Реализм в творчестве Шукшина: сочинение

статья “Тематика, проблематика и герои в произведениях Шукшина”

статья “Тематика, проблематика и герои в произведениях Шукшина”

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_1.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Среди писателей XX века своей творческой многогранностью выделяется Василий Шукшин, являющийся не только писателем-прозаиком и сценаристом, но и актером и режиссером многих фильмов. Именно это своеобразие таланта и определило многогранность его прозы, существующей на стыке кинематографа и литературы. Шукшин появился в литературе в 60-е годы XX века и сразу обратил на себя внимание своеобразным авторским почерком, структура его рассказов кинематографична: авторское слово в них лишь скрепляет живую разговорную речь диалогов героев, подчеркивая поток жизни, интонацию и жесты героев.

Еще одной особенностью его рассказов стало изображение естественной деревенской жизни, отличное от того, что читатель видел в произведениях классиков деревенской прозы В.Астафьева и В.Распутина. Герои Шукшина – труженики, живущие не в глухих деревенских «углах», они приближены к городским жителям по роду своей деятельности. При этом писателя интересуют социально-психологические и нравственные процессы, протекающие в таких специфических условиях. Естественность жизни просматривается и в особой ориентации на фольклор, в котором, по мнению писателя, нет фальши и «манерности», поэтому словесное изображение всегда живо, подчеркивается интонационно и кажется озвученным, динамичным, а не застывшим на бумаге.

Шукшин, воспроизводя реальную жизнь, поднимает глубокие нравственные проблемы, делая их понятнее и ближе читателю с помощью юмора, разговорной речи, народного мироощущения. Его произведения не воспринимаются как художественные, они насыщены жизнью и немалую роль в этом играют своеобразные герои – «чудики», которые вовлечены в решение интеллектуальных и нравственных проблем, в то же время, не теряя доброты, искренности и простоты взглядов. Комедийный эффект повествования достигается за счет того, что они находят такие выходы в жизненных ситуациях, которые не свойственны привычным стандартам человеческого поведения. Реалистичность представления героев достигается с помощью многоплановости их изображения: каждый имеет свой сложный характер, совершает непоследовательные, противоречивые поступки, поражает своей бесхитростностью.

Рассказы В.Шукшина динамичны и емки, оригинальны и талантливы, и решают поэтому сложные социальные, психологические и нравственные задачи.

Тематика, проблематика и герои рассказов В.Шукшина

Тематика прозы В.Шукшина многообразна, но в центре его художественного мира всегда стоит земля: степь, пашня, родная деревня и родной дом. На фоне земли (дороги, реки, отчего дома) разворачивается размышление и судьбах крестьянства, настоящего и будущего поколения, трагических природных катастрофах, нравственности. Эти философские размышления писатель реализует через изображение своих героев, их переживаний и стремлений, своеобразно преломленных в образах «чудиков», интуитивно стремящихся к познанию смысла жизни.

Писателя волнуют современные ему люди и их будущее. Народ, совершивший революцию, освободивший свою Родину от оккупантов в грозные годы Великой Отечественной войны, отдавший все силы восстановлению, обновлению и расцвету жизни, строил новую жизнь, стремился в будущее. Именно это позволило размышлять писателю о прочности связи поколений, связи прошлого и будущего. Необходимость таких связей для писателя вне всякого сомнения. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин пытается открыть их духовный мир, заботы и радости, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.

В рассказе «Дядя Ермолай» вопрос остается без ответа. Нужно многое взвесить, обдумать, распознать, сопоставить, чтобы понять душу и характер людей старшего поколения. Только без нарочитой снисходительности. Лучше запоздалое прозрение, внезапно появившееся чувство благодарности, лучше совестливое раскаяние по поводу не сказанного вовремя доброго слова, не проявленного сердечного участия!

Раздумья над смыслом жизни старших поколений неизбежно возвращают писателя к извечным и простым истинам, составляющим основу бытия: дом, земля, труд. Да, в этом круге замыкались все интересы и все радости, заботы и огорчения дяди Ермолая, его поколения, его предков и далее – в глубину прошлого – уходили проверенные искомые истины. Но оставалась неразрешимая тайна устойчивости и прочности этих истин. Тайна извечного притяжения дома и земли.

Писатель видит здесь нечто высокое, нравственное, поэтическое, а не только покорность судьбе, не традиция, не консерватизм крестьянского бытия виделись за всем этим. За извечной крестьянской и общечеловеческой тягой к дому, родной деревне – исконная привязанность души к родине, обновляемая у каждого нового поколения. Это все более усложняющееся чувство, которое укреплено сознанием духовной связи отцов и детей, патриотизмом, проявившимся в годы Отечественной войны, и еще многое «неизреченное» осознавал В. Шукшин за таким естественным для каждого человека духовным влечением к родной земле.

Тактично, внимательно и бережно присматривается писатель к своему герою – человеку, улавливая именно моменты духовных исканий, размышлений, нравственного напряжения, в которые освещается личность. Характеры героев обрисовываются в напряженные моменты трагического прощания с жизнью, выбора, разочарования или необычайных открытий, самопознания. При этом внутреннее духовное состояние героя для читателя открыто. Он узнает все о человеке: угадывает несогласие с миром, дисгармонию души, драматизм нравственных поисков.

Одной из основных тем творчества Шукшина становится тема деревни. Причем для многих молодых героев она – мир, уходящий в прошлое. Все, что связано с деревенской жизнью: дом, земля, труд на земле – остаются только в памяти, вырисовываясь в романтических красках. Неизбежность разъединения отцов и детей в деревне определена социально-исторически: влиянием города, техническим прогрессом, урбанизацией и последующим преобразованием деревни, и поэтому неизбежным различием уклада жизни разных поколений. Однако писателя волнует нравственное содержание текущего процесса, его последствия.

В течение всего своего творчества Шукшин пишет своеобразную социальную драму, в которой в единое произведение выстраиваются все рассказы, различные по описываемым сюжетным линиям, но сходные по проблематике. От первых наблюдений, накапливающихся и ставших основой глубоких раздумий и обобщений, эта драма, распадаясь на десятки новых сюжетных ходов, поглощала все новый и новый актуальный жизненный материал. Содержание ее и тематика бесконечно разнообразны. В драме отражаются разногласия отцов и детей, ведут борьбу различные жизненные позиции и взгляды. Преображающийся мир этот укладывается, но тяжело, мучительно и трудно стремясь к гармонии и не всегда находя ее.

Основой размышлений прозаика становится нравственно-этическое начало простого человека, которое сформировалось в трудовых традициях, в коллективизме, в причастности к общему делу, наконец – в творческих возможностях народа. Стремление к гармонии с внешним миром образует сильное течение, которое, противостоя разногласиям, разнообразным социально-семейным противоречиям, обладает созидательным потенциалом.

В постепенном развитии жизни неуклонно идет процесс создания и утверждения преобразуемых человеком социальных отношений. Однако любые преобразования невозможны на пустом месте. Они происходят на почве, опытом старших поколений, предками, и обязательно при условии бережного отношения детей к трудовым и нравственным традициям народа, к труду в целом, чтобы человек «. ничего. не потерял дорогого, что он обрел от традиционного воспитания, что он успел понять, что он успел полюбить; не потерял бы любовь к природе. » – отмечал Шукшин. Разумная воля человека, его рациональное вмешательство в текущий процесс продуктивны: в его возможностях уничтожить постепенно пассивность, бездушие, потребительский эгоизм.

Рассказы В. Шукшина – трагедии прощания с погружающимся в прошлое укладом жизни и связанными с ним обычаями. Еще более сложно и противоречиво, и в деревне, и в городе, происходит установление нового уклада, новых отношений, вбирающих в себя нормы и черты современной жизни. Этот процесс имеет значительный, в конечном итоге общечеловеческий смысл. Неминуемость исчезновения существующих трудовых отношений, изменения их в процессе общественно-исторических преобразований и технического прогресса для Шукшина закономерны. Современный город притягивает огромную массу сельского населения, для которого этот процесс объединен с неизбежными потерями существующих необходимых навыков, семейного уклада, трудовых традиций. Шукшин анализирует и такие же неизбежные отрицательные явления нравственного порядка, которые сопровождают смену старого новым. Изображая порой замысловатое переплетение смешного и драматического, Шукшин предостерегает нас от поверхностного отношения к происходящему, от бездумного смеха.

Нравственно-эстетические идеалы писателя воплощаются художественно убедительно и конкретно в характерах его героев, перенявших от старшего поколения все нравственно ценное, доброе, перспективное, а также в их естественной причастности к жизни всего государства, в котором каждый из героев находит свое призвание и свое место, приложение своим возможностям.

Художественный мир произведений Шукшина критики называют «многошумящим»: многолюдным, динамичным и живописным. Возникает иллюзия его полной естественности, совершенной гармонии с реальностью. А жизнь кажется нескончаемой и вечной.

Интерес к «деревенской теме» в литературе, представляющий тематическое единство литературы 60х -70х годов, проявлялся в творчестве В.Белова, В.Тендрякова, В.Астафьева и конечно В.Шукшина. Последний проявлял интерес более к нравственным, социальным и духовным сторонам жизни деревенского населения. Шукшин размышлял над традиционными нравственными ценностями в стремительно меняющемся мире, преображающихся социальных условиях деревенского существования человека.

При всем многообразии жанровых форм Шукшина – есть то, что их объединяет, – свойственная ему творческая манера и нравственная проблематика. Проза В.Шукшина явление своеобразное, со характерными стилевыми особенностями, проявляющимися в специфических образах героев. Характеры увиденные в жизни, Шукшин развивает, додумывает, расширяет. Писатель всматривается в своих персонажей, занимается их исследованием досконально, как художник, открывая их душевную многогранность, многосложность.

В его рассказах жизнь предстает в удивительном разнообразии, многомерности, неисчерпаемости. Интонация его произведений динамична, богата разнообразными нюансами. В.Шукшин обладает мастерством на нескольких страницах создать собственный человеческий характер и через него показать какой-либо пласт бытия, какую-либо сторону жизни. Писатель обращается к бытовому, казалось бы, малозначительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее осмыслением.

Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.

Шукшин – социальный писатель. Он исследовал новые общественные явления, прокладывая свой путь в искусстве и обращаясь к ранее интересующим писателей пластам жизни. Его внимание привлекала обыденная жизнь обычных людей, где за повседневностью он мог увидеть необычное – те черты, которые в совокупности формировали русский национальный характер, занимавший творческое мышление В.Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.

Для литературы 70-х годов характерен интерес к нравственным проблемам, скрытым глубинам человеческой души, его миропонимания, смелость художественных исканий. В этом направлении и развивается творчество В.Шукшина, полное веры в бесконечные возможности человеческой личности. В грандиозном современном споре о человеке и его предназначении он всегда на стороне оптимизма, но это не значит, что он наивен, – он безжалостен ко всему злому, темному, что порочит человеческую душу.

Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.

Одна из главных тем его творчества – тема истинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерно размышление над сложными этическими вопросами. Что же такое счастье и как оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, которая помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?

Герои В. Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них – максималисты, не склонные к компромиссам, невмешательству или покорности. Они готовы исправлять всех и все, предлагая личные конструктивные поправки, усовершенствования, программы. Шукшинские герои-философы живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью. Многие из них, ценя жизнь, любя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замеченное другими, как, например, художник Саня Неверов («Залетный»), сельский поп («Верую!»), Алеша Бесконвойный, автор-повествователь в рассказе «Дядя Ермолай», Матвей Рязанцев, школьник Юрка.

Поиск истины начинается с постижения окружающего мира. Споры, разногласия возникают, когда речь заходит о роли и предназначении человека, о его нравственных качествах, путях совершенствования. Шукшинские герои – материалисты и гуманисты – раскрывают в своих суждениях конкретность и логику, независимость мышления, стремление постичь все своим умом – от микромира до космоса. В духовных исканиях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, свою духовную организацию. Перед нами развертывается список разнообразных, совершенно неповторимых видений, восприятий и мнений. Их личностность, выраженная психологически убедительно, делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия.

Каждая человеческая личность ведет собственную партию независимо от других, но все вместе действующие лица этой духовной драмы образуют удивительный многоголосый хор, утверждающий смысл жизни в гармонии человека с миром.

В чем высший смысл жизни? Герои рассказов находят ответы, самокритично допрашивая себя. В согласии с внешним миром, с людьми человек видит для себя опору, оправдание своего существования. Взаимопонимание, согласие, отзывчивость проявляются только тогда, когда человек раскрывает в себе возможности деятельного добра и любви, дарит людям свои духовные ценности. Это – путь самовоспитания, саморазвития требовательного внимания к себе и людям.

Чудик, Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), Саня Залетный, Степка (одноименный рассказ), убежавший из колонии за три месяца до окончания срока, чтобы повидаться с родными, мастер Семка Рысь, размышляющий над тайнами старинного храмового зодчества – характеры-опровержения. Сюжеты этих рассказов раскрывают перед нами «золотые россыпи» души героев, самим своим существованием опровергающими узость, односторонность скудных обывательских представлений о человеке и жизни. Это оригинально мыслящие фантазеры, воспринимающие жизнь поэтически; они стремятся наделить ее собственной легендой, веселой выдумкой, сказкой. Бронька Пупков и «генерал» Малафейкин владеют искусством импровизации. Герои – люди одаренные, талантливые, всегда щедры. Шукшинские мистификаторы, «чудики» ищут пути к сердцу человека, чтобы хоть шуткой, игрой пробудить ответное чувство, с которым приходит согласие и взаимопонимание.

Герои Шукшина справедливо полагают, что бесценный дар жизни растрачивать впустую преступно. Человек велик только тогда, когда он чувствует пульс окружающего его мира и живет в гармонии с ним.

Шукшинские герои любят послушать опытных, искушенных жизнью стариков. Но безмятежная рассудительность старшего поколения раздражает многих из них, в особенности максималистов, которые требуют мгновенного решения всех проблем совершенствования человека. В отличие от попа, Алеши Бесконвойного, Чудика, Ивана Максимовича («Ночью в бойлерной»), максималисты воспринимают мир драматически нервно, обостренно. Обличительство, морализаторство берут верх над созидательным, позитивным поиском, а гордое осознание собственной правоты, непогрешимости и особая уверенность в праве поучать, порожденная изоляцией, одиночеством героев, еще более усугубляют их разобщенность с людьми и миром.

Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т.д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры. «Чудики», простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Им чужды рассудочность, практицизм. Они часто говорят о правде, душе, о смысле жизни. Чувство неуспокоенности, неудовлетворенности обыденностью повседневной жизни заставляет совершать их странные, не всегда понятные поступки. Один такой «чудик» покупает микроскоп, и жизнь его наполняется высоким смыслом – мечтой освободить человечество от смертоносных микробов («Микроскоп»), другой – изобретает «вечный двигатель» («Упорный»).

Проблематика произведений В. М. Шукшина

Проблему предательства, компромисса с совестью поставил

писатель В. М. Шукшин в киноповести «Калина красная». Герой повести Егор Прокудин – человек умный, от природы добрый и талантливый – в юности оступился, свернул с прямого пути, чтобы обойти трудности, но так и задержался на воровской дороге, где «одни ларьки и чемоданы». С этого момента и начался путь компромисса с совестью, предательства – матери, общества, самого себя. Жизнь искривилась, потекла по ложным законам. Но Егор Прокудин, безусловно, человек сильный, сумел-таки вырваться из тупика, куда загнала его воровская романтика. Человек он также самолюбивый. Все двадцать лет, что провел вне дома, не забывал о матери, но явиться к ней стриженому и нищему после очередной отсидки выше его сил. «Не время еще», – говорит он Любе, женщине, которая по-настоящему полюбила его. «Не время», потому что там, где родился и вырос, тюрьма – это позор, крайняя степень падения человека: что угодно, только не тюрьма. Лучше обмануть, прикинуться чужим, чем принести позор родному человеку.

А деньги? Ведь мог же посылать их матери. Как раз и не мог, потому что особенность характера Егора – ходить по краю. Вся жизнь пошла вбок, вся жизнь – загул. Наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги – это и есть праздник души, но понял, что это не так. А как? – так и не смог узнать, хотя муки совести перед матерью, любимой женщиной успел испытать.

В статье «Нравственность есть Правда» В. Шукшин попытался

объяснить особенности характера своих героев. Есть человек трезвый и разумный, который до конца понимает свое время и место, знает правду жизни, и если обстановка сложится против правды, то лучше о ней помолчать. Есть человек умный и талантливый – это творческий человек. Он найдет способ сказать правду. Гениальный обрушит правду «на головы и души людские». Даже если она убьет его. Но есть и такой тип человека, по мнению Шукшина, в котором соединились причудливым образом ум и трезвость, гениальность и талантливость. «Человек этот – дурачок», – пишет В. Шукшин. Много их было не от мира сего в литературе: юродивые, кликуши, странники. У Шукшина это герои-«чудики», тоже странные люди. Они совершают, с точки зрения здравой логики, необдуманные поступки: покупают, например, на последние деньги микроскоп («Микроскоп»), сбегают из тюрьмы за три месяца до окончания срока («Степка»). Есть среди них свои фантазеры-вруны («Миль пардон, мадам!»), мыслители («Алеша Бесконвойный») и даже задумавшиеся об устройстве государства («Штрихи к портрету»).

Что хотел показать нам своими героями Шукшин? Например, своим Степаном из рассказа «Степка», который составил основу фильма «Ваш сын и брат». Он, конечно, дурачок этот Степан, но писатель по-своему любит его. Не досидел три месяца и сбежал из тюрьмы, но сбежал-то не воровать и грабить – пришел открыто в свою деревню, чтобы вдохнуть запах родной земли, повидать отца с матерью. Могуч и властен оказался зов малой родины, откликнулась русская душа на этот зов. И пошел чудик Степан, потому что не утерпел, сгорела бы его душа за эти три месяца неволи. Кто в здравом уме поймет этот феномен русской души? Шукшин понял!

Или другой герой – Бронислав Пупков из рассказа «Миль пардон, мадам!» Имя свое получил при крещении, за что обиделся на священника, вызвался даже сопровождать его в район во время ареста. Во время войны служил санитаром в прифронтовом госпитале, вернулся в родные места, обзавелся семьей, работал, но душа требовала своего выхода и находила в сочинении невероятных историй. Одна из них о том, как он совершил покушение на Гитлера. Рассказывал он эту историю исключительно заезжим охотникам, потому что деревенские были уже сыты по горло байками доморощенного сочинителя, даже жена пригрозила, что его посадят за искажение истории. Ничего не мог поделать с собой Бронислав, видимо, служба обычным санитаром требовала героического наполнения. Это и мучило героя.

Проблему смысла жизни по-своему решают герои Шукшина. Они тоже

задаются вечными вопросами: зачем я родился, для чего живу? Но делают это как-то нелепо, неуклюже, опять же с точки зрения деревенской морали. Например, Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе. Звали героя на самом деле Костей Валиковым – «Бесконвойным» его прозвали за неуправляемость характера, хотя слыл в колхозе работником старательным и трудолюбивым, не чурался никакой работы. Но в субботу и воскресенье ни под каким предлогом его нельзя было заставить работать. Суббота вообще для него был святой день – «в субботу он топил баню».

В этот день он размышлял о жизни, вспоминал прошлое, думал о будущем. Сам процесс подготовки бани вызывал у Бесконвойного чувство необычайной радости – душа звенела. Сначала колол дрова и таскал воду, потом по-особому, по-своему, растапливал каменку. Глядя на огонь, философствовал: «Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково». Взволновало и открытие, которое совершил он, глядя на огонь: «Любая головешка, догорая, вспыхнет последним огнем – так и человек перед смертью горит желанием жить». И от этого немудреного открытия становилось спокойно на душе. Никто в деревне и не поверил бы, что Алеша серьезно вдумывался в жизнь, «что в ней за тайна, надо ли ее (жизнь) жалеть». Размышлял, правда, в пределах все тех же бытовых координат, в которых жил. О том, как дети вырастут, заведут свои семьи, будут приезжать к старикам в гости , а он будет гордиться ими. На все эти думы он отводил один субботний день, но это был его день, его личное пространство, войти в которое никому не было дано.

Все эти герои Шукшина вызывают у читателя понимание, душевные отклики, но есть и те, от которых хочется отмахнуться, как от назойливой мухи. Например, от Николая Николаевича Князева из рассказа «Штрихи к портрету» (сб. «Печки-лавочки»).

Князев родился в бедной семье, где об образовании и воспитании мало задумывались, ибо знали, что в деревне воспитывает труд. Герой рано обнаружил в себе способность к философствованию. Став взрослым, задумался о глобальном – о государственном устройстве. «Сколько всего наворочено! А порядка нет!» – приходит к мысли герой. И пишет главный труд своей жизни «О государстве». Что такое государство и как оно устроено? – задается вопросами Князев, пристает с ними к окружающим (чем не Сократ!), но люди его не понимают, отмахиваются от него, иногда и бьют. Создается впечатление, что герой страдает за истину, ведь он озабочен построением идеального общества, где «никто не ворует, не пьет, ни лодырничает» – каждый на своем месте «кладет свой кирпичик в грандиозное здание» государства. Благие мысли Князева разворачиваются до фантасмагорических объемов: «Ведь мы могли бы заасфальтировать весь земной шар! Прорыть метро до Владивостока! Построить лестницу до луны!» Вопрос «зачем?» не князевский вопрос – он озабочен глобальной мыслью «великого почина» (проблема «великого почина»). Поэтому все должны оставить свои повседневные дела: пахать и сеять, добывать руду и плавить металл, лечить и учить, наконец, создавать семьи и воспитывать детей. Нет, надо бросить все дела и ринуться строить лестницу до луны!

Мысли о едином трудовом порыве не оставляют героя даже вовремя отдыха. С вопросом о том, какой отдых тот предпочитает, пристает к дачнику Сильченко. Услышав, что рыбалку, не на шутку сердится. «Вместо того чтобы идти на рыбалку, люди взяли бы горсть земли, принесли в определенное место, и образовался бы огромный холм!» – возмущается Князев.

– Зачем? – спрашивает Сильченко, – может быть, лучше отдохнуть.

– Нет, с вашим бесполезным отдыхом вы нарушаете цепь человеческих полезных дел, – гневно отвечает философ.

По его мнению, все должны трудиться на благо государства. Таким образом, сам того не ведая, философ-демагог сформулировал «закон великого почина», когда личные интересы не должны мешать общегосударственным делам.

Не отпускает Князева и вечный вопрос о смысле жизни, но опять же он мыслит масштабными категориями.

– Вот, представьте себе, я, вы, дедушка несем бревно. Нам нужно пронести его 100 метров, а вы пронесли 50 метров, бросили и говорите: «У меня отпуск, я отдыхаю!»

– Бред какой-то! Что же отпусков не нужно что ли? – спрашивает Сильченко.

– Вот пронесем положенные 100 метров, тогда и отдыхайте!

Для Сильченко, не задумавшегося над глобальными вопросами бытия, смысл жизни в том, «чтобы работать, быть честным, защищать Родину, когда требуется». Для Князева это все «ответвления от главного смысла, но от какого, он и сам не знает.

Приложение 2

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Художественные особенности рассказов В. Шукшина

Художественные особенности рассказов В. Шукшина

По своей творческой многогранности Василий Шукшин – явление уникальное в современной литературе и искусстве: одинаково известен он не только как писатель-прозаик и сценарист, но и как режиссер и актер.

Творческая многогранность Шукшина-художника во многом определила своеобразие его прозы, возникшей на стыке литературы и искусства кино. Читая рассказы Шукшина, как бы просматриваешь отснятую киноленту, зрительно включаешься в воссозданный писателем поток жизни, отчетливо представляешь интонацию и жест героев.

Кинематографичность заложена в самой структуре его рассказов, где лаконичное авторское слово лишь скрепляет блестящие диалоги, правдиво воспроизводящие живую разговорную речь.

Шукшин, вступивший в литературу в начале 1960-х гг., обратил на себя внимание не только своеобразным авторским почерком, но прежде всего открытием новых, в полной мере литературой еще не исследованных сфер народной жизни, лежащих вдали от больших городов.

Однако в отличие от таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, которые изображают нравственный мир русского крестьянина, живущего в глубинных деревенских «углах», Шукшин выступает как большой знаток сложных социально-психологических процессов, происходящих в сознании той части деревенских тружеников, которая по роду своих занятий обращена к городу.

Не случайно герои рассказов Шукшина – деревенские почтальоны, киномеханики, шоферы, трактористы, столяры и т.д. – люди, ввиду особенностей своей профессии испытывающие постоянное воздействие городской культуры.

«Чудики», простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Им чужды рассудочность, практицизм. Они часто говорят о правде, душе, о смысле жизни. Чувство неуспокоенности, неудовлетворенности обыденностью повседневной жизни заставляет совершать их странные, не всегда понятные поступки.

Один такой «чудик» покупает микроскоп, и жизнь его наполняется высоким смыслом – мечтой освободить человечество от смертоносных микробов («Микроскоп»), другой – изобретает «вечный двигатель» («Упорный»).

Героям Шукшина чужд прагматизм. Труженики и жизнелюбы, они живут «не хлебом единым». В меру своей доброты, ума, образованности они поглощены решением интеллектуальных проблем, вовлечены в различного рода нравственные конфликты.

И хотя сам Шукшин не считает своих героев смешными, изображение их, безусловно, имеет мягкую комедийную окраску, характер которой органически связан с природой народного юмора.

Чудики, как и сказочные простаки – Иванушки-дурачки, попадают в ситуации, комедийный эффект которых – в несхожести поступков героев с привычными стандартами человеческого поведения.

Герои Шукшина не остряки, писатель это постоянно подчеркивает. Поступки и слова их неизменно вызывают добрую улыбку писателя, может быть, своей бесхитростностью, незнанием «правил ехидного тона».

Юмор, которым окрашены рассказы Шукшина, выражен непосредственно в языке его героев, представляющем сложное переплетение народных говоров с механически воспринятыми штампами книжной речи, городским жаргоном и молодежным сленгом – типичное явление полукультуры.

Юмористическая окрашенность диалогов достигается комическим изображением полукультурной речи героев, которые употребляют непонятные для себя слова, словосочетания.

Шукшин же правдиво воспроизводит стихию народной речи, на которой говорят миллионы колхозных тружеников, наиболее активно вовлеченных в процесс сближения города и деревни.

С наибольшей силой мастерство Шукшина-прозаика проявляется в диалогах, поражающих необычайной достоверностью всего строя народной речи, которую Шукшин не просто знал как тонкий талантливый наблюдатель, а которой он с детства свободно органически владел. Именно это помогло писателю проникнуть в суть изображаемого им характера, воспроизвести «слово» героя, неразрывно связанное с особенностями его миропонимания.

Шукшин пишет многопланово, стремясь достичь полного соответствия с воспроизводимой им реальной действительностью. Его герои предстают перед нами во всей сложности характеров, противоречивости, непоследовательности поступков, как живые, реально существующие люди.

Об отношении Шукшина к своим героям существуют самые различные суждения. Одни считают, что он их любит, другие – жалеет, третьи говорят о юмористической объективности писателя.

А вот изображение подлинно «отрицательных» персонажей в творчестве писателя не допускает разноречия. Его гражданская позиция выражается в прямом категорическом осуждении всякого рода самодовольных стяжателей, клеветников, бездушных деляг.

(По С.Н. Плужниковой)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сочинение: Своеобразие русского характера в произведениях В. М. Шукшина

«Деревенская» проза занимает важное место в современной литературе. Вопросы нравственности, любовь к природе, доб­рое отношение к людям — проблемы, актуальные и в наши дни.

Среди писателей современности, создавших немало произведе­ний в этом жанре, ведущее место занимают такие, как Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Ва­лентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой») и другие.
[sms]
Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Он родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Всю жизнь писатель помнил о суровой красоте тех мест. Именно благодаря своей малой родине Шукшин научился це­нить землю, труд человека на этой земле, простоту сельской жизни. Уже в самом начале творческого пути у него сформи­ровался свой подход к изображению человека. Его герои ока­зались непривычными для читателей и по своему социально­му положению, и по жизненной позиции, и по нравственному опыту.

Став уже вполне зрелым художником, Шукшин отправля­ется в столицу. В 1958 году он дебютирует в кино («Два Федо­ра»), а также и в литературе («Рассказ в телеге»). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник — «Сельские жите­ли». А в 1964 году его фильм «Живет такой парень» удостаива­ется главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой рабо­ты. В 1965 году выходит его роман «Любавины», и в то же вре­мя на экранах страны появляется фильм «Живет такой па­рень». Только по одному этому примеру можно судить, с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.

А может, это торопливость, нетерпение? Или желание не­медленно утвердить себя в литературе на самой прочной — «романной» — основе? Безусловно это не так. Шукшиным бы­ло написано всего два романа. И, как говорил сам Василий Ма­карович, его интересовала одна тема: судьба русского кресть­янства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши ду­ши и заставить нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит?» Он не щадил себя, торопился, чтобы успеть ска­зать правду и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть поня­тым! Все усилия Шукшина-творца были направлены на это. Он считал: «Искусство — так сказать, чтобы тебя поняли. » С первых шагов в творчестве Шукшин объяснял, спорил, до­казывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм «Живет такой парень» — это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму.

Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукши­на, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал «острейшие схлесты и конфлик­ты», которые побуждали к широким размышлениям над про­блемами современной жизни общества. Начала многих истори­ческих явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной действительности. После войны он подался в город, как и мно­гие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Влади­мире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги.

Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. «Сама потребность взяться за перо лежит, ду­маю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую по­будительную причину, которая заставит человека, что-то знаю­щего, поделиться своим знанием с другими людьми. » — писал Шукшин. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественнос­ти, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии преломился характер всего народа, духовное состояние, условия его жизни в эпоху 40—70-х го­дов — послевоенного тридцатилетия.

Где брал материал для своих произведений писатель? Вез­де, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот ма­териал и те герои, которые редко раньше попадали в сферу ис­кусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. Полярность мне­ний, резкость оценок возникали, как ни странно, именно пото­му, что герой не выдуман. Когда герой представляет собой ре­ального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не в этом ли, в непони­мании творческой позиции Шукшина, кроется ошибочность восприятия его героев? Ведь в них прежде всего поражает не­посредственность действия, логическая непредсказуемость по­ступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из ла­геря за три месяца до окончания срока.

Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследо­вать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа». Герои писателя действительно импуль­сивны и крайне естественны. И поступают так они в силу вну­тренних нравственных понятий, может ими самими еще не осо­знанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы, ведет иногда к самым неожиданным результатам. Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам-про­давец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись»).

В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева («Обида»): «несгибаемая» тетя-продавец на­хамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет тер­петь, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стен­ку равнодушия. И. схватится за молоток. Или уйдет из боль­ницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин («Кляуза»). Совершенно естественная реакция чело­века совестливого и доброго.» Нет, Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Это вообще противоречит сущности писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там взывает к человечности — писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.

Шукшинский герой, сталкиваясь с «узколобым гориллой», может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать: «Тут надо сразу бить табуреткой по голове — единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо» («Боря»). Это чисто «шукшинская» коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они — это они. А хаму так легко, так просто уко­рить совестливого человека. И все чаще столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них.

Шукшина многие считали писателем комическим, «шутей­ным», но с годами все отчетливее обнаруживалась односторон­ность этого утверждения, как, впрочем, и другого — о «благо­душной бесконфликтности» произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперипетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизиро­ваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые, разразившись, ломают привычный ход жиз­ни героев. Чаще всего поступки героев определяет сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости.

Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Лю-бавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стари­ков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всем земным, ставил ли фильмы о Пашке Колокольникове или Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов — реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил предков. Шукшин наполняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему: что есть человек? в чем суть его бы­тия на Земле?

Исследование русского национального характера, склады­вавшегося на протяжении столетий, и изменений в нем, связан­ных с бурными переменами XX века, составляет сильную сто­рону творчества Шукшина.

Всеобъемлющий образ земли — Родины — стал центром тяготения всего творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеа­лов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина впол­не закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обост­ренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили своеоб­разие его прозы.

Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах стал роман «Любави-ны». В нем речь шла о начале 1920-х годов. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию посвящен второй и последний роман Шукшина «Я пришел дать вам волю». Когда впервые заинтересовался Шукшин этой личностью, сказать трудно. Но уже в сборнике «Сельские жители» начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он — средоточие национальных особенностей русского народа. И это драгоценное для себя открытие Шукшин хотел донести до читателя. Сего­дняшний человек остро ощущает, как «сократилась дистанция между современностью и историей». Писатели, обращаясь к со­бытиям прошлого, изучают их с позиции людей XX столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.

В рассказах Шукшина, написанных в последние годы его жизни, все чаще звучит страстный, искренний авторский го­лос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о са­мом главном, наболевшем, обнажая свою позицию художника. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется «внезап­ных», «невыдуманных» рассказов от самого себя, Василия Ма­каровича Шукшина. Такое открытое движение к «неслыхан­ной простоте», своеобразной обнаженности — в традициях русской литературы. Тут, собственно, уже не искусство, а вы­ход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы — сплошное авторское слово. Интервью — обнажен­ное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные, о смысле жизни.

Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чис­того человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатст­во. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. С этим жил, в это верил, с этим творил Василий Макарович Шукшин.[/sms]

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю». Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера. При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть. Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город. «Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку. «Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные. Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил. Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Литература языковедение : Сочинение: Жанр деревенской прозы в творчестве Василия Шукшина

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность. В странах Западной Европы, крестьянство играло незначительную роль, а вся народная жизнь кипела в городах. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории. Не по силе власти (наоборот – крестьяне были самыми бесправными), а по духу – крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и поэты, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему занимают особое место в литературе.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.
Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. И через всю жизнь будущего писателя красной нитью пролегла красота и суровость тех мест. Именно благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. Став уже вполне зрелым молодым человеком, Шукшин отправляется в центр России. В 1958 году он дебютирует в кино (“Два Федора”), а также и в литературе (“Рассказ в телеге”). В 1963 году Шукшин выпускает свой первый сборник -“Сельские жители”. А в 1964 году его фильм “Живет такой парень” удостаивается главной премии на фестивале в Венеции. К Шукшину приходит всемирная известность. Но он не останавливается на достигнутом. Следуют годы напряженной и кропотливой работы. Например: в 1965 году выходит его роман “Любавины” и в то же время на экранах страны появляется фильм “Живет такой парень”. Только по одному этому примеру можно судить с какой самоотдачей и интенсивностью работал художник.
А может это торопливость, нетерпение? Или желание немедленно утвердить себя в литературе на самой прочной – “романной” – основе? Безусловно это не так. Шукшиным было написано всего два романа. И как говорил сам Василий Макарович, его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставит нас потрясенно спросить: ”Что с нами происходит”? Шукшин не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду, и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух. И быть понятым! Все усилия Шукшина – творца были направлены к этому. Он считал: “Искусство – так сказать, чтобы тебя поняли. ” С первых шагов в искусстве Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Ему говорят, что фильм “Живет такой парень” – это комедия. Он недоумевает и пишет послесловие к фильму. Ему подкидывают на встрече с молодыми учеными каверзный вопрос, он тушуется, а потом садится за статью (“Монолог на лестнице”).
Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие схлесты и конфликты”, которые побуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начала многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности. После войны он подался в город, как и многие в то время. Будущий писатель работал слесарем во Владимире, строил литейный завод в Калуге, был разнорабочим, грузчиком, учеником маляра, восстанавливал разрушенные войной железные дороги. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной послевоенной земли повлияла на Василия Шукшина, заставила взяться за перо. “Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми”- писал Шукшин. Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставила самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма. В творчестве Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условие его бытия в эпоху 40 – 70х годов – послевоенного тридцатилетия.
Где брал материал для своих произведений писатель? Везде, там, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. И понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока.
Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.
Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца (“Беспалый”).
Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись. ”) и т. д. и т. п.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”). Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Обидели Сашку Ермолаева (“Обида”), “несгибаемая” тетя-продавец нахамила. Ну и что? Бывает. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. И . схватится за молоток. Или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин, как это сделал Шукшин (“Кляуза”). Очень естественная реакция человека совестливого и доброго.
Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности – писатель Шукшин или Ванька Тепляшин.
Шукшинский герой, сталкиваясь с “узколобым гориллой”, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту, и сам Шукшин может сказать : “Тут надо сразу бить табуреткой по голове – единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо” (“Боря”). Это чисто “шукшинская” коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они – это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека. И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Шукшина многие считали писателем комическим, “шутейным”, но с годами все отчетливее обнаруживалась односторонность этого утверждения, как, впрочем, и другого – о “благодушной бесконфликтности” произведений Василия Макаровича. Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остроперепетийны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При укрупненном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ( “ Осенью ” ).
Писал ли Шукшин жестоких и мрачных собственников Любавиных, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, стариков и старух, рассказывал ли о разломе сеней, о неизбежном уходе человека и прощании его со всеми земными, ставил ли фильмы о Пашке Когольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, он изображал своих героев на фоне конкретных и обобщенных образов – реки, дороги, бесконечного пространства пашни, родного дома, безвестных могил. Шукшин понимает этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную проблему : что есть человек ? В чем суть его бытия на Земле ?
Исследование русского национального характера, складывавшегося на протяжении столетий и изменений в нем, связанных с бурными переменами ХХ века, составляет сильную сторону творчества Шукшина.
Земное притяжение и влечение к земле – сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве. Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина : дом родной, пашня, степь, Родина, мать – сыра земля . Народно – образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских : о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли – Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина : основных коллизий, художественных концепций, нравственно – эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман “Любавины”. В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике ”Сельские жители” начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он – сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как “сократилась дистанция между современностью и историей”. Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей ХХ столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.
Проходит несколько лет после окончания работы над романом ”Любавины”, и Шукшин на новом художественном уровне пытается исследовать процессы, происходящие в русском крестьянстве. Поставить фильм о Степане Разине было его мечтой. К ней он возвращался постоянно. Если принять во внимание природу шукшинского дарования, вдохновлявшегося и питавшегося живой жизнью, учесть, что он сам собирался играть роль Степана Разина, то от фильма можно было бы ожидать нового глубокого проникновения в русский национальный характер. Одна из лучших книг Шукшина так и называется – “Характеры” – и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что скаладывалось в определенных исторических условиях.
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художническую позицию. Он словно почувствовал, что его герои не все могут высказать, а сказать обязательно надо. Все больше появляется “внезапных”, “навыдуманных” рассказов от самого себя Василия Макаровича Шукшина. Такое открытое движение к “неслыханной простоте”, своеобразной обнаженности – в традициях русской литературы. Тут собственно уже не искусство, выход за его пределы, когда душа кричит о своей боли. Теперь рассказы – сплошное авторское слово. Интервью – обнаженное откровение. И везде вопросы, вопросы, вопросы. Самые главные о смысле жизни.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.

Читайте также:  Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×