Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира): сочинение

Сочинение «Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира)»

Долгое время биография Шекспира изучалась поверхностно, вне связи с изучением его эпохи и английской литературы XVI в. в целом. И так как от Шекспира осталось очень мало документальных материалов – хотя и совершенно достаточно, чтобы установить важнейшие даты его жизни, – сложилась и легенда о том, что Шекспир не автор произведений, существующих под его именем, а подставное лицо, согласившееся поставить свое имя под произведениями, написанными кем-то другим. Существует много теорий, авторы которых пытались приписать наследие Шекспира тем или иным представителям английской культуры XVI в. называли имена лорда Ретленда, лорда Дерби и других вельмож елизаветинской эпохи. Настойчиво упоминалось в связи с этим и имя Френсиса Бэкона – великого английского философа. И в наши дни сторонников теории, которую можно было назвать «антишексиировской», немало.

Молодой Шекспир женился, появились дети. Очевидно, в поисках лучшего заработка юноша отправился в Лондон; он оказывается к концу 1590-х гг. уже в той пестрой среде, которая возникла вокруг театров столицы и где можно было встретить и начинающих актеров, и писателей. Это был прообраз будущей европейской богемы. Относительно твердо установлено, что Шекспир в течение ряда лет был именно актером на небольших ролях. Но вот к актерскому ремеслу прибавились постоянные занятия драматургией и поэзией. Стихи молодого провинциала понравились лорду Саутгемптону, блестящему молодому вельможе. Ему посвящены два печатных издания первых поэм Шекспира «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594).

Русская наука, разделяя позиции наиболее значительных зарубежных шекспироведов, считает авторство Шекспира доказанным и дальнейшие споры о нем не принципиальными. При этом русская наука не может пройти мимо того факта, что почти все антишекспировские «теории» отдают честь создания произведений, которые для нас остаются произведениями Шекспира, представителям английской знати.

Следует иметь в виду, что в эпоху Шекспира подобные заимствования считались дозволенными. Авторского права – особенно на рукописи, предназначенные для театра – еще не существовало. Сплошь и рядом пьеса, написанная одним автором, сдавалась в типографию другим, который был всего лишь хорошим стенографом, успевшим на слух записать текст после неоднократного посещения спектакля. Недаром такие издания назывались «пиратскими» – они выходили порой без ведома автора. Ряд пьес Шекспира сохранились именно в этих «пиратских» изданиях. Широкое использование уже шедших на сцене пьес для создания новых было в порядке вещей. Существовал термин что-то вроде «драмодел», обозначающий лицо, занимающееся подобным изготовлением новых драм из. старого материала; и у некоторых критиков хватает совести именно так называть Шекспира (так, например, поступает корифей мирового модернизма XX в. Т. С. Элиот).

Возможно, что ему же посвящен и ряд ранних сонетов Шекспира, появившихся, впрочем, значительно позже.

Видимо, семья Шекспира относилась к формировавшейся средней социальной прослойке английского городского сословия, но отец его не преуспевал в делах. Будущему поэту не пришлось окончить школу: он должен был помогать отцу в его деловых занятиях.

Но эти наблюдения, время от времени пытающиеся вырвать из наследия Шекспира ту или иную прославленную пьесу, не имеют принципиального значения для историка литературы.

Этот шекспировский знак, шекспирова печать, по которой мы узнаем его творения среди многих схожих с ними произведений английской драмы эпохи Возрождения, заключается прежде всего в комплексе шекспировских идей, в своеобразии многостороннего шекспировского гуманизма, в его подходе к человеку как к существу, сотканному из развивающихся, динамических противоречий. Нельзя забывать, что гениальный поэт и драматург Шекспир был не только восприимчивым наследником, но и гениальным самостоятельным мыслителем, достойным занять почетное место среди философов Ренессанса, рядом со столь близким ему по мысли Бэконом. И задачей шекспироведения является, конечно, не столько установление тех или иных связей Шекспира с тем или иным писателем, сколько дальнейшее изучение своеобразия великого драматурга.

Он был многим обязан поэтам своего времени, новеллистам, романистам, философам, географам, медикам историкам – всем труженикам науки и искусства, к которым устремлялся его пытливый ум. Но больше всего он обязан самой английской действительности и своему таланту, который наложил неоспоримый отпечаток на большинство произведений, известных под его именем.

Но эту специфику профессии драматурга в эпоху Возрождения – право пользования произведениями предшественников и конкурентов как неким общим добром, как почти народным анонимным богатством – не следует забывать, когда мы говорим о том, чем был обязан Шекспир другим драматургам своего времени.

Как со своими предшественниками, так и со своими современниками Шекспир был связан множеством сложных связей. Шекспироведы высказывают более или менее веские предположения о том, что как своему предшественнику Марло, так и своему современнику Филиппу Мессинджеру Шекспир обязан большим количеством стихов, заимствованных прямо из текста их произведений. Во многих случаях можно говорить о сотрудничестве Шекспира с другими драматургами, как это утверждают относительно драмы «Король Генрих VIII». Наконец, можно говорить об использовании ситуаций и характеров, которые в том или ином виде уводят нас к их прототипам у предшественников или современников. Шекспироведы больше столетия ищут точные средства для определения этих заимствований; сравнивая особенности стиха у Шекспира с особенностями стиха у других английских драматургов его эпохи, они приходят к тем или иным выводам, находя у Шекспира порой тысячи строк заимствованных или подражательных.

Драматургия и театр эпохи Возрождения (стр. 1 из 5)

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Английский театр «Глобус» и В.Шекспир ……………….5
2. Исторические хроники и трагедии В.Шекспира ………..9
3.Комедии Шекспира ……………….……………….……….13
4. Испанский театр. Драматургия Кальдерона и Лопе де Веге ……………….……………….………………….
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Театр-это искусство представления драматических произведений на сцене. Такое определение этому понятию дает толковый словарь Ожегова.
Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства – на все времена. Новый театр родился из потребности перелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу искусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен: конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей прежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством, обогащённым опытом древних и новых литератур.

Я попытаюсь описать становление театрального искусства эпохи Возрождения.
Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия.

И главным чудом века был человек из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус». Громкое название театра оправдалось – в творениях Шекспира действительно открылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные истины нынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядывали контуры грядущего. Театр английского Возрождения – это Шекспир и его блистательное окружение: Марло, Грин, Бомонт, Флетчер, Чемпен, Неш, Бен Джонсон. Но все эти последние имена принадлежат своему веку и своей нации. Шекспир же, глубже всех выразивший дух своего времени и жизнь своего народа, принадлежит всем векам и всем народам.

Термин «драма» применительно к испанской драматургии Золотого века является нововведением позднейших времен и основан на том жанровом восприятии, которое было свойственно периоду победы романтизма. Им, до некой степени произвольно, стали обозначать определенную категорию пьес («комедий») репертуара Золотого века.

Вершиной испанской драматургии стало творче­ство Лопе де Вега— художника глубоко народного, великолепного мастера сценической интриги, насе­лившего сотни своих пьес бесчисленным множеством типов, легко «узнаваемых» в тогдашней Испании и ставших достоянием всего человечества. Притом не забудем, что Испания этой поры — оплот католической реакции, страна, в которой свирепствовала инквизи­ция. Но именно в этих условиях испанский театр был тем более необходим народу — как общественная трибуна, как форма самопознания народа, общества. Испанская реалистическая драматургия свободно использовала любые формы, любые жанры, самые различные традиции, брала, что необходимо у «уче­ной» пьесы, у народного фарса. Реализм делал ис­панскую драматургию и испанский театр жизнестой­кими в борьбе с церковью, с королевским произволом, делал испанских мастеров выразителями народного духа, новаторами в искусств.

С именем драматурга Педро Кальдерона де ла Барка (1600 — 1681) связан завершающий и кризисный этап «золотого века» испанского театра. Но и в философских трагедиях Кальдерона звучала вера в нравственную силу человека, в его способность преодолеть эгоистические склонности и душевную огрубелость и пойти на самопожертвование ради высоких и патриотических идеалов.

1.Английский театр «Глобус» и В.Шекспир

ТЕАТР «ГЛОБУС» (Globe Theatre), английский публичный театр елизаветинской эпохи, существовавший в 1599–1644. Построен в Банксайде, на южном берегу р.Темзы, группой пайщиков во главе с актером Р.Бёрбеджем.. Здание имело форму восьмиугольника и вмещало около 1200 зрителей. Основная масса публики, или «зрители в партере», смотрела представление, стоя на земляном полу; имелись также две галереи с сидячими местами для состоятельных горожан, а придворные и светские щеголи могли за высокую плату сидеть на сцене. Просцениум глубоко вдавался в зрительный зал, и зрители таким образом окружали сценическую площадку с трех сторон. В глубине сцены была стена с дверями по бокам, которые вели в помещения, известные как «артистические уборные», там же хранился реквизит. Над сценой находился балкон, дававший дополнительное сценическое пространство. Сцена могла перегораживаться по всей длине занавесом-гобеленом, в дальней ее части, примыкавшей к уборным, разыгрывались эпизоды, происходившие в замкнутых пространствах; картины, место действия которых, обозначавшееся иногда в афишах, не было замкнутым, игрались в ближней части, занимавшей основное пространство сцены. В задней стене имелся проем, обычно закрытый завесой; когда она отдергивалась, было видно небольшое помещение, служившее пещерой в Буре, или спальней в Отелло, или кельей брата Лоренцо в Ромео и Джульетте. Сцена, таким образом, разбивалась на три игровых площадки, что обеспечивало непрерывность действия в насыщенных картинами пьесах елизаветинцев. Обычай сидеть на сцене был отменен королевским указом при Карле II.

«Глобус» открылся спектаклем Генрих V. Здесь были поставлены величайшие пьесы Шекспира, многие произведения Б.Джонсона, труппа «Слуги лорда-камергера» получила известность в елизаветинской Англии. Театр сгорел в 1613. В следующем году здание было построено заново, а в 1644 было снесено парламентом.

Учился Шекспир, скорее всего, в Стратфордской грамматической школе – одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, главным образом изучая латинский язык и литературу.

До 1593 Шекспир ничего не издавал; в 1593 он выпустил в свет поэму Венера и Адонис (Venus and Adonis) в модном эротическом жанре, предваренную смиренным посвящением герцогу Саутгемптону – блестящему молодому вельможе и покровителю литературы. Поэма имела необычайный успех и еще при жизни автора была издана восемь раз; следом Шекспир выпустил более длинную и серьезную поэму – Лукреция (Lucrece, 1594), тоже с посвящением Саутгемптону, что вроде бы говорит о возросшей близости между поэтом и его патроном. Начиная с этого года появляются точные свидетельства театральной деятельности Шекспира. В «Грейз Инн» 28 декабря была представлена Комедия ошибок (Comedy of Errors); в марте 1595 Шекспир, У.Кемп и Р.Бербедж получили вознаграждение за две пьесы, представленные при дворе труппой лорда-камергера в рождественские праздники. Шекспир стал пайщиком знаменитой труппы, с которой остался связан до ухода на покой. Театральная деятельность под покровительством Саутгемптона быстро принесла ему богатство – это видно из того, что в 1596 Джон Шекспир, после нескольких лет финансовых затруднений, получил в Геральдической палате право на герб, знаменитый шекспировский щит, заплатил за который, несомненно, Уильям; пожалованный титул давал Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен».

В 1598 Фр.Мерес, лондонский клирик, издал книгу Сокровищница ума (Palladis Tamia), часть которой отведена «Рассуждению об английских поэтах». Вот что он пишет о Шекспире: «Подобно тому как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес» (перевод А.Величанского и А.Аникста). В 1597–1598 популярность Шекспира резко выросла: до тех пор была напечатана (в 1594) лишь одна его пьеса, Тит Андроник (Titus Andronicus), и то без имени автора на титульном листе; а в 1597–1598 были изданы не менее пяти пьес, чтобы удовлетворить спрос на печатные издания его сочинений. Предприимчивый издатель У.Джаггард попытался на этом разбогатеть: в 1599 он издал книжечку, куда вошли два ранее не публиковавшихся сонета Шекспира (согласно Мересу, они были известны среди друзей Шекспира), два уже издававшихся, песня из Тщетных усилий любви (Love’s Labour’s Lost) и стихотворения нескольких второстепенных поэтов. Сборнику он дал название Страстный паломник (The Passionate Pilgrim) и объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира – первая, но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.

В 1598 братья Бербеджи разобрали старый «Театр» – постройку на северной окраине Лондона, где играла труппа Шекспира, – и из его бревен соорудили театр «Глобус» на южном берегу Темзы, в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра; такое же право он получил и в 1608, когда труппе достался еще более прибыльный театр «Блэкфрайерз», в городской черте. В 1603 король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство – она стала называться «Слуги его величества короля», и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе, труппа выступала там часто и за хорошее вознаграждение, долю которого, безусловно, получал и Шекспир. Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупа и недвижимость и в Лондоне, и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра и конец жизни провел в Стратфорде.

Драматургия Шекспира

Сверхгении – это художники с безграничными творческими возможностями. Таковы Гомер, Данте, Микеланджело, Шекспир, Бах, Гойя, Гёте, Вагнер, Толстой, Пикассо.

Только величайшие гении становятся кумирами своих народов: Гомер – древнегреческого, Данте – итальянского, Шекспир – английского, Гёте – немецкого, Гюго – французского, Пушкин – русского.

Человеческая душа беспредельна как вселенная. Об этом знают писатели Шекспир, Гёте, Бальзак, Достоевский, Толстой, композиторы Бах, Вагнер, Чайковский, Мессиан.

1. Из прошлого в будущее

При чтении трагедий Еврипида, сердце обливается кровью. Не ошибёмся, если скажем, что Уильям Шекспир использует достижения мастера античного театра.

Драматические эпизоды романа «Золотой осёл» Апулея оказывают влияние на литературу последующих веков, в том числе на пьесы Шекспира.

Рафаэль рядом с Шекспиром – чудо-зеркальце, отражающее красоту жизни.

Шекспир и Монтеверди венчают эпоху Возрождения трагедийным реализмом. Эти гении – титаны духа!

Удивительно разные два великих современника: ироничный Сервантес и бунтарский Шекспир. Но оба они разрушают Вавилонскую башню средневекового государства!

Дон Кихот Сервантеса – это карикатура на рыцарство, Гамлет Шекспира – приговор королевской власти. Выдающиеся писатели с огромной выразительной силой обличают безрассудство людей.

Сервантес показывает мечты и фантазии психически неуравновешенного идальго Дон Кихота, Шекспир – душевные муки притворяющегося безумцем датского принца Гамлета. Показательно, что эпоха Возрождения заканчивается образами сумасбродного Дон Кихота и неврастеника Гамлета.

Красота шекспировского слова вполне сопоставима с прекрасными оперными ариями Генделя, мощь и сила слова Шекспира – с монументальными ораториями композитора.

Гёте находит в драмах Шекспира «стихийную гениальность». Немецкий поэт чувствует бездонную глубину творчества английского собрата по искусству.

Шиллер, Бетховен – наследники шекспировского драматизма, Гойя – сервантеского обличения.

От шекспировских слов о «преступной страсти» и «святейшей чистоте» тянутся нити к стихам Байрона и Пушкина.

Драматизм Шекспира оказывает огромное влияние на оперное искусство. Прежде всего, это касается «Отелло» Россини и «Отелло» Верди.

Есть внутренняя связь между «Зимней сказкой» Шекспира и весенней сказкой «Снегурочка» Островского. У Шекспира королева Гермена – дочь русского царя: она возрождается к жизни, тогда как Снегурочка Островского с наступлением тепла прощается с жизнью. Не исключено, что чистый, благородный образ Гермены выступает прототипом нежной Снегурочки.

Шекспир – драматург-художник, Ибсен – драматург-моралист Между ними – большое расстояние.

Уильям Шекспир – король драматургии.

Шекспир – трубадур английского Возрождения.

Шекспир опрокидывает пирамиду Ренессанса в океан трагедии.

Вдохновение Шекспира – это Божественный огонь, озаряющий его гениальные пьесы.

Талант Шекспира универсален. Перед нами всеохватывающий эпико-драматический писатель.

Часто пьесы Шекспира имеют литературных предшественников. Следовательно, они создаются не только Шекспиром: это плод совместных усилий многих людей! Вот где надо искать корни как гениальности, так и посредственности его пьес.

Драматургия Шекспира многогранна по форме и многолика по содержанию, что заставляет сомневаться в авторстве одного человека, создаются Шекспировские пьесы.

В комедиях-фарсах Шекспир достигает высочайшего художественного мастерства. Но вопрос состоит в том, кому они принадлежат?

Шекспир пишет бессмертную трагедию «Ромео и Джульетта» в 30 лет, гениального «Гамлета» – в 37. Под силу ли это молодому автору?

Шекспир – не всегда гений: истинных шедевров у него не более 10 из 37 пьес!

Королева Елизавета покровительствует Шекспиру, под именем которого, возможно, скрывается её фаворит Эдуард де Вер. Поэтому неясно, как называть их эпоху: елизаветинской, деверовской или шекспировской?

Шекспир – двуликий Янус: весёлый жизнелюб и ядовитый мизантроп.

Существует два Шекспира: вдохновенный поэт и жёлчный скептик.

Кто бы ни стоял за именем Шекспира, этот человек – символ творческого дерзания!

В пьесах раннего Уильяма Шекспира тесно взаимодействуют королевский и ярмарочный театры.

Пьесы Шекспира по-театральному условны и символичны.

Шекспир – многогранен в комедиях и трагедиях.

Многоплановость в пьесах Шекспира достигается двумя способами: чисто театральными средствами и субъективным взглядом на историю.

Шекспир – прежде всего драматург-актёр и только затем – драматург-мыслитель.

4. Особенности драматургии

Театральная красота Уильяма Шекспира в своих высших проявлениях поднимается до Божественной красоты.

Шекспир – выдающийся мастер эпико-драматических полотен.

Шекспир – гений конфликтных ситуаций.

Шекспир – блестящий стилист. Он умеет преобразовать чужой материал в полноценный художественный спектакль.

Сердцевиной драматургии Шекспира выступает жизнь.

Драматургия Шекспира опирается на прочную народную основу.

В пьесах Шекспира Небесное неотделимо от земного, возвышенное – от обыденного.

Шекспир чарует волшебством сказки.

Шекспир по-новому переосмысливает сельские идиллии и пасторали.

Шекспир не всегда удачно соединяет историческую драму и политическую трагедию.

Нередко у Шекспира различные театральные жанры образуют спектакль, отличающийся рыхлостью и эклектикой.

5. Роковые обстоятельства

В пьесах Уильяма Шекспира самое активное действующее лицо – судьба, разрезающая полотно жизни на пёстрые лоскуты.

Герои трагедий Шекспира – подневольные рока, рабы судьбы.

Жестокий рок – поводырь шекспировских героев.

В трагедиях Шекспира человеческие судьбы разбиваются о гранит небытия, словно штормовые волны о скалы.

Положительные герои шекспировских пьес фатально обречены на гибель. Они не способны противостоять роковым обстоятельствам жизни.

Делается страшно, когда соприкасаешься с подлостью и бесчестием отрицательных шекспировских персонажей.

Шекспир выворачивает наизнанку внутренний мир человека. Такого рода обличение граничит с голым натурализмом.

В трагедиях Шекспира происходит пиршество смерти!

Смерть косит шекспировских героев как траву.

Шекспир – воистину королевский палач своих героев!

В драмах Шекспира льются реки крови!

Трагическая Муза Шекспира с ног до головы запачкана кровью!

Шекспир обладает уникальным талантом создавать психологически убедительные образы. Он как будто снимает копии с реальных людей.

Шекспир открывает шлюзы человеческого сердца, из которого выливаются мутные потоки страстей и вожделений.

6. Страсть и любовь

В пьесах Уильяма Шекспира свирепствует буря низменных страстей.

Драматургия Шекспира – это кипящий котел вожделения и похоти.

Шекспир нанизывает страсти на рыцарское копьё, чтобы сбросить их в пламя костра.

В пьесах Шекспира извергается вулкан страстей, чья огненная лава опаляет прекраснейшее из наших чувств – любовь.

Шекспир – пророк любви!

Любовь для Шекспира – высшая ценность жизни.

То, что встречается в пьесах Шекспира, а именно: жажда власти, тирания, придворные интриги, скупость, волокитство, страсть, ревность, злодеяние, причудливая фантастика и магические чары – всё это лишь внешний фон для проявления высшего закона жизни – любви.

Страстной любви чужда верность мужской дружбе («Венецианский гость»), она порождает слепую ревность («Отелло»), ей не чужды политические интриги («Антоний и Клеопатра»). Таких примеров множество.

«Ромео и Джульетта» Шекспира – это апофеоз трагической любви двух юных созданий.

Своенравные женщины завоёвывают любовь, смиренные – покоряются любви: таковы шекспировские Клеопатра и Дездемона.

У Шекспира встречаем противоестественную мысль: «Разнузданная похоть – священнодействие». Именно магия, женские чары и безрассудная любовь Клеопатры доводят её до самоубийства.

Какие дьявольские интриги способен плести человек, видно на примере Яго – героя пьесы Шекспира «Отелло». Душа злодея – кромешный ад, куда не проникает Божественный свет.

Сатана губит благородных людей, избирая своим орудием отъявленных мерзавцев, вроде таких шекспировских злодеев как интриган Яго («Отелло»), жид-ростовщик Шейлог («Венецианский гость»), незаконнорожденный сын Глостера подлец Эдмунд («Король Лир»).

В пьесах Шекспира встречаются мотивы христианской морали: гордость и самонадеянность короля Лира доводят его до гибели. Запоздалое прозрение наступает после того, как его захватывает бездна несчастий.

В трагедии «Гамлет» Шекспир пытается разгадать тайну человеческой души.

Шекспир, словно мудрец, со стороны взирает на суетное мельтешение людей.

Уильям Шекспир часто выводит на сцену образы средневековых и ренессансных шутов.

Мир перевёрнутого сознания отражается в парадоксах шекспировских шутов.

Шуты в пьесах Шекспира не перестают напоминать о кратковременности человеческой жизни.

В лице шутов и мнимых безумцев Шекспир воплощает здравый народный смысл.

Народ в пьесах Уильяма Шекспира тревожит высшее слои общества, словно подземный гул!

Шекспир – выразитель чаяний угнетённого народа.

В драматурге Шекспире сосуществуют верноподданный короля и народный бунтарь!

Шекспир раскрывает суть конфликта между королевской властью и народом, обществом и личностью.

Шекспир обожает солёный народный юмор.

Шекспир бравирует здоровым народным практицизмом.

Шекспиру понятен фатализм людей из низших слоёв общества.

В зеркале шекспировского реализма отражается нелёгкая жизнь английского народа.

Для Уильяма Шекспира жизнь – это морские приливы и отливы, неподвластная людям стихия!

Шекспир проникает в бездонные глубины жизни.

Шекспир многолик как жизнь!

Шекспир – соавтор жизни, но и жизнь – соавтор Шекспира.

Шекспир – одновременно тайный и явный обличитель жизни.

Шекспир – жизнерадостный пессимист. Его заповедь проста: веселись, пока не превратился в прах!

Шекспир проповедует философию бренности жизни: всё в мире преходяще.

Краткой фразой «Мерзок этот мир» Шекспир выражает своё неприятие жизни.

Шекспир любит человека и презирает человечество.

Шекспир предвидит грядущие человеческие бедствия.

Шекспир объят духом вселенской трагедии.

Особенности литературы возрождения. Творчества Уильяма Шекспира

БЕОВУЛЬФ

главный памятник древней английской поэзии. В поэме описываются события, относящиеся к первой половине VI века, эпохе борьбы франков с готами. Поэма «Беовульф» (Beowulf) дошла до нас в списках X в., а возникновение этого памятника относится примерно к VIII в. Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833 г. Рукопись поэмы хранится в Британском музее. «Беовульф» – один из образцов средневекового героического эпоса. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, ее сюжет заимствован из германской мифологии. В поэме нет упоминания Англии.

Литература раннего английского средневековья. Творчество Джефри Чосера.

Ранее средневековье – V – XVI вв.

Обыкновенно начало английской литературы относят к началу Англосаксонского периода, т. е. к V-XI вв. нашей эры. Начало связано с вторжением на территорию Британии в середине V в. англосаксов и ютов – племен германского происхождения; конец периода датируется 1066 г., когда произошла битва при Гастингсе, завершившаяся завоеванием Британских островов норманнами. На протяжении этих шести веков были созданы наиболее ранние из дошедших до нас литературных памятников. Они написаны на англосаксонском языке, на основе которого развился английский язык.

– С конца VI в. развивается христианско-церковная литература на латинском языке в связи с распространением католичества в Англии. Большое значение имела деятельность прозаика, ученого и историка Беды, прозванного Достопочтенным (Bede Venerabilis, 673-735). Ему принадлежит создание «Церковной истории английского народа» (Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum, 731), включающей ценные сведения из истории Англии, легенды и предания англосаксов. Он является автором первых трудов филологического характера: «Об орфографии» (De orphographia) и «Об искусстве стихосложения» (De arte metrica). Основоположником литературной прозы на англосаксонском языке считают короля Уэссекса Альфреда (Alfred, ок. 849-ок. 900). Он известен как переводчик на англосаксонский язык латинских трудов и как создатель ряда оригинальных произведений. Труды по истории и вопросам законодательства, которые не являются художественными произведениями в прямом смысле этого слова, оказали влияние на последующее развитие англосаксонской прозы.

– период англо-норманской литературы. Во второй половине XI века Англия подвергается нашествию нормандцев, которые на несколько столетий утверждают в Англии господство французского языка и французской литературы. Возникает рыцарская поэзия, рыцарский роман. На английском языке первые рыцарские романы появились в XIII в. В конце XIV в. создан наиболее известный английский рыцарский роман «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» (Sir Gawain and the Green Knight). Героями этого поэтического произведения являются рыцари, превыше всего ставящие свою честь и рыцарское достоинство. Таков король Артур и его приближенные, таков и появляющийся однажды при дворе Артура таинственный Зеленый рыцарь. Нарушение слова трактуется как недозволенное и недостойное рыцаря отступление от принятых правил поведения. Основной конфликт повествования связан с нарушением слова сэром Гавейном и его последующим глубоким раскаянием. Источником рыцарских романов о короле Артуре явились кельтские легенды. Полулегендарный персонаж стал героем многих средневековых преданий. Образ короля Артура объединил большой цикл рыцарских романов, трансформируясь и изменяясь в различные исторические эпохи. На английском языке на сюжет легенд о короле Артуре созданы романы «Артур» (Arthur), «Артур и Мерлин» (Arthur and Merlin), «Ланселот Озерный» (Launcelot of the Lake) и др. Предания о его подвигах были популярны не только в рыцарской, но и в народной среде. Существовало поверье, что король Артур восстанет из гробницы и вернется на землю.

– поэзия политического и социального протеста. Появляется в середине XIII века, бичуюет пороки дворянства и духовенства, протестует против налогов, против злоупотреблений чиновников и даже короля, прикрывающего своих фаворитов и распускающего для этой цели парламент. Эта сатирическая литература, возникающая из среды народа, находит своё завершение в XIV веке в поэме Ленглэнда «Видение о Петре пахаре», которая хотя и написана в морализирующем духе, однако не лишена революционного значения. Поэма Ленгленда принадлежит к весьма распространенному в средние века жанру «видений». Действительность в «видениях» представала в форме сна. В одном из таких снов люди устремляются на поиски Правды по призыву Разума. Но пути к ней они не знают, и никто не может указать его им, кроме простого землепашца Петра Пахаря. Совесть и Здравый смысл открыли ему дорогу к жилищу Правды. В поэме раскрывается мудрая в своей простоте мысль: лишь тот, кто трудится, знает верный путь в жизни.

Джеффри Чосер (1340—1400).

Величайший английский писатель XIV века, автор «Кентерберийских рассказов». Чосер одновременно завершает эпоху англо-норманской и открывает историю новой английской литературы. Творчество Чосера, которого «считают отцом английского языка и основоположником реализма», ознаменовало в истории литературы Англии переход от эпохи средневековья к Возрождению, утверждение новых принципов изображения жизни и раскрытия человеческого характера. Творчество Чосера несет в себе идеи гуманизма и вольномыслия, характерные для приближающейся эпохи Возрождения. Он утверждает за человеком право на земное счастье, восхищается его умом и энергией, славит его находчивость и жизнелюбие. Основным произведением Чосера, которое составило целую эпоху в истории английской литературы и обозначило поворотный момент в ее развитии, явились «Кентерберийские рассказы» (The Canterbury Tales, 1387-1400). Чосер не жалеет красок при описании своих героев. Весьма разнообразные по своему характеру, новеллы сливаются в единое поэтическое целое; возникает яркая, реалистически правдивая картина английской действительности. Эпоха раскрывается в облике представляющих ее людей, во всем множестве деталей и подробностей бытового характера, в беглых, но точных портретных характеристиках. Если в поэме Ленгленда надежды на торжество справедливости связаны с упованием на милость божию, то Чосер верит в земного человека и в «Кентерберийских рассказах» раскрывает богатство его натуры, прокладывая своим творчеством путь к литературе эпохи Возрождения. Чосер делал общее дело со своим знаменитым современником Джоном Виклифом (1320—1384). Виклиф примыкает к обличительной литературе, направленной против духовенства, но он, предшественник Реформации, идёт дальше, переводит Библию на английский язык, обращается к народу в своей борьбе с папством. Виклиф и Чосер своей литературной деятельностью вызывают интерес к земной природе человека, к личности. В следующем веке отмечается большой интерес к живой народной поэзии, которая существовала уже и в XIII, и в XIV веках. Но в XV веке эта поэзия проявляет особенно активную жизнь, и наиболее старинные образцы её, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат этому веку. Большой популярностью пользовались баллады о Робине Гуде.

Особенности литературы возрождения. Творчества Уильяма Шекспира.

В XV-XVI вв. в европейских странах происходит переход от феодального средневековья к новому времени, начальный период развития капитализма. Эта переходная эпоха получила название Возрождения, или Ренессанса. Становление новых социальных отношений выразилось в раскрепощении личности. Открываются большие возможности активной творческой деятельности. Это была эпоха гуманизма, когда духовная диктатура церкви оказалась сломленной и личность стала центром общественных интересов. Человек эпохи Возрождения отличается верой в разум, в свои силы, свою доблесть. Мировоззрение человека Ренессанса характеризуют свободомыслие, стремление к созданию новых представлений об обществе и мироздании. Однако для развития новых концепций не хватало сведений о мире. В связи с этим мировоззрению ренессансного человека свойственно сочетание реальных представлений с поэтическими домыслами; часто новые идеи выступают еще в форме средневековых мистических представлений, а реальные знания неотделимы от фантастики. Искусство Ренессанса народно по своему духу. Возрождение языческой поэзии античности сочетается с обращением к мотивам современного народного творчества, к фольклорным образам. В эту эпоху происходит становление литературного языка и национальной культуры.

– ранний этап – ведущую роль в литературе играют лирические жанры и новелла. Отмечен верой в свободное развитие человека, в его творческие возможности.

– поздний этап – драма. Обнаруживается, что становление абсолютистского государства вступает в противоречие с идеалами гуманизма, оказывается враждебным этим идеалам. Трагедия между развитой личностью и тираническим режимом абсолютистского государства явились основой драмы позднего Ренессанса. Расцвет гуманизма в эпоху бурных социальных изменений к началу XVII в. сменяется его кризисом.

Классическая литература и итальянская поэзия оказывают большое влияние на английскую литературу. Широкое распространение получает характерный для эпохи Ренессанса пастушеский роман. Один из известнейших романов этого рода—”Аркадия”—написан Филиппом Сиднеем. Славу Сиднея, которому подражали десятки поэтов в течение целого века, делил Эдмунд Спенсер, автор знаменитой «Королевы фей», поэмы, привлекавшей его современников не глубиной содержания, а причудливой пестротой и яркостью красок, запутанной и сложной интригой, необычайной фантастичностью сюжета, великолепием картин и образов.

У начала XVI века стоят также два великих литературных памятника: это «Утопия» Томаса Мора и «Novum Organum» Фрэнсиса Бэкона.

Томас Мор — типичный представитель английского гуманизма. Томас Мор впервые высказал мысль о том, что общество может существовать без частной собственности. Не отрицая идеи государственного устройства, Мор стремится нарисовать общество, в котором государство зиждется на коллективной собственности и общественном труде.

Его «Утопия» — это общественная организация, построенная в духе идеалов гуманизма. Её цель — счастье человека, благосостояние всей общины. Ему чужды те утешения, которые предлагала католическая церковь в загробной жизни взамен земных страданий. Он желает радости здесь, на земле. Поэтому в его общине господствует обязательный труд для всех её членов, чередуются работа в городе и в деревне, установлена полная религиозная терпимость, благодаря идеальной организации общества отсутствуют преступления, и т. д.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Новое понимание жизни:

– отвержение рабской покорность, которую проповедует церковь.

– Человек – красота и богатство души и ума.

Но наибольшего блеска английская литература эпохи Ренессанса достигает в области театра. В Англии театр был действительно народным видом искусства, открыт всем, был одновременно и газетой и клубом.

В это же время появляются профессиональные труппы актёров. Труппы эти преследуются городскими властями, которые рассматривали актёров как бездомных бродяг, опасаясь нарушения порядка и скопления толпы. Преследования особенно усиливались под влиянием пуританских проповедников, агитировавших против «греховных» развлечений. Актёры, игравшие в тавернах, искали покровительства у знатных вельмож и приписывались к тому или другому аристократу. Двор и таверны, где собирались низшие слои народа, были главными потребителями театра.

Первый королевский патент был выдан труппе графа Лейстера в 1574, первый театр был построен в Лондоне в 1576.

В эпоху Елизаветы театр достигает такого расцвета, какого не знает история. Он отвечает вкусам всех классов общества, изображая и трагические моменты английской истории, и трагедии королей и аристократии, и семейные драмы буржуазии, и грубые нравы городских низов, вводя и шутки и юмор, одинаково увлекающие и аристократию и городскую толпу. Самые известные драматурги того периода – Кристофер Марло[1563-1593], Бен Джонсон [1574-1637], Вебстер [1575-1624]. Марло написал ряд трагедий – «Тамерлан Великий», «Трагическая история доктора Фауста», «Мальтийский еврей», «Эдуард II”. выступал против феодальных установлений, религиозного мракобесия, макиавеллизма в политике, боролся за торжество идеалов гуманизма. Культура английского Возрождения не знала такого решительного и мужественного защитника интересов личности, каким был ученый-гуманист Кристофер Марло. Однако позиция Марло несет в себе противоречивые черты. Герои его трагедий обнаруживают не только бунтарскую силу, волю и разум, но и патологические страсти (кровожадность Тамерлана, развращенность Эдуарда II).

Значение Кристофера Марло в истории ренессансной драмы огромно. Он сделал драму подлинно поэтическим произведением, ввел в нее белый стих, выражающий сложность переживаний героев и многообразные оттенки их возвышенной, патетической речи. Как создатель поэтической философско-психологической трагедии Марло явился непосредственным предшественником Шекспира

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Театр эпохи Возрождения

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных яв­лений в истории всей мировой культуры. Его родиной была Италия XV ве­ка, где ученые-гуманисты, следуя примеру Петрарки и Боккаччо, занялись изучением древних авторов, в том числе великих греческих трагиков, комедий Аристофана, Теренция, Плавта. Со временем чисто исследовательский подход к античной драматургии дополнился практическим: ан­тичные герои снова выходят на театральные подмостки в постановках, осуществляемых учеными.

К концу XV столетия уроки античного театра дают первые творческие результаты, «ученую комедию» и «ученую трагедию». Написанные по примеру античных пьес, новые драмы на темы современной жизни постепенно все более смело отходили от древних образцов. Крупнейшими творцами новых драм, в первую очередь комедий, были Лодовико Ариосто , Никколо Макиавелли (его комедия «Мандрагора» явилась лучшей пьесой своего времени), Пьетро Аретино , Джордано Бруно .

Опыт «ученой» драмы, помноженный на богатую традицию площадного народного театра, в середине XVI века привел к возникновению итальянской комедии дель арте или комедии масок. Эти увлекательные веселые представления с песнями, плясками, комическими трюками, разыгрываемые бродячими актерскими труппами, стали высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения.

В основе комедии масок лежала импровизация: написанного текста в ней не было, имелся лишь сценарий с краткой сюжетной схемой. Актер сам, по ходу действия, импровизировал реплики от имени своего героя. Он делался творцом собственного образа.

Каждый персонаж – это конк­ретный социальный тип, заостренный до шаржа, с неизменными чертами характера и внешним обликом, то есть образ-маска. В комедии дель арте были маски слуг (веселый, разбитной Бригелла, добродушный глуповатый Арлекин и острая на язычок Сервета); маски господ (главный объект сатиры: жадный и спесивый венецианский купец Панталоне, трусливый и хвастли­вый Капитан, лжеученый из Болоньи – Доктор); и наконец, пара молодых влюбленных. Старики, как водится, мешали их соединению, но молодежи с помощью бойких слуг неизменно удавалось оставить их „в дураках”. Таким образом, исходя из ренессансной традиции, комедия дель арте избрала главным своим конфликтом столкновение между старым укла­дом жизни и здоровыми молодыми силами.

Каждый персонаж комедии масок говорил на диалекте своего города: Панталоне – на венецианском, Доктор – на болонском и т.д. Каждой маске соответствовал определенный театральный костюм. Например, блуза Арлекина пестрела заплатками, говорящими об его бедности, Капитан щеголял в полувоенном костюме испанского покроя с обязательной шпагой, которая всякий раз застревала в ножнах.

Новое театральное искусство почти мгновенно приобрело огромную популярность: за одно десятилетие 60-х годов XVI века театральные представления, бывшие до этого диковинкой, которую можно было увидеть лишь на редких придворных празднествах или в ученых собраниях, стали самым излюбленным народным зрелищем. Комедия масок явилась выразительницей массового народного мировоззрения, жизнерадостного свободо­мыслия широких слоев итальянского общества.

Выработав изначальные законы сценического искусства (непрерывное развитие действия, коллективность актерского творчества и т.д.), театр масок не смог перерасти в театр живых характеров. Новые герои, сильные, цельные, выражающие гуманистический идеал своего времени, впервые появились на театральной сцене не в Италии, а в Испании.

Сама национальная история, героические века Реконкисты – освободительной войны испанцев с завоевателями, арабами – сформировали тип такого героя. Его подвиги прославлялись в героических поэмах, эпических песнях, получивших название romancer о , романсы, потому что они были в Испании первыми поэтическими творениями на романском языке.

Идеальный герой в условиях Испании получил выражение в образе «человека чести». Он мог быть как знатным рыцарем, так и простым крестьянином, и в испанских драмах нередки случаи, когда герой низкого происхождения торжествовал моральную победу над дворянином, уронившим свою честь. Такое представление о чести было свойственно всей испанской драматургии, начиная с самых первых ее представителей.

Родоначальником национального театра в Испании считается Лопе де Руэда (1510-1565), скромный бродячий актер, создавший собственную профессиональную труппу и сочинявший для нее озорные коротенькие комедии – пáсос. Они отличались увлекательностью действия, меткостью жизненных наблюдений и богатством народной речи. Лопе де Руэда на практике утвердил жизненно-реальный материал как исходное начало драматического творчества.

Труппа Лопе де Руэда не была единственной. По свидетельству современников, по Испании пешком и на телегах путешествовало множество странствующих актеров, в репертуаре которых были комедии, пасторали и религиозные пьесы – а у т о.

Поначалу бродячие актеры выступали где придется, а с 60-х годов XVI века – во внутренних дворах домов, корралях. В 1579 году в Мадри­де появился первый специально оборудованный для представлений двор – Корраль де ла Крус .

Испанская драматургия не сразу стала полноценной литературой. Театр ждал прихода крупных талантов, способных соединить богатство сценического действия с яркими поэтическими формами, поднять испанс­кую пьесу на высоту современных литературных требований. Среди зачинателей новой драматургии следует назвать гениального автора «Дон Кихо­та» Мигеля Сервантеса . В своих пьесах он обращался к большим гражданским темам, прославлял патриотизм и свободолюбие. Ярким примером может служить героическая трагедия «Нумансия» , посвященная истории древнего иберрийского города Нумансии. Защищая свой город от римских легионе­ров, его жители погибли все до одного, но не сдались врагу.

Лопе де Вега

И все же к высотам подлинной поэзии испанская драматургия подня­лась только в творчестве Лопе де Вега (1562-1635), Именно он ввел ис­панский театр в его «золотой век».

Испанцы обожали своего национального гения и гордились им. Сложилась даже поговорка: «Сам Лопе не сделал бы лучше», означаю­щая высшую похвалу, самое замечательное качество.

По числу созданных пьес Лопе де Вега превзошел всех драматургов мира. Считается, что их было более двух тысяч (сохранилось около 500). За исключением сорока ауто, священных действ, все они назва­ны комедиями, но это комедии нового типа. Лопе де Вега сам описал этот новый тип драмы в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни».

В новой комедии смешано возвышенное и смешное, трагичес­кое и забавное, поскольку и в жизни не бывает все трагично или все смешно: «Ведь и природа тем для нас прекрасна, Что крайности являет ежечасно». Ее язык выразителен и прост. Драматургический конфликт обычно строится на темах чести и подвига: «Нет превосходней тем, чем темы чести; Они волнуют всех без исключенья. За ними темы доб­лести идут, – Ведь доблестью любуются повсюду».

Диапазон сюжетов комедий Лопе де Вега очень широк: национальная история Испании, особенно героических времен Реконкисты; сопротивле­ние крестьян феодальному произволу; семейно-бытовые отношения; борь­ба влюбленных за свое счастье. И везде ощутима характерная для эпохи Возрождения вера в человека, в гармонию мечты и яви, любви и чести.

Театр Лопе де Вега – театр светлый, жизнеутверждающий. Он прославляет людей энергичных, активных, которые защищают свою свободу и честь, противостоят насилию, преодолевают сословные предрассудки и имущест­венное неравенство. Такова Лауренсия, героиня самой прославленной драмы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Немного найдется в мировой драматургии произведений, равных этой пьесе по силе прославления восставшего и победившего народа. В основу ее сюжета положен исторический факт, бунт крестьян испанского селения Фуэнте Овехуна, убивших своего господина – тирана и насильника. Никто из жителей селения и под пыткой не выдал зачинщиков восстания. Даже старики, даже дети бесстрашно говорили, что командора убил весь на­род Фуэнте Овехуна.

В этой драме Лопе де Вега объединил в идее чести и личную добро­детель людей, и осознание народом своих прав. Если Лауренсия и Фрондосо, ее жених, вступают в борьбу, отстаивая свою любовь и достоинст­во, то в ходе действия личный протест перерастает в социальный, в борьбу крестьян за свободу.

Гуманистическая идея равенства людей с особой силой утверждала себя в любви. Там, где родились истинные чувства, социальные приви­легии теряют всякий смысл. Одной из лучших комедий Лопе де Вега, по­священных теме большой любви, ломающей сословные преграды, является «Собака на сене». Ее героиня, графиня Диана, влюбляется в своего слугу, секретаря Теодоро. Он – человек низкого происхождения, но умен и благороден, и Диана с радостью выходит за него замуж.

Шекспир

Своей вершины театр европейского Возрождения достиг на английской почве, в творчестве Вильяма (Уильяма) Шекспира (1564-1616). Шекспир начал свою деятельность драматурга в конце XVI века в обстановке национального подъема, вызванного войной с Испанией и разгромом «Непобедимой армады» Филиппа II (1588). В это время театральное искусство Англии переживало пору бурного расцвета. В Лондоне работала целая плеяда талантливых драматургов-гуманистов, так называемых «университетских умов» – К. Марло, Дж. Лили, Т. Кид, Р. Грин, которые создали вольную и широкую форму английской драмы, вмещавшую историчес­кие, легендарные, бытовые сюжеты. Все они были профессиональными пи­сателями, людьми весьма образованными, с демократическими взглядами. Их творчество ориентировалось на зрителей народного площадного театра.

В конце XVI века в Лондоне одна за другой возникли актерские труппы, игравшие для простого народа сначала во дворах гостиниц, а за­тем в специальных театральных зданиях. Первое из них построил актер и предприниматель Джемс Бéрбедж, назвав его «Театр». Вскоре на окра­ине английской столицы появились и другие театры со звучными назва­ниями: «Роза», «Лебедь», «Глобус» (в котором протекала деятельность Шекспира), «Фортуна», доступные широчайшим массам зрителей. На каж­дый спектакль собиралось до 1500 – 2000 человек, в основном ремеслен­ный люд. Таким образом, английская драма эпохи Возрождения выросла на подмостках общедоступного демократического театра и была связана с жизнью народа.

Для лондонских простолюдинов писал и Шекспир. Его перу принадле­жит 37 драматических произведений – комедий, исторических хроник, трагедий, а также поэмы и сонеты. Предназначая свои пьесы для теат­рального зрителя, не для читателя, он писал их для вполне определен­ной труппы, актером которой был сам, труппы театра «Глобус», руко­водимой Ричардом Бербеджем. Бербедж, превосходный трагик, стал пер­вым в мировом искусстве Гамлетом, Отелло, Макбетом, Лиром.

Современник бурной, насыщенной событиями эпохи Шекспир пережил сложную эволюцию как мыслитель и как художник. Его путь в драматур­гии начался с исторических хроник и комедий. Хроники – пьесы на ис­торические сюжеты – были в Англии одним из самых популярных жанров. Шекспировские исторические хроники («Генрих VI », «Ричард III », «Ген­рих IV » и другие) запечатлели «смутное время» английской истории: кризис феодального общества, междоусобные распри времен Алой и Белой розы 1 , трагедию национальных бедствий, раздоров и мятежей.

Изображение коварных интриг и злодейств проникнуто в этих пьесах осуждением феодальной анархии и кровавой жестокости. Им противопоставляется целостное государство, управляемое мудрым королем.

Комедии Шекспира – «Укрощение строптивой» , «Сон в летнюю ночь» , «Много шуму из ничего» , «Двенадцатая ночь» – это чудесная сказка, добрая и гуманная в своей основе. Она уводит от тревог и страданий в счастливый мир, где все цветет и благоухает, все полно солнечного света, музыки и, конечно, любви. Если появляются досадные помехи счастью, то они преодолеваются без особых усилий. В отличие от тра­диционной обличительной комедии, высмеивающей человеческие пороки, шекспировские комедии в целом не сатиричны. Звучащий в них смех выражает радость жизни и кипучее веселье здоровых, счастливых людей.

Духом оптимизма проникнута и трагедия «Ромео и Джульетта» , написанная до 1600 года (1595). Судьба ее юных героев трагична, однако зритель не только потрясен их гибелью – он переживает чувство восхищения. Как прекрасен человек, как прекрасна его любовь!

Но постепенно оптимизм Шекспира уступает место трагическому прозрению. Созданные в начале XVII века великие трагедии «Гамлет» , «Отелло» , «Король Лир» , «Макбет» явились художественным постижением веду­щих тенденций своего времени, времени кризиса Ренессанса, трагического разочарования в силе и благе разума. Содержание этих трагедий выражено самим Шекспиром в словах Глостера из «Короля Лира»:

«Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь». Шекспировским героям становится ясно: мир безнадежно болен, жизнь сплетена из лжи, фальши и жестокости. Напрасно убеждать себя в том, что есть выход. Гамлет, Отелло, Лир обречены. Повсюду господствуют Клавдий, Яго, Эдмонт.

Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться и остаться безнаказанным лишь благодаря попустительству всех окружающих. Для совершения мести ему пришлось бы бороться с неправдой всего мира:

«Век расшатался; и скверней всего, Что я рожден восстановить его». Однако подобная задача непосильна даже для самой могучей личности.

Зло царит не только в обществе, оно губит человеческие души. Жаж­да власти сокрушает некогда храброго и честного воина Макбета, под­лость и коварство отравляют веру в идеал благородного Отелло. Шекспи­ровским героям уже не свойственна цельность, они полны противоречий.

Вместе с тем, не строя иллюзий и зная роковой исход борьбы, Шекс­пир никогда не оставляет победу за злодейством. Он заставляет своих героев сопротивляться злу: погибая, они уходят из жизни несломленны­ми. Сознавая недостижимость своих идеалов, Гамлет протестует против «мира – тюрьмы». Ценой страшных страданий, ценой великой жертвы возвращает себе веру в любовь, чистоту человеческих отношений Отелло.

1 многолетняя война, развязанная двумя феодальными родами в середине XV века.

Специфика драматургии в эпоху Возрождения (на примере творчества Шекспира)

Как со своими предшественниками, так и со своими современниками Шекспир был связан множеством сложных связей. Шекспироведы высказывают более или менее веские предположения о том, что как своему предшественнику Марло, так и своему современнику Филиппу Мессинджеру Шекспир обязан большим количеством стихов, заимствованных прямо из текста их произведений. Во многих случаях можно говорить о сотрудничестве Шекспира с другими драматургами, как это утверждают относительно драмы “Король Генрих VIII”. Наконец, можно говорить об использовании ситуаций и характеров, которые в том или ином виде уводят нас к их прототипам у предшественников или современников. Шекспироведы больше столетия ищут точные средства для определения этих заимствований; сравнивая особенности стиха у Шекспира с особенностями стиха у других английских драматургов его эпохи, они приходят к тем или иным выводам, находя у Шекспира порой тысячи строк заимствованных или подражательных.

Но эти наблюдения, время от времени пытающиеся вырвать из наследия Шекспира ту или иную прославленную пьесу, не имеют принципиального значения для историка литературы.

Следует иметь в виду, что в эпоху Шекспира подобные заимствования считались дозволенными. Авторского права – особенно на рукописи, предназначенные для театра – еще не существовало. Сплошь и рядом пьеса, написанная одним автором, сдавалась в типографию другим, который был всего лишь хорошим стенографом, успевшим на слух записать текст после неоднократного посещения спектакля. Недаром такие издания назывались “пиратскими” – они выходили порой без ведома автора. Ряд пьес Шекспира сохранились именно в этих “пиратских” изданиях. Широкое использование уже шедших на сцене пьес для создания новых было в порядке вещей. Существовал термин что-то вроде “драмодел”, обозначающий лицо, занимающееся подобным изготовлением новых драм из. старого материала; и у некоторых критиков хватает совести именно так называть Шекспира (так, например, поступает корифей мирового модернизма XX в. Т. С. Элиот).

Но эту специфику профессии драматурга в эпоху Возрождения – право пользования произведениями предшественников и конкурентов как неким общим добром, как почти народным анонимным богатством – не следует забывать, когда мы говорим о том, чем был обязан Шекспир другим драматургам своего времени.

Он был многим обязан поэтам своего времени, новеллистам, романистам, философам, географам, медикам историкам – всем труженикам науки и искусства, к которым устремлялся его пытливый ум. Но больше всего он обязан самой английской действительности и своему таланту, который наложил неоспоримый отпечаток на большинство произведений, известных под его именем.

Этот шекспировский знак, шекспирова печать, по которой мы узнаем его творения среди многих схожих с ними произведений английской драмы эпохи Возрождения, заключается прежде всего в комплексе шекспировских идей, в своеобразии многостороннего шекспировского гуманизма, в его подходе к человеку как к существу, сотканному из развивающихся, динамических противоречий. Нельзя забывать, что гениальный поэт и драматург Шекспир был не только восприимчивым наследником, но и гениальным самостоятельным мыслителем, достойным занять почетное место среди философов Ренессанса, рядом со столь близким ему по мысли Бэконом. И задачей шекспироведения является, конечно, не столько установление тех или иных связей Шекспира с тем или иным писателем, сколько дальнейшее изучение своеобразия великого драматурга.

Долгое время биография Шекспира изучалась поверхностно, вне связи с изучением его эпохи и английской литературы XVI в. в целом. И так как от Шекспира осталось очень мало документальных материалов – хотя и совершенно достаточно, чтобы установить важнейшие даты его жизни, – сложилась и легенда о том, что Шекспир не автор произведений, существующих под его именем, а подставное лицо, согласившееся поставить свое имя под произведениями, написанными кем-то другим. Существует много теорий, авторы которых пытались приписать наследие Шекспира тем или иным представителям английской культуры XVI в. называли имена лорда Ретленда, лорда Дерби и других вельмож елизаветинской эпохи. Настойчиво упоминалось в связи с этим и имя Френсиса Бэкона – великого английского философа. И в наши дни сторонников теории, которую можно было назвать “антишексиировской”, немало.

Русская наука, разделяя позиции наиболее значительных зарубежных шекспироведов, считает авторство Шекспира доказанным и дальнейшие споры о нем не принципиальными. При этом русская наука не может пройти мимо того факта, что почти все антишекспировские “теории” отдают честь создания произведений, которые для нас остаются произведениями Шекспира, представителям английской знати.

Видимо, семья Шекспира относилась к формировавшейся средней социальной прослойке английского городского сословия, но отец его не преуспевал в делах. Будущему поэту не пришлось окончить школу: он должен был помогать отцу в его деловых занятиях.

Молодой Шекспир женился, появились дети. Очевидно, в поисках лучшего заработка юноша отправился в Лондон; он оказывается к концу 1590-х гг. уже в той пестрой среде, которая возникла вокруг театров столицы и где можно было встретить и начинающих актеров, и писателей. Это был прообраз будущей европейской богемы. Относительно твердо установлено, что Шекспир в течение ряда лет был именно актером на небольших ролях. Но вот к актерскому ремеслу прибавились постоянные занятия драматургией и поэзией. Стихи молодого провинциала понравились лорду Саутгемптону, блестящему молодому вельможе. Ему посвящены два печатных издания первых поэм Шекспира “Венера и Адонис” (1593) и “Лукреция” (1594).

Возможно, что ему же посвящен и ряд ранних сонетов Шекспира, появившихся, впрочем, значительно позже.

Ссылка на основную публикацию
×
×