Коллективизация в романе М. Шолохова «Поднятая целина»: сочинение

Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

«Поднятая целина» М. А. Шолохова — роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени — это прежде всего частная собствен­ность и социальное неравенство: здесь живут батраки, середняки, кулаки, беднота. У более или менее зажи­точных крестьян неплохие дома, крепкое хозяйство, у бедноты — избушки с земляным полом и соломен­ной крышей и жалкое подворье.

Большинству гремяченцев живется трудно, поэто­му и находятся те, кто появление Давыдова и его идею воспринимает как неплохой шанс на улучшение своей жизни. Их воодушевляет предложение обобщест­вить собственность и отдать ее в общее пользование. Среди них, например, Демид Молчун. «Жил он на от­шибе в конце хутора, был работящим и по силе пер­вым во все округе. Но как-то пятнала его судьба оби­дами, обделяла, как пасынка». Пять лет жил Демид у Фрола Дамаскова в работниках.. Претерпел пожар, «ушел в себя, всю жизнь молчал «и, обычно только из­редка отвечая на вопросы собеседника, улыбался ви­новато и жалостно». В коллективизации Молчун при­нимает самое деятельное участие.

Павел Любишкин, бывший красный партизан, тоже встречает весть о создании колхоза с радостью. Он осознает, что если жить по-старому, то из нищеты не выбраться, светлого будущего не увидеть.

Особенно воодушевляется беднота, когда дело до­ходит до дележа кулацкого имущества. Когда его раз­дают, жена Демки Ушакова обмирает над сундуком, насилу ее отпихнули. «А как же ей сердяге, было не обмереть над колхозным добром, когда она всю свою жизнь доброго куска ни разу не съела, новой кофтен­ки на плечах ни износила»,— сочувственно повеству­ет автор.

Тем не менее сцены раскулачивания полны трагиз­ма. В каждой семье обезумевшая беднота, дорвав­шись до чужого добра и ослепленная внезапным сча­стьем, бесчинствует. Демид Молчун без зазрения со­вести тут же влезает в снятые с Фрола Дамаскова валенки. Демка Ушаков рвет из рук Лапшинихи гу­сыню до тех пор, пока не лишает несчастное животное головы. «Колхозная гуска!» — задыхаясь, кричит он. Эта сцена описана так, что вызывает улыбку, но ведь если задуматься, она страшна. Демка лютует за гусы­ню, а его жена не может нарадоваться на новую юбку, снятую с кулацкой дочери. Павел Любишкин, как в собственных, разгуливает в шароварах, отобранных у соседа. Он счастлив и доволен этим.. Естественная по­пытка Тита Бородина во время раскулачивания отсто­ять свои права и защитить имущество приводит к кро­вопролитию. Титок «работал день и ночь, оброс весь дикой шерстью. Сам, бывало, плохо жрет и работни­ков голодом морит», поэтому так больно ему расста­ваться с нажитым.

Беднота устраивает грабеж в доме Лапшинова. На первый взгляд этот деревенский ростовщик не заслу­живает никакого сочувствия. Он дает весной в долг просо, а осенью требует отдать его вдвойне, к тому же скупает у цыган краденых коней. Но за это его следо­вало бы привлечь к судебной ответственности, а не устраивать самосуд.

Находятся среди гремяченцев и те, у кого щемит сердце при одной только мысли о насилии над семья­ми кулаков. Таков Андрей Разметнов, председатель сельсовета. Он напрямую отказывается идти раскула­чивать. «Разве это дело? Или у меня сердце из само­родка? У Гаева детей одиннадцать штук!» — искренне возмущается Андрей. Он добрый, отзывчивый, неиз­менно верящий в светлые и добрые начала человек. Жизнь с ним самим обошлась жестоко, поэтому, на­верное, он так чувствителен к чужому горю и непри­мирим к насилию. Вернувшись с гражданской войны, Разметнов не застал в живых ни жены, ни сына. Одна­ко он не ожесточился. Его отличает богатство душев­ных сил. Придя на могилу своей жены, он говорит трепетные слова: «А ведь я доныне люблю тебя, моя незабудняя, одна на всю мою жизнь. ».

Постепенно ряды колхозников пополняются все больше и больше. Но отнюдь не всеми руководит при этом искреннее убеждение в пропагандируемых ком­мунистами идеях. Одни идут в колхоз, надеясь вы­браться наконец из нищеты, от безысходности, дру­гие поддаются влиянию большинства и опасаются за свою судьбу, увидев произвол новой власти и жесто­кую расправу над кулаками. Одни ведут на колхоз­ный двор свою скотину, другие назло ее режут и, как Щукарь, до болезни объедаются мясом. Некоторые из вступивших в коллективное хозяйство тайком ходят на колхозный двор кормить свою живность, потому что по-прежнему болеют за нее всей душой. Ярость и ожесточение вызывает у гремяченцев весть о том, что ярские, жители соседнего колхоза, претендуют на часть семенного фонда.

На колхозном собрании слышится и нежелание расставаться со своим добром, и опасения, и справед­ливые упреки: «Хоть и говорит Советская власть, что лодырей из бедноты нету, что это кулаки выдумали, но это неправда». Равнодушных на этих собраниях нет. Звучат и весьма оригинальные предложения: соз­дать несколько колхозов, отдельно для бедных и от­дельно для богатых. Николай Люшня пропагандиру­ет право на свободу выбора: «Колхоз — дело добро­вольное, хочешь иди, хочешь — со стороны гляди».

Всех этих людей можно понять. Отказ от вековых устоев и привычных представлений, разрыв с собст­венническим строем сопряжен для них с глубокими душевными потрясениями, искренними внутренни­ми переживаниями. Коммунистам приходится в их деле нелегко, но тем не менее через несколько месяцев меняется сознание крестьян. Мало-помалу они начи­нают трудиться на колхозных полях. Некоторые вкладывают в это всю свою душу, заботятся об обще­ственной собственности, как о личной.

Таков, например, в «Поднятой целине» Кондрат Майданников. Его путь в колхоз — наиболее типич­ный путь крестьянина-середняка. Некогда Кондрат стойко защищал страну от интервентов, благодаря своему упорному труду поднялся до середняка Он не торопится верить Давыдову, сначала все неспешно взвешивает и только потом принимает решение всту­пать в коллективное хозяйство. Майданников — ра­ботящий, трудолюбивый человек и рачительный хо­зяин. Нелегким было его расставание с привычным укладом жизни. Мучительно прощается он со своими быками. Перебарывая в себе чувство собственника, ведет их в колхоз, а ночь накануне проводит в бессоннице.

Кондрат наделен пытливым умом, отзывчивой ду­шой. Вступив в колхоз, он всерьез задумывается о том, как разумно организовать работу сельчан, ув­лечь ею людей. Майданников во всем серьезен и об­стоятелен. Его отличает глубокая любовь к родной земле, а трудовые мозоли говорят о действительной укорененности в деревне. Не безразлично Кондрату будущее Гремячего Лога, он живо тревожится за него. Из индивидуалиста-середняка Майданников превра­щается в совестливого и трудолюбивого колхозника, который общественную «копейку уронит, а две под­нимет». За добросовестный труд он одним из первых получает звание «ударника».

И все же сюжет романа драматичен. «Поднятая це­лина» завершается трагически: погибают Давыдов и Нагульнов, приговорен к расстрелу Половцев, осуж­ден за вредительство и пособничество врагам совет­ской власти Островнов.

Шолохов писал: «Жить жизнью народа, страдать страданиями людей, радоваться их радостями, цели­ком войти в их заботы и нужды — вот тогда у писателя и будет настоящая, волнующая сердца читателей книга». Роман вышел действительно волнующим. Но волнует он прежде всего возникающим глубоким со­чувствием судьбе деревни, крестьянства, вековые ус­тои которого были быстро и жестоко разрушены во­лей правящей партии.

Тема коллективизации в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»

Годы коллективизации — это трагическая страница в истории страны в эпоху советской власти. Это время, когда отбирали последний кусок хлеба у крестьян, перегибая все мыслимое и не мыслимое. Как итог, голод в двадцатых годах.

О государственной политике коллективизации, когда крестьян объединяли в колхозы, писали многие и среди них был Шолохов, который не побоялся в годы жестокой цензуры написать свое произведение, раскрывая тему коллективизации в Поднятой целине. В работе автор описывает период появления первых колхозов.

Коллективизация в романе Шолохова Поднятая целина

Коллективизация в Поднятой целине описана автором без приукрашивания, став для нас наглядным пособием о том, какая была судьба крестьян нашей страны в тридцатые годы. Это было время, где существовало неравенство. Были бедняки, кулаки, батраки, середняки. Зажиточные крестьяне имели хорошие дома, а вот беднякам приходилось жить в небольших избушках. Вот по причине неравенства и находятся те, кто воспринимает идею Давыдова и его появление, как шанс улучшить свою жизнь.

Читайте также:  Мемориалы М.А. Шолохову: сочинение

Коллективизация в романе раскрывается с помощью сюжетной линии. На хутор Гремячий лог направлены идеологи — Половцев и Давыдов. Половцев призван втянуть казаков в борьбу за освобождение и помешать организации колхозов, а Давыдов по приказу партии хочет эти колхозы организовать.

Давыдова, который предложил обобщить собственность, отдав ее в общее пользование, поддержали многие. Здесь и Молчун, которого обделяла судьба. Любишкин, который уверен, что при старой жизни трудно что-то изменить, нужны новые идеи, а тут как раз коллективизация. Воодушевилась и вся беднота. Вот только раскулачивание имеет полную трагическую картину. Люди бесчинствуют, когда отбирают чужое добро. Те, кто пытается защитить нажитое, наказываются, что приводит к кровопролитию. Описанные сцены с одной стороны комичны, но когда задумываешься над происходящим в произведении Поднятая целина, то становится страшно. Понимаешь, насколько же хорошо жить в наше время хотя и в наше время много несправедливости.

Возвращаясь к произведению, мы видим, как беднота грабит, устраивая самосуды вместо того, чтобы все делать по закону. Однако не все готовы чинить насилие. Такие как председатель сельсовета Разметов отказывается участвовать в раскулачивании. Это добрый человек, который не может лишить семью, где например, одиннадцать детей живет.

Ряды колхозников увеличиваются, вот только мало кем движут пропагандируемые коммунистами убеждения. Большинство вступает в колхоз, чтобы уйти из нищей жизни, другие просто боятся, ведь непокорность следует жестокая расправа. При этом создавать новую жизнь приходится в условиях борьбы против кулаков и белогвардейцев.

Произведение Шолохова наполнено массовыми сценами. Это и раскулачивание, и бунт, и убой скота, и весенний сев. Среди сцен мы видим множество людей с их настроением, где автору удается вырисовывать каждого человека по отдельности, выделяя из толпы.

Отношение к коллективизации

Процесс коллективизации в романе Шолохова — это сложный процесс, во время которого ликвидировали старое, чтобы рождалось новое. В романе автор пытается создать образ колхозника. Главная роль в процессе коллективизации ложится на плечи Давыдова, которого посылает в деревню партия, дабы тот возглавил колхозы и помог людям приспособиться к новой жизни. Допуская ошибки, ему удается заставить людей трудиться.

Отношение автора к коллективизации неоднозначное. С одной стороны в колхозах не видит ничего плохого, но с другой стороны он не поддерживает те методы и способы с помощью которых создавались эти самые колхозы.

За короткое время, что описывает автор в своей работе Поднятая целина, мы видим те самые плоды, которые несет в себе перелом. Теперь в деревне нет богатых хозяев, хлеб выбивается силой, крестьян, что захотели покинуть колхоз, лишают хлеба, перед вступлением в колхоз пострадало очень много скота, а впереди голод, репрессии, война. И тут задаешься вопросом о том, как же Россия и ее колхозная система могла довести себя до того, чтобы потом просить пропитания в других странах. Именно об этом и задумываешься, когда читаешь Шолохова и его работу.

Тема коллективизации в романе Поднятая целина Шолохова

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной и хозяйственной жизни деревенских жителей, и тут же – обнаруживает большие расхождения, когда это экономическое событие оказывается массовым и повальным. К тому же устанавливается принудительным путем!

Конфронтацией сочинения во внешней своей части является противоборство среди коммунистов и тех, кому не понравился новый порядок. Однако это всего-навсего то, что и так видно. Если серьезно разобраться, совокупность проблем произведения состоит в противопоставлении духовного восприятия нововведения, людьми прежнего и нынешнего строя.

Жителям хуторов и деревень необходимо было отдавать то, что добыто своим тяжелым трудом, еще и при этом уходить работать в колхозы. Относительно этих событий и случается глубокое описание людских нравов, взглядов и представлений.

Объединение крестьянских хозяйств в колхозы ломает бывшие сложившиеся устои, ко всему прочему весь жизненный путь и судьбу народа, который в нем принимает участие. Но Михаил Шолохов, без всякого сомнения, не демонстрирует всего драматизма, который был в родных местах в эти периоды времени. Автор писал произведение по спецзаказу, в связи с этим отдельные тона описанного были специально сглажены. Но все-таки глубокие разногласия тут ясны и заметны.

Всеобщее объединение крестьянских хозяйств в колхозы не могло протекать при отсутствии карательных мер и минуя законы. Шолохов сваливает показанные отрицательные события на личную деятельность местного руководства. Исходя из его описания, выходит, что советский курс первоначально имеет продуманную и верную базу, а крайности со стороны местной власти изменяют ее до неузнаваемости. Шолоховские жители к подобному развитию событий относятся мягко и в меньшей степени враждебно. Легче сказать, что набезобразничала сельская власть. Однако правда ли это в действительности? Вместе с тем так просто увидеть, что протекающие в государстве волнения усиливаются безмолвием свыше.

Образцом усердия на службе у революции является поступок Макара Нагульнова, который показывает реальное беззаконие перед находящимся рядом с ним народом. Он так предан идее, что абсолютно не видит народа. Ему все равно до их эмоций и душевных потрясений. Да что до чувств? В его взоре не стоит и гроша даже жизнь человека! Непосредственно с помощью этой идеи писатель и хочет продемонстрировать, что значит крайность, куда можно прийти в неосознанной покорности при массовом вступлении в колхозы.

Шолохов хочет во всей истории выделить безупречность плана большевиков, помещая подобных лиц, как Макар Нагульнов в оппозицию к руководству страны. Тем не менее, создается такое представление, что народ насильственно окунают в новую жизнь, освобождая от того, что так длительно и сложно накапливалось, сохранялось. И это невозможно ничем скрасить и спрятать.

2 вариант

Произведение «Поднятая целина» вышла в свет в начале 1932 года. Здесь писатель наглядно показал те большие перемены, произошедшие в казачестве за время, отделяющее от «Тихого Дона». За это время не только в стране произошли изменения, но изменились и люди, в частности донские казаки. Михаил Александрович правдиво показал, насколько правдив труд земледельцев. Но не все сельчане жалуются на тяжкий труд. Некоторые готовы трудиться бесплатно, лишь бы их не агитировали вступать в колхоз.

Шолохов чётко изобразил настроения крестьян, которые собрались на собрание. Они переживали и не доверяли новой власти, потому что, получив земли, они вновь их лишаются. Казаки же, владевшие всегда земельными угодьями, не хотели объединяться, так как считали, что новые законы будут против них. Поэтому многие из них были согласны с мнением Николая Люшней, который хотел бы понаблюдать за этим процессом со стороны. Однако, новая власть не желала, чтобы крестьяне вступали в колхоз по желанию.

В Москве уже решили, сколько человек вступят в колхозы. И на общих собраниях начинают выносить решения по раскулачиванию. И вот, мы видим, как семьи Фрола Дамаскова, Титка отправляют в Сибирь и лишают нажитого ими честным трудом добра. Раскулачивали тогда тех, кого считали врагами, выступавшими против власти. Кроме того казаков кроме раскулачивания могли еще лишить гражданских и избирательных прав. Людей могли в любой момент арестовать. А Макар Нагульнов грозил своим наганом.

Среди колхозников искусно маскировался хозяин Яков Лукич Островнов, который потихоньку с Половцевым мог беседовать о колхозе и бедняках, которые руководят колхозом. Яков Лукич же всю жизнь интересовался нововведениями в технике, наживал добро, а сейчас все отбирают. Наступало ужасное время. Жизнь в хуторе во время великого перелома показана совсем не такой, какая она должна быть. Казачество перестает быть вольнолюбивыми и народом, наполненным гордостью за свою нацию. При регулярном давлении коммунистов за коллективизацию деревня находилась в напряженном состоянии. На примере Гремячего Лога отражена судьба всего русского крестьянства. Но здесь, как видно, показаны только события, а не трагизм всех крестьян. И все же Шолохов проявил свой писательский талант, отображая, как крестьяне переставали верить в стабильную жизнь при новой власти.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема коллективизации в романе Поднятая целина

Популярные сегодня темы

Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах.

Читайте также:  Какую роль играет в романе Михаила Шолохова Тихий Дон финальный эпизод возвращения Григория Мелехова?: сочинение

Тематика любви является главной не только в рассказе Чехова, но и в жизни как таковой. Этот факт трудно отрицать и выражаемая в соединении двух сердец, представителей противоположного пола любовь

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль

В 21 веке закон о школьной форме присутствует в нашей жизни, но не все его соблюдают, и даже и не думали над этим. Школьные учебные заведения пытаются добросовестно выполнять наказания администрации

Сочинение на тему: Коллективизация в романе “Поднятая целина” М.А. Шолохова

Идея коллективизации ощутимо повлияла на причину возникновения многих художественных произведений. Небезызвестный роман М. Шолохова имеет прямое отношение к роковому периоду поствоенно-коммунистической эпохи. Проблема голода двадцатых годов прошлого века является характерной причиной образования колхозов. Более того, роман настолько аккуратно написан, тщательно продуман, что в период строжайшей цензуры он был вынесен в массы, не смотря на политические взгляды самого писателя и его единомышленников.

Здесь показано все – строгость и справедливость, жестокость и трусость. Герои романа то и дело перемежаются по своим характерам, объединяя в единую понятную картину обстоятельства того времени.

(Кадр из кинофильма “Поднятая целина”, СССР 1959-61 гг)

Все действия происходят в краткий период, несколько месяцев 1930 года, которые динамично развивают создание коллективизации. Надуманный восторг создания принципиально нового человека и духовный крах – вся суть или даже горе того времени.

Неравнодушный читатель с первых и до последних строк чувствует вкус горечи, которым наделен роман. Через жестокие прогибы трудолюбивый народ превращается в единую бездушную массу, у которой должна быть одна идея. Особенно те из деревни, если верить историческим фактам, которые намного беднее, чем их зажиточные соседи, охотно идут навстречу страшной идеи, рассуждая, что это новый виток в судьбе народа, что это сделает их жизнь намного легче. Когда все станет общим, ровным, тогда-то и справедливо. Но к чему могут привести реформы, нужно скрыть от самого себя под пеленой бездушности. Тогда, как другой стороне, тем, кто нажил своим горбом, «кидать» все в общий котел, вряд ли это кажется справедливым.

(Дед Щукарь – Владимир Дорофеев, к/ф “Поднятая целина”, СССР 1959-61 гг)

Но и не без юмора относится к такому повороту событий один из героев Шолохова – дед Щукарь. Чтобы с ним не происходило на протяжении всей жизни, это вызывает все же умиление. Он как бы разбавляет всю трагическую историю своим чувством юмора и незаменимым присутствием. Его непосредственность и обаяние немного сглаживают острые углы перелома. Таким образом автор удачно вписывает иронию в характер происходящего. Если обратить внимание на другого персонажа – Молчуна, то можно увидеть антипод Щукаря, хотя первый так же принимает активное участие в деле обобщения собственностей, дабы улучшить жизнь. Это весьма печальный герой, тихий и кроткий работяга.

Бедная сторона с радостью готова пойти на принятие самых страшных решений раскулачивания. Вдохновленные перспективами, они, невзирая на разный по сути человеческий нрав, являют собой голодных волков. И любого из них не сложно понять, благо сам Шолохов, будучи очевидцем исторических перемен, подкрепляет реалистичность повествования общением с участниками «нового колхоза».

(Андрей Разметнов – Николай Баженов, к/ф “Поднятая целина”, СССР 1959-61 гг)

Так, Андрей Разметнов, выступающий председателем сельсовета, показан как человек великодушный, не смеющий приобщиться к насилию.

До сих пор роман остается актуальным. В нем просто и жизненно выражена проблема людей, ведомых начальниками революции, способных броситься в омут с головой, не оглядываясь на жестокие последствия, дабы на корню сломать вековые устои.

Тема коллективизации в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»

Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» (1 книга — 1932 г., 2 книга — 1960 г.) повествует о времени великого пе­релома в патриархальной жизни деревни. Метафоричность названия предопределило содержание произведения. В ос­нове сюжета романа лежит история создания колхоза на ху­торе Гремячий Лог. Автор сам принимал участие в подобных мероприятиях, а потому знал реальность не понаслышке. В письме, переданном И. В. Сталину, М. А. Шолохов описал без прикрас то, что видел в деревнях: «Жмут на кулака, а се­редняк уже раздавлен. Беднота голодает; имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у са­мого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет…»

Центральная тема романа — тема коллективизации. М. А. Шолохов представляет основную тему романа, уделяя внимание и политической значимости происходящего, и от­рицательным фактам, сопровождавшим проводимую в жизнь государственную идею: репрессивные акции, раску­лачивание, обобществление имущества. В основе произве­дения лежит социальный конфликт, а не частное столкнове­ние мировоззрений. Завязкой действия в произведении можно определить появление постановления ЦК ВКП (б) о необходимости перевести частные хозяйства крестьян на коллективное начало. Развитие действия, мероприятия по реализации постановления, достигает своей кульминации в «бабьем бунте» (в первой части) и вооруженном столкнове­нии в курене Островнова (во второй части романа). Своей развязки повествование достигает в неудаче заговора и арес­те Половцева.

Безусловно, полную картину страданий крестьянской России представить на страницах романа писатель в то вре­мя не мог, но, создавая картины крестьянской жизни и пре­образований в ней, М. А. Шолохов постарался выписать их реалистично. Создавая масштабное полотно, писатель сумел отразить на нем не просто безликую человеческую массу, а конкретные реалистические портреты. Представляя совре­менные события по горячим следам, М. А. Шолохов пытает­ся определить результат преобразований. К чему приведет коллективизация: к разрушению традиционного уклада жиз­ни крестьян или позволит реформам облегчить и качествен­но улучшить жизнь деда Щукаря, Кондрата Майданникова, Устина Рыкалина, Макара Нагульнова и др. Автор представ­ляет перемены к лучшей жизни на страницах романа: появ­ляется изба-читальня, клуб, детский сад, даже первый ком­байн. Но о глобальных результатах, отложенных во времени, говорить сложно. А вот раскулачивание тружеников (бесче­ловечность «мероприятий» не выдерживает даже председа­тель сельсовета Андрей Разметнов) и уничтожение класса зажиточных крестьян, насильственный отбор хлеба для хле­бозаготовок, жестокость и бесправное положение, в котором оказались люди, и многое другое уже осуществилось. Не ра­дует такой «прогресс» деда Щукаря: «Может, оно и приятно числиться пролетарьятом, но только всею жизню сидеть на квасу да на пустых щах я не согласный. Бог с ним, с проле­тарьятом, а ежли не будут на трудодни давать мясца или, скажем, сала, чтобы щи затолочь, то я к зиме очень даже просто могу протянуть ноги». Вторит ему и Устин Рыкалин, бросая обвинения Давыдову, в которых звучит голос всех крестьян: «Ты норовишь перед районным начальством вы­служиться, районное — перед краевым, а мы за вас распла­чивайся. А ты думаешь, что народ ничего не видит? Ты дума­ешь, народ слепой? Он видит, да куда же от вас, таких службистых, денешься? Тебя, к примеру, да и таких других, как ты, мы сместить с должности не можем? Нет! Вот вы и вы­творяете, что вам на ум взбредет».

Идея коллективизации, заключавшаяся в решении правительства направить в села из городов 25 тысяч акти­вистов партийной принадлежности, чтобы они, опираясь на помощь самых бедных представителей деревни, начали создавать коллективные хозяйства, была отнюдь не без­обидной. Как показала история, решение это стоило мно­гим тысячам крестьян здоровья, счастья и даже жизни. Жестокость, которая сопровождает «слом сознания» крестьян, нельзя оправдать, и М. А. Шолохов пишет о ней. Службисты, слепо реализующие установки райкомов, окружкомов и других — комов, не видят за массой конкрет­ного человека, их не интересует судьба крестьянина, на резонные вопросы «с мест» у таких Беглых всегда заготов­лен ответ: «И потом это не наша установка, а окружкома, и мы как солдаты революции обязаны ей беспрекословно подчиниться…» В горячем стремлении людей нового вре­мени к «правильному» укладу в жертву революционному монстру приносятся человеческие жизни. Так, например, безапелляционно звучит указание секретаря райкома Корчжинского, которое он дает Давыдову: «Упор — на стопроцентную коллективизацию… Все бедняцко-середняцкие хозяйства у тебя должны быть в колхозе… еже­дневно коннонарочным шли сводки, подтяни там ребят… Так вот, гони вверх до ста процентов коллективизации». Макар Нагульнов в пылу раскулачивания кричит: «Как служишь революции? Жа-лее-ешь! Да я… тысячи станови зараз дедов, детишек баб… Да скажи мне, что надо… я их из пулемета… всех порешу». Острые конфликты, спрово­цированные необходимостью «загонять» в колхозы и по разнарядке раскулачивать, не могли отразиться на страни­цах романа, концепцию которого определяла политиче­ская необходимость, но и совсем не отразить спорность реализации «великого перелома» значило бы пойти про­тив правды жизни. Сам Шолохов во многом симпатизиру­ет Нагульнову, Давыдову, так как сам нетерпелив в стрем­лении, чтобы страна достигла индустриальной мощи, но он не старается и навести на этих героев глянец.

Читайте также:  Тема дома в романе «Тихий дон» М. ШОЛОХОВА: сочинение

М. А. Шолохов не идеализирует деревенский быт, но выводит на страницах романа главным в бытописании ха­рактеры простых людей и их тяжелый каждодневный труд. Писатель умеет увидеть и показать читателю поэзию жиз­ни. Удивительный авторский стиль повествования отмечен был А. Луначарским: «… Произведение Шолохова является мастерским. Очень большое, сложное, полное противоре­чий содержание одето в прекрасную словесную форму, ко­торая нигде не отстает от содержания, нигде не урезывает­ся, не обедняет его и которой вовсе не приходится засло­нять собою какие-нибудь дыры или пробелы в этом содержании».

Автор романа «Поднятая целина», бесспорно, осуждает насильственное создание колхозов, «гонку за процентами», но не отрицает при этом самой идеи коллективного хозяйст­ва. Сказать в 30-е гг. XX в. даже полуправду о происходящем в стране было гражданским поступком. О своем понимании творчества М. А. Шолохов писал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать чище душой, пробуждать лю­бовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гу­манизма и прогресса человечества».

Коллективизация в романе Поднятая целина Шолохова

Михаил Александрович в данном произведение детально рассматривает процесс коллективизации, показывает его неоднозначность. Автор показывает, что из себя представляет колхозная жизнь и какие у нее могут быть преимущества. Однако, тем не менее, не теряет из виду противоречия, которые ярко видны при исследовании данного явления. Данное экономическое явление охватывает все территории и помимо всего прочего вводится насильно. Никто из властей не спрашивает: хочет этого народ или нет.

В сути противоречие приходит к тому, что конфликт существует между людьми, честно нажившими свое имущество и коммунистами, которые пытаются ввести новый уклад. Однако, это только поверхностный анализ ситуации. Если рассматривать этот вопрос более детально, то можно заметить, что здесь кроется противопоставление людей с разным сознанием.

Хуторяне вынуждены оставить то, что получили путем собственных тяжелых трудов и усилий. Они вынуждены идти в колхозы и начинать всё с нуля. Мало того, здесь уже не будет ничего индивидуального. В этом свете начинают раскрываться характеры героев, их истинные принципы и отношение к происходящему.

Коллективизация привносит в жизнь людей коренное изменение, которому все не рады. Жизни и судьбы людей больше не станут такими, как были прежде. Автор не показал всей трагичности ситуации, которая сложилась в стране в те годы. Произведение было написано под заказ, по этой причине многие нюансы были опущены и многое намеренно сглаживалось. Однако, определенная острота конфликтов всё же здесь фигурирует.

Коллективизация не обошлась без репрессий и против установленных законов. Михаил Александрович решил списать эти факты на некомпетентность местных властей. По его тексту выходит, что политика коммунистов имеет верный фундамент без перегибов. Вся проблема состоит в том, что местные власти ее видоизменяют в плохую сторону. Крестьяне автора всё понимают и снисходительно воспринимают происходящее. Вывод, во всём виновата местная власть. Это результат их ошибок. Однако, возникает закономерный вопрос: «Всё ли так просто?». Можно догадаться, что весь хаос, который здесь разросся, имеет место по той причине, что вышестоящие власти молчат и никак не реагируют на данный факт.

Автор приводит пример активный службы Макара Нагульнова. Он всячески издевается над обыкновенными людьми, которые находятся вокруг него. Этот герой – фанатик, он видит цель идет к ней по головам. Ему наплевать на чувства других людей. Для Нагульнова человеческая жизнь не представляет ценности. На примере этого героя автор показывает, в чем заключается перехлест в поведении человека, когда он слепо выполняет какие-либо задачи и обязанности.

Автор знакомит нас с таким героем, как Кондрат Майданников. Этот человек – трудяга, он осознал, что в колхозе всё общее. Здесь теряется понятие индивидуального. По этой причине он приходит к выводу, что тогда не нужно трудиться в полную силу. Какой в этом смысл? Однако, героя не устраивают такие мысли и герой недоволен своим поведением.

Вариант 2

Изображение жизни деревни в переходный период, непростой процесс организации колхозов – главные темы романа Михаила Шолохова «Поднятая целина». Первоначальное название произведения «С потом и кровью» полностью отражает взгляд писателя на трудности и перегибы, которые были допущены в ходе коллективизации.

Как известно, создание колхозов – задача, поставленная партией, и на выполнение ее были призваны люди, часто далекие от сельского хозяйства, не имеющие собственности, никогда не работавшие на земле. Таким человеком в романе является Семен Давыдов – слесарь Путиловского завода, один из «двадцатипятитысячников». Член партии, в прошлом участник гражданской войны, он приезжает в донской хутор Гремячий Лог с одним лишь небольшим чемоданом, в котором смена белья и инструменты.

Его соратниками в романе становятся секретарь Гремяченской партячейки Макар Нагульнов и председатель сельсовета Андрей Разметнов.

Методы убеждения сельчан на собраниях за вступление в колхоз не всегда приносят результат. Безусловно, бедняки понимают, что от вступления в колхоз получат только выгоды, но крепкие середняки, такие, как Кондрат Майданников, с трудом, скрепя сердце расстаются с нажитой собственностью, хотя и понимают, что в одиночку выживать всё сложнее.

Давыдов сталкивается с тем, что одни и те же жители хутора, с одной стороны, являются героями Гражданской войны, тружениками, а с другой – нажившими собственность «кулаками», подлежащими выселению. Трудно и председателю сельсовета раскулачивать и экспроприировать собственность семей, где с тревогой и надеждой смотрят в его глаза малые дети.

Шолохов изображает и каждого человека, и жизнь целого хутора во всей его сложности и неоднозначности оценок: передовой хозяин Островнов Яков Лукич оказывается хорошо замаскированным врагом колхоза, а сражавшийся когда-то плечом к плечу с другими Тит Бородин теперь люто мстит новой власти.

Давыдов, Нагульнов и Разметнов не только организуют других, экспроприируют собственность, с боем собирают семенной фонд, но и работают наравне с простыми людьми в поле.

Многое приходится понять, открыть для себя Семену Давыдову, в разных хитросплетениях человеческих отношений разобраться. Писатель показывает, что создание колхоза, изменения в сознании, в психологии крестьян не могут произойти одномоментно.

Коллективизация в романе Поднятая целина

Несколько интересных сочинений

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же

С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев — Степаном Трофимовичем Верховенским.

По – моему мнению, зима – самое чудесное время года. Она наполнена некой романтикой и в душе нас оживает маленький ребенок, который ждет долгожданного праздника Нового года

Тема любви в романе Федора Михайловича Достоевского является одной из важнейших. Но любовь по Достоевскому, это не то привычное для нас, состояние влюбленных людей в других произведениях.

Читати книги – моє улюблене заняття. Вони збагачують людину, роблять її кращою. Завдяки книгам можна побувати в різних місцях, в різні епохи не виходячи зі свого дому. Я люблю читати різні жанри

Ссылка на основную публикацию
×
×