Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохов Тихий Дон): сочинение

Cочинение «Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова»

Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова «Ти­хий Дон» — роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе «Тихий Дон», писатель отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу художника, и не случайно критики до сих пор спорят о судьбе главного героя, об итогах его жизненных исканий. Кто он? «Отще­пенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, не сумевший найти своего места во всеобщей борьбе и жизни?

Изображая жизнь донского казачества в трагический период револю­ции и гражданской войны, Шолохов решает сложную философскую про­блему соотношения, взаимодействия личного и социального. Отношение к революции — это вопрос, мучивший не только главного героя, это вопрос эпохи.

Первые части романа — неторопливое описание жизни довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся незыблемыми и непоколебимыми. И только пылкая, безрассудная любовь Аксиньи к Григорию воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги роман выходит за рамки семейно-бытового повествования, все сильнее звучат социальные мотивы. Шолохов развен­чивает миф об однородности и единстве казачества. Появляется Штокман и его подпольный кружок; жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они.

С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шоло­хов прослеживает судьбу фронтового казачества. Вообще, говоря о войне, подчеркивая ее несправедливый характер, автор выступает с антимилита­ристских позиций. Вспомним хотя бы сцену убийства австрийского солда­та или дневник студента. На фронте и затем в госпитале Григорий прихо­дит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к боль­шевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколь­ко. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к не­му относятся с недоверием, его отталкивает бессмысленная жестокость и кровожадность большевиков. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе».

Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третье­го пути не дано.

Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Ко­шевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мес­ти. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден пла­тить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновен­ная уголовная банда. В наказанье судьба отнимает самое дорогое, что бы­ло у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепитель­ный черный диск солнца» — символ трагического финала.

Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь про­должится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.

Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова.

На мой взгляд, Григорий Мелехов не отщепенец, он жертва трагедии гражданской войны, жертва истории. Кроме того, он относится к типу, хоро­шо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыс­лом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе про­должает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

В своем произведении «Тихий Дон» – романе о казачестве – Шолохов показал достоверную картину современной ему эпохи. Поэтому это произведение интересно не только с точки зрения художественного достояния, но и как свидетельство времени, история. Шолохов показал трагичность начала века, когда быть за красных значило полностью поддерживать их политику, а не поддерживать хотя бы одно начинание – значило быть против, быть белым. Время требовало радикальных мнений и “крутых поворотов”. Никаких полутонов или полуправд… Но благородный человек не может смириться с этим, потому что понимает, что это неизбежно ведет к преступлению. В «Тихом Доне» показана судьба героя, который до конца так и не смог остановиться ни на белой, ни на красной правде. Он искал и искал…

Григорий Мелехов – обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Но уже на первых страницах романа происходит выделение персонажа из яркой казачьей среды. Так Аксинья Астахова стразу приметила «черного ласкового парня».

Или, казалось бы, бытовой эпизод: во время косьбы Мелехов случайно зарезал косой утенка. «Григорий положил на ладонь прирезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».

Ни один из многочисленных персонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красоте природы.

Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий сразу завоевывает сердца читателей: он не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену казака Степана. Не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить свою любовь к Аксинье.

Особенно выгодно выделяет его среди многих других казаков благородное, чистое отношение к женщине. Когда на войне казаки совершили гнусный поступок – изнасиловали женщину, один Григорий приходит в ярость от этого поступка. Его даже связали, дабы он не помешал казакам совершить преступление.

И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье.

Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и «большевиком» недоделанным, и белогвардейцем ненастоящим, метался в поисках правды между белыми и красными.

Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, заслуживает награды, Григорий не создан для войны. Тоска по родному хутору иссушила сердце Григория. Он испытывает страстное желание оставить этот ненавистный мир насилия и мчаться в родной курень.

Читайте также:  Судьбы крестьянства в романе М. Шолохова Поднятая целина.: сочинение

Ему мучительно хочется узнать правду, выяснить, на чьей же она стороне: белых или красных? Попав под влияние большевика Гаранджа, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Но мало кто знает о его душевных колебаниях, Григорий не говорит о них вслух. Только по внутренним монологам читатель понимает, как страдает герой. Он начинает сражаться за красных, пытаясь искренне поверить в истинность этой борьбы.

Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. И тогда происходит вот что: добрая, по-детски чистая душа Григория отталкивает его и от красных, и от белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»

Григорий Мелехов не может спокойно слышать, как остановившиеся на постой в его курене, красные говорят гнусные, циничные вещи в адрес его жены Натальи.

После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. «Единственно, что оставалось ему в жизни, – это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра».

Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини: «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».

Григорий становится мудрее и начинает понимать, что правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Почему? Да потому, что красные, белые – это все политика. А там, где идет классовая борьба, льется кровь, умирают люди, остаются сиротами дети. Правда – это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родной курень, любовь.

Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни. «Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира».

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Смотрите также по произведению “Тихий Дон”:

Жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Читайте также:  Изображения человека в экстремальных условиях: сочинение

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

«Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова»

Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова «Ти­хий Дон» — роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе «Тихий Дон», писатель отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу художника, и не случайно критики до сих пор спорят о судьбе главного героя, об итогах его жизненных исканий. Кто он? «Отще­пенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, не сумевший найти своего места во всеобщей борьбе и жизни?

Изображая жизнь донского казачества в трагический период револю­ции и гражданской войны, Шолохов решает сложную философскую про­блему соотношения, взаимодействия личного и социального. Отношение к революции — это вопрос, мучивший не только главного героя, это вопрос эпохи.

Первые части романа — неторопливое описание жизни довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся незыблемыми и непоколебимыми. И только пылкая, безрассудная любовь Аксиньи к Григорию воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги роман выходит за рамки семейно-бытового повествования, все сильнее звучат социальные мотивы. Шолохов развен­чивает миф об однородности и единстве казачества. Появляется Штокман и его подпольный кружок; жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они.

С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шоло­хов прослеживает судьбу фронтового казачества. Вообще, говоря о войне, подчеркивая ее несправедливый характер, автор выступает с антимилита­ристских позиций. Вспомним хотя бы сцену убийства австрийского солда­та или дневник студента. На фронте и затем в госпитале Григорий прихо­дит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к боль­шевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколь­ко. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к не­му относятся с недоверием, его отталкивает бессмысленная жестокость и кровожадность большевиков. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе».

Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третье­го пути не дано.

Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Ко­шевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мес­ти. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден пла­тить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновен­ная уголовная банда. В наказанье судьба отнимает самое дорогое, что бы­ло у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепитель­ный черный диск солнца» — символ трагического финала.

Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь про­должится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.

Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова.

На мой взгляд, Григорий Мелехов не отщепенец, он жертва трагедии гражданской войны, жертва истории. Кроме того, он относится к типу, хоро­шо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыс­лом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе про­должает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)

Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова «Ти­хий Дон» — роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе «Тихий Дон», писатель отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу художника, и не случайно критики до сих пор спорят о судьбе главного героя, об итогах его жизненных исканий. Кто он? «Отще­пенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, не сумевший найти своего места во всеобщей борьбе и жизни?

Изображая жизнь донского казачества в трагический период револю­ции и гражданской войны, Шолохов решает сложную философскую про­блему соотношения, взаимодействия личного и социального. Отношение к революции — это вопрос, мучивший не только главного героя, это вопрос эпохи.

Первые части романа — неторопливое описание жизни довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся незыблемыми и непоколебимыми. И только пылкая, безрассудная любовь Аксиньи к Григорию воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги роман выходит за рамки семейно-бытового повествования, все сильнее звучат социальные мотивы. Шолохов развен­чивает миф об однородности и единстве казачества. Появляется Штокман и его подпольный кружок; жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они.

С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шоло­хов прослеживает судьбу фронтового казачества. Вообще, говоря о войне, подчеркивая ее несправедливый характер, автор выступает с антимилита­ристских позиций. Вспомним хотя бы сцену убийства австрийского солда­та или дневник студента. На фронте и затем в госпитале Григорий прихо­дит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к боль­шевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколь­ко. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к не­му относятся с недоверием, его отталкивает бессмысленная жестокость и кровожадность большевиков. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе».

Читайте также:  Объяснение Давыдова с Варей (анализ эпизода из главы 24, книги 2 романа М. А. Шолохова Поднятая целина): сочинение

Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третье­го пути не дано.

Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Ко­шевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мес­ти. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден пла­тить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновен­ная уголовная банда. В наказанье судьба отнимает самое дорогое, что бы­ло у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепитель­ный черный диск солнца» — символ трагического финала. Материал с сайта //iEssay.ru

Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь про­должится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.

Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова.

На мой взгляд, Григорий Мелехов не отщепенец, он жертва трагедии гражданской войны, жертва истории. Кроме того, он относится к типу, хоро­шо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыс­лом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе про­должает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова?

По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова «Ти­хий Дон» — роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе «Тихий Дон», писатель отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу художника, и не случайно критики до сих пор спорят о судьбе главного героя, об итогах его жизненных исканий. Кто он? «Отще­пенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, не сумевший найти своего места во всеобщей борьбе и жизни?

Изображая жизнь донского казачества в трагический период револю­ции и гражданской войны, Шолохов решает сложную философскую про­блему соотношения, взаимодействия личного и социального. Отношение к революции — это вопрос, мучивший не только главного героя, это вопрос эпохи.

Первые части романа — неторопливое описание жизни довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся незыблемыми и непоколебимыми. И только пылкая, безрассудная любовь Аксиньи к Григорию воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги роман выходит за рамки семейно-бытового повествования, все сильнее звучат социальные мотивы. Шолохов развен­чивает миф об однородности и единстве казачества. Появляется Штокман и его подпольный кружок; жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они.

С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шоло­хов прослеживает судьбу фронтового казачества. Вообще, говоря о войне, подчеркивая ее несправедливый характер, автор выступает с антимилита­ристских позиций. Вспомним хотя бы сцену убийства австрийского солда­та или дневник студента. На фронте и затем в госпитале Григорий прихо­дит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к боль­шевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколь­ко. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к не­му относятся с недоверием, его отталкивает бессмысленная жестокость и кровожадность большевиков. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе».

Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третье­го пути не дано.

Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Ко­шевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мес­ти. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден пла­тить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновен­ная уголовная банда. В наказанье судьба отнимает самое дорогое, что бы­ло у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепитель­ный черный диск солнца» — символ трагического финала.

Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь про­должится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.

Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова.

На мой взгляд, Григорий Мелехов не отщепенец, он жертва трагедии гражданской войны, жертва истории. Кроме того, он относится к типу, хоро­шо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыс­лом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе про­должает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Рецензия

В сочинении «Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехо­ва?» на примере судьбы Григория Мелехова прослежена единичная чело­веческая судьба в истории, трагичной истории России начала XX в. Жизнь и судьба Мелехова, связанные с судьбой России, трагичны. Но итог его жиз­ненных исканий — родной Дон, родной дом, сын, сестра. И вместе с тем поиски смысла жизни и своего места в ней героем романа Шолохова автор сочинения связывает с традиционной для русской литературы темой прав­доискательства. Изложение материала сочинения логичное, последователь­ное. Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литера­турно-критической статьи.

Ссылка на основную публикацию
×
×