Тема сталинизма в литературе: сочинение

Сочинение: Тема сталинизма в литературе – Тема сталинизма в литературе

В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен — настоящего и прошлого, а также ряд других проблем. В печати продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина. Почему же по-прежнему в центре внимания 30-е годы, на мой взгляд, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества? Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных трагедий. В связи с этим мне бы хотелось подробнее остановиться на двух произведениях — романе Анатолия Рыбакова “Дети Арбата” и романе Евгения Замятина “Мы”.
Повышенный интерес к “Детям Арбата” объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. “Дети Арбата” — это роман о столичной молодежи 30-х годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, люди боятся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам, может быть, легко судить то время, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период безоговорочного поклонения вождю, ведь для большинства советских людей Сталин был тогда больше чем икона.
Вождь народов — страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели. Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей.
По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна жесткая власть, которая способна внушить страх. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского “Преступление и наказание” о “сильных мира сего” и “тварях дрожащих”! В России возникает целая плеяда палачей, главной фигурой которой становится следователь. В “Детях Арбата” следователь Дьяков верил “не в действительную виновность, а в общую версию виновности”. Он запутывает Сашу Панкратова: то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. В те времена “хорош” был только тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими мог заставить человека подписать признание в преступлении, им не совершенном. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.
Ведущая тема романа Замятина “Мы” — драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди * это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе “Мы” в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором “сильные мира сего” мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а “счастье” это заключается в отказе от своего “я” и растворении в безличном “мы”.
Замятин как бы предвидел события истории нашей страны. В своем романе-антиутопии он показал, что в обществе, где все направлено на подавление личности, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но и здесь власти находят выход: у человека операционным путем удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет ни при каком режиме. Писатель говорит нам, что не существует идеального общества. Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление оставляет человека, жизнь его теряет смысл.
Произведения, подобные роману Рыбакова “Дети Арбата” и роману Замятина “Мы”, позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Такие книги несут свет в нашу жизнь.

Мир сочинений – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно сочинения про любые темы. например: Сочинения. Тема сталинизма в литературе, Тема сталинизма в литературе – сочинение скачать бесплатно, готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе, полное собрание сочинений, а также рефераты по литературе и сочинения за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс бесплатно.

Тема сталинизма в литературе, Тема сталинизма в литературе

Сочинение “Тема сталинизма в литературе, Тема сталинизма в литературе”

В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен — настоящего и прошлого, а также ряд других проблем. В печати продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина. Почему же по-прежнему в центре внимания 30-е годы, на мой взгляд, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества? Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных трагедий. В связи с этим мне бы хотелось подробнее остановиться на двух произведениях — романе Анатолия Рыбакова “Дети Арбата” и романе Евгения Замятина “Мы”.

Повышенный интерес к “Детям Арбата” объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. “Дети Арбата” — это роман о столичной молодежи 30-х годов, чья молодость проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, люди боятся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам, может быть, легко судить то время, теперь нам многое понятно о Сталине, а каково было им, жившим в срок безоговорочного поклонения вождю, ведь для большинства советских людей Сталин был тогда больше чем икона.

Вождь народов — страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели. Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей.

По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна жесткая власть, которая способна внушить страх. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского “Преступление и наказание” о “сильных мира сего” и “тварях дрожащих”! В РФ возникает целая плеяда палачей, главной фигурой которой становится следователь. В “Детях Арбата” следователь Дьяков верил “не в действительную виновность, а в общую версию виновности”. Он запутывает Сашу Панкратова: то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. В те времена “хорош” был только тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими мог заставить человека подписать признание в преступлении, им не совершенном. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.

Ведущая тема романа Замятина “Мы” — драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди * это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе “Мы” в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором “сильные мира сего” мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а “счастье” это заключается в отказе от своего “я” и растворении в безличном “мы”.

Читайте также:  Горький: сочинение

Замятин как бы предвидел события истории нашей страны. В своем романе-антиутопии он показал, что в обществе, где все направлено на подавление личности, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но и здесь власти находят выход: у человека операционным путем удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет ни при каком режиме. Писатель говорит нам, что не существует идеального общества. Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление оставляет человека, жизнь его теряет смысл.

Произведения, подобные роману Рыбакова “Дети Арбата” и роману Замятина “Мы”, позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Такие книги несут свет в нашу жизнь.

Вы прочли сочинение Тема сталинизма в литературе, Тема сталинизма в литературе

Сочинение по произведению на тему: Критика сталинизма в советской литературе

Память-вьюга, в глаза не мети,
Мы собьемся с победной дороги.
Враг народа не может идти.
Он упал. Обморожены ноги. Юрий Кузнецов
В истории советской России 30-е годы считаются наиболее сложными и противоречивыми. Это время бурных успехов индустриализации, время спортивных праздников, воздушных парадов, время неуклонного роста военной мощи СССР. И все-таки именно эти годы мы считаем самым кровавым и страшным временем. Правда о событиях тех лет скрывалась. Только сейчас мы многое узнаем о трагизме этого периода нашей истории.
Роман А. Рыбакова “Дети Арбата” было одним из первых произведений о страшной эпохе сталинизма. Писатель сосредотачивает свое внимание на очень молодых героях. Ото Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя. Роман начинается со вступления в жизнь молодых людей. Все они исполнены радостными надеждами на будущее, и страна, в которой они живут, так же бодра и молода.
События, однако, складываются печально. Сашу Панкратова арестовывают за неблаговидные высказывания и за стенгазету с эпиграммами, “опошляющими ударничество. Его судьба очень показательна и типична. Он только пешка в комбинации, разыгрываемой спец органами, которым требуется крупномасштабный заговор. Почему же все окутано подозрительностью, почему под подозрение мог попасть любой? Роман дает на эти вопросы точный, художественно убедительный ответ.
Главными персонажами в “Детях Арбата” оказываются Саша Панкратов и Сталин. Образ советского диктатора не нов в литературе и искусстве. Но прежде это была, как правило, парадная фигура. Привычное всем набивание курительной трубки табаком, знакомый прищур глаз, сопровождавшиеся мудрыми сталинскими словами — вот привычные атрибуты, кочевавшие из прозы в живопись, из живописи в кино.
Рыбаков представляет нам другого вождя. Своему герою писатель дал не только социально-политическую характеристику, но и психологическое обоснование его характера. В соответствии с жизнью писатель показывает “правильное” и “неправильное” в сталинских принципах. Надо было поднимать страну из бедности, надо было наращивать ее индустриальную мощь. Но какой ценой? Ценой неслыханных человеческих жертв!
Существует точка зрения, что цель оправдывает средства. Так вот Рыбаков отчетливо определил именно цель. Но не ту, что декларировали в лозунгах и плакатах, речах и учебниках, а тайную и истинную. И цель эта — личная власть. Гений власти — вот что такое Сталин у Рыбакова. “Власть, основанная на любви народа к диктатору, — слабая власть, ибо зависит от народа; власть, основанная на страхе народа перед диктатором, — сильная власть, ибо она зависит только от самого диктатора”.
Иосиф Сталин у Рыбакова выводит еще более страшную в своем цинизме формулу: “Великий правитель тот, кто через страх сумел внушить людям любовь к себе”. Постепенно перед нами вырастает зловещая фигура человека, возомнившего себя “вождем”. Он готов принести в жертву самому себе жизнь миллионов людей. И в стране льется кровь. Гибнут не только простые люди. Гибнут те, что стоял у истоков революции, кого все знали как соратников Ленина.
В романе изображен Киров. Он понял, что тот путь развития общества, на который выводит страну Сталин, заканчивается страшным тупиком. “Наука, литература, техника, — думает Киров, — требуют свободного обмена мыслями. Насилие станет мертвой преградой на пути развития страны. Логика исторических процессов неумолима. Сталину придется подчиняться этой логике”.
Но сам “вождь” думает иначе: “Народ надо заставить пойти на жертвы. Для этого нужна сильная власть, внушающая народу страх. ” Себя Сталин отождествлял с Советской властью. Те, кто против него, — следовательно, против Советской власти А такие подлежат физическому уничтожению. Так мастерски строится в романе Система Страха вокруг “вождя всех народов”.
Посещение Сталина зубным врачом — характерный эпизод романа. Стоматолог Липман, прекрасный протезист, ставит Сталину новую коронку. Работает Липман очень хорошо, все объясняет (товарищ Сталин не любит, когда ему что-то непонятно). Сначала врач устанавливает подголовник, потом приглашает сесть в кресло (товарищ Сталин не любит, когда возятся за его спиной). Вот он удачно обезболивает, удачно делает мост. Товарищу Сталину нравится работа доктора. Тем не менее он срывает на докторе гнев, причиной которого был Киров. Узнав, что врач и Киров перекинулись парой добродушных слов, через секретаря изгоняет его из кремлевской больницы. В этом эпизоде характер Сталина проявляется очень демонстративно.
Скитания Саши Панкратова можно назвать хождением по мукам, порожденным сталинизмом. Путь от камеры до ссылки можно также назвать его университетами. И то, и другое будет верно. Но “университетами” того времени можно назвать и жизненные дороги остальных людей Сашиного поколения. Одни оставались твердокаменными, не размышляющими, другие сделались осведомителями. Третьи же, в душе ненавидя строй и общество, приспособились, извлекая пользу для себя. То, что происходит с Викой Марасевич, и с Варей Ивановой, и особенно с Сашей Панкратовым напоминает реальный документ, почти дневник.
Саша Панкратов не стал “страдательным героем”. Это человек сильный, крепкий телом и духом. И если поначалу он еще сомневается и колеблется, то потом испытания закаляют его, очень скоро он обнаруживает настоящую мужскую зрелость. Он не пасует ни перед изощренностью следователя в камере, ни перед злобными нападками подонка Тимофея в тайге.
Саша воплощает в себе лучшие черты поколения, представляя то большинство, которое, несмотря на репрессии и личные горестные потери, осталось чистым и несломленным и вынесло на своих плечах все, что последовало дальше, включая и тридцать седьмой, и сорок первый годы.
Герои романа — сверстники сегодняшних двадцатилетних. И важен роман в большей степени для молодежи. Прошлое не проходит. Оно есть, оно с нами, и в нас. Вдуматься в то, что было, — значит, принять участие в том, что будет, сознанием и делом.
В нашей художественной литературе можно найти ответы на многочисленные вопросы, касающиеся истории общества. Не все в нашем прошлом можно оценить однозначно. Нередко к фактам истории мы подходим субъективно. Вот почему голос автора, его оценка исторических событий, связанных с эпохой сталинизма, очень важен для понимания этого времени.

Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова “Дети Арбата” и Замятина “Мы”)

В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен — настоящего и прошлого, а также ряд других проблем. В печати продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина. Почему же по-прежнему в центре внимания 30-е годы, на мой взгляд, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества? Я думаю, что это не случайно: мы не хотим повторения подобных трагедий. В связи с этим мне бы хотелось подробнее остановиться на двух произведениях — романе Анатолия Рыбакова “Дети Арбата” и романе Евгения Замятина “Мы”.

Читайте также:  Галич: сочинение

Повышенный интерес к “Детям Арбата” объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого слились воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным благом подразумевалась безграничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. “Дети Арбата” — это роман о столичной молодежи 30-х годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-разному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха, люди боятся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам, может быть, легко судить то время, теперь нам многое известно о Сталине, а каково было им, жившим в период безоговорочного поклонения вождю, ведь для большинства советских людей Сталин был тогда больше чем икона.

Вождь народов — страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели. Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей.

По его мнению, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна жесткая власть, которая способна внушить страх. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского “Преступление и наказание” о “сильных мира сего” и “тварях дрожащих”! В России возникает целая плеяда палачей, главной фигурой которой становится следователь. В “Детях Арбата” следователь Дьяков верил “не в действительную виновность, а в общую версию виновности”. Он запутывает Сашу Панкратова: то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобождение. В те времена “хорош” был только тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими мог заставить человека подписать признание в преступлении, им не совершенном. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.

Ведущая тема романа Замятина “Мы” — драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Замятин, по специальности инженер-кораблестроитель, лучше других знал, как создается механизм, где винтики нужны для формирования единого целого. Но люди * это не просто винтики в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в винтик, он теряет свою яркую, неповторимую индивидуальность и деградирует как личность. История показала, что превращение людей 8 совокупность винтиков ведет к преступлению перед человечеством. В романе “Мы” в фантастическом облике предстает перед нами возможный вариант будущего общества, в котором “сильные мира сего” мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а “счастье” это заключается в отказе от своего “я” и растворении в безличном “мы”.

Замятин как бы предвидел события истории нашей страны. В своем романе-антиутопии он показал, что в обществе, где все направлено на подавление личности, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но и здесь власти находят выход: у человека операционным путем удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет ни при каком режиме. Писатель говорит нам, что не существует идеального общества. Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление оставляет человека, жизнь его теряет смысл.

Произведения, подобные роману Рыбакова “Дети Арбата” и роману Замятина “Мы”, позволяют нам по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Такие книги несут свет в нашу жизнь.

Историческая тема в современной русской литературе

“Без прошлого нет настоящего», «Человек без прошлого— это дерево без корней». Знать свое; Я прошлое —долг каждого человека. И в этом первой помощницей и советчицей становится литература. Конечно, в первую очередь узнать о жизни дедов, прадедов помогают исторические романы. По выражению писателя В. Яна, «. исторический роман — это книга, которую читаешь три дня, а помнишь всю жизнь».

Наиболее темной страницей в истории XX в. является тема сталинизма. В последние двадцать лет вышло в свет немало произведений, раскрывающих сущность сталинизма. Очень популярной в 80 гг. была книга Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». События в книге происходят в 1933-1934 гг., когда культ личности стал принимать свои страшные формы. Поэтому особое место в книге занимает Сталин — я фигура мрачная и непредсказуемая. Рыбаков в своей книге утверждает, что товарищ Сталин многое сделал, чтобы утвердить свой культ.

В этом плане очень показателен эпизод, когда «вождь народов», делает все возможное, что заставить Енукидзе забыть о том, что он, т. е. Сталин, не работал в подпольной типографии. Рыбаков подчеркивает, что ради власти «вождь народов» готов на все: залить Я страну кровью, предать друзей-революционеров, посадить в тюрьму невиновных. «Нужны неисчисляемые материальные и человеческие жертвы. Если при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину». К счастью, история не простила. А жертвы? Жертвы были, я Много. Так много, что не удается до сих пор точно подсчитать их. В романе «Дети Арбата» А. Рыбаков и показывает эти жертвы. Немногие из миллионов: это и политики, и простые студенты, и интеллигенция. Главный герой Саша Панкратов оказался в сталинских застенках по ложному доносу. «Саша только не разобрал с какой стороны они подъехали к тюрьме. Открылись высокие железные ворота. » За ним, за его друзьями, за миллионами других людей нет вины, но она и не требуется. Вину можно найти. И весь бездушный сталинский механизм, называемый тоталитарным режимом, губящий миллионы и миллионы людей, существует только для того, чтобы утвердить сталинскую власть. Саша Панкратов проходит по этапу, а вместе с ним многие и многие другие, и мы понимаем, как велика вина товарища Сталина не только перед своим народом, но и перед всем человечеством. Рыбаков показал нам весь ужас тоталитарной машины, страшную веху в истории страны.

Весь ужас сталинского режима описывает в своем романе и В. Гроссман «Жизнь и судьба». Он описывает не столько личность Сталина, сколько сталинизм как явление.

Естественно, что роман не мог увидеть свет при жизни писателя. И только в 1988 г. рукопись попала в издательство. Роман, столько времени считавшийся утерянным, наконец, обрел жизнь. В своем сенсационном произведении Гроссман поднимает глобальные вопросы. Больше всего писателя волнует вопрос свободы и несвободы, судьба человека в тоталитарном государстве.

Но самое главное то, что впервые в литературе военных лет сопоставляется и сравнивается два режима: фашистский и сталинский. И Гроссман находит слишком много общего между двумя режимами. И там, и там государствен-ная машина обрекает на смерть ненужных себе людей. Пожалуй, наиболее показательна в этом плане судьба еврейского народа. Ведь и у нас, и в фашистской Германии евреи подвергались гонениям и отправлялись на смерть. Гроссман рассуждает о таком явлении, как антисемитизм, его природе и проявлениях: «Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных разобраться в причинах своих бедствий и страданий. В евреях, а не в государственном общественном устройстве видят невежественные люди причины своих бедствий. Но и это массовое проявление антисемитизма — одна из сторон его. Антисемитизм — мерило религиозных предрассудков, тлеющих в низах общества. Но и это лишь одна из сторон антисемитизма. »

Также Гроссман в своем романе рассматривает систему личной власти Сталина. Он говорит о том, что вождю народов пришлось пройти буквально по головам тех, с молчаливого согласия которых он пришел к власти и долгое время удерживал ее. В произведении выведены образы, которые представляли не только окружение Сталина, но и всю тоталитарную систему.
Это и помощник Ежова Неудобное, и Гетманов — один из секретарей обкома Украины.
Другой тип людей в романе представлен Мостовским, Крымовым. Это старые большевики. Они с тревогой следят за тем, что происходит в стране. Но они бездействуют, объясняя это партийной дисциплиной.

Читайте также:  Соколов: сочинение

Основной темой в романе является тема свободы. Многие герои романа, такие как ученый-физик Штрум, подполковник Новиков, который задержал наступление на восемь минут, чтобы понести минимальные потери, ценят и любят свободу.

В своем романе Гроссман приходит к выводу, что свобода в тоталитарном государстве не возможна: «Жизнь в национал-социалистическом государстве не могла развиваться свободно, — каждым ее шагом нужно было управлять».

«Жизнь и судьба» — роман философский, в котором затрагиваются вечные проблемы и, конечно же, историческая тема, больные места мировой истории. Пытаясь осмыслить суть и природу тоталитарного режима, Гроссман приходит к выводу, что никакая цель не может быть оправдана, если средством является народ. И никакая бесчеловечная система не может существовать вечно, она изживает себя, человек и тоталитарный режим в любом своем проявлении не могут существовать вместе: «Фашизм и человек не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестает существовать человек, остаются лишь внутренне преображенные, человекообразные существа. Но когда побеждает человек, наделенный свободой, разумом и добротой,— фашизм погибает, и смирившиеся вновь становятся людьми. »

Закрываешь книгу и думаешь: «Хорошо, что вое это в прошлом. Ведь, несмотря ни на что,«.. человек рожден для счастья, как птица для полета». Да, для счастья, а не для неволи.

Тема сталинизма в литературе – Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы.

В течение 30 лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, его умении все предусмотреть и о том, что по мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить и писать так, как велено сверху. И многие на самом деле начали верить в этот великий обман, а другие были вынуждены лицемерить. Однако наступило все-таки время, когда этот заговор молчания был нарушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое слово о сталинизме, о его истоках и преступлениях.
Вновь вспомнили то, что писалось после XX съезда КПСС. Невозможно охватить все, опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время. Да и зачем делать это в школьном сочинении? Достаточно сказать, что произведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского, Солженицына, Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только во имя правды, но и для того, чтобы эта черная эпоха не возвратилась вновь. После того как “Дети Арбата” Анатолия Рыбакова были напечатаны в журнале “Дружба народов”, на редакцию обрушился поток писем. Роман всколыхнул страну. Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещая фигура. События происходят в 1333-1Э34 годах, когда культ личности стал принимать свои страшные формы.
Заслугой автора является показ, как сам генсек постоянно формировал свой культ. В романе есть такой эпизод. Сталин настойчиво стремится рать из воспоминаний революционера Енукидзе одну “деталь”, которая ворит, что он, Сталин, даже и не знал о существовании подпольной шографии “Нина” в Баку. Ради своего возвеличивания он готов пойти на юе: залить страну кровью, предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот. “Нужны неисчислимые материальные и человеческие жертвы. Если при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину”. Такие мысли вкладывает Рыбаков “вождю народов”. К счастью, история не простила. А жертвы. Жертвы были. И много. Так много, что до сих пор не удается точно подсчитать их.
Автор романа рисует и образы жертв. Это и политики, посмевшие бросить вызов Сталину или чем-то ему мешавшие (Киров, дипломат Будягин, например), и простые люди, такие, как студент Саша Панкратов, честный человек и истинный патриот. За ним, его друзьями и миллионами других людей нет вины, но она и не требуется. Их унижение и даже уничтожение нужны Сталину и его окружению для утверждения своей власти и бесчеловечного режима. Пройдя вместе с Сашей и другими репрессированными “по мукам”, мы отчетливо понимаем всю тяжесть вины сталинизма. Благодаря писателю мне стала намного понятнее психология этого диктатора, та легкость, с которой он слал на уничтожение массы людей.
В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее “Жизнь и судьба” меньше останавливается на личности самого Сталина, а больше исследует сталинизм как явление. Он тщательно анализирует систему личной власти и всеобщего подавления, психологию старых большевиков, без молчаливой поддержки которых диктатор не удержал бы власть, а к ней он пришел по их головам. Писатель создает галерею образов, представляющих систему сталинизма. Это и палачи, “мастера заплечных дел”, например один из подручных Ежова, “энтузиаст 37-го года” генерал Неудобное. Такие легко совершали самые чудовищные преступления да еще оправдывали их высшими интересами. Это и аппаратчики высокого ранга, например Гетманов, один из секретарей обкома Украины. Он предстает перед читателем как карьерист, человек без принципов и биографии. Мастерски охарактеризован и редактор республиканской газеты Сагайдак, искренне считавший, что можно и должно молчать о народе и голоде, землетрясении и страшном пожаре на шахте. Главное-это “воспитывать читателя”. А такое воспитание превращало людей в роботов. Встречаем и генералов, способных ради красивого рапорта ни за что положить тысячи солдат. Видим “ученых”, которые по методу Жданова и Лысенко травят талантливых, преданных науке людей, обвиняя их в “противопоставлении себя коллективу”, в “духе реакции и мракобесия” и прочих “грехах”.
Роман грандиозен по количеству персонажей, в большинстве своем реалистичных. Многие из им подобных встречались совсем недавно, а некоторые не исчезли и до сих пор. Другой тип героев Гроссмана представлен в романе Мостовским, Крымовым, Абарчуком. Эти представители старой гвардии большевиков с тревогой следили за ненормальными явлениями в обществе, за арестами своих бывших товарищей. Но они сковали себя партийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала им выступать против линии партии. Чувствуя ее неправильность, они не нашли в себе мужества или решимости вступиться за опороченных товарищей. Многие из них оставались при этом внутренне честными, преданными старым идеалам. Но их фанатизм заставлял давать показания против невинных людей, признавать не совершенные преступления, освящать своим авторитетом беззаконие. Одни это делали по малодушию, другие – по слепой вере.
Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, с одной стороны, и на слепо преданных партии большевиков, с другой, Сталин и формировал свой культ. Благодаря автору я понял, на чем держалась система сталинизма. Очень глубоки рассуждения писателя и мысли, вложенные в уста героев. Они достигают силы обобщения. Гроссман говорит, что одно слово диктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Маршал, нарком, секретарь обкома – люди, вчера командовавшие армиями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в ничто, в пыль и, позванивая котелочками, ожидать баланды у лагерной кухни. Вся политика была направлена на то, чтобы полностью искоренить дух свободы и инакомыслия.
“Лагерю предстоит слияние с запроволочной жизнью” – так передает писатель теорию палачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшее торжество великих принципов. И как много сделано было этими преступниками, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая проволока и караульные вышки стояли чуть не в каждом уголке великой державы.
В романе постоянно проводится параллель между лагерями – сталинскими и фашистскими. И не случайно вкладывает Гроссман в уста гестаповского теоретика Лисса рассуждения о национализме как о главной силе XX века, о Гитлере и Сталине как о вождях нового типа. И читатель не может не согласиться, что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное в основу государственной политики, всякое пренебрежение интересами миллионов людей, оправдываемое “высокой” целью, родственны, какими бы теориями они ни прикрывались. Осуждение сталинизма и его преступлений в рассмотренных произведениях полное. Нет места “идеям”, которые обрекают людей на роль бесчувственного строительного материала в руках “вершителей истории”.

Ссылка на основную публикацию
×
×