В чем трагедия Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова Тихий Дон): сочинение

Судьба и трагедия Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Григорий Мелехов – главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он постоянно ищет смысл в жизни, свой истинный путь, но все попытки оказываются тщетными. С самого начала повествования проявляется двойственность характера главного героя. Григорий полюбил Аксинью, жену соседа, но в решающий момент отказался последовать за ней. Отец вынудил его жениться на Наталье, девушке из богатой семьи. Она полюбила Григория всем сердцем, но любовь эта оказалась безответной. Однажды он признается супруге, что не питает к ней теплых чувств, после чего покидает родной дом и вместе с Аксиньей направляется в Ягодное.

Читатель видит противоречивость натуры Мелехова. Проблема в том, что он сам знает, что хочет от жизни. Дальнейшие события во время Первой мировой войны и революции еще ярче покажут данную черту характера героя, проявят человеческую сущность Мелехова.

Оказавшись на службе в армии, герой становится свидетелем того, как несправедливо устроена жизнь: достойное положение офицеров противопоставляется судьбе униженных и бесправных солдат. Приняв участие в военных действиях, где он держался уверенно и храбро, Мелехов убеждается в бессмысленности убийства.

Далее проявляется очередное противоречие в действиях и словах героя. Встретившись с большевиком и побеседовав с ним, Мелехов начинает испытывать ненависть к царской семье. Примечательно, что с самого детства ему прививали уважение к действующему режиму власти. Однако и к большевикам он никак не решался примкнуть: дома велись разговоры о свободном Доне, о казаках, которые не подчиняются ни белой, ни красной стороне. Когда победу в революции одерживают большевики, Григорий склоняется в их сторону, но после возвращения на хутор, вновь ощущает жуткие сомнения, кого же ему поддерживать.

Убедившись, что казачество должно иди своим собственным путем, Мелехов принимает участие в восстании. Но вскоре он понимает, что воюет не за свободу казаков, а лишь участвует в противостоянии бедных с богатыми. Герой оказывается в сложной ситуации и не знает, как ему поступить.

Во время будущих сражений Мелехов переходит на сторону большевиков, восхищаясь тем, как их полководцы, вышедшие из простого народа, храбро бьются против белых армейцев. В то же время Григорий, в прошлом белый офицер, ясно чувствует недоверие к нему красных. По этой причине Мелехов вынужден вернуться домой.

Но и здесь он не находит успокоения. После того, как против Григория возбуждают уголовное дело, герой становится членом бандитской группировки Фомина. Спустя некоторое время, не желая совершать преступления, Мелехов отправляется к Аксинье и предлагает начать новую жизнь. Однако вскоре девушку убивают, и все мечты героя о счастливой и спокойной жизни вмиг рушатся. Теперь единственной надеждой на светлое будущее остается сын Мелехова, единственный для него смысл жизни.

Таким образом, трагедия Григория Мелехова есть следствие неопределенности выбора, постоянных сомнений и противоречий. Проблема в том, что он так и не смог найти свой истинный путь в жизни, все время находясь на перепутье судьбы.

Трагедия Григория Мелехова

Шолохов написал произведение Тихий Дон в период с 1925 года по 1940. Это роман о человеке и его волнующей судьбе, написанный как эпопея в честь народа. Всё это было написано в знаменательный исторический период. Произведение посвящено нескольким главным героям, чья жизнь имела не счастливую концовку. Возможно из-за их неправильных поступков они пришли бы к другому концу.

Главный герой произведения Тихий Дон Григорий Мелехов является главным персонажем романа Тихий Дон. Исходя из произведения можно понять что он является молодым человеком, у которого горячий нрав, но несмотря на это он очень общителен и открыт по отношению ко всем людям и миру. У него есть свои увлечения такие как рыболовство и занятия сельскохозяйственными работами. Он является горячим парнем у которого такая же кровь как и у его ушедшей из жизни бабушки, которая в своё время была пленённой турчанкой. Благодати её происхождению и генам, ему передались некоторые внешние сходства с турками.

Ну больше всего Григорий имел схожесть со своим отцом, помимо всего этого у него был брат который старше его. Старший брат не был похож на отца и на бабушку больше всего он имел сходство со своей матерью. Разница между двумя братьями составляла шесть лет. Действие произведения происходит в военный период в стране, именно в это время Мелехов показывает себя как человек ответственный и храбрый. За свои заслуги он удостаивается чести получить награду Георгиевских Крестов, а также различные другие награждения.

С самого детства Григорий был общительным молодым человеком который любил общаться с людьми, он был человеколюбивым. Даже когда у него появляется возможность избавиться от своего злейшего врага, он предпочитает оставить его в живых и спасти от смерти. Несмотря на все положительные качества главного персонажа рано или поздно он попадает в любовный треугольник. Который состоял из Натальи Коршуновой которая была его женой, его любовницы Аксиньи Астаховой и третьим человеком был он. Когда наступает момент ему жениться он не может пойти против указа отца и вынужденно берет себе в жёны нелюбимую женщину.

Хуже всего этого что он обретает на несчастье и обречение не только самого себя, но и женщин которые поистине его любят. Все действия происходят в военный период, в этот период Григорий находился на войне и был вдали от своей возлюбленной Аксиньи. В этот самый момент у неё умирает маленькая дочка, она не может выдержать потери и находит утешение в объятиях чужого мужчины. Когда с войны возвращается Григорий Мелехов он не может ей это простить, но вынужден в ближайшем будущем всё забыть, так как очень сильно её любит.

3 вариант

«Тихий Дон» – это роман-эпопея Михаила Александровича Шолохова, произведение включает в себя большое количество персонажей. Один из главных героев – молодой донской казак Григорий Мелехов. Мужчина, на протяжении всего повествования, пытается найти свое место в жизни, но все его попытки обретения смысла становятся тщетными.

В самом начале произведения читатель может почувствовать двойственность характера Григория, также двойственна и его судьба. Шолохов развивает в своем романе не только любовную тему, но и линию революционной борьбы, которая также напрямую касается главного героя. Во многом судьба человека зависит от его характера и отношения к окружающему миру. Григорий был трудолюбивым, любил родной край, он был честным, смелым и прямолинейным. Это можно проследить в сцене, когда Мелехов признается своей жене Наталье в том, что он ее не любит и уходит к другой женщине.

Отмечая положительные черты характера Григория, стоит отметить его доброту. Он спасает от гибели Степку Астахова, мужа своей возлюбленной Аксиньи. Григорий ненавидел Степана всей душой, но все равно помог ему. Еще один пример человечности Мелехова раскрывается в эпизоде, когда Ермаков издевался над «красными» попавшими в плен. Григорий запретил комдиву убивать красноармейцев. В каждый тяжелый этап своей жизни Мелехов не ослабевает, напротив, становится более стойким и мужественным.

Двойственность его натуры особенно раскрывается, когда молодой человек отправляется на войну. Всю свою сознательную жизнь Григорий рос с мыслями о том, что царская семья требует почитания и уважения. Но однажды, побеседовав с большевиками, он принимает сторону «красных». Но Григория всегда одолевали сомнения в правильности сделанного выбора. По возвращении домой, Мелехов решает, что борьба должна вестись не за «красных» или «белых», а свободу казачьего народа. Но главный герой не хочет совершать преступления и убивать людей, он жаждет начать новую жизнь с Аксиньей. Но и этот сценарий не получит развития, девушка случайно погибает.

Григорий, на протяжении всего романа, находится на перепутье. В конце произведения, единственным смыслом его жизни становится сын от Натальи. Михаил Шолохов показал нам всю трагичность судьбы Григория Мелехова, на его примере читатель видит, как политика вмешивается в судьбы и жизни людей, руша не только семейное счастье, но и лишает людей смысла дальнейшего существования.

Сочинение Судьба Григория Мелехова

С первых страниц произведения особенно заметно, как Шолохов с огромной художественной силой передал разноречивые пути и трагическую судьбу Григория Мелехова, раскрыв вопрос взаимоотношения личности и народных масс, особенно в революционной борьбе.

Если рассмотреть характер Григория, то можно заметить, что он намного проблемный, чем у его брата Петра. С юности Гришка вырос трудолюбивым и человечным казаком, тонко чувствовал родную природу. Особенно точно подчеркнуты автором его необыкновенные способности, прямодушие и смелость. Главный герой спасает от смерти Степана Астахова, которого ненавидел, воспрещает Ермакову издеваться над красноармейцами, попавшими в плен и уничтожать их. Восстав против жесткости хуторян, он вступается за Аксинью, страдавшую, от побоев супруга, и не может равнодушно смотреть на Дарью, которая убила Котлярова. Часто осуждая слабодушие и трусость, Григорий на различных этапах своих исканий держит себя мужественно и стойко.

Шолохов ярко изобразил этапы запутанного, сложного пути Мелехова. С первоначальных моментов произведения упор был сделан на тяжелой борьбе собственнических и сословных интересов в сознании Григория, желавшего примирить сильную любовь к Аксинье со своими законами и традициями. Понимая бессмысленный ход военных действий, он хранит свою славу казака, совершая доблестные поступки, показывая в них свое мужество. Попав под влияние казака-сотника Изварина, Григорий не мог понять, на чьей стороне правда. Вскоре он сталкивается с революционером Федором Подтелковым, однако он уходит из его отряда потому, что ему хотелось уйти от этого непонятного мира и жить спокойной жизнью. Но его планы нарушает его нейтралитет. Он оказывается в белогвардейском отряде, на стороне враждебной советской власти. Как-то раз в беседе с Котляровым он яростно осуждает политику большевиков и выступает в защиту обеспеченных казаков. Дальнейшие его действия продиктованы собственническими настроениями.

Во время вёшенского восстания контрреволюционеров Григорий пребывает в лагере бастовавших, где начинает считать свои прошлые искания пустыми. Беспокойство сгорбило его плечи, когда он задумывается о том, что выступает против народа. После того как Мелех стал думать по-другому, его падение в духовом плане усугубляется. Здравый смысл, расчетливость покидают его. Он пытается забыться в сплошной пьянке и кутежах.

Трагическое положение сбившегося с правильного пути отщепенца становится особой заметной. Драматизм нарастает и достигает своей точки в сцене, где Григорий понимает всю несправедливость жестокой расправы над революционными матросами. Он понимает ,что ему нет пощады и прощения. Остается только умереть. Эту главу Шолохов завершает существенным отступлением, где природа сопричастна с драматизмом судьбы Мелехова. Страшная опустошенность, духовная его гибель раскрываются в финале романа. Потеряв разум и смелость, в страхе и смятении он скрывается в лесу. Так, несмотря на желание видеть благополучный исход судьбы Григория Мелехова, автор говорит нам о том, что писатель должен излагать истину, какой бы горькой она не была.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба и трагедия Григория Мелехова в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Я знаю, что слова, конечно, разные. Есть очень важные, есть – не очень. Не очень важные, мы их не всегда и знаем. Они часто нужны для специалистов в чём-то. Это названия всяких деталей

Русская литература XIX века известна множеством выдающихся творческих личностей. Н.А.Некрасов – не исключение. Ведь именно этот великий поэт напоминает нам о заветном клапане души, открывающийся только поэзией.

Валентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич

Человек – это звучит. Все мы люди, но не каждого можно назвать Человеком. Просто к этому слову прибавляют много-много хороших качеств. Это, скорей, идеал, каким должен быть настоящий человек.

Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические

Роман-эпопея о всенародной трагедии (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”)

Школьное сочинение

Не сохами-то славная землюшка наша

Читайте также:  Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова Судьба человека): сочинение

Распахана наша землюшка лошадиными

А засеяна славная землюшка казацкими

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Взяты они не случайно. Именно эти строки служат ключом к пониманию как всего произведения в целом, так и той глубоко народной в своей основе авторской концепции бытия мира и человека, которая воплощена в нем. Роман Шолохова — о великой трагедии, которая постигла донское казачество в годы революции и гражданской войны.

Уже в самом названии романа-эпопеи заложен глубокий символический смысл. Дон — река равнинная, спокойная, но в непогоду он становится буен и опасен, как море, как океан. В старинных казачьих песнях о батюшке “тихом Доне”, который то “чистехонек”, то “мутен” бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несовместимое: самую мирную и созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти и разрушению. Эти противоречия приобретают особую остроту в переломные моменты истории, в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в казацкие курени страшные вести.

Драматичность судеб донского казачества, оказавшегося на изломе истории, ярко и впечатляюще показана М. Шолоховым на примере семьи Мелеховых, прежде всего, на примере главного героя романа — Григория Мелехова.

“Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу”. Перед нами разворачивается эпическое, насыщенное красками, запахами и звуками родной земли живописное полотно из жизни донского казачества. С огромной любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские обычаи и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.

М. Шолохов поэтизирует мирный труд как источник нравственного здоровья, красоты и человеческого обаяния. Сцены, посвященные описанию мирной жизни, традиционного быта казаков, их хозяйственных забот, праздников, свадеб, игрищ, лихих скачек, выписаны им с особой любовью.

Для писателя главную ценность представляет человек, который в слитости с естественным миром природы ведет размеренный образ жизни, терпеливо и достойно вынося ее тяготы, человек, родственно близкий к окружающим, таким же, как и он, и в этой родственности, естественности и целесообразности ощущающий свою целостность и гармоничность связей с миром. Но традиционный жизненный уклад казаков рушится под ударами надвигающихся исторических катаклизмов.

Революция и гражданская война несут в этот замкнутый мир крутые перемены. Главному герою Шолохова, этому чистому и цельному человеку, суждено пройти “по мукам”.

Вначале перед нами обыкновенный хуторской парень, с привычным кругом хозяйственных работ, занятий, развлечений. Он живет, подчиняясь веками сложившимся законам и традициям. Он — типичный представитель казачества, веками живущего на Донской земле. Живет естественно, как трава в степи, следуя устоявшимся традициям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Подчиняясь традициям и воле отца, он женится на Наталье, создает семью, готовится к службе. В жизни Григория все происходит как будто без его участия, невольно, как невольно он рассекает во время косьбы утенка и содрогается от содеянного. Смерть человека, убитого им лицом к лицу, и опыт войны в целом переворачивают жизнь Григория, заставляют задуматься, прислушаться к себе, присмотреться к людям. Так начинается его сознательная жизнь, которая, к сожалению, оказалась трагической, исполненной горя, утрат, нелегких испытаний и постоянного поиска правды.

“Взрослая” жизнь постоянно ставит героя перед выбором, сделать который оказывается необыкновенно сложно и который не всегда оказывается верным. Большевик Гранжа, с которым Григорий встретился в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. “Автономист” Ефим Изварин и Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений героя. Трагически погибший Подтелков оттолкнул Мелехова, расстреляв безоружных пленных, поверивших обещаниям большевика. Григория ошеломили бессмысленность этого убийства и бездушие, с которым оно было совершено. Григорий — воин, ему самому не раз приходилось проливать чужую кровь, но поступок Подтелкова нарушает не только законы человечности, но и законы войны. Мелехов же соблюдал своеобразный кодекс чести: “Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти — надо человечью правду блюсти”.

Григорий не может равнодушно наблюдать за происходящим, честный “до донышка”, он не может не видеть обмана: уже после года власти красных нет обещанного равенства: “Взводный в хромовых сапогах, а “Ванек” в обмоточках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому на ботинки кожи не хватает”. Григорий делает неутешительные выводы: “уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже”.

Гражданская война бросает Григория Мелехова то в конницу Буденного, то в белый стан, но это уже не бездумное подчинение укладу или року, а сознательный поиск им своего места в жизни, своего пути. В душе Григория идет постоянная мучительная борьба: “Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем”. Но чем дольше длится этот поиск, тем яснее и ярче перед ним открывается настоящая правда: главные жизненные ценности — родной дом, мирный труд на родной земле. Пусть вокруг война, кровь, разруха и безысходность, но “когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чепиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе”.

Но бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит арестом, тюрьмой и расстрелом. Продразверстка добытого тяжелым трудом хлеба поселила в умах многих казаков желание “перевоевать” и вместо власти Советов поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Армии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь Григорий борется за то, что ему по-настоящему дорого: “Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!” Григорий, скрывающийся от преследования коммунистов, попадает в банду Фомина. Но вскоре понимает, что у бандитов нет будущего. Ему, как и большинству казаков, ясно: “Сеять надо, а не воевать”. Григорий всей душой тянется к мирному труду. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге к счастливой, свободной, как им казалось, жизни. Все, что любил, ценил и чем дорожил в своей жизни Григорий, погибло.

На своем нелегком жизненном пути Григорию пришлось пережить многое, совершить тяжелые ошибки; утратить многое из того, что нам нравилось вначале в веселом, сильном, зверовато-красивом парне. Но Григорий Мелехов никогда не кривил душой, честно и бескомпромиссно искал свою правду, искренне стремился разобраться в происходящих событиях. Куда прислониться, с кем пойти? — этот нелегкий вопрос решал в те грозные годы не только Мелехов, но и все честное казачество.

Григорий прошел “по мукам”, прошел через несправедливость, утраты, разочарования, и сама душа его выжжена, как черная после палов степь. Но все-таки остается последняя, очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью, — его родной дом. Дон, родная земля, ждущая хозяина, маленький сынишка — его будущее, его след на земле, то, ради чего действительно стоит жить, то, во что испокон веков верили и к чему стремились донские казаки, в чем они видели настоящую правду, в чем заключалась для них главная мудрость жизни.

“Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова” (по роману М.Шолохова “Тихий Дон”)

Разделы: Литература

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории , нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).
Читайте также:  Как в финале рассказа Судьба человека проявилась авторская позиция?: сочинение

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало, чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости – убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям. Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой (представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи.

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.:под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

Сочинение на тему: Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон»

Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее «Тихий Дон».

Главный герой романа «Тихий Дон» казак Григорий Мелехов проходит в перипетиях революции и гражданской войны слож­ный путь, трагический, но незавершенный. Существуют две наи­более распространенные точки зрения на образ Григория. Одни критики считают, что трагедия героя — в его оторванности от народа, в отщепенчестве. Другие видят в Григории Мелехове трагедию исторического заблуждения. И та, и другая концепции героя схематизируют образ, сводят его только к социальным аспектам. Характер Григория намного богаче. Он включает скла­дывавшиеся на протяжении двух веков типичные черты казачь­его менталитета и то новое, что принес с собой XX в. с его войнами и революциями. Образ Григория — отражение не толь­ко типичного социально-психологического, но и резко индиви­дуального. Отсюда трагедия героя — это трагедия не столько типа, сколько личности.

Григорий Мелехов — несомненно, яркая, незаурядная нату­ра. Природа дала ему внешнюю стать и красоту, порывистый и неукротимый нрав. Человек естественный, он на все реагирует непосредственно и эмоционально. Его чувства оказываются силь­нее тех норм и правил морали, которые складывались в патриар­хальной казачьей среде в непреложный семейный кодекс и впи­тывались с детства. О силе натуры говорит то, что Григорий, познавший счастье любви к Аксинье, бросает вызов хуторской морали, порывает с семьей. Уже в этом видны зачатки личной трагедии, ведь ради любви к женщине ему приходится отторгать от себя родной курень, идти против родителей.

Григорий показан Шолоховым как лучший представитель казачества. Он воплощает казачью удаль и воинскую доблесть, трудолюбие. Он — человек высокого благородства, чувства соб­ственного достоинства. Воинская честь обязывает Григория быть смелым в бою и великодушным к побежденным. Примечателен в этом отношении эпизод допроса красного командира полков­ником Андреяновым:

«- Каким путем вы узнали, что он — командир роты? — вме­сто ответа спросил Григорий.

— Выдал один из его же красноармейцев.

— Я полагаю, надо расстрелять этого красноармейца, а ко­мандиров оставить! — Григорий выжидающе взглянул на Анд­реянова».

Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не прием­лет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельст­вам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто опре­делить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), кото­рую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Гри­гория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови ка­зачьи хутора.

Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зре­ния хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоин­ства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да бе­лоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Ко­шевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гума­низма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечело­веческих моральных норм, потому пролетарский, социально на­правленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.

Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вме­сте с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший опре­делить свое место в ней. И это происходило по многим причи­нам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанно­му, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых от­бился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григо­рий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэто­му в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».

По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несов­падения героя с историей. Если для других был возможен тре­тий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на рас­путье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих исти­ну и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась траги­ческим камертоном, определившим всю судьбу.

В чем трагедия Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова Тихий Дон): сочинение

I Гражданская война.
II Григорий Мелехов.
&nbsp&nbsp1. Истинный казак.
&nbsp&nbsp2. Жизнь «между».
&nbsp&nbsp3. Пробуждение героя.
&nbsp&nbsp4. «Израненное сердце»
III «Урок истории» М.Шолохова.

&nbsp&nbspМихаил Шолохов – замечательный писатель, искусно описавший не только историю беспощадной Гражданской войны, но и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру, быт, язык, неповторимую донскую природу, а также трагедию, как отдельных людей, так и всего народа в целом. Его роман «Тихий Дон» можно по праву назвать шедевром русской литературы. Произведение поражает натуралистическими деталями, тонкой передачей состояния главных героев. Все это сделано не просто для того, чтобы изобразить Гражданскую войну, но и затем, чтобы показать ее несправедливость, ужас, трагедию. Шолохов не мог и не хотел иначе изображать действительность, смягчать ее. Гражданская война — это трагедия для всего народа и совершенно неважно, кто на чьей стороне. В этой войне, как и в любой другой, есть командиры и солдаты, тыл и фронт, есть ужас убийства и смерть. Но самое страшное в ней то, что борьба идет между людьми одной страны: бывшие «друзья» убивают друг друга, отец идет на сына, брат на брата. Много потерь и несчастий понесли в то время обычные люди, одним из которых был Григорий Мелехов.

Читайте также:  Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина»: сочинение

&nbsp&nbspГригорий Мелехов – потомственный донской казак. Он представитель двух кровей – турецкой и казацкой. Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый «коршунячий» нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и честь, свободолюбие и независимость. Среди земляков он выделялся смелостью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью ко всему живому. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле-матушке. В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Гришки Мелехова. Его характеру свойственно врожденное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством жалости и искренним состраданием смотрит он на мертвого птенчика, лежащего на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала его добрый характер. Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», – жалуется он брату Петру.

&nbsp&nbspНе для войны и кровопролития родился Григорий. Но и его впутывает в свои сети безжалостная война. Суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Описывая лица попавших на фронт молодых казаков, писатель нашел выразительное сравнение: они напоминали «стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущем стеблем стал и Мелехов. А необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни. Одним из самых переломных моментов романа является припадок Григория Мелехова. К этому моменту герой уже прошел Первую мировую войну и несколько месяцев Гражданской войны, измотан до такой степени, что не может смотреть в глаза ребенку. Его сознание нарушено, он мечется между красными и белыми в поисках правды, от этого Григорию тяжело вдвойне, а сражения становятся для него единственной «отдушиной», когда можно отвлечься от постоянных размышлений. К тому же герой пережил потерю брата Петра, убитого своими же хуторянами. В бою он испытывает «знакомую легкость во всем теле», он уверен в себе и хладнокровен. Так было и в бою под Климовкой. Для Григория повседневным делом было вести в атаку казачью сотню, автор передает знакомые герою ощущения: натянутые струной поводья, свист ветра. Но вдруг появляется природа: «белое облако на минуту закрыло солнце». В Григории просыпается «необъяснимое и неосознанное» желание зачем-то «догнать бегущий по земле свет». Он словно балансирует на грани как будто между красными и белыми. Даже в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны – дом, жена, дети, с другой – любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую. «Он не прочь был жить с ними обеими, любя каждую из них по-разному…».

&nbsp&nbspОт горя, утрат, ран, метаний в поисках справедливости Григорий Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не потерял человеческое лицо, его чувства и переживания — всегда искренние — не притуплялись, а, пожалуй, только обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выражены в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: «обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно» объезжает он мертвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить ее. Он похоронил невинно убитого, доброго и трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в свое время последний похоронил его дочь. «…Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького, дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь…». Это было неким пробуждением Григория, когда он начинал понимать, что по-настоящему является самым дорогим в его жизни. Чем-то этот эпизод перекликается с картиной из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», когда раненый Андрей Болконский видит над собой спокойное и прекрасное небо Аустерлица.

&nbsp&nbspВ печальной сцене похорон Аксиньи перед нами предстает убитый горем, выпивший до краев полную чашу страданий, постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло лишь великое, хотя и израненное сердце. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Он ищет ее воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частных правд, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с реальностью. Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, «тщательно вытер руки о полу шинели». Все, что у него осталось в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», – думает он. Нет у него никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Но когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

&nbsp&nbspПисатель ничего не мог изменить в судьбе героя, не стал он обнадеживать читателя, а просто показал «как есть». Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией почти всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной «классовой переделке». Своим романом Михаил Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия. Дает нам понять, насколько беспощадна Гражданская война к судьбам людей.

В чем трагедия Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”)

Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова “Тихий Дон”. В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя – трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.

Сочинение по литературе на тему: В чем трагедия Григория Мелехова? (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”)

Другие сочинения:

Путь исканий Григория Мелехова (п роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это роман о казачестве в эпоху гражданской войны. Главный герой произведения – Григорий Мелехов – продолжает традицию русской классической литературы, в которой один из основных образов – герой-правдоискатель (произведения Некрасова, Лескова, Толстого, Горького). Read More .

Любовь в жизни Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Полнее всего герои “Тихого Дона” раскрываются в прекрасном чувстве любви. Наиболее разработана в романе любовная линия Григорий – Аксинья – Наталия. На протяжении всего произведения мы видим Григория Мелехова, который мечется между двумя прекрасными женщинами и никак не может сделать Read More .

Трагедия Григория Мелехова в романе Шолохова “Тихий Дон” На широком эпическом фоне движения народных масс в революции Шолохов с большой художественной силой раскрыл противоречивые искания и трагическую судьбу Григория Мелехова, сложную философскую проблему взаимоотношения личности и народа, проблему места личности в революционной борьбе. Рисуя коммунистов, писатель акцентировал внимание Read More .

Потери, ошибки, обретения и надежды Григория Мелехова (по роману М. Шолохова “Тихий Дон”) Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова – Тихий Дон”. Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один из самых богатых – в смысле напряженных противоречий, бесконечных Read More .

Трагический путь правдоискателя Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Трудно нащупывалась верная тропа… тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. М. А. Шолохов Ничто не может развиваться без опоры на традиции, на опыт предшествующих поколений. Литература Х. Х. века не составляет исключения. Read More .

Две женщины Григория Мелехова (по роману Шолохова “Тихий Дон”) Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат на Read More .

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (gо роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” – удивительный роман-эпопея Михаила Шолохова. В нем писатель стремился к размышлениям над жгучими вопросами огромной общественной значимости, о связи отдельной человеческой жизни с исторической судьбой народа, о свободе выбора, об обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. “Тихий Дон” Read More .

Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова (по роману М. Шолохова “Тихий Дон”) С детства я привык слышать в слове “казак” что-то героическое. И застольные казачьи песни свидетельствовали об этом, и фильмы. С интересом я узнавал об истории казачества на Дону. Как бежали сюда из России в течение веков люди: кто от крепостного Read More .

Ссылка на основную публикацию
×
×