Лирика Тараса Шевченко и Фридриха Шиллера: сочинение

Лирика Шиллера

Характеристика жизненного и творческого пути Шиллера Иоганна Кристофа Фридриха. Философская поэзия и лирические стихи. Баллады – самые популярные поэтические произведения Шиллера. Драматизм баллад “Поликратов перстень”, “Перчатка”, “Ивиковы журавли”.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления19.12.2015
Размер файла23,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО Тувинский государственный университет

Филологический факультет ЗФО

Выполнила: студентка 3 курса ЗФО

Баллады самые популярные поэтические произведения Шиллера

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759 – 1805 гг)

Родился 10 ноября 1759 г в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать — из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец — полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 г по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 г академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 г., он получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 г. закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года пьеса была поставлена в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере. За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства. Интендант Мангеймского театра Дальоерг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене Две драмы — «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» — были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех.

Терзаясь муками неразделенной любви, Шиллер охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кернера, и более двух лет гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

В 1789 г. он получил место профессора всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье.

Наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э. фон Шиммельман в течение трех лет (1791–1794 гг.) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 г издавать ежемесячный журнал «Оры».

Шиллер интересовался философией, особенно эстетикой. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе (1792-1796 гг.) — «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта.

Кроме философской поэзии, создает и чисто лирические стихи — короткие, песенного характера, выражающие личные переживания. В 1796 г Шиллер основал еще одно периодическое издание –ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения.

В поисках материалов Шиллер обратился к И. В. Гёте, с которым познакомился после возвращения Гёте из Италии, но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. Так называемый «балладный год» (1797 г.) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в т.ч. у Шиллера — «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А. Жуковского.

В 1799 г герцог удвоил Шиллеру содержание, которое, по сути, стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 г, император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.

Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел; у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре, 9 мая 1805 г

шиллер поэзия лирический баллада

Шиллер был по преимуществу драматургом. В области драмы талант его проявился с наибольшей силой. Но, кроме того, значительную часть его литературного наследия составляет лирика. Несколько стихотворений он напечатал, еще будучи в стенах Военной академии. Вскоре после «Разбойников» был опубликован сборник «Антология на 1782 год», в котором более шестидесяти стихов принадлежат перу Шиллера. Это стихи философские и политические: «Дурные монархи», «Спиноза», «Руссо» и др. Молодой поэт славил идею бунта, политического протеста, угрожал тиранам:

…страшитесь силы песнопенья!

Пурпур ваш пробив, пронзит стрела отмщенья

В 1785 г. поэт написал знаменитые стихи «К радости» – патетический гимн во славу жизни. Мир прекрасен. Долой несправедливость и зло! Пусть люди без различия рас и племен соединятся в братской дружбе и радость, светлая, жизнетворящая, воцарится на земле.

Обнимитесь, миллионы! В поцелуе слейся, свет!

Стихи «К радости» были положены на музыку Бетховеном (хор в финале Девятой симфонии).

В последующих стихотворениях (вплоть до 1795 г.) Шиллер развивает идею эстетического воспитания людей. «Поэзия жизни», «Власть песни», «Пегас в ярме» и другие прославляют красоту, способную, по философии поэта, нравственно оздоровить человечество. Поэт говорит о силе искусства, ниспровергающего ложь:

Земная мощь простерта ниц,

Смолкают суетные клики,

Все маски упадают с лиц,

И дышит истина живая,

Творенья лжи ниспровергая. (Перевод А. Кочеткова)

Для Шиллера близость с Гёте послужила новым толчком на жизненном и писательском поприще. Прежде всего, она отразилась возвращением к покинутой с 1789 г. поэзии. Рядом с продолжением журнала “Horen” с 1796 г. он выпускает “Альманах Муз”, где появились “Поэзия жизни”, “Власть песнопения”, “Идеалы”, “Идеалы и жизнь”, “Гений” и рядом с ними ряд других стихотворений.

Баллады самые популярные поэтические произведения Шиллера

К лучшим и наиболее популярным поэтическим произведениям Шиллера, несомненно, относятся его баллады, в преобладающем большинстве написанные в 1797 году. Этот год в истории творческого сотрудничества Гете и Шиллера принято называть «годом баллад». Оба поэта вступили опять как бы в творческое соревнование, и подобно тому как в 1796 году к письмам из Иены в Веймар и обратно прилагались эпиграммы («Ксении»), так в 1797 году к письмам прилагались баллады. Первая группа баллад Гете я Шиллера появилась в «Альманахе муз» за 1798 год. В нее вошли следующие баллады Шиллера: «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и «Ивиковы журавли». За ними последовали: «Рыцарь Тогенбург», «Хожденье на железный завод», «Бой с драконом», «Порука» и «Геро иЛеандр». В 1802 году появилась «Кассандра» и, наконец, в 1803 году «Граф Габсбургский». Идейную основу баллад составляют этические проблемы. Поэт стремится отразить в частном случае человеческой жизни закономерность поведения человека, показать силы, управляющие жизнью людей.

Характерной чертой баллад Шиллера является их глубокий внутренний драматизм. В пределах одного сравнительно небольшого стихотворения действие подразделяется как бы на акты, а некоторые из баллад, например «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Порука» и др., написаны даже в форме драматического диалога. Во всех балладах ощущается рука гениального драматурга. «Год баллад» является прелюдией к последующим крупнейшим классическим драмам. Чтобы охарактеризовать баллады именное этой стороны, мы подробнее остановимся на четырех из них. «Кубок» (заглавие дано В. Жуковским, у Шиллера баллада называется «Водолаз») начинается без всякого эпического введения обращением короля к окружающим его придворным: кто отважится опуститься в морскую пучину и достать золотой кубок, который король при этих словах бросает в водоворот. Такова завязка – испытание храбрости, способности идти на риск. Дальнейшее развитие действия (молчание рыцарей, храбрость пажа и т. д.) идет по линии нарастания драматического напряжения. События естественно делятся на пять этапов, или актов: первый вызов короля (строфы 1-3), второй – паж бросается в пучину (строфы 4-12), третий – паж возвращается с кубком и рассказывает о своей борьбе с волнами (строфы 13-23), четвертый – второе испытание, предлагаемое королем (строфы 24-26), пятый – гибель пажа (строфы 27-28). В первый раз паж бросается в водоворот, чтобы доказать свою мужественность и моральное превосходство над рыцарями. Этот подвиг он совершает во имя утверждения своей личности, во имя чести. Второй раз он бросается в водоворот во имя конкретной цели – личного счастья. Ему удается благополучно выйти из первого испытания, и, полный веры в свою способность победить любые препятствия, он вторично испытывает судьбу, но на этот раз стихия одерживает над ним победу. Поэт заканчивает волнующую драматическую балладу эпическим двустишием: Приходит, уходит волна быстротечно, А юноши нет и не будет уж вечно! В этих словах слышится признание слепой мощи природы. Но еще сильнее звучит в балладе мотив гордости за человека, прославление величия его духа, смелости, подвигающей его на подвиги.

Большим драматизмом отличается и баллада «Поликратов перстень». Рассказ о счастливой жизни и печальном конце. Поликрата взят Шиллером из третьей книги «Истории» Геродота. В ней подробно повествуется о том, как Поликрат поднялся из простых людей до вершины власти и стал правителем острова Самоса; ему всю жизнь улыбалось счастье, но в конце концов он был взят в плен и распят на кресте одним из персидских правителей. «До этого довело Поликрата, – заключает Геродот, – его необыкновенное счастье, как предсказывал ему египетский царь Амазис». Шиллер соединил рассказанные у Геродота отдельные случаи и обстоятельства жизни Поликрата в единое драматическое целое, свел их к небольшому отрезку времени и места. Действие баллады занимает всего два дня и состоит из двух небольших сцен. Диалог между Поликратом и его другом, египетским царем Амазисом, раскрывает исключительную судьбу Поликрата, которому сопутствует удача во всех его делах. Чрезмерное счастье Поликрата пугает Амазиса, оно противоестественно, так как нормальная жизнь человека представляет собой сочетание радостей и горя, сменяющих друг друга. Амазис советует другу: Чтоб верной избежать напасти, Моли невидимые власти Подлить печали в твой фиал. И тогда Поликрат в знак жертвы богам бросает золотой перстень в море, но наутро повар вынимает его из пойманной рыбы и возвращает Поликрату; Амазис усматривает в этом несомненный признак того, что боги не принимают добровольной жертвы правителя Самоса и хотят его гибели. Амазис спешит отказаться от такого опасного друга и покидает его. Не менее драматично построена и баллада «Перчатка». В присутствии короля Франциска и его придворных собравшихся смотреть зверинец, дама роняет свою перчатку в ров, где находятся лев, тигр и барсы. Она просит влюбленного в нее Делоржа доказать свою любовь подвигом – достать перчатку. Он исполняет просьбу красавицы, а затем бросает ей перчатку в лицо, отвергая ее любовь за то, что она ради прихоти, каприза готова была подвергнуть его смертельной опасности. Баллада «Ивиковы журавли» четко распадается на пять драматических актов, из которых третий является кульминационным. Первое событие – смерть певца Ивика убитого в лесу разбойниками, в то время как он шел на праздник в Коринф. В момент гибели Ивика над лесом пролетала стая журавлей; умирающий певец призывает птиц отомстить за его смерть, мы видим греков, собравшихся на праздник и узнавших о гибели Ивика. Всех охватывает жажда возмездия за гнусное убийство, и вместе с тем всем очевидно, что виновников смерти невозможно найти третий, кульминационный акт – появление на сцене хора Эриний (то есть богинь мести), которые поют: Блажен, кто незнаком с виною, Кто чист младенчески душою! Мы не дерзнем ему вослед: Ему чужда дорога бед… Но вам.убийцы, горе, горе! Как тень, за вами всюду мы, С грозою мщения во взоре, Ужасные созданья тьмы. Грозное песнопение Эриний пробуждает страх в душах виновников убийства Ивика. Наступает четвертый акт: над собравшимися пролетает стая журавлей. Один из убийц, вспомнив предсмертные слова Ивика, взывавшего к журавлям, думает, что это те самые журавли и выдает себя восклицанием: «То Ивиковы журавли!» Преступление отягчает совесть человека, и, как бы он ни старался, ему не подавить память о нем; черные дела не могут не всплыть на свет, и в самом преступлении заложено зерно кары за него. Наступает развязка – пятый акт; убийц схватывают, они сознаются в своем преступлении, их судят и казнят. Шиллер в «Ивиковых журавлях», так же как и в «Торжестве победителей» и других стихотворениях на античные темы, проявил глубокое знание жизни и культуры древней Греции. Когда он послал готовую рукопись баллады Карлу Беттигеру, крупнейшему знатоку культуры античности в тогдашней Германии, последний был поражен метким и верным изображением этой далекой эпохи. Циклом баллад собственно и заканчивается лирическое творчество поэта. После этого он написал сравнительно небольшое число стихотворений, если не считать стихов, вставленных в драму о Вильгельме Телле. Однако неудовлетворенность действительностью, сознание ее несовершенства, чувство боли за человечество, обреченное на страдания, испытывающее гнет несправедливости, никогда не приводят Шиллера к отрицанию ценности жизни. Наоборот, через всю поэзию Шиллера проходит идея красоты жизни, величия человеческого духа, он является певцом мужества, стойкости и непримиримости по отношению ко всему, что уродует красоту мира. В силу этого поэзия Шиллера рождает не мрачное мировосприятие, не бесплодно-пессимистическое отчаяние, а веру в человека и в жизнь. Вся его лирика озарена великими идеалами гуманности, свободы, стремления к счастью; даже в наиболее печальных стихах Шиллера слышится голос надежды на лучшее будущее человечества.

Светлая поэзия Шиллера несла всему миру великую и созидательную идею свободы. Его имя становится символом самого бескорыстного служения народу.

«В поэзии Шиллера вы преклонитесь с любовью и благоговением перед трибуном человечества, провозвестником гуманности, страстным поклонником всего высокого и нравственно прекрасного», – писал Белинский.

Герцен назвал Шиллера «поэтом благородных порывов»; он писал о нем: «Шиллер! Благословляю тебя, тебе обязан я святыми минутами начальной юности!. Однажды, взяв Шиллера в руки, я не покидал его, и теперь, в грустные минуты, его чистая песнь врачует меня».

1. Шиллер. Избранные произведения. Детская литература. Москва. 1955

2. История зарубежной литературы: Учебное пособие для студентов ФФ вуз / Н. А. Соловьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.

3. Зарубежная литература XVII – XVIII вв.: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Сост. С. Д. Артамонов – М.: Просвещение, 1982. – 608 с.

4. История зарубежной литературы XVIII в.: Учебное пособие для филол. спец. вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. – 2-еизд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999. – 335 с

5. История зарубежной литературы XVIII в.: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов. В 2 т. Т. 2 по спец. «Рус. яз. и лит.» / Сост. Б. И. Пурищев, Ю. И. Божор; Под ред. Б. И. Пурищева. – 2-еизд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – 400 с

6. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв.: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – 2-е изд., дораб. / Сост. С. Д. Артамонов – М.: Просвещение, 1988. – 608 с.

7. Андреев, Л.Г. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М. 1987. – 542 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Жизненный и творческий путь знаменитого немецкого писателя и поэта К. Шиллера, его известные произведения, их анализ и критика. Творческий союз Шиллера и Гете. Вклад писателя в развитие эстетики и драматургии. Особенности и популярность лирики Шиллера.

контрольная работа [45,0 K], добавлен 24.07.2009

Жизнь и творчество Фридриха Шиллера в период “Бури и натиска”. Бунтарский характер и жанровое новаторство в ранней драматургии Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Тенденции европейского сентиментализма 18 в. Штюрмерское движение в немецкой литературе.

реферат [23,9 K], добавлен 21.10.2008

Раскрытие проблем справедливости, свободолюбия, важных политических и экономических аспектов в произведениях Фридриха Шиллера. Композиционные особенности пьесы “Дон Карлос”. Спектакль, выполненный театром Моссовета и творческим объединением “Экран”.

курсовая работа [61,7 K], добавлен 20.08.2012

Исследование биографии и раннего творчества немецкого поэта и мыслителя Ф. Шиллера. Различия между объективными и субъективными способами отражения действительности в искусстве. Анализ работ “Разбойники”, “Письма об эстетическом воспитании” и статей.

Читайте также:  Вильгельм Телль: сочинение

реферат [38,7 K], добавлен 06.11.2012

Ознакомление с идейными соображениями литературного движения “Буря и натиск” (антифеодальный протест, созидательная свобода), наиболее ярко выраженными в драме Шиллера “Разбойники” путем описания героев с характером, не сломленных деспотичным режимом.

реферат [26,7 K], добавлен 07.06.2010

Особливості світогляду й естетики “Бурі і натиску”, специфіка змалювання особистості в творах письменників даного руху. Бунтарський пафос Карла Моора – головного героя драми Ф. Шиллера “Розбійники”. Тема моральних зобов’язань та трагедії Вільгельма Телля.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 11.10.2012

Биография и творчество Фридриха Шиллера. Известнейшие баллады поэта. Шиллер как оплот буржуазной нравственности. Драма “Космус фон Медичи”, написаннная под влиянием драмы Лейзевица “Юлиус Тарентский”. Настороженная встреча произведений общественностью.

презентация [11,3 M], добавлен 23.12.2010

Биографические сведения. Начало творческого пути-лицеистские годы. Лирические произведения Пушкина. Классика лирических жанров и стилей. «Глас лиры – глас народа». Оценка лирики Пушкина его современниками и классиками последующих столетий.

реферат [42,6 K], добавлен 14.10.2007

Характерные черты, основные принципы и жанры классицизма. Изучение творчества немецких поэтов – Гете и Шиллера. Развитие европейской литературы и искусства в XVIII-XIX веках. Особенность русского классицизма, его связь с художественной системой барокко.

реферат [2,1 M], добавлен 17.06.2014

Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 01.10.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Лирика Тараса Шевченко и Фридриха Шиллера

Тарас Шевченко был человеком образованным. Он интересовался творчеством писателей мировой литературы. Формирование его идеалов как художника и поэта, общественного деятеля связано с передовой философской мыслью Европы. Шевченко знал и любил творчество Шиллера, потому воспринимал его как близкое по духу и общей направленности. Поэзию Шиллера Тарас Шевченко читал в переводах давнего друга И. Гербеля.

Его сборник «Отзвук», содержавший 23 перевода лирических произведений немецкого поэта, был в собственной библиотеке Тараса Шевченко.

Немецкий поэт считал, что в основу всей Вселенной заложена радость. Если богатство разъединяет людей, то радость, то есть любовь, милосердие, объединяет их. Ведь все люди — дети одной матери Природы.

Будь твердым в тяжелые времена,

Помощь обиженным давай,

Повсюду правду знай единую,

Сроду клятвы не ломай, —

Эти строки из стихотворения «К радости» написаны в виде торжественной

Великий Кобзарь украинского народа в своих стихах и поэмах тоже обращался к теме освобождения из рабства своей матери-Украины:

… На обновленной земле,

Врага не будет, супостата.

А будет сын и мать, и будут люди на земле.

По своеобразию трактовки исторических событий, прославлением борьбы за свободу угнетенного народа в одном ряду с драмой » Вильгельм Телль » Фридриха Шиллера стоит поэма Тараса Шевченко «Гайдамаки». Освободительный пафос ранних шиллеровских пьес стимулировал творчество многих романтиков, а образ Карла Моора находил отзывы во многих подобных романтических образах. «Разбойники» — первая драма Шиллера, однако она до сих пор остается самым известным его произведением. Карл, главный герой пьесы — человек энергичный и умный. Его любимый писатель — Плутарх, известный автор героических биографий людей античности. Оставшись без средств к существованию, выброшенный из общества и покинутый родными, он возглавил отряд разбойников.

Карл объявляет войну обществу, где отныне для него нет места: «Мой дух стремится к подвигам, душа — к свободе». Карл Моор и Шевченковский Варнак — образы, подсказанные писателям самой жизнью.

Одной из первых рядом с упомянутыми темами вошла в поэзию Ф. Шиллера и Т. Шевченко тема изуродованной женской судьбы, горькой материнской любви. Шевченко «Катерина» — тематическая параллель к «детоубийце» немецкого поэта. С искренним сочувствием рисуют поэты своих героинь, которые страстно полюбили, которых обманули и которые потом тяжело страдали.

Да, Екатерина не умеет да и не может простить измену любимого. Она воплощает образ матери любящей и нежной, поэтому и не убивает, как шиллеровская героиня, своего ребенка, а лишает жизни себя. «Детоубийца» не прощает измены любимому и гордо, без слез идет на плаху.

Но Шевченко Екатерина, обманутая и опороченная «москалем», символизирует судьбу Украины. Екатерина оставляет своего сына, который потом должен отомстить за свою мать.

Оба поэта — это две яркие творческие индивидуальности, сыновья своей эпохи, которые нередко использовали одинаковые средства воспроизведения действительности. Но если Шевченко призывал к открытому протесту, к настоящей борьбе с господами и поработителями, то Шиллер считал, что только искусство может быть главной движущей силой перемен в мире к лучшему. Человек, который становится гармонично развитым, не будет выступать в роли поработителя или обидчика другого человека.

Дайджест:

Общие образа и мотивы в лирике Фридриха Шиллера Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современный ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живое не за верой, а за. .

Образ Екатерины в одноименной поэме Тараса Шевченко Сочинение по поэме Т. Г. Шевченко «Екатерина». Когда читаешь произведения Шевченко, начинаешь понимать, каким сгустком боли была для поэта женская судьба. Он, кажется, собрал в своем сердце воедино все страдания. .

Байрон в творческой концепции Тараса Шевченко Европейский романтизм, ярчайшими представителями которого являются Байрон и Шевченко, был не просто литературным направлением, а направлением, которое возникло полно в эстетично-художественной сфере. Он был движением, которое охватило разные сферы не. .

Любовь к родной природе в стихотворениях Т. Г. Шевченко Стихи Шевченко — непревзойденный образ пейзажной лирики. Поэзия Т. Г. Шевченко очень эмоциональная, откровенная. Писатель с нескрываемой любовью относится к родному краю. Невозможно не восхищаться пейзажами в стихотворениях, так как. .

Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. Шевченко Тарас Шевченко как истинный патриот своего народа гордился принадлежностью к «стране казаков» и вдохновенно воспел знаменитейшее украинское казачество. Героические события и характеры возникают в исторической поэме Тараса Шевченко «Тарасова ночь». .

Тарас Шевченко и Кирилло-Мефодиевское братство Украина XIX столетия. 40-вые года. Именно в настоящее время формируется здесь новая, демократическая интеллигенция, которая отделяется от буржуазно-либеральной и начинает активно участвовать в политической борьбе. В Киеве в 1846 году. .

Ирония и сарказм в поэме Т. Шевченко «Кавказ» Тарас Шевченко никогда не был на Кавказ, но, за свидетельствами современников, интересовался жизнью и судьбой кавказских народов, которые боролись против царского правительства за свою независимость. Поэт сочувствовал всем, кто не. .

Героическая смерть Остапа. Мужество Тараса. Суровая романтика подвига. Главы X, XI Цель: Показать героизм запорожцев, их стойкость и мужество; раскрыть связь повести с устным народным творчеством; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; работать над развитием связной речи. .

Первые поэтические произведения Шевченко балладного и элегического жанров Заключенный в тюрьме каземата, Шевченко не склонил покорно голову перед жандармами и палачом-царем. Поэт не каялся на допросах, не проявлял ни капли раскаяния и в стихах, написанных в заключении. Цикл. .

Ерема — народный герой из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки» Нашу историю невозможно забыть, так как запеклась она кровью в памяти народной. Особенно страшным был год 1768, когда происходило восстание, известное под названием «Колиевщина». Наш славный Кобзарь не смог обойти. .

Художественный анализ стихотворения Шиллера «Песнь о колоколе» «Песня о колоколе» является одним из лучших произведений Шиллера. Живое описание литья колокола, постоянное обращение мастера-литейщика к своим помощникам-подмастерьям служат рамой, окружающей богатую и величественную картину человеческой жизни. При такой. .

Андрий — младший сын Тараса Бульбы Андрий — младший сын Тараса Бульбы Андрий — младший сын Тараса Бульбы. В отличии от старшего брата Остапа и отца, он имел более мягкий, чувствительный характер, при этом оставаясь отважным. .

Краткое содержание «Тараса Бульбы» Гоголя К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына — Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых еще не касалась. .

На тему: Две судьбы сыновей Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба, Гоголь Две судьбы сыновей Тараса Бульбы Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» была написана в XIX веке и основывалась на исторических событиях прошлого. Центральными персонажами в произведении были два брата, два. .

Философские работы Шиллера После книги о нидерландской революции Шиллер продолжает углубленные занятия всеобщей историей, связанные с его профессорской деятельностью в Иенском университете. Его философская концепция истории была изложена им во вступительной лекции, впоследствии. .

Герой трагедии Шиллера «Коварство и любовь» Герой мещанской трагедии Ф. Шиллера «Коварство и любовь» , сын президента фон Вальтера, первого министра небольшого герцогства. Благородный юноша тяготится придворной жизнью, он начитан, верит в высокие идеалы, искренен и. .

На тему: Сыновья Тараса Бульбы: Остап и Андрий в повести Тарас Бульба, Гоголь Сыновья Тараса Бульбы: Остап и Андрий Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, являются центральными персонажами в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Это братья-герои, участвовавшие в освободительных сражениях за отчизну. .

Пронзительная лирика Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода. .

«Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней. .

Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв Трубадуры — пров. поэты и певцы. trobar = «находить» , на провансальском языке. Первым трубадуром был — Гильем Аквитанский, и Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнель, Бертран. .

На тему: Вольнолюбивая лирика Пушкина В 1817 г. после окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. Начинается новый период в его творчестве. Он сближается с будущими декабристами, литераторами, становится активным. членом кружка «Зеленая лампа». Вольнолюбивые настроения. .

Хлеб и шелк китайского лирика Ду Фу Общая характеристика творчества. Творчество Ду Фу воплощает наилучшие черты китайской поэзии, отображает особое мировосприятие этого народа, а так же многочисленные автобиографические мотивы. Ду Фу жил и писал в очень далекие. .

Философская лирика Пушкина Философская лирика. Хотя собственно философских стихов у Пушкина почти нет, развитие его художественной мысли всегда движется к философскому обобщению. Он вспоминает своих дру­зей — и приходит к удивительно емкому определению. .

Патриотическая лирика На поле Куликовом анализ стихотворения Особое место в патриотической лирике Блока занимает цикл из пяти небольших стихотворений «На поле Куликовом» . Здесь образ России дается в широкой пространственной и временной перспективе, создаваемой особым, реалистическим и. .

Лирика Фета это природа, любовь, и песня Восприятие А. А. Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н. А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов — реалист, а Фет — романтик. Лирика Фета. .

Краткое содержание «Дон Карлос, инфант Испанский» Шиллера Шиллер Фридрих Иоганн Произведение «Дон Карлос, инфант Испанский» Действие происходит в Испании в 1568 г., на тринадцатом году царствования короля Филиппа II. Основу сюжета составляет история взаимоотношений Филиппа II, его. .

На тему: ЛИРИКА А. ФЕТА Афанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. .

Романтические поэмы и лирика Пушкина в период ссылки Вся жизнь А. С. Пушкина резко изменилась. Поэт был вырван из привычного круга друзей и знакомых, из столичной обстановки, попал в совершенно иную среду, в новые условия существования. Вместо петербургских. .

Лирика Владимира Пидпалого «Тихая элегия» — поэзия патриотическая. Уже само название является достаточно оригинальным для произведения с патриотичным пафосом. Этим названием писатель подчеркивает, что настоящее чувство патриотизма это не громкие обещания и слова. .

Победно-патриотическая лирика Державина Во второй половине XVIII в. Россия прославила себя громкими военными победами. Среди них особенно примечательны покорение турецкого флота в Чесменской бухте, взятие Измаила, знаменитый переход через Альпийские горы. Выдвигаются талантливые. .

Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет. .

В чем специфика актуализированной в стихотворении Твардовского темы матери? В чем специфика актуализированной в стихотворении А. Т. Твардов­ского темы матери? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что тема матери яв­ляется одним из центральных в цикле А. Т. Твардовского. Она выступает как. .

Що таке опорні слова та словосполучення? Це слова та словосполучення, які несуть основне змістове навантаження, на які «опирається» та чи інша думка. Наприклад: Основоположником сучасної української літературної мови став Тарас Григорович Шевченко, який з неперевершеною майстерністю. .

Народность произведений писательницы Марко Вовчок В 1857 году в Петербурге вышли «Народные рассказы» Марко Вовчка, которые нашли широкий отклик в кругу литераторов. О писательнице, русской по происхождению, которая писала на украинском языке, говорил весь Петербург. .

Что отличает творческую деятельность от любого другого вида деятельности? Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Однако необходимы и ремесленники — добросовестные исполнители. .

Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Поэты XX столетия воспринимали и сейчас воспринимают М. Ю Лермонтова как своего современника, хотя прожил он всего лишь 27 лет. Замыслы его не осуществлялись. .

Отражение эпохи в повести. Запорожская сечь как явление. по повести Тарас Бульба Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и. .

Формирование просветительского реализма Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются «Разбойники», «Коварство и любовь», » Мария. .

Тарас Бульба — защитник народа Эпиграф: «Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы побоялся казак?» Н. Гоголь, «Тарас Бульба» В 1835 г. увидел мир сборник повестей Н. Гоголя «Миргород». Большинство произведений было посвящено изображению бесцветного. .

Взгляды на воспитание и обучение украинских писателей Г. Сковорода, «Алфавит, или Букварь мира», «Басни Харьковские». Не только в этих произведениях автор высказывает свои взгляды на воспитание, обучение и т. п., отмечая, что именно следует воспитывать в ребенке. .

Краткий обзор творчества Фридриха Шиллера

Фридрих Шиллер драматург и поэт; родился в семье полкового лекаря, прошел курс обучения в закрытой военной школе при дворе герцога Вюртембергского, из которой был выпущен в звании полкового врача. Проведя много лет на этой «плантации рабов» под личным надзором одного из самых отвратительных тиранов тогдашней феодальной Германии, Шиллер на личном опыте познал деспотизм господствующих классов и бесправие третьего сословия, к которому принадлежал.

Он рано познакомился с сочинениями французских просветителей и, глубоко восприняв передовые идеи своего века, проникся ненавистью к тирании и самовластию. Не вынеся притеснений, Шиллер бежал за пределы Вюртембергского герцогства. Он прожил жизнь, исполненную горькой нужды и лишений, преждевременно сведших его в могилу. Шиллер отдал много сил не только поэзии, но и трудам по философии, эстетике и истории. В течение долгого времени он преподавал историю в одном из крупнейших немецких университетов, в Йене.

Сочинения его по эстетике и истории вызывают интерес и сегодня, отражая определенный этап в развитии общественной мысли. На формирование его эстетических взглядов, как и на развитие поэтического творчества, особое воздействие имел Гёте. В начале творческого пути, в период «Бури и натиска», Шиллер создавал пьесы и стихи, исполненные революционного протеста против произвола и тирании.

Читайте также:  Значение творчества Шиллера на мировую литературу: сочинение

Они имели огромное влияние на передовую немецкую молодежь и встречали живой отклик во Франции и других странах. После Великой французской революции Шиллер был удостоен диплома почетного гражданина Французской республики. Позднее Шиллер стал склоняться к более умеренному, просветительскому идеалу, отводя значительную роль героическому и возвышенному искусству в процессе воспитания свободного человечества. Особенно велика роль Шиллера в создании исторической драмы, в которой он, используя материал прошлого, обращался к самым животрепещущим вопросам своего времени. Пьесы Шиллера, принадлежащие к вершинам мировой драматургии, не сходят со сцены и в наши дни.

Разбойники первая юношеская трагедия Шиллера, которая в 80-е гг. XVIII в. была воспринята зрителем как смелое выступление против феодального произвола и деспотии. Юный Карл Моор, сын владетельного графа, становится жертвой зависти и клеветы. Вытесненный злодеем-братом из отчего дома. Карл собирает шайку разбойников и отправляется с ней в богемские леса, чтобы мстить за неправду и несправедливость. Но Карл не может в одиночку совладать с общественным злом. В конце концов он сдается, отказавшись от бунта и борьбы.

Заговор Фиеско в Генуе пьеса, которую сам автор назвал «республиканской трагедией». Сюжет заимствован из старинной хроники о восстании в Генуэзской республике против тирании дома дожа Дориа. Герой пьесы – молодой патриций Фиеско, пламенный республиканец, становится во главе заговора, чтобы свергнуть тирана и вернуть Генуе ее древние республиканские права. Однако Фиеско честолюбив – постепенно им овладевает желание самому стать властителем Генуи. В момент, когда восстание уже поднято и Фиеско провозглашает себя герцогом, истинный республиканец Верина, защищая права республики, убивает Фиеско.

Коварство и любовь трагедия, относящаяся к ранним пьесам Шиллера. В ней показана судьба бедной девушки, мещанки Луизы, и знатного юноши Фердинанда, которые любят друг друга вопреки сословным и общественным предрассудкам. Затравленные премьер-министром герцогства и его подлыми клевретами, влюбленные становятся жертвой предательства и погибают. Пьеса прозвучала как пламенный призыв к защите бедных людей, как грозное обличение княжеского произвола.

Дон Карлос Драматическая поэма. Действие ее относится к эпохе Возрождения, когда Нидерланды подняли знамя борьбы против испанского владычества. События, изображенные в пьесе, происходят при Дворе мрачного деспота, испанского короля Филиппа II. Король ревнует жену к ее пасынку дону Карлосу. Престолонаследник вопреки исторической истине изображен Шиллером как пылкий юноша, который воодушевлен республиканскими идеями. Он сочувствует восставшему нидерландскому народу. Вдохновляемый своим другом маркизом Позой, дон Карлос решает тайно бежать в Нидерланды; его подстерегают, арестовывают, и король обрекает сына на казнь. Героем этой Драматической поэмы является не только дон Карлос. Не меньшая роль отведена в ней и маркизу Позе. Поза – любимый герой Шиллера.

Именно он является в пьесе носителем всех положительных качеств и устремлений: вольнолюбия, горячего сочувствия угнетенному народу, веры в торжество добра над злом. Пьеса направлена не только против деспотизма и самовластия, но и против католической церкви, которую Шиллер считал зловещей силой. «Дон Карлос» написан белым стихом, пятистопным ямбом – тем размером, которым затем были написаны все драмы Шиллера.

Валленштейн трилогия, посвященная выдающемуся полководцу Тридцатилетней войны, который командовал войсками австрийского императора. Валленштейн был заподозрен в сговоре со шведами и убит в пограничной крепости Эгер наемными убийцами. В первой пьесе – «Лагерь Валленштейна» – показана пестрая толпа эпохи Тридцатилетней войны: солдаты, крестьяне, офицеры.

Из их диалогов создается образ Валленштейна, прославленного полководца, который пошел на разрыв с венским двором ради осуществления своих планов. Во второй части – «Пикколомини» – изображена борьба различных групп внутри армии за и против Валленштейна. В третьей части – «Смерть Валленштейна» – показала гибель полководца, павшего от руки подкупленных убийц. «Валленштейн» – одно из самых монументальных произведений Шиллера.

Мария Стюарт трагедия, написанная Шиллером, когда талант его достиг полной зрелости. В драме воспроизведены последние дни шотландской королевы Марии Стюарт, приговоренной к смерти по обвинению в покушении на жизнь королевы Англии Елизаветы. Образ Марии Стюарт – один из самых ярких в творчестве Шиллера. Действие пьесы развивается на протяжении небольшого отрезка времени; автор воспроизводит на сцене один из самых драматических эпизодов истории Англии, когда шла борьба между силами, отстаивающими новые буржуазные формы государственности, и поборниками католицизма.

Несмотря на сочувствие своей героине, Шиллер показывает закономерность ее гибели, поскольку именно с Марией Стюарт католическая реакция связывала надежду на осуществление своих замыслов.

Орлеанская дева одна из самых знаменитых пьес Шиллера. Она долгое время находилась под цензурным запретом в царской России, ибо в ней романтически приподнятый образ крестьянской девушки Жанны д’Арк, народной героини, противопоставлен образу ничтожного короля. Потрясенная бедствиями, обрушившимися на Францию, безгранично веря в свое предназначение, Жанна становится во главе войска и вдохновляет народ на войну, которая заканчивается освобождением Франции от британских захватчиков. Пьеса эта, написанная в период, когда над Германией нависла непосредственная угроза наполеоновского вторжения, прозвучала как призыв к организованному сопротивлению перед опасностью утраты национальной независимости.

Вильгельм Телль драма, посвященная борьбе швейцарского народа против австрийского ига. В центре ее – образ легендарного стрелка Вильгельма Телля, который выстрелом из лука убил известного своей жестокостью австрийского наместника. Этот выстрел послужил сигналом к восстанию. Восставшие изгнали войска австрийского императора и объявили Швейцарию свободной страной. В патетических народных сценах раскрываются героизм свободолюбивого швейцарского народа, жестокость его притеснителей. В кратких ремарках Шиллер с большим мастерством рисует красоту природы, на фоне которой развивается действие. Через всю пьесу проходит мысль о великом воздействии народа на ход истории.

Стихотворения Шиллер был не только крупнейшим драматургом, но и выдающимся лириком. Мастерство Шиллера-поэта высоко ценили Пушкин и Лермонтов, Белинский и Герцен и многие другие известные поэты и критики. Ранние лирические стихи Шиллера отличаются некоторой высокопарностью и надуманностью. Его поэзия приобретает большую значительность, когда он переходит к политическим и общественным мотивам. Таковы стихотворения «Дурные монархи», в котором звучит гневное осуждение тиранов, «Руссо», где поэт воспевает великого революционного философа.

Высокого гуманистического пафоса достигает лирика Шиллера в гимне «К радости», который послужил темой для Девятой симфонии Бетховена и кантаты Чайковского. Мыслью о животворной силе искусства и грустью по ушедшему миру прекрасной Эллады проникнуто стихотворение «Боги Греции». Шиллер размышляет о высоком призвании поэта («Власть песнопения»), о конфликте просветительских идеалов свободного мироустройства с жестокой действительностью («Идеал и жизнь»), в «Разделе земли» прославляет бескорыстное служение художника обществу.

Интересны философские стихи и баллады 1790-х гг.: «Рыцарь Тогенбург», «Кубок», «Перчатка», «Порука», “Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. Опираясь на образцы античных и немецких народных сказаний, Шиллер создал свой тип исторической баллады о людях большой отваги, верящих в справедливость. Баллады Шиллера нашли самый широкий отклик в народных массах. Особое место в творчестве Шиллера занимает «Песнь о колоколе», изображающая жизнь трудящегося люда с ее буднями и праздниками, радостями и печалями, прославляющая мирное согласие человечества.

Предыдущий реферат из данного раздела: Wohnung im Neubau – Жизнь в новостройке

Автор Фридрих Иоганн Кристоф Шиллер

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения: 10.11.1759

Знак зодиака: Кролик, Скорпион ♏

Иоганн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза. Вошел в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни (1788—1805) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием Веймарского классицизма.

Родился 10 ноября 1759 г в Марбахе. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать — из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец —полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 г по приказу герцога Вюртембергского поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 г академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Окончив курс в 1780 г., он получил в Штутгарте место полкового врача.

Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 г. закончил и опубликовал «Разбойников». В начале следующего года пьеса была поставлена в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства. Интендант Мангеймского театра Дальоерг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на сцене Две драмы — «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» —были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех.

Терзаясь муками неразделенной любви, Шиллер охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кернера, и более двух лет гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

В 1789 г. он получил место профессора всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье.

Наследный принц фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э. фон Шиммельман в течение трех лет (1791—1794 гг.) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 г издавать ежемесячный журнал «Оры».

Шиллер интересовался философией, особенно эстетикой. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе (1792-1796 гг.) — «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта.

Кроме философской поэзии, создает и чисто лирические стихи — короткие, песенного характера, выражающие личные переживания. В 1796 г Шиллер основал еще одно периодическое издание —ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения.

В поисках материалов Шиллер обратился к И. В. Гёте, с которым познакомился после возвращения Гёте из Италии, но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. Так называемый «балладный год» (1797 г.) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в т.ч. у Шиллера — «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах В.А. Жуковского.

В 1799 г герцог удвоил Шиллеру содержание, которое, по сути, стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 г, император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство.

Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел; у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре, 9 мая 1805 г.

Мировоззрение

Гениальный поэт-романтик XVIII века Фридрих Шиллер был властителем дум русских лириков, его человеколюбивые идеи вдохновляли философов. Его творчество по-разному оценивали критики: одни провозглашали Шиллера поэтом свободы, другие считали оплотом буржуазной нравственности. 10 ноября, в 255-ю годовщину со дня рождения поэта, предлагаю ознакомиться с 20 занимательными фактами о нем.

1. Предками поэта и с материнской и с отцовской стороны были простые сельские булочники. Его отец Иоганн Каспар Шиллер выбился в люди благодаря настойчивости, пытливому уму и честолюбию.

4. В старших классах Фридрих подавал большие надежды. В 14 лет его отдали в военную академию, где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. На духовный путь его наставляли и родители, однако отец, будучи человеком военным и подневольным, всецело зависел от герцога Вюртембергского, и ему ничего не оставалось делать, как подчиниться и забыть про свои мечты. В отличие от первого учебного заведения здесь отсутствовал дух свободы, а жить по команде и действовать под барабанный бой Фридрих не привык. Единственной отдушиной были книги, в кои и погрузился подросток всей душой. Да и в нем вдруг проснулся поэтический дар.

5. Юриспруденция совершенно не нравилась Шиллеру. В конце 1774 он был одним из последних, а в конце следующего учебного года – самым последним из восемнадцати учеников своего отделения. В 1776-м Фридрих перевелся на медицинское отделение. Он захотел во что бы то ни стало овладеть профессией, но и поэтическое творчество не бросал. Диссертацию «Философия физиологии» не приняло руководство академии, посчитав этот труд слишком запутанным. 20-летний Шиллер просто заявил в нем о человеке как о духовном существе, а это не понравилось «биологам». Его оставили еще на один год. Он предпринял еще одну попытку оправдать душу человека, представив на суд ученых «Опыт о связи животной стороны человеческой природы сего духовной стороны». Эта работа была не только одобрена, но и даже опубликована. В стенах академии созрел сюжет и первой драмы поэта «Разбойники». Выпустившись из этого учебного заведения в 1780-м, Шиллер был направлен лекарем в гарнизонный полк с месячным жалованьем 18 гульденов.

6. Жизнь полкового врача порождала множество слухов о Фридрихе, приписывая ему «подвиги», которых он никогда не совершал. В 1872-м он опубликовал сборник «Антология на 1782 год», куда вошел цикл лирических стихотворений, посвященных некой Лауре, которая оказалась просто заимствованным классическим образом из поэзии Возрождения (Франческа Петрарка писал в честь своей возлюбленной Лауры). Кстати, чтобы книга была напечатана, Шиллер прибегнул к мистификации, подписав местом ее издания русский сибирский город Тобольск. В этом же году Шиллер завершил драму «Разбойники», и она с успехом была поставлена в театре. В годы Великой французской буржуазной революции за это произведение поэт удостоился почетного звания гражданина Французской Республики. Шиллер лично присутствовал на премьере «Разбойников», самовольно покинув гарнизон. За этот дерзкий поступок военного врача Фридриха посадили на двухнедельную гауптвахту и запретили писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Такое заключение привело к бегству, которое и предпринял вольнолюбивый молодой человек. Так в 1782-м он оказался в Мангейме.

7. Жизнь, однако, не баловала его. Шиллер вынужден был скрываться под фамилией «доктор Риттер», живя в поместье своей старой знакомой Генриетты фон Вальцоген в Бауэрбахе. Здесь он написал «Коварство и любовь», историческую драму «Дон Карлос» и окончил «Заговор Фиеско в Генуе». В 1783-м Шиллер влюбился в дочку хозяйки усадьбы Шарлотту вон Вальцоген, но мать не дала согласие на брак, поскольку Шиллер был бессребреник. Девушка вышла впоследствии замуж за некоего Лилиенштерна и умерла еще молодой в 1794 году. Может показаться странным, – однако это так: любовь к Шарлотте не вызвала у Шиллера ни единого стихотворения. Когда поставленная в 1784-м «Коварство и любовь» произвела фурор на общественность, критика поставила Шиллера вряд выдающихся драматургов Германии.

В личной жизни по-прежнему ему не везло. Он влюбился в 17-летнюю Маргариту Шван, дочь книготорговца, которая, кокетничая с ним, не проявляла сильных чувств, а ее отец не хотел видеть своим зятем нищего поэта. Девушка, не имевшая недостатка в поклонниках, вышла впоследствии замуж за некоего Геца и умерла рано, всего 36-ти лет. Она виделась еще раз с Шиллером, когда тот, уже женатый, приезжал на родину в Штутгарт. По словам жены Шиллера, оба – и Маргарита, и муж ее – были сильно взволнованны во время этого свидания.
8. Получив официальный отказ от возлюбленной в 1785, Шиллер пишет «Оду к радости», которая в 1823-м была положена великим немецким композитором Бетховеном на музыку и стала частью его симфонии № 9. В 1972-м Совет министров Европы официально объявил это произведение гимном Совета Европы, а с 1985-го эта мелодия была главной песней Европейских Сообществ, с 1993 – ЕС.

Читайте также:  Художник реалист и художник идеалист в понимании Шиллера: сочинение

В 2011-м один иностранный коллекционер приобрел манускрипт оды «К радости» за 500 тыс. франков.

9. Следующей его любовью стала талантливая драматическая актриса Катарина Бауман. Она принимала ухаживания поэта, радуясь им, как ребенок, но не отвечала на его чувство.

Более продолжительные отношения связывали Шиллера с Шарлоттой фон Кальб, замужней женщиной, обладающей незаурядным умом и поэтическим дарованием. Это была экзальтированная любовь, полная страданий и мук. Шарлотта ввела Фридриха в круг веймарских литераторов, и он постепенно приобрел известность в обществе. Вращаясь в среде известных писателей, Шиллер понял, как ему недостает знаний истории и культуры. И он почти на 10 лет отстранился от творчества, занявшись самообразованием.

10. Зимой 1787-го сердце Шиллера вспыхнуло новой страстью к юной Генриетте фон Арним, черноволосой красавице с блестящими, полными ума синими глазами. Юная Генриетта сразу очаровала поэта, смертельно влюбившегося в нее. Мать девушки, вдова офицера с незначительными средствами, была по характеру большая интриганка. Она позволяла Шиллеру бывать у нее в доме, ухаживать за ее дочерью, чтобы этим увеличить цену последней в глазах других, более выгодных поклонников-аристократов. А дочь, хотя и тронутая пламенным обожанием поэта и чувствовавшая к нему влечение, была настолько нравственно убога, что не отказалась от двойной игры, которую мать заставляла ее играть. Когда ослепленный любовью Шиллер благодаря стараниям друзей узнал об обмане, он нашел в себе силы побороть страсть и расстался с Генриеттой без громких сцен. Это помогло им сохранить хорошие отношения, поэт состоял с ней в переписке, а красавица, выйдя замуж за графа Кунхейма, по-своему оставалась верна поэту, так как в спальне над ее постелью, до самой ее смерти в 1847 году, всегда висел портрет Шиллера.

11. В 1788-м Шиллер стал экстраординарным профессором истории и философии Йенского университета. Сегодня это учебное заведение носит имя поэта. Когда он приступил к чтению лекций, университет насчитывал около 800 студентов. На вступительной лекции «Что такое всемирная история и для какой цели ее изучают» слушатели устроили Шиллеру овацию. В 1790-м он женился на Шарлотте фон Ленгефельд, она родила ему четверо детей: Карла Людвига Фридриха Шиллера, Эрнста Фридриха Вильгельма Шиллера, Каролину Луизу Фридерику Шиллер, Эмилию Генриетту Луизу Шиллер. Ее старшая сестра Каролина была писательницей, оставив миру автобиографию Фридриха Шиллера. Сама же Шарлотта также была одаренной, прекрасно рисовала, писала стихи.

Когда Фридрих женился, отношения его к Шарлотте фон Кальб стали даже несколько враждебными, но вскоре они помирились. Г-жа фон Кальб была крестной матерью второго сына поэта, и он оставался с нею в дружеской переписке до самой своей смерти. «Страсть улетучивается, любовь остается», – любил повторять Фридрих. Женитьба положила конец романтическим мечтаниям Шиллера. В своей жене он нашел семейное счастье, а благородные порывы души дарил лишь музе, своей единственной и вечной возлюбленной.
12. Денег по-прежнему катастрофически не хватало. Чтобы расплатиться с долгами, он стал усиленно работать, проводя за письменным столом по 14 часов в сутки. Такой образ жизни надорвал его здоровье. Он сильно заболел, да так, что с лекций его забирали буквально на носилках. Воспаление легких протекало в тяжелой форме и осталось хроническим заболеванием на всю жизнь. Оно не позволяло ему выступать с кафедры, и в университете он остался номинально профессором. В 1791-м даже прокатился слух, что Шиллер умер. Особо эта весть поразила датских почитателей творчества драматурга. Три дня в Дании длились траурные церемонии в память о Шиллере. А тем временем сам Фридрих вместе с женой приехал на лечение в Карлсбад, где он и узнал о собственной «кончине». Масштабные траурные мероприятия, организованные в его честь, подействовали на Шиллера лучше любых лекарств.

В качестве моральной компенсации он получил трехлетнюю пенсию, которая более чем вдвое превышала денежную помощь, которая ему выплачивала родная Германия. Признательный Шиллер «расплатился» с датским принцем Фридрихом адресованными ему письмами по вопросам эстетического воспитания человека, которые вошли в сокровищницу мировой культуры человечества.

13. В 1794-м Шиллер тесно сошелся с другим известным немецким классиком Иоганном Гёте. «Особенно для меня, – заключает автор «Фауста» свой рассказ о встрече с Шиллером, – наш союз был наступлением обновленной весны, когда все во мне радостно распустилось и зацвело». Но если Шиллер повлиял на Гёте, ободрив его к новой поэтической деятельности, то и для него эта дружба имела громадное значение: он был возвращен ею от философии к поэзии.

Союз их оказался для обоих друзей плодотворным периодом. В 1795-м, после 10-летнего перерыва в творчестве, Шиллер написал цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и др. В сотрудничестве с Гете Шиллер издавал литературные журналы, писал эпиграммы и другие сатирические произведения. А 1797-й Шиллер назвал годом баллад. Из-под его пера вышли одна за другой «Водолаз», «Перчатка», «Кольцо Поликрата», «Рыцарь Тоггенбург», «Ивиковы журавли», «Фридолин», «Сражение с драконом» и «Порука». Не прекращает он и работу в драматургии, написав трилогию «Валленштейн» и трагедию «Мария Стюарт», с успехом воспринятую публикой.

В 1801-м Шиллер сочинил «Орлеанскую деву», которую Гёте считал лучшей из всех его драм, подчеркнув: «Так хорошо, мужественно и прекрасно, что я ничего не могу сравнить с этим».
14. Только в начале 1800-х материальные дела поэта стали стабильными, он избавился от долгов, получал уже за свои сочинения неплохие гонорары – по 1400 талеров в год, а профессорская пенсия его была увеличена с 200 до 400 талеров. Веймарский герцог даровал Шиллеру как почетному гражданину Французской Республики дворянский титул. В 1803 и 1804 он успел написать еще две сильные драмы: «Мессианская невеста» и «Вильгельм Телль». Последнее произведение сделало Шиллера не только немецким, но и швейцарским классиком.

По сей день жители этой страны считают его своим национальным драматургом. В драме «Вильгельм Телль» Шиллер прославил одну из самых героичных и важнейших страниц швейцарской истории, когда страна обрела независимость. А с 1860 года знаменитую скалу Митенштейн на берегу Фирвальдштетского озера признательные швейцарцы украсили надписью: «Певцу Телля, Фридриху Шиллеру — старинные кантоны».

17. 45-летний Шиллер умер в Веймаре от туберкулеза 9 мая 1805 года. В его бумагах нашлась еще масса новых поэтических произведений и более 25 сюжетов трагедий и драм. Известие о смерти Шиллера произвело ошеломляющее впечатление, – не только в Германии, но и во всей Европе.
Его погребли в общей могиле на старом городском кладбище. Через 21 год бургомистр Веймара получил разрешение перезахоронить останки поэта в усыпальнице герцогов Саксен-Веймар-Эйзенахских.

26 марта 1832 года присоединился к ним и прах только что умершего Гёте. Эти два темных дубовых гроба стоят рядом, с надписью металлическими буквами: на одном – «Шиллер», на другом – «Гёте».

Однако, как показывают последние исследования, в могиле Шиллера покоится вовсе не гениальный драматург. Еще во время перезахоронения на старом кладбище на поверхность было поднято 23 черепа. Самый крупный из них было решено считать черепом Шиллера. Один из медиков, участвовавших в «опознании» останков, усомнился в их принадлежности великому поэту и заявил, что погребли не тот череп. Но к его сообщению тогда, в 1826-м, не прислушались. Известно также, что череп Шиллера некоторое время находился в доме Гете, который тот якобы похоронил в собственному саду. Как бы то ни было, самый большой череп из 23 найденных на старом кладбище оказался в герцогской усыпальнице. К нему, разумеется, прилагались и кости: самый крупный и массивный скелет из найденных на кладбище. Предполагаемую голову поэта показывали художникам, и впоследствии было создано несколько скульптурных изображений Шиллера, выполненных на основе прижизненных портретов, его посмертной маски и зарисовок черепа. В 1883-м выдающийся немецкий медик Герман Велькер, прославившийся, помимо изобретения способа измерять артериальное давление, исследованиями внешности знаменитых деятелей прошлого, в частности, Данте Алигьери, заявлял о том, что предполагаемый череп Шиллера имеет разительные несходства с посмертной маской. На этом история с опознанием внешности поэта не закончилась. В 1911 году другой медик Август фон Врорип, профессор Тюбингенского университета, предъявил общественности еще один «подлинный» череп Шиллера, который озадаченные веймарцы, хоть и не признавшие останки настоящими, на всякий случай поместили предполагаемую реликвию в усыпальницу, положив ее в отдельный гроб. В 2008-м проблема всплыла вновь. Современные медики из Йены и Инсбрука в рамках программы «Код Фридриха Шиллера» применяли несколько методик для исследования обоих черепов. Помимо анализа костной ткани, показавший, что ни один из черепов не принадлежал Шиллеру, а скелет вообще представляет собой набор костей разных людей, использовалось и компьютерное моделирование. «Череп Врорипа» был идентифицирован… в умершую в 1807 году Луизу фон Гоххаузен, горбатую фрейлину герцогини Анны Амалии.

Вопрос о том, куда делись подлинные останки поэта, рождает три версии: 1) в 1826-м эксгумировали не кости; 2) их мог отыскать и увезти изобретатель краниоскопии, или френологии, Франц Йозеф Галль, полагавший, что характер человека определен формой его черепа. Галль бывал в Веймаре вскоре после смерти Шиллера, но до официального перезахоронения останков, и вполне мог получить доступ к общей могиле. 3) между 1826 и 1911 годами неведомые охотники за реликвиями могли украсть настоящий череп и заменить его добротной подделкой. Такие сенсационные открытия только подогрели интерес туристов к таинственной могиле классика, хотя фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.
18. Имя Шиллера увековечено не только в названии Йенского университета. Одна из провинциальных российских школ – орловская гуманитарная гимназия № 39 носит его имя.
19. О жизни поэта в 2005 году режиссером Мартином Вейхартом снят фильм «Шиллер».

20. Памятники Шиллеру установлены у здания веймарского театра, в Берлине, у Йенского университета, в Кёнигсберге.

Общие образа и мотивы в лирике Фридриха Шиллера

Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современный ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живое не за верой, а за расчетом и даже в своих ближних усматривает уже не друзей, а соперников. Фридрих Шиллер был человеком осведомленным. Он интересовался творчеством писателей мировой литературы. Формирование его идеалов как поэта, общественного деятеля связанное с передовой философской мысленным взором Европы. Многие знали и любили творчество Шиллера, так как воспринимали его поэзию близкую за духом и общей направленностью.

Поэзию Шиллера мы читали в переводах И. Гербеля. Его сборник «Отголосок», что содержала двадцать три перевода лирических произведений немецкого поэта, была настольной книгой библиотеке моего дедушки. Среди характерных общих тем на первый план выступает тема борьбы народов против социального и национального рабства. Именно эта тема была живительным источником поэтического вдохновения Шиллера.

Немецкий поэт считал, что в основу всей Вселенной заложенная радость. Если богатство разъединяет людей, то радость, т.е. любовь, милосердие, объединяет их. Ведь все люди – дети одной матушки Природы.

  • Будь твердым в лихой час,
  • Помощь обиженным давай,
  • Всюду правду знай единую,
  • Никогда клятвы не ломай,

: эти строки из поэзии «К радости» написаны в виде торжественной оды с хором и выражают чувство многих людей. За своеобразностью трактования исторических событий, прославлением борьбы за свободу придавленного народа в одном ряде с драмой «Вильгельм Телль» Фридриха Шиллера стоит множество его поэм. Освободительный пафос ранних пьес стимулировал творчество многих романтиков, а образ Карла Моора находил отклики во многих подобных романтических образах. «Разбойники» – первая драма Шиллера, тем не менее она до сих пор остается лучшим его произведением. Карл, главный герой пьесы, – человек энергичный и умный.

Его любимый писатель – Плутарх, известный автор героических биографий людей античности. Оставшись без средств к существованию, выброшенный из общества и оставленный родными, он возглавил ватагу разбойников. Карл объявляет войну обществу, где отныне для него нет места: «Мой дух стремится подвигов, душа – свободы». Карл Моор – образ, подсказанные писателю самой жизнью. Одной из первых с упомянутыми темами вошла в поэзию Ф. Шиллера тема женской судьбы, горькой материнской любви. Шиллер считал, что только искусство может быть главным движителем изменений в мире на лучше. Человек, который становится гармонично развитой, не будет выступать в роли поработителя или обижать другой человека.

  • Мне известный секрет, как уберечь людей от падения, а именно – нужно закрыть свое сердце для слабости».

«Разбойники» – первая драма Шиллера. Созданная юным гением, она и до сих пор остается одним из интереснейших его произведений. В нем показано противостояния двух братьев – Карла и Франца, синел графа Моора, носителей двух противоположных взглядов. Карл ненавидит убожество окружающей жизни, относится с презрением к тем, кто льстиво повинуется властителям, вжимает нищих. Он не хочет жить по тем законам, благодаря которым так хорошо живется лицемерам, прохиндеям, лихарям.

  • Или же втиснуть мне свое тело в корсетку, или же зашнуровать законом волю? Закон принуждает ползать слизняком то, что должно летать орлом.

Карл Моор в глубине души чистый и добрый юноша. Узнав о решении отца лишить его наследства, он впадает в отчаяние, личное оскорбление воспринимает как проявление несправедливости, которое уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами прячется в Богемском лесу, становится предводителем разбойников. Карл начинает грабить богатых, вельможных, тех, кто имеет власть, и помогает обездоленным и гонимым.

Совсем противоположных идей и принципов придерживается его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничную, без чести, совести, жестокого эгоиста. Специально выставляя в черных красках студенческую жизнь брата Карла, он позорит его перед отцом, добивается, чтобы все родительское наследство перешло к нему. Больше того, он претендует на руку невесты Карла – Амалии. Цель жизни Франца – удовлетворение собственных страстей. Он оправдывает любое свое преступление, считает, что честь, совести нужны лишь простонародья. Франц стремится власти и денег и считает, что нет такого препятствия, которое бы помешало ему добиться своего. Родного отца он перепрятывает в башне и обрекает на голодную смерть. Тем временем Франца начинают преследовать ужасные видения, которые можно назвать мучениями пренебреженной совести, – расплата за жестокость и преступления. Своей бездушностью он украшает даже собственный герб:

  • Бледность бедности и рабского страха – вот цвета моего герба.

Франц не имеет возможности преодолеть укоров совести, ужаса перед неминуемой карей и, в конце концов, накладывает на себя руки. Однако не побеждает и Карл. В финале драмы его охватывает сомнение: верный ли путь он избрал? И понимает, что не тем путем он пошел. За свои преступления он расплачивается смертью отца и нареченной Амалии и придет к выводу, который в природе не существует благородного убийства или высокой мести. Он видит корыстолюбие, жестокость разбойников, которые делают его дело несправедливой, и решает сдаться властям.

  • По дороге сюда мне пришлось разговаривать с одним бедняком. у него одиннадцать детей. Тысячу луидоры обещаны тому, кто приведет живым большого разбойника. Этому бедняге можно помочь.

Изображая спор между братьями, между Карлом и законом, Шиллер поднимает в драме важный вопрос: если против насилия бороться насильническими методами, то или не станет и сам благородный мститель преступником? Автор считает, что расплата неминуемая для каждого, кто нарушил моральный закон, независимо от мотивов, за которыми он совершил преступление. В своем произведении Шиллер показал противоречивость между правом человека на протест – с одной стороны, и преступностью любого насильнического протеста – из второго. Это противоречие трагическое, так как, по мнению автора, в реальной жизни оно не решено.

Ссылка на основную публикацию
×
×