По рассказу В. Шукшина «Чудик» (Школьные сочинения)
Когда читаешь рассказы Шукшина о деревенских жителях, невольно улыбаешься. Как они очаровательно смешны своим простодушием, добротой, искренностью, наивностью. Как часто самые благородные чувства переполняют этих людей. Они по-детски проявляют и радость, и смятение, печаль. Мир, к сожалению, не всегда понимает их и бывает крайне недоброжелателен.
В рассказе «Чудик» главный герой Чудик.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Его полное имя и информацию о нём писатель сообщает нам только в самом конце.
Чудиком его прозвала жена. Он действительно часто чудит, удивляет окружающих своими мыслями и поступкам. Это у него происходит непроизвольно, от неумения выражать или, наоборот, сдерживать свои чувства.
Вот он собирается к брату. Так и видится нам Чудик, шагающий с чемоданом по селу. И мы слышим, с какой радостью он сообщает сельчанам; «На Урал еду! На Урал. Проветриться надо». И весь его облик и речь выражают, как с иронией подмечает писатель, «плёвое отношение к дальним дорогам». Но дороги полны для Чудика приключений.
Когда в районном центре, купив подарки для племянников, он увидел на полу пятидесятирублевую бумажку, сердце его возликовало. Не прав тот читатель, который подумал о желании героя присвоить её себе. Таких мыслей и в голову не может прийти Чудику. Он озабочен только тем, как бы повеселее и поостроумнее сказать очереди про деньги. А потом долго радуется тому, как легко и здорово у него это получилось. Радуется до тех пор, пока не осознает, что это он сам выронил деньги. И тогда «под сердцем загремело горе». Но вернуть свои деньги ему кажется невозможным и постыдным. Он уверен, что никто ему не поверит. Не хватает ему смелости, уверенности в себе, мешает присущая ему стыдливость. Вот такое чудачество! Он в глубине души понимает неправильность своего поступка, сам недоумевает: «Да почему же я такой есть-то?». Но ему легче вернуться за деньгами домой, получить от жены шумовкой по голове.
Многое не получается у Чудика в жизни. Даже общение с людьми дается трудно. В поезде не состоялся разговор с интеллигентным человеком. Тот просто не поверил в грубую деревенскую ссору, рассказанную Чудиком.
Очень естественные чувства испытывает этот деревенский житель в самолете. Очень ему хочется поесть в самолете, ради любопытства, а тут «зажили». Он не удивляется красоте воздушного пространства. Хочет заставить себя удивляться, но не может. И искренне себе в этом сознается.
Окружающие раздраженно смотрят на этого чудака. Из-за своей душевной доброты он помогает соседу искать его вставную челюсть, вылетевшую при очень жесткой посадке самолета. С какой радостью он протягивает потерю пострадавшему. А тот негодует: «Руками необязательно трогать! Где я её кипятить буду?!». А Чудик обезоруживает читателя ответом, что микробов у него нет. А своего соседа приглашает к брату прокипятить челюсть. Такая искренность и непосредственность утихомирили соседа: он удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать.
Смеётся над героем рассказа и отчитывает его телеграфистка за смешной и романтический текст телеграммы.
Не получились у Чудика и отношения с женой брата. Радостные воспоминания братьев прерываются злобными криками женщины: «Прекратите орать!» Наверное, разгоряченные спиртным мужики, действительно громко говорили. Но воспоминания их чудесны: о родителях, о соседях, о своей детской привязанности друг к другу. Но невзлюбила сноха Чудика. За что? За то, что он простой деревенщина. Необразованный. Не руководитель. Больно от этого обоим братьям. Они справедливо отмечают, что очень много вышло из деревни талантливых людей, в войну — героев. А сами братья, чувствуется, хорошие сноровистые работники. Чудик дома и крышу перекрыл, и веранду пристроил. И с такой любовью описывает деревенский быт, что невольно тянет на ту веранду чайку с малиной попить.
Попытка задобрить сноху окончилась полной катастрофой — Чудика выгнали. А он-то от чистого сердца хотел порадовать женщину, разрисовав детскую коляску. Он хотел мира со снохой. Ведь ребёнок как в корзиночке будет. Гнев Софьи Ивановны страшен и непонятен Чудику.
Поэтому так хочется ему уйти от людей, которые ненавидят его или насмехаются над ним. Хорошо ему становится только тогда, когда он возвращается домой, босяком прыгает по лужам и громко поет песню про тополя, которую так и не дала ему спеть сноха. Как ребенок радуется лопающимся пузырям Чудик, этот тридцатидевятилетний мужчина с такой чистой детской душой. Простоватый, конечно. Да пусть чудит. Мир от этого только добрее и ярче. Ведь чудик, чудак, чудеса — слова схожие.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74739
Образ чудика в рассказах Шукшина
Чудик — любимый героя Шукшина. Чудик — средоточие лучших черт русского народа. Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Творчество Василия Макаровича Шукшина традиционно относят к так называемой «деревенской» прозе. Действительно, место действия его рассказов — деревня, российская глубинка, а его герои — селяне, деревенские жители. Однако писатель не просто рисует нам определённый уклад жизни со своими традициями и обычаями. Перед нами проходит вереница образов, составляющих истинный русский национальный характер, прекрасный и цельный. Главный герой произведения В. М. Шукшина — чудик, чудаковатый простой человек, искренний и добрый. Окружающие чаще всего не понимают его и не принимают всерьёз.
Герой рассказа «Сапожки » — шофёр Сергей Духанин — купил жене в райцентре сапожки. Сама сцена их покупки раскрывает характер героя. Хамство и наглость продавщицы приводят его в растерянность и заставляют задуматься над целесообразностью покупки. Однако практичность проигрывает стремлению героя сделать приятное жене. Простому сельскому жителю свойственны нежность и забота, он философски размышляет: «Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт … Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! ». Испытывая дискомфорт и неуверенность от общения с продавщицей, Сергей всё же делает покупку. Товарищи тоже не поняли героя: «Ты что, офонарел? Это ж зимние. Она тебе велела такие купить? » Но больше всего Сергея страшила встреча с женой. Однако Клавдия нисколько не ругала мужа, а наоборот, переживала, что сапожки оказались ей малы. Взаимопонимание между супругами оказалось ценнее, чем дорогие сапожки. Герой внутренне переживает происходящее, что говорит о чувствительности его натуры: «Сергей, как обычно присев на маленькую кухонную табуретку, перед сном курил папиросу … курил, думал, еще раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как ему сейчас казалось, смысл. На душе было хорошо». Для героя рассказа очень важны нежность, человеческая теплота, сердечность, взаимопонимание.
Герой другого рассказа Шукшина «Чудик» не нашёл понимания ни у родных, ни у посторонних людей. Такое прозвище герой получил за свой чудаковатый, с точки зрения окружающих, характер, за свою непохожесть на других. Его переживания по поводу потерянной банкноты непонятны другим. Герой настолько искренен и бескорыстен, что не может даже помыслить взять чужое. Душевная теплота чудика не находит понимания и у работницы телеграфа, когда тот сочиняет тёплую телеграмму жене. Приехав к брату и расписав кроватку племянника, чудик наткнулся на сопротивление его жены. Стремление к красоте, желание сделать близким приятное оказываются не нужны родственникам. И только вернувшись домой в деревню и пробежавшись по лугу, герой снова ощущает внутреннюю свободу.
Герой рассказа «Микроскоп» — простой столяр Андрей Ерин. У него семья: жена и двое детей. Они живут скромно, но герой решается купить дорогой микроскоп. Вместе с сыном они долго сидели около него, «исследовали». В этом стремлении познавать окружающий мир у героя проявляются черты учёного. Казалось, что даже его жизнь изменилась. В ней появилась цель, смысл. Но Андрей не находит понимания у жены, для которой важнее материальные ценности. Зоя Ерина в конце концов сдаёт микроскоп в комиссионку. Герой Шукшина простоват и наивен. Окружающие считают его недалёким и непрактичным, человеком «не от мира сего». Но чудик — добрый, искренний, тонко чувствующий людей и окружающий мир человек, соединяющий в себе лучшие черты русского национального характера.
Чудики в рассказах Шукшина
Биография писателя, советского кинорежиссёра, актёра Василия Макаровича Шукшина. Обзор творчества, его основные темы и произведения. Лаконичное и ёмкое описание им русской деревни, место в творчестве русских национальных и общечеловеческих ценностей.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.05.2017 |
Размер файла | 17,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru//
Размещено на http://www.allbest.ru//
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Дебесский политехникум»
На тему: «Чудики в рассказах Шукшина»
Преподаватель: Ившина Наталья Владимировна
Выполнил: студент 2 курса группы «Б»
В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой. Едва ли не в каждом своем произведении Шукшин многогранен и отнюдь не так «прост», как может показаться читателю, следящему лишь за развитием сюжета. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои. Главные герои большинства его рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.
Мы смеемся, читая многие рассказы Шукшина, а заканчивая чтение, задумываясь над прочитанным, уже не знаем: веселиться нам или горевать, оставаться спокойным или негодовать?
Шукшин почти не дает портретов своих героев, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Но писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной. Именно в этой борьбе и участвуют его «чудики».
1. Биография писателя
Василий Макарович Шукшин (25.07.29 – 2.10.74) родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Семья потеряла кормильца и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь». После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе. И уже тогда, под его кроватью лежал мешок с рукописями. Десятый класс средней школы закончил экстерном. Работал слесарем-такелажником в Калуге, Владимире. Служил во флоте (1949-1952гг.), и даже там его матросы называли поэтом. Вернувшись в родное село, был секретарем сельского райкома комсомола, работал директором в вечерней школе деревни Сростки. В 1954 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Учился в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Впервые выступил в печати в 1959 году в журнале «Смена».
Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал как режиссер и актер. Актер, снявшийся в 24 кинокартинах, знаменитый режиссер, постановщик, сценарист, писатель. Фильмы с его участием в качестве режиссера, сценариста, актера – «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину» – стали значительным событием советского киноискусства последних десятилетий. В 1964г. кинофильм «Живет такой парень» получил награду Венецианского международного фестиваля «Золотого льва св. Марка».
Шукшин – автор романов «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» – о Степане Разине. Им написаны повести «Там, вдали», «Калина красная», «До третьих петухов», пьеса «Энергичные люди», многие рассказы, составившие сборники – «Сельские жители», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне».
Василий Макарович Шукшин умер 2 октября 1974 года.
2. Обзор творчества писателя, основные темы творчества, основные произведения
Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Какой это материал, какие герои? Тот материал, и те герои, которые редко раньше попадали в сферу искусства. Видимо, так нужно было, чтобы явился из глубин народных большой талант, чтобы с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору.
Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина.
Рассказы Шукшина, относясь «к деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточенно не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя, как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам. Не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно не удобное положение. Это даже не между двух стульев, а скорее так – одна нога к берегу, другая – в лодке. И не плыть нельзя, и не плыть вроде как страшновато…»
Эта ситуация и определила необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными, непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик». Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль-ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. Они наоборот умиляют их, делают ближе к простому человеку.
3. Место выбранного произведения в творчестве писателя
Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В. М. Шукшин
Читая рассказы Шукшина, удивляешься порой на чудачества героев писателя, однако веришь «правде человеческих характеров, испытываешь радость общения с живым человеком».
Шукшин не идеализирует деревенских жителей, но ищет в характерах людей из деревни светлые, здоровые стороны. Нравственные идеалы добра и справедливости характеризуют творчество писателя.
«Чудики» Шукшина не знают за что борются, не понимают своей чудности, но продолжают вести свою борьбу. Борьба эта порой смешна, но каждый раз приводит читателя к великим выводам. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. Но не смотря на это каждый его «чудик» был для него родным, да и для читателей тоже.
чудик шукшин деревня
4. Анализ выбранного произведения
Рассказ «Чудик» (1967г.).
Много чудных поступков совершает Василий Князев, по прозвищу Чудик, начиная с 50-рублевкой, которую он с «остроумными» словами («Хорошо живете, граждане!»), кладет на прилавок, так как «хозяина нет», и кончая разрисованной детской колясочкой племянника. Рисовал и думал; как будет приятно изумлена сноха, а кончилось все скандалом.
Еще один «чудик» – Андрей Ерин. Утаив зарплату от жены, стерпев побои, он покупает микроскоп. Рассматривая в микроскоп, каплю воды, обнаруживая в ней кишащих микробов, он радуется как дитя, и мечтает избавить человечество от болезней. Но «мечта» терпит крах от столкновения с бытом: жена едет в город и продает микроскоп, потому что «детям надо купить шубки».
Рассказ «Срезал» (1970г.).
В этом рассказе с помощью «чудика» – Глеба Капустина, Шукшин раскрывает проблему конфликта между городом и деревней.
Зачем мужики водят Глеба Капустина «начитанного и ехидного», к приезжим знаменитостям и устраивают «спектакль», наблюдая, как Глеб в очередной раз «срежет» интеллигента?
На первый взгляд, писатель держит в конфликте нейтралитет, но по прочтении рассказа чувствуешь, что ни автор, ни мужики не любят Глеба. Автор говорит об этом в конце рассказа прямо: «Глеб их по-прежнему удивлял. Хотя любви, положим, тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».
А «спектакль», устраиваемый кандидату, – это как бы проверка на истинную интеллигентность. Ведь деревня насмотрелась на кичливую причастность к культуре и поэтому в мужиках и возникает враждебная настороженность к знаменитостям, особенно к тем, кто оторвался от родной земли и смотрит на бывших односельчан свысока. Стал бы истинный интеллигент откровенно и снисходительно посмеиваться над Глебом, а потом довольно грубо «ТЫКАТЬ» ему, как это делает Журавлев? Следовательно, в этом конфликте нет правых.
Вообще «чудики» В. Шукшина (а их список можно продолжить) – не «маленькие люди» русской классической литературы.
Каждого из них Шукшин делает по-своему значительным, ибо они гуманны, человеколюбивы. И хотя автор посмеивается над ними, он относится к ним с уважением.
Рассказы Шукшина – это целая энциклопедия типов и проблем времени.
Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему не помогло. На утро его обнаружили мертвым. А на столе в каюте лежала раскрытая тетрадь с почти готовой новой повестью для театра: “А по утру они проснулись”.
Эти строки говорят нам о том, что не смотря на болезнь, муки и тяжести которые пережил писатель, он творил. И делал это как будто назло тем, кто не верил в него, кто уже думал, что его ничем не вернешь. Но нет! Даже перед смертью он оставил о себе память – очередную повесть.
Он прожил 45 лет. Но и этого хватило для того чтобы остаться на веки в сердцах людей, чтобы не уйти бесследно из жизни.
«Чудики» Шукшина – яркие образы современной жизни. Кажется, что рассказы, написанные около 40 лет назад, никак не могут войти в нашу жизнь, найти в ней отголоски героев. Но Шукшин был очень умен. Рассказы его уместны до сих пор. До сих пор живут на нашей земле «чудики» – люди, которые умиляют своей глупостью и учат нас трудностям жизни, дают пример жизненной силы.
Читая рассказы Шукшина, я задумался над нашей жизнью, над людьми… Ведь герои шукшинских рассказов так близки нам. Они есть всегда и везде – будь то город или деревня. Хочется верить что на примере «чудиков» люди нашей грубой и жестокой жизни станут мягче и добрее, откроют для себя новый мир – мир добра и красоты.
Бахтина Н. М. «Светлые души» чудиков // Уроки литературы. – 2009. – № 6. с. 7-8.
Чернов Ф. Радость и тревоги бытия. Уроки по творчеству В. М. Шукшина. // Литература в школе. – 1999, №5.
Шукшин В. М. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1990. – 254 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Краткая биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), обзор его творчества. Тема деревенского человека как одна из главных в рассказах Шукшина. Анализ рассказов “Чудики”, “Микроскоп” и “Срезал”, а также особенности отражения в них проблем их времени.
реферат [19,7 K], добавлен 12.11.2010
История жизни и творчества русского писателя и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Обзор творчества: основные темы и произведения. Место повести “Калина красная” в творчестве писателя. Анализ произведения: тема деревенского человека, герои и характеры.
реферат [22,4 K], добавлен 12.11.2010
Обзор некоторых фактов биографии Василия Шукшина – известного русского советского писателя, кинорежиссера и сценариста. Творческий путь В. Шукшина, оценка его творческого наследия. Василий Шукшин – “тайный психолог” в киноповести “Калина красная”.
реферат [32,7 K], добавлен 28.08.2011
Художественное пространство сказок Василия Макаровича Шукшина (1929-1974). Сказки и сказочные элементы в прозе русского писателя: их роль и значение. Художественные особенности и народные истоки повести-сказки “Точка зрения” и сказки “До третьих петухов”.
дипломная работа [67,2 K], добавлен 28.10.2013
Жанровое своеобразие сатирических произведений В. Шукшина. Сатирические типы персонажей в произведениях В.Шукшина. Идейно-художественные особенности сатиры В. Шукшина и приёмы создания комичности. Художественный анализ сатирической повести В.Шукшина.
реферат [30,3 K], добавлен 27.11.2005
В. Шукшин как известный русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист, знакомство с краткой биографией. Общая характеристика работ В. Шукшина. Анализ причин смерти великого русского актера. Знакомство с рассказами советского писателя.
презентация [1,3 M], добавлен 21.05.2014
Персонаж как система номинаций. Способы номинации в творчестве В.М. Шукшина. Антропонимы в системе номинации в творчестве В.М. Шукшина. Окказиональные субстантивированные прилагательные как способ номинации в сказке “До третьих петухов”.
курсовая работа [44,8 K], добавлен 30.07.2007
Ознакомление с родным говором В. Шукшина и К. Паустовского. Особенности наречия в Центральной Руси и Алтайском крае. Выявление диалектизмов в произведениях писателей, которые используют в творчестве прямопротивоположные территориальные диалекты.
курсовая работа [62,3 K], добавлен 23.10.2010
Краткая биография В.М. Шукшина. Определение понятия “чудик”. Характеристика главных героев из рассказов “Чудик”, “Микроскоп”, “Даешь Сердце”, их общие черты (простота, доверчивость, доброта, мечтательность) и отличия (цели и жизненные ценности).
презентация [6,4 M], добавлен 22.12.2012
Особенности творчества В.М. Шукшина: художественный мир, критерий нравственного. Образ матери, с ее терпением и великодушием. Ситуации отцов и детей. Стремление к высокой простоте и ясности. Искусство психологического портрета. Вопрос правды жизни.
курсовая работа [48,2 K], добавлен 28.10.2012
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
Сочинение на тему “Герои-чудики в рассказах Шукшина”
Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная теплота, искренность, любовь к людям.
Однажды Шукшин сказал: «Каждый настоящий писатель, конечно, психолог, но сам больной». Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты рассказы Шукшина.
Рассказы Шукшина короткие, понятные, интересные, в них много точных и красочных высказываний. Рассказы «Чудик» и «Срезал» входят в сборник «Беседы при ясной луне». Само название сборника говорит о некоей дружеской беседе о жизни, любви, природе. Рассказы Шукшина написаны простым разговорным языком, который передает особенности речи персонажей. В своих произведениях Шукшин продолжает традиции русской классической литературы: Толстого, Гоголя, Горького. Его герои из народа, простые люди, но в них есть какая-то изюминка.
Так Шукшин показывает нам новый тип героя. Это «чудик» (в сборнике даже есть рассказ с таким названием). Эти чудики похожи на героев Горького, но они ближе нам, потому что жили не так давно. Чудики Шукшина – это люди, которые создают «праздник души», живут просто, естественно, не делая другим зла. Окружающие воспринимают их как ненормальных, потому что они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый по-своему понимает, «как лучше». Им вот кажется, что так будет лучше, а другим людям – нет. Вот поэтому «чудиков» так и зовут. Таково, например, столкновение в рассказе «Чудик» главного героя с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика. А ведь он просто добрый и веселый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу, черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.
Но «чудики» могут быть не только добрыми. Например, главный герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин. Он недобрый, потому что ему всегда хочется унизить другого человека, особенно приезжего, показать, что тот дурак и т. д. Рассказ начинается с того, что Константин Иванович – городской интеллигент – приезжает в деревню. Он образованный человек, и это не нравится мужикам. Они зовут Глеба, потому что он среди них слывет самым ученым. Глеб же заранее хочет «срезать» городского гостя, то есть победить в их споре. Здесь Шукшин показывает, с одной стороны, надменность городского гостя, который считает, что приехал в глухую деревню, а с другой – злобу деревенского мужика, который хочет доказать, что он «тоже кое-что микитит». Обычная сначала беседа о последних достижениях науки превращается в выяснение отношений. Шукшин не вмешивается в происходящее. Он как будто бы один из слушателей спора – он просто передает его содержание нам. Но он смотрит на Глеба с грустной улыбкой, ведь эта злоба разрушает его самого.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
В этом рассказе Шукшин показывает очень давнее противостояние интеллигенции и народа. Даже сейчас, когда есть телевизоры, компьютеры, оно сохранилось. Шукшин любит своего героя, он, вообще, любит всех своих героев, потому что они такие же простые люди, как и он. Но это не мешает ему указывать на их недостатки, показывать, что они делают что-то неправильно: мужики сами начинают обрывать Глеба, они уже и не рады, что завязался этот спор. В конце рассказа у всех остается какое-то неприятное впечатление от спора Глеба и Константина Ивановича. Ведь Глеба Капустина жалко. Вся цель его жизни – «срезать» проезжающих людей, то есть оправдать свое прозябание в этой деревне, доказать им, что он живет не напрасно. Хотя, как мне кажется, он доказывает это себе самому. Ведь он и злится потому, что его жизнь – напрасная, проходит вхолостую, что он не сделал ничего хорошего или стоящего. Такие мысли характерны для многих героев прозы Шукшина.
В.М. Шукшин писал свои произведения в годы застоя, и он очень остро чувствовал настроения людей того времени. Он показал, как они пытаются вырваться из тусклой и привычной жизни, как они борются с обыденностью и ненужностью жизни. Герои Шукшина, по большей части, вызывают у многих симпатию, потому что в них есть природная сила, необычность, жажда яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.
Изображение национального характера в рассказе В. Шукшина «Чудик»
В. Шукшин — замечательный русский писатель. Изумительны и трогательны по своей приближенности к жизни его рассказы. В их центре — простой русский человек, самый обыкновенный. Его образ автор раскрывает во всей жизненной полноте и сложности, показывая национальное своеобразие.
Колоритный, народный характер показан В. Шукшиным в рассказе «Чудик». Его герой, Василий Егорович Князев, простой сельский киномеханик. Он незлобив, простодушен, искренен, открыт сердцем, как ребенок. Доброта не позволяет ему взять верх в семейной жизни, он только пытается иногда смотреть строго «круглыми иссиня-белыми глазами» Зато жена безбоязненно может стукнуть его по голове пару раз шумовкой. При этом не возникает в душе Князева зла, он нежно любит свою супругу, пишет ей романтичные, как семнадцатилетний мальчик, послания («Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь»). Подписывается он под этим шедевром просто: «Васятка». И в этом он весь. Да, он простой деревенский парень, Васятка, а не какой не Василий Его-рыч, мужчина тридцати девяти лет от роду.
Рассказу дано название «Чудик». Это сказано о Князеве. По причине своего простодушия, безыскус-ности в поведении, он постоянно попадает в какие-нибудь истории. Чудик не хочет этого, глубоко страдает, но ничего поделать с собой не может. Очень показателен в этом плане эпизод с пятидесятирублевой купюрой. Обнаружив ее, Чудик приходит в восторг от того, что может кого-то обрадовать своей великолепной находкой. У него не возникает и мысли присвоить ее, молча удалиться. Поразительная, кристальная честность заставляют Василия кричать о находке на весь магазин. Он чувствует себя героем, благородным рыцарем. Через несколько минут Чудик понимает, что пятьдесят рублей принадлежат ему самому. Но чувство стыда не позволяет ему вернуться в магазин и заявить о пропаже. Ведь никто ему теперь не поверит. Готовясь получить взбучку от жены, Василий возвращается домой.
«Убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъяснила жена», герой снова отправляется в путь. Интересно его поведение в самолете. Чудик робеет, удивляется всему и своего удивления не скрывает. Чудику противопоставлен его сосед, читающий газету. Важный и напыщенный, он отказывается вступать в разговор, демонстрирует Чудику свое превосходство. Ремни при посадке он не пристегивает и, даже потеряв свою вставную челюсть при посадке, не произносит ни слова. Василий, обнаружив пропажу соседа, весело сообщает ему об этом, надеясь обрадовать его. «Почему надо обязательно руками трогать!» — брезгливо восклицает «читатель». Но его слова не обижают Чудика, он спокойно сообщает, что микробов у него нет, чем шокирует раздосадованного соседа.
Брат Василия, встретившись с ним, искренне радуется. Он счастлив пообщаться наконец с родной душой. Нелегко живется Дмитрию, в его жене много «злости», Сама родом из деревни, буфетчица в управлении, Софья уважает только «ответственных» и руководителей. Муж ее и приехавший к нему брат не такие. За что она постоянно «пилит» Дмитрия и за что возненавидела ни в чем неповинного перед ней Василия. «В деревне-то люди лучше, незаносистые»,— пытается доказать ей муж, но у Софьи на этот счет есть свое мнение. Она и детей воспитывает «по-особому»: «на пианинах замучила», «в фигурное катание записала». Такая стратегия воспитания непонятна ни Дмитрию, ни Василию, которые подлинную ценность видят в простоте и доброте. Многие их земляки стали достойными людьми, будучи воспитанными в деревне. Ничего плохого в Софьином подходе к воспитанию, в сущности, нет, но она забыла собственные корни, отреклась от них, относится к ним презрительно, и это вызывает авторское осуждение. Пытаясь угодить Софье, Чудик расписывает детскую коляску и только потом догадывается, что такой человек, как она, «не поймет народного творчества».
Возвращение домой, в родную стихию, вызывает у Чудика искреннюю радость. Босиком он бежит по теплой мокрой земле, высоко подпрыгивает и громко поет любимую песню. Он счастлив и свободен от тех предрассудков, которые мешали ему быть самим собой в городе. Автор любуется им, любуется и читатель.
Название «Чудик» носит только один рассказ Шукшина. А вот героев, подобных Василию, у Шукшина много. Всех их объединяет, по мнению исследователя Б. Панкина, неловкость, доброжелательность до неправдоподобия, застенчивость, уступчивость и гордость, несчастность и способность никогда не унывать.
Образы чудиков в ранней прозе В. Шукшина: сочинение
В современной литературе рассказы Василия Шукшина выделяются своей оригинальностью и простотой. В каждом своем произведении писатель многогранен – часто за незатейливым и юмористическим сюжетом скрываются серьезные переживания его героев. Главными персонажами творчества Василия Шукшина являются деревенские или городские труженики с живыми, своеобразными, яркими и запоминающимися характерами, наблюдательные и острые на язык. Одним из основных образов в рассказах является образ «чудика» – человека «не от мира сего», «со странностями», «непутевый». Писателя восхищает их простота, непохожесть, нестандартность, чувство собственного достоинства и нравственность. Во многих своих рассказах писатель отразил своеобразие русского характера. «Чудики» в рассказах Василия Шукшина сами не знают за что борются. Борьба эта на первый взгляд забавна и смешна, но всегда заставляет задуматься читателя. В поведении «чудиков» писатель показывал неумение простого человека выразить себя, в смешном бунте видел духовное содержание, искажённое суровой действительностью и отсутствием культуры. В.М. Шукшин не идеализировал своих героев, просто считал их родными себе по духу и относился к ним с уважением. Материал для своих рассказов писатель брал везде, где живут люди. Сам, родившийся в деревне, В.М. Шукшин с любовью и уважением писал в своих рассказах о своих земляках простую и строгую правду. Рассказы писателя в своей «деревенской прозе» были сосредоточены на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались его персонажи. Городская жизнь отталкивала писателя своим равнодушием к судьбе отдельного человека, но и притягивала его как культурный центр. [4, с. 74] Целью данной работы является изучение особенностей художественных образов «чудиков» в творчестве В.М. Шукшина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Ознакомится с биографией В.М. Шукшина; 2. Ознакомится с творчеством писателя; 3. Рассмотреть общую характеристику образа; 4. Рассмотреть персонажей – «чудиков» в произведениях автора. Исходя из поставленной цели и задач, реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновываются актуальность проблемы, определяются цели и задачи исследования. В первом главе рассматривается биография и творчество В.М. Шукшина. Во второй главе рассматривается образ «чудика» – как основного образа в творчестве писателя. В заключении подводятся итоги проделанной работы. Библиографический список содержит 6 наименований.
В результате выполнения данной работы были получены следующие результаты: 1. Ознакомились с биографией В.М. Шукшина. Василий Макарович Шукшин – знаменитый писатель, сценарист, постановщик, режиссер и актер. Родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье в деревне Сростки Алтайского края. После школы поступил в Бийский автотехникум, но так его и не окончил, пошел работать слесарем-такелажником. С 1949 по 1952 год служил во флоте, где сослуживцы звали его поэтом. После службы вернулся в родную деревню. Устроился на работу в сельский райком комсомола – секретарем, позже в вечернюю школу – директором. В 1954 году поступил во ВГИИК на режиссерский факультет, учился в мастерской известного кинорежиссера Михаила Ромма. Умер Шукшин в станице Клетской Волгоградской обл. 2 октября 1974 года. 2. Ознакомились с творчеством писателя. Героями произведений Василия Макаровича Шукшина были в основном простые деревенские люди, по воле судьбы, оказавшиеся в городе. Темы деревенского человека, вырванного из привычного уклада жизни, и так и не приспособившегося в городской жизни писатель придерживался почти во всех своих творениях. В повести «Калина красная» Шукшин представляет трагическое звучание этой темы: в результате потери жизненных ориентиров главным героем его судьба сломана. Творчество Василия Макаровича Шукшина выделяется своей на первый взгляд простотой. Однако же каждый сюжет заставляет задуматься читателя и, возможно, многое переосмыслить. В своих произведениях писатель многогранен – часто за незатейливым и юмористическим сюжетом скрываются серьезные переживания его героев. В обманчиво простой форме нашли свое выражение подлинное искусство перевоплощения, умудренное знание, артистизм. 3. Рассмотрели общую характеристику образа. Герои произведений Василия Макаровича Шукшина представляли собой так называемых «дурачков», в которых очень выразительно прослеживалось время его жизни. Персонажи творчества писателя в основном простые, бесхитростные, открытые, может быть где-то упрямые люди, которые любят свою родину, зачастую излишне доверчивые. Окружающие не понимают их, и поэтому считают их странными, «не от мира сего», «чудиками». Душа «чудиков» в творчестве Василия Шукшина очень чутко реагирует на чужую боль и радость, а мысли направленны на активное изменение окружающего мира к лучшему. Чаще всего, к сожалению, эти добрые и открытые люди остаются наедине со своими стремлениями и переживаниями. Окружающим их людям непонятна их пытливость и любознательность, все заняты решением своих индивидуальных проблем. Стремление же бескорыстно помочь вызывает даже раздражение у общества. Шукшинские «чудики» обладают безудержной фантазией, их душевный мир возвышен над бытовыми житейскими мелочами, они постоянно стремятся к правде и справедливости. Огромной проблемой для них является то, что они живет в обществе обычных, заурядных людей, погруженных в свои повседневные рутинные заботы. Общество не хочет и, наверное, не может понять всю глубину душевного мира «чудиков», а поэтому относится к ним с недоверием. Часто люди понимают действия любимым героев Василия Шукшина превратно, ищут скрытый смысл их действиях, что приносит «чудикам» огромные душевные переживания. «Чудики» в глубине души осознают, что они не похожи на других. 4. Рассмотрели персонажей – «чудиков» в произведениях автора.