Драматическое творчество Шекспира: сочинение

«Драматическое творчество Шекспира»

Начало первого периода приходится на годы общенационального подъема, наступившего после 1588 года, что имеет решающее значение для всего тона творчества Шекспира в это время. На первый период приходятся самые блестящие лирические, остроумные и жизнерадостные комедии Шекспира, полные оптимистической уверенности в необоримости радужных надежд гуманизма и веры в близкую победу сил, выступающих в защиту идеалов справедливости и разума. Более мрачными красками нарисованы в хрониках картины междоусобиц, которые раздирали Англию XV века, но и эти кровавые события оцениваются поэтом как тяжелый, но пройденный этап национальной истории; взятый в целом, цикл исторических хроник заканчивается в «Генрихе V» апофеозом монарху, положившему конец смутам и обеспечивающему мир и процветание победоносной стране.

Даже трагедия «Ромео и Джульетта» и по обилию комических эпизодов и по жизнерадостной убежденности в том, что никакие темные силы старого мира не могут остановить наступление новых, свободных и гуманных отношений между людьми, значительно отличается от трагедий второго периода. Только в «Юлии Цезаре» – последней трагедии первого периода – можно ощутить усиление пессимистического восприятия Шекспиром действительности; но это произведение является как бы переходным от первого периода его творчества ко второму.

Второй период творчества Шекспира приходится на годы обострения общественных противоречий в Англии, когда все более открыто обнажалась реакционная сущность королевской власти и поддерживавших ее феодалов, а буржуазия, и впер-вую очередь ее наиболее активная часть – пуритане, все резче проявляла свою враждебность тем идеалам, за которые боролись гуманисты. Эти обстоятельства вместе со слабостью и неорганизованностью народных масс, которые в силу исторических условий еще не могли выступить с самостоятельной программой, неизбежно порождали трагические сомнения в возможности победы дела гуманистов в условиях тогдашней Англии. Поэтому трагическое мироощущение становится определяющим в творчестве Шекспира второго периода, когда им были созданы самые замечательные по художественному воздействию на аудиторию и глубине философских обобщений трагедии – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». Силы зла, выступающие в этих произведениях, оказываются настолько мощными, что в столкновении с ними гибнут лучшие носители новых, гуманистических устремлений; такое соотношение сил добра и зла определяет глубоко трагический характер судьбы героев. И все же эти трагедии нельзя назвать пессимистическими, ибо поэта не покидает уверенность в необходимости и целесообразности борьбы с царящим в мире злом, борьбы, которая в конечном итоге должна привести к победе добрав только последние трагедии этого периода, отражающие глубокий кризис в душе поэта, – «Кориолан» и «Тимон Афинский» – проникнуты пессимистическим сомнением в возможности изменить и улучшить человека и общество.

Изменяется в это время и характер комедий Шекспира, Только «Виндзорские кумушки», примыкающие по проблематике и средствам ее художественного воплощения к комедиям первого периода, полны искрящегося веселья и жизнерадостности. А в таких произведениях, по традиции называющихся комедиями, как «Конец – делу венец» (более точный перевод заглавия – «Все хорошо, что хорошо кончается») и «Мера за меру», почти полностью исчезает элемент комического, место которого заменяют подлинно трагические ситуации; эти пьесы по своим жанровым особенностям приближаются к драмам с благополучным исходом конфликта. Мрачный характер носит смех и в «Троиле и Крессиде», где вместо знакомого по первому периоду добродушного юмора Шекспира звучит жестокая, приближающаяся к сатирической насмешка, а в финале торжествуют развращенность и ложь.

Как мы видели, драматическое творчество Шекспира открывается так называемыми «историческими хрониками» – пьесами, написанными на сюжеты из национальной истории. Это обстоятельство отражает важнейшую особенность английской драматургии конца XVI века, когда пьесы на исторические сюжеты стали одним из ведущих драматических жанров.

Эпоха Возрождения характеризуется не только углубленным изучением истории и художественного наследия античности. Развитие буржуазных отношений и создание предпосылок для образования национальных государств резко повысило интерес гуманистов к истории своей родины, причем в светской истории отдельных государств авторы и читатели начали видеть отправной пункт для анализа современных им событий; другими словами, светская история начала оспаривать у цер-ковной право на роль учителя и наставника.

Вполне естественно, что такое изменение отношения к истории своей страны вызвало у гуманистов, с одной стороны, обострение критического взгляда на отдельные предания, которые ранее считались исторически достоверными, а с другой – попытки уяснить тенденции и закономерности исторического процесса. Уже в ранний период итальянского Возрождения Петрарка открыл поддельный характер так называемых «привилегий австрийского дома», которые якобы исходили еще от Цезаря и Нерона. Еще большее значение имело открытие итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457), доказавшего подложность так называемого «Дара Константина» – одного из основных юридических документов в претензиях папства на руководство миром.

Успехи итальянской историографии не оставались чисто итальянскими завоеваниями. По мере развития Возрождения в Европе эти открытия становились идейным оружием гуманистов и в других странах. Весьма показательно, например, что рукопись Валла была впервые опубликована в Германии в 1517 году немецким гуманистом Ульрихом фон Гуттеном. Английские историки тоже использовали в той или иной мере открытия итальянских ученых. Значительное воздействие на всю европейскую историографию оказали также сочинения Никколо Макиавелли (1469-1527); хотя его точка зрения на политику и политическую историю носила явные черты буржуазной ограниченности и полного аморализма, тем не менее отдельные стороны его политических трактатов, и в первую очередь тот факт, что в них, как указывали Маркс и Энгельс, «теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали» 15, сыграли положительную роль в развитии исторической мысли. По этому поводу великий современник Шекспира, философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626), писал: «Мы должны быть благодарны Макиавелли и другим подобным писателям, которые, ничего не замаскировывая, изображали то, как люди обычно делали, а не то, как они должны были делать».

Сочинение «Драматическое творчество Шекспира»

Начало первого периода приходится на годы общенационального подъема, наступившего после 1588 года, что имеет решающее значение для всего тона творчества Шекспира в это время. На первый период приходятся самые блестящие лирические, остроумные и жизнерадостные комедии Шекспира, полные оптимистической уверенности в необоримости радужных надежд гуманизма и веры в близкую победу сил, выступающих в защиту идеалов справедливости и разума. Более мрачными красками нарисованы в хрониках картины междоусобиц, которые раздирали Англию XV века, но и эти кровавые события оцениваются поэтом как тяжелый, но пройденный этап национальной истории; взятый в целом, цикл исторических хроник заканчивается в «Генрихе V» апофеозом монарху, положившему конец смутам и обеспечивающему мир и процветание победоносной стране.

Даже трагедия «Ромео и Джульетта» и по обилию комических эпизодов и по жизнерадостной убежденности в том, что никакие темные силы старого мира не могут остановить наступление новых, свободных и гуманных отношений между людьми, значительно отличается от трагедий второго периода. Только в «Юлии Цезаре» – последней трагедии первого периода – можно ощутить усиление пессимистического восприятия Шекспиром действительности; но это произведение является как бы переходным от первого периода его творчества ко второму.

Второй период творчества Шекспира приходится на годы обострения общественных противоречий в Англии, когда все более открыто обнажалась реакционная сущность королевской власти и поддерживавших ее феодалов, а буржуазия, и впер-вую очередь ее наиболее активная часть – пуритане, все резче проявляла свою враждебность тем идеалам, за которые боролись гуманисты. Эти обстоятельства вместе со слабостью и неорганизованностью народных масс, которые в силу исторических условий еще не могли выступить с самостоятельной программой, неизбежно порождали трагические сомнения в возможности победы дела гуманистов в условиях тогдашней Англии. Поэтому трагическое мироощущение становится определяющим в творчестве Шекспира второго периода, когда им были созданы самые замечательные по художественному воздействию на аудиторию и глубине философских обобщений трагедии – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». Силы зла, выступающие в этих произведениях, оказываются настолько мощными, что в столкновении с ними гибнут лучшие носители новых, гуманистических устремлений; такое соотношение сил добра и зла определяет глубоко трагический характер судьбы героев. И все же эти трагедии нельзя назвать пессимистическими, ибо поэта не покидает уверенность в необходимости и целесообразности борьбы с царящим в мире злом, борьбы, которая в конечном итоге должна привести к победе добрав только последние трагедии этого периода, отражающие глубокий кризис в душе поэта, – «Кориолан» и «Тимон Афинский» – проникнуты пессимистическим сомнением в возможности изменить и улучшить человека и общество.

Изменяется в это время и характер комедий Шекспира, Только «Виндзорские кумушки», примыкающие по проблематике и средствам ее художественного воплощения к комедиям первого периода, полны искрящегося веселья и жизнерадостности. А в таких произведениях, по традиции называющихся комедиями, как «Конец – делу венец» (более точный перевод заглавия – «Все хорошо, что хорошо кончается») и «Мера за меру», почти полностью исчезает элемент комического, место которого заменяют подлинно трагические ситуации; эти пьесы по своим жанровым особенностям приближаются к драмам с благополучным исходом конфликта. Мрачный характер носит смех и в «Троиле и Крессиде», где вместо знакомого по первому периоду добродушного юмора Шекспира звучит жестокая, приближающаяся к сатирической насмешка, а в финале торжествуют развращенность и ложь.

Как мы видели, драматическое творчество Шекспира открывается так называемыми «историческими хрониками» – пьесами, написанными на сюжеты из национальной истории. Это обстоятельство отражает важнейшую особенность английской драматургии конца XVI века, когда пьесы на исторические сюжеты стали одним из ведущих драматических жанров.

Эпоха Возрождения характеризуется не только углубленным изучением истории и художественного наследия античности. Развитие буржуазных отношений и создание предпосылок для образования национальных государств резко повысило интерес гуманистов к истории своей родины, причем в светской истории отдельных государств авторы и читатели начали видеть отправной пункт для анализа современных им событий; другими словами, светская история начала оспаривать у цер-ковной право на роль учителя и наставника.

Вполне естественно, что такое изменение отношения к истории своей страны вызвало у гуманистов, с одной стороны, обострение критического взгляда на отдельные предания, которые ранее считались исторически достоверными, а с другой – попытки уяснить тенденции и закономерности исторического процесса. Уже в ранний период итальянского Возрождения Петрарка открыл поддельный характер так называемых «привилегий австрийского дома», которые якобы исходили еще от Цезаря и Нерона. Еще большее значение имело открытие итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457), доказавшего подложность так называемого «Дара Константина» – одного из основных юридических документов в претензиях папства на руководство миром.

Читайте также:  Мой любимый рок-поэт (По творчеству Юрия Шевчука): сочинение

Успехи итальянской историографии не оставались чисто итальянскими завоеваниями. По мере развития Возрождения в Европе эти открытия становились идейным оружием гуманистов и в других странах. Весьма показательно, например, что рукопись Валла была впервые опубликована в Германии в 1517 году немецким гуманистом Ульрихом фон Гуттеном. Английские историки тоже использовали в той или иной мере открытия итальянских ученых. Значительное воздействие на всю европейскую историографию оказали также сочинения Никколо Макиавелли (1469-1527); хотя его точка зрения на политику и политическую историю носила явные черты буржуазной ограниченности и полного аморализма, тем не менее отдельные стороны его политических трактатов, и в первую очередь тот факт, что в них, как указывали Маркс и Энгельс, «теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали» 15, сыграли положительную роль в развитии исторической мысли. По этому поводу великий современник Шекспира, философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626), писал: «Мы должны быть благодарны Макиавелли и другим подобным писателям, которые, ничего не замаскировывая, изображали то, как люди обычно делали, а не то, как они должны были делать».

Сочинение на тему «ШЕКСПИР И ЕГО ТВОРЧЕСТВО»

Перед вами сочинение на тему «ШЕКСПИР И ЕГО ТВОРЧЕСТВО». Надеюсь, это сочинение поможет вам подготовится к уроку по литературе.

ШЕКСПИР И ЕГО ТВОРЧЕСТВО

В нашем представлении о зарубежной литературе творчество великого английского драматурга У. Шекспира занимает одно из главенствующих мест. Шекспир жил в эпоху, отмеченную глубокими экономическими и общественными потрясениями. В XVI веке Англия вступила на путь капиталистического развития. Эпоха породила хищных авантюристов, готовых на любое преступление ради личной выгоды. Нужно помнить о том времени, чтобы понять ту трагическую атмосферу, которой овеяны, например, «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», а также многие произведения современников Шекспира.

Творчество Шекспира явилось высшим и глубоко драматическим выражением лучших сторон английского Ренессанса. Его произведения поражают прежде всего своей жизненностью. Как писал Белинский, «Шекспир — величайший творческий гений, …но те плохо понимают его, кто из-за его поэзии не видят богатого содержания, неистощимого рудника уроков и фактов для психолога, философа, историка, государственного человека».

Шекспир всегда писал о своей современности, но облекал се в другие одежды, например, в итальянские одежды («Ромео и Джульетта», «Отелло»), в одежды древней Дании («Гамлет»), древней Британии («Король Лир») или старинной Шотландии («Макбет»). Прямо говорить о действительности было опасно: за неосторожное слово в застенках вырезали язык, а то и казнили. Из произведений Шекспира дошли до нас две поэмы («Венера и Адонис» и «Лукреция»), сто пятьдесят четыре сонета и тридцать семь пьес.

Велико значение сонетов: они красноречиво говорят о значимости Шекспира как лирического поэта. Творческий путь Шекспира делится на три периода. В первый период, завершающийся 1600 годом, преобладают светлые, жизнерадостные краски. В этот период созданы «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь» и др. К первому периоду принадлежит также ранняя трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». Центральные образы пьесы овеяны дыханием молодости и весны, освещены солнцем юга. Тут нет той трагически-сумрачной атмосферы, которую мы чувствуем в «Гамлете» и особенно в «Короле Лире».

Основная тема шекспировской трагедии — обличение старого феодального мира, его жестокого отношения к живому человеческому чувству и нескончаемых междоусобных распрей. В «Ромео и Джульетте» никто даже не упоминает о причине распри, о ней давно забыли. Эта трагедия прославляет верность чувства. К этой теме Шекспир возвращался неоднократно: и в сонетах; и в «Двух веронцах», где постоянство Валентина противопоставлено изменчивости Протея; и в «Отелло», и в образе Джульетты; и в «Короле Лире», где верными Лиру остаются Корделия, Кент и шут и где Эдгар не покидает в несчастье своего отца; и в «Гамлете», где так тепло описана дружба Гамлета и Горацио.

Второй период (1601-1609) творчества Шекспира, отмеченный созданием четырех великих трагедий: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». Поэт стал глубже наблюдать жизнь во всех ее проявлениях, глубже раскрывать и разоблачать чудовищные противоречия окружающей его действительности. Шекспировское время породило гуманистов-мыслителей, которые, видя окружающую ложь и мечтая о других, справедливых отношениях, вместе с тем остро чувствовали свое бессилие воплотить эту мечту в действительность. Этот разлад между мечтой и действительностью часто порождал чувство глубокой скорби, мучительного недовольства собой. Таким мы видим Гамлета. Он весь в смятении, весь в искании. Он порывист, легко переходит от одного настроения к другому. Гамлет — первый из «героев своего времени», первый среди тех, кого впоследствии называли «лишними». По силе передачи общей мрачной атмосферы и выразительности центральных образов эта трагедия принадлежит к наиболее значительным произведениям Шекспира.

Третий и последний период творчества Шекспира овеян сказочной фантастикой, мечтой о счастье, глубокой верой в грядущие судьбы человечества. Все три пьесы этого периода – «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря» заканчиваются счастливо. В последней пьесе волшебник Просперо ломает свой магический жезл и заканчивает пьесу обращенной к зрителям просьбой отпустить его: в лице Просперо Шекспир прощался с искусством.

Хотя Шекспир и был свидетелем огромного успеха своих пьес, слава его начала расти лишь с конца XVII века. С тех пор беспрерывно продолжается изучение творчества Шекспира: и на сценических подмостках, и в области литературоведения, и в области художественного перевода. В настоящее время произведения Шекспира переведены на множество языков, причем наибольшее количество переводов имеется на русском языке.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение по творчеству Шекспира.

Драматическое творчество Шекспира: сочинение

Он писал с легкостью, поражал энергией, плодовитостью, острым умом, великолепной фантазией, а также отличался смелостью мысли и благородством ее выражения, но не всегда умел контролировать свои эмоции. Шекспир был «быстрым пером», писали друзья драматурга: «Его мысль всегда поспевала за пером, и задуманное он выражал с такой легкостью, что в его бумагах мы не нашли почти никаких помарок».

Для написания своих драматических произведений, Шекспир черпал сюжеты из старинных легенд, новелл, биографий античных полководцев, написанных Плутархом, средневековых исторических хроник. Драматическое творчество Шекспира включает в себя различные жанры: комедии, исторические драмы, трагедии.

Литературное наследие Шекспира делится на три периода

ДатыХроники (Исторические драмы)КомедииТрагедииДрамыПоэмы
Произведения первого периода
1590«Генрих VI» ч. 2
1591«Генрих VI» ч. 3
1592« Комедия ошибок»
1593«Генрих VI» ч. 1«Укрощение строптивой»«Венера и Адонис»
1594«Ричард III»«Два веронца»«Тит Андроник»«Обесчещенная Лукреция»
1595«Ричард II»«Бесплодные усилия любви»«Ромео и Джульетта»
«Сон в летнюю ночь»
1596«Король Джон»«Венецианский купец»
1597«Генрих IV» ч. 1«Много шума из ничего»
1598«Генрих IV» ч. 2«Виндзорские насмешницы»«Юлий Цезарь»
«Генрих V»
1599«Как вам это понравится»
1600«Двенадцатая ночь»
Произведения второго периода
1601«Гамлет»
1602«Троил и Крессида»
1603«Конец дело венчает»
1604«Мера за меру»«Отелло»
1605«Король Лир»
1606«Макбет»
1607«Антоний и Клеопатра»
«Кориолан»
1608«Тимон Афинский»
Произведения третьего периода
1609«Перикл»
1610«Цимбелин»
1611«Зимняя сказка»
1612«Буря»
1613«Генрих VIII»

Комедии

Оптимистичность и радостное восприятие жизни четко прослеживается в произведениях первого периода творчества Шекспира. Однако автор не отвергает описание мрачных и негативных жизненных реалий и социальных противоречий, но верит в то, что добро восторжествует.

На протяжении 90-х годов XVI века Шекспиром были написаны десять веселых, светлых и искрометных комедий: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь». Основу сюжета произведений этого периода можно найти в сочинениях античных авторов и современников Шекспира, среди которых Боккаччо, Ариосто, Плавт и другие выдающиеся деятели литературы.

Комические пьесы Шекспира раннего периода написанные в наиболее оптимистичный период английского гуманизма наполнены бесконечным весельем и переливающейся через край радостью, характерным для эпохи Возрождения. Тематика комедий – любовь, дружба, музыка, поэзия, природа. В мире Шекспира природа рисуется как благое, мудрое начало, человек молод, жизнерадостен, добродетелен, готов на самопожертвование и подвиг во имя дружбы и любви. Недостатки и пороки персонажей пьес легко преодолимы. На пути к своему счастью герои комедий с честью встречают трудности, сталкиваются с жизненной несправедливостью, человеческой жестокостью и злобой, но решительно вступает в борьбу со злом и побеждают.

Определяющей особенностью жанра Шекспировской комедии раннего периода является объединение в целостность фантастического и реального, серьезного и смешного. Действия произведений, как правило, разворачиваются в двух органично переплетающихся мирах – романтическом, высоком, реальном и бытовом.

В своих комедиях Шекспир использует стих и прозу.

Три комедии «Троил и Крессида», «Конец дело венчает», «Мера за меру» написаны во второй период творческой деятельности Шекспира, который совпал с углублением социально-политических противоречий в стране и соответственно несут отпечаток трагического мировосприятия. Однако сосредоточенность на трагических жизненных проблемах, описание непреодолимых противоречий и конфликтов действительности не означали отход Шекспира от гуманизма.

Поэмы

Поэмы Шекспира основываются не только на эпической и лиричной книжной традиции, но и полны богатого гуманистического содержания, живой реальности. Благодаря своему покровителю графу Саутгемптону, состоялась первая «официальная» публикация поэм – «Венера и Адонис» (1593) и позднее, через год – «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией» , 1594), обе поэмы автор посвятил графу.

Читайте также:  Шекспир драматург эпохи возрождения: сочинение

Первенцем своей фантазии Шекспир назвал – «Венеру и Адониса» (1593). В качестве источника, Шекспир использовал произведение Овидия «Метамарфозы». Античный миф о любви богини Венеры к прекрасному юноше Адонису. Свою поэму Шекспир обогатил метафорическим противопоставлением чувственной страсти и разума.

Вторая поэма Шекспира «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией») – резко контрастирующая с первой его поэмой. Источниками поэмы, послужили ряд произведений предшественников Шекспира: Овидия «Месяцеслов», английский вариант рассказа Тита Ливия из сочинения «История Рима», а также рассказ Чосера в «Легенде о добрых женщинах». Сюжет поэмы: узнав о красоте и добродетели Лукреции, жены военачальника Коллатина, царский сын Тарквиний совершил над ней насилие. Не выдержав позора, она закололась на глазах у римлян, что послужило сигналом для восстания и впоследствии изгнанием Тарквиниев из Рима. Самоубийство Лукреции становится ее очищением и победой добра.

Исторические драмы (хроники)

Жанр исторической драмы (хроники) появился в условиях ряда политических и социальных событий – разгром испанской «Великой армады» в 1588 г., вызвавший всенародные патриотические чувства, ярый интерес к истории своей страны и сильное желание предугадать будущее. Придерживаясь исторической правды в отображении основных исторических тенденций, Шекспир в доступной, ясной форме трактовал отдельные факты, отдавая предпочтение их эмоциональному восприятию.

Героями шекспировских исторических драм, как главными, так и второстепенными выступают исторические лица, показанные в сфере государственной жизни, а источником для написания хроник послужили сюжеты, заимствованные из истории Англии – «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэла Холиншеда. В драме «Король Джон» отражены исторические события начала XIII ст.; в «Ричарде II», двух частях «Генриха IV» и «Генрихе V» отображаются события конца XIV – начала XV ст.; в трех частях «Генриха VI» и «Ричарде III» описываются военные действия Белой и Красной Роз в XV ст.

Перед читателями предстают королевские дворцы, таверны, битвы, решающие судьбу государства, рыцари, разнообразные жанровые сцены, а сочетание трагического и комического находит свое развитие именно в хрониках. В своих произведениях Шекспир соединил и трагедии погибающего рыцарства, и драму неправедной власти, и духовные искания героев, историю и быт.

Венец Шекспировских хроник раннего периода – «Ричард III». В произведении представлена психология злодея, безгранично преступного и мрачного, а личность и история главного героя играют важную роль для последующего понимания творческого наследия драматурга.

Драмы (Трагикомедии)

Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию жанра романтических драм, носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Обилие приключений и чудесных случайностей, спасающих героев, соединяется в трагикомедиях с печальными событиями и безысходными ситуациями. Ярким примером тому, являются пьесы «Буря», «Зимняя сказка» и «Цимбелин», на протяжении которых разворачивается ряд трагических обстоятельств и вероятен трагичный исход, но чудесные узнавания и волшебная сила приводит к счастливому финалу. Этот прием «двойной развязки» призван своего рода маскировать трагические конфликты и занимать зрителей придворного театра увлекательными приключениями. Шекспир сберегает чувство реальности, твердо основываясь на нем, воплощая реальные конфликты реальной исторической действительности. Он оставался верен своим идеалам, как реалист не видел торжества гуманистических идей в современном обществе и переносил позитивное разрешение жизненных противоречий в мир мечтаний. Подчеркнутая театральность и фееричность трагикомедии-сказки «Буря» свидетельствует о принадлежности ее к барокко. Если в реальном мире царят зло и несправедливость, то в мире мечты Шекспир рисует победу добра. Сюжет «Бури» многогранен: он содержит глубокие раздумья, насчитывает много персонажей и символичных ситуаций и призывает к созданию нового света, без унижений, насилия и жестокости.

Трагедии Второй период творчества Шекспира (1601-1608) характеризуется глубоким трагизмом. Трагедия, вызывая чувства сострадания и страха, приводит зрителей к нравственному очищению. Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью.

В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. Действия трагедий разворачиваются не в узкой сфере приватной жизни, а выводит на широкое пространство исторических, социальных конфликтов, охватывает разнообразные явления реалий. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит ренессансная концепция самодостаточность человека, рассматривается его способность отстаивать права. Постепенно углубляется анализ психологии человека, стимулов его поведения в жизни общества.

При составлении этого материала использовались:

1. Давиденко Г.Й., Акуленко В.Л. Історія зарубіжної літератури середніх віків та доби Відродження: Навч.посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007 – 248 с
2. Зарубежная литература. 8-9 класс.: Метод.пособие / Н.П. Михальская. О.В.Ковалёва. – М.: Дрофа, 2005.- 317, [3] с.
3. Иванова Э.И. Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5- 9 кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2001.- 384 с.
4. История зарубежной литературы. Шаповалова М.С., Рубанова Г.Л., Моторный В.А. – Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те. 1982.- 440 с.
5. Комарова В.П. Творчество Шекспира. – СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 256 с. – (Филология и культура).
6. Нарцызова О.А. История зарубежной литературы. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. (Серия «Сессия без депрессии»).
7. Шекспир. Энциклопедия / Сост., вступ. статья, именной указатель В.Д. Николаева. – М.: Алгоритм, Эксмо; Харьков: Око, 2007. – 448 с.: ил.

Драматургия Шекспира

Сверхгении – это художники с безграничными творческими возможностями. Таковы Гомер, Данте, Микеланджело, Шекспир, Бах, Гойя, Гёте, Вагнер, Толстой, Пикассо.

Только величайшие гении становятся кумирами своих народов: Гомер – древнегреческого, Данте – итальянского, Шекспир – английского, Гёте – немецкого, Гюго – французского, Пушкин – русского.

Человеческая душа беспредельна как вселенная. Об этом знают писатели Шекспир, Гёте, Бальзак, Достоевский, Толстой, композиторы Бах, Вагнер, Чайковский, Мессиан.

1. Из прошлого в будущее

При чтении трагедий Еврипида, сердце обливается кровью. Не ошибёмся, если скажем, что Уильям Шекспир использует достижения мастера античного театра.

Драматические эпизоды романа «Золотой осёл» Апулея оказывают влияние на литературу последующих веков, в том числе на пьесы Шекспира.

Рафаэль рядом с Шекспиром – чудо-зеркальце, отражающее красоту жизни.

Шекспир и Монтеверди венчают эпоху Возрождения трагедийным реализмом. Эти гении – титаны духа!

Удивительно разные два великих современника: ироничный Сервантес и бунтарский Шекспир. Но оба они разрушают Вавилонскую башню средневекового государства!

Дон Кихот Сервантеса – это карикатура на рыцарство, Гамлет Шекспира – приговор королевской власти. Выдающиеся писатели с огромной выразительной силой обличают безрассудство людей.

Сервантес показывает мечты и фантазии психически неуравновешенного идальго Дон Кихота, Шекспир – душевные муки притворяющегося безумцем датского принца Гамлета. Показательно, что эпоха Возрождения заканчивается образами сумасбродного Дон Кихота и неврастеника Гамлета.

Красота шекспировского слова вполне сопоставима с прекрасными оперными ариями Генделя, мощь и сила слова Шекспира – с монументальными ораториями композитора.

Гёте находит в драмах Шекспира «стихийную гениальность». Немецкий поэт чувствует бездонную глубину творчества английского собрата по искусству.

Шиллер, Бетховен – наследники шекспировского драматизма, Гойя – сервантеского обличения.

От шекспировских слов о «преступной страсти» и «святейшей чистоте» тянутся нити к стихам Байрона и Пушкина.

Драматизм Шекспира оказывает огромное влияние на оперное искусство. Прежде всего, это касается «Отелло» Россини и «Отелло» Верди.

Есть внутренняя связь между «Зимней сказкой» Шекспира и весенней сказкой «Снегурочка» Островского. У Шекспира королева Гермена – дочь русского царя: она возрождается к жизни, тогда как Снегурочка Островского с наступлением тепла прощается с жизнью. Не исключено, что чистый, благородный образ Гермены выступает прототипом нежной Снегурочки.

Шекспир – драматург-художник, Ибсен – драматург-моралист Между ними – большое расстояние.

Уильям Шекспир – король драматургии.

Шекспир – трубадур английского Возрождения.

Шекспир опрокидывает пирамиду Ренессанса в океан трагедии.

Вдохновение Шекспира – это Божественный огонь, озаряющий его гениальные пьесы.

Талант Шекспира универсален. Перед нами всеохватывающий эпико-драматический писатель.

Часто пьесы Шекспира имеют литературных предшественников. Следовательно, они создаются не только Шекспиром: это плод совместных усилий многих людей! Вот где надо искать корни как гениальности, так и посредственности его пьес.

Драматургия Шекспира многогранна по форме и многолика по содержанию, что заставляет сомневаться в авторстве одного человека, создаются Шекспировские пьесы.

В комедиях-фарсах Шекспир достигает высочайшего художественного мастерства. Но вопрос состоит в том, кому они принадлежат?

Шекспир пишет бессмертную трагедию «Ромео и Джульетта» в 30 лет, гениального «Гамлета» – в 37. Под силу ли это молодому автору?

Шекспир – не всегда гений: истинных шедевров у него не более 10 из 37 пьес!

Королева Елизавета покровительствует Шекспиру, под именем которого, возможно, скрывается её фаворит Эдуард де Вер. Поэтому неясно, как называть их эпоху: елизаветинской, деверовской или шекспировской?

Шекспир – двуликий Янус: весёлый жизнелюб и ядовитый мизантроп.

Существует два Шекспира: вдохновенный поэт и жёлчный скептик.

Кто бы ни стоял за именем Шекспира, этот человек – символ творческого дерзания!

В пьесах раннего Уильяма Шекспира тесно взаимодействуют королевский и ярмарочный театры.

Пьесы Шекспира по-театральному условны и символичны.

Шекспир – многогранен в комедиях и трагедиях.

Многоплановость в пьесах Шекспира достигается двумя способами: чисто театральными средствами и субъективным взглядом на историю.

Шекспир – прежде всего драматург-актёр и только затем – драматург-мыслитель.

4. Особенности драматургии

Театральная красота Уильяма Шекспира в своих высших проявлениях поднимается до Божественной красоты.

Шекспир – выдающийся мастер эпико-драматических полотен.

Шекспир – гений конфликтных ситуаций.

Шекспир – блестящий стилист. Он умеет преобразовать чужой материал в полноценный художественный спектакль.

Сердцевиной драматургии Шекспира выступает жизнь.

Драматургия Шекспира опирается на прочную народную основу.

В пьесах Шекспира Небесное неотделимо от земного, возвышенное – от обыденного.

Шекспир чарует волшебством сказки.

Шекспир по-новому переосмысливает сельские идиллии и пасторали.

Шекспир не всегда удачно соединяет историческую драму и политическую трагедию.

Нередко у Шекспира различные театральные жанры образуют спектакль, отличающийся рыхлостью и эклектикой.

5. Роковые обстоятельства

Читайте также:  Откуда мы знаем, что Флетчер не копировал Шекспира: сочинение

В пьесах Уильяма Шекспира самое активное действующее лицо – судьба, разрезающая полотно жизни на пёстрые лоскуты.

Герои трагедий Шекспира – подневольные рока, рабы судьбы.

Жестокий рок – поводырь шекспировских героев.

В трагедиях Шекспира человеческие судьбы разбиваются о гранит небытия, словно штормовые волны о скалы.

Положительные герои шекспировских пьес фатально обречены на гибель. Они не способны противостоять роковым обстоятельствам жизни.

Делается страшно, когда соприкасаешься с подлостью и бесчестием отрицательных шекспировских персонажей.

Шекспир выворачивает наизнанку внутренний мир человека. Такого рода обличение граничит с голым натурализмом.

В трагедиях Шекспира происходит пиршество смерти!

Смерть косит шекспировских героев как траву.

Шекспир – воистину королевский палач своих героев!

В драмах Шекспира льются реки крови!

Трагическая Муза Шекспира с ног до головы запачкана кровью!

Шекспир обладает уникальным талантом создавать психологически убедительные образы. Он как будто снимает копии с реальных людей.

Шекспир открывает шлюзы человеческого сердца, из которого выливаются мутные потоки страстей и вожделений.

6. Страсть и любовь

В пьесах Уильяма Шекспира свирепствует буря низменных страстей.

Драматургия Шекспира – это кипящий котел вожделения и похоти.

Шекспир нанизывает страсти на рыцарское копьё, чтобы сбросить их в пламя костра.

В пьесах Шекспира извергается вулкан страстей, чья огненная лава опаляет прекраснейшее из наших чувств – любовь.

Шекспир – пророк любви!

Любовь для Шекспира – высшая ценность жизни.

То, что встречается в пьесах Шекспира, а именно: жажда власти, тирания, придворные интриги, скупость, волокитство, страсть, ревность, злодеяние, причудливая фантастика и магические чары – всё это лишь внешний фон для проявления высшего закона жизни – любви.

Страстной любви чужда верность мужской дружбе («Венецианский гость»), она порождает слепую ревность («Отелло»), ей не чужды политические интриги («Антоний и Клеопатра»). Таких примеров множество.

«Ромео и Джульетта» Шекспира – это апофеоз трагической любви двух юных созданий.

Своенравные женщины завоёвывают любовь, смиренные – покоряются любви: таковы шекспировские Клеопатра и Дездемона.

У Шекспира встречаем противоестественную мысль: «Разнузданная похоть – священнодействие». Именно магия, женские чары и безрассудная любовь Клеопатры доводят её до самоубийства.

Какие дьявольские интриги способен плести человек, видно на примере Яго – героя пьесы Шекспира «Отелло». Душа злодея – кромешный ад, куда не проникает Божественный свет.

Сатана губит благородных людей, избирая своим орудием отъявленных мерзавцев, вроде таких шекспировских злодеев как интриган Яго («Отелло»), жид-ростовщик Шейлог («Венецианский гость»), незаконнорожденный сын Глостера подлец Эдмунд («Король Лир»).

В пьесах Шекспира встречаются мотивы христианской морали: гордость и самонадеянность короля Лира доводят его до гибели. Запоздалое прозрение наступает после того, как его захватывает бездна несчастий.

В трагедии «Гамлет» Шекспир пытается разгадать тайну человеческой души.

Шекспир, словно мудрец, со стороны взирает на суетное мельтешение людей.

Уильям Шекспир часто выводит на сцену образы средневековых и ренессансных шутов.

Мир перевёрнутого сознания отражается в парадоксах шекспировских шутов.

Шуты в пьесах Шекспира не перестают напоминать о кратковременности человеческой жизни.

В лице шутов и мнимых безумцев Шекспир воплощает здравый народный смысл.

Народ в пьесах Уильяма Шекспира тревожит высшее слои общества, словно подземный гул!

Шекспир – выразитель чаяний угнетённого народа.

В драматурге Шекспире сосуществуют верноподданный короля и народный бунтарь!

Шекспир раскрывает суть конфликта между королевской властью и народом, обществом и личностью.

Шекспир обожает солёный народный юмор.

Шекспир бравирует здоровым народным практицизмом.

Шекспиру понятен фатализм людей из низших слоёв общества.

В зеркале шекспировского реализма отражается нелёгкая жизнь английского народа.

Для Уильяма Шекспира жизнь – это морские приливы и отливы, неподвластная людям стихия!

Шекспир проникает в бездонные глубины жизни.

Шекспир многолик как жизнь!

Шекспир – соавтор жизни, но и жизнь – соавтор Шекспира.

Шекспир – одновременно тайный и явный обличитель жизни.

Шекспир – жизнерадостный пессимист. Его заповедь проста: веселись, пока не превратился в прах!

Шекспир проповедует философию бренности жизни: всё в мире преходяще.

Краткой фразой «Мерзок этот мир» Шекспир выражает своё неприятие жизни.

Шекспир любит человека и презирает человечество.

Шекспир предвидит грядущие человеческие бедствия.

Шекспир объят духом вселенской трагедии.

Драматическое творчество Шекспира

Начало первого периода приходится на годы общенационального подъема, наступившего после 1588 года, что имеет решающее значение для всего тона творчества Шекспира в это время. На первый период приходятся самые блестящие лирические, остроумные и жизнерадостные комедии Шекспира, полные оптимистической уверенности в необоримости радужных надежд гуманизма и веры в близкую победу сил, выступающих в защиту идеалов справедливости и разума. Более мрачными красками нарисованы в хрониках картины междоусобиц, которые раздирали Англию XV века, но и эти кровавые события оцениваются поэтом как тяжелый, но пройденный этап национальной истории; взятый в целом, цикл исторических хроник заканчивается в «Генрихе V» апофеозом монарху, положившему конец смутам и обеспечивающему мир и процветание победоносной стране.

Даже трагедия «Ромео и Джульетта» и по обилию комических эпизодов и по жизнерадостной убежденности в том, что никакие темные силы старого мира не могут остановить наступление новых, свободных и гуманных отношений между людьми, значительно отличается от трагедий второго периода. Только в «Юлии Цезаре» – последней трагедии первого периода – можно ощутить усиление пессимистического восприятия Шекспиром действительности; но это произведение является как бы переходным от первого периода его творчества ко второму.

Второй период творчества Шекспира приходится на годы обострения общественных противоречий в Англии, когда все более открыто обнажалась реакционная сущность королевской власти и поддерживавших ее феодалов, а буржуазия, и впер-вую очередь ее наиболее активная часть – пуритане, все резче проявляла свою враждебность тем идеалам, за которые боролись гуманисты. Эти обстоятельства вместе со слабостью и неорганизованностью народных масс, которые в силу исторических условий еще не могли выступить с самостоятельной программой, неизбежно порождали трагические сомнения в возможности победы дела гуманистов в условиях тогдашней Англии. Поэтому трагическое мироощущение становится определяющим в творчестве Шекспира второго периода, когда им были созданы самые замечательные по художественному воздействию на аудиторию и глубине философских обобщений трагедии – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Макбет». Силы зла, выступающие в этих произведениях, оказываются настолько мощными, что в столкновении с ними гибнут лучшие носители новых, гуманистических устремлений; такое соотношение сил добра и зла определяет глубоко трагический характер судьбы героев. И все же эти трагедии нельзя назвать пессимистическими, ибо поэта не покидает уверенность в необходимости и целесообразности борьбы с царящим в мире злом, борьбы, которая в конечном итоге должна привести к победе добрав только последние трагедии этого периода, отражающие глубокий кризис в душе поэта, – «Кориолан» и «Тимон Афинский» – проникнуты пессимистическим сомнением в возможности изменить и улучшить человека и общество.

Изменяется в это время и характер комедий Шекспира, Только «Виндзорские кумушки», примыкающие по проблематике и средствам ее художественного воплощения к комедиям первого периода, полны искрящегося веселья и жизнерадостности. А в таких произведениях, по традиции называющихся комедиями, как «Конец – делу венец» (более точный перевод заглавия – «Все хорошо, что хорошо кончается») и «Мера за меру», почти полностью исчезает элемент комического, место которого заменяют подлинно трагические ситуации; эти пьесы по своим жанровым особенностям приближаются к драмам с благополучным исходом конфликта. Мрачный характер носит смех и в «Троиле и Крессиде», где вместо знакомого по первому периоду добродушного юмора Шекспира звучит жестокая, приближающаяся к сатирической насмешка, а в финале торжествуют развращенность и ложь.

Как мы видели, драматическое творчество Шекспира открывается так называемыми «историческими хрониками» – пьесами, написанными на сюжеты из национальной истории. Это обстоятельство отражает важнейшую особенность английской драматургии конца XVI века, когда пьесы на исторические сюжеты стали одним из ведущих драматических жанров.

Эпоха Возрождения характеризуется не только углубленным изучением истории и художественного наследия античности. Развитие буржуазных отношений и создание предпосылок для образования национальных государств резко повысило интерес гуманистов к истории своей родины, причем в светской истории отдельных государств авторы и читатели начали видеть отправной пункт для анализа современных им событий; другими словами, светская история начала оспаривать у цер-ковной право на роль учителя и наставника.

Вполне естественно, что такое изменение отношения к истории своей страны вызвало у гуманистов, с одной стороны, обострение критического взгляда на отдельные предания, которые ранее считались исторически достоверными, а с другой – попытки уяснить тенденции и закономерности исторического процесса. Уже в ранний период итальянского Возрождения Петрарка открыл поддельный характер так называемых «привилегий австрийского дома», которые якобы исходили еще от Цезаря и Нерона. Еще большее значение имело открытие итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407-1457), доказавшего подложность так называемого «Дара Константина» – одного из основных юридических документов в претензиях папства на руководство миром.

Успехи итальянской историографии не оставались чисто итальянскими завоеваниями. По мере развития Возрождения в Европе эти открытия становились идейным оружием гуманистов и в других странах. Весьма показательно, например, что рукопись Валла была впервые опубликована в Германии в 1517 году немецким гуманистом Ульрихом фон Гуттеном. Английские историки тоже использовали в той или иной мере открытия итальянских ученых. Значительное воздействие на всю европейскую историографию оказали также сочинения Никколо Макиавелли (1469-1527); хотя его точка зрения на политику и политическую историю носила явные черты буржуазной ограниченности и полного аморализма, тем не менее отдельные стороны его политических трактатов, и в первую очередь тот факт, что в них, как указывали Маркс и Энгельс, «теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали» 15, сыграли положительную роль в развитии исторической мысли. По этому поводу великий современник Шекспира, философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626), писал: «Мы должны быть благодарны Макиавелли и другим подобным писателям, которые, ничего не замаскировывая, изображали то, как люди обычно делали, а не то, как они должны были делать».

Ссылка на основную публикацию
×
×