сюжеты этих рассказов раскрывают перед нами «золотые россыпи» души героев, самим своим существованием опровергающими узость, односторонность скудных обывательских представлений о человеке и жизни. Это оригинально мыслящие фантазеры, воспринимающие жизнь поэтически; они стремятся наделить ее собственной легендой, веселой выдумкой, сказкой. Бронька Пупков и «генерал» Малафейкин владеют искусством импровизации. Герои – люди одаренные, талантливые, всегда щедры. Шукшинские мистификаторы, «чудики» ищут пути к сердцу человека, чтобы хоть шуткой, игрой пробудить ответное чувство, с которым приходит согласие и взаимопонимание.

Герои Шукшина справедливо полагают, что бесценный дар жизни растрачивать впустую преступно. Человек велик только тогда, когда он чувствует пульс окружающего его мира и живет в гармонии с ним.

Шукшинские герои любят послушать опытных, искушенных жизнью стариков. Но безмятежная рассудительность старшего поколения раздражает многих из них, в особенности максималистов, которые требуют мгновенного решения всех проблем совершенствования человека. В отличие от попа, Алеши Бесконвойного, Чудика, Ивана Максимовича («Ночью в бойлерной»), максималисты воспринимают мир драматически нервно, обостренно. Обличительство, морализаторство берут верх над созидательным, позитивным поиском, а гордое осознание собственной правоты, непогрешимости и особая уверенность в праве поучать, порожденная изоляцией, одиночеством героев, еще более усугубляют их разобщенность с людьми и миром.

Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т.д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры. «Чудики», простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Им чужды рассудочность, практицизм. Они часто говорят о правде, душе, о смысле жизни. Чувство неуспокоенности, неудовлетворенности обыденностью повседневной жизни заставляет совершать их странные, не всегда понятные поступки. Один такой «чудик» покупает микроскоп, и жизнь его наполняется высоким смыслом – мечтой освободить человечество от смертоносных микробов («Микроскоп»), другой – изобретает «вечный двигатель» («Упорный»).

Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина («Алёша Бесконвойный»): сочинение

По мнению Шукшина, «в каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то – в черте характера, в поступке, в чувстве – проговорилось настоящее. И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего, то там есть – тоска по нему, по настоящему» [4]. Тема человека и его внутреннего мира является самой важной темой работ Шукшина. Рассказ иллюстрирует жизнь Алеши Бесконвойного, чье существование находится в конфликте с окружением, временем и местом, душа которого ищет покоя и находит не в разрушенной церкви, а в бане, которая и выполняет, по мнению автора, эту функцию, в бане герой, наконец, проходит обряд очищения.

Методы исследования: комплексно используются структурно-типологический и проблемно-тематический методы исследования. Изучение проблематики, тематики и поэтики произведения Шукшина нацелено на последовательное раскрытие различных сторон изучаемого вопроса в его творчестве.

В рассказе центральными являются понятия свободы и воли и определенные ограничения, в том числе и рамками Советского государства. Хотя как уточняется в начале рассказа, герой – ответственный и трудолюбивый работник. Камнем преткновения героя является «банный день», когда он вместо того, чтобы работать в субботу, проводит весь день в банных хлопотах. Алеша Бесконвойный, как его прозвали в деревне, не подчиняется всеобщим правилам и вызывает жалость и зависть у людей.

Рассказ начинается словами: «Его звали-то не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость» [5]. В то же самое время «…безответственность его не простиралась беспредельно: пять дней в неделе он был безотказный работник, больше того – старательный работник, умелый (летом он пас колхозных коров, зимой был скотником – кочегарил на ферме, случалось – ночное дело – принимал телят), но наступала суббота, и тут все: Алеша выпрягался, два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье» [5]. Баня в этом рассказе играет особую роль не столько телесного очищения, а духовного. Баня для Алеши не прихоть, не каприз, а потребность. При этом баня начинается с пробуждения. Даже подготовка не уменьшает радости Алеши, которому каждая мелочь в радость. Процесс топки бани расписан очень подробно с целью продемонстрировать значимость этого дня для героя. Она помогает герою обрести душевное равновесие и гармонию. «В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость. Он даже лицом светлел. Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова» [5]. Шукшин описывает как Алеша Бесконвойный любовно и обстоятельно готовит баню, и ничего не является для него маловажным, любая мелочь ему дорога, доставляет ему несомненную радость. «Он выбирал из поленницы чурки потолще. Выберет, возьмет ее, как поросенка, на руки и несет к дровосеке.

– Ишь ты. какой, – говорил он ласково чурбаку. – Атаман какой. – Ставил этого «атамана» на широкий пень и тюкал по голове.

Скоро он так натюкал большой ворох. Долго стоял и смотрел на этот ворох. Белизна и сочность, и чистота сокровенная поленьев, и дух от них – свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой. » [5].

В рассказе Алеша описан как очень закрытый человек, никто его не понимает, после неудачных попыток приструнить на него махнули рукой и смирились. Несмотря на это, Алеша пронизан любовью и всепрощением к семье, детям, окружающим людям, природе, его любовь немного отстраненная, не показушная, и безответная. «Алеша любил детей, но никто бы никогда так не подумал, – что он любит детей: он не показывал. Иногда он подолгу внимательно смотрел на какого-нибудь, и у него в груди ныло от любви и восторга». Некоторое понимание приходит к читателю, когда мы узнаем, что главный герой был на войне, видел смерть, оттого, может, он часто и подолгу задумывается о жизни и смерти и старается прожить свою жизнь со смыслом, решив «спокойно все принимать и “не суетиться перед клиентом”» [5].

Однако его желания эгоистичны и не находят понимания у семьи и окружающих. Показателен с этой точки зрения диалог Алеши с женой. Жена в противовес герою мыслит другими категориями, приземляя и призывая его к ответственности.

«– Помнишь, – сказал Алеша, – Маня у нас, когда маленькая была, стишок сочинила:

Стоит под дождем,

Зеленый лопух ее накроет,

Будет там березке тепло и хорошо.

Жена откачнулась от ящика, посмотрела на Алешу. Какое-то малое время вдумывалась в его слова, ничего не поняла, ничего не сказала, усунулась опять в сундук, откуда тянуло нафталином. Достала белье, пошла в прихожую комнату. На пороге остановилась, повернулась к мужу.

– Ну и что? – спросила она.

– Стишок-то сочинила. К чему ты?

– Да смешной, мол, стишок-то.

Жена хотела было уйти, потому что не считала нужным тратить теперь время на пустые слова, но вспомнила что-то и опять оглянулась.

– Боровишку-то загнать надо да дать ему – я намешала там. Я пойду ребятишек в баню собирать. Отдохни да сходи приберись.

Баня кончилась. Суббота еще не кончилась, но баня уже кончилась» [5].

В произведении прослеживается стремление главного героя к единению с другими людьми, стремление поделиться своей мудростью сталкивается с непониманием и осуждением. «Ведь никто же не знает, какой Алеша добрый человек, заботливый, а вот те, городские-то, сразу бы это заметили»; желание жить как все «…Алеше нравилось, что у них можно, например, занять денег – все как-то повеселей в глаза людям смотришь. А то наладились: “Бесконвойный, Бесконвойный”. Глупые» [5].

С точки зрения пространственной организации действия этот рассказ в максимальной степени замкнут. Пространство бани описывается детально, весь мир вне ее дан только в рефлексии героя. Баня – время наполненной и оттого содержательно долгой жизни, все остальное – почти не жизнь, или материал для «банного» осмысления. Обо всей жизни Кости Валикова – колхозника, скотника, пастуха – говорится в самом общем плане. Главное духовное событие совершается в замкнутом пространстве бани. В центре действия момент жизни, когда герой «выпрягается», над ним не властны ни социальные рычаги, ни время. Суббота изображается именно как момент остановившегося выключенного времени. Герой проходит реальный и символический путь внешнего и внутреннего очищения от скверны, накапливающейся в суете дней [2; 17–18].

По мнению С.А. Лишаева, баня Алеши Бесконвойнового не что иное, как эстетическая деятельность, искусство. Итак, в банном ритуале Алеши Бесконвойного мы имеем дело с локальной эстетической (без явно прослушиваемых фольклорных или религиозных обертонов) практикой весьма далекой как от сознательного продумывания смысла банного действа в целом, так и от сознательной эстетизации каждого элемента банной церемонии, от продумывания в эстетическо-символическом ключе интерьера бани, банной утвари и т.п. Банное действо Алеши Бесконвойного – стихийно сложившийся ритуал, не претендующий на широкое общественное признание, на его включение в уже сложившуюся в русском обществе эстетическую традицию, в общепринятые формы эстетической практики [1].

Чудик – это излюбленный персонаж В.М. Шукшина, использованный в рассказах «Чудик», «Микроскоп», «Срезал» и др. В отличие от рассказа «Чудик» неспешное повествование рассказа «Алеша Бесконвойный» наполнено размышлениями и воспоминаниями героя, которыми он дорожит и которые придают смысл его жизни. Основным приемом создания образа – персонажа является отображение внутреннего мира. Только из внутреннего диалога героя мы узнаем его по-настоящему.

В рассказе «Микроскоп» герой приобретает микроскоп, и такая радость охватывает Андрея Ерина, сопоставимая с радостью Алеши Бесконвойного в «банный день». Покупка вынуждает Андрея идти на хитрость, соврать про потерю денег и «пострадать» от жены. И все же в конце концов герой лишается микроскопа.

Трагичность рассказов состоит в том, что эту радость умаляют, как, например, когда Алеша вынуждает себя не показывать, какое счастье испытывает в субботу, готовя баню, или лишают в угоду материального как героя рассказа «Микроскоп».

Типичные «подкаблучники», тяготятся своим положением и мечтают доказать свою значимость, вызвать уважение окружающих. Ощущение неполноценности толкает чудиков на поступки, которые еще больше «увеличивают пропасть» между ними и остальными. Образование кажется им способом заслужить уважение, и они хотят его, если не для себя, так точно для своих детей. Так, Андрей Ерин уже видел себя ученым, когда жена унесла микроскоп скупщику.

Чудик из рассказа «Срезал» немного выбивается из общего ряда своей начитанностью, и все же он – орудие в руках односельчан, испытывающих зависть к людям, достигшим какого-то положения, будь то полковник или кандидат наук. Глеб Капустин лишь орудие, поскольку единственная его функция «срезать», низвергнуть, то есть доказать односельчанам и приезжим, что он лучше и образованнее. Его боятся и не любят, и, выполнив свою задачу, Глеб остается никому не нужен. Но что общего у Глеба и Алеши Бесконвойного из одноименного рассказа, так это желание придать жизни смысл, граничащее с одержимостью.

Становится все-таки ясно, как много препятствий для реализации внутреннего стремления к воле стоят перед героем. Это не только «общественный долг», к исполнению которого постоянно призывают героя, но и то, что нередко называют необходимыми связями с миром. Даже смешки соседок, которые наблюдают, как Алеша с утра спешит наносить воды в баню, выдержать не так просто. А у Шукшина еще идет речь и о том, что героя не понимают самые близкие и любимые люди: жена, сын. Воспоминания героя о любви одновременно являются размышлениями о предательстве и лжи, которые так трудно распознать в жизни, о том, что красота может маскировать духовное уродство.

Субботние смерть (Алеша представляет себя умершим) и воскресение героя («был он весь новый») показывают и трудности осмысленного вольного бытия, и возможности отстоять право на это, которые все-таки есть у человека с живой душой.

Рецензенты:

Гильфанова Ф.Х., д.фил.н., профессор кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень;

Хвесько Т.В., д.фил.н., профессор кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.

Ссылка на основную публикацию
×
×