Рылеев: сочинение

«Воспоминания современников о Рылееве»

В конце сентября 1819 года Рылеев, приехавший с женой в усадьбу матери, посещает столицу, где начинает знакомиться с петербургскими литераторами. Вот тогда-то едва не разыгралась трагедия. В конце 1819 года – в самом начале 1820 года происходит мимолетная встреча Рылеева с Пушкиным. Оба были молоды и вспыльчивы. По неизвестной причине между ними возникла ссора, которая могла закончиться или даже закончилась дуэлью. Позднее, 24 марта 1825 года Пушкин писал Александру Бестужеву о Рылееве: «Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда имел тому случай – да черт его знал».
Пушкин не увидел в рылеевских думах правды истории, правды характеров, и это позволило ему рассказать, что «национального, русского нет в них ничего, кроме имен…» Он писал В.А.Жуковскому: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад ».

Рылеев осмелился обесславить грозного Аракчеева, любимца Александра I, в своей сатире «К временщику». Декабрист Николай Бестужев позднее вспоминал:
«Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел, жаловаться: едва возникал малейший ропот – и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей.
В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства слепую или умышленную покорность вельможи для подавления отечества.
Нельзя представить изумления, ужаса, даже, можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном».
Но Александр Иванович Тургенев, тайно радуясь этому поражению и желая защитить цензора, придумал от имени министра дать Аракчееву такой ответ: «Так как, ваше сиятельство, по случаю пропуска цензурою Персия сатиры, переведенной стихами, требуете, чтобы я отдал под суд цензора и цензурный комитет за оскорбительные для вас выражения, то прежде чем я назначу следствие, мне необходимо нужно знать, какие именно выражения принимаете вы на свой счет?» Тактический ход влиятельного чиновника министерства народного просвещения Александра Тургенева спас и цензора, и Рылеева. Аракчеев вынужден был промолчать.

5 июня 1823 года в Санкт-Петербургскую палату уголовного суда, где служил Рылеев, поступает сверхштатным членом Иван Иванович Пущин, один из основателей Северного общества декабристов.
Сближение с Пущиным стало важнейшей вехой в жизни Рылеева. Пущин по достоинству оценил и поэтическую деятельность своего сослуживца, и его смелое, полное гражданского мужества поведение в судебной палате. Трудно было Пущину сыскать более преданного единомышленника, и вполне естественно, что несколько месяцев спустя он вводит Рылеева в тайное общество. Вскоре выясняется, что в организацию вступил не рядовой член, а человек неукротимого революционного темперамента.

Николай Бестужев вспоминал: « Рылеев был не красноречив и овладевал другими не тонкостями риторики или силою силлогизма, но жаром простого и иногда несвязного разговора, который в отрывистых выражениях изображал всю силу мысли, всегда прекрасной, всегда правдивой, всегда привлекательной. Всего красноречивее было его лицо, на котором являлось прежде слов все то, что он хотел выразить, точно, как говорил Мур о Байроне, что он похож на гипсовую вазу, снаружи которой нет никаких украшений, но как скоро в ней загорится огонь, то изображения, изваянные хитрою рукою художника, обнаруживаются сами собою».
«Он гению лишь был послушен,// Властей других не признавал», – писал Рылеев о Байроне. Таков высший закон жизни каждого истинного таланта. Так жил и Рылеев.

В ночь на 14 декабря у Рылеева снова состоялось собрание. Декабристы приняли окончательный план восстания. Михаил Бестужев вспоминал: «…Как прекрасен был в этот вечер Рылеев! Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко; но когда он попадал на свою любимую тему – на любовь к родине, – физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устаешь любоваться им ».

Вспоминая о последних встречах с Рылеевым, Федор Глинка показал на следствии: «Рылеев был болен сильною опухолью в горле и ни о чем не говорил со мною, как только о разных предначертаниях его поэм, также о трагедии «Богдан Хмельницкий», которую начал писать, и намеревался объехать разные места Малороссии, где действовал, сей гетман, чтоб дать историческую правдоподобность своему сочинению».
Год за годом историки литературы собирали по крупицам «осколки» незавершенных произведений Рылеева, и теперь ясно видно, что он погиб на мощном творческом взлете.

Воспоминания современников о Рылееве (сочинение)

Воспоминания современников о Рылееве

Автор: Рылеев К.Ф.

В конце сентября 1819 года Рылеев, приехавший с женой в усадьбу матери, посещает столицу, где начинает знакомиться с петербургскими литераторами. Вот тогда-то едва не разыгралась трагедия. В конце 1819 года – в самом начале 1820 года происходит мимолетная встреча Рылеева с Пушкиным. Оба были молоды и вспыльчивы. По неизвестной причине между ними возникла ссора, которая могла закончиться или даже закончилась дуэлью. Позднее, 24 марта 1825 года Пушкин писал Александру Бестужеву о Рылееве: «Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда имел тому случай – да черт его знал».

Пушкин не увидел в рылеевских думах правды истории, правды характеров, и это позволило ему рассказать, что «национального, русского нет в них ничего, кроме имен…» Он писал В.А.Жуковскому: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад ».

Рылеев осмелился обесславить грозного Аракчеева, любимца Александра I, в своей сатире «К временщику». Декабрист Николай Бестужев позднее вспоминал:

«Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел, жаловаться: едва возникал малейший ропот – и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей.

В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства слепую или умышленную покорность вельможи для подавления отечества.

Нельзя представить изумления, ужаса, даже, можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном».

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей…

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

По воспоминаниям одного из современников, «Аракчеев, оскорбленный в своем грозном величии неслыханною дерзостию, отнесся к министру народного просвещения князю Голицыну, требуя предать цензора, пропустившего эту сатиру, суду. Но Александр Иванович Тургенев, тайно радуясь этому поражению и желая защитить цензора, придумал от имени министра дать Аракчееву такой ответ: «Так как, ваше сиятельство, по случаю пропуска цензурою Персия сатиры, переведенной стихами, требуете, чтобы я отдал под суд цензора и цензурный комитет за оскорбительные для вас выражения, то прежде чем я назначу следствие, мне необходимо нужно знать, какие именно выражения принимаете вы на свой счет?» Тактический ход влиятельного чиновника министерства народного просвещения Александра Тургенева спас и цензора, и Рылеева. Аракчеев вынужден был промолчать.

5 июня 1823 года в Санкт-Петербургскую палату уголовного суда, где служил Рылеев, поступает сверхштатным членом Иван Иванович Пущин, один из основателей Северного общества декабристов.

Сближение с Пущиным стало важнейшей вехой в жизни Рылеева. Пущин по достоинству оценил и поэтическую деятельность своего сослуживца, и его смелое, полное гражданского мужества поведение в судебной палате. Трудно было Пущину сыскать более преданного единомышленника, и вполне естественно, что несколько месяцев спустя он вводит Рылеева в тайное общество. Вскоре выясняется, что в организацию вступил не рядовой член, а человек неукротимого революционного темперамента.

На совещаниях декабристов, на заседаниях Вольного общества, в дружеском кругу – словом, всюду Рылеев, беспредельно преданный идеалам свободы, покорял окружающих поразительной цельностью своей личности. Николай Бестужев вспоминал: « Рылеев был не красноречив и овладевал другими не тонкостями риторики или силою силлогизма, но жаром простого и иногда несвязного разговора, который в отрывистых выражениях изображал всю силу мысли, всегда прекрасной, всегда правдивой, всегда привлекательной. Всего красноречивее было его лицо, на котором являлось прежде слов все то, что он хотел выразить, точно, как говорил Мур о Байроне, что он похож на гипсовую вазу, снаружи которой нет никаких украшений, но как скоро в ней загорится огонь, то изображения, изваянные хитрою рукою художника, обнаруживаются сами собою».

«Он гению лишь был послушен,// Властей других не признавал», – писал Рылеев о Байроне. Таков высший закон жизни каждого истинного таланта. Так жил и Рылеев.

В ночь на 14 декабря у Рылеева снова состоялось собрание. Декабристы приняли окончательный план восстания. Михаил Бестужев вспоминал: «…Как прекрасен был в этот вечер Рылеев! Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко; но когда он попадал на свою любимую тему – на любовь к родине, – физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устаешь любоваться им».

Вспоминая о последних встречах с Рылеевым, Федор Глинка показал на следствии: «Рылеев был болен сильною опухолью в горле и ни о чем не говорил со мною, как только о разных предначертаниях его поэм, также о трагедии «Богдан Хмельницкий», которую начал писать, и намеревался объехать разные места Малороссии, где действовал, сей гетман, чтоб дать историческую правдоподобность своему сочинению».

Год за годом историки литературы собирали по крупицам «осколки» незавершенных произведений Рылеева, и теперь ясно видно, что он погиб на мощном творческом взлете.

В наши дни исполнилась мечта Огарева, который писал о Рылееве:

Рылеев К. Ф. биография

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович [18 сентября 1795, с. Батово Софийского уезда Петербургской губ. – 13 июля 1826, казнен в Петербурге], русский поэт, декабрист. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге. Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15.

Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он

В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда. Как и некоторые другие либерально настроенные современники, Рылеев старался “облагородить” непопулярную среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость. Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел

Его политические взгляды носили налет романтического утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на “равенстве и свободомыслии”. Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии , его герои – борцы за свободу.

С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения “К временщику”, явно обличавшего А. А. Аракчеева. Автор сборника “Думы” , поэм “Войнаровский”, “Наливайко”. Рылеев состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, Общества соревнователей просвещения и благотворения.

В 1823-25 вместе с другом, литератором и декабристом А. А. Бестужевым издавал имевший успех литературный альманах “Полярная Звезда”, в котором печатались произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и др. Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его.

Читайте также:  Толкиен: сочинение

По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет. Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества – добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в “чужие края”. Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу.

В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским . В сентябре 1825 Рылеев был секундантом на нашумевшем поединке его кузена и члена тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым, который закончился гибелью обоих участников. Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади.

В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. Арестован был у себя дома вечером того же дня.

Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826. У Рылеева были дочь и сын, умерший в младенчестве.

Рылеев Кондратий Федорович – декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 г. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Рылеева, Анастасия Матвеевна , желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 г. отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Рылеев обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи.

От этого времени сохранилась его шуточная поэма “Кулакиада”, описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 г. Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1815 г. опять был с войсками во Франции и пробыл в Париже до конца сентября.

В 1818 г. вышел в отставку; в 1820 г. женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Рылеев переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе “Пламенеющей звезды”. В это же время начинается литературная деятельность Рылеев: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в “Соревнователе Просвещения”, “Сыне Отечества”, “Невском Зрителе”, “Благонамеренном”. Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено “К временщику” и метило в грозного Аракчеева.

В 1821 г. Р. был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским, Булгариным и другими. В 1824 г. Р. перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде “Гражданское мужество”.

В доме Р. бывали литературные собрания, на которых возникла мысль об издании ежегодного альманаха. Мысль эту осуществили сам Р. и А. А. Бестужев, выпустившие в 1823 г. “Полярную Звезду”. Альманах издавался три года и был прямым предшественником “Московского Телеграфа”. На 1826 г. издателями была заготовлена “Звездочка”, альманах меньшего объема, но ему не суждено было появиться в свет; лишь в 1870-х гг. она была открыта и перепечатана в “Русской Старине”. В одно время с “Полярной Звездой” Р. выпустил в свет “Думы” и поэму “Войнаровский”.

В начале 1823 г. Р. вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из “Союза общественного благоденствия”. Он был принят сразу в разряд “убежденных” и уже через год был избран директором общества. Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Р., всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом.

Р. настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; “диктатором” был избран князь Трубецкой, но Р. все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. После допроса у императора, который оценил благородный характер Р., он получил дозволение переписываться с женой и однажды виделся с ней. Переписка Р. с женой из крепости свидетельствует, что он предвидел свою участь, но не терял твердости духа и всецело был занят судьбой своей семьи.

И в крепости он сочинял стихи, накалывая их иглой на кленовые листы и пересылая через сторожа к Е. П. Оболенскому. На допросах Р. отвечал прямодушно, твердо, и признавал себя главным виновником. Он был одним из тех пяти, которые верховным судом были поставлены вне разрядов и присуждены к смертной казни четвертованием. В росписи преступников он поставлен вторым, и преступления его выражены в следующих словах: “Умышлял на цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу низших чинов через их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь”. Казнь четвертованием была заменена казнью через повешение.

12 июля 1826 г. приговоренные к смерти были закованы в кандалы и переведены в Кронверкскую куртину, причем Р. достался № 14. 13 июля совершена казнь. За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: “Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною…” Письмо это долго ходило по рукам в списках. Выдающуюся роль Р. в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности. “В его взгляде, – говорит барон Розен, – в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна”. “Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой”, – говорит о нем Никитенко. По свидетельству Н. Бестужева, Р. “готов был на всякую жертву для друга”.

Литературное наследство Р. заключается главным образом в “Думах” и поэмах. Думы – это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме “Войнаровский” и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Р. истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Р. “Я не поэт, а гражданин”, – заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть “общественное благо”.

Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Р. с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Р.: “Гражданин”, “На смерть Чернова”, “На смерть Байрона”, “К А. А. Бестужеву” и проч. Собрание сочинений Р. изд. в 1872 г. П. А. Ефремовым, а в 1893 г. , под ред. М. Н. Мазаева .

РЫЛЕЕВ, КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ – поэт; один из пяти казненных руководителей восстания декабристов на Сенатской площади. Родился 18 сентября 1795 в c. Братово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семе, учился в 1-й Петербургском кадетском корпусе. В юности обнаружил склонности к поэзии – сохранилась его шуточная поэма Кулакияда, написанная “на смерть” корпусного повара. В 1814-1815 участвовал в зарубежных военных походах русской армии – Швейцария, Франция . В 1818 вышел в отставку. Вступил в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу “Пламенеющей звезды”.

С 1824 служил правителем канцелярии в Российско-американской компании, где познакомился со М. М. Сперанским и графом Н. С. Мордвиновым, которому посвятил оду Гражданское мужество. К этому времени относится начало литературной деятельности – в периодических изданиях “Сын Отечества”, “Невский Зритель”, “Благонамеренный”, “Соревнователь Просвещения” печатаются его стихотворения и небольшие статьи. Из стихотворений этого периода наиболее известно К временщику, гневно обличающее аракчеевские порядки. Знакомится с литературным миром Петербурга, дружит с А. Пушкиным, А. А. Бестужевым-Марлинским, Ф. В. Булгариным и др.

Принимает участие в организации новых литературных изданий – в 1923 вместе с А. А. Бестужевым приступил к выпуску ежегодного альманаха “Полярная Звезда”, просуществовавшего до 1825. Подготовленная в 1826 “Звездочка” – альманах меньшего объема – увидела свет только в 1870 в журнале “Русская старина”. Написал цикл исторических песен Думы , куда вошли Олег Вещий, Мстислав Удалый, Смерть Ермака, Иван Сусанин, Петр Великий в Острогожске, Державин и др.

Обращаясь к прошлому, переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов. Пушкин критиковал Думы Рылеева за надуманность сюжетов и тем. Центральное произведение Рылеева – поэма Войнаровский – получила высокую оценку Пушкина. Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. Ради пропаганды декабристских идей Рылеев идеализирует Войнаровского и Мазепу , наделяет их чертами борцов за свободу, жертвующих всем ради ее идеалов.

В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы. В неоконченной поэме Наливайко Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхты. В его гражданской лирике также фигурирует немало образов “рыцарей свободы”, противостоящих угнетателям: Гражданин, На смерть Чернова, На смерть Байрона, к А. А. Бестужеву и др. Сатирические песни, написанные совместно с А. А. Бестужевым, Царь наш, немец русский…, Ах, тошно мне и в родной стране… и др. пронизаны ненавистью к самодержавно-крепостническому строю и содержат прямые призывы к его свержению.

Первые собрания сочинений Рылеева были изданы в России только в 1872 и 1893. 14 декабря 1825 Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е. П. Оболенскому через сторожа.

Верховный суд приговорил его вместе с П. И. Пестелем, П. Г. Каховским, С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым к четвертованию, которое было высочайше заменено повешением. Написанное за несколько минут до казни письмо Рылеева несколько лет ходило в списках среди его друзей. 13 июля 1826 вместе с другими четырьмя осужденными был казнен в Петропавловской крепости.

Читайте также:  Стивенсон: сочинение

Для Рылеева литературное творчество было составной частью политического служения общественному благу. Он заявлял: “Я не поэт, я гражданин!” Развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого – поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности.

Кондратий Федорович Рылеев [18 .9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, – 13 .7.1826, Петербург], русский поэт-декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1-м кадетском корпусе . Участник заграничных походов русской армии . В 1818 году вышел в отставку, служил заседателем Петербургской уголовной палаты , правителем канцелярии Российско-американской компании . В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.

Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825 года. Казнен в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания. Литературную известность принесла Рылееву сатира “К временщику” – гневное обличение аракчеевских порядков.

Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821 году. В 1823-1825 годах Рылеев совместно с А. А. Бестужевым выпускал ежегодный альманах “Полярная звезда”. В 1821-1823 годах Рылеев создал цикл исторических песен “Думы” : “Олег Вещий”, “Мстислав Удалый”, “Смерть Ермака”, “Иван Сусанин”, “Петр Великий в Острогожске”, “Державин” и др.

Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов. Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева – поэма “Войнаровский” . Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой. Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей. Хотя Пушкин ценил поэму Рылеева выше его “Дум”, в “Полтаве” он спорит с концепцией истории, выраженной в “Войнаровском”.

В незаконченной поэме “Наливайко” Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 века против шляхетского засилья. Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеева явилось стихотворение “Я ль буду в роковое время…” . В агитационно-сатирических песнях , написанных совместно с А. А. Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению. С. М. Александров.

Сочинение: Воспоминания современников о Рылееве

Воспоминания современников о Рылееве

Автор: Рылеев К.Ф.

В конце сентября 1819 года Рылеев, приехавший с женой в усадьбу матери, посещает столицу, где начинает знакомиться с петербургскими литераторами. Вот тогда-то едва не разыгралась трагедия. В конце 1819 года – в самом начале 1820 года происходит мимолетная встреча Рылеева с Пушкиным. Оба были молоды и вспыльчивы. По неизвестной причине между ними возникла ссора, которая могла закончиться или даже закончилась дуэлью. Позднее, 24 марта 1825 года Пушкин писал Александру Бестужеву о Рылееве: «Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда имел тому случай – да черт его знал».

Пушкин не увидел в рылеевских думах правды истории, правды характеров, и это позволило ему рассказать, что «национального, русского нет в них ничего, кроме имен…» Он писал В.А.Жуковскому: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад ».

Рылеев осмелился обесславить грозного Аракчеева, любимца Александра I, в своей сатире «К временщику». Декабрист Николай Бестужев позднее вспоминал:

«Все государство трепетало под железной рукой любимца правителя. Никто не смел, жаловаться: едва возникал малейший ропот – и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей.

В таком положении была Россия, когда Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины; когда назвал его деяния, определил им цену и смело предал проклятию потомства слепую или умышленную покорность вельможи для подавления отечества.

Нельзя представить изумления, ужаса, даже, можно сказать, оцепенения, каким поражены были жители столицы при сих неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном».

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей…

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

По воспоминаниям одного из современников, «Аракчеев, оскорбленный в своем грозном величии неслыханною дерзостию, отнесся к министру народного просвещения князю Голицыну, требуя предать цензора, пропустившего эту сатиру, суду. Но Александр Иванович Тургенев, тайно радуясь этому поражению и желая защитить цензора, придумал от имени министра дать Аракчееву такой ответ: «Так как, ваше сиятельство, по случаю пропуска цензурою Персия сатиры, переведенной стихами, требуете, чтобы я отдал под суд цензора и цензурный комитет за оскорбительные для вас выражения, то прежде чем я назначу следствие, мне необходимо нужно знать, какие именно выражения принимаете вы на свой счет?» Тактический ход влиятельного чиновника министерства народного просвещения Александра Тургенева спас и цензора, и Рылеева. Аракчеев вынужден был промолчать.

5 июня 1823 года в Санкт-Петербургскую палату уголовного суда, где служил Рылеев, поступает сверхштатным членом Иван Иванович Пущин, один из основателей Северного общества декабристов.

Сближение с Пущиным стало важнейшей вехой в жизни Рылеева. Пущин по достоинству оценил и поэтическую деятельность своего сослуживца, и его смелое, полное гражданского мужества поведение в судебной палате. Трудно было Пущину сыскать более преданного единомышленника, и вполне естественно, что несколько месяцев спустя он вводит Рылеева в тайное общество. Вскоре выясняется, что в организацию вступил не рядовой член, а человек неукротимого революционного темперамента.

На совещаниях декабристов, на заседаниях Вольного общества, в дружеском кругу – словом, всюду Рылеев, беспредельно преданный идеалам свободы, покорял окружающих поразительной цельностью своей личности. Николай Бестужев вспоминал: « Рылеев был не красноречив и овладевал другими не тонкостями риторики или силою силлогизма, но жаром простого и иногда несвязного разговора, который в отрывистых выражениях изображал всю силу мысли, всегда прекрасной, всегда правдивой, всегда привлекательной. Всего красноречивее было его лицо, на котором являлось прежде слов все то, что он хотел выразить, точно, как говорил Мур о Байроне, что он похож на гипсовую вазу, снаружи которой нет никаких украшений, но как скоро в ней загорится огонь, то изображения, изваянные хитрою рукою художника, обнаруживаются сами собою».

«Он гению лишь был послушен,// Властей других не признавал», – писал Рылеев о Байроне. Таков высший закон жизни каждого истинного таланта. Так жил и Рылеев.

В ночь на 14 декабря у Рылеева снова состоялось собрание. Декабристы приняли окончательный план восстания. Михаил Бестужев вспоминал: «…Как прекрасен был в этот вечер Рылеев! Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко; но когда он попадал на свою любимую тему – на любовь к родине, – физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устаешь любоваться им».

Вспоминая о последних встречах с Рылеевым, Федор Глинка показал на следствии: «Рылеев был болен сильною опухолью в горле и ни о чем не говорил со мною, как только о разных предначертаниях его поэм, также о трагедии «Богдан Хмельницкий», которую начал писать, и намеревался объехать разные места Малороссии, где действовал, сей гетман, чтоб дать историческую правдоподобность своему сочинению».

Год за годом историки литературы собирали по крупицам «осколки» незавершенных произведений Рылеева, и теперь ясно видно, что он погиб на мощном творческом взлете.

В наши дни исполнилась мечта Огарева, который писал о Рылееве:

Жизнь и творчество Рылеева К.Ф.

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился [18(29). IX. 1795, усадьба Батово Петербургской губернии] в семье небогатого помещика — поэт- декабрист.

Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.

Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петер­бурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.

С 1814-15 находился за границей в составе артилле­рийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально зара­зился. во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освобо­дившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.

С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой остро­гожской интеллигенции, злейшего раз­гула крепостников и произвола властей.

В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеев­ский режим.

В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика На­талье Михайловне Тевяшевой.

В 1820 пере­ехал в Петербург.

В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших про­тив жестокой эксплуатации их помещи­ком).

В октябре 1823 он был принят в Север­ное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.

В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую ком­панию» в качестве правителя ее канцеля­рии. Работая в этом, уже не государствен­ном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.

В 1822—24 Рылеев ежегодно издавал совмест­но с А. Бестужевым альманах «Поляр­ная звезда».

В 1825 — сборник «Звездочка». Эти издания, очень успешно осуществлен­ные, служили распространению передо­вых идей и вместе с тем имели в виду ма­териально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напеча­таны произведения Жуковского и Пуш­кина, Грибоедова и Крылова, Баратынско­го и самого Рылеева, Вяземского, Давы­дова, Языкова, А. Бестужева, Гнедич и других.

На основе наблюдений над русской дей­ствительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков — Карамзина, Строева, Корниловича, Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республи­канский образ правления, за освобожде­ние крестьян, свободу книгопечатания, от­крытое судопроизводство, личную безопас­ность.

В Северном обществе он занял ве­дущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской ра­велине Петропавловской крепости. На оло­вянной тарелке он, по преданию, напи­сал в тюрьме четверостишие, свидетель­ствующее о стойкости борца за свободу:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдит­ся сих цепей,

Когда ношу их за отчиз­ну?»

Повешен в числе пяти руководителей восстания.

В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое об­щественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образо­ванных людей в круг своих идей.

Творче­ский путь Рылеева-поэта характерен для боль­шинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общест­венной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолго­временности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободитель­ным движением на его дворянском эта­пе, он начинает с увлечения анакре­онтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отно­шений

«Счаст­ливая перемена» — 1820;

«Нечаянное счастье» — 1821, и другие.

«Я не хочу любви твоей. » — 1824.

Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал граждан­ского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» — дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Фор­мула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго сле­довал определившемуся пониманию поэ­зии и поэта.

Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торже­ственные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание —

«А. П. Ермолову» (1821)

«Граждан­ское мужество» (1823),

«На смерть Байро­на» (1824).

Гораздо значительнее сатириче­ские оды Рылеева — «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) —

«Я ль буду в роковое время

Позорить Гражданина сан. ».

Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбеж­ность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную де­кабристскому движению силу—обществен­ную пассивность большинства образован­ного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борь­бы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распростра­нение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.

Изначальная связь с традицией психо­логического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансфор­мацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бесту­жеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.

В литературе психологического роман­тизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ран­ние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет по­литические агитационные песни, рассчи­танные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального по­ложения. До нас дошло семь таких песен (1823—24).

Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.

Одна из них — «Ах, тошно мне. » прямо противопостав­лена романсу Нелединского-Мелецкого, на­чинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой — «Как идет кузнец да из кузницы. » наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева по­лучили широкое распространение, про­никли в народ, стали явлениями фоль­клора, содействовали формированию ана­логичных произведений в последующие десятилетия.

Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы ска­залось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича

(1821—23, отдельное издание — 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:

«Партизаны» — все три 1825) — произве­дения гражданского романтизма, проник­нутые пафосом революционного патрио­тизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собра­ния старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского по­эта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Бай­рона и южных поэм Пушкина.

Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отли­чаются только объемом: дума — неболь­шая поэма, «Войнаровский» — разверну­тая дума. Большинство дум — обрамлен­ный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими крас­ками, без светотеней, без полутонов. Внут­ренний мир их обнаруживается в кон­фликте с окружающей средой, в столкно­вении с тиранией. Поступки героев иллю­стрируют их неизменный облик. Любов­ный конфликт отсутствует или только слег­ка намечен. Герои раскрыты в их безза­ветном служении делу борьбы за освобож­дение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею за­хваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утвержде­ние единства интересов личности и общест­ва на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой лич­ность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социаль­но неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», кон­кретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная исто­рическая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его рево­люционного мировоззрения и роста даро­вания. Усиливалась политическая острота его произведений.

Первые думы («Боян», «Олег Вещий») в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабрист­ские по своему содержанию. Думы, особен­но ранние, весьма несовершенное осуще­ствление принципов гражданского роман­тизма в жанре поэмы. «Войнаровский» — гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.

В «На­ливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.

Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобож­дается от метафоричности, синтаксис ста­новится более сжатым, уменьшается чис­ло славянизмов, чаще встречаются мест­ные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Суса­нина». Но гораздо благосклоннее воспри­нял он «Войнаровского».

«Рылеева «Войнаровский», — писал Пушкин, — несрав­ненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бе­стужев, Ф. Глинка, Кюхельбекер, Батеньков и других).

Поэзия Рылеева во многом по­могла формированию творчества Поле­жаева, Лермонтова, Огарева, Некрасова.

Кондратий Федорович хорошо понимал и остро переживал противоречия декабристского движения, прежде всего противоречие между борьбой за общественную свободу и пассивностью большинства общества. Вслед за Пушки­ным («Сеятель», 1823) он констатировал:

«Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, сует­ный, людей,

А встречаешь трупы хладные,

Иль бессмысленных детей» («Стансы», 1824—25).

Если часть декабристского ок­ружения, осознав это противоречие, стала на путь примирения со всесильной действи­тельностью (Давыдов, Языков, Вяземский), другая — вернулась к традициям психоло­гического романтизма (Веневитинов, Ба­ратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осо­знание причин общественной пассивно­сти большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,—

Я это чувствую, я знаю,

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельно­сти, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда от­мечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).

Рылеев Кондратий Федорович

В читательском сознании Рылеев – прежде всего поэт-декабрист, издатель альманаха «Полярная звезда», дворянский революционер, человек, мученической смертью подтвердивший верность свободолюбивым идеалам.

Биография Кондратия Рылеева

К. Ф. Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в сельце Батово, близ Петербурга, в семье отставного подполковника, и с шестилетнего возраста воспитывался в петербургском Кадетском корпусе. Здесь он полюбил книгу и начал писать. Тринадцать лет прошло в занятиях и муштре, не без детских проказ, конечно, но зато и с суровой расплатой за них. Популярности Рылеева много способствовали его стихи.

Юность Рылеева совпала с героической эпохой в жизни России, со славным двенадцатым годом. Он страстно ждал выпуска в действующую армию и творил «победные песни героям», вспоминая героическое прошлое своей родины. Уже в первых пробах рылеевского пера намечены темы и поэтические принципы, которым он останется верен навсегда. В 1814 году восемнадцатилетним прапорщиком-артиллеристом Рылеев попадает на театр военных действий. Можно только догадываться, насколько ошеломляющим был контраст между тринадцатилетним заточением в корпусных стенах — и заграничными походами, когда за два года Рылеев дважды отшагал всю Европу.

Потом наступили армейские будни. Артиллерийская рота Рылеева перемещалась из Литвы на Орловщину, пока весной 1817 года не обосновалась в Воронежской губернии, в селе Подгорном Острогожского уезда. Здесь Рылеев занялся воспитанием дочерей местного помещика и вскоре полюбил младшую из них, Наталью Тевяшову. Рылеев, женившись и выйдя в отставку, рвется в столицу — туда, где кипит жизнь. Осенью 1820 года Рылеев с женой и дочерью поселяются в Петербурге, а с начала 1821 года он начинает служить в Петербургской палате уголовного суда.

Творчество Кондратия Рылеева

В петербургских журналах уже появлялись стихотворения Рылеева. Сатира на Аракчеева сделала в одночасье имя поэта широко известным. Вслед за «Курбским» в журналах и газетах за подписью Рылеева одно за другим появляются стихотворения, в которых страницы русской истории прочитаны как свидетельство неискоренимо вольнолюбивого духа нации. По роду своего дарования Рылеев не был чистым лириком; недаром он постоянно обращался к различным жанрам и прозы, и драматургии.

Думы Рылеева принадлежат к жанру исторической элегии, близкой к балладе, широко пользующейся наряду с лирическими и эпико-драматическими художественными средствами. Нельзя не заметить в мировоззрении Рылеева просветительских основ, а в его художественном методе — черт гражданского классицизма. В начале 1823 года Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное тайное общество и вскоре стал его руководителем. Чуждый честолюбивых расчетов и притязаний, Рылеев стал совестью декабристского заговора.

Поэзия Рылеева не воспевала восторга победы — она учила гражданскому мужеству. Поэтическая зрелость Кондратия Федоровича только-только обозначилась для современников на пороге 1825 года — с выходом «Дум» и «Войнаровского», с появлением в печати отрывков из новых поэм. Прямо связав свою жизнь с тайным обществом, с организованной борьбой против самодержавия и крепостничества, Рылеев в том же 1823 году приступил к работе над поэмой о сибирском узнике Войнаровском.

Эпилогом всего творчества Рылеева суждено было стать тюремным его стихам и письмам к жене. 14 декабря 1825 года — первым из организаторов восстания на Сенатской площади — Рылеев был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через полгода — казнен.

Интересные факты

  • Спустя тридцать лет А. И. Герцен и Н. М. Огарев начнут издавать за границей для русского читателя альманах вольной русской литературы, дав ему славное название — «Полярная звезда».
  • Мотивы рылеевской лирики будут развиты в поэзии Полежаева, Лермонтова, Огарева, Некрасова.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Воспоминания современников о Рылееве
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 03:23:04 25 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 17 Комментариев: 9 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать