Публицистика военных лет в творчестве Шолохова: сочинение

Тема войны и человека в произведениях Шолохова (Шолохов М. А.)

Михаил Шолохов сказал: «Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать». В годину бедствий каждый человек невольно задумывается о том, насколько важна для него Родина. Для многих людей – это не просто слово. А сражаться за Родину, защищать ее – не пустая обязанность в выполнении воинского долга. Военное время является серьезным испытанием для человека. Война приносит кровь, боль, слезы, смерть.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В своих произведениях «Тихий Дон», «Судьба человека» Михаил Шолохов заставляет своих героев пережить все ужасы военного времени. Однако, несмотря на явное сходство событий, война здесь представлена в совершенно ином виде. Чем же отличается Гражданская и Великая Отечественная война?

В рассказе «Судьба человека» Шолохов раскрывает патриотизм, истинную любовь людей к своей Родине. Соколов – шофер, потерял во время войны семью, пережил все ужасы немецкого плена, трудности военной жизни. Несмотря на все это, герой сумел сохранить в себе большую нежность и любовь к людям. Как герой проявляет себя в битве? Во время стремительного наступления немцев часть нашей армии осталась без боеприпасов. Соколову было поручено довезти снаряды, при этом путь его лежал под прямым немецким обстрелом. Струсил ли герой? Нет. «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Соколов жертвовал собой ради спасения своих сослуживцев. Попав в плен, он не теряет веры. Каждый военнопленный искренне переживает за судьбу своей Родины. Автор хотел донести до нас, что Великая Отечественная война – это бедствие, сплотившее каждого человека, у которого осталась единственная цель в жизни: либо спасти, либо погибнуть, спасая.

В романе – эпопее «Тихий Дон» писатель раскрывает нам подлинное лицо Гражданской войны. В чем ее смысл? Люди воюют не ради спасения страны и народа. Передовая фронта изображается как сплошной ад. Люди не заботятся о своей Родине и о тех действиях солдат, которые наносят ей огромный урон: «Вызревшие хлеба – топтала конница», сотня «железными подковами мнет хлеб» . Писатель подчеркивает, что для людей в гражданской войне является настоящим подвигом: больше убить противников, грабить и мародерствовать: ««А было так: столкнулись на поле смерти люди…, натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбегались, вспугнутые выстрелом, убившем человека, разъехались нравственно искалеченными. Это назвали подвигом». Люди воюют друг с другом, забыв о морали и нравственности, убивают товарищей, забывают о родственных узах. Многим людям было сложно определиться с тем, чью сторону им лучше всего принять. Никто не понимал, где правда? За что сражаться?

Миша Кошевой убил Петра Мелехова, Митька Коршунов зарезал всю семью Кошевого, Григорий Мелехов зарубил пленных матросов. Автор показывает нам, что Гражданская война делает человека жестоким, бессердечным, заставляет убивать близких людей. А все ради чего? Идеология подстраивает их под себя.

«Война есть противное человеческому разуму и природе событие». Однако Великая Отечественная война закаляет душу честного, верного и самоотверженного человека. Гражданская война – жестокая и фальшивая. Сам Шолохов наводит нас на мысль о «чудовищной нелепице войны». В «Тихом Доне» писатель не показывает описание подвигов, геройств, воинской отваги, как в произведениях о Великой Отечественной войне, на которой люди не сражались за идеологию и не уничтожали сотни жизней для достижения поставленной цели, для приобщения всех к единой вере. Они лишь проявляли заботу о стране, которая их воспитала.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id26670

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


реферат Военная публицистика Шолохова
Тип работы: реферат. Добавлен: 01.05.13. Год: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru:


ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Кафедра литературы и методики преподавания

Научно-образовательный Шолоховский центр

Исследовательская работа:

    «Военная публицистика
    Шолохова М. А.»

      Введение.
      Военная публицистика в творчестве Шолохова М. А.

        Публицистика.
        Статьи и очерки Шолохова периода ВОВ.
        Очерки. Общий анализ очерков

      Заключение.
      Библиография.
      Приложение.

    Введение.
    Для начала я бы хотела объяснить, почему я выбрала именно эту тему для своей исследовательской работы. Причина в том, что в школе отводиться, не так много времени по изучению произведений о ВОВ, а ведь эта война одна из самых жестоких и сложных для русского народа. Очень много произведений было написано нашими писателями того времени, и так мало мы разобрали их в школе. Я с гордостью читала о подвигах наших предшественников, и со слезами на глазах и скорбью в сердце о их смертях.
    Шолохова было интересно читать ещё и потому, что он писал не просто то, что мог услышать, а то, что сам прошёл и видел собственными глазами. Михаил Александрович сам участвовал в военных действиях и поэтому все его очерки настолько правдоподобны, что захватывает дух. После знакомства с творчеством Шолохова М. А. на военную тематику, я ещё больше стала патриотом своей Родины.

    1. Вообще публицистика военной поры, многообразна по форме, индивидуальна по творческому воплощению, являлась средоточением величия, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. Она не знала себе равных во всей мировой истории.
    С первых дней войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати.
    Шолохов принимал активное участие в борьбе против фашизма, против угрозы новой войны. Он остро чувствовал её приближение и не мог скрыть своей горячей ненависти к фашизму. Выступая в марте 1939 года на XVIII съезде партии, Шолохов взволнованно говорил:
    «Если враг нападёт на нашу страну, мы, советские писатели, по зову партии и правительства отложим перо и возьмём в руки другое оружие, чтобы в залпе стрелкового корпуса летел и разил врага и наш свинец, тяжелый и горячий, как наша ненависть к фашизму. Разгромив врагов, мы ещё напишем книги о том, как мы этих врагов били. Книги эти послужат нашему народу и останутся в назидание тем из захватчиков, кто случайно окажется недобитым…»
    Готовясь к военным испытаниям. Шолохов был полон мирных планов и замыслов. Он работает над завершением второй книги «Поднятой целины» , задумывает новый роман о труде колхозной интеллигенции и о больших переменах в деревне. Много сил отдает писатель общественной деятельности. С дальних степных хуторов, с придонских станиц
    3
    тянутся к своему депутату ходоки, чтобы вместе с ним решить насущные вопросы своей жизни. Вместе с коммунистами Вёшенского района и всей Ростовской области Шолохов утверждает социалистическую новь на родном дону.
    Громадная созидательная и творческая работа писателя и общественного деятеля была нарушена Великой Отечественной войной. Писатель встретил начало тяжких для Родины испытаний в родной станице, полный, как и весь народ, решимости отстоять независимость своей Отчизны.
    23 июля 1941 года в Вёшенской, на старой станичной площади, собрался многолюдный митинг Жители станицы и окрестных хуторов пришли проводить уходивших на фронт казаков. Шолохов, выступив перед одностаничниками, выразил уверенность в победе нашего народа над гитлеровскими захватчиками. « Фашистским правителям, -говорил он,- основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекая их движения на восток, и что ключи от Берлина уже бывали в руках русских военачальников».
    В этот же день Шолохов послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Сталинскую премию первой степени за роман «Тихий дон» и выражал готовность в любой момент «стать в ряды Рабочее – Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину»

    2. Само определение публицистика ( от латинс. Publicus- общественный) – это род производства, посвящённый актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
    Публицистика периода ВОВ не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества.
    Творчество Шолохова занимает особое место в военной прозе. И вот почему. На фронте писатель оказался в первые же дни Великой Отечественной войны и, начиная с 1941 года, один за другим выходили его фронтовые очерки: « В казачьих станицах», « По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные», На Юге» и другие. Наибольший отклик находили в сердцах воевавших пророческие строки из знаменитого рассказа «Наука ненависти».
    «Наука ненависти» – рассказ о фашистских людоедах, о продуманных распорядках в лагерях смерти, о крайнем озверении громил и вешателей, планомерно, методически точно выполнявших программу истребления и порабощения народов. Тем оправданнее звучит в рассказе ненависть советского народа, та его могучая сила сопротивления,
    4

    которая была крепче броневых машин.
    Сразу после победы, обобщая публицистику военных лет, Шолохов создает «Слово о Родине». Это и гимн освобожденной земле, и реквием погибшим. Позиция, которую занимает писатель, оценивая и осмысляя опыт грозных сражений, типична для литературы военных и послевоенных лет. Это позиция ярой непримиримости к врагам Отечества, скорбь о миллионных жертвах, стойкий оптимизм и уверенность в будущих победах.
    Вот например какую символическую картину рисует автор в «Слове о Родине» : полузасыпанный окоп, скелет убитого гитлеровца, осколком рассеченное лицо и рот, полный плодородного чернозема, из него уже тянется к стенке окопа курчавая, унизанная цветами веточка. «Да, у нас много плодородной земли. И её с избытком хватит, чтобы набить ею рты всем, кто вздумает перейти от разговора о тотальных схватках к действию»

    Ведущим жанром художественной публицистики времен ВОВ был очерк – жанр, сочетающий логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности, излагающий и анализирующий реальные факты и явления общественной жизни в сопровождении прямого истолкования их автором. Наиболее распространенными в годы войны были очерки о событиях, очерки-портреты, посвященные героям войны, и жанр очеркового дневника. Очерки военной поры отличались глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателя. За годы войны очерк прошел несколько этапов – от первых дней войны, дней отступления, когда слово публициста соединяло людей для отпора врагу и звало вперед, до победного шествия Красной Армии по странам, освобожденных от фашистского ига. Очерки военной поры представили нам галерею ярко индивидуальных героев, пробудил чувство ненависти к врагу и любви к Родине.
    В публицистике Великой Отечественной войны убедительно проявлялось художественное своеобразие писателей, журналистов. Особенность публицистики и в том, что перо мастера слова предавало ей качества художественной прозы. «В дни войны газета – воздух, – писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба.» Эти слова емко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в
    воспитании патриотизма.
    5

    4 июля 1941 года в «Правде» появляется первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону». Это рассказ о том, как встретил советский народ весть о войне, как вскипала его
    благородная ярость, какой гранитной стеной вставал он на защиту Отечества. Писатель рисует портреты своих земляков, заставляет их высказывать свои мысли о событиях, потрясших мир, произнести взволнованное слово о Родине. Война порушила
    мирную жизнь, принесла людям горе.
    «- Вот и опять лезут на нас. Ты же, Федя, гляди там, не давай им спуску!» (том 8), – говорит молодая смуглая женщина, провожая мужа на фронт. А на площади один за другим выступают станичники, и не было такого, кто бы дрогнул, у кого бы с губ сорвалось слово малодушия и растерянности.
    Взволнованные призывы, отцовские наказы сыновьям, напутственные речи – «бить врага беспощадно, до полного уничтожения, и в воздухе и на земле…». Это было то время, когда в военкоматы нескончаемым потоком поступали заявления с просьбой отправить на фронт… Люди отрывались от самых неотложных дел и брались за винтовку.
    Очерк предельно сжат, лаконичен, но в нем широко отражено дыхание тревожного времени, так как то, что сказано о станице, было тогда во всех уголках нашей страны.
    Шолохов сдержан в проявлении собственных чувств, его очерки не содержат патетических слов и восклицаний. Сила их воздействия в другом… Чтобы возненавидеть врага, надо заглянуть ему в глаза, увидеть черный мрак его души. Силу для победы над ним дает не только ненависть, но и презрение. Разнолики как будто гитлеровцы, попавшие в плен. О них рассказывает писатель в своём очерке «Военнопленные». Ефрейтор Беркманн «считает себя культурным, порядочным человеком и, разумеется, решительным противником ненужной жестокости» (том 8). Его «культурность» – это лишь маска, едва прикрывающая оскал зверя.
    Брезгливость и отвращение вызывают образы гитлеровских головорезов, нарисованных в очерках «Военнопленные», «На Юге»… Попав в плен, голодные и оборванные, они «как звери набрасываются на пищу и, обжигаясь, чавкая, почти не пережёвывая, глотают торопливо, жадно…» (8 том). Писатель не прибегает к художественным ухищрениям, показывая сущность тех, кто возомнил себя высшей расой. Они наглы и самоуверенны, когда истязают безоружных мирных жителей. « В плену их внешний образ разительно меняется» (8 том). Художник не ограничивается нагнетанием деталей, усиливающих отталкивающее впечатление.

    6

    «Так они выглядят здесь. Но предоставим слово, кто видел их в другой обстановке» (8
    том). Старик-колхозник Колесниченко, недавно вырвавшийся из немецкого плена, рассказывает о чудовищных злодеяниях, творимых фашистским зверьём на советской земле. Речь его нетороплива, но сколько горечи, скрытого волнения и жгучей ненависти,
    перехватывающей дыхание.
    В очерках Шолохова главная, заветная идея – идея неотвратимости гибели врага – находит своеобразное художественное воплощение. Даже композиция его очерков продиктована ею: зачин и лаконичная концовка, написанные в форме авторского раздумья или зарисовок увиденного им во время фронтовых скитаний, выступают в роли своеобразного обрамления, придающего завершенность, законченность всему очерку.
    В конце очерка образ пленного немца, крестьянина с большими мозолистыми руками, потрясенного страшной мыслью о том, что «всему германскому народу придётся расплачиваться» за злодеяния, причиненные народам. Еще более последовательно и четко тот же художественный принцип реализован в очерке «На Юге». « Хозяева Донбасса – вот кто мы такие, а идём приводить в порядок взорванные и затопленные шахты. Понятно?» (8том) – так ответил коренастый широкоплечий человек, шагавший по степной дороге на запад в колонне людей.
    М.А. Шолохов пишет «Слово о Родине». Это слово любви и гордости, тревожного волнения и горестного воспоминания о былом: «Зима. Ночь. Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, вспомни недавнее прошлое и мысленным взором ты увидишь…» (8том) – так проникновенно и просто обратился писатель к народу, как бы вместе с ним отдаваясь раздумьям, навеянным воспоминанием о былом. Писатель вверяет ему, соотечественнику и другу, свой дар окинуть мысленным взором просторы Родины и задуматься обо всем, что сейчас тревожит, волнует, радует и печалит миллионы людей на родной земле. Лирический образ Родины, возникающий в начале очерка, покоряет. Совсем недавно над русской землёй пронесся военный ураган и оставил ещё не стёршиеся следы разрушений. Однако не только это возбуждает тяжкие раздумья: «Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей, как горька вдовья слеза, тягостен вздох ребенка, не дождавшегося отца, как трагична в своём безутешном горе старость».
    Когда в очерке Шолохова перед мысленным взором возникает образ Родины и вырисовываются портреты тех, кого осиротила война, то осознаешь гуманистическую правомерность призыва советского писателя к свящённой ненависти к врагу: «Мой
    и т.д.

    Перейти к полному тексту работы

    Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

    Смотреть полный текст работы бесплатно

    Смотреть похожие работы

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Творческая работа “Тема войны в творчестве М.А.Шолохова”
    творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

    Творческая работа ученицы 9 класса о войне в творчестве М.А.Шолохова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rekunova_tema_voyny.docx29.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема войны в творчестве Шолохова

    Михаил Александрович Шолохов – выдающийся русский писатель, прозаик, сценарист, журналист, Герой Социалистического труда. Михаил рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все.(см. приложение 1) М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области). При рождении получил фамилию — Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных — «эксплуататоры». Юный Миша Шолохов не имел страсти к накопительству и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом. В начале писательского пути в 1923 году Михаил Александрович Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 — рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923), — смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. Свою верность коммунистической идее Михаил Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные.

    Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека.

    М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из недописанного романа «Они сражались за Родину» (1942—1944, 1949, 1969), рассказ «Судьба человека» (1956). В 1941—1945 гг., работая военным корреспондентом, опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942), а в первые послевоенные годы — несколько публицистических текстов патриотической направленности («Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др.)

    «Тихий Дон» – самое значительное произведение М. А. Шолохова. Именно в этом романе в полной мере раскрылся талант писателя. По словам А.Н. Толстого, «В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. По языку, сердечности, человечности, пластичности, – произведение общерусское, национальное, народное». Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

    Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов. Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей. Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой. В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа «Тихий Дон» получает своё продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.

    Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности. Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания. Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

    Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была закончена довольно быстро, уже к августу 1927 года. В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы. Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвёртую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.

    В процессе создания «Тихого Дона» Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом. Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война. Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтёлков, Чернецов, Каледин, Краснов. По подсчётам исследователей, в общей сложности в «Тихом Доне» присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами.

    Первые две книги романа, изданные в 1928 году, принесли Шолохову невероятный успех. Со всей страны ему приходили письма. Его приглашали на выступления. Но уже на следующий год ситуация резко изменилась. Появились сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной силы. Стали поговаривать о том, что писатель нашёл записки убитого белого офицера и выдал их за свой труд. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять своё право на авторство. Меняют своё отношение к «Тихому Дону» и критики, обвиняя Шолохова в том, что он проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете красных. Из «пролетарских» писателей его «разжаловали» в «крестьянские».

    В истории создания «Тихого Дона» Шолохова появляется очень сложный этап. Автор стремиться донести до читателя роман в неизменном виде, но натыкается на непреодолимые препятствия. Так, в 1930 году Александр Фадеев, занявший место издателя «Октября», отказывается печатать 6 часть романа, если Григорий Мелехов не примкнёт к красноармейцам. Отказывают Шолохову в издании и в 31 году. Только личное указание Сталина спасает продолжение романа от забвения.

    Несмотря на все препятствия и удары судьбы Шолохову удалось благополучно закончить и издать произведение полностью. В 1941 году писатель получил за него Сталинскую премию, а в 1965 году стал Нобелевским лауреатом.

    У «Тихого Дона» история создания была не из лёгких. Тем не менее, роман снискал мировую известность и пользуется заслуженной любовью читателей многих стран.

    Бессмертный роман Михаила Шолохова, отмеченный Нобелевской премией и вошедший в число наиболее ярких произведений мировой литературы, рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой Мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя произведения — Григория Мелехова.

    Герасимов долго вынашивал замысел фильма по роману Шолохова «Тихий Дон». Ещё в 1939 году он подал заявку на эту экранизацию, но кинематографическое руководство не поддержало идею. Потом началась война. В 1955 году Сергей Аполлинариевич вновь предлагает экранизацию «Тихого Дона». На этот раз идея художника была поддержана.

    Работа над сценарием длилась с мая 1955-го по сентябрь 1956 года. Перед Герасимовым стояла труднейшая задача, воплотить в фильме многотомную шолоховскую эпопею, передать в нескольких часах кинодействия судьбы десятков и сотен людей, события многих лет жизни.

    Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», «эпос, сжатый до размеров рассказа». Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. Содержанием рассказа становится столкновение человека с историей, попытка отстоять свое право на жизнь. Шолохов показал не просто историю жизни солдата, а воплотил в своем герое, простом человеке, шофере Андрее Соколове, типичные черты русского национального характера.

    При создании этого рассказа Шолохов применяет свой излюбленный прием композиции: рассказ в рассказе. Повествование ведется от первого лица, что создает впечатление крайней достоверности, атмосферу исповедальности, когда герой осмысливает прожитую жизнь и делится воспоминаниями с автором-повествователем. Шолохову удается в биографии одной личности отразить трагическую судьбу всего русского народа.

    На долю поколения Соколова выпала не одна война. Он участвовал еще в гражданской войне, а когда вернулся, «родни – хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Андрей женился, родились дети: сын и две дочери, построил дом. Отец семейства, скромный труженик, «один из многих», Соколов жил и был счастлив, пока не грянула следующая, уже навязанная война. Как и тысячи других людей, герой ушел на фронт, где увидел все ужасы бесчеловечной бойни, развязанной агрессорами. Страшная война оторвала Андрея от родного дома, от близких, любимых людей, от мирного труда. Жизнь человека перевернулась и опрокинулась, на него обрушился кошмар военных злодеяний, которым нет объяснения.

    Герой рассказа Андрей Соколов – человек трагической судьбы, жертва войны. Человек беспримерной стойкости и мужества, в ходе войны он попадает в плен. За дерзкий побег посажен в концлагерь, откуда все-таки сумел бежать. Подвиг человека показан писателем в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью.

    Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Автор не случайно сделал своего героя человеком уже немолодым, для которого семья – великая ценность. На войне он хочет выжить ради семьи. Вернувшись с фронта, на месте родного дома Соколов находит воронку от авиабомбы. Его сын-артиллерист Анатолий погибает в самом конце войны на немецкой земле, где и остается похоронен. Так война отнимает у отца не только сына, но даже его могилу. Убитый горем человек скорбно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Соколов честно выполнил свой долг перед страной, историей, а кто вернет ему близких, здоровье, избавит от тяжелого одиночества и печали? Такой вопрос ставит писатель в своем произведении. Герой вышел из войны победителем, спас страну и весь мир от фашистской чумы, а сам на войне потерял все. Смерть не раз смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество выстоять и до конца остаться человеком.

    Герой Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война. Все тепло своей души он отдает чистому детскому сердцу, ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта. Соколов хочет выправить жизнь этого сироты, дать ему вырасти нормальным человеком.

    Встреча героев на переправе происходит весной следующего года после окончания войны. Еще трудно и голодно, еще кровоточат раны сердца, но природа уже возрождается, а с ней и русский народ, у которого есть такие герои, как Андрей Соколов. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя.

    «Они сражались за Родину» — роман Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне. Работа над романом велась в три этапа: в 1942—1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжёг рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения.

    Над первыми главами романа автор работал в Западном Казахстане, во время приездов с фронта к семье, находившейся там в эвакуации в 1942—1943 годах. Текст романа воссоздает один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны — отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова.

    О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма. Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.

    В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

    Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пулеметчик, упавший между цветущих подсолнухов: “Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит кощунственно. ”

    Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы “правдиво и ярко. были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны. ”. В 1951 году Шолохов признается, что “образ великого полководца не получается”.

    По роману “Они сражались за Родину” С. Бондарчук поставил фильм, одобренный самим Шолоховым.

    Талант Шолохова вполне проявился в этом романе, который находит широкий читательский спрос и воспитывает в людях патриотизм.

    Вот, что говорил сам Михаил Александрович:

    «Мою работу над романом «Они сражались за Родину» несколько подзадержало одно обстоятельство, — рассказывал Шолохов. — Я встретился в Ростове с генералом в отставке Лукиным. Это человек трагической судьбы. Он в бессознательном состоянии попал в плен к гитлеровцам и проявил мужество и стойкость, до конца остался патриотом своей великой Родины. К нему подсылали изменника Власова, который предал Родину и пытался ᴨеретащить его на свою сторону. Но из этого ничего не вышло. Лунин мне рассказал очень много интересного, и часть из этого я думаю использовать в своем романе» «Известия», 1965, 17 апреля..

    В другой беседе, рассказывая о дне, в который он узнал о присуждении Нобелевской премии, Шолохов сообщил: «…с рассветом я хорошо потрудился над главою из ᴨȇрвой книги романа, главой, которая мне чертовски трудно давалась (приезд к Николаю Стрельцову его брата-генерала, прототипом для образа которого мне послужили жизнь и боевые дела генерала М.Ф.Лунина), вечером узнал о присуждении премии…» «Правда», 1965, 23 октября..

    М. Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну…» И. Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. — «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М. Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Вᴨечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний.

    Война – это самое страшное, что может быть в жизни людей. Она приносит горе, смерть, разочарования… Так, Великая Отечественная война 1941-1945 годов затронула каждую семью, каждый дом, не пощадив ни взрослых, ни детей, ни стариков. Наш народ смог вынести все эти мучения, ради мирной жизни потомков. Эти события не могли не отразиться на литературе этого и последующих времен. Было написано много рассказов, стихотворений о подвигах наших соотечественников. Творчество помогало людям не отчаиваться и придавало силы.

    Военная тема у Шолохова

    Читайте также:

    1. Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия.
    2. Бихевиоризм и военная психология
    3. Буржуазные реформы Александра II земская и городская, судебная, военная, и просвещение.
    4. ВОЕННАЯ КАФЕДРА
    5. ВОЕННАЯ КАФЕДРА
    6. Военная организация и вооружение кыргызов.
    7. Военная организация Российской Федерации
    8. Военная психология и глубинные теории
    9. Военная психология и психотерапия
    10. Военная реформа.
    11. ВОЕННАЯ СЛУЖБА
    12. Военная тайна

    Глубоко и полно раскрыта тема войны в произведениях великого писателя 20 века Михаила Шолохова.

    В творчестве Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

    В самый разгар Великой Отечественной войны Шолохов приступил к работе над романом «Они сражались за Родину». С 1943 года начинают печататься в газетах первые главы, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах рассказывается о драматичном периоде отступления русских войск под натиском превосходящих сил противника. С тяжелыми боями отходили русские воины, а потом насмерть стояли под Сталинградом.

    В романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего-шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка-бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетыгова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

    Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы «правдиво и ярко. были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны. ». В 1951 году Шолохов признается, что «образ великого полководца не получается».

    В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь – подвиг.

    Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения. И в 1956 году был завершен рассказ-эпопея “Судьба человека”. Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

    Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов – надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь “исказила” человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со “светлыми, как небушко, глазами”. Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

    Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. “Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм”, – писала одна английская газета о фильме “Судьба человека”, а значит и о самом рассказе.

    появляются работы, в том числе и ряд учебных пособий, авторы которых решительно отвергают значение и созданной во время войны “Науки ненависти”, и глав романа “Они сражались за Родину”, и бессмертной “Судьбы человека”. Как известно, самым непримиримым противником “Судьбы человека” стал А. Солженицын, заявивший о “слабости” рассказа, “бледности и неубедительности” его военных страниц.

    С.Кормилов, ответственный редактор учебного пособия для филологических факультетов и автор главы “Михаил Шолохов”, обвинил писателя в “самоповторении”, в том, что “действия в этом произведении значительно меньше, чем разговоров “, что “главы перенасыщены балагурством и юмором, чувство меры у Шолохова здесь несравненно меньше, чем у Твардовского в поэме о балагуре Теркина” [1]. Правда, С.Кормилов отметил, что произведение заняло одно из первых мест в прозе военных лет, но объяснил это одной причиной: проза эта была далеко не сильной.

    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

    Публицистика военных лет (Толстой, Эренбург, Горбатов, Твардовский и др.)

    Наиболее продуктивными жанрами прозы первых двух военных лет были статья, очерк, рассказ. Им отдали дань практически все писатели: А.Толстой, А.Платонов, Л.Леонов, И.Эренбург, М.Шолохов и др. Они утверждали неизбежность победы, воспитывали чувство патриотизма, разоблачали фашистскую идеологию.
    А.Н.Толстому принадлежит более шестидесяти статей и очерков, созданных за период 1941 -1944 гг. (”Что мы защищаем”, “Родина”, “Русские воины”, “Блицкриг”, “Почему Гитлер должен потерпеть поражение” и др.). Обращаясь к истории Родины, он стремился убедить современников в том, что с новой бедой Россия справится, как это не раз было в прошлом. “Ничего, мы сдюжим!” – таков лейтмотив публицистики А.Толстого.
    Л.Леонов также постоянно обращался к национальной истории. С особой остротой он говорил об ответственности каждого гражданина, ибо только в этом видел залог грядущей победы (”Слава России”, “Твой брат Володя Куриленко”, “Ярость”, Расправа”, “Неизвестному американскому другу” и др.).
    Центральной темой военной публицистики И.Эренбурга является защита общечеловеческих ценностей. Он видел в фашизме угрозу мировой цивилизации и подчеркивал, что против него борются представители всех национальностей СССР (статьи “Казахи”, “Евреи”, “Узбеки”, “Кавказ” и др.). Стиль публицистики Эренбурга отличался резкостью красок, внезапностью переходов, метафоричностью. При этом писатель умело сочетал в своих произведениях документальные материалы, словесный плакат, памфлет, карикатуру. Очерки и публицистические статьи Эренбурга составили сборник “Война” (1942-1944).
    Военный очерк стал своеобразной летописью войны. Читатели на фронте и в тылу жадно ждали новостей и получали их от писателей.
    К. Симонов по горячим следам написал ряд очерков о Сталинграде. Ему принадлежат описание боевых операций, портретные путевые очерки.
    Сталинград стал главной темой и очеркового творчества В. Гроссмана. В июле 1941 г. он был зачислен в штат газеты “Красная звезда” и уже в августе выехал на фронт. Всю войну Гроссман вел записи. Его суровые, лишенные патетики сталинградские очерки стали вершиной развития этого жанра в годы войны (”Направление главного удара”, 1942, и др.).
    Публицистика оказала влияние и на художественную прозу. Поскольку большинство рассказов, повестей, немногочисленных романов тех лет строилось на документальной основе, авторы чаще всего уходили от психологических характеристик героев, описывали конкретные эпизоды, часто сохраняли фамилии реальных людей. Так в дни войны появилась некая гибридная форма очерка-рассказа. К этому типу произведений можно отнести рассказы “Честь командира” К. Симонова, “Наука ненависти” М. Шолохова, сборники “Рассказы Ивана Сударева” А.Толстого и “Морская душа” Л. Соболева.
    И все же среди прозаиков военных лет был писатель, который в это суровое время создавал художественную прозу столь яркую, необычную, что о нем стоит сказать особо. Это Андрей Платонов.
    Первый рассказ о войне он написал еще до фронта, в эвакуации. Отказавшись от работы в Военмориздате, Платонов стал фронтовым корреспондентом. Его записные книжки и письма позволяют сделать вывод о том, что любая фантазия оказывается беднее той ужасной правды жизни, которая открывается на войне.
    Понять прозу Платонова невозможно, игнорируя его понимание войны и творческих задач писателя: “Изображать то, что, в сущности, убито, – не одни тела. Великая картина жизни и погибших душ, возможностей. Дается мир, каков бы он был при деятельности погибших, – лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне – убита возможность прогресса”.
    Твардовский. Новый Мир.

    Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.

    В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение кСталину

    и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

    Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущевско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного прежде всего против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники».

    После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

    В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.

    Тема войны в творчестве Михаила Александровича Шолохова Выполнила: Ученица 11 «б» класса Кравченко Людмила Руководитель: Бондарева Наталья Петровна г.Таганрог, – презентация

    Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемschool3gagarin.narod.ru

    Похожие презентации

    Презентация 11 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Тема войны в творчестве Михаила Александровича Шолохова Выполнила: Ученица 11 «б» класса Кравченко Людмила Руководитель: Бондарева Наталья Петровна г.Таганрог,”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

    1 Тема войны в творчестве Михаила Александровича Шолохова Выполнила: Ученица 11 «б» класса Кравченко Людмила Руководитель: Бондарева Наталья Петровна г.Таганрог, 2005 год

    2 Лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии – Михаил Шолохов начал свой литературный путь в 1923 году. Он создал плеяду ярких, по праву занявших достойное место в мировой литературе произведений: «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и, конечно же, «Тихий Дон». И творчество его неотступно шло за бурным, порожистым течением истории. Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – все эти темы вошли в шолоховское творчество как органические порывы его живого, ничего не упускающего ума, преломились через призму его таланта и жизненного опыта. В устах Шолохова эти темы естественны и обычны, как дыхание. Жизнь народа, судьбы людей – вот что волновало умы писателей всех поколений. И Михаил Александрович не мог остаться равнодушным к в происходившим в Отечестве событиям.

    3 Как в своё время казачество разделилось на белых и красных, так и сейчас население Чеченской республики встало на две стороны: «федералов» и «моджахедов». А как же семьи? Кто- нибудь подумал о матерях, женах, детях? Как быть старикам, когда один брат – террорист, а другой – тот, кто разыскивает первого? История возвращается на круги свои.

    4 Война – серьёзное испытание для всего государства. Будь то битва с иноземцами или гражданская война, тяжким бременем ложится она на плечи народа, оставляет неизгладимый след на судьбах поколений. Шолохов не понаслышке знал о войне. Еще будучи 15-тилетним юношей, он вступил в продотряд. А в годы Великой Отечественной ушел на фронт военкором. Его опыт, его воспоминания и ощущения особенно ярко проявились в «Судьбе человека».

    5 Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»

    6 На мой взгляд, в описании войны Шолоховым нужно выделить три составляющие части: во-первых, пейзажи и детальные портреты, посредством которых автор передаёт атмосферу событий, действий, во- вторых, судьбы главных героев, а последнее – массовые сцены, где мы видим ужас и беспощадность войны.

    7 «Мелеховский двор – на самом хуторе. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки» … – читаем мы в самом начале романа. Прекрасен и величав Дон-Батюшка. Несметные богатства хранит он в себе. По берегам растёт великолепнейшая зелень, словно просящая, чтобы казак- земплепашец «чёрной от работы, с расплющенными пальцами» рукою сорвал её. Манит Дон: «около затонувшего вяза, в рукастых оголённых ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра».

    8 Грубый отпечаток войны запечатлел Шолохов на природе. «Глухо охнула земля, распятая под множеством копыт». Автор неоднократно упоминает «покосившиеся хаты», говоря о тех бедах, которые внесла война в каждый хутор, каждую станицу.

    9 * Образ Григория Мелехова нарисован крупнее других. С необычайным вниманием прослежены все извилины его сложного, противоречивого пути. О нём действительно не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго блуждал он на перепутьях истории, немало пролил людской крови…

    10 Он полюбил Аксинью и полюбил на всю жизнь. В этой любви раскрывается одна из самых лучших сторон его души.

    11 Став командиром красногвардейского дивизиона, Мелехов, опытный фронтовик, трезво замечает, как мало порядка в красном войске, как легко оно поддалось панике в Глубокой, как нерасторопны командиры…

    12 «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголили пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки»…

    13 Трагичен был его путь на войне. В плен Андрей Соколов попадает при обстоятельствах, в которых, к сожалению, оказались тысячи людей.

    14 Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд. А он смотрит на окружающий мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской», с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!»*

    15 Важная черта шолоховского стиля – стойкая вера писателя в светлое будущее, в гуманность и справедливость народа. Оттого-то над Григорием и Мишуткой «сияет» холодное солнце. А вот слова Шолохова из рассказа «Судьба человека»: «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Да, в какие бы ужасные ситуации ни ставила человека война, он, по мнению писателя, сможет с достоинством их преодолеть.

    16 Апогея кровопролитие достигает во время батальонных сцен. Ведь некоторые руководствуются высказанной однажды мыслью Чуботого: «Человека руби смело. » Вероятнее всего, что ежедневное созерцание крови, насилия, жестокости даёт свои плоды – казаки (да и все, очутившиеся в этой «мясорубке») становится менее восприимчивыми к людским страданиям, сердцам огрубевают.

    17 Вообще война – страшное, безумное действо, где главная роль отведена смерти. Мрачная тень, ходит она средь войска, заранее примечая жертву. Своим оружием она выбирает людскую ненависть. Потому-то на лицах умерших в бою читается немой вопрос: «За что?!»

    18 Античеловечность, противоестественность войны – вот то главное, что несут в себе произведения Шолохова. Сердечное «спасибо» ему за эти строки: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Он не просто хотел, он взлелеял в сердцах и умах поколений ту неписаную истину, что «жизнь есть самое ценное, имеющееся у человека». Наверно, в каждом из нас течёт эта правда благодаря стараниям Михаила Александровича Шолохова.

    Читайте также:  Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М. Шолохова Поднятая целина).: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×