Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. Лето господне): сочинение

«Лето Господне», анализ произведения Шмелева

Краткая история создания

В 1922 году Иван Сергеевич Шмелев навсегда уехал из России. Сначала он прибыл в Берлин, потом поселился в Париже, где и прожил вплоть до смерти в 1950 году. Будучи в эмиграции, писатель создал автобиографическую трилогию. В нее вошли «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное». В этой трилогии роман «Лето Господне», который нередко называют энциклопедией православной жизни, занимает центральное место. Над ним Шмелев работал около пятнадцати лет.

В основе произведения лежит устный рассказ писателя о русском Рождестве своему семилетнему крестнику. Рассказ этот прозвучал в декабре 1927 года. Полностью роман был напечатан в 1948 году. Его опубликовало известное парижское издательство YMCA-Press, специализировавшееся на русской литературе. Первое полное издание романа «Лето Господне» в России относится к 1988 году.

Название, эпиграф и посвящение

Словосочетание «лето Господне» взято Шмелевым из 2 стиха 61 главы книги пророка Исайи: «…проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих». Согласно Евангелию от Луки, это место прочитал Иисус Христос перед молящимися, когда пришел в назаретскую синагогу.

Произведению предпослан эпиграф – четверостишие из стихотворения Пушкина, которое написано предположительно в первой половине октября 1830 года и при жизни поэта не публиковалось:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Под «родным пепелищем» здесь нужно понимать Отечество, под «отеческими гробами» – могилы предков. Уже в эпиграфе Шмелев заявляет ключевую тему романа «Лето Господне» – тему исторической памяти.

Книга посвящена двум людям – философу Ивану Александровичу Ильину и его супруге Наталье Николаевне. С Ильиным Шмелев подружился, будучи в эмиграции. Их переписка началась в 1927 году. Продолжалась она до смерти Ивана Сергеевича. В результате Шмелев написал около 400 писем, Ильин – чуть меньше 250.

Композиция и сюжетные линии

Роман называется «Лето Господне» («лето» – славянское «год»), так как композиционно строится в соответствии с кругом церковных праздников. Книга включает в себя три больших части: «Праздники», «Радости» и «Скорби». Эти части состоят из глав. Каждая из них посвящена отдельному событию и представляет собой миниатюрное завершенное произведение.

В книге три сюжетных линии. Первая – движение церковного года через все праздники. Действие начинается в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Вторая часть романа завершается главой «Радуница». Круг замыкается. Вторая сюжетная линия связана со смертью отца Вани. Третья – с духовным взрослением мальчика.

Читатель наблюдает за формированием нравственных качеств ребенка. Мальчик понимает суть каждого праздника, оценивая с эмоциональной точки зрения его название, и знакомясь с обыденной жизнью. Роман заканчивается смертью Ваниного отца. Ребенок скорбит, но несмотря на это, благодаря религиозному воспитанию, он обретает свет и находит в жизни новый смысл.

Основные персонажи романа

Главный герой произведения – мальчик Ваня, которому нет семи лет. От его имени ведется повествование, то есть читатели видят мир романа глазами ребенка. Ваня растет в большой купеческой семье, в которой религия играет важнейшую роль. В доме, где живет мальчик, царит доброжелательная атмосфера. Окружающие ласково называют ребенка «голубком», «косатиком», «миленьким» и так далее. Имена других людей нередко произносятся с уменьшительно-ласкательными суффиксами – например, «Мартынушка», «Антипушка», «Гаврилушка». Ваня – эмоциональный, веселый, способный мальчик, плачущий над «Вещим Олегом» и без особых проблем выполняющий грамматическое задание гувернантки. Ему с детства знакомо ощущение праздничности бытия: «Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. А тогда. всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан…».

Отец Вани – представитель хозяев «старого уклада» Сергей Иванович, человек вспыльчивый, но отходчивый и очень совестливый. Он глубоко религиозен, но при этом страстно любит творчество Пушкина и даже помогает организовать открытие памятника поэту. В книге рассказывается о добрых делах Сергея Ивановича. В частности, отец Вани устраивает обеды для бедных, дает милостыню, заботится о своих прежних работниках в тайне от них самих. Благодаря доброте Сергей Иванович снискал народную любовь. Простые люди искренне сочувствуют ему, когда он заболевает. Терпя страшные боли, отец Вани продолжает верить. Врачу Сергей Иванович говорит, что на все воля Божия.

Михаил Панкратович Горкин – духовный наставник Вани, старый плотник, который уже не работает, а просто живет «при доме». Этого персонажа, фигурирующего также в «Богомолье» Шмелева, философ Ильин назвал «русским верующим простецом». По мнению Горкина, православная вера – «самая хорошая, веселая». Старик считает, что она «и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость».

Василий Васильевич по прозвищу Косой (получено за любовь к спиртному) – «старший прикащик» у Сергея Ивановича, этакий русский богатырь, в котором сила гармонично сочетается с ремесленным мастерством. Он предан хозяину, никогда не забывает о рабочем долге и не помнит плохого. После смерти отца Вани Василий Васильевич обещает матери мальчика, что продолжит служить ей, как покойному Сергею Ивановичу.

Языковые особенности

Роман «Лето Господне» характеризуется обилием церковнославянизмов. С одной стороны, с их помощью автору удается придать повествованию торжественное звучание. С другой – церковнославянская лексика органично переплетается с бытовой. Благодаря этому повседневное в произведении становится наделено духовным смыслом. Быт в книге предстает одухотворенным.

Еще одна важная языковая особенность романа – наличие элементов устного фольклора. В книге часто встречаются отрывки из народных песен, пословицы, дразнилки, загадки и так далее. Кроме того, нередко Шмелев использует сдвоенные прилагательные, глаголы, существительные, придающие тексту эмоциональную насыщенность.

Анализ романа Шмелева Лето Господне сочинение

Повесть Шмелева «Лето Господне» была написана в 1948 году. Главной темой данного произведения является память людей о том, что с ними происходило несколько лет назад и что их ждет в будущем. Ведь без прошлого невозможно построить будущее, именно поэтому из прошлого складывается будущее каждого человека. Каждый день человек выполняют ту или иную работу, и постепенно это становится их обычным делом, которым они занимаются каждый день.

А когда остается время на отдых, то тут появляются и всплывают яркие моменты в памяти, которые произошли когда-то давно с вами. Есть воспоминания яркие и счастливые, которые приносят только положительные эмоции. А есть и такие воспоминания, которые не очень-то хочется вспоминать, но они сами всплывают в голове и забыть о них нельзя. Постепенно жизнь уходит и вернуть уже ничего нельзя, но можно вспомнить те моменты и радоваться, что это происходило именно с вами и рядом в эти моменты находились самые близкие и родные люди.

Если тщательно вчитаться в произведение, то можно понять, что Шмелев писал его для двух людей, которые встретились в его жизни. Сначала он познакомился с философом Ильиным, а потом уже и с его супругой Натальей. И до самой смерти он вел с ними переписку и рассказывал о своей жизни. Если подсчитать, сколько автор написал им писем, то получилось около четырехсот.

Многие ищут в этом определенный смысл, вот только смысла здесь совершенно нет и быть не может. Всего здесь представлено сорок две главы. И каждая эта глава является отдельным произведением и со своим закрученным сюжетом. Главным героем данного произведения является маленький мальчик по имени Ваня. У него есть отец, которому он постоянно подражает и ему очень хочется стать таким же человеком. Отец всегда и во всем хочет помогать другим людям и если у них случилась беда, то он никогда не пройдет мимо. И это он воспитывает в своем сыне.

Это не просто произведение. Здесь каждый человек соблюдает все праздники, а также и церковные. В это время люди просто радовались, потому что им весело, и вместе с другими людьми они могут переживать и даже плакать.

Как только переворачиваешь первую страницу, то сразу же попадаешь будто совсем в другой мир, где нет зла и коварства. Здесь рассказываются все мысли, которые появляются у автора и всю обстановку, в которой он жил в то время.

Книга рассчитана для каждого читателя и поэтому любой желающий может отыскать хотя бы несколько минут для того чтобы погрузиться в этот мир и уже потом не сможет оторваться. Ее могут читать не только подростки, но и взрослые люди. И для каждого книга откроется по-своему.

Анализ 2

Иван Шмелев насовсем покидает Россию в 1922 году. Вначале он отправляется в Берлин, а затем в Париж, где и остается до конца своих дней. Свою жизнь он посвятил написанию автобиографической трилогии. В нее входят такие романы, как «Паломничество», «Лето Господне» и «Родное». Над произведением «Лето Господне» автор трудился почти пятнадцать лет.

Роман основан на реальных событиях, а именно история Шмелева своему крестнику о русском Рождестве. Данное событие состоялось в декабре 1927 года. А роман был опубликован в 1948 году парижским издательством, которое в то время специализировалась на русской письменности.

Данную книгу Шмелев посвятил мужу и жене Ильиным. Иван Александрович был философом и близким другом Шмелева. Их общение завязалось в 1927 году и длилось до самой смерти Шмелева. Было написано более 600 писем.

По композиции произведение строится согласно религиозных праздников. Книга разделена на три важные части: «Святая», «Радости» и «Скорби». Части разделены на главы. А каждая из них рассказывает о каком-то отдельном случае и является как бы отдельной завершенной историей.

Ведущим героем романа является мальчишка Ваня, ему почти семь лет. Именно от его имени и ведется рассказ, читатель воспринимает мир через ребенка. Ваня родился в семье купцов, для которых религия является очень важной. В семье царит атмосфера любви и взаимопонимания. Часто используются ласковые слова, а также уменьшительно-ласкательные, что только подчеркивают этот факт. Ваня веселый, очень умный мальчик, помогает гувернантке с грамматикой.

Отец Вани, Сергей Иванович, человек пылкий, но быстро отходит, очень верующий, а кроме того высоко ценит литературу, в частности творчество Пушкина. Сергей Иванович, будучи не бедным человеком, организовывает обеды для бедняков, дает милостыню, и даже заботиться о своих бывших работниках, и так, чтобы они этого не знали. Его доброе сердце всем известно, его любят и поддерживают, когда он болеет. Он верит, что на все воля Божья, даже когда он вынужден терпеть ужасные муки.

Моральным наставником для Вани является старый столяр Горкин. Данного героя Ильин называет «русским верующим простаком». Горкин считает, что православная вера – «самая лучшая, с ней лучше живется».

Также у отца Вани работает Василий Васильевич, а прозвище у него Косой, потому, что любит выпить. Он как русский богатырь, полный сил и мастер на все руки. Он очень предан Сергею Ивановичу. После смерти хозяина, обещает жене покойного, что останется и будет верно ей служить.

Концовка романа такова, отец Вани умирает. Ребенок скучает, но благодаря своему религиозному воспитанию, не унывать и находит новое значение жизни.

В романе «Лето Господне» присутствует большое количество церковнославянизмов. Благодаря которым автор предоставляет праздничное звучания рассказам, а также церковнославянский может органически переплетаться с бытовым языком. Также в произведении присутствуют элементы устного фольклора, отрывки песен, пословицы.

Анализ романа Шмелева Лето Господне

Несколько интересных сочинений

Природа – это прекрасный мир, который окружает человека. Это горы, поля, леса, реки, озера. Природа дает людям кров, пищу и одежду, это воздух, которым они дышат. Не беречь природу, значит не беречь себя и своих близких.

Говорящие фамилии в русской литературе – это фамилии, слыша которые читатель сразу же представляет себе героя, его характер и внешность. Этот приём чаще всего используется в сатирических обличительных произведениях

Читайте также:  Изображения человека в экстремальных условиях: сочинение

В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий

Том Сойер – двенадцатилетний жизнерадостный мальчик. Он очень находчив, хитер, иногда бывает шаловлив. Все окружающие страдают от его проказ. Прогуливание уроков, купание без разрешения тёти, постоянные драки с мальчишками, опустошение

«Лето Господне» Шмелёва: анализ

Автор: Guru · Опубликовано 14.03.2017 · Обновлено 08.10.2017

Прежде чем углубиться в содержание книги и впечатления, которые она произвела на меня, читателя довольно избирательного, стоит обратиться к биографии автора, влияние которой прослеживается на протяжении всего романа. В истории жизни писателя нас будет больше всего интересовать детство (относительно романа «Лето Господне»).

«Лето Господне» Иван Шмелев слушать

«Лето Господне» 1: Праздники

«Лето Господне» 2: Радости

«Лето Господне» 3: Скорби

Читает Екатерина Краснобаева

Иван Шмелев: биография кратко

Писатель родился 3 октября 1873 г. в Москве в патриархальной религиозной семье. Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки — всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой «шмелёвской» прозе. «Мы из торговых крестьян, — говорил о себе Шмелев, — коренные москвичи старой веры».

Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета. В 1898 году окончил университет и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Обе революции (февральскую и октябрьскую) писатель не принял, хотя первоначально пытался принять. Но для него стало очевидно, что его мировоззрение вступило в конфликт с моралью нового времени. За конфликтом нравственным пришло вполне себе физическое противостояние писателя с властью: был расстрелян его сын, самому ему тоже угрожала опасность. Тогда он принимает решение эмигрировать. За границей он часто публикуется, работает в эмигрантской газете, однако от нищеты его это едва спасало. Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой. Скончался Шмелёв в 1950 году от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Художественный стиль Шмелева

С первых фраз язык Ивана Шмелева приковал моё внимание: это простой, чистый народный слог, в других книгах я такого не встречала. Так говорила или народная русская толща, или вышедшая из народа интеллигенция то с маленькими, то большими неправильностями и «искаженьицами», которые совсем непереводимы на другой язык, но которые по-русски так плавно закруглены, так сочны, так «желанны» в народном произношении. Писатель играет буквами, как пазлом, собирая из него совершенно невозможные формы, которые удивительным образом излучают свет и открывают секреты русской души.

Композиция в романе «Лето Господне»

«Лето Господне» — это роман, в котором нет сюжета, в такой форме, в которой мы привыкли его видеть. Это не то произведение, на протяжении которого идет развитие действия с привычными героями, нет так же здесь и привычной нам структуры. В романе Шмелев реализовал принцип кольцевой композиции: он состоит из сорока одной главы-очерка, каждая из которых может рассматриваться как отдельное произведение, так как они являются замкнутыми сами в себе. В центре этой замкнутой вселенной — мальчик Ваня, от имени которого ведётся повествование.

О чем роман «Лето Господне»: суть и смысл

Быт семьи, которая описывается в романе и через которую автор показывает нам образ Руси, отличается своеобразным старообрядческим демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодатное влияние на формирование нравственного мира мальчика.

Читая этот роман, погружаешься в удивительный мир старой дореволюционной Москвы 1880-х, в которой есть место ярмаркам, гуляниям, постным рынкам и всем христианским праздникам, которые Шмелёв описывает так ярко, сочно и тепло, что и после прочтения книги этот огонек остаётся в сердце, вполне возможно, что навсегда.

Нашим проводником в прошлое является маленький мальчик Ваня, как вы поняли — это наш автор в детстве. Скорее всего, писатель не просто так решил нам показать Москву глазами ребенка, в этом желание Шмелева не только сохранить родословную на бумаге, как он сам говорил: «Мы живы, пока нас помнят», — но и желание, близкое к религиозному, желание окунуть читателя в христианскую религию, показать всё именно в тех красках и именно с теми эмоциями, которые может испытать только ребенок: воодушевление, радость, чистота помыслов.

Перед глазами ребенка встает образ отца, как образец идеального мужчины, которому Ваня хочет соответствовать. Сергей Иванович всегда молод, красив, умеет носить светскую одежду, на редкость работящ, покладист, у него доброе, всё понимающее сердце. Он учит сына быть человеком в полном понимании этого слова: «… Ты на человека не плюй. Он по образу и подобию Бога создан. Значит, на него плюешь». Даже лужа около дома и та окружена добротой: «….ну куда ты её, шельму, денешь! Спокон веку она тут живёт…Кто её знает….может она ,так ко двору прилажена.» — казалось бы ситуация обычная, есть лужа около дома, и маленький мальчик захотел в нее плюнуть ради веселья, но отец, проведя параллель между лужей и волей Господа, поучает сына.

Вся книга наполнена светом, который идет из сердца автора. Шмелёву удалось, не навязывая свою религиозную точку зрения, впустить меня в мир, где царит всепоглощающая любовь Бога к людям, и где церковные праздники — это не просто даты календаря, это даты, отмеченные в сердцах людей, это те дни, когда люди совершенно искренне, самозабвенно придаются радостям, скорби, веселью — всему спектру эмоций, на которые способен человек. Я — атеист и специально выбрала этот роман для написания рецензии, дабы улучшить свои знания в области религии и наконец-то прочитать малейшую часть (хотя этот роман является, по признанию критиков, сильнейшим у Шмелёва) творений, оставленных писателем. Если провести параллель «ожидания — реальность», то те эмоции, которые я испытывала на протяжении всего романа и по окончании чтения, они не совпадают с теми, которые я ожидала получить. Открывая первую страницу, я не могла отрваться от прочтения, потому что автор детально описывает обстановку, мысли, чувства героя, даже то, как он воспроизводит на бумаге речь — всё это окутывает атмосферой «домашности», от которой не хочется уходить, хочется дальше проходить с Горкиным и Ваней по улочкам, кататься на старенькой лошади Кривой и смотреть на мир глазами ребенка. Это удивительно, как Шмелёв точно передал тот мир, в котором находится мальчик, ведь дети всё чувствуют иначе, на короткий срок длинной в 444 страницы я видела мир иными глазами, краски стали ярче, настроение лучше, характер мягче, сердце добрее. Единственной ложкой дёгтя во всём этом меду стала для меня композиция романа, как я говорила уже, она кольцевая, каждая глава — отдельный очерк. Сложно читать, приходится после каждой главы перескакивать во времени и стараться держать в памяти очередность глав, чтобы не запутаться в церковных праздниках и событиях жизни Вани, которые были как хорошие, так и плохие, что очень жизненно. Несмотря на то, что роман заканчивается похоронами отца главного героя, а до этого Шмелев довольно подробно описал процессы приостановления жизнедеятельности организма/ отхода души на небо, это событие не омрачает впечатления от прочитанного, наоборот, как и все главы, последняя наиболее поучительна. В конце романа автор показал нам другую сторону своего таланта — умение описать страшное такими же простыми словами, как он описывал и радости, и случаи из своего детства.

На кого рассчитана книга? Стоит ли читать?

Если бы у меня спросили, кому эту книгу стоит порекомендовать, я бы без заминки сказала бы, что всем. Сейчас аргументирую. Книга рассчитана на любой возраст, будет интересно читать как взрослым людям, которым она будет усладой для сердца, так и детям, которым она в ненавязчивой манере преподаст уроки жизни и научит тому, чему не научат современные мультики. Так же книга заинтересует людей разного вероисповедания, в ней нет навязывания христианства, нет гонений на другие веры, в ней нет, как многие боятся, сложной лексики и монотонных лекций. Но, как мне кажется, до этой книги надо дорасти, к ней надо прийти, потому что она не относится к разряду книг для развлечения, книг, после прочтения которых можно похвастаться перед друзьями своими познаниями в области литературы. Этот роман для души, он способен залечить раны, изменить взгляд на мир, заставить радоваться самой обыденной вещи. Я прочитала много книг, достаточно много для того чтобы сказать, что этот роман проливает свет на душу того, кто его читает, другого творения, действующего подобным образом я пока не встречала!

Целостный анализ романа И. С. Шмелева “Лето Господне”

Как известно, многие произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева созданы в изгнании. Среди них – его автобиографический Роман “Лето Господне” , основанный на воспоминаниях детства, проведенного будущим писателем в неповторимом по своей красоте и притягательности Замоскворечье.

Учителем подготовлен анализ романа, опирающийся на методические приемы: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, выяснение значения незнакомых слов и комментирование текста, самостоятельная работа учащихся

“Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которых еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка”, – писал А. И. Куприн об Иване Сергеевиче Шмелеве.

Вернулись на родину архивные материалы Ивана Сергеевича, стали издаваться произведения. Главная книга его жизни – “Лето Господне” – вобрала в себя многое из человеческого и художественного опыта, подытожила его искания, думы о том, что такое

В 11-м классе старшеклассники имеют уникальную возможность познакомиться с этой книгой. Наиболее продуктивным способом изучения литературного произведения является Целостный анализ. Обращение к такому пути изучения продиктовано стремлением сохранить у учащихся полноту восприятия и осмысления произведения в единстве формы и содержания.

Начинаем с выяснения Общей тональности, которую часто называют стилевой доминантой. Ученикам дадим задание: назвать эпитеты, определяющие тональность, которая доминирует в романе Шмелева “Лето Господне”. Ученики так определяют атмосферу этого произведения и называют следующие эпитеты: Светлая, добрая, уютная, теплая, мирная, светоносная, целомудренная, сердечная, духовная, православная, солнечная, гуманная, душевная, лирическая, родная, радостная…

В связи с тем, что заглавие является одним из весьма важных структурных и смысловых элементов художественного текста, учащиеся переходят к анализу Названия, которое содержит информацию об авторской концепции, передает авторскую оценку описанного и направляет читательское понимание текста. Заглавие – это образное отражение замысла писателя, идеи произведения. Учитывая столь важную функцию заглавия, адресуем учащимся следующие вопросы.

– Что обозначает слово “лето”?

– Что можно сказать о содержании, идее произведения, его языке, судя по названию?

– Как вы думаете, почему первоначально Шмелев назвал свой роман “Солнце живых”?

Предложенные проблемные вопросы активизируют мышление, воображение старшеклассников. С интересом они высказывают свои предположения о том, что “лето” символизирует круг – идеал бесконечности духовной жизни человека. Круг Как воплощение совершенной формы, по мнению ребят, олицетворяет символ неба, солнечного ока, начала и конца человеческого существования, бесконечной смены поколений. Учитель напоминает, что круг на Руси считался символом всеединства, он понимался как “закон нравственной любви” , как “целостности, иррациональности и ориентации на всечеловеческое единство” .

Читайте также:  Как в финале рассказа Судьба человека проявилась авторская позиция?: сочинение

Отвечая на третий вопрос, школьники рисуют воображаемый образ автора, говорят о его душевной чистоте, предполагают высокий замысел произведения, связанный с духовным восхождением человека.

Следующий этап Морально-познавательной и ценностно-ориентационной деятельности учащихся – определение идейно-художественной функции Эпиграфа. Старшеклассники знают, что при помощи эпиграфа автор может выразить свое отношение к сюжету, героям, описываемым событиям. Ученикам предстоит выяснить, как известные пушкинские строки, взятые Шмелевым в качестве эпиграфа, связаны с авторским замыслом и идеей книги.

Учитель акцентирует внимание школьников на концептуальной значимости эпиграфа, помогая им постигнуть идею книги Шмелева, выражающуюся в “древней глубине общенародной памяти” .

Старшеклассники, определяя идейно-художественную роль пушкинских слов, предваряющих роман, выявляют замысел Шмелева – показать любовь к предкам, к ближнему, любовь-всепрощение, любовь к своим истокам, возвращение к которым сулит человеку нравственное самосовершенствование.

Следующий этап целостного анализа произведения – выявление и постижение нравственно-художественного идеала писателя, воплощенного в Композиции “Лета Господня”.

Старшеклассникам известно, что композиция проявляется не только в сюжетно-повествовательной стороне произведения, но и в его образной ткани и системе характеров; а внутренней задачей композиции является непрерывность движения художественной мысли и чувства, тесная связь каждого элемента с целым.

В связи с тем, что Композиционный анализ – достаточно трудоемкий процесс, исследовательская работа учащихся выпускного класса проходит в малых группах на основе диалога.

Старшеклассникам предлагаются следующие проблемные вопросы и задачи-коллизии.

– В чем заключается закономерность расположения глав в книге И. С. Шмелева “Лето Господне”?

– Почему в основу композиционной модели положен круг? Что он символизирует?

– Как принцип круговой композиции реализуется и на уровне всего романа, и на уровне одной главы?

– Почему бытовое пространство у Шмелева не воспринимается замкнутым?

– Проследите реализацию композиционной модели на примере одной главы.

– Почему образ Ванюши становится организующим центром всего романа, вокруг которого вращается художественный мир “Лета Господня”?

– Как в композиционном построении книги отражается образ автора, его мировосприятие, чувства, мысли, убеждения, идеалы?

Каждая из малых групп, выполнив предложенные учителем задания, анализирует самостоятельно выбранную главу романа и выявляет посредством анализа композиции нравственно-художественные идеалы писателя.

Приведем в качестве примера работу одной из малых групп семинара по определению композиционной модели главы “Постный рынок”.

“Время повествования у Шмелева ограничено рамками одного дня, но единственного в своем роде, неповторимого, подобно каждому дню человеческой жизни. История любого рода тесно связана с историей страны и ее народа, поэтому Кремль привносит в текст тему исторической памяти, а мальчик Ваня становится наследником родовой и исторической памяти, будущим хранителем духовных идеалов своего народа.

В описании Постного рынка размыкается художественное пространство. Предметный мир Шмелева возвышенный, духовный, неземной. Затем художественное пространство Постного рынка вновь закольцовывается описанием Кремля.

Священная память, родовая, историческая способны в человеке пробудить Человека – воистину духовное существо. Композиция главы в миниатюре повторяет архитектонику романа: каждый описанный день представляет собой целостную, идеальную модель бытия.

Глава “Постный рынок” построена по Модели круга. Из всего комплекса Смыслов “круга” для русской религиозной философии значимыми оказались представления о круге как о совершенной форме, о творении мира в форме круга, в силу совершенства которого и каждая частица мира наделена совершенством. С кругом традиционно связывали представления о Божестве.

Круг символизирует целостность космических процессов. В христианстве с символом круга связан его главный идеал – Всеединство и его главный принцип – постоянное возвращение к центру, разрушение личного эгоизма, примирение Бога и человека, примирение самих людей”.

Продолжая исследовательскую работу По изучению построения книги Шмелева, ученики обращаются ко второй композиционной особенности произведения – своеобразному расположению глав и специфике заголовков. Учащиеся отмечают, что повествование в романе строится в соответствии с Православным церковным календарем. В композиции “Лета Господня” отражен годовой цикл календарных праздников и обрядов.

Слово “праздники” для писателя наполнено глубоким духовным смыслом и неразрывно связано с культурой родного народа. Праздничная культура в России создавала человеку запас жизненных сил, приобщала к национальным ценностям и способствовала духовному становлению человека. Праздничная культура – это в первую очередь результат Педагогической системы народа, складывающейся на протяжении нескольких веков.

Посредством праздников в форме Традиций Закрепляются и передаются из поколения в поколение высшие человеческие ценности.

“Лето Господне” знакомит учеников с чередой праздников, каждый из которых по-своему неповторим: Рождество, Святки, Крещение, Ефимоны, Масленица, Благовещение, Пасха, Покров день, Петров день, “Филипповки”, Троица, яблочный Спас, Михайлов день.

Школьникам предлагается ряд учебных задач, решение которых позволяет постигнуть нравственно-художественный смысл праздников, так детально описанных в книге Шмелева.

– Какова цветосветовая гамма праздников в романе Шмелева “Лето Господне”?

– Прослеживаются ли в описании Шмелевым предметного мира гоголевские традиции или у Ивана Сергеевича свое, особое отношение?

– Как предметы вещного мира у Шмелева сочетаются с вечными категориями бытия?

– Каким нравственно-художественным смыслом наполнены праздники в “Лете Господнем”?

Изучая особенности композиции произведения, старшеклассники делают вывод, что вторая часть романа Шмелева – “Радости” – и по своей тональности, и по тематике тесно связана с первой – это второй круг от праздника к празднику.

Учащимся предлагаются Следующие вопросы и задания для выявления нравственного потенциала книги.

– Какие ценности для маленького героя становятся значимыми?

– Как “радости” влияют на духовное становление мальчика?

Старшеклассники отмечают, что практически во всех главах доминирует слово “радость” или производные от него.

Изучая текст романа, школьники помимо ключевой лексемы “радость” выделяют еще одно слово-доминанту – “солнце” и его производные.

Так целостный анализ книги Шмелева позволяет учащимся сделать вывод о том, что частотность использования в произведении лексем “радость” и “солнце” связана с идеей Жизнеутверждения И оптимизма.

Школьники выявляют воспитательную роль трудовых сцен в романе. С какой удивительной трогательностью Шмелев изображает процесс засолки огурцов, квашения капусты, заготовки яблок на зиму и колки льда на лето, приготовления к праздникам. Радость в “Лете Господнем” невозможна без труда, человека оценивают зачастую по мастерству.

Отец Вани – без остатка отдающийся работе; Горкин – прекрасный плотник, знаток Священного Писания, увлеченный голубятнями; Солодовкин – самый лучший птичник в Москве; Денис – великий знаток рыбы; Гаранька – искусный повар; Егорыч – мастер, славившийся чудесными “масленицами”; купец Крапивкин – знаменитый торговец овощами и фруктами . Мастерство, приобретенное неустанным трудом, делает этих людей нужными и уважаемыми. Труд как неотъемлемая часть жизни доставляет радость всем героям произведения и является как для них, так и для автора Высшей ценностью.

Старшеклассники в процессе целостного анализа отмечают еще одну отличительную особенность романа “Лето Господне”: маленький герой живет в мире, где ценят каждый день, каждый миг, дорожат каждым человеком, где даже вещь одухотворена, где все пронизано неподдельной любовью, нежностью, лаской, согрето теплом, где радостно и покойно.

Учащиеся, читая главу “Скорби”, обретают бесценный жизненный опыт: даже в трагический момент жизни человеку преподносится бесценный урок жизнелюбия.

Следующим этапом Учебно-познавательной деятельности стало обращение к Системе образов.

Анализ главного образа романа предваряет ряд проблемных вопросов и заданий.

– Кого можно назвать наставником мальчика?

– Какое влияние на формирование духовного мира Вани оказывает Горкин?

– На каких идеалах построена “педагогика” Михаила Панкратьевича?

– Как взаимоотношения окружающих влияют на духовное становление мальчика?

– На чем основана “педагогика” отца Вани?

– Как трудовые будни и православные праздники формируют духовность ребенка?

– Какие святыни закладываются в душе мальчика? Какие традиции оказывают на него наибольшее влияние?

Искренние, доверительные отношения царят в доме Ванюши, а теплота и душевность окружения как воздух необходимы ребенку для духовно-нравственного становления. В этом убеждаешься, проанализировав только, как персонажи И. С. Шмелева обращаются друг к другу. Мальчика нежно называют “милок”, “Мураша”, “махонький”, “чижик”, “голубок”, “братец”, “дружок”, “милый”, “косатик”, “миленький”, “Ванятка”.

Ласково, мягко в их доме звучат имена людей: “Домнушка”, “Антипушка”, “Марьюшка”, “батюшка”, “Гаврилушка”, “матушка”, “папашенька”, “Мартынушка”, “Сонечка”, “Софочка”, “Сереженька”, “Аннушка”, “Катюшка”. Ребенок в обращениях к себе, к окружающим чувствует доброту и любовь.

Образцами поведения для Ванюши являются сами взрослые: их поступки, убеждения, взаимоотношения. Мальчик склонен им подражать, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Ребенок знакомится с жизнью взрослых разными путями: наблюдая их праздники и трудовые будни, слушая их рассуждения о жизни, сказки, стихи. В качестве образца для Вани выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих.

Михаил Панкратьевич Горкин – духовный наставник мальчика.

И. С. Шмелев в заботе старшего поколения о младшем видел универсальную функцию человека. Маленький герой получает от людей старшего поколения Бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия. Учащиеся, изучая “Лето Господне”, учатся различать истинные и мнимые ценности.

Это понимание требует духовного потенциала учеников.

Анализируя лексику, школьники выявляют некоторые особенности.

Одна из них – Обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выполняя задание групповым методом, ученики называют целый ряд слов с указанными суффиксами: Голубок, рыбка, праздничек, голубка, травка, листочек, крестик, сторонка, дружок, батюшка, березка И так далее.

С целью выявления смысловой и идейно-художественной нагрузки слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, так широко используемых Шмелевым в “Лете Господнем”, учащимся предлагается несколько вопросов и заданий.

– Кому из персонажей “Лета Господня” принадлежат слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Как это характеризует героев романа?

– В каком стилистическом окружении используются у Шмелева слова с суффиксами эмоциональной оценки?

– Как эти слова связаны с идейным замыслом произведения?

В процессе лексического анализа текста ребята называют еще одну особенность – Частое использование церковнославянизмов. Определяя идейно-художественную функцию этого языкового пласта “Лета Господня”, школьники отмечают, что, во-первых, церковнославянизмы помогают Шмелеву воссоздать колорит эпохи начала XX века, придать повествованию торжественное звучание. С другой стороны, церковная лексика настолько органично соединена с бытовой, что все обыденное, повседневное в романе приобретает высший, духовный смысл, быт в “Лете Господнем” одухотворен.

Третьей особенностью языкового строя ученики называют широкое привлечение Шмелевым Элементов устного народного творчества.

Старшеклассники говорят, что художественную ткань “Лета Господня” составляют сказочная манера повествования, фрагменты народных песен, загадки, потешки, дразнилки, устные рассказы, притчи, исполнение языческого обряда гадания, пословицы и поговорки. В “Лете Господнем” искрометный юмор, песенки-потешки , дразнилки , зазывные стишки трактирщика Брехунова, шутки-прибаутки, Загадки Горкина , Пословицы и поговорки по-новому раскрывают мир маленькому герою, помогают представить привычные вещи в неожиданном свете.

В процессе изучения языкового строя “Лета Господня” школьники обращают внимание еще на некоторые фольклорные особенности произведения. К удачным художественным находкам Шмелева они относят употребление Сдвоенных Прилагательных, существительных и глаголов: Киты-рыбы, горит-чадит, печка потрескивает-стрекает, вертелся-катался, видали-сказывали, смотрю-любуюсь…

Этим фольклорным приемом писатель придает художественному тексту эмоциональную насыщенность. Усиливают эмоциональность повествования “Лета Господня” и повторы одного и того же слова: Посинел-посинел, нежное-нежное, часто-часто, тихо-тихо… Школьники отмечают обилие просторечья в речи персонажей Шмелева И обращают внимание на то, какой мощной силой обладает у писателя каждое слово.

Они приходят к следующему выводу: в гуще народной живет, развивается герой-повествователь и, постигая сокровища родного языка, усваивает национальные особенности русской культуры, ее непреходящие ценности. Л. И. Тимофеев неслучайно утверждал, что язык – это своеобразная память народа, закрепившая его прошлое и сохраняющая настоящее для будущего.

Установлению Нравственно-художественных идеалов способствует работа учащихся с Цветовыми эпитетами, Используемыми Шмелевым.

Доминирующими в романе являются такие прилагательные-определения, как Золотой, розовый, светлый, белый. Анализируя лексический строй произведения, школьники приводят следующие примеры из текста: “золотая Москва”, “звон золотой”, “золотое слово”, “золотые паутинки канители”, “золотые куличики”, “золотистые хоругви”, “ослепительно-золотые луга”, “лампадка розовая”, “розовые яблоньки”, “розовое детство”, “светлый день”, “круглые светлые слезинки”, “светлая песнь”, “светлый чистый напев”, “яблони белые от цвета”…

Читайте также:  Публицистика военных лет в творчестве Шолохова: сочинение

Старшеклассники замечают, что цветовые обозначения “золотой”, “розовый”, “светлый”, “белый” органично входят в художественный мир романа и обретают у Шмелева неповторимую образность. Цветообозначения у писателя становятся оценочными: с их помощью автор передает отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика все, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете. Розовый свет – это отблеск солнечного, золотого цвета.

Белый цвет символизирует в “Лете Господнем” чистоту души ребенка, его безгрешность, добрые помыслы и поступки. Только очень добрый, всех любящий и всеми любимый человек способен видеть мир в таких трогательно-торжественных красках. Каждый эпитет у этого автора наполнен духовным смыслом.

Завершая Целостный анализ романа “Лето Господне”, ученики приходят к пониманию того, что вся художественная ткань книги Шмелева пронизана Идеалами любви, добра, жизнерадостности и всеединства.

Любовь, добро и милосердие – это те три кита, на которых должна быть устроена человеческая жизнь, это вечное, бессмертное начало, которое придает бренной мирской жизни особый смысл, делает человека Человеком. Служение другим людям, вершина нравственного восхождения, преодоление сознания личностного превосходства над другими людьми, по мнению И. С. Шмелева, – высшее проявление нравственности.

Целостный анализ художественного текста позволяет учащимся полнокровно воспринять и глубоко осмыслить роман И. С. Шмелева в органическом единстве формы и содержания, помогает убедиться в нерасторжимости нравственно-художественных идеалов автора и их образного воплощения.

Анализ произведения Лето Господне Шмелева

Произведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой, поскольку отображает духовное становление маленького героя под влиянием окружающей его реальной действительности.

Повествование в романе ведется от имени семилетнего мальчика Вани, глазами которого писатель изображает старую дореволюционную Россию конца XIX века, отличающуюся ярмарками, гуляниями, постными рынками и многочисленными христианскими праздниками.

Ключевой темой произведения является историческая и родовая память человека, позволяющая обрести в земной жизни глубокий нравственный смысл.

Отличительной особенностью романа является его композиционная структура, состоящая из сорока одной части, написанных в виде очерков и являющихся самостоятельными завершенными произведениями в отсутствии определенной сюжетной линии. В композиции писателем используется принцип кольцевания, представляющий хронологическое описание человеческой жизни, сочетающей временные циклы в виде труда, календаря и церковного православия в соответствии с годовой цикличностью христианских праздников.

Языковая стилистика произведения характеризуется использованием простого, чистого народного слога, раскрывающего секрет русской души своим сочным и ярким произношением. При этом эмоциональная составляющая романа представляется исключительно посредством детских ощущений в виде воодушевления, радости, чистоты мыслей и помыслов.

Центральным лейтмотивом романа изображается тема отцовства в качестве его земного назначения и небесного, выражающаяся через восприятие маленького мальчика, принимающего собственного отца как идеального человека и проживающего детские годы в духовной сущности бытия сквозь призму всех православных праздников.

Описывая церковный календарь, писатель не имеет целью навязать свою религиозную точку зрения, а стремиться передать самозабвенные, искренние человеческие чувства в виде радости, скорби, веселья в торжественные православные даты.

Роман пронизан авторскими нравственными идеалами сознания русского человека, его духовного мира, отличающегося христианским православным традиционализмом, открытым доброте, великодушию и благочестию.

Вариант 2

Произведение создано в эмиграции после русской революции и поражения Белого движения. Шмелев ставил своей целью создать единый целостный образ прежней России, ушедшей в небытие.

При создании повести автор использовал собственные детские впечатления, изобразив, по сути, самого себя в образе лирического героя семилетнего мальчика. Однако главной его целью было не предаться ностальгии по прежней России, но построить идеальный образ Родины, показать не столько какой она было, сколько какой она должна была быть.

По взглядам писатель был близок к русскому философу Ивану Ильину. Оба они считали православие важнейшей частью русской идеи. Исходя из этого, Шмелев нанизал повествование на циклы церковного календаря. «Лето Господне» – это церковнославянское выражение из богослужебного лексикона. Оно должно было не просто заставить читателей, оказавшихся в эмиграции, вспомнить о знакомых с детства религиозных праздниках и посещении церкви, но и указать на основную идею произведения. «Лето» можно перевести как время.

Персонажи повести – отец главного героя строительный подрядчик Сергей Иваныч и его работники изображены в повести православными и русскими по духу людьми.

Подрядчик – добрый, но деловитый хозяин. Он не попустительствует рабочим, которые, будучи пьяными, могли по неосторожности покалечить людей. Однако Сергей Иваныч ограничивается только руганью и в тот же день прощает провинившихся работников. Подрядчик не заносчив и, по патриархальному обычаю на Пасху обедает с подчиненными. Кроме того, в его доме из милости живет престарелый плотник Горкин, которому поручено присматривать за мальчиком. Добрые отношения между хозяином и работниками, изображенные в повести, должны были стать как бы ответом большевистской пропаганде, показать, что непримиримых противоречий между предпринимателями и наемными работниками не существовало.

Отец главного героя при этом показан не религиозным фанатиком, он соблюдает умеренность и не чуждается светских развлечений, например, ходит в театр.

Православная вера персонажей повести легко уживается с верой в приметы (которые сбываются по ходу повествования) и гаданиями на Святки. Автор пишет не столько о религии, сколько о менталитете и образе жизни, бытовых подробностях.

В конце произведения отец главного героя умирает, будучи покалеченным до этого лошадью. Подобный финал выбран как горькая констатация ухода прежней счастливой жизни, которую эмигранты потеряли. Смерть хорошего человека, произошедшая от несчастного случая, является олицетворением судьбы страны, подвергшейся революционной ломке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Лето Господне Шмелева

Популярные сегодня темы

«Пастух и пастушка» – это одно из самых запоминающихся, на мой взгляд, произведений Виктора Астафьева. Автору не впервой повествовать о таком страшном событии, как война. Виктор Петрович и сам участвовал в Великой Отечественной Войне

Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом, он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая

Кирила Петрович Троекуров – богатый владелец поместья. Он дружил с Андреем Гавриловичем Дубровским. У Троекурова была дочь Маша, она проживала в доме своего отца. Сын Дубровского Владимир жил в Петербурге.

На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.

Осознание того, что̀ конкретно для человека является ценным, всегда зависит от одного лишь человека и от того, какие ценности ему прививали с детства. Наши родители очень часто и есть примерами того, какие жизненно важные вещи мы должны пропагандировать.

Роль композиции в художественном произведении (И. С. Шмелев. «Лето господне»)

Прошлое. связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекающих одно из другого.

Наверное, художественное произведение начинается с возникновения в воображении писателя ряда образов, связанных с событиями, некогда взволновавшими его. Из глубины сердца, из потаенных уголков памяти поднимаются картины исторического прошлого или воображаемого будущего. Задача писателя — выстроить эти картины и образы в одно гармоничное целое. Мне кажется, даже необязательно делать плавные переходы в форме произведения. Иной раз достаточно так называемого внутреннего сюжета, когда внешне совершенно разные моменты внутренне, психологически связаны между собой. Приемов много, все не перечислишь. Мир литературы также многообразен, изменчив, часто удивителен, а порой парадоксален, как настоящий, окружающий нас мир людей, предметов и природы.

Особенность композиции книги И. С. Шмелева “Лето Господне”, я считаю, именно в неуловимости и неопределенности жанра повествования. Много лет литературные критики и литературоведы называют его произведение то романом, то повестью, то сборником рассказов или новелл. Есть и такие определения, как роман-миф, свободный эпос и т.д. Я считаю, каждый из них прав: “Лето Господне” вполне можно назвать романом, так как в нем изображен достаточно большой промежуток времени, много действующих лиц, несколько переплетающихся сюжетных линий. А с другой стороны, книга состоит из новелл, каждая из которых представляет собой вполне законченное художественное произведение, которое может существовать независимо от остальных рассказов. Определения мифа и эпоса также оправданы присутствием в повествовании поэтического осмысления национальных корней, сопоставления настоящего, прошлого, будущего нашей родины.

Автор, видимо, долго размышлял над композицией и решил выстроить рассказы так, чтобы они походили на церковный православный календарь, прочитанный глазами ребенка. Система образов представляет в нем круг, в центре которого мальчик Ваня. Для Вани все ново в этом мире. Он познает его под влиянием взрослых в повседневном общении. Это стержень романа, на который нанизано все остальное. Соответствуют, по-моему, композиции романа и душевные движения маленького героя. По дороге в храм попадается пьяный парень, который бранится грязными словами, но взрослые не обращают на него внимания и мальчика это и успокаивает, и примиряет с миром, где соседствуют святость и безобразие.

Символический смысл закольцованной композиции романа заключается в том, что жизнь семьи Вани подчинена православному годовому циклу. Каждый день имеет свое название. Особое значение имеют двунадесятые праздники. Первая часть романа так и называется — “Праздники”. Повествование начинается с Великого поста и заканчивается Масленицей. За Масленицей вновь следует Великий пост. Круг замыкается. Есть ощущение мира, который будет существовать вечно в таком круговороте.

Во второй части романа — “Радости” — описываются события в порядке движения от праздника к празднику. Это уже второй круг. С православным календарем автор связывает не только ритуальные действия — крестный ход, именины, говенье, но и чисто хозяйственные работы — заготовка льда, засолка огурцов и капусты, а также купеческие дела отца Вани. В Троицын день катались на лодках, а на Масленицу катались на санях с горок, на Крещение подготавливали проруби и т.д. Чувствуется, что автор сам в восторге от . этих поэтических действ: “Так все налажено — только разумей и радуйся. ”

Третий круг “Лета Господня” — “Скорби”. Ваня переживает страшную трагедию — смерть отца. Автор противопоставляет время скорби времени счастья и праздника. И это тоже композиционный ход. Как в церковном календаре, человеческая жизнь имеет свои круги. Это, по-моему, сделано для того, чтобы облегчить горе человека, утешить его. Внешние события в этот момент как бы лишаются на время всякого смысла: “Нынче и праздник не в праздник нам”.

Но жизнь продолжается. Ваня понимает, что человеческая жизнь — это не только праздники, но и скорби. В романе герой прожил три жизненных цикла, которые составляют один большой жизненный цикл — со всеми радостями и скорбями. В конце романа Ваня вступает в новую жизнь: скоро ему идти учиться в гимназию, он на некоторое время отвлекается от окружающего мира и начинает думать о собственной судьбе. Его жизнь продолжается. И в этом новом цикле мальчика ожидают новые радости и скорби.

Таким образом, благодаря композиционному построению романа автору удается решить основную его нравственную задачу: увлеченная мерным движением колеса времени жизнь человека течет по кругу, праздники сменяют скорби, но они проходят и вновь наступают праздники. Этот “круглый мир” и заключает в себе, по мнению автора, смысл человеческой жизни на земле.

Ссылка на основную публикацию
×
×