Впечатление, которое на меня произвел рассказ М. А. Шолохова Нахаленок: сочинение

Впечатление, которое на меня произвел рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок»

Скачать сочинение
Тип: Эссе

Рассказ «Нахаленок – один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны, и, как это ни печально, пропагандистские настроения Шолохова.
«Нахаленок» произвел на меня неоднозначное впечатление как произведение «неровное», не обладающее целостностью, внутренней гармонией. Некоторые эпизоды в рассказе вызывают у меня стойкое неприятие как что-то инородное, лишнее, неискреннее. А некоторые моменты «Нахаленка» трогают практически до слез – настолько они «выписаны по-настоящему», мастерски передают человеческие чувства, эмоции, переживания.
В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы – Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.
Мы понимаем, что мишкина семья – из хуторской бедноты, у нее на счету каждый кусок хлеба. Это положение усугубляется и тем, что отец Мишки воюет «за большевиков» – в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на «большом белом пароходе», возвращается домой.
Это событие – счастье для всей семьи: «…следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет». Особое значение имеет оно и для Мишки – приход отца нарушает привычное течение жизни героя.
Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, «войны» с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, еще смутной, до конца неосознанной, но целью.
Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: «Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все – ваше. » И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, – Ленин.
Наверное, этот «высоченный человек в красной рубахе» стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо. Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушел воевать «против буржуазов»: «Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись. – Обязательно заступлюсь! – сказал товарищ Ленин…»
А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Эту мысль Шолохов сознательно проводит на протяжении всего произведения. Недаром маленького героя так очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков. А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и «подвиг» Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего «своим» о зверствах бандитов, окончательно убеждают нас в этой мысли.
В связи с этим можно сказать, что «Нахаленок» – некое подобие обобщенной биографии будущего образцового большевика. Мишка предстает перед нами практически идеальным мальчишкой – сорванцом и хулиганом, но наделенный сильным характером и искренними чувствами.
Позже мальчик узнает, как на самом деле выглядит Ленин – он видит его фотографию у чужака с портфелем: «крепко, навовсе, навсегда вобрал в память изогнутые брови, улыбку, притаившуюся во взгляде и в углах губ, каждую черточку лица запомнил». Эта выпрошенная фотография становится единственным другом героя, которой он стал доверять все свои тайны, обиды, разочарования.
И это не удивительно – ведь на всем протяжении рассказа мы не обнаруживаем у Нахаленка ни одного настоящего друга. На хуторе Мишку не любят: сначала за его буйный и задиристый нрав, а затем потому, что он сын коммуниста – «коммуненок, коммунячев недоносок».
Шолохов показывает, что в казачьем хуторе, как и всей стране, свирепствует классовая ненависть. Она коснулась даже детей, которые слышат разговоры своих родителей, стараются перенимать их поведение и относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: «Зато мой батянька на войне воевал, а твой – кровожад и чужие пироги трескает. »
Важно, как мне кажется, отметить, что в «Нахаленке», в отличие от гениального «Тихого Дона», не чувствуется объективная позиция автора, здесь нет столь необходимой отстраненности во взгляде на ситуацию, сложившуюся в стране. В этом рассказе симпатии Шолохова прозрачны – они полностью на стороне «новых хозяев». Это «проглядывает» и в описаниях Нахаленка, очарованного борьбой большевиков, Лениным и его политикой (вспомним эпизод с продразверсткой, когда Мишка выдал запасы поповской семьи). Видно это и из субъективных описаний «буржуазов» и их детей. Так, резко отрицателен в рассказе образ всей семьи местного попа. У попова сына Витьки, с которым общается Мишка, «из ушей воняет дюже». Кроме того, он труслив, слаб, любит жаловаться и ненавидит Нахаленка, потому что завидует ему. А еще Витька все время твердит о каком-то высшем суде, который приговорит всех коммунистов к жуткой расправе – адских муках на раскаленной сковороде.
Жена попа с «вороватым взглядом» жадна, пытается утаить свое добро от большевиков, способна избить ребенка (вспомним эпизод, когда она колотит Мишку за то, что тот выдал их хлеб). Да и сам глава семьи лицемерен, суетлив, жалок, лишен чувства собственного достоинства: «Батюшка, путаясь в подряснике, выбежал навстречу им, засуетился, попросил пройти в комнаты…»
В противовес этим героям образы людей, присланных на хутор совершать продразверстку, идеализированы. Это сугубо положительные персонажи, несущие с собой справедливость и равенство. Они умны и беспристрастны – берут у каждого столько зерна, сколько можно взять, не разоряя хозяев: «Солдат с трубкой обмерил взглядом закрома и улыбнулся: – Отвези, дедушка, вот из этого закрома, а остальное тебе на прокорм и на семена». Солдаты видят насквозь все уловки священника и творят свое «праведное» дело, невзирая ни на что.
Такое разделение героев на сугубо положительных и отрицательных, идеализация большевиков и их сторонников, на мой взгляд, искусственна. Все это лишает произведение правды жизни, превращает эпизоды, связанные с упомянутыми персонажами, в лубочные картинки. Особенно неестественными и наигранными они кажутся нам, современным читателям, которым известны многие исторические подробности того, как устанавливалась власть красных, какая политика и какими методами проводилась ими.
Но есть в «Нахаленке» и моменты, которые не могут не тронуть, не задеть души и сердца. Именно в них, на мой взгляд, проявляется еще не совсем ограненный талант Шолохова, который в полной мере раскроется в его эпопее «Тихий Дон».
Одним из «сильнейших» эпизодов рассказа является описание убитого отца героя и того горя, которое пришло в его семью вместе с этим событием. До глубины души Мишку потрясает вид изрубленного тела отца, который описывается Шолоховым в натуралистическом ключе. Очень точно, с психологической точки зрения, автор показывает, что больше всего в этом зрелище мальчика шокировала одна, но страшная, деталь – «на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха». Мы понимаем, что именно эта подробность будет потом сниться герою в кошмарах.
Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его «батянюшка»: «Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок». Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.
Помимо этого, самого сильного, на мой взгляд, эпизода в рассказе, вызывают симпатию и сцены, наполненные знаменитым шолоховским юмором, отражающим любовь писателя к своим землякам, к родной земле, к людям вообще. «Смешные нотки» в произведении связаны в основном с отношениями Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно «воспитывает» внука: «Эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А тот, конечно, тоже не остается в долгу: «- Погоди, погоди, дедунюшка. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду. Хоть не проси тогда!»
Таким образом, рассказ «Нахаленок» я считаю во многом «ученическим» произведением М.А. Шолохова. В нем, несомненно, виден талант автора, но он еще требует практики, совершенствования, потому что в целом этот рассказ не производит впечатления цельного произведения. В нем четко видны сильные и слабые части и эпизоды, во многих образах нет жизненной правды, сложности и «выпуклости». Наиболее удались Шолохову, как мне кажется, образы Нахаленка и деда. Они, как, впрочем, и некоторые другие персонажи, получат свое развитие в последующих произведениях Шолохова и найдут законченное выражение в главном произведении писателя – романе «Тихий Дон».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Нахаленок / Впечатление, которое на меня произвел рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок»

Смотрите также по произведению “Нахаленок”:

Анализ рассказа Шолохова Нахаленок

Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».

Главным героем рассказа представляется семилетний мальчишка по имени Мишка, имеющий среди окружающих разнообразные уменьшительно-ласкательные прозвища в виде Миньки (для отеческого обращения), Минюшки (для матери), пострелёныша или Михайло Фомича в общении с дедом, а для местного населения Нахаленка.

Мишка описывается в рассказе в качестве голубоглазого, непоседливого парнишки, отличающегося телесной щуплостью, веснушчатым лицом, являющегося сыном пастуха, поддерживающего коммунистическую власть и воюющего против ее врагов в период гражданской войны. Именно по этой причине Нахаленку достается от ребят, имеющих зажиточные семьи, которые не только обижают ребенка, но и причиняют ему физические страдания.

Характерными чертами мальчика писатель изображает его шустрость, трусоватость, любопытство и детскую непосредственность.

Нахаленок проживает в хуторской станице вместе с дедом и бабкой, ожидая возвращения отца с войны. Отец прибывает в краткосрочный отпуск и у него с мальчиком происходит серьезный разговор, на протяжении которого Мишка узнает о большевистских принципах, смысле происходящей войны, а также о Владимире Ленине.

После откровенной беседы в батянькой, как Нахаленок называет отца, в душе мальчика происходит переоценка ценностей, в результате которой он очаровывается идеей борьбы с богатеями для освобождения нищих слоев населения.

В качестве средств художественной выразительности, усиливающих повествовательное содержание и характеристику главного персонажа, писатель использует многочисленные сравнения, разнообразные выражения с применением уменьшительных суффиксов и повторов слов, имеющих в составе букву «ё», а также фразы, передающие красоту истинного народного донского говора. Кроме того, яркой иллюстрацией душевного состояния Нахаленка представляется описание мальчишеского сна, в котором ребенок видит вождя революции в виде доброго, всесильного волшебника.

Финал рассказа повествует о гибели отца Мишки, зверски изрубленного бандитами, и совершении мальчиком настоящего подвига взрослого мужчины, когда Нахаленок по приказу деда отправляется за помощью в соседнюю станицу, совершая глубокой ночью поездку без сопровождения взрослых.

Анализ 2

Борьба за улучшение условий жизни простых крестьян, расширение их прав и свободы выбора является одной из центральных тем произведений Михаила Шолохова. Эту же тему отражает рассказ писателя «Нахалёнок», в котором описаны реальные события гражданской войны. Судя по названию, можно сказать, что это детское произведение, однако, события, описанные в нём, являются далеко не детскими.

Главным героем выступает семилетний мальчик Мишка, он живёт с дедом и матерью на казачьем хуторе. По всей округе идёт гражданская война, на которой воюет отец Мишки. Семья мальчика относится к одним из бедных на хуторе, каждая копейка и каждый кусок хлеба у них на счету. Жизнь мальчика идёт обычным ходом, для всей соседей и жителей хутора он Мишка или Нахалёнок. Парнишка шалит с друзьями и не хочет поддаваться воспитанию деда.

Но вот возвращается со службы отец и в жизни мальчика происходят изменения. Ведь отец воевал за большевиков, об этом мальчику постоянно с упрёком напоминают соседские мальчишки. Он не может понять, в чём дело, отношения к отцу сын не изменил. Побеседовав с ним и узнав всю цель гражданской войны, парнишка полностью принял его сторону и позицию в жизни. Он, словно будущий большевик, уже в этом возрасте готов был идти воевать и продолжать идею отца. Ещё большее впечатление произвёл на мальчика товарищ Ленин, о котором ему рассказал отец. А фотография Ленина, которую Михаил выпросил у приехавшего на выборы человека, стала для него настоящим другом и талисманом. Ведь у мальчика, как мы видим из текста, не было настоящих, постоянных друзей. Он, как настоящий большевик в будущем, идеально соответствовал всем его качествам. Был озорной, шустрый мальчик, немного хулиган, однако преданный своим идеям, его никто не мог склонить на свою сторону. К фотографии Ленина Мишка постоянно обращался в трудные минуты, рассказывал о своих достижениях и неудачах, словно хотел услышать совета и получить поддержку.

Читайте также:  Как в финале рассказа Судьба человека проявилась авторская позиция?: сочинение

Жизнь семьи Михаила-Нахалёнка меняется с приходом на хутор бандитов против большевиков и тех, кто организовывал продразвёрстку. Отец вынужден снова идти воевать против этой банды. В итоге это заканчивается трагично, его убивают. Смерть отца, его изрубленное тело приводят в шок и деда, и мать, и Мишку. Ведь семья осталась без защитника, надёжной опоры и кормильца. Вид мёртвого отцовского тела будет ещё долго сниться мальчику в кошмарных снах.

Эта трагическая смерть в семье ещё больше придала Мишке уверенности в правильности своих идей и действий, наполнила его силой, смелостью, бесстрашием. Семилетний парнишка не побоялся ехать один ночью в соседний хутор, при этом он плохо знал туда дорогу, чтобы сообщить «своим» о бандитах. Преодолевая все свои сомнения и всё ещё детский страх, он добрался до нужного места и передал информацию. Конечно, были у мальчика определённые трудности: лошадь убита, нога у Михаила сломана, но задание он выполнил. Ведь он должен был отомстить за отца. Это ещё больше придало ему уверенности, укрепило силу духа. Парнишка был горд и чувствовал себя достойным будущим большевиком, готовым идти в бой и продолжать начатое дело отца и товарища Ленина.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Нахаленок

Популярные сегодня темы

В романе «Война и мир» читатель видит Сперанского глазами Андрея Болконского. Заинтересованный идеями реформ и увлеченный изменить жизнь в стране к лучшему, Андрей сближается со Сперанским и проводит в его обществе много времени

Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»». В нём широко изображено русское дворянское общество того времени, представителем которого являлась и семья главного героя – Евгения Онегина.

Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты

Домик Коробочки был небольшим и частично освещенным, в темноте Чичиков не смог рассмотреть его детально. Коробочка, вероятно, экономила освещение. Дом охраняли несколько собак, лающих на разный манер.

Илья Бунчук – является одним из борцов против существующего ранее старого режима, им движет настоящая идеология, которая отражается во всех его поступках и даже в мышлении.

Краткое содержание Шолохов Нахаленок

Произведение автора вошло в сборник «Донские рассказы», созданный им, во времена гражданской войны.

Это рассказ повествует нам о маленьком мальчике по имени Минька. Семья у него состоит из матери и дедушки. «Нахаленком» его называли по причине того, что мама родила его в гражданском браке. Отец его воевал где-то. Так и жили.

Но вот возвращается в родное село папа ребенка. Раньше он был пастухом у богатых людей, потом же его призвали на службу. Плохо ему там было, за любую провинность старшие по званию офицеры избивали сильно. Вот когда к власти пришли большевики, он стал служить в Красной армии.

Миша не сразу узнает родного отца. Он вызывает у мальчика страх. Через некоторое время же Минька совсем не боится, как ему казалось этого человека в форме, и уже с удовольствием слушает рассказы о войне и вожде революции. Он уже съел и вяземский пряник, подаренный отцом. Обувь мать сразу же спрятала на запас.

Теперь Мишке на улице приходится выступать в защиту отца, и местная ребятня начала обзывать его «коммунёнком». Он не боится их и дерется с ними. Но силы неравные, и мальчику приходится убегать от них.

Вскоре собирается местный сход, и на собрании ставится вопрос о назначении нового председателя колхоза. И односельчане выбирают Фому. Конечно же, среди них находились и зажиточные крестьяне, которые не очень то и хотели видеть бывшего пастуха на такой должности.

Однажды в деревню проходит продовольственный отряд и отбирает избытки пшеницы. Дед Коршунов первым отдал часть кормов, а остальную половину оставили ему красноармейцы для посева и еды. Когда же приехали к батюшке за зерном, то матушка начала обманывать, и говорить, что муж ее еще не собирал ничего в своем хозяйстве. Тогда Мишка, игравший с поповским сынком, напомнил, что в подполе видел мешки. Его слова оказались правдой. Но с тех пор Мишке от мальчишек совсем житья не стало.

Отец опять уходит воевать. Не хотят отпускать его мать с дедом. Из села набирается отряд мужиков, которые добровольно готовы защищать Советы от белогвардейцев. С ними отправляется и Фома Коршунов.

Не успевают добровольцы уйти от села, как на них нападают . и всех практически убивают. В селе появляется мужик, который сообщает эту трагическую новость, и просит жителей забрать и похоронить с честью своих родных. Дедушка привозит на телеге покойного отца и посылает Мишку за помощью к солдатам Красной Армии, которые находились на хуторе за рекой.

Мишка скачет на коне и добирается до места, но тут подстрелили Савраску, и он свалился, придавив ногу мальчику. Теряя сознание, он говорит, что у них находится банда, и его отца убили.

Рассказ учит нас быть правдивыми, справедливыми людьми. Нужно всегда полагаться на свои силы и уметь выбирать собственный путь в жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шолохов. Все произведения

Нахаленок. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение канадского писателя повествует нам о судьбе кошки, которая выросла в трущобах. Первые страницы рассказа начинаются с того, что торговец печенью каждое утро подкармливал домашних любимцев жильцов

Как-то раз у мужика закончился весь хлеб, ему было абсолютно нечем питаться. Бедный мужчина решил обратиться за помощью к барину, а чтобы чем-то уважить того, поджарил и понес оставшегося гуся.

Повесть «Мальчики с бантиками» является автобиографической. Она повествует о школе юнг, что была сформирована на Соловецких островах в период Второй Мировой войны.

Пьеса основана на библейской истории. Речь идет о принцессе Галилеи, дочери Иродиады. Ее мать была замужем за сводным братом правителя Галилеи, но затем начала жить с царем Иродом как его супруга и царица.

В своём стихе «Сын артиллериста» поэт Константин Симонов рассказал об истории, которая произошла на полуострове Среднем в годы Второй Мировой войны.

Впечатление, которое на меня произвел рассказ М. А. Шолохова “Нахаленок”

Рассказ “Нахаленок – один из первых в творческой биографии М. А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны, и, как это ни печально, пропагандистские настроения Шолохова.
“Нахаленок” произвел на меня неоднозначное впечатление как произведение “неровное”, не обладающее целостностью, внутренней гармонией. Некоторые эпизоды в рассказе вызывают у меня стойкое неприятие как что-то инородное, лишнее, неискреннее. А некоторые моменты “Нахаленка” трогают практически до слез – настолько они “выписаны по-настоящему”, мастерски передают человеческие чувства, эмоции, переживания.
В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который “для всей станицы – Мишка и Нахаленок”. Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.
Мы понимаем, что мишкина семья – из хуторской бедноты, у нее на счету каждый кусок хлеба. Это положение усугубляется и тем, что отец Мишки воюет “за большевиков” – в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на “большом белом пароходе”, возвращается домой.
Это событие – счастье для всей семьи: “. следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет”. Особое значение имеет оно и для Мишки – приход отца нарушает привычное течение жизни героя.
Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, “войны” с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, еще смутной, до конца неосознанной, но целью.
Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: “Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все – ваше. ” И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, – Ленин.
Наверное, этот “высоченный человек в красной рубахе” стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо. Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушел воевать “против буржуазов”: “Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись. – Обязательно заступлюсь! – сказал товарищ Ленин. ”
А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Эту мысль Шолохов сознательно проводит на протяжении всего произведения. Недаром маленького героя так очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков. А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и “подвиг” Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего “своим” о зверствах бандитов, окончательно убеждают нас в этой мысли.
В связи с этим можно сказать, что “Нахаленок” – некое подобие обобщенной биографии будущего образцового большевика. Мишка предстает перед нами практически идеальным мальчишкой – сорванцом и хулиганом, но наделенный сильным характером и искренними чувствами.
Позже мальчик узнает, как на самом деле выглядит Ленин – он видит его фотографию у чужака с портфелем: “крепко, навовсе, навсегда вобрал в память изогнутые брови, улыбку, притаившуюся во взгляде и в углах губ, каждую черточку лица запомнил”. Эта выпрошенная фотография становится единственным другом героя, которой он стал доверять все свои тайны, обиды, разочарования.
И это не удивительно – ведь на всем протяжении рассказа мы не обнаруживаем у Нахаленка ни одного настоящего друга. На хуторе Мишку не любят: сначала за его буйный и задиристый нрав, а затем потому, что он сын коммуниста – “коммуненок, коммунячев недоносок”.
Шолохов показывает, что в казачьем хуторе, как и всей стране, свирепствует классовая ненависть. Она коснулась даже детей, которые слышат разговоры своих родителей, стараются перенимать их поведение и относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: “Зато мой батянька на войне воевал, а твой – кровожад и чужие пироги трескает. ”
Важно, как мне кажется, отметить, что в “Нахаленке”, в отличие от гениального “Тихого Дона”, не чувствуется объективная позиция автора, здесь нет столь необходимой отстраненности во взгляде на ситуацию, сложившуюся в стране. В этом рассказе симпатии Шолохова прозрачны – они полностью на стороне “новых хозяев”. Это “проглядывает” и в описаниях Нахаленка, очарованного борьбой большевиков, Лениным и его политикой (вспомним эпизод с продразверсткой, когда Мишка выдал запасы поповской семьи). Видно это и из субъективных описаний “буржуазов” и их детей. Так, резко отрицателен в рассказе образ всей семьи местного попа. У попова сына Витьки, с которым общается Мишка, “из ушей воняет дюже”. Кроме того, он труслив, слаб, любит жаловаться и ненавидит Нахаленка, потому что завидует ему. А еще Витька все время твердит о каком-то высшем суде, который приговорит всех коммунистов к жуткой расправе – адских муках на раскаленной сковороде.
Жена попа с “вороватым взглядом” жадна, пытается утаить свое добро от большевиков, способна избить ребенка (вспомним эпизод, когда она колотит Мишку за то, что тот выдал их хлеб). Да и сам глава семьи лицемерен, суетлив, жалок, лишен чувства собственного достоинства: “Батюшка, путаясь в подряснике, выбежал навстречу им, засуетился, попросил пройти в комнаты. ”
В противовес этим героям образы людей, присланных на хутор совершать продразверстку, идеализированы. Это сугубо положительные персонажи, несущие с собой справедливость и равенство. Они умны и беспристрастны – берут у каждого столько зерна, сколько можно взять, не разоряя хозяев: “Солдат с трубкой обмерил взглядом закрома и улыбнулся: – Отвези, дедушка, вот из этого закрома, а остальное тебе на прокорм и на семена”. Солдаты видят насквозь все уловки священника и творят свое “праведное” дело, невзирая ни на что.
Такое разделение героев на сугубо положительных и отрицательных, идеализация большевиков и их сторонников, на мой взгляд, искусственна. Все это лишает произведение правды жизни, превращает эпизоды, связанные с упомянутыми персонажами, в лубочные картинки. Особенно неестественными и наигранными они кажутся нам, современным читателям, которым известны многие исторические подробности того, как устанавливалась власть красных, какая политика и какими методами проводилась ими.
Но есть в “Нахаленке” и моменты, которые не могут не тронуть, не задеть души и сердца. Именно в них, на мой взгляд, проявляется еще не совсем ограненный талант Шолохова, который в полной мере раскроется в его эпопее “Тихий Дон”.
Одним из “сильнейших” эпизодов рассказа является описание убитого отца героя и того горя, которое пришло в его семью вместе с этим событием. До глубины души Мишку потрясает вид изрубленного тела отца, который описывается Шолоховым в натуралистическом ключе. Очень точно, с психологической точки зрения, автор показывает, что больше всего в этом зрелище мальчика шокировала одна, но страшная, деталь – “на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха”. Мы понимаем, что именно эта подробность будет потом сниться герою в кошмарах.
Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его “батянюшка”: “Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок”. Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.
Помимо этого, самого сильного, на мой взгляд, эпизода в рассказе, вызывают симпатию и сцены, наполненные знаменитым шолоховским юмором, отражающим любовь писателя к своим землякам, к родной земле, к людям вообще. “Смешные нотки” в произведении связаны в основном с отношениями Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно “воспитывает” внука: “Эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!” А тот, конечно, тоже не остается в долгу: “- Погоди, погоди, дедунюшка. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду. Хоть не проси тогда!”
Таким образом, рассказ “Нахаленок” я считаю во многом “ученическим” произведением М. А. Шолохова. В нем, несомненно, виден талант автора, но он еще требует практики, совершенствования, потому что в целом этот рассказ не производит впечатления цельного произведения. В нем четко видны сильные и слабые части и эпизоды, во многих образах нет жизненной правды, сложности и “выпуклости”. Наиболее удались Шолохову, как мне кажется, образы Нахаленка и деда. Они, как, впрочем, и некоторые другие персонажи, получат свое развитие в последующих произведениях Шолохова и найдут законченное выражение в главном произведении писателя – романе “Тихий Дон”.

Читайте также:  Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством (В.Г. Белинский).: сочинение

Впечатление, которое на меня произвел рассказ М. А. Шолохова “Нахаленок”

Рассказ “Нахаленок – один из первых в творческой биографии М. А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны, и, как это ни печально, пропагандистские настроения Шолохова.
“Нахаленок” произвел на меня неоднозначное впечатление как произведение “неровное”, не обладающее целостностью, внутренней гармонией. Некоторые эпизоды в рассказе вызывают у меня стойкое неприятие как что-то инородное, лишнее, неискреннее. А некоторые моменты “Нахаленка” трогают практически до слез – настолько они “выписаны по-настоящему”, мастерски передают человеческие чувства, эмоции, переживания.
В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который “для всей станицы – Мишка и Нахаленок”. Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.
Мы понимаем, что мишкина семья – из хуторской бедноты, у нее на счету каждый кусок хлеба. Это положение усугубляется и тем, что отец Мишки воюет “за большевиков” – в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на “большом белом пароходе”, возвращается домой.
Это событие – счастье для всей семьи: “…следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет”. Особое значение имеет оно и для Мишки – приход отца нарушает привычное течение жизни героя.
Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, “войны” с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, еще смутной, до конца неосознанной, но целью.
Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: “Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все – ваше! ” И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, – Ленин.
Наверное, этот “высоченный человек в красной рубахе” стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо. Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушел воевать “против буржуазов”: “Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись! – Обязательно заступлюсь! – сказал товарищ Ленин…”
А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Эту мысль Шолохов сознательно проводит на протяжении всего произведения. Недаром маленького героя так очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков. А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и “подвиг” Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего “своим” о зверствах бандитов, окончательно убеждают нас в этой мысли.
В связи с этим можно сказать, что “Нахаленок” – некое подобие обобщенной биографии будущего образцового большевика. Мишка предстает перед нами практически идеальным мальчишкой – сорванцом и хулиганом, но наделенный сильным характером и искренними чувствами.
Позже мальчик узнает, как на самом деле выглядит Ленин – он видит его фотографию у чужака с портфелем: “крепко, навовсе, навсегда вобрал в память изогнутые брови, улыбку, притаившуюся во взгляде и в углах губ, каждую черточку лица запомнил”. Эта выпрошенная фотография становится единственным другом героя, которой он стал доверять все свои тайны, обиды, разочарования.
И это не удивительно – ведь на всем протяжении рассказа мы не обнаруживаем у Нахаленка ни одного настоящего друга. На хуторе Мишку не любят: сначала за его буйный и задиристый нрав, а затем потому, что он сын коммуниста – “коммуненок, коммунячев недоносок”.
Шолохов показывает, что в казачьем хуторе, как и всей стране, свирепствует классовая ненависть. Она коснулась даже детей, которые слышат разговоры своих родителей, стараются перенимать их поведение и относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: “Зато мой батянька на войне воевал, а твой – кровожад и чужие пироги трескает! “
Важно, как мне кажется, отметить, что в “Нахаленке”, в отличие от гениального “Тихого Дона”, не чувствуется объективная позиция автора, здесь нет столь необходимой отстраненности во взгляде на ситуацию, сложившуюся в стране. В этом рассказе симпатии Шолохова прозрачны – они полностью на стороне “новых хозяев”. Это “проглядывает” и в описаниях Нахаленка, очарованного борьбой большевиков, Лениным и его политикой (вспомним эпизод с продразверсткой, когда Мишка выдал запасы поповской семьи). Видно это и из субъективных описаний “буржуазов” и их детей. Так, резко отрицателен в рассказе образ всей семьи местного попа. У попова сына Витьки, с которым общается Мишка, “из ушей воняет дюже”. Кроме того, он труслив, слаб, любит жаловаться и ненавидит Нахаленка, потому что завидует ему. А еще Витька все время твердит о каком-то высшем суде, который приговорит всех коммунистов к жуткой расправе – адских муках на раскаленной сковороде.
Жена попа с “вороватым взглядом” жадна, пытается утаить свое добро от большевиков, способна избить ребенка (вспомним эпизод, когда она колотит Мишку за то, что тот выдал их хлеб). Да и сам глава семьи лицемерен, суетлив, жалок, лишен чувства собственного достоинства: “Батюшка, путаясь в подряснике, выбежал навстречу им, засуетился, попросил пройти в комнаты…”
В противовес этим героям образы людей, присланных на хутор совершать продразверстку, идеализированы. Это сугубо положительные персонажи, несущие с собой справедливость и равенство. Они умны и беспристрастны – берут у каждого столько зерна, сколько можно взять, не разоряя хозяев: “Солдат с трубкой обмерил взглядом закрома и улыбнулся: – Отвези, дедушка, вот из этого закрома, а остальное тебе на прокорм и на семена”. Солдаты видят насквозь все уловки священника и творят свое “праведное” дело, невзирая ни на что.
Такое разделение героев на сугубо положительных и отрицательных, идеализация большевиков и их сторонников, на мой взгляд, искусственна. Все это лишает произведение правды жизни, превращает эпизоды, связанные с упомянутыми персонажами, в лубочные картинки. Особенно неестественными и наигранными они кажутся нам, современным читателям, которым известны многие исторические подробности того, как устанавливалась власть красных, какая политика и какими методами проводилась ими.
Но есть в “Нахаленке” и моменты, которые не могут не тронуть, не задеть души и сердца. Именно в них, на мой взгляд, проявляется еще не совсем ограненный талант Шолохова, который в полной мере раскроется в его эпопее “Тихий Дон”.
Одним из “сильнейших” эпизодов рассказа является описание убитого отца героя и того горя, которое пришло в его семью вместе с этим событием. До глубины души Мишку потрясает вид изрубленного тела отца, который описывается Шолоховым в натуралистическом ключе. Очень точно, с психологической точки зрения, автор показывает, что больше всего в этом зрелище мальчика шокировала одна, но страшная, деталь – “на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха”. Мы понимаем, что именно эта подробность будет потом сниться герою в кошмарах.
Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его “батянюшка”: “Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок”. Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.
Помимо этого, самого сильного, на мой взгляд, эпизода в рассказе, вызывают симпатию и сцены, наполненные знаменитым шолоховским юмором, отражающим любовь писателя к своим землякам, к родной земле, к людям вообще. “Смешные нотки” в произведении связаны в основном с отношениями Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно “воспитывает” внука: “Эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!” А тот, конечно, тоже не остается в долгу: “- Погоди, погоди, дедунюшка! Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду! Хоть не проси тогда!”
Таким образом, рассказ “Нахаленок” я считаю во многом “ученическим” произведением М. А. Шолохова. В нем, несомненно, виден талант автора, но он еще требует практики, совершенствования, потому что в целом этот рассказ не производит впечатления цельного произведения. В нем четко видны сильные и слабые части и эпизоды, во многих образах нет жизненной правды, сложности и “выпуклости”. Наиболее удались Шолохову, как мне кажется, образы Нахаленка и деда. Они, как, впрочем, и некоторые другие персонажи, получат свое развитие в последующих произведениях Шолохова и найдут законченное выражение в главном произведении писателя – романе “Тихий Дон”.

Читайте также:  Мое отношение к роману М. Шолохова “Поднятая целина” и к его героям: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Впечатление, которое на меня произвел рассказ М. А. Шолохова “Нахаленок”

Другие сочинения:

Произведение А. И. Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Все тебе : и молитва дневная, И бессонницы млеющий жар, И стихов моих белая стая, И очей моих синий пожар. А. Ахматова Александр Иванович Куприн – один из моих любимых писателей ХХвека. Он написал множество замечательных рассказов, таких как: “Молох”, Read More .

Краткое содержание Нахаленок Шолохов Нахаленок Восьмилетний Минька живет в селе с матерью и дедом. За характер и то, что мать его родила не венчанная, получил он прозвище “нахаленок”. Скоро домой с войны возвращается отец мальчика – красногвардеец Фома, в прошлом сельский пастух. Минька сначала Read More .

Чем меня привлек рассказ В. П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет” В рассказе Виктора Петровича Астафьева “Фотография, на которой меня нет” отображена жизнь людей в тридцатые годы. Каждый живет, чем может. Быт жителей деревни очень прост. В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей. Витя – Read More .

Какое впечатление на меня произвело описание героя Описание героя произвело на меня двоякое впечатление. С одной стороны, его нежелание активно действовать, отсутствие жизненной цели, беспомощность, лень не представляют из себя ничего завидного и полезного. Эти качества мешают герою проявлять себя в действии. Но, вместе с этим, в Read More .

Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Одним весеннй теплым вечером, совсем недавно, я шла домой и по пути решила зайти в книжный магазин. Прогуливаясь меж рядами с книгами и рассматривая уже немного пыльные полки, я обратила свое внимание на одну книгу, с первого взгляда неприметную, но Read More .

Рецензия на рассказ “Шолохова” Жеребенок Жеребенок входит в цикл Донские рассказы М. А. Шолохова, написанный во второй половине двадцатых Годов. Сам автор родился, вырос и провел большую часть своей жизни на Дону, был свидетелем и Непосредственным участником тех собутий гражданской войны, который он описал в Read More .

Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова “Судьба человека”) В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. Но вдруг война. Соколов Read More .

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный Read More .

Урок внеклассного чтения по рассказу Михаила Шолохова «Нахаленок» в 6 классе.

Презентация урока внеклассного чтения по рассказу Михаила Шолохова “Нахаленок” в 6 классе.

•чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;

•приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;

•формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;

•развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;

•формирование эстетического вкуса и приобщение к творчеству М.А.Шолохова;

•воспитание внимания к слову;

•развитие любви к произведениям М.А.Шолохова. Цели урока:

•чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;

•приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;

•формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;

•развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;

•формирование эстетического вкуса и приобщение к творчеству М.А.Шолохова;

•воспитание внимания к слову;

•развитие любви к произведениям М.А.Шолохова.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по рассказу Михаила Шолохова «Нахаленок» в 6 классе. »

Презентация урока внеклассного чтения по рассказу М. Шолохова « Нахаленок » в 6 классе.

  • чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
  • приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;
  • формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
  • развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
  • формирование эстетического вкуса и приобщение к творчеству М.А.Шолохова;

  • воспитание внимания к слову;
  • развитие любви к произведениям М.А.Шолохова.

Михаил Александрович Шолохов

Русский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса.

Рассказ «Нахаленок» – один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны.

В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы – Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война .

М. А. Шолохов в своём рассказе «Нахалёнок» сумел запечатлеть годы гражданской войны на Дону в ярких, запоминающихся чертах; показать, как время формировало характер Мишки, как семья Мишки, где все так внимательно, любовно относятся друг к другу, открывает мир человеческих отношений.

Надеюсь, вы полюбите маленького Мишку, запомните его так же, как и писателя М. А. Шолохова, который правдиво и интересно рассказал нам о нём.

Конкурс на лучшее выразительное чтение отрывков из рассказа “Нахаленок»

Для отца он – Минька. Для матери – Минюшка. Для деда – в ласковую минуту – постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза,- “эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!” А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы – Мишка и Нахаленок. Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Снится Мишке, будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго так говорит: – А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут. – За что, дедуня? – спрашивает Мишка. – А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал. – Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях! – в страхе кричит Мишка. Но дед степенно разгладил бороду да как топнет ногой: – Ложись, постреленыш, и спущай портки.

Выкупался Мишка в вонючей, застоявшейся воде, обвалялся в песке, нырнул в последний раз и, чикиляя на одной ноге, натянул штанишки. Совсем было собрался идти домой, но тут подошел к нему Витька – попов сынок. – Не уходи, Мишка! Давай искупаемся и пойдем к нам играть. Тебе мамочка разрешила приходить к нам. Мишка левой рукой поддернул сползающие штанишки, поправил на плече помочь и нехотя сказал: – Я с тобой не хочу играть. У тебя из ушей воняет дюже. Витька ехидно прищурил левый глаз, сказал, стаскивая с костлявых плеч вязаную рубашечку: – Это от золотухи, а ты – мужик, и тебя мать под забором родила. – А ты видал? – Я слыхал, как наша кухарка рассказывала мамочке. Мишка разгреб ногой песок и глянул на Витьку сверху вниз: – Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой – кровожад и чужие пироги трескает. – Нахаленок. – кривя губы, крикнул попович.

Как на грех, в калитке свинья застряла. Голова с той стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом крутит и пронзительно визжит. Мишка – выручать: попробовал калитку открыть – свинья хрипеть начинает. Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и – по двору к гумну вскачь. Мишка пятками в бока ее толкает, мчится 1 так, что ветром волосы назад закидывает. У гумна соскочил – глядь, а дед на крыльце стоит и пальцем манит

Только тогда перевел Мишка дух, когда с головой окунулся в зеленую колючую заросль конопли. Присел на влажную пахучую землю, вытер с расцарапанной шеи кровь и заплакал; сверху, пробираясь сквозь листья, солнце старалось заглянуть Мишке в глаза, сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую вихрастую маковку.

Впереди музыканты дуют в большущие трубы, грохает барабан, звон стоит над станицей. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и подбежал к музыкантам. В груди что-то сладко защемило, подкатилось к горлу. Глянул Мишка на запыленные веселые лица красноармейцев, на музыкантов, важно надувших щеки, и сразу, как отрубил, решил: “Пойду воевать с ними. “

Перепела бодро посвистывают где-то в зеленой гущине зреющих хлебов. На дне балки звенит родниковая вода, ветер тянет прохладой. Мишке страшно одному в степи, обнимает руками теплую Савраскину шею, жмется к нему маленьким зябким комочком. Балка ползет в гору, спускается, опять ползет в гору. Мишке страшно оглянуться назад, шепчет, стараясь не думать ни о чем. В ушах у него застывает тишина, глаза закрыты.

Конкурс « Устный рассказ »

Составить мини-рассказ, описав скульптуру Нахаленка

Конкурс “ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ«

Для участия в конкурсе у ребят было домашнее задание: инсценировать любой отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок».

Итак, перед нами ожившие страницы произведения.

Представление драматических способностей ребят.

Что вы можете сказать об игре наших актеров?

Назовите героев, которых вы увидели?

Конкурс “КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?”

На тебе штаны с одной помочью, так нельзя, ты нас осрамишь своим видом. Беги, пусть тебе матка пришьет другую, а мы тебя подождем тут: Терещенко поди принеси новому красноармейцу ружье и шинель:”

“Чудак ты, право! Нельзя нам обоим уходить сразу! Вот я вернусь, потом ты пойдешь, а то хлеб поспеет, кто же его будет убирать? Мать по хозяйству, а дед старый:”

« Я тебе зараз всыплю чертей. Поплюю в кой – какие места, да хворостиной высушу. Ах ты лихоманец вредный, ты на что ж это свинью объезжаешь»

«- Вот спрошу у дедушки. Коли брешешь – не ходи мимо нашего

«- Значит, ты не жалеешь батяньку? Он с дороги уморился,прилег уснуть, а ты крик подымаешь? «

1.Чем понравился вам герой рассказа М.Шолохова Мишка?

2.Почему, несмотря на трагическое время, автор использует юмористические сцены?

3.Что такое «Юмор в произведении»? Работа с «Толковым словарём», теорию зачитать и записать в тетрадь.

4.Рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали и ответим на вопросы:

Кто нарисован? Какой эпизод? Чем привлек вас этот эпизод?

Какое чувство у вас вызвал рассказ М.Шолохова? Понравился ли урок?

Домашнее задание : Написать отзыв об уроке.

Ссылка на основную публикацию
×
×