Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова Судьба человека): сочинение

Сочинение по рассказу Шолохова Судьба человека рассуждение 7 класс

Произведение “Судьба Человека” Шолохова наполнено трагическими событиями, свойственными времени Второй Мировой Войны, которые показывают все ужасы и несправедливость войны. Вместе с главным героем, солдатом на поле брани, мы проходим через все испытания предоставляемые судьбой, но по итогу остаемся практически ни с чем. Это произведение отчасти о несгибаемой воле русского человека, о его стрессоустойчивости и храбрости.

В произведении повествуется о временах Великой Отечественной Войны. Нас знакомят с Андреем Соколовым, мобилизованным в ряды армии. В родном городе у него остаются жена и две дочери, что придает ему ещё большей мотивации для победы. Но впервые же месяцы войны его тяжело ранят и забирают в плен фашистские захватчики. В плену он знакомится с немецким концлагерем, со всеми его ужасами, и отвратными вещами. Однако благодаря своей воле и храбрости ему удается избежать расстрела и вернуться к своим на фронт. Вскоре его ожидает ещё одно испытание.

В недолгом фронтовом отпуске вернувшись в свой родной город, он узнаёт о смерти своей семьи под немецкими бомбами. Единственным близким человеком ему приходится его сын офицер, тоже сражающийся за честь страны на передовой. Но как мы знаем, реальный мир бывает очень жесток, и практически всегда непростительно несправедлив. После победы в войне Андрей узнает о гибели сына в последний день войны. Разбитый и подавленный он отправляется жить далеко от своего родного города, однако, это ещё не все испытания, уготовленные на его долю судьбой. Работая в чужих местах. Встречая там мальчика сироту, он берёт его под свою опеку. Так и заканчивается история Андрея Соколова.

Произведение даёт нам понять, насколько ужасна была война, и что она принесла людям, жившим в ту эпоху. Изо всех сил стараясь выжить и вернуться к своей семье, Андрей получает лишь разочарование и нестерпимую душевную боль от потери любимых. Это показывает всю несправедливость и ужас ВОВ. Но благодаря таким произведениям, мы учимся на прошлых ошибках, стараясь не совершать их в будущем. Именно это пытается донести Шолохов. Старайтесь не наступать на одни и те же грабли дважды.

Вариант 2

После прочтения рассказа Михаила Александровича Шолохова “Судьба Человека ” ощущаются непередаваемые впечатления. Этот рассказ основан на реальных событиях. Однажды, А. М. Шолохов встретил Андрея Соколова с маленьким мальчиком и тот поведал писателю свою историю. Из неё исходит, что Соколов человек с сильным характером и просто стальной силой воли.

Андрей очень любил свою семью и был рад своей жизни, но когда наступила война мужчина пошел на войну. Он жил мыслями о родном доме, о семье. Это помонало ему не сломаться и сохранять силу воли, чтобы не сдаться, не отступиться от прежних убеждений.

Соколов был очень патриотичным человеком. Когда он впервые оказался в тылу врага, то нечаянно услышал разговор двух своих собратьев по несчастью. Один из них хотел сдать другого. Андрей не выдержал этого и убил его. Первый раз в жизни, убив человека. Потому что он не мог отступиться от своих моральных ценностей.

У Андрея Соколова была очень сложная судьба. Сначала погибла любимая жена с дочерями, потом и сын, с которым Андрей так хотел встретиться. В день победы над фашизмом мужчина остался один. Больше у него не было никого. Тогда Соколов решился на главный поступок в его жизни. Он приютил мальчика, такого же потрёпанного войной, как и сам Андрей.

Также Андрей очень добрый человек, даже тогда когда он был голоден и его чуть не убили, но за храбрость дали хлеб с салом, Соколов, после того, как выспался, поделил сало и хлеб со всеми товарищами по несчастью. То есть он думал не только о своих потребностях. Нет, он знал, что все точно так же хотят есть и у всех есть свой груз на душе, который они несут на себе.

Всё это говорит о сложной судьбе обычного человека, который смог преодолеть все трудности и в конце все же получить “вознаграждение” от судьбы — Ваню, “нового” сына, новую жизнь и новые возможности. Этот рассказ о храбрости, о силе воли, о милосердии, о настоящей любви и искренней преданности общему делу.

Сочинение рассуждение на тему Судьба человека

В этом мире есть люди, которые склонны к фатализму. Они считают весь мир полностью предопределенным, в частности, собственную судьбу. Такое мировоззрение также есть у некоторых религиозных людей, которые считают любое событие данным, так сказать, свыше.

Если придерживаться таких взглядов, то кажется и делать ничего не нужно, ведь любые события происходят сами собой. Чему быть – того не миновать – так говорят фаталисты и для этих людей судьба человека представляется просто написанной книгой, которую сам человек просто, так сказать, читает и в этом и заключается опыт проживания.

Есть и другие люди, которые, если следовать приведенному сравнению, считают каждого человека автором своей собственной книги. Те, кто не придерживается фатализма, полагаются только на собственные усилия и полагают себя владельцами судьбы. Этот взгляд в какой-то степени может считаться более творческим и активным.

Однако, если посмотреть детально, то воззрения фаталистов и не фаталистов особенно не различаются в практическом уровне. Кому-то фаталисты могут казаться такими обреченными людьми, которые ничего не хотят делать, ведь каждое событие предначертано. При этом ситуация выглядит совсем не таким образом, так как кому-то предначертано быть простым человеком и ничего особенного не совершать, а кому-то – быть героем и совершать великие подвиги.

Подобным образом и люди, которые не считают судьбу предначертанной, могут проявлять личную инициативу и усилия или не проявлять. Соответственно, от этого будет зависеть, скажем так, насыщенность судьбы.

Поэтому, на мой взгляд, не существует значительного отличия какой именно концепции придерживаться. В любом варианте есть нечто ценное, а судьба всегда наполнена различными событиями и внутренним содержанием. Этот личный опыт, дорожка судьбы является действительно чем-то подобным книге, которая доступна только самому человеку, обладателю этой книги.

Наверное, нужно уметь быть и талантливым читателем и талантливым писателем. Ведь иногда люди не полностью понимают знаки, написанные для них судьбою, а иногда не хватает таланта, для того чтобы написать нечто действительно достойное человека.

4 вариант

В произведении «Судьба человека», созданном Шолоховым, читатель сталкивается с историей о человеке, чей образ представлен собирательным и несет в себе глубинный смысл того, что в нем закреплен вид типичного представителя жителя России в то время. Повествование происходит о человеке, который жил привычной для себя жизнью, и был счастлив в своей семье. Однако, оно нарушается тем, что начинается ужасная война, которая не позволяет герою оставаться на своей земле. Совсем недавно Андрея все устраивало, и казалось, что он проживет своей жизнью до конца дней, однако испытания, которые легли на его плечи, стали невероятно тяжелым для него бременем, преодолеть которое он был обязан как по долгу Родине, так и для собственного выживания. Причем, давая такое название данному рассказу, автор не имел ввиду конкретного героя, который должен был бороться с доставшейся долей. Шолохов подразумевал целый народ, представители которого сталкивались с ужасами военного времени.

Основные сложности военного времени были показаны гениальным автором не только в том, чтобы убивать врагов на поле боя и не видеть близких и родных людей. Он показал, как может существовать человек, попавший в плен к фашистам, как он борется за продолжение своего существования, превозмогая все трудности и издевательства врага над ним. История оказывается довольно трагичной, так как когда он возвращается в родные места после войны победителем, обнаруживает, что семьи и крова у него больше не осталось. В одной из фашистских бомбардировок, его семья и дом были уничтожены, а на месте пристанища образовалась целая впадина от бомбы.

Однако после даже таких невероятно тяжелых и почти невозможных для человека тягот жизни, Андрей возвращается к жизни, приняв решение усыновить мальчика по имени Ваня, которого любит всем сердцем, заботится и опекает его. Шолохов показывает сильного и смелого человека, который, хотя и испытывает невероятные трудности в своей жизни, которые заставляют его полностью пересмотреть отношение к жизни, продолжает бороться за свое счастье и счастье близких ему людей. При этом он не становится черствым и злым человеком, он не разочаровывается в людях, по-прежнему способен им доверять, радуется мелочам жизни и старается воспитать достойного человека, в котором видит смысл своей новой жизни. Произведение получилось ярким, реалистичным, наполненным философским смыслом и очень откровенным.

Также читают:

Картинка к сочинению по рассказу Шолохова Судьба человека

Популярные сегодня темы

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики

Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» является автобиографическим, основанным на реальных событиях. Главным героем рассказа стал простой деревенский мальчишка Витя

Что же это такое? Экология- это наука, которая изучает отношения между человечеством и природой. В нашей жизни природа занимает крайне важное место. В процессе развития, человечество создавало для удобства различные фабрики, заводы, предприятия

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, посвященных художникам. Герой первой главы, Чертков, олицетворяет зло, а персонаж второй части — добро. Тема добра и зла сопряжена с темой истинного и ложного искусства.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” — это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа — Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства. В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”.

Читайте также:  Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова Поднятая целина: сочинение

Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, Алл С о ч. Р У насколько трагична судьба этого человека. Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в гражданскую войну.

Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди — он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря.

Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста. Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни.

На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…” После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться.

Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”. И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала.

Этот человек побеждает горе, продолжает жить. “И хотелось бы думать, — пишет Шолохов, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”. Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны.

Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо­лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто­рия, а действительно судьба реального человека, ис­пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч­ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи­ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от­дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со­беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе­ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се­мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры­вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли­вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му­жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа­шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо­тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж­ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко­мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте­рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди­ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист­ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска­за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы­тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда­ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе­седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи­тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле­вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз­вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело­века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со­хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо­роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь­ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто­кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое­вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» — рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» — так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…

По градам шло, по весям,

В набатное «Вставай!» переходя…

Их было миллионы… —

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

Среди тех, кто встал «в ружье», чтобы выстоять и победить, был и Анд­рей Соколов. Он простился с родными, не подозревая, что не суждено им больше встретиться, и отправился на фронт. Вначале Андрею сопутство­вала удача: «Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, бра­ток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки…» Попал Андрей в плен. «Ох, браток, нелегкое это дело, понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта шту­ка». Когда узнаешь, сколько мук, лишений, страданий выпало на долю Анд­рея в плену, невольно спрашиваешь себя: «Разве может человек вынести такое?» «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев». Только после двух лет мучений и унижений Соколову удается сбежать, при­хватив с собой немецкого офицера. Трудно передать словами, какие чувства испытывает он, ступив на родную землю: «Наши бегут к машине, а я вско­чил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

Читайте также:  Какую роль играет в романе Михаила Шолохова Тихий Дон финальный эпизод возвращения Григория Мелехова?: сочинение

После возвращения к своим Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер. Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну — сиротке Ванюшке. В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.

Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек — непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами — судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества — это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах — «смертная тоска».

Однако же Андрей Соколов — человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он — поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди — это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова — это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям. Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен. Он идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Рецензия

Данное выше сочинение — личностное, целенаправленное, яркое, эмо­циональное, оно свидетельствует о высокой филологической культуре и творческой индивидуальности автора сочинения в его рассказе о русском характере. Правильно подобран материал, удачно используется текст рас­сказа «Судьба человека», уместно вводятся цитаты, показывая культуру ци­тирования. Композиция сочинения свидетельствует о знании требований к жанру школьного сочинения.

Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литера­турно-критической статьи.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТЕЙ В РАССКАЗЕ М.А ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

магистрант филологического факультета ИнгГУ

канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, ИнгГУ

Аннотация. В данной исследовательской работе, мы попытались проанализировать рассказ М.А Шолохова «Судьба человека», акцентируя внимание на проблематику нравственности персонажей данного рассказа.

Abstract. In this research work we attempted to analyze M.A. Sholokhov’s story «The fate of man», drawing attention to the problem of the morality of the characters in this story.

Ключевые слова: ненависть, война, Андрей Соколов, характерность, Шолохов, эпическая проза, литература военных и послевоенных лет.

Keywords: hate, war, Andrey Sokolow, character, Sholohow, epic prose, literature of the military and post-war years.

Творчество Михаила Шолохова – является одним из самых важнейших страниц в истории русской литературы XX века. В особенности одной из ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны. Она выражается не просто темой, а целым содержанием, где на своеобразном жизненном материале приобретает свое решение практически всю основную мысль и эстетические проблемы современной жизни. Акцентируя особое внимание на традицию Л.Н Толстого в изображении войны, Шолохов равным образом приумножил ее трагическое видение, так как речь шла именно о гражданской войне, потери близких людей. При всем жизнелюбии Шолохова, при человеческой любви в его творчестве намного трагичнее и значительно сильнее звучит тема борьбы добра и зла. Сама историческая эпоха – XX век, который принято было назвать эпохой революций, героической борьбы и побед – в действительности оказался веком масштабно трагических изменений в истории. И этот же трагизм века через судьбы героев в наибольшей степени из всех русских писателей XX века отразил М.А Шолохов. Это касается всех произведений писателя и его общественной гражданской позиции. Произведения Шолохова о войне внесли большой вклад не только в историческую концепцию развития России, но и в саму форму отечественного эпоса.

Проза периода Великой Отечественной изображала собой явление яркое и выразительное. В годы войны большинство русских писателей обращались к исторической проблематике, отмечая вехи героической и в то же время трагической русской истории, выражая этим истоки национального характера. Русские писатели всегда уделяли свое внимание на сложности нравственности человека. В трудные времена обнаруживаются истинные качества человека, который делает определенный выбор. Так доказывается право называться Человеком. Для русской литературы XX века характерно внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех людей слова, которые, отображая внутреннюю красоту своих персонажей, определяют суть человеческой личности. В войне писатель с необыкновенной искусностью отобразил то значительное, что принято называть нравственным своеобразием народа, его национальным характером [2].

Рассказ М.А Шолохова «Судьба человека», вышел в 1956 году в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. В рассказе повествуются события Великой Отечественной войны, а также и послевоенные года. В этом рассказе говорится о красоте души советского человека, в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью. Можно заметить, с какой большой любовью изображен русский человек. Рассказ охвачен бесконечной верой в душевные силы русского человека. Тематика его строится на ярко выраженных психологических эпизодах. В основу сюжета Шолоховым была положена история на реальных событиях, изложенная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. Повествование в рассказе ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни вообще постороннему человеку, которого принял за шофера.

Внимательно рассмотрев главного героя Андрея Соколова, автор обращает внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть» пишет он. [1] Мы можем сказать, что такая деталь повествует о трудной и очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Сам герой повествует нам о своей не легкой судьбе. Именно это слово и положено М.А Шолоховым в название рассказа. Не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все смыслы, но в то же время у писателя здесь является синонимом к слову жизнь.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» — Андрей Соколов, простой русский человек, судьба которого была не из легких, он участвовал в гражданской войне, построил свою жизнь, семью, старался осчастливить родных и близких. Однако война заставила его отказаться от всех надежд, как и многих других людей. Второй герой — голос автора, слушателя, случайного собеседника. Голос Андрея Соколова в рассказе — это непосредственная исповедь. Обо всей своей жизни он поведал незнакомому человеку, изложил все то, что годами удерживал в душе. Мы видим, что рассказывать о своих проблемах в жизни, поделиться ими и обсудить их легче с посторонними людьми, нежели с близкими. Горести и жизненные обстоятельства одного человека взволновали душу другого, который тоже был осведомлен о чувстве горечи. В «Судьбе человека» Шолохов показывает читателю проблемы нравственности личностей. Рассказ полон безграничной верой в душевные силы русского человека.

Шолохов акцентирует свое внимание на сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи, находясь в плохом состоянии, раненным, Андрей Соколов оказывается в плену у фашистов. Находиться в неволе, когда враг уничтожает все то, что дорого сердцу человека, является трагичным и нравственным испытанием для героя. «Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», — с горечью говорил Андрей Соколов [1].

Характерность Андрея Соколова выражается в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству. Как и тысячи других военнопленных не покорились врагу. Таковой является историческая истина. Он отмечал, что в товарищах по несчастью всегда находил поддержку как моральную, так и физическую [1]. Андрей соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не является подвигом, это скорее естественная потребность. И таких простых великолепных людей много. Предательство среди русских солдат — случай очень редкий. Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной жизни вознамерившего выдать своего взводного. И в этом, проявилось характерность героя. В плену Соколов мечтал вырваться на свободу, присоединиться к Красной Армии и безжалостно бить врага, осквернившего русскую землю. И все же герой воплотил свою мечту, о которой мечтал целых два года. Он смог убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию [2].

Читайте также:  Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством (В.Г. Белинский).: сочинение

Образ Андрея Соколова – это одновременно образ одного человека и всех русских солдат в целом. Он смог найти в себе душевную щедрость. Название «Судьба человека» не случайно, ведь мы видим, что в нем можно разглядеть нелегкую судьбу каждого человека, жившего в то не легкое время. Такое название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликта или назван ключевой эпизод или главный герой, а также может быть выражена основная мысль произведения. Автор верит, что каждый человек твердой воли, с добрым и мужественным сердцем, сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, который повзрослев, сможет все вытерпеть, преодолеть на своем жизненном пути.

М.А. Шолохов не просто показал, какие человеческие качества определяют русский национальный характер, он донес до нас убежденность в том, что любовь к Родине, к своей земле формирует внутренний мир человека. В «Судьбе человека» мы видим, что проблема нравственности заключается в том, что человек на своем жизненном пути проходит многие испытания, которые сопровождаются потерей близких людей, имущества на прочность своего нравственного чувства, и при этом он должен всегда оставаться на высоте. Автор считает, что сохранить человечность дело не простое. Шолохов не пытался научить читателя поступать именно так, как считают другие. Он просто показал на примере одной, индивидуально взятой судьбы человека, как нравственный выбор меняет нашу жизнь. Как наши поступки учат нас самих и наше окружение, что они нам приносят, и какие последствия могут быть у неправильного нравственного выбора человека. Шолохову удалось создать образ героя, воплощающего в себе невероятную нравственную и духовную силу. Именно таким и оказался главный герой нашего рассказа Андрей Соколов, который стал тем самым национальным героем, наделенным теми качествами, которые помогли людям выстоять в войне и победить. Написано много произведений, но на наш взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
sudba_cheloveka.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа

в годы Великой Отечественной войны

(Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
  2. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  3. Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
  4. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование : презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова – героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. “Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»”, – так писала одна английская газета.

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
– В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова .)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

– На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека, еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

– В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

( Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. “

– Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.
– Как Соколов попал в плен? (текст)
– Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
– В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Ссылка на основную публикацию
×
×