Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы: сочинение

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой (Д.С.Лихачёв). (По рассказу В. Потанина Украденная жизнь). Направление равнодушие и отзывчивость. (Итоговое сочинение)

Человечность – это добро, заложенное в природе человека, это отзывчивость, милосердие, сострадание. Человек, по утверждению поэта Мандельштама, “не волк. по крови своей”. Человек способен противостоять злу и сохранить в себе человечность, какими бы жестокими ни были обстоятельства его жизни. Проявление звериного начала – это отклонение от нормы, это искажение человеческой природы. Русская литература всегда была внимательна к проявлению человечности в своих героях, она всегда стремилась пробуждать в своих”чувства добрые”, учила милосердию, состраданию, отзывчивости.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Писатели двадцатого века продолжают гуманистические традиции русских классиков:А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А .П. Чехова.

Веру в человека воплощает в своём рассказе “Украденная жизнь”. напечатанном в февральском номере журнала “Москва” за 1996 год, известный современный писатель Виктор Потанин.

Действие этого небольшого произведения происходит в “лихие девяностые”. Пространство предельно локализовано и ограничено стенами маленького тесного кафе. Двое сидят за столиком у двери.

Почему автор поместил своих героев у двери, которую постоянно открывают, и она громко постанывает или издаёт “что-то кошачье”? Соседство с дверью мешает, но герои увлечены разговором и ничего не замечают. В сущности, они находятся рядом с порогом, который символизирует собой порог.

Вспомним роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, где самое важное, значительное происходит на пороге. Раскольников в своей каморке – клетушке, занимавшей половину комнаты – шкафа, мог, не вставая, снять крюк с двери, а это значит, что он жил почти на пороге. На пороге произошла знаменитая молчаливая сцена между Раскольниковым и Разумихиным, когда что-то неуловимое пробежало между ними, и Разумихина потрясла ужасная мысль – догадка о причастности своего друга к убийству старухи – ростовщицы.

Сама ситуация пьяного разговора между потанинскими героями в многолюдном кафе напоминает сцену пьяной исповеди – покаяния Мармеладова перед Раскольниковым в пивной. Атмосфера маленького кафе – “гвалт кругом, матерщина” – сходна с тем диким хохотом и издевательскими репликами, которые сопровождали исповедь Мармеладова. Да и фраза потанинского рассказа: “Человек ко всему привыкает”, – отсылает нас к размышлениям Раскольникова о том, что семейство Мармеладовых привыкло к ужасной жертве Сони: “Ко всему подлец-человек привыкает!” Но тут же Родион Романович восклицает: “Ну а коли я соврал. коли действительно не подлец человек. “

Так подлец или не подлец человек или он достоин сострадания и милосердия? Нужно ли жалеть человека? Посмотрим, как отвечает на эти вечные вопросы современный писатель Виктор Потанин.

Перед нами два бывших одноклассника, встретившиеся после десятилетней разлуки. Обоим лет по пятидесяти. Во всём они кажутся антиподами: во внешнем облике, в характере, в поведении, в отношении к жизни.

Один из них – Михаил Иванович Подаруев, сельский врач, большеголовый, грузный мужчина с тяжёлыми пудовыми кулаками. В детстве он получил очень меткое прозвище “Топтыгин” за свою медвежью неповоротливость, неуклюжесть, за добродушие сказочного персонажа. В портрете Топтыгина подчёркивается контраст: он кажется “человеком – горой”, у самой вершины которой синеют наивные детские глаза: “такое рыхлое тело – и эта синь, как на лугу”.

Второй – Николай Семёнович Сидоренко – “вертлявый худенький человечек с круглым личиком и вздёрнутым носиком, отчего в лице проступала дерзость. В детстве он получил прозвище “Суслик”.

Внутреннее состояние героев меняется на всём протяжении рассказа. Топтыгин вначале “впал в меланхолию”: “. худо у меня на душе. Других лечу, а себя не умею”. Он ощущает недовольство собой: “. моя мама старообрядка. Но я её недостоин, как и той жизни, что она прожила. Ни одного светлого дня”.На покаянную речь своего друга “философ” Суслик глубокомысленно изрекает:”Если нет скорбей, нет и спасенья. ” Смысл этой фразы, сниженной ироническим отношением автора к своему герою, всё же восходит к философской мысли Ф. Достоевского о страдании, очистительном для души человека.

Речи Сидоренко напоминают хлестаковское враньё. По словам Николая Семёновича, он важный чиновник, работает в коммунальном хозяйстве: “Весь городишко – моя усадьба. И уже господином меня величают”, “Три манто” жены, “у дочки не меньше”, две машины в разных гаражах. денег много. как снега за окном – всё это сродни хлестаковским горячему супу в кастрюльке, присланному на пароходе из Парижа, и арбузу в семьсот рублей на столе.

Но если Хлестаков врёт самозабвенно, даже вдохновенно, как поэт, и сам верит своему вранью, и слова из него вылетают непроизвольно, то Суслик, сочиняя себе роскошную жизнь, подозрителен: “Ты мне не веришь, Топтыгин”.

В конце концов выясняется, что Суслик – “алкаш и мечтатель” и идти ему некуда. Он “украл” чужую жизнь, представив себя значительным лицом. Но прежде всего он украл жизнь у самого себя. Ему нечего о себе рассказать, кроме того, что он ничего не помнит и пьёт: “Пью я, миленький, пью по-крупному, потому и худой”. И страхи Суслика тоже придуманные: боится он прихода к власти коммунистов, своего “раскулачивания” и того, что вновь появятся “тройки” и приговорят его без суда к стенке. Только и знаем мы из детства Сидоренко, что, когда Топтыгин свой горячий школьный завтрак, котлетки да булочки, тащил собаке по кличке Марсик. Суслик – “свою порцию сразу в рот”.

На первый взгляд, Николай Семёнович Сидоренко, с его банальной фразой “все там будем” и примитивной моралью “хватай, что рядом лежит”, с его совестью “в броне”, не оставляет нам надежды на проявление человечности в нём, не внушает веры в добро.

Топтыгин не завидует “несметному богатству” своего бывшего одноклассника, но и не осуждает за пьяное бахвальство, а лишь сочувствует товарищу. Он не умеет, в отличие от своего друга, забывать. Помнит детство: “как у дворян – на гнилой картошке да на водичке”. мать работала в школе, а отец пришёл с фронта и умер. Умерла жена Валюша, с которой жили. “как сиамские близнецы”. Одна кровь, одна душа, одно сердце”. Не может Михаил Иванович смириться с этой утратой. Одно из самых дорогих воспоминаний детства – собака Марсик, “ласковый, чуткий пёс”, уши “огромные, тёпленькие, как сковородки”. Здесь -то и выясняется, что и Топтыгин “украл” – сочинил себе жизнь. Он рассказал Суслику нечто мистическое: к нему вернулся спустя сорок лет “оттуда” Марсик, тот самый Марсик, которого убил когда-то пастух Лёнька Кривой.

Враньё Суслика и Топтыгина разное. Легенда о “возвращении” Марсика с того света необходима Подаруеву, чтобы “не утонуть в своих безднах”, “устоять на ногах”, “выплыть”, ибо “не всегда правдой душу вылечишь”, как заметил странник Лука в пьесе М. Горького “На дне”.

Топтыгин – необыкновенно милый и добрый человек, способный на милосердие и сострадание, на бескорыстную помощь ближнему. Он понимает, что односельчане идут к нему в больницу за надеждой и врач для них – “местный Христос”. Он всех жалеет: худого, измождённого Суслика приглашает к себе в деревню, сочувствует старенькой одинокой учительнице, у которой в школе “зарплатка с мышиный хвостик”, лечит бесплатно нищий деревенских старух.

Рассказ заканчивается признанием Сидоренко в том, что он всё наврал, и его покаянным плачем. В душе этого героя появляется надежда на воскрешение: “. а я вот возьму и брошу пить. И воскресну”. Вопрос Николая Семёновича: “Мы же люди – или как. ” – остаётся без ответа. Ответ на этот вопрос даст сама жизнь, своя, а не украденная.

Герои Потанина обретают веру в себя, а читатель – веру в человека, в победу добра. Мы ещё раз убеждаемся в том, что человечность – одно из важнейших явлений литературы.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14018

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы

Раздел:Литература и русский языкТип:сочинениеДата добавления:16.01.2014Размер:4 кбКороткая ссылка:Оценить работу:Просмотров:246

(по рассказам В. Шукшина)

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно — труд. О нем говорили как о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце — нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…

Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы про душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость.

В одном из лучших рассказов Шукшина — «Охота жить» — добро и зло показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину. В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: «Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные». В этих простых словах показаны и источник зла, и бескомпромиссное его отрицание. Свое негодование, свое отрицание зла, свою ненависть к страшным порокам людей — эгоизму, шкурничеству, потребительскому отношению к жизни, демагогии — с необыкновенной художественной силой Шукшин выразил в рассказе «Волки». Читая Шукшина, нужно сразу понять, что в его произведениях нет «высокого слога» и напыщенных фраз, берущих за душу своей цветистостью. Шукшин не любил повторять прописные истины, но в каждом рассказе есть своя изюминка, свой философский урок. Какой же философский урок содержит рассказ «Сапожки?» На первый взгляд, перед нами обыкновенная бытовая история, история взаимоотношений в семье. Но написана она таким добрым и таким теплым языком, что вспоминаются народные сказки с их напевностью и мелодичностью. Кажется, что в этом произведении нет больших событий и нравственных потрясений, но небольшой эпизод из жизни шофера Сергея Духанина (покупка жене новых, необыкновенных сапожек) изменил внутреннее состояние не только Сергея, но и его жены. Грубый поначалу человек, Сергей становится добрым и чутким. Он понял, что дело не в подарке, а в отношении к самому близкому человеку — жене.

Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое — это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: «Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше…» А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить «чудинку» в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция.

Любовь к Родине, отцу, матери… Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам — высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа «Как помирал старик» — старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи «оттаивает». Она просит прощение у мужа: «Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая». Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: «Агнюша… прости меня… я маленько заполошный был… А хлеб-то рясный-рясный. » Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна… Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца.

Читайте также:  Вера в гуманные начала жизни (по творчеству В. Шукшина): сочинение

Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька «едва концы с концами сводит». Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность — это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью «Нравственность есть Правда». В ней есть такие строчки: «Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: «Одна ругань! Писатель… » Есть тети в штанах: «грубый мужик». А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными…» Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью. Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.

Шукшин говорил: «Как художник я не могу обманывать свой народ — показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой… Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину — и не отчаиваюсь. Напротив». Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе «Алеша Бесконвойный » главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел «покой в душе», но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в «Преступлении и наказании» Раскольников целует землю, герой «Войны и мира» Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой «Калины красной» В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд.

Искусство должно учить добру. В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…

Сочинение на тему «Человечность» – примеры и аргументы из литературы

Пример сочинения

Часто люди обходят стороной нуждающихся. Бомж вызывает отвращение неопрятным внешним видом. Мало кто задумывается, какие обстоятельства привели его к плачевному состоянию. Быть отзывчивым — это готовность помочь нуждающемуся, а не презирать его за внешние качества.

В жизни приходится иметь дело с грубыми людьми. Редко они бывают по-настоящему злыми и бессердечными. Часто хамство вызвано проблемами в жизни — ссорами в семье, тяжелым финансовым положением. Прежде чем осуждать, нужно разобраться в причинах, толкающих человека на грубость по отношению к окружающим.

Пример из реальной жизни. Мальчика Сашу обижал в школе одноклассник Леша: обзывался, толкал. Отец пришел защитить сына. Он мог схватить обидчика за грудки, оскорбить или дать подзатыльник. Но мужчина смог вывести хулигана на искренний разговор.

Оказалось, что Леша живет в нищей семье с отцом, который его постоянно обижает. Парень не мог ответить на грубую силу взрослого мужчины, поэтому в школе пытался отыграться на более слабых. Отец Саши пригласил Лешу в гости. Мальчики помирились и стали друзьями. Потребность обижать людей отпала, так как у Леши появился друг, с которым можно поделиться как горем, так и радостью.

Не будь отец Саши тактичным, он бы просто накричал на хулигана. Леша, получив негативный жизненный опыт, стал бы еще более агрессивным, продолжая выплескивать злость на других одноклассников.

В мире много людей, для которых беспечность — норма. Уже не раз были случаи, когда человеку становилось плохо на улице, он хватался за сердце или падал на землю. Окружающие проходили мимо, считая, что кто-то обязательно поможет — но им некогда, да и не хочется вникать в чужие проблемы. В результате люди умирали, хотя оказание первой медицинской помощи могло спасти жизнь. Человечность — это готовность помочь самостоятельно, а не перекладывать ответственность на общество.

Совесть помогает понять, правильно ли мы поступаем. Можно назвать ее своеобразным датчиком. Когда человек пытается избежать ответственности, вместо оказания помощи совесть даст сигнал.

Гуманизм — это фундамент, на котором стоит цивилизация. Без нее вокруг воцарится эгоизм, на котором мир продержится недолго.

Варианты из литературы

Кладезем, помогающим осознать возможную глубину духовности личности, является литература. Герои некоторых произведений олицетворяют собой все то лучшее и нравственное, что есть в людях. Можно привести следующие примеры человечности из литературы:

  1. Платонов А. П. «Юшка». Герой был объектом для насмешек: он плохо выглядел, не мог позволить себе развлечений и вкусной пищи. Когда несчастный умер, то выяснилось, что он копил деньги для оплаты образования сироте. Герой понимал, что у него нет возможности добиться успеха в жизни, но ради другого человека он откладывал про запас последние деньги, чтобы сирота смог обрести счастье.
  2. Булгаков М. А. «Собачье сердце». Профессор проводил эксперименты, которые противны природе. Когда он понял, что не имеет моральных прав для изменения незыблемых законов существования, то отказался от дальнейших исследований. Человечность проявляется в умении усмирить свою гордыню ради общего блага. Если бы профессор продолжал работу, стараясь прикрыть голос совести оправданиями, он бы мог снискать великую славу и почет.
  3. Грибоедов А. С. «Горе от ума». Чацкий смело выражает свою точку зрения о вопросе крепостничества. Во времена, когда происходит развитие событий, такая смелость могла испортить репутацию героя. Высокие нравственные качества Чацкого, несмотря на опасность, не позволяют ему молча смотреть на проблемы общества.
  4. Максим Горький. «Челкаш». Моральные принципы вора оказываются выше, чем у крестьянина. Преступник отказывается убивать сообщника ради денег, тогда как крестьянин готов обагрить руки кровью. Занимаясь воровским ремеслом из-за плохой жизни, испытывая недостаток в самых необходимых вещах, человек остается верен принципам чести — он достойно проходит испытание, помня о значении доброты.
  5. Пушкин А. С. «Капитанская дочка». Атаман Пугачев сохраняет жизнь Петру несмотря на то что тот воевал против него, видя в нем человек чести и слова. Забыв о грозящей его жизни опасности, Петр заботится о девушке, которая находится в окружении однополчан Пугачева. Атаман не испытывает слепой ярости, уничтожая врага. Он видит человека в каждом, кто предстает перед ним.
  6. Шолохов М. А. «Судьба человека». Несмотря на жестокость врага, главный герой сохраняет понятие о добре. Пройдя через войну, плен и потерю семьи, он не опускает руки. Герой берет под свою опеку сироту и продолжает жить. Благодаря целеустремленности и вере в лучшее, он, забыв о бесчеловечности в прошлом, верит в красоту мира и светлое будущее.
  7. Твардовский Т. А. «Василий Теркин». В одной из глав главный герой помогает старикам. Несмотря на то что ему приходится переживать все тяготы войны, он не смотрит на мирных граждан свысока. Василий помогает старикам советом и делом. В этом проявляется человечность — живя в тяжелых условиях, нужно продолжать помогать нуждающимся.
  8. Куприн А. И. «Чудесный доктор». Врач узнает, что семья Мерцалова живет в сыром подвале, мучаясь от болезней и голода. Милосердный доктор дает им лекарства и деньги, чтобы люди могли исцелиться и перебраться в комфортные условия.
  9. Тургенев И. С. «Ася». Гагин взял на попечение незаконнорожденную сестру, хотя мог отказаться от нее. Увидев, что девушка испытывает чувства к молодому человеку, который не собирался на ней жениться, Гагин убедил его не мучить девушку пустыми надеждами.
  10. Васильев Б. Л. «Самый последний день». Женщина отказывается покидать дом, который собираются снести. Она не рассказывает, какие мотивы ей движут, и люди видят в поведении Марии Тихоновны тщетное желание поступить наперекор обществу. В итоге строители выяснили, что на войне погибли все ее сыновья, а дом напоминает женщине о временах, когда мальчики были живы. Люди отказываются сносить дом и организовывают музей в честь героев.
  11. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Вольный человек Яшка». Бурлаки увидели обессилевшую стаю гусей. Поймать их не составляло труда. Но за несчастных птиц заступился Яшка. Он храбро отстаивал свое мнение и смог спасти гусей от смерти. Человечность по отношению ко всем живым существам говорит о высоких моральных качествах.

Самостоятельность мышления, независящая от стереотипов, и художественная красота произведений помогают осознать значимость человечности из аргументов в литературе. Такие примеры воспитали многие поколения людей. Читая тексты с ранних лет, человек понимает как нужно вести себя в жизни — помогать нуждающимся и быть доброжелательным.

Герои войны

Ценным уроком становятся истории добрых поступков, которые люди совершают во время войны. Несмотря на страх, голод и жесткие климатические условия, русский характер не позволял гражданам оставлять в беде соотечественников. Оказать помощь, когда сам находишься на грани выживания — высшая добродетель.

Во время войны в плен попадают тысячи солдат. Видя врага вблизи, а не через призму пропаганды, люди обнаруживали таких же работяг и семьянинов, как они сами. Редки случаи, когда человек идет воевать с радостью. Никому не хочется променять мирную жизнь на риск быть убитым. Поэтому те, кто убивал друг друга по приказу главнокомандующих, редко испытывали настоящую ненависть.

Понимая, что все солдаты — это обычные люди, многие врачи помогали как своим раненым, так и пленникам. Их за это могли осуждать, иногда угрожали расправой, но настоящий гуманист не мог отказать в помощи. Вывод: человечность нужно сохранять при любых обстоятельствах.

Видя ужасы, которые творят враги, теряя товарищей, сложно сохранить человечность. Но если отождествить себя с солдатом вражеской армии, то легко понять — он человек с такими же страхами и желаниями.

Конечно, война вынуждает убивать и делать страшные вещи. Но когда встает выбор, пощадить поверженного противника или уничтожить, то человечность велит сохранить жизнь. Забрать ее можно, вернуть — нет. Умение простить, дать шанс исправиться — проявление истинной духовной силы.

Случаи из современной жизни

Рассуждать о добропорядочности только в прошлом не совсем корректно. С каждым годом общество становится более терпимым друг к другу, люди вступают в ряды волонтеров. Мир становится лучше. Можно привести некоторые примеры нынешних героев:

  1. Во время наводнения в Бангладеш мальчик, рискуя жизнью, спас тонущего олененка. Без помощи храбреца у животного не было шансов спастись.
  2. Мужчина остался жить в опасной зоне у Фукусимы, чтобы ухаживать за брошенными животными. Люди не вспомнили о них, торопясь спастись и забывая, что каждая жизнь бесценна.
  3. Трое учеников Астраханской школы увидели человека, провалившегося под лед. Подстраховывая друг друга, чтобы не упасть в воду, они вытащили мужчину и пытались согреть его, пока не прибыла карета скорой помощи.
  4. В городе Арамиль собака оказалась в ловушке: ее лапа застряла на старом полузатопленном мосту. Мужчина вплавь добрался до животного (в декабре), вытащил лапу и доставил пса на берег.
  5. Валдайская школьница, которой всего 12 лет, вывела из горящего дома троих детей. Несмотря на риск для жизни, она в первую очередь думала о том, что нужно помочь нуждающимся.

Это лишь малая часть героических поступков, которые люди совершают каждый день. Ими движет понимание, что главное в жизни — творить добро.

Вывод по теме

Развитие личности и цивилизации возможно, благодаря состраданию и отзывчивости. Они сокрушают барьеры религиозных и расовых различий. Без взаимопомощи люди вряд ли дожили бы до наших дней, так как в одиночку никто не способен выживать и развиваться.

Читайте также:  Анализ рассказа В. М. Шукшина Выбираю деревню на жительство: сочинение

Нужно проявлять добросердечие не только к людям, но и к животным.

Тезисно, человечность — что это? Определение, которое подойдет лучше всего, — умение ценить жизнь и делать все, чтобы ее сохранить.

Иоганн В. Гёте сказал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Следует вспоминать об этом выражении каждый раз, когда кому-то требуется помощь.

Человечность – одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе.

Статья по материалам писателей XX-XXI вв. на тему “Человечность – одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konferenciya_po_literature.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Человечность – одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе

Мелещенко И., ученица ГБОУ СОШ № 510

Вопросы человечности интересовали людей всегда, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Но особенно остро они стоят в наш «жестокий век», полный экстремальных для всего человечества ситуаций. Многие писатели задавались целью раскрыть тему любви к людям в своих произведениях, кто-то с точки зрения конфликта, кто-то с точки зрения гуманистических рассуждений. С особым мастерством эта тема отражена в произведениях наших современников, таких замечательных писателей, как Анатолий Георгиевич Алексин, Владислав Петрович Крапивин, Василь Владимирович Быков. Почти каждый рассказ или повесть этих авторов – гимн человечности.

Рассмотрим, к примеру, повесть А. Г. Алексина «А тем временем где-то…» Эта книга – крик о помощи, обличение равнодушия и казенных фраз, поиск личности в толпе обывателей, поиск сердца, еще способного чувствовать страдания других.

Произведение не отличается особой оригинальностью сюжета, но читается на одном дыхании, так как встают за кажущейся простотой сложные и самобытные характеры русских людей.

Основной темой повести стали взаимоотношения Сережи Емельянова с первой женой его отца, Ниной Георгиевной.

Их знакомство начинается с того дня, когда Сережа получает два письма: одно от отца, другое от Нины Георгиевны, попавшее к нему в руки совершенно случайно. Героиню постигло несчастье, рассказать о котором некому, кроме бывшего мужа: от нее уходит к настоящим родителям приемный сын Шурик. И Сережа решает заменить отца, подставив сильное плечо человеку, в один миг ставшему для него близким и родным.

С этого момента и начинается тернистый путь нравственных исканий ребенка, мечущегося между собственной семьей, горячей любовью к матери и отцу, стремлением скрыть все происходящее ради спокойствия родных и желанием спасти от отчаяния, протянув руку помощи.

Сереже противопоставляется мир равнодушных людей, глухих к чужой беде. Это Шурик, его родители, ученики Нины Георгиевны и многие другие. Мальчик борется с обывательщиной в других и подавляет ее в себе самом, рассудком ища пути к отступлению: «…Ведь я же не сказал ей твердо и уверенно, что буду приходить», а сердцем все же стремясь к человеку, близкому по духу. Но ребенку трудно. Он, зажатый в тиски правил и здравого смысла, ищет оправдания своему приходу (руководствуясь, опять же, человечностью, заботой о своем лучшем друге, которого всей душой желает излечить от стеснительности), ищет лазейки, боясь среди жестоких и «пустосердечных» людей идти прямо. И тут ему на помощь приходит Нина Георгиевна, протянув, как спасательный круг, слова: «Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Потому что истинные бывают слишком жестоки. Но чтобы прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и все…»

Взрослая женщина находит в Сереже друга и единомышленника. Конечно, мальчику, как и всем в его возрасте, свойственны горячность и максимализм, но по сути он так же добр и отзывчив, так же способен понять боль других людей, как и Нина Георгиевна. Им вдвоем очень тяжело бороться против холодности людских сердец. Главные герои, спасая друг друга, пытаются растопить лед вокруг. Она искренне хочет помочь его товарищу Антону, а Сережа, проводив Шурика, забирает его ключ, еще не зная зачем – просто так подсказывает ему сердце.

Герой повести в споре с равнодушными взрослыми отстаивает свое право дружить с кем хочешь, мечтать о чем хочешь, жить как хочешь в своем радостном и честном мире.

Вспоминаются слова В. Крапивина: «Если кто-то в этот миг зовет на помощь… Что ж… Спеши туда, будь всадником сам!» Именно эту роль всадника и играет в жизни простого школьного врача Сергей Емельянов. Героиня полна нерастраченной любви, она нуждается в поддержке и понимании.

Но Сережа стремится помочь не только ей. Добрые семена, брошенные в его душу Ниной Георгиевной, взошли и не завянут больше, подпитываемые искренними, светлыми порывами ребенка. Мальчик взваливает на свои худенькие детские плечи груз, принадлежащий его отцу. Зачем? По велению долга? Вовсе нет. Сережа сам отвечает на этот вопрос, считая, что «потребность стать чьим-то защитником и избавителем пришла первым зовом мужской взрослости». Он прав, полагая, что нельзя забыть того человека, который стал нуждаться в тебе.

А что же Нина Георгиевна? Она с радостью оперлась о подставленное плечо и стала потребителем? Да это настолько против ее природы человека, живущего ради других, что и рассуждать-то об этом смешно. Нет, она сторицей воздает Сереже за его добро, открывая ребенку «четвертое измерение» мира – жизнь для других. И пусть возразят, что высочайшее счастье – собственная радость. Но это произнесут люди эгоистичные и ущербные. Анатолий Алексин же видит высшее проявление человечности в том, чтобы дарить себя другим, вырывать свое сердце, подобно горьковскому Данко, и освещать путь позади идущим людям.

Нина Георгиевна живет ради других, строгая к себе самой, но неимоверно добрая к окружающим. Ее слова: «Это можно понять!» – обращены к каждому человеку, к любому поступку, что свидетельствует о ее безграничной любви к другим людям.

Сережа, перенявший ее идеи и суждения, твердо придерживается выбранного пути. И когда судьба вновь испытывает его на прочность, ставя на одну чашу весов долгожданный летний отдых у моря, а на другую – поездку к Нине Георгиевне, ребенок с честью проходит испытание, трудное и для взрослого. Семья, ничего не знающая, обвиняет его в «бескрылости», а отец даже приводит в качестве примера сравнение жизни человека с маршрутом, который нужно пройти точно по расписанию. Ответ несломленного Сережи до боли глубок и прочувствован: «А я подумал о том, что ведь есть самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»

Человечность проявляется в отречении от собственных интересов ради того, чтобы жизнь близкого человека хоть раз вспыхнула и засияла яркими красками, заискрилась всеми оттенками радуги. К такому выводу приходишь, прочитав тонкое и прочувствованное произведение А.Г. Алексина.

Эти же идеи гуманизма и человечности встречаются во многих работах Владислава Петровича Крапивина, писавшего, в основном, о детях и для детей. Именно об этом повествует роман «Мальчик со шпагой». В нем описывается становление личности шестиклассника Серёжи Каховского, характер которого крепнет на глазах читателя. Серёжа встает на защиту справедливости, попадает в тяжёлые испытания, учится не задумываясь совершать смелые поступки и делать правильный выбор между честью и бесчестием.

Главный герой романа — мальчик честный, смелый и справедливый — все время вынужден бороться с трусостью, подлостью и предательством. Доверив товарищам придуманную им сказку о всадниках, Сергей сталкивается с непониманием, насмешками и издевками. Но вдруг, в тот самый момент, когда мальчик готов расплакаться от беспомощности и несправедливости, происходит чудо – внезапно появляются и встают на его защиту настоящие всадники: «И самый главный всадник — смуглый, белозубый, в зелёной рубашке и парусиновой будёновке с суконной голубой звездой — негромко сказал: — Не трро-огать…» Оказалось, что Алексей Борисович Иванов, друг мальчика, позвал на помощь своих знакомых студентов с отрядом. Они-то и сыграли столь блестяще роль Серёжиных всадников. Однако такие чудеса случаются, быть может, раз в жизни, и всадники не могут приходить ко всем: «Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовёт на помощь. Ты думаешь, всадники спешат и туда?» На вопрос «Что же мне делать?» Иванов даёт Серёже совет: самому быть всадником, причём не обязательно на коне и в шапке со звездой.

Слова, сказанные Серёже журналистом Ивановым, не остались пустым звуком. Он действительно старается слышать, когда кто-то зовёт на помощь, и стремится эту помощь оказать. Серёжа заступается за второклассника Стасика Грачёва, за дворовых ребят, у которых взрослый хулиган отнял мяч. Мальчик всегда оказывается там, где слышен чей-то крик, видны слезы. И даже когда в случае послушания и покорности он будет награжден долгожданной поездкой в Херсонес, Сергей Каховский остается верен своим принципам, заступаясь за случайных попутчиков-ребят, на которых нападают озлобленные взрослые. Словно эхом всадников звучат его собственные слова: «И будто со стороны он услышал свой голос: — Не трогать!»

Роман Крапивина учит не мириться с несправедливостью, с жестокостью, где бы она ни проявлялась: во дворе, на улице, в школе или в далекой стране. Его героям до всего есть дело. Обижен ли малыш, пристали ли к кому-то хулиганы, убит ли в Чили их сверстник — мальчишки из «Эспады» всегда готовы обнажить свои шпаги в защиту человека.

Не менее остро ставят вопросы человечности и авторы более серьезных и «взрослых» произведений. Одной из работ, в которой автор раскрывает тему любви к людям, является повесть Василя Быкова «Альпийская баллада». Белорусский писатель очень часто пишет о Великой Отечественной войне. Именно на войне, по мнению автора, наиболее остро проявляются любовь человека к другим людям, умение сострадать и сопереживать, неравнодушие и подлинный героизм.

Герои этой повести – русский солдат Иван Терешка и итальянская девушка Джулия, которые сумели бежать из фашистской неволи. Их встреча случайна и неожиданна. Они проводят в Альпах несколько дней и ночей, но немцы все же настигают беглецов.

Поражает сам способ освобождения из плена отчаявшихся людей. Один из заключенных жертвует своей жизнью, чтобы остальные спаслись. Он ударяет кувалдой по взрывателю бомбы, погибает сам, но открывает дорогу спасения своим товарищам. Это ли не подлинный подвиг человечности?

Подобно товарищу по несчастью, демонстрирует свою безграничную любовь к людям и сам Иван. Он делится хлебом с сумасшедшим, помогает Джулии одолеть изнуряющий подъем в горы. Когда девушка совсем теряет силы и не может идти дальше, Иван на своей спине выносит ее на альпийские луга с цветущими алыми маками и высоким голубым небом. Одно уже это изображение мирного луга и неба над ним демонстрирует читателям подлинное мастерство автора, который будто восклицает: «Остановитесь! Оглянитесь вокруг! Перестаньте убивать друг друга, ведь на этой огромной просторной и прекрасной земле так много места для всех!»

Любовь к Ивану и Джулии приходит неожиданно, очень красивая, большая и настоящая. Юноша и девушка плохо понимают язык друг друга, но они слышат и любят сердцем. Наверное, они были бы счастливы и прожили долгую жизнь, если бы их не настигли фашисты. Иван погибает в неравном бою с немцами и овчарками, натренированными на убийство людей, но перед смертью он спасает любимую. Смерть во имя жизни других – вот лозунг героев Быкова, вот их ответ всему злу и насилию, что творится в мире.

Джулия оказывается достойной Ивана. Она продолжает любить его долгие годы. Девушка родила и воспитала их сына Джованни, который выучил русский язык в совершенстве и знал много о Белоруссии. Через восемнадцать лет письмо Джулии наконец-то разыскало родственников Ивана, и они узнали о его подвиге. Заканчивается письмо Джулии словами: “С благодарностью ко всем – родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте Его!”

Устами своих героев Быков сообщает читателям, что, несмотря на тьму, горечь и грусть, которые окружают нас, в мире всегда остается место для любви. Любовь мужчины к женщине, любовь человека к человеку – вот единственное, по мнению автора, оружие против зла и жестокости. «Альпийская баллада» — это рассказ о трёх днях жизни бежавших из плена юноши и девушки. Это история о трех коротких днях, вместивших в себя целую вечность. Это три дня, подарившие бывшим узникам концлагеря безграничную любовь и надежду на спасение. Это страстный призыв автора дарить друг другу счастье и веру.

Максим Горький говорил: “Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников, великих и малых”. Работы рассматриваемых выше авторов являются яркой иллюстрацией этого высказывания. Сквозь слова героев и рассказчиков проглядывает неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевших и знающих в жизни людей. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Искусство должно учить добру. Русские писатели в способности чистого человеческого сердца к добру видят самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорят они. С этим жили и живут, в это верили и продолжают верить Анатолий Алексин, Всеволод Крапивин и Василь Быков.

Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы

Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно — труд. О нем говорили как о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце — нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…

В одном из лучших рассказов Шукшина — «Охота жить» — добро

Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое — это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: «Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше…» А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить «чудинку» в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция.

Любовь к Родине, отцу, матери… Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам — высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа «Как помирал старик» — старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи «оттаивает». Она просит прощение у мужа: «Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая». Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: «Агнюша… прости меня… я маленько заполошный был… А хлеб-то рясный-рясный. » Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна… Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца.

Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька «едва концы с концами сводит». Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность — это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью «Нравственность есть Правда». В ней есть такие строчки: «Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: «Одна ругань! Писатель… » Есть тети в штанах: «грубый мужик». А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными…» Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью. Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.

Шукшин говорил: «Как художник я не могу обманывать свой народ — показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой… Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину — и не отчаиваюсь. Напротив». Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе «Алеша Бесконвойный » главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел «покой в душе», но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в «Преступлении и наказании» Раскольников целует землю, герой «Войны и мира» Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой «Калины красной» В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд.

Искусство должно учить добру. В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…

Сочинение на тему человечность

Очень часто мы слышим насколько важно в жизни быть человеком. Часто люди теряют свои человеческие черты в погоне за удовлетворением собственных амбиций, обо всем забывают и идут по трупам. Человечество черствеет душой и ничего не видит, кроме личной наживы и карьерного роста. Я же считаю, что человек должен всегда оставаться человеком. Об этом и порассуждаю в нашем сочинении на тему человечности, приводя аргументы из литературы.

Что такое человечность

Прежде чем написать сочинение на тему Человечность по пункту 15.3 ОГЭ для 9 класса, стоит разобраться с самим определением. Так что же такое человечность?

Как по мне, именно человечность является самым важным человеческим фактором, качеством, которое объединяет в себе сразу несколько характеристик. Оно заключает в себе доброту, отзывчивость, искренность, душевную теплоту, сопереживание и сочувствие. И эти качества в человеке бесценны. Как и когда проявляется человечность? Если честно, то она проявляется даже в небольших человеческих поступках. Так, помочь нуждающемуся, поддержать того, кому нехорошо на душе, сходить за лекарствами, помочь одноклассникам, накормить бездомное животное. Это лишь небольшие шаги, но в них уже проявляется наша человечность.

Аргументы из литературы

Примеров человечности и человеческих поступков можно приводить множество, а самое главное, тема человечности была всегда актуальна в литературе. Писатели и поэты старались показать насколько важно оставаться Человеком, и как губительна бесчеловечность. Говоря об аргументах из литературы, хочется вспомнить произведение Булгакова Собачье сердце, в котором профессор Преображенский ставит эксперимент. Его человечность и гуманизм проявится в тот момент, когда он переступает через гордыню и прекращает свой разрушительный эксперимент.

В работе Шолохова Судьба человека Соколов, несмотря на то, что оказался в плену и потерял семью, не ожесточился и остался человеком. Благодаря его доброте, мальчишка обретет отца, получит воспитание и вырастет хорошим человеком.

Человечность проявляется и в фильме Белый Бим Черное Ухо. Это очень тяжелый фильм, который невозможно смотреть без слез. В нем сосредоточено огромное количество примеров, как человечности, так и бесчеловечности, однако человеческие поступки тех, кто помогает собаке, указывают нам правильный путь.

Бесчеловечным был и поступок дочери в рассказе Паустовского Телеграмма, которая не обращала внимание на письма матери, а когда она поняла свою ошибку, то было уже поздно.

Вывод

Делая выводы на тему человечности, хочется отметить, что в каждом из нас она заложена. Вот только вопрос, будет ли сам человек развивать в себе это качество, или же посчитает его преградой в достижении целей. Как по мне, человечность словно вакцина от зла и несправедливости. Она обязательно спасет мир. А если эту вакцину сделают себе люди, то мир станет лучше, светлее и добрее.

Человечность, сочинение 2 вариант

В небольшом сочинении по теме человечность довольно сложно объяснить дать определение этому слову. А все потому, что человечность это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество качеств. Давайте все же попробуем понять что такое человечность, и в сочинении рассуждении определимся с его значением и приведем примеры, как может проявляться человечность в нашей жизни.

В работе что такое человечность, можно найти ответы для сочинения рассуждения по пункту 15.3. Это облегчит работу для учеников 9 класса.

Что такое человечность сочинение рассуждение

В жизни человек часто слышит, насколько важна человечность и как высоко она ценится. Но что такое человечность, как она проявляется, и в чем кроется проблема человечности. Давайте поговорим об этом в нашем сочинении по русскому.

Прежде всего хочется сказать о сложности и обширности данного понятия, ведь это не просто какое-то конкретное человеческое качество, а совокупность положительных черт и действий. Так, если человек будет относиться терпимо к каждому живому существу, а не только к себе подобному, если он не будет жесток, а будет проявлять милосердие, его можно назвать человечным. Значит человечность это проявление доброты, любви, заботы по отношению к другим, отзывчивости к тем, кто попал в трудную ситуацию.

Мне кажется, что человечность подобна волшебной таблетке или вакцине от всего злого и несправедливого. Стоит потерять это качество, как в мире начнется хаос злых сил. Душа человека очерствеет, а вместе с этим очерствеет и окружающий мир, поэтому важно с самого детства прививать детям любовь ко всему живому, выращивать чувство сострадания к ближнему, прививать доброту, заботу, гуманность. Только так мир людей будет светлым и человечным.

Как проявляется человечность: примеры

На самом деле человечность может проявляться в самых разных ситуациях. Даже на войне люди могут быть человечны, прикрывая собой друга, или щадя врага. Человечность можно наблюдать и в повседневной жизни, которое может проявляться даже в мелочах. Если вы помогаете старушке перейти дорогу, уступаете место старшим, выручаете друга в сложной ситуации, то в этом и проявляется человечность. А кто-то не может пройти мимо щенка, который запутался в веревке, другой подбирает птицу со сломанным крылом или кормит голодную кошку. Разве это не человечность, состоящая из мелочей?

Значение слова человечность

Чтобы точно дать определение человечности, стоит обратиться за помощью к словарю. Там говорится что человечность — это моральное качество, которое проявляется в повседневной жизни. Оно включает в себя уважение к другим, сочувствие, доверие, способность к самопожертвованию, скромность, искренность, доброту, внимание, сопереживание, готовность помогать. Проще говоря, человечность — это все то, что делает нас лучше, делает мир добрее и дает право называться Человеком с большой буквы.

Проблема человечности

Несмотря на важность наличия у человека его лучших качеств, сегодня встречается много людей, которые потеряли способность сострадать и проявлять милосердие. Они стали жестокими и эгоистичными. Эти люди еще не потеряли человеческое обличье полностью, однако проблема человечности кроется в том, что они попадают в плен равнодушия. Создается впечатление, что человечность решила пройти мимо них, и мы видим людей, которым безразличны как окружающие их люди, так и окружающий их мир. Этих людей пока сложно назвать бесчеловечными, но и человечными их равнодушные поступки также не назовешь.

Очень хочется, чтобы люди остановились, нашли время заглянуть к себе в душу, и отыскали там свои лучшие человеческие черты, которые бы начали проявляться в повседневной жизни. Тогда бы мир начал становиться лучше, а проблема человечности исчезла сама собой.

Ссылка на основную публикацию
×
×