Женские образы в романе М. А. Шолохова Тихий Дон: сочинение

Женские образы в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Михаил Шолохов – замечательный писатель, его перу принадлежат известные произведения, читаемые до сих пор. Одной из центральных его работ, является «Тихий Дон». Сложное литературное произведение о непростой жизни людей во время войны и революции, на этом фоне писатель показывает личностные драмы героев, обычных людей. В романе М. Шолохов уделяет большое внимание женщинам и их роли. Каковы же основные женские образы?

Аксинья

Центральным женским образом является – Аксинья. Она замужем, но любит другого – Григория Мелехова, когда же её муж – Степан Астахов, спрашивает её о правдивости слухов, Аксинья не обманывает и признаётся. Этот эпизод раскрывает её как сильную личность, готовую нести ответственность за свои поступки. Ведь она не побоялась раскрыть правду, не побоялась мужа и общественного порицания. Она готова пожертвовать собой ради настоящей любви и чувств. Аксинья – это прототип русской женщины, как говорится и огонь, и воду, и медные трубы готова пройти ради этих чувств, ради своего мужчины. Она живет, так как велит ей сердце. Но эти порывы страсти причиняют немало горя и ей самой, и окружающим. Аксинью не остановило то, что у Григория появились дети. Даже факт её измены с Листницким – это показатель чувств, насколько ей было больно и на что она пошла, чтобы заглушить эту любовную боль. Страсть и любовь Аксиньи губительна для их отношений. Она стремится полностью занять жизнь и мысли Григория, не оставляя свободного места ни для кого. Дети Аксиньи и Григория не смогли выжить, они являются неким олицетворением их союза и его несостоятельности, губительности такой самоотверженной любви.

Наталья

Наталья, в отличии от Аксиньи, символизирует собой невинную добродетель. Она была влюблена в Григория ещё до свадьбы, а когда они поженились, то она стала покорной и верной супругой. Аксинья – страстная натура, а Наталья – тихая, спокойная хранительница очага. Она тоже любит Григория, но как? Её любовь безгранична и покорна. Да, она отличная хозяйка, жена, мать и таких ставят в пример, восхищаются. Но Григорию не хватает в ней именно этой безудержной страсти, которую ему даёт Аксинья. Наталья, в романе – это пример идеальной жены.

Любовный треугольник

Наталья и Аксинья – это две разные женщины, любящие Григория. Жена и любовница. В свою первую встречу, когда Аксинья просит оставить Григория, она презрительно относится к ней. Наталья же, в силу своего характера, не может ответить. А при встрече спустя пять лет, Наталья уже становится сильнее, она защищает своих детей и семью. Соперницы дают право выбора Григорию.

Обе женщины погибают. Но какие же разные чувства при этом испытывает Григорий. Узнав о смерти Натальи, Григорий очень переживает. Он вспоминает самые светлые моменты их жизни, понимает настолько чистой и возвышенной была любовь его жены. Именно такой она навсегда и останется в его сердце, несмотря на измену, Григорий все же любил и жену. Больше всего ему причиняет страдание то, что жена смогла простить его измену, в этом показана эмпатия и самоотверженность Натальи, сила чувств к мужу.

Гибель Аксиньи вызывает различные чувства у Григория, она умирает прямо у него на руках. Когда он узнал, что она подтолкнула жену на смерть, то был очень зол на неё, но гибель Аксиньи для Григория – это огромные душевные страдания. Он остаётся одинок, несмотря на сына. Ведь именно две его любимые женщины давали ему силу, желание жить. Шолохов раскрывает женщину, как источник и вдохновение жизни. Со смертью жены и любовницы, Григорий лишился этого.

Другие женщины в романе

Центральные женские образы – Аксинья и Наталья, но помимо них писатель показывает и других женщин. Ильинична – мать Григория, показана верной и примерной женой. У неё была тяжелая жизнь, от постоянного труда она состарились не по годам, многого она натерпелась и от супруга, который часто срывался на жене. Ильинична, как и Наталья, хорошая хозяйка и жена. Она трепетно относится к невестке и сильно переживает измену сына. Когда же Наталья умирает, Ильинична очень тяжело переносит эту потерю, возможно чувствуя некую схожесть с ней.

Дарья, супруга брата Григория, в романе показана распутной и хитрой особой. Она – противоположность Натальи и Аксиньи. Дарья – эгоистка, после смерти мужа, она ведёт праздную жизнь, меняя мужчин, что в итоге приведёт её к болезни и смерти.

Дуняша Мелехова в романе появляется ещё подростком и становится красивой девушкой. Она умна и самодостаточна. Она полюбила и приняла своего избранника – М. Кошевого, невзирая на все его совершенные преступления. Когда любишь человека, то принимаешь его любого – это показано в образе Дуняши.

Женские образы в романе «Тихий Дон» несут огромную смысловую нагрузку. Они дополняют всю картину происходящего, именно через таких разных женщин и их судьбы, Шолохов показывает читателям настоящую жизнь с разных ракурсов.

Краткое сочинение Женские образы в романе Тихий Дон

Шолохову удалось очень подробно и полно описать образ женщины во времена революции. И погрузить читателей в любовных отношениях героев романа.

Представительницами главных женских образов становятся Наталья, Аксинья и Дуняша. Именно за их переживаниями, эмоциями, хочется следить и сопереживать.

Женские переживания о мужьях участвующих в революционных и военных событиях не могут, не затронут струны души всех читателей, ведь, несмотря на сложность описываемых событий женщины, не теряют надежды и сохраняют атмосферу уюта и надежды. Но особенно каждому из нас читая произведения, было интересно, кого же выберет Георгий спокойную и кроткую Наталию или же волевую и страстную Аксинью.

Аксинья – это одна из центральных героинь произведения. Она служит воплощением свободолюбия и красоты. Женщина бросается в любовные отношения с Георгием, не смотря на мнение и осуждение людей. Несмотря на кажущуюся обреченность своей любви, она признается своему мужу о своем романе, не боясь за себя, даже под угрозой собственной смерти.

Наталия же полная ее противоположность она испытывает настоящие любовные терзания. Образ девушки излучает спокойствие, нежность, иногда она даже, переступает через собственное чувство гордости, умоляя соперницу отставить Георгия. Героиня не боится умереть и из-за отказа любимого пытается свести счеты с жизнью, но обретает в итого мужа таких долгожданных и любимых ей детей. Но в итоге все же умирает от осложнений вызванных абортом.

Дуняша, любимая сестра Гриши очень умна и имеет, умеет, добивается поставленной перед собой цели, именно это она демонстрирует, выходя замуж за преступника Михаила. Но изначально внешне девушки напоминает гадкого утенка, который проходя чреду преображений, превращается поистине в прекрасного лебедя. Смерть всех ее близких становится для нее болезненным ударом, но, несмотря на это она находит в себе силы продолжать жизнь.

Тихий Дон, великое произведение интригующие наши умы своей сложной историей и глубиной чувств. Героини произведения очень самобытны и разнообразны, что позволяет найти свой объект переживаний для каждого читателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в романе Тихий Дон Шолохова

Популярные сегодня темы

Наверное, нет такого человека, который бы не умел разговаривать. Вот только правильно умеют разговаривать всего лишь некоторые из них. Речь используется для передачи информации от одного человека другому

Сейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара

Рассказ «Горячий камень» – произведение философское. Его основная тема – размышления о смысле жизни и поиске ответа на вечный вопрос:

В основу сюжета рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» положена реальная история советского человека, пережившего все тяготы войны, включая пребывание в плену. Эту историю писателю поведал

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и Мир» показано множество героев, к которым читатель будет испытывать симпатию при прочтении произведения.

Сочинение Женские образы в романе Тихий дон (Роль женских образов)

Замечательный писатель, на счету которого самые известные и величайшие произведения всех времен – Михаил Шолохов. Широкую известность и популярность он приобрел благодаря роману «Тихий Дон». Сюжет произведения раскрывает жизнь простых деревенских людей, на судьбу которых повлияла война и послевоенное время. Особое внимание писатель уделяет не мужским, а женским образам. Именно через них он передает настроение и смысл своего романа.

Особое впечатление на читателей произвели такие женщины как Аксинья и Наталья. Аксинья, будучи замужем за Степаном Астаховым, безгранично любит Григория Мелихова. Степану, который вернулся со службы домой, она по чистой совести во всем признается. В этом и открывается Аксинья, как честная женщина. Она не хочет обманывать супруга и стойко переносит последствия ее измены. Свою любовь к Григорию, не боясь порицаний со стороны односельчан, она проносит через года. Ради своих сильных чувств она приносит в жертву собственное благополучие и семейные отношения.

Аксинья – настоящая женщина-казачка, сильная личность, которая идет наперекор всем правилам и порядкам, установленным в те времена. Аксинья живет волею чувств, не разумом, а сердцем. Но ее страсть впоследствии причинила ей самой и многим вокруг немало бед и боли. Даже то, что Григорий женился, и у него появились дети, не остановило Аксинью.

Измена Аксиньи с Листницким по сути произошла не по ее воле. В этот момент она потеряла двух самых близких ей людей: Григорий ушел на службу, а их общий ребенок умер от тяжелой болезни. Одиночество и боль сделало ее беспомощной, и этим воспользовался молодой барин. Подлость Листницкого в дальнейшем сыграет злую шутку в судьбе Аксиньи. Григорий, узнав об измене женщины, бросил ее и вернулся к Наталье.

В отличие от Аксиньи, Наталья, жена Григория является настоящей хранительницей домашнего уюта, очага. Несмотря на постоянные перебежки своего мужа, она продолжает ждать его и верить, что Григорий одумается и вернется к ней. Наталья, сломив свою гордость, отправляется к Аксинье и просит ее вернуть отдать мужа. Аксинья, сильно унизив Наталью, потом через несколько лет сама придет к ней. Теперь уже Аксинья будет просить и умолять. Но Наталья больше не будет ругаться, и скандалить, она предоставит право выбора Григорию.

Трагическая судьба Натальи и ее кончина описана в романе особенно лирично. Наталья умерла, после очередного ухода Григория, совершив роковую ошибку. Она погубила не только себя, но и еще не родившегося их с Григорием ребенка.

Отдельным, пусть и не столь значимым, но все же ярким персонажем является мать Григория Мелихова – Ильинична. Это кроткая и добрая женщина, несмотря на все беды, которые принесла в их семью Аксинья, простила раскаявшуюся женщину.

Дарья Мелихова – жена брата Григория, до и после смерти своего мужа вела распутный образ жизни. За что потом и поплатилась, заболев смертельной болезнью. Только перед тем как покончить с собой, Дарья поняла, что нельзя было так проживать единственную жизнь, данную человеку. Не выдержав, она утопилась в речке.

Дуняшка, сестра Григория Мелихова, открытая и гордая девушка. У нее острый ум и цель, к которой она идет наперекор всем противоречиям и запретам своих родных. В конце концов, Дуняшка выходит замуж за Мишку Кошевого.

Читайте также:  В чем трагедия Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова Тихий Дон): сочинение

Образ настоящей женщины открывает пред читателем сильный и волевой характер. Несмотря на трагедии, произошедшие в жизни каждой из них, они остались верны своим целям и убеждениям. Независимо от того, добрая, сильная, слабая, чувственная или гордая, женщина – это отдельная личность, которая в любой ситуации идет с гордо поднятой головой.

Сочинение 2

В романе «Тихий Дон» Шолоховым создано несколько ярких запоминающихся женских образов.

Особое место среди них занимает Аксинья Астахова. Это гордая красивая казачка. Она замужем за Степаном Астаховым, но любит Григория Мелехова.

Аксинья не скрывает от мужа своих отношений с другим мужчиной и честно признаётся ему во всём. Ради своей любви героиня готова на всё и не боится осуждения общества. Аксинью ничто не останавливает: ни жена Григория, ни его дети, настолько её страсть сильна. Её грешная любовь приносит много страданий не только ей самой, но и окружающим. Она обречена с самого начала. Добившись воссоединения с Григорием, Аксинья погибает на руках возлюбленного от пули случайных преследователей. Так трагически заканчивается её жизнь.

Наталья Коршунова – жена Григория, соперница Аксиньи и полная её противоположность. Это кроткая и целомудренная женщина. Она создана для семейной жизни, которая у неё никак не клеится. Наталья покорно сносит измены мужа, надеясь, что он одумается и вернётся к ней – отличной хозяйке и матери его детей. Из-за измен мужа женщина идёт на отчаянный шаг. Она избавляется от ещё не родившегося ребёнка от Григория и умирает от потери крови, оставив двух малолетних детей без матери.

Василиса Ильинична Мелехова – преданная жена, любящая мать, мудрая женщина, хранительница домашнего очага большой семьи. От непосильного труда она состарилась раньше времени. Многого натерпелась Ильинична и от мужа, который изменял ей в молодости, часто устраивал скандалы.

Она заботится обо всех членах семьи; с сочувствием и добротой относится к своей невестке Наталье, переживает за неё и защищает её. С появлением в своём доме зятя Михаила Кошевого Ильинична чувствует себя лишней и ненужной.

Дуняша Мелехова – сестра Григория, красивая, умная, добрая и целеустремлённая девушка. Она влюбляется в Михаила Кошевого. Её не останавливает тот факт, что он повинен в гибели её родного брата Петра. Несмотря на протест своей семьи, она встречается с Кошевым и вопреки своим родным, выходит за него замуж. После смерти невестки Натальи она воспитывает их с Григорием детей.

Особняком от других героинь романа стоит Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова. Это молодая и красивая женщина, но ленивая и безответственная.

После гибели супруга, она вела распутный образ жизни, чем впоследствии и поплатилась, заразившись сифилисом. Дарья заканчивает жизнь самоубийством, утопившись в реке.

Таким образом, Шолохов представил читателям разнообразные женские образы, но всех их объединяет одно – лихолетье войны и непростые судьбы.

Роль женских образов

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов очень ярко описал бытие казачества во времена гражданской войны. Он проникся сущностью казачьего нрава. Посему его герои настолько необыкновенны и незабываемы.

Важную роль играют дамские образы. Ведь именно женщина оберегает очаг, храня добро и любовь.

Женский образ в романе – контраст характеров, особенно ярко выраженный в отношениях между Григорием Мелеховым с Аксиньей и Натальей.

Аксинья, главная героиня, независима, красива и горда. В ней гармонирует благородство, красота с любовью, ради которой способна принести себя в жертву.

Жизнь ее была нелегкой. Аксинья, супруга Степана, понимала, что чувства к Григорию обречены. Также она осознавала, что должна понести наказание за грешную любовь. Даже когда слухи пошли по всему хутору, Аксинья не стала скрывать своих истинных чувств к Григорию. Она жаждет следовать за зовом сердца, оттого и не скрывает свою любовь.

Аксинья сильная женщина. Ее любовь настолько была беззаветна, что уходя много раз с Григорием из дома, ни разу не спрашивала ни о чем. Но Аксинья не идеальна, у нее есть свои недостатки. Ее сильное влечение приносит несчастье не только ей, но и близким людям.

Вопреки всему Аксинья отвечает за собственные действия. Всю свою жизнь она ни за кого не пряталась и была предана своим чувствам. Если вначале это был протест против тягостной жизни, то потом эти барьеры рушатся.

Погибель Аксиньи в романе видится глупой. Ее приверженность к Григорию с самого начала была обречена на провал. Страсть это всего лишь минуты наслаждения, но и терзаний. Шолохов обращает внимание читателей на обреченность этой любви.

Противоположностью Аксиньи является Наталья. Она представлена здесь как мать и верная жена. Главное для Натальи семья. Она не могла понять метаний Григория, а все потому, что между ними была стена недопонимания.

Какие разные нравы у Натальи и Аксиньи читатель увидит, когда соперницы встретятся. При первой встрече Наталья слезно умоляет Аксинью отступиться и уходит подавленной. Спустя время они уже предоставляют право выбора Григорию.

Много пережила Наталья и физической и моральной боли из-за предательства Григория. Смерть героини автор описывает нежно и плачевно.

Еще один из ярких образов в романе, образ Дарьи Мелеховой. После потери ненавистного мужа, женщина решила окунуться в круговорот распутства.

Женские образы в романе раскрывают суть нового периода казачества, где женщина главная героиня романа.

Женские образы в романе Тихий дон

Популярные сочинения

Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь

Как известно, на протяжении существенной части истории Россия черпает собственную культуру из других стран. Собственно, этот вопрос вообще является довольно трудным и многогранным, но если упростить

Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена

Женские образы в романе Тихий Дон, сочинение

Тихий Дон Шолохова — произведение, где автор затронул жизнь казаков в годы гражданской войны. Автор показал суть характера казаков, создавая самобытных героев в своей работе, которых невозможно забыть после прочтения и знакомства с ними. Идея романа — это человек прежде всего, таким и нужно оставаться независимо от условий жизни, пусть даже нечеловеческих. Большую роль в романе Тихий Дон писатель отводит женским образам.

Женские образы в романе Тихий Дон

Роль женских образов огромная. Они в произведении Тихий Дон являются воплощением любви и дома. Они воплощают в себе семью и родную землю. Эти образы яркие и индивидуальные, однако всех их объединяет трагическая судьба. Сами же женские образы строятся на контрастах. Из всех созданных личностей, работая над нашим эссе, хотелось бы выделить Наталью и Аксинью.

Образ Аксиньи

Аксинья — женщина с трудной судьбой. Уже в шестнадцать лет ей достается от отца, а позже выдают замуж за Астахова. Муж ее избивает, свекровь на плечи девушки переложила все дела по хозяйству. Семейная жизнь была каторгой и только после рождения дочери жизнь немного окрасилась в краски, но радость была не долгой. Ребенок умирает, не дожив до года.

И вот на девушку обратил внимание Григорий Мелехов. Их чувства разгорелись, а любовь стала настолько сильной, что ничто не страшило Аксинью и за свое счастье она готова бороться до победного конца несмотря на то, что у Григория была жена. Она поставила цель отнять казака у всех, и ее желание понятно, ведь до этого времени не видела девушка счастья и любви. Это героиня с упрямым характером, смелая, открытая, которая идет на поводу у страстей и ее не волнует мнение общества. Она отстаивает свое право на счастье, на самостоятельность, показывая бурный протест против униженной роли женщин. Аксинья любит, и несмотря на преграды, ее любви хватает и на детей Григория, хватает любви и на то, чтобы не бояться пойти за любимым хоть на край света. Так Аксинья бежит с Григорием, вместе с ним терпит лишения и у него же на руках умирает от пули. На этом заканчивается ее жизненный путь.

Образ Натальи

Еще одна яркая героиня романа — Наталья. Это жена Григория. Женщина любит мужа прекрасно зная, что чувства ее безответные. Когда читаешь произведение, то очень сочувствуешь девушке, которая очень хотела и надеялась вытеснить из сердца Григория Аксинью. Но, безуспешно. Ни ее преданная и верная любовь к мужу, ни ее забота, ни общие дети не смогли заставить Григория не идти на измены. Однако я осуждаю ее в какой-то степени из-за того, что она решается убить не родившегося ребенка только потому, что ее муж изменяет. А ведь в итоге это лишило жизни не только малыша, но и унесло за собой жизнь Натальи, оставив двух детей без материнской любви и ласки.

Делая вывод, мы видим, что все женские образы, а это и хранительница тепла Ильинична, и бунтарка Дарья, и Евдокия, и Наталья с ее преданной любовью, и противоречивая Аксинья, это женщины смелые, честные, гордые и отчаянные в борьбе за счастье, любовь, семью.

Женские образы в романе Тихий Дон, сочинение 2 вариант

Шолохов в Тихом Доне рассказал не только о трудной казацкой жизни в годы гражданской войны, но и выделил важное место женским образам в своем романе. И пусть женщины не были связаны с историческими событиями тех времен, их роль в романе была неоценима и важна, в чем мы убедились на уроке, где рассмотрели женские образы в романе Тихий Дон. Давайте в нашем сочинении по теме женские образы в романе Тихий Дон Шолохова остановимся подробнее на образах женщин, которые являются основными персонажами произведения, и поймем в чем заключается их роль, и какие функции возлагает автор на Аксинью, Наталью и Дарью.

Характеристика женских образов

Женские образы занимают одну из важных ниш произведения Шолохова, ведь именно женщина-казачка является хранительницей домашнего очага и традиций. Женские образы при этом автор выстраивает на контрастах характеров. Так, если Аксинья независимая, красивая, волевая женщина, с чувством собственного достоинства, в характере которой сочетается гордость, благородство, умение любить и жертвовать, то в образе Натальи мы уже видим другой женский образ. Наталья — верная жена, хорошая мать, хранительница уюта и домашнего тепла. Эта героиня стала воплощением тихого семейного счастья, заключавшегося в детях и муже.

Роль женских образов в Тихом Доне

Роль женских образов в романе Тихий Дон действительно важная. Благодаря женским образам романа-эпопеи читатель понимает, насколько сильные и мужественные были женщины у казаков. Насколько сложно им жилось в это суровое время, которое наложило отпечаток на каждую из них. При этом женщины мужественно несут свой крест, и готовы к самопожертвованию ради семьи и детей, готовы терпеть тяготы и лишения, стараясь не терять оптимизма в это нелегкое для страны переломное время.

Роль образа Аксиньи в романе Тихий Дон

Один из запоминающихся женских образов в романе Тихий Дон является образ Аксиньи. Образ этой женщины не просто яркий, он противоречивый. С одной стороны она способна увести чужого мужа, и ее осуждает общество. С другой стороны, мы видим женщину, которая любит. И Аксинья готова на любую жертву ради любимого.

Читайте также:  Особенности стиля одного из русских писателей XX века (М.А.Шолохов Тихий Дон): сочинение

Аксинья — женщина с нелегкой судьбой. В детстве ее изнасиловали, потом выдали замуж за нелюбимого Степана, и она долго живет без любви, без детей, пока не повстречала соседа Гришку. Эта грешная любовь оказалась настолько сильной, что ни пересуды людей, ни побои мужа, не могли убить в Аксинье это чувство. Она не смогла уберечь свое дитя, но смогла подарить свою любовь детям Натальи и Григория. Несмотря на то, что поведение Аксиньи Астаховой и ее ошибки не были свойственны образу русской женщины, однако благодаря ей Шолохов показал истинную любовь, которая не боится ни предрассудков, ни осуждения, ни социально-исторических событий.

Роль образа Натальи в романе

Еще один привлекательный женский образ в романе Тихий Дон — это образ Натальи. Данный образ автор противопоставляет образу Аксиньи. Женщины разные, а объединяет их только любовь к Гришке. И здесь, благодаря Наталье автор показывает такие характерные для русской женщины черты, как верность, терпение, преданность, их любовь к детям и мужу, способность простить даже измену. Однако, в отличие от боевой Аксиньи, Наталья лишь терпеливо ждет и надеется, а не дождавшись от мужа любви, и видя его очередную измену, проявляет слабость и решается на аборт, который убивает Наталью.

Роль Дарьи в романе Тихий Дон

Немаловажную роль играет и образ Дарьи в романе. С помощью ее образа Шолохов раскрывает проблему женщин отчаявшихся, и потерявшихся. Когда мы знакомимся с Дарьей, то видим полную ее противоположность и Наталье и Аксинье. Это озорная и дерзкая девушка. Ее свободолюбивый дух не подчиняется никаким правилам. Дарью не волнуют хозяйские дела, она любит погулять и выпить, любит мужское внимание, поэтому с легкостью изменяет мужу, а после его смерти ведет праздную жизнь. Дарья насмехается над Натальей, и только заразившись неизлечимой болезнью, она задумывается о своей жизни, мечтая начать все сначала. Не выдерживая изменений в своем здоровье и красоте, она бросается в реку.

Как видим, женские образы в романе разные по своему характеру, но вместе с тем, женщины похожи в своем главном желании. А хотели они лишь быть любимыми. Поэтому эти героини и затрагивают наши сердца, когда мы знакомимся с этими отчаянными гордыми красавицами, и их сложной судьбой.

Сочинение: Женские образы в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

(581 слово) Образы женщин в романе «Тихий Дон» имеют самостоятельное значение, независимое от мужчин. Героини не только служат для раскрытия персонажей мужского пола, но и представляют ценность сами по себе. Ильинична, Дуняшка, Аксинья, Наталья, Дарья — все эти характеры раскрываются в полной мере и интересуют читателя не менее образов Григория, Петра или Михаила.

Одна из главных ролей в произведении отводится Аксинье. «Губительная, огневая ее красота» привлекает всеобщее внимание: статная фигура, пышные волосы, темные, практически черные глаза. Но судьба одаривает красавицу сплошными трудностями. Изнасилованная собственным отцом, отданная в замужество к нелюбимому Степану Астахову, Аксинья сносит грубость мужа и терпит все обиды. Не может она противостоять только одному – своей любви к Григорию Мелехову. Поэтому своенравная казачка делает все, чтобы быть с любимым. Она честно и открыто заявляет о своих чувствах, не боясь ни гнева мужа, ни людских сплетен. По ходу действия романа читатель узнает Аксинью и как заботливую, ласковую жену и мать, способную на сострадание и нежность. Поражает в ней именно ее способность к самопожертвованию ради любви – за Григорием она способна пойти куда угодно, терпеть любые трудности. Образ Аксиньи притягателен: девушка естественна в своих поступках, она может любить и ненавидеть, поступать правильно и ошибаться, но всегда будет верна себе.

Наталья Коршунова хоть и представлена как антагонист Аксиньи, но во многом эти героини схожи. Наталья — сильная личность, волевая, трудолюбивая, но скромная и послушная. Красивая молодая девушка с серьезными и правдивыми серыми глазами сначала приглянулась Григорию, но холодность новоиспеченной жены оттолкнула мужчину, который все время вспоминал страстную и иступленную в любви Аксинью. Он сравнивал супругу с месяцем, который «не холодит и не греет». Образ Натальи также привлекает читателя своей живостью: увлекательно наблюдать за преображением скромной, отчасти наивной и преданной девушки в зрелую женщину, заботливую и хозяйственную, но уверенную в себе, не способную принять и простить вновь совершенную измену.

Сложную судьбу сильной казачки М.А. Шолохов заключил в образ Василисы Ильиничны, матери Григория. Эта мудрая женщина вытерпела долгие годы семейной жизни со скандальным и грубым Пантелеем Прокофьевичем, всегда была заботливой матерью и гостеприимной хозяйкой. Только мысли о любимом сыне Грише и забота о внуках помогают Ильиничне справиться с горем о потерях в семье. Автор романа на примере Ильиничны изображает, как революция и новый уклад жизни ломают судьбы: с появлением в доме заядлого большевика Мишки Кошевого в роли мужа единственной дочери Дуняшки жизнь Ильиничны становится все более невыносима, она чувствует себя ненужной, чужой в родном доме.

Дарья Мелехова, пожалуй, единственная героиня, которая не вызывает сочувствия. При всей внешней красоте и легком, веселом нраве, автор наделил ее негативными чертами: неверная и развязная, циничная, «с ленцой баба, спорченная». Из-за своего разгульного образа жизни Дарья заболевает сифилисом и кончает жизнь самоубийством, поскольку считает, что лечиться бессмысленно, и к тому же не хочет, чтобы о ней судачили на хуторе. Поздно Дарья осознает истинную ценность жизни, и к сожалению, болезнь не дает ей исправить собственные ошибки.

Интересен с точки зрения развития личности персонаж Дуняшки Мелеховой. В начале романа читатель знакомится с беззаботным, угловатым подростком, а к финалу произведения этот подросток превращается во взрослую, красивую и рассудительную женщину. Дуня грамотна, умеет читать и писать, отличается практичностью и хозяйственностью. Слепо влюбленная в Мишку Кошевого, Дуня выходит за него замуж, принимая тот факт, что он повинен в смерти ее родного брата. Именно этот выбор привлекает внимание читателя: сложно судить, верное ли решение приняла девушка, и в целом могло ли быть верное решение в такой ситуации?

В романе можно встретить разнообразные по характеру женские образы, но всех объединяет одно – каждая героиня переживает лихолетье войны и имеет непростую судьбу. Все они вносят свой неповторимый вклад в общее приятное впечатление от произведения.

Женские образы в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» (ЕГЭ по литературе)

В романе – эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов подробно описывает жизнь казачек прошлого века. Автор произведения раскрывает образ настоящей русской жены – преданной, робкой и терпеливой. Шолохов создает портрет истинной матери казачьего семейства, чье горячее сердце содержит в себе природную мудрость. В романе фигурирует и образ красивой и сильной девушки, которая, по замыслу автора, не получила настоящую любовь.

В первых эпизодах произведения автор показывает читателям портрет настоящей русской женщины Василисы Ильиничны – хранительницы очага семейства Мелеховых. Она «хлопотливая и рачительная хозяйка», которая оберегает в себе домашнее тепло и уют. Василиса Ильинична всю свою жизнь провела в трудах, о чем свидетельствуют ее руки: загрубелые, шершавые, «раздавленные многолетней работой».

Мать Григория Мелехова многие годы терпела постоянные побои мужа, его измены, тяжелый неженский труд.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Про себя жена казака Пантелея Прокофьевича говорила: «По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей воскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить». Но жизненные тяготы не стали тяжелой ношей для Ильиничны, а превратились в мудрость, которую мать семейства пытается передать своим детям и невесткам.

Рассудительность Ильинична проявляет в эпизоде, где дает согласие на брак дочери Дуняши и Мишки Кошевого, убийце своего старшего сына, Петра. Старушка смирилась с новоиспеченным зятем, но ее тяготит присутствие “душегуба” Мишки в доме. Ильиничне тяжело осознать, что «Дуняшка с мужем работали так, словно на пустом месте создавали собственное гнездо».

В начале романа сталкиваются две женщины – Аксинья и Наталья. Между ними идет ожесточённая борьба за сердце Григория Мелехова. В этой схватки раскрываются два противоположных характера: мягкая, уступчивая, терпеливая и домашняя Наталья и властная, грубая, сильная.

Аксинья. В течение романа Григорий метался от одной женщины к другой – выбор главного героя зависел от ситуации или от собственного душевного состояния, которая происходила на тот момент.

Наталья – настоящая русская жена, которая «всем взяла: что на полях, что дома…”. Она выросла в богатой семье Коршуновых, но с детства была приучена к непосильному труду: у нее такие же руки, как и у Ильиничны: «большие, раздавленные работой». Наталья была «дюже красивая»: смелые серые глаза, неглубокая розовеющая ямка и высокие красивые ноги.

Восемнадцатилетняя Наталья влюбилась в казака Григория Мелехова, а позже выходит за него замуж. Но сразу после свадьбы новоиспеченный муж Натальи понял, что до сих пор любит Аксинью, часто вспоминает ее исступлённую любовь. Григорий не выдержал «холодок, смущенную покорность» со стороны своей жены, поэтому и ушел к Аксиньи. На протяжении всего романа Григорий метался от одной девушки к другой, не находя спокойствие своему горячему сердцу.

Важно понять, что с начала романа Мелехов посеял в сердце Натальи обиду, не оправдав ее ожиданий на любовь и взаимопонимание. Можно сказать, что проблема трагедии любви Григория и Натальи заключается в том, что оба героя не могут услышать друг друга. Это подтверждает эпизод, в котором состоялся разговор между Натальей и Григорием после возвращения домой главного героя с поля боя. Они были «чужие друг другу больше, чем когда бы то ни было». Наталья обвиняла Григория в пьянстве и в случайных связях, на что главный герой отвечал: «все время на краю смерти ходишь, ну и перелезешь иной раз через борозду». Можно сказать, что водкой и бабой Григорий пытался забыться. Но Наталья не смогла услышать казак. Для нее Григорий – «кобелина проклятый, ненаедный».

Проблема Натальи заключается в том, что она не может и не хочет отпускать свои обиды, которые съедают ее изнутри. Она пыталась покончить жизнь самоубийством, перерезав свое горло косой. Наталью спасли, но на месте пореза остались шрамы, а сама шея немного кривится. Узнав, что Григорий до сих пор встречается с Аксиньей, уже беременная вторым ребенком Наталья решается сделать аборт, но все прошло неудачно: Наталья умирает от сильного кровотечения.

Аксинья, молодая красавица-казачка, становится главной проблемой несчастья в любви Натальи и Григория. Она – жена Степана Астахова и соседка семьи Мелеховых. Аксинья – очень красивая женщина с

губительной, огневой красотой. Бесстыдно – жадные, пухловатые губы, густые черные брови, статная фигура – в казачке все было прекрасно.

Аксинья не хочет уступать возлюбленного Наталье. Она готова биться за свое счастье до конца, «Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им». Казачка, в отличие от Натальи, обладая боевым характером, заявляет всем – «А Гришку твоего, захочу — с костями съем и ответа держать не буду!»

Важно сказать, что любовь Аксиньи к Григорию – настоящая, искренняя. Казачка способна не нагружать своими проблемами Мелехова, при этом предоставляя ему полную свободу. Образ Аксиньи – сложный, так ка сочетает в себе две противопоставленные черты характера: она любит Григория, но при этом изменяет ему с Листницким. Почему она поступает так подло и низко? На мой взгляд, Аксинья просто не знает, как должна выглядеть настоящая семья. Именно поэтому казачка рушит личное счастье собственными руками.

Читайте также:  Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. Лето господне): сочинение

Но такой сильный внутренний стержень достался красавице-казачке от долгой и бедной радостями жизни. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал собственный отец, которого позже забили мать и старший брат. Она мучается и от «больших железных рук» нелюбимого мужа.

Влюбившись в Григория, Аксинья мечтает овладеть им до конца. Ей это удается: несколько раз Григорий уходил от жены к девушке, с которой был по-настоящему счастлив. У пары даже рождается ребенок, девочка Таня, но она умирает на руках у матери от скарлатины.

Автор романа не дает Аксиньи и Григорию создать семью. В одном из эпизодов пара решает бежать с Дона от преследований Красной Армии, а уже на новом месте попытаться воссоздать старую любовь. Но шальная пуля вмешалась в планы счастливых людей: Аксинью ранят красноармейцы, и она умирает на руках Григория.

Можно сказать, что на протяжении всего романа образ Аксиньи развивался. Если в начале произведения перед читателями предстает женщина с порочной красотой, то в последних эпизодах можно наблюдать, как ее женская страсть переходит в материнские чувства, которые она проявляет в отношении к детям Мелехова. Но важно сказать, что образ Натальи Мелеховой, наоборот, на протяжении романа только не выдерживает испытания на прочность образа безупречной жены и матери. Если в первых эпизодах Наталья – идеальная жена и мать, то в последующих этот портрет разрушается.

Женские образы в романе «Тихий Дон» объединены общей темой – они все были несчастны. И Ильиничну, и Наталью, и Аксинью тяжело ранила любовь, оставив после себя шрамы, которые долго заживали.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60726

Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиоз­ная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы лю­дей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яр­кие характеры казаков и казачек.

Большое место в романе занимают женские обра­зы. Многие свои сокровенные мысли связывает писа­тель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.

В «Тихом Доне» перед читателем предстают про­стые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных ге­роев классических произведений.

Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-стра­сти» и «любви семейной».

Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «не­истовствовала в поздней горькой своей любви». И ни­какие, даже самые неоспоримые, достоинства Ната­льи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей. Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолю­бии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи). «Работя­щая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.

Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с му­жем, потому что «совестно», а сама, озаренная счасть­ем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.

Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горя­чему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь».

С рождением детей Наталья меняется. Она стано­вится увереннее. «Расцвела и похорошела диковин­но»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согре­вающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное. Ее любовь жерт­венная, она любит до самозабвения.

Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, На­талья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безыс­ходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.

Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на воз­вращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.

Наталья превосходит Аксинью талантом удиви­тельной верности, нескончаемого терпения. Ее огром­ная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обе­их — одна из высших ценностей.

Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, пово­рот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то. »,— прямо говорит Григорий.

Наталье безумно трудно, она противостоит не толь­ко Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим не­уважением к чистоте и хрупкости. Наталья немного­словна, хотя ее терзают острые внутренние боренья. О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а по­ступки. Не выдержав нелюбви Григория и презри­тельного отношения хуторян, она пытается покон­чить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка. Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и це­нили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка. Умирая, Наталья «простила Григорию все. и вспо­минала о нем до последней минуты».

Традиционное народное понимание предназначе­ния любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор все­гда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнст­вом, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».

Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обе­им присуще мудрое спокойствие хранительниц се­мейного очага. Обе они терпеливые продолжательни­цы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запря­танная способность к духовной жизни.

Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни. Большая хлопотунья, Ильи­нична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже не­мало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не роп­щет. Глубокая женская мудрость помогает ей сохра­нить верность долгу, сохранить настоящую счастли­вую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.

Великое чувство материнства заложено как в Ната­лье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуж­дают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и бе­лых. Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто при­чинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого. Поразительная внутренняя сила Ильинич­ны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.

Аксинья — полная противоположность и Ильи­ничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писа­телем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».

Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Сте­пан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улу­чив момент, идет на встречу с Григорием.

Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, го­рячность чувства, удивительное стремление к сча­стью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горь­кую отлюблю. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Акси­ньи — это глубокий, страстный порыв, утверждаю­щий право на личную свободу человека. Нет оков, ко­торые могли бы сковать его.

Григория и Аксинью многое объединяет. Это мя­тежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже. Любовь гуля­щей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», како­вой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства. Постепенно Гри­горий понимает, что по-настоящему привязан к Аста­ховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелю­бимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.

Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неуго­монный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Акси­ньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.

Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не по­зволила Аксинье противостоять напористым ухажи­ваниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от На­тальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротив­ляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глу­боко в себе.

В финале книги любовь Аксиньи и Григория при­обретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья прони­кается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильи­ничной. Это уже совсем другая Аксинья.

Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духов­ная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все бо­юсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь по­верить своему счастью.

Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень жен­ственны и прекрасны, каждая по-своему.

В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.

Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплоще­нием писательских представлений о женских доброде­телях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские об­разы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.

Ссылка на основную публикацию
×
×