Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова Судьба человека: сочинение

Русский характер в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

У людей каждого народа есть свой характер, по которому можно сразу понять, откуда человек. Настоящим русским, как известно, считается человек сильный, смелый, готовый делиться последними крохами хлеба, несдающийся никогда. Именно таков образ главного героя в произведении Шолохова «Судьба человека».

Андрей Соколов – простой шофёр, рубаха-парень. Довоенная жизнь его была светла и беззаботна: ласковая и заботливая жена, трое детей, любимая работа – казалось бы, чего ещё можно желать? Но тут пришла война…

Андрею многое пришлось пережить: два ранения, пребывание в плену у немцев, которые были безжалостны ко всем без исключения. При Соколове были расстреляны ни в чём неповинные люди: еврей, трое русских, похожих на евреев и человек, который просил выйти в туалет. И это только в первую ночь. После такого трудно держать себя в руках и, не боясь пыток и смерти, с честью идти до самого конца – но герою это удаётся.

В лагере близ Дрездена Андрей находится на волоске от смерти. За пару фраз, порицающих немцев, он идёт на расстрел. И всё ещё остаётся несломленным, несгибаемым. Он идёт с высоко поднятой головой, готовый постоять за себя и за Родину, показать фашистам, что им никогда не поработить русский народ, ведь русские – свободны душой, а это, пожалуй, и есть истинная свобода.

Под дулом пистолета Соколов отказывается пить за победу немецкой армии – и в этом проявляется его русский характер, преданность Отечеству. В конце концов его помилуют и дадут буханку хлеба и сало, которое герой разделит с другими пленниками. А как иначе? Русские люди привыкли делиться с теми, кто в этом нуждается, помогать друг другу и работать, жить, в дружной, сплоченной команде, а ещё точнее, семье.

Затем главному герою удаётся бежать. Он оглушает немецкого майора и угоняет машину. Весьма отчаянный поступок, стремление к свободе – опять же русский характер, который проявляется при любых обстоятельствах.

Потеря семьи, безработица, и, наконец, усыновление мальчишки-сироты – Андрей Соколов и после войны немало натерпелся. Зато у него появился приёмный сын, которому он решил посвятить оставшуюся жизнь и воспитать достойного гражданина своей страны, который, как и отец, будет Человеком с большой буквы, обладающим стальной волей и сильным, волевым характером. Русским характером, отличительными чертами которого являются прямолинейность, «душа нараспашку», героизм, доброта и готовность помогать всем ближним и не только; максимализм: если ненавидеть врагов, так ненавидеть, если любить жизнь, так любить по полной программе и наслаждаться каждой секундой!

Однако не стоит забывать, что есть и другая сторона русской души: тихая, светлая грусть по тем, кого уже нет с нами; лирические мысли и вдохновение природой. Иногда даже самый сильный русский человек, вспоминая прошлое, может пустить скупую, жгучую мужскую слезу, как верно подметил Шолохов. И эта единственная слеза может вместить в себя столько пережитого горя, сколько не поместится и в бурной горной реке…

Русский характер в рассказе Судьба человека

Несколько интересных сочинений

Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести

дни из главных героев романа Наташа Ростова и Андрей Болконский. Это любимые герои Толстого. Роман охватывает определённый временной отрезок, за который Наташа из наивной девочки превращается

Одним из основных персонажей произведения является Павел Миронович Пинигин, представленный писателем в образе одного из детей главной герои, жительницы деревни, расположенной на заброшенной острове Матера.

Конфликт поколений – извечная проблема человечества. Родители упрекают детей в непослушании, а в ответ слышат упреки о непонимании. Основной проблемой является мировоззрение людей, другое воспитание, другое время.

Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо­лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто­рия, а действительно судьба реального человека, ис­пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч­ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи­ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от­дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со­беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе­ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се­мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры­вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли­вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му­жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа­шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо­тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж­ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко­мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте­рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди­ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист­ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска­за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы­тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда­ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе­седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи­тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле­вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз­вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело­века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со­хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо­роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь­ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто­кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое­вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

«Изображение русского характера в рассказе «Судьба человека»»

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела — грудь на грудь,

Драка — значит, драка.

А. Твардовский. Василий Теркин.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956 — 1957) считается классикой военной прозы. Он, наряду с произведениями Быкова, Твардовского, Кондратьева. Некрасова, раскрывает правду тех страшных четырех лет, повествует о жизни русского народа, воспевает русский национальный характер.

«Судьба человека» изображает одно из проявлений русского национального характера — русского солдата. Главный герой произведения, Андрей Соколов, говорит о войне: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

Этот герой — простой русский человек, живший в деревне и с молоком матери впитавший народные представления и морали и нравственности. Главный критерий для Соколова — чтобы все в жизни было «не хуже, чем у людей». И рассказ Соколова о своей судьбе подчеркивает, что герой и его семья — самые типичные, самые обыкновенные, каких в СССР было большинство. И тем ценнее свойства его натуры, которые говорят о достоинствах русского характера в целом.

Судьба Соколова трагична. Он прошел всю гражданскую войну, воевал на стороне Красной Армии. Узнав о начале Великой Отечественной, на третий день герой уходит на фронт, прощается со своей семьей, любимой женой. Разве мог он знать, что больше никогда не увидит их? Всю оставшуюся жизнь корил себя Соколов за то, что тогда оттолкнул жену, нагрубил ей. Это было последнее, что он успел сделать — вскоре Ирина погибла…

Герой вспоминает, что первое время на фронте было очень тяжело: наши отступали, немцы одерживали верх. Через слова Соколова автор подчеркивает, что в советских рядах воевали совершенно разные люди, а не одни лишь герои. Были и те, кто боялся, «скулил и сопли размазывал», по выражению главного героя. Военный дух советского войска падал, и только сильные люди «держали себя в руках». Но был и еще один аргумент, для Соколова самый сильный, — «…этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!» Конечно, и Андрей Соколов — не безупречный герой, ему тоже было страшно и «тошно». Но он, как мужчина, как более сильный, брал этот груз на себя, стремясь хоть немного, но облегчить жизнь женщинам и детям в тылу. И таких людей, я уверена, было в те годы предостаточно.

Читайте также:  Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова Судьба человека): сочинение

За первый год войны Соколов был два раза ранен. Про это время он говорит, что ему «везло». Потому что немецкий плен, который герой выдержал позже, можно сравнить только с адом, и все другое на войне можно было назвать везением. В машину Соколова, который под неприятельским огнем вез патроны солдатам, попал снаряд. Очнувшись, герой понял, что оказался в немецком плену: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

За два года плена Соколов натерпелся нечеловеческих издевательств и мучений: «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Но, несмотря на это, немцам не удалось сломить характер героя, наверное, поэтому он и остался жив.

Кульминацией пребывания героя в плену и одной из кульминаций рассказа стал эпизод разговора Соколова с лагерфюрером Мюллером. Идя на встречу с Мюллером, Андрей осознает, что идет на смерть. Он собирается с духом, чтобы взглянуть на врага и в дуло пистолета отважно, как и подобает русскому солдату. Да и перед лицом лагерфюрера Соколов держится с огромным достоинством. Он, находящийся на грани голодной смерти, не стал пить за победу фашистских войск: «…у меня есть свое, русское достоинство и гордость и … в скотину они меня не превратили, как ни старались».

После этого даже фашисты преклонились перед сильным русским характером, полным достоинства, свободы и любви к Родине. Мюллер говорит, что уважает достойных противников, и в знак своего признания даже дает герою кусок сала и хлеба. Фашистское угощенье разделили поровну между всеми обитателями барака. Русский солдат при любых условиях остается русским солдатом! Это подтверждает и то, как Соколов спасся из плена. Он бежал и привез с собой немецкого генерала, который был советским войскам «дороже двадцати языков».

Но на этом несчастья героя не закончились. Вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли, а 9 мая, в день победы, погиб и его единственный сын. Свет померк перед Андреем. Исчез смысл жизни, незачем стало жить. Но и тогда выстоял русский солдат. А чуть позже судьба дала ему еще один шанс — Соколов встретил маленького бродяжку Ванюшу, у которого родители погибли на фронте. И перед Соколовым вновь забрезжил свет…

Судьба героя во многом типична: жестокая война, физические и душевные страдания и испытания, потеря всех близких. Но всегда Соколов сумел оставаться человеком, русским человеком и русским солдатом, перед которым склоняли голову даже звери в человеческом обличье — фашисты.

Сочинение Русский характер в Судьбе человека Шолохова

В русской литературе 20 столетия появляется новый герой, отличающийся от героя 19 века. Если во времена Пушкина и Лермонтова персонаж был мятущимся, искал свой идеал, был денди, то писатели предыдущего столетия показали иного героя. Особенно явно это сказалось после событий Великой отечественной войны.

Михаил Шолохов – великий русский писатель, воплотивший в литературе сильного и честного человека. Пронзительный рассказ “Судьба человека” вывел образ русского человека, способного на жертву, умеющего любить и воевать.

Главный герой Андрей Соколов уходит на фронт защищать родину. Дома он оставляет жену и двух дочерей. Его сын тоже уходит на фронт. Шолохов показывает сколько бед и трагедий может случиться с одним человеком. Соколов в бомбежке теряет семью, переживает тяготы фашистского плена, узнает о гибели сына. Но все это не может полностью сломить дух героя. Андрей Соколов не очерствел душой. После всего пережитого в нем еще сохранился маленький уголек любви и сострадания. Этот уголек с новой силой разгорелся в самом конце произведения, когда герой встречает маленького мальчика- сироту Ванюшу и говорит ему, что он его отец, тем самый Соколов дает надежду и себе, и ребенку на новое будущее.

Лейдерман Наум Лазаревич, советский литературовед, назвал произведение Шолохова “монументальным рассказом”. Шолохов раскрыл русский характер, показав все его особенности. Соколов – мужественный солдат, способный отдать жизнь на благо Родины. Попав в плен к немцам, наш герой не теряет духа и жаждет освобождения. Можно вспомнить важный эпизод, в котором немецкий комендант дает выпить Соколову водки за победу фашизма. Отказавшись пить за этот тост, Соколов выпивает за свою погибель, так как уверен, что смерти ему не избежать. Русский характер поражает немецкого коменданта. Тот с восхищением называет Соколова настоящим воином и солдатом. Эта сцена показывает, что истощенный и морально, и физически Андрей Соколов не изменяет своему характеру и воле, оставаясь верным Родине.

Рассказ Шолохова в полной мере раскрывает мужественный характер русского человека, через которого мы можем проследить основную и очень важную проблему: даже в немыслимых условиях необходимо оставаться человеком. “Судьба человека” заставляет задуматься о многом, что присуще нашему менталитету, складу нашего ума. Оставайтесь честными и открытыми, верными своему слову. тогда у вас появится больший шанс достичь своей цели.

2 вариант

Михаил Шолохов в 1956 году написал рассказ «Судьба человека», в котором рассказывается о жизни простого русского человека, шофёра Андрея Соколова. В его образе автор показал лучшие черты русских людей, переживших войну. Судьба Соколова очень похожа на тысячи судеб людей военного времени.

У каждого народа есть отличительные черты характера. В понятие «Русский характер» входят такие качества, как сострадание, сопереживание, сочувствие и широта души, героизм и преданность Родине, бесстрашие.

Андрей Соколов именно такой. Ещё в детстве, после смерти от голода родителей и сестры, он выжил и продолжил нормальною жизнь, создал семью, работал. А во время войны не поддавался слабости, потому что считал, что настоящий мужчина может вытерпеть всё.

Нелегко пришлось Соколову в плену, но он сумел выстоять, не прогнуться под врага, и отказаться от подачек, чем вызвал уважение даже у немцев, трудности плена не сломили его «русское достоинство и гордость». Соколов не стал пить за победу немецкого оружия даже под дулом пистолета. С высоко поднятой головой он идет на расстрел, желая показать, что русский человек сумеет умереть за Родную страну, не уронив чести и не испугавшись фашистов.

Фашисты не расстреляли его, а восхитившись мужеством солдата, отпустили его и дали хлеб и сало, которые герой поделил всем пленным поровну.

Соколову удаётся бежать из плена. Оглушив немецкого офицера, он умудряется угнать машину и освободиться. Это черта русского характера – стремление к свободе, умение найти выход из любой ситуации.

После войны новый удар настигает истерзанного войной солдата – смерть любимой жены Иришки и детей. Горе от потери родных и близких не сломило, и не ожесточило его. Встретив маленького Ванюшу, Соколов не смог остаться равнодушным к горю мальчика, потерявшего в войне отца и мать. Он взял мальчика к себе, чтоб заменить ему родителей, погибших в страшное военное время.

Андрей Соколов сумеет воспитать мальчика, прививая ему любовь и преданность Родине, доброту и сочувствие.

Верится, что Ванюша станет Человеком с большой буквы как и его приёмный отец.

Но русскому человеку присуще и чувство жалости, грусти по тем, кто не вернулся с войны. Нет-нет, да блеснёт скупая мужская слеза, вспоминая тех, кто сложил голову за свободу родного отечества, за детей, которые так и остались малышами в страшной мясорубке войны.

Также читают:

Картинка к сочинению Русский характер в Судьбе человека

Популярные сегодня темы

Проблема верности всегда была важной в литературе. Она рассматривалась в нескольких аспектах: верность родине, любви и дружбе. Многие классики освещали эти проблемы в своих книгах.

Левша является заглавным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена

Пьеса Максима Горького “На дне” по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном”?

Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей

В. Ленин пришел к власти в России после многовекового правления царей. Он был очень противоречивой фигурой, и его преемники оказались не менее противоречивыми, но В. Ленин оставил неизгладимый след в России и мире.

Урок по литературе на тему:”Русский характер в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека”.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок по литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цель : 1. Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа). 2 Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

  • обучающие : показать значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;
  • развивающие : развивать навыки анализа текста , уметь выбирать главное обобщать; формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • воспитательные : способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Мультимедиа, фрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека» , рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (знание содержания рассказа).

Методы обучения: наглядный, словесный.

Методы учения: репродуктивный, объяснительно –иллюстративный, эврестический, частично-поисковый.

Тип урока: Изучение текста художественного произведения.

Виды деятельности : чтение и анализ текста, работа в парах, заполнение таблицы, монологические ответы, словарная работа, просмотр слайдов и видеофрагментов.

Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва “Условия задачи” (на экране)

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: ” Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?” Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них – рассказ “Судьба человека”.1 слайд (тема урока,

Наша задача проследить за судьбой главного героя рассказа Андрея Соколова, и выявить его черты характера , поэтому эпиграфом к уроку я взяла эти слова….)

– Какой смысл вложил в эти слова автор ?.

-Связаны ли они с рассказом «Судьба человека»

2 слайд ( Словарная работа)

Как вы думаете какое определение подходит нашему герою?

– Кому и почему Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)

(Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.)

Какова композиция произведения?

— От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”. Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего, авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя- простого человека, ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.

я предлагаю вместе с автором пережить судьбу героя.

1) « Мирная жизнь » ( «Семейное счастье»)

– Как жил наш герой до войны?

-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

Важные слова Почему?

работа кипела в руках,

-Как можно озаглавить эту часть? .

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

( звучит голос Левитана и песня «Вставай, страна огромная» Слайды 5-7 )

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

Ученики обращают внимание на то, что воспоминания Андрея полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. ” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой. Андрюша. не увидимся. мы с тобой. больше. на этом. свете. ” Возможно, что-то предчувствовала. И вспоминается плач Ярославны, и видится готовность мудрой Февронии на своих плечах вынести из беды мужа. Мы отмечаем сравнения: “моя прижалась ко мне, как лист к ветке”, “сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”. Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку. Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь. И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

. Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

– В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул. “

– Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

-В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

– Как Соколов попал в плен? (текст)

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову? ( работа в парах)

(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

Плен ( Исторический комментарий) Слайды 8-13

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “. Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата. ”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. ”

– Найдите в тексте слова, подтверждающие это высказывание.

-Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

– А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

— Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

— Дороги ли нам его слова?

Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена?

— Остался ли в плену Андрей Соколов?

– Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.

— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.

— И что же впереди?

(Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома. ” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс. Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту.

Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

( слайд «Потеря близких») Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

– Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”. Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что “жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа”.)

— Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

– Какие чувства вы испытали ? ( И боль, и радость одновременно. Два осиротевших человека наконец-то нашли друг друга)

Как показаны отношения этих людей, нашедших друг друга? ( Соколов отдаёт Ванюшке всё тепло души, которое скопилось за долгие годы , и сам отогревает своё окаменевшее сердце около маленького оборвыша )

..” “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова.)

( Если останется время) Обращаю внимание учеников на описание природы. Оно косвенно отражает чувства повествователя. Находим в тексте доказательства.

“Солнце светило горячо, как в мае”, — скажет он в начале рассказа. “Солнце светило так горячо. ” — повторит он там же. Чувство успокоенности владеет им: “Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству. ”

И вот встреча с чужим горем, с несмываемой временем бедой — и словно всё подёрнулось серой, безрадостной пеленой.

“Всё так же лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер; всё так же, словно тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни”.

Возвращаемся к словарной работе

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.) (Записываем на доске слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

-Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского характера этот герой воплощает?( А.Соколов, простой человек, солдат и отец. Выступает как хранитель и защитник жизни, её основ, складывающих.

Урок заканчивается словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Напишите сочинение на одну из тем.

  1. Можно ли считать судьбу Соколова героической?
  2. Способен ли русский человек вытерпеть всё на своём пути , если позовёт его Родина»

Тема русского характера по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.)

Произведение М. Шолохова «Судьба человека» – это повествование о жизни простого человека во время войны. Русский человек перенес все ужасы страшной войны и ценой личных потерь одержал победу, завоевал независимость своей страны. Главный герой рассказа – Андрей Соколов. В нем автор воплотил наилучшие качества русского характера: терпение, стойкость, скромность и особое чувство собственного достоинства.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Именно благодаря таким чертам характера русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне.

В самом начале рассказа автор довольно спокойно описывает приметы первой послевоенной весны. Шолохов, как будто готовит читателя к знакомству с главным героем произведения, Андреем Соколовым, у которого глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Соколов о прошлом вспоминает сдержанно, устало, перед своей исповедью он сгорбился и опустил на колени темные, большие руки. Читатель должен прочувствовать, насколько трагична и непроста судьба шолоховского героя.

Жизнь обыкновенного русского человека Андрея Соколова предстает перед читателем со всеми радостями и горестями. С самого детства он уже знал, почем «фунт лиха», воевал в гражданскую войну. Затем, скромный трудяга и отец большого семейства, Соколов был по-своему счастлив. Но снова началась война, которая сломала жизнь этому человеку, оторвала его от семьи и от дома. Соколов идет на фронт. В первые же месяцы войны он был ранен дважды и контужен, а впереди его ждало самое страшное – фашистский плен.

Герою довелось испытать нечеловеческие страдания, муки и лишения. Два года Соколов находился в плену у фашистов и стойко переносил все ужасы этого ада. Его попытка сбежать оканчивается неудачей. Соколов расправляется с предателем и трусом, который готов выдать командира, спасая собственную шкуру. Наиболее выразительно показаны чувство собственного достоинства, выдержка и сила духа героя в его нравственном поединке с комендантом концлагеря. То, с каким мужеством готов встретить смерть истощенный и обессиленный узник, поражает даже фашиста, давно утратившего человеческий облик.

И все же герою удалось бежать из плена, он вновь становится солдатом. Не один раз Андрею доводилось смотреть смерти в глаза, но он всегда оставался человеком. Война закончилась, и герой вернулся домой, где его ждали самые серьезные испытания. Андрей Соколов вышел из войны победителем, но потерял все самое дорогое, что было в его жизни. На том месте, где когда-то стоял построенный его руками дом, Андрей увидел лишь черную воронку от немецкой авиабомбы. Все члены его семьи погибли. Герой невольно задается вопросом, почему жизнь так сурова к нему относится, но ответа найти не может.

После всего, что довелось пережить Андрею Соколову, кажется, он должен был бы ожесточиться и озлобиться на весь мир, но этого не произошло. Судьба не смогла сломить героя, она изранила его душу, но не убила ее. В душе Соколова осталось еще достаточно теплоты, которую он дарит усыновленному им мальчишке-сироте, Ванюше, со «светлыми, как небушко глазами». То, что после всех утрат, Андрей Соколов сумел начать жизнь сначала, усыновив мальчика, подтверждает его огромную нравственную силу. Этот человек продолжает жить, несмотря на все горести и несчастья своей судьбы. Шолохов пишет о том, что ему очень хочется верить в силу этого героя, возле отцовского плеча которого обязательно вырастет настоящий человек и сможет, если понадобится, защитить Родину, преодолев все препятствия на своем пути.

Рассказ «Судьба человека» наполнен светлой и глубокой верой в человека. Заглавие его очень символично: это рассказ не только о конкретной судьбе Андрея Соколова, а повествование о жизни всего русского народа, одержавшего победу в кровопролитной войне и вынесшего на себе все ее тяготы и лишения.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3457

Ссылка на основную публикацию
×
×