Зорко одно лишь сердце (Антуан де Сент-Экзюпери): сочинение

Зорко одно лишь сердце (Антуан де Сент-Экзюпери): сочинение

Всякий, кто прочел сказку “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери, знает, как соответствует творчеству писателя это его пояснение. Среди художников XX века Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. В нем трудно признать профессионального писателя. Мне кажется, он так и остался летчиком, рассказавшим о себе и о мире.

И вместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью, между отдельно взятым человеком и огромным человеческим коллективом, именующим себя человечеством.

А ведь на вопрос “Откуда ты?” Экзюпери мог бы ответить иначе. Аристократ по рождению, сын графа, Ангуан родился в 1900 году во французском городке Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замок ее семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже, затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится в военно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В !921 году Экзюпери, решивший стать летчиком, зачислен в истребительную авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдает экзамен на гражданского летчика, в Марокко получает права военного летчика и переходит на работу в различных авиационных компаниях.

С 1926 года, со времени публикации новеллы “Летчик”, начинается биография Экзюпери писателя. Романы-репортажи “Южный почтовый”, “Ночной полет”, “Планета людей”, очерки и зарисовки войны в Испании 1936 &#151 1937 г.г., сказка “Маленький принц”, незаконченная книга размышлений о человеке и религии “Цитадель” &#151 вот перечень основных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Полю Элюару, совершившего путь “от горизонта одного к горизонту всех”.

Жизнь Экзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев. Вернувшись в 1943 г. в Северную Африку, чтобы участвовать в движении Сопротивления, Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время боевого вылета за три недели до освобождения Франции.

Книги Сент-Экзюпери относятся не к “романам разобщения” как, например, романы Кафки, а к романам солидарности. В них воспроизведено нравственное состояние особой &#151 замкнутой и немногочисленной &#151 среды. Это оазис, где бьют источники человечности и произрастают высокие чувства. Герои писателя &#151 летчики &#151 большую часть своей жизни проводят на высоте, с которой земная жизнь видится иначе, в крупных и важных очертаниях своих.

В авиации товарищество является абсолютным законом среды. Если ты сегодня не придешь ко мне на выручку, то завтра непременно погибнешь. Смерть становится простой вероятностью каждодневного риска. Поэтому для летчика особенно трогательным и милым представляется тепло домашнего очага. Эта игра будничного и героического переведена Экзюпери на язык поэзии.

Как писатель-гуманист, Экзюпери имеет много общего с Роменом Ролланом. Духовные ценности он предпочитал материальным, отказывался мерить мир мерками буржуазного общества. Страстная жажда свободы и раскрепощения человека, высокое понятие о человеческом братстве, дружбе, товариществе определили основные мотивы творчества Экзюпери.

Как и Роллан, он подчеркивал ответственность человека за судьбу общества. Свободный человек, писал Антуан де Сент-Экзюпери, лишь тот, кто “распахнул крылья, кто не связан больше с преходящими благами, кто согласен умереть за всех людей, кто способен сказать: “Я в ответе за все”. Труд на общее благо &#151 такова программа Экзюпери, художника и мыслителя.

Романы Экзюпери не традиционны по форме. Это бесхитростный рассказ летчика о повседневных делах, трудностях и заботах. Сюжет имеет для Экзюпери лишь второстепенное значение. Обобщения, к которым приходит писатель, возникают не на сюжетной основе, а из размышлений человека, сидящего за штурвалом самолета, пересекающего тысячи дорог, перелетающего из Сахары в Америку, из Америки во Францию.

Мир, который Экзюпери видит глазами пилота и художника, имеет совсем иные масштабы, чем мир территориально разделенный и раздираемый противоречиями. Писатель стремился помочь читателям постигнуть истинные масштабы человеческой жизни и человеческих возможностей, но делал он это на редкость непритязательно, не впадая в ложный пафос.

Философская сказка Экзюпери “Маленький принц” явилась наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький обитатель планеты-астероида В-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру в жизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себя оторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосок и, казалось, даже видел Маленького принца.

Было ли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его рассказ &#151 сказка. Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам,

На других планетах Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям. Это король, который “правит” миром, никем не управляя; честолюбец, упоенный своим тщеславием; горький пьяница; “деловой человек”, занятый бессмысленным подсчетом звезд.

На земле, куда попал Малыш, таких людей было очень много (сто одиннадцать королей!). Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Оказалось, что без людей нехорошо, но и с людьми плохо. То, что делают люди, с точки зрения простой человечности непостижимо. Бессмысленное обладает силой, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, &#151 нежность души, отзывчивость, правдивость, дружелюбие, искренность, &#151 делает его слабым.

Однако в нелепо перевернутом мире Маленкий принц столкнулся с подлинным и истинным. Важную и чудесную истину открыл ему Лис: между людьми возможны отношения любви, привязанности, или “прирученности”. Только любя познаешь верно. “Прощай, &#151 сказал Лис. &#151 Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Ведь призвание человека &#151 лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен. Так, Малыш любит выращенный им цветок розы. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Жизнь дана человеку, чтобы прожить ее с другими людьми, прожить не бесполезно &#151 такова мораль сказки “Маленький принц”.

В финале сказки появляется мотив смерти. К этой теме, к которой часто и по-разному возвращаются современные зарубежные писатели, поэты, драматурги, Экзюпери подошел по-своему. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принц так не думает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти и уверяет летчика, что иначе ведь ему, Малышу, никак не вернуться на свою планету.

Здесь появляется в сказке мотив бессмертия души. Экзюпери противопоставляет свое отношение к жизни и смерти пессимистической и нигилистической философии, которая лишает смысла человеческую жизнь.

Экзюпери в своем творчестве опоэтизировал самые простые вещи: молоко, воду, хлеб, пшеницу. “А завтра эта пшеница станет иной. Пшеница &#151 это нечто большее, чем телесная пища. Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем”.

Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, хотя его подход к общественной жизни и носит абстрактный характер. Продолжая развивать идеи рационалистов XVII в., В. Гюго и Р. Роллана, Антуан де Сент-Экзюпери стремился сформулировать положения, в которых перед человеком могла бы в ярком свете предстать нравственная цель бытия.

Зорко одно лишь сердце (Антуан де Сент-Экзюпери): сочинение

Антуан-Роже-Мари де Сент-Экзюпери родился в Лионе 29 июня 1900 года.

О детстве

Отец носил титул графа, но служил страховым инспектором. Он рано ушёл из жизни, и воспитывала будущего писателя мать, став его первым другом и вдохновителем во всех делах. Некоторые письма к ней (которые писались на протяжении всей жизни) стали поистине шедеврами художественной миниатюры. Любовь Антуана к народным сказкам, музыке, живописи, тяга к литературе – заслуга матери. Да и сам он, от природы весёлый, открытый ребёнок, обладал многими дарованиями: сочинял стихи, рисовал, играл на скрипке, был неистощим на всякие выдумки и фантазии. Однако самой большой страстью стала техника, будто он родился с чувством новых ритмов и скоростей.

«Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери)

В 12 лет был изобретён аэроплан- велосипед, и мальчик уверял всех, что обязательно взлетит в небо, а все будут восторженно кричать: «Да здравствует Антуан де Сент Экзюпери!»

В семье Антуана называли Королём Солнца из-за белокурых волос, а друзья дали прозвище Звездочёт, подшучивая, что своим вздёрнутым носом Антуан смотрит только в небо, где считает звёзды. Впрочем, были и другие имена: Сент-Экз, Антуан и Тонио.

Будущий писатель рос застенчивым и добрым, ко всем проявлял заботу, часами наблюдал за животными и подолгу находился на природе. К семнадцати годам стал крепким, высоким юношей, однако в огромном не по возрасту физически развитом молодом человеке билось нежное, не познавшее огорчений сердце.

О юношестве

Семнадцатилетним Антуан поступил в Школу изящных искусств в Париже, решив стать архитектором, но спустя четыре года был призван в армию, где, попав на курсы пилотов, всерьёз увлекся авиацией. С тех пор в его сердце навсегда поселилась любовь к небу. Юноша прибывает в полк истребительной авиации, расквартированный в Страсбурге, где получает права военного пилота, однако отправляется в запас.

«Прекрасно дерево, уходящее своими корнями глубоко в почву» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Сент-Экзюпери был удивительным человеком, не похожим на других. Улыбался в ответ на шутки в свой адрес и продолжал любить людей трепетной, особой любовью. Был так щедр, что, не задумываясь, тратил значительные суммы на друзей и отдавал им последнее, не требуя такого же отношения, если сам оставался без денег. Не умел лгать, лукавить и злопыхательствовать. «Ненависти можно положить конец не ненавистью, а только любовью» – это изречение стало его жизненным кредо.

Авиация довольно долго не подпускала Антуана к себе, а судьба, как видно, на этом пути настаивала. В 25 лет он становится пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки, а спустя год в печати появился и первый рассказ Сент- Экзюпери «Летчик», так что авиацию и литературу он завоевал одновременно.

«Мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, теперь нам осталось только научиться жить, как люди» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Проходит два года – и он уже начальник аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Форт расположен среди непокоренных племён, и даже короткая прогулка за его пределы грозит смертью или рабством. В1929 году Экзюпери командируют в Буэнос-Айрес (Южная Америка) в качестве технического директора филиала французской компании “Аэро-посталь”. Несмотря на свой высокий пост, лётчик сам осваивает воздушные пути, по которым должны были летать его подчиненные, в труднейших условиях испытывает новые машины.

«В жизни нет готовых решений. В жизни есть силы, которые движутся. Нужно их создавать. Тогда придут и решения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Совершая длительные перелеты – две тысячи километров в одну сторону и столько же в обратную, он сосредоточенно работает над усовершенствованием самолета. “Отражатель катодных лучей”, “Приспособление для посадки самолетов”, “Новый метод электронно-волновой пеленгации” – это только некоторые из тех многочисленных изобретений, на которые были получены авторские патенты.

Шли тридцатые годы – молодость авиации. На еще несовершенных машинах Экзюпери овладевал техникой ночного полета, учился водить гидросамолет, прокладывал новые трассы. Где он только не летал! Побывал и над Кордильерами, и над Сахарой, частенько разбивался со своей машиной, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь к тем, кто в ней нуждался.

«Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты – это твои действия, и нет другого тебя» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Однажды во время длительного перелета из Парижа в Сайгон самолёт Антуана разбился в Ливийской пустыне, и только чудом лётчик спасся. Пять дней без воды и еды, под палящими лучами солнца он вместе со своим механиком брел по пустыне, где их случайно спас караван арабов.

О дружбе

Самое точное определение дружбы в жизни Антуана де Сент-Экзюпери – «умел дружить». Он водился с маврскими вождями, для которых устраивал в форте среди пустыни Сахара светские чаепития, а затем наносил ответные визиты в их жилища. У местного марабу брал уроки арабского языка, пытался выкупить у мавра раба.

Кажется невероятным, что, находясь среди полудиких племен и ежедневно рискуя быть убитым, он невероятным образом завоёвывал симпатию и привязанность всех, кто его окружал.

«Старых друзей наскоро не создашь» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Как-то раз, разыскивая своего друга Анри Гийоме, потерпевшего аварию в Кордильерах, Антуан едва не погибает, прочесывая на бреющем полете горные районы, благодаря чему Гийоме спасается.

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Тонкий психолог, Экзюпери всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем чаще видел в лицо смерть, тем больше любил жизнь. Чем дольше был в небе, тем ближе и родней становилась для него земля, тем сильней хотел видеть её мирной, чистой, счастливой – землей для людей. И тем богаче становился мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми.

«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Обожаем детьми, для которых делал забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Уважаем взрослыми за талант гипнотизера и виртуозность карточных фокусов. Помимо необычайной ловкости рук Антуан буквально видел человека насквозь и с первого взгляда определял, кто перед ним – сквалыга, ханжа или безалаберный добряк, посему и чувствовал, какую карту тот загадает.

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными – со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником! Обладая большим и добрым сердцем, Антуан был слишком рассеян: мог уснуть в ванне и затопить соседей снизу, вылетая на самолете, забывал закрыть дверь и приземлялся не на те взлётно-посадочные полосы.

О любви

«Любовь – о ней не спорят. Она есть» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Первое романтическое чувство Экзюпери испытал в 25 лет. Встретив богатую девушку, Луизу де Вильморен, он сильно влюбился и сразу же предложил ей руку и сердце. Кокетка Луиза на предложение скромного молодого человека ответила неопределённостью, а спустя несколько месяцев, когда Антуан лежал в больнице после неудачного испытания нового самолета, и вовсе забыла о влюблённом поклоннике. Для чувствительного Сент-Экзюпери этот отказ не прошёл бесследно: много лет он продолжал испытывать нежные чувства к Луизе, а та всерьёз считала его бездарным неудачником, даже узнав о писательской славе бывшего ухажёра.

«Искушение – это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Своими переживаниями на счёт не встреченной пока любви Антуан делился с матерью и сестрой в переписке. Родные надеялись, что семья заставит его стать осторожнее и умереннее. Из письма сестре 24-летнего Антуана: «Веду жизнь философа. Надеюсь встретить какую-нибудь девочку – и хорошенькую, и умненькую, и обаятельную, и веселую, и заботливую, и верную. Словом, такую, какой я не найду. И без малейшего воодушевления волочусь за Колеттами, Полеттами, которых выпускают сериями, и с которыми уже через два часа умираешь от скуки. Это – залы ожидания”.

И вот, наконец… «залы ожидания» закрылись. Тридцати одного года от роду писатель познакомился с вдовой испанского писателя Гомеса Коррило – латиноамериканкой Консуэло Сандоваль и женился на ней.

«Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вскоре после скоропалительной женитьбы молодые супруги переехали жить в Париж. Иностранка была ветрена и непостоянна, искала приключений, не могла наслаждаться спокойствием и вносила в жизнь писателя постоянные истерики и выяснения отношений. Антуан, казалось, не противился этому и считал брак свободным от обязательств. Тесная супружеская связь для него особого значения не имела.

Окружающие недолюбливали сумасбродную подругу писателя, хотя и отдавали должное её неординарному характеру. Консуэло была начитанной, прекрасно разбиралась в литературе и музыке, учила персидский язык, была элегантна и умела держать себя в обществе. Ничего не омрачало счастье молодожёнов, кроме того, что Антуан терпел многочисленные выходки жены, а та требовала от супруга постоянного внимания и восхищения. Если ей что-то не нравилось, она предпочитала выяснять отношения кулаками, битьем посуды и громкими истериками, не желая успокаиваться. Доходило до того, что она сбегала из дома и бродила по ночным барам, пока пыл не угасал, и лишь под утро возвращалась домой.

«Любовь – единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Иногда мадам де Сент-Экзюпери казалась окружающим совершенно безумной. Так, она не стеснялась приходить на званые приемы в лыжном костюме, иногда проводила весь вечер под столом, а один раз при всех кидалась тарелками в мужа. Тот оставался на редкость невозмутимым и ловил посуду, улыбаясь в ответ.

Однажды перед очень важным вылетом писателю пришлось всю ночь искать жену по разным пивным барам. Он просто сильно ревновал, хотя и заставлял себя не делать этого. В конечном итоге, за штурвал сел невыспавшимся. Логическим финалом этого стала катастрофа, которую самолёт Экзюпери потерпел в пустыне. Дома задержавшегося лётчика ожидали недовольная Консуэло и восторженные поклонники.

«Никогда не теряй терпения – это последний ключ, отпирающий двери» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Постепенно упрёки стали взаимными: Антуан протестовал против бурной личной жизни супруги, а та обвиняла его в бессилии. Именно тогда Антуан де Сент-Экзюпери начал позволять себе заводить романы с посторонними женщинами, как это многие годы делала его жена. И жутко не нравилось Консуэло, она стала ревновать мужа не только к чужим женщинам, но даже к вниманию, которым её супруг всюду был окружён. Консуэло всегда хотела быть только первой, второй план для неё был неприемлемым.

О творчестве

Творческую карьеру Антуан де Сент-Экзюпери начал с повестей «Южный почтовый» и « Ночной полет» о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Корреспондентом отправился на войну в Испании, а спустя четыре года увидела свет лучшая повесть «Планета людей».

К началу войны писателя признали негодным для службы в авиации, но он вернулся на самолет и воевал до захвата Франции врагом. Затем последовала эмиграция в Америку, где были написаны повести «Военный летчик» и «Письма заложнику» и родился замысел «Маленького принца».

«Прежде чем получить, надо отдать, и прежде чем поселиться в доме – надо его построить» (Антуан де Сент-Экзюпери)

В Нью-Йорке Антуан Экзюпери познакомился с Андре Моруа. Эта встреча описана в «Литературных портретах»: «Я всей душой привязался к нему и охотно повторил бы вслед за Леоном-Полем Фаргом: “Я его очень любил, и всегда буду оплакивать”. Да и как было не любить? Он обладал одновременно силой и нежностью, умом и интуицией, питал пристрастие к ритуальным обрядам, любил окружать себя атмосферой таинственности. Неоспоримый математический талант сочетался в нём с ребяческой тягой к игре. Он либо завладевал разговором, либо молчал, словно мысленно уносился на какую-нибудь иную планету».

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Моруа рассказал и о том, как Сент-Экзюпери работал над “Маленьким принцем”. В то время писатель гостил у него. Экзюпери садился за письменный стол около полуночи, когда все засыпали. Часа в два ночи дом будили крики: «Консуэло! Я голоден, приготовь мне яичницу!» Поужинав (или позавтракав), он возвращался к работе, и дом засыпал. Еще через два часа снова раздавались крики: «Консуэло! Мне скучно. Давай сыграем в шахматы». Затем читал гостю и жене только что написанные страницы, и Консуэло подсказывала какие-то эпизоды. Ну, кто после этого скажет, что Маленький принц – не автобиографичный образ? И в сорок с лишним лет Экзюпери оставался Маленьким принцем.

В разгар войны писатель уехал из Штатов в Северную Африку, где в то время находилась его родная авиагруппа. Его зачислили в резерв: берегли как знаменитого писателя, а главное, здоровье уже не годилось для перегрузок. Он настойчиво добивался возможности летать, и только через год, благодаря вмешательству сына президента Рузвельта, получил разрешение командования на пять разведывательных вылетов над Италией и Францией.

Немолодой, израненный и искалеченный, он уже не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и забраться в кабину, но мужественно садился в самолет и летел в разведку.

Антуан де Сент-Экзюпери прожил всего 44 года. В последний день июля 1944 года военный самолет-разведчик, пилотируемый майором де Сент-Экзюпери, внезапно потерял связь с землей в районе Гренобля, и не вернулся из боевого вылета – растворился в лазурном небе над французской Ривьерой. Тщательный осмотр места аварии не дал результата. Не были найдены ни самолет, ни тело пилота. Так бесследно с «планеты людей» исчез романтик Антуан де Сент-Экзюпери, а миру осталась красивая и трогательная легенда о том, что он не умер, а так же, как и Маленький принц, улетел к своей звезде.

«Жизнь, которая приносит и страдания и радости, это и есть настоящая жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Долгое время о гибели не было известно буквально никаких подробностей. И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. Осенью 2003 года были подняты фрагменты самолета, которым управлял Экзюпери.

О признании

За военные заслуги Сент-Экзюпери был награжден Военным крестом Французской Республики.

В 1959 году президент Франции Шарль де Голль отправил матери лётчика письмо: «Сударыня! От всего сердца благодарю Вас. Ваш сын жив, он среди людей! И Франция счастлива этим! Примите, сударыня, уверения в глубочайшем уважении и признательности».

В честь Экзюпери назван аэропорт в Лионе и астероид.

Во Франции, в Лионе установлен памятник Маленькому принцу и его литературному отцу – Антуану де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц» (фр. Le Petit Prince) — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Впервые опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке издательством «Reynal & Hitchcock», а во Франции в книжных магазинах появилась в 1946 году.
Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.
«Маленький принц» переведен на более чем 180 языков и диалектов, в том числе – на основные европейские, азиатские, африканские и американские языки. Есть издания на фриульском в Италии, бамана в Мали, арагонском в Испании, креольском на Кюрасао и гасконском во Франции. Только в Индии существуют издания на хинди, телугу, маратхи, панджаби, тамильском, малаялами, бенгальском и конкани. В Китае насчитывается более 30 изданий и более 60 в Корее.

«У каждого человека есть свои звезды. Одним – тем, кто странствует, они указывают путь. Для других – это просто маленькие огоньки» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Сент-Экзюпери прожил хоть и короткую, но яркую жизнь. Написал не так много, но на века. И жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он многое сумел сказать людям. О долге и верности. О дружбе и преданности. О горячей деятельной любви к жизни и людям. О нетерпимости к злу. И о том, каким нужно быть на этой не очень устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете ЗЕМЛЯ.

Зорко одно лишь сердце

“”Откуда я? Я из моего детства”.”—А.Экзюпери

Всякий, кто прочел сказку “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери, знает, как соответствует творчеству писателя это его пояснение. Среди художников XX века Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. В нем трудно признать профессионального писателя. Мне кажется, он так и остался летчиком, рассказавшим о себе и о мире.

И вместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью, между отдельно взятым человеком и огромным человеческим коллективом, именующим себя человечеством.

А ведь на вопрос “Откуда ты?” Экзюпери мог бы ответить иначе. Аристократ по рождению, сын графа, Антуан родился в 1900 году во французском городке Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замок ее семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже, затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится в военно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В 1921 году Экзюпери, решивший стать летчиком, зачислен в истребительную авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдает экзамен на гражданского летчика, в Марокко получает права военного летчика и переходит на работу в различных авиационных компаниях.

С 1926 года, со времени публикации новеллы “Летчик”, начинается биография Экзюпери писателя. Романы-репортажи “Южный почтовый” , “Ночной полет”, “Планета людей”, очерки и зарисовки войны в Испании 1936—1937 г.г., сказка “Маленький принц”, незаконченная книга размышлений о человеке и религии “Цитадель” — вот перечень основных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Полю Элюару, совершившего путь “от горизонта одного к горизонту всех”.

Жизнь Экзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев. Вернувшись в 1943 г. в Северную Африку, чтобы участвовать в движении Сопротивления, Анту ан де Сент-Экзюпери погиб во время боевого вылета за три недели до освобождения Франции.

Книги Сент-Экзюпери относятся не к “романам разобщения” как, например, романы Кафки, а к романам солидарности. В них воспроизведено нравственное состояние особой — замкнутой и немногочисленной — среды. Это оазис, где бьют источники человечности и произрастают высокие чувства. Герои писателя — летчики — большую часть своей жизни проводят на высоте, с которой земная жизнь видится иначе, в крупных и важных очертаниях своих.

В авиации товарищество является абсолютным законом среды. Если ты сегодня не придешь ко мне на выручку, то завтра непременно погибнешь. Смерть становится простой вероятностью каждодневного риска. Поэтому для летчика особенно трогательным и милым представляется тепло домашнего очага. Эта игра будничного и героического переведена Экзюпери на язык поэзии.

Как писатель-гуманист, Экзюпери имеет много общего с Роменом Ролланом. Духовные ценности он предпочитал материальным, отказывался мерить мир мерками буржуазного общества. Страстная жажда свободы и раскрепощения человека, высокое понятие о человеческом братстве, дружбе, товариществе определили основные мотивы творчества Экзюпери.

Как и Роллан, он подчеркивал ответственность человека за судьбу общества. Свободный человек, писал Антуан де Сент-Экзюпери, лишь тот, кто “распахнул крылья, кто не связан больше с преходящими благами, кто согласен умереть за всех людей, кто способен сказать: “Я в ответе за все”. Труд на общее благо — такова программа Экзюпери, художника и мыслителя.

Романы Экзюпери не традиционны по форме. Это бесхитростный рассказ летчика о повседневных делах, трудностях и заботах. Сюжет имеет для Экзюпери лишь второстепенное значение. Обобщения, к которым приходит писатель, возникают не на сюжетной основе, а из размышлений человека, сидящего за штурвалом самолета, пересекающего тысячи дорог, перелетающего из Сахары в Америку, из Америки во Францию.

Мир, который Экзюпери видит глазами пилота и художника, имеет совсем иные масштабы, чем мир территориально разделенный и раздираемый противоречиями. Писатель стремился помочь читателям постигнуть истинные масштабы человеческой жизни и человеческих возможностей, но делал он это на редкость непритязательно, не впадая в ложный пафос.

Философская сказка Экзюпери “Маленький принц” явилась наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький обитатель планеты-астероида В-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру в жизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себя оторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосок и, казалось, даже видел Маленького принца.

Было ли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его рассказ — сказка. Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам.

На других планетах Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям. Это король, который “правит” миром, никем не управляя; честолюбец, упоенный своим тщеславием; горький пьяница; “деловой человек”, занятый бессмысленным подсчетом звезд.

На земле, куда попал Малыш, таких людей было очень много (сто одиннадцать королей!). Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Оказалось, что без людей нехорошо, но и с людьми плохо. То, что делают люди, с точки зрения простой человечности непостижимо. Бессмысленное обладает силой, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, — нежность души, отзывчивость, правдивость, дружелюбие, искренность, — делает его слабым.

Однако в нелепо перевернутом мире Маленький принц столкнулся с подлинным и истинным. Важную и чудесную истину открыл ему Лис: между людьми возможны отношения любви, привязанности, или “прирученности”. Только любя познаешь верно. “Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

Ведь призвание человека — лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен. Так, Малыш любит выращенный им цветок розы. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Жизнь дана человеку, чтобы прожить ее с другими людьми, прожить не бесполезно — такова мораль сказки “Маленький принц”.

В финале сказки появляется мотив смерти. К этой теме, к которой часто и по-разному возвращаются современные зарубежные писатели, поэты, драматурги, Экзюпери подошел по-своему. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принц так не думает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти и уверяет летчика, что иначе ведь ему, Малышу, никак не вернуться на свою планету.

Здесь появляется в сказке мотив бессмертия души. Экзюпери противопоставляет свое отношение к жизни и смерти пессимистической и нигилистической философии, которая лишает смысла человеческую жизнь.

Экзюпери в своем творчестве опоэтизировал самые простые вещи: молоко, воду, хлеб, пшеницу. “А завтра эта пшеница станет иной. Пшеница — это нечто большее, чем телесная пища. Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем”.

Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, хотя его подход к общественной жизни и носит абстрактный характер. Продолжая развивать идеи рационалистов XVII в., В. Гюго и Р. Роллана, Антуан де Септ-Экзюпери стремился сформулировать положения, в которых перед человеком могла бы в ярком свете предстать нравственная цель бытия.

“Зорко одно лишь сердце” (“Маленький принц” А.Сент-Экзюпери)

Разделы: Литература

Цель:

  1. Знать особенности творчества А. Сент-Экзюпери, содержание философской сказки “Маленький принц”.
  2. Уметь анализировать поступки героев, применяя философские категории.

Оборудование:

  1. Иллюстрации сказки.
  2. Музыкальное оформление: “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева) “Нежность” (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Доска: цитаты из сказки А. Сент-Экзюпери.

  1. “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…”
  2. “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
  3. “Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все”.
  4. “Ищите меня в том, что я пишу….Чтобы писать, надо прежде всего жить”.
  5. “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
  6. “Я родом из моего детства… Детство – это огромный край, откуда приходит каждый”.
  7. Жанр – Философская сказка

мир взрослых мир детей

  1. Приручить (создать узы).
  2. “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?” (Л.Н. Толстой.)

I. Слово учителя:

Вся мысль моя – тоска по тайне звездной…
Вся жизнь моя – стояние над бездной…
За мигом миг в таинственную нить
Власть Вечности, бесстрастная, свивает,
И горько слеп, кто сумрачно дерзает,
Кто хочет смерть от жизни отличить…
Какая боль, что грозный храм вселенной
Сокрыт от нас великой пеленой,
Что скорбно мы, в своей тоске бессменной,
Стоим, века, у двери роковой.
Вся наша мысль – тоска по тайне звездной….
Вся наша жизнь – стояние над бездной…

… Жизнь и смерть…, добро и зло…, любовь и ненависть… – вечные неразрешимые вопросы человечества. Более 3-х тысячелетий человек ломает голову, над ними, но так и не находит ответа.

– Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия?

Может быть, чтобы чувствовать себя человеком!

“Вечные” вопросы: – Для чего мы живем? – Что есть счастье?… – Вечная отвлеченность; они будто взмывают над нами, а мы остаемся внизу: на наших подошвах – налипшая глина наших дней, в наших руках умах – тяжесть повседневных забот и труда. Когда “вечных” вопросов много веет духом ритори-

ки всемирной “печали”! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин)

Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: “Зачем я здесь? На этой Земле?” “Кто я?” “Что значит мир вокруг меня?”

Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном…

Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?”, и героев Шекспира с неразгаданным “Быть или не быть?” Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери.

(Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих)

“Детство – это огромный край, откуда приходит каждый” – писал Экзюпери. “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза.

Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки…

И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов…

Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы.

Родившийся в 1900 году, Сент-Экзюпери достойный ровесник нашего научно-технического века. В пять лет Тонио уже познакомился с паровозом. А восемнадцатилетний Сент-Экзюпери, проходящий курс специальной подготовки для поступления в высшее военно-морское училище. В школе Экзюпери – рассеянный ученик. Его сочинения находили прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Вскоре Антуана постигла тяжелая утрата – умер его товарищ детских игр – его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.

После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище.

Но карьера блестящего морского офицера, не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по … литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. “Прежде, чем писать, нужно жить”, – наметит он позже.

Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же”.

В своих книгах он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”,“нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам…”, “… невозможно жить без поэзии, без любви”.

Жить… Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом “нужных связей” и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу.

“Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям”.

31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание.

… Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.

А в 1986 году “Обществу друзей Сент-Эк” удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря… навстречу звездам, в никуда…

Полет прерван, жизнь закончена. Смерть!

Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно?

Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.

Сент-Экзюпери подарил людям простые, но вечные рецепты:

  1. Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидеть…
  2. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все.

Сент-Экзюпери жил, как герои его произведения и смерть его – разве это не смерть Маленького Принца?

Пророчески звучат строки:

Ищите меня в том, что я пишу…
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.

И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц

Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все “родом из детства”.

Проводником в этот “удивительный край” будет философская сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?)

Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие

Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества.

Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину, ведь детский взгляд неподкупен.

(Песня “Маленький принц” Добронравов, Пахмутова, 1–3 куплет)

… Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту “звездный заметить свет из-под ресниц”.

Может и нам навстречу “выйдет доверчивый Маленький принц”…

– Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет?

Кто самый внимательный читатель:

  1. Что представляет собой попавшая на планету Роза? Какой у нее характер?
  2. Почему Маленький Принц отправился в путешествие? (он еще не умел любить)
  3. Как Роза отнеслась в решению Маленького Принца? Почему?
  4. Как путешествовал Маленький Принц?
  5. Зачем он летит? Что он ищет?

Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет!

Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет.

И о каждом из них у малыша сложились особые представления:

1 группа. На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет?

(Странный народ – эти взрослые)

II группа. Встречает в своих странствиях Маленький Принц и “Делового человека”, занятого бессмысленным подсчетом звезд

– Почему Делец не может быть человеком, он гриб?

Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).

Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете.

– Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.)

– Чем мир взрослых отличается от мира детей?

Цитата (Почему взрослые любят цифры?)

Картина 1. Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший “удава” с шляпой?

– Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны.

Картина 2. Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?)

– Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943).

Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк.

Человек должен отвечать за тех, кого приручил!

Все просто – и сложно!

III группа. На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (Это полезно потому что красиво!)

На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему?

(Именно Географ, размышляющий о вечном, заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна)

Он советует Маленькому Принцу посетить землю, у которой “неплохая репутация”. Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда.)

IV группа. И вот земля. (Выразительное чтение отрывка.) Пустыня встретила героя. Почему?

Выразительное чтение по ролям отрывка “Встреча с Лисом и Змеей”.

– Почему змея считает себя могущественнее людей?

– В чем мудрость простого цветка на земле?

– Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами?

– Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?

– Чему Лис учит Малыша?

Вывод:.

    Каждое чувство надо заслужить работой души. Любовь – труд души!
  1. Зорко одно лишь сердце. Искать надо сердцем!
  2. Ты в ответе за тех, кого приручил!
  3. Узнать можно только те вещи, которые приручить, которым отдаешь самое ценное – время! Познать что-либо можно лишь приручая

Что значит приручить? (Создать узы.)

Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили.

– Почему принц решает вернуться к Розе?

– Что в дружбе самое главное? (Верность.)

– Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему?

Маленький Принц возвращается к своей Розе.

– Но какой ценой? (Цена – жизнь.)

Группа 5. Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви.

Чтение по ролям эпизода смерти главного героя.

Жизнь – Смерть Маленького Принца – жизнь – Смерть Сент-Экзюпери.

Цитата: “Умирать надо за то, ради чего стоит жить”.

За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.)

Сент-Экзюпери (любовь к людям).

Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.)

Любовь готова все прощать. Когда она – любовь.
Умеет беспредельно ждать. Когда она – любовь.
Любовь не может грешной быть. Когда она – любовь.
Ее немыслимо забыть. Когда она – любовь.
Она способна жизнь отдать. Когда она любовь.
Она – спасенье, благодать. Когда она – любовь.
Э.Рязанов

Именно любовь заставляет автора вглядываться в ночное небо, искать среди звезд знакомый астероид Б-612, пытаться услышать звонкий смех звездных колокольчиков и шептать: “Прилетай скорей!”

В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность.

Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери!

Если можешь, прилетай скорей! (Песня “Нежность” Пахмутова, Добронравов)

Дополнительные вопросы:

  1. Понравился ли этот взрослый поиск?
  2. Чему вас научил Антуан де Сент-Экзюпери.
  3. Приручил ли вас Маленький Принц?

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение “Какие слова сказки показались мне самыми важными?”

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

— Здравствуй, — сказал он.
— Я — Лис.
— Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен.
— Ах, извини, — сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

— А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. —
— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете…

— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…
— Очень возможно, — согласился Лис. — На Земле чего только не бывает.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. —

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часовпочувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, он умолк, потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Сочинение: “Зорко одно лишь сердце” (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Откуда я? Я из моего детства».

Всякий, кто прочел сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, знает, как соответствует творчеству писателя это его пояснение. Среди художников XX века Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. В нем трудно признать профессионального писателя. Мне кажется, он так и остался летчиком, рассказавшим о себе и о мире.

И вместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью, между отдельно взятым человеком и огромным человеческим коллективом, именующим себя человечеством.

А ведь на вопрос «Откуда ты?» Экзюпери мог бы ответить иначе. Аристократ по рождению, сын графа, Ангуан родился в 1900 году во французском городке Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замок ее семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже, затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится в военно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В !921 году Экзюпери, решивший стать летчиком, зачислен в истребительную авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдает экзамен на гражданского летчика, в Марокко получает права военного летчика и переходит на работу в различных авиационных компаниях.

С 1926 года, со времени публикации новеллы «Летчик», начинается биография Экзюпери писателя. Романы-репортажи «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», очерки и зарисовки войны в Испании 1936 — 1937 г.г., сказка «Маленький принц», незаконченная книга размышлений о человеке и религии «Цитадель» — вот перечень основных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Полю Элюару, совершившего путь «от горизонта одного к горизонту всех».

Жизнь Экзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев. Вернувшись в 1943 г. в Северную Африку, чтобы участвовать в движении Сопротивления, Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время боевого вылета за три недели до освобождения Франции.

Книги Сент-Экзюпери относятся не к «романам разобщения» как, например, романы Кафки, а к романам солидарности. В них воспроизведено нравственное состояние особой — замкнутой и немногочисленной — среды. Это оазис, где бьют источники человечности и произрастают высокие чувства. Герои писателя — летчики — большую часть своей жизни проводят на высоте, с которой земная жизнь видится иначе, в крупных и важных очертаниях своих.

В авиации товарищество является абсолютным законом среды. Если ты сегодня не придешь ко мне на выручку, то завтра непременно погибнешь. Смерть становится простой вероятностью каждодневного риска. Поэтому для летчика особенно трогательным и милым представляется тепло домашнего очага. Эта игра будничного и героического переведена Экзюпери на язык поэзии.

Как писатель-гуманист, Экзюпери имеет много общего с Роменом Ролланом. Духовные ценности он предпочитал материальным, отказывался мерить мир мерками буржуазного общества. Страстная жажда свободы и раскрепощения человека, высокое понятие о человеческом братстве, дружбе, товариществе определили основные мотивы творчества Экзюпери.

Как и Роллан, он подчеркивал ответственность человека за судьбу общества. Свободный человек, писал Антуан де Сент-Экзюпери, лишь тот, кто «распахнул крылья, кто не связан больше с преходящими благами, кто согласен умереть за всех людей, кто способен сказать: „Я в ответе за все“. Труд на общее благо — такова программа Экзюпери, художника и мыслителя.

Романы Экзюпери не традиционны по форме. Это бесхитростный рассказ летчика о повседневных делах, трудностях и заботах. Сюжет имеет для Экзюпери лишь второстепенное значение. Обобщения, к которым приходит писатель, возникают не на сюжетной основе, а из размышлений человека, сидящего за штурвалом самолета, пересекающего тысячи дорог, перелетающего из Сахары в Америку, из Америки во Францию.

Мир, который Экзюпери видит глазами пилота и художника, имеет совсем иные масштабы, чем мир территориально разделенный и раздираемый противоречиями. Писатель стремился помочь читателям постигнуть истинные масштабы человеческой жизни и человеческих возможностей, но делал он это на редкость непритязательно, не впадая в ложный пафос.

Философская сказка Экзюпери „Маленький принц“ явилась наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький обитатель планеты-астероида В-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру в жизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себя оторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосок и, казалось, даже видел Маленького принца.

Было ли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его рассказ — сказка. Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам,

На других планетах Малыш видел многих людей, посвятивших свою жизнь неразумным целям. Это король, который „правит“ миром, никем не управляя; честолюбец, упоенный своим тщеславием; горький пьяница; „деловой человек“, занятый бессмысленным подсчетом звезд.

На земле, куда попал Малыш, таких людей было очень много (сто одиннадцать королей!). Жизнь взрослых людей вообще кажется Малышу неразумной. Оказалось, что без людей нехорошо, но и с людьми плохо. То, что делают люди, с точки зрения простой человечности непостижимо. Бессмысленное обладает силой, а правдивое и прекрасное кажется слабым. Все лучшее, что есть в человеке, — нежность души, отзывчивость, правдивость, дружелюбие, искренность, — делает его слабым.

Однако в нелепо перевернутом мире Маленкий принц столкнулся с подлинным и истинным. Важную и чудесную истину открыл ему Лис: между людьми возможны отношения любви, привязанности, или „прирученности“. Только любя познаешь верно. „Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь“.

Ведь призвание человека — лишь в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен. Так, Малыш любит выращенный им цветок розы. Малыш легко заводит друзей, честно выполняет разумные обязанности, возложенные на человека жизнью. Жизнь дана человеку, чтобы прожить ее с другими людьми, прожить не бесполезно — такова мораль сказки „Маленький принц“.

В финале сказки появляется мотив смерти. К этой теме, к которой часто и по-разному возвращаются современные зарубежные писатели, поэты, драматурги, Экзюпери подошел по-своему. Смерть неизбежна, рассуждает Маленький принц. Но можно ли считать, что смерть лишает человеческую жизнь смысла? Маленький принц так не думает. Он заставляет человека примириться с неизбежностью смерти и уверяет летчика, что иначе ведь ему, Малышу, никак не вернуться на свою планету…

Здесь появляется в сказке мотив бессмертия души. Экзюпери противопоставляет свое отношение к жизни и смерти пессимистической и нигилистической философии, которая лишает смысла человеческую жизнь.

Экзюпери в своем творчестве опоэтизировал самые простые вещи: молоко, воду, хлеб, пшеницу. „А завтра эта пшеница станет иной. Пшеница — это нечто большее, чем телесная пища. Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем“.

Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, хотя его подход к общественной жизни и носит абстрактный характер. Продолжая развивать идеи рационалистов XVII в., В. Гюго и Р. Роллана, Антуан де Сент-Экзюпери стремился сформулировать положения, в которых перед человеком могла бы в ярком свете предстать нравственная цель бытия.

Ссылка на основную публикацию
×
×