Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова: сочинение

Сочинение «Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова»

Земля определяет судьбы человеческие:
“ей решать, ей, вынашивающей правых
и виноватых, своих и чужих,
собственным поставом судить,
что потом из кого выйдет”.
В. Распутин. “Пожар”

Перу Михаила Александровича Шолохова принадлежит большое количество произведений, в которых описаны жизнь и быт простого народа, его беды и страдания, небольшие радости и любовь.
М. А. Шолохов, обладая средним образованием, никогда не злоупотреблял никакими философскими теориями. Для него никогда не существовало вопроса о том, есть Бог или нет. По своим воззрениям на действительность он является стихийным материалистом и атеистом.
В его романах и рассказах действия развиваются, в основном, в сельской местности, в казацких станицах. Все персонажи произведений тесно и неразрывно связаны с землей. И это неудивительно, ведь от нее зависит их жизнь. Земля — их главная кормилица, от нее зависит, будут ли люди сытыми.
М. Шолохов в своих произведениях рассказывает об ужасах голода, голода не в результате боевых действий, когда вытаптывались поля, а в результате засухи. Так описывает он это явление в рассказе “Алешкино сердце”: “Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам. душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце”.
Россия на протяжении всей своей истории была аграрной страной, в которой сельское хозяйство оставалось главной доходной отраслью государства. Можно сказать, что от урожая зависела жизнь всего населения страны, всего многомиллионного народа. Именно поэтому мужицкие глаза наполняются скупыми слезами от вида высушенных полей. Они знают, что впереди их детей ждет голодная смерть, что мало кому удастся пережить зиму.
Но не всегда жара губила урожай. В остальное время крестьянам приходилось трудиться на земле от зари и до темна, чтобы успеть сделать все полевые работы вовремя и не потерять урожай. На полях работали не только мужики, но и женщины и дети. Вся деревня от мала до велика уходила в поля. На день села пустели, оставались лишь старики да совсем малые ребятишки.
Однако крестьяне не просто обрабатывают землю, они относятся к ней, как к живому существу, как к матери, которая кормит и заботится о них. Понимая важность наличия земли в их руках, хорошие хозяева борются за сохранение ее в их собственности. Они не желают принимать нововведений коммунистов, направленных на коллективизацию земельных угодий.
Трагедия, связанная с этим периодом истории русского крестьянства, описана Шолоховым в романе “Поднятая целина”. В нем раскрываются все беды и переживания крестьянина-собственника, которому нелегко отдавать свое добро в чужие руки. Автор раскрывает вполне обоснованные страхи людей по поводу того, что в чужих (или коллективных) руках не будет его кормилица так же хороша и ухожена, как в его собственных.
В своих произведениях М. А. Шолохов раскрывает не только связь человека непосредственно с землей, но и его зависимость от сил природных. Ведь что ни говори, а человек — дитя природы, ее неотъемлемая часть. Именно поэтому, оказываясь от нее отделенным либо вступая с ней в противоречие, человек подчас не может найти гармонию с самим собой.
В работах этого автора в качестве идеала жизни представлена природа в ее свободном, естественном развитии. Человек, в качестве частицы этой природы, может жить нормально, может развиваться и быть счастливым только в тех естественных условиях, которые обеспечиваются природой. Однако человек в условиях общества всегда ограничен моральными, бытовыми, юридическими, социальными условиями, которые подчас перекрывают его стремления к счастью, его права, включая право на жизнь. Общественные установления, как правило, вступают в противоречие с природными законами, поэтому человеческое общество постоянно находится в состоянии конфликта,
С одной стороны, живя в гармонии с природой, человек, по мысли Шолохова, будет счастлив, с другой — он не способен отрешиться, отделиться от окружающей его действительности. Это противоречие сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Стремление одновременно жить в согласии и с природой, и с обществом редко приносит удовлетворение и желаемый результат.
Основной конфликт романа “Тихий Дон” заключается в столкновении между вечными, естественными законами природы и теми событиями, которые определяются субъективными устремлениями отдельных людей или их групп, отдельными государствами, целыми политическими объединениями. При этом следует отметить, что раны, нанесенные природе, природой же и залечиваются, а человеческие трагедии, трагедии, которые ломают и перечеркивают людские судьбы, залечить нельзя.

Сочинение – эссе “Земля и человек ( по творчеству М. А. Шолохова)”

Что есть земля? Вот она перед моим взором…

Цветущая, обильная, ухоженная, несущая радость земледельцу, видящему плоды своих трудов.

Земля, потрескавшаяся, иссушенная жгучим, нещадным солнцем…

Земля, заросшая бурьяном, заброшенная и неухоженная…

Земля и человек. Какова их взаимосвязь? Кто он, человек на земле?

Есть хорошее русское изречение: «Земля сильна хозяином». Не эту ли землю, цветущую, несущую урожай, землю-кормилицу показал Шолохов в своем творчестве?

Скачать:

ВложениеРазмер
zemlya_i_chelovek.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение –эссе ученицы 11б класса Ооржак Буянмы

Земля и человек

( по творчеству М. А. Шолохова)

Что есть земля? Вот она перед моим взором…

Цветущая, обильная, ухоженная, несущая радость земледельцу, видящему плоды своих трудов.

Земля, потрескавшаяся, иссушенная жгучим, нещадным солнцем…

Земля, заросшая бурьяном, заброшенная и неухоженная…

Земля и человек. Какова их взаимосвязь? Кто он, человек на земле?

Есть хорошее русское изречение: «Земля сильна хозяином». Не эту ли землю, цветущую, несущую урожай, землю-кормилицу показал Шолохов в своем творчестве?

« На свежей, отливающей бархатом пахоте ползли быки, расчесывающие землю плугами, свистали погонычи».

Или «земля, разрубленная лезвиями дорог… Идет сотня, копытит дорогу, железными подковами мнет хлеба…»

Но человек не разрушитель, а созидатель. Золотистые поля, зеленые сады, благоухающие цветники – все это дело рук человека.

В романе «Тихий Дон» Шолохов утверждает мысль о неразделимости человека и земли. На протяжении всего сложного пути Григория Мелехова мы видим его страстную тоску по свежевспаханной земле. Григория оторвала от земли война. Война вложила в его руки саблю, но он не хотел убивать. Он хотел «ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли».

Болью пронизан «Тихий Дон», где во всей реальности поступают истоки процесса насильственного отчуждения человека от земли, от хлеборобского труда, насильственный разрыв корней.

Но не всегда причиной разрыва человека и земли была война. События тридцатых годов сделали то, что не смогли сделать ни война, ни стихийное бедствие. Сотни тысяч людей, вцепившихся в землю, сделавших ее богатой, лишились ее, разучились ее любить.

Но что же делать без земли Кондрату Майданникову? Титку Бородину? Ведь они – хозяева. «Наживали пригоршни мозолей, да горб нажили». Кровью и потом поливали они землю, холили. Берегли…

«Сколько раз к концу филипповок, холодными ночами Кондрат просыпался, как от толчка, и, всунув ноги в валенки, бежал на теплый баз смотреть: не отелилась ли?»

…И все это в один миг пропало.

Что делать? Как жить? С чем жить? Эти вопросы звучат в романе «Поднятая целина». По-разному подходят к их решению герои романа.

Любишкин, бывший красный партизан, встречает весть о создании колхоза с радостью.

Кондрат Майданников все сначала взвесил, прежде чем прийти к решению о вступлению в колхоз. Но каким трудным было расставание с привычным укладом жизни, как нелегко ему было отвести собственных быков на общественный двор… Бессонной была ночь накануне.

Титок Бородин открыто не принимает этого, пытается противостоять.

Только сейчас, через много лет, мы начинаем понимать тех, кого раньше называли кулаками, врагами народа. Только теперь мы можем понять мысли и чувства, испытываемые ими при расставании с землей. Только теперь мы видим ту несправедливость по отношению к ним – истинным хозяевам земли.

Но ничего не вернуть назад и не исправить. И по сей день земля страдает. Страдает горько, потому что нет любви к ней.

Я живу на земле. Я живу ее, мою землю. Озимые хлеба, укрытые снегом, первые ростки, пробивающиеся по весне, созревающее поле пшеницы и вершину всех трудов хлебороба – душистый каравай на моем столе.

Я живу в семье хлебороба, вижу того, через чьи руки прошли тонны золотистой пшеницы, – моего деда. Мне захотелось задать ему несколько вопросов:

– Что случилось, дедушка? Почему земля осиротела? Как ты относишься к тому, что сегодня лежат, как неподнятая целина, десятки гектаров заросшей бурьяном земли?

– Сложен был путь, внучок, человека к земле. Вспомни крепостных крестьян, страстно желающих получить клочок земли… Земля для человека – это все. Прими отцовскую землю, люби ее, какая бы она ни была. Тебе жить и украшать ее, иначе нет жизни.

И тут вспоминаю я:

Лелей лоскут отеческой земли.

Как ни болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Лелей лоскут отеческой земли!

…Как страницы истории, меняется земля: то она цветущая, то заброшенная, то пустынная… Но человек должен оставаться хозяином на ней, «земля сильна хозяином» – в этом наша жизнь, наше богатство.

Я иду по земле, просыпающейся после спячки, отдохнувшей после обильного урожая, беру в руки горсть земли, черную, жирную, плодородную… И шепчу: «Земля, человек, семья, дом, лад…»

Будет лад в семье – будет дом.

Дом, семья, лад – вот на чем держится земля и на ней человек. Это вековечная заповедь русской жизни.

Я верю, что зарубцуются, наконец, раны, нанесенные раскулачиванием и коллективизацией, появится вновь российское свободное крестьянство и я стану настоящим хозяином земли.

Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова: сочинение

Перу Михаила Александровича Шолохова принадлежит большое количество произведений, в которых описаны жизнь и быт простого народа, его беды и страдания, радости и любовь.

М. А. Шолохов, обладая средним образованием, никогда не злоупотреблял никакими философскими теориями. Для него никогда не существовало вопроса о том, есть Бог или нет. По своим воззрениям на действительность он является стихийным материалистом и атеистом.

В его романах и рассказах действия развиваются в основным в сельской местности, в казацких станицах. Все персонажи произведений тесно и неразрывно связаны с землей. В рассказе «Алешкино сердце» М. Шолохов рассказывает об ужасах голода: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам. душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце».

От урожая зависела жизнь всего населения страны, всего многомиллионного народа. Именно поэтому мужицкие глаза наполняются скупыми слезами от вида высушенных полей. Они знают, что впереди их детей ждет голодная смерть, что мало кому удастся пережить зиму.

Но не всегда жара губила урожай. В остальное время крестьянам приходилось трудиться на земле от зари и до темна, чтобы успеть сделать все полевые работы вовремя и не потерять урожай. На полях работали не только мужики, но и женщины и дети. На день села пустели, оставались лишь старики да совсем малые ребятишки.

Однако крестьяне не просто обрабатывают землю, они относятся к ней, как к живому существу, как к матери, которая кормит и заботится о них. Они не желают принимать нововведений коммунистов, направленных на коллективизацию земельных угодий.

Трагедия, связанная с этим периодом истории русского крестьянства, описана Шолоховым в романе «Поднятая целина».

В нем раскрываются все беды и переживания крестьянина-собственника, которому нелегко отдавать свое добро в чужие руки. Автор раскрывает вполне обоснованные страхи людей по поводу того, что в чужих (или коллективных) руках не будет его кормилица так же хороша и ухожена, как в его собственных.

В своих произведениях М. А. Шолохов раскрывает не только связь человека непосредственно с землей, но и его зависимость от сил природных. Ведь что ни говори, а человек – дитя природы, ее неотъемлемая часть. Именно поэтому, оказываясь от нее отделенным либо вступая с ней в противоречие, человек подчас не может найти гармонию с самим собой.

В работах этого автора природа представлена в ее свободном, естественном развитии. Человек может жить нормально, может развиваться и быть счастливым только в тех естественных условиях, которые обеспечиваются природой. Однако человек в условиях общества всегда ограничен моральными, бытовыми, юридическими, социальными условиями, которые подчас перекрывают его стремления к счастью, его права, включая право на жизнь. Общественные установления, как правило, вступают в противоречие с природными законами, поэтому человеческое общество постоянно находится в состоянии конфликта.

С одной стороны, живя в гармонии с природой, человек, по мысли Шолохова, будет счастлив, с другой – он не способен отрешиться, отделиться от окружающей его действительности. Это противоречие сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Стремление одновременно жить в согласии и с природой, и с обществом редко приносит удовлетворение и желаемый результат.

Основной конфликт романа «Тихий Дон» заключается в столкновении между вечными, естественными законами природы и теми событиями, которые определяются субъективными устремлениями отдельных людей или их групп, отдельными государствами, целыми политическими объединениями. При этом следует отметить, что раны, нанесенные природе, природой же и залечиваются, а человеческие трагедии, трагедии, которые ломают и перечеркивают людские судьбы, залечить нельзя.

Литература языковедение : Сочинение: Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова

Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова

Земля определяет судьбы человеческие:

“ей решать, ей, вынашивающей правых

и виноватых, своих и чужих,

собственным поставом судить,

что потом из кого выйдет”.

В. Распутин. “Пожар”

Перу Михаила Александровича Шолохова принадлежит большое количество произведений, в которых описаны жизнь и быт простого народа, его беды и страдания, небольшие радости и любовь.

М. А. Шолохов, обладая средним образованием, никогда не злоупотреблял никакими философскими теориями. Для него никогда не существовало вопроса о том, есть Бог или нет. По своим воззрениям на действительность он является стихийным материалистом и атеистом.

В его романах и рассказах действия развиваются, в основном, в сельской местности, в казацких станицах. Все персонажи произведений тесно и неразрывно связаны с землей. И это неудивительно, ведь от нее зависит их жизнь. Земля — их главная кормилица, от нее зависит, будут ли люди сытыми.

М. Шолохов в своих произведениях рассказывает об ужасах голода, голода не в результате боевых действий, когда вытаптывались поля, а в результате засухи. Так описывает он это явление в рассказе “Алешкино сердце”: “Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам. душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце”.

Россия на протяжении всей своей истории была аграрной страной, в которой сельское хозяйство оставалось главной доходной отраслью государства. Можно сказать, что от урожая зависела жизнь всего населения страны, всего многомиллионного народа. Именно поэтому мужицкие глаза наполняются скупыми слезами от вида высушенных полей. Они знают, что впереди их детей ждет голодная смерть, что мало кому удастся пережить зиму.

Но не всегда жара губила урожай. В остальное время крестьянам приходилось трудиться на земле от зари и до темна, чтобы успеть сделать все полевые работы вовремя и не потерять урожай. На полях работали не только мужики, но и женщины и дети. Вся деревня от мала до велика уходила в поля. На день села пустели, оставались лишь старики да совсем малые ребятишки.

Однако крестьяне не просто обрабатывают землю, они относятся к ней, как к живому существу, как к матери, которая кормит и заботится о них. Понимая важность наличия земли в их руках, хорошие хозяева борются за сохранение ее в их собственности. Они не желают принимать нововведений коммунистов, направленных на коллективизацию земельных угодий.

Трагедия, связанная с этим периодом истории русского крестьянства, описана Шолоховым в романе “Поднятая целина”. В нем раскрываются все беды и переживания крестьянина-собственника, которому нелегко отдавать свое добро в чужие руки. Автор раскрывает вполне обоснованные страхи людей по поводу того, что в чужих (или коллективных) руках не будет его кормилица так же хороша и ухожена, как в его собственных.

В своих произведениях М. А. Шолохов раскрывает не только связь человека непосредственно с землей, но и его зависимость от сил природных. Ведь что ни говори, а человек — дитя природы, ее неотъемлемая часть. Именно поэтому, оказываясь от нее отделенным либо вступая с ней в противоречие, человек подчас не может найти гармонию с самим собой.

В работах этого автора в качестве идеала жизни представлена природа в ее свободном, естественном развитии. Человек, в качестве частицы этой природы, может жить нормально, может развиваться и быть счастливым только в тех естественных условиях, которые обеспечиваются природой. Однако человек в условиях общества всегда ограничен моральными, бытовыми, юридическими, социальными условиями, которые подчас перекрывают его стремления к счастью, его права, включая право на жизнь. Общественные установления, как правило, вступают в противоречие с природными законами, поэтому человеческое общество постоянно находится в состоянии конфликта,

С одной стороны, живя в гармонии с природой, человек, по мысли Шолохова, будет счастлив, с другой — он не способен отрешиться, отделиться от окружающей его действительности. Это противоречие сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Стремление одновременно жить в согласии и с природой, и с обществом редко приносит удовлетворение и желаемый результат.

Основной конфликт романа “Тихий Дон” заключается в столкновении между вечными, естественными законами природы и теми событиями, которые определяются субъективными устремлениями отдельных людей или их групп, отдельными государствами, целыми политическими объединениями. При этом следует отметить, что раны, нанесенные природе, природой же и залечиваются, а человеческие трагедии, трагедии, которые ломают и перечеркивают людские судьбы, залечить нельзя.

Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова

Земля и человек в произведениях М. А. Шолохова

Земля определяет судьбы человеческие:

“ей решать, ей, вынашивающей правых

и виноватых, своих и чужих,

собственным поставом судить,

что потом из кого выйдет”.

В. Распутин. “Пожар”

Перу Михаила Александровича Шолохова принадлежит большое количество произведений, в которых описаны жизнь и быт простого народа, его беды и страдания, небольшие радости и любовь.

М. А. Шолохов, обладая средним образованием, никогда не злоупотреблял никакими философскими теориями. Для него никогда не существовало вопроса о том, есть Бог или нет. По своим воззрениям на действительность он является стихийным материалистом и атеистом.

В его романах и рассказах действия развиваются, в основном, в сельской местности, в казацких станицах. Все персонажи произведений тесно и неразрывно связаны с землей. И это неудивительно, ведь от нее зависит их жизнь. Земля — их главная кормилица, от нее зависит, будут ли люди сытыми.

М. Шолохов в своих произведениях рассказывает об ужасах голода, голода не в результате боевых действий, когда вытаптывались поля, а в результате засухи. Так описывает он это явление в рассказе “Алешкино сердце”: “Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам. душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце”.

Россия на протяжении всей своей истории была аграрной страной, в которой сельское хозяйство оставалось главной доходной отраслью государства. Можно сказать, что от урожая зависела жизнь всего населения страны, всего многомиллионного народа. Именно поэтому мужицкие глаза наполняются скупыми слезами от вида высушенных полей. Они знают, что впереди их детей ждет голодная смерть, что мало кому удастся пережить зиму.

Но не всегда жара губила урожай. В остальное время крестьянам приходилось трудиться на земле от зари и до темна, чтобы успеть сделать все полевые работы вовремя и не потерять урожай. На полях работали не только мужики, но и женщины и дети. Вся деревня от мала до велика уходила в поля. На день села пустели, оставались лишь старики да совсем малые ребятишки.

Однако крестьяне не просто обрабатывают землю, они относятся к ней, как к живому существу, как к матери, которая кормит и заботится о них. Понимая важность наличия земли в их руках, хорошие хозяева борются за сохранение ее в их собственности. Они не желают принимать нововведений коммунистов, направленных на коллективизацию земельных угодий.

Трагедия, связанная с этим периодом истории русского крестьянства, описана Шолоховым в романе “Поднятая целина”. В нем раскрываются все беды и переживания крестьянина-собственника, которому нелегко отдавать свое добро в чужие руки. Автор раскрывает вполне обоснованные страхи людей по поводу того, что в чужих (или коллективных) руках не будет его кормилица так же хороша и ухожена, как в его собственных.

В своих произведениях М. А. Шолохов раскрывает не только связь человека непосредственно с землей, но и его зависимость от сил природных. Ведь что ни говори, а человек — дитя природы, ее неотъемлемая часть. Именно поэтому, оказываясь от нее отделенным либо вступая с ней в противоречие, человек подчас не может найти гармонию с самим собой.

В работах этого автора в качестве идеала жизни представлена природа в ее свободном, естественном развитии. Человек, в качестве частицы этой природы, может жить нормально, может развиваться и быть счастливым только в тех естественных условиях, которые обеспечиваются природой. Однако человек в условиях общества всегда ограничен моральными, бытовыми, юридическими, социальными условиями, которые подчас перекрывают его стремления к счастью, его права, включая право на жизнь. Общественные установления, как правило, вступают в противоречие с природными законами, поэтому человеческое общество постоянно находится в состоянии конфликта,

С одной стороны, живя в гармонии с природой, человек, по мысли Шолохова, будет счастлив, с другой — он не способен отрешиться, отделиться от окружающей его действительности. Это противоречие сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Стремление одновременно жить в согласии и с природой, и с обществом редко приносит удовлетворение и желаемый результат.

Основной конфликт романа “Тихий Дон” заключается в столкновении между вечными, естественными законами природы и теми событиями, которые определяются субъективными устремлениями отдельных людей или их групп, отдельными государствами, целыми политическими объединениями. При этом следует отметить, что раны, нанесенные природе, природой же и залечиваются, а человеческие трагедии, трагедии, которые ломают и перечеркивают людские судьбы, залечить нельзя.

Сочинение по произведению на тему: Земля и человек в произведениях Шолохова

Перу Михаила Александровича Шолохова принадлежит большое количество произведений, в которых описаны жизнь и быт простого народа, его беды и страдания, радости и любовь.

Шолохов, обладая средним образованием, никогда не злоупотреблял никакими философскими теориями. Для него никогда не существовало вопроса о том, есть Бог или нет. По своим воззрениям на действительность он является стихийным материалистом и атеистом.

В его романах и рассказах действия развиваются в основным в сельской местности, в казацких станицах. Все персонажи произведений тесно и неразрывно связаны с землей. В рассказе «Алешкино сердце» М. Шолохов рассказывает об ужасах голода: «Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам. душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце».

От урожая зависела жизнь всего населения страны, всего многомиллионного народа. Именно поэтому мужицкие глаза наполняются скупыми слезами от вида высушенных полей. Они знают, что впереди их детей ждет голодная смерть, что мало кому удастся пережить зиму.

Но не всегда жара губила урожай. В остальное время крестьянам приходилось трудиться на земле от зари и до темна, чтобы успеть сделать все полевые работы вовремя и не потерять урожай. На полях работали не только мужики, но и женщины и дети. На день села пустели, оставались лишь старики да совсем малые ребятишки.

Однако крестьяне не просто обрабатывают землю, они относятся к ней, как к живому существу, как к матери, которая кормит и заботится о них. Они не желают принимать нововведений коммунистов, направленных на коллективизацию земельных угодий.

Трагедия, связанная с этим периодом истории русского крестьянства, описана Шолоховым в романе «Поднятая целина».

В нем раскрываются все беды и переживания крестьянина-собственника, которому нелегко отдавать свое добро в чужие руки. Автор раскрывает вполне обоснованные страхи людей по поводу того, что в чужих (или коллективных) руках не будет его кормилица так же хороша и ухожена, как в его собственных.

В своих произведениях Шолохов раскрывает не только связь человека непосредственно с землей, но и его зависимость от сил природных. Ведь что ни говори, а человек – дитя природы, ее неотъемлемая часть. Именно поэтому, оказываясь от нее отделенным либо вступая с ней в противоречие, человек подчас не может найти гармонию с самим собой.

В работах этого автора природа представлена в ее свободном, естественном развитии. Человек может жить нормально, может развиваться и быть счастливым только в тех естественных условиях, которые обеспечиваются природой. Однако человек в условиях общества всегда ограничен моральными, бытовыми, юридическими, социальными условиями, которые подчас перекрывают его стремления к счастью, его права, включая право на жизнь. Общественные установления, как правило, вступают в противоречие с природными законами, поэтому человеческое общество постоянно находится в состоянии конфликта.

С одной стороны, живя в гармонии с природой, человек, по мысли Шолохова, будет счастлив, с другой – он не способен отрешиться, отделиться от окружающей его действительности. Это противоречие сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Стремление одновременно жить в согласии и с природой, и с обществом редко приносит удовлетворение и желаемый результат.

Основной конфликт романа «Тихий Дон» заключается в столкновении между вечными, естественными законами природы и теми событиями, которые определяются субъективными устремлениями отдельных людей или их групп, отдельными государствами, целыми политическими объединениями. При этом следует отметить, что раны, нанесенные природе, природой же и залечиваются, а человеческие трагедии, трагедии, которые ломают и перечеркивают людские судьбы, залечить нельзя.

Читайте также:  Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова Поднятая целина: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×