Особенности стиля одного из русских писателей XX века (М.А.Шолохов Тихий Дон): сочинение

Особенности стиля одного из русских писателей XX века. (М.А.Шолохов. «Тихий Дон».)

Скачать сочинение

Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие — с 1912 по 1922 год. Это не только образец большого временного охвата, но и великолепный стилистический эксперимент, а сложность фабулы требует особых лингвистических приемов.
Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные, яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.
Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын обязан был безропотно подчиняться отцу, принимать его решения как должное, даже если они определяли всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин. Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадаются естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву абстракт ной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведшей Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враждующие станы.
Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже -получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор. С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах старого мира строить новую жизнь. Григорий служит то у белых’ то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыни, но и отрывают его от земли.
Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью смотрели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы, в то время как они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с под-телковским отрядом, которая вызывает его гнев и горечь. Помнит Григорий и другое: как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие. Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо. И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаяние, понимая, что помимо своей воли сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей. Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять.
Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что “неправильный у жизни ход”, но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий же не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового “ванька”. Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, ведь в свое время из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. Но, с другой стороны, ему во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.
Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его “хождения по мукам” подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.
Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам российской истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

4418 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Художественные особенности романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон».

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Особенности стиля одного из русских писателей XX века. (М.А.Шолохов. «Тихий Дон».)

Смотрите также по произведению “Тихий Дон”:

Стилистические особенности М.А. Шолохова (по роману-эпопее “Тихий Дон”)

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показать, что автор романа-эпопеи “Тихий Дон” М.А.Шолохов создал неповторимый творческий стиль.

1) рассмотреть, как преобразуется по законам стиля писателя язык, предметный мир, мир абстрактных истин и суждений, нравственно-психологический мир героев;

2) подвести обучающихся к мысли о том, что роман является вдохновляющим образцом для новых поколений литераторов.

Средства обучения: книги романа-эпопеи М.А.Шолохова “Тихий Дон”, тетради, компьютер, проектор, электронный носитель с презентацией к уроку.

Методы обучения: подготовленные заранее ответы обучающихся, просмотр презентации с помощью компьютерной установки, работа с художественным текстом, самостоятельная работа в классе.

Сегодня мы проводим заключительный урок по роману-эпопее Михаила Александровича Шолохова “Тихий Дон”. Изучая это произведение, мы рассматривали такие темы, как картины жизни донских казаков, тему гражданской войны, тему любви и нравственности. Мы знаем, что Шолохов получил за это произведение Нобелевскую премию. Как удалось ему создать такое поистине великое литературное произведение? Может, он владел особыми стилистическими приёмами, позволившими ему поднять художественные образы на небывалую высоту? В этом и попытаемся разобраться.

2. Вступительное слово учителя.

Слайд № 2. Стилистические особенности Михаила Шолохова (по роману-эпопее “Тихий Дон”)

Учитель: Почему так значимо и так весомо звучит для нас имя Шолохова? Он открыл новую форму? Изобрёл невиданную до сей поры систему словесного изображения? Подчас, касаясь золотых страниц тех или иных больших писателей, мы невольно стараемся отыскать во что бы то ни стало его точку переворота в эстетике, новаторское открытие в стиле, забывая о том, что все поражающие новшества, чересчур нарочито привнесённые в своё творчество, почти всегда недолговечны. Истинная красота – в открытости простоты, как бы ни был сложен мир изображаемого. Многоёмкая простота возникает только от полного слияния с судьбами своего народа неиссякаемым великолепием его языка, что является верным соавтором большого таланта.

Слайд № 3. Портрет М.А.Шолохова

Ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева “29 лет назад” (домашнее задание):

…Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
прямо в сердце!): повезло мне –
в руки Шолохов попал.
Взял я книжку-невеличку,
И хоть вымок и продрог,
Но от первой же странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть “Донских рассказов”
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зеленый
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона –
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
С той поры на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ты страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой.

Учитель: Невозможно с чем-либо сравнить мучительную неудовлетворённость писателя, его погоню за совершенством, когда через мельчайшее сито просеиваются глаголы и эпитеты для выбора и отбора золотых песчинок, из которых затем выливается гармоническое тело романа. Красота в искусстве – категория вечная, и длительность срока этого эстетического феномена обусловливается лишь той затратой энергии, которую вкладывает в каторжный труд беспощадно требовательный художник.

3. Анализ произведения.

Учитель: Мы сейчас увидим на экране слова, являющиеся малой толикой особенного казачьего языка, который преподнёс нам автор на страницах “Тихого Дона”. В красоте этого языка сомневаться не приходится, когда он звучит их уст шолоховских героев.

Слайд №5. Словарь казачьих слов

Учитель: Язык Шолохова подчинён не моде, не колориту ради колорита, а самой мысли, значимость которой отвергает легковесные слова. В произведении зачастую при пейзажных зарисовках автор использует необыкновенной красоты окказионализмы и диалектные слова.

Слайд № 6. Своеобразный язык произведения

Учитель: Как работал писатель над каждой фразой, рассказывал в своё время Юрий Бондарев.

Ученики читают наизусть диалог (домашнее задание):

“Помню, как в дни Сталинградской операции мы шли по освобождённому Калачу. Я знал, что эти места близки Шолохову. Я смотрел на отсыревшие стены домов, на чёрные голые сады, в которых ещё таял дым немецких разрывов, смотрел на белеющий берег Дона – сжималось сердце. Я шёл по земле, на которой будто родился и вырос. Эти места были мне хорошо знакомы по книгам Шолохова. Рядом со мной шагал командир орудия, сержант. Сумрачно глядя на Дон, он неожиданно спросил:

– Знаешь ли ты, где сейчас писатель Шолохов?

– Вероятно, на фронте.

– Да-а. Крепко писал. Говорят, сидит с удочкой, глядит на поплавок и не видит, что клюёт, вдруг вскочит и… домой. Слово записывать… Вот так. Каждое слово обдумывал…

Долгое время я верил этому рассказу. Только потом мне стало ясно, что секрет широчайшего успеха шолоховских творений не только в блестящем мастерстве и в колоссальной работе над стилем, но и в первую очередь в его нерасторжимой связи с землёй и народом, в серьёзнейшем понимани этим художником души человека”.

Слайд № 7. Запись в тетради

Учитель: А ведь были и такие критики, которые отвергали талант Шолохова.

Звучат сообщения обучающихся об отрицательной критике, данной творчеству Шолохова. (Домашнее задание.)

Слайд № 8. Запись в тетради

Учитель: Надо учитывать, что не только писатель владеет словом, но и само слово владеет сознанием талантливого мастера, подсказывая ему и образные, и композиционные решения, открывая перед художником новые, невиданные прежде замыслы.

Слайд № 9. Схема литературоведческих понятий. Запись в тетради

Учитель: Для того чтобы разобраться в стиле писателя, надо присмотреться к тому, как преобразуется по законам этого стиля язык, предметный мир, мир абстрактных истин и суждений, нравственно-психологический мир человека.

Задание: Найдите в тексте портретные зарисовки героев произведения.

Обучающиеся зачитывают ответы из произведения.

Далее следуют сообщения обучающихся о предметном мире, созданном автором на страницах произведения.

Сообщения 1-го ученика: У Шолохова предметный мир и детали схвачены зорко и пристально, каждая как бы обведена контуром, отделяющим её от других: “Казаки в мундирах и праздничных шароварах; длинными шуршащими подолами разноцветных юбок мели пыль бабы, туго затянутые в расписные кофточки с буфами на морщиненных рукавах”.

Слайды №10 и № 11. Военные мундиры казаков. Одежда казачек

Сообщение 2-го ученика: Для Шолохова характерно и перечисление всех предметов, которые окружают героя произведения в данный момент. Это касается и воинского снаряжения, и пожитков казаков, вплоть до съестных припасов. Предметный мир в романе состоит из отдельных деталей. Предметы имеют свои запахи, свои свойства, свою символику. Они связаны с обычаями казаков. Например, свадебный шарф и перчатки Наталья связала для Григория в подарок в честь свадьбы. Она также подарила ему в знак любви расшитый кисет.

Учитель: А теперь поговорим об особенностях языка, поскольку отпечаток стиля здесь виден всего отчётливее. Посмотрим, как слово управляет автором, подсказывая ему образные решения.

Слайд № 12. Портрет Натальи

Слайд № 13. Портрет Степана

Слайд № 14. Портрет Григория

Вопрос классу: В каком состоянии находятся герои в данный момент?

Обучающиеся анализируют цитаты.

Учитель: Слова “когтившая”, “усталь”, наверное, и есть та самая трансформация речевых традиций и форм, о которой мы говорили.

Ответ 1-го ученика: Одна фраза вмещает в себя очень многое: с одной стороны – это портретная зарисовка, с другой стороны – это мысль, ведущая нас к абстрактным истинам. Действительно, всё в жизни человека меняется – это накладывает на него свой отпечаток. Как красиво сказано: “Легла за плечи длинная протоптанная днями стёжка”.

Ответ 2-го ученика: Шолохов пишет так: “Глядя на Григория влюблёнными глазами, сунула ему в руку мягкий, таящий тепло девичьих рук матерчатый комочек”. Я думаю, все эти подробности предметного мира делают произведение очень правдоподобным, естественным и интересным для читателей, поскольку не все знают о быте, обычаях донских казаков.

Учитель: Какие отрывки из произведений указывают на философский характер мыслей, будь то лирические отступления или высказывания героев произведения? Эти слова также могут звучать афористически.

Ответ ученика: У Шолохова есть такие строки: “Встаёт же хлеб, потравленный скотом…” Так и человек обязан подняться и жить дальше, несмотря ни на что. А героям шолоховского произведения очень нужна была такая народная мудрость.

Учитель: Что же такое “стиль Шолохова”? Какую формулировку вы бы могли дать этому понятию?

Ответ ученика: Стиль Шолохова – это прежде всего правдивость изображаемого им, а также изысканная простота, которая чувствуется во всём, о чём он пишет.

Ответ ученика: Стиль Шолохова – это меткий, афористичный язык, который питает всех нас своей народной мудростью.

Ответ ученика: Наверное, это неповторимое своеобразие, которое, к тому же скрывает в себе глубокие истины.

Слайд № 12. Высказывание А.С.Серафимовича (читает ученик)

5. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя: Подлинными наследниками традиций становятся только новаторы. Продолжать традиции писателей-классиков значит не копировать их внешние черты, а строить новую художественную систему, чутко реагируя на движение исторического времени. Что и делал Михаил Александрович Шолохов, работая над произведением “Тихий Дон”.

Скажите, что вы вынесете из сегодняшнего урока? Ваше отношение к писателю осталось прежним или что-то изменилось?

Ответ ученика: Мне было нелегко читать произведение, так как я не давал себе труда понять смысл авторских отступлений. Но сегодня я пожалел о том, что пропустил что-то интересное и полезное. Наверное, буду перечитывать произведение.

Ответ ученика: Я поражена тому, как трудно роман “Тихий Дон” дался самому автору, каким нападкам он подвергался, в том числе и подозрению в плагиате. Но это сделало его, наверное, ещё сильнее.

Ответ ученика: Можно только поклониться таланту Шолохова, восхищаться его прекрасным художественным стилем и его мужеством. Уверена, что Михаил Шолохов стал учителем для многих писателей 20-го и 21-го веков.

Учитель: Благодарю Вас, ребята, за внимание, за работу на этом уроке, который сделал всех нас немного лучше, чище, мудрее. Несомненно, Шолохов заслуживает того, чтобы его читали и перечитывали и рассказывали о нём своим товарищам, детям и внукам.

Читайте также:  Женские образы в романе М. А. Шолохова Тихий Дон: сочинение

6. Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из заданных тем.

Художественные приёмы использованные М. А. Шолоховым в романе “Тихий Дон”

Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие — с 1912 по 1922 год. Это не только образец большого временного охвата, но и великолепный стилистический эксперимент, а сложность фабулы требует особых лингвистических приемов.

Начало романа еще не предвещает грядущих бурь и потрясений. Спокойно несет свои воды величавый тихий Дон, переливается разноцветными красками лазоревая степь. Мирно и спокойно течет жизнь казачьего хутора Татарский, прерываемая разве что молвой о дерзкой связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Страстное, всепоглощающее чувство вступает в противоречие с нравственными устоями казачьей старины. То есть уже в начале романа мы видим заявку на самобытные, яркие характеры, сложные и тонкие отношения героев, их непростые судьбы. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно и глубоко выразились характерные типические черты казачества, прошедшего долгий и мучительный путь исканий и ошибок, прозрений и потерь.

Детально воспроизведенный быт, любовное описание донской природы, которая воспринимается как полноправное действующее лицо романа, меткая образная речь, искрящаяся юмором, позволяют читателю ощутить своеобразную прелесть казачьего уклада, понять суть тех традиций, которые исстари определяли жизнь казака. Это верность воинскому долгу защиты отечества от врага и мирный крестьянский труд до седьмого пота, дающий земледельцу возможность укреплять свое хозяйство, жениться, растить детей, которым предстоит пройти тот же четко очерченный жизненный круг. Кроме того, история женитьбы Григория Мелехова, безусловно, говорит о том, что в казачьей среде сын обязан был безропотно подчиняться отцу, принимать его решения как должное, даже если они определяли всю его дальнейшую жизнь. Именно это произошло и с Григорием. Пассивно подчинившись воле отца, он вынужден в дальнейшем расплачиваться за эту ошибку, делая несчастными двух незаурядных, гордых и любящих его женщин. Драматизм личной судьбы Григория Мелехова усугубляется теми потрясениями, которые пришли на мирную донскую землю в 1918 году. Война втягивает в свой кровавый водоворот жителей хутора Татарский, положив начало классовому размежеванию, политической борьбе Рушится устоявшийся жизненный уклад, распадаются естественные родственные связи, деформируется нравственное чувство. Дружба приносится в жертву абстракт ной идее о всеобщем равенстве и братстве, приведшей Григория Мелехова и Михаила Кошевого во враждующие станы.

Центральное место в шолоховской эпопее занимает жизненный путь Григория, эволюция его характера. На наших глазах этот норовистый, своевольный парень, веселый и простой, формируется как личность. Во время первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже -получил Георгиевский крест. На этой войне он честно исполнил свой долг, ибо был абсолютно уверен в том, кто его враг. Но Октябрьская революция и гражданская война разрушили все его привычные представления о казачьей чести. Он, как и все люди той бурной и сложной эпохи, должен был сделать свой выбор. С кем ему по пути: с белыми, которые защищают старый устоявшийся правопорядок, стремясь восстановить монархию, или с красными, которые, наоборот, хотят разрушить старый уклад до основания, чтобы на руинах старого мира строить новую жизнь. Григорий служит то у белых’ то у красных. Как настоящий казак, который с молоком матери впитал традиции этого сословия, герой встает на защиту страны, так как, по его мнению, большевики не только посягают на святыни, но и отрывают его от земли.

Эти мысли волновали не только Григория, но и других казаков, которые с болью смотрели на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются на непосильной работе бабы, в то время как они ведут бессмысленную бойню, начатую большевиками. Но затем Григорию приходится стать свидетелем зверской расправы белых с под-телковским отрядом, которая вызывает его гнев и горечь. Помнит Григорий и другое: как тот же Подтелков хладнокровно уничтожал белых офицеров. И там, и здесь ненависть, зверства, жестокость, насилие. Это противно, омерзительно для души нормального, хорошего, честного человека, который хочет трудиться на своей земле, растить детей, любить женщину. Но в том извращенном, смутном мире такое простое человеческое счастье недосягаемо. И герой вынужден жить в стане ненависти и смерти. Он ожесточается, впадает в отчаяние, понимая, что помимо своей воли сеет вокруг себя смерть. Он насильственно отторгнут от всего того, что дорого его сердцу: дома, семьи, любящих людей. Вместо цельной трудовой жизни на пашне и в поле он должен убивать людей за идеи, которых он не может понять и принять.

Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что “неправильный у жизни ход”, но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться с точкой зрения пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий же не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового “ванька”. Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, ведь в свое время из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. Но, с другой стороны, ему во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его “хождения по мукам” подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам российской истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Анализ романа «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Гражданская война начала двадцатого века оставила неизгладимый след в нашей истории. Ей посвящено великое множество книг, стихотворений и песен. Трудно пройти мимо этой темы и остаться безучастным. Эта война расколола общество надвое, и даже по сей день мы можем ощущать её последствия. Никто не будет спорить, что самым значимым и знаменитым произведением русской литературы о Гражданской войне является роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон. Практически избавленный от идеологической ангажированности, он не может оставить равнодушным никого вне зависимости от убеждений и мировоззрения.

История создания

Уроженец Поволжья Шолохов лично мог наблюдать то, о чём написал в своём романе. Работу над произведением он начал в 1925 году, и уже в начале 1928 года первые части произведения были опубликованы в журнале «Октябрь». Несмотря на некоторое противодействие со стороны идеологов партии, посчитавших книгу недостаточно просоветской, уже к 1932 году роман был закончен и полностью опубликован. Судьба романа «Тихий Дон» была весьма драматичной, ведь в эпоху реакции, наступившую после революции и Гражданской войны, советская цензура затмила царские аналоги. Писателю пришлось лично побеседовать с Иосифом Сталиным, и эта встреча, а также заступничество Горького, помогли Шолохову защититься от нападок и издать книгу без купюр.

Практически сразу же возникла проблема авторства. Многие считали, что двадцатилетний Шолохов просто не мог создать столь выдающийся литературный памятник. Поползли слухи о плагиате. Высказывалось, и продолжает высказываться мнение, что Шолохов опубликовал исправленный дневник некоего белогвардейского офицера.

Так или иначе, сторонники теории плагиата ни тогда, ни сейчас не имеют никаких прямых доказательств, и авторство не вызывает вопросов у подавляющего числа читателей. Творчество Шолохова и дальше развивалось стремительно, хотя нельзя отрицать, что его дебют в серьезной литературе стал самым знаковым и известным его произведением.

Жанр, направление, композиция

«Тихий Дон» — это, несомненно, типичный представитель реалистического литературного направления. Автор стремится к созданию достоверной атмосферы, в которой персонажи соответствуют окружающему миру и гармонично развиваются в соответствии с происходящими вокруг событиями.

Жанр произведения — исторический роман. Шолохов старается как можно точнее изобразить в своём творении реальные исторический события, в которых принимают участие герои. В повествовании время от времени появляются исторические личности того периода, вроде Троцкого или Подтёлкова. Присутствуют названия реальных городов и боевых частей. Соблюдена география.

Композиция романа уникальна тем, что порой повествователь отрывается от героев, рассказывая нам о движении целых армий и государств, но потом всегда возвращается к повествованию от лица простого человека. Помимо конкретных действий героев и событий, книга наполнена психологизмом и философскими рассуждениями. Особое место в произведении занимает описание природы и её взаимодействие с душевным состоянием персонажей.

Смысл названия

Название романа «Тихий Дон» звучит весьма иронично, ведь по ходу почти всего повествования в этом краю бушует страшная братоубийственная война, уничтожающая всё вокруг.

Можно предположить, что автор откровенно иронизирует над своей малой родиной. Используя выражение, пользовавшееся популярностью у старых поколений казаков, Шолохов показывает крушение старого мира и постепенное исчезновение того самого «тихого», дореволюционного Дона. Подробнее об этом Вы можете узнать из краткого сочинения-рассуждения, которое посвящено раскрытию смысла заглавия «Тихого Дона».

Роман рассказывает нам о жизни простого донского казака — Григория Мелехова. На протяжении всего повествования этот персонаж проходит свой жизненный путь, постоянно меняясь.

Уже в первых главах романа герой сталкивается с противоречиями реальной жизни, будучи вынужденным выбирать между семьей и любовницей Аксиньей.

Далее жизнь кидает Григория сначала в мясорубку Первой мировой войны, а потом в горнило войны гражданской. Отличающийся стремлением к справедливости, главный герой мечется между «красными» и «белыми», но не может найти себя ни у тех, ни у других, становясь врагом для всех.

По ходу романа главный герой теряет дом, брата, жену, родителей, дочь и даже любовь всей своей жизни — Аксинью. Он вынужден скрываться и вести жизнь преступника. В конце концов, отчаявшийся и сломленный Мелехов сдаётся властям, чтобы в последний раз увидеть сына. Подробное и точное краткое содержание романа Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе невероятно многоранна и богата: в повествовании упоминаются более 700 героев. Поэтому здесь Многомудрый Литрекон перечислил только основных персонажей книги, но если Вам кого-то не хватило, напишите об этом в комментариях, и он пополнит список героев.

  • Григорий Мелехов — справедливый, умный и сильный донской казак. Правдоискатель, смельчак, но в душе стремится к мирной и простой жизни хлебороба. Мягкосердечный, но отважный и умелый воин. Являет собой живую демонстрацию разрушительной силы войны. По ходу повествования теряет всё самое дорогое, превращаясь в бледную тень самого себя.
  • Наталья Мелехова — сильная и гордая, но робкая и слишком эмоциональная жена Григория по договорённости между родителями. Символ семьи в романе. Красивая девушка, верная жена и любящая мать. В первых главах романа одерживает победу над символом любви в романе — Аксиньей. Однако с началом гражданской войны семейные узы распадаются, и Григорий снова отдаляется от неё. Озлобившаяся Наталья делает аборт и мучительно умирает.
  • Аксинья Астахова — находчивая, бойкая и волевая любовница Григория. Самая красивая женщина станицы. Претерпела изнасилование в детстве и несчастливый договорной брак с жестоким и мстительным Степаном Астаховым. Пытается заполнить внутреннюю пустоту любовью, страстной и разрушительной. Символ первобытной страсти. Искренне любит Григория. Погибает в конце романа на пороге своего счастья, в последний раз отправляясь за Мелеховым.
  • Ильинична — терпеливая и мудрая мать Григория. Символизирует собой материнство. Сильная старая казачка. Несмотря на тяжёлую жизнь, сохранила в себе доброту и любовь к детям. Теряет почти всех своих детей и мужа. Перед смертью мечтала в последний раз увидеть сына, но так и не дождалась его. Подробнее об этом образе написано в эссе, посвященном судьбам казачек.
  • Дуня Мелехова — упрямая и смелая сестра Григория. Влюблена в убийцу своего брата — красного казака Михаила Кошевого. В конце романа выходит за него замуж, что символизирует окончательную смерть дореволюционных порядков и победу нового мира. Подробнее о ее образе Многомудрый Литрекон написал в эссе, раскрывающем образы казачек в романе.
  • Пантелей Прокофьевич — хозяйственный, но грубый и невежественный казак старой закалки. В мирное время предстаёт перед нами авторитарным лидером семьи Мелеховых. Символизирует консервативную часть казачества. Ярый противник советской власти. С началом войны теряет контроль над членами семьи. Деградирует, как личность, превращаясь в жадного мародёра, одержимого страхом потерять своё богатство. Бежит от красной армии и умирает от тифа вдали от дома.
  • Петр — брат Григория, белый офицер, получивший награды не за риск и смелость на фронте, а за умение угодить начальнику. Он пошел в отца и тоже стремится нажиться на войне. Всегда действовал осторожно и умеренно, подстраивался к любой власти и весьма символично погиб от руки принципиального Кошевого.
  • Дарья — жена Петра. Это один из немногих негативных женских образов среди казачек, добродетель и стойкость которых автор ставит очень высоко. Дарья — «баба порченная, с ленцой». Циничная и грубая женщина изменяла мужу, но после его смерти распоясалась окончательно и заболела сифилисом, которым был заражен офицер, гулявший с ней. Она убила себя сама, чтобы слухи по хутору не поползли.
  • Михаил Кошевой — «красный» казак, который еще до войны стал большевиком и посещал кружок Штокмана. Это сильный и волевой человек, который твердо стоял на своей позиции и не сомневался в том, во что верил. Он предан партии и ее делу, его типаж отличен от того, которые распространен в среде казаков. Михаил не хочет наживать и копить, его предназначение — служба во благо общества.
  • Митька Коршунов — брат Натальи, служил в белогвардейских карательных отрядах. Является антиподом Кошевого. Митька развращен с отрочества: он совратил дочь Мохова и даже приставал к родной сестре. Потом он воевал, а в гражданскую войну присоединился к движению казачества против большевиков. Он, жестокий и беспринципный, примкнул к отряду палачей и убивал мирных жителей.
  • Прохор Зыков — верный ординарец Григория, который полюбил его как брата и следовал по пятам, куда бы он не пошел. Это антипод Григория: мягкий и трусоватый, ограниченный и лишенный амбиций, робкий и покорный, он сдается раньше Григория и находит свое место при советской власти, однако до конца с нежностью вспоминает о друге и даже плачет, жалея его.
  • Евгений Листницкий — сын крупного помещика и военного. Офицер, доблестно служивший на фронте, честный, храбрый, но слабовольный и испорченный средой дворянин. Он до последнего стремится противостоять революции, но критически относится к руководству и тактике Белой Гвардии. Получив инвалидность, женится на вдове друга и хочет найти покой дома, но Ольга изменяет ему с генералом, чего он не может пережить, как и гибели той России, которую он любил. Заканчивает жизнь самоубийством.
  1. Любовь. Автор показывает, как иррациональная страсть приносит людям одни несчастья: «ненавидящей» любовью отравлен Степан, ревнивым и жадным влечением околдована Наталья, жалостью и лаской обманута Аксинья в доме Листницкого, да и сам сын пана становится жертвой игры страстей. В то же время с разрушением семьи и всех основ старого общества именно любовь может поддержать человека и спасти его от отчаяния: любовь к Григорию становится смыслом жизни загнанной в угол Аксиньи, а он связывает с ней все надежды на будущее.
  2. Казачество. Вырисовывая перед нами казачество во всём его противоречии, писатель думает о том, сможет ли это сословие пережить грядущую бурю. Ближе к концу он сам даёт ответ на этот вопрос. Казаки – неотъемлема часть старой царской России, и с её гибелью исчезают и казаки со своими традициями и бытом.
  3. Поиск правды. Григорий Мелехов пытался построить лучший мир, в котором не будет несправедливости и горя. Однако, будучи идеалистом, он отвергает путь кровавой междоусобицы. По его мнению, нельзя бороться за правду руками, измазанными в крови. В итоге Григорий становится чужим для всех сторон конфликта и увязает в крови по пояс.
  4. Семья. Семья, по мнению Шолохова — самая важная часть жизни человека. Большой трагедией для него становится распад семьи Мелеховых с началом гражданской войны. Два брата стоят по разные стороны конфликта; отец придерживается консервативной позиции, а дочь влюбляется в революционера; Григорий не может выбрать между двумя женщинами. Все эти противоречия разрушают семью.
  5. Человек и природа. В романе природа становится отражением души человека. Все герои связаны с окружающим миром. Так, автор всех своих героев сравнивает с растениями, природными явлениями и животными: Лиза и Володя Моховы росли «как кусты дикой волчьей ягоды», любовь Аксиньи «цвела придорожным дурнопьяном», волосы Петра были «пшеничного» цвета, Наталья была как месяц — «не холодит и не греет». В финале жизнь Григория писатель не единожды называет «волчьей». Сам герой тоже не скупится на сравнения и ассоциирует себя со зверем.
  6. Быт. С особой нежностью изображён быт простых людей, который способствует объединению людей и созданию гармонии. Казаки работали и любили свое дело. Так, когда Григорий нанялся в работники в Ягодное, он постарел, потолстел и стал ленивым, на себя не похожим, потому что тосковал по работе в поле. На войне он с тоской вспоминал о том, что не убран хлеб. Именно в этом он видел свое призвание.
  7. Традиции и жизнь казаков. Писатель описывает казачью жизнь, ка нечто жестокое и архаичное. В этой среде есть место инцестам, нравственному и физическому насилию над женщинами и детьми, пьянству, разврату, венерическим болезням, воровству, кровной вражды. Но в то же время он симпатизирует этим людям и отстаивает их право жить так, как завещали им их предки. Он понимает, что казаки не могут измениться в одночасье, это трудный и болезненный процесс, который смогут пройти не все.
  8. Пейзаж. Детальное описание донских степей погружает нас в атмосферу тех краёв и того времени. Зачастую пейзаж отображает внутренний мир героев или наоборот контрастирует с ним. Тема природы связана с темой любви. Так, Аксинья и Григорий сблизились во время бури, именно ей уподобляются их страстные отношения.
  9. Труд. Идеал человеческой жизни Шолохов видит в честном труде на своей земле. Именно к этому стремится главный герой. За трудовой народ выступают и большевики, которым явно симпатизирует автор.
Читайте также:  Что объединяет и разнит активистов Гремячего Лога?: сочинение

Проблематика

  • Война. Шолохов осуждает войну, которая заставляет людей убивать друг друга. Несёт лишь разрушения и озлобление. Ломает судьбы и оскверняет человеческие души. Проблема войны в произведении подробнее раскрыта в этом эссе.
  • Социальная несправедливость. Писатель не идеализирует дореволюционную жизнь, изобличая несправедливости старого строя. Главными мишенями становятся помещичье дворянство и офицерство. Именно из-за этих жадных и порочных людей начинается и затягивается гражданская война. Их равнодушие к судьбе народа особенно сильно проявляется в сцене посещения госпиталя, когда георгиевский кавалер Григорий видит скучающую и безразличную «особу императорской фамилии», которая с надменным видом раздает бойцам иконки как милостыню.
  • Женская доля. Шолохов показывает женскую жизнь как череду страданий и лишений. Символом и олицетворением женских страданий становится Василиса Ильинична. Эта казачка состарилась и подурнела раньше времени из-за побоев и грубости мужа-пьяницы. Она бесхитростно рассказывает невестке, как неделями лежала и не могла подняться, скованная ушибами и ранами от супруга, который позволял себе гулять и не ночевать дома. Лишь любовь к детям способна сгладить мучения женщины, которые лишь усиливаются с началом исторических катаклизмов.
  • Революция. Принимая необходимость революции, Шолохов не может смириться с кровопролитием, лишениями и страданиями, которые приходят вслед за ней. В этом он винит не только представителей правящего класса, которые не смогли смириться со своим низвержением, но и обычных людей, которые затягивали войну из-за своего эгоизма. Нежелание работать на общее благо и выйти за рамки своих национальных предрассудков побудило казаков бунтовать против перемен.

Основная идея

Писатель показывает, какие несчастья обрушивает на людей война. По его мнению, все они стремятся к миру, но война озлобляет их, превращая в ожесточенных зверей, рвущих друг друга на куски. Но в то же время писатель говорит о необратимости исторических процессов. Он приходит к выводу, что, как бы это ни было печально, старый мир должен погибнуть, чтобы дать дорогу чему-то новому. В этом и заключается смысл романа «Тихий Дон».

Но все же главная мысль произведения — это утверждение идеалов гуманизма и справедливости, которые искал Григорий Мелехов на войне. Однако его ошибка заключалась в том, что борьба — не то место и время, когда стоит отыскивать идеалы. Они ждали его в мирной жизни, от которой он отгородил себя сам.

Вывод

«Тихий дон» учит нас тому, как важно на фоне масштабных исторических процессов не забывать о морали и нравственности. В тяжелые времена долг каждого человека — остаться человеком и не превратиться в озлобленное животное.

Мир и труд — вот главные моральные ценности, которые провозглашает Шолохов, и мы должны сделать всё, чтобы человечество стремилось именно к таким идеалам.

Критика

Роман был высоко оценён самим Максимом Горьким, который способствовал скорейшему выходу новых частей и всеми силами защищал Шолохова во время скандала об авторстве.

Некоторое время писателя обвиняли в симпатиях к белому движению, однако глава Советского государства, Иосиф Сталин после встречи с Шолоховым отринул эти обвинения.

Вот мнения некоторых критиков о произведении, где подробно описываются художественное своеобразие, особенности и значение романа:

Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего два-три года чернел он чуть заметной точкой на литературном просторе. Самый прозорливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он. Неправда, люди у него не нарисованные, не выписанные – это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему. (А. Серафимович. Статья «Тихий Дон»)

Шолоховский «Тихий Дон», как мне кажется, является выполнением того обещания, которое молодая русская литература дала начавшему внимать ей Западу своими произведениями («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова); он («Тихий Дон») свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там…(Ф. Вайскопф. Статья «Роман о донских казаках»)

Шолохов запечатлел в грандиозном эпосе как человеческую трагедию великий социальный переворот в жизни донского казачества со всеми сложными последствиями революции в этом необъятном крестьянском мире… Все движение эпохи проходит через душу Мелехова и над ним… Трагические утраты усиливают тяжесть ударов бури, проносящейся над Мелеховым, но жизнеутверждающая сила нового еще более возвышается вследствие контраста – внутреннего разлада отставшего одиночки (Мелехова). Герой – проиграл, но великая битва – выиграна! И поэтому трагедия теряет свой пессимистический акцент (К. Дитрих. Статья «Роман о революционной России»)

«Тихий Дон» – шедевр Шолохова – повествует нам о грозном и величественном времени, когда рождалось в муках и утверждалось первое социалистическое отечество. «Тихий Дон» – это живое дыхание истории не в абстрактном плане идей, дат и чисел, а с высоты Человека, в совокупности его жизни, чаяний и страданий, его повседневных забот и надежд, то есть этот роман несет в себе необыкновенно яркие и доступные образы, мысли, факты из жизни, которые могут воочию рассмотреть и оценить каждый мужчина и каждая женщина, ибо это роман о неугасимой и страстной любви. (А. Стиль. Статья «О романе Шолохова “Тихий Дон”»)

«Тихий дон» стал одной из первых попыток объективно оценить противоречивые события Гражданской войны. Возможно, именно этот роман ещё поможет будущим поколениям «красных» и «белых» окончательно примириться между собой.

Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»

Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего два-три года чернел он чуть заметной точкой на литературном просторе. Самый прозорливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он. Неправда, люди у него не нарисованные, не выписанные – это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему. Вот это способность наделить каждого собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй – эта огромная способность сразу взмыла Шолохова, и его увидали. (А. Серафимович. Статья «Тихий Дон»)

Шолоховский «Тихий Дон», как мне кажется, является выполнением того обещания, которое молодая русская литература дала начавшему внимать ей Западу своими произведениями («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова); он («Тихий Дон») свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там. И то, что в известных уже произведениях молодых русских прозаиков часто еще только намечалось, было еще зародышем – новый угол зрения, обращение к проблеме с совершенно неожиданной, новой стороны, сила художественного отображения – все это в романе Шолохова получило уже свое полное развитие. Величием своего замысла, многогранностью жизни, проникновенностью воплощения этот роман напоминает «Войну и мир» Льва Толстого. (Ф. Вайскопф. Статья «Роман о донских казаках»)

Шолохов запечатлел в грандиозном эпосе как человеческую трагедию великий социальный переворот в жизни донского казачества со всеми сложными последствиями революции в этом необъятном крестьянском мире. Все движение эпохи проходит через душу Мелехова и над ним. Трагические утраты усиливают тяжесть ударов бури, проносящейся над Мелеховым, но жизнеутверждающая сила нового еще более возвышается вследствие контраста – внутреннего разлада отставшего одиночки (Мелехова). Герой – проиграл, но великая битва – выиграна! И поэтому трагедия теряет свой пессимистический акцент (К. Дитрих. Статья «Роман о революционной России»)

Роман Шолохова «Тихий Дон» продолжает, в основном, великую реалистическую традицию предшествующей эпохи, составляющей душу русского искусства, которую обессмертили произведения Толстого. Те же широкие полотна, где выступают целые пласты человечества в окружении природы, тот же объективный взгляд, широкий кругозор, который отражает, не искажая, то же стремление скрыть художника и раскрыть предмет его искусства – в то время как на Западе искусство слишком часто лишь румяна, маска на лице действительности. (Р. Роллан. Статья «О роли писателя в современном обществе»)

«Тихий Дон» – шедевр Шолохова – повествует нам о грозном и величественном времени, когда рождалось в муках и утверждалось первое социалистическое отечество. «Тихий Дон» – это живое дыхание истории не в абстрактном плане идей, дат и чисел, а с высоты Человека, в совокупности его жизни, чаяний и страданий, его повседневных забот и надежд, то есть этот роман несет в себе необыкновенно яркие и доступные образы, мысли, факты из жизни, которые могут воочию рассмотреть и оценить каждый мужчина и каждая женщина, ибо это роман о неугасимой и страстной любви. (А. Стиль. Статья «О романе Шолохова “Тихий Дон”»)

Прочитав знаменитый роман М. Шолохова «Тихий Дон» каждый может проследить вначале слабый, почти неуловимый, процесс разложения, происходящий среди казаков – в самом дисциплинированном ядре русской армии. Мы видим, как революционная буря очищает душную атмосферу над тихим Доном, как дует свежий, острый и здоровый ветер революции. «Тихий Дон» Шолохова широко обоснованное и документально точное произведение, показывающее возникновение революции и ее развитие. Что касается честности описаний и выразительности образов, то вряд ли мы нашли бы равное в любой другой литературе. Шолохов не знает безвкусной сентиментальной «человечности» и пацифистского лимонада, которые наводняют девяносто процентов так называемой военной литературы, несмотря на то, что ее авторы считают себя мастерами реалистического изображения. Шолохов представляет людей и события так, как дает их жизнь, и его заслугой является то, что читатель переживает за судьбы героев и верит, что революция должна была наступить и что она пустила глубокие корни. (В. Борек. Статья «О “Тихом Доне”»)

«Тихий Дон» – это всемирно прогремевший шедевр! Сенсацией является независимая позиция Шолохова по отношению к русским классикам, писавшим о казаках. Вопреки Гоголю («Тарас Бульба») и Л. Толстому («Казаки»), где господствуют тона героической романтики, (народ и война, барабаны зовут в бой весело и варварски), казаки Шолохова проще, реалистичней. Они менее веселы, мало героичны, но необычайно сильны неукротимостью своего духа степняков, хотя их насильно угоняют на фронт. Важно отметить, что горизонт писателя выше горизонта его героев. Вот почему его роман является выдающимся изображением психологии русского народа, свершившего революцию. «Тихий Дон» – это великолепный этнографический и исторический документ эпохи, гремящий на весь мир.

С отчаянием спрашиваешь себя, взяв в руки первый том «Тихого Дона», разве можно прочесть эти более чем 400 страниц? Но позже, вчитавшись в роман, забываешь то, о чем спрашивал. Удивленно читаешь роман о борьбе. И когда его прочтешь до конца, не вздыхаешь от облегчения, что он окончен, а грустишь, что он так мал. Шолохов – не Достоевский, но роман «Тихий Дон» чудесным стилем воскресил в нашей памяти лучшие образцы русского искусства. В нем читатель достигает того кульминационного пункта, с вершины которого видна вся русская страна, в результате этой войны превратившаяся в большевистскую, в Россию пятилетних планов. Зрелый, сильный, казачий роман! (Ф. Шюберг. Статья «Казацкий роман»)

«Тихий Дон» Шолохова был для большинства людей моего поколения первым знакомством с новым родом литературы, с новым родом общества, и мы никогда не забудем этого знакомства. «Тихий Дон» вырос, как буйные травы, из событий 1917 года, и его самородный пыл и социалистическое понимание точно соответствовали тому волнующему моменту. Мы узнали из этой книги не только, что значит революция, но и то, что она сделала с жизнью людей, и как невероятное противоречие между старым и новым создало конфликт, который в действительности был настоящей проблемой в первые двадцать лет Советской власти.

«Тихий Дон» остается таким же, каким он был! В России нет такой же другой книги, и ее можно перечитывать снова и снова и каждый раз открывать новые качества, пропущенные прежде. Это подлинное искусство, и оно будет служить новым поколениям так же, как оно служило тем из нас, кто был рожден с революцией и рос с ней. (Д. Олдридж)

«Тихий Дон» принадлежит к великим романам нашего столетия и является единственным, где русская революция для нас предстала действительно живой. Но одновременно «Тихий Дон» Шолохова и нечто большее: это роман о людях, о человечестве, о тех силах и внешне случайных событиях, которые формируют его судьбу. Старая тема и одновременно новая. «Тихий Дон» – это большой роман о столкновении мировой истории и разных, простых людей. Это описание той стороны истории, которая до сих пор была от нас скрыта, неизвестна. В «Тихом Доне» нет ничего сконструированного, он течет от своей собственной тяжести, непреклонно, как сам тихий Дон. То там, то здесь находит он тихие заводи, где ничего значительного не происходит, но он и не скучен, ибо такова сама жизнь. Романы могут быть написаны по-разному, и все они могут быть хорошими. Но действительно великими могут быть лишь такие и никакие другие! (Т. Эльстер. Статья «В войне и любви»)

Григорий Мелехов несет в себе трагические черты переходного периода. Он знает, что борется за проигранное дело. Но в его крови – лояльность к товарищу по оружию и прежде всего глубокая, почти горькая любовь к родной земле. Домой он возвращается: наконец, как пораженец. Конец «Тихого Дона» подобен концу романа «Преступление и наказание» Достоевского: жизнь, надежда, но Шолохов оставляет вопрос открытым. Произведение Шолохова отличается широким и объективным покоем эпоса. Он поэт, а не пропагандист. . И жизнь природы в его романе представляет собой величественную, живую канву повествования, она органически сливается с человеческой жизнью, придавая роману настроение цветущей жизненности. «Тихий Дон», бесспорно, одна из великих книг нашего столетия, она достойна своих классических предшественников по широте охвата жизни, по силе и дарованию и будет и в дальнейшем жить в литературе. (Э. Расмуссен. Статья «О “Тихом Доне”»)

Главным героем «Тихого Дона» является живописная, жестокая и горестная земля, которой Шолохов отдает всю свою любовь и свой талант. Ключ произведения таится на его последней странице: Григорий оставляет позади мир мертвых, чтобы вступить в новый этап своей жизни – и жизни вообще, – неся в руках своего сына, как единственное свое достояние. Ничего более не объясняется, ничего не решается, не связываются нити, чтобы закончить произведение, как это было в эпилоге «Войны и мира». Итог «Тихого Дона» в том, что с прошлым покончено, как бы начиная с ничего, отец и сын входят в новое время. (Х. Вальверде. «Тихий Дон» Шолохова)

«Тихий Дон» – это классическое, огромной силы реалистическое произведение. Шолохов мастерски изображает как в важное для России время новые идеи незаметно проникали в человеческие сердца, находя свое проявление в чувствах и песнях, как среди развалин старого мира появлялись ростки новой жизни. Свидетельством величия романа Шолохова является и то, что он не выдумывает своих врагов и героев, а живописует их из своей жизни. Это исповедь человеческая. (С. Альгрен. Статья «О русской прозе»)

«Тихий Дон» — произведение необычное. Оно создано вопреки всем выработанным в предшествующую эпоху канонам построения художественного произведения. Шолохов словно отбросил законы гуманности, прежде служившие мерилом всех поступков героев, и погрузил их в атмосферу «дикой свободы», которая гуляла по берегам Дона в условиях отсутствия стабильной власти, смертельного противостояния «красного» и «белого» движения. Следует также отметить исключительную человечность романа. Сцена встречи Григория с вдовой-зовуткой, побег с Аксиньей, ее гибель и похороны делают эту книгу одним из великих описаний любви в мировой литературе. (И. Лу-Юхассон. Статья «Тихий Дон»)

Эта книга – подлинная трагедия. Те читатели, которые ожидали счастливого конца, ошиблись. Но ошиблись и все. Конец романа необычайно сложен и в то же время ошеломляет очевидной, исключающей все другие варианты верностью решения. Судьба Григория оказалась тяжелой и мрачной. Первое ощущение после того, как прочтешь эту книгу, – ощущение большого потрясения. Эта книга значительна, в числе прочего, тем, что она заставляет думать. И одно из размышлений – о том, какой большой художник живет в наше время. (Ю. Лукин. Статья «Окончание “Тихого Дона”»)

В «Тихом Доне» Шолохов развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное. (А. Толстой)

Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

Читайте также:  Тема дома в романе «Тихий дон» М. ШОЛОХОВА: сочинение

Творчество М.А. Шолохова

Краткая биографическая справка из жизни М.А. Шолохова, первые фельетоны писателя. Раскрытие русского национального характера в романе “Они сражались за Родину”. Судьба народа в годы революции и гражданской войны в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон”.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.04.2013
Размер файла21,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по теме:

Творчество М.А. Шолохова

1. Биография М.А. Шолохова

2. Творческий путь писателя

3. Своеобразие творчества М.А. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов – один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события – революцию, становление советской власти, реалии нового быта, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне. Все написано, безусловно, с позиций идейных, коммунистических, классово, идеологически выверенных. Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий.

Цель работы – рассмотреть творчество М.А. Шолохова.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской, области Войска Донского (теперь Ростовская область). Его официальная биография выглядит так. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии, с молодых лет работал по найму, кочуя по донским хуторам и станицам. Мать Анастасия Даниловна, дочь крепостного украинского крестьянина Черниговской губернии, с двенадцати лет вплоть до замужества работала в помещичьем имении Ясеновка, находившемся неподалёку от хутора Кружилина. Малограмотная женщина обладала острым природным умом, живой, образной речью, душевным богатством, и эти качества унаследовал будущий писатель.

Однако в последние годы стали известны другие факты. На самом деле сын приказчика 1-го класса и внук купца 2-й гильдии (высшей для станицы Вешенской) в комсомол вовсе не мог быть принят как выходец из семьи эксплуататоров, оружие тогда давали только комсомольцам, естественно.

Его творчество автобиографично лишь в самой малой мере. И если верно предположение его старшего друга Е.Г. Левицкой: «В шатаниях Григория (Мелехова) есть, безусловно, много автобиографического. » – то уж совсем не приходится сомневаться в стремлении Шолохова оттолкнуться от прошлого, как бы начать совершенно новую жизнь; а такое стремление составляет основу коммунистической идеологии. В 1933 г., насмотревшись на безобразия и преступления периода коллективизации, Шолохов, далеко не все показавший в «Поднятой целине», лишь укрепляется в коммунистической вере и просит Сталина в письме прислать в край «доподлинных коммунистов, у которых хватило бы смелости, невзирая на лица, разоблачать всех, по чьей вине смертельно подорвано колхозное хозяйство района. Левицкая, член партии с 1903 г. (Шолохов – с 1932), в 1935 г. восхищается им: «Из травимого врагами и «друзьями» (в кавычках!) Шолохов превратился в писателя с мировым именем. Из «сомневающегося», шатающегося – в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Это – после писем Шолохова о людях, умирающих от голода целыми хуторами. Шолохов действительно надеялся на лучшее.

В 17 лет он был назначен продовольственным комиссаром в станицу Букановскую Царицынской губернии. В 1923 году М.А. Шолохов приехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом домоуправлении и не оставлял мечту стать писателем. В комсомольской газете “Юношеская правда” появляются фельетоны, подписанные псевдонимом “М. Шолох”. Вскоре литература стала его основной профессией. В конце 1924 года был напечатан его первый рассказ “Родинка”, а затем повесть “Путь-дороженька”. Шолохов примкнул к литературной группе “Молодая гвардия”, в которую входили М. Светло, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. В 1925 г. Шолохов уже публикует рассказ за рассказом в периодике, пять из них выходят отдельными книжками. Всего рассказов набирается два с половиной десятка. В том же году Шолохов включает 19 из них в первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь» (1926). Шолохова признали. Осенью 1926 г. он начал «Тихий Дон» заново – с описания довоенной жизни донского казачества. Когда само слово «казак» вызывало ожесточение, и мало кто представлял себе, какие они, эти казаки, Шолохов решил показать их всем не как полицейскую силу царизма, а как целый мир, мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир интереснейших личностей и сложнейших человеческих отношений.

В 1932 году Шолохов начал писать «Поднятую целину». Во время Великой Отечественной войны полковой комиссар, затем полковник М.А. Шолохов – военный корреспондент, автор злободневных публицистических очерков и статей. Перу Шолохова принадлежит роман «Они сражались за Родину» (не закончен).

Шолохов не был безусловным фаворитом вождей. В 1944 г. управление пропаганды ЦК ВКП(б) выдвигало его на пост ответственного редактора «Нового мира», но от поста он отказался. Написанная в 60-ом вторая часть «Поднятой целины», по отзывам критиков, признается слабым произведением. Вершиной творчества писателя остается «Тихий Дон».

2. Творческий путь писателя

шолохов фельетон роман дон

Когда в 1925 году появились “Донские рассказы” двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий талант. А первая и вторая книги “Тихого Дона”, напечатанные в 1928 году в журнале “Октябрь”, поставили его в ряд лучших писателей Советской страны. В «Тихом Доне» и довоенная жизнь далека от идилличности, а мировая и гражданская войны приводят к поистине катастрофическим последствиям. Роман создавался как бы в свете фольклорной песни о Тихом Доне, которую Шолохов не смог использовать непосредственно на его страницах, «В песне Тихий Дон изображается осиротевшим, оставшимся без „ясных соколов – донских казаков“». И это уже не было гиперболой. Шолохов. настольной книгой которого в то время была «Война и мир», с самого начала строил свое произведение как роман-эпопею, в которой «ширь» и «глубь» не исключает друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы.

Эпическое приятие мира неизбирательно, субстанциональные начала жизни устойчивы и проявляются во всем – в большом и в малом. Жизнь ценна сама по себе, вне проекции на какие-то отвлеченные идеалы. Связь событий в эпосе осуществляется не сюжетом, а всем мироотношением, в котором выражается примат общего над индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь, в отличие от романа с концентрическим сюжетом, нужны не только для чего-то последующего, но и в его собственном, самодостаточном содержании.

Роман «Тихий Дон» вызывал много кривотолков об авторстве Шолохова. Обнаруженные журналистом Л.Е. Колодным рукописные оригиналы первых частей «Тихого Дона» делают основания для сомнений в авторстве Шолохова, возникших сразу после появления в печати первых двух книг романа-эпопеи, крайне зыбкими. Сомнения вызывала способность 22-летнего провинциала с четырехклассным образованием (что, впрочем, больше, чем у первого русского нобелевского лауреата Бунина, не говоря уже о Горьком) написать столь масштабное произведение, требовавшее, помимо всего прочего, широчайших и разносторонних познаний. Но Шолохов действительно вырос – колоссально и стремительно. В то время были доступны многие источники, включая мемуары белоэмигрантов. Во всяком случае, до коллективизации можно было выспрашивать оставшихся участников первой мировой и гражданской войн, Верхнедонского восстания. Известный курьез – наличие, согласно роману, в Восточной Пруссии «города Столыпина», – использовавшийся как аргумент против авторства Шолохова, может говорить и в пользу такового: это типичный случай народной этимологии, какой-нибудь неграмотный казак переиначил на привычный лад непонятное название и так сообщил его любознательному юноше. Что же касается быта и нравов казаков, то до Шолохова просто не было писателя, который бы их так хорошо знал и понимал.

В 1930 г., сразу по завершении первого варианта третьей книги «Тихого Дона», Шолохов начал писать и в 1932 г. опубликовал первую книгу «Поднятой целины». В основу сюжета был положен конфликт явно архаичный, но объективно предваряющий будущие повсеместные поиски «врагов народа», – противостояние заговорщиков и строителей новой жизни. Первая книга начинается приездом в Гремячий Лог Половцева и Давыдова (по хронологии событий раньше приехал двадцатипятитысячник, но показан первым приезд врага),

Конечно, в первой книге колхозного романа немало крамольного для тех лет материала. Но довольно скоро «Поднятая целина» была объявлена произведением образцовым для всей советской литературы. Сталина устраивали смелость и острота в пределах дозволенного, а высокое художественное качество книги как бы доказывало плодотворность коммунистической идеологии в искусстве. Шолохов, несмотря ни на что, все-таки безусловно на стороне своих героев-коммунистов. Образы их рельефны, легко запоминаются со многими деталями, живут, подобно героям «Тихого Дона», в читательском сознании, как реальные люди. Очевидна авторская установка на сопереживание именно им. Утопическое, нормативное осмысление глобальных социально-исторических обстоятельств парадоксально сочетается с реализмом характеров и поступков персонажей.

В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны рассказывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение советского народа к фашистам характеризует разговор, который передаёт писатель в очерки “На юге”. Во время перестрелки с окружённой немецкой частью молодой боец сказал: “Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите, не хотят сдаваться, а вот прибьём их тогда и посмотрим что у них за идея, ответил лейтенант. После боя в захваченном обозе оказались тюки с детской обувью, отрезами материи, женскими пальто и другими награбленными вещами. На убитой территории врага лейтенант увидел хозяйничанья гитлеровцев и был ошеломлён проявлением неслыханного человеконенавистничества. “Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…” А рядом – залитые кровью ученические тетради и учебники…

Непередаваемые мучения перетерпел Герасимов, когда его раннего, взяли в плен гитлеровцы. Но он всё вынес, бежал из плена и вернулся в строй. Чтобы мстить врагам до победного конца. В самый разгар Великой Отечественной войны писатель начал работу над новым романом – “Они сражались за Родину”. С 1943 года главы романа печатались сначала в газетах, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах романа описан первый период войны когда, Советская Армия отступала под натиском превосходящих сил противника. С тяжёлыми боями отходили русские воины, насмерть стояли они на подступах к Сталинграду. В романе просто и правдиво воспроизведены героизм советских солдат, фронтовой быт товарищеской беседы, скрепление кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего – шахтёра Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетова, лейтенанта Голощекова, повара Петра Лисичко.

В романе “Они сражались за Родину” глубоко раскрыт русский национальны характер, ярко проявляющийся в дни тяжёлых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата “русский Иван”. Шолохов писал в одной статей: «Символический русский Иван – это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару, осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели».

1 января 1957 г. в «Правде» появляется «Судьба человека». Этот рассказ – настоящая «целина», поднятая писателем. Здесь он в своей истинной стихии: показывает в трагических обстоятельствах человека, величественного в своей простоте. Как и в «Тихом Доне», в центре произведения один человек, а проблематика глобальная, общечеловеческая, и банальное заглавие рассказа разрастается до символа. Писатель вновь сумел показать, какую огромную – и непонятую – ценность может представлять собой самый обыкновенный, бесхитростный человек. Это истинный герой, но в отличие от привычного соцреалистического героя, который брал рекорды в труде и косил врагов как траву (вспомним шолоховского же Герасимова), героизм его едва ли не ярче всего проявляется в том, как он пьет водку на пиру немецких офицеров. Это было неслыханно ново для 1956 г. Судьба человека» – важнейшая веха на пути трансформаций представлений о герое литературы, концепции личности.

3. Своеобразие творчества М.А. Шолохова

Советская литература мыслилась, прежде всего, рабоче-крестьянской. Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени. Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен». В четырехтомном «Тихом Доне» среди центральных героев интеллигент (в широком смысле) только один – Евгений Листницкий, причем предполагается, что это герой скорее отрицательный, чем положительный. В двухтомной «Поднятой целине», где речь должна была идти о подъеме народного сознания, которое Шолохов был вынужден отождествить с «целиной», интеллигенция совершенно ни при чем, только мелькает не имеющий почти никакого значения образ учительницы. В незаконченном романе «Они сражались за родину» один из главных героев, Николай Стрельцов, – агроном, интеллигент от земли, и не случайно он абсолютно на своем месте в качестве рядового красноармейца, а образ его брата-генерала был присочинен позже и во многом сыграл роль рупора автора по отношению к проблеме «культа личности». В единственном рассказе Шолохова, имеющем очень большое литературное значение, – «Судьбе человека» – образ врача эпизодичен и человек этот дан в восприятии шофера. В большинстве своих произведений Шолохов старается не уводить действие далеко (или надолго) от берегов родного Дона, от мест, где он прожил почти всю жизнь и которые действительно хорошо знал.

Главная тема романа “Тихий Дон” – судьба народа в годы революции и гражданской войны. В предисловии к английскому изданию романа “Тихий Дон” Шолохов писал: “Я был бы счастлив, если бы за описанием чуждой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции”.

Эпопея Шолохова народна, прежде всего, в смысле «простонародности», но без упрощения, и при своей общезначимости она вместе с тем именно донская эпопея. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному. Не раз он (Григорий) в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях метелку полыни, нюхал и с тоской думал: «Нет, не то, чужое. ».

Заслуга Шолохова именно в этом сохранении своеобразного, ни на что не похожего родного ему мира, который он смог сохранить на страницах своих произведений.

Основная заслуга Шолохова-художника состоит в возведении на высшую степень искусства той творческой задачи, которую впервые поставил И.С. Тургенев в «Записках охотника», – выявления в самом простом человеке яркой индивидуальности, иногда выдающейся личности, превращения этого человека в запоминающийся до малейших черточек, легко представимый, убедительный, действительно живой образ. В «Тихом Доне», отчасти и в других произведениях это достижение успешно сопряжено с другим – наиболее масштабным и глубоким в литературе XX века воплощением грандиозных общественно-исторических событий.

1. Гордович К. История отечественной литературы ХХ века. СПб.:1997.

2. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. (Под редакцией С.И. Кормилова). М., 2003.

3. Лейдерман Н., Барковская Н., Липовецкий М. Русская литература ХХ века. Екатеринбург, 1995.

4. Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.

5. Огнев А.М. Шолохов и наше время. Тверь.:1996.

6. Очерки истории русской литературы ХХ века. Вып.1. М.: 1995.

Ссылка на основную публикацию
×
×