Помяловский: сочинение

«Н. Г. Помяловский (1835—1863)»

Н. Г. Помяловский (1835—1863) — сын дьячка. Получив образование в духовном училище, а затем и семинарии, он решительно отверг открывающуюся перед ним карьеру служителя церкви и посвятил всю свою недолгую жизнь литературе. Показательно, что крупнейшие свои произведения он отдает в ведущий демократический журнал эпохи — «Современник» определяя тем самым свое место в литературном движении эпохи.

Две повести Помяловского — «Мещанское счастье» (1861) и «Молотов» (1861) — являются воплощением одного и того же художественного замысла. Сделав одним из первых и русской литературе разночинца главным действующим лицом своих повестей, Помяловский стремился прояснить для читателя процесс социально-этического самосознания своего героя. Идейное столкновение «умственного пролетария» Молотова с либеральными помещиками Обросимовыми отражал тот процесс окончательного размежевания демократов и либералов, который привел к открытому конфликту в конце 50-х годов. О поисках разночинцем своего места в жизни идет речь во второй повести — «Молотов». Разрыв с Обросимовыми заставляет героя Помяловского задуматься о необходимости личной независимости, материальной обеспеченности. Так происходит эволюция Молотова к «благонамеренной чичиковщине». Писатель нисколько не идеализирует своего героя, показывая ограниченность его идеалов. Повесть заканчивается словами, заставляющими вспомнить финальную фразу гоголевской «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Тут и конец мещанскому счастью. Эх, господа, что-то скучно».

При создании своих повестей Помяловский использовал художественный опыт Тургенева, но одновременно и полемизировал с ним. Так, в отличие от автора «Рудина» и «Дворянского гнезда» структурным центром повестей Помяловского становится социальный, а не любовный конфликт. Повествование о реальных жизненных трудностях героя-разночинца, данного в процессе его духовного формирования (чего не было у Тургенева), имело большое общественно-воспитательное и литературное значение.

Среди произведений Помяловского важное место занимают «Очерки бурсы», построенные во многом на автобиографическом материале. В замечательных по силе и художественной выразительности очерках созданы колоритные образы бурсаков и их учителей, раскрыт мир застоя и косности, господствовавших в духовных училищах. Значение «Очерков бурсы» велико не только в плане чисто познавательном. Помяловский создал произведение, полемически противопоставленное воспоминаниям о детстве писателей-дворян. Никаких добрых чувств и светлых воспоминаний нет в его очерках, только злость и горечь звучат там при мысли о духовно искалеченных людях, о загубленных детстве и юности.

В «Очерках бурсы» нет единого последовательно развивающегося сюжета, нет и главного действующего лица. Отдельные зарисовки, блестяще построенные диалоги, сценки, бытовые подробности создают в общей сложности цельную и выразительную картину, производящую сильное впечатление на читателей пак раз отсутствием внешней литературной «гладкости». Правдивость изображаемого подчеркивается и своеобразным языком очерков, включающим бурсацкий жаргон, элементы церковно-кпижной речи, формы просторечия и т. д.

Одновременно с «Очерками бурсы» Помяловский работал над романом «Брат и сестра», который должен был охватить широкий круг русской действительности. К сожалению, роман не был закончен.

Произведения Помяловского пользовались большой популярностью у демократического читателя. Писарев посвятил ему две статьи («Роман кисейной девушки» и «Погибшие и погибающие»). Чернышевский писал о Помяловском как о «сильнейшем писателе своего времени»: «Это был человек гоголевской и лермонтовской силы».

Иван Франко, исключительно высоко ценивший Помяловского, еще в 1877 г. перевел первый раздел «Очерков бурсы» и опубликовал его со своим предисловием. Он писал, что в очерках русского писателя отразилась живая, трезвая правда фактов, горячая и честная душа, ясные и твердые убеждения. Все это делает Помяловского,— заключал Франко,— «близким и дорогим сердцу каждого, кто и сам искренне и горячо желает счастья несчастным и воли невольникам».

Реферат: Николай Помяловский

Помяловский Николай Герасимович (1835—1863) — один из первых и наиболее значительных писателей радикальной мелкой буржуазии 60-х годов. Родился в семье дьякона на окраине Петербурга. Восьми лет П. отдали в Александро-Невское приходское, а через два года он перешел в Александро-Невское духовное училище. П. жил в общежитии при училище. Бессмысленная зубрежка, розга как главное средство воздействия на учащихся, грубость нравов и цинизм, дикие проделки с учителями, являвшиеся единственной формой протеста и самозащиты, — вот что характеризовало духовную школу. Все это нашло яркое отражение в автобиографич. «Очерках бурсы». В 1851 Помяловский кончил училище и поступил в духовную семинарию. Здесь господствовали та же зубрежка и муштра. Чтение небогословских книг преследовалось; но именно чтение было единственной отрадой Помяловского; читал он все, что попадало под руку. В старшем классе семинаристы издавали рукописный журнал «Семинарский листок», одним из редакторов которого был П. Он поместил в журнале рассказ из семинарской жизни «Махилов», статью «Попытка решить нерешенный и притом философский вопрос» (имеют ли животные душу) и др. П. кончил семинарию в 1857. Первое время жил, как всякий окончивший курс семинарист, в ожидании места, — читал по покойникам, пел в церкви и т. д. В то же время занимался самообразованием, следил за журналами. Больше всего помог П. в выработке мировоззрения «Современник», особенно статьи Добролюбова и Чернышевского. Заинтересовавшись педагогическими вопросами, П. написал ряд очерков, а один из них — «Вукол» — напечатал в 1859 в «Журнале для воспитания». Это было начало его недолгой, четырехлетней литературной деятельности. В 1860—1861 П. посещал университет в качестве вольнослушателя, одновременно с увлечением работал в воскресной школе, мечтал об издании листка воскресных школ. В 1861 он напечатал в «Современнике» первое большое произведение «Мещанское счастье», а вслед за ним «Молотова». В 1862—1863 П. напечатал «Очерки бурсы». Весной 1862 начал роман «Брат и сестра», но написал очень немного. В это время резко обозначился крутой поворот правительственной политики в сторону реакции. К этому у П. присоединились неудачи личного характера. Он впал в апатию, запил, покушался на самоубийство. Незадолго до смерти он писал А. Н. Пыпину: «Опротивела мне цензурная литература, опротивела гаже бурсацкой инструкции. Я дела хочу. Не будет дела, не найду его, буду пить мертвым поем». В промежутках между запоями П. все-таки работал (рассказ «Поречане», несколько глав романа «Брат и сестра», замысел нового романа «Каникулы», или «Гражданский брак»). Умер Помяловский 5 октября 1863 на 29-м году жизни, не успев осуществить главные свои замыслы.

Творчество Помяловского было полемично по отношению к литературе господствующего класса. Устами Нади Дороговой он дает ей такую оценку: «Там, в книгах, люди живут не по-нашему, там не те обычаи, не те убеждения. Там все помещики — и герой помещик, и поэт помещик. Барина описывают с заметной к нему любовью, хотя бы он был и дрянной человек. барин всегда на первом плане, а чиновники, попадьи, учителя, купцы всегда выходят негодными людьми, безобразными личностями, играют унизительную роль». Это — суровый обвинительный акт, предъявленный дворянской литературе 1-й половины XIX. в. Из творчества П. был изгнан ее излюбленный герой — дворянский интеллигент. «Мещанское счастье» и «Молотов» — первые в русской литературе той эпохи большие произведения, в центре которых стоял «плебей», разночинец, притом описанный не со стороны недоброжелательным или плохо понимающим его автором, а, так сказать, изнутри. Основной конфликт, стягивающий сюжетную и идейную ткань «Мещанского счастья», — это конфликт между «плебеем» и «барством». «Мещанское счастье» и «Молотов» — не непритязательные бытовые зарисовки, каких немало было в литературе 60-х гг., а проблемные повести, в которых писатель ставил актуальные вопросы своего времени и своего класса. П. рисовал процесс созревания классового самосознания мелкого буржуа и борьбу его за место в жизни. Он с симпатией относится не только к своему главному герою, сыну слесаря Молотову, но и к Дороговым, тяжким трудом добившимся сносного существования, и противопоставляет их дворянству, благополучие которого основано на крепостном труде. Но в то же время П. показывает, как, добившись этого относительного благосостояния, Дороговы постепенно превращаются в типичных представителей массы реакционной мелкой буржуазии. Новый герой, выдвинутый мелкой буржуазией, наиболее развернуто представлен у П. в образе Молотова. Молотов — не Дорогов. Его характерные черты, сочувственно обрисованные П., — «плебейская» гордость, презрение к господствующим классам, отказ от их «благодеяний» и покровительства, стремление к полной независимости. Однако П. видел симптомы перерождения и в Молотове (последний разговор с Надей). Молотову противопоставлен бездомный, все отвергающий Череванин, неспособный удовлетвориться «мещанским счастьем». И Череванин и Молотов изображены во второй повести как бы на распутьи. Они отвергают идеалы и быт вскормившей их среды, но не могут нащупать настоящего пути борьбы за общественное переустройство. Первая повесть П. во многом несамостоятельна, на ней заметно влияние тургеневской поэтики (несвойственный П. лирический пейзаж, ситуация «Молотов — Леночка», даже словесные совпадения). Гораздо более зрелым произведением является «Молотов». В нем П. показал себя крупным художником-реалистом, одним из зачинателей литературного стиля революционной демократии 60-х гг. Это сказалось прежде всего на изображении центрального лица повести. Положительный герой П. — живое лицо. П. — реалист. Реализм П. проявился и в мастерском изображении бытовых деталей, которое, не являясь самоцелью, полно обобщающего значения. Интересно в этом смысле описание огромного петербургского дома, в известной степени символизирующего собой весь общественный строй, сжатое и скупое описание, которое служит яркой экспозицией, определяющей общую тональность произведения. У большинства народников эта рисовка деталей и уменье воспользоваться ими для показа смысловой доминанты произведения отсутствуют. В страницах, посвященных роду Дороговых, можно усмотреть некоторое влияние «Дворянского гнезда» Тургенева, но если между ними и есть связь, то скорее следует сказать, что П. полемизирует с Тургеневым, включив в аналогичные рамки совершенно иной материал. Изображение чиновничьего быта в «Молотове» оказало несомненное воздействие на первую часть «Что делать?» Чернышевского: есть ряд фабульных соответствий в этих двух произведениях.

От произведений, в центре которых была фигура «нового человека», от поисков «положительного героя» из разночинской среды Помяловский перешел к другому жанру, характерному для литературы 60-х годов, — к «обличительным» очеркам. В 1862—1863 он напечатал «Очерки бурсы». Бурса изображена П. как часть ненавистного социального целого, как одна из сторон затхлой, убивающей и разлагающей личность жизни. В очерках есть много резких слов о религии и церкви, покрывающих злоупотребления и насилия. Религиозному ханжеству П. открыто противопоставлял в непропущенных цензурой местах свой атеизм, хотя и не столь последовательный, как активный, воинствующий атеизм Чернышевского. Множество «кощунственных» мест о религиозных обрядах, духовенстве, бурсацком начальстве и т. д. было выброшено цензурой.

Бурсаки появлялись в литературе и до П., но веселые приключения бурсаков Нарежного и Гоголя, чистенькие и добродетельные воспитанники семинарии, изображенные в «Баритоне» В. Крестовского (Хвощинской), не имели ничего общего с героями П. Враждебная революционно-демократической литературе критика встретила «Очерки бурсы» в штыки. Анненков считал, что мрачные, беспросветные картины Помяловского, несмотря на его талант, находятся за пределами искусства; другие критики обвиняли П. в клевете, «упоеньи грязью», щеголяньи цинизмом и т. п. Но раздавалось также немало голосов, утверждавших, что П. не сказал ни слова неправды. Теперь на основании целого ряда воспоминаний о бурсе мы знаем, что в «Очерках» верно не только общее освещение: они документально верны. Детальное знание всей подноготной бурсы и жгучая ненависть к ней обусловили собой, с одной стороны, реалистическое изображение бурсы, а с другой — гневный публицистический тон автора. Существенной стилистической особенностью произведения, связанной с его тематикой, является обилие церковно-славянизмов и цитат из «священных текстов», которые неоднократно использованы в комическом, пародийном плане. В «Очерках бурсы» значительно возросло уменье П. показывать людей, человеческий характер; в первых вещах есть все же в манере их изображения некоторый схематизм.

«Брат и сестра», как видно из сохранившихся отрывков, — следующий этап литературной эволюции П. Перед нами замысел романа, но не тургеневского или гончаровского типа, а романа, выросшего на основе обличительного очерка. Роман должен был вскрыть неблагополучие социального строя той эпохи, ужасы неравенства и классовых противоречий. Потесин и его сестра должны были связать множество сцен, типов, бытовых зарисовок, начиная с аристократических салонов и кончая притонами Сенной площади. Предвидя обвинения в цинизме и грязи и в свою очередь нападая на дворянскую эстетику, П. писал: «Мы сочли за необходимое предупредить читателя, что если он слаб на нервы и в литературе ищет развлечения и элегантных образов, то пусть он не читает мою книгу. Не скажу, чтобы я был циник, но предмет, выбранный мною, циничен часто до последнего предела». В этом заявлении дано обоснование не только «грубости» объектов, привлекающих внимание писателя, но и «грубости» словаря, характерной в большей или меньшей степени для всего творчества П. Пренебрежительное отношение ко всякой «красивости» было свойственно не одному Помяловскому, но почти всем представителям демократической литературы 60-х годов. Не менее характерной особенностью стиля последних вещей Помяловского являются публицистические отступления и обращения к читателям.

П. не был народником; не был он и последовательным идейным выразителем революционной демократии 60-х гг. Он принадлежал к той группе городской мелкой буржуазии, которая, не будучи непосредственно связана с революционным движением, подвергалась воздействию его идеологов. Этим и объясняется стихийная тяга П. к «Современнику»; в письме к Чернышевскому он называет себя его «воспитанником». Чернышевский, считая П. близким и большим писателем, говорил о нем как о «сильнейшем из нынешних поэтов-прозаиков», как о «человеке гоголевской и лермонтовской силы». Трагедия П. состояла в том, что он не почувствовал связей с единственным в ту эпоху революционным классом, т. е. с крестьянством. П. все больше терял веру в возможность социального переустройства России. «Мещанское счастье» уже не могло удовлетворить его; отсюда — «кладбищенские» настроения и тяга на дно.

I. Очерки бурсы, СПБ, 1865

Повести, рассказы и очерки, 2 тт., СПБ, 1865

Полное собр. сочин., изд. 2, исправл. и дополн., 2 тт., СПБ, 1868

Из последних предреволюционных изданий лучшими являются приложения к журн. «Нива» (СПБ, 1912) и изд. «Просвещение» (СПБ, 1913, 2 тт.)

Очерки бурсы, М.—Л., 1930 (восстановлены некоторые, но не все цензурные пропуски)

Молотов, М.—Л., 1931

Очерки бурсы, с прил. ст. Д. И. Писарева, предисл. И. Г. Ямпольского, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1935

Письма Помяловского к Я. Полонскому («Русская старина», 1884, I), Н. Г. Чернышевскому («Вестник Европы», 1915, IV — там же к И. П. Панаеву, и «Литературное наследие» Чернышевского, том II, М.—Л., 1928), Н. А. Некрасову («Архив села Карабихи», М., 1916), Достоевским («Из архива Достоевского», М., 1923), А. Н. Пыпину («Новый мир», 1927, V).

II. Благовещенский Н. А., Н. Г. Помяловский, «Современник», 1864, III (перепеч. в собр. сочин. Помяловского, т. I)

Острогорский В., Н. Г. Помяловский, СПБ, 1889

то же, изд. 2, М., 1904

Успенский Н., Из прошлого, М., 1889

Л-в В., Школьные годы Помяловского, «Исторический вестник», 1896, VII

Бибиков П., По поводу одной современной повести, «Время», 1862, I (о пов. «Молотов»)

«Куда девались герои?», «Светоч», 1862, I

Анненков П., Современная беллетристика, «С.-Петербургские ведомости», 1863, № 5 (перепеч. в «Воспоминаниях и критических

очерках», т. II, СПБ, 1881)

(Острогорский В.), Помяловский, его типы и очерки, «Биб-ка для чтения», 1863, IV

(Пыпин А.), Сочинения Помяловского, «Современник», 1864, XI—XII

Писарев Д., Роман кисейной девушки, «Сочинения», т. II, СПБ, 1894

Его же, Погибшие и погибающие, там же, т. V, СПБ, 1894

Incognito (Е. Зарин), Между старым и новым, «Отечественные записки», 1865, IV—V

Ветринский Ч., Памяти Помяловского, «Журнал для всех», 1903, X—XI

Сакулин П., Н. Г. Помяловский, «История русской литературы XIX века, под ред. Д. Овсянико-Куликовского», т. III, М., 1909

Измайлов А., Воинствующее плебейство (Жизнь и книги Н. Помяловского), Литературное приложение к «Ниве», 1911, XII

Борисов Н., Без живого дела, «Наша заря», 1913, IX

Горнфельд А., Памяти Помяловского, «Русское богатство», 1913, X

Игнатов И., Скучающие и довольные, «Заветы», 1913, № 10а

Кранихфельд В., Памяти Помяловского, «Современный мир», 1913, X

Рябовский П., Поэт маленьких людей, «Просвещение», 1913, VIII

Сакулин П., Исповедь разночинца, «Голос минувшего», 1913, X

Белавин К., К вопросу об идеологическом значении «Очерков бурсы» Помяловского, «Звезда», 1930, IX—X

Ямпольский И., Помяловский и его повесть «Молотов», Вступ. ст. к «Молотову», М.—Л., 1931.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, Гиз, М.—Л., 1924.

Помяловский Н.Г. Полное собрание сочинений

23 апреля исполняется 180 лет со дня рождения писателя-беллетриста Николая Герасимовича Помяловского (1835-1863).

Родился Н. Г. Помяловский в семье дьякона. Учился в духовном училище, окончил Петербургскую духовную академию. Слушал лекции в Петербургском университете, где сблизился с революционно настроенным студенчеством. Занимался педагогической деятельностью в воскресной школе рабочего района Петербурга. Отказавшись от духовной карьеры, стал профессиональным литератором. Публиковался в журналах. Его сочинения отдельным изданием впервые вышли в 1865 г., уже после кончины писателя.

Фонд редкой книги располагает полным собранием сочинений Н. Г. Помяловского, изданного в Санкт-Петербурге в 1889 г. в типографии Н. А. Лебедева.

Петербургский журналист Николай Афанасьевич Лебедев (1813-1896) редактировал и издавал газету «Производитель и Промышленник», был издателем брошюр и книг, сотрудничал в различных журналах и газетах.

Составителем издания выступил писатель и журналист Николай Александрович Благовещенский (1837-1889). Учась в Петербургской духовной семинарии, он был младшим товарищем Н. Г. Помяловского. После смерти Николая Герасимовича занимался сохранением его наследия, оставил о нем биографический очерк, публикуемый в большинстве собраний сочинений. В представляемом издании также включена биография писателя, написанная им.

В начале очерка биограф пишет: «…в его произведениях сказалась самобытная, свежая сила таланта и выразился ясный и сильный протест против устаревших понятий и гнетущих форм жизни общественной, – но эти надежды не сбылись: Помяловский умер слишком рано, и в ту пору, когда, по нашему мнению, он только задумывал свои главные работы…

Он развился очень поздно; детство его протекало среди обстановки неприглядной, где ничто не могло помочь его развитию; ему приходилось самому, без всякой посторонней помощи, разгадывать такие вопросы, которые в обществе образованном считались делом давно решенным, и на эти разгадки потрачено много и сил, и времени. Конечно, эти думы развили в нем способность анализа и доставили ему прочные самостоятельные убеждения, но все-таки, говорим, будь обстоятельства иные, будь больший простор его деятельности, не те бы силы обнаружил он перед нами».

Благовещенский в биографическом очерке решил для себя, что не станет «делать оценку этой печальной жизни», а укажет те факты, которые помогли развитию писателя и обратит внимание на те, которые погубили его. «Будем излагать эти факты с полной откровенностью, не скрывая даже таких сторон жизни Помяловского, которые, по-видимому, могут компрометировать в глазах общества эту симпатичную личность. Помяловский не любил лести, да он и не нуждался в ней».

Четырехлетняя литературная деятельность Н. Г. Помяловского явилась значительной для его времени.

В собрание сочинений Н.Г. Помяловского вошли как произведения, изданные при его жизни, так и неоконченные.

Исследователь творчества писателя литературовед И. Г. Ямпольский (1903-1991) считал, что повести Н. Г. Помяловского поднимают актуальные и существенные проблемы своего времени. «В этом заключается основная причина их воздействия на современников: вот почему многие современники и позднейшие критики признавали „Мещанское счастье“ и „Молотова“ наиболее ценными в литературном наследии Помяловского». Эти два творения «связаны судьбой главного героя и представляют результат единого художественного замысла. Это первые в русской литературе 60-х годов крупные произведения, в центре которых стоял плебей, разночинец, причем описанный не со стороны – враждебным ему или, во всяком случае, плохо понимающим его природу автором, а, так сказать, изнутри». Впервые «Мещанское счастье» было опубликовано в «Современнике» в 1861 г., позже здесь же «Молотов».

В 1862-1863 были напечатаны «Очерки бурсы». Тот же И. Ямпольский считает, что «бурса изображена Помяловским как часть ненавистного социального целого, как одна из сторон затхлой, убивающей и разлагающей личность жизни. В очерках есть много резких слов о религии и церкви, покрывающих злоупотребления и насилия. Религиозному ханжеству П. открыто противопоставлял в непропущенных цензурой местах свой атеизм, хотя и не столь последовательный, как активный, воинствующий атеизм Чернышевского. Множество «кощунственных» мест о религиозных обрядах, духовенстве, бурсацком начальстве и т. д. было выброшено цензурой». Четыре части «Очерков бурсы» публикуются в журналах «Время» и «Современник». Пятая часть не была завершена. Будет опубликована после кончины Помяловского.

Неоконченное сочинение „Брат и сестра“, «как видно из сохранившихся отрывков, – следующий этап литературной эволюции Помяловского. Перед нами замысел романа, но не тургеневского или гончаровского типа, а романа, выросшего на основе обличительного очерка. Роман должен был вскрыть неблагополучие социального строя той эпохи, ужасы неравенства и классовых противоречий».

Ямпольский считает, что произведения Помяловского теснейшим образом были связаны со своей эпохой. «И дыхание эпохи сообщается им не столько отдельными приметами времени и упоминаниями о злободневных событиях, сколько общей идейной атмосферой, которая так ощутима в его творчестве. Целый ряд важнейших проблем – проблема взаимоотношения «плебейства» и «барства», проблема жизненного призвания разночинца, проблема «мещанского счастья», женский вопрос, сущность либерализма, вопросы воспитания и т.п. – остро поставлен в его повестях, очерках, фрагментах не осуществленных полностью замыслов. В их постановке Помяловский обнаружил незаурядную чуткость и подлинную смелость, свойственную крупным художникам, проявил себя как писатель, активно вмешивающийся в жизнь, стремящийся осмыслить новые психологические коллизии, новые социальные и нравственные конфликты».

Список использованной литературы:

  1. Помяловский, Н. Г. Полное собрание сочинений / Н.Г. Помяловский ; сост., авт. ст. Н.А. Благовещенский. – С.-Петербург : Тип. Н.А. Лебедева, 1889. – 639 с.
  2. Ямпольский, И. Г. Н. Г. Помяловский. Личность и творчество / И.Г. Ямпольский. – Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1968. – 267 с : портр. – Библиогр. в тексте.

Лучшие книги Николая Герасимовича Помяловского

Название: Николай Помяловский
Раздел: Биографии
Тип: реферат Добавлен 02:59:19 18 февраля 2006 Похожие работы
Просмотров: 263 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
ISBN:978-5-4386-0087-9
Год издания:2010
Издательство:Свое издательство
Язык:Русский

Известность Помяловского зиждется почти исключительно на его ОЧЕРКАХ БУРСЫ. Бесспорно, талантливые очерки освещали один скромный, но очень темный уголок русской жизни, куда не заглядывало еще ничье независимое око. Культурное русское общество, сокрушавшееся по поводу “Антонов-Горемык”, зачитывавшееся “Записками охотника”, было поражено откровением, сделанным Помяловским. С ужасом узнало оно, что в Петербурге – центре культурной жизни, существует известная до сих пор лишь по добродушному описанию Гоголя и Нарежного бурса и что в этой бурсе творятся дела, поражающие своей бесцельной и бесчеловечной жестокостью. Очерки имели сенсационной успех, произвели на общество сильное впечатление и доставили автору большую популярность, нежели все его другие произведения. Это самое главное, самое характерное произведение Помяловского.

Известность Помяловского зиждется почти исключительно на его ОЧЕРКАХ БУРСЫ. Бесспорно, талантливые очерки освещали один скромный, но очень темный уголок русской жизни, куда не…

ISBN:5-280-00446-4
Год издания:1988
Издательство:Художественная литература
Серия:Классики и современники
Язык:Русский

Николай Герасимович Помяловский (1835—1863) — русский писатель революционно-демократического направления середины XIX века.
В книгу вошли основные произведения писателя: повести «Мещанское счастье» и «Молотов», впервые напечатанные в журнале «Современник» в 1861 году, а также «Очерки бурсы» (1862—1863), по своей бичующей силе принадлежащие к лучшим произведениям 1860-х годов прошлого века.

Николай Герасимович Помяловский (1835—1863) — русский писатель революционно-демократического направления середины XIX века.
В книгу вошли основные произведения писателя: повести…

Год издания:1985
Издательство:Правда
Язык:Русский

В сборник произведений писателя-демократа 60-х годов XIX века Н.Г. Помяловского (1835–1863) вошли повести «Мещанское счастье», «Молотов», рассказы «Махилов», «Поречане» и другие.

Год издания:2008
Издательство:АрМир
Язык:Русский

Год издания:2008
Издательство:АрМир
Язык:Русский

Год издания:1981
Издательство:Правда
Язык:Русский

В книгу включены известные произведения русского писателя Н.Г.Помяловского “Мещанское счастье”, “Очерки бурсы”, где рисуются тяжелая картина “воспитания” детей в России XIX века, а также быт и нравы русского помещичьего сословия.

В книгу включены известные произведения русского писателя Н.Г.Помяловского “Мещанское счастье”, “Очерки бурсы”, где рисуются тяжелая картина “воспитания” детей в России XIX века,…

Год издания:1965
Издательство:Художественная литература
Язык:Русский

Творчество Н.Г.Помяловского отличают ненависть к крепостному праву, ко всем его порождениям и пережиткам в социально-политической, культурной и бытовой сфере, к миру капиталистических отношений и к буржуазной культуре, непримиримый, бескомпромиссный демократизм, стремление сделать литературу голосом народных масс и действенной силой в борьбе за справедливость.
В настоящее издание вошли цикл рассказов “Очерки бурсы”, роман “Брат и сестра”, рассказ “Поречане” и повесть “Андрей Федорович Чебанов”.

Творчество Н.Г.Помяловского отличают ненависть к крепостному праву, ко всем его порождениям и пережиткам в социально-политической, культурной и бытовой сфере, к миру…

Год издания:1965
Издательство:Художественная литература
Язык:Русский

Творчество Н.Г.Помяловского отличают ненависть к крепостному праву, ко всем его порождениям и пережиткам в социально-политической, культурной и бытовой сфере, к миру капиталистических отношений и к буржуазной культуре, непримиримый, бескомпромиссный демократизм, стремление сделать литературу голосом народных масс и действенной силой в борьбе за справедливость.
В настоящую книгу вошли избранные произведения Н.Г.Помяловского: рассказ “Махилов”, повести (“Молотов”, “Мещанское счастье”) и психологические очерки (“Вукол”, “Данилушка”).

Творчество Н.Г.Помяловского отличают ненависть к крепостному праву, ко всем его порождениям и пережиткам в социально-политической, культурной и бытовой сфере, к миру…

Издательство:Журнал для воспитания
Язык:Русский

ISBN:5-7390-0820-4, 5-237-01492-5
Год издания:1998
Издательство:АСТ, Олимп
Язык:Русский

Настоящее издание кроме произведений Н.Помяловского и Г.Успенского, изучаемых по школьной программе, содержит много дополнительных материалов. В помощь учащимся и учителям публикуются комментарии к текстам писателей, летопись их жизни и творчества,

Настоящее издание кроме произведений Н.Помяловского и Г.Успенского, изучаемых по школьной программе, содержит много дополнительных материалов. В помощь учащимся и учителям…

Год издания:1980
Издательство:Советская Россия
Язык:Русский

Н.Г.Помяловский – русский писатель революционно-демократического направления середины XIX века.
В книгу вошли основные произведения писателя: повести “Мещанское счастье” и “Молотов”, впервые напечатанные в журнале “Современник” в 1861 году и принесшие писателю известность, а также “Очерки бурсы”, по своей бичующей силе принадлежащие к самым выдающимся произведениям очерковой литературы 60-х годов.

Н.Г.Помяловский – русский писатель революционно-демократического направления середины XIX века.
В книгу вошли основные произведения писателя: повести “Мещанское счастье” и…

Год издания:1981
Издательство:Московский рабочий
Язык:Русский

Н.Г.Помяловский – русский писатель революционно-демократического направления середины XIX века.
В книгу вошли основные произведения писателя: повести “Мещанское счастье” и “Молотов”, впервые напечатанные в журнале “Современник” в 1861 году и принесшие писателю известность, а также “Очерки бурсы”, по своей бичующей силе принадлежащие к самым выдающимся произведениям очерковой литературы 1860-х годов.

Н.Г.Помяловский – русский писатель революционно-демократического направления середины XIX века.
В книгу вошли основные произведения писателя: повести “Мещанское счастье” и…

Год издания:1912
Издательство:Издание А. Ф. Маркса
Язык:Русский

Санкт-Петербург, 1912 год. Издание А. Ф. Маркса. Типографский ледериновый переплет с золотым тиснением. Сохранность хорошая. С портретом автора и биографическим очерком, составленным Н. А. Благовещенским.

Санкт-Петербург, 1912 год. Издание А. Ф. Маркса. Типографский ледериновый переплет с золотым тиснением. Сохранность хорошая. С портретом автора и биографическим очерком,…

Издательство:журналы «Время» и «Современник»
Язык:Русский

ISBN:5-17-015478-X
Год издания:2005
Издательство:АСТ
Язык:Русский

Настоящее издание кроме произведений Н. Г. Помяловского и Г. И. Успенского, изучаемых по школьной программе,-содержит много дополнительных материалов. В помощь учащимся и учителям публикуются комментарии к текстам писателей, летопись их жизни и творчества, высказывания критиков, воспоминания современников, темы сочинений и развернутые планы некоторых из них, задания для самостоятельной работы и т. д., а также материалы, которые в равной мере можно.

Настоящее издание кроме произведений Н. Г. Помяловского и Г. И. Успенского, изучаемых по школьной программе,-содержит много дополнительных материалов. В помощь учащимся и учителям…

Год издания:1984
Издательство:Ростовское книжное издательство
Серия:Школьная библиотека
Язык:Русский

МЕЩАНСКОЕ СЧАСТЬЕ И МОЛОТОВ – самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой – повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женской эмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе.
В повести МЕЩАНСКОЕ СЧАСТЬЕ главный герой Егор Иванович Молотов предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, “плебеем и барином” разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости.
Повесть МОЛОТОВ репрезентирует героя спустя 10 лет, за это время Молотов узнает, чего стоит независимость и разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому не обязан.

МЕЩАНСКОЕ СЧАСТЬЕ И МОЛОТОВ – самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой – повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения…

Помяловский Николай Герасимович

  1. Окружение
  2. Помяловский Николай Герасимович

[11(23).4.1835, Петербург — 5(17).10.1863, там же]

Писатель. Учился в духовном училище, окончил в 1857 г. Петербургскую духовную се­минарию, слушал лекции в Петербургском уни­верситете. Наиболее известные произведения Помяловского — повести «Мещанское счастье» (1861), «Молотов» (1861) и «Очерки бурсы» (1862–1863).

Личное знакомство Достоевского с Помялов­ским могло состояться в начале 1861 г. на лите­ратурном чтении в Пассаже в пользу воскресной школы на Шлиссельбургоком тракте. 26 декабря 1861 г. Помяловский писал Достоевскому: «Я не знаю, как и благодарить Вас за Ваше благоду­шие и полную готовность помочь мне, которую я вот не раз уже испытал. Даст Бог, я сумею быть благодарным за Вашу постоянную готов­ность делать мне добро».

17 апреля 1862 г. Помяловский посещает До­стоевского и обращается к нему с денежной просьбой, а на следующий день пишет Достоев­скому: «Я вчера был у Вас в очень позднее время и сказал, что нахожусь в крайне затруднитель­ном положении . Благодарю Вас за искрен­но выраженное Вами желание выручить меня из беды; но выручить Вам было невозможно по Ва­шим обстоятельствам, — потому Вы и отослали меня к своему брату, сказав, что я могу, несмот­ря на позднее время, видеть его тотчас же, пото­му что он приехал с Вами одновременно от Ми­люкова, кажется».

В 1862 г. Помяловский стал печатать во «Вре­мени» свои очерки, положившие начало «Очер­кам бурсы», однако альянс Помяловского с жур­налом оказался непрочным ввиду несогласия Помяловского с полемическими выпадами «Вре­мени» против «Современника». 10 апреля 1863 г. Помяловский вместе с Достоевским уча­ствуют в литературно-музыкальном вечере в Благородном собрании в Петербурге в пользу Литературного фонда.

Достоевскому принадлежит : «Всё описываемое здесь — дела недавнего про­шедшего. Время и прогресс берут свое в самых непроходимых захолустьях, в самых страшных средах. Сам автор в конце своего очерка говорит о лучших людях, о лучшей будущности».

Посещение Помяловским незадолго до смер­ти четверга у братьев М.М. и Ф.М. Достоевских запомнилось Ф.Н. Бергу: «На четвергах Досто­евских неоднократно встречал я талантливого писателя, которого значение впоследствии было, кажется, несколько раздуто, — Н.Г. Помялов­ский . Он опускался все ниже и ниже, его отыскивали в самых ужасных трущобах, куда за ним даже как-то ездили сами Достоевские, вы­соко ставившие его талант . Помню, как я в последний раз видел его на четверге у Достоев­ских, незадолго до его болезни (гангрены в ноге) и смерти. Он ходил по комнатам — бодрый и ве­селый, смеялся, рассказывал что-то. Его возбуж­денное состояние, к которому все привыкли, и неверная походка не обращали на себя особен­ного внимания. Я заметил только, что он посто­янно подходил к окну, наливал воду из большого графина и пил стакан за стаканом. Я думал, что он отпивается с похмелья, но оказалось, что это был графин с водкой, приготовленной к ужину.

За ужином было довольно много народа, и Помяловский сидел около меня. Особенно ниче­го не было заметно, но вдруг он как-то странно захрипел, глаза его закатились, стул под его тя­жестью разлетелся, и он во весь рост, к ужасу присутствующих, без чувств растянулся на полу.

Все поднялись с мест, бросились к нему; Н.Н. Страхов и Разин, особенно близкие к по­койному и любившие его, взялись отвезти его до­мой. Когда его одели и вынесли к двери, он так в чувство и не приходил».

Е.Н. Опочинин вспоминал о беседе с Достоев­ским: «И никто так сложно и совершенно кощун­ствовать не умеет, как семинаристы, — говорил Достоевский. — В этом я сам когда-то убедился, да и от Николая Герасимовича слышал (от По­мяловского). Тот рассказывал о них такие вещи, что волосы станут дыбом. Он (то есть Николай Герасимович) знал всякие кощунственные мо­литвы, многие возгласы, гнусные пародии бого­служений. И говорил он при том, что исполня­лось это все на обиходные церковные напевы, по гласам.

Федор Михайлович помолчал и потом доба­вил:

— И как удивительно хорошо покойный Ни­колай Герасимович рассказывал об этих кощун­ствах, — даже отвращение как-то шло мимо, за­бывалось как-будто, так он воодушевлялся. А ведь человек он был робкий с чужими. когда не бывал навеселе. ».

Л.М. Лотман в статье «Достоевский и Н.Г. По­мяловский» видит внутреннее родство замысла романа Достоевского «Пьяненькие», который затем трансформировался в «Преступление и наказание», с незавершенным романом Помя­ловского «Брат и сестра», и предполагает, что личность Помяловского могла отразиться в от­дельных местах «Преступления и наказания», отмечая сходство одного из центральных эпизо­дов повести «Молотов» — спора друзей и вместе с тем антиподов Череванина и Молотова в ресторане — с разговорами Раскольникова с Мармеладовым и Свидригайловым в трактире и, осо­бенно, с беседой в трактире Ивана и Алеши Ка­рамазовых.

И.Г. Ямпольский в статье «Ф.М. Достоев­ский и Н.Г. Помяловский» добавляет к этому еще одну сцену сходства двух сцен: посещение Раскольниковым Разумихина в «Преступлении и наказании», где человек пятнадцать гостей, и сцену в «Молотове», где Молотов приходит к художнику Череванину, у которого собралась пьяная компания, «человек двенадцать, все по­чти молодежь». В записной тетради Достоевского 1876–1877 гг. есть строки: «Все эти души — стер­тые пятиалтынные прежде чем жили, все эти Демерты, Помяловские, Щаповы, Курочкины. Они, видите ли, пили и дрались в пьяном виде. Значит, тем и приобрели либеральную доблесть. Какие невинности. Когда другие страдают, они пьют, то есть наслаждаются, ибо винные пары давят на их мозг и они воображают себя генера­лами — непременно генералами, хоть не в эпо­летах, то по крайней мере истребляющими, при­нижающими и наказующими. Дешево и гнило. Дрянь поколение. ».

Какие-то черты Помяловского вошли в образ Мармеладова в «Преступлении и наказании».

Полное собрание сочинений Н.Г.Помяловского. В одном томе

Антикварная книга выпущена в примерно в 1900 году, Книгоиздательское товарищество “”Просвещение”. Книга Н.Г.Помяловский. Составлено Н.А.Благовещенским Полное собрание сочинений Н.Г.Помяловского. В одном томе издана в 1900 (примерно) г. Типо-литография акционерного общества “Самообразование””

Автор: Помяловский, Николай Герасимович

Издатель: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение»

Книга в старинном переплете. Н.Г.Помяловский. Составлено Н.А.Благовещенским Полное собрание сочинений Н.Г.Помяловского. В одном томе издана в 1900 (примерно) г. Типо-литография акционерного общества “Самообразование”.

Помяловский (Николай Герасимович) – известный беллетрист. Родился в 1835 г. в семействе дьякона Петербургской малоохтенской кладбищенской церкви. Домашняя жизнь сложилась для него благоприятно. В 8 лет он был определен в Александро-Невское духовное училище, которое впоследствии и было им описано в знаменитых “Очерках бурсы”. В четвертом очерке бурсы, под заглавием “Бегуны и спасенные”, Помяловский вывел самого себя под именем Карася. Кулачное право, право физически сильного, дерзкого и наглого царило над всеми остальными сторонами товарищеской бурсацкой жизни; не найди маленький Помяловский себе покровителя в лице одного из старших воспитанников бурсы, ему пришлось бы совсем плохо. Этот период ученической жизни выработал в нем недоверчивость, скрытность, озлобление и ненависть к окружающей среде. Неумелые педагогические приемы тогдашних учителей, а также непонятные детскому уму и бестолковые учебники отбили в Помяловском всякую охоту к учению и классным занятиям: он рано стал лениться, оставался по несколько лет в классе и понемногу обратился в бесшабашного, озлобленного и “отпетого” бурсака. Его жестоко пороли (всего, по собственному его счету, до четырехсот раз), а потом и сечь перестали. Пробыв в училище 8 лет, он перешел в семинарию, где условия жизни были уже много лучше и где он впервые обрисовался в глазах товарищей как человек большого ума, глубокого анализа и широких дарований. И семинария, подобно училищу, мало давала пищи умам воспитанников, хотя уроки русского языка, а в особенности логики и психологии, все же хоть несколько вызывали интерес к занятиям и ставили вопросы, над которыми приходилось задумываться. Результатом этих размышлений явилось издание в старшем классе семинарии рукописного журнала “Семинарский листок”, в котором Помяловский принял самое деятельное участие. Затаенным желанием Помяловского было, чтобы “листок прошел через весь курс, и чтобы на его страницах был выяснен идеал семинариста”.

Творчество Помяловского было полемично по отношению к литературе господствующего класса. Устами Нади Дороговой он дает ей такую оценку: «Там, в книгах, люди живут не по-нашему, там не те обычаи, не те убеждения. Там все помещики — и герой помещик, и поэт помещик. Барина описывают с заметной к нему любовью, хотя бы он был и дрянной человек. барин всегда на первом плане, а чиновники, попадьи, учителя, купцы всегда выходят негодными людьми, безобразными личностями, играют унизительную роль». Это — суровый обвинительный акт, предъявленный дворянской литературе 1-й половины XIX. в. Из творчества П. был изгнан ее излюбленный герой — дворянский интеллигент. «Мещанское счастье» и «Молотов» — первые в русской литературе той эпохи большие произведения, в центре которых стоял «плебей», разночинец, притом описанный не со стороны недоброжелательным или плохо понимающим его автором, а, так сказать, изнутри. Основной конфликт, стягивающий сюжетную и идейную ткань «Мещанского счастья», — это конфликт между «плебеем» и «барством». «Мещанское счастье» и «Молотов» — не непритязательные бытовые зарисовки, каких немало было в лит-ре 60-х гг., а проблемные повести, в к-рых писатель ставил актуальные вопросы своего времени и своего класса. П. рисовал процесс созревания классового самосознания мелкого буржуа и борьбу его за место в жизни. Он с симпатией относится не только к своему главному герою, сыну слесаря Молотову, но и к Дороговым, тяжким трудом добившимся сносного существования, и противопоставляет их дворянству, благополучие к-рого основано на крепостном труде.

Но в то же время П. показывает, как, добившись этого относительного благосостояния, Дороговы постепенно превращаются в типичных представителей массы реакционной мелкой буржуазии. Новый герой, выдвинутый мелкой буржуазией, наиболее развернуто представлен у П. в образе Молотова. Молотов — не Дорогов. Его характерные черты, сочувственно обрисованные П., — «плебейская» гордость, презрение к господствующим классам, отказ от их «благодеяний» и покровительства, стремление к полной независимости. Однако П. видел симптомы перерождения и в Молотове (последний разговор с Надей). Молотову противопоставлен бездомный, все отвергающий Череванин, неспособный удовлетвориться «мещанским счастьем». И Череванин и Молотов изображены во второй повести как бы на распутьи. Они отвергают идеалы и быт вскормившей их среды, но не могут нащупать настоящего пути борьбы за общественное переустройство. Первая повесть П. во многом несамостоятельна, на ней заметно влияние тургеневской поэтики (несвойственный П. лирический пейзаж, ситуация «Молотов — Леночка», даже словесные совпадения). Гораздо более зрелым произведением является «Молотов». В нем П. показал себя крупным художником-реалистом, одним из зачинателей лит-ого стиля революционной демократии 60-х гг. Это сказалось прежде всего на изображении центрального лица повести. Положительный герой П. — живое лицо. П. — реалист. Реализм П. проявился и в мастерском изображении бытовых деталей, к-рое, не являясь самоцелью, полно обобщающего значения. Интересно в этом смысле описание огромного петербургского дома, в известной степени символизирующего собой весь общественный строй, сжатое и скупое описание, к-рое служит яркой экспозицией, определяющей общую тональность произведения. У большинства народников эта рисовка деталей и уменье воспользоваться ими для показа смысловой доминанты произведения отсутствуют. В страницах, посвященных роду Дороговых, можно усмотреть некоторое влияние «Дворянского гнезда» Тургенева, но если между ними и есть связь, то скорее следует сказать, что П. полемизирует с Тургеневым, включив в аналогичные рамки совершенно иной материал. Изображение чиновничьего быта в «Молотове» оказало несомненное воздействие на первую часть «Что делать?» Чернышевского: есть ряд фабульных соответствий в этих двух произведениях.

От произведений, в центре к-рых была фигура «нового человека», от поисков «положительного героя» из разночинской среды Помяловский перешел к другому жанру, характерному для литературы 60-х годов, — к «обличительным» очеркам. В 1862—1863 он напечатал «Очерки бурсы». Бурса изображена П. как часть ненавистного социального целого, как одна из сторон затхлой, убивающей и разлагающей личность жизни. В очерках есть много резких слов о религии и церкви, покрывающих злоупотребления и насилия. Религиозному ханжеству П. открыто противопоставлял в непропущенных цензурой местах свой атеизм, хотя и не столь последовательный, как активный, воинствующий атеизм Чернышевского. Множество «кощунственных» мест о религиозных обрядах, духовенстве, бурсацком начальстве и т. д. было выброшено цензурой.

Читайте также:  Лакшин: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×