Стендаль: сочинение

Стендаль: сочинение

Фредерик Стендаль принадлежал к писателям XIX в., которые писали свои произведения в эпоху реализма. В романах и повестях, которые строились из материала действительности, авторы отражали психологию человека, формирование личности под влиянием различных обстоятельств. При жизни Стендаля как писателя оценило немного людей, и среди них были Бальзак, Гете, Пушкин. Большинство считало его творчество «осколком прошедшего столетия».
Роман «Красное и черное» был написан в 1830 году, и именно он прославил имя Стендаля как предсказателя социально-психологической прозы. Роман создавался на основе действительного жизненного случая. Однажды Стендаль в «Судебной газете» наткнулся на такой материал: в декабре 1827 года Гренобльський суд слушал дело Антуана Берте, сына кузнеца, домашнего учителя в дворянских семьях, который стрелял в мать своих учеников. Эта история стала отличным материалом для будущего произведения.
Главный герой романа Стендаля – Жюльен Сорель, сын плотника. Он родился и вырос в провинциальном городке Вер’єрі. Главный герой не был похож на своих братьев. Вместо физического труда отдавал предпочтение чтению книг. Он ненавидел свою семью, а те, в свою очередь, презирали Жульена. Папаша Сорель считал младшего сына «обузой» для себя. Родные грубо относились к нему, и, видимо, именно за это он воспитал в себе чувство недоверия к окружающим.
Новым этапом в судьбе Жульена становится жизнь в доме мэра, где герой знакомится с госпожой де Реналь. В сердце молодого человека просыпается чувство любви, которое пробуждает его самоотверженность и нежность. Он без остатка отдается чувству. Логические размышления Жульена приводят к предположению, что быть счастливым значит иметь богатство и власть. Но любовь рушит все эти хитросплетения ума. И лишь позже, забыв про свою гордыню, погрузившись в поток нежности, Жульен познает настоящее счастье.
В семинарии, куда попадает потом Сорель, он видит только лицемерности и фальшь. Обещая своим ученикам спасение на небесах и сытость на земле, иезуиты готовят слепых в своем усердии служителей церкви.
После обучения в своих кельях Сорель волею судьбы был заброшен в высший свет Парижа, где царят свои обычаи и взгляды. Юноша становится личным секретарем и библиотекарем маркиза де Ла-Моля. Жюльен чувствует чрезмерное и презрительное отношение к себе окружающих. Не может не вызывать восхищения отношение Сореля к титулованных чинов. Как он презирает тех бедных умом и духом, которые гордятся своими предками, богатством, известным родом, а не личными качествами!
Жульен влюбляет в себя аристократку и гордячку Матильду де Ла-Моль. Он чувствует моральное удовлетворение, потому что одержал победу над лицом из высшего мира. И эта тщеславие выше любви. Нелепый выстрел в госпожу де Реналь в церкви обрывает постепенное самопознание. Оно раскрывается в стихийной душевном кризисе. В душе Сореля разрушается вера в самое дорогое, в незапятнанную и втайне богоутворюючу святыню. Попытка героя убить любимую женщину – это одновременно и попытка самоуничтожения, которая приводит его к гильотине. Ожидая казни, Жульен переживает очистки. «Нет, здесь царят звериные нравы ловких рвачей»,- такой приговор устами подсудимого Сореля выносит жизненному укладу целой исторической эпохи Стендаль.
«Красное и черное» – не только история краха бесстыдного ловца счастья. Это трагедия человека, которая опоздала родиться. Трагедия в том, что Сорель из прошлого одолжил себе кодекс чести, но действительность привела его к бесчестью. Своим выстрелом и последующим существованием Жульен Сорель отбрасывает от себя всю ложь, которую раньше принимал за правду. Великая истина открывается перед ним в последние дни жизни. Она заключается в том, что счастье в обычных чувствах, в умении любить и прощать, в душевном тепле, в любви к ближнему.
И уже все пропало. Сорель достойно и спокойно несет свой крест. Но, по мнению автора, именно такие фигуры, как его герой, своей гибелью заставляют задуматься над смыслом человеческой жизни.

Фредерик Стендаль Собрание сочинений. В 15 томах [1959, Классическая проза, критика и публицистика, DjVu, Отсканированные страницы]

Серия: Библиотека Журнала «Огонёк»
Формат: DjVu, Отсканированные страницы
Автор: Фредерик Стендаль
Год выпуска: 1959
Жанр: Классическая проза, критика и публицистика
Издательство: «Правда». Москва
Язык: Русский
Количество книг: 15 книг
Описание: Фредерик Стендаль, это литературный псевдоним. Настоящее имя: Мари-Анри Бейль (1783 — 1842) — Великий французский писатель, мыслитель, литературный критик, публицист, дипломат и масон, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стендаль. При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии. Классик мировой литературы. Много занимался самообразованием, болел сифилисом и всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма.
Родился 23 января 1783 года, в городе Гренобль, Франция, в интеллигентной, обеспеченной и уважаемой семье адвоката. Его мать рано умерла. Отец же почти не занимался воспитанием сына, доверив его своей сестре и католическому аббату-иезуиту. Педагогическое «искусство» последнего имело своим результатом лишь то, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Многочитал и занимался самообразованием. Приверженность революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстностью и смелостью, как это делал Стендаль.
В 1799 году, Анри добровольцем вступил в армию Н. Бонапарта. Служил в кавалерии, получив офицерский чин сублейтенанта драгунского полка. В качестве военного чиновника наполеоновской армии, он побывал в Италии, Германии и Австрии. В 1812 году, принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было. В России, по его словам, увидел «патриотизм и настоящее величие». Он был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно».
В 1830 году, Стендаль поступает на государственную службу и назначается французским консулом в Италию, где прослужил до конца жизни. Он с увлечением изучал итальянское искусство, живопись и музыку.
Умер писатель 23 марта 1842 года, во Франции, на одной из улиц Парижа, в незапно, от инсульта, вызваннного последствиями сифилиса, в возрасте 59 лет и был похоронен на кладбище Монмартр, под Парижем — месте упокоения выдающихся людей Франции. Несмотря на многочисленные романы с женщинами, он никогда не был женат и не имел детей.
Он имел, по свидетельству его друзей, несколько сотен псевдонимов. Из них удержался один — Фредерик Стендаль (Стендаль — название немецкого города в Саксонии, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века, Иоганн Винкельман).
Художественная проза составляет малую толику им написанного и опубликованного. Чтобы заработать себе на хлеб, на заре своей литературной деятельности он в большой спешке «создавал жизнеописания, трактаты, воспоминания, мемуары, путевые очерки, статьи, даже своеобразные „путеводители“ и написал книг такого рода значительно больше, чем романов или новеллистических сборников».
Как и другие романтики, Стендаль жаждал сильных чувств, но не мог закрывать глаза на торжество мещанства, последовавшее за свержением Наполеона. На смену веку наполеоновских маршалов — фигур, по-своему, ярких и цельных — пришли «утрата личности, усыхание характера и распад индивида». Подобно тому, как другие французские писатели XIX века искали противоядие от пошлой обыденности в романтическом побеге на Восток, в Африку, реже на Корсику или в Испанию, Стендаль создал для себя идеализированный образ Италии как мира, сохранявшего, в его представлении, прямую историческую преемственность с, дорогой его сердцу, эпохой Возрождения. И действительно, возрождение интереса к Стендалю пришлось на вторую половину XIX века. Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию счастья — т. н. “бейлизм”, который «предписывал не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного, находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности».
Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Он вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения.
О нем хорошо отзывались О. Бальзак, П. Мериме, А. Жид, И.В. Гёте, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.М. Горький и др. В России Стендаля оценили очень рано, даже раньше, чем на его родине. В Советском Союзе были переведены на русский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из самых любимых иностранных писателей.
С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам.
Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.
Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах мира миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.
Стендаль — один из тех писателей, кто составил славу французской литературы XIX века. Многие его романы были экранизированы!
Данное Собрание сочинений в пятнадцати томах — наиболее полное издание Стендаля в СССР. Выпущено в 1959 году, в рамках серии Библиотека «Огонек», под общей редакцией доктора филологических наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР Б.Г. Реизова.

Том 1. Красное и черное
В первый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошел роман “Красное и черное”.
Действие романа охватывает около четырех лет.
Оно начинается в 1826 году, когда Жюльен Сорель девятнадцатилетним юношей поступает в дом Реналей, и заканчивается в первой половине 1830 года, когда двадцатитрехлетний Жюльен погибает на гильотине.
Предисловие Б.Г. Реизова.

Том 2. Люсьен Левен (Красное и белое)
Во второй том собрания сочинений Стендаля, вошел роман “Люсьен Левен (Красное и белое)”.
Молодой человек благородного образа мыслей ищет свой путь в современном обществе. Он стремится быть деятельным и полезным.
Как осуществить в Июльском обществе эти естественные для каждого человека желания?

Том 3. Пармский монастырь
В третий том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошел роман “Пармский монастырь”.
Сюжет складывается под впечатлениями от политической жизни и нравов современного Стендалю итальянского общества.

Том 4. Арманс
В четвертый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли романы “Арманс” или “Сцены из жизни парижского салона 1827 года”, “Ламьель” и “О любви”.

Том 5. Итальянские хроники. повести и новеллы
В пятый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли “Итальянские хроники”, например, “Ванина Ванини”, “Виттория Аккорамбони”, “Семья Ченчи” и др., а также повести и новеллы: “Сундук и привидение”, “Любовный напиток”, “Еврей” и др.

Том 6. История живописи в Италии
В шестой том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли “История живописи в Италии” и “Салон 1824 года”. Эти труды были написаны с исползованием данных Ланци и других историков живописи.

Том 7. Расин и Шекспир
В седьмой том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли “Расин и Шекспир”, “Расин и Шекспир II”, дополнения к “Расину и Шекспиру”: “О разговоре”, “О морали Мольера”, “О морали Реньяра” и др.
В этот том также вошли критические и публицистические статьи, такие как: “Итальянские впечатления”, “Американец и француз”, “Английские актеры в Париже” и др.

Том 8. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио
В восьмой том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли “Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио”, “Жизнь Россини”.

Том 9. Рим, Неаполь и Флоренция
В девятый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошло одно произведение “Рим, Неаполь и Флоренция”. Это произведение не является путеводителем в прямом смысле этого слова.
Читая эту книгу, начинаешь лучше понимать итальянское общество и народ в его национальных и исторических особенностях.

Том 10. Прогулки по Риму
В десятый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошло произведение “Прогулки по Риму”.
Это рассказ в виде повседневных записей о пребывании в Риме группы знакомых друг другу французов, мужчин и женщин.

Том 11. Жизнь Наполеона
В одиннадцатый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли два произведения: “Жизнь Наполеона” и “Воспоминания о Наполеоне”.

Том 12. Записки туриста
В двенадцатый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошло одно произведение “Записки туриста”.
По Франции путешествует торговец железом, не очень богатый, но и не очень бедный, весьма образованный, и даже “философ”.
Ездит он по делам, хотя интересуется не только железом, но и памятниками искусства, общественной жизнью и историей страны.
Впрочем, иногда Стендаль сбрасывает маску и по забывчивости сообщает, что он разъезжает для того, чтобы познакомиться со страной и ее достопримечательностями.

Том 13. Жизнь Анри Брюллара
В тринадцатый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли два произведения: “Анри Брюлар” и “Воспоминания эгоиста”.
В “Анри Брюлар” речь идет о событиях ранней юности, о становлении личности.
В “Воспоминаниях эгоиста” Стендаль рассказывает о своем пребывании в Париже во время Реставрации.

Том 14. Дневники
В четырнадцатый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли его дневники.
До нас дошла большая часть. Подробнее всего в дневниках отражены философские интересы самого Стендаля и его “поиски счастья” в салонах Империи, в то время когда он был, так же, как и все, захвачен жаждой наслаждений и чиновничьим честолюбием.

Том 15. Письма
В последний, пятнадцатый том собрания сочинений Стендаля (1783-1842) вошли письма.
Стендаль пишет Полине о своей первой любви, о юной парижской актрисе Мелани Гильбер.
До нас дошло несколько писем, адресованных Метильде Висконтини, в замужестве Дембовской. Письма к Бальзаку и другим.

Стендаль

Стендаль – это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль. Стендаль любил Байрона, по характеру был похож на него, такой же сильный, гордый, независимый, свободолюбивый, резкий и дерзкий. Часто Стендаль, как и Байрон, шел против большинства.

В юности был увлечен личностью Наполеона, его силой, решительностью, необыкновенным умом. С 1806 года Стендаль в армии Наполеона, служил до 1814 года. Участвовал и в походе на Россию, был в захваченной Москве. Правда, он был

Стендаль умер необычной смертью, на улице внезапно он упал, с ним случился апоплексический удар, т. е. кровоизлияние в мозг. Когда это случилось, официальные газеты радостно писали, что наконец этого безбожника и смутьяна постигла божья кара.

Мировоззрение Стендаля соответствует его характеру, оно весьма оригинально и нетрадиционно. Будучи в целом последователем идей Просвещения Стендаль воспринимал их все-таки по-своему. В первую очередь он – материалист и атеист. Ему принадлежит фраза, которой завидовал самый главный атеист всех времен – Ницше: “Бога может извинить только то, что он не существует”. Он открыто не любил и критиковал религию и церковь.

Читайте также:  Слово о полку Игореве: сочинение

Свою систему взглядов на мир (во многом почерпнутую у философа-просветителя Гельвеция) Стендаль назвал эготизмом, это немного измененный эгоизм. Он считал, что смысл жизни человека, его главная цель – собственное, личное, эгоистическое счастье, но в это счастье входит как составная часть уважение к себе, благородство души, невозможность сделать подлость. Стендалю принадлежит фраза – “наплевать на все, кроме самоуважения”. Можно делать все, что угодно, кроме того, что унижает тебя. Стендаль считал, что всякая подлость, гадость унизительны прежде всего для того, кто их творит. Те, кто лишен самоуважения, душевного благородства – низкие души, проповедь нравственности и человеколюбия для них совершенно бесполезна, на них могут действовать лишь грубые насильственные меры – побои, тюрьма, смертная казнь. По существу эготизм – это благородный эгоизм. Не любовь к другим, а уважение к себе самому есть основа истинной нравственности.

Истинное счастье, с точки зрения Стендаля, – это лишь мгновения, когда человек переживает сильные чувства. Самое сильное счастье, конечно, дает любовь. Для Стендаля настоящая любовь – это не длительное спокойное супружество, не семья, а бурная страсть, связанная с риском, опасностью. “Любовь – это восхитительный цветок, но надо иметь мужество, чтобы сорвать его на самом краю пропасти”. С точки зрения Стендаля, только людям смелым, дерзким, страстным и сильным дано испытать настоящую любовь и настоящее счастье. Именно такими людьми он восхищался, их считал настоящими людьми.

Так же как и Байрон, способность испытывать сильные чувства Стендаль ценил выше, чем нравственность, понимаемую как соблюдение нравственных норм. Людей духовно ничтожных, трусливых, безразличных ко всему кроме денег, но “нравственных”, не совершивших ничего греховного, он презирал от всей души. Его любимых героев никак нельзя назвать высоконравственными в общепринятом для 19 века значении, прелюбодеяние, например, – это то, что они совершают постоянно.

В доказательство этого сошлемся на предисловие к роману “Пармская обитель”. “Эту историю трудно назвать назидательной, и теперь, когда во Франции мода на евангельскую непорочность, она может создать вам славу настоящего убийцы”. “Признаюсь, я осмелился сохранить за моими героями (итальянцами) всю резкость их характеров. Зачем наделять их высокой нравственностью и обаятельными качествами наших французов, которые больше всего на свете почитают деньги и никогда не совершают грехов, порожденных ненавистью или любовью?”. Здесь превосходство нравственных французов над грешными итальянцами дано в явно ироническом свете.

Основные особенности творчества Стендаля – аналитичность и правдивость, точность. Он написал первый по-настоящему психологический реалистический роман, где очень глубоко, подробно и, главное, очень правдиво, точно описал все противоречия сложной человеческой души. Его главная цель не взволновать душу читателя, а именно проанализировать, понять, что происходит в душе и почему. Этим его творчество и ценно.

Стиль Стендаля реалистический в полном смысле слова – точность, краткость, простота, сдержанность. В этом Стендаль полная противоположность Гюго (немудрено, что они друг друга не любили).

Среди всего написанного Стендалем наибольшее значение имеют два романа – “Красное и черное” (1830) и “Пармская обитель” (1839), а также известная новелла “Ванина Ванини” (1829).

Роман Стендаля “Красное и черное” (1830) – лучший роман Стендаля – первый великий европейский реалистический роман. На многих он производит сильное впечатление, его стоит прочитать.

Действие происходит в конце 1820-х годов, в эпоху Реставрации, которую Стендаль ненавидел. Общество, в котором действует главный герой Жюльен Сорель, описано автором с явным презрением. В нем царит стяжательство, корысть, лицемерие, подлость, зависть, ненависть ко всякой оригинальности, индивидуальной яркости, самостоятельности мысли, господствующие классы – дворяне и богатые буржуа – смертельно бояться повторения революции и потому никакого свободолюбия, никакой свободы слова не допускается. Главное, чтобы никто не выделялся. Огромную роль в этом обществе играет религия, священники очень богаты, они нужны государству, чтобы держать народ в слепом, невежественном повиновении перед властью. Потому в обществе царило еще и ханжество, лицемерное благочестие и религиозность. Черный цвет – цвет одежды католического священника – стал мрачным символом этого общества.

Жюльен Сорель вступил в конфликт с этим обществом. Он – личность необыкновенная, оригинальная, яркая, он не похож на большинство. Прежде всего, он от природы наделен самостоятельностью мышления, он умен, храбр, благороден, страстен, необыкновенно целеустремлен, у него необыкновенная память (он выучил наизусть Новый Завет по латыни), наконец, он был красив. Но самое важное его качество – огромная гордость, самолюбие и честолюбие. С самого раннего детства он стремится к успеху, карьере, славе, богатству. И он всего этого был по своим выдающимся способностям был достоин. Но доступ наверх ему был закрыт, так как он был всего лишь сын плотника, почти случайно выучившийся читать. Вся книга о том, как Жюльен достиг своей заветной цели – занять высокое место в обществе.

Кумир Жюльена – Наполеон, человек, имя которого запрещено даже упоминать. Сорель мечтает о карьере, подобной наполеоновской. С другой стороны он знает, что во времена революции и наполеоновских войн он смог бы легко отличиться и стать офицером, а то и генералом. Он человек той эпохи, эпохи крови и сильных страстей. Его цвет красный. Таким образом, мы подобрались к смыслу названия романа, которое выражает основной конфликт: Жюльена и общества.

Но это был достаточно своеобразный конфликт, скрытый. Ненавидя это общество и большинство окружающих людей, Жюльен в этом обществе стремился сделать карьеру и ему пришлось не только скрывать свои истинные чувства, но и принять все законы этого общества, жить по ним, ненавидя их. Жюльен поневоле стал лицемером, приспособленцем, как и все. Но в его лицемерии и приспособленчестве нет низости и подлости, ибо по сути своей души он другой.

Жюльен понимает, что для него единственный реальный путь пробиться наверх в этом обществе – сделать карьеру священника, стать, например, епископом. Для этого он и выучил Новый Завет, не веря в бога. Демонстрировал свою память и благочестие так: просил открыть человека Новый завет в любом месте и начать читать любой абзац и он должен был продолжить. Однако сначала он стал домашним учителем у детей мэра провинциального городка, только потом поступил в семинарию, школу для священников, а потом стал секретарем у богатейшего маркиза де Ла Моля в Париже.

Главное достоинство романа – подробный, глубокий, правдивый психологический анализ. На протяжении всего романа Жюльен жил в постоянном напряжении, вынужденный подавлять свои истинные чувства и скрывать мысли. Его огромное честолюбие не давало ему вести себя естественно, так, как хочется. Боязнь показаться смешным или трусом, а также стремление выглядеть опытнее, смелее, умнее, чем он есть, заставляли его разыгрывать несвойственные ему роли. Самый яркий пример: только ради возвышения в собственных глазах он затеял ухаживать за красивой женой мэра, детей которого учил, и разыгрывал с ней роль опытного ловеласа, бесстрастного победителя женских сердец. Однажды он заметил, что она отдернула руку, когда он коснулся ее и поставил себе целью взять ее за руку и удержать. Ему было 18 лет, госпоже де Реналь – 30. Ему было очень страшно, он целый день был сам не свой, а вечером исполнил задуманное. Потом он ночью пришел к ней в спальню и неожиданно легко добился всего, но не благодаря своему донжуанскому напору, а потому что она сама в него влюбилась. Роль опытного ловеласа мешала ему наслаждаться ее любовью, он сам испытал огромное наслаждение, только когда стал вести себя естественно, и тогда он влюбился в нее.

У госпожи де Реналь трое детей, ей 30 лет, а впервые полюбила она лишь сейчас Жюльена. Самое тяжелое для нее то, что она глубоко и по-настоящему религиозна: прелюбодеяние, измена – для нее великий грех, ее ждет ад, в который она верит буквально. Но не совершать этот грех она не может, так велика ее любовь (причем, изображена она как чистейший, простодушный, высоконравственный человек). Вот ее слова. “Я великая грешница, и прощения мне нет… я осуждена на вечную муку. Но в глубине души я не раскаиваюсь. Если бы все началось сызнова, я бы опять согрешила” (1.19). “Я тебя люблю… Нет, нет… я тебя обожаю, … жизнь началась для меня с той минуты, как мы с тобой увиделись; … в самые безумные дни моей молодости я не представляла себе, что можно быть такой счастливой, какой я была благодаря тебе;… я пожертвовала ради тебя жизнью, … своей душой” (1.20).

Очень интересно описаны противоречия человеческой души в любви Жюльена и Матильды, дочери маркиза де Ла Моля. Она в него влюбилась именно как в оригинального сильного человека, отличающегося от всех, кто ее окружал. Но у нее был “чудовищный характер”. Ее любовь и восхищение им очень часто и неожиданно сменялись ненавистью и презрением. Ее огромная гордость не могла вынести того, что она отдалась во власть человеку низкого происхождения. Кроме того, как только она убедилась, что он ее любит преданно и покорно, ей стало неинтересно. Он упал в ее глазах и возвысился лишь после того, как захотел ее убить за то, что она назвала его первым встречным. Она опять им восхищена. В конце концов, он понял: чтобы удержать любовь этой девушки, ей нельзя показывать свою любовь к ней, нельзя служить ей, нужно быть ее бесстрастным господином, держать ее в постоянном страхе разлуки. Он окончательно завоевал ее тем, что долго и упорно добивался любви другой и делал вид, что влюблен в эту другую. Любовь и гордость разрывают ее душу. В 29 главе она то оскорбляет Жюльена, то кидается к нему в объятья.

В конце концов, Матильда выходит за Жюльена замуж и убеждает отца принять этот брак, и тот сделал своего зятя богачом, дворянином, полковником. В 23 года Жюльен достиг почти всего, чего хотел, и не выдержал такого испытания. Его душа очерствела, он стал высокомерен сверх всякой меры, думал лишь о продолжении карьеры, о своем будущем сыне.

Но вдруг все рухнуло. Маркиз де Ла Моль получил от госпожи де Реналь письмо, где она под влиянием своего духовника, священника, видно, в порыве религиозного раскаяния, ложно представила Жюльена как подлого, корыстного совратителя, который через женщин делает карьеру. Маркиз расторг его брак с Матильдой. Жюльен, ослепленный местью, едет в Верьер, стреляет в госпожу де Реналь, им движет оскорбленное честолюбие. Его сажают в тюрьму, и он ожидает казни за покушение на убийство дворянки (она лишь легко ранена). И здесь с ним происходит душевный переворот, этот выстрел избавил его самого от бешеного честолюбия. А когда к нему в камеру стала приходить го-жа де Реналь (которая уже давно раскаялась в своем поступке, лживом письме), он почувствовал, что любит ее больше всего на свете и, самое главное, что именно в любви заключается истинное счастье и смысл жизни, а не в карьере, богатстве, успехе, как он думал до этого. А потом ему отрубили голову, а через три дня умерла го-жа де Реналь, просто потому что не смогла больше жить.

Матильда тоже была хороша, но слишком много в ней было неестественного, наигранного, театрального, она была слишком тщеславна.

Главный смысл романа – прославление лучших, с точки зрения Стендаля, человеческих качеств: истинного благородства, возвышенности души, смелости, индивидуальной яркости, оригинальности и, конечно, воспевание истинной любви, страсти. Стендаль показал нам, какие люди на самом деле являются настоящими людьми: такие, как Жюльен Сорель, г-жа де Реналь и Матильда – три главных героя романа.

Последний роман Стендаля ” Пармская обитель ” далеко не шедевр, хотя многие литературоведы его расхваливают. В нем очень мало “фирменного” стендалевского психологического анализа, зато много подробного описания многочисленных внешних событий, приключений героев. Слишком много. Эти приключения не увлекают, а скорее утомляют.

Но одна из сцен романа стала особенно знаменита и сильно повлияла на нашего великого писателя Льва Толстого. Это очень странное описание знаменитой битвы при Ватерлоо – с точки зрения ничего не понимающего в происходящем 17-летнего главного героя Фабрицио, который увидел только незначительный краешек сражения, зато он увидел страшную, прозаическую, грязную изнанку войны, совсем не то, что через 20 лет опишет Гюго в “Отверженных”. Это первое реалистическое описание войны такой, какая она есть на самом деле, какой ее видят рядовые солдаты и офицеры. Оно не захватывает так, как описание Гюго, оно не очень интересно, но оно правдиво. Стендаль первый написал правду о войне. Толстой в своих довольно многочисленных описаниях войны (начиная с Севастопольских рассказов) идет по следам Стендаля. В учебнике (под ред. Засурского и Тураева) приведены слова Толстого о влиянии на него Стендаля (185 с.). Благодаря Стендалю Толстой понял войну.

Кроме художественных Стендаль написал много книг иного рода, из коих наиболее интересно и полезно большое (200 с.) эссе ” О любви ” (1822) – это подробный психологический анализ этого чувства. Надо сказать, что у писателя был большой опыт в этом деле – он любил много раз, хотя не был ни разу женат. И тем не менее он не был Дон Жуаном. В последней главе эссе он сравнивает два типа – Дон Жуана и Вертера (главного героя романа Гете “Страдания юного Вертера”), т. е. любовь физическую и духовную, и, безусловно, отдает предпочтение Вертеру. Вертер во много раз более счастлив: меняя любовниц каждые три месяца и добиваясь от них лишь одного, Дон Жуан лишает себя гораздо более глубокого и яркого наслаждения настоящей, более длительной любовью, того необыкновенного восторга, который доступен только истинно влюбленному. Чем дольше любовник добивается своей цели, тем больше его счастье. А в счастье главное не количество, а качество. Лучше любить один раз, но по настоящему, чем иметь 200 любовниц. Тем более, что главная цель любовника – не физическая близость сама по себе, а способность получать максимальное наслаждение от каждого мгновения любви. “В любви обладание – ничто, а способность наслаждаться – все”. “Возлюбленная, которую желали три года – поистине возлюбленная в полном значении этого слова; к ней приближаются с трепетом, и я должен сказать донжуанам: мужчина, который трепещет, никогда не скучает”.

Анализ романа Стендаля «Красное и черное»

Автор: Guru · Опубликовано 05.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель — принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией.

Читайте также:  Гюго В.: сочинение

В чем смысл названия?

«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами. Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный — это кровь, любовь, желание, черный — низменные побуждения, предательство. В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.

Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.

Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.

Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.

Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.

О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Образ главного героя

Жульен Сорель — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство — то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.

Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.

Нельзя не заметить и проблему невежества, царящего в правящих элитах. Те, кому дано править, преступно недооценивают свою миссию и лишь наслаждаются ее плодами, но ничего не делают для того, чтобы их подопечные стали жить лучше. Против таких глупцов и паразитов восстают Сорели, и в этом их справедливость. Порядок реализуется не в казни недовольных, а в преобразованиях, которые должны уравнять в правах одаренных людей всех сословий, а бездарностей оттеснить назад. Но пока у власти лишь один социальный класс, революционных настроений не избежать, а значит и порядок будет водружен силой, но на пороховой бочке.

В чем смысл романа?

Сама история, заложенная в романе — это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Жанровое своеобразие романа

Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.

Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.

Стендаль

Стендаль – это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль. Стендаль любил Байрона, по характеру был похож на него, такой же сильный, гордый, независимый, свободолюбивый, резкий и дерзкий. Часто Стендаль, как и Байрон, шел против большинства.

В юности был увлечен личностью Наполеона, его силой, решительностью, необыкновенным умом. С 1806 года Стендаль в армии Наполеона, служил до 1814 года. Участвовал и в походе на Россию, был в захваченной Москве. Правда, он был всего лишь интендантом, то есть обеспечивал армию продовольствием. Стендаль считал, что эпоха Наполеона – это эпоха величия и славы Франции, время героев, сильных страстей и сильных людей. “Я люблю Наполеона всей ненавистью к тому, что пришло после него”. Францию после Наполеона, эпохи Реставрации Стендаль ненавидел как царство тех самых ничтожных трусливых людей, которых презирал (все это отразилось в романе “Красное и черное”). Больше всего правящие круги Франции эпохи Реставрации, вернувшиеся дворяне, боялись революции, а вместе с ней и свободы. После 1814 года Стендаль жил в основном в Италии, которую очень любил.

Стендаль умер необычной смертью, на улице внезапно он упал, с ним случился апоплексический удар, т. е. кровоизлияние в мозг. Когда это случилось, официальные газеты радостно писали, что наконец этого безбожника и смутьяна постигла божья кара.

Мировоззрение Стендаля соответствует его характеру, оно весьма оригинально и нетрадиционно. Будучи в целом последователем идей Просвещения Стендаль воспринимал их все-таки по-своему. В первую очередь он – материалист и атеист. Ему принадлежит фраза, которой завидовал самый главный атеист всех времен – Ницше: “Бога может извинить только то, что он не существует”. Он открыто не любил и критиковал религию и церковь.

Свою систему взглядов на мир (во многом почерпнутую у философа-просветителя Гельвеция) Стендаль назвал эготизмом, это немного измененный эгоизм. Он считал, что смысл жизни человека, его главная цель – собственное, личное, эгоистическое счастье, но в это счастье входит как составная часть уважение к себе, благородство души, невозможность сделать подлость. Стендалю принадлежит фраза – “наплевать на все, кроме самоуважения”. Можно делать все, что угодно, кроме того, что унижает тебя. Стендаль считал, что всякая подлость, гадость унизительны прежде всего для того, кто их творит. Те, кто лишен самоуважения, душевного благородства – низкие души, проповедь нравственности и человеколюбия для них совершенно бесполезна, на них могут действовать лишь грубые насильственные меры – побои, тюрьма, смертная казнь. По существу эготизм – это благородный эгоизм. Не любовь к другим, а уважение к себе самому есть основа истинной нравственности.

Истинное счастье, с точки зрения Стендаля, – это лишь мгновения, когда человек переживает сильные чувства. Самое сильное счастье, конечно, дает любовь. Для Стендаля настоящая любовь – это не длительное спокойное супружество, не семья, а бурная страсть, связанная с риском, опасностью. “Любовь – это восхитительный цветок, но надо иметь мужество, чтобы сорвать его на самом краю пропасти”. С точки зрения Стендаля, только людям смелым, дерзким, страстным и сильным дано испытать настоящую любовь и настоящее счастье. Именно такими людьми он восхищался, их считал настоящими людьми.

Так же как и Байрон, способность испытывать сильные чувства Стендаль ценил выше, чем нравственность, понимаемую как соблюдение нравственных норм. Людей духовно ничтожных, трусливых, безразличных ко всему кроме денег, но “нравственных”, не совершивших ничего греховного, он презирал от всей души. Его любимых героев никак нельзя назвать высоконравственными в общепринятом для 19 века значении, прелюбодеяние, например, – это то, что они совершают постоянно.

В доказательство этого сошлемся на предисловие к роману “Пармская обитель”. “Эту историю трудно назвать назидательной, и теперь, когда во Франции мода на евангельскую непорочность, она может создать вам славу настоящего убийцы”. “Признаюсь, я осмелился сохранить за моими героями (итальянцами) всю резкость их характеров. Зачем наделять их высокой нравственностью и обаятельными качествами наших французов, которые больше всего на свете почитают деньги и никогда не совершают грехов, порожденных ненавистью или любовью?”. Здесь превосходство нравственных французов над грешными итальянцами дано в явно ироническом свете.

Основные особенности творчества Стендаля – аналитичность и правдивость, точность. Он написал первый по-настоящему психологический реалистический роман, где очень глубоко, подробно и, главное, очень правдиво, точно описал все противоречия сложной человеческой души. Его главная цель не взволновать душу читателя, а именно проанализировать, понять, что происходит в душе и почему. Этим его творчество и ценно.

Стиль Стендаля реалистический в полном смысле слова – точность, краткость, простота, сдержанность. В этом Стендаль полная противоположность Гюго (немудрено, что они друг друга не любили).

Среди всего написанного Стендалем наибольшее значение имеют два романа – “Красное и черное” (1830) и “Пармская обитель” (1839), а также известная новелла “Ванина Ванини” (1829).

Роман Стендаля “Красное и черное” (1830) – лучший роман Стендаля – первый великий европейский реалистический роман. На многих он производит сильное впечатление, его стоит прочитать.

Действие происходит в конце 1820-х годов, в эпоху Реставрации, которую Стендаль ненавидел. Общество, в котором действует главный герой Жюльен Сорель, описано автором с явным презрением. В нем царит стяжательство, корысть, лицемерие, подлость, зависть, ненависть ко всякой оригинальности, индивидуальной яркости, самостоятельности мысли, господствующие классы – дворяне и богатые буржуа – смертельно бояться повторения революции и потому никакого свободолюбия, никакой свободы слова не допускается. Главное, чтобы никто не выделялся. Огромную роль в этом обществе играет религия, священники очень богаты, они нужны государству, чтобы держать народ в слепом, невежественном повиновении перед властью. Потому в обществе царило еще и ханжество, лицемерное благочестие и религиозность. Черный цвет – цвет одежды католического священника – стал мрачным символом этого общества.

Жюльен Сорель вступил в конфликт с этим обществом. Он – личность необыкновенная, оригинальная, яркая, он не похож на большинство. Прежде всего, он от природы наделен самостоятельностью мышления, он умен, храбр, благороден, страстен, необыкновенно целеустремлен, у него необыкновенная память (он выучил наизусть Новый Завет по латыни), наконец, он был красив. Но самое важное его качество – огромная гордость, самолюбие и честолюбие. С самого раннего детства он стремится к успеху, карьере, славе, богатству. И он всего этого был по своим выдающимся способностям был достоин. Но доступ наверх ему был закрыт, так как он был всего лишь сын плотника, почти случайно выучившийся читать. Вся книга о том, как Жюльен достиг своей заветной цели – занять высокое место в обществе.

Читайте также:  Помяловский: сочинение

Кумир Жюльена – Наполеон, человек, имя которого запрещено даже упоминать. Сорель мечтает о карьере, подобной наполеоновской. С другой стороны он знает, что во времена революции и наполеоновских войн он смог бы легко отличиться и стать офицером, а то и генералом. Он человек той эпохи, эпохи крови и сильных страстей. Его цвет красный. Таким образом, мы подобрались к смыслу названия романа, которое выражает основной конфликт: Жюльена и общества.

Но это был достаточно своеобразный конфликт, скрытый. Ненавидя это общество и большинство окружающих людей, Жюльен в этом обществе стремился сделать карьеру и ему пришлось не только скрывать свои истинные чувства, но и принять все законы этого общества, жить по ним, ненавидя их. Жюльен поневоле стал лицемером, приспособленцем, как и все. Но в его лицемерии и приспособленчестве нет низости и подлости, ибо по сути своей души он другой.

Жюльен понимает, что для него единственный реальный путь пробиться наверх в этом обществе – сделать карьеру священника, стать, например, епископом. Для этого он и выучил Новый Завет, не веря в бога. Демонстрировал свою память и благочестие так: просил открыть человека Новый завет в любом месте и начать читать любой абзац и он должен был продолжить. Однако сначала он стал домашним учителем у детей мэра провинциального городка, только потом поступил в семинарию, школу для священников, а потом стал секретарем у богатейшего маркиза де Ла Моля в Париже.

Главное достоинство романа – подробный, глубокий, правдивый психологический анализ. На протяжении всего романа Жюльен жил в постоянном напряжении, вынужденный подавлять свои истинные чувства и скрывать мысли. Его огромное честолюбие не давало ему вести себя естественно, так, как хочется. Боязнь показаться смешным или трусом, а также стремление выглядеть опытнее, смелее, умнее, чем он есть, заставляли его разыгрывать несвойственные ему роли. Самый яркий пример: только ради возвышения в собственных глазах он затеял ухаживать за красивой женой мэра, детей которого учил, и разыгрывал с ней роль опытного ловеласа, бесстрастного победителя женских сердец. Однажды он заметил, что она отдернула руку, когда он коснулся ее и поставил себе целью взять ее за руку и удержать. Ему было 18 лет, госпоже де Реналь – 30. Ему было очень страшно, он целый день был сам не свой, а вечером исполнил задуманное. Потом он ночью пришел к ней в спальню и неожиданно легко добился всего, но не благодаря своему донжуанскому напору, а потому что она сама в него влюбилась. Роль опытного ловеласа мешала ему наслаждаться ее любовью, он сам испытал огромное наслаждение, только когда стал вести себя естественно, и тогда он влюбился в нее.

У госпожи де Реналь трое детей, ей 30 лет, а впервые полюбила она лишь сейчас Жюльена. Самое тяжелое для нее то, что она глубоко и по-настоящему религиозна: прелюбодеяние, измена – для нее великий грех, ее ждет ад, в который она верит буквально. Но не совершать этот грех она не может, так велика ее любовь (причем, изображена она как чистейший, простодушный, высоконравственный человек). Вот ее слова. “Я великая грешница, и прощения мне нет. я осуждена на вечную муку. Но в глубине души я не раскаиваюсь. Если бы все началось сызнова, я бы опять согрешила” (1.19). “Я тебя люблю. Нет, нет. я тебя обожаю, . жизнь началась для меня с той минуты, как мы с тобой увиделись; . в самые безумные дни моей молодости я не представляла себе, что можно быть такой счастливой, какой я была благодаря тебе;. я пожертвовала ради тебя жизнью, . своей душой” (1.20).

Очень интересно описаны противоречия человеческой души в любви Жюльена и Матильды, дочери маркиза де Ла Моля. Она в него влюбилась именно как в оригинального сильного человека, отличающегося от всех, кто ее окружал. Но у нее был “чудовищный характер”. Ее любовь и восхищение им очень часто и неожиданно сменялись ненавистью и презрением. Ее огромная гордость не могла вынести того, что она отдалась во власть человеку низкого происхождения. Кроме того, как только она убедилась, что он ее любит преданно и покорно, ей стало неинтересно. Он упал в ее глазах и возвысился лишь после того, как захотел ее убить за то, что она назвала его первым встречным. Она опять им восхищена. В конце концов, он понял: чтобы удержать любовь этой девушки, ей нельзя показывать свою любовь к ней, нельзя служить ей, нужно быть ее бесстрастным господином, держать ее в постоянном страхе разлуки. Он окончательно завоевал ее тем, что долго и упорно добивался любви другой и делал вид, что влюблен в эту другую. Любовь и гордость разрывают ее душу. В 29 главе она то оскорбляет Жюльена, то кидается к нему в объятья.

В конце концов, Матильда выходит за Жюльена замуж и убеждает отца принять этот брак, и тот сделал своего зятя богачом, дворянином, полковником. В 23 года Жюльен достиг почти всего, чего хотел, и не выдержал такого испытания. Его душа очерствела, он стал высокомерен сверх всякой меры, думал лишь о продолжении карьеры, о своем будущем сыне.

Но вдруг все рухнуло. Маркиз де Ла Моль получил от госпожи де Реналь письмо, где она под влиянием своего духовника, священника, видно, в порыве религиозного раскаяния, ложно представила Жюльена как подлого, корыстного совратителя, который через женщин делает карьеру. Маркиз расторг его брак с Матильдой. Жюльен, ослепленный местью, едет в Верьер, стреляет в госпожу де Реналь, им движет оскорбленное честолюбие. Его сажают в тюрьму, и он ожидает казни за покушение на убийство дворянки (она лишь легко ранена). И здесь с ним происходит душевный переворот, этот выстрел избавил его самого от бешеного честолюбия. А когда к нему в камеру стала приходить го-жа де Реналь (которая уже давно раскаялась в своем поступке, лживом письме), он почувствовал, что любит ее больше всего на свете и, самое главное, что именно в любви заключается истинное счастье и смысл жизни, а не в карьере, богатстве, успехе, как он думал до этого. А потом ему отрубили голову, а через три дня умерла го-жа де Реналь, просто потому что не смогла больше жить.

Матильда тоже была хороша, но слишком много в ней было неестественного, наигранного, театрального, она была слишком тщеславна.

Главный смысл романа – прославление лучших, с точки зрения Стендаля, человеческих качеств: истинного благородства, возвышенности души, смелости, индивидуальной яркости, оригинальности и, конечно, воспевание истинной любви, страсти. Стендаль показал нам, какие люди на самом деле являются настоящими людьми: такие, как Жюльен Сорель, г-жа де Реналь и Матильда – три главных героя романа.

Последний роман Стендаля ” Пармская обитель ” далеко не шедевр, хотя многие литературоведы его расхваливают. В нем очень мало “фирменного” стендалевского психологического анализа, зато много подробного описания многочисленных внешних событий, приключений героев. Слишком много. Эти приключения не увлекают, а скорее утомляют.

Но одна из сцен романа стала особенно знаменита и сильно повлияла на нашего великого писателя Льва Толстого. Это очень странное описание знаменитой битвы при Ватерлоо – с точки зрения ничего не понимающего в происходящем 17-летнего главного героя Фабрицио, который увидел только незначительный краешек сражения, зато он увидел страшную, прозаическую, грязную изнанку войны, совсем не то, что через 20 лет опишет Гюго в “Отверженных”. Это первое реалистическое описание войны такой, какая она есть на самом деле, какой ее видят рядовые солдаты и офицеры. Оно не захватывает так, как описание Гюго, оно не очень интересно, но оно правдиво. Стендаль первый написал правду о войне. Толстой в своих довольно многочисленных описаниях войны (начиная с Севастопольских рассказов) идет по следам Стендаля. В учебнике (под ред. Засурского и Тураева) приведены слова Толстого о влиянии на него Стендаля (185 с.). Благодаря Стендалю Толстой понял войну.

Кроме художественных Стендаль написал много книг иного рода, из коих наиболее интересно и полезно большое (200 с.) эссе ” О любви ” (1822) – это подробный психологический анализ этого чувства. Надо сказать, что у писателя был большой опыт в этом деле – он любил много раз, хотя не был ни разу женат. И тем не менее он не был Дон Жуаном. В последней главе эссе он сравнивает два типа – Дон Жуана и Вертера (главного героя романа Гете “Страдания юного Вертера”), т. е. любовь физическую и духовную, и, безусловно, отдает предпочтение Вертеру. Вертер во много раз более счастлив: меняя любовниц каждые три месяца и добиваясь от них лишь одного, Дон Жуан лишает себя гораздо более глубокого и яркого наслаждения настоящей, более длительной любовью, того необыкновенного восторга, который доступен только истинно влюбленному. Чем дольше любовник добивается своей цели, тем больше его счастье. А в счастье главное не количество, а качество. Лучше любить один раз, но по настоящему, чем иметь 200 любовниц. Тем более, что главная цель любовника – не физическая близость сама по себе, а способность получать максимальное наслаждение от каждого мгновения любви. “В любви обладание – ничто, а способность наслаждаться – все”. “Возлюбленная, которую желали три года – поистине возлюбленная в полном значении этого слова; к ней приближаются с трепетом, и я должен сказать донжуанам: мужчина, который трепещет, никогда не скучает”.

Роль Стендаля в мировой культуре

Стендаль уже с 1816 года упорно боролся за новую литературу, которая должна была отвечать запросам и надобностям: общества, выросшего из Французской революции. Эта литература, как думал Стендаль, должна была стать действенной силой и осуществлять лозунги революции. Чтобы создать такую современную, «романтическую» литературу, нужно было ближе присмотреться к обществу, ради которого она должна быть создана, попять формы и условия происходящей в нем борьбы, силы, в ней участвующие, психологию современников. Этим и занимался Стендаль, когда писал «Историю живописи в Италии», книги и статьи об искусстве, о музыке, литературе, о современной Франции — все, что он печатал во французских и английских журналах.

Но чтобы познать свою современность, нужно было познать прошлое, так как без глубокого понимания прошлого нельзя понять ни современность, ни даже будущее,— ведь современность была создана недавними трудами и бедами людей. Это было недавно, так как Великая французская революция создала новый этап в жизни Франции, новые проблемы и новые возможности. В 1782 году, когда началась революция, Анри Бейлю было шесть лет, и все великие события революции прошли почти па его глазах. Этим и объясняются занятия Стендаля историей, начавшиеся еще в молодые годы, а также.

Усвоив историзм Скотта с позиций «конституционной» школы, Стендаль вполне оценил в шотландских романах прелесть исторических нравов и психологии: «Когда я не был влюблен, я созерцал зрелище дел человеческих или читал с наслаждением Монтескье или Вальтера Скотта». Характерное сочетание: у обоих столь различных авторов он находил то же волновавшее его зрелище — судьбу государств, цивилизаций и частных лиц.>

В «Эдинбургской темнице» Скотт изобразил молодую девушку, трогательную Джини Динз, которая добилась у королевы помилования своей сестры Эффи, приговоренной к смертной казни. И Стендаль противопоставляет

Открыв свой жанр, Стендаль решил, что оп правдивее истории и более философичен, чем сама философия. Об этом говорили некоторые романтики, усвоившие эстетику немецкой философии тождества и творческий метод Скотта, понимавшие его исторический роман, как роман «научный» прежде всего. Стендаль был рад, когда то же сказал ему Дестют де Траси, философ по преимуществу. Об этом говорит заметка на полях «Красного и черного»: «В молодости я писал биографии (Моцарта, Микеланджедо), сочинения своего рода исторические. Я раскаиваюсь в этом. Правды о крупнейших, как и о самых мелких событиях, мне кажется, достигнуть нельзя. Г-н де Траси говорил мне: правды можно достигнуть только в романе. С каждым днем я все больше убеждаюсь, что во всех других жанрах это пустая претензия» ‘.

1827 год — время высочайшей славы Вальтера Скотта во Франции: его романы в известной степени примиряли различные литературные и даже политические группировки Многое, что стало законным достоянием Стендаля, восходит к романам Скотта — характеристика среды, социально обусловленные портреты второстепенных действующих лиц, историческая приуроченность романа. Роль Вальтера Скотта в развитии европейской литературы не ограничивалась одним только «воскрешением старины», археологическим воссозданием национального прошлого. Интерес к современности как к новому этапу в развитии европейской цивилизации также связан с его именем.

Но через несколько лет недостаточно глубокое изображение любви в романах Скотта показалось Стендалю серьезным недостатком, затмевающим его большие достоинства. Скотт ничего не понимает в человеческом сердце, он избегает говорить не только о любви, но и вообще о чувствах и заменяет их описанием вещей. Теперь «человек, угадавший свою эпоху», оказался лишенным какого бы то пи было психологического проникновения; он не способен изображать живых людей с их страстями и чувствами. С крайней резкостью Стендаль пишет об этом в марте 1830 года в статье «Вальтер Скотт и „Принцесса Киевская”».

К концу 20-х годов под пером Стендаля все чаще встречаются жалобы на длинные и «скучные» описания Скотта. В 1830 году в той же статье о Скотте и «Принцессе Клевской» Стендаль отвергает как раз те описания «Айвенго», которые в 1823 году ему казались восхитительными. Скотт описывал материальный мир: ошейник саксонского раба, одежды, пейзажи. Это было нетрудно, ведь никто не знает, каковы были в действительности эти предметы, а потому мало кто может проверить писателя и упрекнуть его в ошибке. Стендаль видит «историческое достоинство» Скотта только в таких описаниях и утверждает, что это «достоинство» померкнет прежде всего, а мадам де Лафайет, автор «Принцессы Клевской», описывала тончайшие переживания души, которые бесконечно труднее заметить и изобразить.

Ссылка на основную публикацию
×
×